Выбираем дешевый эндуро. Эндуро – мифы и реальность

Дали много хороших советов.
Новой вопрос задаю не в продолжение, а скорее параллельно к прошлому вопросу. От мысли приобрести городской/туристический мотоцикл пока не отказываюсь, но хотелось бы услышать советы людей, если при выборе мотоцикла сместить акценты и учитывать плохие дороги и бездорожье. Так как не все видели , скопирую важную часть с прошлой темы и подкорректирую под другие условия.

Сезон начался, в гараже пока пусто.

Сразу стоит отметить, что разыскивается первый мотоцикл.

Почему туристический эндуро?
Дороги не везде хороши, а иногда их и вовсе нет:) Так как мотоцикл выбирается с уклоном для путешествий, дорожные условия могут быть очень разнообразными. И часто самое интересное находится там, где нет хороших дорог.
Основная езда все таки будет по нормальным дорогам, но мотоцикл должен быть способен ехать по плохим дорогам (грунт, щебень, песок, грязь) без особого вреда. Это не обязательно должно быть очень комфортно и удобно, главное чтобы ехал.

1. Например, в Туркменистане есть , к которым надо ехать 10 км по песку.
2. Давняя цель – проехаться по Исландии. Грунтовые дороги, камни, небольшие реки – те условия, с которыми сталкиваются мотоциклисты.

Наверное, тур-эндуро для начала является неплохим выбором, он более универсален и дает возможность попробовать себя и мотоцикл в разных условиях и на разных типах покрытия, через несколько сезонов придет осознанное понимание что нравится в езде на мотоцикле, чего в твоем мотоцикле не хватает, что хочется изменить и тогда уже прикупить новый мотоцикл под конкретные хотелки (с уклоном в город, туризм или эндуро).

Где ездить?
Нужен мотоцикл для двух вещей, с уклоном в путешествия:
Ежедневное катание по городу (городок небольшой, 275к населения, пробок нет).
Мини-дальняки и дальняки. По хорошим дорогам и плохим.

Как ездить?
Гонять быстро, козлить не планирую. Бережная езда с головой.
90-120 км/час (по трассе) – думаю, тот предел комфортной езды для меня на протяжении первых сезонов.

Данные
Рост ~ 171 см.
Вес ~80кг.
Длина ноги по внутреннему шву ~81см.

Опыт
Несколько тысяч километров на велосипеде по городу.
~2500км на скутере в Азии (Honda Click) с пассажиром.
3 часа на Минске для сдачи на категорию А.

Опыта ковыряния в мототехнике нет. Есть необходимость и большой степени желание научиться обслуживать мотоцикл самостоятельно.

Пожелания
Желательно с ABS. Это условие сильно фильтрует количество возможных варантов и увеличивает бюджет, так что отмечаем его не критичным, но держим в голове. Но, ABS был бы большим аргументом при выборе.
Удобная вертикальная посадка. Главное – комфорт и получение удовольствия от езды.
Комфорт в дальняках. Кофры, ветрозащита и т.п.
Быть достаточно маневренным и динамичным для езды в небольшом городе.
Экономный. Чтобы потреблял чуть меньше танка (5-6.5 литров – допустимо).
При выборе на дизайн внимания не обращаю, приму хороший байк таким каким он есть.
Не проблемный в обслуживании – наличие доступных (по цене меньше вертолета) запчастей и расходников, возможность обслужить самостоятельно.

Бюджет
Не резиновый, желательно влезть в диапазон 4000-5000$.
Работа работается, деньги копятся и есть возможность потратить до 7000$, но уже в конце сезона или в начале следующего.
Это первый мотоцикл и я не рассчитываю купить мотоцикл «на века» и на все случаи жизни, понимаю, что через несколько сезонов придет более явное понимание того, что хочется от мотоцикла и первый мото надо будет продавать, потому наверное не имеет смысла серьезно «вкладываться» в первую покупку.

С чего выбираем?
Стоит сказать, что выбор в данном классе не так уж велик и что мотоциклы достаточно высоки, таким образом много моделей мне не подходят по росту (например, почти все ямахи).

Не знаю стоит ли рассматривать «паркетные» варианты тур-эндур (вроде Kawasaki Versys или Honda XL700 Transalp). Слышал мнения, что некоторые владельцы немного жалеют об «утерянном» бездорожьи:)
В любом случае буду признателен услышать любые варианты.

Если не учитывать «паркетные» варианты, у нас получится примерно такой список:
Honda: Africa Twin (эталон), NX650, Transalp XL400/600/650, XL700 – под вопросом.
Yamaha: Tenere XTZ600/660, Super Tenere XTZ750/XTZ1200, XTZ1200R, WorldCrosser.
Kawasaki: KLE250/400/500, KLE650/KLE1000 – под вопросом.
Suzuki: DR750 и DR800, DL650/1000 – под вопросом.
КТМ: Adventure 640/690/990/1190/1190 R.
BMW: вся серий GS.
Triumph: Tiger 800XC.

Что смотрел?

Honda XL650 Transalp
Цена 4000-5000$ за байк 2001-2004 годов и пробегом ~50к. Популярная модель, большой выбор.
Высота по седлу – 84.3 см. Может быть высоковат.
Легкость обслуживания вызывает вопросы. До многих деталей/расходников тяжело добраться (например, говорят, чтобы заменить свечи, нужно разобрать половину «морды»).
5-ти ступенчатая КПП. Многие жалеют, об отсутствии 6-ой передачи.
Расход топлива 6-8 л/сотню. Говорят очень прожорлив, многие жалуются на высокий расход. Вместе с небольшим баком начинаешь понимать почему некоторые мотоциклы продаются с креплениями под канистры:)
191кг. Для данного типа мотоцикла, наверное, нормально, но могло быть и полегче.

В целом, неплохой универсальный мотоцикл. Скажу честно, он мне не очень нравится (но вживую я его не видел и не сидел), но сейчас субъективно является самым приемлимым вариантом.

BMW F650GS
Многие советуют склоняться к этой модели, вместо Трансальпа, но брать только двухцилиндровую версию, которая выпускалась с 2008 по 2013. К сожалению, данную модель не нашел в продаже на наших просторах, потому этот вариант пока отпадает.

BMW F800GS
Отличный мотоцикл, очень нравится.
Цена 7000-8000$ за 2008 год. Вариантов мало, не из чего выбрать.
Высота по седлу – 85/88 см. Высоковат.
Возможно, дороговат в обслуживании и ремонте.

Нравится, но высоковат и дороговат. Сложно найти подходящий вариант, если и смогу взять, то только под конец сезона или уже в следующем сезоне.

BMW R1150GS
Случайно попался на глаза этот мотоцикл, сразу очень понравился. Эту модель многие хвалят, некоторые проехали на нем вокруг света. Сначала сомневался в его внедорожных способностях, но на ютубе легко найти этому опровержение, мотоцикл достойно едет практически по любому типу покрытия.

Но есть ряд спорных моментов, которые говорят не в его пользу в данном конкретном выборе.

Цена примерно 4500-5500$ за мотоцикл начала 2000-ых с пробегом 50-60к км. Выбор невелик, но несколько вариантов есть на рынке. На ютубе и на форумах видел достаточно мотоциклов с пробегом 100-200к, что говорит наверное говорит о надежности при должном обслуживании.
Высота по седлу – 84 см.
Расход топлива спорный и данные противоречивы, как я понял, надо рассчитывать на 6.5-7 литров/сотню при умеренной езде.
6-ти ступенчатая КПП. Плюс. Но сама коробка + сцепление далеко не лучшие особенности данной модели (сцепление сухое однодисковое, громкое переключение 1 и 2 передач, нужно уметь ловить момент при переключении на остальные 4).
2-цилиндровый оппозитный двигатель. Вибрации в определенных диапазонах оборотов коленвала, может раздражать.
229 кг. Достаточно тяжелый для новичка, могут быть проблемы при маневрировании на небольших скоростях.
85 л.с. при 6750 оборотах. Все таки «литр», такой тяжелый и мощный мотоцикл может быть не лучшим выбором для новичка.
Может быть с ABS, а может не быть (ставился опционально).
Стоимость обслуживания под большим вопросом. «Детских» проблем вроде нет, но, как я понимаю, в обслуживании прихотлив. Наличие доступных деталей и их стоимость под большим вопросом (мотоцикл выпускался до 2005 и все таки это BMW).

Примечания
Териториально нахожусь в Украине (чтобы учитывать цены и дороги).
Мотошколу пройду обязательно (какой-нибудь полный курс, для получение реальных навыков езды, а не для получения прав). Недалеко от дома есть подобие автодрома, где можно оттачивать навыки.
На экип бюджет отдельный.

Помогите, пожалуйста, советом. Стоит ли брать таки тур-эндуро? Какие модели стоит рассмотреть?

Когда приходит время выбирать для себя двухколесный транспорт, разнообразие мотоциклов может сыграть злую шутку. С одной стороны, это возможность подобрать идеально подходящий вариант, но может получиться и так, что выбор будет мучительным. Поэтому для начала нужно разобраться, каким требованиям должен отвечать мотоцикл.

Два класса

Проходит бум на спортбайки, и все больше людей проникается романтикой дальних а те, кому по душе экстрим, увлекаются мотокроссом. Чтобы выбрать мотоцикл для бездорожья, нужно решить, какие задачи в первую очередь будут на него возложены. Если это комфортные путешествия, то следует выбирать из класса «эндуро». Если экстремальные поездки по местности без асфальта, выбор будет за кроссовым мотоциклом. Также существуют и модели, включающие в себя элементы обоих классов.

Кроссбайк

Новичку не всегда может быть понятно, чем отличается кроссовый мотоцикл от эндуро. Это связано с тем, что часто межклассовые модели содержат в названии слово «эндуро». На самом деле различия довольно большие. Кроссовый мотоцикл предназначен только для езды на мотокроссе, поэтому в нем отсутствуют поворотники, фары, кофры, одним словом, все, что легко ломается и отваливается при падении. Такой мотоцикл может быть оформлен как спортинвентарь и не требует от пилота прав категории А, однако и по городу на нем ездить нельзя, и до мотокросса его следует доставлять на другом транспорте.

Спортинвентарь

Если же кроссбайк имеет все необходимые документы, на нем можно ездить по городу, предварительно установив все недостающие части. Однако такие мотоциклы имеют узкое сидение, поэтому езда на далекие расстояния сильно утомляет. На нем сложно ехать больше пары сотен километров, к тому же большие протекторы на шинах приводят к излишним вибрациям рулевой вилки при езде по асфальту, что, в свою очередь, нагружает руки водителя.

Как отличный вариант для начинающего подойдет китайский мотоцикл IBRIS TTR. Хотя эти недорогие модели и требуют определенной доработки (как правило, замены некоторых частей на аналогичные японского производства). Также это могут быть BaltMotors Enduro 250. У других мировых производителей тоже много моделей для мотокросса. Как мотоцикл для бездорожья и города подойдет, например, Honda CRF250L, отлично чувствующий себя как на шоссе, так и на сложных участках пути, или 250-кубовый Kawasaki KLX250S.

Для комфорта в путешествиях

Если выбирать для бездорожья, эндуро подходит как нельзя лучше. Как правило, такой мотоцикл более массивен по сравнению с кроссовым, особенно если учесть огромные пристежные кофры, в которые войдет все необходимое, начиная от запасов продуктов и заканчивая палаткой и спальным мешком. Хотя мотоцикл для бездорожья предназначен для других целей, он вполне сможет преодолеть различные участки без асфальта, хотя ехать, например, по мокрой глине ему будет вряд ли под силу. Туристический мотоцикл для бездорожья (фото ниже) традиционно обладает комфортным сиденьем, способным разместить двух человек, что тоже немаловажно для дальних поездок.

Главные качества туристического мотоцикла

Во-первых, это диаметр колеса. Если путь предстоит исключительно по шоссе или укатанным грунтовкам в хорошую погоду, этот параметр не столь важен. Однако если путешественник знает, что придется преодолевать каменистые участки, лучше, чтобы колесо было размером более 21 дюйма (53 см).

Немаловажным является и наличие электростартера. В случае если мотоцикл заглохнет в луже, канаве или на подъеме, заводить его с кикстартера будет очень неудобно, особенно если путешественник едет один. Вес также имеет значение, поэтому, если нет каких-то личных предпочтений, выбор лучше сделать в пользу модели с воздушным охлаждением. К тому же она проще в обслуживании, а это немаловажно, ведь часто приходится чинить мотоцикл для бездорожья своими руками, находясь в экстремальных условиях. Поэтому он должен быть максимально надежным, а задача водителя - досконально знать свою технику и ее возможности.

Двигатель и бак

Относительно оптимальной кубатуры для турэндуро мнения людей могут расходиться. Одни утверждают, что прекрасно чувствуют себя на 250 «кубиках», другие говорят, что нужна большая тяга, ведь груженый эндуро с малым объемом двигателя при движении в гору «не вытягивает». Однако среднекубатурные (от 600 м 3) эндуро считаются универсальными. Они хорошо ведут себя и на шоссе, и в городе, и на бездорожье.

Характер предполагаемого путешествия определяет и размеры топливного бака. Если дозаправка будет требоваться каждые 100-200 км, такой мотоцикл не подойдет для дальнего путешествия. Большой бак - гарантия того, что не придется оставаться без бензина где-нибудь на хотя в любом случае полезно возить с собой дополнительную канистру.

Более надежными считаются мотоциклы, где используется смазка с сухим картером. При резких остановках, при падении или переворачивании мотоцикла такая система смазки исключает «масляное голодание» двигателя и падение давления, поэтому не будет происходить перегрев.

Отличным выбором может стать созданная на базе гоночного XLV750R и модели Transalp. KAWASAKI KLE500 также полюбился путешественникам, тем более что цена на него на вторичном рынке начинается от 80 тысяч рублей. YAMAHA XTZ750 Super Tenere - неоднократный победитель в «Дакаре» - также может стать отличным транспортом как для дальнего путешествия, так и для развлечений на ралли.

Окончательное решение

Можно разделить на два типа. Первые отлично чувствуют себя в условиях бездорожья, великолепно справляются с любыми условиями на дороге, однако менее удобны при езде на шоссе. Вторые, наоборот, комфортабельны, однако могут подвести на сложных участках.

В выборе такого мотоцикла всегда присутствует некоторый дуализм. Как правило, почти любой маршрут состоит в основном из движения по шоссе, и лишь до некоторых, хотя часто и самых красивых мест, придется ехать по бездорожью, которое может оказаться вполне проходимым при нормальных погодных условиях. Поэтому следует решить, что лучше: терпеть неудобства во время основного маршрута, зато легко проходить сложные места, или с комфортом ехать по шоссе и «потеть» на сложностях.

Однако существует и третий вариант: путешествие большой компанией. Оптимальный вариант - 5-6 человек, включая запасного водителя.

Многие новички в мотоспорте не могут понять, в чем . Часто люди путают, например, раптор с кроссовым байком или совсем не понимают, что такое «эндурo», и уж тем более, какой лучше выбрать.

Эндуро – это мотоциклетные гонки, проходящие на пересеченной местности или любом дорожном покрытии на длительные расстояния, промежутком в несколько дней…

Выбор байка эндуро для новичка

Накопив нужную сумму для покупки мотоцикла (1515$ – 1700$) не стоит сразу идти в любой салон и покупать что попало.

Выбор нужно делать с умом, подбирая мотоцикл по своим потребностям, например, какой вам нужен эндуро для девушки или для парня, а может сразу для двоих. Мы подобрали несколько вариантов моделей, подходящих к этим критериям.

Honda XR 250 Baja

Сложно перепутать этот мотоцикл с любым другим, ведь разработчики наградили его парой огромных круглых фар, что выделяет его в массе аналогичных моделей. Те, кто стали хозяевами этого мотоцикла постоянно изъявляют желание проехаться на нем куда-нибудь подальше. Однако, вряд ли такой поездкой можно вдоволь насладиться.

Эта модель имеет жесткое и узкое сиденье, а загрузка зада приводит к заметной разгрузке переднего колеса, так что езда быстро приводит к дискомфорту. Набирая скорость, мотоцикл теряет устойчивость. Но, конечно же, у «Бахи» есть и положительные черты.

Он имеет более надежный мотор, чем мотоциклы аналогичных моделей. Также тесты отмечают хорошую нижнюю тягу и гибкость двигателя, что может пригодиться на бездорожье.

Но при этом он вибрирует гораздо сильней. Задняя подвеска оснащена системой рычага, позволяя работать лучше, чем простой маятник. Baja также имеет меньший вес по сравнению со своими одноклассниками. Приверженцы именно этой модели не раз разъезжали в Алтае, по высокогорью Тывы и в других живописных местах. В горной местности такие мотоциклы также имеет хорошие показатели.

Yamaha TTR250 Raid

Эта модель не создана для прыжков. TTR250 – это универсальное средство передвижения, которое хорошо подойдет для каждодневной езды или для путешествий на длительные расстояния. Но его подвески не рассчитаны для прыжков, поэтому выбрать его для этих целей будет ошибкой.

Yamaha TTR250 прост в управлении, а маневрировать им еще легче. Двигатель отлично показывает себя как в работе на низах, так и на верхах, что будет огромным плюсом для того, кто делает выбор своего первого железного коня. Насчет эргономичности TTR250 существуют разные точки зрения.

  1. Некоторые выделят его, как удобную модель, прекрасно подходящую для путешествий.
  2. Другие сетуют на слишком большой бак и неудобную конфигурацию бокового пластика, что может ограничить свободу действий водителя во время езды стоя.

Многие отмечают простоту и продуманность карбюратора, благодаря наличию ускорительного насоса. Имея желание можно сделать небольшой апгрейд и добавить кик и масляный радиатор.

Yamaha XT225 Serow

Модель Yamaha XT225 также достойна нашего внимания и тщательного рассмотрения. Вы спросите почему 225-я, а не 250? Потому что 250-ю модель очень трудно найти в продаже, и заострять на ней внимание из-за этого не стоит.

XT225 не имеет внешней агрессивности, той что присуща его одноклассникам. Многие критикуют байк по этой причине, однако это довольно субъективное мнение. Смысл кроется в самом названии – Serow. Слово сероу на японском означает местного горного козла, который без труда скачет по горным склонам, но большой скоростью не обладает.

Yamaha Serow может превзойти многие мотоциклы на бездорожье, но для дальней поездки он не подойдет.

Даже не из-за маленькой скорости, а из-за скользкого и неудобного сиденья. Но для новичка – это самый лучший выбор, так как модель невысокая и легкая, и с ней справится любой ездок.

Yamaha WR250R

Эта модель более новая, по сравнению с теми, что мы описывали. Ее серийное производство стартовало в 2008 году. WR250R очень схож с кроссовыми моделями, делая его более привлекательным или даже красивым. Кроме того, он довольно высок – 930 мм по седлу. Из-за чего использовать его людям с низким ростом и без особых навыков будет довольно сложно.

Байк оснащен алюминиевой рамой, делая его вес менее значительным. Ход подвески Yamaha WR250 один из лучших, из тех, какой можно выбрать в данном сегменте, ход сзади и спереди – 270 мм. Также можно хорошо отрегулировать задние моноамортизаторы.

Китайская компания BSE продает у нас в основном питбайки (маленькие кроссовые мотоциклы с мотором небольшого объема и горизонтальным расположением ЦПГ; обзор питбайков читайте в одном из ближайших номеров «5 колеса»). Но есть у нее и модели, которые можно отнести к эндуро.

J1‑250E и J2‑250Е одинаковы внешне и внутренне: оборудованы карбюраторным 4‑тактным мотором с воздушным охлаждением мощностью 17 л. с. и отличаются только размерностью колес. J5‑250Е - более серьезная модель. Имеет мотор с водяным охлаждением мощностью уже 27 л. с.

В этом японском концерне считают, что для России достаточно одной модели эндуро - CRF250X. Никаких вам культовых XR или хотя бы других кубатур… Ну, хоть что-то.

CRF250X - это «гражданская» версия кроссового CRF250R: чуть более мягкая, спокойная, «понимающая» - но только чуть. С электростартером и световыми приборами. 4‑тактность и кубатура как бы намекают, что CRF250X можно брать в качестве первого эндуро-мотоцикла и ездить на нем вплоть до серьезного уровня: мощности и энерговооруженности у аппарата хватит для любых задач.

HUSQVARNA

Новые эндуро TE250i и 300i оборудованы двухтактным мотором с - внимание! - впрыском топлива. Консервативный мир оффроуд-мотоциклов сдался под натиском экологов. Но только выиграл от этого. Потому что теперь, сохранив свой 2‑тактный характер, эти эндуро по удобству использования и езды приблизились к 4‑тактным: расход топлива и количество вредных выбросов стали ниже, а тяга ровнее.


Полная линейка мотоциклов эндуро шведского производителя, представленная на нашем рынке, включает восемь 2‑тактных и 4‑тактных моделей с объемом двигателя от 125 до 700 см 3 .

Эти «китайцы», как и BSE, стали популярны у нас за счет своих питбайков. Но недавно в линейке Kayo появились и полноценные эндуро: K1 250, K6 250, Т2 250 с двумя вариантами диаметра колес и Т4 250 - все с «фамилией» Enduro. Эти 4‑тактные карбюраторные модели мощностью 16 л. с., за исключением К6, отличаются друг от друга только размерностью колес, длиной базы (разница порядка 5–10 см), настройками подвески, объемом бензобака и, соответственно, весом.

К6 250 выделяется более мощным (26 л. с.) двигателем с водяным охлаждением и инжектором, более длинными базой и ходом подвесок. А также ценой - почти вдвое выше остальных моделей.

В этом году австрийцы выпустили две интересные новинки. KTM 250 EXC TPI с двухтактным двигателем с системой впрыска топлива. Инженеры КТМ избавили аппарат от недостатков 2‑тактника и оснастили преимуществами 4‑тактника: более ровная тяга в широком диапазоне оборотов, моментальные и в то же время плавные реакции на поворот ручки газа, сниженный расход топлива и масла, автоматическая коррекция топливной смеси, в зависимости от окружающих условий, и хорошие экологические показатели.


KTM 250/300 EXC TPI.

Новый 4‑тактный KTM Freeride 250 F - последователь и замена культовым 2‑тактной 250‑ке и 4‑тактной 350‑ке, которые в свое время «основали» новый класс мотоциклов двойного назначение - Freeride, сочетающий универсальность и удовольствие от езды.

KTM Freeride 250 F, в зависимости от желаний и возможностей того, кто на нем сидит, может исполнять функцию классического эндуро, «прогулочного» эндуро (трейла) или их обоих вместе, а также быть первым мотоциклом для новичка или тренировочным аппаратом для профессионала.

KTM Freeride 250 F.

Новинка получила легкий 4‑тактный мотор объемом 250 «кубов» и переработанное и облегченное шасси, что позволило достичь оптимального баланса веса (99 кг), мощности, динамики и маневренности.

Всего в линейке эндуро мотоциклов австрийского бренда, доступной в России, 14 моделей с двигателем от 250 до 690 см 3 .

KAWASAKI

В России эта фирма предлагает одну модель «взрослого» эндуро - KLX450R. Аппарат оборудован одноцилиндровым 4‑тактным карбюраторным мотором объемом 450 см 3 . Еще есть детский мотоцикл KLX110 мощностью 7,3 л. с. и меньшего размера.

Kawasaki KLX110.

Kawasaki KLX450R.

Испано-французская компания быстро завоевала хорошую репутацию в среде любителей эндуро и мотокроссменов благодаря легким, надежным и простым в управлении мотоциклам.

Sherco 450 SEF-R.

В этом году серьезно обновились 4‑тактные модели 250/300/450 SEF-R: улучшены эргономика и комфорт, тяга на низких оборотах, доступ к радиатору, настройки зажигания; изменена форма обтекателей, немного снижен вес.

Sherco 125 SE-R.

В линейке 2‑тактников появилась новая модель - 125 SE-R, оборудованная электростартером. 250 SE-R и 300 SE-R получили практически те же обновления, что и их 4‑тактные товарищи.

WR450F теперь оборудуется мотором с головкой цилиндра с обратным наклоном, обращенным вперед воздухозаборником и изогнутой выхлопной системой, выведенной назад. Такая конструкция повышает эффективность впуска и выпуска, что, в свою очередь, оптимизирует высокий линейный крутящий момент двигателя и дает большой запас мощности.

Новая алюминиевая рама с двусторонней балкой, оптимизированные настройки подвесок, измененная форма обтекателей для более удобного доступа к воздушному фильтру, новая программа управления двигателем и возможность задавать множество настроек самостоятельно с помощью приложения в смартфоне, электрический стартер без переключателя - это только самые заметные изменения в модели 2018 года.

Если уж Harley-Davidson задумался об электромотоцикле, то обойти стороной уже давно присутствующую на рынке марку Zero, выпускающую легкие дорожные и внедорожные мотоциклы, никак нельзя.

Zero FX оборудован электромотором, выдающим с самого старта 106 Нм крутящего момента - серьезное подспорье на бездорожье. Отсутствие выхлопа и бесшумность позволяют использовать этот электромотоцикл для соревнований и тренировок в закрытых помещениях, а также на охраняемых природных территориях, да и просто ездить по дачному поселку, не боясь разозлить соседей.

Существуют два варианта Zero FX. На один установлена модульная конструкция батареи, состоящая из двух независимых быстросъемных аккумуляторов: мотоцикл может работать как от одного из них, так и от обоих одновременно. Мощность электромотора - 27 л. с., вес мотоцикла - 112 кг, запас хода 30–75 км.

Вторая версия имеет цельную интегрированную в раму конструкцию батареи, при этом показатели производительности повышены почти вдвое по сравнению с модульным вариантом: мощность 46 л. с., запас хода 63–146 км. Вес - 135 кг.

текст: Шандор Штец (EnduroTours Закарпатье)

Зачем лезть в «говны», когда можно в горы…

Так же, как и другая техника, этот вид мотоциклов имеет свое прямое предназначение – это мотоцикл, который лучшим образом адаптирован для езды по бездорожью. Для большей наглядности в дальнейшем, под эндуро будем подразумевать его хардовые версии, то есть те, которые в основном передвигаются вне дорог и максимально для этого приспособлены – это легкие, маневренные и тяговитые малокубатурники с большими ходами подвесок и внушительным дорожным просветом, что в сумме им позволяет легко и безболезненно, преодолевать всевозможные препятствия, которые могут встретиться у них на пути.

Есть еще класс тяжелых эндуро, но эти машины приспособлены в основном для дальних путешествий по дорогам с разнообразным покрытием и попытка съехать на бездорожье на этом мотоцикле, принесет вам больше мучений, чем наслаждения от такого рода езды.

Но вернемся к мифам:
Миф №1 – он же самый распространенный, не только среди неведущих, но настолько популярен, что заставляет поверить в него даже самих эндуристов

«если вы ездите на эндуро– значит обязательно по уши в грязи»

Приходится часто слышать от людей, которых хочешь сагитировать на эндуро в горы: да вы что, мы едем любоваться горами, а не валяться в «говнах».
И эти люди совершенно убеждены в том, что приехав покататься в горах по асфальту на туристе или дорожнике или и того хуже на спорте, увидят больше красот, чем тот же эндурист и при этом им не придется вываляться в грязи.
А вот и другая крайность – люди, которые приехали к нам в тур и успешно прошли горный маршрут, говорят – а когда же будут «говны», мы же приехали кататься на эндуро. После этих слов начинаешь понимать, насколько глубоко засел этот образ эндуриста – «говномеса» в сознании людей.
Да, на бездорожье есть и болотистые участки, которые нужно уметь преодолевать, но не только из этого состоит эндуро. Это только одно звено в большой цепи препятствий, которые ждут на вас, и совсем не обязательно, я бы даже сказал – не интересно, ездить только по болотам, когда природа дарит нам массу других, более завлекательных препятствий.
В горах, по сравнению с равниной, болотистых участков встречается в разы меньше, объяснением этому служит прочный грунт, нехарактерный для равнин и гравитация, которая заставляет всю воду стекать вниз и как крыши домов после дождя высыхают первыми, так же природа позаботилась о чистоте гор. Болотистую местность тут можно встретить, разве что в близлежащих низменностях, откуда отток воды затруднен.
В горной местности преобладает прочный каменистый грунт, поросший в основном низкорослой травой, ягодами и мхом. Поэтому, даже если вы приехали в горы на грязном мотоцикле, после поездки по горным склонам, к вашему большому удивлению, на очередном привале, вы увидите чистые, как новенькие с магазина, скаты на ваших колесах – и у кого тогда повернется язык сказать про эндуриста – «говномес», когда он выглядит просто «чистюлей».

Миф №2 – также довольно распространенный миф, который вводит в заблуждение многих счастливых обладателей эндуро техники

«на мотоциклах эндуро нужно ездить, как на кроссовых»

Поэтому продаются многие эндуро, так и не раскрыв до конца те возможности, которые заложены в этой внедорожной технике, а объявления об обмене мототехники пестрят, как правило, желанием обменять эндуро на кросс, но никак не наоборот – все это можно объяснить только неправильным подходом к использованию эндуро.
Стремление человека к соперничеству, быть всегда быстрее и лучше чем другие и предрасположенность к шаблонному мышлению, просто не дают шансов этой замечательной технике, перед более форсированной кроссовой.
Люди, в силу своей неосведомленности и не желанию самим познавать до этого им неизведанное, а эндуро придумали именно поэтому, имеют склонность все упрощать.
По этой причине, можно увидеть многих эндуристов, которые катаются на кроссовых трассах. Если высказаться на эту тему грубо, то все их действия выглядят, по меньшей мере, глупо, а если выразиться мягко, то они просто не в своей тарелке. Еще комичнее смотрится, когда эндурист пытается прыгать на трамплинах, на технике, которая просто для этого не предназначена, и того хуже, если кто-то надумает участвовать на ней в гонках по мотокроссу.
Я даже знаю человека, который после первой неудачи на такой гонке, сразу же продал свой замечательный эндурик намного дешевле его рыночной стоимости, как совершенно бесполезную вещь.
И чтоб таких разочарований было меньше, нужно перед тем, как покупать мотоцикл, решить для себя: что я собственно хочу от этой техники и никоим образом не путать кросс и эндуро.
Еще один важный момент существенно усложняет задачу эндуриста и от него во многом зависят те ощущения, которые мы будем испытывать в процессе езды – это выбор и доскональное знание местности, где можно будет кататься. Здесь можно опять попасть в заблуждение, что уже было описано в (мифе №1) и получить так же несколько ошибочную картину, того, что представляет собой эндуро в действительности.
А главное отличие эндуро от кросса – это возможность передвижения и автономного выживания в природных условиях. Да, именно в природе, а не на кроссовой трассе – здесь вам не закольцованная трасса, где нужно наматывать круги. В природных условиях, где вы будете ездить, скрыты безграничные возможности познания и совершенствования своих возможностей, которые созданы самой природой на протяжении миллиардов лет – это вечность, сохраненная в неповторимом облике нашей планеты. Я никак не могу понять, как можно эндуро упрощать до кросса, это выглядит просто кащунством. В идее эндуро заключены совершенно иные ценности и техника, используемая в эндуро, разрабатывалась именно для удовлетворения этих потребностей.
Вот и пришла пора разрушить этот миф – на эндуро никаким образом не получится ездить как на кроссе, так же, как и на кроссовом мотоцикле, вы никогда не сможете насладиться природой – это просто разные мотоциклы. И никогда не верьте тому, кто говорит, что кроссовый мотоцикл лучше подойдет для эндуро, потому что это не так. Не нужно углубляться в технические параметры мотоциклов, чтоб это доказать, так как это уже давно доказано практикой.

Миф №3 – он тоже ярко отражает поверхностное отношение к эндуро и нежелание вникать в его суть

«ездить на эндуро опаснее, чем на любом другом мотоцикле»

Я бы сказал, с точностью до наоборот. Научившись технично и разумно ездить на эндуро вне дорог, вероятность риска быть травмированным на эндуро или на любой другой мототехнике, будет в разы меньше, чем до того как вы не съезжали с асфальта.
Некоторые сразу же возразят мне – как могут быть взаимосвязаны технично совершенно разные стили езды.
Да, бесспорно, езда на каждом отдельно взятом виде мотоцикла включает в себя различные нюансы, присущие только им, поэтому, даже если вы хорошо научились ездить на эндуро, это вам не дает право утверждать, что теперь вы сможете точно так хорошо разбираться во всех тонкостях управления любым другим мотоциклом. Но суть дела заключается не столько в нюансах управления, сколько в их количественном содержании и частоте использования. И тут ощутимый перевес попадает на чашу весов именно в пользу эндуро. Почему это так важно? Да потому, что благодаря большому потоку информации, которая постоянно поступает из-за специфики подобной езды, мозг человека находится в регулярной тренировке и вынужден работать оперативно. Езда по пересеченной местности скрывает в себе массу сюрпризов, ответная реакция на которые со стороны райдера должна быть мгновенной и единственно правильной.
А самое главное то, что эта бесценная тренировка у эндуристов, проходит намного безопаснее, чем у их дорожных мотобратьев. Для того, чтоб достичь подобного накала страстей, допустим на спорте, вам придется не на шутку рисковать своей жизнью и тут у вас уже не будет никакого права на ошибку, а ведь людям присуще ошибаться….
Скоростной режим на эндуро, при прочих равных условиях, будет намного ниже и возможность столкновения вне дорог со встречным транспортом практически сведена к нулю, остаются возможные падения и столкновения со статическими объектами, а вот для этого по большому счету и придумана – которая является для мотоциклиста единственным пассивным средством защиты. Использование защиты для эндуриста – это обязательное условие его безопасности и при небольших скоростях как на эндуро, она действительно может вам помочь. А поможет ли она вам при лобовом столкновении на трассе? Ну, вот и этот миф развеяли.

Миф №4 – очень редкий и специфичный, разобраться в нем сможет разве что тот, кто ездил в горах, причем на каждом из этих средств передвижения.

«на эндуро в горах опаснее, чем на квадрике или джипе»

Если задать вопрос дилетанту – на каком из перечисленных транспортных средств безопаснее всего передвигаться в горах? Чаще всего следует однозначный ответ – самым безопасным предпочтут джип, за ним последует квадрик и самым опасным средством передвижения назовут эндуро.
С чем же это связано? В первую очередь, у людей срабатывает стереотип сравнения с повседневной действительностью, которая нас окружает, где машина на дороге является намного безопасней, чем мотоцикл и это действительно так. Я уже раскрывал эту проблему в своей предыдущей статье: , где автомобиль а тем более джип, существенно опережает мототранспорт по уровню как пассивной так и активной безопасности.
Во вторых, транспорт на двух колесах в принципе, сам по себе, не может быть устойчивым и тут квадрик зарабатывает очко и улучшает свои позиции в псевдо рейтинге, вот и получаем третье место. По такой логике можно было еще включить в голосование трицикл и тогда мы уже на четвертом месте))
Что по этому поводу скажут джиперы, квадроциклисты да может и сами эндуристы, хоть разок ездившие в горах, но при условии, что каждый ездил на своем транспорте, может даже в этом случае рейтинг безопасности будет неизменен: 1- джип, 2- квадрик, 3- эндуро.
Но все познается в сравнении – и все-таки этот миф обречен на поражение.
Представьте себе настоящие горы, не холмики, на которых проводят испытательные тесты внедорожников, речь конечно не идет про скалы с отвесными склонами и валунами камней – хотя мототриалиста и такая трасса не испугает. В нашем случае это горы высотой до 1700м, граница альпийских лугов на которых начинается около 1000м, то есть все, что выше 1000м – это уже открытые участки гор без лесов. Передвижение здесь осуществляется по грунту в природных условиях. Преодолеваются затяжные крутые подъемы в гору, подъем в зависимости от рельефа и естественных препятствий на местности может проходить как прямиком вверх, так и срезая траверсом, далее движение продолжается по хребтам гор и это местами похоже на движение по коньку крыши высотой с не один небоскреб.
Теперь представьте себе, что наших претендентов мы поместили в такие условия. Рейтинг, который мы построили до этого можно смело развернуть наоборот. Джип в таких условиях даже передвигаться не сможет. Представьте себе джип который едет по коньку крыши с практически отвесными склонами, а про безопасность тут тем более говорить не приходится. У квадрика, благодаря узкой базе, геометрическая проходимость намного лучше, чем у джипа и возможность балансировки посредством смещения веса пилота поможет верхней парой колес цепляться за гребень, до тех пор, пока брюхом не зацепит очередной валун у себя на пути. Ну, а как понимаете у эндуро с этим все в порядке, одна пара колес позволяет ездить практически по линии, даже если эта линия петляет из стороны в сторону и при этом поднимается вверх и опускается вниз и при этом еще остается приличный дорожный просвет, чтобы переезжать валуны.
То, что выше было описано, относится к активной безопасности – то есть то, что позволяет уклониться от нежелательного происшествия, где важнейшую роль играют конструктивные особенности техники и мастерство пилота. А, вот ситуация с пассивной безопасностью – то есть то, что может защитить пилотов, если нежелательное происшествие уже случилось, даст возможность опровергнуть этот миф вдвойне.
Все то, что служит защитой пилота джипа на дороге (надежная капсула машины, всевозможные системы пассивной безопасности, внушительный вес), теперь оборачиваются против него. И, если пилот джипа не справился с управлением по техническим причинам или просто из-за человеческого фактора, а машину при этом опрокинуло, и она сорвалась со склона, к великому сожалению, ее уже ничего не остановит и закрытый кузов с пристегнутыми ремнями безопасности, будут тем пожизненным пленом, откуда обратной дороги нет. Пилот квадроцикла, с этой точки зрения, находится в лучшем положении, если и произойдет опрокидывание квадроцикла, что довольно часто случается при форсировании крутых подъемов, его просто выкинет из седла, но квадрик из-за своей кубической формы, полетит вниз вслед за джипом. А вот эндуро – просто шлепнется как блинчик на бок и при этом заякорится рулем. В худшем случае вы окажетесь под мотоциклом, но вы же помните, что единственная пассивная защита для мотоциклиста это –, тем более, что в горах она поможет только вам и квадроциклисту, которого вы сможете эвакуировать вторым номером.

Это далеко не полный список мифов, которые заставляют людей делать не совсем правильные выводы относительно эндуро. В этой статье я описал только основные, о каких мне доводилось не один раз слышать из уст мототуристов, которые были у нас в эндуро-туре. Это и сослужило первопричиной раскрытия тем, которых я коснулся. Надеюсь, что моя статья поможет многим, до недавнего времени еще сомневающимся, найти свой путь к вершинам.

Размещение в других источниках, возможно только ссылаясь на автора и первоисточник http://www.сайт/