Тенденции автомобильного рынка последних лет. Обзоры рынка новых авто

В декабре 2016 года рынок новых легковых автомобилей показал свой годовой максимум. В декабре рынок легковушек вырос к ноябрю на 21,76%, продажи увеличились до 137 572 ед. авто, что оказалось на 5,8% выше уровня реализации за декабрь 2015 года.

Несмотря на это, годовой показатель рынка остался в минусовой зоне, о чем свидетельствуют данные исследования «Автостат Инфо». За весь прошлый год в РФ было продано 1 243 020 автомобилей, на 3,2% меньше, чем в 2015 году.

Российские марки пошли в рост

Прошедший год показал усиление сегмента отечественных марок на авторынке страны. По итогам 2016 года их доля выросла на 2 процентных пункта, до 22,1%, а фактические продажи увеличились на 6,1% и составили 274 322 ед. В декабре рынок российских легковушек достиг своего годового рекорда — 31 031 проданных авто, что на 13,3% больше, чем в декабре 2015 года. В общем объеме легкового авторынка страны на российские машины в декабре пришлось 22,6% (годом ранее — 21,1%).

Сегмент российских автомобилей тянет вверх марка LADA, по ней фиксируется рост продаж как в декабре, так и за 2016 год в целом. В «Автостат Инфо» отмечают, что в прошлом году в России был продан 255 371 автомобиль LADA, на 6,6% больше, чем за весь 2015 год. Только за декабрь объем продаж увеличился на 15,1% в годовом сопоставлении и составил 28 833 ед. За последний месяц 2016 года доля LADA в объеме авторынка выросла до 21% (годом ранее — 19,3%). Показатели марки «УАЗ» остались в минусе. За прошлый год ульяновский автопроизводитель реализовал 18 930 автомобилей, на 0,3% меньше, чем в 2015 году. В декабре спад составил 6,1%, всего было продано 2198 новых «УАЗов».

По итогам прошлого года аналитики «Автостат Инфо» зафиксировали спад сегмента иномарок на 5,6% в годовом сопоставлении. Объем реализованных машин составил 968 698 ед., что эквивалентно доле в 77,9% (в 2015 году доля составила 79,9%). Декабрьский показатель на рынке автомобилей иностранных марок (106 541 ед., +3,8%) оказался самым высоким за весь прошедший год.

ТОП-5 сегмента иномарок по итогам 2016 года заняли массовые бренды — KIA, Hyundai, Renault, Toyota и Volkswagen. И большинство из них, за исключением Hyundai и Volkswagen, закончили год с приростом. Лидером по фактическим продажам стала KIA — 153 060 ед. авто (+6,8%), которая в абсолютном рейтинге авторынка РФ заняла второе место, уступив только отечественной LADA. Второй по величине результат продаж среди иномарок продемонстрировал Hyundai — 129 103 авто (-1,6%). На третье место вышел Renault с приростом в 9,8% (всего 113 133 ед.). Toyota и Volkswagen заняли еще два места в ТОП-5 среди иномарок: 84 807 и 70 327 ед. соответственно (+5,6% и -0,6%).

Согласно данным аналитиков «Автостат Инфо», в 2016 году в России некоторые премиальные марки показали высокую динамику. Так, за прошлый год на 89,2% до 1771 ед. выросли продажи Jaguar, на 28,2% до 21 791 шт. увеличились показатели Lexus. Кроме того, в 2016 году на 92,2% приросли продажи автомобилей Alfa Romeo (всего 98 ед.), объем реализации Ferrari стал больше на 80% (36 авто), smart прибавил 76,1% (до 685 ед.), а Bentley вырос за год в продажах на 66,7% (всего 315 машин).

Большое количество марок, входящих в ТОП-30 по версии «Автостат Инфо» за декабрь, продемонстрировали уверенный рост. Так, KIA, которая в прошлом месяце осталась лидером среди иномарок, увеличила объемы реализации в России на 17,9% и продала 16 517 машин. Hyundai (третье место в декабре) продал 15 118 машин, на 22,3% больше, чем в декабре 2015 года. Прирост у Renault составил 8% (продано 12 998 машин), а у Toyota — 1,2% (до 9437 ед.). Кроме того, в декабре Volkswagen реализовал в РФ 8125 автомобилей, на 5,8% меньше. чем за аналогичный месяц 2015 года. За тот же период продажи машин Nissan сократились на 6,1% до 7189 ед.

Абсолютным лидером рынка легковых автомобилей в России в 2016 году стала модель KIA Rio, которая оттеснила на второе место LADA Granta. Российская «Гранта» в годовом рейтинге опередила Hyundai Solaris. За год россияне приобрели 89 292 автомобиля KIA Rio (+4% к 2015 г.). LADA Granta разошлась на рынке в количестве 85 665 шт., что на 21,7% меньше по сравнению с 2015 годом. Третий по величине показатель продемонстрировал Hyundai Solaris -- 79 213 авто (-17,88%). Модель LADA Vesta стала четвертой -- 51 636 проданных авто. На пятое место вышел Volkswagen Polo, прирост продаж которого составил в годовом сравнении 9,9% (всего 44 687 ед.). В ТОП-10 среди моделей за весь прошлый год входит Renault Duster (6-е место) с результатом 43 982 реализованных авто (+17,3%). Седьмое место занимает LADA Largus, который разошелся на рынке в количестве 34 723 ед. (-16,2%). Восьмым стал Renault Logan (30 881 шт., -13,3%), а девятым — Chevrolet NIVA (28 636 шт., -0,9%). Последним финишировал кроссовер Toyota RAV4, продажи которого выросли за год на 15,4% до 28 330 ед.

Сегмент SUV занимает более 40 процентов в объеме авторынка

В 2016 году рынок SUV занял 40,65% от всех продаж. Как отмечают в «Автостат Инфо», это самый емкий сегмент российского авторынка. За год российские покупатели приобрели 505 337 машин, относящихся к классу SUV, на 6,1% больше, чем в 2015-м.

Второй по доле сегмент авторынка — это сегмент машин B-класса, на которые по итогам 2016 года пришлось 25,46% от всех автомобильных продаж. За год в количественном выражении объем реализации таких автомобилей составил 316 459 ед., что оказалось меньше результата 2015 года на 9,85%. Долю в 14% в продажах на легковом рынке занимает сегмент автомобилей C-класса. За год прирост объемов реализации таких машин составил 2,67%, фактические продажи выросли до 173 365 шт. И наконец, самый маленьких сегмент российского авторынка — малолитражные авто, на которые пришлось лишь 0,32% от всех продаж за прошлый год. Тем не менее, именно этот сегмент показал самый высокий годовой прирост, продажи компактных машин выросли на 24,6% до 3998 ед.

Лидером рынка SUV за прошлый год стал внедорожник Renault Duster. В сегменте С первое место заняла LADA Vesta. Первым среди минивэнов стала LADA Largus. В сегменте бизнес-седанов лидером продаж стала Toyota Camry (26 126 ед., +10,35%), в сегменте малолитражек — KIA Picanto (1657 шт., +8%).

Продажи автомобилей имеют некоторую корреляцию с состоянием экономики в стране. По итогам января-мая 2016 года продажи автомобилей упали на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Таким образом, прогнозы АЕБ (-4,7%) и "АвтоБизнесРевю" (-9%) не оправдались.

"Превалирующая точка зрения в экспертном сообществе состоит в том, что российская экономика прошла свою нижнюю точку и прогноз, по крайней мере, до конца года стабильный и даже положительный, глядя на 2017 год. Такая перспектива, конечно, обнадеживает, но она еще должна быть осознана покупателями прежде, чем она материализуется в их растущей уверенности и последующей активности на рынке. В настоящий момент терпение - главный пункт в повестке дня." - отмечает Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Рынок подержанных автомобилей

За май в России было продано 419 200 автомобилей с пробегом. Это на 17,4% больше, чем год назад.

Лидерами рынка остаются модели марки Lada. По сравнению с прошлым годом рост составил 5,5%. Второе место за подержанными Toyota"ми. Их рост составил 24,7%. Третье место занял Nissan, который показал рост в 23%.

Самыми популярными моделями стали Lada 2114, Lada 2107 и Ford Focus (самая продаваемая иномарка на вторичном рынке). Эти автомобили купили в количестве более 10 тысяч единиц.

Среди моделей, которые показывают наибольшую динамику роста, оказались Hyundai Solaris (+75,6%), KIA Rio (+54,6%) и Lada Granta (+65,1%).

Рынок продаж новых автомобилей

Среди рынка России по реализации новых автомобилей также отмечается рост:

  • Lexus стали покупать на 34,5% больше, чем в прошлом году
  • Lifan "закрыл" май с ростом на 88% по сравнению с маем 2015 года
  • Skoda в мае увеличила продажи на 24%
  • BMW вырос на 4,5%
  • VolksWagen показал рост на 0,5%

Но не все производители по итогам мая показали положительные результаты. Так АВТОВАЗ показал падение продаж на 10%, не смотря на популярность Lada Vesta и Lada XRay.

Кроме того Nissan прекратила продажи Juke и Teana на территории России, а дилеры Mitsubishi завершили продажи кроссоверов ASX.

Если смотреть на итоги продаж немного шире, то Россия выпала из ТОП-5 европейских лидеров по продажам новых автомобилей и заняла лишь 6 место. Увы.

С учетом роста в Северной Америке и Китае, мировые продажи легковых автомобилей, согласно оценкам, достигли 87,4 до миллиона в 2015 году. Об этом говорится в исследовании IHS Automotive.

Это увеличение всего на 1,5% по сравнению с 2014 годом – самый низкий рост с 2010 года. Вместе с тем, по мнению экспертов IHS, отрасль будет продолжать восстановление после глобального экономического кризиса, в то время как рост во всем мире замедляется, в том числе на фоне неопределенности в России и Южной Америке.

IHS оценивает, что североамериканские продажи легковых автомобилей увеличились на 5,5% до 20,6 миллионов единиц в 2015 году, по причине продолжающегося восстановления на рынке США, где продажи достигли 17,5 млн. единиц (увеличение на 6,0%). Результаты исследования IHS похожи на оценки других фирм, в том числе Morgan Stanley и TrueCar, которые ранее прогнозировали объем продаж более 17 млн. в Соединенных Штатах, так как цены на бензин остаются низкими, доверие потребителей растет и финансирование легко доступно.

Продажи легковых автомобилей в Китае, тем временем, согласно оценкам, выросли на 5,6% до 24,4 млн. в 2015 году. В начале 2015 года IHS прогнозировала рост продаж в Китае до 25 млн. единиц в 2015 году. Однако, несмотря на более широкий доступ к кредитам, расширение дилерских сетей и программы утилизации, предназначенные для стимулирования продаж, рост объема продаж легковых автомобилей снизился, вслед за замедлением роста китайской экономики в целом.

В 2015 году IHS скорректировала прогнозы в сторону понижения роста в том числе из-за неопределенности в России, которая повлияла на другие рынки в Восточной Европе. Продажи легковых автомобилей в России, которая находится в глубокой рецессии, имея дело с энергонезависимой валютой и перспективами более широкой войны в Украине, согласно оценкам, сократились в 2015 году на 36% по сравнению с предыдущим годом до всего 1,6 млн. единиц, что вдвое меньше по сравнению с продажами 2012 года. В начале 2015 года IHS прогнозировала падение объема продаж до 1,8 млн. единиц.

Наоборот, продажи автомобилей в странах Западной Европы, согласно оценкам, увеличились на 8,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и достигли 13,2 млн. единиц. Индия также продемонстрировала высокие темпы роста в 2015 году – 7,7% по сравнению с предыдущим годом, сообщает IHS, а объем продаж легковых автомобилей в стране увеличился до 2,8 млн. единиц.

IHS также зафиксировала ослабление автомобильного сектора в Южной Америке в 2015 году, где на крупнейшем рынке, в Бразилии, был зафиксирован спад продаж легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом на 26% до 2,5 млн., на фоне роста безработицы, падения доходов населения и ухудшения условий кредитования, а также из-за увеличения налогов.

Продажи легковых автомобилей в мире (по регионам), млн. единиц*

страна, регион 2012 2013 2014 2015 2016
Китай 19,1 21,4 23,1 24,4 25,7
США 14,5 15,6 16,5 17,5 18,0
Западная Европа 11,8 11,5 12,1 13,2 13,5
Индия 2,8 2,7 2,6 2,8 3,0
Россия 3,2 2,8 2,5 1,6 1,6
Мир в целом 79,5 82,8 86,3 87,6 89,8

* - данные IHS Automotive (2016 год - прогноз).


На 2016 год IHS прогнозирует рост объема продаж легковых автомобилей в мире до 89,8 млн. единиц.

Автомобильный рынок США, поддерживаемый низкими процентными ставками по кредитам и низкими цен на бензин, будет оставаться сильным. Хотя процентные ставки будут слегка повышаться, условия для покупок будут оставаться хорошими, что позволит рынку продолжить расти в 2016 и 2017 годах. IHS видит все еще сильный потенциал для укрепления экономики США и увеличения занятости, что приведет к росту американского рынка до 18 млн. единиц в течение ближайших двух лет.

В Западной Европе, импульс роста также силен, даже после восстановления в 2015 году значительно выше ожиданий. Нынешний прогноз – рост продаж на 2,5-3,0% может быть даже пересмотрен в сторону повышения. Тем не менее, некоторые европейские рынки достигли пика.

Оптимизм по поводу активности продаж на китайском рынке резко возрос, так как правительство объявило меры по сокращению налога на покупку автомобиля для небольших автомобилей. Тем не менее, по-прежнему сохраняющаяся волатильность фондового рынка может отпугнуть некоторых покупателей. Несмотря на замедление экономики Китая, IHS Automotive в настоящее время ожидает рост продаж легковых автомобилей на 5-6% в 2016 году - достаточно, чтобы увеличить продажи более чем на 1,3 млн. единиц.

Для Азиатско-Тихоокеанского региона, 2016 год будет годом перехода от разочаровывающего спада продаж в последние годы к возобновлению роста. На ключевых рынках Таиланда и Индонезии, возвращение к росту должно начаться во второй половине 2016 года, а в 2017 году рост должен увеличиться. Автомобильный рынок Индии, по прогнозам IHS, ускорится, так как более низкие цены на энергоносители и падение процентных ставок по автомобильным кредитам позволят вернуться к двухзначным темпам роста впервые с 2010 года.

Для Бразилии и России, 2016 год, вероятно, будет трудным. Оба рынка находятся в упадке уже в течение трех лет подряд, и, вероятно, 2016 год станет четвертым, когда в экономике сохранится отрицательная динамика. Автомобильный рынок Бразилии, вероятно, сократится на 14 процентов в 2015 году, в соответствии с прогнозом IHS Automotive. В России рынок легковых автомобилей будет продолжать сокращаться, а из-за сохраняющихся последствий низких цен на нефть, санкций, наложенных на экономику России, и обменного курса рубля.

В 2015 году немецкий производитель автомобилей компания Volkswagen ошеломила мир, когда сместил компанию Toyota как крупнейшего в мире производителя автомобилей по объему продаж. В первом полугодии 2015 года Volkswagen продала 5,04 млн. автомобилей с января по июнь, по сравнению с 5,02 млн. проданных Toyota за тот же период.

Аналитики объяснили рост продаж Volkswagen повышенным спросом в Европе, где рынок рос самыми быстрыми темпами более чем за пять лет. С другой стороны, Toyota пострадала от снижения спроса в Китае, а также от неспособности получать те же выгоды в Европе, несмотря на преимущества, которые компания получила через ослабление японской иены.

Правда, уже осенью Toyota вернула лидерство по продажам на мировом рынке, а по итогам года совокупный объем продаж компании составил около 10 млн. автомобилей, против 9,93 млн. автомобилей у компании Volkswagen. Вместе с тем, 2016 год обещает быть еще одним годом конкуренции между двумя автогигантами.

Ниже приводится список из 10 крупнейших автомобильных компаний в мире (по продажам за 2014 год).

Топ-10 крупнейших автомобильных компаний в мире

место компания Страна происхождения Объем продаж, млн. ед. Кол-во сотрудников, тыс. чел.
1 Toyota Motor Япония 10,20 330,0
2 Volkswagen Group Германия 10,10 592,6
3 General Motors США 9,92 216,0
4 Renault-Nissan Alliance Франция, Япония 8,47 450,0
5 Hyundai Motor Group Южная Корея 7,71 249,4
6 Ford Motor США 6,32 224,0
7 Fiat-Chrysler Италия, США 4,75 228,7
8 Honda Motor Япония 4,36 199,4
9 PSA Peugeot-Citroen Франция 2,94 184,8
10 Suzuki Япония 2,88 14,6

Рынок легковых автомобилей России в 2015-2016 годах

Российский рынок легковых автомобилей закончил 2015 год снижением на 35,7% в годовом исчислении. Продажи снизились на 890,187 единиц по сравнению с 2014 годом, в общей сложности до 1,601,126 единиц, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи в декабре снизились на 45,7% в годовом исчислении до 146,963 единиц, падение на 123,682 единиц.

Топ-10 брендов легковых автомобилей по продажам в России

штуки Дек. 2015 Дек. 2014 Изм., % 2015 2014 Изм., %
Lada 23462 35315 -34 269096 387307 -31
Kia 15215 20200 -25 163500 195691 -16
Hyundai 12570 15235 -17 161201 179631 -10
Renault 11934 19263 -38 120411 194531 -38
Toyota 11177 17536 -36 98149 161954 -39
Nissan 8410 20131 -58 91100 162010 -44
VW 7927 13871 -43 78390 128071 -39
UAZ 6324 7221 -12 48739 49844 -2
GAZ LCV 5099 7916 -36 51192 69388 -26
Skoda 4596 6214 -26 55012 84437 -35

По данным международного агентства PricewaterhouseCoopers в 2016 году рынок легковых автомобилей в России упадет на 14 процентов. Прогнозируется, что в этом году в РФ будет продано всего 1,1 млн. автомобилей. Но это в том случае если цены на нефть останутся на том же уровне (30-35 долларов) и экономика России больше не испытает каких-либо шоков из-за очередного обвала цен на нефть.

В случае если стоимость нефти продолжит свое падение, то ситуация может стать катастрофической и тогда будут гораздо хуже. Также агентство составило и оптимистичный прогноз в случае улучшения экономической ситуации в стране в связи с ростом биржевых котировок на нефть до 50 долларов. В этом случае ожидается что продажи автомобилей в РФ упадут всего на 10 процентов (при этом сценарии продажи могут составить 1,2 млн. автомобилей.

Стоит отметить, что про прогнозам экономистов агентства PricewaterhouseCoopers восстановление автомобильного рынка в России до уровня 2012 года возможно только в течении 7 лет.

Что будет с авторынком в 2016 году?


Согласно проведенному анализу компания PricewaterhouseCoopers акцентирует внимание на следующих факторах:

В 2016 году Правительство РФ планирует на весь текущий год оставить программы стимулирования спроса на новые автомобили и госпрограммы поддержки автопроизводителей . Прогнозируется, что в рамках поддержки Отечественного авторынка может быть продано примерно 620,000 автомобилей.

- 2015 год отметился крупнейшим падением авторынка в России . Многие автомобильные компании потерпели крупнейшие убытки. Но, тем не менее, с этим шоком удалось справиться многим дилерам, благодаря адаптации к новым реалиям в стране. Например, многие дилеры сделали ставку на продажу , рынок которых в 2015 году в денежном выражении превысил размер рынка новых автомобилей.

Вместе с продажами новых легковых автомобилей авторынок России переживает тяжелый спад продаж легких коммерческих и грузовых автомобилей . Конечно, это связано с общей экономической ситуацией в стране. Весь 2015 год деловая активность малого и среднего бизнеса существенно снижалась. К сожалению, надеяться на восстановление активности в бизнесе не стоит. Поэтому в 2016 году рынок коммерческого транспорта вряд ли восстановиться.

Ключевые итоги авторынка в России в 2015 году


Но, несмотря на это, наша страна все-таки заняла 5-ое место по продажам новых автомобилей среди всех Европейских стран.

Главная причина падения авторынка, это макроэкономическая ситуация в стране. Напомним, что продажи новых автомобилей в 2015 году сократились на 45 процентов. Больше всего падение коснулось автомобилей, которые импортируются в Россию. локализованных иномарок (зарубежные автомобили, производимые на территории России) упали на 45 процентов. Лучше всего себя чувствовали . Так согласно статистике продаж транспортных средств в 2015 году, продажи Отечественных автомобильных компаний по сравнению с 2014 годом упали на 37 процентов.


Падение продаж также связано не только с падением доходов населения и спадом экономической активности коммерческих компаний, но, а также в связи с существенным ростом . Так средняя стоимость нового автомобиля увеличилась на 22 процента. В рублевом выражении, несмотря на рост цен, авторынок России упал на 22 процента. То есть совокупная выручка всех автодилеров, несмотря на существенный рост цен, упала на 22 процента.

Стоит отметить такие автомобильные марки, как , и , в сложных экономических условиях невероятным образом удалось увеличить долю на рынке.

Кстати хотели бы отметить, что падение рынка было бы еще катастрофическим, если Правительство РФ не проводила бы . Например, по программе льготного кредитования в 2015 году было продано 560,000 автомобилей. По данным аналитического агентства государство на поддержку авторынка потратила 43 млрд. рублей.

Автомобильные продажи в мире (2015 год)


*нажмите для увеличения

На рынках США, Западной Европы, Китая и Индии наблюдался рост. Этот рост связан с высокой потребительской активностью населения и коммерческих предприятий.

Рынок Китая:


Продажи новых автомобилей (легковых) в Китае впервые в истории страны превысили 20,000,000 штук. Однако стоит отметить, что темпы роста существенно замедлились. Так по итогу 2015 года рынок в Китае вырос всего на 7 процентов, когда как в 2014 году рост авторынка составлял 10 процентов. В 2013 году рост был еще больше (15,7 процентов). Это замедление напрямую связано с замедлением экономического роста Китая по итогу 2015 года.

Рынок США


Рынок США удивлял экономистов весь 2015 год. Так по итогу прошлого года авторынок Америки установил 15-летний рекорд продаж (было продано 17 млн. автомобилей). Существенный рост продаж связан с , низкими процентными ставками ФРС США и положительной динамикой ВВП Америки.

Рынок Европы: Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания


Также 2015 год стал для автомобильного рынка Европы положительным периодом. Германия по-прежнему остается лидером по продажам новых транспортных средств. Второе место по объему продаж занимает Великобритания. Третье место по итогу прошлого года заняла Франция. Самый большой прирост продаж продемонстрировали такие страны как Италия (+16 процентов) и Испания (+41 процент).

Рынок Индии


В Индии 2015 год стал также успехом на мировом авторынке. Так по итогу ушедшего года продажи новых автомобилей увеличились в стране на 8 процентов. Этому способствовали низкие цены на топливо, низкие процентные ставки по кредитованию и рост доходов населения.

Причины падение Российского авторынка


*нажмите для увеличения

Ухудшение макроэкономической конъюнктуры стало одной из главных причин

Результаты продаж новых легковых автомобилей в России в 2015 году


*нажмите для увеличения

Средняя стоимость нового автомобиля в России по итогу 2015 года выросла на 22 процента.


*нажмите для увеличения

В 2015 году на Российском авторынке наблюдался перекос между продажами и количеством регистрации новых автомобилей в органах ГИБДД. Так в 2015 году в России было продано на 200 тыс. автомобилей больше, чем зарегистрировано в органах Госавтоинспекции.

В первую очередь это связано с покупателями новых автомобилей из других стран. Так в 2015 году в Россию массово стали приезжать жители Казахстана, Белоруссии и Европы, для того чтобы приобрести новые автомобили. Дело в том, что из-за резкого обесценивания рубля по отношению к другим валютам, стоимость новых автомобилей в РФ стала значительно ниже, чем в других странах.


*нажмите для увеличения

Реализуемые меры господдержки помогли замедлить падение авторынка с мая в 2015 году


*нажмите для увеличения

Всего в рамках 3 основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. автомобилей

Среди брендов, которым удалось увеличить рыночную долю в 2015 году, - российские и корейские бренды, а также немецкие и японские премиальные бренды


*нажмите для увеличения

Уход некоторых с российского рынка и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей рынка между остальными участниками.

Поддержка автомобильного рынка в России в 2016 году


*нажмите для увеличения

В 2016 году Правительство Российской Федерации планирует весь текущий период поддерживать автомобильный рынок России за счет Государственных программ по стимулированию спроса и производства.

Прогноз авторынка России до 2022 года


*нажмите для увеличения

По данным агентства PricewaterhouseCoopers, при текущих восстановление Российского рынка автомобилей может растянуться на 7 лет. Причем как отмечают специалисты восстановление при низких ценах на энергоресурсы в течение 7 лет произойдет только на уровень 2012 года.

Рынок поддержанных автомобилей в 2016 года и в будущем


*нажмите для увеличения

В связи со сложной экономической ситуацией в России и падением доходов населения, в ближайшие годы все надежды остаются только на рынок подержанных автомобилей. Обратите внимание, что по итогу 2015 года на 45 процентов, когда как рынок б/у машин упал только на 19 процентов.

Самые продаваемые автомобили на подержанном рынке в России


*нажмите для увеличения

На нашем б/у рынке автомобилей лидерами продаж являются компании и . По данным аналитиков доля продаж автомобилей этих марок на подержанном рынке в РФ составляет 40 процентов.

Параметры типичной сделки на рынке автомобилей с пробегом около 100,000 километров


*нажмите для увеличения

(средняя стоимость машины примерно 370,000 рублей)

Прогноз восстановления рынка подержанных автомобилей на 2016 год и будущие годы


Как и для рынка новых автомобилей аналитики PwC сделали прогноз восстановления рынка в ближайшей перспективе. Так есть два сценария событий. Это оптимистичный сценарий, в случае если цены на нефть начнут расти, а также пессимистичный сценарий, при котором учитываются низкие цены на энергоресурсы. Так по данным аналитиков рынок подержанных автомобилей при росте цен на нефть восстановиться до уровня 2014 года только в течение 4 лет.

МОСКВА, 7 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА. В 2017 году возможно начало восстановления российского автомобильного рынка: в базовом сценарии продажи начнут расти и достигнут 1,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Таковы результаты исследования компании EY «Автомобильный рынок России и СНГ». Согласно прогнозу, к 2020 году объемы продаж в России достигнут уже 2 млн легковых автомобилей, чему будет способствовать восстановление покупательной способности населения, низкая степень обеспеченности населения автомобилями, солидный возраст автопарка и развитие бизнеса в России крупными международными игроками.

Как показало исследование EY, по результатам 2016 года автомобильный рынок РФ занял пятое место среди европейских стран, уступив свои позиции Германии, Великобритании, Франции и Италии. Цены на автомобили в России в течение 2015-2016 годов увеличились в среднем на 40%, а объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2016 году приблизился к минимальной отметке за последние 10 лет и составил 1,4 млн единиц. Тем не менее, в 2016 году спад автомобильных продаж замедлился, составив 11%.

Андрей Томышев, старший менеджер EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ , отмечает: «Восстановление рынка может начаться уже в 2017 году, а факторами, определяющими темпы восстановления, будут являться обменный курс рубля, цены на нефть, уровень ставок по автомобильным кредитам, эффективность мер государственной поддержки и перспективы снижения стоимости владения автомобилем. Кроме того, российский рынок по-прежнему представляет значительный интерес в долгосрочной перспективе, поскольку сохраняется низкая степень обеспеченности населения автомобилями и солидный возраст автопарка».

Так, по итогам 2016 года количество легковых автомобилей в России на 1000 человек взрослого населения (358 единиц) на 42% ниже, чем в среднем в Западной Европе (615 единиц), и на 55% ниже по сравнению со странами Северной Америки (776 единиц).

Средний возраст легкового автопарка в России составляет около 12,5 года. При этом средний возраст иномарок намного меньше - 9,9 года, а отечественных легковых автомобилей - 16 лет. Возрастная структура автопарка указывает на растущую необходимость замены морально устаревших и технически изношенных транспортных средств.

Андрей Томышев отмечает: «Потенциал восстановления рынка подтверждается и продолжением реализации иностранными компаниями своих планов по увеличению доли локальных мощностей, включая появление новых заводов, а также производство автокомпонентов. Несмотря на то что существенный спад продаж приостановил выпуск ряда марок и моделей, а также спровоцировал снижение загрузки мощностей, локализовавшие производство компании не отказываются от планов по дальнейшему развитию бизнеса».

Кроме того, российские автомобильные концерны планируют активное расширение экспорта, который рассматривается в качестве дополнительной возможности восстановления продаж в условиях сократившегося внутреннего спроса. Развитию отечественного автопрома также способствует государственная политика, направленная на стимулирование создания нового и увеличение существующего производства, а также на привлечение дополнительных инвестиций в отрасль.

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей

Как показало исследование, основную долю рынка занимают отечественные (26%) и иностранные марки, произведенные в России (57%). Главной причиной является ценовое преимущество производителей, которые имеют производственную площадку в РФ, что в условиях обесценивания российского рубля позволяет им проводить более гибкую ценовую политику.

В то же время доля российских брендов в общем объеме парка сокращается, поскольку устаревшие отечественные модели (снятые с производства модели LADA, Иж, Москвич) замещаются бюджетными иномарками. Эта тенденция усиливается благодаря растущей локализации производства зарубежных игроков и выходу на рынок новых бюджетных моделей иномарок в субкомпактном и компактном классах внедорожников.

Рынок грузовых автомобилей

Объемы продаж грузовых автомобилей зависят от количества текущих инвестиционных проектов в нефтегазовой и других крупных потребляющих отраслях, от объема коммерческих грузоперевозок, а также от оборота оптовой и розничной торговли.

За период с 2012 по 2015 год объем продаж в сегменте грузовиков снизился на 52%, в то время как в сегменте легких коммерческих автомобилей аналогичный показатель оставил 43%. В 2016 году рынок грузовиков начал восстанавливаться на фоне сокращения активности на рынке легких коммерческих автомобилей. В 2017 году продажи, согласно прогнозу, составят 76 тыс. единиц, а производство - 70 тыс. единиц.

В условиях экономического спада спрос на рынке грузовых автомобилей смещается в сторону российских брендов ввиду их ценового преимущества, большей степени локализации производства, а также меньшей подверженности себестоимости и цен влиянию девальвации рубля. Их доля на рынке в 2016 году составила 76%.

Дилерские сети

В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества дилерских центров: в 2015 году оно уменьшилось на 16% - до 3,8 тыс. К середине 2016 года число дилеров составило 3,5 тыс. Основными причинами стали снижение прибыли ввиду низкой диверсификации бизнеса, высокая закредитованность и повышение риска банкротства дилеров.

На протяжении многих лет ключевым источником дохода дилеров были продажи новых автомобилей, в то время как на западных рынках доход формируется главным образом за счет прибыли от продажи подержанной техники, оказания сервисных услуг и послепродажного обслуживания. Для сравнения: доля подержанных автомобилей, продаваемых через дилерские сети в России, составляет около 7%, в Великобритании - порядка 40%, а в ряде стран Западной Европы - около 50%. В России у официальных дилеров обслуживаются в основном гарантийные автомобили, возраст которых не превышает трех лет. В то же время в Германии официальные дилеры обслуживают почти половину всех машин в стране в возрасте до восьми лет.

Сравнение РФ с западными странами также демонстрирует относительно невысокую степень охвата рынка дилерскими центрами - около 30 дилеров на 1 млн человек взрослого населения против 80-120 дилеров в Западной Европе. Это указывает на потенциал развития отрасли, который будет раскрываться по мере восстановления экономики и авторынка, роста автомобильного парка и показателя автомобилизации населения.

Информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4500 специалистов.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на нашем сайте: ey.com.