Правила безопасной езды на мотоцикле.

Чтобы быть стильным и остаться живым.

Дарья Могильникова

Марлон Брандо позирует для постера к фильму «Дикарь»

В ы наверняка видели огромное количество фильмов, в которых главный герой рассекает на мотоцикле. При этом обязательный атрибут поездки – не шлем и экипировка, а красотка, испуганно прижимающаяся к своему спасителю и потенциальному мужу. Выглядят такие сцены очень брутально и драматично. Правда, не для реаниматологов, которые слишком хорошо знают, что случится, если от романтических переживаний герой не справится с управлением.

Мы уже рассказывали про мотоциклетные шлемы, которые бывают настолько стильными, что еще чуть-чуть и за них возьмутся герои нью-йоркского стритстайла, но в случае аварии вам наверняка захочется сохранить не только голову, но и другие части тела. Именно поэтому не стоит пренебрегать полноценной экипировкой, отвечающей стандартам безопасности. Спортивные комбинезоны с логотипами компаний, выпускающих моторные масла, оставьте любителям мотокросса и первокурсникам, тусующимся на «смотре». Для комфортной и безопасной езды по городу будет достаточно и вполне привычной одежды: куртки, брюк, ботинок и перчаток. Главное – чтобы у всех была приставка «мото-».

Куртка

Привычные нам кожаные куртки действительно пришли из байкерской культуры, но в процессе превращения в повседневную одежду растеряли весь функционал. Как ни горько это признавать, ездить в любимой кожанке – не самая блестящая идея. Мотоциклетная куртка должна быть по-настоящему прочной (чтобы защитить вашу кожу от трения об асфальт), иметь дополнительную защиту в области плеч и локтей (утолщенный слой кожи плюс накладки), а еще довольно плотно сидеть (и в то же время иметь хорошую вентиляцию). Согласитесь, больше напоминает инструкцию к костюму Тони Старка, чем описание среднестатистической кожанки с Mr Porter. Хорошая новость – при всех этих условиях мотокуртки бывают очень красивыми. И, кстати, помимо кожаных, есть куртки из

На сегодняшний день создано большое многообразие мотоциклетной техники. Она предназначена для различных целей. Кроссовые мотоциклы относятся к разряду спортивных.

Кроссовый мотоцикл был разработан не для передвижения по трассам, а для езды по пересеченным типам местности. Его используют для езды на специализированных для этого участках, где организуются гоночные соревнования. Любой кроссовый мотоцикл является спортивным атрибутом. Его нельзя зарегистрировать в местных органах власти. На него можно получит только паспорт как на спортинвентарь.

Кроссовые мотоциклы сконструированы таким образом, чтобы их можно использовать исключительно для гоночных целей по пересеченной местности. Обычно такая мототехника обладает объемом двигателя равным 550 кубометров.

На кроссовые мотоциклы не установлена никакая электрика. На них даже нет фар. Также на них не устанавливаются спидометры, стартеры и многие другие элементы, присущие другим видам мототехники.

Кроссовые мотоциклы обладают рядом особенностей, которые отличают их от других видов мотоциклетной техники. Вот лишь некоторые из них:

  • Отсутствие различных видов сигналов. Они не подают ни звуковых, ни световых сигналов.
  • Очень сильный шум, который издает мотор. Только благодаря этому стоит задуматься, а можно ли передвигаться по городским улицам на кроссовом мотоцикле?
  • Сиденье не приспособлено для того, чтобы на нем мог поместиться еще один человек. Оно является очень узким и некомфортным. На нем может балансировать во время езды только водитель.

На кроссовом мотоцикле можно передвигаться только по мягкому грунту. В условиях городских дорог такая мототехника может выдержать поездку. Однако после этого придется заниматься ремонтом колес. Строение шин является таковым, что они могут выдержать лишь езду по мягкому грунту, а не по асфальту.

Важно: кроссовые мотоциклы доставляют до места проведения гоночных соревнований с помощью специализированной техники.

Кроссовые мотоциклы являются уникальными транспортными средствами. Они были разработаны специально для гонок, но не для обычной езды в условиях города. Поэтому на вопрос: можно ли ездить по городу на кроссовом мотоцикле ответ является отрицательным.

Для этого существует большое количество причин:


  • шины на кроссовых мотоциклах во время поездок по городским улицам могут быстро изнашиваться. В жаркое время года они становится тонкими очень быстро. Не каждый имеет возможность менять их слишком часто.
  • Резина совершенно не подготовлена для передвижения по городским дорогам, покрытым асфальтом. Из-за этого могут появиться проблемы с своевременным торможением.
  • мотор и все остальные элементы не приспособлены к городской езде,
  • даже самые мелкие осколки стекла или других предметов на дрогах могут проткнуть колеса кроссового мотоцикла.

Это далеко не всех причины, которые не позволяют передвигать на кроссовом байке по городским улицам. Есть еще ряд особенностей, которые не позволяют легально передвигаться по городским улицам на таком транспортном средстве. Они связаны с документами. Владельцы кроссовых мотоциклов не имеют возможности поставить свое транспортное средство на учет в отделении ГИБДД по месту прописки. Это обусловлено тем, что любой мотоцикл кроссового типа относится к категории спортивного инвентаря.

Вообще-то я не всегда был таксистом, - сказал мне водитель по имени Игорь, аккуратно трогаясь от крылечка редакции. - Моя профессия - военный летчик. Летал в свое время на истребителях.

Я вцепился пальцами в его куртку и представил, как 1-я Хуторская улица становится взлетной полосой. Машины расступаются. Прохожие затыкают уши от гула. А наш чоппер (мотоцикл с удлиненной рамой) выпускает крылья и под мой неистовый крик взмывает в небо.

Между тем Игорь включил поворотник и велел мне наклониться в левую сторону. Связь мы держали как космонавты - с помощью микрофона и динамиков внутри шлема. Мотор издавал приятный раскатистый рык. И хоть на мотоцикле не было желтых шашечек, ехал я на такси.

ТРАНСПОРТ НА ЛЮБИТЕЛЯ

В Москве полно фирм, которые занимаются мототакси, попутно зарабатывая на фотосессиях, экскурсиях, экстремальной езде, участии в телевизионных съемках и так далее. Прибыль сугубо от услуг такси у них небольшая. И это несмотря на то, что минимальная оплата за 10 км пути - одна тысяча рублей (после 11-го включается счетчик - 60 рублей за км). Не хотят пассажиры садиться на мотоцикл. И их можно понять. Автомобиль приезжает в двадцать раз быстрее, чем байк. В багажник можно положить чемодан. У авто есть крыша, которая спасает от дождя. И, главное, классическое такси в три раза дешевле. От редакции «КП » до парка Горького я грохнул 1150 рублей, в то время как на традиционном такси тот же отрезок пути мне бы обошелся в 400 рэ.

Но если говорить об эмоциях, мототакси вне конкуренции. Это скорость. Встречный ветер. Адреналин. Взгляды столичных красавиц. И свежий воздух. (Я как-то уселся в обычное такси, в салоне которого пахло протухшими яйцами вперемешку с кошачьей мочой.)

Сейчас столичный мотоциклист чувствует себя на дороге комфортно, - рассказал мой водитель Игорь. - Не то что в прошлые годы.

И это действительно так. Подъезжая к перекрестку, мы почти везде пробирались между машин, чтобы во время зеленого сигнала стартануть первыми. И там, где протиснуться было сложнее всего, машины сдавали чуть назад или продвигались вперед, чтобы освободить коридор. Я был весьма удивлен такой вежливостью. Кроме того, сами мотоциклисты, стоя перед светофором, друг друга обязательно приветствуют. Так положено.

МОТОТЕРАПИЯ ПЕРЕЗАГРУЖАЕТ МОЗГ

Чаще всего мототакси заказывают девушки, которые обожают прокатиться по городу с распущенными волосами. Сделать селфи на фоне брутального водителя. И, конечно же, выложить потом в Инстаграм. Как правило, клиенты планируют свои поездки заранее. «Срочно в центр» никто не вызывает. Потому что быстрее на метро будет или на обычном такси.

Однако вызвать байкера можно не только чтобы добраться по нужному адресу. Но и чтобы снять стресс! В перечне услуг даже есть отдельная строчка - мототерапия.

И это никакие не шутки, а очень серьезная тема, - рассказал мне байкер-мототерапевт Виктор Карамнов. - Психологи пытаются помочь своим клиентам (и за немалые деньги. - Авт.), но на деле человека нужно просто как следует встряхнуть. Мы сажаем его на мотоцикл (не за руль, конечно, а на сиденье пассажира) и устраиваем экстремальную езду. Разгоняемся там, где это разрешено. Ездим на заднем колесе. Пересекаем на байке лес. После такого некоторые алкоголики завязывают с пагубной привычкой.

Стоимость такой терапии не очень-то дешевая - 4500 рублей за один час. Алкаш на эти деньги может целый месяц кутить на Казанском вокзале.

Бывает, обращаются люди, у которых не сложилось с личными отношениями, - говорит мотодоктор Карамнов. - Бросила, например, девушка. И молодой человек не знает, как ее забыть. Несколько трюков на «Кавасаки » - и роковая красавица отходит на второй план. Потом на третий, четвертый... В общем, происходит перезагрузка мозга.

На что обращать внимание и как проехать на мотоцикле свои первые самостоятельные километры?

Итак, вы закончили мотошколу, имеете представление о базовых навыках управления мотоциклом. В зависимости от потраченных усилий на обучение, вы либо обладаете самыми базовыми навыками и умеете управлять мотоциклом на малой скорости, либо вы доучились до более продвинутого уровня и умеете контролировать мотоцикл в наклоне, выполнять скоростное маневрирование, объезжать препятствия, освоили приемы эффективного (комбинированного) торможения. Может быть вы даже пробовали свои силы на треке и у вас кое-что получалось. Но как показывает практика, каких бы успехов вы не достигли в стенах мотошколы для уверенного и быстрого перемещения по улицам города этого к сожалению бывает недостаточно… хотя конечно все полезные навыки приобретённые в мотошколе вам безусловно пригодятся!

Первые шаги. У вас есть защитная мотоэкипировка, мотоцикл, права категории А и вы умеете всем этим пользоваться. С чего начать? Очень хорошо, если у вас уже есть некий автомобильный опыт и вы уверенно перемещаетесь по городу на машине, чувствуете габариты, умеете маневрировать в потоке и «читать» дорожную ситуацию.
С чего же начать на мотоцикле?
- С привыкания к самому мотоциклу. У вас не должно возникать затруднений с управлением. Ваши мысли не должны быть загружены воспоминаниями - где на какой рычаг жать, как переключать передачи и как включать свет. Так например, если на учебном мотоцикле поворотники были классические, на пульте под левой рукой одной кнопкой, а вы в качестве первого мотоцикла выбрали BMW, то стоит привыкнуть к немецкой трёх-кнопочной схеме управления сигналами поворота. Отдельная тема привыкнуть к тормозам. Вы чётко должны понять, где предел «схватывания» тормозов, где начинает срабатывать АБС на вашем мотоцикле (если она есть), когда наступает юз колеса, с каким оптимальным усилием воздействовать на рычаг/педаль тормоза.
В результате, нужно постараться добиться такого состояния, чтобы во время поездки по городу думать только о дорожной ситуации, а не о том, как управлять мотоциклом.
Город. Конечно, можно поступить радикально, сесть на мотоцикл и поехать из Химок в Бутово прямиком через центр в час пик. Вы потратите больше времени, похудеете на пару кило, выкурите двойную дозу сигарет и будете неистово ненавидеть автовладельцев. Всякий опыт есть польза. Однако начать без лишних нервов я бы советовал со знакомых районов и кварталов с небольшим дорожным трафиком, раз от раза приобретая бесценный опыт вождения мотоцикла. Можно начать с позднего вечернего времени или раннего утра. Пустынные загородные трассы как вариант погружения в тему тоже неплох, особенно для практики обгона на мотоцикле, но только на самых ранних стадиях, при привыкании к мотоциклу. Потому как, почувствовав себя асом загородных второстепенных трас можно испытать шок резко попав в мир светофоров, перекрёстков и неадекватных водителей. И вот вы обвыклись, исколесили вдоль и поперёк весь районный массив и, по крайней мере, морально готовы к «дальнобою до Смотры», каких правил придерживатся в городе? Прежде всего ещё никто не отменял ПДД и здравого смысла. Но есть ещё несколько специфических моментов применимых именно к мотоциклам. При движении в плотном потоке стоит соблюдать несколько древних как мир правил:
- Движение в междурядье на мотоцикле. Не уверен не лезь. Пока габариты мотоцикла вы чувствуете не очень хорошо, рисковать не стоит. Поцарапанный мотоцикл или проблемы с автолюбителями – не самое удачное начало вашей мотоциклетной карьеры. Для начала стоит смещаться в междурядье только для коротких обгонов, будучи абсолютно уверенными в безопасности маневра. Взгляд. При движении в междурядье старайтесь смотреть дальше, на 6-8 машинок вперёд, не задерживайте взгляд на автомобилях. Не забывайте, что вы не единственный мотоциклист в этом городе, поглядывайте в зеркала назад, не создаёте ли вы препятствия более опытным райдерам.
- Скоростной режим. Не стоит лететь быстрее своего ангела-хранителя. Мотоцикл штука быстрая. 20-и летний 400 кубовый японский спорт-турист даже с небольшими проблемами двигателя способен на такое ускорение, которому позавидуют большинство новых серийных гражданских спорткаров. А посему стоит чётко соблюдать правило «+20», то есть опережать поток не более чем на 20 км/ч.

- Слепые зоны для мотоцикла. На занятиях мотоинструктор показывал, где они, но как успеть смотреть в них на дороге? Мало того, что нужно в них поглядывать, поворачивая голову и бросать взгляд через плечо. Так ещё нужно умудрится контролировать чужие (!) слепые зоны. Стараться не попадать в них и совершать маневр обладая уверенностью что вас заметили. Эту уверенность можно обрести по зрительному контакту с водителем автомобиля в его зеркалах заднего вида. Это не просто, но освоив такие меры предосторожности, вы сделаете перемещение по городу на мотоцикле гораздо более безопасными. Большинство аварий с участием мотоциклов случаются потому, что мотоциклиста не заметили. И самый верный способ устранения «эффекта невидимки» - контроль слепых зон и визуальный контакт с автолюбителем. В этой связи ещё упомяну один небольшой, но важный аспект: обгонять машинки при прочих равных стоит всё же слева. Так получилось, что в левые зеркала водители время от времени заглядывают, а в правые крайне редко…

- Неадекватные водители. Далеко не все водители автомобилей искренне ненавидят мотоциклистов и хотят вас убить. Но вы должны быть готовым к тому, что любой из них может попытается это сделать. Самый простой и действенный способ бороться с неадекватными водителями, это держатся от них подальше. А что бы держатся от них подальше нужно вовремя выделить из потока законопослушных водителей «неадеквата». Например, если я вижу автомобиль совершающий беспорядочные перестроения из ряда в ряд, я понимаю что от него лучше держатся подальше – уйти в дальние ряды или быстро обойти его.

- Уверенность за рулём мотоцикла. После того, как человек наездит на мотоцикле определённое время, появляется уверенность - это хорошо. Но рано или поздно приходит чувство, которое я называю «хyли тут ездить то», оно придёт обязательно. Через пару недель или через 3 сезона, но очень важно его вовремя распознать и сделать шаг назад. Излишняя самоуверенность и пустая бравада - плохие советчики на дороге. Дорога может очень серьёзно наказать нарушителей закона и людей пренебрегающих здравым смыслом. Для раскрытия всех возможностей вашего мотоцикла есть гоночные треки и кроссовые трассы. Там стоит искать пределы, а не на дороге общего пользования. \
Как бы мне ни хотелось, в рамках одной статьи или даже книги нельзя объять необъятное и рассказать абсолютно обо всех возможных ситуациях и случаях. С ростом опыта растёт способность читать дорожную ситуацию и просчитывать действия других участников движения. Те моменты, о которых я рассказал, являются ключевыми и стоит помнить о них при передвижении по городу на мотоцикле. Я же буду продолжать публиковать на страницах этого сайта новые ситуации и варианты безопасного их решения. Лёгкой вам дороги, друзья! И помните, что хорошо натренированные рефлексы быстрее удачи;)

С уважением,
мотоинструктор
Сергей Стрельников

Моточемпионка, участница «Дакара»: «По городу ездить опасаюсь, слишком много опасностей»

Образ Анастасии Нифонтовой абсолютно не вяжется с миром ралли-рейдов. В изматывающих многодневных гонках приходится тяжко даже крепким натренированным мужикам: адские физические нагрузки, падения с трагическими последствиями, не говоря уже о перепадах температур и желании на пятый день бросить все к чертям... Хрупкая женщина с точеной фигуркой одинаково изящно смотрится как в элегантном платье, так и в мотоэкипировке. В соцсетях спортсменка, профессионально выступавшая в пяти мотодисциплинах, в том числе на «Дакаре», и выигравшая ряд крупнейших соревнований, говорит о победах с некоторой долей иронии. Однако в интервью Onliner.by Анастасия рассказала, какими усилиями достается «место на тумбочке».

«В детстве из всех игрушек выбирала мотоциклы»

- Вы сейчас кто - радиоведущая, мото-, автогонщица? По соцсетям очень сложно понять...

Всё и сразу! И на мотоциклах соревнуюсь, и на автомобилях. А еще веду эфиры на радиостанции.

Публикация от Anastasiya Nifontova (@nifontova13) 8 Янв 2018 в 6:42 PST

- Расскажите о планах. К чему сейчас готовитесь?

Конечно, это «Дакар-2019». Работаем с партнерами над этим проектом, 90%, что все получится. Надеюсь, ничего не помешает.

Но еще раньше пройдет открытие мотосезона в Минске. В прошлом году вы участвовали в аналогичном мероприятии - H.O.G. Spring Challenge.

Да, меня удостоили чести - я ехала в начале колонны. Для меня байкерская история немного неизведанная, но было интересно погрузиться в эту культуру. К сожалению, сейчас большая загруженность, много планов, тренировки, опять-таки работа с партнерами и спонсорами. Но в будущем планирую участвовать в таких поездках, тем более что Минск встретил гостеприимно.