Падение мощности мотора и вялый разгон. Ремонт корпуса и процесс разборки карбюратора на ваз

Я уже отмечал, что карбюратор - прибор довольно сложный. Поэтому самостоятельно снимать и разбирать его не рекомендуется, если, конечно, вы не автослесарь с многолетним стажем работы. Однако какая-то неисправность может дать знать о себе в самый неподходящий момент - например, в дальней дороге, и устранять ее придется своими силами. Именно поэтому в данном подразделе рассказывается, как это делать.

Внимание!

Помните, что снимать и ставить на место карбюратор, а также подтягивать гайки креплений разрешается только при холодном двигателе и карбюраторе.

На большинстве автомобилей вначале придется демонтировать воздушный насос, чтобы снять карбюратор. После этого нужно отсоединить трос и возвратную пружину от сектора управления дроссельными заслонками. Затем снимите тягу привода воздушной заслонки вместе с ее оболочкой, выкрутите винт крепления и снимите блок, предназначенный для подогрева карбюратора. После этого необходимо отсоединить электрические провода концевого выключателя карбюратора (в некоторых автомобилях используется прибор, называемый экономайзер принудительного холостого хода). Далее открутите гайки, с помощью которых крепится карбюратор, снимите его и обязательно закройте заглушкой или листом бумаги входное отверстие впускной трубы, чтобы в нее не попали пыль, мусор и т. п.

Установка карбюратора на свое место осуществляется в обратной последовательности.

Разборка карбюратора производится следующим образом. Вначале выкрутите винты, удерживающие крышку карбюратора, и снимите ее. При выполнении данной операции будьте предельно аккуратны, в противном случае можно вывести из строя поплавок, трубки эконостата, прокладку и иные «деликатные» детали. Учтите, что если с ними что- то случится - скорее всего, своими силами неисправность вы не устраните.

Если требуется разборка крышки карбюратора, то первое, что нужно сделать, - это оправкой аккуратно выдвинуть ось поплавков из стоек и снять их. После этого следует снять прокладку крышки, а также выкрутить седло игольчатого клапана, топливопровод, а затем достать топливный фильтр.

Далее необходимо достать актюатор системы холостого хода и его топливный жиклер. Затем нужно снять жидкостную камеру, предварительно выкрутив соответствующий болт, снять хомут крепления корпуса биметаллической пружины, а также пружину с экраном. После этого снимите крышку и корпус полуавтоматического пускового устройства, диафрагму, тягу рычага дроссельной заслонки, регулировочный винт, упор плунжера.

Распылитель ускорительного насоса достается вместе с клапаном. Распылители обеих камер нужно аккуратно достать из диффузоров. Затем следует открутить гайку оси дроссельной заслонки первой камеры карбюратора, снять кулачок привода насоса и шайбу. Далее выкрутите крепежный винт, снимите его и достаньте электрический провод, который идет к регулировочному винту количества смеси холостого хода.

Затем возьмите шуруп и с его помощью достаньте пластмассовую заглушку, после чего выкрутите винт, регулирующий состав рабочей смеси для работы двигателя на холостом ходу.

После этого снимите актюатор главной дозирующей системы, а также жиклер, затем - возвратную пружину с диафрагмы вместе с уплотнительным кольцом.

Выкрутите главные воздушные жиклеры и главные топливные жиклеры.

Собирать карбюратор следует в порядке, обратном разборке. При этом учитывайте следующее:

Игольчатый клапан должен двигаться в гнезде свободно, ровно и не заедая - в противном случае двигатель будет работать нестабильно;

Сборку ускорительного насоса выполняйте следующим образом: вначале наживите крепежные винты, затем нажмите до упора рычаг привода, после чего затяните винты и отпустите рычаг;

Поплавок должен быть свободным и не касаться стенок камер;

Не перепутайте местами жиклеры (это одна из самых распространенных ошибок, которые допускают автомобилисты при самостоятельной разборке и сборке карбюратора), для чего внимательно следите за их маркировкой, а также принимайте во внимание тарировочные данные вашего карбюратора.

Помните: разборка и сборка карбюратора не приемлют никаких мелочей - все должно быть сделано четко и правильно. В противном случае «аппетит» вашего «четырехколесного коня» может возрасти весьма существенно.

Промывка карбюратора без снятия его с двигателя и разборки

Рассмотрим порядок промывки карбюратора без его демонтажа с применением средства «Hi-Gear» HG 3205. Нам потребуется одна банка этой жидкости (295 мл). В магазинах она стоит порядка 300 рублей, и рассчитана на 40 л бензина. Одной банки вполне хватит для единоразовой промывки. Порядок применения следующий:

  1. Отправляемся на ближайшую заправку.
  2. Откручиваем пробку топливного бака.
  3. Открываем банку с промывочной жидкостью (открывается как пивная банка).
  4. Используя лейку, заливаем средство в бак.
  5. Заливаем бензин в бак (до полного);
  6. Ездим на автомобиле, пока не закончится топливо.

По заверениям производителя, присадка Hi-Gear HG 3205 способствует не только самоочищению топливной системы, но и помогает:

  • облегчить запуск холодного мотора;
  • снизить токсичность выхлопных газов;
  • сэкономить топливо (до 7 %).

Может, конечно, все не так красочно, но проехав 300–400 км на этой присадке, положительные изменения в работе двигателя вы заметите обязательно. Для поддержания топливной системы и карбюратора в частности рекомендуется повторять описанную процедуру через каждые 3000 км пробега.

Промывка с частичной разборкой

Процесс промывки карбюратора с его частичной разборкой рассмотрим на примере карбюратора «Солекс» и средства «Jet 100 Ultra». Много покупать его не нужно. Достаточно будет одного баллончика объёмом 200 мл. Стоимость этого средства составляет 450–500 рублей. Кроме специальной жидкости также потребуются:

  • набор гаечных ключей;
  • крестовая и шлицевая отвёртки;
  • пассатижи;
  • ёмкость с широким «горлом» объёмом 2–3 л (для замачивания крышки карбюратора);
  • ёмкость с широким «горлом» объёмом 0,2–0,5 л (для замачивания мелких деталей);
  • керосин (очищенный бензин, ацетон);
  • шинный насос или компрессор с сужающимся наконечником;
  • зубочистки;
  • старая зубная щётка;
  • чистая сухая ткань, не оставляющая ворса (лучше грубая);
  • небольшая деревянная лопатка (по типу палочки от мороженого).

При проведении технического обслуживания, ремонта, возникает необходимость проведения его полной разборки. Порядок проведения разборки произвольный, но всё-таки стоит придерживаться определённого алгоритма. Рассмотрим разборку и сборку карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс, который устанавливался на двигатели автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 и пр.

Необходимые инструменты

Потребуется практически весь набор инструментов, представленный на странице . Он самый простой, каких-либо сложных приспособлений не потребуется. Второе условие — чистота рабочего места так как даже малое загрязнение может создать большие проблемы.

Порядок разборки карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс

— Снимаем карбюратор с двигателя автомобиля.

— Снимаем верхнюю часть (крышку) карбюратора, предварительно отвернув, крестовой отверткой, пять винтов ее крепления к корпусу.

пять винтов крепления крышки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

Разбираем вначале ее.


снятие верхней части (крышки) карбюратора 2108, 21081, 21083 Cолекс

— При помощи тонкой выколотки (2,5 мм) и легкого молотка выбиваем ось поплавков.


извлечение оси поплавков на карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс

Извлекаем ее и снимаем поплавки. Работаем осторожно, чтобы не повредить стойки крышки, в которые эта ось продета, а также, чтобы не допустить деформации кронштейна поплавков.

— Снимаем с «крышки» картонную прокладку.

снятые с крышки карбюратора поплавки, игольчатый клапан и картонная прокладка

— Выворачиваем корпус игольчатого клапана.

Используем для этого рожковый или накидной ключ на 11. Отсоединяем корпус и его медное (либо алюминиевое) уплотнительное колечко.

выворачивание корпуса игольчатого клапана из крышки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Выворачиваем ключом на 13 электромагнитный клапан системы ЭПХХ.


извлечение электромагнитного клапана из крышки карбюратора

Снимаем с него резиновое уплотнительное кольцо и металлическую чашку. Вынимаем топливный жиклер системы холостого хода.

— Отворачиваем, используя ключ на 13, пробку топливного фильтра карбюратора.

Вынимаем её вместе с медным уплотнительным кольцом и сетчатым фильтром.

— Выворачиваем топливоподводящий штуцер.

Делаем это ключом на 13. Вынимаем штуцер и его медное уплотнительное колечко.


топливоподводящий штуцер и сетчатый топливный фильтр извлеченные из крышки карбюратора Солекс

— Снимаем рычаг управления воздушной заслонкой.

Для этого отворачиваем ключом на 14 болт его крепления к «крышке» и аккуратно, стараясь не потерять, находящийся под ним фиксирующий шарик отделяем его. После чего вынимаем шарик и находящуюся под ним поджимную пружинку.


снятие рычага управления воздушной заслонкой карбюратора Солекс

— Разбираем пусковое устройство.

Крестовой отверткой отворачиваем четыре винта крепления его крышки. Отводим её назад, одновременно выводя тягу на диафрагме из зацепления со штифтом на рычаге и далее из пазов в корпусе устройства. Воздушную заслонку удобнее всего держать при этом открытой. Снимаем крышку, диафрагму с тягой и находящуюся под ней пружину.


элементы пускового устройства карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Снимаем пружину механизма приоткрывателя воздушной заслонки.

— Снимаем воздушную заслонку карбюратора , отвернув крестовой отверткой два винта ее крепления на оси. Если винты не откручиваются, подпиливаем напильником их концы. После этого ось свободно извлекается из крышки.

снятие пружины приоткрывателя воздушной заслонки, снятие самой воздушной заслонки и извлечение ее оси

Все крышка разобрана.

Разбираем корпус карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс

— Снимаем резиновое уплотнительное колечко на трубке канала системы холостого хода.


резиновое уплотнительное кольцо на трубке топливного канала системы холостого хода

— Снимаем кронштейн крепления тяги привода воздушной заслонки («подсоса») , отвернув крестообразной отвёрткой винт его крепления.


снятие кронштейна крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Извлекаем воздушные жиклеры главных дозирующих систем вместе с эмульсионными трубками.

На карбюраторах семейства 2108 Солекс они конструктивно объединены. Поэтому выворачиваем их шлицевой отверткой из эмульсионных колодцев.


извлечение воздушных жиклеров ГДС с эмульсионными трубками из эмульсионных колодцев карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Вынимаем распылитель ускорительного насоса.

Для этого шлицевой отвёрткой поддеваем под его верхний носик и аккуратно выталкиваем его вверх. Снимаем с корпуса распылителя резиновое уплотнительное кольцо.


снятие распылителя ускорительного насоса карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Выворачиваем тонкой шлицевой отверткой топливные жиклеры главных дозирующих систем.

Они расположены на дне эмульсионных колодцев. После выворачивания их можно достать оттуда зубочисткой или попросту вытряхнуть.


извлечение топливных жиклеров ГДС из эмульсионных колодцев

— Вынимаем малые диффузоры из обеих камер карбюратора.

Проще всего их достать при помощи пассатижей.


извлечение диффузоров

— Разбираем ускорительный насос.

Крестовой отвёрткой отворачиваем четыре винта крепления его крышки. Снимаем её вместе с диафрагмой и возвратной пружиной. Если детали плохо разъединяются можно попробовать рассоединить их при помощи ножа.

— Разбираем экономайзер мощностных режимов.

Выворачиваем крестовой отвёрткой три винта крепления его крышки к корпусу карбюратора. Снимаем её, а также диафрагму и пружину. Шлицевой отвёрткой выворачиваем жиклер экономайзера и вынимаем его. Клапан экономайзера без лишней необходимости не трогаем.


элементы экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Снимаем винт регулировки «количества» топливной смеси.

Поддев шлицевой отвёрткой отсоединяем контакт провода от наконечника винта. Выворачиваем винт и снимаем его и находящуюся на нём пружину. Отворачиваем шлицевой отвёрткой винт пластмассового держателя провода и снимаем провод с корпуса карбюратора.


снятие винта регулировки «количества» топливной смеси с карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Снимаем сектор управления дроссельными заслонками.

Отворачиваем крестовой отвёрткой винт его крепления. Снимаем, расположенный на секторе кронштейн, поддеваем сектор отвёрткой, с усилием отделяем его от рычага привода дроссельных заслонок.


снятие сектора управления дроссельной заслонкой первой камеры

— Выворачиваем тонкой шлицевой отверткой винт «качества» топливной смеси из канала в корпусе карбюратора и ухватив его пинцетом извлекаем его оттуда.

Снимаем с него резиновое уплотнительное кольцо. Иногда при выворачивании винта кольцо остаётся в канале корпуса карбюратора. Оттуда его можно достать шилом.

— Снимаем кулачок привода ускорительного насоса с оси дроссельной заслонки первой камеры , отвернув ключом на 11 гайку его крепления. Под кулачком находится специальная шайба, снимаем и её.


снимаем кулачок привода ускорительного насоса

— Снимаем дроссельные заслонки обеих камер карбюратора.

Отворачиваем при помощи крестовой отвёртки винты их крепления на осях. Если винты не отворачиваются, значит их концы расклёпаны. Стачиваем их немного напильником.


снятие дроссельных заслонок обеих камер карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

— Вынимаем оси заслонок.

С оси первой камеры снимаем пружину и пластмассовую втулку. Чтобы вынуть ось второй камеры поддеваем отвёрткой и снимаем стопорную шайбу оси.


снятые оси дроссельных заслонок

1. Корпус карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс.

2. Ось дроссельной заслонки первой камеры карбюратора.

3. Ось дроссельной заслонки второй камеры карбюратора.

4. Дроссельные заслонки первой и второй камер.

5. Винты крепления дроссельных заслонок.

6. Возвратная пружина оси первой камеры.

7. Пластмассовая шайба.

8. Металлическая шайба.

9. Кулачок нажимной ускорительного насоса карбюратора.

10. Гайка крепления кулачка УН.

11. Стопорная шайба оси дроссельной заслонки первой камеры.

Всё карбюратор разобран.

Сборку карбюратора Солекс производим в обратной последовательности.

При затягивании винтовых соединений большого усилия не прикладываем, во избежании деформации или повреждения резьбы.

Примечания и дополнения

— Не стоит без необходимости выпрессовывать воздушный жиклер системы холостого хода из крышки карбюратора, а также топливозаборные трубки эконостата и переходной системы второй камеры. Можно повредить их посадочные гнезда. Это же относится и к выпрессовке воздушного жиклера, жиклера пускового устройства, клапана экономайзера мощностных режимов, штуцерам системы вентиляции картера и отбора разрежения к вакуумному корректору, слива топлива в бак.

— Если нет необходимости в снятии воздушной заслонки карбюратора, не снимайте её. При выворачивании винтов со спиленной резьбой можно повредить резьбу в осях. Кроме того при установке заслонки обратно возможно её смещение относительно прежнего положения, что приведет к неполному её открытию или закрытию, что чревато нарушением работы карбюратора и невозможностью его нормальной регулировки.

— Всё написанное выше относится и к снятию-установке дроссельных заслонок обеих камер. Если приходится их всё же снимать, пометьте на всякий случай их первоначальное положение.

Чтобы разобрать карбюратор авто ваз 2106 своими руками нам понадобятся: шлицевые, крестообразные отвертки, молоток, набор ключей 10- 19, плоскогубцы, тонкий керн, либо оправка длиной около 40 миллиметров, диаметром 2-2.3 миллиметра чтобы достать оси поплавка из крышки карбюратора.

Разбираем карбюратор

Сдвигаем нижнее звено раздвижной тяги вверх, пересиливая натяжение пружины, отсоединяем тягу от рычага.

  • Отворачиваем крепеж крышки, снимаем ее аккуратно, чтобы не помять поплавок и прокладку. Если вдруг прокладка плотно прилипла к корпусу, отделяем ее лезвием ножа, слегка приподняв крышку.
    Затем переворачиваем крышку, высыпаем крепеж из каналов в руку.
  • Крышку, сразу же переворачиваем поплавком вверх, кладем на стол в данном положении, чтобы не помять поплавок и не согнуть случайно его регулировочный язычок.
  • Отсоединяем раздвижную (телескопическую) тягу, для этого поворачиваем ее так, чтобы совпали выступ на тяге с пазом отверстия рычага.
  • Отворачиваем пробку топливного фильтра.

  • Вынимаем топливный фильтр из полости.
  • Снимаем пусковое устройство, открутив крепления корпуса.

  • Отсоединяем устройство, разворачиваем его на 90°,чтобы отсоединить от тяги, выводим конец тяги из прорези в штоке диафрагмы.
  • Осторожно поддеваем отверткой уплотнительное кольцо и вынимаем из гнезда крышки.
  • Если есть необходимость — разбираем пусковое устройство, отвернув крепеж его крышки.
  • Разъединяем корпус с крышкой устройства.
  • Вынимаем диафрагму разом с картонной прокладкой. Если вдруг диафрагма пристала к корпусу, аккуратно отделяем ее с помощью ножа.
  • Вынимаем пружинку из крышки пускового механизма.

  • Откручиваем заглушку отверстия, в котором находится регулировочный винт.

  • Выкручиваем регулировочный винт из крышки.

Внимание: Для предотвращения самостоятельного откручивания от вибрации, регулировочный винт крутится в отверстии довольно туго. Поэтому выкручивайте его отверткой, плоскость (шлиц) которой совпадает со шлицем винта.
Иначе вы можете повредить шлиц винта, и выкрутить его будет очень трудно. Если он не выкручивается отверткой, сдвиньте его, при помощи тонкогубцев (плоскогубцев с узкими губками).
Повернув за хвостовик, находящийся на крышке с внутренней стороны (он обозначен красной стрелочкой на фото — см. пункт 13).

  • При помощи бородка выбиваем ось поплавка.

Внимание: У карбюраторов более ранней модели выпуска, устанавливаемых на ваз 2106, в одной из стоек в торце есть сквозной паз. Смещайте ось поплавка в направлении стойки с пазом, если он есть.

  • Вынимаем пассатижами ось, придерживая пальцами поплавок.
  • Аккуратно вынимаем поплавок с иглой запирающей топливный клапан.

  • Разъединяем поплавок и запорную иглу, отцепив проволочную серьгу иглы от кронштейна поплавка.

Внимание: Обратите внимание, как располагается отогнутый конец серьги относительно самого поплавка, чтобы при сборке вы смогли установить иглу в то же положение, иначе возникнут нарушения в функционировании поплавкового механизма.

  • Снимаем прокладку карбюратора.
  • Выкручиваем топливный клапан, вытаскиваем из крышки шайбу седла, она сделана из алюминия.
  • Что — бы снять ось воздушной заслонки, выкручиваем крепеж заслонки. Предварительно опилив надфилем расклепанные концы.
    Вынимаем заслонку, помечаем ее положение для установки на свое место. После этого вынимаем ось заслонки из крышки карбюратора.

Предупреждение: Без необходимости никогда не откручивайте воздушную заслонку, вы легко можете повредить резьбу отверстий оси. Кроме этого, при сборке вы может сместить воздушную заслонку относительно начального положения, ее будет заедать в канале или, наоборот, появятся зазоры между ее краями и стенками канала.
В обоих случаях произойдет отказ пускового механизма. Не следует без необходимости вынимать жиклеры эконостата, чтоб не повредить их, тем самым избежать ослабления их крепления в гнездах.

Примечание: Пневматический привод дроссельной заслонки со второй камеры снимается без разборки карбюратора. Бывает необходимость его снять для ремонта, например чтобы заменить диафрагму.
Поэтому наша инструкция описывает общий случай на не разобранном карбюраторе.

  • И снимаем шток пневматического привода со штифта.
  • Выкручиваем крепеж пневматического привода к корпусу, снимаем привод вместе с прокладкой.

Примечание: Камеру пневматического привода приходится разбирать, когда при отрегулированном карбюраторе и исправных рычагах заслонка вторичной камеры не работает при работе двигателя с полностью нажатой педалью газа.

  • Отвинчиваем крепеж крышки пневматического привода к корпусу.
  • Разъединяем корпус с крышкой пневматического привода и вынимаем пружину диафрагмы, диафрагму и шток.

  • Отверткой достаем уплотнительное кольцо из канала.
  • Выкручиваем электромагнитный клапан из корпуса с топливным жиклером вместе.
  • Вынимаем из корпуса клапана жиклер, обозначенный на рисунке цифрой 1 Делаем это с помощью пассатижей, обернув жиклер полоской бумаги для сохранности.
    Затем снимаем уплотнительное кольцо, обозначенное цифрой 2.

  • Снимаем подающий топливо клапан-винт, крепящий распылитель ускорительного насоса.

  • Затем извлекаем распылитель ускорительного насоса, клапан-винт и уплотнительную шайбу.

  • Вытаскиваем отверткой из проточки корпуса вторую уплотнительную шайбу (она под распылителем).
  • Выворачиваем основной воздушный жиклер.

Внимание: Лезвие (шлиц) отвертки точно подбирается к шлицу жиклера, повреждение шлица может нарушить калибровку жиклера. Прежде чем выкрутить жиклеры внимательно осмотрите их маркировку.
Эти жиклеры в одной и другой камерах обладают разной пропускной способностью. Чтобы их не перепутать при установке, рекомендуем выкручивать их по очереди сначала первой, а потом второй камеры, складывать их отдельно, тару подписывать.

  • Достаем эмульсионную трубку камеры номер один, аккуратно поддев ее крючком. Если трубка из-за скопившихся загрязнений не вынимается помощью крючка, вкрутите в ее канал самонарезающий винт и вытащите трубку, схватившись клещами за головку винта.

Примечание: Крючок изготовьте сами из проволоки либо скрепки.

  • Из поплавковой камеры вынимаем основной топливный жиклер.

  • Снимаем основной жиклер воздуха второй камеры.

  • Достаем вторую эмульсионную трубку. Обычно она легко вынимается, так вторая камера действует меньшее время и соответственно в колодце этой камеры скапливается много меньше отложений.

  • Выворачиваем основной жиклер топлива второй камеры, он рядом с первым.
  • Аккуратно поддеваем отверткой (можно вытащить плоскогубцами)и сдвигаем диффузор в первой камере и, преодолев усилие фиксаторов, вынимаем его из корпуса.

  • Аналогично снимаем второй диффузор.

Предупреждение: Доставать диффузоры следует только при скоплениях отложений в их каналах, оставшихся после промывки диффузоров без разборки карбюратора. Многочисленные снятие и установка без необходимости ослабляет плотность их посадки в гнезде корпуса, что приводит к потере герметичности между корпусом и каналами диффузора.

  • Извлекаем топливный жиклер работающий в переходной системе, работающий во вторичной камере, и снимаем его с жиклером вместе. Если необходимо — вынимаем жиклер из корпуса способом, как для топливного жиклера с системы холостого хода.

  • Выкручиваем винт, регулирующий подачу ускорительного насос

  • Откручиваем крепеж крышки самого ускорительного насоса
  • Снимаем ее в купе с рычагом привода насоса и диафрагмой.

Примечание: Без крайней нужды не выпрессовывайте ось рычага из крышки привода, не вытаскивайте рычаг.

  • Снимаем пружину ускорительного насоса.
  • Откручиваем крепеж втулки винта, регулирующего количество смеси в системе холостого хода, потом снимаем втулку с винтом и прокладкой.

  • Стаскиваем прокладку с втулки.
  • Вынимаем винт, регулирующий количество горючей смеси с уплотнительным кольцом.
  • Отворачиваем винтик, регулирующий качество горючей смеси, извлекаем его совместно с уплотнительным кольцом.

Примечание: Уплотнительное кольцо может застрять в гнезде корпуса. В такой ситуации аккуратно вынимаем его, поддев шилом, или другим тонким, острым инструментом.

Дальнейшая разборка не требуется, потому что в сборе его легко тщательно промыть. Потребность в отсоединении корпуса заслонок возникает при замене поврежденной прокладки или при повреждении самого корпуса.

Снимаем дроссельные заслонки

Для снятия дроссельных заслонок необходимо:

  • Отсоединить пружину 1 от рычага заслонки камеры.

  • Вывернуть крепеж корпуса заслонок карбюратору. Разъединить корпуса, затем отсоединить промежуточную тягу 2 от рычага (рисунок в пункте 1). Для этого проворачиваем корпуса, друг относительно друга, чтобы выступ в конце тяги попал в паз отверстия рычага.

Примечание: Если у вас нижний конец тяги прикреплен к рычагу посредством шплинта, в этом случае достаточно вынуть шплинт и шайбу, расположенную под ним, для отсоединения тяги.

Если необходимо аккуратно снимаем теплоизоляционную прокладку с втулок топливовоздушных каналов в корпусе карбюратора.
Все детали дроссельных заслонок (и сами заслонки с осями) подогнаны индивидуально и не подлежат замене. При любом их повреждении они меняются с корпусом в сборе.

Внимание: Винты регулировки положения дроссельных заслонок запломбированы (красной краской) в процессе эксплуатации не повреждаются никогда (исключение составляет неквалифицированное вмешательство). Во избежание нарушения точной регулировки не рекомендуется выкручивать их из корпуса.

  • Чтобы демонтировать оси дроссельных заслонок, отгибаем усик на стопорной шайбе 2, отворачиваем гайки 1 и 3 крепящие рычаги на осях. Поочередно снимаем с осей пружины и рычаги.

  • Затем снимаем крепеж дроссельных заслонок (на рисунке крепеж дроссельных заслонок — в обеих камерах они аналогичны), опиливаем надфилем развальцованные концы, вынимаем заслонки из прорезей на осях, отметив их начальное положение. Теперь оси можно вынуть из корпуса.

Предупреждение: Без необходимости никогда не снимайте заслонки, при выворачивании винтов — повредите резьбу отверстий на оси. Так же, возможно смещение при постановке на место заслонок относительно заводского положения приводит к их заеданию каналах корпуса, что вызывает нестабильность вращения вала на ХХ(холостой ход) и к отказам в работе привода (пневматического) дроссельной заслонки. Не вынимайте смесительную втулку (она тонкостенная, хрупкая) из системы ХХ (холостого хода).
Не трогайте патрубок подачи разрежения на вакуумном корректоре распределителя зажигания.

  • После детальной разборки по инструкции карбюратора Ваз 2106, ремонт своими руками карбюратора этого типа для вас не составит труда. Осталось научиться регулировать его.

Регулировка карбюратора:

Многие руководства описывают процесс регулировки карбюратора при помощи газоанализатора.
Да этот способ дает максимально эффективный результат. Если добавить проверку прибора на заводском стенде, полученный итог удовлетворит любого, даже самого взыскательного автомобилиста.
Мастерскую, с таким стендом отыскать непросто. Большинство «специалистов»- имеющих газоанализатор, могут отрегулировать карбюратор всего лишь на состав смеси для холостого хода.
А берут за эдакую “работу” хорошую цену.У большинства автолюбителей газоанализатора нет в помине, а стенда тем более.
Однако, вполне приличных результатов можно достичь самостоятельно, применяя знание принципов работы вашего карбюратора, терпение, внимание и тахометр.
Дальнейшая инструкция применяется к карбюраторам ВАЗ, однако основные принципы годятся для всех видов и типов отечественных карбюраторов, важно лишь знать, как сделать поправку на технические данные для каждого конкретного типа.

Регулируем зазоры клапанного механизма

В случае надобности регулируем зазоры в механизме клапанов. Регулировку производим на остывшем двигателе.
Зазоры допускается регулировать при помощи широкого щупа 0.15мм толщиной, но больше подходит приспособление для регулировки имеющее микрометрическую головку.

Устанавливаем опережение зажигания

Рис 1. Показывает необходимое для установки правильного момента зажигания расположение меток.
Вид двигателя (на рисунке) спереди

Выставляем зажигание по инструкции. Для ВАЗ-2106 момент размыкания контактов в распределителе — прерывателе, соответствующий появлению искры в первом цилиндре, должен опережать ВМТ хода поршня первого цилиндра примерно на 0±1°.

Устанавливаем уровень топлива

Итак:

  • Уровень топлива поплавковой камеры влияет на состав смеси карбюратора при любых режимах работы, на расход горючего, динамику работы и токсичность выхлопных газов.
  • Если это необходимо снимаем, разбираем (смотрите выше), чистим карбюратор. При откручивании винтов отвечающих за качество смеси и количество смеси запоминаем, количество оборотов на которое они были изначально от состояния полного закрытия.
  • Промываем жиклеры растворителем, ацетоном, например. Для очистки отверстий жиклеров разрешается применять жесткую кисточку или деревянную щепку, металлической проволокой пользоваться запрещено.
  • После промывания жиклеров, каналов они продуваются сжатым воздухом, при помощи насоса для шин или компрессора.
  • Прежде чем начинать сборку, обязательно отслеживаем уровень топлива поплавковой камеры. Крышку карбюратора устанавливаем вертикально, чтобы язычок поплавка касался шарика иглы слегка, проверяем при помощи калибра зазор низом поплавка и плоскостью крышки (учитываем картонную прокладку), он должен составлять 6.5±0.25мм.
  • Если необходимо, зазор регулируется подгибанием язычка на поплавке. Если у вас нет нужного калибра — воспользуйтесь сверлом подходящего диаметра.
  • Контролируем ход поплавка, он должен составлять в идеале 8±0.25мм. Ход поплавка

Подготовка к регулированию холостого хода

Для этого

  • Прикручиваем карбюратор к двигателю.
  • Подкачиваем насосом топливо в карбюратор.
  • Откручиваем винты количества и качества на исходное число оборотов, которое мы отмечали до разборки.
  • Если вдруг Вы забыли отметить положение этих винтов до разборки, тогда открутите винт качества на 2, а винта количества на 3 оборота примерно.
  • Прикручиваем воздушный фильтр.
  • Прогреваем двигатель до 90°.
  • Если вдруг двигатель не запускается, то ищем такое расположение винтов количества и качества, при котором он запустится и будет устойчиво работать.

Регулируем холостой ход

Приступаем:

  • Выставляем с помощью винта количества оптимальную частоту вращения вала двигателя (для «классики» это — 820-900 оборотов в минуту).
  • Подкручивая винт качества, достигаем максимальных оборотов вала двигателя будут наибольшими.
  • При помощи винта количества выставляем обороты на 15% выше оптимальных (для «классики» около950-1035оборотов в минуту).
  • Проверяем расположение винта качества, чтобы оно обеспечивало максимальные обороты в данном положении винта отвечающего за количество смеси. Если этого нет, добиваемся с помощью винтом качества снова наибольших оборотов и затем винтом количества доводим обороты до превышающих номинальные на 15%.
  • Снова проверяем, что положение регуляторов качества и количества создавали условия как в пункте 4. До тех пор, когда при достигнутой скорости оборотов на 15% свыше номинальной любое кручение винта качества приводит только к падению оборотов.
  • Заворачиваем винт качества, понижая обороты до оптимальных.

Проверка регулировок

Итак:

  • Проверяем работу двигателя, чтоб было не слышно «троения» при работе на ХХ. Разгоняем двигатель, смотрим, чтоб работал без провалов при резком открывании дроссельной заслонки, чтоб не глох при ее резком закрывании.
    Если провалы есть, следует немного открутить винт качества.
  • Следим, чтоб двигатель не глох при торможении. Если глохнет, то немного открутите винт качества.
  • Ваз 2106 карбюраторный ремонт и регулировка успешно завершен! Произведя ремонт и регулировку самостоятельно, вы сэкономите свои деньги, а цена ремонта на СТО не всегда означает качество!
  • Если что-то для вас осталось не понятным в этом процессе то вам поможет:
  • Ваз 2106 ремонт карбюратора видео.

Одной из самых распространённых в стране моделей производства «АвтоВАЗ» можно считать «восьмёрку» или её модификацию - «девятку». Владельцы автомобилей ВАЗ 2108/2109 на практике убедились в работоспособности своих транспортных средств и их неприхотливости в обслуживании. Для того чтобы вовремя предотвращать все неполадки в работе машины, нужно внимательно следить за её техническим состоянием. Одной из главных задач водителя считается контроль работы карбюраторного устройства на ВАЗе. Практически все виды ремонта и регулировки автовладелец может выполнить своими руками, так как конструкция карбюратора имеет простое устройство.

Модели карбюраторов на ВАЗ 2108/2109

Карбюраторные механизмы серии «Солекс» выпускаются на Димитровградском автоагрегатном заводе. Конструкции предназначаются на комплектации переднеприводных автомобилей ВАЗ, в которых двигательный агрегат располагается поперечно кузову.

Стандартной моделью для оснащения ВАЗ 2108/2109 считается карбюратор ДААЗ 2108–1107–10. Он работает в паре с мотором, который имеет объём 1.3 литра. На моторы 1.5 литра устанавливаются карбюраторы 21083–1107010.

Карбюратор ДААЗ используется для оснащения всех автомобилей восьмой и девятой модели

Современное оснащение ВАЗ 2108/2109 обеспечивается карбюраторами более продвинутых моделей, так как в них предусмотрено пусковое устройство в автоматическом режиме:

    модификация 21083–1107010–31 имеет одну ступень автоматического управления и пуск в заданном режиме;

    модификация 21083–1107010–35 оснащена уже двумя ступенями управления заслонкой воздуха, что обеспечивает более стабильную работу силового агрегата;

    модификация 21083–1107010–62 аналогична предыдущей версии карбюраторного механизма, но имеет дополнение в виде электросистемы смешения топливовоздушной смеси.

Конструкция «Солекса»

Карбюраторный механизм всех модификаций на ВАЗ 2108/2109 является эмульсионным и состоит из двух камер внутреннего сгорания. В верхней части карбюратора располагается крышка, которая препятствует попаданию грязи в полость устройства, и штуцеры - к ним подводятся топливные магистрали. Средняя часть - это сам корпус, в который вмонтированы диффузоры и камеры. Внизу карбюратора находятся поплавковая камера и дроссельные заслонки.

Ключевыми элементами системы считаются:

    насос-ускоритель;

    поплавок;

    тяга дросселя;

    экономайзер принудительного холостого хода;

    главная дозирующая система;

    пусковой механизм;

    эконостат;

    система холостого хода автомобиля.

Принцип работы карбюратора «Солекс» сводится к тому, что через впускной клапан в штуцере подаётся бензин. Топливо направляется сразу же в поплавковую камеру. Уровень топлива в полости всегда должен находиться на определённой отметке, чтобы избежать провалов и рывков в работе мотора. Контроль уровня осуществляется посредством движений игольчатого клапанного механизма.

После камеры бензин направляется в эмульсионные колодцы, куда подаётся в строго ограниченном количестве через топливные жиклёры. Именно в колодцах потоки воздуха разбивают крупные капли бензина, образуя с ним единую топливовоздушную смесь.

Если вас интересует ремонт бензонасоса в автомобилях ВАЗ 2108/2109, рекомендуется детально изучить следующий материал:

Смесь подаётся в диффузоры, а через них - в устройство силового агрегата. Таким образом, главная задача карбюратора - сформировать топливовоздушную смесь в нужной консистенции и направить её в мотор.

Взаимодействие множества элементов обеспечивает бесперебойную работу мотора

Ремонт карбюратора ВАЗ 2108/2109

Инструкция по ремонту «Солекс» ДААЗ 2108–1107–10

    Из корпуса устройства аккуратно выкручивается электромагнитный клапанный механизм, из которого сразу же можно вытащить и вставленный в него жиклёр.

    Жиклёр промывается в ёмкости с ацетоном и продувается сжатым воздухом из баллончика или насоса.

    После чего открутить пять винтов, которые держат крышку карбюратора. Крышка снимается строго вертикально вверх медленным движением, чтобы не вырвать поплавок из камеры.

    Поплавок демонтируется со своей оси надавливанием шила на фиксатор осевой линии. Устройство после этого легко вынимается.

    Прокладка в обязательном порядке снимается с нижней части карбюратора и осматривается на предмет повреждений и деформаций. Если имеются пережатые места или разрывы, необходимо будет поменять уплотнительный элемент.

    Накидным ключом отворачивается топливный клапан. Рекомендуется тут же проверить его на работоспособность. Если при нажатии на пусковое устройство игла ходит легко и ровно, не имеет люфта, то клапан можно не менять.

    Далее следует проверка устройства пуска. Нужно будет выкрутить четыре винтика, которыми само устройство фиксируется к крышке, и снять с него диафрагму. Это изделие должно сохранять свойства эластичности и не иметь каких-либо повреждений и деформаций. Пружинка возврата должна быть упругой.

    Фильтр топлива выкручивается из гнезда и помещается в ёмкость с ацетоном. После промывки рекомендуется его продуть и сразу ввернуть обратно.

    Распылители насоса лучше всего снимать отвёрткой. Необходимо поддеть их и вытащить из карбюратора. На некоторое время элементы помещаются в ацетон, после чего продуваются. Рекомендуется сразу же заменить резиновые прокладки распылителей.

    Далее можно заняться осмотром самого насоса-ускорителя. Потребуется выкрутить четыре фиксирующих его винта, вытащить устройство и осмотреть его диафрагму и пружинку. Лучше всего сразу же промыть детали насоса, в случае сильного износа деталей - произвести замену.

    Точно так же производится проверка и ремонт экономайзера.

    После чего можно выкрутить жиклёры. Если отверстия в них увеличились, лучше сразу же установить новые жиклёры.

Выкручиваемвинты крепления карбюратора

Пошагово выполняя все эти действия, можно качественным образом разобрать и произвести ремонт карбюратора.

Видео: ремонт карбюратора на ВАЗ 2108 и 2109 своими руками

Диагностика карбюратора

О том, что в работе карбюратора имеются сбои, могут свидетельствовать характерные признаки:

    с момента нажатия на педаль газа до ускорения автомобиля имеется временной провал;

    рывки в работе силового агрегата на высоких скоростях;

    череда рывков при движении по ровной поверхности;

    заметное снижение скоростных характеристик автомобиля;

    заметно вырос расход топлива;

    двигатель плохо заводится «на холодную»;

    нестабильность работы мотора на холостых оборотах.

Каждый из этих признаков, а также их сочетание, говорит о том, что в карбюраторе возникли неполадки и ему необходимы ремонт или регулировка.

Если есть потёки топлива, нужно протянуть соединения. Вполне возможно, что именно ослабление соединения стало причиной некорректной работы карбюратора

Что делать, если мотор не запускается или сразу после запуска глохнет

Вероятной причиной такой неисправности служит понижение уровня топлива (или его отсутствие) в поплавковой ёмкости. К тому же, если мотор не запускается, стоит сразу же осмотреть подкапотное пространство на предмет потёков бензина - вполне возможно, что горючее не попадает в карбюратор. Если это не так, то необходимо промыть поплавковую камеру и выставить поплавок в ровном положении относительно его оси.

Нестабильная работа мотора на холостом ходу

После того как мотор был заведён или остановлен после длительной езды, в его работе могут наблюдаться провалы. Причин такому поведению может быть несколько:

    сильно засорились отверстия жиклёров;

    произошёл сбой в работе экономайзера;

    повреждения в прокладке винта качества.

Так или иначе, но придётся снимать карбюратор, разбирать его и тщательно промыть все детали. Уплотнительные прокладки рекомендуется заменить даже при небольшом износе.

Трудности при запуске зимой

Большинство автовладельцев ВАЗ2108/2109 испытывают проблемы при запуске силового агрегата при пониженных температурах. Затруднения могут быть спровоцированы некорректной работой пускового устройства. Воздушная заслонка закрывается слишком быстро, поэтому количества воздуха, которое поступает в эмульсионный канал, может быть недостаточно для приготовления топливовоздушной смеси. Необходимо будет отрегулировать работу пускового механизма своими руками.

Двигатель заливается

Из-за чрезмерной дозировки поплавковая камера может не выдерживать нагрузок и подавать излишнее количество горючего в систему. Это приводит к тому, что двигатель заливается бензином и не может корректно выполнять свои функции. Необходимо проверить работоспособность топливного клапана и его герметичность.

Резкие рывки при движении - что делать

Если транспортное средство в процессе езды вдруг испытывает резкие рывки или толчки, то причина проблемы кроется в системе подачи горючего. Мотор просто не получает нужного ему объёма топливовоздушной смеси. Вполне возможно, что разгерметизировались клапанные механизмы или же сильно засорились фильтры.

Как снять карбюраторный узел с ВАЗ 2108/2109

Демонтаж карбюратора необходим практически во всех случаях ремонтных работ. Снимать устройство рекомендуется на остывшем двигателе, так как все работы проводятся в непосредственной близости от впускного коллектора и его трубы, о которые можно легко обжечься.

Видео: демонтаж карбюратора на ВАЗ своими руками

Для облегчения работы лучше всего сразу открутить винты крепления короба с воздушным фильтром, так как он будет мешать демонтажу и препятствовать прямому доступу:

  1. После этого нужно будет отсоединить от корпуса карбюратора два привода (один идёт на воздушную заслонку, другой - на дроссельную). Помимо этого, сразу же рекомендуется отсоединить от привода пружинку возврата и её фиксатор.
  2. Далее от винта экономайзера принудительного холостого хода отключается провод.
  3. После ослабления хомутов надо будет снять патрубок подачи топлива и шланг, который работает «на обратку».
  4. Винт крепления блока подогрева выкручивается, блок снимается.
  5. Со штуцера в верхней части карбюратора отсоединяется вентиляционный шланг и шланг вакуума.
  6. После отключения всех магистралей допускается демонтаж самого карбюраторного узла. Для этого потребуется открутить четыре гайки, которые крепят карбюратор шпильками к впускному коллектору. Устройство вытаскивается вместе с прокладкой.

Как промыть карбюраторный узел без его разборки

Традиционным методом промывки карбюраторов считается его полная разборка на отдельные компоненты, что не всегда под силу выполнить неопытному владельцу ВАЗа. Для упрощения процедуры и была создана методика промывки и очистки карбюратора без его разборки на составляющие. В основе этой методики - использование специальных аэрозолей в баллончиках. Самыми доступными очистителями для карбюраторов считаются аэрозоли производства «ABRO» и «Mannol» - их можно купить в любом автомагазине по стоимости 100–150 рублей.

Эти очистители превосходно справляются с очисткой карбюраторных механизмов, к тому же и пользоваться ими очень просто. Для промывки карбюратора «Солекс» рекомендуется заглушить мотор, дать ему остыть и приступать к процедуре:

    Снять короб воздушного фильтра на автомобиле, убрать его в сторону.

    Из корпуса карбюратора выкрутить электромагнитный клапан.

    На баллончик с аэрозолем надеть специальную узкую насадку и обработать жидкостью каналы жиклёров, первую и вторую камеру, заслонки и все видимые элементы карбюратора.

    После этого распылить аэрозоль на внешние части механизма.

    Если за одну процедуру карбюратор не успел как следует прочиститься, то можно обработать его ещё раз тем же аэрозолем.

После такой чистки ВАЗ 2108/2109 значительно увеличит свои динамические характеристики, так как налипания грязи не будут препятствовать нормальной работе всех частей карбюратора.

Видео: как почистить карбюратор на ВАЗ своими руками и не снимая его с машины

Как заменить детали карбюратора

Замена поплавка, диафрагмы насоса-ускорителя, уплотнителей не представляет особых сложностей. Чаще всего при ремонте используются подобранные по типу карбюратора ремкомплекты, в которых входит всё необходимое для проведения замены элементов.

Порядок замены ничем не регламентирован: достаточно снять повреждённую деталь и на её место установить новую. Главный критерий: идентичность элементов при замене.

Как отрегулировать «Солекс» ДААЗ 2108–1107–10

Процесс настройки и корректировки работоспособности карбюраторного механизма целесообразно начинать с поплавкового отсека. Это связано с тем, что здесь находится топливо, уровень которого должен быть строго фиксирован. Если уровень бензина ниже или выше нормы, то регулировка других компонентов становится бессмысленной.

Регулировка поплавка

Порядок выполнения регулировки включает в себя несколько этапов:

    Сначала завести мотор и дать ему поработать в течение 3 минут, после чего заглушить.

    Снять короб воздушного фильтра и убрать его в сторону, так как он препятствует свободному доступу к карбюратору.

    От корпуса «Солекса» первым делом отсоединить патрубок, через который подаётся бензин.

    Открутить плоской отвёрткой пять винтов на крышке, чтобы её снять.

    Измерить расстояние от края поплавковой камеры до уровня топлива. Оно должно быть равным 25.5 мм. В случае если имеются различия, потребуется выставить нужный параметр посредством подгибания кронштейна поплавка.

    А также потребуется выставить ось поплавка таким образом, чтобы он мог свободно перемещаться.

    Регулировка поплавковой камеры и поплавка на этом считается завершённой.

Регулировка устройства пуска

Отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2108 и 2109, как и произвести его ремонт, можно и своими руками. Эта работа должна выполняться на карбюраторе, который был снят с мотора и установлен на ровной поверхности. Если диафрагма пускового механизма была повреждена, то необходимо изначально провести её замену и только после этого приступать к регулировочным работам:

    Провернуть рычажок регулировки воздушной заслонки и полностью её закрыть.

    Опустить шток пускового механизма лезвием отвёртки и держать в таком положении.

    Измерить ширину зазора между заслонкой и стеной камеры. Имеющийся показатель должен быть равен 1 мм. Если это не так, то потребуется корректировка.

    Нужно будет ослабить контргайку, которая размещена на поверхности насоса-ускорителя и попутно отвёрткой провернуть винт качества. Если поворачивать винт в одну сторону, то зазор будет увеличиваться, при повороте в другую - уменьшаться.

    Ещё раз замерить толщину зазора.

    По такому же принципу производится регулировка воздушной заслонки на второй камере.

Измерить ширину зазора можно с помощью сверла с диаметром 1 мм

Как отрегулировать холостой ход

Эта процедура может быть проведена только на установленном в машине карбюраторе, после того, как двигатель хорошо прогрелся. При этом воздушный фильтр уже не станет препятствовать доступу, поэтому остаётся на своём месте под капотом:

    Заглушить мотор.

    До конца завернуть винт качества топливовоздушной смеси, а затем отвернуть его не более, чем на четыре оборота.

    Снова завести мотор, попутно включить все осветительные приборы, акустику и печку для увеличения потребления энергии.

    Работая винтом количества нужно выставить количество оборотов работающего мотора на 750–800 в минуту.

    Винтом качества выставляется максимальный показатель холостого хода - 900 об/мин (в зимний период допускается увеличение этого параметра до 1000 об/мин).

    После этого нужно будет закрутить винт качества обратно, пока не почувствуются перебои в работе двигателя. В этот момент нужно будет остановиться и сделать назад один оборот.

Регулировка холостого хода на ВАЗ 2108/2109 необходима для того, чтобы автомобиль показывал стабильную работу в установленном режиме без высокого потребления топливовоздушной смеси.

Самостоятельно отремонтировать и заменить глушитель в автомобилях ВАЗ 2108/2109 поможет данный материал:

Тюнинг карбюратора

Не все владельцы автомобилей ВАЗ 2108/2109 знают о том, что можно провести доработку карбюратора своими руками. Тюнинг позволит не только увеличить ресурс силового агрегата, но и повысить скоростные характеристики машины. Для этого потребуется обеспечить понижение сопротивления воздушного потока, который всасывается в карбюратор.

Для проведения тюнинга необходимо снять карбюратор, прочистить его внутри и снаружи, чтобы обеспечить полноценную работу всех его составляющих.

После чего необходимо извлечь из корпуса все жиклёры и дроссельные заслонки. Полости двух камер внутреннего сгорания необходимо увеличить, используя токарный станок. Чем больше объём камеры, тем меньше будет сопротивление воздуха в них. А также одновременно с расточкой камер рекомендуется увеличить и полость диффузоров. Работу на станке лучше доверить специалисту, так как только так можно избежать повреждений корпуса.

К тому же потребуется подобрать новые жиклёры, с отверстиями большего диаметра. Рекомендуется установить топливные и воздушные жиклёры с увеличением отверстия на 0,05 мм. Этого вполне достаточно, чтобы увеличить пропускную способность деталей карбюратора.

Помимо этого, на устройстве экономайзера можно поменять иголку. Лучше всего совершить замену на резиновое изделие. Резиновая игла выдерживает более длительный режим высоких нагрузок и имеет повышенный ресурс работы. Только такое оснащение позволит избавиться от «зависаний» мотора при резком нажатии на педаль газа.

Увеличение внутренних полостей минимизирует сопротивление воздуха

Сборка «Солекса» в обратном порядке

Установка карбюраторного механизма на впускной коллектор возможна после промывки и ремонта, а также некоторых этапов регулировки. Важно правильно подключить все топливные и иные шланги, чтобы не возникло проблем с работой двигателя. Сборка карбюратора ДААЗ 2108–1107–10 осуществляется в следующем порядке:

    На место установки накладывается прокладка. Она служит для надёжности соединения двух агрегатов - карбюратора и впускного коллектора.

    После этого на шпильки нанизывается сам карбюратор и фиксируется четырьмя гайками.

    После того как узел был тщательно прикреплён, допускается подключение шлангов. Первым делом подключаются вакуумный и вентиляционный шланги.

    С одной стороны подсоединяется патрубок на подачу топлива, с другой - шланг обратной подачи лишнего горючего.

    Провод привода ЭПХХ подсоединяется к соответствущему винту.

    В завершении работы можно прикрутить к винтам два провода (воздушной и дроссельной заслонок).

Строгая последовательность подключения обусловлена конструкционными особенностями карбюратора

По завершении установки карбюратора рекомендуется включить зажигание и проверить работоспособность двигательного агрегата. В случае возникновения потёков масла или топлива в местах соединений шлангов необходимо выключить зажигание и тщательно проверить все соединения.

Все работы, которые автовладелец выполняет для обслуживания своей машины, должны носить осознанный характер. Нет необходимости выполнять разборку карбюратора и замену его частей, если не наблюдаются явные признаки неисправностей. К тому же при самостоятельной регулировке необходимо придерживаться чёткого регламента действий. Как некачественный ремонт, так и неправильная регулировка могут серьёзно повлиять на работоспособность карбюратора.

Двухкамерные карбюраторы серии «Озон» разработаны на базе изделий итальянского бренда Weber, устанавливавшихся на первые модели «Жигулей» – ВАЗ 2101–2103. Модификация ДААЗ 2105, предназначенная для бензиновых моторов рабочим объёмом 1,2–1,3 л, мало отличается от своего предшественника. Агрегат сохранил важное качество - надёжность и относительную простоту конструкции, позволяющую автолюбителю самостоятельно регулировать подачу топлива и устранять мелкие неисправности.

Назначение и устройство карбюратора

Основная функция агрегата - обеспечивать приготовление и дозировку топливовоздушной смеси на всех режимах работы двигателя без участия электронных систем, как это реализовано в более современных автомобилях с инжектором. Карбюратор ДААЗ 2105, установленный на посадочном фланце впускного коллектора, решает следующие задачи:

  • обеспечивает холодный пуск мотора;
  • подаёт ограниченное количество топлива для работы на холостом ходу;
  • смешивает горючее с воздухом и направляет полученную эмульсию в коллектор на рабочих режимах силового агрегата;
  • дозирует количество смеси в зависимости от угла открытия дроссельных заслонок;
  • организовывает впрыск дополнительных порций бензина во время разгона автомобиля и при выжатой «до упора» педали акселератора (обе заслонки максимально открыты).

Карбюратор состоит из 3 частей - крышки, основного блока и корпуса дроссельных заслонок. В крышке располагается полуавтоматическая пусковая система, сетчатый фильтр, поплавок с игольчатым клапаном и трубка эконостата. Верхняя часть крепится к среднему блоку пятью винтами М5.

Устройство основной части карбюратора более сложное и включает такие элементы:

В нижней части агрегата установлены оси с дроссельными заслонками и главные регулировочные винты - качества и количества топливовоздушной смеси. Также в данном блоке располагаются выходы множества каналов: холостого хода, переходной и пусковой системы, вентиляции картера и отбора вакуума для мембраны распределителя зажигания. Нижняя часть крепится к основному корпусу двумя винтами М6.

Видео: устройство агрегатов ДААЗ 2105

Алгоритм работы

Без общего понимания принципа работы карбюратора сложно производить его ремонт и регулировку. Действия наобум не дадут положительного результата либо нанесут больший вред.

Принцип карбюрации основан на подаче топлива за счёт разрежения, создаваемого поршнями атмосферного бензинового двигателя. Дозировка осуществляется жиклёрами - деталями с калиброванными отверстиями, встроенными внутрь каналов и способными пропустить определённое количество воздуха и бензина.

Работа карбюратора ДААЗ 2105 начинается с холодного пуска:


На автомобиле с исправным силовым агрегатом и карбюратором холодный пуск производится без нажатия на педаль газа при полностью вытянутом рычаге подсоса.

На холостых оборотах дроссели обеих камер закрыты наглухо. Горючая смесь всасывается через отверстие в стенке первичной камеры, куда выходит канал СХХ. Важный момент: кроме дозирующих жиклёров, внутри данного канала стоят регулировочные винты количества и качества. Обратите внимание: эти регуляторы не оказывают влияния на работу главной дозирующей системы, действующей при нажатой педали газа.

Дальнейший алгоритм работы карбюратора выглядит так:


Чтобы при открытии вторичной заслонки не возник «провал», в карбюраторе задействована переходная система. По строению она идентична СХХ и находится с другой стороны агрегата. Только малое отверстие для подачи горючего сделано выше закрытой дроссельной заслонки вторичной камеры.

Неисправности и методы устранения

Регулировка карбюратора винтами не помогает избавиться от неполадок и делается один раз - в процессе настройки. Поэтому при возникновении неисправности бездумно крутить винты нельзя, ситуация только ухудшится. Выясните истинную причину поломки, устраните её, а потом переходите к регулировке (при необходимости).

Прежде чем браться за ремонт карбюратора, убедитесь, что виновником проблемы не является система зажигания, бензонасос или слабая компрессия в цилиндрах мотора. Распространённое заблуждение: выстрелы из глушителя либо карбюратора нередко принимают за неполадку агрегата, хотя здесь налицо проблема с зажиганием - искра на свече образуется слишком поздно или рано.

Какие неисправности напрямую связаны с карбюратором:


У перечисленных неполадок бывает несколько причин, поэтому предлагается рассмотреть их по отдельности.

Затруднённый пуск двигателя

Если цилиндро-поршневая группа двигателя ВАЗ 2105 находится в рабочем состоянии, то в коллекторе создаётся достаточное разрежение для всасывания горючей смеси. Затруднить пуск могут следующие неисправности карбюратора:


Проверка горючего в поплавковой камере делается без разборки: снимите крышку воздушного фильтра и дерните за тягу дросселя первичной заслонки, имитируя педаль газа. При наличии бензина носик насоса - ускорителя, расположенный над первичным диффузором, должен брызнуть плотной струёй.

Когда уровень бензина в камере карбюратора превышает допустимый, топливо может стекать в коллектор самопроизвольно. Горячий мотор не заведётся - ему сначала нужно выбросить лишнее горючее из цилиндров в выхлопной тракт. Чтобы отрегулировать уровень, выполните такие действия:


При закрытом игольчатом клапане расстояние между поплавком и картонной прокладкой должна составлять 6,5 мм, а рабочий ход на оси - около 8 мм.

Видео: настройка уровня топлива в поплавковой камере

Пропал холостой ход

Если двигатель глохнет на холостых оборотах, ищите неисправность в таком порядке:

  1. Первейшее действие - вывернуть и продуть топливный жиклёр холостого хода, расположенный с правой стороны средней части карбюратора.
  2. Другая причина - засорился воздушный жиклёр СХХ. Он представляет собой калиброванную бронзовую втулку, запрессованную в канал среднего блока агрегата. Снимите крышку карбюратора, как описывалось выше, отыщите сверху на фланце отверстие со втулкой, прочистите его деревянной палочкой и продуйте.
  3. Забился грязью канал холостого хода либо выходное отверстие. Чтобы не снимать и не разбирать карбюратор, купите аэрозольную очищающую жидкость в баллончике (например, фирмы ABRO), выкрутите топливный жиклёр и задуйте средство в отверстие через трубочку.

Если с помощью предыдущих рекомендаций устранить неполадку не удалось, попробуйте задуть аэрозольную жидкость в отверстие корпуса дроссельных заслонок. Для этого демонтируйте регулировочный блок количества смеси вместе с фланцем, открутив 2 винта М4. В открывшееся отверстие залейте моющее средство, сам винт количества не крутите! При отрицательном результате, что случается довольно редко, обращайтесь к мастеру - карбюраторщику либо полностью разбирайте агрегат, о чём будет сказано далее.

Виновником нестабильной работы мотора на холостых оборотах редко бывает карбюратор. В особо запущенных случаях возникает подсос воздуха в коллектор из-под «подошвы» агрегата, между секциями корпуса или сквозь образовавшуюся трещину. Чтобы обнаружить и устранить проблему, карбюратор необходимо разобрать.

Как избавиться от «провалов»

Виновником «провалов» при резком нажатии на педаль акселератора в подавляющем большинстве случаев является насос - ускоритель карбюратора. Чтобы устранить эту неприятную неисправность, выполните следующие действия:

  1. Подложив ветошь под рычаг, нажимающий мембрану насоса, открутите 4 винта М4 и снимите фланец. Извлеките мембрану и проверьте её целостность, при необходимости замените на новую.
  2. Демонтируйте верхнюю крышку карбюратора и открутите носик распылителя, удерживаемый специальным винтом. Хорошенько продуйте калиброванные отверстия в распылителе и винте. Допускается очистка носика мягкой проволокой диаметром 0,3 мм.
  3. Причиной слабой струи из распылителя может стать закисание шарикового клапана, встроенного в средний блок рядом с мембраной насоса. Тонкой отвёрткой выверните бронзовый винтик (находится сверху на площадке корпуса) и снимите фланец с мембраной. Заполните отверстие чистящей жидкостью и продуйте.

В старых сильно изношенных карбюраторах проблемы может создавать рычажок, чья рабочая поверхность значительно стёрлась и недожимает «пятак» диафрагмы. Такой рычаг следует поменять или аккуратно расклепать истёртый конец.

Мелкие рывки при нажатии акселератора «до упора» свидетельствуют о загрязнении каналов и жиклёров переходной системы. Поскольку её устройство идентично СХХ, устраняйте проблему по инструкции, представленной выше.

Видео: чистка шарикового клапана ускорительного насоса

Падение мощности мотора и вялый разгон

Есть 2 причины, по которым двигатель теряет мощность, - недостаток горючего и выход из строя большой мембраны, открывающей дроссель вторичной камеры. Последнюю поломку легко обнаружить: открутите 3 винта М4 крепления крышки вакуумного привода и доберитесь до резиновой диафрагмы. Если она потрескалась, установите новую деталь и соберите привод.

Во фланце вакуумного привода есть выход воздушного канала, уплотнённый маленьким резиновым кольцом. При разборке обратите внимание на состояние уплотнителя и при необходимости поменяйте его.

При исправном приводе вторичного дросселя ищите неполадку в другом месте:


Причиной недостатка топлива может быть низкий уровень бензина в поплавковой камере. Как его правильно отрегулировать, описывается выше в соответствующем разделе.

Проблемы повышенного расхода бензина

Подача в цилиндры слишком обогащённой смеси - одна из распространённых неполадок. Существует способ удостовериться, что виноват именно карбюратор: на холостых оборотах двигателя полностью закрутите винт качества, считая обороты. Если мотор не заглох, готовьтесь к ремонту - силовой агрегат вытягивает топливо из поплавковой камеры, минуя систему холостого хода.

Для начала попытайтесь обойтись малой кровью: снимите крышку, выкрутите все жиклёры и обильно обработайте доступные отверстия аэрозольным средством. Спустя несколько минут (точно указано на баллончике) продуйте все каналы компрессором, развивающим давление 6-8 Бар. Соберите карбюратор и сделайте контрольный заезд.

Переобогащенная смесь даёт о себе знать чёрной сажей на электродах свечей зажигания. Перед контрольным заездом почистите свечи, а по возвращении снова проверьте состояние электродов.

Если местная промывка не дала результата, разберите карбюратор в таком порядке:


Дальнейшая задача - хорошенько вымыть все каналы, стенки камер и диффузоры. Направляя трубку баллончика в отверстия каналов, убедитесь, что пена выходит с другого конца. Эту же операцию проделайте сжатым воздухом.

После продувки поверните нижнюю часть на свет и убедитесь, что между дроссельными заслонками и стенками камер нет зазоров. Если таковые обнаружены, заслонки или нижний блок в сборе придётся менять, поскольку через щели двигатель бесконтрольно затягивает топливо. Операцию по замене дросселей доверьте специалисту.

Выполняя полную разборку карбюратора ДААЗ 2105, рекомендуется проделать весь комплекс операций, перечисленных в предыдущем разделе: прочистить жиклёры, проверить и поменять мембраны, отрегулировать уровень горючего в поплавковой камере и так далее. Иначе вы рискуете оказаться в ситуации, когда одна поломка без конца сменяет другую.

Как правило, нижняя плоскость среднего блока выгнута дугой от нагрева. Фланец нужно притереть на большом шлифовальном круге, предварительно выдернув бронзовые втулки. Остальные плоскости шлифовать не следует. При сборке используйте только новые картонные прокладки. Установите карбюратор на место и переходите к настройке.

Видео: полная разборка и ремонт карбюратора «Озон»

Указания по регулировке

Для настройки очищенного и работоспособного карбюратора следует подготовить такой инструмент:

  • короткие плоские отвёртки с узким и широким шлицем;
  • ключ рожковый размером 10 мм;
  • то же, размером 8 мм;
  • узкие пассатижи.

Первичная регулировка заключается в подгонке троса пускового механизма и тяги педали газа. Последняя регулируется просто: пластиковый наконечник выставляется напротив шарнира на оси карбюратора путём закручивания по резьбе. Фиксация производится гайкой под размер ключа 10 мм.

Тросик подсоса настраивается так:

  1. Рычажок в салоне задвиньте до упора, воздушную заслонку поставьте в вертикальное положение.
  2. Проденьте трос в проушину крышки, конец вставьте в отверстие фиксатора.
  3. Удерживая пассатижами «бочонок», затяните болт ключом.
  4. Двигая рычаг подсоса, удостоверьтесь, что заслонка полностью открывается и закрывается.

Следующий шаг - проверка открывания дросселя вторичной камеры. Хода мембраны и тяги должно хватать, чтобы заслонка открывалась на 90°, в противном случае открутите гайку на тяге и подкорректируйте её длину.

Важно чётко выставить опорные винты дроссельных заслонок - они должны подпирать рычаги в закрытом состоянии. Цель - избежать трения края заслонки о стенку камеры. Регулировать холостой ход с помощью опорного винта недопустимо.

Ускорительный насос в дополнительной настройке не нуждается. Отследите, чтобы колесико рычага прилегало к вращающемуся сектору, а конец - к «пятке» мембраны. Если хотите улучшить разгонную динамику, замените штатный распылитель с маркировкой «40» на увеличенный размером «50».

Регулировка холостого хода производится в следующем порядке:


Лучший способ настроить карбюратор ДААЗ 2105 - подключить к выхлопной трубе газоанализатор, измеряющий уровень СО. Чтобы выйти на оптимальный расход бензина, нужно добиться показаний 0,7-1,2 на холостом ходу и 0,8-2 при 2000 об/мин. Помните, регулировочные винты не влияют на потребление бензина при высоких оборотах коленвала. Если показания газоанализатора превышают 2 единицы по СО, то следует уменьшать размер топливного жиклёра первичной камеры.

Карбюраторы «Озон» модели ДААЗ 2105 считаются относительно простыми в ремонте и регулировке. Главная проблема - приличный возраст указанных агрегатов, выпускаемых со времён СССР. Некоторые экземпляры выработали положенный ресурс, о чём свидетельствует большой люфт в осях дроссельных заслонок. Сильно изношенные карбюраторы не поддаются настройке, поэтому их приходится менять целиком.