Имеют ли право эвакуировать машину без номеров? Эвакуация автомобиля с платной парковки. Автомобиль был моментально сгружен с эвакуатора и возвращен владельцу без каких-либо дополнительных претензий

В Москве в течение двух-трех месяцев, то есть к июню-июлю 2017 года, будет доработан порядок эвакуации с платных парковок автомобилей, водители которых на время парковки снимают регистрационные номера или прикрывают на них цифры и буквы.

Накануне проблемы с парковками в Москве обсуждались на круглом столе в Общественной палате России. Там во время встречи с жителями столицы разобраться с "хитрыми" водителями и пообещал заместитель гендиректора ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" Андрей Головатюк.

Отвечая на претензии, почему законопослушные граждане, готовые платить за стоянку, вынуждены накручивать круги по соседним улицам в поисках парковочного места, тогда как машины со скрученными номерами занимают парковки по полсуток, не оплачивая ничего городу, Головатюк заявил, что "вопрос будем решать в ближайшие два-три месяца".

"Сейчас идет разработка регламента по взаимодействию с МВД по эвакуации таких машин с парковочных мест. На штрафстоянках для них будут выделены особые места", - сказал замгендиректора "Администратора московского парковочного пространства", которого цитирует "Коммерсант" .

О том, что власти Москвы намерены начать активную борьбу с нарушителями, которые закрывают или снимают номера на автомобилях, чтобы избежать штрафов за неоплаченную парковку, еще глава столичного департамента транспорта вице-мэр Максим Ликсутов. "Если автомобиль стоит с нечитаемыми номерами, сотрудники Администратора московского парковочного пространства (АМПП) и Центра организации дорожного движения (ЦОДД) будут этот знак освобождать от всяких закрытий, и если парковка не оплачена, будут выписывать штраф", - говорил Ликсутов в ноябре 2016 года.

Однако с тех пор ничего в городе не изменилось - автомобили со скрученными или прикрытыми номерами, большинство из которых - премиум-класса и представительские седаны бизнес-класса, продолжают занимать парковочное пространство на улицах столицы. А с приходом теплой погоды водители таких автомобилей, чтобы не снимать номера, но и не платить за парковку, просто поднимают крышку багажника, на котором крепится регистрационный номер.

В феврале 2017 года телеканал "Москва 24" сообщал, что к борьбе с нарушителями правил платной парковки в Москве будут привлекать сотрудников полиции. Пешие инспекторы "Администратора московского парковочного пространства" должны будут вызывать полицию для проверки автомобилей без номеров. А те уже должны принимать решение, эвакуировать такой автомобиль или досматривать на месте. Однако эта практика так и осталась возможностью на бумаге.

Жители Москвы пожаловались в ОП на платные парковки, занимающие места у их домов

На прошедшем накануне круглом столе в Общественной палате РТ обсуждались также вопросы, связанные с ограничениями парковок автомобилей у домов, где проживают их владельцы.

Жители столичных районов Измайлово, Перово, Ясенево и Строгино пожаловались в ОП, что вокруг их домов размещены многочисленные зоны платной парковки и знаки запрета стоянки.

Сейчас больше всего таких жалоб из района Измайлово. Глава инициативной группы местных жителей сообщила, что знаки о запрете стоянки появились даже на широких улицах, где стоящие вдоль обочин автомобили никому не мешают, а власти намеренно ликвидируют "карманы" для машин. Оставляя машину на ночь, автовладельцы вынуждены фотографировать ее со всех сторон, чтобы были видны знаки, так как велик риск, что ночью ее эвакуируют или выпишут штраф за неправильную парковку.

Жители района Перово и Строгино заявили, что в результате введения платной парковки дворы теперь "напрочь забиты автомобилями", а шлагбаумы не всегда можно поставить. И если раньше это были тихие районы, то теперь машины там во дворах стоят в шесть рядов.

В ответ на это начальник информационно-аналитического управления ЦОДД Максим Щепаков заявил, что все проекты по изменению организации движения "согласуются с управами и депутатами". "Ошибки, конечно, возможны, есть человеческий фактор, - заявил он. - Но уверен, что 90% претензий и вопросов я отобью, объяснив, что решение было верно. Но если ошибки и будут, готовы их устранить".

А замгендиректора ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" Андрей Головатюк в ответ на претензии местных жителей сказал, что теперь Москва "лидирует среди европейских городов" по количеству машин - 324 на 1000 жителей, и на каждый автомобиль приходится всего 27 кв. м пространства. Зато с введением жестких парковок выросла средняя скорость движения и сократилось количество аварий.

Заполонили столицу. Теперь и в спальных районах за постой приходится платить. Автомобилисты поначалу возмущались, но затем, поняв всю тщетность протестов, приняли новый оброк.

Но оказалось, что, даже заплатив за парковку, можно получить штраф из-за обилия технических сбоев. Уж так коряво работает система. Тогда автомобилисты стали просто , оставляя машины на платных парковках. Ведь Правила дорожного движения этого не запрещают.

Причем если сначала это были единичные случаи, то с каждым днем последователей безномерного постоя становилось все больше и больше. И тогда чиновники крепко задумались. Ведь если на машине нет номера, невозможно идентифицировать собственника и выписать ему штраф за неоплату парковки. И за парковку такой автовладелец не платит. А этого чиновники допустить ну никак не могут. И тогда у столичного руководства появился гениальный план. В Московской антитеррористической комиссии разработали регламент по эвакуации с платных парковок автомобилей без регистрационных знаков или с плохо читаемыми номерами.

В качестве обоснования комиссия постановила считать всех автовладельцев, оставляющих на парковках машины без номеров, потенциальными террористами. По мнению чиновников, если машину нельзя идентифицировать, то в ней обязательно должна быть взрывчатка. Ну а как же иначе? Поэтому такие машины грузят на эвакуатор (!) и отвозят на штрафстоянку. Там как будто специально обученные люди (видимо, сотрудники ФСБ и МЧС) досматривают машины. Если взрывчатку не найдут, машину вернут владельцу.

По словам Максима Ликсутова, заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта, эвакуация таких автомобилей осуществляется за счет бюджетных средств города Москвы.

«Если же владелец приходит на место до начала движения эвакуатора, машину ему возвращают, но только после проверки правоохранительными органами. Приоритетом в этой работе является обеспечение безопасности горожан», - пояснил Ликсутов.

Вообще, это все походит на какое-то бестолковое шоу. Смотрите, что происходит. На в центре города стоит автомобиль без номеров. Допустим даже, что по каким-то признакам можно заподозрить неладное и предположить, что в нем бомба. Как должна развиваться в этом случае ситуация? Молниеносная реакция полиции и спецслужб. Полное оцепление периметра, причем даже все близлежащие дома нужно освободить от людей. Ведь если машина начинена взрывчаткой, то сила взрыва может быть огромной. Затем в дело вступают саперы со специальной техникой.

А что происходит на самом деле, когда машину без номеров заметили сотрудники эвакуационной службы? Автомобиль ! Ну это же идиотизм!

Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета

  • Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.
  • Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.

Я уж молчу о том, что только террорист без мозгов будет оставлять начиненный взрывчаткой автомобиль без номеров, чтобы привлечь тем самым к себе внимание. Скорее всего, это будет неприметная и только что угнанная машина с номерами.

Решение столичной антитеррористической комиссии вызвало непонимание не только у рядовых автомобилистов и СМИ, но и у депутатов. Ярослав Нилов, заместитель руководителя фракции ЛДПР и председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, уверен, что столичные чиновники превысили свои полномочия, а эвакуация автомобилей без регистрационных знаков - это всего лишь желание заработать как можно больше денег.

«Сегодня пользоваться платными парковками неудобно. Тут и путаница с дорожными знаками, когда непонятно, как и где можно припарковать автомобиль. И отсутствие пунктов оплаты. Мало того, что ближайший платежный терминал находится через несколько улиц, так и никакой информации нет, где этот терминал искать! - возмущается Нилов. - И как быть владельцу нового автомобиля, когда регистрационного знака еще нет? Оплатить парковку не получится при всем желании. А по мнению московских чиновников, такой водитель по умолчанию террорист». (Владельцу нового автомобиля отводится 10 рабочих дней для регистрации машины в ГИБДД, в течение которых он совершенно законно может передвигаться на этом автомобиле, имея при себе все необходимые документы. - Прим. ред. )

В авто без опознавательных знаков мэрия столицы видит террористическую угрозу. На этой неделе на спецстоянку отправили уже 77 машин. Автомобилисты подвергли такую практику резкой критике

Возможность эвакуировать припаркованные автомобили без номеров появилась благодаря регламенту столичной антитеррористической комиссии. Он был утвержден несколько дней назад.

Автомобиль без опознавательных знаков, стоящий возле метро, железнодорожных узлов и в других людных местах, может быть не только эвакуирован, но и проверен сотрудниками правоохранительных органов. Если террористической угрозы нет, а парковка была оплачена, автомобиль бесплатно вернут владельцу. Для этого необходимо позвонить в справочную и уточнить местоположение стоянки, на которой находится машина. На этой неделе уже зафиксировано 77 подобных случаев эвакуации.

Эта практика подверглась резкой критике, некоторые депутаты Госдумы даже направили жалобы в Генпрокуратуру. В чем суть претензий, Business FM рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

— Мы хотим, чтобы прокуратура провела проверку действий структур мэрии Москвы и дала им правовую оценку. В законодательстве нет нормы, которая позволяет эвакуировать автомобили без государственных регистрационных знаков. Вы можете купить новый автомобиль без номеров и потом в течение десяти дней поставить его на учет, то есть получить номера. Но все это время вы можете эксплуатировать транспортное средство. Мэрия долго пыталась придумать, каким образом бороться с автомобилями, которые припаркованы без номеров, и решила использовать аргументы про борьбу с терроризмом. Граждане нашли лазейку в законодательстве, чтобы не платить за парковку, которая теперь стоит местами до 200 рублей в час, а мэрия — чем им ответить.

— Проводится проверка. Что в эту проверку входит?

— К сожалению, мэрия никому не показывает свой административный регламент, согласно которому они и проводят эти действия. Соответственно, если происходит вскрытие автомобиля, это абсолютно незаконно, потому что это — вторжение в частную собственность. Автомобилю может быть нанесен урон. После проверки, которая проводится непонятно кем, непонятно как, непонятно на каком основании с автомобилистов, которые сами сняли свои номера, будет, в конечном итоге, взыматься штраф. Но существует распространенная практика кражи номеров. Лично на моем автомобиле их крали недавно. Соответственно, доказать, что человек сам убрал номера в багажник, невозможно.

Меры, принятые московскими властями, не являются чрезмерными, считает президент Международной ассоциации ветеранов антитеррористического подразделения «Альфа» Сергей Гончаров.

Сергей Гончаров президент Международной Ассоциации ветеранов антитеррористического подразделения «Альфа» «В любом случае во всем, что связано с борьбой с терроризмом, по-русски говоря, я бы лучше перебдел, чем недобдел. Машина без номеров — это сразу признак того, что человек что-то хочет скрыть, это сигнал к тому, что не все в порядке. Хотя, бывает, и без номеров люди по документам перегоняют машину, но это, как говорится, отдельный вопрос. А вообще система совершенно справедливая. Если человек оставил машину без номеров, это, конечно, вызывает большие опасения у сотрудников правоохранительных органов. Особенно в наше время, когда, как говорится, разгул террора».

С введением платных парковок в Москве многие автомобилисты, чтобы избежать штрафов, стали заклеивать часть госномера или же вовсе его снимать. Недобросовестные водители пользовались тем, что автомобиль, припаркованный по правилам, не может быть эвакуирован даже в случае неоплаченной парковки.

В то же время в столице периодически происходят кражи номеров с машин — мошенники снимают их, а затем предлагают вернуть за вознаграждение. При покупке нового авто владельцу дается десять дней на то, чтобы он успел получить номера. В течение этого периода он может абсолютно легально передвигаться без номерных знаков.

8 Декабря 2016 Власти Москвы планируют начать борьбу с водителями, закрывающими номера автомобиля при парковке, путем эвакуации. Для этого будет увеличен штат инспекторов, работающих на улице. По мнению юристов, такие методы эвакуации не являются законными и несут в себе явное нарушение действующего законодательства.

Как заявляют эксперты, сегодня перед водителями стоит запрет на управление автомобилем без государственных номерных знаков либо если он не соответствует требованиям государственного стандарта (нечитаемые, применение недопустимой окраски и т. д.). Но как только транспортное средство было припарковано в отведенном для этого месте, эвакуация автомобиля на штрафстоянку становится невозможной, поскольку он из административного права перешел в гражданское право. Теперь собственник может поступать по своему усмотрению: снять дворники или номера, прикрыть их тряпкой или заклеить.

«Правила дорожного движения позволяют автомобилю стоять припаркованным без наличия номерных знаков», - заявляют адвокаты.

Можно ли закрывать номера автомобиля на парковке?

Столичный ДепТранс планирует начать эвакуацию припаркованных автомобилей без номеров. С таким поручением выступил глава ведомства Максим Ликсутов. В частности, для этого планируют увеличить количество инспекторов, работающих на улице.

Однако по закону припаркованное транспортное средство без номеров не нарушает ни действующего законодательства, ни правил эвакуации автомобилей – запрещено только движение на таком автомобиле. Эвакуацию планируют осуществлять как с платных парковок, так и с территории новостроек с большой парковкой.

В каких случаях инспекторам дозволено эвакуировать автомобиль без номеров?

Схема действия инспекторов следующая:

1. Если обнаруживается припаркованный автомобиль в новостройке со стоянкой, информация о нем передается в правоохранительные органы, для дальнейшей проверки.
2. Вызванный наряд полиции исследует машину и выносит постановление о том, провести эвакуацию, досмотреть на месте или оставить.

При этом нет законов, которые препятствовали бы отвозить машину на штрафстоянку за нарушение парковки (под запрещающим знаком, на тротуаре и прочих неположенных местах). Более того, инспектор имеет полное право освободить номерной знак от инородного предмета: будь то тряпка, бумага или наклейка. Естественно, при этом его действия не должны подходить под статью вандализма, а именно: без поломок и повреждений автомобиля.

Специально для читателей блога "Ваш квартирный вопрос" мы подготовили список новостроек со стоянками и машиноместами.

О незаконности решения об эвакуации машин без номеров, как представляющих террористическую угрозу, сразу после его принятия не написал только ленивый. Я писать не стал, но напомнил, что обещал юридическую поддержку тем, кто от такой эвакуации пострадает. Первые пострадавшие обратились ко мне на этой неделе. Начинаю помогать, ну и делюсь со всеми готовой жалобой.

Как все это происходит:

Сотрудник МАДИ находит машину без номеров, вызывает эвакуатор АМПП и оформляет «Акт обнаружения транспортного средства», в котором ссылается как на основание для эвакуации на Решение антитеррористической комиссии от 27.04.2017. АМПП увозит машину на спецстоянку.

Владелец обнаруживает отсутствие машины, едет на спецстоянку, где инспектор ДПС оформляет Акт идентификации транспортного средства в котором пишет, что машину проверили — ничего террористического не нашли. После чего машину отдают владельцу.

А потом владельцу приходит штраф за неоплату парковки.

Что будем обжаловать:

  1. Эвакуацию — как незаконную.
  2. Штраф — как выписанный с нарушением процедуры.

Образец жалобы в прокуратуру на эвакуацию:

01.01.2017 я в 8:00 припарковал принадлежащий мне автомобиль марки _________________ ГРЗ ________________ по адресу г. Москва, ул. Скаковая, дом 19 на участке улично-дорожной сети, отмеченном знаком “Парковка” и соответствующей дорожной разметкой. Парковка автомобиля в указанном месте Правилами дорожного движения разрешена, машина размещена без нарушения. В связи с тем, что в указанном районе участились случаи хищения ГРЗ, я снял с машины ГРЗ и поместил их в багажник.

В 18:00 я обнаружил, что машина на указанном месте отсутствует. Я обратился на горячую линию Департамента транспорта города Москвы, где мне сообщили, что мой автомобиль был эвакуирован сотрудниками Московской административной дорожной инспекции и находится на спецстоянке по адресу _____________________________.

На указанной спецстоянке мне был предоставлен Акт об обнаружении транспортного средства, согласно которому сотрудником Московской административной дорожной инспекции Ивановы И.И. мой автомобиль на основании Решения антитеррористической комиссии города Москвы от 27.04.2017 был признан имеющим признаки причастности к террористической деятельности. Сотрудник МАДИ на основании указанного выше ненормативного документа принял решение о перемещении принадлежащего мне автомобиля на специализированную стоянку. При осмотре автомобиля на спецстоянке инспектором ДПС Петровым П.П. каких-либо фактов причастности к террористической деятельности установлено не было. Осмотр проводился без вскрытия машины, то есть инспектор ДПС мог увидеть при осмотре только то же самое, что видел сотрудник МАДИ.

Считаю данные действия сотрудника МАДИ, а также последовавшие за этим действия сотрудников АМПП, принявших автомобиль к эвакуации и переместивших его на специализированную стоянку), незаконными по следующим основаниям:

Отсутствие законного основания для задержания ТС

Согласно статье 27.13. “Задержание транспортного средства” КоАП РФ задержание может применяться только в случаях, установленных указанной статьей, а именно: в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 — 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 — 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 КоАП РФ.

Среди указанных в данной статье административных правонарушений отсутствует статья, предусматривающая ответственность за стоянку транспортного средства без ГРЗ. Более того, административной ответственности за такое деяние в Кодексе вообще не предусмотрено, то есть законные основания для задержания транспортного средства отсутствуют.

Деятельность Национального антитеррористического комитета, частью которого является Антитеррористическая комиссия г. Москвы, регулируется Указом Президента РФ от 26.12.2015 N 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму». Данный указ четко определяет компетенцию и полномочия НАК. Согласно данному Указу у НАК вообще отсутствуют полномочия по изданию нормативных правовых актов, то есть утвержденное им Решение не является и не может являться нормативным правовым актом, регулирующим права и свободы граждан.

В том случае. если бы указанное решение являлось нормативным правовым актом, оно должно было бы быть зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и опубликовано в установленном законом порядке в средствах массовой информации, однако ни регистрации, не публикации указанного Решения не было. Согласно статье 15 Конституции РФ «нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Таким образом, сотрудники МАДИ и АМПП руководствуются в своей деятельности Решением, которое принято с превышением полномочий и не опубликовано надлежащим образом, то есть не является действующим.

Таким образом, незаконными действиями сотрудников МАДИ и ГКУ АМПП мне причинен ущерб, выразившийся в моральных страданиях в связи с подозрениями в угоне транспортного средства, расходах на поездку на спецстоянку, потраченном на указанную поездку времени.

На основании изложенного требую:

В рамках полномочий, предусмотренных ст. 21 — 25 принять меры прокурорского реагирования для пресечения дальнейших действий МАДИ и ГКУ АМПП, а именно выдать указанным органам представление о прекращении противоправной деятельности.
Проверить законность принятия Антитеррористической комиссией г. Москвы указанного решения. В том случае, если будет установлено, что решение принято вне рамок компетенции или иным образом нарушает закон — принять меры к его отмене.
В рамках полномочий, предусмотренных ст. 26 — 28 Закона “О прокуратуре”, принять меры к возмещению вреда, причиненного мне незаконными действиями ГКУ АМПП и МАДИ.

Подается в электронном виде через сайт Прокуратуры, адресат — Аппарат Прокуратуры города Москвы. Прикладываете сканы полученных на спецстоянке документов (сайт прокуратуры позволяет приложить только 1 файл, так что все сканы лучше сложить в один pdf).

Срок на ответ — 30 дней, дней через 10 вам придет уведомление о том, что из городской вашу жалобу переслали в нижестоящую прокуратуру. После этого находите контакты исполнителя по ней и начинаете выносить ему мозг по телефону или, если есть возможность, личными визитами.

Поскольку пока у меня нет на руках текста постановления о привлечении к административной ответственности, то жалобу пока сочинить не могу. Но как только — так сразу.

P.S. Текст постановления я получил, так что вот обещанная .

Эвакуация машин без номеров