Методы преодоления автомобильной колеи на дороге. Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед – полезные советы

Каждую зиму довольно часто приходится наблюдать печальную картину: прочно засевший в колее автомобилист безуспешно пытается выбраться из нее без посторонней помощи. И, к сожалению, нередко незадачливые водители вместо того, чтобы справиться с препятствием, садятся в колею все глубже и глубже, постепенно лишаясь шанса выбраться из нее вообще. Хорошо, если поблизости оказываются люди, к которым можно обратиться за помощью, но как быть, когда рядом никого нет?

Практически каждый водитель будет пытаться выбраться из снежного плена беспрерывно газуя. В некоторых случаях, конечно, такие действия могут увенчаться успехом. В местах, из которых удается выбраться «естественным ходом», снег обычно хорошо укатан и достаточно тверд, а колея, если машина застряла в ней, не очень глубокая и достаточно широка для того, чтобы можно было хоть как-то двигаться. Но, по закону подлости, застреваешь обычно там, откуда выбраться намного сложнее.

У некоторых водителей после осознания своего бедственного положения срабатывает безусловный рефлекс, повинуясь которому они начинают крутить руль в разные стороны, надеясь на благополучный исход. Но тем самым они лишь усугубляют положение, углубляя колею еще больше. Чтобы успешно выбраться из плена, колеса должны стоять прямо. Газовать сильно тоже нет смысла, т.к. если с первой попытки машина препятствие не преодолела, колеса будут просто пробуксовывать на месте, способствуя ухудшению и без того не радостного положения. В такой ситуации правильнее начать медленно раскачивать автомобиль, плавно двигаясь то вперед, то назад. Таким образом, постепенно будет увеличен разгон машины и в какой-то момент водитель сможет отпраздновать победу, вырвавшись на свободу.

Но бывает, что и эти действия не приводят к ожидаемому результату. Вообще, на случай такого форс-мажора желательно иметь при себе небольшой запас песка или гранитной крошки, которую можно, в случае необходимости, подложить под колеса. Конечно, можно попытаться увеличить колею с помощью лопаты, но при продолжительных морозах она может обледенеть до такой степени, что без лома будет не обойтись. Именно в таких случаях под колеса можно насыпать немного гранитной крошки. Сцепление шин с дорогой улучшится и шансы продолжить путь существенно возрастут.

Продвинутые водители имеют возможность избежать необходимости возить с собой песок. На прилавках автомагазинов можно отыскать специальные пластины, препятствующие скольжению, предназначенные для преодоления снежных и ледяных препятствий. В случае необходимости, их просто подкладывают под колеса и плавно трогаются с места. Как правило, эти пластины помогают справиться с возникающими зимой сложностями лучше всего.

Впрочем, может так случиться, что вам повезет и в снегу увязнуть не доведется. Но наверняка в дороге вы не раз столкнетесь с менее удачливыми водителями, некоторые из которых могут быть не очень опытны, а для иных эта зима может оказаться вообще первой. Поэтому не проходите мимо чужой беды, радуясь своему счастью, и, если есть возможность, всегда оказывайте помощь тем, кто в ней нуждается.

Какое страшное для некоторых водителей слово. Многие ее боятся. А страх, часто не обоснован. Попробуем разобраться более детально, чем же она так всех пугает.

Колея бывает разная.

К примеру, вот такая, снежная

Если снег рыхлый, то скорее всего выехать из такой колеи проблем не составит. А вот «сесть на пузо», тут проще простого. Поэтому необходимо понимать клиренс своего автомобиля. Я бы еще посоветовал обратить внимание на высоту переднего бампера, который будет грести перед собой большую кучу снега. Он довольно хрупкий. Чтобы избавляться периодически от него и не быть бульдозером, просто сделайте несколько легких маневров в право-лево, чтобы снег сдвинулся в сторону. Или останавливайтесь и убирайте его в сторону подручными средствами. Оба способа хороши.

Если это замерзший снег, но не настолько, чтобы по нему можно было ехать сверху, то тут только высота вашего автомобиля может вас спасти. Иначе, без бампера останетесь сразу же. Про защиту двигателя я уже и не говорю. Считаю, что она просто уже стоит, как говориться по умолчанию. Без нее в России ездить довольно дорого.

Итак, представим, что это все-таки твердый снег, который не выдержит вес машины, но высота автомобиля ехать позволяет. И тут новая проблема, встречный автомобиль. Как будем выезжать? Полный привод вам в помощь. А если его нет, тогда передний привод будет иметь маленькое преимущество. В любом случае, стараемся с небольшим поворотом руля и «с ходу» а не с места, заехать на снег. Однако, смею заметить, что и есть другая технология, которая тоже работает. Скорость такая же, быстрым и резким поворотом руля направляем автомобиль в сторону, и тут же ставим колеса прямо. Все это выполняется без пробуксовок колес, и с нажатой педалью газа. В этот момент, вы должны быть готовы к тому, что задняя часть автомобиля, которая имеет наименьшее сопротивление может слегка поехать вперед автомобиля. А может и не слегка. Это зависит и от колес, и от скорости заезда, и от состояния снега-льда и т.д. Важный момент, колеса автомобиля всегда должны смотреть туда, куда вы планируете ехать. Под каким бы углом машина не находилась. Съезд обратно труда не составит.

Двигаемся на невысокой скорости (но и не медленно)

Угол поворота для выезда по ситуации. Оба способа работают. Я бы начал с маленького угла.

Готовность к скольжению задней части автомобиля (руление на опережение)

Все это время держим постоянный газ

Грязевая колея. Покрытие по составу своему отличается, конечно. А вот принцип движения очень похож. Конечно, кто увлекается трофи-рейдами, скажет, что это совсем другое. И конечно, он знает свои особенности. Многое зависит от подготовленности автомобиля, правильного выбора резины, опыта пилота. И т.д. и т.п. Будьте проще, сядьте на пол. Все мы умеем готовить оливье, и продукты покупаем в одном магазине. Однако вкус разный получается. Поэтому, кто захочет подробностей, добро пожаловать с вопросами. С удовольствием расскажу. А пока общие рекомендации. Итак, техника выезда-заезда схожа с движением по снегу.

Колея на асфальте тоже мало радости приносит. Из-за нее, автомобиль постоянно пытается уехать с дороги, виляет. Поэтому приходиться больше напрягаться. Если она неглубокая, то проблем нет. Переехать такую не сложно. Только крепче держите руль.

Мне кажется что пугает когда в колее есть вода. И многие знают, про водяной клин. Эффект аквапланирования. Когда колесо всплывает и не держится за асфальт. Колесо, которое способно выдавливать большое количество воды из по себя, имеет специальный рисунок. Но и оно, это колесо, тоже может потерять сцепление.

Рецепт движения в такой колее, двигаться чуть медленнее. Даже 5 км могут дать большой эффект. Автомобиль будет совершенно спокойно двигаться по луже. Поэтому скорость, это ваше главное оружие. Помните, что когда нет сцепления с асфальтовым покрытием, руль становится легким. Автомобиль Очень поздно реагирует на ваши желания. Он плохо реагирует на педаль газа или тормоза. Так что, водяная колея, это отличный повод, чтобы увеличить дистанцию до автомобиля впереди.

Кстати, как вы определяете безопасную дистанцию? Об этом я поделюсь в следующей статье.

Перестроение из полосы в полосу, опять те же два варианта. Всегда надо быть готовым к тому, что автомобиль, из-за разницы в сцеплении колес, может начать разворачивать. Поэтому перестроение происходит на ровном газу, двумя руками на руле, и руль держим закрытым хватом. Чтобы его не вырвало из рук. Гидроусилитель конечно сильно расслабляет водителя и может с ним сыграть плохую шутку.

Ледяная колея, тоже самое.

Подводим итоги:

Контроль глубины колеи

Если есть возможность ехать вне колеи, пользуемся этим

Перестроение, попробуйте и определите удобный для себя способ. Либо плавно, либо более динамично. (существуют и другие способы, перепрыгивание, отталкивание, движение в упор). Писать об этом дольше, чем рассказать. Спросите, ответим.

Удержание газа при маневре

Контроль направления колес

Если спрашивать, какой автомобиль будет иметь преимущество в колее, то ответ очевиден. С постоянным!!! Полным приводом, а не подключаемым, коих сейчас большинство. Если выбирать между задним или передним, то мое мнение, которое я не навязываю, это передний. Но в умелых руках, сами знаете.

Ответил ли мы на ваши вопросы? Всегда будем рады новым.

Движение по колее – то, с чем рано или поздно встречается практически каждый водитель. Как правильно выезжать из колеи – обсудим далее.

Зимняя колея представляет собой два продольных углубления на дороге, покрытые снегом или льдом. Попав в такую колею, бывает сложно ее покинуть, особенно если она глубокая. Особо проблематично это весной, когда стенки колеи покрыты льдом, а внутри колеи находится вода, делая лед еще более скользким.

Если колея неглубокая, Вы можете двигаться по ней всеми колесами, но уменьшите скорость движения. Так сделать проще, чем пытаться бороться с ней.

При движении по колее используйте так называемое уступающее руление: не пытайтесь судорожно сжимать руль, позвольте колее направлять Ваш автомобиль. Если Ваш автомобиль раскачивает из стороны в сторону, значит Вы двигаетесь слишком быстро, сбросьте скорость. Чтобы избежать раскачивания, мягко прижимайте колеса одного борта к краю колеи.

Чтобы выехать из неглубокой колеи, особенно на переднеприводном автомобиле, нужно выполнить 3 приема:

    Сброс газа

    Рывковый поворот руля

    Выравнивание автомобиля

Сбросив газ перед началом маневра, Вы дополнительно загрузите передние колеса массой автомобиля, что позволит им легче принять маневр.Одновременно со сбросом газа резко поверните руль в нужную сторону. Как только передние колеса выехали из колеи, также быстро верните руль в исходное положение и плавно нажмите на газ, тем самым стабилизируя автомобиль.

Помните, если передние колеса выехали из колеи, а задние нет, это приведет к мощному и резкому заносу, который поставит Ваш автомобиль поперек дороги или вовсе развернет его. Чтобы избежать этого, максимально сбросьте скорость и выполняйте опережающие действия рулем быстро и точно.

Если колея глубокая, старайтесь, если есть возможность, не заезжать в нее, а пропускать между колес. Тем самым можно избежать повреждения низко расположенных элементов автомобиля и не застрять в этой колее.

Если все же Вы заехали в глубокую колею, то используйте приемы, описанные выше, но перед поворотом руля в нужную сторону резко поверните его в противоположную. К примеру, если Вы хотите повернуть налево, резко и быстро поверните руль вправо, а потом так же быстро влево. Передние колеса оттолкнутся от края колеи и им проще будет выехать из нее. Опять же не забывайте о возможном заносе. Помните, чем глубже колея и выше скорость, тем более резко и непредсказуемо развивается занос.

Если Вам нужно пересечь колею поперек, то это нужно делать под углом 45 градусов. Если делать это под прямым углом, колеса могут застрять в колее, и выехать, даже в раскачку, будет сложно. Если делать это под острым углом, автомобиль будет скользить вперед вдоль колеи и может резко уйти в занос.

Движение по ледяной колее – серьезное испытание даже для опытного водителя, что уж говорить о новичках. Тем не менее, боятся колеи на зимней дороге не стоит.

Чем опасно движение по ледяной колее

Расстояние между пятнами контакта колес на одной оси автомобиля (автомобильная колея) – величина постоянная. Ширина же дорожной зимней колеи постоянно меняется, то сужаясь, то расширяясь.

Время от времени одна пара колес (переднее и заднее) двигается по желобу колеи, а вторая пара – по гребню. С изменением ширины дорожной колеи изменяется сила и характер реакции дороги на каждое отдельно взятое колесо.

В результате автомобиль начинает рыскать по колее, а со стороны это выглядит так, будто водитель быстро и резко крутит рулевым колесом вправо-влево.

При неблагоприятном стечении обстоятельств такое курсовое раскачивание машины может закончиться выносом автомобиля на обочину или того хуже — встречную полосу, а в некоторых случаях оно приводит к опрокидыванию машины.

Скоростной режим

Если вы не являетесь разрядником по автоспорту или профессиональным раллистом, сбавьте скорость движения сразу же после въезда в колею на зимней дороге.

Снижайте скорость до тех пор, пока раскачивание автомобиля не станет минимальным и он не обретет устойчивость на дороге.

Работа рулем

При езде в ледяной колее используйте уступающее руление. Что это значит?

Разрешите машине незначительно смещаться вправо-влево относительно оси колеи, слегка и удерживая контроль над автомобилем.

Не держите руки в напряжении, хват руля должен быть мягким.

Избегайте резких поворотов рулевого колеса. Движения руля должны быть плавными и просчитанными.

Что делать при заносе

Характер действий водителя в случае заноса при движении в колее, аналогичен мерам, предпринимаемым при .

Двигаясь в заднеприводном автомобиле, сбавьте скорость, отпустив педаль акселератора, и поверните руль в сторону заноса.

Для переднеприводного автомобиля необходимо тоже повернуть рулевое колесо в сторону заноса и, вместо снижения скорости, плавно добавьте «газу».

При начавшемся заносе, независимо от типа привода, не пользуйтесь педалями сцепления и тормоза, сосредоточившись только на педали акселератора.

Выезд из колеи

Сбавив скорость до минимальной, дождитесь участка дороги с максимальной шириной колеи.

Кратковременно повернув рулевое колесо в сторону, противоположную от направления выезда, мягко выверните руль обратно, а затем поверните его в сторону выезда из колеи.

При правильно выполненном маневре сначала передние, а затем и задние, колеса заедут на гребень колеи, преодолеют его и автомобиль благополучно продолжит движение по ровной поверхности проезжей части.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Зима - самый сложный период для автомобилиста. Когда снегопад, а на дорогах гололёд и колея, управлять машиной гораздо трудней. Малейшая ошибка водителя может стать причиной серьёзной аварии.

В этот период времени автолюбителю нужно быть предельно внимательным и осторожным.

О том, каких правил придерживаться на дорогах зимой корреспондент «АиФ-Прикамье» поговорил с директором и тренером-инструктором Центра повышения водительского мастерства Сергеем Седовым . -

Виктор Михалёв, «АиФ-Прикамье»: Как водителям адаптироваться к меняющимся погодным условиям?

Сергей Седов : Чтобы понять ситуацию на дороге надо прочувствовать сцепление автомобиля с асфальтом. Для этого нужно сильнее передавить тормоз перед светофором и посмотреть машина замедляется также как, к примеру, вчера или на дороге гололёд.

- Как правильно трогаться с места зимой?

Всё зависит от привода автомобиля. Трогаться с места, когда укатанный снег, лучше без пробуксовки, а потом её можно допускать, чтобы шипы вырывали и выгрызали снег. При подъёме в гору колёса нужно направить прямо, так как машина разгоняется быстрее, а повёрнутые в сторону колёса - это всегда замедление и снижение тяговых усилий, особенно при подъёме.

- Как управлять автомобилем в гололёд?

На льду руль становиться более лёгким, так можно понять, что на дороге скользко. В этом случае не надо резко тормозить и делать резкие выпады.

Не стоит пытаться проскочить на перекрестке, гололёд может сыграть с вами злую шутку.

- Что делать, если автомобиль попал в колею?

- Колея зимой - смерти подобна. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее машину будет качать из стороны в сторону и рано или поздно её выкинет из колеи.

При движении по колее надо постепенно сбавить скорость и проехать этот участок. Не надо пытаться по инерции выехать из неё, передние колёса могут выскочить, а задние останутся там и автомобиль встанет боком, может вылететь на встречную полосу.

- Как ехать на машине по рыхлому снегу?

Когда дорога почищена, а рыхлый снег находится между полосами и на обочине в него можно заехать после обгона. Двигаясь по такой дороге, автомобиль может занести и выбросить с полосы. Нельзя нажимать на тормоз, а нужно продолжать держать газ и рулём «дробить» снег, делая небольшие качания.

Если автомобиль едет по рыхлой обочине, то его может затянуть в снег, таких ситуаций тоже стоит избегать.

- Что главное при управлении машиной в снегопад?

При плохой видимости нужно снизить скорость, а лучше остановиться и подождать, пока погода улучшиться.

- Как выйти из заноса?

Занос может быть как на прямой дороге, так и при входе, в середине и в конце поворота. Водителю нужно реагировать немедленно.

При каждой ситуации и в зависимости от привода авто необходимы определённые действия. К примеру, при заносе на автомобиле с передним приводом нужно добавить газу, а руль повернуть в сторону заноса. Если задняя ось «пошла» в сторону, то протектор шин направляем туда, куда мы хотим поехать.

Самое важное при любом заносе - это управление рулём. Не добавляя и не убирая газ, можно только с помощью руля выровнять машину. Важно при управлении сидеть прямо, а руль держать обеими руками. Тогда при любом заносе автоматически будете возвращать руль в правильное положение. Если водитель сидит криво или наклонён, то он может не почувствовать начало заноса.

- Как нужно тормозить зимой?

На автомобиле с АБС (Антиблокировочная система - Ред.)при спокойной езде тормозить нужно до срабатывания системы. В предаварийной ситуации, чтобы быстро остановиться, водитель должен ударить по педали тормоза и тормозить со всей силой, как будто хочет сломать педаль.

На автомобиле без АБС, при спокойной езде нужно тормозить до блокировки колёс. В экстренной ситуации тормозить нужно ступенчато: нажали на тормоз до блокировки, отпустили педаль и поправили направление рулём, снова нажали на педаль тормоза. Нельзя просто зажать педаль тормоза, и отправить автомобиль в свободное движение.

Про мужчин и женщин

- Есть разница, кто управляет автомобилем мужчина или женщина?

Разницы абсолютно никакой. «Блондинки» есть и среди мужчин, но женщины лучше обучаются. И дальше, управляя автомобилем, всё делают так, как их учили. А мужчины пытаются пробовать все возможные варианты и пока этого не сделают, не поймут, что их действительно учили правильно.

Порой женщины «за рулём» лучше мужчин, так как не перебирают со скоростью и правильно входят в поворот. Мужчины же любят почувствовать «жгучий драйв». Им интересно узнать, что там за гранью.