Главный дизайнер Lada Стив Маттин отвечает на вопросы MAXIM! Как живет в России главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин.

Британец Стив Маттин рассказал, как ему работается в Тольятти, какими будут новые модели Lada и готовы ли инженеры "АвтоВАЗа" к внедрению нестандартных идей. Кроме того, главный дизайнер российской марки поведал АвтоВестям, что вдохновляет его в России и есть ли у русских дизайнеров будущее.

Нам удалось побеседовать со Стивом во время финала дизайнерского конкурса, в котором приняли участие студенты МАМИ - престижного московского вуза, где наряду с инженерами готовят и промышленных дизайнеров. Полтора десятка студентов представили свое видение концепт-кара марки Lada. Стив Маттин вместе со своим помощником бельгийцем Томасом Бигвудом выбрали три лучшие работы. Авторы этих проектов отправятся на стажировку в дизайн-студию "АвтоВАЗа".

АвтоВести: - Чем отличаются начинающие российские дизайнеры от европейских?

С.М. : - Факультеты и отделения дизайна в европейских университетах теснее связаны с автомобильной индустрией: там гораздо больше шансов напрямую пообщаться с представителем какого-либо крупного бренда (успешный дизайнер может читать лекции или выступать в роли куратора), показать ему свои работы. Здесь же студентам чаще всего некому показать, на что они способны. Желание помочь студентам и становится мотором проектов вроде сегодняшнего: я и Томас приезжаем в вузы, проводим мастер-классы, делимся опытом. К примеру, сейчас было очень важно, чтобы при работе над проектом будущей Lada ребята учитывали ситуацию на рынке, а не просто безудержно фантазировали. (Сами студенты МАМИ были рады поработать со Стивом. Ребята отмечали, что традиционная русская школа дизайна почти не терпит вдохновения и инноваций, так как слишком тесно увязывает дизайн с конструкцией автомобиля. Преподаватели часто заворачивают креативный проект, так как он не соответствует определенным нормативам. В то время как англичанин из "АвтоВАЗа" дал ребятам возможность пофантазировать - прим. авт. ).

Стив Маттин был приглашен работать главным дизайнером "АвтоВАЗа" в августе 2011 года. Сейчас Стив живет на два города - то в Москве, то в Тольятти. В столице "АвтоВАЗ" снимает дизайнеру квартиру, а в Тольятти - целый дом.

АвтоВести: - С какими трудностями Вы столкнулись, переехав в Тольятти?

С.М. : - Для меня лично переезд в Россию сам по себе был испытанием. Речь скорее не о работе, а о повседневной жизни. Взять хотя бы языковой барьер. А в чем-то и культурный. Всегда проще общаться с людьми, когда ты не просто имеешь дело с какими-то неожиданными поступками и привычками, но и знаешь их причину. Увы, у меня нет времени, которое можно было бы потратить на адаптацию. Узнаю русских уже "в процессе". Что касается работы, то я приехал в компанию, которая еще не сформировала свой стиль и дизайнерский язык, свои правила и законы. Которые есть, например, у "Мерседес-Бенц". Плюс новые модели Lada появляются не каждый год, поэтому меньше возможностей для экспериментов. Все вместе это сильно усложняет задачу по разработке новой машины (автомобиля сегмента С, который должен появиться в 2015 году - прим. авт. ). Но это и привлекает - отличный шанс, возможность все поменять, начать работу с чистого листа.

Стив 17 лет проработал на Mercedes-Benz. Первым его творением в тогда еще DaimlerChrysler стал компактный Mercedes A-класса, экстерьер которого Стив создал в конце восьмидесятых. За эту работу молодой специалист получил звание "Дизайнер года".

АвтоВести : - Здесь, в России, что Вас вдохновляет? Может, быть музыка? Может быть, русская?

С.М. : - Первое, что бросилось в глаза: Россия - страна контрастов. Разные пейзажи, города выглядят по-разному: маленькие сильно отличаются от крупных. Или климат - зимой везде снег и лед, а лето жаркое. Все это вдохновляет и подкидывает совершенно конкретные идеи. К примеру, я думаю: "хорошо бы в новом дизайне Lada воплотить этот контраст, играя цветом или комбинируя мягкие и жесткие формы". И вот - округлые линии и мягкие формы передка сбоку переходят в жесткие и агрессивные очертания. Впрочем, я могу вдохновиться, просто гуляя по улице, разглядывая людей или архитектуру. Слушаю музыку. Я не фанат русской музыки, потому не очень хорошо ее знаю. Но иногда слушаю и русские коллективы, хотя чаще играет английская или немецкая музыка. Все зависит от настроения. Это может быть джаз днем и расслабляющий "чилаут" вечером. Но часто и что-то более жесткое - например, рок.

АвтоВести: - Что Вам нравится в русских?

С.М. : - Русские люди - очень открытые. Во многом благодаря этому у меня хорошие рабочие отношения со всеми - с моей командой дизайнеров, с маркетологами, пиарщиками...

В 1998 году из-под пера Стива вышло очередное поколение S-класса. Еще один проект Стива в Mercedes - экстерьер впечатляющего SL. В 2005 году Стив разрабатывает внешний облик внедорожников ML (на фото) и GL.

АвтоВести: - И с инженерами тоже? (в личной беседе с представителем компании удалось узнать, что у Стива определенные сложности с русскими инженерами: на многие идеи британца они крутят пальцем у виска - прим. авт.)

С.М. : - Взаимоотношения с инженерами - это всегда сложно, независимо от того, насколько велика и известна компания. Дизайнеры по определению всегда должны выдумывать что-то новое. Но это новое часто является стрессом для инженеров, которым приходится воплощать идеи в пластике и металле. С одной стороны, дизайнера может иногда заносить - воплотить его идею будет слишком сложно или слишком дорого. С другой, инженер, стремящийся к максимальной надежности, нередко бывает слишком консервативен. Приходится искать компромисс, в том числе спорить, и это - одно из испытаний, через которые приходится пройти дизайнеру, чтобы добиться своего.

АвтоВести: - Как проходит Ваш день в России?

С.М. : - Непредсказуемо. Я очень активный человек и вдобавок по должности обязан быть максимально вовлечен в процесс, общаться с множеством людей разного статуса и разных специальностей. И мне никогда не бывает скучно. Сегодня я могу выдумывать идеи для концепта, завтра весь день провожу с пиарщиками... Но моя главная задача - генерировать креатив и делиться им с командой. Я 25 лет работаю в этой индустрии, работал в Mercedes-Benz и Volvo - и просто обязан делиться наработанным там опытом.

После работы в немецком концерне Стив как главный дизайнер Volvo воплощал в автомобилях "истинно шведский дизайн". Последним его творением в шведской компании стал Volvo S60.

АвтоВести: - Какая же она, новая дизайнерская ДНК Lada?

С.М. : - Когда мы показали кроссовер Lada XRay на Московском автосалоне в 2012 году, было важно продемонстрировать свое видение будущего. Мы хотели донести до публики две вещи. Первая - компания собирается работать в новом для себя сегменте кроссоверов. Вторая - у бренда Lada будет новое лицо. В основе его - так называемая "икс-форма", когда в ключевых поверхностях машины можно невооруженным глазом увидеть букву Х. В 2015 году вы увидите автомобиль, который будет очень похож на концепт, и за ним пойдет уже целая серия моделей с новым лицом. Первой моделью будет седан, потом появятся хэтчбек и кроссовер.

АвтоВести: - Можете отметить что-то, что Вам понравилось в последнее время из работ дизайнеров, которые сотрудничают с другими брендами?

С.М. : - Я сосредоточен на бренде Lada и не могу уделять много внимания другим маркам. Конечно, я не отгораживаюсь от мира и подмечаю удачные и не очень дизайнерские ходы, реализованные в той или другой новой машине. Но в целом больше сосредоточен на будущем.

Гость признался, что, будучи британцем, никогда не работал на родине. Сразу после учебы он был приглашен в Германию, в компанию Mercedes, где проработал 18 лет. После этого он разрабатывал дизайн шведских автомобилей Volvo и в 2011 г. получил приглашение от Волжского автомобильного завода.

"Я много раз спрашивал себя - почему, проработав с всемирно известными брендами, я выбрал Lada, - сказал дизайнер. - Все просто: новая страна, новый язык, новая культура - это возможность и вызов одновременно. И я решил, что приму этот вызов".

Маттин отметил, что АвтоВАЗ дал ему уникальные возможности для самовыражения. "В других компаниях есть определенное ДНК дизайна и стратегия развития продукта, но нет гибкости и способности смотреть на проблему с разных сторон. Поэтому я оставил друзей и выбрал Lada".

По словам Маттина, дизайн является одним из ключевых критериев, которым люди руководствуются при покупке автомобиля. Именно потому АвтоВАЗ занимает 20% российского рынка, три-четыре автомобиля Lada регулярно входят в топ-10 самых продаваемых машин в стране. К примеру, в прошлом месяце лидером российских продаж стала Lada Vеsta.

Чтобы достичь успеха, Маттин и его команда проделали большую работу. "Один из вызовов России - это понять, что такое русский дизайн, - считает гость. - В 2011 г. я спросил у своих сотрудников, что считается типично русским. В итоги мы решили, что продукт должен быть энергичным, динамичным, желаемым и уникальным. Если первые модели Lada несли рациональный смысл, то будущее российского дизайна - за эмоциями", - сказал Маттин.

Первым шагом к новому дизайну Lada стало создание запоминающегося "лица" автомобиля. "Каждое человеческое лицо уникально. Вы можете видеть его долю секунды и потом узнаете в другом месте и другой стране. Также и с автомобилем: в нем должно быть что-то, что врезается в память", - сказал Маттин.

Для Lada таким решением стал икс (X), объединяющий решетку радиатора с передними фарами и габаритными огнями. "На тот момент на рынке не было брендов с подобным лицом. Это отвечало нашим требованиям: смело, привлекательно, уникально", - пояснил дизайнер.

По словам Маттина, для дизайна необходима не только хорошая идея, но и еще ряд ключевых элементов. "Первый элемент - пропорции. К примеру, размеры кузова должны быть пропорциональны стеклу, детали и линии должны быть пропорциональны друг другу", - сказал Матин. Также важна проработка всех поверхностей, которые создаются в автомобиле, линий, которые определяют поверхность, и различных деталей".

По словам дизайнера, время разработки дизайна меняется, но в среднем составляет четыре года. "Здесь важны не сроки: нужно, чтобы продукт был продаваемым и зрелым, - уточнил Маттин.

Так, за год до разработки дизайна создается определение продукта: выбирается платформа, прописываются технические процессы и технологии. После этого год дается на дизайн автомобиля. Потом проходит еще два года, прежде чем автомобиль появится на рынке: идет проработка инженерной части, переговоры с поставщиками, создание оснастки и т.д.

Отдельно Стив Маттин остановился на языке дизайна. Он состоит из набора универсальных элементов, которые можно адаптировать к любому типу автомобилей. "Неважно при этом, идет ли речь о Vesta, созданной на уникальной платформе, или Xray, созданном на платформе Renault Sandero", - уточнил Маттин.

Серьезная работа была проведена по созданию логотипа компании. По словам Маттина, в нем отражена эволюция продукта, его связь с прошлым. "Мы сделали его более крупным, объемным и детальным. К примеру, небольшие полоски на парусе показывают, что ладью обдувает ветер и она движется", - сказал Маттин.

Также гость рассказал о будущем марки и его отражении в концепт-карах. "Концепты очень важны для бренда, это своеобразный мост к тому, что будет в будущем", - сказал Маттин. - К примеру, в случае с Xray мы хотели показать новый язык дизайна. И были правы, потому что год спустя Mitsubishi также стали вводить X на "лице" автомобиля". Создавая концепт Vesta, мы хотели изменить восприятие бренда повлиять на будущее. Мы знали, что это будет началом новой стратегии".

В 2016 г. завод показал ряд концептов, включая Vesta Sedan Cross, который несколько месяцев назад вышел из производства. Сегодня будущее марки определяют концепты X-code и Xray cross, Vesta sport.

В конце лекции Маттин пригласил всех участников на Международный московский автосалон, который пройдет с 29 августа по 9 сентября. Также он призвал молодежь к сотрудничеству с автогигантом.

"Своим примером я хочу показать, что АвтоВАЗ - это компания, которая волнует, вдохновляет, дает простор для перемен и новых возможностей. Впереди у нас много работы, и нам нужны такие, как вы", - обратился дизайнер к аудитории.

На Московском автомобильном салоне АвтоВАЗ не только представил четыре новые модели, но и показал концепт-кар Lada 4x4 Vision - предвестника нового поколения легендарного внедорожника. В интервью "РГ" шеф-дизайнер российского автогиганта Стив Маттин рассказал о том, какой будет "Нива", почему новая Granta не получила X-дизайн на боковинах кузова, а также назвал свой любимый автомобиль в модельном ряду Lada.

Что скажете о дизайне нового поколения Lada 4x4? Как сильно изменится серийный автомобиль?

Стив Маттин: Когда мы создали , мы думали о будущем. Как далеко мы сможем продвинуться со своим X-дизайном, какие варианты могут быть. Это больше архитектурная конструкция, пока этот проект на ранней стадии развития.

Дизайн Lada 4x4 был разработан 40 лет назад, мир изменился, покупатель изменился, поэтому нужно меняться вместе с ними. Посмотрите сколько в Москве моделей SUV. В Lada 4x4 Vision мы пытались соединить внедорожник с автомобилем, который передвигается в основном в городе. Была задача создать что-то уникальное.

И, если вы внимательно посмотрите на Vision, то увидите, что в ней достаточно элементов от старой 4x4, будь то поворотники, вертикальное лобовое стекло, пропорции кузова, наклон задней стойки. Оригинальная ДНК заложена в каждом элементе модели. Для нас было важно не сделать какое-то ретро, а создать супермодную интерпретацию в нашем фирменном дизайне.

Мы создали продукт, который должен нас вдохновлять в плане дизайна, технологий, планирования наших будущих продаж. Это пример того, как далеко мы могли бы продвинуть бренд, какой у него есть потенциал.

Видите ли вы как дизайнер эстетическое противоречие в том, что автомобили в начальной комплектации и автомобили кросс-версий имеют схожие внешние черты - неокрашенный пластик.

Стив Маттин: Пластиковые обвесы были сделаны по определённым причинам. Во-первых, если взять Vesta Cross, то когда мы подняли машины, у нас появилась возможность поставить на них большие колеса. Во-вторых, это вопрос практичности - пластик защищает автомобиль.

не получила X-дизайн на боковинах. Почему так произошло? Или это сугубо финансовый вопрос?

Стив Маттин: Если посмотреть на Granta, то сразу же сможете ее узнать, она выглядит как младшая сестра Vesta. Но я хочу сказать следующее. Когда мы готовили обновленное семейство Granta, перед нами стояли несколько задач. У нас был определенный бюджет, который мы должны были "разбить" на пять автомобилей. Мы сделали акцент именно на передней части, хотя у некоторых машин произошли изменения и сзади. Было много доработок в интерьере, включая панель приборов, сиденья, декоративные вставки и т.д.

Не боитесь ли вы, что все Lada станут на одно лицо?

Стив Маттин: Очень важно, чтобы каждый человек на улице мог идентифицировать машины Lada. Если будут разные передние части, и ты уберешь логотип, то люди не поймут, что это за бренд.

Сейчас у автомобилей Lada уникальное лицо, его легко можно узнать издалека. Других машин, у которых были бы выштамповки по бокам в X-стиле, просто нет. Нам нужно и дальше развивать ДНК-бренда, не забывая о своей индивидуальности.

Какие тенденции в дизайне только-только появились и будут перспективными в ближайшие годы?

Стив Маттин: Есть определенный тренд на рынке, и это касается не только России. Сейчас активно развивается сегмент SUV. И именно поэтому мы показали на ММАС-2018 Lada 4x4 Vision.

Почему Lada Largus не меняется? Будет ли принципиально новый Largus?

Стив Маттин: Не хочется много говорить про автомобили, которых нет на нашем стенде на MMAC-2018. Возможно, вам стоит немного подождать.

На прошлом автосалоне в Москве АвтоВАЗ представил . Стоит ли нам ждать такого рода версий ваших бестселлеров в будущем?

Стив Маттин : Трудно говорить о том, что было два года назад. Vesta Signature - это эксперимент. Нам нужно было проверить потенциал такого большого автомобиля. Ну а будут ли в будущем такого рода версии я, к сожалению, сказать не могу.

Ранее сообщалось, что в служебных целях вы использовали Lada Priora. На какой машине вы передвигаетесь сейчас?

Стив Маттин: На самом деле всё не совсем так. Я не ездил на Priora. Это был подменный автомобиль, просто в то время не было другой машины. Только и всего. Потом, естественно, мне предоставили новый автомобиль. Сейчас в Москве я сам езжу за рулем Vesta Cross цвета "Марс". И это моя любимая Lada.

Не так давно прекратилось производство . Может, фейслифтинг в X-стиле смог бы спасти эту модель?

Стив Маттин: Нет, фейслифтинг Lada Priora не рассматривался.

Мы обнаружили, что не существует подробного общедоступного «досье» на нынешнего главного дизайнера бренда Lada, а ведь послужной список у Маттина достойный. Спешим восполнить этот пробел, пристально изучив все работы за авторством Стива.

Эта статья рассказывает о серийных моделях, автором дизайна которых является Стив Маттин. Мы намеренно обошли (за небольшим исключением) тему тизеров, скетчей и концептов, потому что этому стоит посвятить отдельный материал. Указанный в скобках год – это дата, когда была представлена серийная версия автомобиля.

Mercedes-Benz A-Class (1998)

Первый большой успех пришёл к Маттину в 1997, когда авторитетный журнал «Autocar» назвал его «Дизайнером года» за разработку облика Mercedes-Benz A-Class. На тот момент Маттину было всего 33 года. За его плечами были: оконченный в 1987 году Университет Ковентри по специальности «промышленный дизайн» (на последнем курсе он умудрился выиграть конкурс Королевского общества дизайна Великобритании), приглашение от концерна Daimler в том же 1987 и вступление в должность дизайнера в Mercedes-Benz. А также повышение до старшего дизайнера в 1990 и до дизайн-менеджера в 1993.


Mercedes-Benz A-Class (1998)

Это был поистине крутой взлёт, и даже пресловутый «лосиный» тест, печальным популяризатором которого стал A-Class, не бросил тени на талант британца – к дизайну-то не было никаких вопросов. Наоборот, первое поколение A-Class, во многом благодаря своей невероятной внешности, размерам и пропорциям, не только стало революцией внутри бренда, но и, по сути, ввело в обиход понятие «люксовый компакт-кар». Проблемы с устойчивостью машины при резких манёврах в Mercedes-Benz постарались устранить оперативно. А Маттин в 2000 году был повышен в должности до старшего дизайн-менеджера.

Mercedes-Benz SL-Class (2001)

Надо сказать, что к своим обязанностям в новой должности Маттин приступил не в самые лёгкие времена – репутация марки в период «миллениума» упала ниже, чем когда-либо. Один инновационный A-Class (да ещё с изначально подмоченной «лосями» репутацией) не мог тянуть вперёд имидж марки, нужны были другие новые модели, существенно освежающие взгляд на «старомодный» Mercedes-Benz. Одна из главных ставок была сделана на пятое поколение крупного родстера SL.


На фото: Mercedes-Benz SL (2001)

Маттин не подвёл. Он пошёл на важный шаг – обыграл в «монолитном» облике «Эс-Эля» тему сдвоенных круглых фар, являвшуюся одной из фишек тогдашнего фирменного стиля Mercedes-Benz. Да, после рестайлинга в 2006 SL лишился двойных «глаз», но своё дело они сделали – взбудоражили критиков, пробудили интерес общественности и, в конце концов, способствовали продажам машины. Особенно популярной стала топ-версия SL 55 AMG, которая ныне претендует на попадание в разряд бессмертной классики.

Maybach 57/62 (2002)

Практически одновременно с работой над малышом A-Class и родстером SL Маттину пришлось принимать ещё один серьёзный вызов. Серьёзным он был не только потому, что задача совершенно не коррелировала с остальными работами в творческом плане (как дизайнеру удаётся «переключать мозги» между столь разными проектами?!), а ещё и потому, что требовалось ни много ни мало вдохнуть жизнь в легенду германского автопрома, марку Maybach, которой концерн Daimler владеет с 1960 года. Первая попытка представить, как должен выглядеть преемник величественного Maybach Zeppelin, была предпринята в 1997 году, когда в Токио показали концепт нового Maybach.


В 2002 появились серийный Maybach 57 и его удлинённый собрат Maybach 62; позднее у обеих моделей были топ-версии с литерой «S» в индексе… Те «Майбахи» получились в высшей степени шикарными и технологичными, но слишком дорогими, слишком претенциозными и слишком затратными для компании – в 2011 году Дитрих Цетше, глава Daimler, объявил о прекращении существования марки. Но эти машины в своё время вдохнули жизнь в обновлённый S-Class, автором дизайна которого тоже был Стив Маттин. А кроме того, позволили последнему как следует «набить руку» на серьёзных проектах и отточить стиль.

Mercedes-Benz SLR McLaren (2003)

У марки Mercedes-Benz хватает и собственных легенд, и одна из них – SLR. А точнее – 300SLR образца 1955 года, который считался дорожной версией знаменитого 300SL Gullwing, «крыла чайки». Что ж, перерождение машины, предполагавшее совместное производство с McLaren Automotive, более чем удалось, и далеко не в последней степени это относится к дизайну. Стив Маттин вложил в этот автомобиль часть души – а иначе, наверное, и быть не могло. Автомобиль умышленно попал на стык классов, ровно посередине между суперкарами и «гран туризмо», что и сделало его столь притягательным.


На фото: Mercedes-Benz SLR McLaren (2003)

Алюминиевая рама, карбоновый кузов, задний привод, расположенный спереди 626-сильный мотор. И 3,7 секунд до «сотни», ввиду чего автомобиль позиционировался как самый скоростной автомобиль с автоматической коробкой передач… Прибавьте сюда нереально крутой облик, в котором сплелись традиции и новаторский дух двух величайших автоспортивных брендов. И ведь эта машина тоже стала легендой, иконой, уникумом – после остановки производства SLR McLaren в 2009 году дороги немцев и англичан в разработке подобных машин вновь разошлись. Эта машина так и осталась единственной. Но карьера Стива Маттина продолжала набирать обороты.

Mercedes-Benz SLK-Class (2004)

Можно предположить, что после SLR McLAren Маттину над редизайном маленького родстера SLK работалось проще. С другой стороны, «изначальный» SLK был столь харизматичен и популярен, что риск навредить был чрезвычайно велик. Стив снова всё сделал правильно (хотя это нам сейчас легко говорить, а тогда кто знал, как правильно?). Он крайне аккуратно привил компактному родстеру «гены» монструозно-прекрасного SLR McLaren. При этом очаровательная харизма первого поколения вместе с основными пропорциями спорткара осталась на месте! Бинго!


На фото: Mercedes-Benz SLK (2004)

Всё это вкупе с обновлённым механизмом складывания крыши, который стал компактнее и быстрее, сделали рестайлинговый Mercedes-Benz SLK просто бомбой. Маленькой притягательной двухместной бомбой. Внешность этой машины производит такое впечатление, как будто не устареет никогда. Маттин любит повторять придуманное им же выражение: «Не стоит следовать трендам, гораздо выгоднее создавать их». Похоже, эту формулу он вывел именно тогда, в работе над SLR McLaren и SLK.

Mercedes-Benz ML (2005) и GL (2006)

На фоне этого работа над вторым поколением М-класса (а точнее, кроссовером ML, если использовать «европейские» ) выглядит почти рутиной. Но на самом деле это не так. Во втором поколении кроссовер переставал быть «остро заточенным» под североамериканский рынок автомобилем и в значительной степени ориентировался отныне и на европейского покупателя (что не помешало ему, однако, слегка вырасти в габаритах). Произошедшее обновление, в том числе и по части дизайна, было значительным.

1 / 2

2 / 2

На фото: Mercedes-Benz ML (2005) и GL (2006)

Отдельного упоминания заслуживает и Mercedes-Benz GL, суть удлинённая 7-местная версия ML. Он появился на следующий год после «прародителя» и был первым 7-местным «ответвлением» этой линейки кроссоверов – над интерьером Маттину пришлось трудиться особо. Интересно, что GL задумывали как замену Gelä ndewagen, но по факту «ветеран» удержался в производстве благодаря армии фанатов, а GL обзавёлся своей собственной аудиторией.

Mercedes-Benz S-Class (2005)

Уже к финалу своей карьеры в Mercedes-Benz Маттину удалось реализовать ещё один большой проект – новый флагман марки, легендарный S-Class. От рубленных и излишне консервативных форм седана в дизайн-штате «Мерседеса» начали избавляться ещё при переходе к прошлому поколению (от культовой для России серии W140 к более лёгкой и компактной W220), а Маттин в начале «нулевых», при переходе к серии W221, довел эту линию до конца.


На фото: Mercedes-Benz S-Class (2005)

Кто-то усматривает в этом дизайне злоупотребление ретро-мотивами (в частности, в сильно раздутых арках колёс) и слишком сильное влияние Maybach, но на самом деле по дизайну S-Class круче «Майбаха» – потому что Маттин более удачно развил свои прежние идеи, максимально облегчив силуэт большой машины, придав ему элегантности и динамики. У Маттина получился образцовый (если не лучший в истории) S-Class.

Mercedes-Benz R-Class (2005)

Под занавес «романа с Мерседесом» Маттин поучаствовал в рестайлинге своего первого детища – обновлённый A-Class был представлен в 2004 году. А одной из серьёзных вершин, взятых в бытность его дизайнером Mercedes-Benz, можно назвать R-Class, появившийся в 2005 и смешавший в себе черты минивэна, универсала и кроссовера.


На фото: Mercedes-Benz R-Class (2005)

Интересно, что идея «спортвэна» была проработана давно – ещё в 2001 году мерседесовцы показали концепт-кар Vision GST (то есть «Grand Sports Tourer»), автором которого тоже был Стив Маттин. В работе над серийным вариантом ему удалось сохранить основные линии концепта почти нетронутыми.

Volvo XC60 (2008) и S60/V60 (2010)

После буйства креатива в Mercedes-Benz карьера Маттина в Volvo может показаться почти застоем: с 2005 по 2009 – всего три концепт-кара, семейство S60/V60 и среднеразмерный кроссовер XC60. Но тут всё немного сложнее.

1 / 2

2 / 2

На фото: Volvo S60 и V60 (2010)

Дело, во-первых, в том, что линейка моделей Volvo, мягко говоря, покороче мерседесовской, да и сроки внедрения моделей у шведов были тогда длиннее, а во-вторых – Маттин совмещал должность главного дизайнера бренда с должностями вице-президента и члена правления компании. Так что же, он стал мэтром и слегка отошёл от искусства в угоду управленческим функциям? На самом деле в результате работы над этими тремя концептами он совершил ещё одну революцию.


На фото: Volvo XC60

Вглядитесь в то, какими были Volvo до Маттина и как стали выглядеть после. «Скромное обаяние буржуазии», – эти слова вполне можно сказать про маттиновские Вольво. Маттин открыл в себе очередную грань таланта, научился работать в новом для себя ключе и совершенно иных условиях, нежели те, к которым привык в Mercedes-Benz. А бренду Volvo подарил новый стиль, который к сегодняшнему моменту прочно укоренился в традиции марки.

Lada Vesta (2015) и Lada Xray (2016)

В 2010 году маститый британский дизайнер преподаёт в Университете Умео в Швеции и не подозревает, что год спустя в его жизни случится поворот, да покруче всех, что были раньше. Игорь Комаров, тогдашний президент АВТОВАЗа, приглашает его работать в Россию. И как работать – создавать новый фирменный стиль марки Lada. Вот это вызов!


На фото: Lada Vesta (концепт 2014 года)

Маттин соглашается на новую работу, новость об этом попадает в прессу. Интересно, что некоторые российские издания в связи с этим начинают высказывать сомнения в правильности нового назначения на АВТОВАЗе – мол, Мерседесы у Маттина получались скучноватые, а Вольво, наоборот, были слишком далеки от истинного шведского автодизайна… Словом, всё, что делал Стив Маттин раньше, он делал НЕ ТАК.

И ждёт новой революции от Маттина. Революции, к которой сейчас готовится весь АВТОВАЗ. И, кажется, мы готовы ответить на вопрос из заголовка.


<a href=»http://polldaddy.com/poll/8952896/»>Где Стив Маттин проявил свой талант ярче всего?</a>


Стив, когда Vesta еще не встала на конвейер, в Тольятти мне показывали : седан, пятидверный хэтчбек и универсал. А через некоторое время от хэтчбека решено было отказаться - в пользу универсала. Не обидно?

Думаю, мы сделали верный ход, объединив в одной машине преимущества хэтчбека и универсала. Ведь у нашей Весты SW не случайно столь сильный наклон заднего стекла и такая динамичная линия крыши: это словно хэтчбек, растянутый до длины седана. Вот почему нет привычной для универсалов Lada почти вертикальной задней стенки!

- Сложно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань?

Да, такой автомобиль сделать непросто - со своим характером, практичный и в то же время элегантный. Сложно было найти удачный баланс между передней частью машины и задней, чтобы автомобиль не выглядел как нечто созданное разными людьми и сотканное из отдельных кусочков, а был цельным, словно «нарисованным» одной рукой. Поэтому много внимания мы уделили балансу линий, мелким деталям, декоративным элементам.

- А чья это рука?

Невозможно выделить какого-то одного автора проекта. В начале процесса всегда много идей, но через узкую воронку отбора проходят лишь наиболее удачные. Мы хотели сделать динамичный, задорный автомобиль с молодежным характером, поэтому микшировали идеи ради наилучшего результата.

- Чем примечателен облик универсала?

Одной из основополагающих идей была покатая крыша, причем мы визуально оторвали ее от основного кузова. Задняя ее стойка сделана в форме акульего плавника, развернутого против хода. Визуально это еще больше занижает крышу и делает силуэт еще стремительнее. И мне очень симпатично продолжение нашей дизайнерской икс-идеи. У нас есть икс в решетке радиатора, есть икс-образные выштамповки на боковинах - а теперь еще линия крыши, начинающаяся от наружных зеркал, и «акулий плавник» образуют некий воздушный, элегантный икс. И это наиболее интересный графический элемент.

- Но ведь ниспадающая крыша съедает полезный внутренний объем…

Мы хотели создать красивый и вместительный автомобиль, а не фургон, способный увезти всё на свете. Если необходимо пере­возить максимум груза, нужна другая машина - такая, как Ларгус.

- С кем сложнее было договориться - с маркетологами или технологами?

Дизайнеры не работают в вакууме. Приходится учитывать требования специалистов по аэродинамике, технологов, маркетологов, отдела планирования… Но мы не конфликтуем, а сотрудничаем. Конечно, наша главная задача - красивый дизайн. И порою трудно добиться стопроцентного желаемого результата, поскольку нужно учитывать массу требований по технологии и стоимости производства, по вместимости, аэродинамике и так далее. Мы постоянно в поиске наиболее удачного компромисса.

- И вы его нашли?

Мы сделали два автомобиля, которыми гордимся. Нам удалось удачно «продлить» линии Весты-седана, увязать различные дизайнерские решения в единый ансамбль, гармонизировать облик, достичь баланса всех линий. И особенно приятно, что SW Cross по внешнему облику предельно близок к прототипу , который мы представили в 2015 году. Ведь не секрет, что сохранить изначальные идеи в серийной машине удается далеко не всегда. Два года назад многие говорили: да, мы хотим именно такую машину! Ждать осталось недолго - скоро оба универсала пойдут в серию. И уже в этом году начнутся продажи.