Девушка-стантер? Это как единорог, только на моте! Стант-райдинг. Что же всё таки это такое

Англичанин Гарри Ротвел по праву является одним из основоположников движения стантрайдинга, поскольку осознал, что мотоцикл - это не только удобное и компактное средство передвижения, но и возможность в полной мере продемонстрировать экстремальное владение мотоциклом.

К его заслугам можно причислить классическое развлечение — езду на заднем колесе. Динамичный и зрелищный вид спорта привлек внимание желающих полностью показать, на что они способны.

В связи с этим, вначале 1990-х, был впервые проведен чемпионат по стантрайдингу — все желающие могли показать свои достижения. Европа и Америка с огромным энтузиазмом восприняла подобный вид спорта, но в странах бывшего СНГ его распространение значительно запоздало. Волна интереса к трюкам на мотоциклах в наших краях проснулась л ишь в 2000-х годах. Стантрайдинг активно распространяется не только в мегаполисах, но и в поселках — для этого достаточно своего байка и стремления выучиться новым трюкам.

С чего начать

Начинающим спортсменам можно дать несколько крайне важных рекомендаций, которые помогут вам не разбиться после первой же тренировки. Абсолютно точно для этой цели вам не подойдут мощные мотоциклы — если вы плохо знаете их качества, то лучше на них не садиться. Вдобавок, вам крайне дорого обойдется ремонт. Для начальных тренировок возьмите бюджетный мотоцикл, который вам знаком.

Не начинайте тренировки с самых крутых трюков — можете сломать себе шею. В этом направлении лучше всего двигаться постепенно. Неплохо иметь опытного наставника, который при случае расскажет вам о недостатках вашего вождения. Также не следует заниматься этим в одиночку — можете с легкостью натворить проблем, а потом вас еще будет и некому доставить в ближайшее лечебное учреждение.

С психологической точки зрения, в серьезных занятиях мотоспортом нет места азарту и мальчишеству — все сложные и экстремальные моменты должны носить очень взвешенный характер. Приобретите для подобной цели так называемый питбайк — мотоцикл, полностью адаптированный под эти цели.

Стантрайдинг как вид спорта не стоит на месте — ежегодно происходят качественные изменения, добавляются новые трюки, а в уже существующие вносятся дополнительные детали. Столицей стантрайдинга в странах СНГ по достоинству считается Санкт-Петербург — именно здесь каждый год проходят соревнования по этому виду спорта. Чемпионаты, проходящие здесь регулярно с 2008 года, собирают все большую аудиторию.

В стантрайдинге существуют элементы, которые относятся к классическому трюкачеству, а также усложненные варианты, выполнить которые под силу лишь профессионалам своего дела. К ним относятся так называемые «вилли» и «стоппи» — базовые элементы начинающих спортсменов.

Особый вид мотоциклов или питбайков, имеют ряд существенных изменений в конструкции:

  1. кроссовый руль — надежно обеспечит управляемость мотоциклом, а приборная панель расположится в месте, которое с наименьшей вероятностью может подвергнуться деформации при аварии;
  2. наличие дуг, поскольку при падении возможно нарушение целостности пластика или других частей байка;
  3. обязательное отключение прибора, фиксирующего угол наклона транспортного средства;
  4. максимальная длина троса регулировки холостого хода;
  5. усиленное крепление радиатора, исключающее возможность его деформации в момент выполнения трюков;
  6. укрупненная задняя звездочка, позволяющая поднимать мотоцикл на заднее колесо с максимальным удобством для байкера;
  7. возможность с помощью рук включить вентилятор — подобное приспособление надежно помогает не перегревать двигатель;
  8. деформированный бак, позволяющий с максимальным удобством стоять на мотоцикле;
  9. максимально укороченная выхлопная труба — в обычном ее варианте — это возможная причина падения;
  10. усиленная подвеска, помогающая при окончании приема «вилли максимально удобно возвращаться в исходное положение, предотвращая падение.

Стантрайдинг имеет три вида трюков — остальные являются производными, зависящими от уровня квалификации мотоциклиста:

  • stoppie;
  • wheelie;
  • burnout.

Начинающие спортсмены вначале должны обучиться всем тонкостям классических трюков и лишь после этого приступать к более сложным.

Wheelie

Начинающие стантеры одним из первых осваивают данный трюк.

Последовательность действий такова:

  1. реализуйте включение первой передачи;
  2. наберите надлежащий разгон до 20-25 км/ч;
  3. выжимайте сцепление;
  4. прибавьте газа и резко отпустите сцепление;
  5. повторите алгоритм действий нажав на газ пока не определите точку баланса переднего колеса;
  6. уменьшите скорость если колесо превысило точку баланса;
  7. перед приземлением слегка прибавьте газа, чтобы сгладить удар.

Также необходимо отметить, что в этих случаях велика вероятность ударов.

Достигнув более высокого уровня профессионализма, вы можете выполнить элемент Stand Up Wheelie — подъем переднего колеса в положении стоя. Здесь также обязательно соблюдать необходимый баланс, верно выбирая центр тяжести.

К другим наиболее сложным трюкам странтрайдинга можно причислить:

  • Crossed Up Wheelie (High Crair);
  • 12 o’clock;
  • Apehanger;
  • Circles;
  • Stoppie;
  • Rolling Stoppie;
  • Crossed Up Stoppie;
  • One Hand Stoppie;
  • 180 Stoppie.

Среди вышеуказанных вариантов наибольшую сложность представляет 180 Stoppie — подъем на переднем колесе.

Соревнования в данном виде спорта включают два этапа, но для начинающих стантеров крайне важно освоить простые вариации. Стантрайдинг — увлекательный и динамично развивающийся вид мотоспорта, где начинающим необходимо освоить его основные приемы, позволяющие с успехом развиваться дальше.

Стантрайдинг - трюковая езда на мотоцикле. Как прикладная дисциплина существует давно, однако, как официальный вид спорта (на момент 2012 года) пока не признан ФИМ. Неофициальные чемпионаты мира, собирающие сильнейших райдеров планеты, проводятся регулярно в Европе вот уже несколько лет подряд. В России до 2008 года соревнований по стантрайдингу не проводилось. С 2009 года на постсоветском пространстве проводится Чемпионат Восточной Европы по Стантрайдингу.

Название этого экстремального вида спорта произошло от двух английских слов – stunt («трюк») и ride («езда»). То что он признан официально недавно понятно, а конкретно когда возник толком, наверное, никто не скажет. Этот вид мотоспорта(я буду именно так его именовать) как и все остальные стихийные, возник когда один из владельцов двухколесного решил почудить на нем как то необычно, чтобы выделиться. Потом второй, третий и т.д……. а после начали осваивать езду без рук, езду стоя, лежа и танцуя на байке. А позже Дуг Домокос, прозванный «Королем Вилли», случайно изобрел такой трюк, как езду на заднем колесе. Пожалуй, именно тогда и зародился стант. Это один из вариантов возникновения, на мой взгляд. По любому кто то найдется и скажет, что он знает другую историю возникновения. Но это все слова……

Трансформация из увлечения разрозненных людей в мощное движение произошла в 80-х годах прошлого века. А основателем и вдохновителем этого движения считается Гарри Ротвел, начавший осваивать и мастерски выполнять классические ныне «вилли» и «стоппи». Кроме того, есть еще «донатс» или «burnout» – вращение заднего колеса на месте, или контролируемый занос. Именно эти три элемента входят в обязательную программу первенства мира по стант-райдингу.

Первый чемпионат мира прошел в начале 1990-х годов. Его участники продемонстрировали изощренные приемы вождения мотоцикла. Так, Крейг Джонс первым «сел на руль», то есть залез на бензобак, перекинул ноги через руль и поехал на заднем колесе. Как и в фигурном катании на коньках, в стант-райдинге гораздо важнее и почетнее придумать элемент, чем затем повторить его, поскольку набор возможностей ограничен – у мотоцикла всего два колеса. Хотя ребята пытаются придумать что то новое. Понятно, что со временем трюки все более усложнялись и усложняются.

Есть мнение, что настоящая реально захватывающая езда началась, когда райдеры перестали пользоваться ручкой газа, то есть, «накручивали» холостые обороты и ехали на них, придерживая мотоцикл только с помощью тормоза. Таким образом у них появилась возможность ездить без помощи рук. Первым это сделал бразилец Антонио Карлос Фариас. И, разумеется, тут же стал чемпионом.

Программа соревнований по стантрайдингу обычно состоит из квалификации, включающую в себя трехминутную произвольную программу. Лучшие стантеры, набравшие большее количество очков, попадают в финал, где стартуют в обратном порядке. Сам финал предусматривает восьмиминутную программу, которая оценивается по следующим критериям: количество выполненных элементов, их качество, скорость исполнения и зрелищность. А новизна элементов только добавит дополнительные баллы в копилку.

В произвольной программе разрешается замена мотоциклов на более легкие, а номера допускаются абсолютно любые. Большой популярностью у зрителей пользуется езда на мотоциклах и квадроциклах с несколькими пассажирами-партнерами. Обычно партнеры входят в состав команды каскадера и тренируются вместе с ним, хотя в шоу-программах в качестве пассажиров могут выступать и обычные зрители.

На настоящий момент существует «американская школа» и «европейская школа». Впрочем, с недавних пор заговорили и о японской, которая совмещает в себе две предыдущие. Причиной тому стал Шин Киношита, являющийся чемпионом Японии по стантрайдингу. Между прочим, он является именно тем человеком, который привел стант-культуру в Страну Восходящего Солнца.
Европейский стант более гармоничный и плавный, в нем упор делается на чистоту исполнения. Американский, наоборот, резкий, всегда на грани фола. Кстати, американские стантеры не особо любят защитную экипировку, даже часто пренебрегают шлемом.

Какой он Стант-байк?


От обычного мотоцикла он отличается положением в пространстве. Правильный стант-байк большую часть времени едет либо на заднем, либо на переднем колесе. Исходя из этих причин, он имеет ряд отличий. Перечислим основные:

  1. Руль и приборы. Стантеры предпочитают кроссовые рули – они не заворачиваются в «рога» и редко ломаются. Вариант с куском железного лома тоже был бы неплох, если бы не вес… Приборная панель переносится в труднодоступное для асфальта место.
  2. Дублирующая машинка заднего тормоза. Лучше выбирать радиальную – она предоставляет лучшую информативность. Посредством армированного шланга ее соединяют либо со штатным задним суппортом, либо устанавливают второй, персонально под нее.
  3. Дуги. Стант-байк падает часто, поэтому двигатель и пластик (если таковой еще имеется) нужно защитить от контактов с асфальтом.
  4. Отключение датчика падения. На современных мотоциклах присутствует девайс, постоянно измеряющий уровень наклона мотоцикла. Поэтому, если сделать слишком высокое «вилли», он просто заглушит двигатель, посчитав, что вы уже упали.
  5. Длинный трос регулировки холостого хода. Служит для «накручивания» холостых оборотов. Например, для езды на заднем колесе без рук.
  6. Отключение вентиляции картера от короба воздушного фильтра. Причина заключается в том, что горячему маслу не место во впускной системе. А если баловаться «вилли», оно там будет
  7. Задний бугель. Правильная рамка должна быть чуть выше сиденья, и не выступать при этом за заднее колесо – так устойчивей.
  8. Масляное голодание. Для предотвращения этого пренеприятнейшего явления в двигатель заливают на 1 л масла больше, а также модифицируют маслозаборник, перенося его ближе к задней стенке картера.
  9. Усиленное крепление радиатора. Как правило, большинство стандартных креплений может оборвать при жестком приземлении с «вилли». Этот «апгрейд» проводится в меру фантазии райдера.
  10. Большая задняя звезда. Позволяет легче поднимать мотоцикл на заднее колесо. Многие стантеры предпочитают формулу «+12 зубьев» от стандарта.
  11. Тумблер ручного включения вентилятора. Он переводится в положение «вкл», как только начинают стантить. Это полезное усовершенствование, которое спасает двигатель от перегрева.
  12. Вмятый бак. Его верхняя часть делается плоской для удобства сидения и стояния. Иногда обклеивается антифрикционным материалом.
  13. Усиленная нижняя траверса. Нередки случаи, когда стоковая деталь лопалась после неаккуратного приземления с «вилли». На ее место ставится тюнинговая, предназначенная специально для станта.
  14. Укороченная выхлопная труба. При выполнении трюка «12 часов» стандартный длинный выхлоп может зацепиться за асфальт, что даст почти 100% гарантию падения.

Теперь рассмотрим сами трюхи, из чего они состоят. В основе всех лежат три основных базовых элементах: «wheelie», «stoppie» и «burnout» . Все остальное – их производные. Посмотрим на наиболее распространенные:

Первый базовый элемент. Учиться этому лучше на кроссовых мотоциклах, квадрах, или пит-байках. Поскольку физика процессов и методы управления одни и те же, рассматриваться будет обобщенный случай.
Сначала стоит убедиться, что задний тормоз исправен, а правая стопа уверенно может найти лапку. После этого желательно проверить натяжение цепи – оно должно быть в пределах заводских значений. В подножках не должно быть трещин и полузакрученных болтов.
Для езды на скорости свыше 30 км/ч оптимальное давление в задней покрышке – 1,4-2,1 атм. Ниже – 0,84-1,4. Стоит отметить, что слишком низкое давление делает езду «в свече» менее стабильной. Похожий эффект даст изношенная покрышка, из которой уже лезет корд.
Многие современные мотоциклы способны подняться на заднее колесо «с газа», но стантеры предпочитают все же использовать сцепление. Зачем? Этот метод имеет ряд преимуществ:
Во-первых, вы можете ехать «в свече» на более низких оборотах, а соответственно, на более низкой скорости. Это позволяет новичкам удерживать байк дольше в свече и точке баланса. А также получать менее болезненные травмы. Продвинутые стантеры могут таким образом поднимать байк на заднее колесо практически с места.
Во-вторых, подъем происходит более предсказуемо. Это следует пояснить. Когда происходит подъем газом, передок поднимается относительно медленно. Когда он поднимается над землей примерно на метр, происходит резкий скачок вверх, так как газ почти полностью открыт. Это может привести к непредсказуемым последствиям. Когда подъем сцеплением сделан правильно, передняя часть поднимается почти сразу к точке баланса, а там высоту подъема можно контролировать газом и/или положением тела. После небольшой практики подъем сцеплением станет очень стабильным и совсем не страшным.
Обобщенная методика выглядит примерно вот так:
1. Включите первую передачу.
2. Разгонитесь до 20-25 км/ч.
3. Выжмите сцепление.
4. Добавьте немного газа и быстро отпустите сцепление.
5. Повторите шаги 1-4, увеличив обороты, пока переднее колесо не приблизится к точке баланса.
6. Уменьшите газ, если колесо превысило точку баланса. Если не помогло, мягко нажмите и отпустите задний тормоз.
7. Перед приземлением переднего колеса на землю добавьте газа, чтобы сгладить удар.
8. Все вышеперечисленные пункты можно довести до автоматизма только путем падений и травм.
2. Stand Up Wheelie

«Вилли» в положении стоя. Ноги могут находиться на пассажирских подножках, сиденьи или бугеле. Допускаются вариации. Методика подъема та же, что и у традиционного «вилли». Подобное положение тела пилота позволяет лучше контролировать точку баланса ввиду большего простора для движений. Кроме того, ввиду смещения центра масс назад, поднять байк «в свечу» становится легче.

То же, что и Stand Up Wheelie, только одна нога находится в воздухе, в вытянутом положении.
4. Crossed Up Wheelie (High Crair)

5. 12 o’clock


Это езда на двух точках опоры, одной из которых является заднее колесо, а второй – задний бугель. Стать в это положение можно из «вилли». Если вы находитесь в точке баланса, катясь с неизменной скоростью, то нужно немного добавить газа, а за миг до касания бугелем асфальта чуть придавить задний тормоз, чтоб уменьшить силу удара. В этом положении важно соблюдать поперечный баланс, иначе можно завалиться на бок.
6. Apehanger

«Вешалка для мартышек». Начало – как в трюке «12 часов». А дальше ноги снимаются с подножек, руки распрямляются, и райдер скользит за мотоциклом по асфальту.
7. Circles

Один из наиболее сложных трюков. Чтоб приступить к его исполнению, сначала следует освоить медленную езду «в свече», пользуясь при этом только задним тормозом. Ну а сам принцип поворота довольно прост. Быстро переместитесь на ту же сторону, в которую байк падает. Для примера, если байк клонится влево, то переместитесь влево. Это движение заставит байк повернуть влево, компенсируя его наклон.
8. Stoppie

Второй базовый элемент. Обычное, «детское» стоппи, наверное, выполнял почти каждый мотоциклист. Хоть раз в жизни, но выполнял. Катясь со скоростью 10 км/ч, можно сместиться к баку и резко нажать на передний тормоз. В этот момент байк остановится, а заднее колесо подскочит вверх сантиметров на 20.
Более взрослое «стоппи» выполняется иначе. Давление в передней покрышке выставляется в пределах 1,2-1,5 атм. После, разгоняемся до 30-40 км/ч и плавно, но сильно зажимаем передний тормоз, одновременно с этим максимально смещаясь к баку. Посадка в этот момент должна быть прямая, а руки выпрямлены и напряжены. Когда заднее колесо оторвется от асфальта, усилие на ручке можно уменьшить. Формула проста – чем выше хвост, тем меньше усилия на ручке. Не стоит сразу пытаться достигнуть больших углов. Это не «вилли», и страховки в виде заднего тормоза здесь нет, поэтому от переворота может спасти только благоразумие. Перед тем, как закончить стоппи, можно зажать задний тормоз – это действие натянет цепь, останавливая ее болтание, что выразится в виде беззвучного приземления.
Если точка баланса благополучно пройдена ввиду неаккуратных действий или жгучего желания понтануться, а впереди маячит гостеприимный асфальт, то можно попытаться исправить положение. Например, отклониться назад, отпустить сцепление и дать газу. А лучше приготовиться катапультироваться и уходить в сторону от падающего вам на спину байка.
9. Rolling Stoppie

Езда на переднем колесе. Подъем осуществляется так же, только скорость должна быть выше. Трюк заключается в удержании байка в точке баланса. Управление во время «роллинг стоппи» осуществяется контррулением.
Чем выше задран байк, тем легче им управлять.

Забегая вперед, скажу о том, что ждет тебя и твой байк. Как и во всех дисциплинах мотоспорта, будет не одно падение и не один синяк. А мотоцикл придется ремонтировать в несколько раз чаще, чем ты это делал раньше. Потертые слайдеры, подножки, сломанные рычаги, погнутые рули, мятые бензобаки, гнутые колесные диски, замена резины раз в неделю, а то и чаще, запара с маслоголоданием и конченый двигательѕ Это далеко не все неприятности. Чтобы снять хотя бы часть проблем, придется позаботиться об экипе и защите мотика от повреждений. Надо подумать и об усовершенствовании мотоцикла - для удобства выполнения трюков. Возникает масса технических вопросовѕ Если тебя это не пугает, добро пожаловать в стантеры.

КАКУЮ ВЫБРАТЬ МАШИНУ?

Аппарат для станта, как правило, - спортбайк, он легкий и мощный. Выбор стант-народа падает на несколько моделей. Honda CBR900 пользуется особой популярностью. Причем в ход идут модели всех годов, но наиболее привлекательная - 1998-го. В последнее время большой интерес у райдеров проявляется к менее кубатурной Honda CBR600 F4 (и CBR600RR) благодаря ее компактности и надежности. В Европе часто используют Kawasaki 636, Suzuki GSX-R600 и Yamaha R1 и R6. Любим и SuzukI GSX-R750 от 1996 года.

Не стану утверждать, что только на этих мотиках ездят стантеры. В принципе используются мотоциклы всех марок и всех направлений - от кроссового до чоппера Harley-Davidson. Все зависит от финансовых возможностей. Однако в регламенте соревнований объем двигателя ограничен нижним пределом - не менее 600 кубиков. Выступать на шоу и тренироваться можно на чем угодно - лишь бы это нравилось.

ПРАВИЛЬНЫЙ «ТРЮКАЧ»

Заранее предупреждаю: он отпугивает от себя представительниц прекрасного пола, так как держать его в состоянии конфетки удается не всегда.

Как подготовить байк? Начни с установки кроссового руля. Вариантов несколько. Сразу внесу ясность: кроссовый руль - на любителя, и это не обязательная часть изменений. Например, представители американской школы стант-райдинга широко используют клипоны. Но если тебе кроссовый руль удобнее, то вот варианты: а) Купи кронштейны под руль и просверли в «родной» траверсе под них отверстия. Это вариант для скупых: когда сломается, придется платить дважды. б) Приобрети траверсу или сразу кит с рулем, дополнительными тросами и тормозными шлангами. в) Изготовь траверсу с кронштейнами под руль в мастерской у местного «кулибина».

Меняем тормозные шланги на армированные, убираем «приборку» и весь передний обтекатель (если предполагаешь ездить по городу, рекомендую эндуровую «морду» с парой «миньонов»). Устанавливаем демпфер руля и главный цилиндр переднего тормоза радиального типа (фото 1). Это далеко не все изменения передней части мотоцикла, но и их достаточно для трюковой езды. Если готов идти дальше, то продолжи усовершенствование байка заменой вилки на «перевертыш», установкой прогрессивных пружин и лепестковых тормозных дисков. Немаловажный момент - настройка передней подвески (вилки): ее нужно сделать жестче путем замены пружин или хотя бы увеличить преднатяг. Это поможет избежать «пробоев» вилки после вилли и во время стоппи. Немного «зажмите» отбой подвески. Рычаги тормоза и сцепления, во избежание их поломок, лучше отпилить так, чтобы они остались под два пальца - указательный и средний. Подобные доработки, опять-таки, - бюджетный вариант.

Позаботься о защите двигателя и пластика (у кого он остался). В Америке существует несколько компаний, производящих защиту в виде так называемых «клеток» - они позволяют при падениях сохранить целыми пластик, двигатель и водительские подножки. Если есть время и деньги, то конструкцию можно заказать через специализированный магазин, это обойдется примерно в $300–400 (с доставкой). «Клетку» можно сделать и в мастерской все того же «кулибина». Как правило, выбирают несколько точек крепления втулок на раме, между собой их соединяют 25-30-миллиметровыми трубами (фото 2, 3).

Важная часть для стант-райдинга - передаточное отношение главной передачи. Запасись набором звезд - ведущих (передних) и ведомых (на заднем колесе). Американские стант-райдеры рекомендуют добавить 20 зубьев к «стоковой» задней звезде. Можно экспериментировать, убавляя на передней звезде один или пару зубьев. Не рекомендую ставить слишком маленькую ведущую звезду, с нею возрастает нагрузка на цепь. Ведущие звезды можно подобрать по каталогам, ведомые найти сложнее. Выход - идти к «кулибину».

Базовые трюки. Название элементов.

Вилли

Основа этого трюка это отрыв передней части мотоцикла от земли. Исполняется либо работой сцеплением, либо избыточной мощностью. Есть множество разновидностей этого трюка…

Seat down Wheelie (Сит даун вилли)

Райдер сидит на водительском сиденье.

Highchair (Хайчеир)

Выполняется в положении сидя на баке, перекинув ноги через руль. Во время исполнения Tank Wheelie (танк вилли ) когда райдер сидя на баке раскидывает ноги, эта позиция уже называется - распорка Spreader (Спредер вилли ).

12 O"clock (Вилли 12 часов)

Очень высокий вилли, переходящий далеко за нормальную точку баланса мотоцикла. В так называемом отрицательном угле баланса - Негатив скрейп, очевидно, для выполнения такого трюка нужен укороченный подрамник, т.к. стандартный позволяет делать максимум 12 часов. Райдер должен постоянно контролировать баланс мотоцикла тормозом.

Так же очень сложной для исполнения является вариант Coster (Костер) – это вилли с выключенным сцеплением, т.е. райдер выводит мотоцикл в угол, выжимает сцепление, и мотоцикл продолжает движение по инерции. Костер считается сложным и важным трюком в стантрайдинге. Освоение костера дает мощный толчок в развитие райдера.

50/50 or Special K (Спешал кей)

Вилли в позиции 50/50 (Спешал кей), когда райдер сидит, перекинув одну ногу через траверсу, а другую свесив или отведя в сторону. Этот трюк называют 50/50, т.к. он наполовину хайчеир вилли, а наполовину обычное танк вилли. Также эту позицию часто называют Спешал кей (где кей это транскрипция английской буквы «K»), т.к. ноги райдера описывают букву «К».

Can-Can (Кан-Кан)

Вилли, при котором райдер стоя на сиденье, попеременно выбрасывает левую ногу вправо, а правую влево. Таким образом, исполняет танец Кан-кан. Может осуществляться по кругу и прямой. Также кан-каном называют трюк, когда райдер выбрасывает ноги не крест на крест, а в разные стороны, но такой трюк проще и не совсем соответствует названию.

Podium Wheelie (Подиум вилли)

Вилли в позиции подиум, когда одна нога райдера стоит на сиденье, а другая перекинута через траверсу.

Frog podium wheelie (Фрог подиум вилли)

Вилли в позиции фрог-подиум, когда одна нога райдера перекинута через траверсу (как подиум), а другая стоит на баке (как фрогер).

No hander (Ноу хендер или ноу хендед вилли)

Вилли, при котором райдер не держится руками за руль. Ноу хендер может исполняться в разных позициях, по прямой и по кругу. Есть райдеры, которые делают ноухендер в позиции хайчеир, как правило, со скрейпом.

Stand up (Стенд ап)

Вилли, когда райдер правой ногой стоит на водительской подножке и контролирует тормоз, а левой в дырке пассажирского сиденья или на нем, или на рамке 12 часов. Стенд ап – это базовая позиция при изучении вилли. Считается самой безопасной, т.к. райдер легко может соскочить с мотоцикла. Как правило, все стантеры начинают освоение вилли именно с этой позиции.

Superman (Супермен стол)

Вилли, когда райдер подпрыгивает в позицию, при которой его тело параллельно земле и задерживается на мгновение в ней. Таким образом, райдер напоминает супермена. Круто, если райдер может подпрыгнуть перпендикулярно земле. Данный трюк крайне фотогигиеничен, при том что на самом деле исполняется за 1-2 секунды и не производит такого впечатления как на фотографии.

Foot drag (Фут драг)

Вилли, при котором райдер касается одной ногой земли. Фут драг может быть касанием или проводкой. Некоторые трюки требуют исполнения фут драг, например, дед спин (быстрый круг-разворот на заднем с нулевой скоростью).

Champion (Чемпион)

Вилли, при котором райдер поднимает одну руку вверх и изображает указательным пальцем цифру "1". Чемпионом можно быть в любой позиции. Конечно, самый крутой чемпион тот, который делает серкл вилли, стоя двумя ногами на руле или траверсе, потому что он выше всех.

Watchtower circle

Райдер поднимает мотоцикл в положение вилли, держится правой рукой за щиток, левой контролирует тормоз. Ногами становится на треверсу мотоцикла и едет так в кругах. Высшей степенью сложности считается сделать несколько кругов, затем выйти из этого положения, не опуская мотоцикл на два колеса и продолжить фристаил. Это третий этаж - очень сложно совмещать балансирование и работу тормозом, а ещё так высоко!

Switchback coffin zero (Свичбек кофин зеро)

Акробатический трюк в позиции свичбек (задом наперед), при котором райдер упирается руками в хвост, ногами - в бак и управляет мотоциклом надавливая ногой на клипон.

Elevator (Элеватор)

Трюк, при котором райдер сидя в стандартной позиции, не держась руками за руль, совершает прыжок для того, чтобы перейти в позицию крест.

Acid drop (Эсид дроп)

Переход из позиции крест в позицию сидя резким прыжком вниз. Прыжок-сброс может совершаться в позицию хайчеир или свичбек.



Hyperspin (Хайперспин)

Райдер стоит на коленях на клетке или раме мотоцикла с правой стороны, когда байк лежит на земле. И открывая газ райдер заставляет вращаться байк.

Deactivator (Де активатор)

Во время езды в вилли на холостом ходу райдер спрыгивает с мотоцикла.

Бернаут

Burnout (Бернаут)

Использование мощности двигателя и тормозного усилия для вращения заднего колеса, чтобы прогреть резину или хорошенько подымить. Существует много типов бернаутов, например suicide burnout (суицид бернаут) , когда райдер стоит перед мотоциклом. Chainsaw (Бензопила) - бернаут, при котором райдер держа мотоцикл за ручку газа кружит его вокруг себя. Иногда райдер укладывает мотоцикл на бок, садится сверху и открывает газ, в результате чего байк вращается как “карусель” - "Хайперспин".

Crazy Lary (Крейзи Лари)

Разновидность бернаут, когда райдер стоит одной ногой на земле и кружит мотоцикл вокруг нее. Трюк обычно исполняется быстро, на отсечке. Райдер кружится на ревущем мотоцикле в дыму.

Switchback drift (Свичбек дрифт)

Дрифт задом наперед, райдер сидит на баке, упераясь ногами в водительские подножки.

Track stand (Трек стенд)

Бернаут на месте. Райдер блокирует переднее колесо и исполняет бернаут, балансируя, чтобы не коснуться ногой земли. Другими словами это стенд стил, но без касания ногами земли. Цель – как можно дольше и ровнее простоять на месте.

180/270/360 Stoppie

Движение осуществляется по дуге. Цифра в названии означает градус, на который повернулся мотоцикл относительно прямой разгона. Например, 180 стоппи означает, что после приземления мотоцикл повернулся на 180 градусов и встал лицом вперед к прямой разгона. Стоппи 360 самое сложное, при таком трюке мотоцикл описывает круг.

No hand stoppie (Ноу хенд стоппи)

Райдер не держится левой рукой за руль. Качество исполнения этого трюка зависит от того, когда райдер убирает руку с руля. Если это происходит в финальной стадии трюка, то сложность невысокая, если райдер убирает руку до того как мотоцикл остановился, то это качественное исполнение.

Stoppie park (Стоппи парк)

Стоппи с приземлением заднего колеса на что-нибудь выше уровня переднего колеса. Это может быть стена, прицеп, ступень, отбойник, что угодно. Исполнение данного трюка подразумевает обязательное исполнение как минимум стоппи 90. Для исполнения этого трюка важно уметь контролировать расстояние до препятствия и скорость мотоцикла. Стоппи парк - профессиональных трюк!



Highchair endo (Хайчеир эндо)

Райдер сидит на баке, перекинув обе ноги через верхнюю траверсу. Другими словами это стоппи в позиции хайчеир. Для трюка характерен невысокий подъем заднего колеса, т.к. вес перенесен на руль, и мотоцикл переворачивается при меньшем угле. Данная позиция используется также для бернаут и вилли.

Kangaroo (Кенгуру)

Это стоппи 180, в котором райдер во время описывания байком дуги в 90 градусов, в момент максимального сжатия передней вилки отталкивается передним колесом от асфальта и совершает прыжок, в результате которого приземляется в положении 180 градусов. Прыжок осуществляется за счет кенетической энергии и сжатой вилки. Основной момент это фаза прыжка она и учитывается при оценке трюка.



  • Назад

С 2008 года в России проводится чемпионат Восточной Европы по мотоциклетному стантрайдингу. В переводе с английского название такого вида спорта обозначает «трюковая езда». Действительно, его сущность заключается в исполнении различных экстремальных упражнений, которые требуют от мотоциклиста немалого мастерства, силы, выносливости, а также координации и умения быстро реагировать в нештатных ситуациях. Стантрайдинг, как вид мотоспорта, не признан ни одной из международных федераций, хотя соревнования в мире проводятся уже достаточно давно. Именно поэтому будет особенно интересно узнать, в чём заключается его сущность, и каковы правила участия в чемпионатах.

Российский чемпионат по стантрайдингу

Как уже говорилось выше, первые массовые соревнования по мотоциклетному стантрайдингу в России были проведены в 2008 году — организатором выступила частная компания Motorsport Media & Marketing, которая привлекла ряд спонсоров для финансирования мероприятия. С тех пор проводится несколько соревнований в год — как правило, они проходят в Москве, СПБ и других крупных городах европейской части страны, неизменно собирая тысячи зрителей.


В состязаниях по стантрайдингу могут принимать участие как профессиональные водители с многолетним опытом, так и новички — для них выделены особые классы со своими призовыми местами. Поскольку стантрайдинг является скорее показательной дисциплиной, в которой требуется впечатлить зрителей, а не достичь чёткого результата, для него были разработаны индивидуальные правила. Хотя они не признаны международными федерациями как российские мотоциклисты, так и их зарубежные коллеги используют стандартизованные принципы определения победителей. Соревнования по стантрайдингу делятся на два этапа, о которых стоит рассказать подробнее.

Квалификация

Соревнования по стант мото начинаются с прогрева моторов и шин, а также приветствия зрителей. Участник, которому предстоит выступать, проезжает один круг по площадке, после чего выходит на стартовую позицию, обозначенную специальной разметкой. Начинается этап состязаний по стантрайдингу, который называют квалификацией — в нём необходимо выполнять упражнения, определённые организаторами.


Конечно, список трюков в квалификации стантрайдинга может различаться, но в большинстве случаев используется стандартный набор. Первой выполняется восьмёрка (8 spin) — она представляет собой вращение с постоянно буксующим задним колесом вокруг двух конусов. Переднее колесо при этом остаётся заблокированным, что позволяет мотоциклисту удерживаться практически в одной точке. Каждый круг, совершённый в этом силовом вращении, позволяет начислить одно очко участнику соревнований по стантрайдингу.

Далее следует медленный вилли (Slow Wheelie). В практике стантрайдинга такое название обозначает езду на заднем колесе. Участник должен проехать 30 метров — если переднее колесо коснётся земли в пределах указанной дистанции, его дисквалифицируют. В стантрайдинге за каждую секунду, проведённую на дистанции, начисляется одно очко, поэтому, чем медленнее будет ехать мотоциклист, тем больший рейтинг он получит.

Третий этап соревнований по стантрайдингу представляет собой длинный стоппи (Long Stoppy). Для набора очков участник должен разогнаться на аналогичной 30-метровой полосе, затем затормозить и проехать как можно дальше, удерживая мотоцикл на заднем колесе — каждый метр принесёт одно очко. Эта часть квалификации стантрайдинга считается наиболее опасной — в особенности если мотоциклист участвует в состязаниях на компактном питбайке. Однако её считают наиболее зрелищной, поэтому без «длинного стоппи» не обходится практически ни одно мероприятие.


Завершается квалификация стантрайдинга скоростным кругом (Speed Circle). Участник должен проехать по круговой разметке, удерживая мотоцикл на заднем колесе. Каждые полкруга принесут ему одно очко в общем зачёте соревнований по стантрайдингу. По итогам квалификации отбираются десять участников, набравших максимальное количество очков — они переходят в следующий раунд. По просьбе зрителей, ко второму этапу соревнований по стантрайдингу могут допустить участника, чьё выступление было наиболее зрелищным, но он заведомо лишён права на победу.

Фристайл

Вторая часть представляет собой свободное показательное выступление, которое обычно называют фристайлом. В нём отсутствует строгий регламент — участнику даётся определённое количество времени, за которое он должен показать все свои навыки. Как правило, для новичков в стантрайдинге промежуток времени ограничен 3 минутами. А вот уверенные в себе профессионалы, которые используют специальный мотоцикл для стантрайдинга с идеально подобранной балансировкой, получают от 4 до 10 минут на выступление. Правилами запрещается разгонять мотоцикл выше 60 км/ч либо 90 км/ч при наличии большой площадки со специальными ограждениями, а также выполнять заведомо опасные для зрителей трюки.


Баллы начисляются судьями, которые используют субъективные оценки — именно это и послужило причиной неодобрения стантрайдинга официальными организациями. Как правило, оценивается три важнейших аспекта:

  • Выполнение трюков — судьи чемпионата по стантрайдингу учитывают количество выполненных упражнений, их чёткость, отсутствие опасности для мотоциклиста и зрителей, уверенность реакций — всего в этой категории можно получить 30 баллов;
  • Сложность трюков — недостаточно просто выполнять базовые упражнения стантрайдинга, нужно привнести в них элементы собственной фантазии. За максимальную сложность трюков можно получить 30 баллов;
  • Индивидуальность и стиль — оценивается умение участника привлечь публику. Как правило, в стантрайдинге обращают внимание на реакцию зрителей и начисляют до 20 баллов в этой категории.

Однако даже профессионалам не рекомендуется лишний раз рисковать без уверенности в собственных силах — каждый незаконченный трюк отнимает у участника 2 балла, падение станет причиной вычитания 5 баллов, а заглохший мотор приведёт к дисквалификации.


Но и во втором этапе соревнований по стантрайдингу есть место для объективных оценок. Несмотря на заявленную свободу действий, каждый участник обязательно должен выполнить как минимум по одному трюку, связанному с силовым вращением мотоцикла, ездой на переднем и заднем колесе, а также с акробатическими упражнениями. За каждую разновидность трюков может начисляться до 10 очков в зависимости от правильности исполнения и мастерства.

После окончания этапа фристайла могут проводиться показательные групповые выступления, во время которых судьи занимаются подсчётом баллов, которые сумел заработать каждый участник. Интересно, что суммируются очки, которые заработаны в обоих этапах — таким образом, посредственный результат квалификации может быть причиной проигрыша, если разрыв по баллам во фристайле минимален. Как правило, награждаются пять участников, которые набрали максимальное количество очков. Призовой фонд стантрайдинга не регламентирован и обычно зависит от суммы средств, выделенных спонсорами.

Дисквалификация

Как и в обычном мотоспорте, любой участник соревнований по стантрайдинга может быть подвергнут дисквалификации.


первую очередь, речь идёт о неверном выполнении упражнений в начальном этапе — о сбитых конусах, касании полосы передним колесом и о других грубых нарушениях правил. Кроме того, в стантрайдинге непростительным нарушением считается остановка мотора, при которой мотоцикл становится неконтролируемым, а также выполнение заведомо опасных трюков, которые могут стать причиной получения зрителями травм или даже гибели людей.

Дисквалифицировать участника могут в том случае, если он отказывается предоставить стант байк на предстартовый технический контроль, а также не предъявляет должным образом оформленные документы, включая ПТС и страховой полис. Также поводом для отстранения от соревнований по стантрайдингу может послужить отказ от использования рекламных материалов официальных спонсоров — обычно они представляют собой наклейки на оперение мотоцикла или на шлем, а также нашивки на комбинезоны. Если участник не является на официальные мероприятия, его могут оштрафовать, а при отказе от посещения соревнований — лишается права участвовать в состязаниях по стантрайдингу до следующего сезона.

Зрелищность и безопасность

Официальные организации отказываются признавать стантрайдинг и из-за его гипотетической опасности. Однако стоит отметить, что жёсткое ограничение скорости на площадке делает такие соревнования более безопасными, чем кольцевые гонки или драг-рейсинг, поскольку даже падение не приведёт к столь серьёзным последствиям. Кроме того, правила дисквалификации требуют поддерживать идеальное состояние техники в отличие от уличных гонок, где немало аварий происходит именно из-за неисправности мотоциклов. Вместе с тем по зрелищности стантрайдинг значительно превосходит другие спортивные дисциплины, поскольку основное действие разворачивается на компактной площадке перед множеством посетителей соревнований. Поэтому многие спортсмены и организаторы состязаний по стантрайдингу уверены, что его признание официальным видом спорта не за горами.

www.motoshkoli.ru

Дена Содано – одна из талантливых девушек, которые нашли свою нишу в том, что до недавнего времени считалось исключительно мужским видом спорта. Девушка-стантер — редкое чудо, подобное единорогу! 🙂

Как все начиналось

Дена так рассказывает о своем приходе в мир мото-стантинга: «Я начала ездить на мотоцикле в 17 лет. Мой отец всегда увлекался машинами, стрит-родами, драг-рейсингом, а также руководил своей собственной автомастерской в течение 45 лет. Я была девчонкой-сорванцом, помешанной на двигателях, как и он сам. Для меня было нормой играть в гараже и гонять на скоростных тачках.

Я занялась стант-райдингом в 2008 году, увидев местных ребят за этим занятием на улице. Конечно же, реакция окружающих была негативной… Я была самоучкой – тренировалась на проселочной дороге за домом в Пенсильвании. И вот я все еще этим занимаюсь! Спасибо папе – он у меня самый лучший!»



Дена Содано — профессиональная фристайл-стантерша родом из штата Джорджия. Ей 25 лет. Для нее спортбайки – как вода для рыбы. Запах автомастики для рихтовки – ее любимый: это воспоминание родом из детства и автомастерской отца. «Езда на одном колесе раскрепощает меня», — говорит Дена. Она сама ремонтирует и тюнингует свой мотоцикл Kawasaki 636, на котором она выполняет свои трюки, и считает его идеальным полигоном для отработки новых навыков.

Дена регулярно принимает участие в профессиональных соревнованиях по фристайл-стантингу, где она выигрывала чемпионское звание несколько лет подряд в классе женского фристайла. Ее потрясающие умения и навыки езды на заднем колесе привлекают многочисленных спонсоров (Galfer USA, Shinko Tires, Racing 905, Speed & Strength, Sartso Jeans и др.). Отличная физическая форма и дисциплина ума – ее визитная карточка.



Своя среди своих

В США достаточно много мотоциклисток, занимающихся стант-райдингом, например, Джессика Мейн (Jessica Maine ) и Алисия Спек (Alicia Speck ). Дена — одна из таких девушек, которая выполняет сложнейшие мото-трюки, типа skitching , так легко и безупречно, с такими плавными и четко контролированными движениями, как будто под ней — простой односкоростной велосипед для велотриала. При выполнении некоторых трюков она вообще не касается ручек управления или сидения (просто посмотрите видео с ее участием )!

Дена – первая из женщин, выполнившая круговое вилли на большом мотоцикле. Она ворвалась в мир профессионального стант-райдинга, приняв участие и выиграв несколько соревнований серии XDL. Многие девушки уходят из мира профессионального стантинга по причине психологического прессинга зрителей и конкурентов. Дена не побоялась отстаивать свою мечту, «пройдя через огонь и воду» и закалившись в подобных испытаниях.



Существует маленькая группа женщин-стантерш элит-класса, которые образовали новый «круг силы» в среде профессиональных гонщиц. Дена входит в их число и отлично доказывает, что стант-райдинг, как и шоссейные гонки, является игрой на равных как для мужчин, так и для женщин. Главное – наличие смелости жить своей собственной жизнью, желания идти за своей мечтой и само-дисциплина многочасовых ежедневных тренировок.

sheandmoto.com

Немного интересного Всякого обладателя мотоцикла, которому хоть раз в жизни удалось поставить своего железного друга в вертикальное положение и проехаться на заднем колесе, можно считать приобщившимся к стант-райдингу. Название этого экстремального вида спорта произошло от двух английских слов - stunt («трюк») и ride («езда»). Занимаются им настоящие фанаты мотоцикла, а не гонщики-профи. Объединяют их любовь к двухколесным машинам и упорство: тренироваться надо в любую погоду едва ли не каждый день.

Первые стант-райдеры появились в Великобритании в 80-х годах прошлого века. А основателем и вдохновителем этого движения считается Гарри Ротл, начавший осваивать и мастерски выполнять такие ныне считающиеся классическими трюки, как езда на одном колесе - заднем или переднем. Езда на заднем колесе у райдеров называется «вилли», на переднем - «стоппи». Есть еще «донутс» - вращение заднего колеса на месте, или контролируемый занос. Именно эти три элемента входят в обязательную программу первенства мира по стант-райдингу. Первый чемпионат мира прошел в начале 1990-х годов. Его участники продемонстрировали изощренные приемы вождения мотоцикла. Так, Крейг Джонс первым «сел на руль», то есть залез на бензобак, перекинул ноги через руль и поехал на заднем колесе. Как и в фигурном катании на коньках, в стант-райдинге бывает гораздо важнее и почетнее придумать элемент, чем затем повторить его, поскольку набор возможностей ограничен - у мотоцикла всего два колеса. Со временем трюки все более усложнялись. Говорят, настоящая фигурная езда началась, когда райдеры перестали пользоваться ручкой газа, то есть «накручивали» холостые обороты и ехали на них, придерживая мотоцикл только с помощью тормоза. Таким образом, появилась возможность ездить без помощи рук. Первым это сделал бразилец А.К. Фариаш. И тут же, конечно, стал чемпионом. В России стант-райдинг стремительно завоевывает популярность. В 2004 году в Петербурге прошел День стант-райдинга, на котором собрались лучшие мотофигуристы мира. В том же году питерцы представляли Россию на открытом командном Кубке Европы. И заняли почетное третье место. Отдельное спасибо Андрюхе — Оператору за найденую инфу.

moto26.ru

КАКУЮ ВЫБРАТЬ МАШИНУ?

Аппарат для станта, как правило, - спортбайк, он легкий и мощный. Выбор стант-народа падает на несколько моделей. Honda CBR900 пользуется особой популярностью. Причем в ход идут модели всех годов, но наиболее привлекательная - 1998-го. В последнее время большой интерес у райдеров проявляется к менее кубатурной Honda CBR600 F4 (и CBR600RR) благодаря ее компактности и надежности. В Европе часто используют Kawasaki 636, Suzuki GSX-R600 и Yamaha R1 и R6. Любим и SuzukI GSX-R750 от 1996 года.

Не стану утверждать, что только на этих мотиках ездят стантеры. В принципе используются мотоциклы всех марок и всех направлений - от кроссового до чоппера Harley-Davidson. Все зависит от финансовых возможностей. Однако в регламенте соревнований объем двигателя ограничен нижним пределом - не менее 600 кубиков. Выступать на шоу и тренироваться можно на чем угодно - лишь бы это нравилось.

ПРАВИЛЬНЫЙ «ТРЮКАЧ»

Заранее предупреждаю: он отпугивает от себя представительниц прекрасного пола, так как держать его в состоянии конфетки удается не всегда.

Как подготовить байк? Начни с установки кроссового руля. Вариантов несколько. Сразу внесу ясность: кроссовый руль - на любителя, и это не обязательная часть изменений. Например, представители американской школы стант-райдинга широко используют клипоны. Но если тебе кроссовый руль удобнее, то вот варианты: а) Купи кронштейны под руль и просверли в «родной» траверсе под них отверстия. Это вариант для скупых: когда сломается, придется платить дважды. б) Приобрети траверсу или сразу кит с рулем, дополнительными тросами и тормозными шлангами. в) Изготовь траверсу с кронштейнами под руль в мастерской у местного «кулибина».

Меняем тормозные шланги на армированные, убираем «приборку» и весь передний обтекатель (если предполагаешь ездить по городу, рекомендую эндуровую «морду» с парой «миньонов»). Устанавливаем демпфер руля и главный цилиндр переднего тормоза радиального типа (фото 1). Это далеко не все изменения передней части мотоцикла, но и их достаточно для трюковой езды. Если готов идти дальше, то продолжи усовершенствование байка заменой вилки на «перевертыш», установкой прогрессивных пружин и лепестковых тормозных дисков. Немаловажный момент - настройка передней подвески (вилки): ее нужно сделать жестче путем замены пружин или хотя бы увеличить преднатяг. Это поможет избежать «пробоев» вилки после вилли и во время стоппи. Немного «зажмите» отбой подвески. Рычаги тормоза и сцепления, во избежание их поломок, лучше отпилить так, чтобы они остались под два пальца - указательный и средний. Подобные доработки, опять-таки, - бюджетный вариант.

Позаботься о защите двигателя и пластика (у кого он остался). В Америке существует несколько компаний, производящих защиту в виде так называемых «клеток» - они позволяют при падениях сохранить целыми пластик, двигатель и водительские подножки. Если есть время и деньги, то конструкцию можно заказать через специализированный магазин, это обойдется примерно в $300–400 (с доставкой). «Клетку» можно сделать и в мастерской все того же «кулибина». Как правило, выбирают несколько точек крепления втулок на раме, между собой их соединяют 25-30-миллиметровыми трубами (фото 2, 3).

Важная часть для стант-райдинга - передаточное отношение главной передачи. Запасись набором звезд - ведущих (передних) и ведомых (на заднем колесе). Американские стант-райдеры рекомендуют добавить 20 зубьев к «стоковой» задней звезде. Можно экспериментировать, убавляя на передней звезде один или пару зубьев. Не рекомендую ставить слишком маленькую ведущую звезду, с нею возрастает нагрузка на цепь. Ведущие звезды можно подобрать по каталогам, ведомые найти сложнее. Выход - идти к «кулибину».

www.zr.ru