«Дизель» с именем: зимние тесты.

А так как у белорусских автомобилистов-дизелистов из года в год нет-нет да и появляются проблемы с топливной аппаратурой то ли из-за топлива, то ли из-за самой техники, сайт решил провести собственный независимый тест зимнего дизеля — замерзнет или нет. Ваши ставки, господа!

Часть первая. Тайный покупатель

На деле нефтеперерабатывающие заводы Новополоцка и Мозыря отрапортовали о начале выпуска зимнего дизеля еще 15 октября. С полной уверенностью в том, что на АЗС к зиме подготовились, 1 ноября отправляемся на закупку образцов дизельного топлива по следующим адресам: А-100 (ул. Брикета, 23), Газпромнефть (27 км МКАД), Белоруснефть (Горецкого, 10), United Company (пр. Дзержинского, 65) и Лукойл (пр. Дзержинского, 165). В общей сложности было взято шесть образцов на различных АЗС.






Пробы отбирали в специальные пластиковые канистры для горючих материалов. На месте мы запечатывали емкости, присваивая каждой порядковый номер.

Любопытный нюанс: еще на этапе закупки образцов мы заметили, что 1 ноября ни на одной из колонок не было привычной автомобилистам «снежинки», которая свидетельствовала бы о том, что здесь продается зимнее дизельное топливо.


Еще одна заметная деталь — кодировка топлива в товарном чеке: «З» — зимнее топливо, «Л» — летнее, «Е» — всесезонное. Но так как цена на летнее и зимнее топливо не отличается, то продавцы зачастую грешат тем, что пробивают в чеке летнее топливо, что может ввести в заблуждение потребителей. Кстати, на трех из шести АЗС мы получили чек как раз с «летним» топливом.

Сеть Кодировка топлива Характеристика топлива
Белоруснефть ДТ-З-К5 Евро Качество топлива дизельного автомобильного соответствует требованиям Евро-5 экологического стандарта Евросоюза. Может применяться при температуре окружающей среды до -20 0 С
Славнефть ДТ-Е-К5 Сорт Е Предельная температура фильтруемости не выше -15 0 С
А-100 ДТ-Л-К5 Евро Сорт С
Газпромнефть ДТ-Е-К5 Сорт F Зимнее топливо с предельной температурой фильтруемости -20 0 С
Лукойл ДТ-Л-К5 Сорт С Летнее топливо с предельной температурой фильтруемости не выше -5 0 С
United Company ДТ-Л-К5 Летнее топливо с предельной температурой фильтруемости не выше -5 0 С

Если же у вас есть сомнения, при покупке можно попросить документы, подтверждающие наличие на АЗС именно зимнего дизельного топлива. На заправках говорят, что такие случаи не так уж и редки.

Часть вторая. Классификация дизельного топлива

Чтобы лучше разобраться в сути нашего эксперимента, стоит немного углубиться в изучение матчасти. Дизельное топливо делится на шесть сортов в зависимости от предельной температуры фильтруемости (ПТФ).

В Беларуси заводы производят два типа дизельного топлива: сорта С — летнее, сорта Е- межсезонное и сорта F — зимнее. Еще в процессе закупки образцов мы обратили внимание на то, что на АЗС «Славнефть» кодировка топлива в чеке — «ДТ-Е-К5 Сорт Е» — соответствует межсезонному топливу с предельной температурой фильтруемости -15 градусов, хотя рекомендовано продавать топливо сорта F.

Но обратим внимание, что нефтеперерабатывающие заводы стараются производить зимнее топливо с небольшим перекрытием требования СТБ. Так что нет ничего удивительного в том, что у некоторых образцов ПТФ оказалась ниже стандартных для дизтоплива сорта F -20 градусов. Это делается для того, чтобы избежать претензий со стороны потребителей. Например, при быстрой езде в сильный мороз температура может понижаться еще на несколько градусов, которых достаточно, чтобы солярка замерзла в топливопроводах.

ПТФ топлива показывает ту максимально низкую температуру, при которой топливо будет проходить через фильтр в системе питания дизельного двигателя. Чем ниже температура предельной фильтруемости, тем больше шансов, что топливо на холоде не загустеет и не забьет фильтр парафинами.

Часть третья. Под грифом «секретно»

Отыскать в Минске лабораторию, которая согласилась бы провести независимый тест, да еще и вслепую, оказалось непросто. И все же после долгих поисков мы отправились в 202-й химмотологический центр горючего ВС РБ, оснащенный самым современным оборудованием, так как здесь проверяют качество топлива для военной техники.

К тому же мы были уверены, что эта лаборатория никак не заинтересована в результатах теста. Специалисты химмотологического центра провели для нас проверку образцов дизельного топлива на соответствие стандарту по температуре предельной фильтруемости.

Между прочим, лаборатория — секретный объект. Найти ее непросто, а при входе нас попросили сдать все телефоны и любую другую видео- и фототехнику, так что сделать хотя бы одну фотографию самого теста у нас не получилось.

Методика теста

Испытуемое топливо охлаждается с интервалами в 1 °C и пропускается через проволочную фильтрационную сетку при постоянном вакууме. Постепенно понижая температуру, устанавливают тот уровень, при котором образовавшиеся кристаллы парафина вызывают прекращение или замедление протекания топлива через фильтр.

Образцы топлива мы предоставили в лабораторию под порядковыми номерами, чтобы исключить малейшие подозрения на необъективность. Спустя пару дней тест был готов. Результаты нас порадовали.

Топливо с заправки «Славнефть» превысило показатель для сорта E (-15 градусов), то есть соответствует стандартам для межсезонного топлива.

Топливо с АЗС «Белоруснефть» продемонстрировало результат согласно СТБ с точностью до градуса.

Дизель с АЗС «Лукойл» способен протекать через топливный фильтр при температуре -26 градусов.

Заправившись на АЗС «Газпромнефть», вы можете надеяться на надежный запуск двигателя при температуре -28 градусов.

При -29 градусах будет «работать» дизельное топливо с АЗС «А-100»

А рекордсменом наших измерений стало дизельное топливо с АЗС «Юнайтед Кампани». Оно способно протекать через фильтр при -31 градусе.

Откуда могли взяться цифры, характеризующие, скорее, арктическое дизельное топливо, нежели зимнее, на белорусских заправках? «Арктику» с предельной температурой фильтруемости -32 градуса производят и белорусские НПЗ, но в малых количествах, а продается оно далеко не на всех АЗС и стоит дороже обычного зимнего топлива.

Эксперт химмотологического центра предположил, что более чем выдающиеся результаты четырех участников — от -26 до -31 градуса — связаны с тем, что топливо может быть российского производства. Причем ПТФ соответствует требованиям российского ГОСТа к арктическому топливу.

Тем, кто не уверен в качестве дизельного топлива на АЗС, мы рекомендуем как минимум сохранять чек после заправки, чтобы потом можно было предъявить обоснованные претензии продавцу. Но перед тем как пенять на некачественную солярку, необходимо убедиться в том, что и топливная система самого автомобиля находится в исправном состоянии. И перед наступлением зимних холодов необходимо озаботиться хотя бы заменой топливного фильтра.

Наш независимый тест подтвердил, что выбранные АЗС реализуют зимнее дизельное топливо, которое отвечает требования СТБ по предельной температуре фильтруемости. Но это справедливо лишь для тех заправочных станций, которые участвовали в эксперименте. Человеческий фактор никто не отменял, так что на различных АЗС качество топлива вполне может меняться.

В Украине зима, а значит, у владельцев дизельных авто начинается головная боль. Последний месяц прошлого года и начало января нынешнего оказалось аномально тёплым, но синоптики прогнозируют с февраля лютые холода, доходящие до минус 30 по Цельсию. Готовы ли к такому раскладу продавцы «тяжёлого» топлива? Ответить на этот вопрос взялись в столичном , для чего отобрали пробы в самых крупных сетях АЗС нашей страны и отправили их сертифицированную лабораторию. У экспертов были определённые опасения, поскольку в аналогичном исследовании прошлого года треть образцов оказались некондиционными. Нынешняя же проверка показала – «дизелисты» смогут кататься даже в самый суровый мороз!

Что исследовали

Эксперты посетили представителей практически всех крупных сетей, и выборочно небольшие сети. «Под прицел» попали Shell, ОККО, WOG, Glusco, AMIC, КЛО, ANP, БРСМ – Нафта, SunOil, LUXWEN, Motto, Marshall. Исследовали как обычное дизельное топливо, так и «фирменные» сорта, которые, по заявлениям продавцов, имеют улучшенные параметры. Список параметров также был довольно обширный - цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, плотность. И, конечно, главные «зимние» показатели – предельную температуру фильтруемости и массовую часть воды. Результаты удивили видавших виды экспертов – «бодяги» не оказалось ни у кого, и лишь один образец оказался Евро-4, остальные соответствовали высокому классу Евро-5.

«Полярные» рекорды

Первым делом в лаборатории проверили самый главный «зимний» параметр –морозостойкость. Некондиционная «солярка» при низких температурах быстро превращается в кисель, забивает фильтры – и машина превращается в «недвижимость». Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – только 9 образцов являются «честным» «зимним» топливом. У остальных участников, чьё топливо полностью соответствовало нормативам, показатели легли в диапазоне от минус 17 по Цельсию и ниже. Формально это не соответствие «зимней» марке «З» (- 20°С), но пока температура не сильно опустилась, заправляться таким топливом можно. Ну, а «полярником»-рекордсменом по температуре фильтруемости стало фирменное топливо Shell (V-Power Nitro+) – ниже минус 34оС! Это даже ниже, чем декларирует сама сеть – на рекламе указано температура замерзания до минус 32 Цельсия. Дальше на подиуме расположились ОККО (Pulls Diesel) – ниже минус 32 и КЛО (Ventus diesel) - 31оС. В случае с ОККО результат не дотягивает до рекламируемых минус 40, но в целом очень неплохо.

Цетана мало не бывает

Далее специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. В морозы высокое цетановое число обеспечивает больший КПД дизельного двигателя и его быстрый запуск. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы Shell (обычное ДТ и V-Power Nitro+) – 53,6 и 54,2 единицы соответственно, WOG (Mustang Diesel), КЛО (Ventus diesel) – 53,6 единицы, LUXWEN (ДТ Евро) – 53 единицы.

Вспышка

Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.

Вода

Как правило, вода в дизтопливо попадает из-за неправильного хранения или не совершенной логистики. Вода очень быстро заставит двигатель заглохнуть, поскольку кристаллы льда забьют трубопроводы и фильтра. К счастью, в этот раз следов воды ни в одном образце не обнаружено.

Главный «экологический» показатель дизтоплива - содержание серы, хотя продукты сгорания серы наносят вред не только экологии, но и двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг это не проблема. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными. За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5! Практически полное отсутствие серы было зафиксировано у Shell (обычное ДТ и V-Power Nitro+) – 3 и 2, КЛО (Ventus diesel) – 2 мг/кг, ОККО (ДТ ЕВРО) – 3 мг/кг. Отличный результат!

Выводы

В целом, операторы сетей АЗС неплохо подготовились к заметелям и морозам, по крайне мере, явной «не кондиции» нет. Да, некоторые сети пытаются заработать побольше, продавая не совсем «зимнее» топливо, и «дизелистам» следует быть внимательными, поскольку климат и у нас ещё тот – плюсовая температура может внезапно смениться снегом и лютыми морозами. Поэтому некоторые большие сети, например, Shell и WOG, заранее подготовились к холодам, а не тогда, когда температура достигнет критических значений. Остаётся лишь посоветовать автомобилистам не «вестись» на низкую цену на одиночных АЗС и, конечно, следить за погодой. При сильных холодах нужно обязательно заправляться только арктическим «дизелем», поскольку только он на 100 % обеспечит комфортную езду.

    В прошлом году мы успешно провели свои любительские испытания дизельного топлива с помощью , частично имитирующего топливную систему дизельного автомобиля. Многие владельцы дизелей в прошедшие морозы столкнулись с проблемами: машины не заводились или глохли на ходу. Что тому виной - плохая солярка или некачественное обслуживание со стороны владельцев? Попробуем выяснить это снова.

    Первоначально мы хотели собрать дизельные пробы в день, когда официально производится переход с межсезонного на зимнее топливо. Однако в ТНПА нам не удалось найти статью, которая обязывает АЗС использовать зимнее топливо зимой. Существует только рекомендация Госстандарта по продаже зимнего дизтоплива с 1 ноября по 31 марта. Правда, межсезонное топливо нельзя продавать под видом зимнего…

    За четверг - пятницу мы собрали образцы. Температура за бортом выданной нам, чтобы не замерзли, теплой Hyundai Creta варьировалась от -18°C до -23°C. В городе и на трассах на обочинах стояло очень много замерзших машин, некоторые тянули на тросе или везли на эвакуаторе. В общем, понятно, белорусским дизелистам эти морозы дались непросто.

    На "Лукойле" нам продали зимнюю солярку с обозначением ДТ-З-К5, что означает, что топливо зимнее. Предельная температура фильтруемости по ТР ТС 013 2011 - не выше -20°C. При этом фактическое значение - не выше -27°C. Топливо произведено на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе.

    В Facebook и знакомых мы попросили назвать подозрительные, на их взгляд, заправки под Минском. Нам посоветовали обратить внимание на АЗС "Газпромнефть" на могилевской трассе возле Червеня, а также АЗС Westa возле Дзержинска.

    Съездили на "Газпромнефть" - заправка как заправка. Сотрудники очень вежливые и учтивые. Единственные не пожалели лист формата А4 и распечатали нам копию паспорта топлива.


    Все хорошо, только вот в -18°C залили нам ярославскую солярку с обозначением ДТ-Е-К5. По ТР ТС 013 2011 такое топливо считается межсезонным, с ПТФ не выше -15°C. Однако по ГОСТ 32511-2013 ПТФ составляет не выше -20°C. По данному межгосударственному стандарту топливо все-таки относится к зимнему сорту F. Фактическое значение - не выше -25°C.

    Как оно будет работать - неизвестно. Пока просто констатация факта: нам продали не ДТ-З-К5, а ДТ-Е-К5, хотя по другим данным в паспорте топливо зимнее.

    На АЗС с вывеской "Трайпл" на ул. Ольшевского нам залили ту же ярославскую солярку. Правда, фактическое значение ПТФ отличается на один градус. Официально по чекам АЗС относится к СООО "НефтеХимТрейдинг".

    На следующий день, в субботу, продавцы "Трайпла" сообщили, что в резервуары уже залито топливо ДТ-З-К5 с ПТФ не выше -23°C. Но паспорт на него нам не выдали, мотивировав это тем, что документы, которые висят на вывеске, меняет начальство в будние дни…


    На АЗС "А-100" на ул. Притыцкого в Минске нам залили зимнее топливо ДТ-З-К5 Мозырского НПЗ: -20°C по техрегламенту и -23°C по фактическому значению.


    На АЗС United Company мы залили в канистру белорусскую солярку с фактическим значением ПТФ не выше -25°C.

    Далее выезжаем из Минска, чтобы взять пробы на АЗС за городом. На заправке Westa, что возле Дзержинска, топливный шланг колонки с дизельным топливом по сравнению с бензиновыми был задубевшим, что вызвало определенные подозрения…


    По документам залили нам всю ту же мозырскую солярку с фактическим ПТФ не выше -23°C.


    На АЗС "Славнефть" (или "РН-Запад" по документам) возле деревни Горани Минского района мы купили дизельное топливо, которое было произведено в Рязани. В прошлом году в нашем тесте рязанское "полумежсезонное-полузимнее" топливо было самым подозрительным на вид, хотя в "Парафиногоне" все же запустилось. Но на этот раз нам залили не ДТ-Е-К5, а ДТ-З-К5, то есть зимнее топливо по ТР ТС 013 2011, а не межсезонное. Причем по различным данным в паспорте ПТФ составляет от -20°C (техрегламент) до -28°C градусов (завод-изготовитель)! Неплохая заявка на успех в наших тестах.


    На АЗС "Белоруснефть" возле деревни Байдаки не было никаких сюрпризов - залили солярку Мозырского НПЗ с ПТФ не выше -25°C согласно фактическому значению.

    Так как у нас возникли технические проблемы с самодельным стендом, пока оставляем топливо на ночь для последующей визуальной оценки. Ночью ориентировочно было -23..-25°C.

    Слева направо: "Лукойл", "Газпромнефть", "Трайпл", "А-100", United Company, Westa, "Славнефть", "Белнефтехим"

    На следующий день в -20°C после ночи на сильном морозе все топливо, разумеется, помутнело. Это абсолютно нормально и ни о чем не говорит.

    Проба "Лукойла" равномерно мутная без осадка. Немного тягучая, однако спокойно переливается в другую тару.

    На дне обнаруживаются небольшие хлопья. Абсолютно некритично.

    На просвет проба "Газпромнефти" от "Лукойла" не отличается - топливо мутное, но без осадка.

    Переливаем в другую тару - жидкость более густая, чем предыдущая проба, но хлопьев нет.

    Третья проба - АЗС "Трайпл". По паспорту это то же самое ярославское топливо. По оттенку не отличается, но консистенция более неоднородная - на просвет заметны сгустки.


    Текучесть нормальная, но при переливании заметны белые сгустки. Небольшой осадок на дне присутствует. На вид - не самый лучший вариант.

    Солярка "А-100" визуально абсолютно нормальная, разве что наблюдается небольшой осадок на дне.

    Переливается лучше, чем пробы от "Газпромнефти" и "Трайпла", - те все-таки немного гуще. Но надо отдать должное: ночью в -24°C топливо с межсезонным обозначением ДТ-Е-К5 не замерзло, как настоящая осенняя "межсезонка" в прошлогодних тестах.

    Проба с United Company на просвет однородная…

    … но более густая, чем проба "А-100". При переливании заметны совсем небольшие сгустки, на дне присутствует осадок.

    Проба из АЗС Westa достаточно однородная на просвет, с небольшим белым осадком на дне.

    Переливается хорошо, на дне ничего не остается.

    Проба от "Славнефти" выглядела наиболее оригинально: сверху на просвет - чистая как слеза, снизу - ярко выраженный белый осадок.

    Соответственно вначале льется очень легко, но затем текучесть ухудшается. Но в целом визуально с топливом все нормально.

    Хотя осадок подозрительный…

    Взболтали - топливо стало равномерно мутным. Должно работать.

    "Белоруснефть" пережила морозную ночь отлично - визуально никаких претензий, льется хорошо.

    Визуально после ночи на сильном морозе с топливом особых проблем нет. Немного густоваты пробы ДТ-Е-К5 от "Газпромнефти" и "Трайпла", на дне пробы ДТ-З-К5 "Славнефти" возник странный осадок, но в целом все нормально.

    В прошлом году в нашем тесте с "Парафиногоном" через заборник топливного насоса не прошло межсезонное топливо, купленное осенью. Проба "Славнефти" ДТ-Е-К5 (межсезонная по техрегламенту, но зимняя по ГОСТу), купленная зимой, простояла всю ночь в -21°C. Утром в -19°C проба была самой мутной среди всех, с выраженным белым осадком.


    Тем не менее дизель без проблем прошел через фильтры нашего стенда и моментально посветлел. "Полумежсезонное-полузимнее" по документам топливо работало.

    Итоги? Пока визуально проблем с топливом особых нет. По-прежнему есть ощущение, что в дизельных бедах зимой всему виной некачественное обслуживание автомобиля. Чтобы это еще раз проверить, скоро мы проведем любительские испытания с помощью модернизированного стенда имитации топливной системы "Парафиногон", теперь с принудительным охлаждением, увеличенным объемом топлива и многоступенчатым замером температуры воздуха и элементов стенда! Адронный коллайдер отдыхает.

    Жаль, что фильтры в последний момент в самую морозную ночь этого года не подошли, хоть плачь… Так что или ждем следующих морозов, или пробуем использовать сухой лед. Следите за сайтом!

    - У нас зимой в кедах даже студенты не ходят!

    Почтальон Печкин

    Вместо пролога

    В пластмассовую канистру? Нет, нельзя!

    Мы были к этому готовы. Вручили заправщику вместо пластиковой канистры металлическую, а сами пошли беседовать с начальством: если запрещают наливать в пластик, то почему торгуют пластиковыми канистрами?

    Местный начальник оказался сдержанным. Мол, торгуем, но эти канистры предназначены только для хранения. Кто запретил? Нам показывают документ: Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17 июня 2003 года № 226). Введены в действие 1 ноября 2001 года. Тогда какой-то функционер из-за якобы электризации пластика действительно запретил «выдачу нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару». И неведомо ему, что давным-давно делают из пластмассы. Причем и для заправки бензином, не говоря уже о дизельном топливе. Ведь солярку просто так не поджечь, даже если очень постараться. И кто дал указание вытащить из нафталина это странное распоряжение?

    Более того, тот же заправщик подбежал к нам и… самолично помог перелить заправленную солярку из металлической канистры в пластиковую! Ведь в приказе не сказано, что этого делать нельзя. Еще одно доказательство того, что Россия непобедима!

    Ладно, будем считать это прологом нашей экспертизы. Проверим, что ждет владельцев дизельных машин, заправившихся в начале зимы (пробы мы брали в середине декабря). Причем специально выискивать откровенный «левак» не будем - прокатимся вдоль федеральной трассы на юг от столицы и соберем дизтопливо с .

    Справочники для пятиклассников

    Никаких топливных проблем на территории России с 1 января 2016 года быть не должно по определению. Мы уже рассказывали, что Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 повелел исключительно топливо класса К5. А разве «пятиклассники» могут замерзнуть? К тому же дизелеводов оберегают сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 - топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 - остальные.

    Однако… Пусть в отеле хоть пять парикмахерских на каждом этаже - это не сделает его пятизвездочным. Так и здесь. Требования к зимним соляркам есть, но кто мешает продавцу торговать чем-то попроще? Громкие фразы про сезонность применения топлива у нас носят рекомендательный характер.

    Проверим, замерзает ли топливо «пятого класса». Для справки: температура помутнения зимней солярки для умеренной климатической зоны должна быть не выше -22 ºС. А потому ни одно из купленных дизтоплив не имеет ни малейшего права потерять прозрачность даже в обычном морозильнике, а тем более - замерзнуть.

    Приходилось ли вам сталкиваться с замерзающим дизтопливом?

    (Данные , который проводился на сайте www..)

    НАША СПРАВКА

    Все дизтоплива мы закупали в середине декабря 2016 года.

    Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами - помутнения, застывания и предельной фильтруемости.

    Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.

    Температура предельной фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя. При температуре ниже этой фильтры топливной системы перестают пропускать топливо.

    Температура застывания - температура, при которой топливо теряет подвижность; обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.

    Из жидкого в твердое

    Мы посетили 17 заправочных станций. Не в честь наступившего года - так случайно получилось. Однако «взятие зимнего» все-таки породило смуту в умах: вместо сплошных плюсиков наша таблица запестрела минусами. На половине из купленных солярок в Великий Устюг не доехать!

    Разброс цен сумасшедший: от 28 рублей на 106‑м километре Симферопольской трассы до 36 рублей 92 копеек на расположенной поблизости заправке Лукойла.

    Нужно признать, что никто из акул рынка в бытовом морозильнике не потонул. Идеальной оказалась солярка Shell, которая при -30 ºС даже не помутнела. Роснефть и ВР выступили нормально, но при -30 ºС эти дизтоплива все-таки немного потеряли прозрачность. То же относится к Лукойлу: при максимальном охлаждении солярка сохранила работоспособность, хотя и немного помутнела.

    На каждой АЗС мы оформили протокол взятия пробы. С фотосъемкой кое-где возникали проблемы: к примеру, на месте забора одного из образцов на нас набросилась работница заправки: мол, кто разрешил фотографировать частную собственность? Ее беспокойство, впрочем, вполне объяснимо: взятое там «зимнее ДТ» на морозе быстро превратилось в булыжник. Чтобы это не произошло в баке вашего автомобиля, вновь повторяем: заезжайте только на АЗС проверенных брендов.

    Остальное - лотерея, и далеко не беспро­игрышная. И еще совет: в период массового перехода АЗС с летней солярки на зимнюю, если , во время заправки заливайте в бак для подстраховки антигель. Тогда морозным утром гарантированно заведете двигатель.

    Итоги нашей проверки мы свели в таблицу. Примечательно, что на всех АЗС, которые мы посетили, были доступны паспорта качества на продаваемые дизтоплива.

    Наш эксперимент может воспроизвести каждый желающий в любом регионе страны. Залейте подозрительное ДТ в подходящий стаканчик (закрытый, конечно же, - запах-то не самый приятный) и определите до утра в морозильную камеру. Замерзнет - пришлите нам фото (того, во что превратилась солярка) и координаты АЗС. 

    Данные опубликуем на сайте, чтобы оградить других автолюбителей от плохого топлива. В одиночку мы не в состоянии проверить АЗС по всей стране, а вместе с вами - справимся.

    Вместо эпилога

    Выводов мы сделали несколько. Во‑первых, на нашем топливном рынке по-прежнему анархия. Если в Германии водитель спокойно заправляется на любой АЗС, то у нас так поступать просто неразумно. Особенно зимой, особенно на дизельной машине.

    Во‑вторых, нужно шарахаться от АЗС с неожиданно низкими ценами. Зимой экспериментировать с топливом - себе дороже.

    В‑третьих, не слушайте тех, кто кивает на потепления. Дескать, сегодня всего минус десять, так что и летняя солярка сойдет. А если ночью мороз? А если нужно ехать за город? Или того дальше, например в Великий Устюг? Зимой нужно заливать только зимнее дизтопливо - не надеясь на авось.

    Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ Р 55475

    Результаты испытаний ДТ при отрицательных температурах

    Место и время заправки (по чеку) Обозначение топлива (по чеку) Цена на момент закупки, руб. Температура, ºС Комментарии
    ˗20 ˗25 ˗30
    ООО «Шелл нефть», АЗС 11072, Варшавское шоссе, 206а, с. 1 ДТ-З-К5 36,19 + + + прозрачная, как вода, жидкость
    АО «РН-Москва», Варшавское шоссе, вл. 266, стр. 1 (ВР) ДТ ULT-З-К5 36,19 + + +
    ООО «Саган», МАЗС № 2, Симферопольское шоссе, 9 ДТ-Е-К5 35,18 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС жидкость расслоилась
    ООО «Нефтегазовая компания „Интеройл“, МАЗС-1 ДТ-З-К5 34,80 + +/˗ ˗/+ при ˗30 ºС превратилось в кисель
    ООО „Оптима Юнион“, Подольский р-н, Домодедовское шоссе, 49а ДТ-Л-К5 30,00 ˗/+ ˗/+ ˗ помутнело уже при ˗20 ºС, после чего превратилось в кисель
    ООО „Трэйдмаркет“, 40-й км а/д Москва ˗ Харьков не указано 34,00 ˗/+ ˗/+ ˗ при ˗30 ºС утратило текучесть
    АО „РН-Москва“, Подольский р-н, Лаговское с/п, вблизи д. Гривно ДТ-З-К5 35,00 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
    ООО „Компания Трасса“, АЗС
    № 48, 55-й км автодороги „Крым“ ДТ-З-К5 35,29 + +/˗ +/˗ при ˗30 ºС топливо расслоилось
    ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 30,90 + ˗ ˗ при ˗20 ºС сильно загустело, а при ˗30 ºС окаменело
    ООО „Лаки Стар“ ДТ-Е-К5 30,90 ˗/+ ˗/+ ˗ уже при ˗20 ºС топливо расслоилось
    ИП Беляков А.Д. ДТ-евр-К5 33,70 +/ ˗ ˗/+ ˗ расслоение начиная с ˗20 ºС
    ООО „АЗС-Сервис“, АЗС № 19, Симферопольское шоссе, 106-й км, с. Липицы ДТ-Е 28,00 ˗/+ ˗/+ ˗ желе, превратившееся при ˗30 ºС в глыбу
    ООО „НефтеПромСервис“,
    АЗС № 18 (Лукойл) ДТ-З-К5 ЭКТО 36,92 + + + при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучесть
    ИП Сироткин А.А. ДТ-Е-К5 32,70 + +/˗ ˗ замерзло до состояния камня при ˗30 ºС
    ООО „Серпуховнефте­продуктсервис“, АЗС 25 ДИЗ.К5 35,50 + +/˗ ˗/+ помутнело довольно быстро, но сохранило текучесть; расслоилось при ˗30 ºС
    ООО „В-93“ ДТ-Е К5 33,70 ˗/+ ˗/+ ˗ расслоилось почти сразу, постепенно превращаясь в густой кисель
    ИП Гуреев И.А. ДТ-Е-К5 32,20 + ˗/+ ˗ при ˗25 ºС сильно загустело, при ˗30 ºС замерзло

    Примечания: + - замечаний нет; +/ - - дизтопливо еще годно к эксплуатации; - /+ - дизтопливо уже негодно к эксплуатации; - - дизтопливо полностью утратило текучесть.

    Расслоение топлива эквивалентно его негодности, поскольку топливный насос не сможет прокачать густые фракции.

    Разнообразную информацию о зимней эксплуатации вы найдете в подборке статей из журнала «За рулем» «Автомобиль и зима: советы, мифы, тесты».