Главный тормозной цилиндр

Использование ремкомплекта ГТЦ

Ремкомплект главного тормозного цилиндра - основа для проведения ремонтных работ с ГТЦ. В свою очередь, ГТЦ - одна из самых важных частей тормозной системы автомобиля, которая всегда должна находиться в исправном состоянии. Это обеспечивает безопасность машины, водителя и пассажиров, а также предотвращение аварийной ситуации на дороге.

Ремкомплект на главный тормозной цилиндр позволяет устранить основные неисправности, и избавить автовладельца от необходимости покупать новый ГТЦ. Как правило, в него входят различные резинки и манжеты, цель которых заключается в обеспечении герметичности тормозной системы, ведь ее утрата - это основная причина неисправности автомобильных тормозов.

Состав ремкомплекта

Состав ремкомплекта главного тормозного цилиндра отличается в зависимости от нескольких факторов:

  • модели автомобиля, для которого предназначен набор;
  • производителя;
  • состава комплекта (полный или неполный).

Так, комплекты отличаются между собой не только наличием тех или иных расходников, но и их количеством. В полные комплекты входят перечисленные ниже элементы, а в неполные - лишь манжеты. Итак, в большинстве случаев в состав ремкомплекта входят следующие расходные материалы:

Ремкомплект ГТЦ к ВАЗ-2109

  • разделительная манжета камер;
  • главная манжета поршня цилиндра;
  • наружная манжета цилиндра;
  • уплотнительная манжета для ГТЦ;
  • защитный колпачок для ГТЦ;
  • уплотнитель для головки поршня;
  • колпачок для штуцера шланги прокачки от цилиндра выключения сцепления;
  • поршни (первичный и вторичный);
  • возвратные пружины для поршней;
  • уплотнительные кольца для поршней;
  • седло для поршней;
  • держатель пружины поршня и винт держателя.

Использовать ремкомплект главного тормозного цилиндра следует при появлении неисправностей в его работе. О них далее.

Признаки неисправности главного тормозного цилиндра

Существует ряд объективных признаков, указывающих на то, что ГТЦ неисправен. К ним относится:

  1. Появление тормозной жидкости на корпусе вакуумного усилителя тормозов в месте его стыка с главным тормозным цилиндром. Причина этого заключается в том, что вышел из строя воротничковый манжет низкого давления в ГТЦ, вследствие чего требуется его замена.
  2. Ощущение “мягкости” в педали . В данном случае самая вероятная причина состоит в том, что в систему попал воздух из-за разгерметизации тормозной гидросистемы. Еще один вариант - износ манжеты поршней главного тормозного цилиндра или износ “зеркала” ГТЦ.
  3. Подклинивание педали тормоза . Причиной неисправности такой проблемы заключается в том, что возникло засорение или перекрытие компенсационного отверстия в корпусе главного тормозного цилиндра.
  4. Заедание педали тормоза в момент процесса торможения . Данный признак может быть вызван подклиниванием поршней в главном цилиндре в случае попадания в систему грязи. Это, в свою очередь, может быть следствием того, что тормозная жидкость “потянула” влагу, поскольку она является гигроскопичной. Вместе с пылью в систему также могут проникнуть мелкие твердые частички. Именно поэтому автопроизводители рекомендуют .
  5. Не возвращение педали педали тормоза в исходное положение после нажатия. Причин проблеме может быть несколько. Например, выход из строя одной или двух возвратных пружин поршней ГТЦ либо неисправность в приводе педали тормоза.

Устройство главного тормозного цилиндра

Зная устройство тормозного цилиндра, вы сможете без проблем справиться с его ремонтом, применив нужные элементы из ремкомплекта. В большинстве современных автомобилей используют ГТЦ, состоящий из двух секций, каждая из которых отвечает за работу пары колес. В случае переднеприводного автомобиля один контур работает с передним левым и задним правым колесом, а другой - передним правым и задним левым. Если же мы говорим о заднеприводных машинах, то один контур отвечает за передние тормоза, второй - за задние. Использование двух контуров делает тормозную систему гораздо надежнее.


Схема ГТЦ

Главный тормозной цилиндр состоит из таких частей:

  • Корпус. В нем находятся все рабочие механизмы цилиндра.
  • Расширительный резервуар. Его задача - питание гидросистемы рабочей жидкостью.
  • Рабочие трубки, предназначенные для пропускания жидкости в схеме.
  • Поршни. Благодаря ему в системе обеспечивается необходимое давление.
  • Возвратные пружины. Работают как противовес поршням, поднимая их, и удерживая в начальном положении при условии отсутствия противодействия.
  • Манжеты и кольца для уплотнения. Их задача - обеспечение необходимого уровня герметичности как в цилиндре, так и в гидравлической тормозной системе в целом.
  • Датчики перепада давления. Они передают информацию ЭБУ, которая, в свою очередь, сообщает водителю о возникших неисправностях в гидравлической системе торможения (падении давления, низкому уровню жидкости и так далее).

Без знаний принципа работы вам едва получится проверить правильность его срабатывания. Так что далее предлагаем понять как работает ГТЦ и проверить его исправность.

Алгоритм работы главного тормозного цилиндра

Основная задача ГТЦ состоит в том, чтобы преобразовать давление, имеющееся на педали тормоза автомобиля, в гидравлическое давление тормозной системы с помощью рабочих цилиндров. То есть, он является главным распределяющим звеном, благодаря которому рабочая жидкость подается к исполнительным механизмам.

Во время нажатия на педаль тормоза в магистрали создается давление, из-за чего шток вакуумного усилителя толкает первый поршень цилиндра, который перекрывает компенсационное отверстие. Вследствие этого увеличивается давление в первом, а потом и во втором контуре. А пустоты, которые возникают во время движения поршней, заполняются рабочей жидкостью. При этом движение самих поршней будет проходить до тех пор, пока это позволит возвратная пружина.

При достижении максимального давления в контурах выполняется срабатывание тормозного механизма. После того, как водитель убрал ногу с педали тормоза, пружины возвращают поршни в исходное положение, а давление в системе нормализуется (становится атмосферным). В системе существует расширительный бачок, куда возвращается тормозная жидкость, препятствуя таким образом созданию разрежения в системе. При выходе из строя одного из контуров цилиндра другой будет продолжать работать, обеспечивая торможение, хотя и с меньшей эффективностью.

В системе должна использоваться только специальная тормозная жидкость, которая рекомендована автопроизводителем. Она обладает высокой температурой кипения и высокой стойкостью к механическим сжатиям. Покупайте оригинальное масло!

Проверка главного тормозного цилиндра

Устройство главного тормозного цилиндра подразумевает использование уплотнительных резиновых деталей, которые периодически выходят из строя и стают основной проблемой при проведении проверки. Поэтому, в случае, если в работе тормозной системы возникли неполадки, описанные выше, необходимо проверить ее работу. И начать необходимо именно с ГТЦ. Проверка выполняется в такой последовательности:

  • Необходимо проверить наличие потеков на корпусе, а также наличие трещин на нем.
  • Далее нужно проверить герметичность и состояние уплотнительных элементов цилиндра. При любом объеме проводимых ремонтных работ необходимо обязательно заменить все резиновые уплотнители, которые имеются в составе ремкомплекта главного тормозного цилиндра.

    Проверка герметичности цилиндра выполняется на специальном стенде. Поэтому в условиях обычного гаража эта процедура вряд ли возможна.

  • Также обязательно нужно проверить зеркало цилиндра . Оно не должно иметь раковин и повреждений. Кроме этого, не допускается изменение его геометрической формы (превращение в овал).
  • Нужно проверить зазор между поршнями и цилиндром . Не допускается его увеличение сверх нормы, указанной в мануале к вашему автомобилю.

Если проверка показала появление изменений в работе ГТЦ, то не дожидаясь полного выхода его из строя, рекомендуем отремонтировать его, заменив некоторые элементы из ремкомплекта. Учтите, что с его помощью можно устранить лишь мелкие неисправности (например, течь тормозной жидкости).

В случае же, если было повреждено зеркало цилиндра , то есть, на нем появились царапины, раковины или другие повреждения, то он становится неремонтопригоден. Единственный выход в таком случае - его полная замена.

Ремонт и замена ремкомплекта главного тормозного цилиндра

После того, как вы выяснили причину поломки, вам необходимо купить ремкомплект главного тормозного цилиндра. Они делятся на два основных типа - полный и неполный. Для некоторых машин необходим дополнительно специальный ключ (например, для ВАЗ 2110). В комплект полного набора входят: пластиковые конуса для монтажа новых манжет на тело поршней, шайбы, пружины, пыльники, все необходимые манжеты. Если комплект неполный, то в него, как правило, входят лишь манжеты ГТЦ.

Как же поменять ремкомплект главного тормозного цилиндра? Алгоритм выполнения работ следующий:

Ремкомплект ГТЦ к ВАЗ 2108-2109

  1. Снять минусовую клемму с аккумулятора и клеммы с бачка тормозной жидкости. Это делается для того, чтобы электронный блок управления в дальнейшем не вывел сообщение об ошибке.
  2. Далее необходимо слить из системы рабочую жидкость. Делается это с помощью медицинского шприца и трубок. Некоторая жидкость все же останется в системе, поэтому приготовьте заранее ветошь для устранения потеков. Все отсоединенные трубопроводы необходимо “заглушить”.
  3. После этого нужно приступить к снятию непосредственно ГТЦ. Этот процесс буквально незначительно будет отличаться для каждой модели автомобиля, поэтому невозможно дать определенных рекомендаций в рамках одной статьи, но одно можно сказать с уверенностью, что прикручен к вакуумнику лишь двумя шпильками.

Дальнейший ремонт главного тормозного цилиндра необходимо проводить на рабочем столе (верстаке). Как показывает практика, капитальный ремонт ГТЦ в условиях гаража невозможен или не приносит желаемых результатов. Поэтому ограничимся рассмотрением случая замены резиновых уплотнителей из ремкомплекта тормозного цилиндра.

Обратите внимание, что во время демонтажа из цилиндра будет вытекать тормозная жидкость, которая может попасть на стол или окружающие предметы. Поэтому рекомендуем вам на начальном этапе подстелить ветошь или плотную бумагу для того, чтобы масло стекало на него.

  • Для демонтажа необходимо открутить стопорные и крепежные болты механизма. После чего разобрать корпус. Делать это нужно аккуратно. чтобы имеющиеся внутри пружинки не разлетелись в стороны.
  • Все старые резиновые уплотнения и манжеты удалить из корпуса, после чего почистить их посадочные места от возможной грязи и пыли с маслом.
  • При сборке все новые резиновые уплотнения необходимо смазать используемой тормозной жидкостью (желательно новой). А медные кольца под стопорными болтами лучше заменить на новые. Крепежные и стопорные болты лучше покрыть медной смазкой (спреем или пастой) с тем, чтобы в дальнейшем при необходимости они не прикипели и их можно было без труда выкрутить.

Категорически запрещается ремонтировать регулятор давления ГТЦ. Настройки регулятора установлены производителем при его изготовлении, поэтому регуляторы давления меняются целиком.


Замена ремкомплекта главного тормозного цилиндра


Использование ремкомплекта для ГТЦ ВАЗ

Сборка и установка цилиндра на место выполняется в обратном порядке. Не забудьте накинуть клемму на аккумуляторную батарею. В систему обязательно заливать новую рабочую жидкость (ею же смазывают новые резиновые уплотнительные детали), после чего выполняется с тем, чтобы выгнать из нее воздух.

Производители ремкомплектов

Популярными производителями ремкомплектов главного тормозного цилиндра, используемые на территории нашей страны, являются следующие компании:

  • АОЗТ “Волжскрезинотехника”. Предприятие производит ремкомплекты для отечественных автомобилей - “Жигулей”, “Москвичей” и других популярных марок (на Москвич 2140 состоит из 3-х пар манжет каждая из которых имеет свой кат. ном. 412-3505045, 042 и 036).
  • FENOX Global Group (Беларусь). Компания производит широкий ассортимент ремкомплектов для отечественных и зарубежных автомобилей. В частности, для ВАЗ-2101, 2106, 2107 и ВАЗ-2121 каталожный номер ремкомплекта ГТЦ - KPT1963C3 , цена ремкомплекта 1,3...1,7$. А для Москвича 2140-3505032.
  • ПАО “Балаковорезинотехника”. Производитель резинотехнических изделий, выпускающий более 6000 наименований и обеспечивающий бесперебойную работу автоконвейеров ВАЗа, КамАЗа, ГАЗа (каталожный номер для ремкомплекта ГТЦ автомобилей ВАЗ 2108-09 - , ремкомплект от производителя, цена - около 1$).
  • Компания “Базальт”. Российский производитель, выпускающий ремкомплекты ГТЦ для отечественных автомобилей.
  • SEIKEN. Производитель из Японии, выпускающий ремкомплекты, в основном, для японских автомобилей (например, HONDA, каталожный номер комплекта - SK62811 , цена ремкомплекта главного тормозного цилиндра - 16...18$).
  • Aisin Seiki Co Ltd (или просто Aisin). Еще одна японская компания, производящая комплектующие для автосборочных производств. Много продукции производит для Toyota.
  • SEGURIDAD INDUSTRIAL, S.A (SEINSA), Испания. Производит продукцию, в том числе ремкомплекты ГТЦ под ТМ AUTOFREN. Используются во многих европейских автомобилях. (например, каталожный номер набора - D1298 , цена - 2...3$).
  • Компания DELPHI, США. Ее ремкомплекты используются как на американских, так и европейских машинах (например, Mercedes).
  • ATE, Германия. Производит ремкомплекты для европейских автомобилей (например, каталожный номер , цена ремкомплекта ГТЦ - 20...25$).

Хотелось бы напомнить что...

С помощью ремкомплекта ГТЦ можно устранить лишь незначительные неисправности в его работе - течь тормозной жидкости, плавность работы педали, регулировку тормозной системы. Если же цилиндр поврежден физически, то в большинстве случаев он подлежит полной замене, и к сожалению, заменой манжет тут не обойтись.

По окончанию проведения работ по замене ремкомплекта главного тормозного цилиндра не забудьте выполнить прокачку тормозной системы , чтобы обеспечить ее герметичность и отсутствие в ней воздуха. А перед выездом на дорогу попробуйте эффективность работы тормозной системы неподалеку от гаража, соблюдая при этом правила безопасности.

Если говорить о самостоятельном ремонте главного тормозного цилиндра ВАЗ, то для неспециалистов может показаться, что это сложно, хотя не нужно бояться, поскольку вполне реально самостоятельно его отремонтировать.

Перед началом ремонта тормозной системы главный тормозной цилиндр нужно ремонтировать в первую очередь. Делают это уже после первичной диагностики.

Как разобрать главный тормозной цилиндр ВАЗ

Если говорить об устройстве главного тормозного цилиндра, то можно рассмотреть на примере одной из самых популярных тормозных систем – гидравлический привод 2-контурной тормозной системы ВАЗ. Именно знание этого устройства, которое самом деле простое, поможет осуществить ремонт.

Сразу же нужно заметить, то узлы первичного и вторичного поршней не ремонтируются. Их нужно будет заменить новыми узлами, когда собирать новый цилиндр.

Включает в себя гидравлический привод такие детали:

  • главный тормозной цилиндр;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • педаль тормозов;
  • шланги и трубопроводы для перемещения тормозной жидкости;
  • колесные (рабочие) тормозные цилиндры. Если ремонтировать главный тормозной цилиндр, то рабочий тормозной цилиндр при этом ремонтировать не обязательно;
  • расширительный бачок.


В главном тормозном цилиндре расположены 2 поршня, которые нужны для тормозных контуров, уплотнительные кольца и возвратные пружины. Задача главного тормозного цилиндра в том, что он должен после нажатия на педаль тормозов распределяет равномерно тормозную жидкость по контурам, чтобы дальше передать по контурам тормозную жидкость для последующей передачи в рабочие тормозные цилиндры.

Если тормозная система исправная, то давление будет одинаковым в двух контурах. Если из одного контура тормозная жидкость утекает, то второй способен обеспечить торможение.

Диагностика главного тормозного цилиндра

Перед тем, как ремонтировать главный тормозной цилиндр, нужно провести его диагностику. Перед диагностикой нужно знать, какие для этого есть методы. Если придется делать ремонт тормозной системы, например, заднего или переднего тормозного цилиндра. Все процедуры нужно начинать с проверки ГТЦ.

Основные неисправности главного тормозного цилиндра чаще бывают из-за того, что тормозная жидкость неравномерно распределяется по контурам. Например, это может быть из-за того, что происходит утечка тормозной жидкости или же завоздушена тормозная система. Если все учитывать, то за каждую пару колес отвечает свой контур, в одном контуре может упасть давление, но это не будет проблемой.

Второй контур сработает в любом случае. Тормозить движения автомобиля будет вторая пара колес. Но при этом снизится эффективность торможения. Это никак не значит, что в штатном режиме автомобиль не будет работать с неисправным ГТЦ. Лучше не откладывать ремонт главного тормозного цилиндра на долгое время.


Методы диагностики главного тормозного цилиндра

    визуально нужно проверить корпус главного цилиндра – есть ли на нем подтеки тормозной жидкости, особенно в тех местах, где трубопровод соединяется с выходами контуров;
    также корпус ГТЦ нужно проверить на то, есть на нем механические повреждения;
    в контурах нужно измерить давление: присоединяют манометры к отверстиям контуров, замеряют давление. Полученные цифры нужно сравнить с контрольными, которые указаны в инструкции по эксплуатации и ремонту автомобиля. Можно увидеть, что контур неисправный.

После того, как был проведен наружный осмотр, нужно разобрать ГТЦ. Нужно понимать, что проверить ГТЦ на герметичность не получится в гаражных условиях, поскольку нужен специальный стенд.

Разборка и ремонт главного тормозного цилиндра ВАЗ

После того, как начинать разборку главного тормозного цилиндра, все детали нужно промыть спиртом. Все резино-технические изделия нужно обязательно поменять на новые. Для этого есть самые разные ремонтные комплекты для всех марок автомобилей. При ремонте тормозов не нужно думать, что все нормально и может еще послужить.

Если в результате разборки стало понятно, что прокладки (резино-технические изделия) разбухли, то виной, скорее всего, будет тормозная жидкость, которая может быть некачественной или же может не подходить автомобилю. Также жидкость может быть непригодной из-за загрязнения.

Есть несколько требований к поршням и зеркалу ГТЦ – не должно быть задиров, царапин, механических повреждений. С заменой узлов поршней все должно быть понятно.


Ни в коем случае нельзя попытаться ремонтировать регулятор давления ГТЦ. Меняют его в комплекте, поскольку производители выставляют параметры.

Важно то, что если полностью менять главный тормозной цилиндр или же демонтировать его, но нужно не забыть откачать тормозную жидкость с распределительного бачка, заглушить все трубопроводы. Также стоит помнить о том, что после замены или проведения тормозной системы прокачку тормозной системы обязательно нужно провести.

Полная замена ГТЦ на новый – это далеко не один из самых экономичных вариантов ремонта. В таком случае лучше рассчитывать затраты на ремонт, приобретение ремонтного комплекта и покупку узлов.


Когда возникают серьезные неисправности главного тормозного цилиндра, мы беремся за голову и начинаем считать, сколько же тысяч рублей уйдет на ремонт. Не спешите с пессимистичными прогнозами – для начала нужно определить характер неисправности, ее местоположение, учесть некоторые другие факторы. Не всегда вам потребуется и помощь крутого специалиста – иногда проблему действительно можно решить самостоятельно.

Неисправности главного тормозного цилиндра в большинстве случаев связаны с тем, что жидкость начинает распределяться неравномерно. Где-то она находится в избытке, где-то ее совсем не хватает.

Строение и принцип работы тормозного цилиндра

Если посмотреть на обычный цилиндр в разрезе, он представляет собой конструкцию из двух секций. Любая из секций ответственна за нормальное торможение колеса впереди и сзади, но с прямо противоположной стороны. Конечно, если вы гоняете на заднеприводном авто, ситуация совершенно иная: каждая из описанных выше секций отвечает за полноценную работу системы по осям.

Как работает цилиндр? Достаточно нажать на педаль, как он тут же вступает в действие. При наличии вакуумного усилителя состоит из трех камер. Одна преобразовывает ваше нажатие в давление. После нажатия нагрузку принимает на себя поршень. Тормозная жидкость начинает воздействовать на суппорт (оказывает давление). Суппорт сжимает тормозные диски с помощью колодок.


Как проверяется ГТЦ?

Даже незначительные на первый взгляд неисправности могут повлечь не просто ремонт, а полноценную замену. Чем бы ни закончилась диагностика, важно помнить одно – езда на автомобиле с неисправным тормозным цилиндром опасна для жизни! Поэтому при первых признаках неисправности рекомендуем заняться ремонтом данной детали серьезно и основательно.

Начинать проверку цилиндра лучше всего с традиционного осмотра. Изучите деталь на наличие дефектов и определите, нет ли протечек жидкости. Если визуальное обследование не показало очевидных проблем, переходим к проверке педали тормоза. Все просто, как таблица умножения – уверенно надавите на педаль. Если она проваливается, ощущается ее «заедание», есть смысл задуматься о более тщательной проверке. Скорее всего, с тормозным цилиндром что-то не так.

Еще одна «головная боль», которая со временем настигнет любой тормозной цилиндр – это коррозия. Да-да, как и любой другой механизм, ГТЦ имеет свойство ржаветь, покрываясь пятнами внутри. Почему так происходит? Во всем следует винить два фактора: воду и постоянный доступ к кислороду. Эти две составляющие всегда находятся в тормозной жидкости.

Еще раз об утечке

Цилиндр устроен интересным образом. Даже если в секции №1 наблюдается утечка жидкости, вторая остается в рабочем состоянии. 1-й поршень проходит через свою же секцию и приводит в движение второй. Последний создает нужное давление для обеспечения нормальной работы секции.


А вот если утечка происходит во второй секции, наблюдается абсолютно иная картина. Поршень спокойно работает в исправной секции, тогда как в работу вовлекается другой поршень из неисправного отдела. Он движется вперед, не встречая на своем пути никаких препятствий и преград, упирается в ограничитель. Сразу же перекрывается выходное отверстие. Давление в секции №1 растет, что обязательно повлечет непредвиденное торможение механизмов.

В конечном счете, после нажатия тормозная педаль просто проваливается. Торможение хоть и происходит, но только в конце хода. Теперь вы понимаете, почему ездить с такой поломкой опасно?

Поломка ГТЦ, его комплексная замена

По какой причине цилиндр приходит в негодность? Наверное, вы уже сами догадались, что это разгерметизация. Ее можно заметить невооруженным взглядом. Даже при внешнем осмотре видно, как протекает тормозной двигатель, оставляя после себя неприятный запах и характерный след. Естественно, даст знать о себе и тормозная жидкость в бачке. Ее уровень будет постоянно уменьшаться. Эти и некоторые другие признаки указывают на то, что вам нужно срочно ремонтировать ГТЦ во избежание фатальных последствий.

Безобидная на первый взгляд разгерметизация цилиндра – серьезный повод, чтобы произвести его замену на качественно новый механизм.

Обязательный ремонт, полноценная замена ГТЦ потребуются, если:

  • Поршневые манжеты для уплотнения достаточно сильно износились или повреждены.
  • Входная манжета и пружина возврата работают с перебоями.
  • Прилично износилось зеркало механизма.
В завершение хотим еще раз напомнить вам о том, что от качества работы тормозной системы напрямую зависит ваша безопасность на дороге. Не стоит недооценивать неисправности главного тормозного цилиндра. В противном случае, поездка может закончиться неожиданным отказом тормозов.

Диагностика неисправностей тормозной системы

Чрезмерно туго выжимается педаль тормоза

Установлены тормозные колодки (дисковые тормозные механизмы), либо фрикционные накладки башмаков (барабанные тормозные механизмы) не того типа. Проверьте, произведите замену.

Нарушена проходимость тормозной линии, идущей от главного тормозного цилиндра (ГТЦ). Проверьте линии, устраните причину блокировки, либо произведите замену.

Заклинена ось тормозной педали. Выполните необходимый ремонт, либо замените осевые болт и втулки.

Выполните капитальный ремонт цилиндра/суппорта.

Нарушено функционирование вакуумного усилителя тормозов. Проверьте исправность усилителя (см. Главу Тормозная система ).

Имеет место “прихватывание” тормозов

Нарушена проходимость штуцеров ГТЦ. Проверьте, прочистите ГТЦ и резервуар тормозной жидкости.

Заклинен поршень колесного цилиндра/суппорта.

Заклинен трос привода стояночного тормоза. Замените трос.

Сломаны, либо вытянуты стяжные пружины башмаков барабанного тормозного механизма. Замените дефектные пружины.

Для выявления признаков прихватывания тормозов поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Поочередно вращая колеса вручную, проверьте не прихвачены ли тормоза. Если все колеса вращаются свободно, попросите помощника выжать и отпустить педаль ножного тормоза. Удостоверьтесь, что тормозные механизмы “отпускают” колеса без задержки. Нарушение проходимости штуцера ГТЦ вызывает одновременное прихватывание двух колес, тормозные механизмы которых включены в соответствующий конкретный гидравлический контур. Отпустите вентиль прокачки на одном из прихваченных колес, удостоверившись, что причиной прихватывания является повышение давления в контуре.
Заклинивание приводного троса стояночного тормоза обычно ведет к прихватыванию заднего карданного вала. Для проверки поддомкратьте задок автомобиля и установите его на подпорки, отсоедините приводной трос от исполнительного рычага, - задний карданный вал должен начать вращаться свободно.

Имеют место шумы, издаваемые тормозными механизмами


Имеет место низкая “мягкость” хода тормозной педали

Вышел из строя автоматический регулятор тормозных механизмов задних колес. Произведите необходимый ремонт, либо замените регулятор.

Прокачайте систему.

Имеет место засаливание фрикционных накладок колодок/башмаков вследствие попадания на них масла или тормозной жидкости. Выявите и устраните причину загрязнения, замените колодки/башмаки.

Установлены колодки/накладки башмаков не того типа. Проверьте, произведите замену.

Неисправен клапан регулировки давления. Замените клапан.

Имеют место пульсации педали во время торможения

Деформирован тормозной барабан/диск. Проточите дефектный компонент.

Изношены ступичные подшипники передних или задних колес, либо ослаб их преднатяг. Выполните регулировку преднатяга, либо замените дефектные подшипники.

Имеет место “увядание” тормозов

Произошло засаливание фрикционных накладок колодок/башмаков вследствие попадания на них масла или тормозной жидкости. Выявите и устраните причину загрязнения, замените колодки/башмаки.

Деформирован тормозной барабан. Проверьте, произведите необходимые замены.

Вышел из строя автоматический регулятор заднего тормозного механизма. Выполните необходимый ремонт регулятора.

Установлены колодки/башмаки не того типа. Произведите замену.

Опорожните гидравлическую систему и залейте свежую тормозную жидкость. Прокачайте тормоза.

Происходит перегрев тормозных механизмов

Вышел из строя автоматический регулятор тормозного механизма заднего колеса. Выполните необходимый ремонт.

Сломаны или вытянуты стяжные пружины тормозных башмаков. Проверьте, замените дефектные пружины.

Нарушена регулировка толкателей вакуумного усилителя/ГТЦ. Проверьте, произведите необходимые корректировки.

Заклинен поршень колесного цилиндра/суппорта. Выполните необходимый ремонт.

Заблокирован штуцер ГТЦ. Проверьте, прочистите цилиндр и резервуар тормозной жидкости.

Слишком резко выполняется торможение. Измените манеру вождения.

Произошел отказ тормозов

Вышел из строя ГТЦ. Снимите цилиндр, выполните его восстановительный ремонт, прокачайте гидравлическую систему.

Упал уровень тормозной жидкости вследствие утечек суппортов/колесных цилиндров. Выполните необходимый ремонт, прокачайте гидравлическую систему.

Уровень жидкости упал вследствие утечек тормозных шлангов/трубок. Замените дефектные компоненты, прокачайте гидравлическую систему.

В гидравлическую систему попал воздух. Выясните и устраните причину, прокачайте систему.

Загрязнена тормозная жидкость. Опорожните систему, залейте свежую жидкость, прокачайте тормоза.

Гидравлическая тормозная система любого легкового автомобиля состоит из множества узлов и элементов. В этой статье мы рассмотрим устройство и принцип работы наиболее важного узла тормозной системы – главного тормозного цилиндра . Данный узел предназначен для преобразования механического усилия на педаль тормоза, в давление жидкости в системе и обеспечения эффективного замедления автомобиля. Эффективное функционирование обеспечивается только при условии применения специальной тормозной жидкости, которая не сжимается и имеет высокую температуру кипения.

Для обеспечения максимальной надежности системы и повышения уровня безопасности, практически на всех современных автомобилях устанавливаются двухсекционные главные цилиндры , которые делят систему на два практически независимых контура. Двухсекционный тормозной цилиндр обеспечивает полное или частичное сохранение работоспособности тормозной системы в случае потери герметичности какого-либо контура.

В автомобилях с передними ведущими колесами первый контур отвечает за функционирование переднего правого и заднего левого рабочих тормозных механизмов, а второй контур – соответственно за работу переднего левого и заднего правого. В автомобилях с классическим задним приводом первый контур отвечает за функционирование передних рабочих тормозных механизмов, второй контур – задних.

При наличии в автомобиле вакуумного усилителя, главный цилиндр крепится непосредственно к стенке усилителя. Тормозной цилиндр большинства автомобилей состоит из следующих элементов:

  • корпус;
  • резервуар (бачок) для тормозной жидкости;
  • поршни с толкателями;
  • уплотнительные манжеты;
  • возвратные пружины.

Резервуар для жидкости может быть установлен как непосредственно на главном тормозном цилиндре , так и в любом другом удобном месте. При разделении конструкции, резервуар сообщается с полостями цилиндра посредством гибких или металлических трубок. На некоторых легковых автомобилях, бачок для тормозной жидкости является общим для тормозной системы и . Независимо от устройства, резервуар служит для подпитки гидравлических систем тормозной жидкостью в случае ее частичной потери вследствие износа манжет или испарения. Кроме того, в резервуаре устанавливается датчик, следящий за должным уровнем тормозной жидкости.

В корпусе тормозного цилиндра располагаются поршни с резиновыми уплотнительными манжетами и возвратные пружины. Полости цилиндра наполняются тормозной жидкостью через перепускные и компенсационные отверстия. Поршни с уплотнительными манжетами предназначены для создания необходимого давления тормозной жидкости в контурах системы. Возвратные пружины обеспечивают соответственно возврат и удержание в исходном положении поршней при отсутствии воздействий на педаль тормоза.

Главные цилиндры некоторых автомобилей, помимо всего прочего могут быть оборудованы датчиком перепада давления в контурах. Датчик перепада давления предназначен для сигнализации и предупреждения водителя о потере герметичности и неисправности в одном из контуров. Датчик и механизм, следящий за давлением могут быть смонтированы как в отдельном корпусе, так и объединены в единую конструкцию с главным цилиндром.

Принцип работы главного тормозного цилиндра

Для замедления автомобиля , водитель осуществляет нажатие на педаль тормоза, которая передает усилие через шток на поршень первого контура главного цилиндра. В случае с , на поршень воздействует шток усилителя. Поршень первого контура, перемещаясь вперед, перекрывает компенсационное отверстие и начинает создавать перед собой давление тормозной жидкости. За счет конструкции цилиндра, образовавшееся давление частично воздействует на рабочие цилиндры первого контура и перемещает поршень второго контура.

При перемещении вперед , поршень второго контура также перекрывает компенсационное отверстие и создает давление во втором контуре системы. Таким образом, при дальнейшем воздействии на педаль, поршни создают давление в обоих контурах, что обеспечивает работу всех тормозных цилиндров и торможение автомобиля. Полости за первым и вторым поршнем при их перемещениях заполняются тормозной жидкостью из резервуара через перепускные отверстия, что в свою очередь исключает завоздушивание и отказ тормозной системы.

После остановки автомобиля или окончания замедления, водитель прекращает воздействовать на педаль и поршни обоих контуров за счет возвратных пружин перемещаются на исходные позиции. При этом контуры через компенсационные отверстия начинают сообщаться с резервуаром, и давление тормозной жидкости выравнивается с атмосферным. В это время поршни рабочих тормозных механизмов также возвращаются в исходные позиции – растормаживаются.

Как уже было сказано, при потере герметичности одного из контуров, второй будет работать с немного меньшей, но достаточной эффективностью. Например, при выходе из строя первого контура, толкатель вакуумного усилителя не встретив сопротивления, переместит первый поршень до контакта со вторым, который при перемещении создаст давление во втором контуре. При этом ход тормозной педали увеличится за счет отсутствия сопротивления в первом контуре.

В случае потери герметичности во втором контуре , толкатель вакуумного усилителя будет перемещать оба поршня до тех пор, пока поршень второго цилиндра не достигнет торцевой части корпуса цилиндра. После этого в первом контуре будет создано давление, которое приведет в действие рабочие тормозные цилиндры первого контура. В этом случае ход тормозной педали также увеличится, за счет «холостого» хода второго поршня. Однако, несмотря на увеличение хода, при условии правильной регулировки механизма, тормозная система обеспечит эффективное замедление автомобиля.