Можно ли подпрыгнуть в падающем лифте. Что будет, если прыгнуть в падающем лифте? А если подпрыгнуть в падающем лифте — поможет? Отвечают физики

18 апреля в Москве начнется судебное разбирательство по громкому делу о гибели дочери телеведущего , 36-летней в результате крушения лифта в московском ЖК «Алые паруса». По версии обвинения, в трагедии, случившейся 14 января 2016 года, целиком и полностью виноват обслуживавший этот лифт электромеханик . Однако в деле есть немало моментов, указывающих на то, что произошедшее - не трагическая случайность, а закономерная ошибка, к которой привела халатность многих лиц, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых комплексов Москвы. расследовала эту историю.

Смерть в «Алых Парусах»

Авария в лифте ЖК «Алые Паруса» (дом №79 по Авиационной улице в районе Щукино) 14 января 2016 года в 11:20. По исходной информации, у кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и разбилась насмерть. еще об одном погибшем - мужчине, однако позже эта информация не подтвердилась.

«Дочь ценой своей жизни показала проблему лифтов в ЖК "Алые паруса"», - вскоре после аварии отец погибшей, Евгений Кочергин. По его словам, Ирина Володина входила в инициативную группу, выступавшую за замену лифтов в жилом комплексе. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них вместе с няней в момент падения лифта, в котором была его мать, находился в соседней кабине.

После аварии супруг Ирины Володиной, Алексей, дал показания следователям (они есть в обвинительном заключении, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру»).

«Примерно с 2012 года появилась проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался со стороны гаража и подъезда. (...) Более того, при движении лифтов, в том числе лифта, потерпевшего крушение 14.01.2016, примерно на 6-8 этажах лифт начинало болтать, издавая громкие звуки скрежета и соударения, что вызывало серьезные опасения жителей. По данным фактам жители комплекса писали многочисленные жалобы, на которые управляющая компания - ООО "ДС Эксплуатация" реагировала формально и в недостаточном объеме. По сути, они абстрагировались от решения данной проблемы, перекладывая ответственность на фирму, обслуживавшую лифты», - отмечалось в показаниях .

По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), катастрофа случилась из-за «технической неисправности и разлома кабины» подъемника. Было уголовное дело по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

В поисках виновных

Утром 15 января 2016 года в столичном управлении (СКР) о задержании электромеханика Алексея Белоусова - сотрудника компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за техническое обслуживание лифтов в ЖК «Алые паруса».

Как следует из обвинительного заключения, 13 января 2016 года, в день накануне аварии, Белоусов произвел осмотр рокового лифта по заявке диспетчера, который сообщил о неполадках в работе подъемника. Однако электромеханик «не установил причины неисправности лифта и возвратил его в режим «нормальная работа» - основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров».

Лифт – это популярнейший транспорт городов. Большинство жителей многоэтажных домов ежедневно минимум по нескольку раз пользуются лифтом. При этом, большинство даже не задумывается о...

Лифт – это популярнейший транспорт городов . Большинство жителей многоэтажных домов ежедневно минимум по нескольку раз пользуются лифтом. При этом, большинство даже не задумывается о том, может ли лифт упасть, и чем это грозит? Давайте же разберёмся.

  • На самом деле, просто упасть вниз лифту практически невозможно, так как его поддерживают сразу несколько тросов, поэтому даже при обрыве одного из них, все равно остальные помогут удержать кабину . Также система автоматически блокирует и останавливает лифт сразу же после ослабления хотя бы одного из тросов.
  • Следующим разрушителем мифов является ограничитель скорости. Как только скорость лифта превысит отметку в 15% выше нормы, лифт мгновенно будет автоматически остановлен. Последний этап подобной системы включает в себя жесткую остановку кабины, которая станет намертво фиксированной на направляющих. Это значит, что даже при теоретическом обрыве всех тросов, кабина после падения вниз на несколько метров, будет мгновенно остановлена и удержана на направляющих .
  • Существует и еще один миф: кабина лифта может не прийти, а откроются двери в шахту, в результате чего человек, если не посмотрит вниз, провалится в нее. На самом же деле, подобная ситуация невозможна. Двери шахты открываются только приводом дверей кабины , но никак не кнопкой вызова лифта. Даже если двери кабины будут расположены не ровно напротив этажа, они не откроются.
  • Также невозможно руками открыть двери лифта, поскольку в шахте стоят замки, не дающие этого сделать . Даже если каким-то невероятным образом подобное удастся, то лифт все равно не начнет движение, если его двери не закрыты полностью.
  • Более реальна ситуация, если в дело вмешается человеческий фактор. Например, механик может перекоротить контакты, отвечающие за блокировку лифта, и он поедет с незакрытыми дверями. Что касается возраста лифта, то за этим внимательно следят, и слишком старые и отработавшие свое лифты снимают с работы .

Поэтому, падение лифта возможно только в том случае, если он будет осуществлять работу по завершению срока эксплуатации. Несчастные случаи могут произойти только по халатности электромеханика. Во всех же остальных случаях всегда сработают системы безопасности, поэтому не стоит бояться того, что лифт может упасть вниз вместе с вами, и вы разобьетесь. Все это не более, чем миф.

Что делать если лифт упал?

Если лифт упал, можно ли выжить? Как показывает статистика, такая авария закончилась смертью пассажира дважды за всю историю — в 2012 году в Таиланде и в 2016 в Москве. Проектировщики уверяют, что возможность чрезвычайной ситуации с кабиной возможна в одном из 12 000 000 лифтов, а большинство поломок связано с заеданием дверей и кнопок.

Что может стать причиной падения?

Чаще всего травмы и смерти, которые происходят якобы из-за того, что упал лифт, на самом деле случаются по причине отсутствия кабины в шахте. Человек попросту шагает в пустое пространство, и оборвавшиеся тросы здесь ни при чем.

К аварии могут привести следующие поломки:

  • обрыв тросов из-за перегрузки;
  • неисправность ограничителя скорости;
  • проблемы с электроникой.

По-настоящему кабина падает только в случае полного разрушения направляющих. Это возможно при обрушении здания, например, из-за сильного землетрясения. Редко встречаются случаи, когда направляющие ломаются по причине строительного брака или коррозии. Поскольку рельсы крепятся на каждом этаже к стенам шахты, то кабина пролетит максимум 2-3 м, после чего затормозит.

В старых моделях гнилые направляющие разбиваются стопорными башмаками тормозного устройства. В таком случае кабина падает, сойдя с рельсов, и застревает между этажами. Это объясняется перекосом аппарата из-за роликов и стопоров.

Что будет, если подведет электроника? В таком случае машина может повести себя непредсказуемо. Во-первых, механик без квалификации способен неосознанно испортить блокировочные контакты. Во-вторых, из-за намагничивания нужный контакт в определенный момент не разомкнется, что может привести к аварии.

Даже если ЧП не закончится переломами, у упавшего вместе с лифтом человека возникнет сильный психологический стресс, в некоторых случаях — клаустрофобия, в связи с чем стоит обратиться к специалисту.

Как выжить при аварии?

Современные лифты оборудованы множеством механизмов, которые обеспечивают его безопасность, например:

  1. Ловители в случае обрыва троса удерживают кабину на рельсах.
  2. Тормоза при отключении электродвигателя удерживают лифт в неподвижном положении.
  3. Концевые выключатели выполняют роль ограничителей, т.е. предотвращают движение за предусмотренную зону.
  4. Дверные контакты и автоматические замки препятствуют открытию шахты, если лифта на этаже нет.
  5. Подпольные контакты и сигнальные лампы предупреждают, что лифт занят, и не дают вызвать кабину, в которой уже есть пассажиры.
  6. Аппаратура для вызова техника при экстренном случае.
  7. Ограничитель грузоподъемности не позволяет лифту, загруженному более чем на 110%, начать движение.

Многие считают, что если лифт упадет, то выжить поможет прыжок во время столкновения кабины с землей. Однако на самом деле это не сработает, и вот почему:

  1. Скорость падающего лифта около 60-70 км/час. Прыжок снизит ее на 5-6 км/час, т.е. совсем незначительно.
  2. Высока вероятность разбить голову о потолок.
  3. Вертикальное положение тела увеличивает риск получения травм и переломов.

Бытует мнение, что можно избежать травм, встав на пальцы ног и согнув колени. Этот вариант тоже не сработает.

Чтобы смягчить удар, нужно лечь на спину, положив одну руку под голову, а второй закрыть лицо. Если у пассажира есть сумка, то ею тоже можно защитить голову от осколков. Трудность заключается в том, что на все действия у человека есть всего несколько секунд. Стоит отметить, что это поможет, если лифт падает с относительно небольшой высоты, тогда как при аварии на 20-30 этаже стоит надеяться только на чудо.

В Книгу рекордов Гиннесса занесен случай, когда женщине удалось упасть с 75 этажа и остаться живой. Это случилось в 1945 году в США. Тогда во время попадания бомбардировщика в Эмпайр Стейт Билдинг 19-летнюю девушку решили эвакуировать на лифте, по какой-то причине тросы не выдержали, и кабина сорвалась вниз. Авария не закончилась трагедией только из-за связки кабелей, которая лежала в шахте и смягчила падение.

Почти весь травматизм в лифтах связан с попытками самостоятельно вылезти из кабины, застрявшей между этажами. Поэтому при возникновении внештатной ситуации необходимо вызвать диспетчера и дождаться приезда ремонтной бригады. В случае, если не удается установить связь, нужно привлечь внимание проходящих людей, постучав в стены и двери кабины. Если в подъезде никого не оказалось, то стоит позвонить по номеру 112 или своим близким.

В этом году лифты в России ломаться и падать будут все чаще. Мрачный прогноз? Безусловно. А причина проста: на сегодняшний день число выработавших свой эксплуатационный срок лифтов составляет по стране порядка 30%, при этом темпы их замены не успевают за темпами старения.

Значит ли это, что самый массовый вертикальный вид транспорта в стране стал еще и самым опасным? А ужасная гибель сначала 10-месячного младенца, а меньше чем через месяц 36-летней женщины в лифтах жилых домов в Москве далеко не последние?
Осторожно, «лифтопад»
Сразу две страшные смерти в московских лифтах за последний месяц - 19 декабря погиб 10-месячный младенец в доме на Островитянова, 14 января - дочь известного телеведущего Евгения Кочергина в жилом комплексе премиум-класса. Что это: роковое совпадение или результат системного халатного отношения к работе обслуживающих компаний? В обоих случаях больше всего поражает сама нелепость гибели людей. Напомним, на Островитянова лифтовая кабина двинулась вниз с еще открытыми дверями в тот момент, когда муж с женой завозили в нее коляску. Почему это не случилось секундой раньше или позже? А лифт в ЖК «Алые паруса» перекосило с пассажиром во время движения, да так, что у монументальной конструкции оторвалось дно, и женщина улетела в шахту. Как такое вообще возможно?
Самая распространенная версия подобных ЧП - оборвался трос, который опускает и поднимает лифты на этажи. На самом деле, как говорят специалисты, обрыв каната - это самое последнее, что в принципе может произойти с лифтовым оборудованием. Лифт держится на трех-четырех стальных канатах. У каждого запас прочности 12-кратный. Это значит, что разрывное усилие должно в 12 раз превосходить его расчетное натяжение. Поэтому эту версию и в том и в другом случае эксперты отметают.
Установить причины произошедшего и виновных еще предстоит правоохранительным органам. Специалисты же по лифтам пока называют возможные причины такого «лифтопада» и дают прогнозы на будущее.
У семи нянек дитя без глазу
Вот уже два года как здания с лифтами в нашей стране исключены из категории опасных производственных объектов. Поэтому вопрос, как нужно правильно их эксплуатировать, мало кого волнует.
- Порядок использования и эксплуатации лифтов является одним из важнейших документов, который необходимо принять в ближайшее время, - говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. - В нем должно быть четко прописано, что нужно делать владельцам лифтов, чтобы они были безопасными для пассажиров. Сейчас между организациями, которые монтируют лифт и эксплуатируют, как правило, стоит управляющая компания, сотрудники которой профессионалами в лифтовом хозяйстве не являются. Вот и получается, что принять лифт управдом может по незнанию уже с нарушениями, а затем отдать на обслуживание какой-нибудь фирме-одногодке, которая по конкурсу запросит самую минимальную цену на сервис.
В результате нередко лифты в наших домах обслуживают такие компании-подрядчики, что впору самим надевать рабочую робу и идти на курсы лифтеров и электромехаников.
- По правилам хотя бы один раз в месяц механик должен провести обслуживание - осмотр, смазку и регулировку всех механизмов лифта, и дополнительно выйти на проверку по заявкам жильцов. Еще одну проверку работы лифта он должен провести раз в три месяца, а затем раз в шесть месяцев. Один раз в год проводится полная подготовка лифта к техническому освидетельствованию, - рассказывает Захаров.
В реальности все, конечно, зачастую обстоит иначе.
По словам специалиста, сейчас новоиспеченные обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, нередко даже не выясняют причин остановки того или иного лифта. Придут, перезапустят, и на этом все заканчивается. Заранее никакие механизмы не меняются - только когда что-то сломается. В большинстве таких подрядных компаний нет квалифицированного персонала, опытных специалистов катастрофически не хватает, из-за чего на работу часто берут совершенно неподготовленных людей.
По данным гендиректора Карачаровского завода Сергея Заики, в Москве на одного электромеханика может приходиться до 150–200 лифтов, и эта цифра никак не регулируется.
Кроме того, никто не может даже подсчитать точное количество лифтов.
- Лифты, введенные в эксплуатацию с 2011 года, можно посчитать по зарегистрированным декларациям, но в целом учет лифтов как технических устройств отсутствует, - пояснил Захаров.
Еще одна проблема, которая волнует в настоящее время в большей степени даже самих производителей лифтов, - это контроль за своим детищем. В настоящее время заводы-производители никак не отслеживают дальнейшую судьбу продукции: произвел, продал и забыл.
- Во всем мире производители не просто имеют право, они обязаны осуществлять полный жизненный цикл своей продукции: они производят и затем обслуживают свои лифты, - рассказывает Заика. - У нас же существуют отдельно сотни компаний, которые монтируют лифты в домах, и еще сотни, которые потом обслуживают. В результате, как говорится, у семи нянек дитя без глазу.
Если законодательно на федеральном уровне за производителями закрепить право хотя бы опосредованно, выборочно контролировать эксплуатацию своего же оборудования, будет только лучше. Лифты станут безопаснее, а государство получит еще одно ответственное лицо, заинтересованное в качестве выпускаемой продукции.
Между тем, по мнению лифтовиков, лифты должны обслуживаться только специализированными организациями, благодаря чему будет максимально обеспечиваться безопасность подъемников. Требуется немного: установить профессиональные требования к таким организациям и перечню обязательных работ, а также наделить Ростехнадзор и Государственную жилищную инспекцию полномочиями по проверке выполнения работ.


Виной всему человеческий фактор?
В московских домах сегодня можно увидеть лифты самого разного внешнего вида: в некоторых «сталинках» найдутся еще кабины с дополнительной решеткой на двери, которую нужно закрыть вручную, прежде чем лифт тронется. Во многих старых лифтах стены кабин обиты пластиком «под дерево», и двери там, как правило, прилегают неплотно, защитный реверс не всегда срабатывает, и люди могут пытаться поставить туда ногу или руку, чтобы придержать лифт. В современных домах лифтовые кабины выглядят уже более массивно - со всех сторон они отделаны металлом (для защиты от возгорания), кнопки там также антивандальные - их невозможно поджечь. Где-то производители уже устанавливают в кабинах зеркала и информационные панели. Все это, по словам специалистов, является дополнительной защитой от вандалов, которые вместо того, чтобы рисовать на стенах, начинают смотреться в зеркало или читать новости на экране.
Однако, как показывает практика, внешний вид лифта вовсе не означает его безопасность. И не так важно, какого цвета там кнопки и стены. Все дело в начинке, в механизмах, которые запускают его работу.
Что могло стать причиной трагедии на улице Островитянова? Как предполагают специалисты, в данном случае на дверях шахты и лифта не сработали так называемые контакты безопасности. Вполне возможно, что какой-то из них вышел из строя за давностью лет. Ведь данный лифт был произведен и смонтирован еще в начале 70-х годов прошлого века (это учитывая, что срок службы любого лифта составляет 25 лет). И только в начале 2000-х годов на нем была проведена модернизация - все механизмы производителя - Карачаровского механического завода - заменили на модель лифта компании «Мос Отис». А потому сказать точно, как он работал последние 15 лет, производитель не может.
Вместе с тем, если говорить о защите дверей, стоит отметить, что механизмы и узлы безопасности на более новых лифтах все же существенно отличаются от тех, что устанавливались еще несколько десятилетий назад.
- Раньше лифты были с распашной одностворчатой дверью или двухстворчатыми раздвижными дверями, как на Островитянова, - поясняет Захаров. - Теперь же дверные проемы стали шире, есть много моделей с телескопической створкой, где повышена плавность хода и чувствительность усилия закрывания. Есть двери с фотоэлементом, когда световые датчики установлены только в одной точке, а также со «шторкой», когда датчики установлены по всему проему. Это самый высокий уровень безопасности.
Что касается лифта на Островитянова, то там над каждой дверью шахты должно быть установлено по три выключателя безопасности. Они контролируют закрывание створок. Когда обе створки закроются, выключатели должны замкнуться. - Возможно, в доме могли быть выведены из действия выключатели, контролирующие закрытие дверей шахты и двери лифта, - предполагает бывший инспектор по лифтам московского отдела Госгортехнадзора Сергей Иванов (ему уже 81 год, поэтому он знает о лифтах практически все). - Выйти из строя все сразу они не могли физически. Сломаться мог какой-то один, питание на контакты подаваться перестало, и лифт встал. Пришли электромеханики и провели ремонтные работы. Возможно, именно во время ремонта кто-то из них принудительно отключил все остальные выключатели, чтобы исправить поломку, а потом по халатности или в спешке не проверил их работоспособность. В результате лифтовая кабина начала двигаться с открытыми дверями.
Почему в лифте в ЖК «Алые паруса» оторвалось дно? Этот лифт в отличие от предыдущего достаточно новый. Такие кабины устанавливали сразу в нескольких корпусах комплекса в начале 2000-х годов. Производитель - компания «Мос Отис».
По последним данным, лифт перекосило на 7-м этаже из-за того, что были плохо закреплены рельсы, по которым движется кабина. Произошел обрыв противовеса, который удерживает трос с кабиной и представляет собой несколько «гирь» - железобетонных блоков по 50 кг. Блоки ударили по кабине, в результате чего и произошло обрушение дна лифта.
Как пояснил Алексей Захаров, действительно, противовес мог развалиться, а вот трос, скорее всего, не обрывался, иначе лифт бы просто полетел вниз. Перекосить кабину могло также по нескольким причинам. Проблемы с рельсами - одна из них. Но есть и другие. Например, обслуживающая компания разместила в шахте какое-то постороннее оборудование, которое упало. Нельзя исключать пока и того, что «поплыло» само здание.
Самое обидное, что все наши так называемые управляющие компании ЖКХ, которые отвечают за безопасность жилых домов, в случае ЧП всегда ищут виновных среди самих жильцов. Упала на голову сосулька? Нечего ходить рядом со зданиями. Поскользнулся на не очищенной ото льда лестнице? Крепче держись за перила. После трагедии на Островитянова глава управляющей компании Александр Лысаков, например, посоветовал жильцам подробнее изучить правила пользования лифтом, согласно которым ввозить и вывозить коляску из лифта нужно пустую, а ребенка при этом держать на руках. Что ж, мы в ответ можем только посоветовать ему самому провернуть такой эксперимент. Особенно если мама одна, коляска весит килограммов 15, а карапуз только-только уснул. Увы, чиновники наши страшно далеки от народа. И от лифтов, как выяснилось, тоже - до тех пор, пока многотонная махина не станет невольным орудием убийства.
Очень бы хотелось, чтобы хотя бы эти трагедии заставили чиновников действовать - усилить контроль за обслуживающими компаниями, ввести какие-то профстандарты для рабочих и внести наконец лифты в список опасных объектов, требующих особого внимания.


НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛИФТОМ - СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ
∎ Если во время движения вы чувствуете странные вибрации кабины лифта, непонятные громкие звуки, нужно вызывать диспетчера и сообщить ему об этом.
∎ Если лифт обслуживает профессиональная компания, на 1-м этаже у дверей лифта она обязательно разместит свои данные - адрес, телефон, а также правила пользования лифтом.
∎ При входе в лифт, если есть сомнение в качестве его технического обслуживания, можно нажать на кнопку вызова диспетчера, чтобы проверить, на месте ли он и работает ли вообще аварийная связь. По правилам аварийная служба в случае ЧП должна приехать к вам в течение получаса, не больше.
∎ Перед входом в лифтовую кабину проверьте, подъехала ли она на этаж.
∎ Если лифт так и не починили, необходимо обратиться в вашу управляющую компанию и затребовать у нее полную информацию по данному лифту - кто его обслуживает и как. В случае если вас не удовлетворяет данная компания-подрядчик, общим собранием жильцов необходимо либо потребовать у управляющей компании сменить подрядчика, либо сменить ее саму.
∎ Дверной проем - самое травмоопасное место в лифте. Поэтому эксперты советуют не выскакивать из лифтовой кабины, если, например, дверь не закрылась, а лифт поехал. Нельзя самостоятельно и вылезать из кабины, если она застряла с открытыми дверями между этажами.
МЕЖДУ ТЕМ
По данным Комитета по аналитике и статистике (ЕЛИАС) Национального лифтового союза, в России сегодня в многоквартирных домах насчитывается порядка 440 тысяч лифтов, из них около 120 тысяч уже выработали свой нормативный срок 25 лет. Иными словами, каждый третий лифт требует замены. В этом году по стране было введено в эксплуатацию около 25 тыс. лифтов в новостройках, а заменено лишь 9518 лифтов, что составляет 2,2% от требуемого количества. В 2016 году предполагается заменить порядка 8,5 тысячи старых лифтов (1,9%), при этом каждый год дополнительно вырабатывают свой ресурс 10 тысяч лифтов. Это значит, что темпы старения оборудования, по прогнозам экспертов, будут расти.
В Брянской, Воронежской, Костромской, Тульской, Архангельской, Волгоградской областях, а также в Карелии и Карачаево-Черкесии по региональным программам фондов капитального ремонта в 2015–2016 годах не было и не будет заменено ни одного лифта.
В Москве в жилых домах установлено около 110 тысяч лифтов, из них лишь 6,5% требуют замены.
ТРАВМАТИЗМ
ДИНАМИКА СМЕРТЕЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА В ЛИФТАХ ЗА 5 ЛЕТ ПО РОССИИ
2010 год - погибло 8 человек
2011 год - погибло 17 человек
2012 год - погибло 12 человек
2013 год - погибло 12 человек
2014 год - погибло 12 человек
2015 год - погибло 10 человек

Если вы когда-то смотрели фильмы о катастрофах, слушали сингл группы Aerosmith или нервно разглядывали табличку максимальной загрузки лифта, то наверняка прикидывали, что бы вы делали, падая в лифте.

По статистике лифты — довольно безопасный транспорт, пока оборудование его системы безопасности функционирует нормально, и пассажиры соблюдают правила эксплуатации. Большинство травм, связанных с лифтами, случаются у обслуживающего персонала и строителей. Следующая категория по частоте травм в лифтах — падающие в пустые шахты и те, которые застревают в дверях лифта или между этажами.

Современные лифты оснащены оборудованием, которое предотвращает эти фатальные падения. Лифты с канатоведущим шкивом, которые поднимают и опускают кабину посредством стальных кабелей, шкивов и контргруза оснащены датчиками скорости. Если груз спускается вниз слишком быстро, управляющее устройство активирует тормоза на путевом рельсе. В таких лифтах также есть переключатели вдоль шахты, которые определяют положение кабины по мере движения и инициируют замедление и остановку в соответствующих точках движения — во время обычной остановки или же когда кабина движется слишком быстро. Каждый из 4-8 стальных кабелей в таком лифте достаточно прочен, чтобы в одиночку выдержать весь груз.

Гидравлические лифты, которые подымают и опускают кабину поршнями, точно такими же по принципу, как амортизаторы в автомобиле. Безопасность таких лифтов ниже, чем канатных (если только их не оснастят дополнительными тормозами). Хотя они и не должны падать, вероятность несчастных случаев при падении такого лифта выше, чем у канатных лифтов. Положительным моментом является то, что гидравлические лифты не строятся более, чем на 6 этажей, так что падать придется всего с высоты 18 — 27 метров. Скорость в конце падения с такой высоты составляет 77-85 км/ч. Немало…

Что делать?

Итак, вы находитесь внутри падающего лифта. Жизнь подкинула вам проблемку, и у вас есть считанные секунды, чтобы выжить. Что же делать?

Некоторые подпрыгивают вверх за долю секунды до приземления, чтобы сократить скорость удара тела об землю. Даже при сохранении ясного ума и олимпийской реакции, при таком приземлении вы сократите скорость удара буквально на 3-5 км/ч. Более вероятной будет травма головы о потолок кабинки или плохое приземление, которое преумножит ваши травмы.

Еще одна идея по поводу спасения — стоять на ногах, согнутых в коленях, как у лыжника. Ноги будут чем-то вроде амортизаторов, что уменьшит силу травм. Теоретически, ноги будут амортизировать при столкновении с землей, замедляя скорость падения тела более длительный период (сила удара пропорциональна скорости и массе, и обратно пропорционально времени и пути торможения, так что чем больше время торможения, тем меньше сила). Эффективность такого подхода на высоких скоростях остается сомнительной, и исследование показывает, что такое приземление наоборот более травмоопасно для ног и коленей. Тело будет находиться параллельно линиям действия силы, что увеличивает вероятность перелома костей. Тело может, грубо говоря, сложиться к полу.

Учитывая все эти факторы, лучшим вариантом будет лечь на спину на полу лифта и прикрыть лицо и голову от возможных обломков, которые будут сыпаться с потолка при падении. Приземление в такой позе распределит силу удара по телу; Также позвоночник и длинные кости будут расположены перпендикулярно направлению удара, что лучше защитит от переломов. Более тонкие кости вроде ребер, по-прежнему подвержены переломам, но здесь приходится выбирать меньшую из двух зол.

К сожалению, несколько проблем делают и этот подход опасным.

1. Внутренние повреждения: распластавшись на полу падающего лифта, вы подвергаете большому риску свои мягкие ткани, включая головной мозг и другие органы — они берут на себя всю силу удара. Учитывая, что даже легкие автомобильные столкновения могут спровоцировать серьезные травмы, можно себе представить, что случиться при резкой остановке лифта на скорости 75+ км/ч.

2. Ловушка для тигра: как бы хорошо вы ни приготовились для удара, всегда есть возможность убиться. Например, кабина лифта от удара может разлететься на куски, превращая пол в самую опасную зону, человеческое тело на полу может быть изрезано и проколото сыплющимися осколками. Бетти-Лу Оливер стала рекордсменкой Книги рекордов Гиннеса, выжив при падении с 75 этажа в лифте Эмпайр Стейт Билдинг в 1945 году. Если бы она лежала на полу, то, скорее всего бы умерла. (В ее случае, лежащий на дне шахты моток троса смягчил приземление). Шахты в некоторых лифтах оснащены амортизирующими буферами, созданными для смягчения приземления при падении. Но они также не могут останавливать кабины в свободном падении.

3. Свободное-свободное падение: В падающем лифте вы так же, как и кабина, летите свободно вниз. Другими словами, вы чувствуете себя как будто в невесомости, никакая сила не придавливает вас к полу. Чтобы лежать ровно на полу, нужно найти какой-то способ прижать себя к низу и не отталкиваться от пола.

Даже беря во внимание все эти факты, лежание на спине во время падения, если вы можете удерживать себя на полу, будет лучшим способом спастись. Если мыслить здраво, вы пытаетесь выжить, избежать травм вряд ли получится при таком несчастном случае. Так что падение в положении лежа дает наибольшие преимущества.

Конечно, вероятность применить эти знания на практике ничтожно мала, но если вдруг это все-таки произойдет, вы сможете вспомнить, как сгруппироваться.

Все тряслось с такой силой, что казалось, падает потолок…


В детстве, я жутко боялся лифтов. Т.к. не знал, что делать, когда он начнет падать. Жили мы в частном доме, поэтому лифты для были в диковинку. Лифты 6-ти этажек посещал несколько раз, но лифт 12-ти этажки это уже было за гранью. Когда отключился свет и он остановился, состояние мое трудно описать. "Ну все" - подумал я.

Что предпринять, когда лифт стремительно падает вместе с вами вниз? При приземлении подпрыгнуть, согнуть ноги или лежать на полу?

В соответствии со статистикой, пользоваться лифтом безопасно, если соблюдать все требования безопасности, среди которых исключение любых попыток выбраться из кабины.

Основными потерпевшими становятся механики во время осуществления ремонта лифта и люди, упавшие случайно, преднамеренно либо зажатые дверьми лифта.

Сегодня для безопасности людей в лифтах установлены всевозможные устройства.

Гидравлические лифтоподъемники

Подъемник движется в результате работы жидко-управляемого поршня. Как правило, механизм не обладает функциями настройки безопасности. Настраиваться могут лифты, построенные на заказ и имеющие дополнительные тормоза.

Их механизмы практически не отказывают, но падение способно привести к настоящей катастрофе. К слову сказать, гидравлическими лифтами оборудуются здания максимальной высотой в 6 этажей. Но даже падение с 20-30 м при конечной скорости около 75 км/ч опасно для жизни.

Грузовые и пассажирские лифты

В состав этих механизмов входят стальные кабеля, шкивы, противовесы и регуляторы скорости. В случае очень быстрого спуска кабины происходит немедленная реакция регулирующего клапана для активации тормозного механизма направляющих рельс.

Шахты таких лифтов оборудованы переключателями для фиксации любого увеличения скоростного режима безопасного движения и его остановки на нужном этаже или в случае необходимости. К тому же, каждый трос в отдельности может сам удерживать кабину с пассажирами.

В фильмах, созданных голливудскими режиссерами, для снижения ускорения своего тела пассажир совершает прыжок перед тем, как кабина ударяется о землю.

Даже при наличии мгновенной реакции и олимпийских медалей прыгуна в высоту, максимальное снижение скорости падения составит 3-5 км/ч. Скорее человек после прыжка столкнется головой с потолком кабины, а потом из-за неудачного приземления получить серьезные травмы.

Другая не очень действенная методика - это согнуть колени, как будто приземляешься с парашютом. На самом деле, основной удар придется на ноги с коленями, из-за чего возможны переломы костей.

По результатам исследований, чтобы максимально повысить шансы остаться целым в падающей кабине, нужно лечь спиной на пол и закрыть лицо руками от разлетающихся обломков.

Тогда происходит распределение ударной нагрузки по телу человека, а параллельно направленные позвоночник с крупными костями и удар минимизируют риск их перелома. Он остается высокая вероятность серьезного травмирования ребер.

Минусы такого способа:

1.​ При столкновении с землей со скоростью 75 км/ч неминуемы серьезные ушибы мягких тканей, особенно, мозга.
2.​ Существует большой риск раскола кабины от сильного удара, от которого пол расколется на многочисленные острые осколки.

Примером может служить Betty Lou Oliver, которая в 1945 г. находилась в падающем с 80 этажа лифтоподъемнике внутри известного 103-этажного Empire State Building. Девушка выжила. Если бы женщина воспользовалась нашим советом, то была бы смертельно поражена остриями обломков кабины. Спасением стал смотанный на полу лифтовой шахты кабель, который смягчил падение. А вот приняв положение «лежа», скорее всего она могла погибнуть. Этот случай является одним из рекордов Гиннеса.

3.​ Человек какие-то мгновения оказывается в невесомости из-за относительности свободного ускорения вниз внутри шахты и кабины. В невесомом состоянии пассажиру, особенно нетренированному, не просто улечься на полу и каким-то образом удерживаться в данном положении.

Однако и с учетом всего вышеперечисленного, больше шансов выжить и значительно снизить опасность травмирований у того, кто сможет принять положение «лежа на спине».

Думаю и хочу надеяться, что вы не станете участниками подобных случаев, когда нужно будет применить такие советы. Все равно снова повторяем - ложитесь на спину и закройте лицо руками.