Вождение автомобиля с прицепом: подводные камни и лайфхаки управления. Видео: движение с прицепом

Прицеп — это удобный инструмент для транспортировки негабаритного груза. Он позволяет перевозить разнообразный груз лишь с использованием сил самого автомобиля. Однако стоит учитывать, что при такой транспортировке длина транспортного средства увеличивается почти вдвое. Поэтому управление существенно усложняется и является крайне трудной задачей для новичка.

Подготовка к вождению прицепа

Основа для вождения прицепа — его подготовка. Неправильно установленный и нагруженный прицеп не позволит свободно управлять транспортным средством и может привести к ДТП. Поэтому эти аспекты крайне важны для обучения езды с таким дополнением.

Прежде всего, необходимо осмотреть грузовое средство и его сцепное устройство. Их исправность крайне важна, ведь небольшие неполадки могут привести к проблемам с управлением.

Сцепное устройство состоит из двух комплектующих: замка и фаркопа. Замок должен надежно фиксировать соединение с автомобилем, а фаркоп является ключевым элементом этого соединения. Кроме того, не рекомендуется надеяться лишь на замок. Стоит дополнительно натянуть страховочный трос.

Совет! Так как фаркоп — движущееся соединение, его необходимо покрыть графитовой смазкой для лучшего трения.

В дальнейшем стоит проверить давление в шинах, подшипники, амортизаторы, работу габаритов и другие элементы конструкции. Если проверка закончена, необходимо провести подключение автомобиля-тягача к прицепу посредством специального кабеля и замка.

Погрузка груза — также важный аспект в подготовке. Необходимо равномерно разместить вес, делая упор на ось конструкции. Нельзя перегружать разные стороны или концы прицепа, ведь это существенно скажется на его управляемости. Необходимо точно распределить центр тяжести, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с вождением этого грузового средства.

Важно! Конструкция не должна давить на фаркоп с усилением более чем 50 кг. Это может нарушить целостность соединения.

Основные правила езды с прицепом

Стоит учитывать, что такая конструкция гораздо тяжелее и менее поворотлива, чем обычный автомобиль. Кроме того, его длина тоже сказывается на манере вождения. Особенностью подобной связки является то, что автомобиль гораздо медленнее набирает скорость, при этом увеличивается и его тормозной путь. Это стоит учитывать при обгоне других машин и совершении разнообразных маневров на дороге.

Особенно трудно маневрировать с прицепом около большегрузного транспорта. Так как исходящий от подобных автомобилей поток воздуха велик, он может воздействовать на прицеп, что приведет к потере управления.

Главной проблемой в управлении автомобиля с подобным грузовым средством является угол поворота. Из-за подобного соединения угол существенно увеличивается, а его размер зависит от расстояния оси прицепа до фаркопа. Это важный нюанс при управлении транспорта с прицепом, который необходимо помнить при совершении различных маневрах.

Особенно актуальной проблемой для начинающих водителей с прицепом является торможение на повороте. Стоит помнить, что груз не имеет своих тормозов и получает то же ускорение, что и автомобиль. Поэтому при торможении он уносит машину в сторону, а при больших ускорениях может и вовсе отцепиться. Поэтому необходимо оставлять большой боковой интервал для маневра и сохранять постоянную скорость во время маневра.

Ускорение прицепа стоит учитывать всегда, а не только при поворотах. Зачастую вес грузового средства равен автомобилю, поэтому тормоз не дает полной остановки. Ускорение груза подталкивает машину, причем не всегда в направлении ее движения.

Поэтому при вождении автомобиля с прицепом стоит учитывать:

  • ускорение прицепа;
  • угол поворота;
  • их совместную длину и вес.

Это позволит правильно манипулировать транспортным средством до того, как водитель начнет чувствовать его возможности на дороге. Такой подход обеспечит быстрое обучение, ведь основные аспекты вождения представлены здесь.

Вождение с прицепом задним ходом

Движение автомобиля с прицепом задним ходом — это наиболее сложный маневр с грузом. Он требует терпения и хороших навыков вождения, ведь даже опытному водителю трудно осуществить его. Поэтому далее представлены советы, которые позволят добиться успеха в этой задаче.

Для начала необходимо удобно сесть. Хотя для многих - это лишь вопрос комфорта, необходимо получить оптимальный обзор, при этом сохраняя доступ ко всем элементам управления. Обычно поза для такого маневра подразумевает разворот в пол оборота, при этом одна рука поддерживает водителя на пассажирском сиденье, а вторая держит рулевое колесо. Это оптимальная поза для новичка, так как обзор через заднее стекло дает лучшую картину о происходящем.

Важно! Если прицеп с тентом, то это существенно усложняет задачу. Необходимо регулировать его движения через обзор в боковые зеркала.

Начинать маневр необходимо лишь тогда, когда автомобиль и прицеп стали в одну линию. Если второй находится под углом, то проводить маневр бессмысленно. Даже если выйдет поровнять его, сам автомобиль уже окажется в неудобном положении.

Перед началом новичок должен усвоить один нюанс — если он хочет, чтобы прицеп развернулся в одну сторону, то необходимо сдавать в противоположную. Многие водители путаются, но это основа, которую нужно знать.

  1. Необходимо повернуть прицеп в сторону заезда. Для этого автомобиль сдает назад в противоположную сторону.
  2. После разворота нужно развернуть руль в обратную сторону, постепенно сдавая назад и выравнивая соединение.
  3. Необходимо сдавать назад до самого поворота.
  4. Возле поворота постепенно разворачивать автомобиль, чтобы прицеп проехал ровно.

Здесь стоит учитывать важный аспект — положение автомобиля и грузового средства после поворота. Они должны стоять ровно, чтобы не помешать дальнейшим маневрам владельца и других водителей.

Важно! В процессе маневра необходимо сохранять плавный ход, пренебрегая рывками и резкими остановками. Ведь груз не имеет тормозов и не может остановиться, сохраняя ускорение.

Езда задним ходом с прицепом - действительно трудная задача, для которой необходимо учитывать массу нюансов. Повороты прицепа, его маневренность, расстояние от оси до фаркопа и масса других — это все играет роль при управлении автомобиля с грузовым средством.

Если новичок не имеет большого опыта вождения, то научиться управлять транспортом с прицепом для него — особенно трудная задача. Поэтому необходимо прислушиваться к основам подобного вождения:

  • проверять исправность грузового средства и соединения;
  • правильно располагать центр тяжести груза;
  • совершать обгон и маневры исключительно на ровных участках дороги;
  • учитывать увеличенный угол поворота при маневрах;
  • учитывать расположение и движение прицепа при повороте назад.

Это позволит быстро обучиться навыкам вождения автомобиля с прицепом, свободно управляя этим средством на дорогах. Однако навыки приходят лишь с опытом, поэтому все эти советы бесполезны без практики. Необходимо самому почувствовать движения грузового средства и контролировать его.

Для лучшего обучения с вождением подобного транспортного средства рекомендуется посмотреть это видео. Здесь проведена демонстрация управления автомобиля с прицепом, описаны нюансы управления такой колонной, а также даны подсказки для новичков, позволяющие улучшить свои навыки в этом деле:

Статья о правилах поездки на легковом автомобиле с прицепом. Буксировка прицепа, особенности движения. В конце статьи - видео о вождении с прицепным устройством.

Содержание статьи:

Езда с прицепом требует не только выполнения предписаний ПДД и повышенного внимания на дороге, но и определенной сноровки. Автопоезд, даже легковой - это всегда определенные сложности вроде трудного маневрирования, повышенного расхода топлива, непредвиденных рывков и раскачивания прицепа. Не говоря уже об ограничениях, прописанных в ПДД. Поэтому водителю тягача придется соблюдать некоторые тонкости поведения на дороге и ознакомиться с ними лучше заранее.

Общие правила буксировки прицепного устройства

  1. Буксировка прицепа с малой грузоподъемностью разрешается водителям, имеющим удостоверение категорий «В», «С», «Д».
  2. Водитель, получивший категорию «В» имеет право использовать прицепное устройство лишь в том случае, когда его максимальный вес ниже веса автомобиля со снаряжением. Причем вес машины и прицепа в сумме не должен превышать 3500кг.
  3. Прицепное устройство в обязательном порядке должно быть оснащено габаритными огнями, поворотниками, стоп-сигналами.
  4. Для транспортировки прицепа автомобиль должен быть оборудован ТСУ, тягово-сцепным устройством или, как его обычно называют, фаркопом. ТСУ может быть двух видов: фиксирующая петля и металлический крюк с 50-миллиметровым (согласно стандарту РФ) шаром на верхушке.
  5. Если размеры прицепа превышают размеры тягача, то последний необходимо оборудовать зеркалами заднего вида на держателях длиннее стандартных.
  6. При буксировке обязательно наличие клиньев для упора колес, на случай, если придется останавливаться на дороге с уклоном.
  7. Перевозка людей в прицепах строго запрещена.
  8. Скорость автомобиля-тягача не должна превышать 90 км/ч на автомагистрали и 70 км/ч при передвижении по всем остальным дорогам.
  9. Водитель должен иметь при себе регистрационные документы на прицеп.
  10. Перевозка не допускается, если груз:
    • мешает обзору и управлению автомобилем;
    • закрывает сигнальные световые приборы;
    • закрывает знаки регистрации;
    • мешает движению постороннего транспорта; создает чрезмерный шум, пылевое облако и пр.;
    • нарушает устойчивость транспортного средства.

Подготовка к поездке. Осмотр и загрузка


Прежде чем акцентировать внимание на технологии управления автопоездом, следует убедиться, что прицеп отвечает технике безопасности, а груз уложен как полагается.

Осмотр и подготовка прицепа к буксировке

Проверьте элементы сцепки

Замок должен работать исправно, то есть надежно фиксировать элементы соединения.
Так же надежно должны фиксироваться на своих местах и страховочные тросы или цепи.
При наличии между шаром фаркопа и узлом сцепки люфта, его необходимо устранить.

Смажьте фаркоп

Нанесенная перед поездкой графитовая смазка (если ТСУ в ней нуждается) снизит интенсивность трения элементов сцепки, а также повысит надежность электроконтакта между автомобилем и прицепом.

Проверьте работу подшипников

Чтобы выявить имеющиеся неполадки (или их отсутствие), нужно приподнять прицеп и прокрутить колеса.

В случае их неисправности прицеп будет «вилять» в процессе передвижения, а это создаст определенные сложности в управлении и может стать причиной заноса автомобильного поезда.

Проверьте сигнальные огни

Удостоверьтесь, что они работают исправно и без перебоев.

Проконтролируйте давление в шинах

Выровняйте, если это необходимо. Давление в колесах не должно отличаться.

Особенности загрузки прицепа

  1. Изучите документы на прицеп и эксплуатируйте его в соответствии с инструкцией. Кроме прочего, в ней указывается максимальная грузоподъемность конкретной модели.
  2. Располагать груз необходимо таким образом, чтобы его вес был равномерно распределен по всей площади, а центр тяжести располагался над осью.
  3. Не допускается концентрация основной массы груза на передней части прицепа. В этом случае нагрузка приходится на узел сцепки, что не лучшим образом сказывается на ее функционировании и провоцирует скорейший износ деталей.
    Некоторые считают, что таким образом соединение машины и автоприцепа становится надежнее, но это опасное заблуждение. При длительном воздействии нагрузок участок кузова, к которому крепится фаркоп, деформируется и разрушается. К тому же подобное расположение груза ухудшает управляемость автомобиля, так как передние колеса поднимаются, теряя контакт с дорожным покрытием. А давление на задние наоборот повышается, увеличивая интенсивность трения.
  4. Смещение груза в хвост так же опасно, только в этом случае приподнимается «корма» автомобиля и контакт с дорогой теряют задние колеса. А это огромный минус для безопасности. Да и колеса при таких неравномерных нагрузках спасибо не скажут.
  5. Узнайте, какая максимальная нагрузка возможна на фаркоп именно вашего автомобиля. Чаще всего она не должна превышать 50 кг, однако разбег ограничений для разных моделей авто довольно внушительный, от 30 до 90 кг.
  6. Фиксируйте груз с помощью специальных ремней. Обычные веревки могут не только перетереться, но и растянуться, что приведет к потере груза. В лучшем случае это не причинит вреда другим участникам движения, только кошельку владельца.
  7. Учитывайте, что чем выше в вертикальной плоскости расположен центр тяжести, тем больше вероятность, что прицеп будет раскачиваться в процессе езды. Это сказывается на управляемости машины, а в некоторых ситуациях прицепное устройство и вовсе может опрокинуться (обычно причиной становится дорога с ямами, рытвинами).

Особенности движения на легковом авто с прицепом


Даже пустой прицеп сказывается на поведении машины, не говоря уже о груженом. Это следует помнить на протяжение всего пути, не важно, едете ли вы с грузом или без него. Правила поведения от этого не меняются.

Что следует учитывать:

  1. Недопустимы резкий разгон и торможение, так как наличие прицепа ухудшает маневренность авто и его проходимость. Тормозной путь автопоезда также увеличивается.
  2. На протяжении всего процесса буксировки регулярно проверяйте состояние груза и его крепление. Если все же рискнули привязать его обычными веревками, то проверки следует участить, а осмотр проводить очень тщательно.
  3. Начало движения должно осуществляться плавно. Резкие рывки не ускорят процесс, а лишь приведут к пробуксовке и чрезмерному потреблению горючего. А это чревато последствиями - покрышки изнашиваются, сцепное устройство подвергается повышенным нагрузкам, может пострадать трансмиссия.
  4. Даже самый простой маневр с прицепом становится сложным. Парковка, обгон, попытка перестроиться в другой ряд, светофоры, движение по запруженным городским улицам - все это представляет определенные трудности. Если вам необходимо курсировать какое-то время по городу, то хотя бы постарайтесь выбрать время, когда улицы загружены минимально, например, поздний вечер или раннее утро.
  5. Выполняя обгон следует помнить, что для удачного маневра необходимо иметь достаточный запас расстояния. То же касается и торможения автопоезда.
  6. Старайтесь избегать обгонов, когда такое возможно. Особенно если вы новичок в вождении автомобиля с «хвостом». Это сложный маневр, а при недостатке опыта может быть опасным.
  7. Учитывайте свойство прицепа накатываться на автомобиль (так называемый эффект складывания). При повороте это может спровоцировать занос транспортного средства, поэтому тормозить нужно заранее и плавно. Если занос уже случился, то выровнять движение можно, увеличив скорость.
  8. Соблюдайте дистанцию как перед идущей впереди машиной, так и обгоняемой.
  9. Сильные порывы ветра также могут раскачать прицеп и спровоцировать ухудшение управляемости.
  10. Во время поворотов (особенно крутых) следует учитывать, что радиус движения колес прицепного устройства меньше, чем радиус движения колес автомобиля.
  11. Высокая скорость часто провоцирует раскачивание прицепа.

Заключение

Навыки приходят с практикой. Со временем водитель учится «чувствовать» не машину отдельно, а всю связку целиком. Если есть сомнения в своих силах, то некоторые маневры можно отработать на какой-нибудь пустынной дороге или подходящей площадке.

Наибольшие сложности обычно вызывает заезд задним ходом с прицепом в ворота, гараж и т.д. Этот навык желательно потренировать заранее, так как на первых порах очень трудно рассчитать траекторию движения.

Иногда водители включают мигающие главные огни, чтобы показать, что прицеп благополучно проехал мимо их автомобиля. Эта практика является обычным делом в Европе. К сожалению, она не получила должного распространения. Тем не менее водитель должен обеспечить обгон более медленного автомобиля своим транспортом с прицепом, смотря в зеркала заднего вида.

Парковка

Вождение авто с прицепом, как правило, включает в себя ночёвку или остановку для отдыха. Некоторые мотели и рестораны у дороги предлагают специальные парковки для автомобилей с буксирами. Однако чаще всего водителям придётся самостоятельно найти место для стоянки. Желательно делать это так, чтобы никакие другие транспортные средства не смогли впереди, то есть с возможностью выехать прямо на дорогу. Это может быть достигнуто путём размещения автомобиля и прицепа вдоль парковочных мест или если припарковаться под углом, который позволит чёткий выезд.

Реверсивное движение

Самой большой проблемой управления авто с прицепом является . Как и в других случаях езды с буксиром, практика имеет большое значение. Поэтому, если вам необходимо впервые сесть за руль автомобиля, на буксире которого находится прицеп, обязательно попрактикуйтесь на открытом пространстве.

Первый урок должен включать следующие определения: радиус и угол. На начальном этапе нужно внимательно следить за месторасположением прицепа по отношению к автомобилю (через зеркала заднего вида) по прямой линии. Затем нужно попытаться следовать тому же радиусу в обратном направлении и вносить небольшие корректировки, если автоприцеп отклоняется от выбранного курса.

Определённо, вождение авто с прицепом является сложной задачей на начальном этапе. Но после того как освоит основы, он может чувствовать себя более уверенно, чтобы справиться с любыми дорожными ситуациями.

Наконец, хотя в статье описаны основы вождения, которые можно применить к большинству прицепов, читатель должен знать, что каждая комбинация « - автоприцеп» немного отличается. Поэтому каждая из них требует особой осторожности. Это актуально для перехода от езды с двухколёсным прицепом к езде с четырёхколёсным автоприцепом.

Многие автолюбители, особенно те, которые никогда не ездили с прицепом, почему-то считают, что это совсем не сложно и никаких особых навыков тут не требуется. Они считают, что знают, как ездить с прицепом. Это ошибочное мнение дилетанта. Некачественная установка и неправильная эксплуатация могут привести к серьезной аварии на дороге.

Так же следует понимать, что прицепы бывают разные и использовать их можно в соответствии с категорией водительских прав. Водители категории «В» могут , который имеет разрешенную массу не более массы самого транспортного средства. А водители, имеющие категорию «С» или «Д», могут использовать легкий прицеп.

Видео: берегите крылья

Важно учитывать, что на прицепе должны быть исправны все световые сигналы: поворотники, стоп-сигналы. В случае если прицеп-фургон или трейлер имеет ширину больше, чем ширина самого автомобиля, то зеркала заднего вида должны быть вынесены на удлиненные кронштейны для полного обзора дороги. Так же необходимо иметь в наличии клинья для колес. Ведь если придется остановиться на склоне, даже небольшом, то они обязательно понадобятся.

Есть ещё один важный момент, касающийся езды с прицепом. Следует быть готовым к тому, что , иногда даже до 20%. Так же следует аккуратно и плавно тормозить, иначе прицеп может занести. Навыки езды с прицепом приходят со временем. Однако есть основные правила такого вождения:

  • Правильное размещение груза;
  • Знание нюансов движения с прицепом задним ходом;
  • Знание всех основ и особенностей управления транспортным средством с прицепом.

Подготовка к движению

Перед поездкой необходимо проверить полную исправность прицепа. У него должны быть исправны все световые сигналы, замок крепления не должен быть поврежден и важно, чтобы он фиксировался в закрытом состоянии крайне крепко и надежно.

Обязательно следует проверить . Они должны крепиться к автомобилю прочно, чтобы не было даже намека на возможное их отцепление при движении. Фаркоп должен быть хорошо смазан графитовой смазкой, чтобы снизить трение. Для предотвращения кидания прицепа из стороны в сторону, необходимо проверить, чтобы колеса были накачаны одинаково, и амортизатор был в рабочем состоянии.

Загрузка прицепа

Необходимо знать правила его расположения. Самые тяжелые вещи следует класть на дно и непременно ближе к оси прицепа, однако, сместив слегка вперед. Если слишком перегрузить корму, то может случиться такая ситуация, как поднятие вверх задней части транспортного средства. Это довольно неприятная ситуация, при которой резко возрастает вероятность того, что задние тормоза будут иметь очень низкую эффективность, что крайне нежелательно.

Обратная ситуация, при которой наоборот, будет перегружен передок прицепа, тоже не является правильной. В этом случае машина станет в положение поднятого носа автомобиля. При этом будет усложнено.

В итоге, получается, что вся поклажа должна быть укомплектована так, чтобы вес равномерно был распределен по всему прицепу, и не было отклонения прицепа в какую-либо сторону. Тогда управлять автомобилем и прицепом будет легко, и возникновение аварийных ситуаций будет сведено к минимуму.

Правила езды с прицепом

Транспортное средство с прицепом реально тяжелее и длиннее обычного автомобиля. Особенностями такого движения является то, что машина намного медленнее набирает скорость и, естественно, длина разгона будет намного больше, чем обычно. Именно поэтому следует учитывать этот момент при обгоне других машин на дороге, ведь вернуться обратно в свой ряд будет уже проблематично и намного дольше по времени.

В случае, когда на обгон идет большегрузное транспортное средство, то желательно принять немного вправо и слегка притормозить. Делается это для того, чтобы исходящий от него поток воздуха не отбросил ваш прицеп в сторону. Лучше небольшая остановка, чем неприятные последствия, которые могут получиться из-за беспечности водителя.

Так же важно понимать, что поворачивать следует так же предельно осторожно. Важно оставлять запас территории от бордюра до автомобиля не менее 1,5 метра, в противном случае прицеп может занести на тротуар.

При движении по холмистым проселочным дорогам следует так же быть очень внимательным и ехать на небольшой скорости без резких поворотов рулем из стороны в стороны. Тем более что подобные дороги имеют колеи и есть большая вероятность того, что машина будет двигаться по одной колее, а прицеп по иной.

Видео: движение с прицепом

Предотвратить это можно так: при съезде на проселочную дорогу нужно до предела снизить скорость, так же следует её снижать до минимума подобных дорог, причем заблаговременно, а не на самом участке иначе можно застрять. Если необходимо преодолеть брод, то лучше это делать в том месте, где берега максимально пологие.

Движение задним ходом

Вопрос «Как научиться ездить с прицепом?» предполагает так же обретение навыков езды с прицепом задним ходом. Это совсем не так просто, как аналогичный маневр просто на машине. Главное правило здесь заключается в том, что руль необходимо всегда поворачивать в сторону, являющуюся противоположной повороту прицепа. До выезда на дорогу начинающему водителю следует потренироваться выполнять такие маневры.

Подводя итог всему изложенному, можно сказать, что с прицепом можно лишь в случае соблюдения всех правил такого движения. Не стоит лихачить и переоценивать возможности груженого автомобиля. Он обладает более низкой управляемостью, ведь тяжелый прицеп имеет на него определенное давление. В этом случае действительно «тише едешь – дальше будешь».

  • Новости
  • Практикум

Российскому автопрому снова выделили миллиарды рублей

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое предусматривает выделение 3,3 млрд рублей бюджетных средств для российских производителей автомобилей. Соответствующий документ размещен на сайте правительства. Отмечается, что бюджетные ассигнования были изначально предусмотрены федеральным бюджетом на 2016 год. В свою очередь, подписанное премьером постановление утверждает правила предоставления...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Новый бортовой КамАЗ: с автоматом и подъемной осью (фото)

Новый бортовой магистральный грузовик - из флагманской серии 6520. Ноинка укомплектована кабиной от Mercedes-Benz Axor первого поколения, двигателем Daimler, автоматической коробкой передач ZF, и ведущим мостом Daimler. При этом последняя ось - подъемная (так называемый «ленивец»), что позволяет «значительно сократить затраты энергоресурсов и в конечном счёте...

Сегодня — день рождения мотоцикла

Reitwagen или «повозка для езды верхом» - именно так называлось транспортное средство, заявку на который подали немецкие инженеры Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. И хотя их изобретению предшествовало появление нескольких образцов двухколесного транспорта на паровой тяге, именно Reitwagen принято считать «отцом всех мотоциклов». Любопытно, что на самом деле...

Объявлены цены на спортивную версию седана Volkswagen Polo

Автомобиль, оснащенный 1,4-литровым 125-сильным мотором будет предлагаться по цене от 819 900 рублей за версию с 6-ступенчатой механической трансмиссией. Помимо 6-ступенчатой механики, покупателям будет доступна также версия, оснащенная 7-ступенчатым «роботом» DSG. За такой Volkswagen Polo GT попросят от 889 900 рублей. Как уже рассказывал «Авто Mail.Ru», от обычного седана...

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

В ГИБДД Москвы возникла давка из желающих обжаловать штраф

Такая ситуация возникла из-за большого количества штрафов, выписанных в отношении водителей в автоматическом режиме, и малого времени на обжалование квитанций. Об этом на своей странице в Facebook рассказал координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов. Как пояснил Шкуматов в разговоре с корреспондентом «Авто Mail.Ru», ситуация могла возникнуть из-за того, что власти продолжили штрафовать...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Возле ЦКАД могут запретить строить жилье и торговые центры

В Минэкономики предлагают решить проблему радикально - запретить строительство жилой и торговой недвижимости в зоне, прилегающей к ЦКАД. Об этом со ссылкой на федерального чиновника, знакомого с текстом предложений, сообщает «Коммерсант». Большая часть аргументов Минэкономики строится вокруг нежелания властей повторить на новой магистрали неудачный опыт МКАД. В министерстве ссчитают, что чрезмерное строительство...

Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.

Какой автомобиль российского производства самый лучший В истории отечественной автомобильной промышленности было много хороших автомобилей. И лучший из них выбрать трудно. Тем более, что критерии, по которым оценивается та или иная модель, могут быть очень разными. ...

Надёжность машин по рейтингу

Для чего служат рейтинги надёжности? Будем честными друг с другом, почти каждый автолюбитель часто думает: самая надежная машина – моя, и мне она не доставляет много хлопот различными поломками. Однако, это просто субъективное мнение каждого автовладельца. Приобретая автомобиль, мы в...

КАК выбрать автомобиль напрокат, выбрать машину напрокат.

Как выбрать автомобиль напрокат Прокат автомобиля – весьма востребованная услуга. В ней зачастую нуждаются люди, приехавшие в другой город по делам без личного автомобиля; те, кто желает произвести благоприятное впечатление с помощью дорогой машины и т.п. И, разумеется, редкая свадьба...

ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.

Где можно купить новую машину в Москве? Количество автосалонов в Москве скоро достигнет отметки в тысячу. Сейчас в столице можно купить практически любой автомобиль, даже Ferrari или Lamborghini. В борьбе за клиента салоны идут на всевозможные хитрости. Но ваша задача...

Совет 1: Как обменять свои автомобиль на новый Мечта многих автолюбителей — приехать в салон на старом автомобиле, а уехать на новом! Мечты становятся явью. Все больше оборотов набирает услуга обмена старого автомобиля на новый — trade in. Вам не...

Лучшие подарки автовладельцу

Лучшие подарки автовладельцу

Автолюбитель – человек, который достаточно много времени проводить за рулем своего автомобиля. Ведь для того чтобы обеспечить нужный комфорт в машине, а также безопасность движения, нужно приложить немало усилий при уходе за авто. Если вы хотите сделать приятно своему другу...

Какой автомобиль выбрать семьянину

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя...

Шикарные автомобили звёзд

Шикарные автомобили звёзд

Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...

Многие владельцы легковых автомобилей эксплуатируют различные прицепы - грузовые платформы, дома на колесах, автовозы и т. п. Естественно, вождение автомобиля с прицепом имеет свои особенности, о которых я и хочу поговорить в этом разделе.

Самое главное, о чем нужно помнить перед началом езды с прицепом, как ни странно, - о том, что прицеп нужно надежно прикрепить к автомобилю. Я в своей жизни не раз становился свидетелем, как некачественные прицепные устройства становились причиной того, что прицеп отрывался на ходу автомобиля (рис. 5.19). И хорошо, если в такой ситуации прицеп просто улетает куда-нибудь в кювет, никого не задев. Поэтому первое, о чем нужно позаботиться перед началом эксплуатации прицепа, - это правильные и исправные прицепные устройства и страховочные цепи или тросы. Прицеп должен крепиться к автомобилю в строгом соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

Рисунок 5.19 Первое, о чем нужно позаботиться перед началом эксплуатации прицепа, - это правильные и исправные прицепные устройства и страховочные цепи или тросы, чтобы прицеп не отрывался на ходу автомобиля.

Следующий, не менее важный момент, - это проверка световых приборов прицепа. То есть, если прицеп оборудован стоп-сигналами и указателями поворотов, они непременно должны быть подключены к бортовой сети автомобиля, чтобы своевременно информировать всех участников движения о намерениях водителя (рис. 5.20). Казалось бы, это всё банальные вещи, но именно от них зависит безопасность людей. И нужно понимать, что всё начинается именно с момента подсоединения прицепа к автомобилю.


Рисунок 5.20 Если прицеп оборудован стоп-сигналами и указателями поворотов, они непременно должны быть подключены к бортовой сети автомобиля, чтобы своевременно информировать всех участников движения о намерениях водителя.

Как известно из Правил дорожного движения, водитель с правами категории «В» имеет право на вождение автомобиля с прицепом с максимальной разрешенной массой 750 кг. Как правило, это небольшие прицепы с не более чем двумя осями. Почему выбрана именно эта цифра? Дело в том, что для вождения автомобиля с прицепом большей массы (рис. 5.21) необходимы специальные навыки и понимание многих процессов движения, для которых требуется отдельное обучение (на права категории «Е») - мы не будем углубляться в этот вопрос.


Рисунок 5.21 Водитель с правами категории «В» имеет право на вождение автомобиля с прицепом с максимальной разрешенной масс ой 750 кг. Для вождения автомобиля с прицепом большей массы необходимы специальные навыки и отдельное обучение (на права категории «Е»).

Итак, вы подсоединили прицеп к автомобилю и теперь собираетесь его чем-то загрузить (ведь не просто же так болтаться ему за машиной). В связи с этим, следующий важный момент, о котором необходимо помнить, - это правильная загрузка прицепа. В любой инструкции по эксплуатации прицепа вы можете встретить такую характеристику, как максимальная нагрузка на сцепное устройство. И, как правило, это значение не слишком велико - где-то в пределах от 30 до 70 кг (в зависимости от размеров прицепа и грузоподъемности самого автомобиля).

Дело в том, что можно загрузить только заднюю часть прицепа (рис. 5.22 c), вследствие чего он, как рычаг, будет приподнимать заднюю ось буксирующего автомобиля, тем самым ухудшая его управляемость, вплоть до того, что на какойто неровности дороги машина с прицепом может запросто улететь в кювет. Если же, наоборот, весь груз в прицепе будет сосредоточен в передней его части (рис. 5.22 b), то задняя ось буксирующего автомобиля будет прижиматься к дороге сильнее, чем нужно, отчего на этот раз будут приподниматься передние колеса, которые, как известно, являются управляемыми - машину будет сильно «болтать» из стороны в сторону, причем зачастую в такой ситуации удержать автомобиль на дороге просто невозможно. Кроме того, из-за ослабления сцепления с дорогой на передних колесах при торможении не создается достаточное тормозное усилие, особенно необходимое при движении с прицепом, а ведь именно на передних колесах образуется значительно больший тормозной эффект, чем на задних. Именно поэтому крайне важно, чтобы груз равномерно размещался в прицепе (рис. 5.22 a).


Рисунок 5.22 Крайне важно, чтобы груз равномерно размещался в прицепе.

Итак, вы подсоединили прицеп, правильно его загрузили и поехали. Нужно понимать, что прицеп - это еще одно транспортное средство со своей собственной подвеской и своей способностью к сопротивлению различным неровностям дорожного покрытия, вследствие чего он оказывает своё влияние на буксирующий его автомобиль. Поэтому нужно помнить и о тех колесах, которые на прицепе. То есть, если вы объехали яму на автомобиле, нужно умудриться сделать так, чтобы колеса прицепа её тоже объехали.

Особенно важно помнить о прицепе в поворотах. Не секрет, что повороты зачастую приводят к опрокидыванию прицепа, который, сваливаясь в кювет, увлекает за собой автомобиль (рис. 5.23 а). Как вариант, при прохождении поворота на высокой скорости прицеп по инерции продолжает двигаться прямо, в то время как автомобиль уже поворачивает, что приводит к складыванию автопоезда с последующим опрокидыванием (рис. 5.23 b). Поэтому, входя в поворот с прицепом, совсем нелишне сбрасывать скорость.


Рисунок 5.23 Входя в поворот с прицепом, сбрасывайте скорость, чтобы избежать опрокидывания прицепа.

Еще одной особенностью прохождения поворотов с прицепом является то, что колеса прицепа срезают углы еще больше, чем задние колеса автомобиля. То есть, если при движении без прицепа нужно дождаться, пока средняя стойка автомобиля поравняется с препятствием, то, поворачивая с прицепом, нужно закладывать еще более размашистые траектории и не забывать следить в зеркалах за тем, чтобы прицеп не задел препятствие, расположенное внутри поворота (рис. 5.24).


Рисунок 5.24 Если при движении без прицепа нужно дождаться, пока средняя стойка автомобиля поравняется с препятствием, то, поворачивая с прицепом, нужно закладывать еще более размашистые траектории и не забывать следить в зеркалах за тем, чтобы прицеп не задел препятствие, расположенное внутри поворота.

Иногда прицеп может иметь несколько большую ширину, чем буксирующий его автомобиль. Поэтому, если вы буксируете, например, автодом, то, соответственно обзорность в зеркалах заднего вида будет значительно ограничена. Следовательно, любые перестроения нужно будет совершать гораздо аккуратнее, либо нужно установить дополнительные зеркала заднего вида на удлиненных стойках (рис. 5.25), чтобы иметь возможность видеть дорожную обстановку позади своего автопоезда. Кроме того, не стоит забывать, что в узком месте, где может пройти ваш автомобиль, ширина прицепа может оказаться слишком большой.


Рисунок 5.25 Если вы буксируете, например, автодом, то обзорноСть в зеркалах заднего вида будет значительно ограничена. Любые перестроения нужно будет совершать гораздо аккуратнее, либо же нужно установить дополнительные зеркала заднего вида на удлиненных стойках.

Наконец, самая большая сложность в управлении автомобилем с прицепом заключается в движении задним ходом. Ни для кого не секрет, что «запихивать» прицеп (особенно одноосный) куда-то на парковку или в гараж, сидя просто за рулем, - задача очень непростая, а иногда и вовсе невыполнимая. Поэтому, если вы не часто ездите с прицепом, то, как минимум, старайтесь выбирать свой маршрут таким образом, чтобы по возможности ехать только вперед. Если же вам приходится включать задний ход, помните о следующем: в движении задним ходом при повороте руля, например, влево, задняя часть автомобиля также начнет поворачивать влево, а прицеп при этом начнет уходить вправо; и наоборот - при повороте руля вправо прицеп поедет влево (рис. 5.26).


Рисунок 5.26 Помните о следующем: в движении задним ходом при повороте руля, например, влево, задняя часть автомобиля также начнет поворачивать влево, а прицеп при этом начнет уходить вправо; и наоборот - при повороте руля вправо прицеп поедет влево.

Если же вы собираетесь, двигаясь задним ходом, ехать длительное время прямо, то это вряд ли получится - прицеп начинает «убегать» влево или вправо. Соответственно, нужно совершать рулем предупредительные воздействия, в результате которых траектория движения вашего автомобиля будет напоминать микроскопическую волнистую линию (рис. 5.27). То есть, специально поворачивая руль немножко вправо, вы заметите, что задняя часть машины также уходит вправо, а прицеп при этом начинает уходить влево. Как только вы почувствуете начало этого увода, незамедлительно поворачивайте руль немножко влево - задняя часть машины пойдет влево, а прицеп выровняется и продолжит движение назад, пока не станет смещаться вправо. Таким образом, мелко маневрируя рулем, можно изначально воздействовать на прицеп с пониманием того, что он будет делать в следующий момент. Это похоже на то, как удерживать на открытой ладони вертикальную палочку - если мелко водить ладонью из стороны в сторону, можно достаточно долго удерживать эту палочку, предотвращая её падение; если же держать ладонь неподвижно и пытаться бегать за палочкой всем телом, то для этого понадобится очень большая территория. То же самое и с прицепом - если пытаться вращать рулем размашисто, в определенный момент прицеп просто «сложится», то есть двигаться задним ходом дальше станет просто невозможно, а нужно будет ехать только вперед, чтобы снова выровнять прицеп.


Рисунок 5.27 Если вы собираетесь, двигаясь задним ходом, ехать длительное время прямо, то это вряд ли получится - прицеп начинает «убегать» влево или вправо. Соответственно, нужно совершать рулем предупредительные воздействия, в результате которых траектория движения вашего автомобиля будет напоминать микроскопическую волнистую линию.

В связи с такими особенностями управления я настоятельно рекомендую тем, кто собирается водить автомобиль с прицепом, выехать куда-нибудь на достаточно просторную площадку и там хорошо потренироваться ездить прямо назад с прицепом, а также научиться разворачиваться задним ходом с прицепом, заставляя его повернуться на 90 градусов. Как только вы освоите эти базовые навыки, управлять автопоездом станет значительно проще и понятнее.

Совет
Есть и более простой вариант, которым пользуются многие владельцы прицепов - прицеп просто отцепляют от машины и разворачивают вручную в нужную сторону, после чего разворачиваются на машине и снова подсоединяют прицеп. Если вы по какой-либо причине не хотите утруждаться тем, чтобы научиться ездить правильно, этот вариант является вполне приемлемым решением.

К слову сказать...
В интернете имеется большое количество видеороликов, демонстрирующих мастерство вождения автомобилей с прицепом. Иногда им удается развернуться на таком пятачке, что кажется, что это просто волшебство. Однако нужно понимать, что волшебства на дороге не бывает, и всё, что делает водитель, - это результат долгих тренировок и наработанных навыков и рефлексов. Езда с прицепом - это тоже отдельный навык и отдельный опыт. Поэтому для начала, как минимум, нужно понимать, куда и как прицеп едет. Начинать практическое знакомство следует с учебной площадки.