Алгоритм работы с профессиональным стандартом водитель. Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей

Какие особенные требования предъявляются к водителям автомобилей, и где их узнать, если профстандарт ещё не принят.

Из статьи вы узнаете:

Профстандарт водителя автомобиля: общая информация

Профстандарты появились еще в 2013 году, но на тот момент они не были обязательными. С 2016 года они применяются в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, федеральными законами, иными подзаконными актами. Например, если работа:

связана с предоставлением определенных льгот;

предусматривает наложение некоторых ограничений.

Скачайте документы по теме:

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Профстандарт водителя автомобиля на данный момент не разработан, но пока компания может подготовиться к его внедрению. К июлю 2016 года было разработано и утверждено более 800 стандартов, ориентированных на 30 отраслей. Если компания планирует внедрять профстандарты, в организациях должны создаваться группы по внедрению профстандартов.

Дополнительные требования к водителю

Работники, занимающиеся перевозкой пассажиров или грузов, должны не только проявлять лояльность, уметь оказывать первую помощь, но и в целом справляться с возложенными на них трудовыми обязательствами.

Трудовые действия при перевозке пассажиров :

Действия при аварии или иных чрезвычайных ситуациях.

На знании трудовых действий отражается и своевременный инструктаж работников, который должен периодически проводиться в организациях. Дополнительно следует пересматривать должностную инструкцию, ознакомлять с ней работников.

Так как при выполнении транспортировки грузов или во время пассажирских перевозок возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, проектом профстандарта предусмотрены знания правил первой медицинской помощи.

Необходимые знания для работников всех сфер :

Знание правовых аспектов (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи.

Знание методик и последовательности действий по оказанию первой помощи.

Знание состава аптечки первой помощи (автомобильной) и правил использования ее компонентов.

Профстандарт водителя автомобиля: при каких условиях будет проходить экзамен

Во время квалификационной поездки водитель должен будет передвигаться по запланированному маршруту, соблюдать скоростной режим. При этом расход топлива не может быть выше или ниже нормы, определяемой рангом. Если отмечается большое несоответствие, значит, нарушались скоростные режимы, правила торможения.

Маршрут квалификационной поездки будет подбираться так, чтобы он полностью соответствовал тому, с которыми кандидат встречается после получения допуска. Это обеспечивает адекватную проверку умений управлять АТС с требуемым качеством. Продолжительность квалификационной поездки – не меньше 60 минут при сдаче экзамена на право управлять транспортом категории «В» и не менее 90 минут – на категорий «С» и «D».

В качестве экзаменатора должно выступать лицо, имеющее высшее образование по технической специальности, возраст которого не моложе 25 лет, а стаж вождения не менее 5 лет. При этом ему должна быть присвоена квалификация водителя не ниже II ранга. Дополнительные требования – профессия «экзаменатор по вождению автотранспортных средств».

15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.

Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении. Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от
31 марта 2016 г. № 87. Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено более 3 000 водителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.
Для начала перечислим их.

Требования к уровню образования и опыту работы:

1) к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
2) к контролеру технического состояния автотранспортных средств:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются;
3) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения:
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно новым требованиям диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В соответствии с приказами Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 и от 18.11.2013 № 1245 в нее входят следующие специальности в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– по программам среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»;
– по программам высшего образования (ВО): бакалавриат – 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; магистратура – 23.04.01 «Технология транспортных процессов», 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; специалитет – 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
В случае если работник имеет диплом по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», работодателю следует направить его на профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств, аналогичны тем, что предъявляются к диспетчерам. Отличие заключается лишь в дополнительных условиях по стажу (опыту) работы в зависимости от конкретной специальности по диплому.
А вот к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, установлены более жесткие требования. Во-первых, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии автомобильного транспорта», или диплом о высшем образовании по иной специальности и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник со средним профессиональным образованием данную должность занимать не может.
Во-вторых, кандидат на место специалиста такого рода обязан пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Порядок ее проведения утвержден приказом Минтранса России и Минтруда России
от 11 марта 1994 г. № 13/11. Этот документ определяет порядок аттестации не только лиц, занимающих должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, но и иных работников (исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств). В данный момент Минтранс России готовит отдельный приказ об утверждении порядка аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Его подписание ожидается в начале 2017 г.

Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В нашем случае речь идет о диспетчере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролере технического состояния автотранспортных средств и специалисте, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения.
Академия АСМАП одной из первых среди образовательных организаций разработала и апробировала дополнительную профессиональную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». С 1 сентября 2016 г. она успешно реализуется не только в Москве, но и во всей сети учебно-консультационных центров (УКЦ) Ассоциации.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Согласно документу, он не может составлять менее 250 часов. В Академии и УКЦ АСМАП срок освоения программы «Организация перевозок и управление на транспорте» варьируется от 256 до 264 часов в зависимости от присваиваемой квалификации.
Образовательный процесс по данной программе организован на основе блочно-модульного представления учебной информации. Первый модуль «Эксплуатация автомобильного транспорта» нацелен на получение слушателями основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых работникам по всем трем должностям.
Второй, третий и четвертый модули являются профильными и направлены на освоение слушателями специфики работы диспетчера, контролера технического состояния и специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии, соответственно.

В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.

Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:
www.academy.asmap.ru .

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.

Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
- колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.

Новые профстандарты для автотранспортников: требования ужесточаются

15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.

Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении. Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от
31 марта 2016 г. № 87. Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено более 3 000 водителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.
Для начала перечислим их.

Требования к уровню образования и опыту работы:

1) к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
2) к контролеру технического состояния автотранспортных средств:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются;
3) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения:
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно новым требованиям диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В соответствии с приказами Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 и от 18.11.2013 № 1245 в нее входят следующие специальности в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– по программам среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»;
– по программам высшего образования (ВО): бакалавриат – 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; магистратура – 23.04.01 «Технология транспортных процессов», 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; специалитет – 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
В случае если работник имеет диплом по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», работодателю следует направить его на профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств, аналогичны тем, что предъявляются к диспетчерам. Отличие заключается лишь в дополнительных условиях по стажу (опыту) работы в зависимости от конкретной специальности по диплому.
А вот к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, установлены более жесткие требования. Во-первых, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии автомобильного транспорта», или диплом о высшем образовании по иной специальности и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник со средним профессиональным образованием данную должность занимать не может.
Во-вторых, кандидат на место специалиста такого рода обязан пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Порядок ее проведения утвержден приказом Минтранса России и Минтруда России
от 11 марта 1994 г. № 13/11. Этот документ определяет порядок аттестации не только лиц, занимающих должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, но и иных работников (исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств). В данный момент Минтранс России готовит отдельный приказ об утверждении порядка аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Его подписание ожидается в начале 2017 г.

Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В нашем случае речь идет о диспетчере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролере технического состояния автотранспортных средств и специалисте, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения.
Академия АСМАП одной из первых среди образовательных организаций разработала и апробировала дополнительную профессиональную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». С 1 сентября 2016 г. она успешно реализуется не только в Москве, но и во всей сети учебно-консультационных центров (УКЦ) Ассоциации.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Согласно документу, он не может составлять менее 250 часов. В Академии и УКЦ АСМАП срок освоения программы «Организация перевозок и управление на транспорте» варьируется от 256 до 264 часов в зависимости от присваиваемой квалификации.
Образовательный процесс по данной программе организован на основе блочно-модульного представления учебной информации. Первый модуль «Эксплуатация автомобильного транспорта» нацелен на получение слушателями основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых работникам по всем трем должностям.
Второй, третий и четвертый модули являются профильными и направлены на освоение слушателями специфики работы диспетчера, контролера технического состояния и специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии, соответственно.

В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.

Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:
www.academy.asmap.ru .

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.

Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
- колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.

Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения. Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.

Профессиональный стандарт водителя — что это такое?

С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне. Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке. Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.

Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:

  • работа осуществляется в государственных организациях;
  • работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).

По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?

Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:

  • его масса не превышает 3500 кг;
  • число пассажиров не превышает 8 человек.

Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль. Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин. Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято. Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден. При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.

Что в себя включает профессиональный стандарт водителя

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Рассмотрим их.

1. Общие сведения

В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функциональная карта

Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:

  • управление автомобилем;
  • его техническое обслуживание;
  • перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3. Характеристика обобщенных функций

Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.

4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.

Как применяется профстандарт?

Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:

  1. Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.
  2. Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.
  3. В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника. Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.

Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.

Ответственность за несоблюдение профстандарта

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Для развития и укрепления экономики для многих профессий были разработаны профстандарты, которые включают требования к претенденту на должность. Обладая должными навыками и умениями, соискатель может легко трудоустроиться на новое рабочее место. При поиске работы для должности водитель, стоит рассмотреть следующие вопросы:

  • для чего применяется профстандарт водителя автомобиля;
  • в каких случаях нужно применять профстандарт для водителя: погрузчика, грузового автомобиля, легкового автомобиля, автобуса;
  • структура профстандарта и ключевые моменты;
  • как правильно применять профстандарт;
  • обязательно ли применять его.

Для чего нужен профстандарт

Профстандарты – это совокупность разработанных навыков, умений, знаний и обязанностей, которые предъявлены к должности . Цель их устранить неясности в должностных обязанностях, и установить единые требования к профессии. Основываясь на данный документ, можно определить свои «слабые» места , повысить знания в данной области и сравнить соответствие своих умений с предъявленными.

Стандарты для профессии раскрывают деятельность работников для разных уровней квалификации. Для каждой специальности документ разбит на общие требования, а также идет ранжирование по уровню квалификации , например для профессии водителя автомобиля прописаны общие навыки и умения, а также дополнительные требования.

Разработанный документ удобен в использовании, является ориентиром для кадровиков при подборе персонала.

Представляет перечень требований, разработанный под вид профессии. Профстандарты должны помогать в:

  • установке уровня заработка сотрудников;
  • разработке внутренних должностных инструкций;
  • формирование политики предприятия при подборе персонала;
  • определение функций персонала;
  • составление трудовых договоров;
  • определение уровня квалификации работников и своевременного ее повышения.

В каких случаях применяется стандарт для водителя

Профстандарт водителя подразумевает достаточно высокие требования к кандидату . Человек, претендующий на данную должность должен уметь управлять ТС в любую погоду, при этом быстро производить оценку рисков и предпринимать необходимые действия. Водитель должен не только знать правила дорожного движения, но и знать как себя вести в случае аварии или поломки автомобиля. В случае любых обстоятельств быть спокойным и знать, как помочь нуждающимся в случае аварии или повреждения ТС.

Применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять. Для работы на разных видах транспорта необходимо иметь водительские права нужной категории и знать характеристики данного ТС.

Погрузчик

Для водителей погрузчика информация о должностных функциях прописана в профстандарте «Логист автомобилестроения». К основным относят:

  • перемещение ТМЦ в сохранном виде;
  • учет ТМЦ;
  • выполнение заказа по ТМЦ, отчет о проделанной работе по перемещению и сохранению;
  • составление плана и контроль на всех этапах по доставке и перемещению;
  • организация поставок после проделанного анализа;
  • оптимизация рабочих процессов;
  • обеспечение работу предприятия в области логистики.

Грузовой и легковой автомобили

Для водителя грузовика помимо основных, предъявлены следующие требования:

  • знать принципы работы, механизмы, уметь управлять грузовым транспортом, знать устройство транспорта и прицепа;
  • знать и соблюдать инструкции при техническом осмотре;
  • соблюдение безопасности при размещении и закреплении грузов;
  • соблюдение надежного уровня квалификации, а именно поддерживать состояние здоровья, этичность поведения на дороге, режимы отдыха и труда.

Легковой автомобиль — ТС не превышает 3500 кг. и вмещает не более 8 пассажиров – характеристики легкового автомобиля. Определяется тип транспорта в документе на автомобиль. Профстандарт для водителей данного транспорта востребован на предприятиях, где используются легковые автомобили для рабочего процесса.

  • правила страхования ТС;
  • правила поведения на дороге;
  • ответственность за нарушения;
  • как исправить повреждения или как определить неисправность;
  • как управлять ТС в различных погодных условиях;
  • обеспечение безопасности всех участников дорожного движения;
  • телефоны аварийных служб.

Автобус

Для водителей автобуса используют профстандарт «Водитель автомобиля» . Обязательно использовать стандарт в случае предоставления льгот и компенсаций на предприятии. К основным навыкам необходимо отнести:

  • умение управлять ТС в любых обстоятельствах, знать технические характеристики;
  • знать, как устранить небольшие поломки;
  • уметь заполнять транспорт техническими жидкостями и топливом;
  • знать правила организации перевозки пассажиров, их посадки и высадки;
  • следование маршруту;
  • соблюдение всех мер безопасности;
  • отчет о проделанной работе – сдача ТС в благополучном состоянии, заполнение сопутствующей документации.

Структура и ключевые моменты

Профстандарт водителя пока не разработан, но есть его проект, который состоит из следующих частей:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

В общих требованиях предъявлены следующие критерии:

Обязанности:

Навыки и умения:

  • ориентировка на дорогах, умение распланировать маршрут, знание ПДД и дорожных знаков;
  • умение «читать» дорожный атлас и использовать современные инструменты навигации;
  • умение «подстроиться» на дорогах, управлять ТС в общем потоке;
  • умение управлять хорошо транспортом в любое время и в любую погоду;
  • умение соблюдать скорость и дистанцию;
  • совершать простые маневры, помогающие избежать аварии;
  • не создавать помех во время маневров, а также своевременно информировать других участников движения о своих действиях;
  • понимать технические характеристики авто по электронному табло транспорта;
  • подстраивать сидение и зеркала под свой рост;
  • запускать работу транспорта, не зависимо от погодных условий;
  • обладать навыками управления, а именно трогаться с места, на горке, устанавливать необходимую скорость, применять тормозную систему, уметь ездить на задней передаче;
  • умение совершать разворот и парковку транспорта;
  • знать методику оказания первой помощи при ДТП;
  • регулировка температуры в салоне;
  • контроль состояния ТС;
  • реагировать в различных ситуаций в соответствие с техническими характеристиками авто – регулировать скорость, торможение, знать правила управления во время заноса.

Знания:

  • умение перевозить пассажиров, действовать с высокой эффективностью – оптимальная подборка скоростного режима и незначительный расход топлива;
  • знать ответственность за несоблюдение правил движения;
  • соблюдать следующие факторы, которые оказывают влияние на надежность – состояние самочувствия, уровень квалификации, личностные характеристики, иметь представление о последствиях после приема лекарств;
  • знать основы управления;
  • соблюдать безопасность при управлении;
  • правила поведения и оказания помощи пострадавшим при ДТП.

В стандарте прописаны требования для прохождения экзамена – водителю необходимо пройти заданный маршрут, соблюдая все правила, используя безопасный скоростной режим.

Дополнительные требования в документе разбиты на следующие категории:

  • требования к водителям перевозящие пассажиров;
  • к водителям перевозящие грузы.

К профессиональным обязанностям первой категории относят:

К обязанностям водителя, которые перевозят грузы, относят:

  • получение и должное оформление путевой документации;
  • прием груза, необходимо позаботиться о сохранности принимаемых объектов, их крепежа;
  • соблюдение всех мер для обеспечения безопасной перевозки;
  • оформление транспортных документов;
  • следование маршруту согласно документации;
  • доставка груза до места прибытия, сдача;
  • предоставление отчета о проделанной работе.

В информации о сдаче экзамена в профстандарте говорится, что разработанный маршрут по итогам прохождения должен обеспечить проверку способностей кандидата. Главные требования – безопасность, соблюдение скоростного режима и затрат топлива. Для разных категорий автомобилей установлены временные ограничения на прохождение экзамена.

Как правильно внедрять

Применения профстандарта для водителей подразумевает собой ряд следующих мероприятий:

  1. На предприятии перепроверить локальную документацию, включающую должностную инструкцию, штатное расписание. В случае выявления несоответствий со стандартом откорректировать кадровые документы.
  2. Проверить уровень соответствия работников квалификации, установленной в стандарте. В случае несоответствия сотрудника необходимым требованиям с таким работником могут разорвать трудовые отношения, или предложить повысить свои знания, пройдя дополнительное обучение.
  3. Даже если в профстандарте нет обязательных требований к профессиональности сотрудника, работодатель вправе отправить водителя на прохождение аттестации. По результатам будет решен вопрос о дальнейшем сотрудничестве с кандидатом.

Можно ли обойтись без него?

Обязанность следовать разработанному документу установлена для предприятий с 2016 года. Если фирма по каким-либо причинам не следует установленным критериям профстандарта, то может при проверке быть привлечена к ответственности в виде уплаты штрафа от 50 тысяч рублей .

Обязательно применять профстандарт должны работодатели, если установлены в законодательстве требования для конкретной квалификации.

Если же в законе не установлена обязательность применения стандарта, то его берут как основу для предъявляемых требований к знаниям работника. То есть документом необходимо пользоваться как ориентиром при определении функций и обязанностей персонала.