Как узнать рабочая катушка. Как проверить катушку зажигания на работоспособность? О принципе работы и разновидностях катушек

Как известно, для работы двигателя нужны два условия: горючая смесь и искра. Исключение составляют дизельные моторы. В них воспламенение происходит за счет высокого сжатия воздуха. Однако в автомобилях с бензиновым двигателем, коих на дорогах большинство, часто выходит из строя катушка зажигания. Признаки неисправности могут быть разными. Что же, давайте уделим этому механизму более пристальное внимание.

Признаки неисправности катушки зажигания

  • Нестабильная работа двигателя. В народе это называется троением. Это слово появилось еще во времена СССР, когда на советской «классике» не работал один из цилиндров. А как известно, на всех ВАЗовских моторах было по четыре цилиндра. Соответственно, явление, когда не работает один из них, называется троением. При этом могут возникать характерные вибрации. Также автомобилист услышит неравномерную работу мотора - как будто ему чего-то не хватает. Это и понятно, ведь один из цилиндров работает вхолостую, то есть горючая смесь в нем не воспламеняется.
  • «Троящий» мотор. Если в двигателе не работает один или несколько цилиндров, возможны провалы в разгоне. Машина будет дергаться, вибрировать. Также автомобиль очень медленно набирает скорость.
  • Желтая лампа «Чек Энджин». Контрольные лампы на панели приборов вполне могут стать признаком неисправности катушки зажигания. Стоит отметить, что данная ошибка не обязательно связана с этой неисправностью. Лампа лишь сигнализирует об обобщенных проблемах с двигателем. Если на панели приборов горит «Чек Энджин», это значит, что произошел сбой в какой-либо системе. Автомобиль подлежит тщательной диагностике.
  • Высокий расход топлива. Ввиду того, что один цилиндр не работает, остальные три (или больше в зависимости от конструкции двигателя) принимают на себя всю нагрузку. Соответственно, чтобы возобновить прежнюю мощность, мотору потребуется больше энергии. Расход топлива может увеличиться на 10-50 процентов.
  • Затрудненный пуск двигателя. При неисправностях с катушкой водитель может испытывать проблемы подобного рода. Причем возникают они и при холодном, и при прогретом двигателе. Особенно часто затрудненный пуск мотора наблюдается в сырую погоду.

Также отметим, что, если автомобиль не заводится вовсе, это не признак неисправности катушки. Дело в том, что таковых в двигателе несколько. Обычно на каждый цилиндр идет своя катушка. На более старых напряжение вырабатывается сразу на два цилиндра. Поэтому мотор будет работать до последнего. Если автомобиль не заводится вовсе, могли выйти из строя сразу все катушки. Однако это маловероятно. В таком случае специалисты рекомендуют проверить предохранители в блоке и соответствующие реле. Почему так случается? Причины выхода из строя катушек будут рассмотрены далее.

Свечи

Как известно, именно эти элементы играют ключевую роль в воспламенении горючей смеси. На свечи подается напряжение от катушки зажигания. Поэтому неудивительно, что из-за некачественных элементов требуется ремонт катушки зажигания. Не стоит покупать дешевые аналоги. Подобные свечи могут сильно навредить системе зажигания, в частности катушке.

Высокая температура

Катушка вырабатывает огромное напряжение. Поэтому она постоянно находится в режиме повышенных нагрузок. Конечно, производители учитывают этот момент. Но как показывает практика, температурный режим не всегда соответствует заявленному. Если мотор будет работать на высоких оборотах, возможен перегрев элементов зажигания. Выходят из строя не только высоковольтные провода, но и сами катушки. Допускаются лишь кратковременные нагрузки в зоне красной черты тахометра.

Пробой изоляции

Так же, как и на свечах, здесь может случиться пробой в изоляции. Чем это может быть вызвано? Нередко пробой случается из-за потеков масла, которые образуются в местах соединения головки и других элементов. С увеличением оборотов давление масла возрастает. Масло начинает попадать на все элементы, в том числе и на катушку зажигания. Признаки неисправности: провалы в разгоне, дергание и высокий расход топлива. Чтобы не допустить этого, следите за чистотой подкапотного пространства.

Обратите внимание, что и из-за мойки двигателя может случиться пробой изоляции. Лишняя влага попадает на контакты, из-за чего происходит короткое замыкание. Чтобы не допустить этого, следует закрывать не только аккумулятор, но и саму катушку. Также рекомендуется заизолировать крышку трамблера, если это старый автомобиль. Кстати, влажный трамблер - это самая популярная причина, по которой автомобиль не заводится вовсе. Иногда можно ограничиться сушкой контактов. Но в 80 процентах случаев спасает лишь замена.

Естественный износ

Катушка зажигания рассчитана на долгий срок эксплуатации. Нередки случаи, когда элемент работал и после пробега в 150-200 тысяч километров без единой замены. Но с каждым километром ресурс катушки сокращается. Поспособствовать поломке может установка некачественных свечей или неаккуратная мойка подкапотного пространства. В один момент деталь может просто не выдержать нагрузок.

Катушка зажигания: цены

Стоимость этого элемента существенно разнится. Так, на отечественные «Лады» можно найти катушку за 600-800 рублей. А вот на десятый «Лансер», который так популярен в России, новый элемент стоит не менее 3 тысяч рублей. Дешевле только с разборок. Но здесь вы не получите никаких гарантий и информации об остаточном ресурсе. Можно пойти и другим путем - произвести ремонт катушки зажигания. Это существенно сэкономит деньги. Но схема катушки зажигания достаточно сложна. Своими руками можно отремонтировать лишь трещины - заделать специализированным клеем.

Бывают моменты, когда аккумулятор полностью заряжен, а заводиться автомобиль не хочет. В этой ситуации непосвящённые водители размышляют о причинах поломки, а автовладельцы с опытом в первую очередь пытаются проверить катушку зажигания. Это один из важнейших узлов двигателя и именно неисправность в нём приводит к тому, что автомобиль отказывается заводиться. Разберёмся , чтобы выявить причину поломки автомобиля.

Катушка зажигания преобразует низковольтное напряжение от аккумулятора и генератора в высоковольтное и направляет его на свечи. В последних появляется искра, которая воспламеняет топливо. Этот узел считается ведущим в пусковой системе, и его поломка может обездвижить транспорт на довольно долгое время.

По каким признакам можно предположить повреждение электротрансформатора:

  • , при этом ;
  • приборная панель транспортного средства показывает ошибку;
  • периодически наблюдаются пропуски зажигания;
  • катушка греется значительно сильнее, чем в обычных условиях.

Если автовладелец заметил подобные изменения в работе автомобиля, то скорее всего, причиной станет неисправность и следует знать, как проверить катушку зажигания мультиметром .

По каким причинам можно наблюдать подобное? Чаще всего это механические повреждения, регулярные перегревы, а также негативное воздействие внешней среды. Например, после сильного нагрева и вибрации в процессе эксплуатации повреждается изоляция. Последнее приводит к короткому замыканию в обмотках катушки. В случае если свечи, установленные в автомобиле, не отличаются качеством, происходит перегрузка проводов высоковольтного типа и возникает обрыв обмотки.

Существует два способа проверить работоспособность электротрансформатора: создание искры между свечей и корпусом и использование мультиметра. В современных автомобилях первый может привести к непредвиденным последствиям со стороны электроники. Поэтому стоит использовать именно указанный прибор для диагностики работоспособности бобины.

Как проверить катушку зажигания мультиметром : инструкция

Опытные автовладельцы, имеющие минимальные знания в механике, разделяют процесс на три основных этапа: подготовка, визуальный осмотр и диагностика с помощью прибора. Можно отвезти машину в сервис и доверить процесс профессионалам. Но, имея мультиметр, автовладелец сможет выполнить проверку самостоятельно. Кроме того, такой процесс будет полезен для понимания принципа работы автомобиля.

Первый этап - подготовка

Собственно, процесс подготовки заключается в приобретении самого прибора необходимого для проверки. Его можно купить в специализированном магазине, а особо экономные могут попросить у соседа по гаражу (проводить проверку стоит именно там). Прибор способен определять напряжение и сопротивления. Если катушка покажет результат соответствующей норме, значит, она исправна.

Другой вопрос, как узнать нужные показатели. Можно ориентироваться на среднее значение. Но лучше если автовладелец найдёт информацию в технической документации по автомобилю. Если документ утерян или машина была куплена на вторичном рынке, то нужные данные можно найти в интернете. Индивидуальный подход в этом вопросе более предпочтителен, чем использование усреднённых показателей.

Что требуется узнать о катушке зажигания автомобиля? Для диагностики требуются показатели сопротивления первичной и вторичной обмотки.

Этап №2 - визуальный осмотр

Бобины разных автомобилей могут иметь различный вид, но основной тип комплектации все-таки един. Можно явно различить следующие детали: корпус, два контакта, крышку и центральную клемму.

Визуальный осмотр нацелен на выявление механических повреждений прибора. То есть автовладелец должен внимательно осмотреть корпус и попытаться найти трещины, прожоги или сколы. Но так как катушка имеет эбонитовый корпус, который не пропускает ток, то причину неисправности следует искать в обмотке.

Третий этап - проверка мультиметром

Тут мы непосредственно разберёмся как проверить катушку зажигания мультиметром.

Диагностика электрической цепи тамблера

  • Прежде чем приступить к проверке прибором нужно открыть фиксатор и отсоединить от тамблера (в нём находится катушка) провода.
  • Настройте мультиметр на замер напряжения.
  • Приложите один контакт прибора к выводу бобины, а второй к массе (например, корпусу автомобиля).

Посмотрите показания прибора. Если катушка зажигания исправна, то на панели отобразится 12 Вольт или показатель, соответствующий технической документации транспортного средства. Если напряжение равно нулю, значит, с электрической цепью тамблера беда.

Вторичная обмотка

Далее, следует проверить сопротивление, чтобы понять где именно произошёл обрыв, в первичной или вторичной обмотке. Измените настройки мультиметра на измерение показателей сопротивления. Затем прикладываем контакты к центральной клемме и к одному из выводов катушки (не имеет большого значения положительный или отрицательный).

Нужные показатели стоит уточнить в паспорте автомобиля. Обычно они находятся в пределах 6-15 кОм. Если имеются внушительные отклонения от нормы, то можно с уверенностью сказать, что обрыв именно во вторичной обмотке.

Первичная обмотка

Чтобы выявить обрыв на первичной обмотке, необходимо измерить сопротивление, приложив контакты к положительному и отрицательному выводу катушки. Нормальные показатели соответствуют документации или находятся в пределах 0,5-2 Ом. Если видны значительные различия, значит, имеет место обрыв.

На этом вопрос, как проверить катушку зажигания мультиметром исчерпан. В случае обнаружения неисправности катушку придется заменить на новую. Следует регулярно проводить диагностику, ведь неисправность системы зажигания плохо влияет на двигатель и долговечность его эксплуатации.

Катушка зажигания является одним из основных элементов в системе управления бензиновых двигателей. Ее неработоспособность приводит к отсутствию воспламенения в одном и более цилиндрах. Поэтому каждый автовладелец должен знать основные признаки неисправности катушки зажигания, симптомы, предшествующие появлению этой ситуации.

Устройство является наиболее консервативной деталью в бензиновом ДВС. Ее прототип был изобретен в Германии инженером Румкорфом в середине девятнадцатого века. Она заменила магнето в двигателях автомобилей в начале 20-го века.

Основное назначение устройства – преобразование низковольтных электрических импульсов амплитудой около 12 Вольт (напряжение бортовой сети автомобиля) в высоковольтные импульсы амплитудой более 15.000 Вольт. Высокое напряжение необходимо для пробоя рабочей зоны свечи зажигания.

По типу исполнения и схеме зажигания катушки классифицируют:

  • одиночные;
  • сдвоенные (строенные, четырехблочные);
  • индивидуальные.

Одиночные устройства применяются в системах с распределителем зажигания. Сдвоенные используют в четырехцилиндровых ДВС без распределителя. Одна часть формирует высоковольтный импульс на 1-й и 4-й цилиндр, вторая обслуживает 2 и 3-й. Строенные и четырехблочные катушки иногда применяются соответственно в шестицилиндровых и восьмицилиндровых двигателях. В современных автомобилях широкое распространение получили индивидуальные катушки. Они устанавливаются на каждую свечу зажигания индивидуально. Индивидуальная катушка свечи зажигания имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными:

  • отказ одного из устройств не ведет к полному останову двигателя;
  • более просто организовать схему электронного управления;
  • отсутствие механического распределителя зажигания делает систему более надежной;
  • распределение импульсной нагрузки уменьшает токи, способствует увеличению ресурса;
  • облегчается определение неисправного устройства, которое легко производится компьютерной диагностикой;
  • в большинстве индивидуальных катушек установлен импульсный усилитель, он управляется малыми сигнальными токами, что уменьшает электрические помехи, увеличивает надежность электрооборудования.

По типу управления подразделяют:

  • контактные;
  • электронные;
  • со встроенным коммутатором (импульсным усилителем).

В контактных бобинах зажигания низковольтный импульс формируется прерывателем. При коммутировании первичной цепи прерывателем в первичной цепи индуцируется импульс электродвижущей силы. Устройство представляет автотрансформатор, который увеличивает амплитуду импульса в N раз, где N – коэффициент трансформации, равный отношению числа витков во вторичной к первичной обмотке. Коэффициент трансформации контактных устройств превышает 1000.

В бесконтактных системах применяют электронные катушки. Их коэффициент трансформации больше, они формируют стабильную искру. При ремонте нельзя взаимозаменять контактные и бесконтактные устройства.

Встроенный коммутатор установлен на большинство индивидуальных катушек, часто устанавливается на сдвоенные. К их недостатку относится более высокая вероятность отказа в связи с наличием электронных комплектующих.

Симптомы неисправности

Чаще всего бобина не отказывает внезапно. Обычно этому предшествует ряд предупреждающих симптомов.

Основные симптомы неисправности катушки зажигания:

  • пропуски искры в одном и более цилиндрах, их можно определить с помощью сканера, по наличию эффекта «троения» двигателя;
  • появление «дорожек пробоя» на корпусе, можно определить визуально при запуске двигателя в темное время суток;
  • возникновение трещин, сколов на диэлектрической зоне;
  • перегрев конструкции;
  • подгорание резиновых наконечников высоковольтных проводов;
  • замасливание, загрязнение.

При появлении вышеперечисленных симптомов необходимо задуматься о приобретении запасного устройства. Нельзя безучастно наблюдать за тем, как умирает катушка зажигания. В случае внезапного выхода из строя катушки, дальнейшее самостоятельное движение будет невозможно (если у вас не установлены индивидуальные катушки).


Причины выхода из строя катушки зажигания

Рассмотрим причины, почему выходит из строя катушка зажигания.

Естественный износ

Как и все электрические и электронные блоки, бобина имеет определенный ресурс безотказной работы. Средний срок службы катушек зажигания приблизительно семь-десять лет эксплуатации либо 150.000 – 200.000 тысяч пробега. Устройство эксплуатируется в экстремальных условиях при большом перепаде температур, влажности, возможности попадания влаги, грязи, посторонних жидкостей. При этом через первичную обмотку протекают большие токи, во вторичной обмотке формируется высоковольтный импульс.

Электрический пробой

Разберемся, почему пробивает катушку зажигания. Во-первых, со временем в результате действия высоких перепадов температур диэлектрическая изоляция растрескивается, в микротрещины может попасть соленая влага, являющаяся проводником. Для напряжений более 15.000 вольт, формируемых во вторичной обмотке, в качестве проводника выступает даже чистая недистиллированная вода. Во-вторых, в процессе эксплуатации меняются физические свойства диэлектрика, резиновой изоляции наконечников высоковольтных проводов, особенно, сомнительного производства. Высоковольтный пробой может являться причиной установки нештатных высоковольтных проводов, в которых отсутствует распределенное ограничивающее ток сопротивление. Пробой может возникнуть в результате сильного загрязнения, переувлажнения. Даже в случае единичного пробоя в конструкции наступают необратимые изменения, дальнейшая эксплуатация не рекомендуется.

Перегрев

В некоторых автомобилях катушки зажигания установлены непосредственно в верхней части двигателя либо вблизи от нее. В случае, если к их конструкции отсутствует доступ воздуха для естественной вентиляции (такое возможно при установке дополнительного оборудования), может наступить перегрев устройства и выход его из строя.

Крепление катушки должно быть штатное. Некоторые автолюбители пренебрегают этим требованиям, «подвешивая» ее на самодельные конструкции.

Износ свечей, высоковольтных проводников

Несмотря на то, что в схеме имеется ограничивающее сопротивление, износ свечей и высоковольтных проводников может вызвать в них электрический пробой. Тогда увеличивается ток нагрузки, бобина может перегреться.

Неисправность реле регулятора напряжения генератора

Иногда приводит к повышению напряжения бортовой сети автомобиля, выходу из строя электронного усилителя (коммутатора).

Неисправность контактной группы замка, электронного коммутатора

Если во время стоянки на катушку постоянно подается напряжение +12 Вольт в случае нештатного замыкания контактной группы замка, устройство может перегреться и выйти из строя. Такая же ситуация возможна в случае неисправности коммутатора.

Чтобы предотвратить преждевременный выход из строя, следует максимально устранить все возможные причины неисправности катушки зажигания в автомобиле.


Признаки неисправности

Основные признаки выхода из строя катушки зажигания – отсутствия воспламенения. Если это одиночное устройство с распределителем, то во всех цилиндрах, если сдвоенная, либо одиночная – в обслуживаемых ей. Не обязательно отсутствие искры является стопроцентным признаком неисправной катушки. Возможно, перегорел ограничительный резистор, неисправна свеча, пробил высоковольтный провод, есть неисправность в системе зажигания. Необходима комплексная диагностика неисправности.

Визуальные признаки того, что не работает катушка зажигания:

  • наличие «дорожек пробоя», окалов на катушке;
  • изменение цвета диэлектрика;
  • подгорание контактов и разъемов;
  • следы перегрева на корпусе;
  • повышенное загрязнение.

Как определить неисправную катушку зажигания

Порядок проверки исправности катушки зависит от того, сколько катушек зажигания в машине. Если в вашем автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания, для того, чтобы с высокой степенью вероятности определить неисправную, можно поменять местами предположительно неисправную и заведомо исправную катушку. Если в результате данной замены, в цилиндре, в котором отсутствовала искра, она появляется, а в другом пропадает, следовательно, бобина действительно неисправная. Таким же образом можно проверить сдвоенные и блочные катушки, но при этом придется видоизменять схему, что не всегда удобно.

Как определить, какая катушка зажигания не работает, не внося изменений в электрическую схему

Для этого необходимо запастись толстыми диэлектрическими перчатками, сухим резиновым ковриком. Использование только обычных диэлектрических перчаток недопустимо: они выдерживают по пробою напряжение 6300 Вольт, на свечу подается напряжение приблизительно в три раза больше.

Если в вашем автомобиле установлено две и более катушки зажигания, автомобиль при неисправности одной из них должен завестись, но сильно троить. Снимая по очереди наконечники высоковольтных проводов свечей либо разъемы с индивидуальных катушек, оценивают стабильность работы двигателя. Если ДВС не изменил характер работы в результате снятия разъема, то искры в данном цилиндре нет. Если двигатель стал троить еще больше, либо вообще заглох, искра имеется, бобина неисправна, либо на нее на поступают импульсы или питание.


Мультиметр

Если двигатель автомобиля вообще не заводится и не схватывает, оценить исправность катушки можно параметрическим методом. Для этого понадобится мультиметр. Обычную катушку наподобие жигулевской можно прозвонить без труда. Для этого сначала устанавливают предел измерения мультиметра на режим измерения сопротивления 200 Ом либо «диод, прозвонка» и измеряют сопротивление между клеммами катушки + и К. Сопротивление должно быть в пределах от 0,2 до 1,0 Ома. Учтите, что во время измерения на данном пределе может появиться небольшая погрешность, которая немного увеличит показания мультиметра. Затем переключают режим мультиметра на предел 20 кОм и измеряют величину сопротивления второй обмотки (между выводом К и медным наконечником, в который вставляется высоковольтный провод). Сопротивление должно находиться в диапазоне 1 килоом до 3 килоом (2000 – 3000 Ом).

Проверить таким методом катушку с встроенным импульсным усилителем нельзя, так как к ее выводам не подключен вывод первичной обмотки. Частая неисправность индивидуальных устройств – пробой ограничивающего резистора. Он находится под резиновым удлинителем конструкции катушки, который легко демонтируется. Резистор следует извлечь и измерить его сопротивление мультиметра на пределе 20 килоом. Оно должно быть в пределах от 1 до 3 килоом.

Мегаомметр

Также можно оценить сопротивление изоляции, если в распоряжении имеется мегаомметр. Сопротивление изоляции (между медным контактом, в который вставляется высоковольтный провод свечи и корпусом) должно быть более 300 мегаом. Это измерение носит оценочный характер. Если сопротивление меньше, катушка вероятно неисправна, больше – вероятно исправна, точнее судить нельзя.

Простую трехвыводную катушку можно проверить «на весу», то есть, собрав простейшую схему. К выводу + подключают напряжение с АКБ +12В, вставляют в разъем высоковольтный провод, на второй вывод которого соединяют свечу. Корпус свечи соединяют с металлической частью двигателя. Далее соединяют к контакту К многожильный изолированный проводник сечением от 2 кв.мм. Держась за изоляцию, другим зачищенным концом провода кратковременно касаются металлической части двигателя. Должна проскакивать искра в мете касания двигателя и через свечу. В электронных катушках искра свечи менее интенсивная. Долго экспериментировать подобным методом нельзя.

На некоторых специализированных СТО есть самостоятельно изготовленные стенды для проверки. Их использование требует специальных методов.

Для того, чтобы катушка проработала дольше, соблюдайте правила:

  • устанавливайте устройство на штатные крепления;
  • не загромождайте место устройства, обеспечивая хорошую вентиляцию;
  • следите за чистотой на корпусе;
  • своевременно (перед началом каждого сезона эксплуатации) проверяйте свечи и высоковольтные провода.

Без исправной катушки не будет искры, а значит, зажигание не сработает. Существуют некие признаки неисправности катушки зажигания, которые могут помочь определить источник проблемы. Для этого, в первую очередь, необходимо провести диагностику.

Как, правило, катушка относится к деталям с длительным сроком эксплуатации. Тем не менее, это не исключает риск возникновения поломок. Чем дольше используется катушка, тем выше вероятность ее перегрева из-за наличия короткого замыкания внутри нее. Если температурные условия ее работы не превышают ста пятидесяти градусов, то ремонт еще возможен. В противном случае, при температуре выше вышеупомянутой, катушка повреждается навсегда и бесповоротно, поэтому я не советую эксплуатировать ее в таких условиях, по крайней мере, длительное время. Проблемы с системой управления двигателем это, чаще всего, первый признак того, что данная деталь страдает от перегрева.

Проблематика несоответствующего питания, исходящего от бортовой сети также вызывает неполадки, вследствие чего катушка работает неисправно, ведь она относится к деталям, которые нуждаются в электричестве. Минимальный показатель приемлемого напряжения не должен опускаться ниже 11,5 В. Если аккумулятор используется слишком долго, то показатели его производительности закономерно снижаются со временем, что также становится причиной падения уровня напряжения.
Также причиной этого может стать неисправный кабель системы зажигания. В таком случае, достаточно его отремонтировать либо заменить другим, чтобы все заработало. В любом случае, я советую проводить, как можно более полную диагностику автомобиля при наличии неисправностей, чтобы заодно определить возможные «скрытые» проблемы.

Нередко катушки становятся бесполезными из-за пробоя в изоляции. Такую неприятную ситуацию может вызвать простое машинное масло, которое попало внутрь этой детали сквозь уплотнения, потерявшие свою целостность. Также проблемы с системой омывателя могут поспособствовать попаданию влаги в структуру вторичной и первичной катушек, а это зачастую вызывает негативное переходное сопротивление, поражающее всю деталь. Очень часто это происходит в дождливые периоды или же во время простой мойки автомобиля. Что касается зимних периодов, то тут уже причиной неисправностей может стать простая соль на участках дороги.

Говоря об индивидуальных катушках следует подчеркнуть их почти постоянное пребывание в критических температурных условиях, так как они подвержены чрезмерному образованию тепла. Это попросту снижает строки их эксплуатации поэтому судя по собственному опыту, я не советую даже пытаться их отремонтировать. Здесь более целесообразна их замена. Также индивидуальный тип данной детали может подвергаться повреждениям из-за чрезмерной вибрации, исходящей непосредственно от головки цилиндров.

Зажигание определенно становится проблемной системой при неисправной катушке. Из-за этого также страдает блок РСМ. Вероятность этого зависит от уровня сопротивления первичной обмотки. Чем ниже этот показатель, тем выше значение тока, проходящего сквозь катушку, что также означает возможность появления неисправностей с вышеупомянутым блоком. В результате образование искры становится фактически невыполнимым делом, впрочем, как и запуск самого двигателя. Также само зажигание во время ускорения и нагрузок может быть подвержено пропускам.

В целом, такое понятие, как ремонт катушки зажигания, является довольно относительным вопросом. В очень редких случаях можно действительно обойтись их небольшим ремонтом, но чаще всего требуется их полная замена. Это происходит нечасто за весь срок эксплуатации автомобиля, а при наличии должного ухода за ним, и вовсе максимум один раз в течение всей жизни транспортного средства. В принципе зажигание не может работать без исправной катушки, поэтому я не рекомендуют лезть к ней, считая, что простой ремонт своими руками сможет решить все проблемы. Не следует экономить на таком, так как вскоре это может вылезти боком и еще большими проблемами, решение которых потребует еще больших денежных средств.

Как отремонтировать катушку?

Как уже упоминалось выше, ремонт катушки зажигания уместен очень редко. Как правило, нужно ее заменить. В таком случае, я настоятельно рекомендую перепроверить полное соответствие новой и старой детали, так как они должны быть одинаковы. Исключением является только тот случай, когда водитель желает немного усовершенствовать зажигание в целом.

Прежде чем заменить ее, следует хорошенько очистить все соединения и контакты от масляных отложений и прочих веществ.

Желательно обратить внимание и на уровень коррозии, а также на надежность самих подключений. Коррозия «любит» повышать сопротивление в проводниках. Она также является причиной плохого соединения и возникновения обрывов. Это наводит на мысли о том, что ремонт катушки зажигания становится актуальным. Чтобы снизить вероятность возникновения пробоя, я настоятельно рекомендую применять специальную диэлектрическую свечную смазку на контактах самой катушки. Это касается пробоев из-за высокой влажности.

В случае неисправностей двигателя катушка попадает в ужасные условия работы. Причинами этого может стать слишком высокое вторичное сопротивление, которое вызвано чрезмерно большим зазором между электродами свечей или же их износом. Если катушка неисправна, то я советую заменить не только ее, а также и свечи. Последние детали полностью изнашиваются после пробега в сорок пять тысяч миль. Если же они иридиевые или платиновые, то это порог возрастает до сотни тысяч миль.

Видео “Восстановление работоспособности катушки зажигания”

На записи показан один из способов восстановления работоспособности.

7 июля 2018

Минимальный срок эксплуатации катушки, создающей искровой разряд на электродах свечи, составляет 100 тыс. км пробега, хотя на большинстве автомобилей элемент работает значительно дольше. Обычно проблемы в системе искрообразования машины возникают по вине других деталей схемы. Но случаются ситуации, когда необходимо проверить исправность катушки зажигания, дабы выявить неполадку методом исключения. Предлагается рассмотреть принцип действия трансформатора и способы диагностики в гаражных условиях.

О принципе работы и разновидностях катушек

Элемент представляет собой обычный трансформатор, состоящий из двух обмоток и сердечника. Первая намотана толстой медной проволокой (до 150 витков), вторая – тонкой (до 30 тыс. витков). Напряжение бортовой сети 12 вольт подведено к первичной обмотке, отчего вокруг сердечника возникает электромагнитное поле.

Катушка преобразует низкое напряжение в кратковременный высоковольтный импульс следующим образом:

  1. После включения зажигания первичная обмотка постоянно находится под напряжением 12 В.
  2. Когда поршень в цилиндре достигает верхней мертвой точки, датчик посылает сигнал электронному блоку управления.
  3. Контроллер разрывает низковольтную цепь электропитания, отчего во вторичной обмотке генерируется кратковременный импульс высокого напряжения (20–35 кВ).
  4. Через высоковольтный изолированный провод ток подается на электроды свечи, где проскакивает мощная искра. Топливная смесь воспламеняется.

Чтобы проверить работоспособность катушки зажигания, нужно понимать, какой тип элемента используется на конкретном автомобиле. Встречается 3 разновидности трансформаторов:

  • общий, обеспечивающий искрообразование на свечах всех цилиндров;
  • двухвыводной – подключается к свечам 2 цилиндров;
  • индивидуальный – обслуживает только один цилиндр.

Общая катушка действует в паре с трамблером – распределителем зажигания, который направляет искру к цилиндрам поочередно. Подобными системами оснащались устаревшие автомобили, на современных машинах встречаются трансформаторы с двумя контактами либо малые индивидуальные катушки, устанавливаемые прямо на свечи.

Двухвыводные трансформаторы обычно объединены в один блок зажигания, обслуживающий четырехцилиндровый двигатель. Найти данный элемент несложно – от него идут толстые изолированные провода к свечным контактам.

Признаки неисправности трансформатора

Проверка катушки зажигания и системы искрообразования в целом выполняется при возникновении следующих симптомов:

  1. Двигатель не заводится и не подает «признаков жизни», топливоподача функционирует нормально.
  2. На холостом ходу силовой агрегат «троит» – работает нестабильно, вибрирует, стремится заглохнуть.
  3. Нестабильная работа усугубляется в сырую погоду.
  4. На резкое нажатие педали акселератора мотор отвечает провалом, возможны хлопки во впускном коллекторе либо выхлопной трубе.
  5. Ощущаются рывки в момент переключения скоростей и при динамичном разгоне, наблюдается падение мощности двигателя и увеличение расхода бензина.

Перечисленные признаки не могут однозначно указывать на поломку преобразователя напряжения. Например, нестабильная работа мотора при повышенной влажности воздуха зачастую возникает в результате пробоя изоляции высоковольтных проводов. В любом случае нужно проверить тестером все элементы зажигания и попытаться заменить свечи.

Катушка высокого напряжения приходит в негодность по таким причинам:

  • в результате естественного износа обмоток;
  • длительная работа с перегревом провоцирует межвитковое замыкание внутри изделия;
  • износ ускоряется при недостаточном напряжении в бортовой сети (минимум – 11,5 В);
  • причиной перегрева обмоток и дальнейшего выхода из строя зачастую являются высоковольтные провода с негодной изоляцией.

Нормальную работу индивидуальных катушек может нарушить вибрация силового агрегата. Из-за постоянной «трясучки» внутри элемента происходит обрыв проволоки либо замыкание между витками. Искра на свече пропадает, цилиндр отказывает.

Диагностика машин с трамблером

Проверка катушки зажигания на любых автомобилях начинается с визуального осмотра:

  1. Убедитесь, что корпус преобразователя не имеет трещин, откуда протекает масло.
  2. Поищите на трансформаторе следы подгорания – черные пятна или запах перегретой изоляции.
  3. Проверьте подводящие контакты цепи низкого и высокого напряжения.

Дальнейшая диагностика выполняется относительно просто: нужно убедиться, что напряжение присутствует в цепях до и после катушки. Для этого нужно поймать момент искрообразования – любым удобным способом повернуть коленчатый вал и выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Дальше действуйте по инструкции:

  1. Открутите от преобразователя низковольтный провод, снимите крышку трамблера.
  2. Включите зажигание, поднесите провод к массе автомобиля и поворачивайте бегунок распределителя, заставляя разомкнуться контакты (либо сработать датчик Холла).
  3. Если между контактом и кузовной деталью проскочила небольшая искра, то напряжение на катушку подается.
  4. Прикрутите контакт на место и снимите высоковольтный провод со свечи первого цилиндра.
  5. Прислоните его к кузову на расстоянии 1–3 мм и повторите операцию. На исправной катушке между проводником и массой проскочит мощная искра.

Совет. Крайне нежелательно в процессе проверки держать высоковольтный провод голыми руками. От удара током не спасут и матерчатые перчатки, поэтому лучше зафиксировать контакт подручными средствами, придавить тяжелым предметом.

Если на выходе искра не появилась, нужно прозвонить катушку зажигания мультиметром либо другим прибором с функцией измерения сопротивления. Алгоритм проверки описывается ниже.

Измерение сопротивления обмоток

Логично предположить, что неисправность трансформатора заключается во внутреннем обрыве или замыкании витков обмоток. В таком случае сопротивление на контактах изменится либо прибор покажет разорванную электрическую цепь, что при поломанной катушке случается чаще.

Данный вариант диагностики подходит для всех типов преобразователей, включая индивидуальные. Разница состоит в способе подсоединения измерительного прибора и величинах эталонного сопротивления у элементов от разных марок машин.

Перед проверкой рекомендуется найти характеристики конкретной катушки в интернете. Узнайте сопротивление первой и второй обмотки, затем переходите к диагностике. Если технические параметры трансформатора отыскать не удалось, ориентируйтесь по усредненным показателям: на первичной обмотке сопротивление должно быть от 3 до 5 Ом, вторичной – 10–1 кОм.

Прежде чем взяться за диагностику, отключите минусовую клемму аккумуляторной батареи и отсоедините от преобразователя все провода без исключения. Чтобы проверить катушку зажигания мультиметром, придерживайтесь следующей инструкции:

  1. Установите прибор в режим омметра, самый малый порог измерения. На большинстве бытовых мультиметров он составляет 200 Ом.
  2. Подсоедините зажимы к выводам первичной обмотки и сравните показания с базовыми характеристиками.
  3. Переключателем увеличьте порог измерения до величины 20 кОм (килоом) и аналогичным образом замерьте сопротивление вторичного контура катушки.

На старых катушках вывода первой обмотки подключены к двум резьбовым шпилькам. Вторую нужно измерять через центральный контакт для бронепровода и боковую шпильку со значком массы.

На двухвыводных трансформаторах зажимы мультиметра подключаются иначе. Для проверки первичного контура измерение производится между двумя малыми клеммами, расположенными с одной стороны корпуса. Вторичный контур прозванивается через два больших контакта, куда вставляются концы высоковольтных проводников.

При измерении индивидуальных катушек зажимы подсоединяются к клеммам № 1 и 3, куда приходят концы первичной обмотки. Вторичный контур выведен на контакт №2 и люльку, надеваемую на свечу.

Если в процессе диагностики любой обмотки прибор показал обрыв цепи, катушка однозначно подлежит замене. Вариант второй (встречается редко): величина сопротивления меньше или больше указанной в характеристиках. В данном случае преобразователь лучше показать автоэлектрику – он проведет точную диагностику и озвучит окончательный вердикт – ставить новую запчасть либо искать неполадку в другом месте.