Экономичная эксплуатация грузового автомобиля, или как снизить расход топлива грузовика. Выбор правильного графика движения

Экономичные шины: можно ли снизить расход топлива за счет покрышек

В рекламных материалах производителей шин наряду со словами "долговечность", "хорошее сцепление", "быстрое торможение" обязательно присутствуют заверения об "экономичности", то есть заметном сокращении расхода топлива. Объясняется подобный эффект более низким сопротивлением качению.

Разумеется, на то, с какой скоростью указатель уровня горючего в баке стремится к нулю, влияет множество факторов: от стиля вождения до массы пассажиров. Также не приходится говорить о "бережливости" зимних шин, поскольку при их эксплуатации на первое место выходят совсем другие качества, несовместимые с легкостью качения. Поэтому сегодня мы познакомимся с наиболее распространенными на российском рынке летними экономичными (или энергоэффективными) покрышками и узнаем, стоит ли рассчитывать на серьезную экономию бюджета при их использовании.

Немного теории

У новичков-автолюбителей, впервые узнавших о шинах с низким сопротивлением качению, возникает закономерный вопрос: что чему сопротивляется и как это связано с расходом топлива? Дело в том, что наружная (она же беговая) часть шины, соприкасаясь с дорожным покрытием, несколько деформируется - из округлой становится уплощенной - и образует так называемое пятно контакта. Когда же автомобиль начинает двигаться, процесс деформации становится непрерывным, "пятно" перемещается по покрышке и обеспечивает сцепление с дорогой. Таким образом, чем меньше энергии требуется для того, чтобы преодолевать изменение формы шины, и чем легче пятно контакта выходит из зацепления с покрытием, тем ниже величина сопротивления качению.

Лучше всего деформацию и пятно контакта демонстрирует полуспущенная шина

Основными конструктивными характеристиками шины, влияющими на то, насколько легко она катится по дороге, являются упругость материалов беговой части и боковин, а также "прилипчивость" материала протектора к дороге.

Среди шин одного диаметра увеличенное сопротивление качению имеют более широкие покрышки, обладающие большим пятном контакта. Не отличаются экономичностью и спортивные шины, предназначенные для езды на больших скоростях, так как состав материала, из которого их делают, должен обеспечивать максимальное сцепление с покрытием дороги.

Кстати, самый простой способ снизить сопротивление качению - подкачать шины. Тут и деформация снижается, и пятно контакта становится меньше. Вот только перекачивать колеса выше рекомендованных значений не стоит, так как при этом заметно увеличивается тормозной путь, автомобиль легче срывается в занос, да и комфортность езды заметно страдает, особенно на неровных дорогах.

Поскольку в обычном легковом автомобиле на преодоление сопротивления покрышек приходится примерно 20% всего расхода топлива, то неудивительно, что производители шин стараются повысить привлекательность своей продукции за счет этого показателя. В среднем снижение сопротивления на 10% позволяет сэкономить около 1-2% горючего.

Что нам обещают производители

Посмотрим, за счет чего компании-изготовители стараются уменьшить этот "вредный" показатель, насколько эффективно нововведения проявляют себя в реальных условиях и, самое главное, как подобные изменения сказываются на таких важных свойствах шин, как устойчивость на дороге в различных условиях и скорость торможения.

В тестах летних шин, проводимых по заказу авторитетных отечественных и зарубежных автомобильных журналов, характеристику "низкое сопротивление качению" чаще всего имеет продукция компаний , и . Разумеется, подобную резину сегодня предлагают практически все производители, но мы ограничимся названными выше популярными в России марками.

Флагманом энергоэффективной продукции компании Nokian Tyres являются шины . Как заявлено на сайте концерна, сопротивление качению этих покрышек снижено на 15% по сравнению с предшествующей моделью - . Если же брать "обычные" шины, то снижение достигает 40%.


Попытки понять, за счет чего достигнуты столь впечатляющие результаты, заканчиваются дежурными фразами пресс-релизов о "специально спроектированном протекторе и уникальной композиции резиновой смеси". Единственная подробность, которую озвучили маркетологи Nokian, - в состав покрышек входит масло финской сосны.

Другой известный производитель шин также имеет в своем арсенале "бережливую" покрышку - . Впрочем, и здесь о технологии и конструкции говорят крайне скупо. Компания Michelin гордится тем, что первой стала добавлять кремний (или, как его еще называют, силику) в состав резиновой смеси. Впрочем, сегодня этот минерал стал неотъемлемой частью авторезины любого производителя. А по существу вопроса информации практически нет: "Сниженная масса, уникальный состав, инновационная конструкция..."» Покупателям шин обещана экономия восьмидесяти литров топлива за весь срок пробега комплекта покрышек, который, в свою очередь, будет дольше на десять тысяч километров. Все это, разумеется, в среднем и по сравнению все с теми же "обычными" шинами.

Впрочем, наивно было бы ожидать, что производители шин начнут щедро делиться разработками инженеров и технологическими секретами. Вот и сообщает компания Pirelli об "инновационных материалах" и "ELRR (Extra Low Rolling Resistance)" - системе сверхнизкого сопротивления качению, использованной в шинах .

Чуть более многословны представители GoodYear, рассказывающие, что шина EfficientGrip имеет "улучшенный каркас с использованием специальных материалов, облегчающих вес продукта; усовершенствованный процесс разработки и производства резиновой смеси с новым составом, который обеспечивает превосходные показатели пробега, торможения на мокрой поверхности и сопротивления качению". Также утверждается, что расход топлива будет ниже на 1,9% "по сравнению с четырьмя ведущими конкурентами". О том, что это за конкуренты, правда, не сообщается.

Преимуществами экономичной покрышки должны стать "новый кремниевый состав материала беговой дорожки, доработанный контур и асимметричная форма протектора". Сопротивление качению у этой шины на 12% ниже, чем у предшествующей модели ContiEcoContact EP.

Обобщив разрозненные сведения, можно сделать вывод, что в последние годы основные усилия конструкторов направлены на снижение массы шины за счет уменьшения количества слоев корда и толщины протектора, а также на использование в составе резиновой смеси синтетических материалов, обладающих минимальными потерями энергии при деформации.

Практика - критерий истины

Что ж, пора от красивых обещаний изготовителей автомобильной "обувки" перейти к практическим результатам и посмотреть, что получает и что теряет автовладелец, купивший экономичные покрышки.

Главный вопрос всех тестов: можно ли при значимом снижении сопротивления качению сохранить на высоком уровне такие качества шины, как управляемость и сцепные свойства на сухой и мокрой дороге, устойчивость к аквапланированию, хорошее торможение и т. п.? И тут протоколы испытаний неумолимы: идеального сочетания экономичности и безопасности ни одному производителю пока достичь не удалось.

Да, все принимавшие участие в тестах "экономные" покрышки демонстрируют достоверное снижение сопротивления качению и более низкий расход топлива, но это всегда приводит к пусть и не фатальному, но все же заметному ухудшению других характеристик. Так, "зеленая шина" Hokian демонстрирует посредственные сцепные свойства и управляемость на сухом покрытии. Автомобиль с шинами будет иметь не самую лучшую управляемость на мокром асфальте и при аквапланировании. Система сверхнизкого сопротивления качению в покрышках от Pirelli приводит к заметному увеличению тормозного пути, особенно на влажном покрытии. Владельцам Goodyear EfficientGrip стоит быть максимально собранными во время дождя, особенно если на пути глубокие лужи. Шины держат водителя в напряжении на мокром асфальте и дают заметное увеличение тормозного пути на сухом.

Справедливости ради отметим, что все перечисленные недостатки более-менее заметны в тестах, проводимых в экстремальных условиях специализированных полигонов. При обычной езде по городу и загородным трассам вероятность серьезного влияния "минусов" экономичных шин на безопасность и комфорт вождения крайне невелика.

Наиболее полно недостатки покрышек можно выявить только на полигоне

Таким образом, при прочих равных условиях энергоэффективные шины действительно оправдывают свое название и способны снизить потребление топлива. Другое дело, что даже максимальные результаты, достигаемые в идеальных условиях тестов, измеряются 100-200 граммами на 100 километров пробега или экономией нескольких десятков литров в год. Соответственно, при ежедневных (включая выходные) поездках на 100 километров затраты на бензин сократятся на 100-150 рублей в месяц. В реальности же снижение расходов будет еще меньше.

Вот и получается, что, выбирая обновку для своего «железного коня», обращать внимание прежде всего следует на условия, в которых она будет эксплуатироваться, управляемость и хорошее сцепление с дорогой. А если к этому еще и экономичность (пусть и небольшая) прилагается - замечательно, приятный бонус еще никому не помешал.

Для того чтобы экономить на расходе топлива, надо учитывать несколько моментов. Первый, он же самый существенный – это стиль вождения. Специалисты даже разработали ряд правил. Если водитель грузового автомобиля будет их придерживаться, то сможет значительно меньше тратить на топливо.

Если вы водитель автопоезда, т.е. машины, которая имеет значительный вес, то должны научиться использовать накат и силу инерции. Причем ехать накатом – это не значит, что надо ехать на нейтральной скорости после существенного разгона, а это означает езду на передаче без нажима на педаль скорости. В этом случае клапан подачи топлива перекрывается, и расход становится нулевым. На нейтральной скорости хоть немного, но топливо расходуется. Если перед вами светофор, то надо уметь так рассчитывать свою езду, чтобы приблизится накатом к моменту, когда загорится зеленый сигнал. Когда вы набираете скорость не с места, топлива уходит значительно меньше.

Большое значение имеют расходные материалы. После ТО, автомобиль всегда меньше потребляет топлива, поэтому все надо проводить вовремя. Температура воздуха также оказывает влияние, но водитель, к сожалению, никак не может на это повлиять.

На расход влияет много факторов. Вот основные из них:

  • сопротивление качению;
  • условия движения;
  • сопротивление воздуха;
  • стиль управления.

Сопротивление качению

На сопротивление качению оказывают влияние следующие факторы.
1. Масса автопоезда.
Специалисты установили, что тонна балласта добавляет литр на 100 км к расходу топлива. Отрезать кусок железа от машины водитель, конечно, не сможет, а вот решить, сколько топлива с собой возить, вполне возможно. Если путь планируется в места, где нет заправок, то тащить с собой тонну топлива придется. Но если вы едете по обычной трассе, где заправки встречаются часто, то нет никакого смысла в полном большом баке. Для водителя даже полезно останавливаться на заправке и прогуливаться до кассы оплаты.
2. Колеса. То, насколько сильно накачены колеса на автопоезде, зависит расход топлива. Если при простукивании колес они звенят – значит все в порядке, если звук глухой, то следует подкачать. На этом тонком моменте можно экономить до 1,5 литров на 100 км.
3. Состояние подвески. Если у вас наблюдается езда с юзом, то топлива расходуется намного больше.

Условия движения

При езде в дождь колеса берут на себя воду. Чем выше скорость, тем тяжелее всю эту дополнительную автопоезду раскручивать. Поэтому в сильный дождь надо стараться ехать медленнее, если вы хотите сэкономить горючку.

Сопротивление воздуха

Грузовые автомобили имеют значительную лобовую площадь. Поэтому при движении машина должна преодолевать сильное сопротивление воздуха. Чем с большей скоростью вы едите, тем больше солярки сгорает для преодоления аэродинамического сопротивления. Для решения данной проблемы водители устанавливают специальный спойлер. Но мало кто знает, как правильно его установить. При неверной установке смысл от него нулевой. Поэтому следует обращаться к специалистам.

Стиль вождения

По данным исследований, если трогаться с места на холостых оборотах, то снижается расход топлива. Чтобы экономия была наибольшей, необходимо как можно быстрее пройти низкие передачи и всю дальнейшую дорогу ехать на повышенных, даже если обороты будут невелики. Если вы едите по городу, старайтесь максимально использовать накат. Плюс к этому, при снижении скорости не надо спешить переходить на пониженные передачи.

Используя все перечисленные советы, вы можете существенно снизить расход топлива и сэкономить свои деньги.

Шины расходуют топливо, потому что поглощают энергию, деформируясь при каждом повороте колеса. Один бак топлива грузового автомобиля из трех расходуется за счет шин. Тем не менее не все шины обладают одинаковыми характеристиками, поэтому топливная экономичность во многом зависит от правильного выбора шины. Владельцы парков грузовых автомобилей поняли это, в частности благодаря испытанию Michelin Challenge. Теперь они знают, что установка на их автомобили шин с низким сопротивлением качению Michelin Energy способствует снижению расхода топлива, значительно уменьшая таким образом второй по размеру после заработной платы пункт расходов. Сегодня компания Мишлен идет еще дальше и демонстрирует, каким образом шина на каждом этапе своей эксплуатации вносит вклад в повышение топливной экономичности. Если автомобили парка используют соответствующие шины Michelin, которые обслуживаются должным образом, автопредприятия могут экономить топливо и значительно повысить объемы чистой прибыли.

В сентябре 2006 года два идентичных грузовика приняли участие в пробеге Challenge, преодолев расстояние в 1250 километров от Клермон-Феррана (Франция) до Ганновера (Германия). Разными были только шины. По прибытии в Ганновер было установлено, что грузовик, оборудованный шинами Michelin A2 Energy, расходовал на 2,3 литра топлива меньше на каждые 100 километров, чем другой грузовик. Для автотранспортного предприятия с автомобильным парком из 50 грузовых автомобилей, каждый из которых проходит 120000 километров в год и экономит по меньшей мере один литр топлива на каждые 100 километров, экономия составит 60000 литров, что приблизительно равняется 51000 евро (из расчета 0,85 евро за 1 литр).

Но не только новые шины способны экономить топливо. Шины Michelin имеют высокотехнологичную конструкцию, позволяющую как минимум один раз нарезать протектор, затем его восстановить и, наконец, нарезать восстановленный протектор во второй раз. То есть одна шина «проживает четыре жизни». В результате шина Michelin Energy способна сэкономить до:

  • 2,3 литра топлива на каждые 100 километров для новой шины (при использовании в таких же условиях, как и во время пробега Challenge);
  • 2 литра на 100 километров после первой нарезки протектора (увеличивающей общий пробег на 25% по сравнению с новой Energy A2);
  • 2,3 литра на 100 километров после восстановления протектора по технологии Michelin Remix компании Мишлен, после чего шины становятся «точно как новые» даже в том, что касается топливной экономичности;
  • 2 литра на 100 километров после второй нарезки протектора.

Таким образом, за весь срок эксплуатации шины Michelin гарантируют значительную экономию топлива.

Эти показатели могут быть еще выше, если шины эксплуатируются и обслуживаются должным образом, а поэтому представители Мишлен дают перевозчикам действительно конкурентоспособное преимущество. Более 1000 специалистов компании Мишлен в Европе посещают компании грузового автотранспорта и помогают им оптимизировать работу их автомобильного парка, а также выбрать, содержать и использовать свои шины для достижения максимальной топливной экономичности. Они также обучают представителей дилеров, чтобы те, в свою очередь, могли более эффективно работать с потребителями, помогая им получить максимум от продукции Michelin.

Топливная экономичность не только позволяет грузовым компаниям повысить свою прибыль, но также благотворно сказывается на окружающей среде. Экономия одного литра топлива эквивалентна сокращению выбросов углекислого газа в 2,66 кг. В процессе роста дерево поглощает 25 кг углекислого газа в год, поэтому десять литров сэкономленного топлива позволяют спасти одно дерево. Вот почему теперь европейское законодательство признает, что шины играют значительную роль в сокращении объема вредных выбросов.

Использование шин Michelin Energy, последующая нарезка и восстановление протектора для большей топливной экономичности действительно представляют собой «движение к совершенству».

Часть I

Экономия топлива с самого первого километра эксплуатации с шинами серии Michelin Energy

Более 15 лет исследователи компании Мишлен работают над уменьшением расхода топлива за счет снижения сопротивления качению, то есть той энергии, которую поглощает колесо движущегося автомобиля.


Шины серии Michelin Energy

В 1992 году компания Мишлен стала первым производителем, использующим в протекторе кремний вместо технического углерода, который придает шине ее традиционный цвет. Изготовленный путем переработки песков высокой степени чистоты, кремний обладает особыми свойствами, среди которых способность улучшить сопротивляемость резины порезам и разрывам. В сочетании с синтетическим эластомером и при помощи химического связующего вещества он помогает снизить сопротивление качению, не ухудшая при этом такие качества шины, как сцепление, особенно на мокрых поверхностях, и износ протектора. Адаптированная в 1994 году для производства грузовых шин, эта технология использовалась в разработке уже нескольких поколений шин.

На сегодняшний день сопротивление качению грузовых шин Michelin снизилось на 6% (по сравнению с показателями шин E2 для региональных грузовых перевозок), в результате чего достигается экономия топлива от 1 до 2 литров на 100 километров.

Поскольку каждая ось имеет свои специфические требования, серия Michelin Energy представлена тремя типами шин:

Michelin XZA 2, XFA 2 Energy и новая шина X Energy XF (с использованием Michelin Durable Technologies) для рулевой оси.

Michelin XDA 2 + Energy и X One XDA 2 Energy (с использованием Michelin Durable Technologies) для ведущей оси.

Michelin XTA 2 Energy для прицепной оси.


Доказано в испытаниях Challenge

Расходы на топливо составляют приблизительно 27% расходов среднего европейского перевозчика. Дизельное топливо, цены на которое за пять лет выросли на 40%, все более и более неблагоприятно сказывается на прибылях. В результате этого снижение расходов на топливо стало критической проблемой для современных грузовых автопарков.

Статьи расходов в сфере автомагистральных перевозок в Европе


Составляя всего 2,3% расходов компаний грузового автотранспорта, шины расходуют один бак топлива из трех. Вот почему они играют такую важную роль в топливной экономичности.

Компания Мишлен решила доказать это утверждение, организовав в сентябре 2006 пробег Challenge.

В этом объективном испытании в реальных условиях два идентичных грузовика 25 сентября отправились из исследовательского центра Ladoux компании Мишлен близ Клермон-Феррана (Франция) на автосалон IAA в Ганновере (Германия), куда они прибыли на следующий день. Оба грузовика преодолели одинаковое расстояние в 1250 километров, следуя по одному и тому же маршруту, двигаясь с одинаковой скоростью и имея одинаковую нагрузку. Они отличались только шинами: один автомобиль был оснащен шинами Michelin E2+, а другой — шинами с низким сопротивлением качению Michelin A2 Energy.

Система контроля расхода топлива, установленная на обоих грузовиках, показала, что в результате шины Michelin A2 Energy сэкономили 28,69 литра топлива по сравнению с шинами Michelin E2+, в среднем экономия составила 2,3 литра на каждые 100 километров.

Нижеприведенная таблица демонстрирует экономические показатели, рассчитанные для руководителя компании грузового автотранспорта с автомобильным парком средних размеров.

Цена дизельного топлива 0,85 евро за литр
Экономия топлива
благодаря шинам Michelin A2 Energy
1 литр (1) / 100 км
Количество грузовиков
в автомобильном парке (пример)
50
Среднее пройденное расстояние
каждым грузовиком (в км)
120 000
Годовая экономия
на автомобильный парк из 50 грузовиков
51 000 €
Экономия в переводе на шины 128 шин (2) (почти годовая стоимость шин для автомобильного парка из 50 грузовиков)

(1) Средняя экономия топлива, достигаемая шинами до нарезки или восстановления протектора по технологии Michelin Remix.
(2) Из расчета средней цены одной шины в 400 евро.

Часть II

Экономия топлива благодаря «четырем жизням» шины Michelin

Нарезка протектора, а также последующее восстановление способствуют увеличению пробега шины без снижения уровня безопасности. Технологии, разработанные компанией Мишлен, увеличивают срок эксплуатации шин в 2,5 раза, при этом затраты на сырье снижаются до уровня от 70 до 75%. Менее известным является тот факт, что оба эти процесса также приводят к значительной экономии топлива.


Нарезка протектора — это важный этап в жизни шины, для осуществления которого уже в процессе разработки шины инженеры компании Мишлен предусматривают достаточный подпротекторный слой резиновой смеси, что в дальнейшем дает возможность выполнения высококачественной нарезки без потери шиной прочности и жесткости, которые являются основой ее безопасности.

Обычно нарезка протектора производится, когда глубина рисунка протектора еще составляет 2-4 миллиметра (приблизительно 50000 километров пробега по автомагистралям). Нарезка осуществляется техническим специалистом, восстанавливающим оригинальный рисунок протектора с помощью специального инструмента для нарезки, активируемого при нагревании. В результате шина приобретает новые грунтозацепы и глубина рисунка протектора восстанавливается до 6-8 миллиметров без снижения прочностных свойств.

Нарезанная шина считается окончательно изношенной, когда протектор достигает максимально допустимого предела износа в один миллиметр. После этого она демонтируется и восстанавливается. Далее шина может повторно использоваться до тех пор, пока глубина рисунка протектора не достигнет 2-3 миллиметров, после чего ее во второй раз нарезают, давая шине четвертую жизнь.

Практически все шины Michelin имеют индикаторы глубины нарезки, расположенные в центре индикатора износа, позволяющие выполнять высококачественную нарезку.


Восстановление по технологии Michelin Remix придает шине характеристики новой продукции, при этом повторное использование изношенной шины способствует уменьшению расхода сырья. Компания Мишлен является единственным производителем, восстановленные грузовые шины которого имеют такой же протектор и резиновую смесь, как и новые шины. Это достигается благодаря применению технологии Michelin Remix «точно как новые».

После проведения многочисленных проверок и подготовительных этапов на каркас шины Michelin накладывается новый протектор и боковины, и шина помещается в пресс-форму, придающую ей ее окончательный вид. По составу резиновые смеси идентичны применяемым при производстве новых шин. Восстановление шины по технологии Michelin Remix, являющееся по сути частью производственного процесса новых шин, гарантирует постоянную толщину между верхним слоем протектора и защитными слоями. В результате этого позже шина может быть нарезана так же, как и новая шина.

Компания Мишлен постепенно расширяет применение технологии Michelin Remix для грузовых шин: теперь она используется также для восстановления боковин. Это технологическое усовершенствование применяется сегодня в шинах серии A2 Energy. Для поддержки этого ноу-хау в промышленных масштабах компания Мишлен оборудует свои заводы инновационным микроэкструзионным оборудованием.

Влияние на расход топлива

Потребитель №1: с нарезанными шинами

На этом этапе жизни шины расход топлива минимален, а пробег шины увеличивается приблизительно на 25% + 25% = 50% от новой шины до момента нарезки.


Нарезка протектора производится, когда сопротивление качению шины падает до минимума. Поскольку изношенный протектор испытывает меньшую деформацию, он меньше нагревается, что приводит к снижению сопротивления качению и расхода топлива. Когда шина 40-тонного автопоезда изнашивается до уровня показателя износа, ее сопротивление качению составляет лишь 60% от сопротивления качению новой шины, а расход топлива снижается на 6-10%.

Для автопоезда экономия топлива может составить до двух литров на 100 километров по сравнению с грузовиком, оборудованным новыми шинами, в зависимости от количества осей с нарезанными шинами.

Поскольку шина, восстановленная при помощи технологии Michelin Remix, становится «точно как новая», уровень сопротивления качению у нее такой же, как и у новой шины. Например, шина Michelin A2 Energy, восстановленная при помощи технологии Michelin Remix, экономит до 2,3 литра топлива на каждые 100 километров.


Влияние на окружающую среду

Увеличивая срок эксплуатации шины, нарезка протектора снижает количество непригодных для переработки старых шин. Помимо того, что нарезанная шина выделяет меньше углекислого газа в атмосферу, она расходует меньше топлива.

(1) Средняя экономия дизельного топлива за весь срок эксплуатации шины
(2) Один литр израсходованного дизельного топлива равняется 2,66 килограмма углекислого газа, выброшенного в атмосферу

Восстановление протектора также снижает расход сырья, поскольку количество резиновой смеси, требующейся для восстановления протектора, составляет около 20-30% необходимого количества для производства новой шины, что обеспечивается за счет того, что большая часть материалов уже использована.

Часть III

Экономия топлива благодаря профессионализму и высокому уровню обслуживания специалистов компании Мишлен

Регулярное техническое обслуживание позволяет оптимизировать эксплуатационные характеристики шины, тем самым, увеличивая доходность компаний грузового автотранспорта. Эффективное управление шинным хозяйством способно рационализировать затраты, сэкономить топливо, снизить время техобслуживания и содержать парк грузовых автомобилей в безопасном рабочем состоянии.

В Европе более 1000 представителей компании Мишлен помогают компаниям грузового автотранспорта выбрать подходящие шины в зависимости от условий эксплуатации и применимости по осям. Например, шины серии A2 Energy рекомендованы для установки на транспорт для дальних перевозок, а шины XDN2 Grip — для региональных перевозок в сложных погодных условиях. Специалисты Мишлен также дают потребителям советы относительно сроков и способов нарезки протектора, а также оптимальных программ ротации шин. Более того, они обеспечивают раннюю диагностику состояния транспортных средств и в случае возникновения необычных проблем могут обратиться к сети высокопрофессиональных технических специалистов компании Мишлен.

Езда на недокаченных или неверно подобранных шинах напрямую влияет на эффективность по трем направлениям: создавая угрозу безопасности, увеличивая расход топлива и/или снижая срок эксплуатации шин.

У автомобиля, движущегося с постоянной скоростью 90 км/ч на шинах, накаченных на 1 бар ниже, чем рекомендовано, расход топлива увеличивается на одну четверть литра на 100 километров, а пробег шины снижается приблизительно на 5%.

Консультанты компании Мишлен также используют программный продукт, называемый Michelin Value Added, который позволяет подсчитать возможную экономию топлива, в зависимости от типа шины, условий эксплуатации и использования «четырех жизней» шин Michelin. Консультант вводит в программу данные потребителя, такие как размер автомобильного парка, размерность шин, количество осей, тип дорожного покрытия и средний расход топлива. Эти данные служат базой для сравнения, которое может быть использовано для подготовки финансового прогноза влияния шины на расход топлива и поиска наиболее оптимального решения для потребителя.



В то же время, представители компании Мишлен по всей Европе проводят сравнения топливной экономичности в автопарках потребителя в реальных условиях эксплуатации.

Для крупных компаний-перевозчиков компания Мишлен разработала комплекс предложений Michelin Fleet Solutions полную систему управления шинным хозяйством автомобильного парка, разработанную для повышения доходности. Основанная на уникальной бизнес-модели, при которой счета клиентам выставляются в зависимости от пробега, а не от количества купленных шин, она позволяет клиентам сосредоточиться на своем основном бизнесе, таким образом, высвободив дополнительные ресурсы для его ведения.

С помощью регулярного контроля состояния шин и применения концепции «четырех жизней» шин компании Мишлен достигаются оптимальные эксплуатационные характеристики при высоком уровне безопасности и работоспособности автомобиля. Правильный выбор шины, поддержание рекомендованного давления, своевременная нарезка и восстановление изношенных шин при помощи технологии Remix — все это важные факторы снижения расхода топлива и себестоимости километра пути.

Благодаря регулярно проводимым проверкам такой превентивный подход также снижает количество непредвиденных поломок и простоев автомобилей, приводя к повышению производительности компаний грузового автотранспорта.


Приложение 1

Сопротивление качению

Хотя расход топлива зависит от многих факторов, один бак топлива из трех идет непосредственно на преодоление сопротивления качению. При качении колеса шина деформируется и давит на дорогу. При этом компоненты шины нагреваются, и часть энергии, передаваемой двигателем, теряется на создание противодействующей силы. Сопротивление качению и есть та самая теряемая за счет шин энергия, в противоположность энергии, приводящей автомобиль в движение.



В представленных с 1992 года для легковых и с 1995 года для грузовых автомобилей шинах с низким сопротивлением качению серии Michelin Energy использована резиновая смесь, разработанная для максимального снижения энергетических потерь. Кроме этого, особая конструкция шины уменьшает ее деформацию при качении.

Сегодня шины Michelin Energy снижают сопротивление качению примерно на 6% (по сравнению с показателем шин E2 для региональных грузовых перевозок) и экономят около 1-2 литров топлива на каждые 100 километров.

На стоимость топлива приходится около 30% совокупных расходов на содержание парка грузовых автомобилей. Компания ExxonMobil собрала рекомендации множества экспертов, водителей и владельцев грузоперевозочных компаний и на основе этой информации специально для водителей и владельцев грузовиков сформулировала 10 простых способов оптимизации работы грузового автомобиля и экономии топлива.

1. При вождении грузового автомобиля плавное торможение — один из главных факторов экономии топлива. При торможении кинетическая энергия преобразуется в ненужное тепло, поэтому водитель должен быть готов к потенциальной опасности и уметь принимать превентивные меры, чтобы на педаль тормоза приходилось нажимать как можно реже и с минимальным усилием.

2. Износ и обслуживание шин играют принципиально важную роль в работе грузовых автомобилей. Низкое давление увеличивает сопротивление качению и расход топлива. Оптимальное давление и хорошее сцепление — залог безопасности и экономии топлива. Шины необходимо осматривать и проверять регулярно.

3. Коммерческие грузоперевозчики, желающие оптимизировать работу своих автомобилей, должны внедрять самые передовые технологии. Так, например, грузоперевозчики McLaren Racing перешли на грузовики с двигателем Euro VI, внедрили в свои процессы анализ от FleetBoard и начали пользоваться маслами Mobil Delvac 1. В результате за полгода им удалось на 6% повысить экономию топлива.

4. Скорость, набранную грузовиком при езде по равнинной местности, нужно использовать для преодоления неровных и холмистых участков дороги с наименьшим расходом топлива. Движение по инерции может принести ощутимую пользу. Имеет смысл просчитывать маневры заранее, особенно если впереди круговое движение, поворот, съезд и т. п., а также реже тормозить и пользоваться рельефом местности, чтобы для движения требовалось как можно меньше энергии.

5. Педаль сцепления — ваш лучший друг и помощник в деле экономии топлива. Исследования доказывают, что каждое переключение на более высокую передачу дает почти 30 % экономию топлива. Поэтому двигайтесь на как можно более высокой передаче и при необходимости повышайте передачу через одну. При грамотном использовании сцепления двигатель не должен работать на высоких оборотах без нужды: они влекут за собой лишь повышенный расход топлива и износ двигателя. Кроме того, в большинстве грузовиков, особенно современных, двойной выжим сцепления не нужен и только увеличивает расход топлива.

6. Алан Виргоу, победитель первого конкурса от Mobil Delvac 1 для водителей грузовиков McLaren Racing, владеющих самой экономичной техникой вождения, рассказывает, что изменение стиля вождения и пользование технологиями Euro VI позволило ему свести к нулю расход топлива на холостом ходу и водить грузовик на оптимальной скорости с точки зрения экономии.

7. Водители должны стремиться найти ту скорость, при которой расход топлива оптимален, и по возможности ее придерживаться. У двигателя есть зона оптимальных оборотов — так называют обороты, при которых он работает максимально эффективно. Обычно это не более 1500 оборотов в минуту. Подробную информацию о характеристиках двигателя вашего грузовика и зоне оптимальных оборотов вам предоставит производитель.

8. Многие грузоперевозчики совершают большую ошибку при выборе моторного масла для своих автомобилей. Моторное масло с высокими рабочими характеристиками помогает оптимизировать работу грузовика и повысить экономию топлива. Это утверждение доказывают и недавние независимые испытания, проведенные британской компанией Millbrook — одним из мировых лидеров в сфере испытания и разработки автомобилей. Испытания показали, что масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 позволяет увеличить экономию топлива в среднем на 1,8 %.

9. Однако на рабочие характеристики грузовика влияет не только моторное масло. Грузоперевозчики также должны помнить о том, что очень многое зависит и от масла в трансмиссии и заднем мосту. Примером может послужить полностью синтетическое трансмиссионное масло Mobilube 1 SHC™ 75W-90 с высокими рабочими характеристиками, подходящее для всех типов привода. Созданное с использованием передовых базовых масел и присадок, масло Mobilube 1 SHC 75W-90 обладает доказанными свойствами надежно защищать трансмиссию и экономить топливо.

10. Тормозная система играет важнейшую роль в работе грузовика, однако если автомобиль оснащен ретардером, то по возможности пользуйтесь им, чтобы тормозные колодки меньше изнашивались. Ретардеры особенно полезны для снижения или поддержания постоянной скорости на спусках, поскольку они помогают сохранять контроль, не позволяя автомобилю ускоряться. Они предотвращают преждевременный износ и снижение эффективности тормозных колодок, неизбежные при интенсивном использовании фрикционных тормозных механизмов, и могут значительно увеличить срок службы тормозной системы.