Иномарки захватили российские дороги.

Парк легковых автомобилей в России по состоянию на 01.01.2016 по данным ООО «Автостат Инфо» вырос достаточно заметно - на 6,3% или в физических величинах - на 1 млн 279,9 тыс., достигнув 40 млн 629,2 тыс., при том, что реальные регистрации новых легковых автомобилей, за 2014 год показали падение на 44,2% или на 1 млн 48,7 тыс. при валовом объеме регистраций в 1 млн 284,4 тыс., т.е. рынок откатился на уровень 2005 и 2009 годов.

Кстати, средняя цена автомобиля при этом за 2015 год составила 1056,7 тыс. рублей, против 1 млн в 2014-м и 906 тыс. в 2013 году, а доля кредитных продаж, упав в начале 2015 года, по итогам года все же вернулась к 37-процентной отметке, в том числе за счет реализации пакета мер господдержки автомобильного рынка в объеме 43 млрд руб., что позволило реализовать порядка 560 тыс. автомобилей всех типов, из которых свыше 400 тыс. пришлось на легковой сегмент. Кстати, по данным PwC средняя цена новых автомобилей всех типов возросла в рублях до 1190 тыс. руб. или на 22%.

Разница в цифрах регистраций и прироста парка, перекрывающая продажи новых моделей, в основном, соответствует «первичному» ввозу секонд хэнда, преимущественно через Дальний Восток и Калининградскую область. Впрочем, в 2015 году она свелась к минимуму. Но, вот, разница между новыми фактическими регистрациями и отгрузками с заводов, на фоне того, что вторичный рынок в 2015 году упал всего на 17,8% до 5 млн 764,8 тыс. и впервые превысил в денежном выражении рынок новых автомобилей при росте цены на 10%, данный фактор продолжает работать, однако, в 2015 году во всей силе сказался «валютный автореэкспорт», т.е. из-за разницы курсов рубля и валют Белоруссии и Казахстана к доллару и евро, а также других государств, примерно 100-120 тыс. легковых автомобилей были выкуплены в России гражданами этих стран, но не зарегистрированы на территории РФ, а вывезены, так как в пересчете на твердую валюту цены российского рынка оказались весьма привлекательны для иностранцев.

Доля иномарок в парке продолжает расти опережающими темпами: на 4,9% (1 млн 21,3 тыс.) до 21,87 млн (53,8% парка), а парк отечественных марок вырос только на 1,4% или на 257,9 тыс. до 18,76 млн., что составило лишь 46,2% парка.

Соотношение продаж новых автомобилей к автомобилям с пробегом выросло в 2015-м до 1:4,5. Кстати, рынок легковых автомобилей с пробегом в России второй в Европе после Германии (7,33 млн в 2015 году). Однако, российский вторичный рынок достигнет такого же показателя, примерно, к 2022 году, но только в случае восстановления цен на нефть хотя бы до значений $65-70 за баррель.

Таким образом, данные ООО «Автостат Инфо» свидетельствуют, что, на отечественном рынке первичный спрос (направленный на расширение парка) все еще опережает вторичный (на замену выбывающих автомобилей), хотя в финансовом отношении рынки новых машин и машин с пробегом уже сравниваются. Фактическое выбывание машин в большом возрасте остается весьма незначительным (во всяком случае, на порядок ниже требуемых по условиям экологической и транспортной безопасности), так, что действие государственной программы утилизации на состоянии парка практически не ощущается, даже в отношении отечественных марок, выпуск которых уже давно прекращен, включая: АЗЛК «Москвич», Иж, СеАЗ «Ока», ГАЗ «Волга», а также ЗАЗ «Запорожец» и «Таврия».

В расчете на 1000 человек населения количество автомобилей в стране на начало 2016 года достигло (без учета населения и парка Крыма) 283 ед. по сравнению с 273 ед. годом ранее. Таким образом, автомобилизация страны продолжается, несмотря, на кризисные явления в экономике, вызванные обвалом нефтяных цен и продолжением режима санкций Запада против России, усугубляемого ответными российскими санкциями, например, в отношении Турции.

Несомненно, что прогнозируемый спад продаж легковых автомобилей в 2016 году на уровне 7-15% приведет к дальнейшему замедлению роста парка и заметному повышению его среднего возраста, хотя, в абсолютных цифрах, он вряд ли сократится.

Львиная доля в парке как отечественных, так и всех марок вообще, приходится на LADA (ВАЗ), которая составила 14 млн 52,1 тыс. или 74,9% от всех отечественных машин (+0,2%) и 34,6% от всего парка (на 0,5% меньше, чем годом ранее). Повышательная тенденция в сегменте отечественных марок и понижательная в целом по парку вполне естественны. Но, свою треть парка АВТОВАЗ пока удерживает еще стабильно. Доля парка также вполне успешно функционирующего УАЗа составила лишь 1,5% (613,6 тыс.). Наибольшую долю парка среди прочих (уже вышедших в тираж) отечественных марок составляет ГАЗ - стабильные 1 млн 186,7 тыс. (доля 2,9%), но при этом его удельная доля «Волги» продолжает заметно снижаться. Количество еще более старых «Москвичей» в парке также совершенно стабильно - 1 млн 44 тыс., хотя удельная доля все же снизилась до 2,6%.

Наибольшим парком среди регионов располагает Центральный ФО - 30% с заметно просевшим приростом на 3,3%, а наибольший прирост показал Северо-Кавказский ФО - на 4,9% (доля 4,6%). Вообще, прирост парка за 2015 год был положительным во всех регионах, а наименьший оказался в Дальневосточном ФО (+0,6%, доля 4,1%), где обвалился не только рынок новых машин, но, главное, ввозимого из Японии и прочих сопредельных стран секонд-хэнда..

Москва показала относительно низкий рост парка на 2,6% (самый низкий в Центральном ФО), при том, что ее доля в парке региона составила 32,2%, а в парке страны - 9,7% (3 млн 928,9 тыс.).

Московская область, составляя 21,5% регионального и 6,4% федерального парков (2 млн 615,1 тыс.), показала рост на 3,8%.

Санкт-Петербург показал рост на 5% (лучший в Северо-Западном ФО, где он занимает долю в 40,2% парка) до 1 млн 735,4 тыс. Это позволило северной столице довести свою долю парка до 4,3% от федерального.

В Северо-Кавказском ФО отличилась Республика Ингушетия (8,7% прироста) - наибольший рост по стране.

Возрастная структура парка - традиционно самая негативная статья статистики российского парка. Итак, по РФ в целом она распределилась так: новых легковушек выпуска 2015 года только 1 млн 040,3 тыс. (цифра не соответствует годовым продажам как из-за несоответствия календарных сроков продаж и сроков выпуска автомобилей, а также уже упомянутого «черного экспорта»). Это соответствует только 2,6% от парка (против 4,5% «одногодок» годом ранее), а совокупная доля машин до 3 лет, т.е. выпуска 2013-2015 годов составляет 5 млн 484 тыс. или 13,5% от парка против 17,3% «трехлеток» годом ранее, но далее эта «молодежная» группа будет в еще большем загоне, так как продажи по-настоящему начали обваливаться именно в 2015 году.

Напротив, доля машин старше 10 лет, т.е. выпуска старше 2006 года составляет уже 49,8% (20,25 млн) против 47,8% (18,8 млн) годом ранее, т.е. практически половина отечественного легкового парка находится за гранью не только морального старения, но и физически приемлемого износа.

Так, доля автомобилей LADA (ВАЗ) старше 10 лет составляет уже 67,3% от парка бренда и 23,3% от всего федерального парка.

У отечественного УАЗа доля ветеранов составляет 66,2% (406 тыс.), а трехлетних внедорожников - лишь 9,1% (55,7 тыс.), т.е. две трети ульяновских внедорожников старше 10 лет, а новым может считаться только каждый одиннадцатый.

Это означает, что 2/3 всех ВАЗов и УАЗов в стране должны пройти программу утилизации, но фактические ее объемы на два порядка ниже.

Кстати, в Москве доля «трехлеток» составляет 20,6% (808,4 тыс.) - за год упала на 5,1% (!), а ветеранов старше 10 лет - 34,7% т.е. новых уже лишь немногим более пятой части, а ветеранов - снова более трети. Причем, это в основном, «мертвые души» уже, практически, не появляющиеся в транспортном потоке. Так, столичный парк старинных «Запорожцев» - 70,8 тыс., а «Москвичей» - 100,8 тыс., против, например, парка Audi (всех возрастов), составляющего 105,9 тыс.

Доля «трехлеток» LADA в федеральном парке данного бренда лишь 968,9 тыс. (6,9%). Для сравнения, в парке KIA их доля 37,8% (505,7 тыс.), а Hyundai - 36,3% (455,7 тыс.). У лидирующей по абсолютной величине парка иномарок Toyota (3 млн 110,6 тыс.) доля новых машин - лишь 11,2% (349,7 тыс.) - на 2% меньше, чем годом ранее, а вот ветеранов старше 10 лет 57,3% (1 млн 782,8 тыс.) - как раз на 2% больше. Так, что второе в стране место по величине парка пожилых автомобилей одного бренда Toyota сохраняет надежно.

Из моделей по абсолютной величине парка традиционно лидирует тольяттинская «классика»: LADA 2107 - 1 млн 752,8 тыс. (доля машин старше 10 лет - 63,7%) и ВАЗ-2106 - 1 млн 748,2 тыс. (практически все 100%). С учетом масштаба выпуска «шестерки» («шахи») около 4,2 млн, получается, что 2/5 выпущенных машин этой модели еще на ходу только в России, так что утилизация нам только снится! Третье место в парке - за переднеприводной «Самарой» ВАЗ-2109 - 1 млн 563 тыс. (доля машин старше 10 лет - также 100%). Далее пять позиций занимают также модели LADA , а лидером среди иномарок выступает Ford Focus (715,3 тыс.), доля машин старше 10 лет в парке которого подпрыгнула до 14,8% (105,8 тыс.), так как в данную категорию начали переходить достаточно массовые выпуски середины 2000-х. Соответственно доля новых упала почти вдвое - до 12,4% (88,8 тыс.). У идущей за ним среди иномарок Toyota Corolla (668,5 тыс.), соответствующие показатели также ухудшились: 54,2% (362,4 тыс.) и 8,2% (54,7 тыс.), хотя, относительно меньше.

В целом, тенденция на обновление легкового парка затормозилась вслед за падением рынка новых автомобилей, несмотря на предпринимаемые государством и дилерами усилия (прежде всего программа утилизации) и трейд-ин, масштабы, которых, впрочем, совершенно недостаточны, но в нынешней экономической ситуации и желать большего - нереально. Даже гораздая на различные не всегда серьезно обоснованные инициативы Дума, не решается трогать эксплуатантов старого транспорта. Разве, что ограничили возраст легковых автомобилей в такси. Но, например, увеличение налоговой нагрузки через повышение тарифов ОСАГО привело к массовому отказу от страховки (и массовым подделкам полисов), которую в свою очередь хотят перебороть перерегистрацией всех бланков и т.д. и т.п.

Так как выход рынка новых машин из кризиса переносится едва ли не на 2020-е годы, то парк продолжит старение, и у государства вряд ли найдутся действенные рычаги по кардинальному перелому данной тенденции.

В тоже время, 20 млн ед. «автохлама», в случае значительного положительного изменения внешнеторговой конъюнктуры за счет накопленного отложенного спроса запросто могут привести к очередному буму спроса, так как условная планка в 400 автомобилей на 1000 чел. никуда не девается и рано или поздно будет достигнута и в России.


Ключевые слова: легковые автомобили

Российский парк легковых машин ведет свою историю с распада СССР, и неудивительно, что вначале он почти полностью состоял из продукции советского автопрома. Так, к 1994 году по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них лишь около 600 тысяч (то есть чуть более 5%) были иномарками, которые в то время ввозились из-за рубежа. Между тем парк зарубежных автомобилей рос достаточно быстро - в начале 2000-х он насчитывал уже более 3 млн машин (по данным «Автостата»), а доля иномарок выросла почти до 15%. Причем в основном это происходило за счет убыли машин отечественных брендов советской эпохи - одни уже канули в Лету (ЛуАЗ, «Москвич», «Ока»), другие вышли из легкового сегмента (ГАЗ, «Иж»). В результате доля отечественных марок, если не учитывать АВТОВАЗ, к рубежу столетий снизилась в 1,5 раза - до 30%. А в целом российский парк к 2001 году преодолел 20-миллионную отметку.

С тех пор число легковых машин в нашей стране увеличилось вдвое, и сегодня на учете в ГИБДД стоит 40 млн. 850 тысяч автомобилей. При этом львиную долю этого роста обеспечили иномарки - в начале 2000-х годов к нам массово хлынули подержанные машины из Японии и Европы, а затем в России стали открываться и сборочные производства зарубежных автоконцернов. Тем более что благодаря развитию автокредитования иномарки стали доступны многим россиянам. Как следствие, автомобили иностранных брендов заняли более половины парка легковых машин в нашей стране (22,5 млн авто или 55%), тогда как на продукцию АВТОВАЗа сегодня приходится менее 35% (14,1 млн машин), а на прочие отечественные марки - всего 10% (4,1 млн авто). Таким образом, с 1993 года иномарки увеличили свое присутствие на российских дорогах в 38 раз, а их доля выросла более чем в 10 раз.

Данные агентства «Автостат»

Бум иномарок

В свою очередь, среди автомобилей зарубежных брендов традиционно преобладают «японки» - их в России насчитывается около 9 млн машин (39,5% парка иномарок). Причем абсолютными лидерами являются Toyota (3,61 млн авто) и Nissan (1,84 млн машин), большинство из которых -секонд-хэнд, завезенный через Дальний Восток и Сибирь. Следом идут автомобили европейских марок с показателем более 6,5 млн зарегистрированных авто (около 30%). Здесь наиболее крупные автопарки имеют Renault (1,29 млн), Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин). Замыкают тройку лидеров автомобили корейских брендов, которых числится свыше 3,5 млн единиц (свыше 15%), включая 1,43 млн Hyundai и 1,19 млн Kia. Стоит отметить, что по количеству легковых машин в России продукция из Южной Кореи смогла обойти американские марки, чей парк составляет порядка 3 млн авто (около 13%). Половина из этого количества приходится на Chevrolet (1,5 млн машин), тогда как автомобилей Ford насчитывается 1,21 млн штук. Все больше на российских дорогах становится китайских машин - порядка 500 тысяч на сегодняшний день, однако их доля по-прежнему невелика и составляет чуть более 2%.

Как считает директор департамента продаж компании «Аркан» Петр Костиков , доли ушедших из России Chevrolet и Opel со временем перераспределятся, скорее, на Hyundai, Volkswagen и Kia, тогда как более дорогие Toyota и Nissan будут пользоваться меньшим спросом.

Впрочем, Toyota и Nissan очень популярны на рынке подержанных автомобилей , поэтому парки этих марок в России будут оставаться крупнейшими, добавляет консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен . По ее мнению, наиболее динамичный рост автопарков можно ожидать от автопроизводителей, таких как Hyundai, Renault, Volkswagen и др., которые имеют локальное производство в России, что позволяет им предлагать разнообразный модельный ряд при грамотном ценовом позиционировании.

Автомобильная география

Если посмотреть на карту иномарочного автопарка, то больше всего таких машин на дорогах Калининградской области (около 90% в региональном парке) и на Дальнем Востоке, где за счет ввоза подержанных «праворулек» из Японии в Приморский край доля иномарок составляет примерно 85%. Преобладают зарубежные автомобили в парках двух столиц - Москве и Петербурге (порядка 75%), а также в Сибири и на Урале (55%).

По словам Анны Озделен, одним из драйверов продаж иномарок на Дальнем Востоке и в Приморском крае является их географическая близость к Японии, Корее и Китаю, точно так же, как для Калининградской области - близость к Европе. «Уровень доходов населения в Москве и Санкт-Петербурге значительно выше, чем в других регионах, поэтому иномарки здесь пользуются популярностью. Кроме того, в Московской и Ленинградской областях высока доля продаж автомобилей премиум-класса», - говорит она.

А вот Поволжье остается во власти отечественного автопрома, что неудивительно, ведь крупнейшие автозаводы находятся именно здесь. Показательно, что лидерами по доле российских автомобилей являются Тольятти (66%), Ульяновск (56%) и Набережные Челны (53,9%). «В России на иномарках ездят жители приграничных регионов, таких как Калининград и Дальний Восток, а также относительно богатые - Москва, Питер и та часть Сибири и Урала, где добывается много полезных ископаемых. Остальные жители страны, как правило, пользуются более бюджетной продукцией российского автопрома», - отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов .

Автопарк будущего

Несмотря на низкие объемы продаж новых автомобилей , в ближайшие годы российский автопарк продолжит расти - по оценкам «Автостата», на 2–3% ежегодно. Таким образом, к концу нынешнего года количество легковых автомобилей в стране составит чуть более 41,7 млн единиц. А вот рубеж в 45 млн машин российский парк должен преодолеть только в 2018 году, а еще спустя год он достигнет 47 млн экземпляров.

При этом парк автомобилей отечественных марок расти уже не будет - количество машин, выбывающих на утилизацию по возрасту , будет превосходить число вновь поставленных на учет. Ведь в ГИБДД еще числятся сотни и сотни тысяч «Москвичей», «Ижей» и «Волг», а парк новых машин из отечественных автопроизводителей пополняют только АВТОВАЗ и УАЗ. Даже несмотря на обновление модельного ряда, парк автомобилей Lada в силу высокого среднего возраста будет неминуемо сокращаться - примерно на 0,5% ежегодно. К 2019 году по российским дорогам будут ездить 13,8 млн автомобилей с ладьей на радиаторной решетке, тогда как сегодня их насчитывается более 14 миллионов.

«Увеличение продаж автомобилей Lada будет обеспечено запуском новых моделей, таких как Lada Vesta и Lada Xray. В то же время, согласно прогнозам, продажи таких популярных моделей, как Lada Granta, снизятся. Принимая во внимание темпы списания автомобилей, мы не ожидаем увеличения доли автомобилей Lada в российском автопарке в долгосрочной перспективе», - комментирует Анна Озделен.

А вот Петр Костиков считает, что парк автомобилей Lada будет расти, чему будет способствовать не только обновление модельного ряда, но и смещение спроса в бюджетный сегмент в условиях непростой экономической ситуации.

В любом случае, российский автопарк будет прирастать преимущественно за счет импортных и выпускаемых в стране иномарок. В результате уже в следующем году парк зарубежных автомобилей преодолеет отметку в 25 миллионов, а к 2017 году их доля должна превысить 60%. Лидером среди иномарок останется Toyota - к 2019 году в России уже будет насчитываться более 4,09 млн «Тойот» различных моделей. Отметку в 2 млн автомобилей преодолеют парки Nissan (2,59 мл. шт.), Hyundai (2,13 млн шт.) и Renault (2,01 млн шт.).

Не новьём, так автохламом

Кстати, по количеству легковых автомобилей наша страна занимает второе место в Европе - после Германии (43,85 млн машин), обогнав за последние годы Италию, Великобританию и Францию. И если по продажам новых автомобилей у России пока нет шансов стать европейским лидером, то по размеру парка - это лишь дело времени.

Как прогнозируют в «Автостате», уже через 2–3 года наша страна сможет опередить Германию по общему количеству машин даже при меньших объемах продаж новых авто. По оценкам Frost & Sullivan, в 2015–2020 годы российский авторынок не превысит отметки в 3 млн легковых машин в год, тогда как в Германии будет ежегодно продаваться примерно по 3,3 млн автомобилей. Однако в отличие от Германии, чей автопарк практически не растет, а только обновляется, в нашей стране число легковых машин увеличивается во многом благодаря медленному выбытию автохлама, что и позволит российскому автопарку стать крупнейшим в Европе.

«Население России почти вдвое больше, чем в Германии, поэтому и общий автопарк может быть больше. А вот по количеству автомобилей на душу населения мы вряд ли сможем скоро обогнать немцев. В Германии одна машина приходится примерно на двух жителей, а у нас - на четырех. Впрочем, Германия и не является европейским лидером по данному показателю», - отмечает Дмитрий Лукашов.

Машины преклонного возраста

А вот по возрасту национального автопарка наша страна - одна из последних в Европе. Так, почти каждый второй автомобиль в России уже отметил 10-летний юбилей (на долю машин, произведенных до 2005 года, приходится 48,9% от общего парка). Для сравнения, в Старом Свете машин старше 10 лет %, согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), значительно меньше - 37,5. Доля легковых авто в возрасте от 5 до 10 лет составляет 23,7% российского автопарка против 31,7% в Европе. А автомобилей моложе 5 лет в нашей стране 27,4%, тогда как в Старом Свете - 30,8%. По словам экспертов, российский автопарк более старый, чем в Европе, поскольку уровень доходов и высокие кредитные ставки не позволяют россиянам обновлять свои машины так же часто, как это делают европейцы. К тому же в России до сих пор нет единой государственной политики в отношении утилизации старых автомобилей и действуют более низкие стандарты экологичности транспортных средств.

«В России запредельные ставки по кредитам по сравнению с развитыми странами. Несмотря на это, в кредит приобретается примерно половина автомобилей. Люди сильно переплачивают и, как правило, хотят, чтобы машина „служила“ как можно дольше - лет 10–15. Соответственно, они выбирают весьма надежные азиатские и немецкие автомобили. Этим же объясняется и более высокий средний возраст автопарка в России по сравнению с богатыми странами „золотого миллиарда“. Наши люди предпочитают чинить машину до последнего, не обращая внимания на веяния автомоды. Впрочем, в последнее время возраст автопарка все же снижается благодаря программам утилизации», - рассуждает Дмитрий Лукашов.

Стоит отметить, что российский парк автомобилей иностранных брендов достаточно молод, что связано, прежде всего, с растущим спросом на них, который возник в начале 2000-х годов. Если на иномарки, выпущенные до 2005 года, приходится 32%, то доля машин в возрасте от 5 до 10 лет - 29%. А больше всего автомобилей моложе 5 лет - почти 39%, что во многом обусловлено выходом на рынок бюджетных иномарок в последние годы.

По мнению Петра Костикова, для омоложения всего российского автопарка необходимо понизить ставки по автокредитам, выделять больше субсидий для автопроизводителей, снизить стоимость бензина, страховок и, конечно же, улучшить качество дорог. «В целом, даже несмотря на кризис, россияне будут покупать машины, но искать более экономически доступные варианты», - резюмирует он.

Как сообщают в Госавтоинспекции, число машин, которые были зарегистрированы для проезда на территории России, превышает 56 млн. единиц.

Согласно статистике Госавтоинспекции, в РФ зарегистрировалось 44 млн. легковых авто, приблизительно 6 000 000 грузовых фур, 2 000 000 мотоциклов, а также 3 млн. прицепов, примерно миллион автобусов. Сравнительно с минувшим годом, число прошедших регистрацию автомобилей в РФ поднялось на 1,5%. В ГИБДД отметили: за минувшие 10 лет автопарк граждан страны возрос на 65%.

Из всех зарегистрированных авто около 25 млн. были произведены за границей. В самой РФ по лицензии выпущено примерно 6 млн. машин, больше 3 миллионов авто снабжено правым рулем. Около 1,4 миллиона авто обладают возможностью пользоваться природным газом в роли моторного топлива. Укомплектовано электродвигателями 11,8 тысячи, практически все они с гибридной силовой установкой.

Число машин по регионам

В абсолютных цифрах, по информации Rambler News Service, ссылающегося на «Автостат», всего в РФ на учете полиции пребывает почти 41 млн. легковушек, из которых в столице – около 3,8 млн. легковых, в Московской области – 2,5 млн.

  • Краснодарский край (1,65 млн.);
  • Санкт-Петербург (1,63 млн.);
  • Ростовская область (1,22 млн.);
  • Свердловская область (1,21 млн.);
  • Татарстан (1,18 млн.);
  • Башкортостан (1,12 млн.);
  • Челябинская область (1,01 млн.).

Регионы-автомилионники – это обычно те, где протекает хоть как-то экономическая жизнь в виде промышленного либо сельскохозяйственного производства.

А что в столице: сколько зарегистрировано в Москве автомобилей в 2019 году

Глядя на огромные пробки в Первопрестольной, многие задаются вопросом: сколько сейчас автомобилей в Москве?

По информации ГИБДД, в 2017-м в Москве количество прошедших регистрацию машин примерно составило 5,5 млн. Следует сказать: с каждым годом в городе становится на 8-10% автомобилей более. Если взглянуть на статистику по годам, можно заметить: в Москве за год регистрируют 350 — 400 000 единиц автомобильного транспорта. Активный прирост числа машин пошел, начиная с середины 90-ых. К примеру, ранее эти цифры были такими:

  • 1950 году – 82 000 транспортных средств;
  • в 1960 – 150 000;
  • в 1970 – 500 000.

В столице авторухлядь (машины старше 10-12 лет), составляет больше 1/3 автопарка в целом. В каждом из оставшихся субъектов Федерации, которые входят в TOП-25 парка легковых, насчитывают больше 500 тысяч машин. В сравнении с прочими странами, обеспеченность граждан России своими колесами в 3 раза меньше, чем в США, а также в 2 раза ниже, чем в развитых европейских государствах. На тысячу жителей у нас приблизительно 300 авто. Даже в не особенно обеспеченных государствах Восточной Европы данный показатель составил примерно 400 машин на 1000 жителей.

Число автомобилей в Москве непосредственно влияет на столь не любимые жителями и гостями столицы пробки. По информации специалистов, в одно и то же время на дороги столицы выезжает больше 700 тысяч машин, для движения без пробок число автотранспорта не должно превысить отметки в 400 тысяч авто. Справедливости ради, должны написать, что Москва не вошла в ТОП-10 городов планеты с наиболее загруженной дорожной системой.

С приростом числа машин возрастает и численность аварий. Статистика ДТП на московских дорогах крайне удручающая. По информации ГИБДД, каждый день в Москве регистрируют от 200 до 300 ДТП, примерно 15% влекут серьезные последствия.

Постоянно возрастает и число угонов личного транспорта. С каждым годом их количество прибавляется на 13-15%. Москва занимает 1 из лидирующих мест в мире по количеству автомобилей премиум и люкс-класса, 75-80% автопарка столицы – это иномарки.

Общественный транспорт столицы

Что касается наземного городского транспорта столицы, то он обладает разветвленной структурой, будучи представленным трамваями, автобусами, троллейбусами, маршрутками. При увеличении города возникла нужда в возникновении новых маршрутов общественного транспорта. Так как наиболее востребованным в столице видом такого транспорта остается метро, большая часть маршрутов автобусов проложена там, где оно не ходит. К тому же по причине постоянных пробок в городе автобусы отклоняются от расписания, нередко следуют друг за другом со значительным перерывом.

Период кризиса обусловил существенные изменения в автопарке России. К 2014 г. регистрации легковых авто, приобретенных в салоне, упали на 44,2%. , эти показатели соответствовали ситуации 2005 г. Однако уже в 2015 г. стала заметна тенденция к стабилизации регистрационных данных, о чем свидетельствует статистика: парк легкового автотранспорта по итогам года увеличился на 6,3%, что в количественном эквиваленте составило примерно 1 280 000 единиц техники. Стоит отметить, что стоимость нового автомобиля выросла по сравнению с 2014 годом на 56-57 тысяч и составила 1 млн. 56,7 тыс. руб.

Сколько авто было поставлено на учет в 2016 году?

Автомобилизация государства, хоть и замедленными темпами из-за санкций и кризисных явлений, в начале 2016 г. продолжилась. На каждую тысячу россиян приходилось 283 зарегистрированные машины, что на 11 больше, чем год назад. Лидерами по обеспеченности автомобилями стали Приморье и Камчатский край, что было обусловлено ввозом через Дальний Восток японских иномарок с пробегом. Наблюдался спад реэкспорта, когда жители соседних государств покупали авто в России (курс рубля делал такие покупки выгодными для тех, кто откладывал на машину в долларах), однако регистрировали на территории своих стран. По данным Госавтоинспекции на конец февраля 2016 г. рост количества зарегистрированных авто составлял 1,5% по сравнению с тем же периодом 2015 г. Показатели официального ресурса ГИБДД свидетельствуют, что за 10 лет автопарк России вырос примерно на 65%. Статистика по типам зарегистрированных ТС представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Количество зарегистрированных авто в России на июль 2016 г., млн. шт.

Тип транспортного средства
Доля, %
Количество машин
Легковые авто
83,6
41,08
Легкая коммерческая техника
8,04
3,95
Грузовики
7,51
3,69
Автобусы
0,79
0,39
Всего
100
49,11

По данным аналитического агентства «Автостат»

Глава пресс-отдела аналитического агентства «Автостат» А. Тимерханов отмечал, что обеспеченность автотранспортом в РФ гораздо ниже, чем в европейских государствах, США. Однако, по словам эксперта, показатели растут с каждым годом, несмотря на отрицательную рыночную динамику кризисного периода. Средний возраст легковой автомашины - 12,5 лет, однако более трети парка машин уже перешагнули 15-летний рубеж. Около 58% легковых авто иностранного производства, а 20% парка состоит из внедорожников, кроссоверов. Данные о регистрации легковых и грузовых авто по некоторым регионам России представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Количество легковых и грузовых машин, зарегистрированных в регионах на 01.07.2016 г.

Регион
Легковые авто, млн.
Грузовые авто, тыс.
Москва
3,799
177
Московская область
2,536
144,8
Краснодарский край
1,677
135
Ростовская область
1,236
111,2
Республика Татарстан
1,188
105,4

По данным аналитического агентства «Автостат»

По итогам 2016 г. в РФ прошли регистрацию 395,4 тыс. автобусов. На 1 января 2017 г. в столице было зарегистрировано более 19 тыс. автобусов, на второй позиции - Краснодарский край с показателем 15,8 тыс., на третьей ступени - Подмосковье, где прошли регистрацию 14,5 тыс. шт. Около 10 тыс. было зарегистрировано в Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Новосибирской, Иркутской областях. Более 70% автобусов принадлежит юрлицам, 27% от общего числа - машины иностранного производства. Автобусный парк в России на 45% состоит из техники старше 45 лет.

Сколько ТС было зарегистрировано в 2017 году?

Показатели 2017 г. демонстрировали рост автопарка России и повышение покупательской способности граждан. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса за первое полугодие 2017 г. было продано около 849 тыс. легковых авто и коммерческой техники, что на 8,5% превышало показатели того же периода 2016 г. На 1000 человек в столице приходилось 400 авто, о чем свидетельствуют статистические данные ГИБДД. Это самые высокие показатели автомобилизации по регионам РФ. По итогам 2017 г. количество зарегистрированных транспортных средств выросло почти на полтора процента по сравнению с 2016 г. Данные по типам автотранспорта представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Количество зарегистрированных ТС в России на январь 2018 г., млн. шт.

Тип транспортного средства
Доля, %
Количество машин
Легковые авто
79
44,1
Мотоциклы
3,6
2
Грузовики
10,7
6
Автобусы
0,56
1
Всего
100
56

По данным аналитического агентства «Автостат»

Лидером по обеспеченности ТС оказалась столица и Московская область, где на январь 2017 г. было зарегистрировано более 6 млн. единиц техники. Такие показатели превышают данные 2016 г. на 300 000 шт. Статистика по регистрации легковых, грузовых авто и автобусов в некоторых регионах России представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Количество легковых, грузовых машин и автобусов, зарегистрированных в регионах на 01.07.2017 г.

Регионы
Легковые авто, млн.
Грузовые авто, тыс.
Автобусы, тыс.
Москва
3,75
171
19,7
Московская область
2,59
149,3
14,6
Краснодарский край
1,72
137,3
16
Ростовская область
1,26
112,2
12,2
Республика Татарстан
1,2
107,2
13,2

По данным аналитического агентства «Автостат»

Среди легковых авто около 59% иномарок, а средний возраст автомобиля превышает 12,5 лет. При этом 1/3 часть всех легковых машин старше 15 лет. Еще старше грузовики, средний возраст которых почти достиг 20 лет, а 2/3 машин старше 15 лет. Юрлицам принадлежит 53% грузового автопарка России. Средний возраст российских автобусов - 15,5 лет, при этом почти половина - старше 15 лет. 72% всего автобусного парка зарегистрирована на юридических лиц. Автобусы-иномарки не превышают и трети от общего количества единиц техники, при этом экологическим требованиям уровня Евро-4 соответствует всего 15%.

Заключение

Последнее десятилетие, по данным ГИБДД, отмечается ростом частного автопарка на 65%. Традиционный прирост по регистрации составляет полтора процента, что характерно для послекризисных лет. Лидерами по обеспеченности ТС выступают столица и Московская область, что обуславливает усиление пробок и аварий на дорогах. При этом на фоне мировых столиц Москва выглядит весьма скромно, поскольку не входит в десятку городов с наиболее перегруженной системой дорог. Лидеры по количеству регистраций - легковые автомашины, значительно уступают им грузовики и мотоциклы, а в числе аутсайдеров находятся автобусы.