Квадроциклы под учет. «Казуистика какая-то: де-факто квадроциклы есть, а де-юре — нет

Квадроциклы с каждым годом становятся все более популярными, ну а количество владельцев и поклонников данного вида транспорта с каждым днем все увеличивается. И действительно, езда по полнейшему бездорожью может быть весьма увлекательным занятием, а именно для таких целей, в основном, и служат квадроциклы. Ведь по причине своих относительно небольших размеров, а также благодаря некоторым особенностям конструкции, повышенной устойчивости и большой мощности на квадроцикле можно проехать там, где невозможно передвигаться на чем-нибудь другом. Этот транспорт изначально предназначен для экстремальной езды. Грязь, болото, песчаная почва, непроходимая чаща леса – для всех этих труднопроходимых мест и предназначено такое транспортное средство как .

Однако всем любителям и новичкам в деле увлечения ездой на квадроциклах стоит знать, что, несмотря на всю кажущуюся безопасность и замечательную простоту такого транспорта, для того чтобы спокойно разъезжать на нем, необходимы определенные навыки, ну и также обязательно наличие прав на вождение квадроцикла.

1. Какие права нужны на квадроцикл

Передвигаться на квадроцикле, не имея при себе водительского удостоверения, чревато всеми теми же проблемами, что и езда без прав на автомобиле – инспектор патрульной службы может наложить в случае выявления подобного нарушения немаленький штраф или, что еще хуже, вообще конфисковать транспортное средство. Ну а вернуть его со можно будет только после предъявления прав.

Все-таки мода на квадроциклы в нашей стране пошла не так уж и давно, так что с вопросом о том, какого же вида права необходимы для возможности управления этим транспортом, разобрались еще далеко не все. А разобраться с этим просто необходимо!

Для успешной эксплуатации квадроцикла потребуется не только официальная регистрация этого ТС в соответствии с действующим на данный момент законодательством, но и водительские права с открытой категорией «А1». То есть, по закону и правилам дорожного движения, квадроцикл приравнивается к трактору, и его водителю понадобится именно удостоверение тракториста-машиниста (а это как раз права упомянутой категории).

Открыв эту категорию в правах, можно кататься на автоматизированных мототранспортных средствах передвижения, не предназначенных для езды по трассам общего пользования, а к ним как раз и относятся квадроциклы.

2. Квадроцикл – не квадрицикл

Если же имеющееся средство передвижения нельзя полностью отнести к описанному выше транспорту, то категория прав потребуется уже совсем другая. Дело в том, что большинство не слишком компетентных в данном вопросе обывателей зачастую путают два таких похожих транспортных средств как квадроцикл и квадрицикл. А это все же очень разные вещи: квадроциклы позиционируются как четырехколесные внедорожники-экстремалы, а на квадрициклах можно ездить и по обычным дорогам и трассам. Условия эксплуатации и даже сам процесс управления также весьма заметно отличается.

Помимо основных технических различий, у квадроциклов и квадрициклов имеются еще и различия, так сказать, правовые – регистрировать квадрицикл, как и автомобиль, следует в ГИБДД, тогда как оформление квадроциклов осуществляется в отделениях Гостехнадзора. Соответственно, и права на управление этими двумя видами транспортных средств нужны разные: для езды на квадрицикле необходима открытая категория «В1» или «В».

3. Порядок сдачи на права

Разобравшись с вопросом о том, какой вид прав требуется для того, чтобы водить квадроцикл, целесообразным будет рассказать и о том, где и как именно можно их оформить. Для начала надо запомнить, что оформлять водительское удостоверение с категорией «А1» следует в органах Государственного технического надзора, а не в отделениях ГИБДД. Именно это ведомство и занимается подобными вопросами, и именно там придется сдавать госэкзамен для получения прав.

Вот только перед этим соискателям необходимо будет собрать определенный пакет документов и пройти соответствующее обучение. Кстати, сдать экзамен экстерном, увы, не получится – в соответствии с не так давно произошедшими изменениями в законодательстве, все, кто захочет открыть категорию «А1», должны вначале отучиться в специализированных и прошедших аттестацию автошколах.

3.1. Требования к соискателям

Каких-либо особенных требований к желающим пройти обучение и получить права на вождение квадроциклов нет. Однако некоторые моменты все-таки нужно отметить: во-первых, соискатель должен на момент получения прав достигнуть 16-летнего возраста, а во-вторых, необходимо пройти медицинскую комиссию. Обычно обучение вождению квадроциклов длится около полутора-двух месяцев. В программу должны быть включены теоретические занятия и практическая езда. За время прохождения обучения в соответствующей обязательным является изучение правил дорожного движения.

3.2. Документы для прохождения экзамена

Завершительным этапом получения прав на вождение квадроцикла является прохождение экзамена, но для допуска к нему потребуется предоставить в органы Гостехнадзора определенный пакет документов. Это, прежде всего заявление на получение удостоверения, паспорт гражданина страны, а также его копия. Понадобятся также соответствующего образца с пометкой о категории транспортного средства, три фотографии на права формата 3х4, ну и квитанции об оплате всех требуемых платежей (госпошлин). Нужен будет и документ об успешном окончании обучения, выдаваемый . После сдачи и последующего рассмотрения всех указанных документов будет назначено время и место проведения госэкзамена.

3.3. Экзамен в Гостехнадзоре

Сам экзамен в органах Государственного технического надзора состоит из нескольких частей, во время которых будут проверяться знания правил безопасной эксплуатации транспортных средств соответствующей категории (в данном случае квадроциклов), теоретические знания действующих правил дорожного движения в общем, а также практические навыки вождения.

К практическому экзамену по вождению квадроцикла допускаются только те соискатели, которые успешно сдали теоретическую часть. Проводятся такие экзамены в два этапа – на закрытом автодроме и в обычных условиях использования этого ТС (на пересеченной местности).

Стоит помнить, что количество попыток успешной сдачи госэкзамена ограничено, и после трех неудач придется проходить курс дополнительного обучения езде и правилам, а после предоставить в Гостехнадзор документальное подтверждение этого.

Завершающим этапом становится получение прав категории «А1» на руки под расписку в том же отделе Гостехнадзора, где и был сдан экзамен. Такой документ в соответствии с законом действует на протяжении 10 лет.

Подписывайтесь на наши ленты в

"Я счастливый обладатель квадроцикла. Езжу на нем и в лес, и на рыбалку, и просто прокатиться, отдохнуть от офисных стен. Но даже с учетом того, что от цивилизации я стараюсь уехать как можно дальше, как ни крути, без асфальтированных дорог не обойтись. Несколько раз возникали ситуации, когда останавливала ГАИ. Говорят, мне нельзя выезжать на дороги. Почему?"

С первого взгляда действительно непонятно, почему квадроциклу с четырьмя колесами, рулем и мотором закрыт проезд по дорогам общего пользования.

Комментарий пресс-службы МВД по этому поводу был прост: "Потому что квадроцикл не относится ни к одной категории транспортных средств, которым разрешено участие в дорожном движении".

С учетом того, что квадроциклы не являются ТС, они не подлежат регистрации, - отметили со своей стороны МРО ГАИ Мингорисполкома.

Действительно, согласно классификации транспортных средств по категориям (Категория L - Мототранспортные средства) у нас к транспортным средствам относятся только квадрИциклы (категории L6 и L7).

Согласитесь, незначительная разница в названиях вносит некоторую смуту. Особенно учитывая то, что еще буквально пару лет назад и квадрициклы не попадали в поле зрения нормативно-правовых актов, регулирующих транспортные средства. Только после подписания Указа Президента Республики Беларусь №611 от 25 ноября 2010 г. квадрициклы (или мотоколяски) практически приравнялись к автомобилям.

Квадроциклы (или внедорожные вездеходы, мотовездеходы) так и остались предоставленными самим себе. Сейчас водители этих не ТС с точки зрения закона практически избавлены от каких-либо обязанностей: не нужны ни "права", ни специальная экипировка. Квадроциклы не надо ставить на учет и предоставлять для регулярного техосмотра. Взамен этого у квадроциклистов нет и прав: на дороги общего пользования им путь закрыт.

Не сказать, чтобы такое положение вещей стало сегодня остросоциальной проблемой всего общества. Во-первых, многих владельцев квадроциклов вполне устраивает доставлять свой "вездеход" за город на прицепе, а потом спокойно отправляться на нем на охоту, за грибами или просто на поиски приключений. Во-вторых, квадроциклистов у нас пока немного, и скромный ропот некоторых из них практически неслышен в общем потоке проблем дорожного движения.

Но! Армия квадроциклистов с каждым годом пополняется за счет новичков-добровольцев, и полное игнорирование мотовездеходов в итоге может привести к тому, что проблему мы будем решать, как всегда, не до, а после. Тот есть тогда, когда не зная культуры поведения и конкретных предписаний закона, рано или поздно квадроциклисты без "прав" и защитных шлемов все чаще начнут появляться не только на проселочных ухабах, но и на дорогах общего пользования. Поэтому разобраться в ситуации надо уже сейчас...

- Какими правами и обязанностями надо наделить владельцев квадроциклов для того, чтобы сделать их участие в дорожном движении прежде всего безопасным?

Квадроциклам нечего делать на дорогах общего пользования, - уверен Владимир, владелец одной из фирм по прокату квадроциклов. - Квадроциклы предназначены для того, чтобы преодолевать препятствия, и их технические особенности отвечают этим задачам. Те конструктивные решения, которые помогаю взбираться на возвышенности, пересекать болотистую местность или песчаные насыпи на ровной асфальтированной поверхности могут губительным образом сказаться на безопасности. Квадроцикл крайне неустойчив при маневрировании на дороге, особенно если он едет на скорости. Во-вторых, белорусский рынок сегодня наполняется за счет моделей, не оснащенных сигналами поворота. Как вы себе представляете на дороге транспортное средство без "поворотников"? Наконец, это просто экономически невыгодно, ведь на асфальте резина изнашивается очень быстро.

Требовать, чтобы квадроциклы пустили на дороги общего пользования, могут только не специалисты, - добавляет Владимир. - И таких сейчас немало. Покупают квадроцикл, гоняют, игнорируют элементарные требования безопасности. У нас при прокате квадроциклов все жестче - как-никак мы в ответе за жизнь и здоровье нашего клиента. Пьяных сразу не пускаем за руль, а любителей погонять инструктор запросто может высадить из-за руля на середине трассы.

Квадроцикл неустойчив при маневрах? А скутер устойчив? - говорит автомобилист со стажем Павел. - Беда не в том, что квадроциклы не пускают на дороги, хотя вся Европа спокойно ездит, и ничего. Беда в том, что квадроциклов в Беларуси как будто нет. Не обязательно иметь "права", надевать шлем. Можно подумать, что на закрытых площадках без шлема ездить безопасно. Точно так же можно травмировать себя.

Квадроцикл у меня четыре года, - говорит Вадим. - Возможно, это небольшой срок, но могу сказать, что неудобств от того, что на нем нельзя ездить по дорогам общего пользования, я не почувствовал. По-настоящему удовольствие от езды на этом виде транспорта можно получить, если используешь его по назначению и в какой-нибудь дикой местности. На ровной дороге кататься на нем просто неинтересно. Да и не безопасно - техника себя ведет совершенно по-другому. Знаю, что можно установить шоссейную резину специально, чтобы ездить по дорогам, но, честно говоря, никто из моих знакомых это не делал, у всех на квадроциклах стоит внедорожная резина. И с доставкой квадроцикла за город тоже нет особых проблем - если нет собственного прицепа, его можно взять на прокат на пару дней.

По мнению Вадима, в Беларуси сейчас не так много владельцев квадроциклов (из-за высоких таможенных пошлин и отсутствия какой-либо популяризации этого хобби), чтобы обязать их к регистрации.

Единственное, что следовало бы ввести - это заставить всех водителей надевать шлем, - добавляет Вадим.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ.

На всякое отсутствие ответственности найдутся безответственные

Даже при нынешних обстоятельствах, когда квадроциклам закрыт путь на общие дороги, ДТП с этим видом транспорта не редкость. Одно из наиболее показательных произошло 29 апреля на пляже Цнянского водохранилища. Молодой человек на квадроцикле (находился в состоянии алкогольного опьянения) сбил человека. В Интернете сообщалось, что некий сотрудник правоохранительных органов бросился останавливать гонявшего по примыкавшим к пляжу дорогам и приследуемого милицией нарушителя и попал под четырехколесное транспортное средство. После длительного преследования, в том числе на окраине коттеджного поселка, остановили водителя квадроцикла наряд Советского РУВД и сотрудники ГАИ, открыв стрельбу по колесам.

Пострадавший получил тяжкие телесные повреждения: закрытую черепно-мозговую травму, переломы правой голени, лучевой кости, ушибы и ссадины.

Справка

С точки зрения органов управления квадроцикл действительно достаточно специфичен. Под ногами никаких педалей нет, руль мотоциклетного (велосипедного) типа. Рычаг заднего тормоза находится под левой рукой, под правой - переднего тормоза. "Газ" управляется курком. В целом же нестандартно расположенный центр тяжести (гораздо выше, чем у мотоцикла), небольшая ширина агрегата и короткая колесная база делают его неустойчивым и склонным к переворотам.

А как у них?

В Европе давно уже определились с проблемой квадроциклов. Здесь квадроцикл на равных условиях с другими транспортными средствами допускается к дорожному движению, если стоит на учете и соответствует определенным требованиям, главные из которых - это наличие "поворотников", габаритов и зеркал заднего вида.

В Украине, как и в России, водителям квадроциклов необходимо иметь водительское удостоверение тракториста-машиниста категории "А". Эти "права" разрешают управлять "мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования - внедорожными мотосредствами (мотосани, мотонарты, снегоходы, мотовездеходы и т.п.)". Выезд на дороги общего пользования на квдроциклах в Украине и России запрещен.

В Беларуси вводится с 1 января 2018 года обязательная регистрация снегоболотоходов и мотовездеходов. Об этом сообщил журналистам старший инспектор по особым поручениям отдела регистрационно-экзаменационной деятельности и технадзора управления ГАИ МВД Беларуси Андрей Шаранда.

«Вопросы определения порядка государственного учета мотовездеходов и допуска управления к ним были обсуждены в октябре 2016 года на внеочередном заседании Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров. Особое внимание было уделено соответствию снегоболотоходов колесных малогабаритных ATV и мотовездеходов UTV техническим регламентам Таможенного союза. Принято решение о госрегистрации снегоболотоходов колесных малогабаритных ATV типа I категории G и S, а также типа II категории G и мотовездеходов UTV в инспекциях гостехнадзора с 1 января 2018 года», — отметил Андрей Шаранда.

По его словам, первоначально данная административная процедура будет иметь упрощенный характер.

«Машины, которые уже эксплуатируются, будут регистрироваться по заявительному принципу. При отсутствии правоустанавливающих документов на снегоболотоход или мотовездеход, в том числе документов завода-изготовителя, или документов, выданных таможенными органами, собственник в заявлении указывает обстоятельства его приобретения, а регистрация будет осуществляться с ограничениями, запрещающими снятие его с учета в течение трех лет (кроме случаев выбраковки), с внесением соответствующей записи в регистрационные документы», — пояснил Андрей Шаранда.

Для управления указанными машинами вносятся изменения и дополнения в закон «О дорожном движении» и будут введены категории удостоверения тракториста H и I.

«Категория H даст право управления снегоболотоходами колесными малогабаритными (квадроциклы-ATV) типа I категории G и S, а также типа II. Категория I позволит управлять мотовездеходами UTV с автомобильной посадкой. По сути, управлять указанными машинами смогут все, кто имеет право вождения механическим транспортом хотя бы одной категории удостоверения тракториста — машиниста или водительского удостоверения, за исключением категории АМ и подкатегории А1», — уточнил Андрей Шаранда.

Помимо этого, в ПДД будет внесен расширенный термин мотоцикла.

«К мотоциклам причислят шоссейные квадроциклы и трициклы, предназначенные для движения по дорогам, полной массой до 1 т. Эти изменения повлекут обязательную госрегистрацию таких ТС в регистрационных подразделениях ГАИ МВД», — подчеркнул Андрей Шаранда.

Информация подготовлена БЕЛТА по сообщению ГАИ МВД Беларуси.

«Бизнес-Лида», 2017.

В минувшую субботу такой инцидент случился прямо на АЗС в Фаниполе.

Владельцы задержанных «коней» сняли видео процесса, в нем их вопросы ГАИ оставляет без ответа. Фото и видео опубликовал портал atv-minsk.by .

"Так расскажите, за что вы забираете? - обращается к ГАИ один из мужчин. - Выехал на доп (дорогу общего пользования) - выписали протокол, а дальше что? Мы согласны, на допах, да, нарушил человек. Но почему вы забираете квадроцикл, почему?

Представитель ГАИ, однако, продолжил составлять документы, не комментируя происходящее.

"Если есть подозрение, составьте протокол, запишите номера, сфотографируйте это все, адрес владельца этого квадроцикла, потом приедет эксперт к человеку на дом или в гараж, - говорит другой мужчина. - По требованию можно предоставить, зачем забирать?.. Я понимаю, приказ начальства, но обоснуйте хоть это..."

На сайт ABW.by очевидцы прислали фото из другого района - Минского. В Боровлянском РОВД площадка занята сплошь задержанными квадроциклами. "Фото сделано вчера", - сообщил читатель, приславший фото.

Между тем, квадроциклы не являются запрещенным в Беларуси транспортным средством. Что происходит?

Напомним, что массовые задержания квадроциклов в Беларуси начались после 13 февраля, когда, выступая на заседании Совета безопасности, Александр Лукашенко потребовал жесткого наказания для любителей кататься на квадроциклах и снегоходах по сельхозугодьям. Лукашенко потребовал у министра внутренних дел наказать и забрать транспортные средства у "крутяков".

"Вот и все решение вопроса, - сказал он. - Я хочу, чтобы это мое заявление общество услышало".

Тогда все удивились – где и кто переехал дорогу Лукашенко, чтобы он на фоне множества других проблем вообще задумался о существовании квадроциклов в стране и устроил из этого целую кампанию принудительного хапуна.

Однако не президенту переехали дорогу. Отдых сорвали некому сотруднику КГБ. Вот цитата из интервью председателя КГБ Валерия Вакульчика газете «Советская Белоруссия», в котором он совершил «чистосердечное признание» на сей счет.

«Не так давно произошел случай на Минском море, когда пьяный хулиган на квадроцикле раскатывал по пляжу на высокой скорости, представляя нешуточную угрозу для окружающих. Наш сотрудник, который находился среди отдыхающих в свой выходной день, пресек его действия и задержал буквально на ходу. Хотя это было не просто: правонарушитель переехал его квадроциклом, сломал ногу...» – сообщил Вакульчик.

Интервью Вакульчика вышло в конце декабря. Через месяц Лукашенко дал поручение конфисковывать квадроциклы. Хотя в рассказе о произошедшем обращает на себя внимание фраза «не так давно» применительно к декабрю. Она, скорее всего, указывает на то, что инцидент касался отдыхающих темными осенне-зимними вечерами в местных кафе, а не женщин и детишек, загоравших на пляже. В любом случае, месть за сломанную ногу оказалась масштабной.

25.02.2011 - 17:32

Мотоциклы, мопеды, скутеры давно стали привычными обитателями наших улиц. А вот их «собратья» - квадроциклы - пока еще не нашли широкого признания среди белорусов. Одновременно с появлением нового для наших широт вида транспорта стали возникать вопросы, касающиеся его управления.

Андрей Лысый:
Два года назад я купил квадроцикл для отдыха. В основном, ездим в лес отдыхать, на речку, за грибами. Когда я покупал его, мне на фирме сказали, что не требуется прав ни категории А, ни категории В. Два года не было проблем. Ходят слухи, что для управления квадроциклом сейчас нужны будут права. Я хотел бы узнать, к какой категории прав они будут относиться.

Прежде чем ответить на вопрос Андрея, давайте выясним, владельцем какого транспортного средства является Андрей. В техпаспорте указано - квадро цикл. И относится он к мотовездеходам, а не к транспорту автомобильного типа.

Александр Коноплицкий, независимый автоэксперт:
Обратимся к органам управления квадроциклом. Под ногами никаких педалей нет - что под правой ногой, что под левой, то есть педалями не управляется. Руль мотоциклетного, или как его называют по-другому, велосипедного типа. Задний тормоз находится под левой рукой - рычаг заднего тормоза, под правой рукой находится рычаг переднего тормоза. Газ на нем управляется курком. Никаких органов управления автомобильного типа на данном транспортном средстве нет. Следовательно, данное транспортное средство - квадроцикл - не приравнивается к автомобилям.

А это означает, что Андрей, как и прежде, может ездить на своем водительском друге без водительского удостоверения. Однако есть небольшое «но».

Станислав Соловей, старший инспектор УГАИ МВД Республики Беларусь:
Мотовездеходы не нужно регистрировать, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования, а кататься на них только на закрытых площадках.

Скорее всего, нашего героя запутал появившийся в новых Правилах дорожного движения термин «квадри цикл».

Станислав Соловей:
Всем участникам дорожного движения нужно внимательно читать Правила дорожного движения и ни в коем случае не вводить в заблуждение других людей.
Что касается квадри циклов, то, согласно изменениям в Правилах дорожного движения, которые вступили в силу с Указом Президента №611, к автомобилям приравниваются квадри циклы, мотоколяски. Это маленькие автомобили, в которых есть руль, коробка передач, педали газа, тормоза, механическая коробка передач, сцепление.

То есть квадри цикл - не что иное, как миниавтомобиль, с педалями, рулем и рычагом переключения передач, в снаряженном состоянии - не более 550 кг. Для управления им нужны права категории В.

Выходит, что Андрей является счастливым обладателемквадро цикла, или, как его еще называют, мотовездеходом, для управления которым не требуется водительское удостоверение.

А вот стоило ли ГАИ вводить понятия, звучащие практически одинаково, для обозначения в корне разных видов транспорта - вопрос, которым сейчас задаются владельцы квадро циклов и квадри циклов, сообщает корреспондент телекомпании .

Станислав Соловей:
Мотовездеходы не нужно регистрировать, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования, а пользоваться ими только на закрытых площадках.

Телефоны горячей линии телеканала СТВ: городской ( Минск ) 290-66-00 и мобильный ( Velcom ) 8-029-1-600-700.