Какая коробка лучше автомат или механика. Выбираем между акпп и мкпп

Порассуждаем об автоматических коробках, какая коробка передач лучше, классический автомат, робот или вариатор.

Выбор автомобиля не простое дело. Здесь в первую очередь, чего греха таить, стоит творчество. Глаз останавливается на внешнем виде и приоритет мы отдаем в первую очередь экстерьеру.

В этом нет ничего плохого. Если вы хорошо «упакованы» и покупаете новый автомобиль. На два-три года. В таком случае эта статья не для вас.

Она для тех, кто рассуждает другими категориями, а таких большинство. Для тех, кто предпочитает покупать подержанные автомобили и не парится по этому поводу. И ваш покорный слуга, знающий что и как крутится внутри каждого автомобиля, тоже из их числа.

И так, отодвинем творческую составляющую, и рассмотрим чисто технические вопросы коробок автоматов.

Мы уже знаем, что на всех авто, бороздящих просторы земли матушки, стоят пока три вида коробок автоматов:

  • вариатор;
  • робот-автомат;
  • классический автомат.

Начнем с и зададимся вопросом какая коробка лучше автомат или вариатор, автомат или робот.

Вариатор

У высокий КПД, он чувствителен, переключение передач происходит без толчков и провалов. Техническая часть основана на двух конусообразных подвижных шкивах, передвигающих клиновидную цепь между собой, меняющих соотношение передаточного числа.

Это и есть слабое место такого типа коробок, клиновидная цепь вариатора.

Вариаторы не любят больших нагрузок и недолговечны. Нужно понимать, что система сильно трущихся деталей (шкив-цепь) под постоянными большими нагрузками, пусть даже в масляной ванне, ограничена в эксплуатации.

Цепь стальная, из качественного металла, но из множества пластин, скрепленных между собой, тоже ограничен в своей эксплуатационной жизни.

Такой автомобиль не любит нагрузок, и тем более буксировок. Купив автомобиль с вариатором, забудьте о том, что вы кому-то можете помочь буксировкой. Тем более использовать прицеп или даже трейлер.

Обслуживание такой коробки не сводится к такой процедуре, как просто замена масла. Надо менять фильтр и промывать радиатор охлаждения масла. И делать это обязательно каждые 50 тысяч пробега.

А я бы посоветовал, если вы используете автомобиль только по городу, то сократить эту процедуру в два раза! Почему?

Очень просто. Средняя скорость движения по городу примерно 30 км./час. Поделим пробег на скорость 50000/30=1667 часов.

А теперь возьмите нормальную скорость автомобиля 60 км./час, на которую, кстате и ориентирует производитель для замены масла. 50000/60=833 часа.

Из расчета видно, что эксплуатируя автомобиль в городе, вы по сути меняете масло с двукратным превышением пробега, тем самым значительно сокращая его жизнь. Это касается и замены масла в двигателе.

Так вот самое слабое место в вариаторе, цепь и достаточно сложная электроника.

Робот

Продолжаем рассматривать вопрос какая коробка передач лучше. И подробно остановимся на роботе. Какая коробка лучше автомат или ? Терпение, дочитайте до конца и все будет понятно.

Роботизированная коробка, это по сути своей механическая коробка передач, только конструктивно добавлено двойное сцепление и управляется электроникой.

Сама по себе идея , это гениальная идея. Я преклоняю колено перед инженерами, которые придумали эту коробку. И не зря она приобретает все новых и новых почитателей и уже каждый автоконцерн имеет у себя этот вид коробок и комплектует все больше и больше своих марок.

Фольксваген, кажется, уже все свои марки автомобилей комплектует роботами.

Последние разработки этих коробок ведут себя просто идеально. К примеру семиступенчатый просто идеален в эксплуатации и расходе топлива. Та же мягкость переключения передач на всех режимах и тот же расход топлива как у механической коробки.

Дело в том, что КПД такой коробки максимально высокий, потому что передачи всегда в жестком зацеплении двигателя с колесами, как у механики. Электроника работает мгновенно.

Двойное сцепление позволяет за сотые доли секунды переключать передачи, даже представить себе невозможно как можно сделать автомат из простой механики.

В чем проблема? В короткой жизни этих коробок.

И не понятно, сделано это для того, чтобы просто получать прибыль от регулярного обслуживания и ремонта. Или все же потому что процесс доводки конструктива этой коробки все же не закончен.

Если более точнее, то самое больное место робота DSG, это мехатроник.

Мехатроник – управляющий блок переключения передач. В нем сосредоточена вся электроника и гидравлика, управляющая механизмом переключения

Так же выходит из строя сцепление, но реже. В основном вся беда в мехатронике. А именно прогар микросхем, связанных с перегревом платы.

А перегрев в свою очередь связан с падением давления масла, которое в свою очередь зависит от зависания соленоидов (гидравлических управляющих элементов переключения передач) и бесперестанной работы электродвигателя маслянного насоса.

Проблемы, как правило, начинаются с 80-100 тысяч пробега. Реже со 150 тысяч. А бывает, что начинается и с 45 тысяч пробега, кому не повезет.

Цена ремонта робота от 50 тысяч рублей и выше

В итоге, робот-автомат, при всех его плюсах, не назовешь надежной коробкой. И совершенно не понятно, почему немцы перестали следовать своей пресловутой репутации, надежности и долговечности. Зайдите в любой салон Фольксвагена. Все продаваемые марки с коробкой автомат-робот.

Товарищи автослесари, вы никогда не будете без работы, а её у вас все больше и больше.

Классический автомат коробка

Продолжим прояснять, классический автомат робот или вариатор что лучше?

Передач представляет из себя конструктивно надежный агрегат, работающий без обычного сцепления, вместо него выступает гидротрансформатор.

А механическая часть коробки, вместо обычных входящих в зацепление шестерен по средством вилок и синхронизаторов, работает на планетарных передачах.

Вся прелесть этой конструкции состоит в том, что передача крутящего момента на механическую часть передается через жидкость (гидротрансформатор). Отсюда следует, что нет всех тех проблем со сцеплением. А эксплуатация гидротрансформатора, при его простом обслуживании (своевременная замена масла) практически вечная.

Гениальность планетарной передачи обеспечивает плавную передачу крутящего момента даже при наличии стальных шестерен. Переключение осуществляется фрикционами в маслянной ванне, зажатием или освобождением солнечных и коронных шестерен.

Посмотрите эти два видео и восхищение работой классического автомата вам обеспечено

Если посмотрели сделаем вывод какая коробка передач лучше, задав себе несколько вопросов и здесь же ответьте на них.

Какая коробка лучше автомат или вариатор?

Какая коробка лучше автомат или робот?

Автомат, робот или вариатор что лучше?

Что лучше автомат, вариатор или робот?

Автомат, робот или вариатор?

И если у вас на все вопросы получился один ответ АВТОМАТ, то вы правильно поняли что я вам хотел сказать!

Удачного вам выбора!

Каждый автомобилист перед покупкой новой машины взвешивает все плюсы и минусы транспортного средства. Кто-то ориентируется в первую очередь на комфорт. Другие же в вершину угла ставят скоростные показатели. Третьи не могут представить себе жизнь без коробки автомата.

В действительности, сколько людей, столько и мнений. Именно поэтому так тяжело сказать однозначно, что лучше механика или автомат, и у той и у другой системы есть свои преимущества.

Важно! Механика первой была установлена на машину. Это произошло где-то в начале XX века. Лишь спустя 50 лет на машины стали устанавливать автоматы.

На первый взгляд, может показаться, что автомат — это эволюция механики. Тем не менее это не совсем так. Безусловно, отрицать то, что автоматическая система возникла на полстолетия позже и представляет собой изменения в потребительских предпочтениях — глупо. Но несмотря на этот факт, нельзя обойти вниманием и то, что МКПП также развивалась всё это время и совершенствовалась.

Чтобы лучше понять разницу между механикой и автоматом нужно рассмотреть и другие виды коробок, которые существуют на рынке. Ведь они символизируют собой целые витки эволюции автомобилестроения.

Виды коробок передач

Для начала рассмотрим особенности механики. Конструкция имеет множество валов, шестерёнок, муфт и синхронизаторов. Двигатель с МКПП соединяет сцепление. Стоит на него нажать, как связь между двигателем и коробкой исчезнет.

Важно! При удерживании сцепления в механике водитель может включить любую передачу.

Автомат устроен совершенно по другому принципу в отличие от механики. Чтобы понять, как работает стандартная гидромеханическая АКП, представьте обычный вентилятор и ещё один такой же.

Суть эксперимента заключается в следующем: вам нужно подключить один пропеллер к электричеству и поднести его к другому. Лопасти второго устройства начнут вращаться.

В автоматической системе в движение первый вентилятор приводит мотор, второй крепится к валу. Обе детали помещены в герметичный корпус. Их работа происходит в среде полностью заполненной трансмиссионной жидкостью.

Вариатор — третья ступенька эволюции после механики и автомата. Чтобы понять принцип его работы вам понадобится вспомнить обычный велосипед. Точнее, одну из продвинутых моделей, у которой сзади несколько звёздочек.

При переключении передачи цепь переходит с одной звезды на другую. Также происходит и в вариаторе, только вместо цепи ремень, а велосипедные звёздочки заменяют шкивы.

Как видите, отличия в конструкциях между механикой, автоматом и вариатором весьма существенные. Следующий представитель эволюции автомобильных коробок лишь увеличит разрыв в технологиях.

Роботизированная КПП или просто «робот», появилась на рынке не так давно, но уже успела завоевать миллионы поклонников по всему миру. На первый взгляд — это обычная механика, вот только вместо ноги водителя переключение передач осуществляется посредством блока управления.

Основную роль в подобной системе играет блок управления, в котором заложено определённое количество программ. К сожалению, ранее водители часто жаловались на рывки при переключении передач, которых на автомате или механике нет.

Роботизированная коробка передач обеспечивает экономию топлива, даже по сравнению с механикой. Дело в том, что компьютер в отличие от водителя никогда не сердится. Он чётко и максимально рационально переключает передачи, делая выверенные шаги для продолжения движения.

Важно! По цене роботизированная коробка стоит намного дешевле автомата. Однако она не обеспечивает той плавности, которую даёт гидравлика.

К сожалению, недостатки роботизированной коробки также более чем существенные. При резком разгоне автомобиль начинает клевать носом. Данный тип системы идеально подходит для спокойной и равномерной езды.

Чтобы понять принцип работы «робота», как и в случае с автоматом, механикой и вариатором возьмём наглядный пример, а именно систему DSG от компании Volkswagen. Кстати, именно этот бренд одним из первых начал устанавливать на свои авто вместо обычной механики или автомата — «робот».

Результат не заставил себя ждать. Теперь практически каждый автомобиль немецкого бренда выпускается с «роботом» на борту, а не механикой или автоматом. Если же брать во внимание систему DSG, то она имеет ряд особенностей, которые являются прямым достоянием работы немецких инженеров.

Коробка передач DSG состоит из двух сцеплений. Одно отвечает за парные передачи, второе за непарные. Главное достоинство «робота» заключается в том, что система автоматически вносит в режим ожидания следующую передачу. Стоит вам только достигнуть определённого числа оборотов, как произойдёт переключение.

Плюсы и минусы двух систем

Характеристики механики

Простота конструкции механики влияет в первую очередь на её стоимость. Да и срок эксплуатации в сравнении с тем же автоматом намного больше. В результате купить машину с МКПП намного дешевле, чем с АКПП.

Главная особенность механики заключается в необходимости активного участия водителя во время переключения передач. Как результат, человеку нужно немало практики, чтобы научиться переключаться с одной передачи на другую. Если делать это не вовремя, то, во-первых, вам так и не удастся перейти на новую передачу, а во-вторых, подобная неумелость негативно скажется на сроке эксплуатации транспортного средства.

Совет! Новичкам лучше всего выбирать автомат. Для управления машинами с данной системой нужен минимум навыков.

Для работы с механикой в сложных условиях требуются навыки, для выработки которых нужно приложить немало усилий. Новичок из-за незнания может слишком быстро выработать ресурс МКПП.

Внимание! При умелой эксплуатации срок использования механики может исчисляться сотнями тысяч километров.

При выборе между механикой и автоматом, вы должны взвесить все достоинства и недостатки каждой системы и только после этого сделать выбор.К положительным характеристикам МКПП причисляют:


Как видите, преимуществ у механики более чем достаточно. Тем не менее не бывает идеальных систем. Также и у МКПП есть определённые недостатки, которые нужно учитывать:

  1. Механика сложна в эксплуатации, особенно для новичков.
  2. При некорректном переключении передач возникает перегрузка мотора. Это происходит из-за того, что двигателю приходится работать на повышенных оборотах.
  3. Потеря мощности при переключении передач на механике.

Езда по городу в часы пик на механике — крайне нервное мероприятие. Постоянное переключение передач на минимальных скоростях может вывести из равновесия кого угодно.

Характеристики автомата

Коробка автомат является логичным продолжением механики. В конструкции стало намного больше узлов и агрегатов. Это напрямую отразилось на стоимости. Но несмотря на это — АКПП имеет ряд весомых характеристик, которые делают её очень популярной среди водителей:

  1. Автомат более удобен для езды в черте города. От водителя не требуется постоянная работа со сцеплением, система всё делает сама.
  2. Участие человека при езде на автомате сведено к минимуму.
  3. Лёгкость в эксплуатации.
  4. Автомат способен передавать больший крутящий момент.
  5. Двигатель не перегружается при переключении передач.
  6. Промежуток времени, требующийся для перехода с низшей ступени на высшую, сокращён.

Автомат — это идеальное устройство для управления автомобилем в черте города. Оно позволяет забыть про нервное переключение передач на механике. Если вы не хотите тратить часы для выработки нужных навыков — это идеальный вариант.

Несмотря на все видимые преимущества, автомат имеет и некоторые недостатки, к таким причисляют:

  1. Высокую стоимость обслуживания и ремонта. Автоматические коробки из-за сложности конструкции очень сложно чинить. В некоторых случаях дешевле провести полную замену.
  2. Большой вес.
  3. Низкую приемистость.
  4. Высокий расход топлива.
  5. При аварии автомобиль, работающий на автомате можно забрать только при помощи эвакуатора.
  6. Автомат не даёт возможности затормозить, когда машина движется в режиме «Драйв». Чтобы активировать торможение нужно переключиться на более низкую передачу.
  7. Максимальный ресурс эксплуатации не превышает 200 тысяч километров.

Как видите, недостатки автомата более чем весомые. Но не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что с большинством из них автомобильные инженеры ведущих компаний справились.

Итоги

Выбор между механикой и автоматом во многом зависит от опыта водителя и условий эксплуатации авто. Если вы только сели за руль и собираетесь каждый день ездить на автомобиле на работу — автомат идеальный выбор.

Для любителей быстрой езды и загородных поездок лучше остановиться на старой доброй механике. К тому же её цена в разы ниже автомата. При должном навыке переключение передач доводится до автоматизма.

Есть много решений, которые необходимо принять при покупке нового автомобиля. Начиная от выбора отделки салона, а заканчивая объемом двигателя. Но все это стоит дополнительных денег. Одно из самых важных решений, которое вам нужно будет принять, это выбрать между ручной или автоматической коробкой передач. Каждый из вариантов имеет определенные плюсы и минусы, и понимание основ этих двух типов КПП станет ключом к принятию правильного решения. Так что лучше: автомат или механика? С этим мы и попытаемся разобраться в данной статье.

При покупке нового автомобиля рекомендуется тестировать привод как с ручной, так и с автоматической трансмиссией. В то время как механическая коробка передач даст вам больше контроля над автомобилем и может улучшить опыт вождения, автоматика проста и удобна в использовании. Выбор будет зависеть от целого ряда факторов.

Чтобы наконец-то определиться с выбором в пользу автомата или механики, нужно ознакомиться с устройством и принципом работы КПП в целом. Рассмотрим эти виды отдельно.

Автомат

В состав автоматической трансмиссии входит:

  • соединительный барабан;
  • фрикционная муфта;
  • обгонная муфта;
  • гидротрансформатор;
  • планетарный редуктор.

Главная особенность коробки автомата заключается в том, что для переключения скорости водителю не нужно выполнять никаких действий. В нужный момент электронные исполнительные устройства подают сигнал для взаимодействия гидромеханического привода с планетарными механизмами.

Механика

В состав механической трансмиссии входит:

  • синхронизатор;
  • механизм переключения;
  • блокировочное устройство;
  • рычаг переключения;
  • сливная пробка;
  • шестерня заднего хода;
  • шестерни скоростей переднего хода;
  • корпус (некоторые называют его картером).

Для изготовления картера используется достаточно прочный сплав. Именно там находятся почти все компоненты устройства (только рычаг переключения находится в салоне авто). При нажатии на педаль сцепления и включении передачи происходит отсоединение первичного вала от двигателя. В этот момент шестерни контактируют друг с другом. После этого водитель плавно отпускает педаль сцепления, после чего ведущий вал, подхватывая от двигателя автомобиля крутящий момент, передает его вторичному валу. Это и заставляет ведущие колеса вращаться.

На заметку! Чтобы передачи переключались безударно и плавно, в коробке передач находятся синхронизаторы. Их работа заключается в выравнивании частоты вращения скоростей. От состояния синхронизаторов зависит исправность самой коробки.

Расходы, связанные с КПП

Существуют некоторые очень существенные различия между механической и автоматической коробкой передач, и в зависимости от того, что вы ищете, они могут быть преимуществами или недостатками. Давайте быстро рассмотрим лишь некоторые из основных различий между двумя системами, чтобы вы могли решить, какие факторы важны для вас.

Изначальные затраты

Почти во всех случаях механика будет более дешевой при покупке нового автомобиля. Экономия варьируется в зависимости от модели авто, но стоимость будет ниже более, чем 1000 долларов при сравнении с покупкой того же автомобиля, но с автоматом. Например, Honda Accord LX-S Coupe 2017 года выпуска с 6-ступенчатой механической коробкой передач стоит от 23 775 долларов, в то время как такая же модель, но с автоматом – 24 625 долларов. Экономия средств распространяется и на подержанные автомобили.


Начальные затраты также нужно учитывать

Примечание! Экономию затрат следует рассматривать как эмпирическое правило, а не как жесткий и категоричный факт. Особенно если речь идет об автомобилях класса high-end или sport, где механическая коробка передач будет стоить на одном уровне с автоматической или даже немного больше.

Затраты при эксплуатации

Ручная коробка передач является победителем в этой категории. Механика почти всегда будет лучше экономить топливо, чем автомат. Например, Chevrolet Cruze Eco расходует 8 л/100 км с автоматической КПП, а с механической – 9-10 л. Согласно статистике, сбережения в топливных расходах в течение года составляют примерно 100 долларов.


Расходы на техническое обслуживание

Коробки автомат сложны и содержат много движущихся частей, и по этой причине они, как правило, более дороги в обслуживании. Ожидайте более регулярные расходы на техническое обслуживание, а также на ремонт, если устройство перестанет нормально функционировать. Например, замена или перенастройка автоматической коробки передач будет стоить десятки тысяч, а стоимость замены муфты обойдется намного дешевле.

Примечание! В конце концов, коробка автомат рано или поздно должна быть заменена или перенастроена. Это вопрос времени, ведь они почти никогда не будут работать на протяжении всего эксплуатационного периода автомобиля .

Устройство ручных трансмиссий намного проще, поэтому они могут работать безупречно в течение всего срока службы автомобиля. В большинстве случаев диск сцепления необходимо заменить на весь срок службы автомобиля лишь один раз, но в целом затраты на обслуживание ниже, чем на автомате.



Независимо от того, говорим ли мы об начальных затратах, эксплуатационных расходах или даже расходах на техническое обслуживание, ручная коробка передач является победителем.

Мощность транспортного средства

Существуют определенные различия в том, как автоматическая и механическая передача передают мощности двигателя на колеса. В большинстве случаев вы получаете максимальную мощность от транспортного средства, оснащенного механической коробкой передач, но есть исключения. Также нужно рассматривать некоторые компромиссы в выборе, например, комфорт вождения.

Автомобили с низким энергопотреблением

Если вы выбираете автомобиль с низким энергопотреблением, часто лучше всего отдавать предпочтение моделям с механикой. Автомобиль в базовой комплектации с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем лучше всего будет сочетаться с механической коробкой передач. Это позволит вам максимально использовать ограниченную мощность, предлагаемую автомобилем.



Как только вы перейдете на более мощные транспортные средства, такие как V-6 или V-8, автоматический вариант может быть более подходящим.

Автомобили с высокой нагрузкой

Мощный спортивный автомобиль обычно оснащается также механической коробкой передач, хотя многие экзотические модели успешно выпускаются с автоматами. Механика позволяет вам выкручивать каждый бит мощности перед переключением, автомат в свою очередь часто переключает передачу слишком рано. Вот почему бывает значительное различие в времени ускорения между механической и автоматической коробкой передач, поэтому, если для вас важны ускорение, то наилучшим вариантом является механическая коробка передач.



Мощные автомобили (многолитражки)

Это не сложное правило, но если вы покупаете экзотический автомобиль, система автоматического переключения должна быть запрограммирована на максимальную отдачу от всех передач, но это определенно повлияет на более тяжелые транспортные средства.

Образ жизни

Правда в том, что машину на автомате проще и удобнее водить. При выборе между ручной и автоматической системой вы должны тщательно учитывать свой образ жизни и привычки вождения.

Ручная коробка передач может стать настоящим адом для людей, которым приходится много времени проводить в пробках. Постоянное перемещение рычага и нажатие педали сцепления может стать утомительным. Известно, что некоторые модели автомобилей оснащаются тяжелой муфтой, поэтому регулярные переключения скоростей могут обернуться для водителя болью в ногах или суставах.



Движение в пробках создает свои условия

Обучение

Вождение на автомате очень простое, поэтому учиться вождению с автоматической коробкой передач будет намного легче. Неопытные водители могут сталкиваться с проблемами во время строгания с места, если они едут на механике. Кроме того, трогаться с места на холме будет немного страшно, пока вы не научитесь правильно работать с сцеплением. Коробка автомат в этом плане подходит лучше всего.



Научиться водить на автомате намного проще

Веселье от вождения

Нельзя отрицать, что управлять автомобилем с механической коробкой передач – это весело, особенно на широкой дороге, свободной от других участников дорожного движения. Механическая коробка передач обеспечивает уровень контроля над транспортным средством, которое просто недоступно в автоматическом режиме. К сожалению, большинство из нас не ездит изо дня в день в таких условиях, но если вы это сделаете, то механическая коробка передач может стать именно той машиной, в которой вы нуждаетесь. Механика или автомат: вечное противостояние

Несмотря на то, что в большинстве стран это является незаконным, если вы используете свой мобильный телефон за рулем, то с механической коробкой передач это будет ужасной идеей. Управление телефоном, рулевым колесом и переключение скоростей может создать действительно опасный сценарий вождения. Решить эту проблему можно, выбрав автомобиль с автоматической коробкой передач.

Рассмотрим полуавтоматическую коробку передач

Если вы все еще не можете решить с выбором, есть специальная опция, которая позволяет вам переключать вручную, когда вы хотите, и возвращать автомобиль обратно в автоматический режим. Полуавтоматическая коробка передач (ПКП) имеет несколько разных наименований: полуавтомат, типтроник и так далее.



Независимо от того, как это называется, ПКП – это система, которая позволяет вам переключать передачи, когда вы хотите, но педаль сцепления при этом отсутствует. Она оснащена системой датчиков, процессоров, исполнительных механизмов и пневматики для переключения передач. В большинстве этих автомобилей по умолчанию используется автоматическая коробка передач с возможностью перемещения в специальный режим.

Теперь вы должны быть в курсе преимуществ и недостатков различных вариантов КПП, а это значит, что пришло время принять решение. Всегда осматривайте и тестируйте автомобиль перед покупкой столько раз, чтобы убедиться, что вам комфортно не только с автомобилем, но и с трансмиссией. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео – Автомат или механика. Просто о сложном

На что обычно обращают внимание будущие владельцы автомобиля? На марку, модель, комплектацию, мощность двигателя, цвет, и не в последнюю очередь - на то, какая трансмиссия у автомобиля.

Большинство производителей предлагает выбор: автомат или механика. Но

Изначально появилась Сначала было три ступени, потом четыре, а сейчас некоторые автомобильные корпорации разрабатывают и шесть, и семь, и есть разговоры о восьмиступенчатой коробке.

Механика или автомат - конечно, будет решать каждый автолюбитель сам, но мы поможем вам определиться с выбором.

У механической трансмиссии есть несколько преимуществ.

  • Одна из главных причин выбора: цена автомобиля с механической коробкой передач при прочих равных праметрах на 30000 - 50000 рублей меньше.
  • Экономичность эксплуатационных расходов. Механика более дешева в обслуживании, так как требует почти в два раза меньше Кроме того, ремонт механики более простой, что, соответственно, и дешевле.
  • Вследствие того, что масла в коробке у механики меньше, зимой его проще разогреть, а значит, и завести машину легче.
  • Автомат или механика - этот вопрос не стоит перед любителями быстрой, спортивной езды, так как при определенной сноровке в переключении передач и отслеживании крутящего момента разгон автомобиля с механической коробкой передач более быстрый.
  • При определенном мастерстве на механике можно добиться экономии топлива, например, при использовании езды на «нейтралке», «накатом».
  • Ну и некоторые водители, выбирая, автомат или механика, склоняются в сторону механики из-за зимнего вождения. В условиях гололеда можно притормозить с помощью понижения передачи на механической коробке.

Давайте рассмотрим машины с автоматической коробкой передач. Техническая мысль человечества не стоит на месте, и на смену механике пришел автомат. Данный механизм сам решает, когда переключать скорости по алгоритму программы, заложенной в него. Как и у всякого новшества, у автомата есть преимущества и недостатки:

  • Самое большое преимущество автоматов - это удобство для водителя: не надо отвлекаться на ряд последовательных действий по переключению скоростей - это сделает автоматика. Автоматическая трансмиссия идеальна для новичков, которые раньше могли сжечь несколько пока набирались опыта вождения, а также для женщин.
  • Кроме того, одна из самых больших проблем новичка - это начало движения вверх или вниз, например, со светофора. С автоматом это легко сделать и самому неопытному водителю.
  • Срок работы двигателя при автоматической трансмиссии все-таки существенно выше, чем при механической, за счет продуманных переключений передач на определенных оборотах двигателя.
  • Можно не рассматривать сложности вождения с автоматической коробкой передач зимой, так как большинство современных автомобилей комплектуются различными системами курсовой устойчивости, пробуксовки, стабилизации и т.п.

Кроме того, совершенствуется, многие производители для любителей «подергать ручку» добавляют к автоматической трансмиссии режим «мануал», в котором сам автовладелец может понижать или повышать передачи.

Ну и, наконец, автоконцерны изобрели передач и вариатор, которые призваны устранить все недостатки автомата, учитывая преимущества механической коробки.

Так что каждый покупатель автомашины должен сам определить, что предпочтительнее - автомат или механика.

Хотя оба этих типа трансмиссий помнят еще зарю автомобилестроения, вынесенный в заголовок вопрос по-прежнему актуален. На самом деле четкий ответ на него дать невозможно – достаточно знать особенности каждой конструкции, чтобы уже для самого себя соотнести плюсы и минусы. Естественно, мы не касаемся экстремальных применений автомобилей: скажем, увидеть драгстер класса Top Fuel без двухступенчатого автомата или джиперскую «котлету» не на механике вряд ли получится, но здесь и весь автомобиль строится под конкретную цель.

Механические трансмиссии: плюсы и минусы

Исторически это наиболее старый тип трансмиссии вообще, многоступенчатые редукторы были изобретены еще до появления автомобилей как таковых. Пройдя определенную эволюцию и отсеяв все нежизнеспособные идеи, классическая компоновка механической КПП неизменна уже несколько десятков лет.

Основа МКПП – это два вала с шестернями на них: первичный, связанный с двигателем через муфту сцепления или, как экзотический вариант, через гидротрансформатор (о них самих ниже), и вторичный, связанный с дифференциалом или карданным валом в зависимости от выбранного привода. Принципиальная разница между валами в том, что на первичном валу все шестерни закреплены жестко, а на вторичном вращаются свободно. При выборе определенной передачи одна из шестерней соединяется с муфтой, которая жестко связана со вторичным валом, остальные продолжают свободное вращение.

Из очевидной простоты такого решения проистекает и главный недостаток такой трансмиссии: в момент переключения передачи муфта, вращающаяся с теми же оборотами, что и вторичный вал, должна войти в зацепление с шестерней, скорость которой может быть совсем иной. Поэтому жесткость переключения можно победить или четким выравниванием скоростей шестерен, то есть переключением передач на строго определенных оборотах, или введением дополнительного узла – синхронизатора, помогающего выровнять скорости шестерен до момента включения передачи.

Из-за удобства как минимум все передние скорости на легковых автомобилях обязательно имеют синхронизаторы, но именно они являются одним из самых слабых мест МКПП. Недаром на тяжелых американских грузовиках, где только паспортный ресурс трансмиссии составляет миллион миль, синхронизаторов в механических коробках нет: они неизбежно изнашиваются, делая включение передач все более жестким.

Видео:5 вещей которые НИКОГДА нельзя делать с Механической коробкой передач!

Но и достоинства МКПП очевидны:

  1. Во-первых, минимум передаточных звеньев между двигателем и колесами обеспечивает автомобилям на «механике» высокую экономичность.
  2. Во-вторых, даже в случае поломки МКПП может быть легко перебрана: разобраться в ее устройстве нетрудно.
  3. Добавим к этому простоту изменения передаточных отношений (достаточно сменить всего пару шестерен), возможность работы на масле низкого качества и терпимость к грубому обращению: «убить» грамотно спроектированную механическую коробку очень трудно. И одновременно МКПП наиболее дешевы, что делает выбор трансмиссии в бюджетном сегменте и вовсе безальтернативным.

Автоматические трансмиссии

Гидромеханика

Говоря «автоматическая коробка», мы обычно подразумеваем гидромеханическую планетарную трансмиссию – старейший тип автомобильных «автоматов» родом еще из 30-х годов. В основе подобных трансмиссий лежит свойство планетарного редуктора изменять свое передаточное число при притормаживании одного из его элементов (солнечной шестерни, блока сателлитов или ведомой шестерни). Поскольку все шестерни при этом остаются в постоянном зацеплении, передаточное число меняется мягко и без ударов – именно поэтому автоматические коробки начали активно развиваться в те времена, когда «механика» не имела синхронизаторов и требовала немалого умения в обращении с «кочергой» переключения передач и сцеплением.

Из принципа работы планетарного редуктора понятно, что у него можно получить лишь три передаточных отношения – недаром все «автоматы» очень долго были именно трехступенчатыми. В реальности же передаточное число на каждой скорости у автомобилей менялось сильнее. Как так? Дело в том, что для связи коробки с двигателем без муфты сцепления использовался гидротрансформатор – устройство из двух колес (нагнетающего и турбинного), закрытых в объеме масла. Такой механизм позволяет турбинному колесу вращаться со скоростью меньшей, чем скорость нагнетающего, то есть фактически обороты варьировались еще перед трехступенчатым редуктором.

Видео: Автомат или механика. Что лучше, плюсы и минусы. Просто о сложном

Выборочное притормаживание и соединение с выходным валом КПП того или иного узла планетарной передачи выполняют набор фрикционов и тормозных лент – в старых АКПП они управлялись чисто механически, сейчас давление масла в приводах распределяют клапана, управляемые своим контроллером. Но суть гидромеханической трансмиссии, хоть и получающей сейчас до 8 ступеней, остается прежней: увы, высоких потерь в гидротрансформаторе не избежать, и расход топлива с такой коробкой будет выше, чем с механикой.

Сам механизм весьма требователен к качеству и количеству масла – даже отклонение вязкости уже способно нарушить работу управляющих механизмов, вызвав знакомые многим «толчки» и «задумчивость». Это не означает ненадежности АКПП: при должном уходе они способны продемонстрировать огромный ресурс. Зато удобство такой коробки очевидно, особенно в городских пробках, а введение дополнительных ступеней и принудительная блокировка гидротрансформатора позволяет приблизить их КПД к «механике». Явное противопоказание для гидромеханических автоматов – это жесткая эксплуатация (агрессивная езда, офф-роуд) – если перегрев или постоянная езда враскачку (вперед-назад без паузы между включениями) для МКПП не страшны, то «автомату» в таких условиях придется готовится к ускоренной замене фрикционов и тормозных лент.

Роботизированные коробки

Попытки автоматизировать переключение передач на МКПП предпринимались давно, но все они упирались в один подводный камень: если фрикционами и лентами АКПП могли управлять маломощные и медленные гидроприводы, то МКПП нужны были привода с высоким быстродействием. Поэтому фактически работоспособные конструкции появились на рынке только в 90-е годы, и по сути своей они представляли собой обычную «механику», где муфтами переключения передач и приводом сцепления управляли мощные электромагниты.

Увы, именно эти «роботы» и испортили репутацию идеи: «задумчивость» и удары при переключении передач у них только прогрессировали со временем, так как механизм выжима сцепления не мог адекватно адаптироваться к износу его дисков. К этому добавлялись регулярные проблемы с самими соленоидами.

Как-то исправить ситуацию смогли только преселективные коробки DSG – в них выбор следующей передачи происходил до отключения текущей, и одновременно срабатывали два фрикциона: первый разрывал крутящий момент текущей передачи, второй подключал следующую. По комфорту и быстродействию такие коробки уже смогли сравниться с «механикой», но по сложности уже догнали гидромеханические автоматы. Проблемы же с надежностью остались бичом «роботов» и по сей день.