Что делать, если вы отправляетесь в длительную поездку на машине. Езда на большие расстояния

1. Не переоценивай свои физические возможности и не превышай разумных пределов.
Если до этого ты никогда не совершал мотопутешествий с пробегом более чем 450-500 км в день,вряд ли тогда в своей предстоящей поездке стоит планировать преодолевать,скажем, по 800 км каждый день.По результатам исследований вот какие изменения обычно происходят в графике мотопутешественников,которые не сумели правильно оценить свои силы: вне зависимости от влияния погодных условий или прочих неблагоприятных факторов,среднесуточный пробег начинает падать уже на третий день путешествия.В первые два дня он максимален, но в период с 3 по 7 день проявляется устойчивая тенденция к замедлению среднесуточной скорости. Замечено, что пробег среднестатистического мотоциклиста уже на седьмой день длительного мотопутешествия обычно не превышает 65 % от запланированного дневного километража. Резюме: если профессионалы дальнобоя стараются рассчитывать свои поездки согласно этой схеме, стоит ли пытаться обмануть самого себя и тем самым провоцировать ДТП, вызванные накопленной усталостью?

При возможности можно сократить свой маршрут следования («срезать» часть пути) для того, что бы нагнать время отставания от графика. Такой вариант более благоприятен, в отличие от попытки вернуться в запланированный график за счет увеличения скорости.

Независимо от того, способен ты проезжать 500 или 1500 км в день, эта цифра будет здорово уменьшаться по мере увеличения протяженности общей дистанции и количества дней в пути. Стоит это учитывать при планировании своего путешествия.

2. Забудь о высоких скоростях.
Забудь о чисто математических расчетах. В данном случае большая скорость вовсе не означает, что ты прибудешь в пункт назначения быстрее. Моментальная и средняя скорости мало взаимосвязаны друг с другом. Спокойный мотоциклист без напряжения отсчитывает километры один за другим, любуется открывающимися перед ним пейзажами и в итоге за день с меньшими физическими потерями покрывает расстояния куда большие по сравнению с гонщиком, который стремится всех обогнать и показать лучшее время на участке. Кроме очевидных неудобств, которые сулит такой стиль вождения: увеличенный расход топлива, накапливающаяся усталость от мышечного напряжения (вызванного более сильным потоком встречного воздуха), возможность получить штраф за превышение скорости. Лучше проехать это расстояние на меньшей скорости и любоваться окрестностями, чем гнать «на полную» и потрать выигранное время на разбирательство с ГАИшником.

3. Оставь дома кофе и стимулирующие таблетки.
Ну, тут все просто: применение лекарственных препаратов, направленных на поддержание организма в бодрствующем состоянии и прочих таблеток-стимуляторов (также в этот список включается кофе и кока-кола любых видов) не оправдано. Если ты чувствуешь сильную усталость лучше найти подходящее место и отоспаться. Лучше не рассматривать другие варианты.

4. Подготовь мотоцикл к поездке.
Во время отпуска время бежит так быстро, зачем же тратить его на обочине, глотая придорожную пыль, в попытках найти или заменить износившуюся деталь? Чаще всего оказывается оправданным заменить, например, шины или цепь заблаговременно, чем выжимать из них последние километры до ближайшей автомастерской только для того, чтобы убедиться, что тут тебе не помогут. Моторное масло хорошего качества позволяет увеличить интервал между заменами. Кроме того, следует отметить, что при стабильном равномерном движении по трассе свойства масел не ухудшаются так сильно, как при ежедневных прострелах по городским улицам или долговременной зимней стоянке. Многие мотоциклисты меняют масло лишь после 15-16 тысяч км трассового пробега.

5. Не вешай дополнительных приборов, деталей и аксессуаров на свой аппарат и не проводи техобслуживание непосредственно перед дальней поездкой.
По возможности не рекомендуется устраивать из предстоящего дальнобойного маршрута полигон для испытаний новых примочек, которые ты перед поездкой купил для своего любимого детища. Даже лучший механик может ошибиться, а прибор - отказать. Не испытывай работоспособность новых механизмов и аксессуаров в ходе длительного путешествия, обкатай любую новинку. Это касается и одежды, и нового шлема, в которые нужно «вжиться» еще до того, как доверить им свой организм в дальнобое.

6. Теплая одежда.
Необходимая вещь в дороге. Особенно если ты планируешь продолжать движение после захода солнца - даже после самых жарких дней ночи бывают более чем прохладные, особенно на скорости 80 км/ч и более. А если день выдался облачным, да еще и влажным? Тогда длительное движение последующей ночью с крейсерской скоростью покажется тебе нешуточным испытанием.

7. Пакуйся с умом, при упаковке вещей важен селективный подход.
Многие мотопутешественники используют тэнкбэг (сумку, которая крепится на бак), но при этом нужно класть в нее только то, что может понадобиться в пути наиболее часто. Такие вещи, как фонарик, манометр, защитный крем от солнца, карты маршрута и прочие мелкие, но необходимые вещи надо возить именно в тэнкбэге, чтобы они всегда были под рукой. Психология человека такова, что если перечисленные выше вещи (это, естественно, далеко не полный список) не будут легкодоступными именно в тот момент, когда ты захочешь ими воспользоваться, велика вероятность того, что ты просто махнешь на них рукой и не станешь выковыривать их из объемистых багажных сумок. Типа «да ладно, перебьемся». В этом-то и ошибка - именно так сбиваются с пути, потому что карта оказалась не под рукой, и ты решил, что скорее всего найдешь дорогу и так, и именно так получают ожоги лица при поездках на юг - сначала этого не замечаешь, но к вечеру «морда такая красная-красная».

Замечание относительно документов: глупо говорить о том, что они должны храниться в надежном месте, это знает каждый. Но стоит напомнить, что желательно поместить их в водонепроницаемый пакет. Важен и психологический момент: документы понадобятся тебе только при встрече с представителями власти, поэтому не обязательно возить их в кармане куртки. В течение трех-пяти минут поиска документов в багажной сумке ты вполне сможешь завязать беседу с ГАИшником и дать ему понять, что ты не безбашенный гонщик, а цивилизованный мототурист. Если он настроен благожелательно и остановил тебя не за явное нарушение, дело может кончиться просто тем, что он пожелает тебе счастливого пути, так и не взглянув на твои права.

8. Будь готов к поездке, закупайся заранее, чтобы не тратить время в пути.
Правило относительно готовности твоего мотоцикла вполне применимо и ко всему багажу, который ты планируешь взять с собой в поездку. Заранее составь список вещей, которые потребуются тебе в дороге, и проверь его перед отправлением в путь. Конечно, «расходники» типа зубной пасты можно купить в дороге, но вот если ты забыл дома необходимую одежду или лекарства, которые ты должен регулярно принимать - это может обернуться проблемой.

9. Учись бороться со скукой и однообразием ландшафта в пути.
Длительные поездки предполагают наличие откровенно однообразных пейзажей, которые навевают скуку и именно этим опасны. На этот случай необходимо иметь с собой плеер с любимой музыкой, желательно веселой, чтобы от нее не клонило в сон. Можно остановиться и перекусить в дороге. Работа челюстной мускулатуры немного усиливает приток крови к мозгу, тем самым снижается вероятность того, что тебя будет клонить в сон.

10. Чтобы быстрее достичь цели, умей вовремя останавливаться для отдыха.
С первого взгляда этот совет может показаться бессмысленным, однако многие мотодальнобойщики успешно применяют эту стратегию. Не представляется возможным предсказать среднюю скорость предстоящей поездки в силу различных многочисленных причин, которые мы не станем здесь перечислять. Важно тебе самому чувствовать, какая скорость для тебя является наиболее комфортной в данных дорожных условиях, и придерживаться ее. Когда почувствуешь, что начал уставать и на поддержание этой скорости уходит все больше сил, лучше не бороться с самим собой, а остановиться и серьезно отдохнуть. Кратковременные остановки в придорожных кафе или приседания и прыжки вокруг мотоцикла во время заправки не дадут эффекта. Чем сидеть за чашкой кофе через каждые два-три часа пробега, лучше потратить это время на полноценный, пусть и короткий сон или на пешую прогулку, чтобы размять затекшие мышцы и обеспечить приток свежего кислорода в кровь.

11. Знай, когда пора остановиться и вздремнуть!
Как только начинает проявляться желание хотя бы на долю секунды прикрыть глаза от усталости, состояние становится вялым, срочно ищи любое безопасное место для остановки и сна!

Прочие симптомы усталости:
Ты не можешь поддерживать заданную скорость без излишнего напряжения. Если ты видишь, что непроизвольно замедляешь движение и потом, осознав это, нервно откручиваешь газ, чтобы нагнать время - тебе пора отдохнуть.
При движении в темное время суток ты забываешь переключиться с дальнего на ближний свет.
Ты начинаешь слишком долго раздумывать и колебаться перед принятием решения. Остановиться на этой заправке или дотянуть до следующей? На какую дорогу сворачивать? Это тоже результат усталости.

12. Поддерживай в себе положительные эмоции.
Если дождь тебе сильно не по душе, тебе стоит остановиться в мотеле и переждать его день или даже два, чем ехать под дождем и проклинать все на свете (хотя некоторым езда под дождем очень даже нравится). То же самое относится к регионам с жарким климатом: старайся накручивать километры в темное время суток, когда жара спадает. То есть не продолжай поездку в тех условиях, которые тебе не нравятся и способны привести тебя в тяжелое или угнетенное расположение духа. Тогда поездка перестает приносить радость и быть развлечением, а ведь это именно то, для чего мы в нее отправились! Если ты едешь и думаешь про себя что-то типа «ну вот, опять жара (дождь и т.д.)…», ты начинаешь концентрироваться на этой проблеме и перестаешь следить за изменениями дорожной ситуации. Да, пусть ты опоздаешь из отпуска на работу на 1-2 дня и придется отвечать за это перед руководством, но это безопаснее, чем торопиться или продолжать движение в неблагоприятных для тебя лично условиях.

13. Нормально и правильно питайся.
Плохое сочетание: фаст-фуд и дальнобой. Это следует запомнить навсегда. Но, понимая, что мы живем в реальном мире с определенными условиями и ограничениями, придерживайся хотя бы следующих испытанных временем правил:
Легкий завтрак - каша, хлопья, яйца в любом виде, тосты или бутерброды.
Плотный обед лучше пропустить и вместо этого просто перекусить, но не в фаст-фуд кафе типа МакДональдса.
На ужин можно позволить себе оттянуться, если не планируешь после этого продолжать движение, но опять же, при приеме алкоголя не следует забывать о том, что утром тебе хотелось бы встать со свежей головой, иначе весь следующий день пойдет насмарку.
Если не можешь или просто негде правильно поесть, не наваливайся на такую еду, которая потом может вызвать проблемы с желудком и испортить весь следующий день. Лучше в таком случае ограничиться легким приемом пищи.

14. Питайся вовремя.
В будние дни лучше останавливаться на завтрак в кафе после 9 утра. В это время, как правило, люди, спешащие на работу, уже позавтракали и вам не придется ждать в очереди. В выходные - с точностью да наоборот, потому что многие любят поспать подольше и как раз к 9-10 утра собираются на завтрак в кафе. Ужинать лучше пораньше (помните - мы же фактически пропустили обед), иначе рискуешь попасть в час пик, когда кафе и рестораны переполнены. Поздний плотный ужин с последующим продолжением поездки - не самый лучший вариант, так как очень велика вероятность того, что тебя будет клонить в сон.
При посещении кафе или ресторана важно правильно распорядиться своим временем. Ну как мотоциклист-дальнобойщик может позволить себе сидеть и убивать ценное время, когда на кухне готовят его заказ? Вот еще один совет, испытанный временем: займи место поближе к кухне, а может быть, и у стойки бара (если зал полон), вежливо объясни официантке, что ты торопишься и чтобы они по возможности не затягивали с твоим заказом, сразу же подкрепив эту просьбу щедрыми чаевыми. Закажи еду и попроси сразу же приложить чек к твоему блюду (некоторых кафе его приносят позже и только по твоей очередной просьбе). Теперь у тебя есть время, чтобы привести себя в порядок. Можно зайти в туалет, чтобы вымыть руки и лицо, даже если ты считаешь, что дорога не была такой уж грязной - вода в любом случае освежает. Позвонить по телефону домой, если есть необходимость. В большинстве случаев по возвращении к столику твое блюдо уже будет ждать тебя. Таким образом, время остановки для полноценного приема пищи удается свести к 20-30 минутам, которых при разумном распределении времени оказывается вполне достаточно, скажем, для полного горячего обеда. Учти, что примерно то же время занимает запихивание в себя холодных бутербродов, сидя на мотоцикле возле заправочной станции, и сделай вывод.

15. Раздели остановки для приема пищи и остановки для дозаправки.
После остановки для дозаправки (которая уже фактически сама по себе является пит-стопом для кратковременного отдыха) бывает так, что переезд через дорогу к близлежащему кафе и парковка возле него занимают столько же времени, что и подготовка к дальнейшему движению. Зачем же объединять две маленькие остановки в одну? С точки зрения отдыха эффективнее сделать так: немного отдохнул при дозаправке и если не чувствуешь голода, преодолел еще пару сотен километров до очередного кафе.

16. Заправляйся заранее.
Стоит тебе однажды «высохнуть» на дороге или сделать 10-километровый крюк в поисках заправки - и все то время, которое тебе удалось сэкономить до этого - безвозвратно потеряно! Если, двигаясь по незнакомой дороге, видишь заправку по пути, а бензина у тебя уже явно меньше полбака - остановись и заправься.

17. Надевай дождевой костюм до начала дождя!
Тем более если бензина в баке уже меньше половины. Остановись, заправься и при вероятности дождя надень дождевую защиту заранее, в безопасном месте. Независимо от того, надо тебе заправляться в данный момент или нет, мы хотим предостеречь тебя от переодевания на обочине дороги. Не надо объяснять, к чему это может привести. Лучше сделать это на специальной площадке для стоянки или на бензоколонке. Призадумайся, хочешь ли ты пережидать дождь в туннеле или под мостом, когда в метре от тебя проносятся машины? Хочешь ли ты находиться на обочине дороги и прыгать на одной ноге, пытаясь другой попасть в штанину, в такой же близости от потока, который проносится мимо тебя, обдавая брызгами? А ведь видимость при дожде ухудшается, и где гарантия, что тебя, стоящего на обочине, вовремя увидят?

Трудно раздобыть точную статистику ДТП, связанных с водителями, пережидающими неблагоприятные погодные условия или просто остановившимися в неподходящих для этого местах, однако совершенно очевидно, что такие случаи имеют место довольно часто.

18. Купи набор для ремонта шин и умей им пользоваться!
Починить большинство бескамерных шин с помощью такого набора - плевое дело, поэтому нет тебе оправдания, если ты поймал гвоздь, а такого набора у тебя не оказалось. Сам виноват! Потрать часть набора на то, чтобы попрактиковаться дома и потом не изучать это дело в пути, и не тратить драгоценное время. С камерными шинами чуть-чуть посложнее, однако, при определенном навыке это оправдывает себя и уж явно выгоднее, чем искать буксир.

19. Вози с собой мобильный телефон (для многих этот пункт будет не актуален, но напомнить стоит).
Он, конечно же, может не работать на некоторых участках дороги. Но в подавляющем большинстве случаев, ты сможешь дозвониться до далекого дома. Или до сервиса с эвакуатором.

20. Купи достойный инструмент.
В комплекте обязательно должен быть набор ключей, отвертки, кусачки, плоскогубцы и т.д. Лучше всего собрать набор таким образом чтобы в нем было все необходимое для твоего мотоцикла.

21. Всегда вози с собой не менее 2 литров воды.
При этом не обязательно собираться в поход через пустыню. Совершенно неописуемую жажду тебе предстоит испытать, например, если придется одному прохладной ночью толкать свой аппарат после поломки, чтобы припарковаться в безопасном месте.

Воду следует хранить в двух контейнерах - один для постоянного использования, второй - для непредвиденных обстоятельств. Теория в этом случае проста до безобразия - как только начнешь возить с собой воду, тут же будешь ее пить, при этом забывая восполнять запас и таким образом выпьешь ее всю. Так вот совет: убери вторую бутылку подальше, чтобы до нее было неудобно добираться, лишь это заставит тебя регулярно пополнять запас воды в первой бутылке.

Не стоит и говорить о том, что в незнакомой местности не следует пить водопроводную воду. Разница в способах очистки воды может стать причиной неприятных последствий, и если у себя дома ты спокойно переносишь водопроводную воду, это вовсе не значит, что ее можно пить по дороге.

22. Вози с собой Аспирин.
Примечание: Несмотря на то, что аспирин стал практически культовым «лекарством от всех болезней» в среде мотоциклистов-дальнобойщиков, которые практически возвели его в ранг универсального средства от всех болей, тем не менее стоит узнать, не вызывает ли он лично у тебя побочных эффектов.
Так, аспирин обладает известной способностью незначительно понижать температуру тела человека. Поэтому следует уделить больше внимания опасности переохлаждения, если принимаешь его в пути, например, от головной боли. Аспирин известен также как антикоагулянт, и об этом тоже надо помнить на случай аварии - случись она, и кровотечение будет труднее остановить. Некоторые производители лекарственных препаратов добавляют в аспирин кофеин для улучшения его всасывания в кровь и ускорения действия лекарства.

23. Возьми с собой упаковку витаминов.
Не помешает принимать витамины во время длительного мотопробега. Лучшим вариантом являются таблетки мультивитаминов, которые принимают по одной в день, хотя на этот счет лучше проконсультироваться с врачом, потому что рекомендуемый вид витаминов в жаркое время и, скажем, при поездках осенью может отличаться.
Для дальнобоя особое внимание надо уделять тем препаратам, которые предотвращают затекание и судороги мышц.

24. Если берешь с собой компьютер, подумай об установке навигационной программы.
Желательно проверить работоспособность программы перед выездом и сравнить ее данные с собственным опытом и знаниями. В пути помощь компьютера может очень пригодиться, чтобы не заблудиться и не тратить время на поиски дороги, поворота или места.

25. При въезде в другую область учитывай изменения дорожного покрытия и берегись ремонтируемых участков!
В областях ответственность за строительство и ремонт дорог лежит на местных властях. Это значит, что каждый раз при пересечении границы области ты, скорее всего, будешь иметь дело с другим типом дорожного. Практически сразу после пересечения границы области - по тому, насколько точно нанесена разметка, расставлены дорожные знаки, качественно уложено полотно, - можно сделать вывод о том, насколько хорошо работает руководство в улучшении качества дорог. Будь аккуратен и внимателен к возможным трудностям на неизученной местности.

26. Выбирай скорость движения с учетом видимости и состояния дороги!
Представь: ты едешь по качественному шоссе со скоростью порядка 80 км/ч, покрытие прекрасное, но сильный туман. Видимость не очень хорошая. И вдруг впереди тебя, на твоей полосе, возникает стоящая без включенных габаритов машина! Сможешь ли ты с этой скорости остановиться не об ее бампер? Смешно только на первый взгляд, но такие случаи бывали в действительности. Не стань еще одним мотоциклистом, погибшим из-за неспособности вовремя увидеть препятствие.
То же самое касается движения в хорошую погоду. Стоит ли проваляться на больничной койке полгода только из-за того, что перед вхождением в закрытый поворот ты решил прибавить газу и пройти его с лихим чирканьем подножек на скорости 15-20 км/ч больше безопасной? Оцени эту ситуацию именно с такого ракурса - и этого не случится.

27. Хочешь остаться живым? Держись подальше от грузовиков!
Водители грузовиков терпеть не могут, когда кто-нибудь в течение долгого времени сидит у них на хвосте. Помни об этом, следуя впритык за дальнобойной фурой - в этом случае ты сам напросился и теперь несешь ответственность за все, что с тобой может случиться. Водитель грузовика начнет проявлять беспокойство, будет то и дело следить за тобой в зеркало заднего вида и на мгновение забудет о том, что иногда не мешало бы еще и следить за дорогой. И упустит из виду какое-нибудь препятствие. Сам-то он через него, может быть, и перескочит, а вот успеешь ли ты вовремя отвернуть в сторону, когда оно появится у него между задних колес трейлера?

28. Избавься от всех источников раздражения и отвлекающих факторов.
Избавься от всего того, что способно тебя отвлечь или сыграть роль потенциального раздражителя, какими незначительными эти факторы тебе ни казались бы. Любые источники раздражения и отвлекающие факторы требуют расхода дополнительной энергии, которую приходится затрачивать на их подавление. Даже изначально маленькие проблемы имеют свойство в длительном путешествии вырастать до огромных масштабов и съедать твою энергию в виде серии последовательных стрессов.

Секрет того кайфа и незабываемых ощущений, которые нам приносит дальнобой - в комфорте мотопутешественника во время езды, уверенности за свой мотоцикл и четком осознании своей цели.

Водитель дальнобойщик - интересная профессия и романтика и опасность, причем здесь автотуризм спросите вы? А при том, что водитель дальнобойщик покрывает многие км дорог за световой день играючи и с максимальной скоростью 90км/ч, а перед автотуристом стоит задача проехать и отдохнуть. Как не превратить руление в труд и отдыхать за рулем я и попробую рассказать на личном гражданском и не только опыте, опыте друзей и знакомых…

Начну с того, что не претендую на истинность и на звание гуру или профессора вождения, более того я даже не считаю себя профессиональным водителем.

Одиночка

Измените посадку за рулем, ехать на дальние расстояния в городской позе не лучший выбор. Следует немного больше отодвинутся от руля и немного больше откинуть спинку, зеркала следует перестроить так чтобы видеть шире и немного выше (в городе как правило страются смотреть уже и ниже). Оптимальная посадка когда ноги не висят, а руки не лежат и не тянутся к рулю, спина не напрягается. Каждому свое, однозначен лишь факт что поехав как есть - вы скорее всего быстро устанете, прислушивайтесь к своему телу первые сотни км и старайтесь ему угодить, иногда достаточно «одного щелчка» регулировки чтобы стало удобно.
Проверьте давление в шинах, и лучше бы оно было чуть выше чем обычно (на 0,1-0,2) снизится расход и повысится острота реакции машины на руль, хотя конечно мелкие неровности станут ощутимее.
Посмотрите маршрут, мысленно или на бумаге выделите контрольные точки (поможет соориентироваться по указателям).

Если предстоит ехать 1000-1200 км разбейте путь на отрезки 200-300 км и возьмите за правило делать остановки через эти промежутки - покурить, гигиена, заправка, питание. Не стоит сводить это воедино (вот сейчас еще чуть чуть и точно заедем на АЗС, заправимся, поедим, отдохнем...), останавливаясь с одной целью вы тратите 5-10 минут, комплексная же остановка отнимет 30-50 минут, за это время вас обгонят все те тихоходы которых вы обгоняли ранее и вам придется рисковать снова.
Выезжать далеко лучше до рассвета или вместе с ним 5:00-6:00, первую пару часов вы будете зевать, но спать не будете точно.

Вставать на ночлег следует не позднее 21-22:00 иначе толком не отдохнете, но если цель побольше проехать, то рядом с вами должен сидеть тот, кто выспался ранее и непрестанно следит за вами (разговариает на интересные темы (с)tutukata).
Сигнал к 100% прекращению движения - снижение скорости, если водитель теряет бдительность из-за усталости он подсознательно снижает скорость на 10-15%, а также начинает двигаться более прямолинейно (при движении по прямой) обычно мы движемся немного подруливая (это в нас полушария борятся:)), а в случае усталости мы подсознаетльно фиксируем руль в одном положении и лишь изредка спохватившись что уже почти обочина или середина дороги решительно поправляем траекторию.

Противодействие сну у всех разные, но наиболее универсально - жуйте, пейте! грызите орехи, пейте негазированную воду - пока работают челюсти и желудок уснуть сложно, а вот курить и есть шоколад не стоит, нехочется спать только пока сигарета в зубах, а шоколад вырабатывает гармоны счаться, под которые хочется спать (не налегайте на обычную еду типа бутербродов и с другими объектами жевания не переусердствуйте! если организм насытится вы уснете для лучшего пищеварения).
Музыка может как мешать спать так и усыплять(даже хэвиметал отличная колыбельная для уставшего мозга), лучшая музыка в ночи это тишина - в цивилизованных странах основная и важная разметка «шершавая» наедете, услышите и почувствуете, но если врубить музыку то уже нет…
Как бы хорошо вы себя не чувствовали с 3 до 5 часов ночи - СПАТЬ, это мертвое время!!! как минимум один раз «на минутку» в этот промежуток уснет любой, даже если он несколько лет страдает бессоницей. Но еще есть опасные часы днем - когда усталость легко возьмет свое 11-12 и 17-18, это также следует из графика движения 2-3 часа за рулем без перерыва легко, 5-6часов без перерыва уже сложнее и начнет клонить в сон, осановитесь, сделайте что-то иное (просто погулять и попрыгать вокруг машины поможет минут на 10-30). Помните - устает не тело, устает мозг, дайте ему другие задачи или отдых (30-60 минут сна)!
Максимальную скорость следует держать на отметке 100-130км/ч (на границе разрешенной) это оптимально и с точки зрения времени в пути и с точки зрения расхода и напряжения за рулем.
Когда мы на двух машинах проехали 2800км от Новосибирска до Самары за 28 часов (две остановки на сон по 2 часа каждая) я курил, и для того чтобы покурить мы останавливались через 150-200км 1-5минут и снова в путь, но то была гонка со временем и мы ее выиграли.

Группа

Движение группой одна из сложнейших задач в дороге и самая распространенная ошибка (новички ориентируются на фуры) идти непрерывной колонной - НЕНАДО.
Во-первых, сами фуры не идут колонной, а то что вы догнали вереницу фур на трассе говорит лишь о том что те кто сзади не могут обогнать переднего, а связь между фурами идет по радио (кстати рекомендую обзавестись, на территории РФ вещь просто волшебная, но не пользуйтесь ей при маленьких детях - дальнобойщики суровы в выражениях:) через то же радио можно например попросится у больших братьев пропустить, тогда они могут вам помочь обойти их вереницу).
Во-вторых, движение организованной колонной не может пройти нормально без головной и замыкающей машины сопровождения, а также машин перекрытия с достаточным опытом сопровождения колонны (этому учат и долго), вы или будете растягиваться или наступать друг другу на пятки, а также создавать хаос в местах предстоящих парковок или на перекрестках.
В-третьих, движение даже четко организованной колонной с сопровождением существенно медленне чем одиночными машинами, т.к безопасная скорость движения колонны не более 90км/ч, все что выше чревато массовым завалом при экстренном торможении одной из машин (например выбежавшее под колеса животное).
Отметьте контрольные точки или конечную точку маршрута, разделитесь и езжайте каждый в своем ритме, по прибытии или неприбытии в контрольные точки держите связь посредством телефона, рации, SMS, интернета, разное (если это кафе/гостиница/магазин можно просто через персонал или ресепшен оставить записку).
Основная цель коллективного выезда в дальнее путешествие носит чисто моральный аспект - где-то тут в пределах 0-10часов есть свои и они могут помочь. Также при встрече с ними вы сразу начнете делится горячими впечатлениями и/или узнаете что-то важное и стоящее чтобы на след день сразу посмотреть.
Есть у групповой поездки и еще одно преимущество - экипаж так или иначе опережающий, может сообщить важную информацию - например об огромной пробке на автобане или о том что в таких-то гостиницах нет мест или они дороги, это поможет экипажу нагоняющему изменить маршрут или сэкономить время не заезжая в уже обозначенные отели (что запросто может привести к смене ролями лидера и преследующего), т.к. при движении по одной дороге вы так или иначе будете обращать внимание на одни и те же отели.

Ночлег

Относительно применимая к вождению тема, но тем не менее неотъемлемая его часть. Если вам удалось проехать 1000-1200км за световой день то:
- вы уснете там где сидите (за рулем) и проснувшись в лучшем случае до обеда промаетесь с болями в спине и/или пояснице. Основные плюсы - скорость (встали на парковку, откинули спинку, спите), второй плюс снова скорость (больше 3-4часов в машине вы врядли проспите:))
- разобьете палатку рядом с машиной, гарантированные физические упражнения от 30 и более минут, вполне вероятно что по окончании процедуры спать уже перехочется (где-то еще на полчасика), к тому же утром вас ждут аналогичные упражнения в обратном порядке. Основные плюсы - смена вида деятельности и разминание конечностей, дешевизна, больший комфорт относительно первого способа.
- остановитесь в придорожном отеле, после принятия душа или вообще ванной (и такое встречается, да) вы гарантировано выспитесь и максимально восстановите силы, тем более если дополнить это ужином с горячительными или прохладительными и плотным завтраком. Основные плюсы - ошутимо быстрее чем палатка, но все же медленнее чем в машине (при условии что первый встреченый отель распологал необходимым кол-вом свободных мест и устроил по цене), максимальное восстановление сил и безопасность, также экономия времени на поиск/готовку питания.

Принимаю комментарии и замечания. Дополняйте, внесу в общий текст!

Вы уже уверенно чувствуете себя за рулем во время езды по городу или еще не очень уверенно, но предполагаете, что к началу следующего отпускного сезона наработаете соответствующую практику. Практически каждый начинающий водитель, даже только сев за руль, вынашивает планы своей первой дальней поездки. Очарование набегающей дороги, новые впечатления, свобода в выборе места отдыха, а также отсутствие зависимости от расписаний автобусов, поездов, самолетов и широкие возможности по укомплектованию багажа, не ограниченные, как раньше, только вашей мускульной силой и количеством рук, как бы сами подталкивают: «Ехать, ехать, ехать…».

Как опытный водитель, скажу — ожидания вас не обманывают. Но если с одной стороны, дальнее путешествие на авто – действительно захватывающее приключение, с другой – серьезное и ответственное мероприятие, требующее тщательной подготовки. Поездка на дальнее расстояние (500 км и более) коренным образом отличается от езды по городу, и если вы не будете готовы или что-то упустите, вместо радости, она может принести вам, в лучшем случае, ненужные волнения и проблемы. А теперь разберем все подробно:

Подготовка автомобиля к дальней поездке

Первое, что нужно сделать – подготовить автомобиль. За три-четыре недели до предполагаемого времени выезда покажите машину на СТО или механику, которому доверяете. Пусть ее осмотрят, проведут диагностику ходовой части, подтянут все соединения, заменят все, что требует замены и отрегулируют «развал/схождение». Попросите мастеров обратить особое внимание на надежность работы тормозной системы и рулевого управления.

Обязательно проследите, чтобы протектор на шинах автомобиля был не истертым, а резина соответствовала сезону. Проведите балансировку колес и выровняйте давление в шинах (это можно сделать в любом пункте «шиномонтаж»). Естественно, ваш автомобиль должен быть укомплектован «свежими» аптечкой и огнетушителем, накачанным запасным колесом, домкратом, буксировочным тросом и знаком аварийной остановки.

После проведения всех мероприятий не ставьте автомобиль «на прикол». Его нужно хорошо «обкатать» по городу, чтобы все новые детали притерлись и успели проявиться мелкие недочеты. До поездки у вас еще будет время для их устранения.

Определяемся с маршрутом и связью

GPS-навигатор — очень полезный прибор и я советую обязательно его приобрести, но надеяться только на него не разумно, тем более в случае, если вы не являетесь продвинутым пользователем подобных устройств. Для уверенности предварительно проложите маршрут по карте. С этой целью можете воспользоваться специальными сервисами Google или Яндекс. Обратите внимание на сложные развязки, ответвления и повороты. Если есть возможность, распечатайте весь маршрут, и в укрупненном масштабе наиболее сложные участки.

При прокладке маршрута из всех возможных путей, выбирайте наиболее крупные дороги и не слушайте «знатоков», которые будут убеждать вас ехать окольными путями, где «быстрее и свободнее».

На оживленной трассе больше заправок, станций технического обслуживания, медпунктов и почти всегда работает мобильная связь. Поэтому на крупной дороге у вас в десятки раз больше шансов получить своевременную помощь, чем посреди поля или леса, где проезжает по одной машине в час.

«Назначьте» кого-либо из оставшихся дома родственников или друзей, «диспетчером». Это тот человек, который будет знать маршрут вашего движения, и которому вы будете сообщать о пройденном расстоянии.Установите четкий график связи. Например, скажите, что будете каждые три часа посылать СМС с указанием пройденного расстояния или названием ближайшего от вас населенного пункта.

В поездке строго придерживайтесь графика связи с «диспетчером». Такая простая мера предосторожности, с одной стороны, позволит вам не отвлекаться на «успокаивающие» звонки маме, бабушке, сестре и подруге одновременно, а с другой – даст возможность быстро вас найти, если произойдет что-то непредвиденное, когда вы не сможете сообщить, где находитесь и что с вами случилось.

Определяем время выезда

Поездка на расстояние в 1000 км займет у вас примерно 12-14 часов (при условии соблюдения скоростного режима в рамках правил дорожного движения). Для лета этого времени достаточно, чтобы выехать и приехать засветло, но я не советую так делать, и вот почему.

Если вы едете на Юг, то большую часть поездки солнце будет светить вам в лицо, а если — на Север, тогда вы столкнетесь с таким явлением как яркие слепящие солнечные блики от задних стекол едущих впереди вас автомобилей.

Трассы днем значительно более загружены, чем в вечернее, ночное или утреннее время. Наконец, не думаю, что очень хорошо приезжать к вечеру, когда вас будет «подгонять» наступающая темнота.

Планируйте выезд в темное время суток, с таким расчетом, чтобы приехать в первой половине дня до обеда. Точно также поступайте, если длительность поездки неизбежно заставит вас проделывать часть пути ночью. В двух словах – за рулем можно встречать рассвет, но не закат.

Перед выездом

Вам нужно хорошо отдохнуть перед поездкой. Примерно за сутки до выезда вы должны освободиться от любой работы. В этот период ваша работа – отдых, преимущественно лежа. Спите как можно больше, не сидите за компьютером, не читайте и старайтесь не смотреть телевизор. Проинструктируйте своих друзей, родственников и близких, чтобы не тревожили вас по пустякам.

Вы не должны наедаться перед дорогой. Последний прием пищи – не позже чем за 4 часа до выезда.

Что взять с собой в дорогу?

Купите несколько маленьких бутылок с чистой питьевой водой без газа. На протяжении всей поездки нужно будет пополнять запасы жидкости, даже если вы не будете испытывать жажду. Обезвоживание в дороге наступает незаметно, что чревато снижением внимания и замедлением реакции.

Заготовьте несколько долек свежего лимона (без сахара). Положенная под язык лимонная долька отлично «прогоняет сон» и повышает остроту зрения. Я не рекомендую использовать, ставшие в наше время популярными, энергетические напитки, потому что большинство из них вредны для желудка, а эффект дают весьма сомнительный.

Для удовлетворения чувства голода в дороге, вы можете использовать шоколадные или протеиновые батончики.

Дисциплина, безопасность и ваши пассажиры

Если вы едете не одна, объясните вашим пассажирам, что вы – «капитан корабля» и несете ответственность за всех находящихся на его борту. От вас в первую очередь зависит их жизнь и здоровье, поэтому все действия пассажиров должны быть направлены на создание максимального комфорта для вас, а не для себя. Исходя из сказанного, Вы:

  • определяете, какая будет играть музыка, и с какой громкостью;
  • решаете, когда и в каком месте будет очередная остановка;
  • рассаживаете пассажиров в салоне автомобиля;
  • распределяете багаж (что, где и как будет лежать).

Попросите своих спутников заранее сообщать о необходимости сходить в туалет, и не вынуждать вас судорожно искать место для остановки, когда стало «невтерпёж».

Рядом с собой посадите человека, который разделит с вами «тяготы» дальней поездки или, говоря проще, будет развлекать вас разговорами, подавать воду, прикуривать сигарету и не спать.

Аптечку и огнетушитель перенесите в салон, так, чтобы их можно было достать, не выходя из автомобиля. Во многих случаях секунды, которые вы затратите на выход из авто, открывание багажника, поиск и вытаскивание этих средств первой помощи из-под сумок и пакетов, могут быть решающими.

Все сидящие в машине должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Не пристегнутый человек в момент столкновения может не только пострадать сам, но и нанести травму или даже задавить насмерть других людей, находящихся в автомобиле, особенно детей.

2011-09-15

Поездка на дальние расстояния требует внимательности и выносливости. Однако не только от качеств и навыков водителя зависит безопасность на дороге. В этой статье мы расскажем о том, как сделать поездку на дальние расстояния на личном авто максимально безопасной. Подстраховать автовладельца всегда готова страховая компания Эрго-Русь .

Хороший водитель — бодрый Человеческий организм рассчитан на то, чтобы спать в темное время суток и проявлять активность в светлое. Увы, не все это понимают и пытаются совершить подвиг: выехать вечером в последний рабочий день, чтобы к трем часам следующего быть на отдыхе, не теряя таким образом ни одного дня отпуска. Результат — жуткие сводки ГАИ, в которых стандартной причиной аварии на трассе называют именно сон за рулем. Причем обычно это ДТП с многочисленными жертвами.

Смысла рисковать нет никакого: если выехать из, к примеру, Киева в 4 утра, а перед поездкой хорошенько выспаться (лечь спать пораньше, чтобы проспать около 10 часов), то доехать до Крыма вполне реально (не нарушая ПДД и без частых обгонов) к вечеру и тут же насладиться купанием в вечернем море.

Тише едешь — быстрее будешь

Резкий разгон и не менее резкое торможение, высокая скорость на всех участках пути, обгоны по встречной полосе — вот основные приметы водителей с агрессивным стилем вождения. Такие автомобилисты в попытке приехать на час-два раньше за время, проведенное в дороге, многократно рискуют и своей жизнью, и жизнью окружающих. Самое интересное, что выигрыш во времени оказывается либо совсем небольшим, либо его нет вовсе — спокойные водители, не торопясь, догоняют и обгоняют агрессивных на перекрестках, переездах и КПП, где возникают тянучки.

Не редкость на трассах, ведущих к морю, и пробки, особенно между Симферополем и Ялтой. Так что смысла в спешке нет никакого. Также отметим, что значительная часть пути на море в любом направлении проходит по степной зоне с довольно узкой дорогой и множеством поворотов. Движение в таких условиях требует особой осторожности. Конечно, из-за узости дорог постоянно возникает необходимость обгона тихоходных транспортных средств (особенно чадящих грузовиков). Производить этот маневр нужно грамотно: заранее определите, после какой встречной машины вы его начнете, разгоняйтесь заблаговременно на своей полосе и осуществляйте обгон в один прием. Никогда не рискуйте: подобный маневр в закрытом повороте — самая частая причина лобовых столкновений. Если же маневр не получается завершить, уходите на обочину.

Экономьте на топливе и штрафах

ШТРАФЫ И ЗАСАДЫ.

Вступление в силу в мае этого года новой редакции ПДД и законопроекты, предлагающие изменить скоростной режим, породили хаос в голове водителей: как понять, с какой скоростью теперь нужно ехать, чтобы и быстро, и не оштрафовали? В теории произошло одно важное изменение — появился новый дорожный знак, обозначающий начало плотной застройки, который требует сброса скорости до 60 км/ч. Но на практике его еще нигде не успели повесить.

В остальном все по-прежнему: в населенном пункте можно разгоняться до 60 км/час, за населенным пунктом — до 90, а если посреди дороги есть отбойник либо газон — до 110 м/час. Админпротокол за превышение скорости составляют лишь в том случае, если она превышена более чем на 20 км/час. Из личного опыта отметим, что чаще всего инспекторы с радарами стоят в тех местах, где есть возможность быстро ехать — на 4—8-полосных ровных дорогах.

Например, на трассе Киев—Одесса можно встретить не менее четырех патрулей. А такой водительский прием, как сигнализация дальним светом о том, что впереди ГАИ, теперь может и не сработать — на вооружении у инспекторов состоят новые комплексы «Гарпун». Зафиксированная ими информация о превышении скорости передается на пост, который находится в 1—1,5 км от фактического места нарушения. То есть вас могут остановить через 10—15 минут после нарушения и выписать штраф, приложив к нему фото со скрытой камеры-радара.

А откупиться от инспектора в этом случае нереально. Поэтому дешевле не нарушать. Да и безопаснее тоже.

ПРИЕМЫ ЭКОДРАЙВА.

Движение по трассе — хороший повод проверить экономичность своего авто. Плавно разгоняйтесь до 110 км/час, потом отпускайте педаль газа до того момента, пока автомобиль не замедлится до 100 км/час. После этого скорость необходимо поддерживать на одном уровне, время от времени слегка нажимая на акселератор: таким способом расход топлива можно снизить на треть. Также хорошо можно сэкономить и в горах.

На спусках не выключайте передачу, двигаясь накатом на четвертой или пятой, а на подъеме включайте пониженную, что даст возможность не только быстро разогнаться, но и уверенно уйти от столкновения в случае аварийной ситуации. Тормозить в горах нужно плавно, используя торможение двигателем. Учтите, что обгон или превышение на серпантине могут закончиться трагедией. Отдых — 30 минут раз в три часа

Езду за рулем нужно обязательно чередовать с отдыхом.

Оптимально: раз в 3—3,5 часа делать остановку не менее чем на 20—30 минут. Если чувствуете сонливость, то существует эффективный и надежный способ борьбы — минут 20 подремать либо просто посидеть при откинутой спинке минут 15.

Учтите: на преодоление 900 километров от Киева до Ялты уйдет 13—16 часов, а для поездки от Киева до Одессы — 6,5—7 часов. Попытка проехать быстрее, игнорируя отдых, — крайне опасная затея.

Бензин — на сетевых заправках

Количество поддельного топлива летом на трассах зашкаливает — мошенники делают ставку на то, что спрос большой, а возвращаться за деньгами возмущенные автовладельцы не будут. Да и доказать, что поломка произошла из-за топлива на конкретной АЗС, после того, как по дороге успели заправиться 3—4 раза, очень сложно. Поэтому лучше не рисковать и заливать бензин или дизель на заправках одной сети, а еще каждый раз сохранять чеки — будет потом кому предъявить претензии в случае поломки.

Кому-то дальние поездки на автомобиле выпадают часто, кому крайне редко, а кто-то собирается в дальнюю дорогу на своем авто в первый раз. Неизвестность, переживания близких людей, большая удаленность от дома, незнакомая местность, другие люди – все эти факторы заставляют нас волноваться, забывать нужные в дорогу вещи и приводят к потере самообладания в пути. Что же нужно делать, что необходимо брать с собой и как себя вести при поездке на дальние расстояния? Следующие ниже советы помогут Вам без проблем ездить на дальние расстояния, в том числе и по незнакомой местности.

1. Прежде всего, постарайтесь взять себя в руки и убедить себя в необходимости поездки. Настраивайтесь только на хорошее, выезжайте на позитиве!

2. Заранее позаботьтесь о техническом состоянии Вашего автомобиля. Не поленитесь заехать на диагностику, проверить ходовую часть, электрику, и, как говориться ”на всякий пожарный”, бросить в багажник литр масла и тосола. Содержимое автомобильной аптечки быть готово к экстренной ситуации. Запасное колесо и буксировочный трос – в обязательном порядке!

3. Деньги. Ехать в дальний пусть без копейки довольно неразумно, учитывая ситуацию на дорогах, остановки чтобы перекусить, временный ночлег и т.д.

4. Время выезда. Старайтесь рассчитать свой путь таким образом, чтобы проехать максимальное расстояние в пределах светового дня. Учитывайте время года. Приблизительное расстояние на 10 часов пути составляет 800 километров. Оптимальное время выезда - рано утром. Выспитесь как следует, сделайте зарядку, плотно позавтракайте и в путь!

5. Придорожные кафе, заправки и другие остановки. Остановки, при которых Вам нужно выйти из машины, должны сопровождаться теми же мероприятиями, которые вы проделываете, приезжая после работы домой, оставляли машину до утра. Вышли из машины - поставили на сигнализацию, даже если выходить приходиться всего на минутку, спросить дорогу или залить бензин. Никаких забытых бумажников, блоков от магнитол и сумок в салоне быть не должно!

6. Карта. Даже если Вы выезжаете по маршруту, который Вам известен, всегда берите с собой карту. Чем подробнее она будет, тем лучше. Дорога знакома до первого ошибочного поворота! При поездке первый раз и движении по карте, старайтесь сопоставлять масштаб карты, скорость Вашего движения и пройденное расстояние.

7. Ночлег. Идеальным вариантом будет гостиница. Но, если случилось так, что ночевать придется в машине, ни в коем случае не останавливайтесь в полном одиночестве. Продолжайте движение до тех пор, пока не наткнетесь на колонну дальнобойщиков или пост ГИБДД. Как доехали, сразу выйдите и обозначьте себя. У водителей-дальнобойщиков поинтересуйтесь, остаются ли они здесь на ночлег или нет. Если пост ГИБДД оказался ближе, обязательно зайдите и поздоровайтесь!

8. Усталость. Усталость негативно сказывается на реакции и безопасности не только самого водителя, но и окружающих. При дальней поездке за рулем, усталости первые 3-5 часов, как Вам может ошибочно показаться, не чувствуется совершенно. Возьмите себе за правило останавливаться каждый 1-2 часа. Выйдите из машины и сделайте небольшую зарядку. Присядьте несколько раз и выполните вращение руками в обе стороны. Посмотрите на небо минуту-другую – это снимет напряжение с глаз.

Вооружившись этими рекомендациями, Вы перестанете испытывать страх перед поездками на дальние расстояния, будете уверенно чувствовать себя в пути, ехать с должным комфортом и обеспечите себе безопасность движения!
Удачи на дорогах!