Лёгкий артиллерийский тягач "Комсомолец".

Лёгкий быстроходный гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец»

многие принимают за танкетку. И действительно, во время этот образец советской боевой техники, вооружённый танковым пулемётом , использовался как лёгкий танк и воспринимался штурмовавшими город румынами как грозное боевое оружие.

«Комсомолец» был разработан в конце 1936 года в КБ завода №37 в Москве под руководством главного конструктора завода Н. А. Астрова. Это был полноценный быстроходный бронированный артиллерийский тягач.
Машина имела просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж – водителя и командира-стрелка – от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил оборонительное вооружение – танковый пулемет ДТ в подвижной маске, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был весьма вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка, а впереди и по бортам – откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже замененные пулестойкими блоками «триплекс». За кабиной находилось моторное отделение, закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Двигатель тягача располагался сзади и был развернут маховиком вперед. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. При перевозке расчёта, спинки были повёрнуты вовнутрь, а при перевозке боезапаса их поворачивали наружу, и они образовывали своими спинками борта грузовой платформы. В ненастную погоду при длительных маршах над грузопассажирским отделением мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Продольный разрез трактора-транспортера Т 20 "Комсомолец" 2-й серии: 1 – педаль главного фрикциона; 2 – главная передача; 3 – рычаг управления бортовым фрикционом; 4 – смотровой прибор; 5 – рычаг управления демультипликатором; 6 – рычаг переключения передач; 7 – пулеметные диски; 8 – сиденье стрелка; 9 – дополнительный топливный бак; 10 – кормовой ящик ЗИП; 11 – запасной опорный каток; 12 – прицепное устройство; 13 – радиатор системы охлаждения двигателя; 14 – вентилятор системы охлаждения; 15 – выхлопной патрубок двигателя; 16 – двигатель; 17 – главный фрикцион с коробкой передач; 18 – стеллаж для укладки пулеметных дисков; 19 – рукоятка включения стартера; 20 – демультипликатор; 21 – соединительная муфта.

Силовой установкой тягачу служил четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель от легковушки , оснащённый французским карбюратором «Зенит» с экономайзером и обогатителем. Его рабочий объём при 98,43-миллиметровом диаметре цилиндра и 107,95-миллиметровом ходе поршня равнялся 3286 куб. см, а мощность при 2800 об/мин составляла 50 лошадиных сил. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. (0,6-0,7 кВт) или от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Двигатель располагался за кабиной и был защищен броневым капотом. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в более чистую зону – между спинками сидений. Для повышения живучести машин у командира-стрелка имелось дублированное управление (кроме переключения передач), что в годы войны не раз выручало при ранении или гибели водителя. Емкость бензобака, оборудованного бензоуказателем, составляла 115 л. Кроме того, имелся расходный бачок емкостью 3 – 6,7 л (в зависимости от серии).
Четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавала четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода. Одноходовый демультипликатор от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА удваивал число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной («ползучей») скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кг. Остальные агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка .
Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами – она часто соскакивала.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В и мощностью 60-80 Вт.
Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе – ноябре 1937 года, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок, может быть принят на вооружение РККА. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8-11 км/ч, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, валила деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих, легких и компактных, моторов тогда в стране не было.

Захваченный финнами «Комсомолец » буксирует захваченную финнами нашу сорокопятку . В 1941 году армия Финляндии имела 56 Т-20, в 1944 году – 215 единиц, а в конце 1959 года – 11. Трофейные «Комсомольцы» служили финнам до 1961 года.
Были отмечены и недостатки, позже устраненные: непригодность буксирного приспособления (впоследствии установили резиновый амортизатор крюка), малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали), самовыключение передач (ввели блокировку в КП). Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съемных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт – 16 шипов). Шипы стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.


Выпускать «Комсомолец» начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ, а прекратили выпуск прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 «Комсомольца» (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.

Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. Иногда вместо них применяли танкетку Т-27. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях с Японией у озера Хасан в 1938, у реки в 1939, в и, конечно же, в .
На фронтах войны тягачи «Комсомолец», количество которых непрерывно сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 – 1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны.

Боевая масса – 28,5 т. Экипаж – 5 чел. Бронирование – 30–10 мм. Длина – 6530 мм. Ширина – 3055 мм. Высота – 2850 мм. Клиренс – 450 мм. Вооружение: 1?76,2-мм КТ-28, 4?7,62-мм пулемёта . Мощность двигателя – 500 л.с. Скорость по шоссе – 56 км/ч на гусеницах, 81 км/ч на колесах. Тираж – 8 шт.

Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками).

Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 76-мм пушка КТ-26, два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 50 -73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками).Тираж – 154 шт.

Боевая масса – 14,65 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – дизельн ый В2 , 5 00 л. с. Скорость по шоссе – – 6 2 км/ч на гусеницах, 86 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками).Тираж – 706 шт.

Боевая масса – 5,5 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: один 12,7-ммпулемё т ДШК, один 7,62-мм пулемё т. Бронирование: лоб и борт корпуса – 13 мм, башня – 10 мм. Двигатель ГАЗ-11, 85 л. с. Скорость по шоссе – 44 км/ч, (на плаву 5 км/ч.). Запас хода по шоссе – 220 км.

Боевая масса – 13,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: корпус и башня – 37 мм. Двигатель – дизель В-6, 300 л. с. Скорость по шоссе – 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 340 км. Тираж – 75 шт .

Боевая масса – 5,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб корпуса – 35 мм, борт – 15 мм, башня – 15 мм. Двигатель – ГАЗ 202. 70 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км. Тираж – 5920 шт.

Боевая масса – 9 ,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна , один 7,62-мм пулемет . Толщина брони: лоб 35-45 мм , башня–35 мм , маска пушки –65 мм , борт– 15 мм ,корма– 25 мм , крыша, днище –10 мм . Двигатель – 2 ?ГАЗ 202. 140 л. с. Скорость по шоссе – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 3 50 км. Тираж – 8231 шт.

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

Много говорят о том, что в РККА не уделялось внимания механизации войск, уповали на лошадей. Можно согласиться только в той части, где говорится о том, что танкам уделялось доминирующее внимание.


Тем не менее, работы велись, и результаты были. Об одном из них и пойдет сегодняшнее повествование.

Артиллерийский бронированный тягач Т-20 «Комсомолец».

Разработчик: КБ Астрова.
Год начала работ: 1936.
Год выпуска первого прототипа: 1937.

Боевая масса - 3,5 т.
Экипаж - 2 чел.
Десант - 6 чел.

Бронирование:
Лоб - 10 мм, борт и корма - 7 мм.

Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя - 50 л. с.
Скорость по шоссе - 50 км/ч
Запас хода по шоссе - 250 км.

Преодоление препятствий:
подъём - 32 градуса без прицепа

стенка - 0,47 м
ров - 1,4 м
брод - 0,6 м

Тягачи Т-20 использовались до конца Второй мировой войны в том числе и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА и армиями Германии, Финляндии и Румынии.

Для буксировки орудий в РККА, как и во многих других армиях мира, нашли себе широкое применение обычные сельскохозяйственные трактора. Это была вполне нормальная практика того времени, позволяющая не заморачиваться с подготовкой кадров и наличием определенного резерва машин на случай войны.

Как правило, каждая дивизия или полк располагали машинами типа С-65 «Сталинец», С-2 “Сталинец-2” или ХТЗ-НАТИ, обладавшими неплохими тяговыми характеристиками, но с низкой мобильностью.

К тому же они абсолютно не подходили для мелкокалиберной артиллерии, вроде 45-мм противотанковых орудий. Следующий рассказ будет как раз о С-65, этот огромный тракторина, нормально таскавший 122 и 152-мм гаубицы, для перемещения чего-то мелкого и мобильного точно не подходил.

Для дивизионных и полковых пушек требовалась более легкая бронированная машина, которая смогла бы сразу перевезти экипаж и боекомплект к огневой позиции, возможно и под огнем противника.

Созданию Т-20 предшествовала целая череда экспериментов. На шасси танка Т-16 был создан “легковой (малый) трактор РККА”, который не пошел в серию по причине низких тяговых характеристик (требовалось 3 тонны). В качестве временного решения как тягачи использовали танкетки Т-27, снятые с эксплуатации строевых частей.

Более удачной попыткой стало создание в 1935 году тягача-транспортера “Пионер”, разработку которого занималось КБ под руководством А.С.Щеглова. Тягач попросту «передрали» с британского «Виккерса», от которого позаимствовали схему ходовой части.

«Пионер» получил часть элементов от легкого танка Т-37А и автомобильный двигатель Форд-АА. То есть, использовалось то, что уже было наработано.

Машина получилась неплохой, но слишком тесной и с минимальным бронированием корпуса. Армию машина не устроила и сразу после начала серийного производства “Пионеру” стали искать замену.

Проектированием нового артиллерийского тягача теперь занялось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, “астровцы” предложили проект на качественно новом уровне, предусмотрев полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.

Корпус тягача, конструктивно делился на три части. Спереди размещалась трансмиссия, состоявшая из следующих компонентов: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора.

Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Далее располагалось отделение управления, защищенное бронированной надстройкой. Место водителя находилось с левого борта. С правого борта находилось место командира машины, который также выполнял обязанности пулеметчика. Единственный пулемет ДТ калибра 7,62-мм размещался в шаровой установке справа и имел небольшой сектор обстрела, являясь скорее курсовым. Патронные ящики, рассчитанные на 1008 патронов, размещались на двух стеллажах. Один стеллаж на 6 дисков находился сзади сидения водителя. Второй, на три диска - справа от стрелка. Ещё шесть дисков укладывались в специальных станках, а последний 16-й сразу устанавливался на пулемет.

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилинровый бензиновый двигатель ММ-6002 (доработанный ГАЗ-М) мощностью 50 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором "Зенит", экономайзером и обогатителем.

Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 литра, причем на основной приходилось 115 литров, а дополнительный вмещал до 6,7 литра горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 или от заводной рукоятки.

Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. Как и на “Пионере” его разделили на две секции с трехместными сидениями, каждая из которых закрывалась бронированными крышками. Инженерами был предусмотрен следующий вариант их использования. Будучи повернутыми наружу, сидения образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А/ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.

Бронирование корпуса было дифференцированным. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7 мм бронёй. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

При движении по шоссе максимальная скорость Т-20 доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч, в зависимости от типа покрытия дороги.

На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом Т-20 мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром до 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°.

Радиус разворота на месте составлял всего 2,4 м, что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. Тягач Т-20 мог буксировать за собой прицеп грузоподъёмностью 2 тонны, но при включении замедленной передачи демультипликатора этот показатель возрастал до 3 тонн. Такие показатели вполне подходили под армейские требования.

Неприятным моментом был большой выброс грязи из-под гусениц тягача, ‘благодаря” чему буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша в течении 2-х часов и то, при наличии воды.

Автомобильный двигатель для тягача оказался откровенно слабоват. При длительных нагрузках (например, на многокилометровых маршах с орудием, передком к нему и расчетом) доработанный ГАЗ-М работал в предельном режиме выносливости и часто выходил из строя.

Начиная уже со 2-й серии, Т-20 получили вместо откидных щитков смотровые приборы типа “триплекс”. Вместо броневых жалюзи, установленных на вырезе под выход охлаждающего воздуха, стали применять перекрывающие друг друга броневые пластины. Снаружи он также прикрывался металлической сеткой. Часто на кормовом листе корпуса справа крепили запасной опорный каток.

Производство тягачей Т-20 развернули с декабря 1937 года на заводе №37, где также изготовлялись плавающие такни Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации отдельных её элементов выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. В результате получилась очень интересная ситуация - на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5% парка специальных тягачей), при по положенных по штату 2810.

К 22 июня 1941 года общее количество тягачей составляло уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. Выпуск Т-20 мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле завод №37 нагрузили заказами на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. Сборка артиллерийских тягачей снова оказалась менее приоритетной задачей и с августа “Комсомольцы’ больше не выпускались. До этого времени удалось собрать 7780 машин, абсолютно большая часть из которых попала на фронт.

После всех доработок и внесенных изменений, можно сделать вывод, что Т-20 оказался вполне годной машиной. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки.

Хорошая скорость и маневренность позволяла оперативно смыться в случае нужды, а пулемет был хорошим подспорьем при боестолкновениях.

Наши противники тоже по достоинству оценили «Комсомольца», и трофейные машины использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии.


Эта чудо-пушка - дело рук румынских оружейных творцов.

В целом же - очень неплохая и полезная машинка получилась. Всю войну Т-20 протаскал "сорокапятки" и "полковушки", а после войны фактически стал прообразом МТ-ЛБ.

Данный экземпляр Т-20 находится в экспозиции музея военной истории в с. Падиково Московской области.

Источники:
Павлов М. Трактор-транспортер Т-20 «Комсомолец» // Военная летопись. Серия «Бронетанковый музей». №14. 2007.
Коломиец М. 1941. Танки в битве за Москву. 2009.

В 1944 г. Николай Александрович Астров вернулся к идее создания мобильного тягача, способного буксировать прежде всего противотанковые артиллерийские системы, с обеспечением защиты экипажа и орудийного расчета от пуль и осколков. Опыт применения тягача Т-20 «Комсомолец» подтверждал актуальность выпуска такой машины в период разработки и освоения производства новых противотанковых систем повышенного могущества.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 21 июня 1947 г., в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова начались проектные работы по созданию полубронированного легкого артиллерийского тягача АТ-П («Объект 561»).

В этой машине в основном повторили компоновочные решения, апробированные на предвоенном «Комсомольце». Сварной корпус из броневой стали был разделен на кабину переднего расположения и платформу с шестью сиденьями для расчета. В крыше кабины имелись три люка: над местами механика-водителя (слева впереди), командира (слева сзади) и стрелка (справа). Они закрывались броневыми крышками. Платформа грузоподъемностью 1,2 т была образована боковыми вертикальными стенками, скрепленными с бортами корпуса. В заднем борту платформы сделали проем, закрывавшейся двустворчатой дверью. Сверху платформа могла закрываться брезентовым тентом.

Снаружи, вдоль бортов на надгусеничных полках, имелась возможность устанавливать ящики с боекомплектом орудия. В поперечной кормовой балке монтировалось тягово-сцепное устройство, обеспечивавшее быструю сцепку-расцепку с прицепом. В поперечной перегородке — передней стенке платформы находилась дверь для доступа к силовому агрегату, расположенному справа от места командира. Агрегат состоял из 6-цилиндрового карбюраторного двигателя ЗИЛ-123Ф мощностью 110 л.с, сцепления (главного фрикциона), 5-ступенчатой коробки передач и главной передачи с механизмами поворота — бортфрикционами, смонтированными на общем подрамнике, установленном в корпусе на резиновых подушках. Посредством зубчатых муфт бортфрикционы соединялись с бортредукторами и двойными ведущими колесами цевочного зацепления. Траки — литые,со съемными грунтозацепами.

Ходовая часть включала (на борт) четыре опорных катка с торсионами и балансирами, установленными «против хода». Пятый задний опорный каток одновременно являлся направляющим-натяжным. Поддерживающие катки (по два на борт) были необрезиненными. Опорные катки — обрезиненные. Подвески передних катков снабжались амортизаторами.

Тягач был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМТ. У водителя и стрелка для обзора имелись стеклоблоки. Водитель также располагал ночным смотровым прибором. Над ним в люке мог устанавливаться защитный колпак от непогоды. В крышке люка командира размещался перископический смотровой прибор кругового обзора. Все члены экипажа располагались на сиденьях, имеющих два положения — верхнее и нижнее, по-боевому. На машинах поздних выпусков использовался двигатель ЗИЛ-152ФМ мощностью до 117 л.с. Часть машин снабдили бронекрышей над платформой.

Полная масса тягача АТ-П с грузом составляла 7,2 т, масса буксируемого прицепа — 3,7 т, максимальная скорость — 53 км/ч.

Что же, недавно вышло обновление Девятаев и в нем, наконец-то, добавили долгожданный «Отряд 2.0», немецкие противотанковые гранаты, но для меня, пожалуй, самым важным был новенький Т-20 Комсомолец. Исторически, Т-20- это советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач, однако, ввиду отсутствия в игре артиллерии (или по каким другим причинам) данный вид транспорта стал заменой старому-доброму ГАЗику. Статью задумывал как гайд-обзор, потому постараюсь рассмотреть его главные плюсы-минусы, объяснить тактику действия и сделать вывод стоит ли его покупать вообще.

Комсомолец открывается на 5 уровне нашивки «За вождение» и стоит 79к кредитов или же 950 голды. В принципе, не дорого, да и открывать не так-то долго. Это, пожалуй плюс. Что кидается в глаза при первом же взгляде на него? Конечно же, плохо бронированные борта, вернее вообще полное их отсутствие-это огромнейший минус. Зато отлично закрыты стрелок и водитель и это хорошо). Т-20 ездит медленнее чем ГАЗ, но, по идее, он более проходим. Из всего этого можно сказать, что он не очень-то подходит для перевозки пассажиров, разве что с респы на первую точку, но все равно не советую. Честно говоря, я даже не знаю что из пехотного транспорта является ему аналогом, т.к. Каттенкард и Виззл и близко не стоят рядом с ним. А у рожалок нет такой прекрасной защиты стрелка(что уж говорить о джипах) Лично мне он больше напомнил машину разведки, а потому и функции у него схожи. Это настоящая передвижная крепость. Он отлично подходит для обороны и поддержки атаки. То бишь, приехал, спрятался в кустах, переключился на пулеметчика, отстреливаешь врагов пока тиммейты захватывают точку, поехал дальше и опять сначала. Главное, почаще выглядывать, ведь в лоб пулеметчика снять невозможно, а вот с флангов могут и объехать. В принципе, по тактике больше и сказать-то нечего, но вот вопрос, который, наверняка терзает многих фанатов: «А стоит ли его вообще покупать?». Что же, мой ответ неоднозначен. Я его купил так как у моего советского пеха есть вся техника, кроме зенитки ГАЗ ААА, а потому мне есть на чем ездить. Но он не будет заменой ГАЗу, он не подходит для перевозки штурмовиков и вообще для активного передвижения по карте, потому если у вас уже есть мотоцикл и рожалка, то можете смело покупать, но если качаете нового пеха, то я бы посоветовал сначала купить ГАЗ, на нем уже открыть мотоцикл и только тогда покупать Т-20.



В конце 1936 года в конструкторском бюро НАТИ под руководством главного конструктора Н.А. Астрова был разработан быстроходный бронированный гусеничный тягач, который получил заводской индекс 020 или А-20 и войсковое обозначение .

В основе гусеничного тягача лежал пространственный клепано-сварной корпус, изготовленный из бронелистов толщиной 7-10 мм. Кабина экипажа имела броню со всех сторон, сверху на кабине имелись два прямоуголных люка, а впереди и по бортам – откидные бронещитки, которые прикрывали смотровые щели и позже были заменены на пулестойки блоки «триплекс». Для повышения живучести тягача рабочее место командира-стрелка было оборудовано дублированным управлением (без переключения передач), что в годы Великой Отечественной войны неоднократно выручало при ранении или гибели водителя.

Водитель располагался с левого борта, а командир машины находился с правого борта и мог вести огонь из пулемета ДТ калибра 7,62-мм, который был закреплен на шаровой установке с правой стороны и имел небольшой угол обстрела. Патронные ящики на 1008 патронов был размещены на двух стеллажах. Одни стеллаж на 6 дисков был расположен сзади сиденья водителя, а второй стеллаж на три диска – справа от стрелка. Еще шесть дисков были уложены в специальные станки, а последний 16-й диск сразу установлен на пулемет.

Моторное отделение тягача Т-20 «Комсомолец» было расположено за кабиной и накрыто сверху броневым капотом с откидными крышками. В моторном отделении был установлен доработанный бензиновый четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель ММ-6002 мощностью 50 л.с. с карбюратором «Зенит» с экономайзером и обогатителем. Двигатель запускался при помощи заводной рукоятки от электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. Первоначально воздух для системы охлаждения двигателя забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду приводило к загрязнению двигателя и его износу, поэтому на последней серии тягачей вздухозаборник был установлен между спинками сидений, где воздух был гораздо чище. Для питания двигателя имелся топливный бак объемом 115 литров с бензоуказателем и расходный бачок объемом 3-6,7 литра в зависимости от серии.

Электрооборудование однопроводной схемы имело напряжение 6 В. В качестве источников электроэнергии служили аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В и мощностью 60-80 Вт.

Освещение в темное время суток обеспечивали две фары, которые были закреплены на лобовом листе корпуса, и один габаритный фонарь на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.

Трансмиссия состояла из 4-ступенчатой коробки передач (четыре передачи переднего хода и одна передача заднего хода) и одноходового демультипликатора от трехосного грузовика , который удваивал число ступеней коробки передач и позволял иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Главная передача, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, мелкозвенчатые гусеницы, опорные и поддерживающие обрезиненные катки были использованы от танка Т-38.

Ходовая часть гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» состояла из двух тележек с каждого борта с двумя обрезиненными опорными катками, двумя поддерживающими роликами, ведущим колесом переднего расположения и мелкозвенчатой гусеничной цепью с 79 стальными одногребневыми траками шириной 200 мм. Тележки имели блокированные попарно опорные катки и отличались от танковых более компактной рессорной подвеской, которая позволяла уменьшить высоту гусеничного обвода и обеспечивала удобное размещение расчета. Сначала задний опорный каток служил еще и в качестве направляющего колеса, но из-за частого опрокидывания тележки, которую не смогла предотвратить и установка ограничителя, было решено ввести отдельное управляющее колесо. Также на тягач в опытном порядке была смонтирована бесшумная резинотросовая гусеница с металлическими плицами, однако во время движения она часто соскальзывала.

В днище корпуса имелось 6 круглых люков закрываемых лючками с прорезиненными прослойками, которые располагались под спускными пробками картера двигателя, коробки передач, демультипликатора, главной передачи, топливного бака и радиатора.

Над моторным отделением находилось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. Спинки сидений были повернуты наружу и таким образом служили в качестве бортов грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Габаритные размеры и характеристики артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец» составляли:
  • длина – 3450 мм;
  • ширина – 1859 мм;
  • высота – 1580 мм;
  • клиренс – 300 мм;
  • снаряженная масса – 3460 кг;
  • броневая защита – лоб корпуса 10 мм, борт 7 мм, корма 7 мм;
  • грузоподъемность платформы – 500 кг;
  • число мест для сидения в платформе – 6;
  • масса буксируемого прицепа – 2000 кг.

Тягач мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч, а запас хода по шассе составлял без прицепа 250 км или с прицепом 152 км.

С августа по ноябрь 1937 года гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец» проходил армейские испытания, которые показали среднюю скорость движения по шоссе с прицепом 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8-11 км/ч, преодолевание рва глубиной до 1,4 метра и брода до 0,6 метра, стенки до 0,47 метра, валил деревья толщиной до 0,18 метра, движение при крене до 40 градусов, преодолевание максимального подъема с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа до 45 градусов или до 18 градусов при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг, а радиус разворота составлял всего 2,4 метра. Однако автомобильный двигатель не был рассчитан на длительную напряженную работу из-за чего быстро изнашивались шатунные подшипники, пробивало прокладки головки и появлялись течи через сальники, но других легких и компактных моторов в СССР не было. Также во время движения из под гусениц тягача вылетало слишком много грязи из-за чего буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша в течении 2-х часов и то, при обязательном наличии воды.

Были отмечены и другие недостатки, которые со временем устранили:

  • непригодность буксирного приспособления, замененного впоследствии на резиновый амортизатор крюка;
  • малая живучесть гусениц, которую решили путем отливки траков из марганцовистой стали;
  • самовыключение передач устранили путем введения блокировки в коробку передач;
  • пробуксовку тягача на обледенелой дороге исключили за счет установки на каждый борт 16 съемных шипов, крепящихся при помощи болтов к каждому пятому траку гусеницы (шипы придавались к каждому тягачу в виде индивидуального комплекта ЗИП).

Артиллерийский гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец» выпускался с 1937 по июль 1941 год на головном заводе № 37 в Москве и Сталинградском тракторном заводе, а также с 1937 по 1938 год на .

Всего было изготовлено 7780 тягачей трех производственных серий, которые отличались устройством грузовой платформы, сиденьями, системой охлаждения, ходовой частью и вооружением.

Тягач первой серии имел небольшую, немного выдвинутую вперед, рубку командира машины с установленным пулеметом ДТ. Правый бортовой лист был выполнен заодно с бортовым листом кабины. Слева от выреза имелось отверстие для вентиляции отделения управления в боевых условиях. Наблюдение из кабины обеспечивали три откидных щитках со смотровыми щелями закрытыми бронестеклами. Гусеничная цепь состояла из 76 стальных траков.

На тягачах Т-20 «Комсомолец» откидные щитки были заменены на смотровые приборы типа “триплекс”. Взамен броневых жалюзи, установленных на вырезе под выход охлаждающего воздуха, были применены перекрывающие друг друга броневые пластины.

Тягачи третьей серии получили измененный тип смотрового прибора в лобовом листе корпуса, который теперь оснащался броневой заслонкой. Появился резиновый амортизатор буксировочного крюка в виде резиновых буферных колец. Отверстие под заводной механизм двигателя было перенесено с кормового в нижний лобовой бронелист. Вместо него появилось отверстие под вывод выхлопной трубы и глушителя. Помимо бортовых воздуховодов, предназначенных для системы охлаждения двигателя, в лобовом листе корпуса был добавлен третий, который в холодное время обычно закрывался броневой заслонкой. Ёмкость дополнительного топливного бака была сокращена с 6,7 до 3 литров. Под днищем появился седьмой люк для подтяжки коренных подшипников коленчатого вала без выемки его из корпуса. Также был увеличен боекомплект к пулемету ДТ с 1008 до 1071 патрона.

Применение артиллерийских гусеничных тягачей Т-20 «Комсомолец» во время Великой Отечественной войны

По состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», что составляло 20,5% парка специальных тягачей.

Летом 1941 года при нанесении контрударов по немецким войскам гусеничные тягачи иногда использовались в качестве пулеметных танкеток для борьбы с пехотой.

Факт: «В это же время на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г. Грабина на ста тягачах были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2, при этом гусеничные тягачи получили обозначение ЗИС-30. Однако они имели малую опорную базу и большую высоту огня из-за чего были неустойчивы при стоельбе. Однако в конце июля 1941 года самоходные пушки все же прошли войсковые испытания, были распределены по танковым бригадам и принимали участие в боях за Москву».

На фронтах во время Великой Отечественной войны тягачи Т-20 «Комсомолец» применялись для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, а также при эксплуатации по лесным дорогам для снабжения партизан.

Большое количество тягачей в исправном состоянии было захвачено немецкими частями и состояло на вооружении Вермахта под обозначением «"leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630 ® ».