История производителя FIAT. Какая страна производитель "Фиата"

11 июля 1899 г. в Palazzo Bricherasio была зарегистрирована новая компания - “Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino”. Первый завод компании был открыт уже в 1900 году в Корсо Данте. На предприятии трудились 150 человек, которые собирали 24 автомобиля модели 3/12 HP, имеющую одну отличительную особенность - машины не имели передачи заднего хода.

В 1902 году построенный специально для гонок Fiat 24 HP, которым управлял Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), победил в соревновании по подъему на холм Sassi-Superga.

Управляющий директор Джованни Аньелли лично принимал участие в гонке Second Tour of Italy и установил рекорд на модели 8 HP.

В 1908 году компания Fiat, обосновывается в США, где создает дочернюю компанию Fiat Automobile Co.

Расширяется ассортимента продукции: помимо легковых автомобилей в производственной программе компании теперь присутствуют коммерческие автомобили, судовые двигатели, грузовики и трамваи.

За несколько лет Fiat полностью обновил свою продукцию: впервые на автомобилях компании появились аккумуляторные батареи. Началось применение трансмиссии с карданными шарнирами, запатентованной компанией FIAT.

Гоночные автомобили Fiat продолжали побеждать в различных соревнованиях и установили несколько рекордов.

В 1916 году началось строительство завода Lingotto, которым руководил Джакомо Мате Трукко (Giacomo Mattè Trucco). Завод стал самым большим в Европе. Огромное здание имело 5 этажей, а на крыше располагалась трасса для тестирования автомобилей. Строительство завода было завершено в 1922 году. Вступив в строй, он стал символом автомобильной промышленности Италии.

В начале войны продукция компании практически полностью была переориентирована на военные нужды.

После войны несколько лет ушло на возврат производства в мирное русло и преодоление кризиса, но уже в 1923 году рост возобновился благодаря, в первую очередь, грамотной налоговой политике.

В производство была запущена модель 509 – первый 4-местный автомобиль компании.

Основным направлением деятельности компании стало массовое производство автомобилей. Только массовость производства позволяла значительно снизить конечную стоимость продукта. Был образован холдинг Sava для продвижения продаж автомобилей.

В 1934 и 1936 годах на свет появились две модели, нашедшие сильнейший отклик среди покупателей: “Balilla”, получившая прозвище “Tariffa minima” за свою экономичность.

А самый маленький утилитарный автомобиль в мире - “Topolino”, продержавшийся на конвейере до 1955 года.

Война привела к значительному снижению выпуска легковых автомобилей, но, в то же время, значительно расширилось производство коммерческого транспорта. Выпустив две новые модели – 500

и 1400 – компания Fiat подтвердила свое стремление к исследованиям и инновациям.

Впервые на массовых автомобилях были установлены системы вентиляции и отопления салона.

Исследования продолжались и в области судовых двигателей, а также в области авиастроения: в 1951 году появился G80 – первый реактивный самолет, созданный в Италии.

В 1955 году на свет появился Fiat 600 – большой утилитарный автомобиль с заднемоторной компоновкой.

А в 1957 году с конвейеров начал сходить New 500. В 1960 году эта модель предстала в версии ‘Giardinetta’, которая стала предшественницей автомобилей компании с кузовом универсал.

Кроме того, в эти годы появились Fiat 1800, затем Fiat 1300 и Fiat 1500.

В 1971 году после Fiat 850,

Появилась модель 127.

В 1979 году появилась независимая компания Fiat Auto S.p.A., в которую входили следующие бренды: Fiat, Lancia, Autobianchi, Abarth и Ferrari. Поначалу компании принадлежала лишь 50% Ferrari. Позднее эта доля увеличилась до 87%. В 1984 году в состав компании также вошла марка Alfa Romeo, а в 1993 году – марка престижных спортивных автомобилей Maserati.

В 1980 году увидел свет разработанный дизайн-ателье Giugiaro автомобиль Fiat Panda.

А два года спустя появилась модель Fiat Uno. В машине были применены самые передовые технологии, инновационная электроника, новейшие материалы и экологичные двигатели 1000 Fire.

Еще одна успешная модель – Tipo – появилась в 1989 году. За примененные в ней передовые технические решения она удостоилась звания “Car of the year”.

В 1990 году дебютировал Fiat Tempra

Спустя год,в 1991 году, появилась модель 500.

В 1993 году пришла очередь Fiat Punto (он получил титул “Car of the Year 1995”) и Fiat Coupé. Его дизайн был разработан ателье Pininfarina совместно с Centro Stile Fiat.

С Fiat Ulysse, появившемся в 1994 году, компания вошла в один из самых динамично развивающихся сегментов рынка – сегмент минивэнов.

В 1995 году дебютировали модели Barchetta, Bravo и Brava.

В следующем году к ним присоединились Fiat Marea и Fiat Marea WE, а в 1997 году - Fiat Palio.

1998 год ознаменовался появлением замечательного городского автомобиля Fiat Seicento,

А также модели Multipla, отличавшейся исключительной универсальностью.

Два года спустя на парижском автосалоне был представлен Fiat Doblò – современный универсальный автомобиль, имевший и коммерческую версию.

Помимо этого, на заводе компании в Бразилии было начато производство сразу трех «всемирных» моделей: Palio, Palio Weekend и Siena.

В 2001 году началось производство Fiat Stilo, который отличался современным дизайном, передовыми технологиями и множеством люксовых опций.

2003 год стал трагичным для компании – умер Джованни Аньелли, возглавлявший ее почти полвека.

В этом же году (спустя десять лет после дебюта модели) появился новый Punto с инновационным двигателем 1.3 Multijet 16v, а также серьезно обновленная Barchetta.

Fiat Idea стал не только первым MPV, созданным компанией Fiat, но и первым носителем новой круглой эмблемы, которая была создана в Centro Stile Fiat в ознаменование 100-летия компании.

В 2005 году началось производство новой Croma, дизайн которой был создан ателье Giugiaro, нового Fiat 600 (в год 60-летия начала выпуска оригинальной модели) и прекрасного, солидного и возбуждающего Grande Punto.

2006 год ознаменовался выпуском нового Doblò и Sedici, городского кроссовера 4x4xTUTTI, ставшего официальным автомобилем Зимних Олимпийских игр 2006 года.

Появилась и обновленная Panda 2007 модельного года с расширенным рядом модификаций.

2007 год начался с запуска в производство нового Bravo, ставшего первым носителем измененной эмблемы Fiat.

Новый Bravo и новая эмблема стали подтверждением нового направления развития компании.

В этом же году был реинкарнирован Fiat 500. С легкой руки дизайнеров автомобиль преобразился: классические формы получили новое прочтение.

В 2011 году увидел свет кроссовер FIAT Freemont – результат сотрудничества инженеров Chrysler и Fiat. Машина представляет собой сбалансированный семейный автомобиль, обладающий современным европейским дизайном и предлагающий своему обладателю высокий уровень комфорта.

"ФИАТ" (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), крупнейшая итальянская AW томобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные AW томобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине.
Компания была основана в 1899 группой инвесторов, среди которых был Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), и начала сборку AW томобилей по лицензии "Рено" с двигателями "Де Дион". В организацию производства Аньелли с самого начала привнес свои социалистические идеалы о возможности сотрудничества между предпринимателями и рабочими.
В 1903 в Италии были отменены тарифы на импортную сталь, что привело к быстрому расширению производства: появились оригинальные легковые такси, грузовики, и AW тобусы, началось и производство двигателей для самолетов и судов.

Автомобили Фиат, предназначенные для элитных покупателей, достигли постоянной популярности не только на итальянском, но и на мировом рынке. В то же самое время бренд "Фиат" завоевал признание и в AW томобильных гонках, финишировав во главе с такими марками как "Lancia", "Storero", "Miller" и "Nazzaro".
Впервые в Европе AW томобильная компания ФИАТ громко заявила о себе как об оригинальном производителе моделью S61 с 10,5-литровым мотором, победив на гонках Гран-При во Фрацнии в 1911 году.
Вскоре Джованни Аньелли сделал вывод о том, что необходимо двигаться вперед от кустарного производства к промышленному и в 1912 г. развернул серийное производство AW томобилей под маркой F.I.A.T. Он же одним из первых понял, что каждому AW топроизводителю необходим свой стиль, разрабатывать который должен художник-стилист.
Первопроходцем этой идеологии стала модель Tipo Zero 1912 г. Дизайн AW томобиля оригинальностью не отличался и был схож с моделями других фирм. И чтобы придать "лицу" машины индивидуальность, Аньелли обязал своих мастеров разработать шесть разных облицовок радиатора. F.I.A.T. и Alfa Romeo первыми начали заказывать кузова для своей серийной продукции у таких мастеров, как Локати и Торетта (Locati & Toretta), а затем у Загато и Туринг (Touring).
С самого начала Фиат наладил производство и выпуск продукции за рубежом. Примером этому может служить завод "Poughkeepsie" в Соединенных Штатах Америки, который был открыт в 1909 году.
Данный подход полностью отражал взгляды Джованни Аньелли, уже планировавшего развитие методов по усилению контроля над системой производства. Результатом этого стал проект "Lingotto" - в те дни самый большой AW томобильный комплекс в Европе, начавший выпуск продукции в 1922 году.
Этот проект был основан на определенной стратегии: сделать AW томобиль, предназначенный не для элиты и доступный лишь единицам, а AW томобиль массового производства. Это было выполнено благодаря совершенно новым принципам индустриальной организации производства, основанной на сборочной линии конвейрного типа.

Первая мировая война вывела ФИАТ в лидеры итальянского AW томобильного производства. К началу 1920-х годов ФИАТ уже становится крупнейшей компанией Италии. Во многом способствовал этому и умелый администратор компании Витторио Валлетта.

Но в 1919-1920 годы ФИАТу и лично Аньелли пришлось пережить ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было фактически разрушено. После прихода к власти Муссолини Аньелли возвращается к руководству.
В 1927 создается холдинг IFI, предназначенный для управления ФИАТом. Главенствующую роль в холдинге играет и по сей день семья Аньелли.

В 1932 году состоялся дебют "Balilla" производство которых скоро достигло количества 113 000 штук.

В 1936 появляется "Тополино" (Topolino, или "ФИАТ-500"), двухместный AW томобиль с двигателем рабочим объемом 569 см3, самый миниатюрный AW томобиль в мире, запущенный в массовое производство. Сначала были придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами, сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась только после прикрепления к раме наклонного кузова.

Этот знаменитый AW томобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве 519 000 штук. Разнообразные модели этой машины были предназначены для того, чтобы повысить к ним интерес в Италии и тем самым вызвать общий рост числа AW томобилей.

Во время Второй мировой войны предприятия ФИАТ были значительно разрушены, а после освобождения Италии национализированы. Впрочем, Витторио Валетта продолжал фактически руководить компанией.

После войны с конвейра, когда начался производственный бум, начала сходить масса новых моделей: двухдверный седан Фиат 500, универсалы Фиат 1100 B и 1500 D, а годом позже и Фиат 500 C, 1100 E и 1500 E.
50-е годы начались с запуска в производство Фиат 1400, модели с несущим кузовом, который, начиная с 1953 года, был первым итальянским AW томобилем, предлагавшемся также и в дизельной версии. В том же году на "Mirafiori" выпустили седан 1100/103 и универсальный 103 TV.

Через полдесятилетия маленькие "Seicentos" и "Cinquecentos" изменят лицо Италии, сделав AW томобиль доступным каждому. Выпущенные миллионами, эти AW томобили представили итальянцев остальному миру и стали символом экономического чуда, воплощенного в индустриальном преобразовании страны.

В начале 60-х годов компания опять приватизируется. Во главе концерна становятся внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, привнеся новые подходы к организации производства. Учитывая дальновидную интуицию управленческого персонала, компания выпустила малолитражный AW томобиль Фиат 850, произведенных в количестве 3 миллионов штук. В 1966, Джованни Аньелли, внук основателя, стал Председателем компании и инициировал ряд проектов, позволяющих укрепить позиции компании на мировом рынке.

Именно в 1966 году Фиат подписал соглашение с Союзом Советских Социалистических Республик по строительству Волжского AW томобильного завода ВАЗ в г. Ставрополе-на-Волге, не без иронии переименованном коммунистической властью в честь Тольятти, едва не погубившего ФИАТ в 20-е годы. Производственные мощности ВАЗа составляли 2000 машин 124 в день.

ФИАТ прочно вошел в нашу жизнь со строительством Волжского AW тозавода, который дал стране много миллионов легковых AW томобилей, огромное количество рабочих мест на головном заводе и заводах-смежниках. Фиатовскую модель ВАЗ выпускает и до сих пор. Ведь "2105" и "2106" по техническому содержанию почти близнецы 124-го "фиата" .

Так что можно смело говорить об этом концерне как о "шефе" советской легковой AW топромышленности. Невозможно представить себе сегодняшние AW тострады и улицы городов без "Жигулей". Мало того, когда "русские фиаты" продавались за рубежом (в экспортном исполнении), благодаря более низкой цене они успешно конкурировали с "итальянцами". Да и сейчас средний класс общества нацелен на AW томобили ВАЗ, причем многие предпочитают "классику", то есть ФИАТ-124 в прошлом.

ФИАТ-124 был признан AW томобилем года аж в 1967 году - 30 лет назад. Удачная модель!

В 1969 в ФИАТ входит компания "Ланча". В то же самое время, параллельно появлению различных моделей, начиная с "Dino" и заканчивая 128, 130, 127 и 126 сериями, Фиат строил заводы по производству AW томобилей в Южной Италии, Польше и Бразилии, распространяя по всему миру итальянское AW томобильноеноу-хау, включая и опыт, полученный после приобретения таких известных брендов, как "Autobianchi" и "Lancia".

В течение периода, охватывающего нефтяной кризис 70-х годов, акцент был сделан на улучшении готовой продукции и производственных процессов, что помогло добиться более высокого уровня AW томатизации и наладить выпуск с помощью более эффективных методов AW томобилестроения.

Производство "Ritmo", начатое в 1978 году благодаря "Robogate", революционной системе AW томатизации, вывело компанию на новый уровень развития. Поворотным же моментом в истории AW томобильного концерна "Fiat" стал 1983 год, когда впервые был выпущен знаменитый "Uno", AW томобиль, предложивший широкую гамму нововведений: в электронике, в использовании альтернативных материалов, устройстве двигателя и т.д.

В 1980 году в Женеве был представлен компактный AW томобиль FIAT Panda. За 20 лет производства компания FIAT предложила 60 вариантов модели Panda. Общее количество выпущенных машин - 4 млн. штук. Несмотря на свой весьма непритязательный вид, Panda была разработана в ателье ItalDesign под руководством маэстро Д. Джуджаро. Сегодня эта модель является одной из самых дешевых в Западной Европе.

FIAT Uno дебютировал в марте 1983 года в Женеве. Именно модельный ряд "номер один" - Uno оставался самым популярным на Апеннинском полуострове в течение более чем десятилетия. FIAT Uno снят с конвейера в Италии в мае 1995 года и передан для производства на польский завод FlAT-Polsca (бывший FSM) в г. Бельско-Бяла, турецкое подразделение TOFAS-FIAT, а также египетский филиал El Nasr, где эти модели производят и поныне. На итальянском конвейере FIAT Uno сменил наследник - FIAT Punto.

Большой переднеприводный Фиат Croma, представленный главным итальянским AW топроизводителем в декабре 1985 года, хэтчбек со ступенчатой задней дверью, удобным и вместительным багажником, так называемый "двухсполовинойобъемный", эта модель была спроектирована на единой, как ее тогда называли, "общеевропейской" платформе "TIPO 4", на которой еще базировались Lancia Thema, SAAB 9000 и Alfa Romeo 164. Модель Croma продержалась на конвейере до 1996 года, когда спрос на нее совсем упал, и FIAT счел ненужным продолжать свое присутствие в этом классе.

В 1986 году Группа Фиат приобретает "Alfa Romeo" и его отделения, таким образом, усиливая свои позиции на мировом рынке. Политика компании позволила в скором времени представить на рынке новую модель Alfa 164, что нашло отклик в сердцах горячих поклонников легендарной марки. Вслед за Alfa 164 последовала серия моделей, среди которых была и Alfa 156, выпуск которой наладили в 1997 году и ставшая Автомобилем Года.

Пятидверный хэтчбек Tipo дебютировал в январе 1988-го, четырехдверный обтекаемый трехобъемный шестиоконный седан Tempra - в феврале 1990 года, пятидверные универсал Tempra Station Wagon (также он назывался FIAT Tempra) и фургон РИТ Marengo - в мае 1990-го. Эти модели выполнены на единой платформе, однако их дизайн несколько отличен. На той же технологической платформе концерн FIAT выпустил и сходные по размерам, но более дорогие и престижные модели сегментов С и D - Lancia Delta и Alfa Romeo 33, и Lancia Dedra с Alfa 155.

Внешностью Tipo напоминает увеличенный в масштабе предыдущий бестселлер рынка - FIAT Uno, и все же престижный титул "Автомобиля 1989 года" достался именно ему. Однако широкого признания на рынке Tipo так и не получил. В октябре 1995 года модельный ряд Tipo и Tempra заменен в Италии на семейства моделей Bravo/Brava и Магеа.

Punto/Sporting переднеприводный AW томобиль особо малого класса (3- и 5-дверный хэтчбек). Самый популярный в классе, 17 базовых моделей (в т.ч. кабриолет). GT - наиболее мощная модификация. Дебют - осень 1993. Новое поколение этой модели - июль 1999.

Спортивное купе Fiat Coupe на базе Fiat Bravo одна из самых дешевых моделей подобного типа. Coupe Turbo - наиболее мощная модификация с высокими динамическими характеристиками и макс. скоростью 250 км/ч, конкурент компрессорного Merсedes-Benz CLK и Porsche Boxter. Впервые модель была представлена в ноябре 1993. Летом 2000 г. на Туринском AW тосалоне была показана новая комплектация Coupe 2,0 20V Turbo Plus с 220-сильным мотором и 6-ступенчатой коробкой передач.

FIAT Ulysse, минивэн с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Производится совместно Peugeot/Citroеn и Fiat/Lancia. Премьера обширного семейства 7-8-местных однообъемных универсалов повышенной вместимости в рамках совместного проекта U60 компании FIAT и концерна PSA состоялась в январе 1994 года. Производство всех моделей, основанных на общей платформе, ведется на новом заводе NordSEVEL на севере Франции.
В начале 1996 года на рынке были представлены грузовое и грузопассажирское семейство (U64) мини-фургонов FIAT Scudo/Citroen Jumpy/Peugeot Expert, унифицированных по ходовой части и частично кузовам с мини-вэнами семейства U60. Платформа U64 заменила короткобазную модель FIAT Talento.

Впервые Fiat Barchetta был представлен весной 1995 на AW тошоу в Женеве и признан самым красивым кабриолетом салона. Это переднеприводный спортивный кабриолет - спайдер с открытым или жестким снимаемым верхом; изготавливается на базе Fiat Punto, совместная разработка компании Fiat и дизайнерского ателье Pininfarina.

Летом 2000 г. на Туринском AW тосалоне была показана "люксовая" комплектация Barchetta Riviera.

Fiat Bravo/Brava, AW томобили класса С с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Последнее поколение хэтчбеков Golf-класса (сегмент С, по европейской классификации) концерн FIAT представил в сентябре 1995 года. И очень удачно - двуединый Bravo/Brava завоевал почетный титул "Автомобиль 1996 года".

Fiat Marea модель европейского класса D, созданнаяна платформе Brava, однако длиннее и просторнее последней. "Люксовый" вариант HLX имеет водительское сиденье с электроприводом регулировок, две боковые подушки безопасности и стерео-аппаратуру класса "hi-fi" с шестью динамиками. Впервые модель быда представлена в июле 1996. В 1998 специально для России была разработана "арктическая" версия Fiat Marea.

FIAT Palio(Siena - аргентинская модификация Fiat Palio) компактный AW томобиль малого класса. Впервые модель была представлена в 1996. Первоначально AW томобиль производили в Бразилии, с 1997 - в Аргентине и Польше.

В 1997 начался выпуск модели с кузовом универсал. В 1998 универсал Fiat Palio стали поставлять на европейский рынок. В 2000 г. к универсалу Weekend присоединились 3- и 5-дверные хэтчбеки Palio.

В марте-апреле 1998 в Турине был представлен FIAT Seicento, AW томобиль особо малого класса. Как и Panda, эта машина относится к европейскому размерному классу А. Производится в Польше, реализуется на европейском рынке. Производятся базовые версии: Young, S, SX, Citymatic, Suite, Sporting, а также электромобиль Seicento Elettra.

Впервые модель Multipla была представлена осенью 1998. Это минивэн среднего класса - первый в своем классе AW томобиль подобного типа. Возрожденное название многоместного компактного AW томобиля 50-х годов. Летом 2000 г. появилась новая серия Special с более высоким уровнем оснащения.

В октябре 2000 компания выпустила грузопассажирскую модель Doblo на AW тосалоне в Париже. Эта машина предлагается как в пассажирском, так и в грузовом исполнении (Doblo Cargo).

В Италии Stilo продается с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек, который приходит на смену модели Bravo, адресуется поклонникам активной езды. В свою очередь, пятидверный AW томобиль (он сменяет Fiat Brava) - это "семейный" вариант. Fiat Stilo будет выпускаться в течение шести - семи лет. Общий планируемый объем производства - 2,5 миллиона машин.

Концерн постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы и сегодня под "крышей" ФИАТа собрались и FERRARI, и LANCIA, и ALFA ROMEO. Принадлежат ему и несколько тракторных заводов.

Фирма FIAT (Fabrica Italiana Automobili Torino) – одна из самых крупных корпораций Италии по производству автомобилей. Фирма занимается выпуском разнообразной сельскохозяйственной и промышленной техники, грузовиков, легковых и спортивных автомобилей. Кроме того, в состав корпорации входят предприятия, которые занимаются выпуском аэрокосмической продукции. Штаб-квартира фирмы находится в Турине.

Фирма была создана в 1899 году. Ее организовала группа инвесторов, в число которых входил Джованни Аньели. Вначале фирма занималась сборкой автомобилей по лицензии Renault. На эти автомобили устанавливали двигатели De Dion. В 1903 году тарифы на импортную сталь в Италии были отменены. Это позволило очень быстро расширить производство. Фирма начала производство двигателей для судов и самолетов, появились очень оригинальные автобусы, грузовики и легковые автомобили.

Автомобили Фиат были рассчитаны на богатых покупателей. Они очень быстро стали популярны не только в Италии, но и во всем мире. Кроме того, автомобили Фиат получили заслуженное признание и в автомобильных гонках. Там они не уступали таким прославленным маркам, как Nazzaro, Miller, Storero и Lancia.

Очень скоро основатели фирмы поняли, что настала пора уходить от кустарщины и осваивать промышленное производство. Серийное производство автомобилей под маркой Фиат было развернуто в 1912 году. Кроме того, Джованни Аньелли одним из первых сумел понять, что каждый производитель автомобилей должен иметь свой стиль, и разрабатывать этот стиль должен профессиональный стилист.

Fiat Tipo Zero, 1912

В результате проведения такой политики в 1912 году появилась модель Tipo Zero. Эта машин не обладала очень оригинальным дизайном. Для того, чтобы автомобиль приобрел свою индивидуальность, Аньелли заставил своих работников разработать шесть разных вариантов облицовки радиатора. Фирмы Alfa Romeo и FIAT стали первыми, кто кузова для своей серийной продукции стал заказывать у таких известных мастеров, как Террента и Локатти, а затем в ателье Туринг и у Загато.

Fiat Tipo Zero Spyder, 1912

Фирма очень быстро организовала и наладила изготовление своей продукции за границей. Например, в 1909 году в США начал работу завод Poughkeepsie.

Такой подход к делу как нельзя лучше отражал позицию самого Джованни Аньелли. К этому времени он уже планировал разработку методов усиления контроля над производством. В результате появился проект Lingotto. Этот комплекс, п тем временам самый большой Европе, начал выпускать продукцию в 1922 году.

Стратегия, на которой основывался проект, была такова: выпустить автомобиль, который был бы массовым, а недоступным только для элиты. Благодаря тому, что производство было организовано по-новому и основывалось на сборочной линии по типу конвейера, этой цели удалось достичь достаточно быстро.

В ходе Первой Мировой войны фирма Фиат стала в Италии лидером автомобилестроения. В начале 20-х годов это уже одна из самых крупных итальянских компаний. Приобретению такого авторитета очень хорошо помог умелый и грамотный администратор Витторио Валента. Но в 1919 и 1920 годах фирму потрясла серия очень мощных забастовок. Производство фактически было прекращено. Аньелли вернулся к руководству фирмой после того, как к власти в Италии пришел Муссолини. Для управления фирмой в 1927 году был создан холдинг IFI. Семья Аньелли и в наши дни играет там главную роль.

В 1932 году увидела свет модель Balilla. Довольно быстро производство этих автомобилей дошло до 113 000.

Fiat Balilla

В 1936 году появился FIAT 500 или Topolino. Это был самый маленький в мире автомобиль, который стал выпускаться серийно. Сначала были разработаны объем и форма кузова. Только после этого проектировщики стали думать о том, как расположить под кузовом все необходимые агрегаты и узлы. Только после того, как наклонный кузов прикреплялся к раме, приобреталась нужная жесткость. В период с 1936 по 1955 год было продан 519 000 таких автомобилей. У этой машины было много самых разных моделей. Это позволило повысить интерес итальянцев к автомобилю, что привело в дальнейшем к увеличению производства.

Во Вторую Мировую войну все предприятия Фиат подверглись большим разрушениям. После того, как Италия была освобождена, предприятия были национализированы. Но фактическим руководителем компании оставался Витторио Валетта. В результате производственного бума, который начался после окончания войны, фирма стала изготавливать много новых моделей – универсалы FIAT 1500 B и FIAT 1100 B, двухдверный седан FIAT 500. Через год на свет появились Фиат 500 C, 1500 E и 1100 E.

В начале 50-х годов началось производство FIAT 1400 - модель с несущим кузовом. Это был первый в Италии автомобиль, который выпускался в дизельной версии. В 1953 году были выпущены универсальный 103 TV и седан 1100/103. Лет через пять появились небольшие автомобили Cinquecentos и Seicentos. Они сделали автомобили общедоступными. Они выпускались буквально миллионами. Весь мир узнал итальянские автомобили. Они показали, чего может достичь страна в результате индустриального преобразования.

Начало 60-х годов ознаменовалось тем, что компания была вновь приватизирована. Концерн возглавили внуки Аньелли – старшего. Они внесли много нового в организацию всего производства. Благодаря тому, что управленческий персонал обладал превосходной интуицией, компания смогла выпустить FIAT 850. Тираж этого автомобиля достиг трех миллионов. В 1966 году председателем компании стал внук основателя Джованни Аньелли. Он создал целый рад проектов, которые очень укрепили позиции «Фиат» на мировом рынке.

В этом же году концерн подписал соглашение с СССР относительно строительства Волжского автомобильного завода (ВАЗ). Строительство было развернуто в Ставрополе-на-Волге. После этого город не без доли иронии был переименован в Тольятти в честь итальянского коммунистического лидера, который, как известно из истории, в 20-е годы почти погубил фирму.

1969 год ознаменовался тем, что в состав «Фиат» вошла компания «Ланча». В это время появляется очень много разнообразных моделей, от Dino до 128, 130, 127 и 126 серий. В это же время фирма строит заводы в Бразилии, Польше и Южной Италии. Итальянское автомобильное ноу-хау распространяется по всему миру.

Во время нефтяного кризиса 70-х годов все внимание было направлено на улучшение производственных процессов и повышение качества продукции. Это позволило повысить уровень автоматизации и использовать более эффективные методы производства автомобилей.

В 70-х годах фирма начала использование революционной системы автоматизации «Robogate». Это дало возможность уже в 1978 году начать производство Ritmo. Компания вышла на новый уровень развития. Но воистину поворотным моментом в истории фирмы стал 1983 год. Именно в этом году был впервые выпущен известный всем Uno. В этом автомобиле было множество нововведений: в устройстве двигателя, в использовании альтернативных материалов, в электронике и во многом другом.

В 1980 году в Женеве состоялась презентация нового компактного автомобиля FIAT Panda. Эта модель выпускалась в течение 20 лет. За это время было предложено 60 вариантов этой модели. Всего было выпущено около 4 миллионов автомобилей этой марки. В наши дни это одна из самых дешевых моделей в Западной Европе.

В марте 1983 года в Женеве был представлен FIAT Uno. Этот модельный ряд больше десяти лет был самым популярным в Италии. В 1995 году эту модель сняли с конвейера и передали в египетский филиал El Nasr, турецкое подразделение TOFAS-FIAT и польский завод FlAT-Polsca. На этих заводах и в наши дни производится пуск этой модели. В Италии же стали производить FIAT Punto.

В декабре 1985 года главный итальянский производитель представил большой Фиат Croma с передним приводом. Это хэтчбек с очень вместительным и удобным багажником и ступенчатой задней дверью. Модель была спроектирована на единой, так называемой «европейской» платформе TIPO 4. На такой же платформе изготовлены машины Alfa Romeo 164, Saab 9000 и Lancia Thema. Серийный выпуск Croma продержался до 1996 года. В это время спрос на автомобиль значительно снизился. Руководство «Фиат» решило, что автомобили такого класса в дальнейшем выпускать не следует.

1986 год ознаменовался тем, что фирма «Фиат» приобрела Alfa Romeo и все ее подразделения. Позиция фирмы на мировом рынке еще более укрепилась. Грамотная политика компании дала возможность очень скоро представить модель Alfa 164. Вслед за этим была выпущена большая серия моделей, в том числе и знаменитая Alfa 156, которая в 1997 году была признана Автомобилем года.

В январе 1988 года был представлен пятидверный хэтчбек Tipo, в феврале 1990 года - шестиоконный трехобъёмный обтекаемый четырёхдверный седан Tempra, в мае 1990 года – пятидверные фургон Marengo и универсал Tempra Station Wagon (другое название - FIAT Tempra). Платформа, на которой выполнены эти модели, одна и та же, но они несколько отличаются друг от друга дизайном. На этой же платформе концерн выпустил более престижные и дорогие, хотя и близкие по размерам, модели - Lancia Dedra с Alfa 155 и Lancia Delta c Alfa Romeo 33.

Модель Tipo внешне похожа на FIAT Uno, только несколько большего размера. Но на автомобильном рынке эта модель так и не получила широкого признания. Модельный ряд Tempra и Tipo в октябре 1995 года был заменен автомобилями Магеа и Bravo/Brava.

Среди автомобилей особо малого класса с передним приводом самым популярным стал Punto/Sporting. Самая мощная его модификация – GT. Осенью 1993 года состоялся дебют этого автомобиля. В июле 1999 года появились новые модификации этой автомашины.

В начале 1998 года в Турине прошла презентация автомобиля особо малого класса FIAT Seicento. Эта машина изготавливается в Польше и продается в Европе. Имеются следующие версии - электромобиль Seicento Elettra, Sporting, Suite, Citymatic, SX, S и Young.

Среди спортивных купе самая дешевая модель - FIAT Coupe. Эта модель впервые была продемонстрирована в конце 1993 года. В 2000 году появилась новая комплектация этой модели Coupe 2.0 20V Turbo Plus.

В 1995 году в Женеве был впервые продемонстрирован FIAT Barchetta. Это спортивный кабриолет – спайдер с передним приводом. Имеются автомобили с жестким или открытым снимаемым верхом. Концерн постоянно следит за рынком и приобретает обанкротившиеся фирмы. Сейчас фирме «Фиат» приндежат такие фирмы, как Alfa Romeo, Lancia и fiat. Кроме того, в состав фирмы входят несколько тракторных заводов.

Итальянская компания FIAT была основана в 1899 году, а первый завод был открыт в 1900 году. Ключевой фигурой и соинвестором являлся отставной офицер Джованни Аньелли, который в 1902 году стал управляющим директором предприятия.FIAT – это аббревиатура, означающая Итальянский автомобильный завод Турина. Кроме того, эту аббревиатуру можно перевести с латыни как «да будет». Первым логотипом марки была стилизованная под лист пергамента металлическая табличка, на которой было выгравировано название предприятия, причем, полностью: Fabbrica Italiana di Avto mobili Torino. Следующий вариант логотипа и все его потомки содержали лишь аббревиатуру. Все логотипы FIAT, кроме самого первого, имели доминирующий цвет – красный или синий. Так, последняя версия логотипа, появившаяся в 2006 году, имеет красный фон в отличие от предшественника с синим фоном, появившегося в 1999 году.

Не автомобилем единым

Первым автомобилем, вышедшим из ворот завода, был лицензионный с двигателем «De Dion».В 1903 году в Италии отменили пошлины на импорт стали, что привело к расширению производства. FIAT принялся за выпуск легковых такси, автобусов, грузовиков, двигателей для самолетов и судов.Весьма недешевые автомобили FIAT стали популярными не только в Италии, но и в других частях света. Так, в 1908 году FIAT открывает свое отделение в США – Fiat Automobile Co.Через несколько лет Аньелли решил, что необходимо расширять производство, и в 1912 году было начато серийное производство автомобилей собственной разработки под маркой FIAT.Аньелли придавал большое значение дизайну автомобилей. Он первый среди автопроизводителей пришел к выводу, что у каждого автомобиля должен быть свой стиль, а у каждой автомобильной компании – дизайнер.В 1916 году было начато строительство завода Lingotto, который стал самым большим в Европе и вторым по величине в мире. Предприятие имело 5 этажей, а на крыше располагалась трасса для тестирования автомобилей. Бизнес растет. Добавляется сталелитейное производство, электросети, общественный транспорт (в том числе – железнодорожный).Первая и вторая Мировые войны сдерживают развитие производства легковых автомобилей. Однако динамично развиваются направления по производству коммерческого и грузового транспорта, а также авиационное и железнодорожное подразделения. Завод Mirafiori, строительство которого было начато в 1937 году, в 1950-м становится вдвое крупнее.В 70-х – 80-х годах была создана роботизированная система сборки кузовов «Robogate» и отдельные компании для разных производственных направлений. В 90-е компания встала на новый, инновационный путь развития, чтобы справиться с возрастающей конкуренцией. Был взят курс на освоение развивающихся рынков.
FIAT произвел первый автомобиль, оснащенный системами обогрева и вентиляции.12 раз за всю историю модели FIAT становились «Автомобилем года в Европе». Это – рекорд.FIAT 124, на основе которого создано все «классическое» семейство , является «Автомобилем 1967 года в Европе».Первый легковой автомобиль FIAT с дизельным двигателем был выпущен в 1953 году. Первым автомобилем с дизельным двигателем, оснащенным системой подачи топлива , был FIAT Croma 1986 года. Эта система является совместной разработкой компаний Fiat и Bosch.Первым внедорожником с несущим кузовом был FIAT Campagnola, выпущенный в 1951 году.Fiat был первым автомобилем, оснащенным карданной трансмиссией.Компании FIAT и Alfa Romeo первыми в истории автомобилестроения начали обращаться за помощью к независимым кузовным ателье.Винченцо Лянча был гонщиком заводской команды FIAT, а Энцо Феррари – заводской команды Alfa Romeo.1919-1920-х годах заводы FIAT пережили ряд серьёзных забастовок, организованных коммунистами Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти, в честь которого был назван город в России. Именно в Тольятти находится завод ВАЗ, первыми произведенными автомобилями которого были доработанные FIAT 124.

Спортивная история марки FIAT

Автомобили FIAT многократно становились призерами самых престижных соревнований. Однако, как ни странно, до 1933 года в модельной линейке не было ни одного спортивного автомобиля. Все изменилось с выходом модели 508S – спортивной версии популярной модели Balilla. В 1933 году автомобиль занял третье место в легендарной гонке Mille Miglia. Автомобиль заслужил уважение среди европейских гонщиков.В 1966 году появилась модель Dino, названная в честь сына Энцо Феррари. FIAT Dino. Автомобиль являлся подготовительным для Ferrari Dino. В итоге два этих автомобиля практически ничем не отличались.Спортивная история FIAT неразрывно связана со спортивными победами компаний, которые вошли в ее состав. Это такие компании, как Ferrari, Lancia, Alfa Romeo, Maserati.В настоящее время лицами компании FIAT являются легендарные пилоты Формулы-1 Михаэль Шумахер и Кими Райкконен.

Ключевые модели FIAT

Первой стала модель под названием Tipo Zero. Несмотря на серьезное отношение к дизайну, автомобиль был очень похож на продукцию других компаний. Чтобы исправить ситуацию, Аньелли распорядился разработать шесть различных дизайнов решетки радиатора.В 1912 году был запущен в производство первый четырехместный автомобиль FIAT – модель 409. Массовое производство доступных автомобилей становится основным родом деятельности компании.В середине 30-х годов были разработаны две компактные и экономичные модели – Balilla и Topolino. Второй продержался на конвейере до 1955 года.В 1980 году увидел свет разработанный дизайн-ателье Giugiaro автомобиль FIAT Panda, в 1983 – его полноприводная версия. Это был самый маленький автомобиль, оснащенный полным приводом. Качество было не на высоте, но благодаря низкой цене он пользовался популярностью.Прорывом для компании стал выпущенный несколько лет спустя Uno. Машина вобрала в себя все новейшие технологии, которыми обладал FIAT.В 2007 году было выпущено новое поколение FIAT 500. Автомобиль получился необычным, весьма дорогим и популярным у женщин.

FIAT в России

В 1916 году в Москве было налажено производство грузовика Fiat 15 Ter, на базе которого позже была разработана отечественная модель.В 1966 году FIAT принял участие в строительстве Волжского автозавода.С 2006 по 2011 год FIAT сотрудничал с российской компанией Sollers. Было налажено производство моделей Albea, Doblo и Ducato.В настоящее время FIAT планирует строительство завода в Ленинградской области.Автомобили FIAT в России никогда не были особенно популярными. Связано это, отчасти, с невысоким качеством автомобилей, производимых в начале-середине 90-х годов, а также с отсутствием развитой дилерской сети. Исключением являлись, разве что, коммерческие автомобили, производившиеся на территории нашей страны.

Название автоконцерна FIAT является аббревиатурой, которая расшифровывается как Fabrica Italiana Automobili Torino. Сейчас FIAT представляет собой гигантскую корпорацию, в которую входит более двухсот предприятий по всей планете, занимающихся выпуском не только легкового и грузового транспорта, но также самолетов, поездов и многого другого. А в истоках этой легендарной марки лежит достаточно скромное небольшое предприятие по выпуску легкового автотранспорта. Но начнем по порядку.

Зарождение компании FIAT

В далеком 1899 году на заре автомобильной эры группа инвесторов, которыми руководил отставной офицер Джованни Аньелли, основала небольшую компанию FIAT. Свою деятельность новосозданное предприятие начало с лицензионной сборки моделей Renault с «реношными» двигателями De Dion. Военное прошлое Аньелли и его политические взгляды отложили отпечаток на его характер - Джованни поддерживал на фабрике строжайшую дисциплину, а также активно внедрял в процесс производства идеалы социализма, полагая, что предприниматели и рабочие могут взаимодействовать более плодотворно. Производство росло быстрыми темпами, но в большей мере не из-за социалистических взглядов основателя компании, а из-за того, что в 1903 году итальянские власти ликвидировали непомерно высокие тарифы на сталь импортного производства. Благодаря этому FIAT произвел несколько моделей собственной разработки: грузовой автотранспорт, автобусы, такси, а также начал выпускать авиа- и судовые моторы.

Первоначально FIAT выпускал только премиальные авто, и довольно скоро марка стала популярной не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами. Немалую роль в успехе компании сыграл автомобильный спорт - гоночные авто FIAT были серьезными конкурентами и нередко выходили победителями в соревнованиях, опережая таких признанных в автоспорте лидеров как Nazzaro, Storero и пр. А по-настоящему название компании стало у всех на слуху в 1911 году, когда в Grand Prix de France победила модель S61, оснащенная 4-цилиндровым двигателем объемом 10,5 л и системой цепного заднего привода.

Аньелли понимает, что настала пора переходить от кустарного выпуска к промышленным масштабам. И в 1912 году автомобили марки начинают выпускаться серийно. Джованни был экспериментатором, именно ему одному из первых автопроизводителей в Европе пришло в голову придать своим автомобилям фирменный стиль. Для выполнения своей задумки он обратился к художникам-стилистам. И в этом же году на свет появился «первенец» данной политики марки - Fiat Tipo Zero. В движение новинку приводил 18-сильный 1,9-литровый мотор, который в среднем расходовал на 5,1 км пути 1 л топлива. По заявлению разработчиков, максимальная скорость Tipo Zero составляла 71 км в час, но на практике оказалось, что ускориться до нее было почти нереально. Хоть в общем авто и не имело особо оригинального дизайна и походило на уже имеющиеся в мире модели, но при этом Tipo Zero отличалось такой возможностью индивидуализации как 6 различных версий облицовки радиатора. Именно поэтому модель принято называть основоположницей стиля марки. Кузова для своих авто «Фиат», так же как и Alfa Romeo заказывал в Locati & Toretta, а спустя время в Zagato и Touring.

Примечательно, что еще до начала экспансии в Европу в 1909 году FIAT сделал попытку «забросить удочку» в Америку, организовав в США предприятие Poughkeepsie. Для Джованни всегда приоритетной задачей было усилить контроль над производством. Одним из итогов этой политики стал начавший свою деятельность в 1922 году крупнейший на тот период европейский автокомплекс под названием Lingotto. FIAT создал комплекс с целью приступить к серийному производству не элитных автомобилей, доступных большому количеству людей, а не единицам как ранее. Во многом поставленной цели удалось достигнуть благодаря применению сборки конвейерного типа.

Как отразились на истории FIAT войны

В истории нередко случалось так, что крупные войны тормозили технический прогресс, но бывало и так, что они выступали катализатором технических революций. Так случилось и с FIAT, который благодаря Первой мировой войне вырвался в лидеры в итальянской автопромышленности. Во время войны и после нее итальянцы активно выпускали военную технику, в том числе и танки. А к 1920-м годам FIAT уже стал самым крупным автопроизводителем в Италии. Во многом это удалось благодаря профессионализму Витторио Валлетты, занимавшему в компании должность администратора.

Но 1919 и 1920-е годы дались марке нелегко. В этот период FIAT довелось пережить не одну забастовку. Рабочие под влиянием коммунистов захватывали принадлежавшие компании служебные помещения и предприятия. Дело дошло до того, что руководство было вынуждено остановить производство до того времени, пока власть не оказалась в руках у Муссолини, после чего Джованни вновь стал «у руля». В 1927 году для выполнения функций руководства «Фиатом» был основан холдинг IFI, где главенствующую позицию и ныне занимает семейство Аньелли.

1932 год ознаменовался дебютом модели Balilla (известной также под индексом 508). Авто стало рекордсменом по продажам: по всему миру было реализовано около 113 тыс. экземпляров. Новинка оснащалась 3-диапазонной КПП (в 1934-м ей на смену пришла 4-диапазонная) и 0,96 л агрегатом с отдачей 20-24 «лошадки». Этот мотор ускорял Balilla до 80 км в час. Примечательно, что Balilla также в числе первых в мире получила «заряженную» вариацию - 508 S, которая комплектовалась двигателем с отдачей 30-36 «лошадок».

Спустя четыре года увидел свет FIAT Topolino, известный также как FIAT 500, ставший на тот период наиболее миниатюрным серийным авто в мире. Рассчитанную на двоих человек новинку сразу в народе прозвали «Мышонок». Авто имело оригинальную внешность, 0,57-литровый мотор, а также смонтированную на короткой раме с прорезями для уменьшения массы заднеприводную платформу. Невзирая на малый объем силового агрегата, максимально «Мышонок» ускорялся до 85 км в час. В среднем Topolino потреблял на сотню км пути приблизительно 6 л топлива. Также модель обладала самыми разнообразными вариациями. Благодаря низкой стоимости, сравнительно высокой надежности и особому шарму, авто пользовалось популярностью не только в Италии, но и по всей Европе. За двадцать лет с начала выпуска было продано около 519 тыс. экземпляров миниатюрного FIAT 500. В 1957 году с конвейера сошла новая генерация Topolino, стиль которой итальянские специалисты использовали уже при воссоздании модели в начале 2000-х.

Как показала история, Италия выбрала неверную политическую направленность, встав на «рельсы фашизма» и этот путь негативно отразился и на судьбе FIAT. Из-за второй мировой войны большая часть предприятий концерна были уничтожены, а те, что уцелели, после освобождения страны были национализированы. Из-за открытой поддержки фашистского режима Аньелли отстранили от руководства, и в скором времени после этого он умер. Невзирая на национализацию, фактически руководить компанией остался Витторио Валетте. Это и спасло FIAT.

Возрождение былой славы автоконцерна FIAT

И вот тут, наконец, наступил производственный взрыв. Вначале FIAT выпускает модель 1500 D, а за ней следом выходившую в различных версиях оснащения 1100 В. Последний универсал сразу привлек внимание автолюбителей благодаря своей симпатичной внешности, в которой сразу бросалась в глаза сердцеобразная радиаторная решетка. В движение 1100 В приводил 1,09-литровый 4-цилиндровый мотор, состыкованный с 4-диапазонной КПП.

Вскоре с конвейера компании выходят 4-дверный FIAT 500 С, а также ставшая флагманом продуктовой гаммы компании модель 1500 Е и 1100 Е.

В начале 1950-х руководство FIAT решило обновить модельную гамму, и в ней появилась новинка с индексом 1400. Это было авто с несущим кузовом, в линейку двигателей которого, начиная с 1953 года, также стал входить и дизельный агрегат. Это позволило FIAT 1400 стать первым автомобилем в Италии с этим видом двигателя. В «базе» 1120-килограммовое авто комплектовалось 1,4-литровым дизельным мотором, развивающим мощность в 44 «лошадки». Этот мотор максимально ускорял машину до 120 км в час. Для оснащения этого авто FIAT также впервые использовал дверные подлокотники и расположенный под панелью приборов ручной тормоз. В этом же году компания производит достаточно популярные 1100/103 и 103 TV.

Спустя пятилетие на итальянские дороги выходят обладающие достаточно демократичной стоимостью миниатюрные модели Cinquecentos и Seicentos.

Новый курс деятельности FIAT

Начало 60-х и вновь новый курс компании. FIAT приватизируют и во главе него становятся внуки основателя марки, которые внедряют новые подходы в автопроизводство, позволившие укрепить позиции концерна на мировом автомобильном рынке. Заводы FIAT были реорганизованы, и с конвейеров сошло новое малолитражное авто FIAT 850. В кратчайшие сроки компакт был продан в количестве 3 млн. экземпляров.

В 1966 году итальянцы и СССР подписывают договор о строительстве Волжского автозавода (ВАЗ). Спустя год увидело свет детище этого сотрудничества - FIAT 124. Привезенные из Италии первые экземпляры модели просто распадались на булыжниках, «радовали» скорой поломкой тормозов и капризами устаревшего мотора. Вначале 124 был переименован в 124R, а вскоре и в ВАЗ-2101. Вместе с названием модель к тому времени сменила почти всю «начинку» (в т.ч. мотор, тормозные механизмы и подвеску) на более подходящую реальным российским дорогам. Но дизайна кузова изменения почти не коснулись. «Копейка» обладала лаконичной и элегантной внешностью, опередившей на десятки лет вперед тенденции российской автопромышленности.

В 1969 году компания выпускает спортивную и элегантную модель Dino. Также в этом году в состав концерна входит марка Lancia. FIAT ни на день не прекращает расти - параллельно с производством новых моделей концерн ведет строительство новых заводов по всей планете.

Когда по всему миру в 1970-е годы бушевал нефтяной кризис, специалисты из FIAT сосредоточились на модернизации процессов производства и улучшения качества имеющейся продукции. После череды удачных авто в 1978 году вышла достаточно неудачная модель Ritmo, которая хоть и не стала популярной, но все же считается знаковой в истории компании. Все потому, что после ее провала и перехода производства на более высокий уровень автоматизации концерн шагнул далеко вперед.

В начале десятилетия дебютировал новый компакт Panda. Эта модель успешно выходила с конвейера на протяжении двух десятилетий. За этот период было выпущено 60 вариаций «Панды» и в целом реализовано около 4 млн. экземпляров модели. И даже в следующем столетии авто с простой внешностью, низкой стоимостью и неприхотливостью в ремонте остается одним из наиболее покупаемых в Европе.

В 83-м году концерн на женевской автовыставке презентует революционную модель под названием Uno, которая была разработана практически с нуля с применением множества прогрессивных технологий. Новшества коснулись не только электроники и используемых материалов, но также устройства силового агрегата. Авто выходило в Италии до 1995 года, после чего ему на смену пришла модель Punto, но Uno и ныне производят в Турции, Польше и Египте.

В конце 1985 года FIAT сделала ошибку, шагнув в премиальный сегмент рынка. Оснащенный передним приводом хэтчбек Croma обладал вместительным багажным отделением, ступенчатой задней дверью и выпускался целых одиннадцать лет. Но после того как спрос на него упал практически до нуля, компания все же решила уйти из этого класса. В основе Croma лежало общеевропейское шасси, которое также послужило базой для Lancia Thema, Saab 9000 и Alfa Romeo 164.

В 1986 году концерн полностью поглощает Alfa Romeo, что еще больше способствует укреплению позиций «Фиата» на мировом авторынке. Для Alfa Romeo слияние стало большим счастьем, ведь почти обанкротившаяся на тот момент марка после поглощения не только сохранила аутентичность, но и получила дополнительный виток в развитии.

В конце 80-х концерн решил поиграть с «крупными формами»: выходят 5-дверный хэтчбек Tipo, универсал Tempra Station Wagon, фургон Marengo и др. Но к этим моделям покупатели отнеслись достаточно прохладно.

90-е годы в истории марки

Общий объем продаж компании значительно уменьшался. FIAT, который ранее развивался стремительными темпами, начал явно ощущать наступивший кризис. Новые авто уже не потрясали публику как ранее, в них отсутствовала некая «изюминка» и они сразу терялись в автомобильном потоке.

За период 90-х можно отметить несколько знаковых моделей, в числе которых и Fiat Coupe - построенное на шасси от модели Bravo переднеприводное спорткупе. Авто, ставшее на сегодняшний день легендарным, приводил в движение 220-сильный турбодвигатель, позволявший модели создавать серьезную конкуренцию своим именитым соперникам. Была также выпущена и вариация Coupe, получившая в своем названии приставку Turbo. Эта способная ускоряться до 250 км в час новинка с легкостью обгоняла Porsche Boxster и Merсedes-Benz CLK.

В начале 1994 года в рамках сотрудничества итальянцев и французского автоконцерна PSA состоялся дебют семейства минивэнов. Семи и восьмиместные авто оснащались системой переднего привода и размещенным поперечно мотором и в варианте FIAT назывались Ulysse. Спустя несколько лет на этом же шасси была создана группа грузопассажирских семейств U64.

В 90-е компания старалась максимально использовать имеющиеся у нее в наличии шасси. Но что можно создать из достаточно банальной платформы Punto? Это может быть поистине шедевр итальянской автопромышленности, если пригласить поучаствовать в разработке высококлассных специалистов из ателье Pininfarina. И вот в 1995 году на женевской автовыставке состоялась премьера оснащенного системой переднего привода спортавто Fiat Barchetta, которое сразу получило титул наиболее красивой машины со складной крышей. Спустя 5 лет на автосалоне в Турине дебютировала люксовая вариация спортавто под названием Barchetta Riviera.

Немного улучшила сложившуюся в компании ситуацию появившаяся весной 1998 года малолитражка Seicento - идеальное авто для жителей мегаполисов. История Seicento закончилась только спустя 7 лет выходом спецвариации «50th Anniversary».

Марка FIAT в новом тысячелетии

В начале нового тысячелетия FIAT приступил к освоению нового сегмента. Осенью 2000 года в Париже прошла премьера модели Doblo, которая предлагалась в грузовом и пассажирском исполнениях. Спустя два года на итальянском рынке появился 3-дверный хэтчбек Stilo. Хоть компания и возлагала на новинку большие надежды, планируя выпускать около семи лет, но уже в 2007 году производство хэтча было прекращено.

За 2000-е годы концерн несколько раз сталкивался с серьезными финансовыми проблемами, но это не помешало FIAT Group продолжить выпускать легковые модели и расширяться. Под его «крышей» собрались не только автокомпании, но даже заводы по производству тракторов.

К сожалению все выходящие последние десятилетие новые авто не сумели вернуть автогиганту его былое величие. Продажи компании в Европе последние 4 года неумолимо падают. В ближайшее время FIAT намерен вложить в свое развитие приблизительно 9 млрд. евро. Эти финансы будут потрачены не только на создание новых моделей и поддержку своих «дочек», но также восстановление производственных мощностей у себя на родине. Сегодня свои главные надежды на «восстание из пепла» марка возлагает на несколько своих моделей, в числе которых FIAT 500, Punto и Panda. Так в 2016 году компания намерена презентовать новую генерацию FIAT 500. Разработчики обещают, что легендарный хэтчбек получит экономичные двигатели, а также выдержанный в стиле хай-тек салон. Помимо этого весной 2014 года автопроизводитель сообщил о выходе спецвариаций моделей Punto и Panda. Ориентированные на молодежную аудиторию новинки получат в своих названиях приставку Young. Авто отличаются не только стильной и яркой внешностью, но также и продвинутой электроникой.

Значимое событие в истории концерна произошло в конце января 2014 года, когда Fiat полностью завладел маркой Chrysler. После чего итальяно-американский тандем решил продолжать свою деятельность под единым названием Fiat Chrysler Automobiles N.V. и с новым логотипом. Этот союз должен позволить итальянцам больше сил направить на реанимацию своего бизнеса в Европе.