"БелДжи" открылся: государство поддержит белорусов в покупке своих авто.

Белорусские легковые автомобили – это нечто из разряда «часто слышали, но мало ездили». Скудная история белорусского автопрома началась ни рано, ни поздно – в 1997 году. За два года (1997-1999) из поселка Обчак, что под Минском, выплыли американско-белорусские легковые автомобили Ford Escort и микроавтобусы Ford Transit в количестве аж 2280 штук (вместо запланированных 6000 в год). На этом сотрудничество Ford Motors с "Лада ОМС" закончилось, а белорусский автопром стал периодически испытывать более смелых инвесторов:

  • В 2004 году той же фирмой «Лада ОМС» с поддержкой польской компании Intrall Polcka было решено выпускать уже не легковые автомобили, а грузовички «Люблин-3», которые оказались дороже «Газелей» в три раза. Проект скромно прикрылся.
  • С конца 2004 года громко начался многообещающий проект ЗАО «Юнисон» Samand с иранской компанией Iran Khodro. До 2012 с национального конвейера п. Обчак сошли и с трудом продались 550 легковых авто из запланированных 50-60 тысяч в год. На белорусских Samand ездят в основном работники государственных органов и предприятий.
  • В 2011 году опять же в п. Обчак были собраны три экспериментальных кроссовера Chery Riich X1 (другое название - Chery Beat) и проданы по $6700. Цена в два раза ниже рыночной стоимости заставила китайских инвесторов на неопределенное время свернуть тему совместного производства с ЗАО «Юнисон».
  • В 2013 с новыми акционерами ОАО «БелАЗ», корпорацией Geely и СЗАО "СоюзАвтоТехнологии" белорусская компания СЭЗ СЗАО "БелДжи" на территории Борисовского завода организовала сборку автомобилей Geely SC-7 и даже запланировала выпуск Emgrand EX7. За месяц продалось целых 30 авто Geely SC-7 из запланированных 10 тыс. в год.

Что собой представляют белорусско-китайские легковые автомобили Джили (SC-7 и Emgrand EX7), могут рассказать таксисты, которым государство предложило пересесть с поношенных иномарок за руль отечественных моделей. После неформальных испытаний таксисты за собственные средства приобретать машины не спешат, но не против работать водителями таксопарка, сформированного из новых Geely. Белорусы запустили петицию с предложением пересадить чиновников на отечественные авто, которая моментально в интернете набрала более 10 тыс. голосов. Т.е. народ жалеет об упущенных возможностях сборки на своей территории уже известных брендов, о доступных кредитах на любимые иномарки.

Белорусско-китайские легковые автомобили Zotye Z300

Лишь настойчивые китайцы улыбаются в счастливое будущее белорусского автопрома и возлагают большие надежды на возможности завода в п. Обчак. Поэтому General Motors совместно с ЗАО «Юнисон» в очередной раз пытается сразить местное общество автолюбителей грандиозными планами на выпуск новых автомобилей. Нигде, конечно, производителем не отмечено, что Zotye Z300 – это копия Toyota Allion 2007 года, но фанатов японских авто обмануть сложно. Полуторалитровый двигатель от Mitsubishi, трансмиссия – от ZF SACHS, несколько комплектаций – есть и с относительно оригинальным интерьером. Но, вопреки клонированию (или благодаря ему) автолюбители уверены, что Zotye Z300 имеет больше перспектив, чем белорусские седаны Geely, из-за доступности качественных з/ч на рынке для японского «клона».

В общем, выпуская легковые автомобили по госплану, даже с поддержкой такого гиганта, как General Motors, Беларусь не угрожает конкуренцией и разорением ни одному в мире автопроизводителю в ближайшие десятки лет.

МИНСК, 17 ноя — Sputnik. Новый завод белорусско-китайского СЗАО "БелДжи", построенный между Борисовым и Жодино Минской области, торжественно открылся в пятницу. Президент Беларуси Александр Лукашенко дал старт запуску серийного производства автомобилей под маркой Geely, сообщили Sputnik в пресс-службе главы белорусского государства.

СЗАО "БелДжи", выпускающее легковые автомобили под маркой Geely, было создано в 2011 году. Его акционерами стали белорусский производитель карьерной техники БелАЗ (владеет 51,49% акций), СЗАО "Союзавтотехнологии" (9,01%), а также китайские корпорации Zhejang Jirun Automobile Co., Ltd (33,47%), и CITIC International Investment Limited (6,03%).

Как строили завод

По проекту, завод планировалось строить в две очереди. На первом этапе предприятие должно было собирать 60 тысяч авто в год. Первый этап включал создание мощностей по сварке, окраске и сборке кузовов, его стоимость оценивалась в 330 миллионов долларов, работы изначально рассчитывали завершить до начала 2017 года. Уровень локализации производства к этой дате должен был достичь 30%, а уже к июлю 2018 года - 50%.

Если проект станет успешным, его организаторы рассчитывали в 2018 году принять решение о строительстве второй очереди завода и увеличить мощности по сборке до 120 тысяч машин в год. При этом предполагалось, что на втором этапе будет создан полный цикл сборки.

Однако крупноузловая сборка легковых автомобилей началась еще до строительства первой очереди завода - в феврале 2013 года был собран первый автомобиль. В режиме "отверточной" сборки предполагалось изготавливать до 10 тысяч автомобилей в год. В феврале 2013 года в таком режиме был собран первый автомобиль марки Geely. Первые продажи собранных в Беларуси машин начались месяц спустя.

В настоящее время во всех областных центрах страны созданы и работают дилерские центры белорусско-китайского СП.

На площадях СП планируются к производству по полному технологическому циклу кроссоверы NL3, NL4 и седан FE3. Все автомобили будут оснащены как механической, так и автоматической коробкой передач и соответствуют экологическому классу Евро-5. Модель NL3 имеет также исполнение с полным приводом. В октябре 2017 года успешно завершены эксплуатационные испытания оборудования завода по производству автомобилей GeelyAtlas NL3. Проведение эксплуатационных испытаний по модели NL4 запланированы на январь 2018 года, по модели FE3 — на май 2018 года.

Как ожидается, в 2017 году с конвейера СП сойдут 1,8 тысячи машин, в 2018 году производство вырастет до 25 тысяч штук, в 2019 году - до 35 тысяч штук.

В настоящее время на заводе работают более 760 человек.

Сбылась мечта президента

Открывая предприятие, в пятницу глава белорусского государства рассказал, что это была его мечта - создать в стране собственное производство легковых автомобилей.

© Photo: Сергей Сацюк / БелаПАН

Белорусско-китайское СЗАО "БелДжи"

Как ранее отмечал Sputnik, над этой темой белорусские автомобилестроители работали практически с самого начала создания государства. Однако проекты с другими иностранными инвесторами оказались неуспешными в силу самых разных причин. Строить свое сборочное производство в Беларуси пытались многие - от американской General Motors до иранской Iran Khodro. Примечательно, что под Минском в поселке Обчак до настоящего времени работает СП ЗАО "Юнисон", на базе которого пытались реализовать все эти проекты, но сейчас оно выпускает автомобили не в сотрудничестве с Ираном, а с другими производителями, причем речь идет о крайне небольших партиях.

"Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась", — сказал Лукашенко на церемонии открытия СЗАО "БелДжи".

Он подчеркнул, что за это необходимо поблагодарить руководство Китайской Народной Республики, в частности председателя КНР Си Цзиньпина, и добавил, что совсем скоро ему представится возможность сделать это лично.

Государство будет стимулировать продажи в Беларуси

По словам Лукашенко, запуск завода — это только начало.

"Как вы понимаете, произвести — не проблема, главное — продать. Рынок не просто насыщен, и конкуренты рыщут здесь по Беларуси и за ее пределами, пытаясь найти хоть маленькую нишу, чтобы продать свой товар. Конкуренция очень сильная. И сегодня правительству поручено разработать меры, которые позволят нам продавать хотя бы 60 тысяч автомобилей на внутреннем и внешнем рынках", — обратил внимание глава государства.

По его словам, в стране уже разрабатывается проект указа, направленный на стимулирование покупки белорусами автомобилей, произведенных СЗАО "Белджи".

"Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет", — отметил президент.

По его словам, не исключено, что такими мерами поддержки могут стать продажа в кредит с отсрочкой платежа или механизмы финансового лизинга.

Однако, по словам главы государства, нужно думать и о том, чтобы предприятие было рентабельным и смогло реализовать свою продукцию и при удвоении производственных мощностей.

"В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тысяч автомобилей в год, не имея дохода на этом предприятии", — сказал президент.

По его словам, для этого нужно продавать не менее 35 тысяч машин в год.

Между тем, во многих соседних государствах действует система стимулирования государством продаж собранных на их территории автомобилей, особенно широко такие программы распространены в России. Будет ли Беларусь использовать российский опыт - пока неизвестно.

Длинная гарантия

Лукашенко также заявил о том, что гарантию выпущенных в Беларуси автомобилей Geely нужно увеличить до пяти лет.

"Гарантийный срок — нам надо выйти на пять лет. Мы уже четыре года предлагаем и 100 тыс. км пробега, надо пять лет. Надо пойти на это", — убежден Лукашенко.

© Photo: Сергей Сацюк / БелаПАН

Белорусско-китайское СЗАО "БелДжи"

Президент отметил, что уже предложил подумать над этим китайским партнерам и специалистам завода. "И каждому рабочему должно лечь в голову, что надо произвести автомобиль качественный, чтобы он мог пять лет эксплуатироваться без всяких проблем", — подчеркнул глава государства.

Не менее важный вопроссервисное обслуживание автомобилей. Правительству было дано поручение развивать сеть сервисных станций, которые давно уже функционируют в различных городах страны.

"В каждом центре будет отдельно сколько надо места для обслуживания белорусских автомобилей, чтобы человек мог свободно пройти техническое обслуживание и, если нужно, ремонт", — сказал президент.

Еще одной важной темой, по мнению президента, должно стать создание на базе БелДжи собственного конструкторского бюро.

По его словам, на первом этапе нужно привлечь около десяти человек, которые будут совместно с конструкторами с МАЗа и БелАЗа работать для того, чтобы дизайн автомобилей Geely разрабатывался в Беларуси.

Чиновники пересядут на китайские авто

Импортные автомобили в государственных органах Беларуси будут постепенно заменяться на произведенный в стране автомобиль Geely, также заявил Лукашенко.

"Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили этих автомобилей, и сейчас постепенно будет идти замена — от правительства до председателя райисполкома", — рассказал Лукашенко.

Президент также заявил, что ездить на белорусско-китайских машинах должны и сами работники завода, и пообещал им дополнительные меры поддержки для таких покупок.

После окончания торжественных мероприятий руководители китайских компаний подарили Лукашенко электромобиль Geely, который пока не производится в Беларуси. Президент заверил, что обязательно протестирует машину, тем более ему есть с чем сравнить ее: ранее глава государства уже опробовал возможности электрокара Tesla. При этом Лукашенко отметил, что еще лучшим подарком для него станет организация выпуска в Беларуси надежных электромобилей.

Перспективы и риски

Как отметил в ходе торжественной церемонии белорусский президент, для рентабельной работы завода необходимы хорошие продажи не только в Беларуси, но и за ее пределам, особенно тогда, когда предприятие выйдет на плановые мощности.

Еще на этапе создания производства его организаторы не скрывали, что рассчитывают, в первую очередь, на российский рынок.

Однако в РФ, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году было продано немногим более 11,6 тысячи автомобилей Gееly (часть из которых была собрана в России), в 2016 году — менее 5 тысяч машин.

Падение продаж было обусловлено экономическим спадом в России и падением спроса на легковые автомобили из-за снижения уровня доходов населения и удорожания банковских кредитов.

Сейчас российские аналитики отмечают некоторое восстановление спроса на машины класса Geely.. В октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 17,3%, а за десять месяцев рынок вырос на 11,3%. При этом положительные тенденции отмечаются с марта этого года. В данной связи АЕБ полагает, что по итогам 2017 года продажи достигнут уровня 2015 года.

На волне подъема рынка многие российские автопроизводители обновили свои планы, некоторые заявили о возобновлении производства популярных моделей и росте своих мощностей, в частности — Mitsubishi и Ford. Это дает российским производителям возможность рассчитывать на рост производства по итогам года на 10% как минимум.

Между тем, некоторое улучшение конъюнктуры на российском рынке легковых автомобилей пока никак не сказалось на укреплении позиций "БелДжи" на российском рынке.

По данным Белстата, за январь-июль поставки произведенных в Беларуси авто в Россию упали более чем в 2 раза до 32 миллионов долларов.

Зачастую летопись производства легковых автомобилей в Беларуси ведут от начала сборки «Фордов» в поселке Обчак под Минском в 1997 году. Но, оказывается, началось все немного раньше. Я исследовал историю становления белорусского народного автомобиля с начала девяностых.

Мы уже рассказывали о том, как Беларусь пришла к более-менее массовому производству легковушек и минивэнов и какие модели собирают в стране сегодня. А сейчас вспомним, как пытались организовать сборку автомобилей до Ford и какие смелые и амбициозные проекты предлагались в середине — конце девяностых и двухтысячных.


Внимание! Полноразмерные фото можно посмотреть по ссылке в конце записи. Также можно вручную скопировать URL-адрес каждой фотографии и вставить в адресную строку браузера, - тогда картинка откроется в полном размере.

Как мы знаем, в Белорусской ССР была развита грузовая автопромышленность: минские грузовики МАЗ — гражданские и военные (производства МЗКТ), могилевские тягачи МоАЗ, жодинские карьерные самосвалы БелАЗ. А вот легковушки промышленность не выпускала.

А раз так, автолюбители брались за дело сами и строили автомобили, которые потом регистрировали в ГАИ и на которых легально ездили по стране. Про одну такую кустарную легковушку — «Фантазию» начала семидесятых — мы уже рассказывали . И это был далеко не единичный пример. Сам создатель, Борис Каравкин , говорил, что взялся за самоделку после того, как его друг построил свою машину. Такая инициатива поощрялась, немало внимания самоделкам уделялось в телепередаче «Это вы можете», да и редко какой номер журнала «Моделист-конструктор» или «Техника — молодежи» обходился без упоминания очередной штучной модели. Регулярно устраивались слеты-смотры и пробеги членов движения «самавто» (самодельный автомобиль), рассказывает блогер и автоконструктор Андрей Чудаков.

В номере 7 журнала «Моделист-конструктор» за 1991 год подробно рассказывается о еще одной минской самоделке: микролитражке «Яуза-035» работы инженера М. Ярошевича . К сожалению, в статье нет фотографий (лишь чертежи и рисунок на обложке), но из текста можно понять, что автор машину построил и ездил на ней. Мотоциклетный двигатель Иж-Ю4 мощностью 27 л. с. мог разогнать 2,5-метровый автомобильчик с кузовом из дерева и оргалита до 80 км/ч.

1992−1993: «формулы» и «бумеры»

В начале девяностых немец Йохан Кнапп совместно с белорусскими автоэнтузиастами Геннадием Драбкиным и Александром Синкевичем организовал фирму «JAK — автомобильные технологии» и затеял проект «Гонки для Беларуси». В 1992-м белорусские специалисты проходили обучение на известной гоночной фабрике Zakspeed. А вскоре на Опытно-механическом заводе в Минске (также известен как «Белбыт») собирали автомобили для гонок класса «Формула-Юниор» и «Формула-3». Двое белорусских парней приняли участие в чемпионате ФРГ. Затем Кнапп пытался развивать аналогичный проект для России, но буквально через пару лет все пришлось свернуть. Сколько именно построили болидов, неизвестно, но разошлись они по всей Евразии. Один JAK JK-26 даже добрался до Японии . Подробно историю создания фирмы можно почитать .

В «Вечернем Минске» за 27 декабря 1993 года появляется заметка с громким названием «Шабаны готовятся стать центром». Можно подумать, что речь идет о том, что окраинный микрорайон получит новый административный статус. На самом же деле оказывается, что здесь собираются открыть сервисный центр, который из «бэушных» BMW станет делать автомобили методом refurbishment: выбрасываем негодные детали, ставим взамен новые. Сейчас такая схема очень популярна при выпуске мобильных телефонов. Как видим, крупного центра автомобилестроения из Шабанов так и не получилось.

1994: прожекты в духе Васюков

Девяносто четвертый в Беларуси выдался богатым на разные проекты и прожекты. Например, у нас собирались начать выпускать пассажирские самолеты. Что до автомобилей, то в марте белорусы узнали, что знаменитый предприниматель Андрей Климов (прежде известный по строительному бизнесу) собрался разработать и начать строить первую сугубо белорусскую легковушку.

В раздаваемых направо и налево интервью Климов говорил, что двигатель, коробку передач и радиоприемники закупят за рубежом, а все остальное станут делать своими силами. На вопрос — не проще ли купить лицензию на платформу? — отвечал: нет, мол, гарантий, что не подсунут старье. И вообще якобы у всех машин база одинаковая, а меняется только кузов и электроника. В общем, новоиспеченный автоспециалист рассказал, что группа конструкторов СКБ «Автоваза» готова переехать в Минск для разработки национальной легковушки, и пообещал, что в ноябре того же 94-го завершится конкурс проектов, через три года выпустят первые образцы, через пять лет начнется серийный выпуск, а через десять конвейер заработает на полную мощность. Климовской машины никто так и не увидел.

Не менее смелый прожект появился в июле того же года. Представители «Восточной академии» и «Центра по техническому консультированию и конверсии имени Штайнбайса» из Германии приехали с визитом в Минск, вдохновились инвестиционным климатом и заявили, что в Минске хоть сейчас можно начать выпуск электромобилей на солнечных батареях. Директор «Восточной академии» Армин Рупалла рисовал перспективы, достойные Нью-Васюков:

— Для осуществления данного проекта в республике есть все необходимое. На базе одного из автозаводов можно реально наладить сборку солнечных авто. Оптическое оборудование на добротном европейском уровне выполнят рабочие Белорусского оптико-механического объединения. С производством электронной части успешно справится объединение «Интеграл». Дефицит с аккумуляторными батареями способно разрешить производственное объединение «БелВАР». Хватит в республике для этой затеи и квалифицированных специалистов.

Пока прожектеры обещали привести нас к светлому автомобильному будущему, тем же летом другие компании начали собирать машины не на словах, а на деле. В июне при помощи компании «Белинтурист» на мощностях завода «БелАЗ» начали собирать грузовички польской марки Lublin. В новостях отмечалось, что польское в «Люблин-БелАЗе» — только двигатели, все остальное поставляют белорусские предприятия.

Автомобили собирали до сентября 1999 года. Среди выпускаемых моделей называют грузовички и фургоны «Люблин-БелАЗ-3352/3353/3355/3372» и микроавтобусы «Люблин-БелАЗ-3201/3314». В следующий раз «Люблины» снова прописались в Беларуси пять лет спустя: в 2004-м их недолго собирали на бывшем «фордовском» заводе в Обчаке, но уже на фирме «Юнисон».

А в ноябре 94-го автомобили начали собирать в Гродно — на заводе карданных валов (сейчас — ОАО «Белкард»). В те тяжелые времена предприятия старались выжить, как могли, и нередко брались за непрофильные затеи. На Минском авиаремонтном заводе, например, выпускали стиральные машины и микроволновки. Здесь же взялись собирать микролитражки «Ока». Пока это была в чистом виде «отверточная» сборка, но в будущем рассчитывали локализовать часть узлов и через несколько лет выпускать по десять тысяч машин в год. Сегодня упоминания о том, что в Гродно когда-то собирали «Оку», найти очень сложно. Ясно одно: ни о каких десятках тысяч и речи быть не могло. Мы даже не знаем, удалось ли завершить опытную партию из десяти штук.

1996−1997: «Шкоде» нашкодили, «Форд» промчался транзитом

В 1995 году на базе 124-го авторемонтного завода и регионального спецавтоцентра «Беларусь-Таврия» создали ЗАО «Таврия-Минск» для выпуска автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» с ручным управлением для инвалидов. Ключи от первой машины вручал Александр Лукашенко . В 1996 году собрали 300 машин, в следующем — 350. На будущие годы собирались увеличить план до 550 автомобилей в год, но такие показатели не обеспечивали рентабельности, и производство закрыли.

Фирма «Пуше», которая в середине девяностых была импортером бытовой электроники и автомобилей, заодно являлась дилером компании Škoda. В 1996-м на фирме решили наладить производство легковушек Škoda Felicia и Škoda Felicia Combi на базе Дзержинского завода «Агромаш». Некоторые источники пишут, что на заводе уже выполнили монтаж оборудования и вот-вот были готовы начать штамповать по десять тысяч «Шкод» в год. Но внезапно бизнес свернули и ни одного автомобиля не выпустили. Поговаривают, что причиной такого поспешного ухода с рынка стало очередное изменение системы налогообложения. Любопытно, что и сегодня еще некоторые интернет-справочники компаний пишут про завод «Агромаш» (который давно уже сменил название на «Амкодор-Дзержинск») следующее: «Продукция — сборка автомобилей „Фелиция-Шкода“. Производство автомобилей ».

18 июля 1996 года состоялась официальная церемония начала строительства завода «Форд Юнион». В июне 97-го завод выпустил первые партии микроавтобусов Ford Transit, а в июле — легковушки Ford Escort. Александр Лукашенко проехал на белорусской новинке.

В год собирались выпускать по шесть тысяч машин, но к концу 97-го освоили лишь несколько сотен, в 98-м — 1840, в 99-м — 440 штук. Всего за три года выпустили 3660 автомобилей. Изменение налогового законодательства сделало сборку автомобилей в Беларуси невыгодным, и в 2000 году предприятие продали английской фирме J&W Sanderson, которая учредила СП «Юнисон». Англичане обещали сохранить производство машин и наладить выпуск автозапчастей, но вместо этого начали отливать зубные щетки.

Дальнейшую историю производства автомобилей в Беларуси AUTO.TUT.BY рассказывал раньше — сейчас остановимся лишь на нескольких малоизвестных проектах.

2001−2002: снова «Шкода» и шахматный «Мишка»

Летом 2001 года снова появились разговоры о том, что на заводе «Юнисон» начнут собирать Škoda Fabia и Škoda Octavia. Представители завода обещали выпускать по 6 тысяч машин в год и поставлять большую их часть на экспорт. Дальше разговоров дело не зашло.

А вот другой проект чуть было не дошел до реализации. В 1997 году российская компания «АСМ-холдинг» разработала микролитражку под названием «Мишка» — нечто вроде «Оки», даже со схожим дизайном. В 2002 году директор холдинга Михаил Волосов заявил, что они продали лицензию на производство «Мишки» Белорусскому автомобильному заводу. В этом же году завод должен был собрать опытную партию, в 2003-м — промышленную, а дальше уже выйти на уровень 10 тысяч машин в год. По неподтвержденным слухам, несколько микролитражек на БелАЗе собрали. Но никакого развития проект не получил. В том же 2003-м в России организовали новую фирму «Мишка-Тула-Москва», одним из акционеров которой стал шахматный чемпион Анатолий Карпов, и еще почти десять лет фирма пыталась начать серийный выпуск машин. Около полусотни опытных экземпляров все же построили.

2010−2014: ё-Васюки и испанско-китайский МАЗ

В декабре 2010-го МАЗ презентовал две модели микроавтобуса: МАЗ-181010 и МАЗ-182010. Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Алексей Тутубалин заявил, что за основу взята одна из моделей, которая выпускается в Испании. И уже в следующем году завод на своем филиале «Могилевтрансмаш» собирается изготовить 200 микроавтобусов, а потом довести это число до полутора тысяч, причем с 30-процентной локализацией. Но блогеры очень быстро раскусили, что за основу взята никакая не испанская модель, а самая настоящая китайская: King Long Hiase, которая является клоном модели Toyota HiAce четвертого поколения разработки конца восьмидесятых. Заодно выяснилось, что оба микроавтобуса — длинный и короткий — приехали прямиком из Китая, и вроде бы там же на них и логотип МАЗа прикрепили. От автожурналистов микроавтобусы получили хлесткое прозвище «Мазель».

К 2012 году от короткой модели — МАЗ-182010 — отказались, а ее индекс присвоили длиннобазной машине, да впридачу дали ей собственное имя «Ника». И производство действительно началось в Могилеве. Несколько лет спустя главный конструктор пассажирской техники завода Юрий Сырокваш рассказал нам, что проект закрыли из-за нерентабельности после выпуска 14 единиц микроавтобусов. Одну из этих машин можно встретить в виде скорой помощи на МАЗе, другая тоже используется на заводе — в качестве административного «буса». Нет-нет да и встретишь «Мазель» на улице.

В 2010 году российский миллионер Михаил Прохоров начал амбициозный проект по созданию очередного народного автомобиля под маркой «Ё». Авторы обещали уникальный роторно-лопастной двигатель, гибридные технологии, низкую цену, участие в ралли «Дакар» и прочие маловыполнимые затеи. Весной 2011 года Леонид Заико — известный экономист, член общественно-консультативного совета при Администрации Президента Республики Беларусь — заявил , что в Беларуси надо бы построить три завода по производству «Ё-мобилей»: в Гомеле, Барановичах и где-нибудь еще. И чтоб каждый завод выпускал по десять тысяч машин в год.

Чем закончилась эпопея, мы знаем: ни один завод ни в Беларуси, ни в России не построили, а Михаил Прохоров подарил проект «Ё-мобиля» государству из любви к родине. Тем не менее в 2014 году компания «Ё-инжиниринг» на своей базе в Шабанах все же собрала четыре электромобиля ё-Crossback EV , один из которых Прохоров затем подарил Владимиру Жириновскому.

Белорусский автомобиль: хронология

Мы попытались собрать сведения обо всех легковушках и грузовичках/микроавтобусах, которые собирали в независимой Беларуси. Если у вас есть дополнительные сведения — делитесь в комментариях. Заодно отметим, что с 2007 года лидский опытный завод «Неман» (сейчас — филиал МЗКТ) развивает производство малых автобусов на базе итальянских и китайских шасси. Впрочем, эти модели по размеру и вместимости ощутимо больше, чем обычные «микрики», так что тут мы их не учитываем.

1993 : гоночные машины «Формула-Юниор» и «Формула-3» («JAK — автомобильные технологии», завод «Белбыт», Минск)

1994−1999 : развозные грузовики и микроавтобусы «Люблин-БелАЗ» (завод БелАЗ, Жодино)

1994 -1995 : КамАЗ-1111 «Ока», штучные экземпляры (Завод карданных валов, Гродно)

1996−1997 : ЗАЗ-1102 «Таврия» («Таврия-Минск», 124-й ремонтный завод, Минск)

1997−2000 : Ford Escort и микроавтобусы Ford Transit («Форд Юнион», поселок Обчак)

1999 : фургоны и микроавтобусы ГАЗ-33021, ГАЗ-3323 и ГАЗ-2705 "Газель" ("БелГАЗавтосервис", Колядичи, Минск)

2000 : ГАЗ-3310 "Волга" ("БелГАЗавтосервис", Колядичи, Минск)

2004 : фургоны Lublin-3 («Юнисон», поселок Обчак)

2006−2013 : Samand («Юнисон», поселок Обчак)

2009 : микроавтобусы «Юнилайн» на базе Ford Transit и автомобили скорой помощи «Юнимед»/«Юникс» на базе «Газели» и Renault Master («Юнисон», поселок Обчак)

2011−2013 : Samand Soren («Юнисон», поселок Обчак)

2011 : Chery Riich X1, штучные экземпляры; развозные грузовики «Юником» на базе KIA 2500 F («Юнисон», поселок Обчак)

2012 : микроавтобусы МАЗ-182010 «Ника», штучные экземпляры (МАЗ, филиал «Могилевтрансмаш», Могилев)

2012 : Zotye Z300 («Юнисон», поселок Обчак)

2013 : ГАЗ-3309 "Валдай" под собственным именем "Белава" ("БелГАЗавтосервис", Колядичи, Минск)

2013 : Geely SC-7 («БелДжи», завод «Автогидроусилитель», Борисов)

2014 : Geely Emgrand X7, Geely LC-Cross («БелДжи», завод «Автогидроусилитель», Борисов)

2014 : Opel Corsa, штучные экземпляры («Юнисон», поселок Обчак)

2014 : ё-Crossback EV, штучные экземпляры («Ё-инжиниринг», Минск)

2015 : Opel Mokka, Peugeot 508, Peugeot 301, Peugeot 3008, Peugeot Partner Tepee, Citroen C-Еlysee, Citroen Berlingo («Юнисон», поселок Обчак)

2015-2017 : Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade («Юнисон», поселок Обчак)

2016-2017 : Cadillac XT5, Cadillac CTS («Юнисон», поселок Обчак)

2017 : Geely Atlas NL3 ("БелДжи", новый завод, Борисов)

Обновление от марта 2016
С 24 апреля 1999 года на предприятии "БелГАЗавтосервис" начали собирать грузовики ГАЗ, а также грузовые и пассажирские "ГАЗели" ГАЗ-33021, ГАЗ-3323 и ГАЗ-2705. С 2000 года начали собирать ГАЗ-3310 "Волга". Как долго продолжался выпуск "Волг" и "Газелей" - неизвестно. С октября 2013 тут же начали собирать ГАЗ-3309 "Валдай", которые получили собственное имя "Белава".

Обновление от 12 августа 2016
В газете "Транспортник Белоруссии" (№2 от 09 января 1966 года) сообщалось о новом трехместном микроавтомобиле "Кристалл-Р5" с мотоциклетным двигателем в 36 л.с.

Обновление от 30 ноября 2016
В газете "Вечерний Минск" за 31 мая 1995 в статье "Ока впадает в Омут?" сказано, что Гродненский завод карданных валов подписал с "КамАЗом" договор на поставку 500 автомобилей. Судя по всему, в 1995-м на заводе все еще собирали какое-то количество машин.

Обновление от 3 марта 2017
В 1992 году некая итальянская фирма доставила на Казимировский опытно-экспериментальный завод в Могилеве электромобиль - там собирались наладить его серийную сборку, но ни одной машины так и не собрали: https://auto.tut.by/news/exclusive/537467.html .

Обновление от 20 ноября 2017
Участие в торжественной церемонии открытия нового завода "БелДжи" и запуска серийного производства принял Президент Беларуси Александр Лукашенко. В конце марта 2015 года началось строительство завода мелкоузловой сборки комплектов автомобиля полного цикла. Новое предприятие разместилось между Борисовом и Жодино и заняло площадь около 120 га. Проектная мощность на первом этапе составит 60 тыс. машин в год. На площадях СП планируются к производству по полному технологическому циклу кроссоверы NL3, NL4 и седан FE3. В октябре 2017 года успешно завершены эксплуатационные испытания оборудования завода по производству автомобилей GeelyAtlas NL3. Проведение эксплуатационных испытаний по модели NL4 запланированы на январь 2018 года, по модели FE3 - на май 2018 года.

Обновление от 07 декабря 2017
Крупноузловой сборкой некоторых моделей концерна GM на мощностях белорусского завода «Юнисон» занялись в 2015 году. Основным рынком сбыта больших моделей Tahoe, Escalade, XT5, CTS был, конечно, российский рынок. Но GM отказался от крупноузловой белорусской сборки и переходит на поставки автомобилей из США. В отделе продаж «Мультимоторс», официального дилера Chevrolet и Cadillac в Беларуси, подтвердили информацию. Действительно, автомобили этих марок больше не производятся в Беларуси, причем уже с середины 2017 года. Собранные автомобили реализуются в обычном порядке, а следующие партии уже будут поступать из США. Причиной отказа стало то, что белорусская сборка оказалась экономически неэффективной.
https://auto.tut.by/news/autonews/571988.html

Zotye Auto – крупнейший китайский автоконцерн, который работает на рынке более 12 лет. Входит в холдинг «Зоти Групп» и ТОП-10 автомобильных компаний КНР . Является адептом инновационного рационализма, делает акцент на безупречном комфорте, высокой степени безопасности, простой управляемости. Реализуется во многих странах мира.

Белорусское предприятие «ЮНИСОН» является официальным партнёром «Зоти Авто». У нас можно приобрести легковые автомобили Зоти различных моделей и комплектаций. Сотрудничаем с дилерами России и Беларуси.

Почему стоит выбрать автомобиль Zotye?

Еще...

Купить легковой автомобиль Зоти в Беларуси – верное решение , если вы мечтаете о красивом, богато оснащённом транспортном средстве по демократичной цене. Всем моделям бренда присущи такие качества, как стильная внешность, достойные эксплуатационные характеристики. Можно быть уверенным в том, что эти автомобили никогда не подведут!

Компания следит за последними тенденциями из мира автоиндустрии и заботится об экологии. При сборке автомобилей Zotye в Беларуси предприятие «ЮНИСОН» использует такие разработки:

  • Светодиодные фары, которые не только улучшают видимость, но и существенно экономят энергию.
  • Системы безопасности, защищающие пассажиров.
  • Двигатели Euro-5 с низким выбросом вредных веществ в атмосферу.
  • Электрообогрев сидений для комфортной езды осенью и зимой.

Где выгодно купить легковые Зоти в Минске?

Планируете приобрести Zotye в Беларуси у официального поставщика? Сразу обращайтесь к нам!

Выбор, последующая покупка новой машины – волнительный и ответственный процесс. Мы прекрасно понимаем это и прилагаем максимум усилий, чтобы процедура приобретения для вас прошла гладко, подарила только положительные эмоции.

Оставьте нам свой номер телефона – и мы обязательно вам перезвоним. Или свяжитесь со специалистом «с ЮНИСОН»» по указанным на веб-сайте телефонам. Оцените все преимущества работы с самым первым в Беларуси заводом легковых автомобилей!

Представленная на сайте информация носит ознакомительный характер и отражает характеристики спецтехники, изготовленной на СП ЗАО «ЮНИСОН» по индивидуальным заказам. Мы можем изготовить аналогичный автомобиль, дополнив его другим оборудованием по желанию заказчика, или разработать новый индивидуальный проект для реализации ваших задач.

Китайцы уже давно вошли на белорусский рынок - "отверточную" сборку Geely в Борисове осуществляли с 2013 года. Однако амбиции руководства концерна требовали строительства полноценной площадки, чему способствовали и правила Евразийского союза о минимальной локализации автомобильного производства. Строительство завода мелкоузловой сборки в Жодино площадью 120 га стартовало в конце марта 2015 года и было завершено через два с половиной года. Объем инвестиций в Geely оценивают в 300 млн долларов.

Проектная мощность на первом этапе составит 60 тысяч автомобилей в год, но она может быть доведена до 120 тысяч. Впрочем, до конца года здесь успеют выпустить только 1,8 тысячи Atlas, к которым в 2018-м добавятся еще две модели - обновленный кроссовер Emgrand X7 (в январе) и новая модификация седана Emgrand 7 (в мае). В результате в 2018-м ожидается производство 25 тысяч машин, а в 2019-м - 35 тысяч.

Большая часть комплектующих в Жодино будет поставляться производителями, которые сотрудничают в Европе с заводами Volvo (шведский автогигант с 2010 года входит в большую структуру концерна Geely). Цех сборки площадью свыше 16 000 квадратных метров здесь разделен на три основные линии: интерьера, шасси и окончательной сборки, примерно столько же "квадратов" занимают вместе цеха окраски и сварки.

Как рассказал на недавней встрече с российскими журналистами в Китае (среди них был и корреспондент "РГ") гендиректор Geely International Corporation Нань Шэнлян, автомобили белорусского производства будут продаваться не только на местном рынке, но и в России (причем их большая часть), а также в Казахстане и на Украине.

"Мы начали реализацию этого проекта в 2014 году, когда произошел финансовый кризис, курсы белорусского и российского рубля упали. Но в этот трудный момент Geely продолжила строительство, что доказывает серьезность наших планов", - отметил Нань Шэнлян. И добавил, что постепенно на конвейер в Жодино будут ставить все новые модели, "чтобы клиенты в ЕврАзЭС получили больше выбора".

Geely Atlas. Фото: Андрей Полухин / РГ.

"Открытие новой производственной площадки большой мощности, рассчитанной на производство более 60 000 автомобилей в год, - очень значимый для компании шаг. Это позволит Geely подтвердить статус глобального игрока, который активно развивается на внешних рынках", - подтвердил директор по маркетингу Geely Motors в России Андрей Левин.

Напомним, ранее автомобили Geely для российского рынка выпускали на заводе в Черкесске, но теперь необходимость в этом для компании отпала. На той же встрече с российскими СМИ президент концерна Ан Цуйхуэй отметил, что планов создания производства в РФ у компании нет, поскольку теперь у нее есть собственный автозавод в Беларуси. Но тут же добавил, что реализация проекта началась после достижения соглашения между президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным.

Что касается Geely Atlas, то пока речь идет об автомобилях с передним приводом и двигателями объемом 2,0 и 2,4 литра, работающих как с "автоматом", так и с механической коробкой передач. Позже линейка модификаций должна быть расширена - в том числе за счет турбомотора и полного привода. Кстати, корреспондент "РГ" уже протестировал новый кроссовер для России. Подробный материал об этом вскоре читайте на нашем сайте.

Кстати, как заявил на церемонии открытия завода президент республики Александр Лукашенко, импортные автомобили в госорганах Беларуси будут постепенно заменяться на произведенный в стране автомобиль Geely. "Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили этих автомобилей, и сейчас постепенно будет идти замена - от правительства до председателя райисполкома", - цитирует Лукашенко его пресс-служба.