Отрасли автомобильная промышленность. Смотреть что такое "Автомобильная промышленность" в других словарях

104. Мировая автомобильная промышленность

Автомобилестроение, зародившееся в конце XIX в., принято относить к новым отраслям промышленности. Но среди этой группы отраслей оно продолжает играть совершенно особую роль. По масштабам влияния на мировое хозяйство в течение всего XX в. автомобилестроение, может быть, уступает только нефтяной промышленности. Вот почему по отношению к нему нередко употребляют определение типа «становой хребет», «локомотив», «барометр экономики».

Автомобильная промышленность – главная составная часть транспортного машиностроения. Более того, во многих развитых странах она обеспечивает от 5 до 10 % всего производства ВНП. Но значение ее выходит далеко за рамки транспортной подотрасли. Это объясняется, во-первых, тем, что автомобильная промышленность выступает в роли основного потребителя многочисленных видов продукции других отраслей (стали, алюминия, пластмасс, свинца, каучука, электронных изделий и т. д.). Во-вторых, тем, что с ней непосредственно связан автомобильный бизнес в широком смысле этого слова, включающий в себя сбыт и обслуживание автомобилей, строительство и ремонт автодорог и др. В-третьих, тем, что на протяжении большей части XX в. именно автомобильная промышленность находилась в авангарде научно-технического прогресса, а также прогресса в области организации труда и менеджмента. Так, именно она положила начало и фордизму, и постфордизму, ознаменовавшему новый технический переворот в развитии производства.

Неудивительно, что на протяжении всего XX в. мировое производство автомобилей постоянно возрастало. Перед Второй мировой войной в мире выпускалось примерно 4 млн автомобилей в год, в 1950 г. их производство превысило 10 млн, в начале 1960-х гг. выпускали уже 20 млн, в 1970 г. – 30 млн, в 1980 г. – 40 млн, в 2000 г. свыше 50 млн (рис. 82), а в 2005 г. – 66,5 млн. Из этого количества почти 4/5 приходится на легковые автомобили, а остальное – на грузовые и автобусы.

Рис. 82. Динамика мирового производства автомобилей, млн шт.

Впрочем, чаще всего статистика учитывает только легковые автомобили, производство которых в мире составляло: в 1960 г. – 12,8 млн, в 1970 г. – 22,7 млн, в 1980 г. – 29,1 млн, в 1990 г. – 35,7 млн, в 2000 г. – 40 млн, в 2006 г. – 50 млн.

Основной тенденцией географических сдвигов в мировой автомобильной промышленности на протяжении XX в. было ее рассредоточение по все большему числу регионов и стран. Еще в 1950 г. в этой отрасли почти безраздельно господствовали США (83 % мирового производства), а 14 % приходилось на Западную Европу, но затем начался переход от такой моноцентрической территориальной модели ко все более полицентрической. В 1970 г. доля Западной Европы в мировом производстве легковых автомобилей увеличилась до 46 %, а Северной Америки уменьшилась до 32 %, началось также формирование третьего мирового центра автомобилестроения в Японии (13 %). В 1980-егг. становление и укрепление этих трех ведущих центров в основном завершилось: в 1990 г. Западная Европа производила около 40 % всех легковых автомобилей, Япония – около 30 и Северная Америка – 20, тогда как на все остальные регионы и страны (СССР, Восточная Европа, Республика Корея, Бразилия и др.) приходилось 10 % их мирового выпуска.

Для 1990-х гг. стало характерным дальнейшее пространственное «растекание» автомобильной промышленности, что в первую очередь относится к Латинской Америке и Азии. В конце 1990-х гг. автомобильные и автосборочные заводы имелись уже в девяти странах Латинской Америки: в Бразилии, Аргентине, Мексике, Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Чили, Уругвае и Перу. Из стран Азии, помимо Японии, наиболее быстрыми темпами эта отрасль развивалась в Республике Корея и Китае, но она выросла также в Турции, Индии, Таиланде. В итоге к началу XXI в. суммарная доля трех главных центров в мировом производстве автомобилей еще более уменьшилась

(Западная Европа – 28 %, США – 22, Япония – 20 %), тогда как доля других регионов и стран возросла (Латинская Америка – 8 %).

Соответствующие изменения стали происходить и в составе первой десятки стран по производству автомобилей. Еще в 1970 г. в нее входили США, Япония, страны Западной Европы, Канада, Австралия и СССР, в 1990 г. десятую позицию заняла Республика Корея. К началу XXI в. Республика Корея поднялась еще на несколько «ступенек», а Бразилия и особенно Китай, также вошли в состав ведущих стран-производителей, в первую их десятку (табл. 112).

Таблица 448

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ПРОИЗВОДСТВУ АВТОМОБИЛЕЙ В 2005 г.

* без легких грузовиков

Кроме того, более 1 млн автомобилей выпускают также Мексика (1,7), Индия (1,6), Россия (1,4), Тайланд (1,1) и Италия (1,0). В остальных странах их производят обычно не больше 300–500 тыс. Особо следует отметить сильный спад автомобилестроения в странах Восточной Европы (Болгария, Чехия, Сербия) и в странах СНГ (Белоруссия, Украина). Согласно прогнозам, в 2010 г. доля восьми ведущих западных держав в мировом производстве автомобилей может уменьшиться до 60 %.

С другой стороны, нужно учитывать и то, что развитые страны Запада, по словам Л. М. Синцерова, «неохотно передают автомобилестроение на периферию мирового хозяйства». При этом они широко используют свое огромное превосходство в уровне монополизации этой отрасли: в число крупнейших автомобильных корпораций мира входят американские «Дженерал Моторс» и «Форд Мотор», японские «Тойота», «Ниссан», «Хонда», германский «Фольксваген», германо-американская «Даймлер-Крайслер», итальянский «ФИАТ», французские «Рено» и «Пежо-Ситроен».

Именно этим корпорациям, а также южнокорейской «Дэу» принадлежат основные мощности автомобилестроения и автосборки в странах Латинской Америки и Азии. В Бразилии, например, объем продаж контролируют автомобильные ТНК «Фольксваген», «ФИАТ», «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Даймлер-Бенц», «Тойта», а в Аргентине к ним добавляются «Даймлер-Крайслер» и «Рено». Во второй половине 1990-х гг. борьба за передел мирового автомобильного рынка еще более обострилась. Она затронула и страны СНГ, в которых создали свои многочисленные филиалы «Форд Мотор», «Рено», «Дженерал Моторс» и другие зарубежные автомобильные компании.

Однако при прогнозировании развития и размещения мировой автомобильной промышленности нужно учитывать и то, что ныне на нее оказывают влияние две в чем-то даже противоположные стратегии фордизма и постфордизма. Фордизм зародился в начале XX в. в автомобильной промышленности США, а наиболее долго и последовательно его применяли компании «Форд Мотор» и «Дженерал Моторс». Фордизм делает акцент на производство недорогих автомобилей из максимально стандартизованных узлов и деталей при минимальной их модификации. В этом случае материнская компания обычно включает в себя большое число дочерних компаний и филиалов, которые могут быть размещены по всему миру, образуя своего рода трансконтинентальные производственные цепи. В отличие от этого постфордизм (или тоётизм – по имени японской компании «Тоёта») делает ставку на максимально гибкие способы организации автомобильного производства – в смысле выпуска машин в нужное время и в нужном месте пусть даже в небольших количествах. Эта стратегия основана на широком применении компьютеризации, внедрении гибких производственных систем, сокращении числа комплектующих компонентов, но при увеличении числа разного рода модификаций, акценте на высокое качество и снабжении сборочных предприятий по системе «точно в срок». Уже имеющийся опыт свидетельствует о том, что при этой стратегии предпочтительнее размещать производство автомобилей в Центре мирового хозяйства, где легче организовать контроль и сбыт продукции, чем на его Периферии.

Автомобили – один из главных товаров мировой торговли. Экспортная квота автомобилестроения составляет примерно 40 %. А в первую тройку стран-экспортеров автомобилей входят: Япония, Германия и Франция. Впрочем, в последние годы к ним присоединился и Китай.

На развитие автомобильной промышленности России крайне отрицательно повлиял разрыв традиционных производственных связей после распада СССР и Совета Экономической Взаимопомощи. Но даже в условиях «шоковой терапии» начала 1990-х гг. этой отрасли в целом удалось сохранить основную часть производственных мощностей, так что и ныне ГАЗ в Нижнем Новгороде, АвтоВАЗ в Тольятти, КамАЗ в Набережных Челнах остаются крупнейшими промышленными предприятиями страны с количеством занятых от 80 до 95 тыс. на каждом. Тем не менее общее производство легковых автомобилей в России уменьшилось, а производство грузовых автомобилей и автобусов оказалось в состоянии затяжного кризиса. Резко сократился также экспорт автомобилей, но зато намного вырос импорт иномарок. Новые предприятия возникли во многих городах, но все это автосборочные заводы, рассчитанные на выпуск иностранных моделей. Об отставании отрасли от потребностей страны говорит и тот факт, что в России на 1000 жителей выпускают 20 легковых автомобилей, тогда как в Германии, во Франции, в Испании, Швеции, Канаде, Республике Корея – 40–50, а в Японии и того больше.

Обзор отрасли: автомобильная промышленность

Характеристика отрасли

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, ориентированной на потребительский рынок. По данным департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, за последние 10 лет автомобильный парк России увеличился в 2,5 раза и составляет в настоящее время более 25 млн автомобилей. Рост происходит, главным образом, за счет увеличения количества легковых автомобилей, которых зарегистрировано в РФ около 20 млн. Ежегодно количество автомобилей в России увеличивается на 8%. Особенно ярко тенденция к быстрой автомобилизации проявляется в крупных городах, в частности в Москве, где за последние годы автомобильный парк увеличился в 10 раз и составляет более 3 млн автомобилей. В то же время численность автомобильного парка России в 2,5-4 раза ниже уровня развитых стран мира, на тысячу человек по итогам 2001 г. приходится 135 автомобилей, тогда как в США – около 700, Великобритании – 410, Японии – 340, Чехии – 260.

Кроме того, структура автомобильного парка РФ значительно хуже, чем в развитых странах мира. Так, около 48% автопарка находится в эксплуатации более 10 лет и еще 22% от 5 до 10 лет, и только 30% имеют срок эксплуатации менее 5 лет.

По прогнозам специалистов Научно-исследовательского института автомобильного транспорта России, к 2005 г. автомобильный парк РФ может вырасти вдвое до 45-46 млн автомобилей. Это будет возможным вследствие увеличения производства автомобилей отечественными автомобилестроительными заводами. Так, по некоторым прогнозам, к 2005 г. производство легковых автомобилей в РФ вырастет до 1,5–1,6 млн шт. против 1 млн шт. в 2001 г., к 2010 г. - до 2,2–2,5 млн шт.

Концентрация капитала в отрасли

В гг. активизировался процесс формирования холдингов и объединений в российской автомобилестроительной отрасли. Помимо формирования холдингов на базе российских автомобилестроительных гигантов, идет процесс объединения предприятий автомобилестроения с металлургическими заводами. Так, в 2000 г. «Сибирский алюминий » приобрел контрольный пакет автобус», а затем получил контроль над. В свою очередь, в состав холдинга «Северсталь» вошли «УАЗ » и «Заволжский моторный завод». Выгоды такого объединения очевидны: автомобилестроительные предприятия являются крупнейшими потребителями металлургической продукции. В основном это продукция черной металлургии (30-40% от всего внутрироссийского потребления черных металлов), но в последнее время увеличивается потребление цветных металлов, в том числе алюминия. Благодаря поддержке финансово-промышленных групп автомобилестроителям удалось решить многие проблемы, прежде всего, финансовые.

Основные холдинги и объединения в автомобилестроительной промышленности

Наименование

Подконтрольные автозаводы

АО "Москвич"

Источник: новости компаний

(г. Самара)

по-прежнему является лидером по производству легковых автомобилей в РФ. В 2001 г. доля АвтоВАЗа в выпуске легковых автомобилей в целом по России составила более 75%. В 2001 г. план по производству автомобилей был выполнен на 101,8%, по сравнению с 2000 г. объем производства вырос почти на 9%. В 2001 г. на АвтоВАЗе завершено освоение мощностей по выпуску автомобилей семейства "2110", всего за год было изготовлено 225 тыс. «десяток», что превышает план более чем на 3,5 тыс. В 2001 г. на главном конвейере Волжского автозавода была продолжена серия "Самара-2". Вместе с моделью «ВАЗ -2115» здесь начала изготавливаться рестайлинговая версия "девятки" «ВАЗ-2114». Вместе с этим в 2001 г. на Волжском автозаводе завершился вывод с главного конвейера автомобиля «ВАЗ-2106», который теперь будет выпускаться в АО "ИжМаш-Авто" из ВАЗовских сборочных комплектов. Всего же в минувшем году АвтоВАЗом было изготовлено и поставлено на сборочные предприятия с учетом силовых агрегатов около 150 тыс. комплектов деталей. В опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа в 2001 г. продолжалась отработка технологии сборки автомобиля «ВАЗ-2123» - продукта совместного предприятия с концерном General Motors .

В 2001 г. АвтоВАЗ выплатил 30,4 млрд руб. налогов и других платежей, что более чем на 25% превышает аналогичный показаг., в том числе, в федеральный бюджет - 7,9 млрд руб., областной бюджет - 2,3 млрд руб., в городской бюджет Тольятти - 1,4 млрд руб.

Одной из основных задач компании в 2002 г. является сокращение издержек и снижение себестоимости производства автомобилей. Для этого предполагается расширить привлечение альтернативных поставщиков материалов и комплектующих, замещение импортных комплектующих отечественными. Всего в 2002 г. АвтоВАЗ планирует выпустить 753,9 тыс. автомобилей, из которых «Самар» и «десяток» будет выпущено по 225 тыс., «классики» - 220 тыс., «Нив» и ее модификаций - около 70 тыс. План экспорта малолитражек на 2002 г. определен в 110 тыс. шт. Среди них значительно возрастет доля автомобилей, соответствующих требованиям «Евро-3» – их предполагается выпустить свыше 50 тысяч штук. Бюджетом компании на 2002 г. предусмотрено выделение 200 млн долл. на подготовку производства автомобиля семейства "Калина". Для того, чтобы подготовка производства была более эффективной, необходимо привлечь еще порядка 60-70 млн долл. Общая стоимость проекта "Калина" составляет 800 млн долл. Постановка на производство автомобиля «ВАЗ-1118» семейства "Калина" намечена на 2004 г.

В 2002 г. АвтоВАЗ планирует увеличить экспорт своей продукции в страны Латиноамериканского региона. Уругвайская компания RUSIA AUTOMOTRIZ S. A. планирует произвести и реализовать в 2002 г. на рынках Чили, Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая 2500 собранных в Монтевидео автомобилей «НИВА-21214».

Дочернее предприятие АвтоВАЗа по производству специальных автомобилей "Бронто" в 2001 г. выпустило 1307 автомобилей, расширился модельный ряд, увеличился рынок продаж. Автомобили «Бронто» пользуются спросом в Казахстане, а из стран дальнего зарубежья – в Колумбии и Югославии. На 2002 г. в "Бронто" запланировано увеличение выпуска автомобилей до 1750 шт., а также сертифицировать выпускаемую продукцию на соответствие системам качества ISO 9001.

(г. Москва)

Несмотря на поддержку московского правительства, финансовое состояние остается крайне тяжелым, объемы производства автомобилей катастрофически падают. Так, несмотря на то что производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 120 тыс. автомобилей, в 2001 г. завод произвел всего 810 машин. Модельный ряд АО "Москвич" включает в себя малолитражный легковой автомобиль "Святогор", автомобили представительского класса «Князь Владимир» и «Иван Калита», планируется выпуск полноприводного автомобиля. Однако спрос на эти автомобили остается низким, что обусловлено невысоким качеством продукции при довольно высокой цене.

Перспективы завода нельзя назвать оптимистичными. Так, с 1 марта ОАО "Мосэнерго" прекратило подачу предприятию электроэнергии в связи с высокой задолженностью за потребляемую электроэнергию. Так, по состоянию на 01.03.02 г., сумма долга только по основному договору составляла 435,4 млн руб. Подача электроэнергии "Москвичу" может быть восстановлена только в случае полного погашения задолженности.

является одним из крупнейших предприятий Республики Татарстан и одним из лидеров отрасли транспортного машиностроения. Основной продукцией предприятия являются грузовые автомобили марки «КамАЗ», двигатели и запасные части к автомобилям. В 2001 году ОАО „КАМАЗ“ произвел 22 тыс. грузовых и 38 тыс. легковых автомобилей, запасных частей к ним на сумму 3,292 млрд. рублей и продукции диверсификации на сумму 1,329 млрд. рублей. Впервые за последние 5 лет закончило календарный год с прибылью. Заметное улучшение финансово–экономических показателей явилось следствием сокращения издержек и завершения процесса реструктуризации задолженности компании. Бизнес–план на 2002 г. предусматривает увеличение объемов товарной продукции на 38% по сравнению с 2001 г., выпуск и реализацию на рынке 24 тыс. грузовиков «КамАЗ» и 40 тыс. микролитражек «Ока», 33 тыс. дизельных двигателей, запасных частей к основной продукции на сумму 4,36 млрд руб. и продукции диверсификации на 2 млрд руб.

До начала 2002 г. КАМАЗ оставался единственным автозаводом России, который применял в расчетах с покупателями взаимозачетные операции. В результате этого доля денежных продаж автомобилей «КамАЗ» снизилась к концу года до 50%, что существенно влияло на эффективность бизнеса компании в целом. В начале 2002 г. на КАМАЗе была принята новая стратегия продаж, предусматривающая снижение объема взаимозачетных операций. В январе 2002 г. впервые за последние 7 лет КАМАЗ продал все 100% своей продукции только за денежные средства , полностью исключив бартер из оборота.

В 2001 г. объем экспорта продукции вырос на 34% и составил 3,3 тыс. автомобилей. В 2002 г. предполагается поставить на экспорт 4 тыс. автомобилей, в том числе

2695 штук в дальнее зарубежье.

(г. Миасс, Челябинская обл.)

Период с 1995 по 1998 гг. был для автозавода чрезвычайно сложным и характеризовался падением производства, ухудшением финансовых показателей и ростом задолженности по налоговым и другим платежам. В январе 1998 г. на предприятии было введено внешнее управление, что оказалось достаточно эффективной мерой и помогло преодолеть кризис. Все производственные мощности по выпуску сложной техники и автомобилей марки "Урал" в ходе внешнего управления переведены на баланс созданного ОАО "Автомобильный завод "Урал". В течение 6 мес. 2002 г. планирует произвести все расчеты с кредиторами и завершить процедуру банкротства. ОАО "УралАЗ" не будет подвергнуто ликвидации, как планировалось ранее, а сохранит имущественный комплекс на сумму 825,558 млн руб., в частности, энергосети, обеспечивающие энергоснабжение производства ОАО "Автомобильный завод "Урал", а также основные мощности по внутренней и внешней транспортировке продукции.

В 2001 г. Уральский автомобильный завод произвел 10 тыс. "Уралов", что составляет 117% по сравнению с 2000 г. На 10% по сравнению с 2000 г. выросло производство автомобилей "Урал-5323" с колесной формулой 8х8. В 3,7 раза выросло производство "вахтовок" - специальных автобусов "Урал - 3255". В 1,4 раза по сравнению с 2000 г. увеличен выпуск запасных частей. Наибольшей популярностью среди потребителей пользуются бортовые автомобили "Урал-4320", седельные тягачи "Урал-44202" и самосвальные шасси "Урал-5557". В 2001 г. начато производство автомобилей "Урал" с двигателем, отвечающим международным экологическим требованиям "Евро 2". В декабре на главном конвейере собрано 5, в 1 квартале 2002 г. планируется изготовить 100, а всего в 2002 гтаких "Уралов". Всего в 2002 г. предприятие планирует выпустить 11 тыс. грузовиков.

На экспорт в 2001 г. было отправлено около 25% выпущенной продукции. Значительно расширена география экспорта - открыты филиалы представительств завода в странах Северной Африки и Ближнего Востока, освоены новые рынки сбыта в Латинской Америке (Уругвай), Юго-Восточной Азии (Вьетнам), на Ближнем Востоке (Турция). Возобновлены поставки продукции завода Ираку в рамках программы ООН. В 2002 г. план по экспорту АЗ "Урал" по сравнению с 2001 г. увеличился более чем в два раза.

Динамика производства автобусов и микроавтобусов на предприятиях РФ, шт.

Предприятие

2002 (прогноз)

АО "НефАЗ"

АМО «ЗИЛ»

Для того, чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения. Этот тезис подтверждается статистическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат». Существующее положение дел не устраивает ни потребителей, ни производителей. По данным ВЦИОМ, автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности. Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан.

Старые автопредприятия испытывают нехватку в современных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные локализованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильными брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разработки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания.

Перспективы развития отечественного автопрома

В конце 2015 года Минпром РФ по материалам исследования Boston Consulting Group (международная консалтинговая компания) разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года». Программа предусматривает следующие шаги.

  1. Максимально полное насыщение отечественными машинами внутреннего рынка.
  2. Увеличение до максимума доли .
  3. Развитие популярных в РФ и за рубежом российских брендов.
  4. Производство ключевых комплектующих, локализация производства основной продукции и комплектации всех марок.
  5. Расширение патентной базы и НИОКР.

Разработчики «Стратегии» видят 4 возможных сценария развития автомобильной промышленности: текущий вектор, партнерство, закрытый рынок, крупный экспортер. Наиболее реальным представляется второй путь – «Партнерство». Именно этот сценарий взят за основу государственной политики, в рамках которой российский автопром должен получить около 600 млрд. руб. К сожалению, «тактических» мер эта стратегия не дает, однако ожидаемые результаты представляет.

  • с 60% до 20% в денежном выражении.
  • Производство отечественных транспортных средств составит 2,38% ВВП России.
  • На каждую 1000 населения РФ российские легковые автомобили приобретут 363 человека.
  • Количество ДТП снизится на 25-30%.

В документе приведены объемы инвестиций по годам в крупнейшие автозаводы: АвтоВАЗ, Газ, КАМАЗ, Sollers. С учетом низкой привлекательности российского автопрома для крупных инвесторов, сдвиги налицо. Соглашения о сотрудничестве подписаны у ВАЗа с Sollers и Renault, у КамАЗа с Daimler AG. В 2010 году открыт завод Peugeot- Citroen и Mitsubishi Motors в Калуге, Volkswagen запустил производство Skoda Fabia.

История развития российского автопрома

Начало истории автомобилестроения в Российской Империи относят к концу XIX века. Техническая новинка не получила признания в среде дворянства. Отечественные разработки почти прекратились, возобновившись лишь в 1917 на заводе по производству вагонов в Риге. Здесь собирали продукцию сначала на базе импортных комплектующих, а позже – собственного производства.

С началом Первой мировой войны, правительство финансировало деньги на строительство автопредприятий в Ярославле и Москве (АМО). На период войны рижский автомобильный завод перешел на выпуск самолетов и ракет. Его специализация была использована в СССР в космической отрасли. Первый советский легковой автомобиль выпущен на АМО в 1924 году. Модель Ф15 была далека от мировых образцов. Завод реконструировал и освоил на нем выпуск грузовиков корпорации США Ford Motor. В период 1931-33 годов он стал называться ЗИС. Дальнейшее развитие ЗИС получил во время Отечественной войны. Его вывезли на Урал, где образовались УльЗиС и УралЗиС.

По лицензии компании Ford Motor грузовые и легковые автомобили начали выпускать в Горьком (ныне Нижний Новгород). Завод ГАЗ демонстрировал большую производительность, его продукция шла на оснащение советской армии. Одновременно, во время войны велись конструкторские разработки легкового авто. Они завершились выпуском отличной, единственной в своем роде, Победы. Эта машина подняла репутацию автомобильной промышленности СССР. Интерес к ней оказался настолько высоким, что были созданы модели в экспортном исполнении. И продавались за рубежом – это был прорыв!

Последующие этапы развития автопрома СССР приходятся на середину прошлого века. Появились автомобильные заводы ВАЗ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ. Из них сегодня на территории РФ работают предприятия на Волге (ВАЗ, КамАЗ, УАЗ), в Нижнем Новгороде (ГАЗ). Советские машины составляют две трети всех легковых автомобилей в стране. Это Волга, Ока, Нива, Москвич, Жигули, Запорожец. Грузовики марок КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ известны и пользуются заслуженной популярностью не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами России. Машины обладают неоспоримыми достоинствами:

И еще. Несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули». Значит, и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов. Отрасль нуждалась в и . Вместо этого случился непоправимый провал 1990-2000 годов.

Современное состояние российского автомобилестроения

Из старых крупных автозаводов в РФ работают АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ. За последние 10 лет открылись совместные предприятия с различными иностранными компаниями.

Отставание автопрома России в производстве легкового транспорта компенсируется выпуском тяжелых автобусов и спецтехники.

Активно развивается АвтоВАЗ, совершенствуя свою Ладу. В 2015 открыт автосалон Lada в Венгрии. Выпускает автобусы Липецкий автомобильный завод. Заслуженные «Пазики» превратились в современные низкопольные автобусы марки ПАЗ. На выпуске сельхозтехники и больших автобусов специализируется ГолАЗ. Тяжелые «Уралы» продолжают сходить с конвейеров УралАЗ. Первая в РФ частная компания АК «ДЕРВЕЙС» появилась в 2002 году на Северном Кавказе.

Вид автотранспортного средства Состояние отечественного производства Сравнение по итогам 2013 года (данные OICA)
Тяжелые автобусы Первенство в Европе. 173 148 единицы – Китай

23 107 единицы – Россия

12 460 – Евросоюз

Спецтехника, Марка популярна в РФ и мире: грузовики, магистральные , военная техника. Свои заводы размещены в Казахстане, Эфиопии, Пакистане, во Вьетнаме. Грузовик «КамАЗ» –неоднократный победитель «Дакара».
Легковой сектор В коммерческих и промышленных целях широко используются ГАЗель, Соболь, Садко, Волга.
Внедорожники Полноприводные УАЗы активно трудятся в армии, подразделениях МЧС, МВД.

Тенденции развития российского автомобильного производства

Рост выпуска отечественных автомобилей начался с 2010 года, однако, незначительными темпами. Основным направлением развития принята стратегия производства у себя иностранных моделей. Появилась совместная разработка Chevrolet-Niva. Зарубежные концерны строят на территории РФ свои автозаводы. Примерами могут служить «Ford Motor Company», «Соллерс-Набережные Челны». Иностранные легковые транспортные средства марок BMW, Chevrolet, Hummer, Kia собирают на Автоторе в Калининградской области.

Наша продукция конкурентоспособна при . Экспорт ее стал возможен, и в этом направлении есть перспективы. Необходимо изучать и интенсивно занимать свободные крупные рынки. Поставки во Вьетнам, Иран, Алжир составят к 2020 году соответственно, 15, 30 и 22 тыс. единиц шасси и кузовов. Расширение экспорта может способствовать восстановлению и устойчивому развитию отечественного автопрома.

В рамках «Стратегии» планируется поднять занятость в отрасли с 0,8% до уровня передовых «автомобильных» стран. В ЕС она составляет в среднем 2%. Хорошие перспективы для автопрома видят специалисты в практике внедрения специальных инвестиционных контрактов. Шанс для развития отрасли в России дает также сокращение производства иномарок.

Автомобильные заводы – предприятия автомобильной промышленности (автомобилестроения), продукцией которых являются легковые и грузовые автомобили. Автомобилестроение считается ведущей и постоянно развивающейся отраслью машиностроительного комплекса, наиболее ориентированной на потребительский рынок. Развитием автопрома во многом определяется уровень экономического и социального развития государства, обеспечения его национальной безопасности.

Кроме автомобильных заводов, в производстве автомобильной техники задействованы предприятия смежных (моторо-, станко- и роботостроение, шинная промышленность), так и иных отраслей (металлургия, электротехническая, химическая, легкая промышленность и др.). Таким образом, автомобилестроение стимулирует развитие всей промышленности страны, способствует повышению товарооборота, укреплению денежной системы и обеспечению занятости населения. Численность работающих на автомобильных заводах России – около 1 млн человек, а на предприятиях, выпускающих продукцию для нужд автомобилестроения, занято не менее 4,5 млн человек.

Для производства одного автомобиля необходимо изготовить и закупить свыше 10 тыс. деталей, осуществить их сборку в узлы и агрегаты, из которых затем получается автомобиль. Автомобилестроение отличается высокой степенью механизации, автоматизации, специализации и стандартизации производственных процессов.

Автомобилестроение – бурно развивающаяся наукоемкая отрасль. Постоянное совершенствование автомобилей, использование в них электронных приборов, замена традиционных металлических конструкций пластмассами, легкими металлами, композитными материалами требует создания новых производств и внедрения новых технологических процессов.

Российские автомобильные заводы осуществляют выпуск собственных моделей легковых автомобилей, грузовых машин крупного, среднего и малого тоннажа, автобусов разной вместительности, специальной техники, а также производят сборку автомобилей иностранных брендов, принадлежащих ведущим мировым автоконцернам. Так, по данным за 2011 год, с конвейеров российских автомобильных предприятий сошло 1,08 легковых автомобилей иностранных марок, т.е. 62% от общего объема произведенных в стране легковых машин.

Зарождение автомобилестроения началось в конце XIX века в Германии и Франции. В начале XX века первым автомобильным заводом с конвейерной сборкой стало предприятие Генри Форда. Первым российским автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается конструкция, которую в 1896 году представили широкой публике изобретатели Фрезе и Яковлев. К 1912 году на территории России выпуск автомобилей осуществлялся только двумя заводами – Русско-Балтийским вагонным заводом (РБВЗ, Русс-Балт) в Риге и заводом Пузырёва (РАЗИПП) в Санкт-Петербурге. Первым автомобилем собственной конструкции, произведенным в Советском Союзе, стал АМО-Ф-15, сошедший с конвейера завода АМО (ныне Завод им. Лихачёва).

Частично - включает в себя подотрасли:

В автомобилестроении велика доля, а также расходов на рабочую силу, хотя её квалификация не столь важна, как, например, в авиастроении или энергетической промышленности .

Автомобилестроение с самого зарождения в конце XIX века было крупным потребителем продукции чёрной металлургии - холоднокатаного листа, отливок из чугуна и стали и т. д. ; цветной металлургии - производство радиаторов , карбюраторов , арматуры и т. д. ; химической промышленности - резиновые (прежде всего шины) и пластмассовые изделия, красители и т. д. ; электротехнической - системы зажигания , аккумуляторные батареи , генераторы , стартеры , электропроводка, системы освещения; .

Именно в автомобилестроении с середины 1910-х годах получила самое широкое распространение конвейерная система сборки (см. Генри Форд), революционизировавшая индустрию XX века .

История [ | ]

Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-х - 90-х годах XIX века во Франции и Германии , а в конце XIX - начале XX веков в Англии , Австро-Венгрии (Богемия и Штирия), Италии , США , Бельгии , Канаде , Швейцарии , Швеции и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой (и все возрастающей) степенью монополизации .

Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей . В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-холдинг и) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году). , в том числе произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей . В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов . В связи с экономическим кризисом 2008-2010 производство резко снизилось до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1,403 млн в 2010 г. по данным OICA . За первое полугодие 2011 года производство выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г. Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей , что должно подразумевать годовой выпуск, больший чем в последние годы не только в Испании и Франции (2,3-3,5 млн), но и в Германии (5,5-5,9 млн). Фактический объем производства в России в 2016 году по данным ОАО АСМ-холдинг составил только 1,304 млн автомобилей (-5,4% к 2015 году). Доля собранных в России автомобилей увеличилась к 2016 году до 79% по легковым, до 83,1 % по грузовым и до 95,1 % по автобусам.

Мировое производство автотранспорта [ | ]

В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается автомобилестроение именно континентального Китая, Бразилии, Мексики за счёт лидирующего положения по объёмам привлечения иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2010 году производство в КНР выросло на 32,4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18,26 млн автомобилей, включая 11,6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить второй год подряд и упрочить первое место в мире (в том числе и по продажам легковых автомобилей), очень значительно опередив лидеров (США и Японию), сменявших друг друга в прошлые десятилетия, а также опередив все страны Евросоюза вместе взятые. В 2000-2010 годы производство автомобилей в Бразилии возросло с 1,7 млн шт. до 3,6 млн шт. в год после начала опеки государства над автопроизводителями. После выхода на мировой рынок Мексика сделала небольшой скачок и поднялась вверх по экспорту автомобильных товаров Предполагается, что в 2011 году автопром Китая вырастет ещё на 10-15 % и впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны сможет превысить планку производства в 20 млн автомобилей.