Что такое тип клемм аккумулятора. Аккумуляторные клеммы: разновидности и основные проблемы в обслуживании

Известно, что азиатские и европейские стандарты, принятые в автомобилестроении, несколько отличаются. Это непосредственно относится и к производству автомобильных комплектующих, в частности, аккумуляторов. Поэтому, выбирая батарею для своего авто, обратите внимание на три ключевых момента:

    Полярность.

    Размер клемм.

    Тип корпуса.

Что такое полярность ? По сути, это порядок расположения токовыводящих наконечников на пластинах положительного и отрицательного электрода. Полярность может быть прямой и обратной. Прямая полярность применяется преимущественно для отечественных автомобилей, обратная чаще всего для европейских, азиатских и американских автомобилей.

Как определить полярность? Очень просто. Расположите аккумулятор так, чтобы клеммы находились внизу. Если наконечник плюсового электрода при этом оказывается слева, то полярность прямая, справа – наоборот. На первый взгляд, даже при неправильном подборе решить проблему можно путем «переворачивания» аккумулятора. Но далеко не всегда при этом провода смогут достать до клемм. Поэтому экспериментировать с полярностью не рекомендуется. Иначе не исключена ситуация, когда придется тратить время на замену купленной батареи, если это будет возможно, разумеется.

Чем отличаются клеммы европейских и азиатских аккумуляторов? В первом случае вывод плюсового электрода имеет толщину 19,5 миллиметров, а минусовая клемма - 17,9. Такие батареи могут быть установлены и на отечественные машины. Если же говорить об азиатском стандарте, то эти размеры равны 12,7 и 11,1, соответственно. То есть, азиатские клеммы тоньше. В общем-то, ничего страшного в том, что вы купите азиатскую батарею вместо европейской, нет, так как большинство «хомутов» регулируются. Но вот поставить аккумулятор для азиатской машины на «европейку» уже вряд ли получится без замены клеммников или проводов целиком.

Наконец, обратим внимание на тип корпуса . В азиатском исполнении клеммы возвышаются над ним, а в европейском – напротив, углублены в специальные ниши. Если места под капотом достаточно, это не проблема. Ситуация существенно усугубляется тем, что капот может закрываться вплотную или пластик, скрывающий от глаз аккумуляторную нишу, расположен слишком близко к батарее. Тогда закрыть ее полностью уже не получится.

Говоря об отсутствии проблем с установкой европейских аккумуляторов на азиатские авто и наоборот, стоит быть осторожным. Дело в том, что любые несоответствия конструкции, так или иначе, влияют на безопасность и надежность эксплуатации авто. Поэтому, перед выбором батареи рекомендуем проконсультироваться со специалистом и в случае наличия альтернативы отдать предпочтение изделию, предусмотренному заводом-производителем машины. Тем более, дефицита в данном сегменте рынка сегодня не наблюдается. В линейке продукции любого производителя АКБ можно без труда найти батареи, как азиатского, так и европейского стандарта.

Инструкция для тех, кто ничего не понимает в автомобильных аккумуляторах, но хочет, чтобы машина в любое время года заводилась с пол оборота.

Содержание статьи "Как выбрать аккумулятор для легкового автомобиля?"

Батарея питает автомобиль не только в тот момент, когда работает двигатель. Без тока машину даже с «сигналки» не снять. Чтобы не оказаться в ситуации, что авто превратилось в безжизненную железяку, надо знать «возраст» действующего аккумулятора.

Жизненный цикл батареи в среднем составляет 4 года. Точнее сказать невозможно: он может прослужить 7 лет или не протянуть и трёх. Факторов, влияющих на долгожительство аккумулятора, множество. Лучше просто по истечении 4 лет быть готовым, что однажды утром машина не заведётся, независимо от погодных условий.

Что надо знать, чтобы подобрать новую батарею для автомобиля - расскажем ниже.

Выбор аккумулятора по емкости

Ёмкость аккумулятора оценивается в ампер часах. Она показывает способность батареи давать определенный ток в течение конкретного времени. Так, емкость 75 ампер часов означает, что АКБ может давать ток в один ампер в течение 75 часов (или в 3 ампера в течение 25 часов).

Аккумулятор емкостью 75 Ам/ч

Ёмкость прописывается в инструкции по эксплуатации автомобиля, сервисной книжке или на табличке под капотом. Если документы давно утеряны и надпись не читается, то выбрать можно, исходя из объема двигателя: чем больше «движок», тем выше ёмкость батареи. На легковых автомобилях она колеблется от 38 до 225 Ам/ч.

Например: объем двигателя от 1 до 1,6 л - ёмкость 55 Ам/ч; двигатель от 1,3 до 1,9 л - ёмкость 60 Ам/ч; от 1,4 до 2,3 л - ёмкость 66 Ам/ч; от 1,6 до 3,2 л - ёмкость 77 Ам/ч и так далее.

Ни экономить на маленькой ёмкости, ни делать «как лучше», то есть покупать аккумулятор бОльших параметров - не стоит. Воспользуйтесь рекомендацией производителя.

Чем больше емкость аккумулятора, тем дольше можно крутить стартер, если мотор не заводится в холодную погоду.

Типы полярности АКБ

Бывает прямая и обратная . Откройте капот и посмотрите, где расположены клеммы. Если плюсовая (рядом с ней должен быть нарисован соответствующий символ) находится справа, то у батареи обратная полярность. Её ещё называют европейской. Если положительная клемма - слева, то полярность прямая или «российская».

Если вы всё-таки перепутаете полярность, то полюсные провода могут не дотянуться до нужных клемм.

Как выбрать аккумулятор по виду транспортного средства?

Тут все просто. Типы делятся по видам транспорта: мото , легковой , грузовой и тяговый . Самый маломощный - мотоциклетный аккумулятор. Тяговые батареи используются на электротранспорте.


Легковые


Грузовые


Мото


Тяговые

Виджет товаров

Типы клемм автомобильных аккумуляторов

Их три: «европа» , «азия» и «под болт» . Отличают их размеры и форма.

Европейский тип клемм наиболее распространен. Их главное отличие - они расположены в углублениях ниже уровня крышки. Диаметр клемм типа «европа»: плюсовой электрод имеет толщину 19,5 миллиметров, а минусовой - 17,9.


Европа

Азиатские клеммы тоньше - их диаметр 12,7 и 11,1 миллиметров. Электроды находятся на поверхности плоской крышки.


Азия

Будьте внимательны. Если «азиатскую» батарею на «европейскую» машину еще можно установить, потому что полюсные провода можно отрегулировать с помощью переходников. А вот «европейский» аккумулятор на «азиатку» не встанет.

Клеммы «под болт» - американский стандарт . Они могут находиться на боковой стенке аккумулятора и сверху. Болт, соединённый с проводом, продевается в отверстие клеммы и фиксируется гайкой. Такой же тип клемм используются на мото и лодочных аккумуляторах.


Америка

Напряжение (В)

Напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора должно быть равно 12.65 В.

Ток холодного пуска

Пусковой ток, его еще называют ток холодной прокрутки, - это максимальный ток, который может отдавать батарея в течение 30 секунд при температуре -18°С. Он нужен, чтобы завести автомобиль. Чем ниже температура воздуха на улице, тем больше надо потратить энергии аккумулятору, чтобы запустить двигатель машины.

Ток холодного пуска зависит от ёмкости аккумулятора и измеряется в амперах. Чем больше ёмкость, тем выше пусковой ток. Для среднего бензинового двигателя значения пускового тока составляют примерно 500 ампер. Для дизельных двигателей - не менее 600 ампер.

Здесь, как и в случае с ёмкостью, рекомендованные значения указывает производитель в инструкции по эксплуатации автомобиля. В любом случае, показатели пускового тока новой батареи не должны быть ниже тех, которые указаны на предыдущем аккумуляторе.

Допускается, если значения пускового тока буду несколько выше рекомендованных производителем. Это позволит избежать проблем с запуском двигателя зимой при температуре ниже минус 15°С.


Ток холодного пуска

Подобрать аккумулятор по размерам

Самый безотказный способ не ошибиться с габаритами аккумулятора - измерить тот, который на данный момент установлен в вашей машине. Или же посмотреть эти данные на этикетке.

Тип крепления

Аккумулятор в автомобиле может крепиться сверху прижимной планкой - это называется верхний тип крепления .


Крепление сверху

Второй вариант - нижний тип крепления , когда батарея фиксируется снизу пластиной. Такие модели в основании имеют «юбку», то есть выступы. Самый простой вариант узнать, какой тип крепления подразумевается на вашей машине - достать «родной» аккумулятор.


Крепление снизу

Как известно, основным и единственным источником питания электрооборудования при отключенном двигателе является аккумуляторная батарея. Она не только подает напряжение на устройства, но и способствует запуску силового агрегата. В этой статье мы хотим рассказать о том, почему так важны чистые клеммы АКБ и по каким причинам они могут окислиться.

[ Скрыть ]

Основные сведения о клеммах АКБ

Клемма АКБ с выключателем массы либо без него является частью конструкции батареи, через которую напряжение передается на стартер и другие узлы, входящие в электросхему авто. Если клемма окислена и на ней имеется налет, это приведет к тому, что напряжение не сможет быть передано в полной мере на оборудование, соответственно, его работа будет неполноценной.

Возможные неисправности

Если клемма АКБ с выключателем массы или без него окислилась, причин тому может быть несколько:

  1. Из устройства вытекает электролит, такая проблема является одной из наиболее распространенных. Поскольку электролит сам по себе — это кислота, когда он попадает на клеммы АКБ, происходит окисление. В результате того, что батарея при эксплуатации испытывает серьезные нагрузки, между ее контактами может появиться люфт, а через него кислота будет выходить наружу. Как правило, такая проблема актуальна для более старых АКБ, поскольку батареи нового типа делаются закрытыми. Тем не менее, и это не защищает их от утечки электролита.
    Также следует отметить, что жидкость может выходить из батареи при слишком высоком ее заряде, если в электроцепи имеются неисправности. Кроме того, утечка кислоты может произойти в результате засорения вентиляционных отверстий.
  2. Еще одна причина, по которой на клеммах автомобильной батареи может образоваться окисление — это использование электролита с недопустимыми параметрами плотности. Для предотвращения таких ситуаций при заливе нужно использовать готовый электролит. Если в пропорциях будет допущена ошибка, это приведет к неисправности в дальнейшем.
  3. Выработка ресурса эксплуатации аккумулятора. В частности, речь идет о стержнях уплотнителей, которые могли рассохнуться.
  4. Плохая затяжка. Часто случается такое, что автолюбитель, установив клемму на выходы АКБ, не затягивает ее должным образом и начинает эксплуатацию машины. В результате плохой фиксации контакт будет слабым, соответственно, это может вызвать реакцию. В таком случае рекомендуется как можно быстрее произвести очистку электрода, после чего хорошо затянуть все болты. Но учтите, если затяжка будет сильной, то вы рискуете сорвать крепеж.

Какие бывают клеммы?

Теперь предлагаем ознакомиться с разновидностями выводов для АКБ.

Быстросъемные

Быстросъемные устройства для батареи могут быть изготовлена из свинца, меди или бронзы — именно эти материалы используют сегодня производители. Эти элементы должна обладать максимальной электропроводностью, а при покупке необходимо удостовериться в том, что они подходят по размеру под определенную АКБ. Устройство должно быстро и без проблем изменять свои размеры под воздействием силы, чтобы при установке на батарею и фиксации пассатижами она максимально прилегала к выходу. Чем тяжелее устройство, тем лучше.

Свинцовые

Как известно, из свинца изготавливаются внутренние компоненты батареи, поскольку этот материал не разрушается под воздействием электролита, то есть кислоты. При этом любой другой материал, на который будет воздействовать электролит, будет разрушаться и портиться. Именно из-за этого медь не используется для изготовления внутренних компонентов батареи. И хотя ее проводимость значительно выше, чем у свинца, последний без проблем подвергается обработке при необходимости (автор видео — канал Remont tehniki).

Клемма, выполненная из свинца, может расплавиться только в том случае, если температура на выводах составит триста градусов. А это, согласитесь, немаловажное достоинство, особенно, если в работе прибора произошло короткое замыкание. Если произойдет замыкание, то этот элемент конструкции просто расплавиться и прервет электроцепь, но на функциональности самой батареи это никак не отразится. По сути, данный компонент является проводником и барьером в устройстве, если его не будет, то аккумулятор может взорваться уже спустя несколько минут после начала кипения. Для производства устройств, как сказано выше, могут использоваться разные материалы, однако предпочтение всегда отдается свинцу.

Латунные

Такой вариант в последнее время стал широко использоваться в отрасли автомобилестроения. Ни для кого не секрет, что при качественном подключении компонентов электроцепи эффективность ее функционирования может возрасти на 20%. При этом такая цепь не только понизит объем энергии, которая используется впустую, но и позволит улучшить основные технические особенности и характеристики устройств, подключенных к бортовой сети.

Следует отметить, что устройства, выполненные из латуни, могут применяться в том случае, если их характеристики соответствуют нормам:

  • сама по себе клемма должна быть достаточно надежной, прочной, ее вес должен быть соответствующим;
  • латунный элемент без проблем подвергается деформации под воздействием пассатижей;
  • устройства такого типа могут прочно охватить токопроводящий вывод аккумулятора;
  • латунные клеммы легко демонтируются и устанавливаются.

Видео «Как избавиться от проблемы окисления клемм?»

Маркировка аккумулятора имеет ключевое значение при его выборе. Существует четыре основных стандарта, в соответствии с которым на АКБ наносится информация о технических характеристиках - российский, европейский, американский и азиатский (японский/корейский). Они отличаются как системой подачи, так и описанием отдельных значений. Поэтому при расшифровке маркировки аккумулятора или года его выпуска необходимо в первую очередь знать, в соответствии с каким стандартом представлена информация.

Российский стандарт аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.

Европейский стандарт. Интерактивное изображение значения маркировки

Отличия стандартов

Перед тем как перейти непосредственно к вопросу, что означает маркировка на аккумуляторе, необходимо знать следующее. На российских АКБ «плюс» располагают на левой клемме, а «минус» на правой (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки). На батареях, выпущенных в Европе и Азии (в большинстве случаев, но не всегда) наоборот. Что касается американских стандартов, то там встречаются оба варианта, однако чаще европейский.

Полярность и стандарт аккумулятора авто

Помимо маркировки аккумуляторов для авто они еще отличаются . Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5 мм, а «минус» - 17,9 мм. У азиатских АКБ «плюс» с диаметром 12,5 мм, а «минус» - 11,1 мм. Разность диаметра клемм сделана для исключения ошибок , связанных с подключением батарей к бортовой электросети автомобиля.

Кроме емкости при выборе АКБ необходимо обязательно учитывать максимальный пусковой ток , на который он рассчитан. В маркировке аккумулятора автомобиля не всегда есть прямое указание на такую информацию, и в разных стандартах может обозначаться по-разному, в каждом стандарте есть свои нюансы.

Так называемый ток холодной прокрутки - это пусковой ток при температуре -18°С.

Российский стандарт

Обозначение на отечественном АКБ

Начнем обзор с самого популярного и распространенного в нашей стране российского стандарта. Он имеет обозначение ГОСТ 0959 - 2002. В соответствии с ним маркировка автомобильных аккумуляторов делится на четыре части, которые условно можно разделить на четыре же цифры. В частности:

  1. Количество «банок» в АКБ . Большинство аккумуляторов для легковых машин имеет на этом месте цифру 6, поскольку именно столько банок по 2 Вольта имеется у стандартной батареи (6 штук по 2 В дают общих 12 В).
  2. Обозначение типа АКБ . Самое распространенное обозначение будет «СТ», что означает «стартерный».
  3. Емкость АКБ . Она соответствует числу, стоящему на третьей позиции. Это может быть значение от 55 до 80 Ампер·часов (далее - А·ч) в зависимости от мощности двигателя машины (55 А·ч соответствует движку объемом около 1 л, а 80 А·ч - для 3-х литрового и даже больше).
  4. Исполнение аккумулятора и тип материала его корпуса . На последнем месте, как правило стоит одна или несколько букв, которые расшифровываются следующим образом.

Что касается упомянутого пускового тока , то в российском стандарте он не указывается явно, на приведенном шильдике. Однако информация о нем обязательно есть в наклейках возле упомянутой таблички. Например, надпись «270 А» или похожее значение.

Таблица соответствий типа аккумулятора, его силы разрядного тока, минимальной продолжительности разряда, габаритных размеров.

Тип аккумулятора Стартерный режим разряда Габаритные размеры батареи, мм
Сила разрядного тока, А Минимальная продолжительность разряда, мин Длина Ширина Высота
6СТ-55 255 2,5 262 174 226
6СТ-55А 255 2,5 242 175 210
6СТ-60 180 3 283 182 237
6СТ-66А 300 2,5 278 175 210
6СТ-75 225 3 358 177 240
6СТ-77А 350 2,5 340 175 210
6СТ-90 270 3 421 186 240
6СТ-110А 470 2,5 332 215 230

Маркировка аккумулятора по ETN

Европейский стандарт

Европейский стандарт ETN (европейский типовой номер) имеет официальное название EN 60095 - 1. Код состоит из девяти цифр, которые делятся на четыре отдельные области-комбинации. В частности:

  1. Первая цифра . Она условно означает емкость батареи. Чаще всего можно встретить цифру 5, которая соответствует диапазону 1...99 А·ч. Цифра 6 означает диапазон от 100 до 199 А·ч, а 7 - от 200 до 299 А·ч.
  2. Вторая и третья цифры . Они точно указывают на значение емкости АКБ, в А·ч. Например, число 55 будет соответствовать емкости 55 А·ч.
  3. Четвертая, пятая и шестая цифры . Информация о конструкционном исполнении батареи. В комбинации зашифрована информация о типе полюсных выводов, их размере, типе газоотвода, наличии ручки для переноски, особенности крепежных элементов, особенности конструкции, тип крышки, устойчивость аккумулятора к воздействию вибрации.
  4. Последние три цифры . Они означают ток «холодной прокрутки». Однако чтобы узнать его значение последние две цифры нужно умножить на десять (например, если на маркировке аккумуляторов в качестве трех последних цифр написано 043, то это означает, что 43 нужно умножить на 10, в результате чего получим искомый пусковой ток, который будет равен 430 А).

Кроме основных характеристик аккумулятора зашифрованных цифрами на некоторых современных АКБ размещают дополнительные пиктограммы. Такие наглядные картинки сообщают для каких именно автомобилей подходит данная батарея, с каким дом. оборудованием, а так же определенные нюансы эксплуатации. Например: иллюстрируют использование для системы старт/стоп, городской режим, использование большого количества электронных устройств и т.п.

Маркировка аккумуляторов BOSCH

Существует еще несколько обозначений, которые можно встретить на европейских аккумуляторах. Среди них:

  • CCA . Означает маркировку максимально допустимого тока при пуске двигателя в зимних условиях.
  • BCI . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Battery Council International.
  • IEC . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу International Electrotechnical Commission.
  • DIN . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Deutche Industri Normen.

Немецкий стандарт

Одним из разновидностей европейских обозначений является немецкий стандарт, имеющий название DIN . Его часто можно встретить в качестве маркировки аккумуляторов BOSCH. Он имеет 5 цифр, которые по информации схожи с указанным выше европейским стандартом.

Его можно расшифровать так:

  • первая цифра означает порядок емкости (цифра 5 означает, что АКБ имеет емкость до 100 А·ч, 6 - до 200 Ач, 7 - более 200 А·ч);
  • вторая и третья цифры - точная емкость АКБ, в А·ч;
  • четвертая и пятая означают принадлежность аккумулятора к определенному классу, который соответствует типу крепежа, габаритам, позиции выводов и прочем.

В случае использования стандарта DIN ток холодной прокрутки не указывается явно , однако эту информацию можно найти где-то рядом с указанной наклейкой или шильдиком.

Дата выпуска аккумуляторных батарей

Поскольку все аккумуляторы со временем стареют, то информацию о дате их выпуска всегда актуальна. АКБ, выпущенные под торговыми марками Berga, Bosch и Varta имеют на этот счет единое обозначение, которое расшифровывается следующим образом. Для образца, чтобы понять где маркировка года выпуска аккумулятора, возьмем такое обозначение - С0С753032.

Расположение и расшифровка даты производства аккумуляторов Бош, Варта, Едкон, Барен и Ексид

Первая буква - это код завода, где был изготовлен аккумулятор. Возможны такие варианты:

  • H - Ганновер (Германия);
  • C - Ческа Липа (Чехия);
  • E - Бургос (Испания);
  • G - Гуардамар (Испания);
  • F - Руан (Франция);
  • S - Саргемин (Франция);
  • Z - Цвикау (Германия).

В нашем конкретном примере видно, что АКБ изготовлен на территории Чехии. Второй символ в шифре означает номер конвейера. Третий - тип заказа. А вот четвертый, пятый и шестой символ - это зашифрованная информация о дате выпуска батареи. Так, в нашем случае цифра 7 означает 2017 год (соответственно, 8 - это 2018, 9 - 2019 и так далее). Что касается числа 53, то оно означает май. Другие варианты обозначения месяцев:

  • 17 - январь;
  • 18 - февраль;
  • 19 - март;
  • 20 - апрель;
  • 53 - май;
  • 54 - июнь;
  • 55 - июль;
  • 56 - август;
  • 57 - сентябрь;
  • 58 - октябрь;
  • 59 - ноябрь;
  • 60 - декабрь.

Приведем еще несколько расшифровок даты выпуска аккумуляторов различных торговых марок:

Примеры подписей аккумуляторов BOSCH

  • A-mega, EnergyBox, FireBull, Plazma, Virbac . Пример - 0491 62-0M7 126/17. Последнее число означает 2017 год, а три цифры перед обозначением года - это день по счету в году. В данном случае 126-й день - это 6 мая.
  • Bost, Delkor, Medalist . Образец - 8C05BM. Первая цифра - это последняя цифра в обозначении года. В данном случае - 2018. Вторая буква - это обозначение месяца по латинскому алфавиту. А - январь, В - февраль, С - март и так далее. В данном случае март.
  • Centra . Образец - KJ7E30. Третья цифра - последняя цифра в обозначении года. В данном случае - 2017. Четвертый символ - буквенное обозначение месяцев аналогично аккумуляторам Bost (А - январь, В - февраль, С - март и так далее).
  • Feon . Образец - 2736. Вторая цифра означает последнюю цифру года (в данном случае 2017 год). Третья и четвертая цифра - это номер недели в году (в данном случае 36-я неделя, начало сентября).
  • Fiamm . Образец - 721411. Первая цифра - это последняя цифра года, в данном случае 2017. Вторая и третья цифра - номер недели в году, 21 неделя - конец мая. Четвертая цифра - номер дня недели. Четверка - это четверг.
  • Ista . Образец - 2736 132041. Вторая цифра - номер года, в данном случае - 2017 год. Третья и четвертая цифры - номер недели, 36 неделя - начало сентября.
  • NordStar, Sznajder . Образец - 0555 3 3 205 8. Чтобы узнать год производства аккумулятора необходимо от последней цифры отнять единицу. Так получается номер года. В данном случае 2017 год. Предпоследние три цифры означают номер дня в году.
  • Rocket . Образец - KS7J26. Первые две буквы - это шифр названия предприятия, где был выпущен аккумулятор. Третья цифра - означает год, в данном случае 2017. Четвертая буква - шифр месяца английскими буквами (А - январь, В - февраль, С - март и так далее). Последние две цифры - число месяца. В данном случае имеем 26 октября 2017 года.
  • Startech . У аккумуляторов, выпущенных под этой торговой маркой, на днище есть два кружка, в которых явно указываются год и месяц выпуска.
  • Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova) . Производители этих аккумуляторов прямо пишут дату изготовления на крышке изделия в формате ЧЧ.ММ.ГГ. Как правило, на Panasonic дата нанесена краской, а на корпусе Furukawa дата выдавлена.
  • ТИТАН, ТИТАН ARCTIC . Имеют маркировку из семи цифр. Первые шесть прямо указывают на дату изготовления в формате ЧЧММГГ. А седьмая цифра означает номер конвейерной линии.

Российские производители обычно проще подходят к обозначению даты производства. Они указывают на это четырьмя цифрами . Две из них обозначают месяц изготовления, другие две - год. Однако проблема состоит в том, что некоторые первыми указывают месяц, а другие - год. Поэтому в случае недоразумения лучше спросить у продавца.

Обозначение по SAE J537

Американский стандарт

Имеет обозначение SAE J537. Состоит из одной буквы и пяти цифр. Они означают:

  1. Буква . А - автомобильная АКБ.
  2. Первая и вторая цифры . Означают номер типоразмерной группы, а также при наличии дополнительной буквы - полярности. Например, число 34 означает принадлежность к соответствующей группе. По ней размер аккумулятора будет равен 260×173×205 мм. Если после числа 34 (в нашем примере) не будет буквы R, то означает, что полярность прямая, если она есть - обратная (соответственно, «плюс» слева и справа).
  3. Последние три цифры . Они прямо указывают на значение тока холодной прокрутки.

Интересный момент заключается в том, что в стандартах SAE и DIN пусковые токи (токи холодной прокрутки) значительно отличаются . В первом случае это значение больше. Чтобы перевести одно значение в другое нужно:

  • Для аккумуляторов с емкостью до 90 А·ч ток SAE = 1,7 × ток DIN.
  • Для аккумуляторов с емкостью от 90 до 200 А·ч ток SAE = 1,6 × ток DIN.

Коэффициенты выбраны эмпирически, на основе практики автомобилистов. Ниже приведена таблица соответствия тока холодных пусков для аккумуляторов по разным стандартам.

DIN 43559 (ГОСТ 959-91) EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002)
170 280 300
220 330 350
255 360 400
255 420 450
280 480 500
310 520 550
335 540 600
365 600 650
395 640 700
420 680 750

Азиатский стандарт

Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.

Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS

В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:

  • первые две цифры - емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
  • третий символ - буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
  • четвертый и пятый символ - число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в [см];
  • шестой символ - буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.

Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) - от A до H:

Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket

  • A - 125 × 160 мм;
  • B - 129 × 203 мм;
  • C - 135 × 207 мм;
  • D - 173 × 204 мм;
  • E - 175 × 213 мм;
  • F - 182 × 213 мм;
  • G - 222 × 213 мм;
  • H - 278 × 220 мм.

Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.

Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.

Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.

Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:

  • N - открытая с нерегламентированным расходом воды;
  • L - открытая с малым расходом воды;
  • VL - открытая с очень малым расходом воды;
  • VRLA - открытая с регулирующим клапаном.

Азиаткий стандарт (старого типа) аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.

Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.

Аккумуляторная батарея Емкость (Aч, 5ч/20ч) Ток холодного запуска (-18) Общая высота, мм Высота, мм Длина, мм Масса, кг
50B24R 36 / 45 390 - - - -
55D23R 48 / 60 356 - - - -
65D23R 52 / 65 420 - - - -
75D26R (NS70) 60 / 75 490/447 - - - -
95D31R (N80) 64 / 80 622 - - - -
30A19R(L) 24 / 30 - 178 162 197 9
38B20R(L) 28 / 36 340 225 203 197 11,2
55B24R(L) 36 / 46 410 223 200 234 13,7
55D23R(L) 48 / 60 525 223 200 230 17,8
80D23R(L) 60 / 75 600 223 200 230 18,5
80D26R(L) NX110-5 60 / 75 600 223 200 257 19,4
105D31R(L) 72 / 90 675 223 202 302 24,1
120E41R(L) 88 / 110 810 228 206 402 28,3
40B19 R (L) 30 / 37 330 - - - -
46B24 R (L) NS60 36 / 45 330 - - - -
55B24 R (L) 36 / 45 440 - - - -
55D23 R (L) 48 / 60 360 - - - -
75D23 R (L) 52 / 65 530 - - - -
80D26 R (L) 55 / 68 590 - - - -
95D31 R (L) 64 / 80 630 - - - -

Итоги

Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.

3 400 руб.

Аккумулятор автомобильный ATLAS DYNAMIC POWER MF42B19FL 6СТ-38 обр. 38Ач обр.

Вид - легковые. Полярность - обратная. Напряжение 12 В. С газоотводом. Тип нижнего крепления - B01 . Пусковой ток 370 А. Обслуживание - необслуживаемые. Ёмкость 38 А-ч. Тип клемм - Euro. С ручкой для переноски. Вес: 18.0 кг. Размеры 220х136х187 мм.

купить в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор

3 450 руб.

Аккумулятор автомобильный Varta Blue Dynamic A13 6СТ-40 обр. с бортом (42B19L) 540 125 033 313 2 40Ач обр.

Ручка для переноски. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Тип клемм - Asia. С номинальным напряжением 12В. С емкостью 40А-ч. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . Газоотвод. С током холодной прокрутки 330А. С шириной: 129 мм. С высотой: 225 мм. С длиной: 189 мм. С весом: 10.0 кг.

купить в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор фото

4 550 руб.

GigaWatt Аккумулятор автомобильный GIGAWATT G68JR 6СТ-60 обр. (80D26L) 68Ач обр. 568 404 055

Тип клемм - Euro. Напряжение 12 В. Тип нижнего крепления - B01 . Вид - легковые. Пусковой ток 550 А. С ручкой для переноски. Полярность - обратная. Обслуживание - обслуживаемые. Ёмкость 68 А-ч. Размеры 220х175х260 мм.

купить в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

5 150 руб.

Аккумулятор автомобильный Varta Blue Dynamic E23 6СТ-70 обр. (80D26L) 570 412 063 313 2 70Ач обр.

Газоотвод. Тип клемм - Asia. Ручка для переноски. С током холодной прокрутки 630А. Вид - легковые. С емкостью 70А-ч. Тип нижнего крепления - B01 . С номинальным напряжением 12В. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - обратная. С шириной: 175 мм. С высотой: 220 мм. С длиной: 261 мм. С весом: 17.0 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор фото

5 400 руб.

Аккумулятор автомобильный BANNER Power Bull P50 41 6СТ-50 обр. 50Ач обр.

С ручкой для переноски. Вид - легковые. Напряжение 12 В. Обслуживание - необслуживаемые. Пусковой ток 420 А. Ёмкость 50 А-ч. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . С длиной: 202 мм. С высотой: 225 мм. С шириной: 173 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор

5 700 руб.

Аккумулятор автомобильный Medalist Standart 80D26L 6СТ-75 обр. 75Ач обр.

С номинальным напряжением 12В. Вид - легковые. Тип нижнего крепления - B01 . Ручка для переноски. Полярность - обратная. С током холодной прокрутки 680А. Обслуживание - необслуживаемые. Газоотвод. С емкостью 75А-ч. Тип клемм - Euro. Ширина: 173 мм. Длина: 260 мм. Высота: 225 мм. Вес: 16.0 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

фото

5 700 руб.

Solite Аккумулятор автомобильный SOLITE 95D26R 6СТ-85 прям. 85Ач пр.

Напряжение 12 В. Пусковой ток 650 А. С ручкой для переноски. Полярность - прямая. Тип клемм - Asia. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Ёмкость 85 А-ч. Тип нижнего крепления - B01 . С шириной: 220 мм. С высотой: 175 мм. С длиной: 261 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

6 000 руб.

Аккумулятор автомобильный BANNER Power Bull P60 62 6СТ-60 обр. (75D23L) 60Ач обр. 013560620101

Вид - легковые. С номинальным напряжением 12В. Ручка для переноски. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . С емкостью 60А-ч. С током холодной прокрутки 510А. Обслуживание - необслуживаемые. С высотой: 220 мм. С шириной: 173 мм. С длиной: 230 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор

5 900 руб.

GigaWatt Аккумулятор автомобильный GIGAWATT G91R 6СТ-91 обр. (105D31L) 91Ач обр.

С ручкой для переноски. Тип нижнего крепления - B01 . Полярность - обратная. Обслуживание - обслуживаемые. Пусковой ток 740 А. Тип клемм - Euro. Вид - легковые. Ёмкость 91 А-ч. Напряжение 12 В. Размеры 220х172х302 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

фото

6 000 руб.

Аккумулятор автомобильный Totachi KOR 75D23FL 6СТ-65 обр. с бортом 65Ач обр. 4589904524271

Обслуживание - необслуживаемые. С емкостью 65А-ч. С током холодной прокрутки 580А. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . С номинальным напряжением 12В. Вид - легковые. Ручка для переноски. С высотой: 173 мм. С длиной: 232 мм. С шириной: 225 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

6 400 руб.

Аккумулятор автомобильный Medalist 95D26L 6СТ-85 обр. 85Ач обр.

С ручкой для переноски. Полярность - обратная. Ёмкость 85 А-ч. Вид - легковые. Тип нижнего крепления - B01 . Пусковой ток 730 А. Обслуживание - обслуживаемые. Напряжение 12 В. С длиной: 261 мм. С высотой: 175 мм. С шириной: 225 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

фото

6 950 руб.

Аккумулятор автомобильный ATLAS DYNAMIC POWER MF59518 6СТ-95 обр. 95Ач обр.

Вид - легковые. Полярность - обратная. Газоотвод. Тип нижнего крепления - B01 . С номинальным напряжением 12В. Тип клемм - Euro. С емкостью 95А-ч. Обслуживание - необслуживаемые. С током холодной прокрутки 640А. Ручка для переноски. Ширина: 172 мм. Высота: 220 мм. Длина: 302 мм. Вес: 21.8 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

6 850 руб.

Delkor Аккумулятор автомобильный DELKOR 75D23L 6СТ-65 обр. 65Ач обр.

Ёмкость 65 А-ч. С ручкой для переноски. Пусковой ток 580 А. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - обратная. Тип нижнего крепления - B01 . Напряжение 12 В. С шириной: 173 мм. С длиной: 232 мм. С высотой: 225 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

7 200 руб.

Solite Аккумулятор автомобильный SOLITE 115D31R 6СТ-95 прям. 95Ач пр.

С током холодной прокрутки 750А. С емкостью 95А-ч. С номинальным напряжением 12В. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - прямая. Тип нижнего крепления - B01 . Газоотвод. Ручка для переноски. Тип клемм - Euro. С шириной: 173 мм. С длиной: 306 мм. С высотой: 225 мм. С весом: 21.0 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

фото

7 100 руб.

Аккумулятор автомобильный Varta Blue Dynamic G7 6СТ-95 обр. (115D31L) 595 404 083 313 2 95Ач обр.

С ручкой для переноски. С газоотводом. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - обратная. Пусковой ток 830 А. Тип нижнего крепления - B01 . Ёмкость 95 А-ч. Тип клемм - Euro. Напряжение 12 В. Вес: 20.0 кг. Размеры 225х173х306 мм.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз

видеообзор фото

7 100 руб.

Аккумулятор автомобильный Varta Blue Dynamic G8 6СТ-95 прям. (115D31R) 595 405 083 313 2 95Ач пр.

С током холодной прокрутки 830А. С емкостью 95А-ч. С номинальным напряжением 12В. Вид - легковые. Обслуживание - необслуживаемые. Полярность - прямая. Тип нижнего крепления - B01 . Газоотвод. Ручка для переноски. Тип клемм - Euro. С шириной: 173 мм. С длиной: 306 мм. С высотой: 225 мм. С весом: 20.0 кг.

в интернет-магазине AutoAKB

возможен самовывоз