Постоянно вращается вентилятор радиатора. Вентилятор охлаждения. Конструкция, типы устройства и ремонт. Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения двигателя

Конструкция любого современного автомобиля состоит из множества различных узлов и механизмов. Одним из таких является система охлаждения двигателя. Без нее мотор терпел бы постоянные перегревания, которые в конечном итоге вывели бы его из строя. Немаловажной составляющей данной системы является и вентилятор охлаждения радиатора. Что это за деталь, как она устроена и для чего предназначена? Ответ на этот вопрос - далее в нашей статье.

Они являются частью более широкой системы охлаждения автомобиля. Все части должны работать правильно, чтобы вентилятор мог выполнять свою работу и охлаждать двигатель. Существуют разные виды радиаторных вентиляторов, и все они работают несколько иначе.

Где находятся вентиляторы радиатора?

Вентиляторы радиатора расположены между радиатором и двигателем, хотя некоторые радиаторные вентиляторы расположены в передней части радиатора. Многие из поклонников являются электрическими. Вентиляторы электрических радиаторов, установленные в передней части радиатора, известны как вентиляторы-толкатели. Те, что расположены в задней части радиатора, называются съемными вентиляторами. Вентиляторы толкателя получают воздух, который поступает через зону гриля, а затем нажимают на этот более холодный воздух над радиатором.

Характеристика

Вентилятор охлаждения радиатора - это деталь, которая обеспечивает принудительную циркуляцию воздуха для двигателя. За счет равномерного и постоянного отвода тепла от его элементов температура ДВС всегда остается в пределах рабочей и редко когда превышает +95 градусов Цельсия.

Разновидности

Всего существует два типа конструкций данных элементов:

Как влияет термостат на вентилятор?

Вытяжные вентиляторы вытягивают воздух из решетки, вытягивая его через радиатор. Электрические вентиляторы получают свою силу через сам двигатель. Термостат в системе охлаждения управляет многими электрическими вентиляторами. Когда температура в двигателе достигнет определенной заданной температуры, вентилятор начнет охлаждать двигатель. Когда температура опускается ниже заданной температуры, вентилятор выключится.

Другим типом вентилятора является вентилятор с приводом от двигателя. Этот аппарат вращается, когда двигатель работает, и он всегда вращается с той же скоростью, что и двигатель. Чем быстрее работает двигатель, тем быстрее будет вращаться вентилятор. Третий тип вентилятора называется гибким вентилятором. Лезвия на гибком вентиле тонкие и изготовлены из алюминия или нержавеющей стали. Когда автомобиль достигнет определенной скорости, лопасти вентилятора будут сглажены, что обеспечит двигатель большей мощностью, которую он может использовать.

  1. Электрическая.
  2. Механическая.

Последний вид работает за счет клиноременной передачи усилий от Что касается электрического, такой вентилятор охлаждения радиатора приводится в действие специальным моторчиком. Также данная конструкция предполагает наличие отдельной системы управления. Интенсивность работы данного элемента напрямую зависит от показаний датчика температуры.

Если вы обнаружите, что ваш автомобиль не охлаждается должным образом. Вы можете заменить вентилятор новым устройством. Если вы никогда раньше не заменяли вентилятор, убедитесь, что вы понимаете, как выполняется замена. Возможно установить вентилятор неправильно и заставить его работать назад, что не даст вам предполагаемого эффекта. Вы всегда можете обратиться к профессионалу, если чувствуете, что замена вентилятора выходит за рамки ваших собственных навыков.

Пошаговая инструкция о том, как работает охлаждающий вентилятор автомобильного радиатора. Эта статья относится ко всем автомобилям. Шаг 1 - В основном есть два типа вентилятора охлаждения радиатора двигателя, электрический и ручной. Ручной вентилятор подключается к шкивам привода двигателя и управляется муфтой термо-вентилятора, которая воспринимает тепло радиатора и срабатывает, когда двигатель работает при более высоких температурах. Эти термореактивные муфты сконструированы для «свободного хода», когда они не используются, и соединяются с помощью силиконовой смазки, которая расширяется при нагревании.

Устройство и принцип работы

На данный момент принято различать три вида вентиляторов:

  • С вискомуфтой.
  • С термовыключателем.
  • С ЭБУ (электронным блоком управления).

Что касается первого типа, системы на основе вискомуфты сейчас практически не встречаются на автомобилях. В основном они устанавливались на машины с продольным расположением двигателя либо на массивные полноприводные внедорожники, которые преодолевали еще и водные преграды. Вискомуфта, отвечающая за вращение вентилятора, полностью герметична. Такая конструкция позволяет защитить ее от воздействий внешних факторов, в том числе и воды. Кстати, электрические вентиляторы после проникновения внутрь блока жидкости сразу же выходят из строя. Дальнейшему ремонту и восстановлению они больше не подлежат.

Этот блок использует набор подшипников вала и уплотнение для удержания смазки и обычно крепится болтами к водяному насосу двигателя. Вентилятор сцепления может выйти из строя одним из двух способов: он может запираться, вызывая плохой пробег, сопровождаемый жужжащим звуком, или силиконовая смазка может течь, заставляя вентилятор «вращаться», не вытягивая воздух через радиатор.

Этот вентилятор сцепления был разработан для экономии энергии и снижения выбросов. Перед вентилятором муфты двигатель использовал фиксированный стиль вентилятора, который был непосредственно закреплен на двигателе. Этот прямой стиль вентилятора не только неэффективен, но и создает излишний шум, который был нежелательным. Вентилятор сцепления имеет возможность отсоединяться, когда он не используется, что позволяет двигателю работать более эффективно при уменьшении шума вентилятора.

Вискомуфта наполняется Последнее при воздействии высокой температуры меняет свои свойства и, в зависимости от уровня нагрева, увеличивает либо уменьшает интенсивность вращения вентилятора. Конструкция вискомуфты предполагает наличие таких деталей, как пакет дисков ведомого и ведущих валов, а также герметичный корпус с гелем или маслом.

Цепь управления реле охлаждающего вентилятора 1. Однако конкретные шаги по устранению неполадок могут различаться в зависимости от автомобиля. Во время движения воздух в достаточном количестве проходит через радиатор, эффективно охлаждая двигатель. Когда вы останавливаете машину, воздух не проходит через радиатор, и двигатель начинает повышаться.

Диагностические и ремонтные процедуры

Он делает это, подавая заземление на реле. В этой цепи возникает проблема, из-за которой вентилятор не работает, позволяя двигателю перегреваться, сидя неподвижно или двигаясь с малой скоростью. Всегда разумная идея поиска бюллетеней технического обслуживания на вашем конкретном автомобиле, чтобы узнать, какие жалобы типа поступают в отдел дилерских услуг, связанные с этим кодом. Это также хорошая идея, прежде чем покупать автомобиль.

Как это все работает? Принцип действия данного элемента основывается на передаче вращательных движений от ведущего вала за счет пакетов дисков. Последние помещаются в силиконовую жидкость, то есть в гель или масло. Вязкость этих компонентов, как мы уже сказали ранее, меняется в зависимости от температуры.

Элементы с электроприводом

Что касается вентиляторов с электрическим приводом, они состоят из следующих элементов:

У многих автомобилей будет два вентилятора двигателя, один для охлаждения двигателя, второй - для охлаждения конденсатора кондиционирования воздуха и дополнительного охлаждения двигателя. Вентилятор, который не находится перед конденсатором кондиционирования воздуха, является основным охлаждающим вентилятором, а другой - концентратором. Кроме того, у многих автомобилей есть многоскоростные вентиляторы, требующие до трех реле скорости вращения вентилятора для низких, средних и высоких частот.

Откройте капот и сделайте визуальный осмотр. Посмотрите на вентилятор и убедитесь, что нет препятствий перед радиатором, блокирующим воздушный поток. Вращайте вентилятор пальцем. Если он не вращается, подшипники вентилятора снимаются, а вентилятор плох.

  • Электродвигателя.
  • Электронного блока управления.
  • Температурного датчика.
  • Реле включения вентилятора.

Более современные узлы имеют в своей конструкции два температурных датчика, один из которых устанавливается в патрубок, выходящий из радиатора, а второй - в корпус термостата. Иногда он монтируется в патрубок, который выходит из двигателя. Электронный блок, в зависимости от разницы показаний этих двух датчиков, управляет интенсивностью вращения крыльчатки. А приводит ее в действие электрический мотор вентилятора охлаждения радиатора.

Принцип действия и конструктивные особенности

Проверьте электрическое соединение вентилятора. Разделите разъем и найдите коррозию или изогнутые контакты. При необходимости устраните неисправность и используйте диэлектрическую смазку на клеммах. Откройте блок предохранителей и проверьте предохранители реле вентилятора охлаждения. Если они хороши, охлаждающий вентилятор выключается. Нижняя часть крышки блока предохранителей обычно указывает на размещение, но если нет, посмотрите в руководстве владельца.

Видео - Проверка датчика включения вентилятора системы охлаждения двигателя

Реле вентиляторов - это не что иное, как дистанционный выключатель света. Вентилятор, как и другой аппарат, потребляет слишком много силы, чтобы быть в безопасности в кабине, поэтому он находится под капотом. Постоянный источник питания от батареи присутствует на клемме в каждом из реле. При включении цепи этот вентилятор включается. Переключаемый терминал будет горячим только тогда, когда ключ включен.

Для корректной работы данного моторчика важно также наличие расходометра воздуха и устройства, которое будет следить за частотой коленчатого вала (ДПКВ). После того как получил короткий сигнал со всех датчиков, происходит обработка информации, и электроника активирует реле, включающее вентилятор. Во время его работы система контролирует количество вращений и может увеличить либо уменьшить частоту оборотов крыльчатки. Подобная конструкция используется сейчас на большинстве легковых автомобилей и внедорожников.

Как она работает

Посмотрите на принципиальную схему, отображаемую со стороны реле. Ищите простой открытый и закрытый контур. Проверяйте положительную клемму аккумулятора в блоке реле с постоянной мощностью. Противоположная сторона идет к вентилятору. Используйте тестовый индикатор, чтобы найти горячий терминал.

Подключите клемму аккумулятора к клемме жгута проводов вентилятора, и вентилятор будет работать. Если нет, отсоедините соединение вентилятора от вентилятора, а с помощью омметра проверьте целостность между стороной вентилятора релейной клеммы и разъемом вентилятора. Если есть непрерывность, вентилятор плох. Если не используется проводка между блоком предохранителей и вентилятором.

Устройства с термовыключателем

До появления на свет систем с электронным управлением все машины оснащались вентиляторами с термовыключателем. Именно этот элемент выполнял функцию выключения и включения двигателя крыльчатки.

Принцип работы такой системы заключается в следующем. С датчика температуры, который установлен в корпусе блока цилиндров двигателя, подается сигнал на шкалу, что находится в салоне. Далее, в зависимости от полученных показаний и степени реагирования жидкости в радиаторе на термоизменения, происходит включение или выключение вентилятора.

Если вентилятор работает, проверьте реле. Посмотрите на сторону реле для переключаемой клеммы питания или просто включите ключ. Проверьте клеммы на наличие дополнительной клеммы питания и посмотрите, где она будет находиться на реле. Переместите аккумуляторную батарею плюс клемму в первом тесте с помощью этой коммутируемой клеммы и поместите дополнительную перемычку с отрицательной клеммы реле на землю. Используйте омметр, чтобы проверить, что клемма постоянной батареи и клемма жгута проводов имеют непрерывность, что означает, что цепь закрыта.

Как только температура охладителя увеличится до определенного значения, внутри термовыключателя замыкаются контакты, подключенные к цепи питания крыльчаткой. Дальше происходит подача электрического тока на моторчик, благодаря чему вентилятор начинает вращаться. После того как температура тосола снова падает, контакт размыкается и, соответственно, крыльчатка перестает работать.

Проверьте все реле таким же образом, чтобы убедиться, что все они работают. Если на реле не было переключаемой мощности, переключатель зажигания является подозрительным. Чтение будет о том, что для точных показаний обратитесь к руководству по обслуживанию. Точность не нужна, поскольку все датчики могут быть разными. Вы просто хотите знать, работает ли это. Подсоедините его и прогрейте двигатель.

Возможен ли самостоятельный ремонт

Проверьте его с помощью омметра, должно произойти значительное изменение сопротивления, если датчик плохой. Не идите дальше, не консультируясь с вашим руководством по обслуживанию. Разорвите отдельную мощность для вентиляторов, где они работают от переключателя, теперь код, когда вы включаетесь и остаетесь, не может его сбросить. Моя проблема примерно через 2 часа после выключения двигателя, когда охлаждающий вентилятор начинает работать на низкой скорости. Что может вызвать что-то подобное? Припарковал его, вошел в магазин. Вернулся и не начал. Пытался запустить его, он включил, после удаления перемычек. Через минуту или два он отключился.

  • Вентилятор 1, работающий при запуске, не отключается.
  • Пробовали переключающие реле для вентиляторов 1 и 2 - одно и то же состояние.
  • Перепрыгнув через коробку реле, они оба вошли.
Он не предназначен для ремонта, и мы не несем ответственности за любые действия, предпринимаемые вами на любом автомобиле.

Как найти причину поломки элемента?

Как мы уже сказали во вступлении, неисправность вентилятора может стать причиной частого перегрева силовой установки. Поэтому водитель должен регулярно контролировать его работоспособность и в случае обнаружения поломки немедленно ее ликвидировать.

Как проверить данную деталь на исправность? Сначала необходимо извлечь штекерный разъем из температурного датчика. Если этот элемент одинарный, следует проверить и его исправность. Сделать это несложно - достаточно просто произвести ручное замыкание клемм в штекере при помощи небольшого отрезка проволоки. Если двойной, то для его проверки необходимо замкнуть сначала бело-красный, а затем и красный провод. В идеале после этого должен медленно закрутиться вентилятор охлаждения радиатора.

Вся информация на этом сайте защищена авторским правом. И двигатель, который используется для улучшения воздушного потока через радиатор и конденсатор системы кондиционирования воздуха, особенно когда автомобиль неподвижен. Воздуходувки, с другой стороны, являются вентиляторами в различных распределительных коробках или воздуховодах, которые служат для подачи воздуха в салон.

Всегда установлены 2 колеса вентилятора. Однако для 4-цилиндровых двигателей установлено только одно колесо вентилятора с двигателем. Колесо вентилятора приводится в движение первым ремнем. Вентиляторы встроены либо в держатель, либо в двойной держатель, который закреплен либо напрямую, либо через регулировочное кольцо на двойном кольце вентилятора. Двойное кольцо вентилятора служит воздуховодом и гарантирует, что входящий воздух или воздух, всасываемый через вентиляторы, протекают исключительно через радиатор.

Далее необходимо замкнуть красный и черный провода. В таком случае крыльчатка должна вращаться с максимально большой скоростью.

Но что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не включается даже после нескольких попыток замыкания? Вывод - температурный датчик пришел в неисправность либо сгорели предохранители. Последние проверяются следующим образом. В разъем вентилятора на бело-красный или черно-красный провод подается ток от клеммы АКБ с положительным зарядом. В это же время с минусовой клеммы аккумулятора идет питание на коричневый провод. Если вентилятор радиатора системы охлаждения после этих манипуляций не заработал, значит, пришла пора заменить саму крыльчатку. В другом случае рекомендуется осмотреть все разъемы и штекера, которые идут от температурного датчика к ней.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не выключается?

В случае если узел сразу при запуске приводится в работу и при этом никогда не выключается (а этого быть не должно), это свидетельствует о поломке датчика включения узла. Как проверить данный элемент на исправность? Для этого нужно включить зажигание и снять с датчика наконечник провода. После этого вентилятор должен выключиться. В случае если крыльчатка все равно продолжает работать, следует произвести замену датчика. Также следует запомнить, что при подобных симптомах двигатель вентилятора охлаждения радиатора находится в абсолютно рабочем состоянии, и проверять его в данном случае нецелесообразно. Но может случиться и такое, что источником неисправности оказались окислившиеся клеммы. При диагностике их тоже следует осмотреть и по необходимости зачистить контакты.

Возможен ли ремонт вентилятора?

В некоторых случаях нет смысла целиком менять деталь на новую, так как неисправность может быть вовсе незначительной. Гораздо дешевле будет отремонтировать его своими руками.

В некоторых случаях бывает так, что виновником неисправностей оказывается банальная грязь. Поэтому после успешного демонтажа лопасти вентилятора тщательно очищаются от пыли и прочих отложений. Лучше всего это делать щеткой.

Кроме этого, поломка может заключаться в плохом контакте проводов. Происходит сие явление из-за окисления элементов в соединительных штекерах. Далее необходимо проверить работоспособность обмотки ротора. Иногда не работает вентилятор охлаждения радиатора из-за замыкания или обрыва данной части системы. В таком случае следует осматривать каждый виток.

Однако есть в конструкции данного узла элементы, не подлежащие восстановлению. Помимо температурных датчиков, ремонту не подлежит электрический двигатель вентилятора охлаждения радиатора. Что говорит о его неисправности? Определить нерабочее состояние электромотора можно по состоянию работы крыльчатки. Если во время перегрева силовой установки она не включается, вероятнее всего, пришел в негодность двигатель вентилятора охлаждения радиатора. В таком случае необходимо срочно произвести его замену.

Другие неисправности

Все автомобилисты знают, что вентилятор охлаждения радиатора (ВАЗ 2110-2112 можно привести в качестве примера) является источником повышенного шума и вибраций. Но если этот звук его работы превышает предельную норму, да так, что не слышно сам двигатель, это говорит о ряде неисправностей. Итак, почему шумит вентилятор охлаждения радиатора ВАЗовских автомобилей? Причин может быть несколько:

  1. Открученный болт, крепящий крыльчатку к шкиву (прикрутить деталь).
  2. Отломленная часть лопасти (заменить вентилятор).
  3. Отсутствие смазки на электродвигателе.
  4. Разбитый подшипник (здесь только замена).

Заключение

Итак, мы выяснили, почему радиатора, а также рассмотрели способы его диагностики и ремонта.

Как видите, данный узел представляет огромную важность для автомобиля. Его поломка непременно даст о себе знать в виде регулярных перегревов двигателя. А ведь уже после первой такой неисправности риск выхода из строя деталей цилиндро-поршневой группы увеличивается в разы. Поэтому не стоит откладывать эту проблему на потом.

Для эффективной работы двигателя необходим соответствующий тепловой режим. При сгорании топлива выделяются не только выхлопные газы, которые и обеспечивают работу мотора, но и тепловая энергия. Чтобы избежать перегрева двигателя, его охлаждают с помощью различных жидкостей (тосол, антифриз, дистиллированная вода). Вентилятор необходим для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости.

Типы вентиляторов системы охлаждения


Существует четыре типа вентиляторов:

  • с прямым приводом от ремня (цепи) газораспределительного механизма (ГРМ);
  • с прямым приводом от ремня генератора;
  • с приводом от ремня ГРМ или генератора и тепловой муфтой;
  • с электрическим приводом.

Вентилятор с прямым приводом от ремня или цепи ГРМ применялся на автомобилях, которые выпускали до девяностых годов прошлого века. Причем, производители иномарок отказались от такой системы еще в семидесятых годах прошлого века. Единственное сомнительное преимущество такого привода - меньшее количество ремней, ведь привод ГРМ охватывал помпу, вентилятор, коленчатый и распределительный валы. Нередко в таких системах натяжку ремня или цепи проводили с помощью водяного насоса (помпы), не устанавливая регулировочный ролик.

Вентилятор с приводом от ремня генератора получил большее распространение на недорогих автомобилях, выпускавшихся до двухтысячных годов. По сравнению с приводом от ремня/цепи ГРМ, такая система имеет несколько преимуществ. Главное из них - отсутствие влияния вентилятора на работу системы ГРМ. В случае заклинивания вентилятора или других неисправностей, работа ГРМ не нарушается и автомобиль может продолжать движение своим ходом.


Вентилятор с тепловой муфтой вне зависимости от типа привода имеет главное преимущество - он лучше контролирует тепловой режим мотора. Пока муфта не нагрета, она слабо передает энергию вращения вентилятору, поэтому даже на максимальных оборотах двигателя скорость его вращения невелика. По мере нагрева муфты коэффициент передачи возрастает и скорость вращения вентилятора все сильней зависит от оборотов двигателя. Поэтому при прогреве мотора вентилятор снижает температуру охлаждающей жидкости незначительно, а при нагреве близком к максимальному, эффективность его работы возрастает.

Вентилятор с электрическим приводом наиболее эффективен и используется на большинстве современных автомобилей. Он включается лишь при определенной температуре охлаждающей жидкости, благодаря чему мотор быстро нагревается и работает в комфортном режиме.

Неисправности вентилятора системы охлаждения


Наиболее частые неисправности вентиляторов - повреждение лопастей и выход из строя подшипников. Для ремонта вентиляторов с ременным/цепным приводом, без разницы ГРМ или генератора, необходимо открутить болты (на некоторых автомобилях гайки) крепления крыльчатки к ступице и снять крыльчатку. Если повреждены лопасти, то достаточно подобрать подходящую по размеру и отверстиям крыльчатку и установить на место. Замена крыльчатки на вентиляторе с электрическим приводом выполняется аналогично. Для замены поврежденных подшипников необходимо открутить фиксирующую гайку и снять ступицу, после чего извлечь подшипники, установить новые, смазать и собрать весь узел. При повреждении подшипников электрического привода, необходимо заменить мотор целиком. Это проще и дешевле, чем искать соответствующие подшипники хорошего качества. Более подробно эти процедуры описаны в руководстве по ремонту вашего автомобиля.

Видео - Проверка датчика включения вентилятора системы охлаждения двигателя