Военные машины тягачи. Грузовые автомобили военного назначения

Военная автомобильная техника – это огромная категория транспортных средств с различными целями назначения. Основными их отличиями является повышенная функциональность, иногда специфической направленности, доступность перемещения по наиболее сложным для проходимости местностям и наличие дополнительного оборудования. Отдельным подвидом такой автомобильной техники выделяют военные грузовики. Существуют два вида грузовых авто военного назначения:

  • Машины общего назначения, используемые для транспортировки различных твердых грузов. Преимущественно такие транспортные средства дополнительно оснащены скамейками и тентами, что позволяет помимо грузов перевозить и людей. Военные грузовики общего назначения нередко используют для буксировки прицепов и других видов военной техники.
  • Специализированные грузовики предназначены для транспортировки специфических грузов. К данному подвиду военной автомобильной техники относятся автоцистерны, самосвалы и т.д.
Грузовые машины военного назначения обеспечивают высокую мобильность войск. Среди их основных задач отмечается транспортировка людей на поле боя и из его пределов, быстрая доставка раненных в медицинские учреждения, перевозка боеприпасов и различных видов вооружения, буксировка высокомощных средств артиллерии и т.д. Помимо визуального отличия от обычных грузовых автомобилей, представленного защитным окрасом, в военных грузовиках отмечается их расширенный функционал и наличие дополнительного оборудования. Каждая страна, имеющая свою армию, содержит на вооружении специализированный автопарк. Содержание таких машин довольно недешевое, поэтому уровень их мощности зависит от развития самой страны. В истории известны случаи, когда при внезапном начале войны в качестве военной автомобильной техники использовались устаревшие машины, что заметно снижало степень боеспособности целого государства.

Военные грузовики США

Уже более века американские военные грузовики стремительно совершенствуются и на сегодняшний день позиционируются, как одни из наиболее мощных представителей современного технического прогресса. К созданию такой техники американцы используют особый подход, ориентируясь на военную тактику и возможности своего производства. Военные машины высокоразвитой страны представляют собой тяжеловесные грузовики, массой не менее восьми тонн. Среди настоящих гигантов американских транспортных средств данной категории следует отметить:

Oshkosh PLS – внедорожник 10х10, предназначенный для транспортировки унифицированных контейнеров, объединяющихся с шасси различными типами креплений. Используется Oshkosh PLS в качестве тягача, грузового авто или прицепа. Бездорожье данному автомобилю не страшно, поэтому уровню его проходимости может позавидовать любой производитель. Ультрасовременные американские системы Oshkosh PLS и LVS оснащены поддонами, пультами ДУ, мультилифтами и другими девайсами, делающими такую военную технику многофункционально и, соответственно, применимой для решения любых боевых задач.

НЕМТТ – категория автомобилей, которой располагает американская армия еще с 1982 года. За годы своего использования автомобили прошли не один этап модернизации и сегодня по праву считаются гигантами американской военной авто техники. К примеру, модель НЕМТТ-А3 может перевозить грузы, общим объемом в 13 тонн. При этом она способна развивать скорость до 105км/час. Эффективность использования данной модели в качестве тягача обусловлена ее возможностью транспортировать десятитонные грузы, преодолевая подъемы с наклоном в 60°. Другие модели данного семейства автомобильной военной техники находят свое применение в транспортировке воды, противоракетных и ракетных установок и других крупногабаритных грузов.

Возможности и мощь вооружения американской армии сегодня неуклонно совершенствуются. В разработках находятся военные автомобили, оснащенные лазерными установками, дистанционным управлением, броней наилучших образцов, системой распознавания пешеходов и находящегося в определенном радиусе транспорта и т.д.

Военные грузовики российской армии

Не менее насыщенной является история военного автопарка грузовых машин российской армии. Ярким представителем отечественной техники можно назвать «Урал». Военный грузовик «Урал-375» – настоящая легенда отечественной военной автомобильной техники, сошедшая с конвейера в 1961 году. Спустя 16 лет были выпущены другие не менее популярные модели данного производителя – Урал-4320 и Урал-5323. В наше время автомобили семейства Урал представляют основную часть отечественного армейского автопарка. Это машины с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Их грузоподъемность колеблется от 4,2 до 10 тонн. Используются «уралы» для буксировки, транспортировки людей и грузов. Среди основных их преимуществ отмечаются максимальная проходимость, достаточно высокая скорость и многофункциональность.

«Изюминкой» отечественного вооружения является Урал-3А-Тайфун, получивший немалое количество наград и признание всего мира. Его максимальная скорость – 105 км/час в обычных условиях, и 50 км/час в условиях повышенной сложности (пробитые колеса, труднопроходимая местность и т.д.). Объем его бака составляет 300 литров, причем бак оснащен дополнительной защитой, препятствующей возгораниям и другим повреждениям. Запас хода «Тайфуна» – 1800 км. Стоит также отметить, что его вес достигает 24 тонн. Данная модель военных автомобилей «Урал» оснащена электронной системой управления, что заметно повышает ее эффективность и функциональность.

Из этого поста вы узнаете о новом армейском грузовике, который в ближайшем будущем войдет в серийный выпуск и пополнит ряды нашей армии. Коробка-"автомат", пневмоподвеска, кондиционер - и это далеко не полный список обязательного оборудования, которое будет устанавливаться на "Тайфун-У".

"Тайфун-У" ("Урал"-6309)

Длина: 9 265 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный объемом 7 литров, с турбонаддувом.

Максимальный крутящий момент: 1 650 Нм при 1 400 –1 600 об/мин.

Расход топлива: 42 л/100 км.
Стоимость: 38 млн рублей.

"Тайфун" - совершенно новый для России вид боевой колесной техники. Он не предназначен для участия в боевых действиях (в отличие от БТР), но способен защитить личный состав, перевозимый в кузове, от внезапного нападения из засады.

Попытки делать бронированные версии на базе серийных грузовиков делались неоднократно. Но все эти кустарно доработанные автомобили не выдерживали испытаний взрывами и обстрелами. Поэтому Минобороны решило заказать бронегрузовик, созданный "с нуля". Причем сразу два - один поручили делать КамАЗу, другой - заводу "Урал" в Миассе. Предприятия остались верны своим традициям: камазовцы выпустили бескапотную версию "Тайфун-К" (о ней речь пойдет ниже), а уральцы - капотную "Тайфун-У".

"Тайфун-У" бронирован по самому высшему стандарту ГОСТ 6а и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму - стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если "Урал" наедет на мину. Большинство сидений в салоне (кроме водительского и крайнего правого) подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

В отличие от древних "Уралов" разработки 50-х годов, здесь весьма продвинутая техническая "начинка", которая еще недавно была немыслима для тяжелых армейских грузовиков. Коробка передач - гидромеханический "автомат" МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в "раздатке". Подвеска - гидропневматическая, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей, прямо как на Range Rover последнего поколения.

Двигатель - ярославская рядная "шестерка", но тут не обошлось без импортных комплектующих из стран, с которыми Россия ведет "войну санкций". Чем в случае введения торгового эмбарго заменить систему впрыска Bosch и турбину Borg Warner, пока не понятно.

"Тайфун-У" - это целое семейство бронеавтомобилей. Первой выпустили 6-колесную версию с кабиной, отделенной от салона. На очереди двухосная 4-колесная модификация с укороченным кузовом, а также 6-колесный "бронеавтобус", где кабина и салон располагаются в едином бронемодуле. Позже появится и длинная версия с четырьмя осями и восемью колесами.

"Тайфун-К" (КамАЗ-63968)

Длина: 8 990 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный, объемом 7 литров с турбонаддувом.
Максимальная мощность: 450 л.с. при 2 300 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 1 650 Нм при 1 400 – 1 600 об/мин.
Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 42 л/100 км.
Стоимость: 48 млн рублей.

Бронированный КамАЗ - более дорогой конкурент и одновременно ближайший родственник "Тайфуна-У". Бескапотная компоновка, как известно, актуальна для гражданских грузовиков потому, что при той же габаритной длине позволяет ставить более длинную грузовую платформу. Когда речь идет о взрывозащищенных машинах, преимущество "бескапотников" теряется. Моторный отсек, вынесенный вперед, играет роль буфера при наезде на мину, а в случае подрыва "Тайфуна-К" (равно как и любого другого бескапотного грузовика), весь удар придется на кабину.

Двигатель у грузовика из Набережных Челнов такой же ЯМЗ, хотя в перспективе сюда можно ставить и дизельный V8 собственной разработки КамАЗа. Подвеска тоже пневматическая, а ведущие мосты скомпонованы по-другому: один находится сзади, а два - спереди, чтобы компенсировать изрядный вес фронтальной части. Причем оба передних моста управляемые, чего нет у "Урала".

А вот с коробкой передач - проблема. Камазовцы решили использовать не белорусскую МЗКТ, а… американскую Allison. Кроме того, бронелисты заказывают в Германии, а колеса - во Франции. Договора на поставку заключались, конечно же, до того, как НАТО в военной доктрине РФ признали главным потенциальным противником.

"Тайфуны-К" уже приняли на вооружение и даже выпустили на парад в честь Дня Победы 9 мая. Однако пока (в отличие от "Тайфуна-У") машины засекречены и недоступны для журналистов. Что будет с машинами из-за усложнившихся отношений с Западом, пока не понятно. Но камазовцы уже разработали опытный образец восьмиколесного грузовика под кодовым названием "Торнадо" с собственным 550-сильным турбодизелем и такой же, как у "Тайфуна-К", кабиной.

Кстати, на августовских учениях Минобороны на юге России, где испытывали перспективную технику, "Тайфунов-К" не было. Далекоидущие выводы делать рано, но с реализацией проекта наметились явные сложности.

"Урал-ВВ" и "Федерал-М"

Длина: 8 990 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра.
Максимальная мощность: 240 л.с. при 2 100 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 883 Нм при 1 400-1 600 об/мин.

Расход топлива: более 32 л/100 км (расчетный).
Стоимость: 8-10 млн рублей.

Две версии одного и того же по смыслу автомобиля. Один собирают в Миассе на УралАЗе, другой в московском "Институте спецтехники". Эти бронеавтомобили гораздо проще и дешевле "Тайфунов" и предназначены для внутренних войск. Вместо принципиально новой гидропневматической подвески - старинное шасси от "Урала"-55571, о котором мы уже рассказывали в прошлой публикации о старой военной технике. Под капотом - старенький дизель ЯМЗ-236. Вместо коробки-"автомата" - традиционная "мешалка" с пятью ступенями.

Номинально, по желанию заказчика, "Федералы" и "Уралы-ВВ" можно оснастить защитой по тому же шестому классу безопасности, что у "Тайфуна". Салон здесь объединен с кабиной в бронекапсулу, а дно также способно рассеивать взрывную волну. Впрочем, от взрывов серийные грузовики, пусть и серьезно бронированные, защищать так же эффективно, не могут.

"Урал-ВВ" и "Федерал-М" отличаются друг от друга рядом компоновочных решений, и те, кому довелось изучить их вживую, говорят, что московский грузовик спроектирован более толково, чем уральский. К тому же ориентировочная цена "Федерала" на 2 млн рублей меньше. И все-таки в упомянутых выше военных учениях в августе участвовал именно "Урал-ВВ".

"Скорпион" ЛША-2

Длина: 4 890 мм.
Дорожный просвет: 300 мм.
Двигатель: дизельный.
Максимальная мощность: 136 л.с.
Максимальный крутящий момент: 300 Нм.
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 13,2 л/100 км.
Стоимость: нет данных.

Про этот автомобиль известно мало. Производитель, ЗАО «Корпорация "Защита"», скуп на технические данные. "Скорпион" явно собран на чужих агрегатах, так как компания не является полноценным автопроизводителем и специализируется на бронировании серийных автомобилей.

В 2006 году Корпус морской пехоты США выбрал тяжелые тактические грузовики Oshkosh LVSR (Logistic Vehicle System Replacement) для замены серии грузовиков Oshkosh Mk.48 , которая была запущена в производство в 1985 году и стала основой логистического парка USMC. Этот грузовик похож по концепции на американскую систему паллетной загрузки США (PLS). Первые автомобили были поставлены USMC в 2009 году. В том же году эти тяжелые грузовики были развернуты в Афганистане.

Oshkosh LVSR является становым хребтом корпуса Морской пехоты США в плане грузоперевозок, он может перевозить как военную так и строительную технику, контейнеры, топливо, воду, боеприпасы, также на него могут устанавливаться блоки с различным военным оборудованием. Благодаря значительной грузоподъемности, а именно 20 тонн по твердому покрытию и 12 тонн по грунтовому и колесной формуле 10x10, этот военный грузовик заменяет сразу несколько моделей грузовиков раньше применяющихся в корпусе Морской Пехоты США.

Итальянская компания IVECO имеет давние традиции произвродства специализированных военных грузовиков. IVECO M250 - это новая серия тактических грузовиков, которые предназначены для работы на всех видах дорог и бездорожья. Военный грузовик M250 имеет колесную формулу 6x6, п оставки в Итальянскую армию начались в 2003 году. Эти грузовики также были поставлены в армии Бельгии, Испании и еще некоторых других стран. Испанские грузовики обозначены как IVECO-Pegaso.

M250.45WM имеет полезную нагрузку 8 000 кг. Он также может буксировать прицепы и артиллерийские орудия. Базовая версия - грузовой / военный транспорт. Имеются специализированные версии, такие как артиллерийский тягач, самосвал и пожарная машина Centauro . На грузовик м ожет быть установлен дополнительный комплект брони, в котором имеются встроенные сменные панели. Броня обеспечивает защиту от стрелкового оружия и осколков.


3. Mercedes-Benz UNIMOG (Германия)

Первый Mercedes-Benz UNIMOG (Universal Motor Gerat) был спроектирован в 1946 году, вскоре после Второй мировой войны. Прототипы были показаны в 1948 году. Первоначально он был разработан как простая и эффективная многоцелевая машина с постоянным приводом 4x4, которая могла использоваться для сельского хозяйства, лесоводства и транспортировки различных грузов. Ее дизайн оказался чрезвычайно успешным.

Ряд бронированных автомобилей базируется на автомобильных компонентах этого грузового автомобиля. К ним относятся автомобили Aravis , Dingo I , Dingo II и Mamba , бронированные бронетранспортеры Condor и AV-VBL.


4. M1078 LMTV и M1083 MTV для грузовых автомобилей (США)

В 1991 году компания Stewart & Stevenson получила крупный контракт на производство нового семейства средних тактических транспортных средств (FMTV) для американской армии. Первые грузовики поступили в армию США в 1996 году и заменили модели M809 и M35, которые были разработаны еще в конце 1940-х годов. С 2012 года семейство FMTV выпускается корпорацией Oshkosh.

Акцент при разработке этих автомобилей был на надежность, низкую стоимость единицы и эксплуатационные расходы, а также долгосрочную эффективность. Все эти аспекты были хорошо продемонстрированы в течение срока службы грузовика.


5. MAN SX (Германия)

Серия грузовиков высокой мобильности MAN SX производства компании Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH (RMMV)., является преемником предыдущего семейства KAT 1, который состоял на вооружении армии Германии в конце 1960-х годов. Эти военные транспортные средства могут быть легко идентифицированы по вертикальным ветровым стеклам. Автомобили серии MAN SX поставлялся в армии Австрии, Германии, Дании, Италии, Норвегии, Омана, Кувейта, Словении, ОАЭ, Швеции и Великобритания.

Шасси данного грузовика предназначено для установки специализированных военных кузовов, пунктов управления, систем запуска ракет, для транспортировки военной и строительной техники, также есть гражданские версии с установленными системами пожаротушения для аэропортов.


6. Урал-4320 (Россия)

Урал-4320 - тяжелый внедорожник. Он следует линиям Урала-375, который был поставлен на конвейер еще в 1961 году. Урал-4320 производится без значительных изменений с 1976 года. Это тяжелое грузовое транспортное средство, которое доступно как для гражданских, так и для военных заказчиков. Этот грузовик обслуживает как российских военных, так и военных многих других стран. Его часто можно обнаружить в различных военных конфликтах.


7. КрАЗ-6322 (Украина)

КрАЗ-6322 - украинский тяжелый грузовик. Он его корни идут от моделей КрАЗ-255 и 260. Это надежный и проверенный грузовик. КрАЗ-6322 выпускается с 1999 года. Хотя его предшественники прослеживают свое происхождение с 1960-х годов и даже раньше. Он стоит на вооружении армий Украины, Анголы, Египта, Индии, Индонезии и Йемена. Большое количество этих военных грузовиков было заказано правительством США для новой иракской армии. Он также находится на службе армии Ирана и, возможно, в некоторых других странах.


8. MTVR (Соединенные Штаты)

В феврале 1999 года с компанией Ошкош, основным производителем грузовиков для армии США, был заключен многолетний контракт на производство MTVR, а первый серийный грузовик сошел с конвейера в 2005 году. Этот автомобиль используется ВМС США и Корпусом морской пехоты. Он заменил грузовик M939 6x6 и стареющий грузовик M809 6x6, который выпускался с 1970 по 1982 года. Новый грузовик обеспечивает большую мобильность, грузоподъемность и надежность по сравнению со старыми моделями. На данный момент произведено более 11 000 грузовиков MTVR. Он поставлялся в Египет, Грецию, Ирак, Великобританию и, возможно, в некоторые другие страны. Грузовики MTVR оснащены дизельным 11,9-литровый шестицилиндровым двигателем Caterpillar C-12, с системой управления дизельным двигателем (ADEM) III , который развивает 425 л.с.

MTVR - это специально разработанный военный автомобиль, хотя небольшое количество автомобилей было продано в коммерческих целях для специализированных операций, таких как борьба с лесными пожарами.


9. КамАЗ-5350 (Россия)

КамАЗ-5350 - на данный момент основной армейский грузовик в армии России, эта модель является продолжением хорошо себя зарекомендовавшей модели КамАЗ-4310, который выпускался с 1980 года. КамАЗ-5350 выпускается с 2003 года. Этот грузовик с колёсной формулой 6×6 производства Камского автомобильного завода. Относится к семейству «Мустанг».


10. HEMTT (Соединенные Штаты)

HEMTT или Heavy Expanded Mobility Tactical Truck - это семейство тяжелых грузовиков состоящих на службе армии США грузоподъемностью 16.5 тонны и имеющих колесную формулу 8x8 производства компании Oshkosh . Военные грузовики серии HEMTT поступили на службу в армию США в 1982 году и заменил старый заслуженный M520 Goer. Было выпущено более 15 000 этих грузовиков.

Еще при разработке HEMTT была заложена возможность бронирования кабины, которая защищает водителя от пуль и осколков.

Автомобиль оснащен дизельным двигателем Detroit Diesel 92T A-90 (8V92TA), двухтактный, V-образный, мощностью 500 л.с. Двигатель находится за кабиной. Двигатель соединен с автоматической коробкой передач Allison CLT-755 ATEC, 7-ступенчатой . Существуют усовершенствованные версии, такие как HEMTT A3 и HEMTT A4, с значительно увеличенными возможностями.


Функционирует более шестидесяти лет. Строительство производственных мощностей началось еще в далеком 1941 году. Первый серийный автомобиль «ЗиС-5В» свет увидел летом 1944 года.

К середине 1945 года на комбинате, размещенном в Миассе, было выпущено неполных семь тысяч единиц автомобилей. Послевоенный период охарактеризован регулярным наращиванием производственных мощностей, расширением ассортимента изготавливаемых транспортных средств и модернизацией технологий в машиностроительной отрасли.

Выпускаемые модели

Уральский завод - это, неоспоримо, один из лидеров отечественного рынка по выпуску грузовых машин с полным приводом, среди которых:

  • Транспорт для большегрузных перевозок.
  • Дорожные грузовики.
  • «Уралы» военные.
  • Автобусы для вахтовых перевозок.
  • Грузопассажирские экземпляры и машины специального направления.

Основным преимуществом автомобилей от конструкторов Уральского автозавода является их повышенная проходимость. Им не страшны глубокие рвы, стены до полутора метров, броды глубиной до двух метров, Все это не является непреодолимым препятствием для «Уралов». Работоспособность грузовых авто не зависит от температуры окружающей среды: функциональность рассчитана на показатель как -50 °С, так и +50 °С. Бесспорным плюсом является возможность хранения рассматриваемых авто вне гаража.

Разновидности

«Урал-4320», технические характеристики которого будут приведены ниже, является базовой основой для огромного семейства грузовиков, активно эксплуатируемых в различных сферах народного хозяйства. Модернизация моделей продолжалась постоянно. Самыми оптимальными в предложенной линейке считаются ТТХ авто «Урал-43206». Военный вездеход имеет проходимые качества, которые не уступают его аналогам - мощным грузовикам с тремя осями. Имея колесную формулу 4х4, транспортное средство без труда осваивает любые дороги, в том числе и заснеженную, болотистую или песчаную местность.

Военный автомобиль «Урал» имеет две основные модификации - шасси и бортовой вариант. Отличие заключается в некоторых особенностях эксплуатации. Грузоподъемность автомобиля «Урал-43206» составляет пять с половиной тонн. Бортовая модель рассчитана на транспортировку не более 4200 килограммов груза и почти трех десятков человек в кузове, оборудованном скамейками откидного типа. В зависимости от модификации транспорт оборудуется стандартной или сдвоенной кабиной.

Особенности

«Урал» - на которую спрос постоянно растет. Практичный маневренный автомобиль также подходит коммунальщикам и дорожным службам, комбинатам нефтегазодобывающей сферы. Возможность монтажа разнообразных технологических приспособлений повлияла на применение этого транспортного средства в абсолютно разных областях гражданской, военной промышленности и хозяйственной сфере.

Подходит для установки бурильных агрегатов, связной будки, ремонтных передвижных мастерских, крановых и манипуляторных агрегатов, прочих конструкций. Также «Уралы» военные служат базой для вахтовых автобусов. При этом они имеют разные вариации:

  • Пассажирский вариант с полом стандартного типа.
  • Модификацию с заниженным днищем.
  • Грузопассажирские модели с парой секций.

Повсеместно известен вариант пожарной машины «Урал-43206», оснащенной автоцистерной. Это авто доставляет пожарный отряд, техническое оборудование и запас воды к объекту или территории возгорания. Спаренная кабина вмещает шестерых человек (с шофером). Объем автомобильной цистерны составляет четыре кубических метра, а резервуара для формирования пены - триста литров.

Технические данные

Отечественный автомобиль «Урал-4320», технические характеристики которого отображены ниже в таблице, по праву считается одним из лучших авто в своем классе.

Технические показатели

Габариты (м)

Наружный поворотный радиус по буферу (м)

Тормозной узел

Двухконтурный блок с пневматическим приводом и гидроусилителем

Цельнометаллическая, на три места, оборудована вентиляционной и отопительной системой

Формула колес

Расход горючего при 60 км/ч

24 литра на 100 км (по бездорожью - до 30 литров)

Скорость по максимуму (км/ч)

Вес транспортируемого груза (т)

Платформенная основа

Металлическая конструкция с боковыми и задними откидными бортами. Имеются фитинги для крепления кузовного контейнера, съемных дуг и тента. Также возможна установка боковых откидных сидений и съемной средней скамейки

Полная масса прицепа на буксире (т)

Полный вес (т)

Блок трансмиссии

Пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатый раздаточный блок и задний мост с блокировкой дифференциала

Вместимость топливных баков (л)

Клиренс (см)

425/85 R21 Kama-1260/1, 390/95 R20 Kama-Урал с регулируемым давлением

Ниже в таблице приведены прочие ТТХ. «Урал-43206» (военный образец) обладает следующими тяговыми показателями:

При необходимости авто комплектуется лебедкой, моторами ЯМЗ-236 БЕ2, ЯМЗ-236 НЕ2 с характерными изменениями тяговых и динамических показателей. Обзор технических данных рассматриваемого грузовика показал, что в отсеке под капотом размещен дизельный шестицилиндровый силовой агрегат с турбиной объемом 11 литров в 230 конских сил. Силовая установка соответствует экологическим требованиям Euro-2. Транспортное средство комплектуется парой топливных баков, объем главного - 200, запасного - 60 литров. Расход горючего, согласно контрольным тестам, составляет 24 литра на сотню километров при 60 км/час. На следующем фото представлен военный экземпляр, в котором чувствуется мощь, натиск и сила.

Оснащение салона

«Уралы» военные комплектуется разными кабинами. Серийная цельнометаллическая конструкция с двумя дверьми рассчитана на трех пассажиров вместе с водителем. Альтернативная версия - четырехдверная на шесть человек. Однако данная модификация обладает меньшим подъемом грузов (до 3,65 тонны).

Уральский автозавод выпустил новинку - вариант военного вездехода без капота как такового. Кабина на два места расположена над моторным отсеком, она выделяет грузовик среди стандартных «капотников», долгое время изготавливаемых комбинатом. Стоит отметить, что такая кабина не является разработкой инженеров Уральского автомобильного завода. Ее скопировали с авто Veco Turbo Star, которое давно не выпускается серийно.

Ценовые параметры

По многим параметрам грузовик отличается от предыдущих версий. Авто с комфортнее, маневреннее и мощнее. Он также оснащается дизельным мотором ЯМЗ, но уже на 240 сил. Агрегат солидарен в связке с шестиступенчатой КПП ЯМЗ.

«Урал-4320», технические характеристики которого позволяют назвать его настоящим армейским грузовиком, имеет стоимость, которая во многом зависит от модификации автомобиля. Цена новых бортовых грузовиков стартует от полутора до 2,5 миллиона рублей за модели, имеющие специальное оснащение. Вахтовки на базе «Урала» стоят от 1,8 млн и выше. Цена непосредственно самого шасси составляет порядка двух миллионов рублей.

Чисто военная модификация

«Урал» - военный грузовик, который выпускается с приставкой «М». Эта машина очень похожа на своего предшественника. Она разрабатывается по капотной схеме, а все агрегаты и приспособления фиксируются на раме. Новая техника отличается преимущественно составом использованных агрегатов и конструктивными особенностями отдельных деталей. С учетом этого, все использованные доработки позволили значительно повысить характеристики новой машины по сравнению с прародителем.

Предлагаемые «Уралы» военные имеют длину почти 9 м, снаряженную массу - 8,25 т. При этом на грузовой платформе или в кузовной части может перевозиться до 13 тонн груза. Также реально буксировать массой до 11,5 т.

Заключение

В итоге полный вес грузовика доходит до 21,3 т. За счет использования шасси на три оси обеспечивается оптимальное распределение массы. С двигателем взаимодействует механическая коробка передач ЯМЗ-1105 и трансмиссионный блок.

Стоит отметить также следующие ТТХ: «Урал» - военный транспорт, который включает в себя раздаточную коробку с блокируемым межосевым дифференциалом, трансмиссией, обеспечивающей передачу крутящего момента на все шесть колес.

В минувшую пятницу, 15-го февраля, отмечалась очередная дата вывода советских войск из Афганистана. Теперь, в нынешние времена, в странах Ближнего Востока и в Афганистане в том числе, застряла другая армия, натовская. Всю политическую подоплёку сложившейся ситуации оставим специалистам, их много, хлеб все кушать хотят, да и не интересно это мне. Сегодня, прочитав у Амонова об армейском грузовике М35, я заинтересовался этим ветераном и нашёл неплохой его обзор в журнале Club 4x4 .


Оригинал взят у amonov в Стальные повозки переносчиков демократии.
Тяжела и неказиста жизнь переносчика демократии. Нужно нести факел свободы темным народам, но темные народы озарять себя светом демократии не торопятся, а хуже того - норовят пристрелить факелоносцев.
Головная боль любой армии в любом локальном конфликте - коммуникации. Злодеи не хотят вступать в отрытое противостояние с армией, а норовят пожечь да пограбить колонны снабжения. Война в Ираке и Афганистане не стала исключением. Американцы быстро поняли, что конвои надо защищать. Пришлось вспомнить подзабытый опыт войны во Вьетнаме, ремонтные батальоны быстро построили ган-траки для сопровождения колонн. И техника все та же, что и во Вьетнаме - грузовики М35. Технология дела простая - брони на кузов и кабину наварили, 2-3 пулемета поставили и в дело.

А где же хваленые MRAP? Как где? На картинках и новостях. MRAP на всех не хватает. Тем более первые MRAP показали себя не с лучшей стороны. Вот и приходится американской армии использовать то что попроще и подешевле.

Отдельное внимание заслуживают пулеметы, установленные на некоторые грузовики. Это старые, добрые немецкие MG. Уже сейчас у американской армии 65 процентов оружия иностранного производства.








Военный грузовик М35 был создан безвестной ныне REO Motor Car Company и стоял на вооружении армии США 40 лет... «Военные автомобили широко применяются во всех вооруженных конфликтах и «малых войнах», развязанных силами реакции.

Крупные империалистические государства охотно поставляют автомобили прогнившим антинародным режимам, душителям свободы. Американские РИО были неотъемлемой деталью грязной войны во Вьетнаме» (Леонид Гоголев, «Автомобили в боевом строю»).


Собственно, это было самое главное и основное, что полагалось знать обычному советскому человеку про военную технику загнивающего Запада. Специалисты - военные и автомобильные инженеры - имели доступ к несколько другой литературе, где не было никакой идеологии, зато содержались весьма интересные подробности. В том числе и по экспериментальной технике наиболее вероятного противника. Однако даже там авторы постоянно путались в деталях, пытаясь на пальцах пояснить, чем отличается модификация А1 от А2, не говоря уж о А5. Увы, посмотреть и пощупать машины живьем было совершенно нереально. Если цивильные иномарки с конца 80-х потекли сначала ручейком, а затем сплошным потоком, то с «армейцами» все оказалось сложнее.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

Так вышло, что в начале 90-х какой-то очередной американский благотворительный фонд, руководство которого явно начиталось тогдашних, уже постсоветских газет и пришло в совершеннейший ужас, решил срочно спасти голодающих Украины. Денег хватило на два армейских грузовика с гуманитарной помощью. При этом грузовики как устаревшие (60-е годы выпуска) сошли за «упаковку» грузов. Иными словами, возвращать их было не надо. Как-то очень быстро обе машины оказались в руках ценителей старинных автомобилей. Один из них сейчас находится в музее старинных автомобилей «Фаэтон» в городе Запорожье.

ДВЕ С ПОЛТИНОЙ

После окончания Второй мировой американцы решили заменить чем-то одним весь разношерстный парк полноприводных трехосных машин грузоподъемностью 2.5 тонны по бездорожью (4.5 тонны по асфальту), которые в годы войны выпускали сразу несколько фирм. Был проведен конкурс, который в 1949 году выиграла фирма REO Motor Car Company, представившая модель с односкатными колесами на всех осях, бензиновым двигателем, автоматически подключаемым передним мостом и простой в изготовлении кабиной с брезентовым верхом. Впрочем, выпускали его и с цельнометаллической кабиной.

Новый автомобиль был стандартизирован как М34 и пошел в серию в 1950 году. Однако вскоре военные захотели получить еще и модификацию с двухскатной ошиновкой, более пригодную для эксплуатации в Европе. Так появилась модель М35. А производство М34 передали фирме Studebaker. До 1962 года М34 и М35 выпускались исключительно в бензиновом варианте, затем они обзавелись новым многотопливным двигателем LDS427, разработанным фирмой Continental совместно с германской компанией MAN.


Улучшенная версия получила наименование М35A1. Далее мотор обзавелся турбонаддувом, а в качестве единственного варианта коробки передач была принята 5-ступенчатая (до этого ее ставили не на все М35). Автомобиль получил обозначение M35A2, и с этим индексом, претерпев множество изменений, его выпускали разные фирмы (компания REO прекратила свое существование в 1975-м) вплоть до 1989 года.


Забавный факт об американской системе обозначений. Эвакуатор на базе М35 имел обозначение М60. Однако так же назывался основной танк и единый пулемет! Не иначе чтобы запутать противника, которому удалось подслушать/расшифровать переговоры. К примеру, скажет американский офицер: «Пришли мне завтра три М60». А нашему военному советнику во Вьетнаме остается только гадать, что имелось в виду - пулеметы, грузовики или сразу танки?

Легкий доступ. Подняв капот, можно откинуть боковины. Обратите внимание на воздухозаборник предпускового подогревателя

ЛЕЙ ВСЕ, ЧТО ГОРИТ!

Автомобиль перемещается в пространстве благодаря рядному шестицилиндровому многотопливному двигателю White LDT427, где LDT означает что-то вроде «турбо - чистый воздух». Работает мотор на дизельном топливе (основной режим), а также на бензине, керосине и, как написано в одной умной советской книжке 1967 года, «на всех сортах топлива реактивных двигателей с цетановым числом от 18 до 60». В общем, какой склад захватим у противника во время наступления, такое топливо и зальем. Вот только мощность при работе на бензине ощутимо падает - до 113 л. с.


Чтобы ТНВД American Bosch случайно не испортился от недостатка масла (бензин смазочными свойствами не обладает), перед заправкой желательно смешать бензин с моторным маслом в пропорции 60:1. Практически как в двухтактном моторе. А для того чтобы при езде на бензине не образовывалось паровых пробок, прямо на топливном баке установлен мощный электрический насос. Сам двигатель работает по известному в узких кругах MAN-процессу, т. е. пленочному образованию горючей смеси. Топливо впрыскивается на поверхность сферической камеры сгорания, расположенной прямо в поршне, и испаряется медленно и послойно, что обеспечивает плавное сгорание.

Рабочий объем составляет 7.8 литра. Мощность - 134 л. с. при 2600 об/мин. Крутящий момент - 461 Нм при 1400 об/мин. На музейной машине стоит мотор в зимнем исполнении с предпусковым подогревателем воздуха, вполне естественно сблокированным со сверхмощной автономной печкой. В случае необходимости можно быстро установить шноркель, сняв специальную крышку с патрубка воздушного фильтра. Дооборудованный таким образом М35 без проблем преодолевал брод глубиной до двух метров.


ГОНОЧНЫЙ ГРУЗОВИК

Не помню, была ли эргономика объявлена в СССР лженаукой, но в США создатели М35 о ней явно даже и не вспоминали. Приборы, кнопки, тумблеры и рычажки раскиданы почти что в произвольном порядке. Кнопка запуска двигателя - микроскопическая. Видимо, чтобы враги не смогли ее найти и угнать ценный грузовик. Впрочем, если вы не активируете топливоподкачивающий электронасос, то жать на эту кнопку бесполезно. Мотор не заведется.

Забавно, что при этом машину, с которой довелось познакомиться мне, похоже, эксплуатировали где-то в южных широтах. Стекла и стеклоподъемники демонтированы вместе с утеплением кабины. Благодаря чему при осмотре удалось добраться до единственной сохранившейся под потолком табличке с данными производителя. Судя по дате, выбитой на алюминиевом прямоугольнике, я имел дело с М35, собранным в конце 1963 года. Хотя не исключено, что это дата изготовления кабины, которую переставили с другого грузовика во время ремонта.


Устроившись за огромным рулем, я выжал довольно тугое длинноходовое сцепления (идеально подходит для не очень опытного солдата, привыкшего на гражданке к типичной американской автоматической коробке передач) и включил сразу вторую скорость. Первая - для бездорожья. Никаких двойных выжимов (американцы не поленились установить синхронизаторы), хотя на многих М35 встречаются и селективные полуавтоматы с пневматическим переключением. Ощущения при «втыкании» передачи примерно как на советских ЗИЛ-157К или ГАЗ-63. Прямо чувствуешь, как преодолеваешь сопротивление металлических частей КПП.

Дизель рвет машину с места прямо-таки с легковым ускорением. Даже как-то неожиданно. Правда, делает он это с невероятным грохотом, который на высоких оборотах даже заглушает пронзительный свист турбины. Оно и понятно. Установленная вертикально выхлопная труба расположена почти точно над правым ухом пассажира. К слову, длительное путешествие в качестве второго члена экипажа опасно для здоровья. Я попробовал, и уже через 10 минут поездки от рева дизеля у меня заложило ухо. А через 15 минут оно стало побаливать. Надо было бы взять с собой защитные наушники, о чем честно предупреждает огромная желтая табличка на пассажирской двери.


Руль, к моему удовольствию, оказался на редкость легким для столь древнего грузовика. Но не потому, что там установлен гидроусилитель, а потому, что передаточное число рулевого редуктора достигает каких-то невероятных значений. Обратная сторона медали - крутить руль надо очень быстро и энергично, иначе нетрудно потерять свою полосу или вылететь из поворота на полной скорости. А она достигает 90 км/ч.

Педали старинные - напольные. Сразу видно, в каких годах работали конструкторы, проектировавшие М35. Гидропневматические тормоза совсем не тяжелые и останавливают грузовик плавно, без присущего пневматике 40-50-х годов прошлого века резкого схватывания. И при этом не шипят. Забавный факт: благодаря такой конструкции тормозной системы и полной массе меньше 26 тыс. фунтов (около 12 тонн) по американским правилам во многих штатах М35 можно управлять с обычными правами. А что? Скорость и динамика вполне приличные, обзорность - великолепная, разве что капот слишком длинный, управляемость - приемлемая, подвеска в меру жесткая, машина не «козлит» даже при езде порожняком. Неудивительно, что списанные из армии, но еще вполне живые М35 весьма популярны среди американских любителей милитари, коллекционеров, пожарных и фермеров. Обычные перевозчики ими брезгуют. Не экономичен, да и комфорт не тот. Армия, знаете ли…

Автор Юрий Голубовский, фото автора.

АМ ДЖЕНЕРАЛ (AM GENERAL). Саут Бенд, США.

Образованная в процессе централизации американского военно-промышленного комплекса корпорация "АМ Дженерал" являлась головным изготовителем широкой гаммы стандартизованных автотранспортных средств для вооруженных сил США и многих стран мира. Своим родоначальником она считает фирму "Оверленд" (Overland), ставшую в начале ХХ века основой компании "Виллис-Оверленд" (WillysOverland). После войны она вошла в группу "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep), которая в 1964 г. на заводе "Студебекер" (Studebaker) в Саут Бенде наладила выпуск армейских грузовиков 2,5- и 5-тонного классов, ранее изготовлявшихся разными фирмами США. В 1967 г. там было образовано Отделение военной техники и выполнения государственных заказов (Defense & Government Products Division). Зимой 1970 г., когда фирму "Кайзер Джип" выкупила корпорация "Америкэн Моторс" (American Motors Corporation), оно превратилось в Отделение продукции общего назначения (General Products Division), а 1 апреля 1971 г. получило статус компании "АМ Дженерал". Аббревиатура AM указывала официального владельца — концерн "Америкэн Моторс", хотя с первых же дней существования "АМ Дженерал", выполнявший в основном государственные военные заказы, фактически являлся самостоятельной компанией.

Так в распоряжении "АМ Дженерал" оказалась практически вся гамма стандартизованной военной автотехники. Ее возглавляли джип М151А2 и его производные — санитарные машины М718А1, штабные М107/М108 и шасси М825 для безоткатного орудия. До конца 80-х гг. было собрано 95 тыс. автомобилей серии М151. Гамма пикапов М715 была преобразована в серию АМ715, включавшую также шасси АМ724 и санитарную машину АМ725. Они отличались возросшей до 150 л.с. мощностью, усилителем привода тормозов, увеличенной базой (3327 мм) и рядом деталей. В 1978-79 гг. совместно с фирмой "Пейс Индастриз" (Pace Industries) были разработаны бронеавтомобили АМ330 и АМ331 (4x4) с 20- и 25-мм пушками, а также бронетранспортер АМ301, оснащенные 300-сильным дизелем V6 и автоматической коробкой передач. Со временем они послужили основой бронемашин "Драгун" (Dragoon), выпускавшихся компанией "Эй-Ви Текнолоджи" (AV Technology). В 1985 г. "АМ Дженерал" приступил к серийному производству своего самого известного автомобиля "Хаммер" (Hummer), которому здесь посвящена отдельная статья.

Стандартизованная 2,5-тонная серия М35 (6x6) до 1989 г. выпускалась в варианте А2 с многотопливным 140-сильным двигателем "Континентал LD-465-1C" (Continental) и 5-ступенчатой коробкой передач. В нее входили шасси М44А2 и М45А2, грузовики М34А2, М35А2 и М36А2 с удлиненной базой, цистерны М49А2 и М50А2, фургон М109А3, седельный тягач М275А2, самосвал М342А2, мастерская М185А3 и различные специальные шасси. Их развитием стала серия М600 с 12-вольтовым электрооборудованием, предназначенная для подразделений НАТО в странах Европы. В нее вошли грузовики М602 и М621 (аналоги моделей М35 и М34), цистерны М610 и М611 (М50/М49), седельный тягач М607 (М275), фургон М613 (М109), самосвал М624 (М342) и др. В общей сложности в Саут Бенде было собрано свыше 150 тыс. грузовиков 2,5-тонного класса. В рамках программы их переоснащения в 1993 г. компания "АМ Дженерал" начала выпуск реконструированного автомобиля М35А3 со 170-сильным дизелем "Камминс" (Cummins), автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, регулировкой давления в шинах, новыми узлами шасси и передней облицовкой. До апреля 1999 г. было собрано 5484 машины.

Стандартизованную 5-тонную серию М54 компания "АМ Дженерал" выпускала недолго, собрав последние из 112 тыс. машин этой гаммы. Еще в 1970 г. ее предшественники приступили к разработке нового семейства, но эта работа была завершена на "АМ Дженерал". В конце 1971 г. в Саут Бенде началось изготовление новой 5-тонной гаммы М809 (6x6) полной массой 14,0-15,2 т, оборудованной дизелем "Камминс NHC250" (14,0 л, 243 л.с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач, двойной главной передачей, гидропневматической тормозной системой, гидроусилителем рулевого управления и 24-вольтовым электрооборудованием. Базовыми являлись шасси М809, М810 и М811/812 с колесными базами 4547, 4242 и 5461 мм соответственно, на которых выпускались грузовики М813 и М814 с металлическими кузовами со съемными скамейками на 26-30 солдат, инженерное шасси М815, ремонтно-эвакуационные машины М816 и М819, самосвал М817 с 3,8-кубовым кузовом, седельный тягач М818 и фургоны М820/820A2. Развитием серии М139 стала модель М821.

В январе 1977 г. совместно с 6 американскими фирмами компания "АМ Дженерал" приняла участие в конкурсе на создание тяжелых армейских автомобилей полной массой 23-34 т. Уже в июне она стала победителем, представив самые дешевые машины, за основу которых было принято крановое шасси "Центавр" (Centaur) компании "Си-Си-Си" (ССС). На их основе разработали 14-тонные седельные тягачи М915 (6x6), М916 (6x6) и 20-тонные М920 (8x8), работавшие в составе автопоездов полной массой 48-61 т, а также 20-тонные самосвалы М917, распределители битума М918 (6x6) и шасси М919 (8x8) для бетоносмесителей. Их комплектовали 6-цилиндровым дизельным двигателем "Камминс NTC400" (14,0 л, 400 л.с.), полуавтоматической 16-ступенчатой коробкой передач "Катерпиллар" (Caterpillar), одноступенчатой раздаточной "Ошкош" (Oshkosh) с пневмоприводом, задней тележкой "Хендриксон" (Hendrickson) и шинами с посадочным размером 20 или 22 дюйма. С января 1983 г. выпускались тягачи М915А1 (6x6) и эвакуаторы М920А1 (6x6) с автоматической 5-ступенчатой коробкой "Эллисон" (Allison). До конца 1984 г. машин этого модельного ряда собрали 7,3 тыс. единиц.

В 1975 г. компания "АМ Дженерал" разработала замену своей же 5-тонной серии грузовиков. Первый заказ на них был получен лишь в апреле 1981 г., а производство семейства М939 (6x6) началось в 1982 г. Конструктивно эта гамма почти не отличалась от серии М809, не считая использования новых автоматической 5-ступенчатой коробки передач "Эллисон", 2-ступенчатой раздаточной коробки, пневматического привода тормозов и установки более надежных мостов "Рокуэлл" (Rockwell). Впервые на этих машинах появились система диагностики и кабина с усиленной звукоизоляцией, а непритязательную облицовку стандартизованных грузовиков заменила новая передняя панель со встроенными световыми приборами. В семейство входили базовые шасси М939, М940/М941 и М942/М943/М944 с лебедкой, имевшие соответственно те же размеры колесной базы, что и аналоги из серии М809. На их основе была создана еще более обширная гамма машин: бортовые грузовики М923, М924 и М927 с разными видами кузовов и их варианты М925, М926 и М928 с лебедками, ремонтно-эвакуационные машины М933/М936, самосвалы М929/М930, седельные тягачи М931/М932, фургоны М934/935 и шасси М942/М945 для специального оборудования. Они имели полную массу 14,2-21,0 т, развивали скорость 84 км/ч и преодолевали подъемы крутизной до 60%. С 1985 г. выпускалась обновленная гамма А1 для эксплуатации в заснеженных и пустынных регионах, снабженная закрытой цельнометаллической кабиной или открытой с мягким верхом, централизованной системой подкачки шин и АБС. До 1992 г. машин этой гаммы изготовили 21 тыс. экземпляров. В конце 80-х гг. компания "АМ Дженерал", приняв участие в конкурсе на танковый тягач НЕТ, построила опытный образец М1А1 (8x8), но победителем была объявлена фирма "Ошкош". С конца 90-х гг. главной заботой "АМ Дженерал" является серийное производство "хаммеров", а также реконструкция ранее выпущенных грузовиков.

Бурная деятельность компании "АМ Дженерал", превратившейся в 80-е гг. в американского монополиста в области военной автотехники, всегда привлекала внимание крупных корпораций. 20 сентября 1983 г. фирму "АМ Дженерал" выкупила аэрокосмическая компания ЛТВ (LTV), а после ее банкротства с апреля 1992 г. "АМ Дженерал" входит в состав сталелитейной группы "Рэнко" (Renco Group). В 90-е гг. компания "АМ Дженерал" получила статус корпорации (AM General Corporation, AMG). Аббревиатура АМ теперь имеет обезличенное значение: в ней зашифровано слово Automotive (автомобильный), поэтому ее полное наименование сейчас можно перевести двояко — "Автомобильная корпорация продукции общего назначения" или "Генеральная автомобильная корпорация".