Удерживающее детское устройство авто в белоруссии. За перевозку детей без авкторесла придется заплатить штраф


Бустер – это специальное удерживающее устройство, позволяющее перевозить детей в автомобиле. При установке детского автокресла значительно уменьшается риск получения серьезных травм в случае ДТП. С какого возраста можно использовать бустер в автомобиле согласно ПДД 2017 года?

Общая характеристика

Бустер – это своеобразное автокресло, обеспечивающее безопасность перевозки детей в автомобилях. Конструкция этого устройства достаточно проста. Бустер представляет собой обычное сиденье, снабженное небольшими подлокотниками. В отличие от полноценного автокресла, устройство не имеет спинки и подголовника. Вместо привычного пятиточечного ремня безопасности здесь малыш крепится к автомобилю обычным трехточечным ремнем.

Цель использования бустера – приподнять ребенка выше, чтобы штатный автомобильный ремень не задевал за лицо и не пережимал шею. Если усадить малыша без специального устройства, ремни безопасности как раз пройдут по опасным зонам. Такое расположение ремней не защитит от травмы в результате ДТП и даже может спровоцировать дополнительные повреждения.

Важный момент: бустер по характеристикам безопасности существенно проигрывает классическому автокреслу с его пятиточечными ремнями, спинкой и подголовником. Целесообразно это устройство использовать при поездках на короткое расстояние. Многие родители приобретают облегченное кресло для того, чтобы ездить на такси в поликлинику или в гости. Легкое и компактное сиденье становится настоящим спасением для тех, кто не готов рисковать здоровьем своего малыша, но не имеет возможности взять с собой полноценное автомобильное кресло.

Бустер, в отличие от автокресла, не имеет удерживающих устройств. Он просто ставится на сиденье автомобиля и закрепляется ремнями безопасности. Исключение составляет кресло с системой Isofix. Такое устройство надежно закреплено на сиденье и во время аварии не сместится в сторону.

Бустеры имеют свои достоинства и недостатки. К неоспоримым плюсам можно отнести следующие характеристики:

  • компактность;
  • небольшой вес;
  • удобство и комфорт;
  • низкая цена.

Из недостатков стоит отметить:

  • низкий уровень безопасности (по сравнению с автокреслами);
  • упрощенное тестирование перед продажей.

Оптимальный возраст

Согласно ПДД 2017 года, все дети, не достигшие возраста 12 лет, должны перевозиться в автомобиле только в специальном удерживающем устройстве. При этом малыш может располагаться как на переднем, так и на заднем сиденье автомобиля. Это может быть стандартное автокресло или его упрощенный вариант – бустер.

С какого возраста можно использовать бустер для перевозки детей? По классификации эти устройства относятся к категории 2/3. Бустер можно использовать для детей в возрасте от 3 до 12 лет и весом от 15 до 36 килограмм. При выборе следует в первую очередь ориентироваться не на возраст, а на вес. Если малыш в 3 года весит меньше 15 кг, для его перевозки следует использовать классическое автомобильное кресло.

Не только возраст и вес имеют значение при выборе детского сиденья. Пользоваться бустером разрешается для детей ростом выше 120 см. В противном случае ремни безопасности будут проходить в неположенном месте, и малыш не будет надежно закреплен на сиденье автомобиля. Большинство родителей переходят на бустер, когда обычное автокресло категории 2/3 становится слишком тесным.

Вывод: теоретически дети в возрасте 3 лет и весом более 15 кг могут с комфортом использовать бустер. На деле же производители детских автокресел рекомендуют не торопиться с переходом на облегченное сиденье. Классическое автомобильное кресло признано более безопасным. Если малыш без проблем помещается в обычное кресло, стоит ли менять его на менее надежное устройство?

Варианты размещения

Согласно ПДД, детей можно перевозить как на переднем, так и на заднем сиденье автомобиля. В 2017 году в этом плане ничего не изменилось. Обязательным условием является наличие специальных удерживающих устройств для детей в возрасте до 12 лет. И вот тут у многих родителей возникает вопрос: а является ли бустер тем самым устройством, с помощью которого можно перевозить малыша?

В правилах дорожного движения редакции 2017 года нет никаких четких указаний на то, что следует считать подходящим устройством для перевозки детей. И если классическое автокресло однозначно попадает в список разрешенных предметов, то по поводу бустера идет много споров. Форумы пестрят сообщениями о том, как кого-то остановили на дороге и потребовали уплатить штраф за поездку в автомобиле без классического автокресла. Так ли это на самом деле?

Споров не возникает, если кресло малыша располагается на заднем сиденье автомобиля. А вот если малыш оказывается на переднем сиденье, да еще и с бустером вместо автокресла, у стражей порядка могут возникнуть вопросы. Юристы советуют в этом случае ссылаться на главу 22.9 ПДД, где под иными средствами имеются в виду именно бустеры. В инструкции они также заявлены как специальные удерживающие устройства. Таким образом, перевозка детей возможна как на переднем, так и на заднем сиденье автомобиля.

Важный момент: пока малыш находится на переднем сиденье, подушки безопасности на его стороне нужно отключить. При столкновении во время ДТП активация подушек может нанести серьезные травмы.

С какого возраста можно размещать детей на переднем сиденье? Теоретически – с рождения при условии использования специального автокресла. На практике же переднее пассажирское сиденье является самым опасным из всех мест в автомобиле. Статистика ДТП однозначно указывает на этот факт. В ПДД этот момент никак не отражен, и все же многие родители предпочитают размещать автокресло сзади. Самым безопасным считается центральное место заднего сиденья автомобиля.

Ремень безопасности не должен проходить по шее ребенка!

Альтернативные варианты

Некоторые родители задаются вопросом: можно ли вместо бустера использовать обычную подушку? Производители автокресел не рекомендуют перевозить детей в машине без подходящих удерживающих устройств. Ни одна подушка не способна обеспечить безопасность так, как это может сделать специальное автокресло. Стоит ли экономить, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка?

Не стоит забывать и о том, что без автокресла запрещена. За нахождение детей в машине без удерживающего устройства полагается штраф. Подушка таким специальным устройством не является, поэтому заменить ею бустер или автокресло не удастся.

Количественно оценить риск нахождения детей в автомобиле без специального удерживающего устройства помогает статистика. При ДТП риск травмирования малыша, находящегося в автокресле, составляет около 11%. Без детского сиденья этот показатель превышает 25%.

Как выбрать?

Существует две разновидности детских сидений: с поддерживающей спинкой и без нее. Большинство родителей предпочитают второй вариант. Именно ради компактности и легкости приобретается облегченное кресло. Такие устройства предназначены для детей страшней возрастной группы, и нет никакого смысла в наличии поддерживающей спинки.

С точки зрения безопасности наибольшее значение имеет материал, из которого изготовлено детское кресло. Для корпуса обычно используется пластик и металл, тогда как на обивку идет мягкая, но прочная ткань. Лучше приобретать кресла из натуральных тканей, пропускающих воздух и исключающих раздражение кожи.

Советы по выбору детского сиденья.

  1. Приобретайте кресло вместе с ребенком. Пусть малыш оценит, удобно ли ему на сиденье. То, что хорошо для одного малыша, может совсем не подойти другому.
  2. Выбирайте детское кресло с высокими и удобными подлокотниками.
  3. Приобретайте бустер с запасом по ширине. Дети очень быстро растут, и узкое сиденье в скором времени потребует замены.
  4. Обратите внимание на крепления. Наиболее надежными признаны Isofix и Latch.
  5. Приобретайте кресло из качественных материалов. Хорошее детское сиденье должно иметь 4 слоя: железный каркас, пластик, смягчающий слой и обшивка.
  6. Проверьте, чтобы детское сиденье было достаточно прочным, но при этом удобным. Оно не должно слишком сильно прогибаться, мяться или терять форму.
  7. Следите за тем, чтобы при посадке ремни безопасности не задевали лицо и шею малыша. Ремни при пристегивании должны проходить через плечо, грудь и бедро. Замените сиденье, если оно не подходит по размерам.

Главная задача водителя – это обеспечение безопасности пассажиров. Подпункт 9.5 пункта 9 и подпункт 23.2 пункта 23 Правил дорожного движения устанавливают обязанность для водителя и пассажиров быть пристегнутыми при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности.

Перевозка детей в легковом автомобиле должна быть не только комфортной, но и безопасной.

Перевозку ребенка в автомобиле регулирует закон, а именно пункт 178 ПДД (его новая редакция вступила в силу 16 января 2015 года), который гласит: «Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием: детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет ; детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет . Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен».

Таким образом, установлена обязанность перевозки ребенка, как на заднем, так и на переднем сиденье автомобиля в специальном детском сиденье. Причем такая обязанность поставлена в зависимость от возраста и роста ребенка: если рост ребенка превышает 150 сантиметров, то такого ребенка можно перевозить без специального сидения и на переднем, и на заднем сиденье автомобиля. Но, исходя из пункта 9 ПДД, ребенок в обязательном порядке должен быть пристегнут ремнем безопасности. Детей в возрасте до пяти лет (ростом ниже 150 сантиметров) можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств, а детей в возрасте от пяти до двенадцати лет (ростом ниже 150 сантиметров) можно перевозить и с использованием иных средств.

Основной акцент в формулировке из ПДД обращает на себя внимание слово «удерживающее» , то есть устройство должно быть само оборудовано ремнями безопасности, которые удерживают ребенка и ограничивают его подвижность в автомобиле.

Правилами не устанавливается какой-то определенный тип детского удерживающего устройства! Однако приспособление должно быть обязательно заводского производства и сертифицировано , что предусмотрено техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Один из значков, которым будет промаркировано устройство, если оно произведено для Европы, – ECE R44/03. Это значит, что приспособление соответствует европейскому стандарту безопасности, прошло краш-тесты и другие обязательные испытания.

Если Ваше бескаркасное автокресло имеет вышеуказанную маркировку и соответствует европейскому стандарту безопасности, то его использование не будет являться нарушением.

Но давайте рассмотрим вопрос с разных сторон. Автомобильное кресло для ребенка – это нужная покупка, но достаточно дорогостоящая. Кроме привычных каркасных кресел на рынке присутствует множество других предложений, к примеру, бескаркасное детское автокресло. Они отличаются не только количеством функций, но и дизайном, их разделяют и по возрастным характеристикам. Такое кресло хоть и занимает мало места и пользуется огромной популярностью среди населения в силу своей экономичной стоимости, но не позволяет должным образом защитить тело ребенка, поскольку лишь фиксируют маленьких пассажиров с помощью ремней безопасности.

Уважаемые родители, автомобильное кресло для ребенка – это очень нужная покупка, и не стоит забывать, что ребенок – Ваш главный пассажир. И если вы позволили себе приобрести автомобиль, то не следует экономить на кресле для ребенка. Ведь главная задача водителя – это не только обеспечение комфорта, но прежде всего безопасности пассажиров. Это касается не только езды в условиях города, но и путешествий на длительные дистанции.

Выбор в пользу бескаркасного автокресла кроме низкой цены, не несет в себе ничего хорошего. При резком торможении или повороте Ваш ребенок действительно останется сидеть в кресле. Но в случае ДТП минимизировать последствия и уменьшить тяжесть телесных повреждений способно только стандартное детское удерживающее устройство (далее — ДУУ). Это классическое детское автокресло – с Isofix, ремнями, буферной зоной и т. д. Его функции направлены не только на фиксацию ребенка в салоне транспортного средства, но прежде всего на защиту в случае ДТП, поскольку в реальном ДТП тело ребенка, не защищенное стандартным ДУУ, получает травмы внутренних органов и позвоночника.

В связи с этим Госавтоинспекция настоятельно рекомендует родителям в целях безопасности отказаться от использования не только двухточечных детских удерживающих устройств, различных «накладок» на ремни безопасности, но и бескаркасных детских автокресел.

Пусть Ваши дети растут здоровыми и счастливыми!

Безопасных Вам дорог!

Наталия Архипова


Детская безопасность всегда была на первом месте в любом .

Это касается и нашей страны.

За безопасность несовершеннолетнего всегда отвечают его родители.

Ведь ребенок, особенно маленький, не всегда отдает отчет своим действиям, а это способно стать причиной тяжелых последствий.

В полной мере это касается ПДД при перевозке детей в автомобиле. Об этом мы и поговорим.

Навигация по статье

Везем малыша осторожно

Летом произошли изменения в правила перевозки несовершеннолетних в средствах. Это, во многом, обусловлено тем, что с начавшимися каникулами участилось количество дорожно-транспортных происшествий, в которых, пострадали дети.

Изменения направлены на повышение безопасности ребенка при перевозке его в автомобиле. Разумеется, основная ответственность в этом вопросе возлагается на взрослых.

Ведь они отвечают за то, чтобы дети находились не только в как можно более комфортных, но еще и безопасных условиях при нахождении в транспортном .

Трактовать правила дорожного движения в той части, которая касается перевозки несовершеннолетних можно по-разному. Если на вас был наложен штраф за нарушения этих правил, то вы можете обратиться к опытным юристам, которые смогут быстро оспорить правомерность такого решения в судебном порядке.

Но как бы то ни было, ответственность за безопасность детей должна быть превыше всего и рекомендуются соблюдать при перевозке следующие правила:

  • В транспортном средстве должны быть в наличии ремни безопасности. Существуют модели автомобилей, произведенных в Советском Союзе, у которых они отсутствуют. Если вы владелец такой машины, то следует обязательно установить ремни.
  • Детей разрешается перевозить лишь при наличии особых удерживающих приспособлений, которые должны полностью отвечать росту и весу .
  • Разрешается перевозить несовершеннолетнего при помощи других устройств, которыми можно надежно зафиксировать несовершеннолетнего при помощи ремней безопасности
    Дети могут находится на переднем сиденье лишь при наличии особых приспособлений для ограничения подвижности ребенка
  • Несовершеннолетний, которому не исполнилось еще 12 лет, не может находиться в автомобиле не оборудованном удерживающими устройствами. За безопасность ребенка в поездке полностью отвечают взрослые, которые находятся рядом с ним.

Следует учитывать, что, выбирая удерживающие приспособление для малыша, требуется помнить, что оно должно полностью защитить от различных травм маленького пассажира, пока он находится в пути при любых непредвиденных ситуациях, которые могут с ним произойти. Такие устройства должны ограничивать его подвижность и качественно фиксировать .

Подобное приспособление должно включать в себя всевозможные ремни, детали, лямки и накладки, размеры которых должны регулироваться. Кроме того, в их состав входят кресло, люлька или же, особый экран, который защищает ребенка от возможных ударов, которые он может получить при движении.


Всех детей, которым еще не исполнилось года не так давно запрещалось перевозить на переднем сиденье.

Но сейчас, для этого используются специальные люльки.

Нужно учитывать и правильность размещения такого устройства.

Люльку следует разворачивать лицом в салон, то есть, она располагается против движения транспортного средства. Необходимо также отключить подушку безопасности.

Она очень чувствительна, а при срабатывании способна нанести травму малышу.

Из-за этого, переднее место является наиболее опасным, так как удар приходится именно в эту часть автомобиля и пассажир, который тут сидит чаще всего получает серьезные травмы. Все это подтверждено многочисленными исследованиями и не подвергается сомнению.

Если сотрудниками ГИБДД вам был выписан штраф, из-за неправильной перевозки ребенка, вы можете его оспорить в судебном порядке. Но родителям нельзя забывать о том, что согласно статистике, очень часто дети страдают при дорожно-транспортных происшествиях.

И чаще всего это связано с тем, что нарушаются правила перевозки ребенка. Родителям следует помнить, что сотрудники ГИБДД пытаются снизить вероятность ДТП и по этой причине, могут выписать штраф.

  • Если малыш находится на переднем сиденье, то он должен быть надежно зафиксирован. Но лучше всего, если его кресло будет располагаться на заднем сиденье за местом водителя. Именно эта часть салона является наиболее безопасной для пассажиров.
  • Если транспортное средство имеет подушку безопасности, то размещать ребенка на нем не рекомендуется. Особенно, лицом к лобовому стеклу. При срабатывании, подушка безопасности способна серьезно травмировать малыша. Ведь она может нанести повреждения, даже взрослым людям, что уж говорить об маленьком ребенке.
    Малышей, которым еще нет года и вес которых не превышает десяти килограмм рекомендуется перевозить на переднем сиденье, установив детское кресло в сторону салона. Такое положение, даст возможность более качественно обезопасить ребенка. При этом его следует сместить как можно дальше от приборной панели. Только после того, как макушка ребенка будет находиться выше спинки устройства для фиксации, его можно будет располагать по направлению движения автомобиля.
  • Если вес малыша превышает девять килограмм, а его возраст более года, можно размещать кресло лицом к лобовому стеклу на любом сиденье. Такое место можно выбирать исходя из удобства.
  • Если вы перевозите ребенка старше четырех лет и весом более пятнадцати килограмм, тогда кресла должны фиксироваться при помощи ремней. При этом внимательно следить за тем как он расположен на теле несовершеннолетнего. Ремень должен быть хорошо натянут, его низ должен пересекать грудь, не касаясь живота, а его диагональ не должна пересекать шею и лицо, а проходить через среднюю часть плеча.
  • Если для перевозки ребенка используются адаптеры или бустеры, нужно крепить их непосредственно к креслу автомобиля.

Правилами дорожного движения не запрещается пользоваться и другими видами фиксирующих устройств для детей. Но так как их надежность значительно меньше чем автомобильного кресла, то устанавливать их лучше всего на заднем сиденье.

Если все сделано правильно и все требования соблюдены, ребенок при поездке на автомобиле, будет находится не только в безопасных, но еще и комфортных условиях.

Родителям нужно помнить, что правила дорожного движения написаны кровью и следует соблюдать все прописанные в нем нормы. Тем более, если в автомобиле находиться маленький ребенок. Ведь лишь родители несут полную ответственность за здоровье и безопасность своего малыша.

При использовании специальных устройств для фиксации детей, в случае ДТП вы сможете в значительной мере обезопасить своего ребенка от возможной травмы, а возможно и сохранить его жизнь. Это следует помнить всегда и не забывать.

А о том, как выбрать кресло для ребенка, можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Перевозка детей в автомобиле: способы, приспособления, правила

Перевозку ребенка в автомобиле регулирует закон, а именно пункт 178 ПДД, который гласит:
«Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием: детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, - в возрасте до пяти лет; детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, - в возрасте от пяти до двенадцати лет. Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен
».
Итак, какие удерживающие устройства бывают:

  1. Автокресла.
    Ничего более безопасного еще не придумали, фирменные кресла выполнены из хорошего пластика, с боковой защитой и желательно с системой крепления ISOFIX. Обязательно, чтобы кресло имело сертификат безопасности ЕСЕ R44/03 или ECE R44/04. Кресла делятся на группы по возрасту и по весу ребенка. Учтите это при выборе.

Кресла бывают на базе, по которой они скользят и где можно поменять положение с сидячего до полулежа. Бывают кресла с дополнительной защитой спереди.
Автокресла устанавливаются на сидение автомобиля и крепятся штатными ремнями безопасности, системой ISOFIX или Latch. На переднем сидении можно устанавливать детское автокресло против движения, только при условии отключения передней подушки безопасности.
2. Бескаркасные автокресла.
Не так давно китайский рынок стал предлагать бескаркасные автокресла. Эти устройства крепятся к сидению собственными ремешками. А ребенок удерживается пятиточечными ремнями. Никакие краш-тесты данное автокресло не проходило. От боковых ударов оно точно не спасёт. Остается надежда, что оно само и его тонкие шлейки не порвутся во время аварии.

3. Адаптер ремня безопасности.
Главная причина, почему детей нельзя пристегивать штатными ремнями - это опасность удушения ими. Так как ремень проходит прямо по шее ребенка. Для того чтобы отрегулировать положение ремня, была разработана специальная накладка на ремни, которая стягивает ремни между собой. Таким образом, штатные ремни безопасности фиксируются в правильном положении. Но проведенные краш-тесты показали, что при ударе ребенок подныривает под ремни. Поэтому в дальнейшем некоторые производители дополнили свои фиксаторы ремней безопасности шлейками для ног ребенка.
Данный адептер ремня, как и бескаркасное автокресло - это бесполезные вещи, которые могут быть в вашем арсенале лишь для коротких незапланированных поездок, так сказать, это лучше, чем ничего.

4. Бустер.
Это то же автокресло, только без спинки. Его задача поднять ребенка на необходимую высоту, для того чтобы штатные ремни безопасности проходили по телу в правильном положении.

В основном используются обычные бустеры, без крепления, просто ставятся на сидение и держатся за счет веса ребенка и штатного ремня безопасности, который удерживает и ребенка, и кресло. Естественно, лучше выбирать бустеры с системой крепления к кузову автомобиля ISOFIX.

Есть международные требования к детским удерживающим устройствам. Они касаются и Беларуси. Автокресла должны сертифицироваться. Если гражданин самостоятельно ввозит в Беларусь из другой страны автокресло для личного пользования, его сертифицировать не надо. Инспектор ГАИ не скажет водителю, что у него неправильное автокресло.

ФЛИКЕРЫ: ТРЕБОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…

В современном мире присутствие фликера на одежде становится нормой, как заложенные в раннем детстве слова «посмотри налево, посмотри направо».

Правила дорожного движения, в частности пункт 17.1, гласит: «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».

Пункт 17.3 ПДД гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».

Из этого следует, что пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги и если он не движется по тротуару, ДОЛЖЕН себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу пешеходу лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя фликерами (световозращающими элементами)

Административная ответственность к пешеходу применяется только в случаях нарушения требования, описанного в пункте 17.1 ПДД РБ.

Однако следует учесть, что фликер фликером, а соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным на дороге необходимо постоянно.

Знайте: чтобы водитель в темное время суток вас заметил, необходимо двигаться навстречу движущемуся транспорту. Если видите, что приближается машина, сделайте шаг в сторону, к обочине, пропуская ее.

Лучшими считаются фликеры белого или лимонного цветов, так как они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток.

А вот оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего — это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки.

И, конечно, чем больше фликеров, тем лучше. В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Поэтому, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера. Жители сельской местности или велосипедисты в идеале должны быть жилете со световозвращающими полосами.