Схемы автоподстав, что делать если вы стали жертвой. Автоподставы

В Москве активизировались автоподставщики. Причем не традиционные формата девяностых, имитирующие ДТП с автомобилем, – работа по такой схеме стала практически бесполезна, а автоподставщики "пешеходные".

Самая стрессовая ситуация для водителя – не банальная авария с царапиной на машине, а сбитый пешеход. Сбитый на пешеходном переходе – вдвойне. Сбитый ребенок - втройне. Этим успешно пользуются мошенники для вымогательства.

Первое, что нужно делать в случае любого ДТП с пешеходом, – вызывать ГИБДД. Причем самостоятельно, чтобы если "пострадавший" окажется мошенником, он не вызвал "оборотня", который присоединится к "разводу". Большинство подставщиков спешно ретируются сразу же после звонка. Встречаются особенно наглые, которые будут пытаться вымогать деньги и некоторое время после звонка. Мошенники понимают, что сотрудники полиции появятся не мгновенно, и, как минимум, еще 10-15 минут на "развод" у них имеется.

Юристы советуют в случае подозрения подставы вызывать кроме сотрудников ГИБДД сразу и полицию. Кроме того, если есть пострадавший, нужно вызывать скорую помощь. Если пострадавший настоящий, это не будет лишним, а если "липовый", то для него это будет дополнительным психологическим давлением - медики сразу выявят актера.

Необходимо сфотографировать лица мошенников, а также транспортные средства, которые участвовали или могли участвовать в подставе.

Основных мошеннических схем имитации ДТП с пешеходом несколько:

Самый распространенный, простой и используемый дилетантами способ – пешеход около "зебры" прячется за припаркованный рядом автомобиль, часто в нем находятся сообщники, и при приближении жертвы прыгает на капот или крыло автомобиля (как вариант, просто бросает какой-либо предмет, не соприкасаясь с автомобилем) после чего демонстративно падает на землю, изображая тяжелые травмы. Кроме того, у "пострадавшего" может быть с собой разбитая дорогостоящая техника, вроде ноутбука или фотоаппарата, за которую он также потребует компенсацию.Такие подставы обычно базируются на небольших узких улочках с плохой обзорностью, где машины движутся с небольшой скоростью.

Вариант следующий – на парковке. Пешеход изображает наезд на него во время движения задним ходом. Водитель паркуется, в этот момент мошенники кидают в автомобиль какой-то предмет. Услышав удар, водитель выходит. И видит "материализовавшегося" за автомобилем "пострадавшего", который на самом деле ранее прятался за соседним автомобилем или столбом. В таких подставах для большего морального воздействия на жертву нередко используют детей. Ведь в данном случае, в отличие от прыжков на капот, псевдопострадавший не рискует действительно пострадать.

Еще один вариант автоподставы - "ДТП с пешеходом" без самого пешехода вовсе. Мошенническую схему запечатлел видеорегистратор в автомобиле. В данном случае подставщики даже не потрудились подсунуть "пострадавшего", видимо, рассчитывая на моментальную панику водителя при словах сбитый пешеход.

Классические автоподставщики, практически вытесненные с дорог и Законом РФ «Об ОСАГО», и возросшей — по крайней мере в этом вопросе — правовой грамотностью российских автовладельцев, и активностью правоохранительных органов, на самом деле никуда не делись. Поразмыслив и потренировавшись, они лишь сменили форму давления на ни в чем не повинного человека за рулем.

При этом новый вид автоподстав стал с психологической точки зрения жестче и опаснее, поскольку в этом виде криминального бизнеса подставляется уже не автомобиль, а человек. Хотя принцип работы тот же.

…В середине февраля москвич Игорь З. около девяти вечера медленно ехал на своем авто по улице Красного Маяка со стороны Варшавского шоссе. В районе между домами №2 и №4 его авто догнал мужчина и сбил левое зеркало заднего вида. Автовладелец тут же остановился (скорость не превышала 5 км/ч) и повернул голову в сторону сбитого зеркала. И не успев разобраться в случившемся, увидел, как еще один мужик картинно упал перед бампером уже стоявшей машины. А через секунду из ниоткуда материализовалось еще человек шесть.

Если пешеход «сбился»

Озадаченный водитель включил «аварийку» и вышел из машины. «Свидетели» в один голос стали кричать, что он сбил человека. Чуть позже к ним присоединилась молодая женщина и принялась уговаривать «пострадавшего» пожалеть водилу и, не вызывая полицию, договориться на месте «по-хорошему». Разумеется, вся гоп-кампания ее поддержала и предложила отъехать в сторону, чтобы не создавать «пробку». Несложно представить состояние «сбившего» человека водителя, окруженного к тому же толпой возбужденных «свидетелей», активно прессингующих его.

Короче, Игорь согласился. К нему в авто немедленно сели три человека. И только тут наш герой стал приходить в себя. Подъехав к перекрестку с круговым движением на пересечении улиц Красного Маяка и Чертановской, мошенники приказали повернуть направо. Но оклемавшийся «терпила» не послушался, наконец сообразив, что это автоподстава, и поехал прямо к крупному магазину, надеясь на камеры видеонаблюдения. Аферисты при этом пытались мешать, выкручивая руль и вытаскивая ключи из замка зажигания. А когда это не удалось, двое из них на ходу выскочили из авто и скрылись. Припарковавшись у магазина, Игорь хотел вызвать полицию, но не обнаружил на месте мобильный телефон (вместе с ним из барсетки пропали и деньги). В это же время оставшийся на заднем сиденье гражданин (тот, что лег под колеса) вышел из машины и попытался привлечь внимание прохожих, крича, что его сбили около этого магазина. Но позже угомонился, не найдя ни у кого понимания, и тоже ушел. Как выяснилось — только для того, чтобы взять справку об ушибах (к знакомому врачу, находящемуся в доле, или аферисты самостоятельно набивают себе шишки?) и обратиться с заявлением в полицию. Мышеловка захлопнулась, и Игорь З., что называется, «попал на бабки».

Потому что как минимум на глазах «свидетелей» уехал с места ДТП (лишение «прав» до полутора лет или административный арест до 15 суток). И тут практически без вариантов. А когда гаишные дознаватели этот факт докажут и приобщат к делу справку о причинении пешеходу легкого вреда здоровью (штраф до 1500 рублей или опять же лишение «прав»), тот обратится в суд, где потребует компенсации (и моральной, и на лечение). И служитель Фемиды под прессом таких «доказательств» просто не сможет не вынести вердикт об удовлетворении иска.

Теоретически доказать, что наезда не было, можно. Но для этого как минимум надо заставить правоохранителей проверить, не замечены ли «потерпевший» и его «свидетели» в аналогичных делах. Настоять на проведении ряда технических экспертиз. Найти реальных очевидцев инцидента. Сделать все это, учитывая отечественные реалии, практически невозможно, особенно без помощи адвоката. А его услуги (без, повторимся, гарантии) потянут на 50 000-100 000 рублей, в то время как по суду обманщикам скорее всего придется заплатить 20 000-50 000 «штук». Ну и лишиться «прав».

И как же быть?

Хотя на самом деле «новым автоподставщикам» есть что противопоставить. Разумеется, лучше всего обзавестись наконец видеорегистратором. Как показывает практика, узнав о его наличии, преступники мигом отказываются от всех претензий.
А если даже на самый простенький гаджет (от 3500 рублей) денег нет, помните, что, во-первых, ни в коем случае нельзя покидать место ДТП. Как бы на вас ни давили — молча включайте «аварийку», выставляйте знак и вызывайте ГАИ. Но только со своего телефона. Если нет и его, тормозите коллег по потоку, они же станут и вашими свидетелями (последних ищите и среди пешеходов). После официального оформления аварии (хотя, видя вашу настойчивость, бандиты при появлении инспекторов ДПС скорее всего ретируются) подавайте заявление в местный околоток.

ПДД требуют от водителя безоговорочно предоставлять «преимущество в движении пешеходам» на нерегулируемой «зебре». За нарушение этой нормы в размере 1500 рублей. Понятно, что такой финансовой перспективой никакому аферисту даже самого наивного водителя не запугать. Поэтому мошенники «бьют» по другой статье КоАП - 12.24 - «Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». По ней водителю грозит уже 2500−5000 рублей штрафа или лишение «прав» на 1−1,5 года.

Обычно подстава происходит следующим образом. Машина приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель видит на нем неспешно переходящего или стоящего на тротуаре пешехода-мошенника. Понимая, что он не мешает человеку, шофер спокойно, на маленькой скорости пересекает «зебру». В этот момент «пешеход» молниеносно бросается либо на капот, либо в бок машине и картинно падает на асфальт. Немедленно появляются «свидетели ДТП» - сообщники «прыгуна» или «прыгуньи». Далее начинается «театр одного зрителя», то есть водителя. Цель одна: под угрозой якобы неминуемого лишения «прав» по статье 12.24 КоАП вынудить автовладельца откупиться на месте от «пострадавшего » крупной суммой денег. Обычно речь идет не менее чем о 50 000 рублей.

Самое противное в этой ситуации то, что даже при наличии автомобильного видеорегистратора доказать свою невиновность практически невозможно. Прежде всего потому, что мошенник старается не попасть в поле зрения прибора. Например, делая вид, что его зацепило боковым зеркалом. С другой стороны, на «зебре» всегда прав по определению. Однако оказавшись жертвой подобного «развода», не стоит паниковать и прислушиваться к «песням» мошенников, а вызвать наряд ГИБДД. Не стоит также покидать место ДТП, посчитав, что ничего не произошло. За это лишение водительского удостоверения вам точно обеспечено - «свидетели аварии» наверняка запомнят номер машины.

Также не стоит уезжать, если злоумышленники, видя ваше спокойствие, предпочтут раствориться в окружающем пространстве. В отместку за неудачу, они могут потом вернуться и заявить полиции, что вы скрылись с места ДТП. Прибытие на место сотрудников ГИБДД автоматически оставляет с носом злодеев, но не избавляет водителя от «развода на деньги». Только на этот раз пугать обязательным лишением «прав» и намекать на возможность «договориться на месте» будут уже стражи порядка. Верить им на слово тоже не стоит. Дело в том, что за как таковой никто лишить водителя «прав» не может! Статья 12.24 КоАП четко говорит, что такое наказание полагается лишь когда «пешик» получил хотя бы легкий вред здоровью.

Под этим термином подразумеваются совершенно конкретные повреждения: раны, требующие наложения швов, перелом ребра, перелом костей носа, легкая степень сотрясения головного мозга, но только если этот диагноз подтверждается клиническими исследованиями. К «легкому вреду» относится и незначительная утрата трудоспособности. Например, неподвижность межфалангового сустава большого пальца кисти, потеря одной ушной раковины, последствия переломов в виде легкого нарушением функции кисти или пальцев, незначительное нарушение носового дыхания после перелома костей носа и т. д. Другими словами, за синяк и испачканную одежду « » лишение водительского удостоверения не грозит.

Одного полицейского протокола о ДТП с пешеходом на зебре для лишения водительского удостоверения суду будет недостаточно. Чтобы доказать факт причинения вреда здоровью, в распоряжение суда должны быть предоставлены соответствующие медицинские заключения, справки, листки нетрудоспособности и иные подтверждающие документы, - считает Антон Кабаев из адвокатского бюро «Штум, Кабаев и партнеры».

Понятно, что мошенники, специально под колеса на «зебрах», заниматься судебными дрязгами вряд ли будут. У них иная задача - «стрясти» с жертвы бабло здесь и сейчас. Поэтому, оказавшись мишенью такого рода аферы, сохраняйте хладнокровие и смело идите законным путем. Ведь даже если ушлый мошенник, выправив нужные медицинские документы, все же дойдет до суда (что, повторимся, маловероятно), вас на первый раз накажут штрафом в 5000 рублей, обяжут компенсировать затраты «потерпевшего» на лечение (2000−3000 «деревянных») и, возможно, заставят оплатить оппоненту нанесенный ему моральный вред. Но последняя сумма вряд ли превысит 10 000−15 000 ₽ В любом случае меньше, чем вы заплатите на месте мнимого ДТП.

Это один из видов мошенничества на дорогах, ставящий своей целью быстрое получение денег с водителя. С этой целью порой разыгрываются настоящие представления, начиная с выбора будущей жертвы, подготовки провокации и заканчивая ей или имитацией ДТП. Как бы то ни было, но автоподстава ставит своей целью получение денег с водителя, который ни в чем не виноват. Говоря просто – это разводка, лохотрон.

Автоподстава – что делать и как не стать жертвой мошенников

Сама по себе автоподстава представляет имитацию ДТП с незначительным повреждением чужого автомобиля. То, что повреждение легкие, служит поводом договориться с хозяином пострадавшей машины, заплатить ему деньги и разъехаться, не привлекая полиции. Вот и вся суть автоподставы на дорогах – получить деньги и уехать.

Но сделать это достаточно сложно, и требует от мошенников хорошей подготовки, немалого актерского мастерства и знания психологии поведения потенциального источника денег. Все начинается с выбора будущей жертвы. На эту роль выбирается одинокий водитель, хорошо одетый и управляющий автомобилем из средней ценовой категории. Как правило, у такого человека есть при себе наличные деньги.

Владельцы престижных иномарок не подходят, они, скорее всего, позовут на помощь соответствующих специалистов, а организаторам автоподставы этого не надо. Не будут делать ее и с обладателями дешевых машин, с них просто взять нечего.

Как это происходит

Существуют самые разнообразные схемы автоподстав. Одна из самых простых – это сгон. Вы едите по своей полосе, вас догоняет быстрый автомобиль, чаще всего дорогая иномарка, мигая фарами, требует уступить дорогу. Включив поворотник и начав перестроение на свободную полосу, вы вдруг сталкиваетесь с неизвестно откуда взявшейся машиной. Итог – у нее помято крыло, а вам поступает предложение заплатить за ремонт и разъехаться с миром.

Все сказанное, и даже больше, с комментариями и разъяснениями, представлено на видео

Это не единственная возможность стать жертвой мошенников. Схемы автоподстав могут быть достаточно неожиданными – например, с участием пешеходов, как показано здесь

Автоподставы с пешеходами обычно происходят на переходах, так что проезжая их, стоит соблюдать особую осторожность.

Можно упомянуть такой вариант. Перекресток, на светофоре направо стрелка, стоят в несколько рядов машины. Загорается стрелка, передняя машина трогается, вы тоже, смотрите на левый ряд, как бы ни зацепить кого-то с той стороны. В этот момент, впереди идущий автомобиль резко останавливается, и вы втыкаетесь в его задний бампер. Автоподстава произошла, классический случай – кто сзади врезался, тот и виноват.

Может быть даже совсем наглый вариант, машина перед вами включает задний ход и врезается в вас. Виноваты будете вы по той же причине, а свидетели, что врезались вы, а не в вас, у провокаторов найдутся.

Вообще автоподстава может быть выполнена самым неожиданным способом, и самое порой непонятное – а что делать в этом случае?

Как себя вести?

Главное – не терять хладнокровия и зря не переживать. Все автоподставы строятся на том, что водитель запаникует и постарается каким-то образом урегулировать ситуацию, самый простой путь для этого – заплатить деньги. Так что первым делом надо вызывать ГАИ и ни в коем случае не покидать место ДТП , даже если вам предложат просто отъехать на обочину.

Инспекторы, как правило, не спешат на место происшествия, до их прибытия вам придется выдержать сильный прессинг со стороны авторов автоподставы. Не вступайте в контакт с вымогателями, закройтесь в машине и ждите полицию, можете даже позвонить 02 и сообщить об угрозе вашей жизни оператору.

Одним из способов, позволяющих избежать автоподставы, будет оснащение машины видеорегистратором. Тогда он поможет доказать, что вы не виноваты. Хорошим подспорьем в такой ситуации будет полная страховка – КАСКО и ОСАГО. Страховые компании, чтобы не платить, будут всячески доказывать, что это не страховой случай, а именно автоподстава. В их лице у вас будет надежная поддержка.

Как сделать автоподставу для страховой

Если слегка переформулировать вопрос, то он будет звучать так: «Как получить срок за мошенничество». А вообще схем достаточно много, но главное требование для их реализации — сговор обоих участников предполагаемой аварии, правильней сказать инсценировки таковой. Здесь используются дорогие автомобили, выплаты по которым достаточно велики. Независима экспертиза, как правило, оценивает ущерб значительно выше, нежели страховая компания. Выплаты могут в разы превышать суммы, затрачиваемые на восстановление автомобиля.

Все вышеописанное актуально для машин, застрахованных по КАСКО. Страховые компании всеми способами борются с такими мошенниками, вносят их в глобальные черные списки, и спустя какое-то время, человеку с дурной репутацией могут просто отказать в страховке ТС.

Существует также схема, исключающая получение денежных средств владельцем страховки КАСКО, а значит и выгоды. При заключении договора выбирается вариант «ремонт по направлению», и в этом случае страховщики направляют пострадавший в ДТП автомобиль в сервис, где и производится его ремонт за счет СК.

Вывод

Автоподстава один из распространенных способов мошенничества на дороге. Жертвами таких происшествий становятся одиночные водители на машинах, относящихся к средней по цене категории. Повышенное внимание и готовность к возникновению неожиданной ситуации на дороге, во многих случаях помогает избежать неприятностей. Если вы подозреваете что стали жертвой мошенников, не стоит впадать в панику.

Сделайте следующее:

  • вызовите сотрудников ГИБДД, даже если «пострадавшая» сторона утверждает что сделала это;
  • не лишним будет заручиться поддержкой друзей и знакомых (вызовите кого-то из них), в этом случае мошенники будут вести себя более сдержано.

Ну а полная страховка позволит вам абсолютно спокойно встретить любые попытки вымогательства, мол, платить не буду, заплатит страховая.

Новая интерпретация одного из самых распространенных видов автомошенничества: на московских трассах аферисты разыгрывают перед водителями целые спектакли, имитируя наезд на пешехода. Теперь подставной жертве не приходится прыгать на капот и рисковать жизнью. Якобы сбитого пешехода злоумышленники в буквальном смысле доставляют к месту ДТП на машине. Как не стать жертвой новой схемы?

Темно-вишневая "Киа" по пятам следует за автомобилем с видеорегистратором по улице Вавилова. В какой-то момент машины сближаются, и мошенники начинают делать то, ради чего сидели на хвосте у будущей жертвы. "Киа" идет на обгон, и начинается настоящее шоу. Но в этот раз оно длилось недолго.

- У меня сзади есть видеорегистратор, который зафиксировал, как ты в меня что-то бросил.

- Как я мог бросить?

Приглашение посмотреть запись с видеорегистратора мошенники проигнорировали. Оно и понятно: никакого пешехода, на которого якобы наехал водитель, не было и близко. Это новый вид распространенного мошенничества — автоподставы. Обычно якобы сбитые пешеходы сами бросаются на капот либо просто ударяются в боковую дверь. Здесь мошенники вовсе решили не заморачиваться.

"Схема простая. Три машины в сцепке, в этих машинах — порядка шести человек. Первая машина — это водитель и человек, бросающий с заднего сидения предмет, вторая машина — это "свидетели", обычно престижная, хорошая машина, а третья машина — это шофер, поднимающий предмет, и "искалеченный" пассажир", — объясняет Дмитрий Рухлов.

Автоподставу, в которой пешеход не бросается под машину, как это было раньше, а буквально материализуется на дороге, мы подробно разбираем с автоэкспертом. По расчету аферистов, после того, как в машину бросили предмет, водитель должен остановиться и выйти из автомобиля. Тогда начинается представление.

"На дорогу кладется человек с заранее порванными элементами одежды, подъезжают еще люди, входящие в эту группу аферистов, которые будут играть роль свидетелей. Так разыгрывается основная часть, куда будет приглашен водитель", — поясняет автоэксперт Василий Свищев.

Как и что бросать, — тоже целая наука. Обычно этим занимается отдельный участник преступной группы. Как правило, он сидит на заднем сидении. Удар пешехода о машину имитируют с помощью пластиковой бутылки, наполненной водой.

"Перед местом, где это все будет разыгрываться, машина злоумышленников прижимается поближе к машине жертвы и просто дожидается удобного момента, чтобы кинуть бутылку уже в заднюю часть кузова", — продолжает Василий Свищев.

Если с вами случилось подобное, эксперты рекомендуют не паниковать и ни в коем случае не выходить из машины. Диалог с мошенниками лучше вести через окно.

Если вы все-таки решили выйти из машины, важно не забыть в замке зажигания ключи, заблокировать автомобиль, потому что целью мошенников могут быть и ценные вещи. Спокойно пройти к месту происшествия, во всем разобраться. Главное — не вступать ни в какие диалоги с теми, кто предъявляет вам какие-либо претензии. Все происходящее лучше снимать на мобильный телефон — как правило, после этого мошенники уезжают.

Фантазия мошенников безгранична. Например, мужчина специально бросался под автомобили во дворах, а потом предъявлял водителю разбитые дорогие часы. Один из пострадавших выплатил ему в качестве компенсации 3,5 млн рублей. Часто аферисты после мнимого ДТП разыгрывают телефонные спектакли с участием якобы очень важных людей. Так обманули преподавателя из Петербурга.

"Было понятно, что меня подвергают психологическому давлению. При этом один из моментов этого давления заключался в том, что я навредил некоему высокопоставленному лицу и срываю его планы. При этом использовалась такая информация, как и поездка в Крым, и пресс-секретарь президента", — рассказывает потерпевший.

Жертв аферисты выбирают тщательно — в основном, владельцев автомобилей среднего класса. Кроме того, подставщики обращают внимание и на поведение водителя. Если человек за рулем невнимателен или говорит по телефону, он — потенциальная жертва.