Солнечная машина. Первый в мире электромобиль на солнечных батареях

«Солнцемобили», т.е. автомобили, передвигающееся на энергии, полученной от солнечных батарей, уже давно не фантастика. Более того, каждый год в проходят многодневныемеждународные гонки таких инновационных транспортных средств. К примеру, в этом году 37 машин, выполненных в футуристическом дизайне, преодолели дистанцию в 3 тыс. км - от города Дарвин на севере страны до Аделаиды на юге. Марафон занял около недели. При этом машины передвигались на энергии Солнца машины только днём, а ночью они превращались в электромобили.

(Всего 18 фото)

1. Первый электромобиль на солнечных батареях был показан публике в далеком 1955 году. Это была небольшая беспилотная модель.

2. А уже по прошествии тридцати лет, в 1987 году, прошли первые всемирные соревнования автомобилей на солнечных батареях.

3. С тех пор ежегодно в Австралии проходит состязание подобных самодвижущихся повозок – Australian World Solar Challenge. Дистанция от Дарвина до Аделаиды, которую преодолевают участники, равна 3010 км.

5. Основными участниками этих соревнований являются энтузиасты: студенческие и научные группы ВУЗов. Некоторые проекты спонсируются крупными автомобильными концернами.

6. Подобные соревнования приравниваются к шоу, за которым ежегодно наблюдает приблизительно 200 миллионов человек, а это значит, что можно дополнительно прорекламировать свою продукцию.

7. Полученные результаты интересны не только для автомобильной промышленности, ведь спутники в космосе уже давно питаются энергией солнца.

8. Заинтересовались такими автомобилями не только в солнечной Австралии. Например, в США, в Денвере, ежегодно проводятся гонки на ускорение. Дистанция, как и подобает канонам этого спортивного состязания, равна 402 метрам. Результатам могут позавидовать хозяева автомобилей, использующие все тот же бензин. "Каррент Элиминейтор – 3" на преодоление этой дистанции тратит всего-навсего 10,23 секунды.

9. Однако, не смотря на то, что для перемещения эти машины не израсходуют ни капли бензина, проблема "солнцемобилей" не только в отсутствии солнечных дней, как кажется на первый взгляд.

10. Даже в хорошую и ясную погоду КПД солнечных фотоэлементов равно 15 %. В то время как КПД двигателя внутреннего сгорания равно 40-45 %, то есть в три раза больше.

11. Еще один минус этих автомобилей – мощность. Они развивают не многим больше 1 л. с. и это при условии, что площадь фотоэлементов приблизительно два квадратных метра, поэтому скорость таких машин тоже не велика. 100 км/ч, при хорошей погоде и попутном ветре, считается очень хорошим показателем.

12. И все же есть оптимисты, которые верят в будущее подобных транспортных средств.

13. Так, французская фирма Venturi на сегодня уже имеет два проекта электромобилей, готовых к серийному производству, – это Ecletic и Astrolab. Последний похож даже на спортивного автомобиля, правда, только внешне. Похвастаться завораживающей мощностью они пока не могут. Eclectic способен развивать всего 22 л. с.

14. Эти автомобили конечно перемещаются без бензина, но не долго. Заряда никелиево-металлогибридных аккумуляторных батарей от фотоэлементов хватает всего на 50 км пути, при скорости не более 50 км/ч.

15. Разработчики предусмотрели и вариант для пасмурных дней. В таком случае автомобиль можно будет подключить к сети и через пять часов опять отправляться в путь.

16. Но если нет ни солнца, ни розетки под рукой, то можно использовать энергию ветра, которой при сильном ветре достаточно для преодоления 15 км.

17. Родственник Eclectic – Astrolab способен разгоняться до 120 км/час, а его заряда должно хватать на 110 км пути.

18. Стоимость таких автомобилей предварительно должна быть равна 25 тыс. евро. Так что все это пока можно назвать лишь игрушками, к тому же еще и не дешевыми.

Но кто знает, двигатель внутреннего сгорания тоже когда-то воспринимался именно так, а сегодня… В общем, поживем – увидим.

Автомобили, работающие на солнечной энергии, все еще находятся в стадии разработки, поэтому сильно отличаются друг от друга по внешнему виду, конструкции и основным параметрам. Но все эти автомобили, как и те, что показаны в этой статье имеют основные общие закономерности. Главная - это наличие солнечных собирающих панелей, которые поглощают солнечный свет и преобразуют его в электричество. В большинстве моделей это электричество накапливается в аккумуляторах, откуда оно поступает в электродвигатель, а тот вращает колеса.

Конструкторы стремятся сделать солнечные автомобили такими, чтобы они могли с большей эффективностью использовать свои запасы энергии. Поэтому большинство подобных автомобилей изготовлено из легких материалов и имеют обтекаемую форму, чтоб уменьшить сопротивление ветра. Теоретически солнечный автомобиль способен работать бесконечно долго, ведь ему не требуется иного топлива, кроме солнечного света. К тому же он не производит никаких выбросов, то есть не портит природу. Однако у него есть большой недостаток: такой автомобиль не может двигаться ночью и при сплошной облачности. Сейчас специалисты работают над тем, чтобы преодолеть подобные ограничения.

Схема устройства автомобиля на солнечных батареях

Электричество, получаемое в панелях солнечных коллекторов, передается по проводам в накопительную батарею, то есть в аккумулятор. Аккумулятор питает электродвигатель, который вращает колесный вал и колеса. Специальная система механической передачи, имеющая 12 скоростей, позволяет эффективно использовать энергию в разных дорожных условиях.

Солнечная батарея

Каждый солнечный элемент состоит из двух слоев кремния: Р-типа, то есть позитивный или положительный, и N-типа, то есть негативный или отрицательный. Когда свет попадает на такой элемент, он освобождает электроны в слое Р-типа, которые сами переходят в слой N-типа. Двигатель солнечного автомобиля пользуется запасами этого тока.

Автомобиль "Southern Cross"

Автомобиль "Southern Cross" имеет наклоняемую солнечную панель

Японский "Саузен кросс" имеет длину около 20 футов, весит 620 фунтов и двигается по ровной поверхности со скоростью до 25 миль в час. А так же он оснащен подвижной солнечной панелью.

Подвижная солнечная панель

Чтобы солнечные коллекторы поглощали наибольшее количество света, панель может наклоняться (справа) по направлению к солнцу - даже во время движения автомобиля.

Коллекторная солнечная панель обтекаемой формы

Автомобиль "Солар флер"(Solar flare), построенный в Калифорнийском университете, участвовал в автомобильной гонке "World Solar" - "Мир солнца" 1990 года. Тогда он прошел по необжитым районам Австралийского материка 1800 миль и занял в гонке 11-е место. Автомобиль имеет в длину двадцать футов и 9200 солнечных элементов толщиной меньше визитной карточки. Корпус автомобиля сделан из эпоксидной смолы, армированной углеродом. На борту находится серебряно-цинковая аккумуляторная батарея. Одного ее заряда - без дополнительной солнечной подпитки - хватает на 125 миль пути.

Гонка по Австралии не обошлась без трудностей. Часто ломалась цепная передача, которая использовалась для привода заднего колеса, - как в мотоцикле. И часто прокалывались колеса. Непредвиденные остановки снижали среднюю скорость. Во время той гонки она оказалась равной 27 милям в час вместо предполагавшихся 42 миль в час. После технической доработки "Solar flare " принял участие в двух автогонках по Соединенным Штатам в 1991 году и победил в них.

Hanergy — это китайский энергетический холдинг, который занимается производством и установкой экологически чистых электростанций, работающих от возобновляемых источников энергии: воды, ветра или солнца. Компания существует с 1994 года, имеет множество филиалов и партнеров по всему миру, а ее штат превышает 15 тысяч сотрудников. В прошлом году у Hanergy появились интересы и в автомобильной сфере. Точнее, в электромобильной. Прошлой осенью компания представила первый прототип электромобиля на солнечных батареях, а теперь в Китае прошла масштабная презентация сразу четырех концепт-каров.

Прототип Hanergy 2015 года

Все они построены на оригинальной модульной платформе, которая предусматривает разные типы привода (в зависимости от компоновки кузова и предназначения машины электромотор можно установить на любой оси). Литий-ионный тяговый аккумулятор располагается между осями под полом салона, а на поверхности кузова находятся современные тонкопленочные солнечные батареи. По сравнению с традиционными кристаллическими они легче, имеют повышенный КПД, лучше работают в пасмурную погоду и при загрязнении, а из-за гибкой конструкции их проще интегрировать в кузов автомобиля. А самый существенный недостаток — цена. Четыре машины как раз призваны продемонстрировать широкие возможности этих технологии.

Hanergy Solar O — это однообъемный сити-кар, созданный по более-менее традиционным лекалам. Солнечные батареи встроены в крышу, передок и подъемные двери, а в багажнике могут поместиться два электроскутера.

Необычная форма кузова и в первую очередь крыши концепта Solar A продиктована желанием максимально увеличить горизонтальную площадь солнечных батарей. По задумке у хэтчбека массой 1,2 т вдобавок есть раскладные панели, поэтому на парковке общая площадь солнечной батареи достигает 7,5 квадратных метра.

Но это еще ерунда. Минивэн Solar L в длину достигает шести метров, как Rolls-Royce Phantom! У него огромный покатый хвост, а площадь солнечных элементов — почти десять квадратных метров! При этом заявленная масса машины — всего 700 кг.

Ну а Hanergy Solar R — это электрический спорткар. Грозного вида купе имеет солнечные батареи на крыше, капоте, дверях, а также вместо заднего стекла. Увы, динамические характеристики машин пока не сообщаются.

По заверениям разработчиков, за 5—6 часов солнечные батареи могут выработать энергию, которой хватит для того, чтобы электромобиль мог проехать около 80 км. Для городских поездок по маршруту дом—работа—магазин—дом этого достаточно. При этом система управления на основании прогнозов погоды подскажет, когда лучше заряжать машину и сколько времени займет восполнение заряда для требуемого пробега. А если энергии солнца недостаточно, то запасы электричества можно пополнить от розетки. Полной емкости аккумулятора должно хватить на 350 км пробега.

В Hanergy уверяют, что нынешние технологии изготовления тонкопленочных солнечных батарей позволяют иметь коэффициент фотоэлектрического преобразования до 31,6%, хотя в среднем по отрасли этот показатель составляет около 20%. А в планах — увеличение коэффициента до 42% к 2025 году. В разработке находятся и прозрачные солнечные батареи, которые можно будет «наклеивать» на стекла, заметно увеличивая общую площадь фотоэлементов.

Компания намерена начать производство электромобилей на солнечных батареях в 2020 году. Но не исключено, что весь этот автомобильный проект сделан лишь в рекламных целях, чтобы привлечь внимание публики. Ведь помимо энергетических проектов широкую известность компании Hanergy принес еще и крупный финансовый скандал: прошлой весной после долгих махинаций акции одного из подразделений холдинга (Hanergy Thin Film Power) на Гонконгской бирже за 24 минуты подешевели почти вдвое, разом снизив капитализацию на 19 миллиардов долларов! Какие уж тут электромобили.

Солнечный автомобиль - идея не новая, но так до конца и не реализованная из-за объективных особенностей. Это и малая мощность автомобилей на солнечных батареях, да и с эффективностью работы солнечной зарядки для автомобиля были определенные проблемы, которые пытались решать едва ли не всем миром. И ведь нельзя сказать, что все впустую - динамика, особенно в последние годы, только радует. Вполне возможно, что именно солнечный автомобиль придет на смену современным электрокарам.

Солнечный автомобиль - развитие благодаря гонкам

К идее автомобиля на солнечных батареях всерьез пришли только во второй половине прошлого века (вовсю экспериментировали даже в СССР - на заводе РАФ, с моделью микроавтобуса 2203), а датой рождения более-менее полноценного солнечного автомобиля стоит признать 1982 год.

Именно тогда датчанин Ханс Толструп - изобретатель, предприниматель и путешественник - совершил трехтысячекилометровый рейд через Австралию на прототипе Quiet Achiever, развивая среднюю скорость чуть более 20 км/ч. Принцип прост: фотоэлементы, преобразовывая световую энергию в электрическую, заряжают аккумуляторы, которые с помощью электродвигателя приводят в движение колеса. Естественно, солнечная зарядка для автомобиля - постоянна и непрерывна, пока не появились тучи или не пошел дождь.

А затем Толструп решил развить это перспективное направление и учредил World Solar Challenge - первую гонку солнечных автомобилей. По Австралии, где солнце светит почти 300 дней в году. Желающие откликнулись быстро, в 1987 году прошло первое ралли, а затем через каждые два года (процесс разработки и производства нового прототипа - занятие не самое быстрое), на Зеленый континент приезжали все новые и новые смельчаки.

Уже в 1996 году средняя скорость победившего экипажа приблизилась к отметке в 100 км/ч, а «максималка» составила 135 км/ч. Дальше стало только лучше.

Солнечный автомобиль - индийская практичность и голландская функциональность

По части благоприятной погоды с Австралией вполне может поспорить Индия. Студенты университета в Манипале, не без помощи концерна Tata, спроектировали любопытный концепт-кар. Их солнечный автомобиль - это стеклопластиковый корпус на трубчатом каркасе, снаряженной массой около 600 кг, способный проехать полторы сотни километров на максимальной скорости 60 км/ч.

Система питания и управления - на базе микрокомпьютера Raspberry Pi. Причем основная задача, стоявшая перед индийцами - возможность коммерческого использования этого автомобиля на солнечных батареях! Не скорость, мощность или комфорт, нет - это, скорее, попытка заменить велорикш в обозримом будущем.

А вот в Голландии построили солнечный автомобиль с кардинально противоположной философией. Студенческая команда из Эйндховена взялась за проект Stella - семейного авто, по дизайну напоминающего очень заниженный микроавтобус. Они постарались сделать машину максимально легкой (всего 375 килограммов!), максимально аэродинамичной и комфортной.

Первая генерация этого солнечного автомобиля без особых проблем выиграла World Solar Challenge в классе Сruiser (максимально приближенном к реальным машинам), вторая - Stella Lux - готовится на ралли в октябре 2015 года.

Вот она-то и обещает стать ступенькой на пути к серийному производству солнечных автомобилей: на одной зарядке - 1 100 километров пробега, максимальная скорость ограничена на отметке 125 км/ч. Фирменная фишка: встроенная система навигации еще и автоматически подбирает наиболее оптимальный маршрут, исходя из прогноза погоды.

Солнечный автомобиль - английская хитрость и немецкий авантюризм

Свои амбиции в плане постройки крутого автомобиля на солнечных батареях были и у англичан. Но они носили преимущественно спортивно-соревновательный характер. Студенты из Кембриджа смогли спроектировать одновременно и максимально аэродинамичный автомобиль, и в то же время сделали солнечные батареи адаптивными - чтобы не один фотон энергии не пропал даром! Машина может ехать 140 км/ч - и также служит скорее прототипом для будущих серийных разработок.

Естественно, в теме разработки автомобиля на солнечных батареях и Германия не могла остаться в стороне. Немецкие студенты из Бохума в 2012 году замахнулись сразу на кругосветное путешествие протяженностью без малого тридцать тысяч километров (!) на выполненном из карбона и алюминия миниатюрном двухдверном купе SolarWorld GT - весом всего в 260 килограммов!

Максимальная скорость - 120 км/ч, запас хода без подзарядки - 400 километров, с подзарядкой - втрое больше. Машинка получилась симпатичной, хотя по дорогам России и Украины парням пришлось несладко - приходилось устраивать пит-стоп и менять колесо. Хотя нет худа без добра: дополнительная солнечная зарядка для автомобиля никогда не будет лишней.

Солнечный автомобиль - австралийская респектабельность

А вот в Австралии решили не терять времени даром и сразу замахнулись на создание не простого автомобиля на солнечных батареях, а самого натурального споркупе! Проект Immortus от компании EVX Ventures - это футуристический дизайн, два электродвигателя и разгон с нуля до сотни за семь секунд! Максимальная скорость ограничена на отметке в 150 км/ч, без динамики электродвигателей автомобиль способен на городские покатушки со скоростью 60 км/ч, и вот это, пожалуй, едва ли не идеальный вариант эксплуатации для расслабленных австралийцев.

А вот еще один австралийский проект - Sunswift eVe - пока только является прототипом. Но не простым, а прототипом-рекордсменом: студенты из Нового Южного Уэльса за полмиллиона долларов создали машину, способную проехать 500 километров на одной зарядке со средней скоростью более 100 км/ч - и хотя максимальная скорость чуть уступает проекту Immortus, второго «австралийца» тоже планировали запускать в мелкосерийное производство. Спрос, видимо, есть.

Солнечный автомобиль - далекое или недалекое будущее

Крупные автопроизводители, получив чувствительный щелчок по носу, с выходом «Тесла» наверняка готовят ответный удар. И солнечный автомобиль вполне может стать таковым.

Например, «Форд» уже пробовал ставить фотоэлементы на крышу минивэна С-Мах, и получившийся концепт выглядел достаточно прилично. Ну а у мелких производителей появляется шанс повторить успех Элона Маска и его электрокара . Что для этого нужно? Инновации, инновации и еще раз инновации.

Новые легкие и прочные полимерные материалы для кузова и, возможно, для колес, а также более эффективные фотоэлементы и электродвигатели. Приятный и радующий глаз дизайн и функциональность, сопоставимая с хорошим С-классом - вот залог успеха.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Ухудшающаяся с каждым годом экология нашей планеты и технический прогресс, не стоящий на месте, послужили мощными катализаторами для разработки и выпуска такого экологического транспорта, как автомобиль на солнечных батареях.

Основана работа транспортных средств с солнечными батареями для подзарядки аккумуляторов автомобилей на аккумулировании природной энергии Светила и ее превращении в электричество, питающее электромотор, приводящий в действие автотранспорт.

Суть преобразования в использовании проводимости «p-n», солнечными батареями создаваемой в элементах, образованных двумя кремниевыми слоями, при производстве которых к ним добавляются различные вещества.

Детальнее вникнуть в суть преобразования поможет схема:

В находящийся сверху «n» слой добавляют фосфор в процессе изготовления, в слой «p» (нижний) – бор. Таким образом на границе двух слоев образуется «p-n переход», определяющий для фотоэлементов, составляющих солнечную батарею, проводимость «р-n».

Лучи солнца, воздействуя на первый слой, образуют в отрицательные частицы — свободные электроны, и положительные, так называемые «дырки», в слое нижнем.

Между ними появляется электрическое поле, приводящее к появлению разности потенциалов.

При подключить к двум слоям нагрузки, в цепи появится ток. Частицы со знаком минус стремятся вверх, а со знаком «+» пробиваться книзу.

Если за нагрузку взят электрический мотор и дополнительно установлены электронные устройства, в различных режимах обеспечивающие требуемый рабочий режим, а также подключено определенное число батарей, схема использоваться может как привод, служащий, в том числе, для приведения машины в движение.

Такое средство передвижения будет называться, автомобилем, функционирующим благодаря солнечным батареям. Изобрели его еще в 20 столетии.

Немного истории

Автомобили на солнечных батареях обязаны своим появлением американцам. Но, из-за того, что в то время не было соответствующих технологий, позволяющих собирать компактных размеров солнечные мощные конструкции, массовый выпуск солцемобилей так и не был начат.

Выпускались только низкоэнергоемкие батареи. Поэтому эта отрасль автомобилестроения не нашла развития в то время. Вернулись к автомобилям, использующим солнечную энергию, только в девяностые годы.

К тому моменту была возможность, позволившая поднять КПД автомобилей на солнечных батареях. Выросло и количество вырабатываемого панелями электричества. Батареи нового поколения дали возможность создавать и передавать при перемещении на значительное расстояние требующийся запас энергии.

Также появились новые материалы, используемые для изготовления кузовов автомобилей, современные системы трансмиссии и виды электромоторов. Все это также положительно сказалось на развитии отрасли.

Сегодня в производстве элементов кузова применяют высокопрочный и очень легкий пластик, для трансмиссии — детали, для которых характерно минимальное значение сопротивлению качения, а моторы использовать стали бесколлекторные, содержащие редкоземельные магниты для полюсов.

Инновационным изобретением было и мотор-колесо. Электродвигателем, в этом случае, оснащено каждое ведущее колесо, что и увеличивает для передаточного механизма КПД.

Солнечные батареи, стали производить гибкими. Это не могло не привести к росту мощности, поскольку появилась возможность их крепить на любые части кузова, тем самым больше стала площадь, способная аккумулировать энергию.

Солнечные модели авто

Практически нет ведущей автомобильной компании, которая бы не вела разработки средств передвижения, функционирующих на батареях солнечных.

Среди наиболее известных, разработанный французской фирмой Venturi автомобиль Ecletic.

Характеристики

  • Силовая высокомощностная установка – 22 л.с.;
  • Покрываемое без дозарядки расстояние – 50 км;
  • Допустимая скорость – 50 км/ч.

Резервным источником питания модели является генератор ветра, установленный на крыше. Но предусмотрел разработчик и вторую возможность — пополнения энергией от бытовой электросети.

Другим проектом французских инженеров Venturi является модель «Astrolab».

Параметры

Запас хода у серийной модели выше почти вдвое, в сравнении с предыдущей. Мощность составляет 16 кВт, скорость ограничена отметкой 120 км/час.

За счет использования пластика для изготовления корпуса, вес у модели всего 300 килограмм. У нее солнечная батарея установлена на крыше автомобиля.

Футуристично выглядит голландское детище под названием «Stella», разработали которое сотрудники Университета г. Эйндхоен. Это семейный автомобиль, оснащенный высокомощной батареей солнечной и имеющий сенсорный экран. Его корпус имеет много алюминиевых деталей изготовленных из углерода.

Энергии, которую вырабатывает авто, использующее солнечные батареи, даже больше, чем необходимо для подзарядки аккумуляторов, емкость которых немаленькая, поэтому запас хода достигает 600 км.

Специалисты компании Green GT(Швейцария) тоже внесли свой вклад в развитие автоотрасли, а конкретно в автомобили с солнечными батареями.

Они создали автомобиль «Solar World GT», у которого мощность достигает 400 л.с.

Двигатель и емкостная батарея позволяют разгоняться до 275 км/ч, ускоряясь до сотни всего з 4 секунды.

Успешно развивают отечественные солнечные авто и в России, точнее – в Санкт-Петербурге.

Для кузова автомобиля на солнечных батареях используется легкий композит, за счет чего вес равен всего 200 килограмма. Форма напоминает катамаран. Ожидаемая скорость — 150 км/ч.

И, конечно, не могло обойтись без Японии, которая создала автоомбиль, победивший в 2011 году на австралийских ежегодных гонках. Его назвали «Tokai Challenger 2», а удивляет он многим:

  • Формой корпуса из углепластика и массой, не превышающей 140 кг;
  • Развиваемой скоростью – 160 км/ч.

Стоимость

Поскольку солнечные автомобили пока остаются товаром штучным, то стоимость их низкой назвать нельзя. Пока автомобили не поставлены на поток, об их характеристиках известно немного. Создатели автомобилей не спешат раскрывать секреты.

О тех же моделях, которые уже запущены в серию, данных побольше. Так, известна цена на французский Astrolab», которая составляет примерно 92 тысячи евро.

Плюсы

Неоспоримыми плюсами солнечных автомобилей считают:

  • Экологичность;
  • Низкий вес;
  • Малые размеры;
  • Экономичность;
  • Неограниченный запас солнечной энергии;
  • Отсутствие необходимости развивать инфраструктуру (заправочные и подзарядные станции не нужны);
  • Длительный срок эксплуатации;
  • Дешевая энергия;
  • Большой ресурс панелей.

Минусы

Недостатки не позволяют широко войти описанным автомобилям в повседневную жизнь.

Они созвучны с преимуществами:

  • штучное производство и инновационные технологии, сильно увеличивающие цену;
  • более низкие, чем у авто с ДВС, скорость и проходимый без подзарядки путь;
  • отсутствие автосервисов данного сегмента транспорта.

Тем не менее, новое направление, т.е. создание солнцемобилей способно в недалеком будущем вытеснить автомобили с ДВС с рынка.

К тому же, концерны финансируют работы по развитию солнцемобилей, создающихся небольшими бюро и коллективами.

Важно: Серийное производство солнцемобилей достигнет небывалых размеров, как только КПД панелей достигнет 50%.

Сегодня не составит проблем солнечную батарею емкостную для автомобиля купить даже Интернет.

Видео: Автомобили на солнечной энергии вышли на старт