Проверить автомобиль на радиацию. Эксперт об облученных машинах из японии

Не смотря на то, что катастрофа на атомной электростанции в Фокусиме произошла 2 года назад, в России по-прежнему обнаруживают не малое количество иномарок Японского производства, которые при замерах радиационного фона, показывают его превышение.

Так на Дальнем Востоке, в морских портах присутствуют автозапчасти и автомобили, которые фонят при замерах специальной аппаратурой.

Таможенные органы Дальнего Востока обнаружили 930 автомашин, которые имеют повышенный радиоактивный фон. Все фонящие автомобили отправляются обратно в Японию.


В течении года после аварии на атомной электростанции в Японии в России официально было обнаружено 488 автомобилей, которые содержали в себе повышенное содержание радиоактивных изотопов.

В течении 2012 года на специальные стоянки было помещено 446 автомашин, фонящих при замерах.

После аварии на Фокусиме, Роспотребнадзор России разрешал ввозить автомобили в Россию для дальнейший перепродажи или передачи собственнику, только после специальной обработки, для устранения радиационного фона. В последующем, Роспотребнадзор наложил запрет на такие автомобили для передачи собственнику. По распоряжению органа данные автомобили подлежат возврату в страну отправителя. В данном случае все обнаруженные автомашины с превышением радиоактивного фона отправляются обратно в Японию.

Такая же непростая ситуация наблюдается и с автомобильными запчастями, которые в больших количествах поступают на Дальний Восток в морских контейнерах. Так, в течении первого года после аварии в Фокусиме, были выявлены 750 контейнеров, в которых находились радиоактивные автомобильные запчасти для Японских автомашин.

В 2012 году ввоз фонящих запчастей к автомобилям продолжился. Выявленные нарушения сократились по сравнению с 2011 годом, лишь на 10 процентов.

Не смотря на усиленные меры Роспотребнадзора и Таможни РФ, в страну по-прежнему продолжают поступать радиоактивные иномарки и запасные части. Ведь серый импорт запчастей в России присутствует в огромном количестве. Это значит, что в страну без тщательной проверки попадают радиоактивные запчасти и Японские автомобили, распространяясь по всей стране.

СПРАВКА 1ГАИ.РУ : Стоимость на "черном" рынке радиоактивных автомобилей и запчастей в Японии, дешевле до 70 процентов.

Российские предприниматели и различные компании, пытаясь сэкономить на закупке в Японии, для получения максимальной прибыли, покупают дешевые радиоактивные запчасти и автомашины на территории Японии и отправляют в Россию для последующей перепродажи по рыночным ценам. Естественно происхождение и наличие повышенного радиационного фона умалчивается.

К сожалению, борьба с коррупцией в наше стране еще только началась и поэтому большая доля фонящих запчастей и машин все таки попадает беспрепятственно в Россию, из-за не чистых на руку лиц ответственных за контроль над импортом поступающим в страну.

Будьте бдительны при покупке запчастей и автомобилей из Японии не у официальных дилеров. Желательно перед покупкой сделать замер дозиметром, который можно приобрести или взять в прокат.

Несмотря на то, что с момента землетрясения в Японии аварии на атомной станции «Фокусима» прошло больше двух лет, последствия этих событий до сих пор сказываются. Одно из проявлений — предметы с повышенным фоном радиации, в том числе — автомобили и их компоненты.

Россия, особенно регионы Дальнего Востока и Сибири, является одним из основных потребителей подержанных авто из Японии. Это связано в первую очередь с доступностью подобных машин, их надёжностью и удобством обслуживания. Часть автомобилей попадает в страну после их покупки на аукционах уже конкретными владельцами, часть ввозится компаниями для последующей продажи. Но и те, и другие проходят таможенную проверку, которая в том числе включает и различные экспертизы. Японским автомобилям и компонентам уделяется особое внимание с точки зрения проверки на радиацию.

Фонит или не фонит

Так Федеральная Таможенная Служба (ФТС) 1 августа сообщила о том, что Владивостокская таможня совместно с управлением Роспотребнадзора в июле 2013 года выявила 13 объектов с повышенным радиационным фоном, среди которых, в основном, подержанная техника и запчасти к ней. По данным ФТС, число загрязненных объектов постепенно уменьшается: в 2011 году в квартал в среднем выявлялось 90 объектов, в 2012 - 75, в 2013 - в первом квартале найдено 59, во втором - 43. После дополнительных проверок принимается решение по каждому такому объекту. Причём оно не всегда бывает отрицательным, то есть некоторые машины разрешается ввезти на территорию страны. С момента аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» принято решение о запрете ввоза на территорию России 591 объекта, а всего было выявлено 697 объектов с повышенным радиоактивным фоном.

Со своей стороны Японская Ассоциация автопроизводителей (JAMA) начала собственную проверку уровня радиации автомобилей, произведенных в стране. То есть, каждый автомобиль, предназначенный для экспорта, тщательно исследуется на наличие опасных радионуклидов. По данным японского Министерства финансов, в 2012 году Япония экспортировала 131 999 подержанных автомобилей в Россию, и 300 единиц «фонящих» объектов составляют очень маленькую их часть.

«Россия является крупнейшим рынком подержанных автомобилей из Японии, и это единственная страна, которая продолжает жаловаться на радиоактивное заражение и отправляет машины обратно. Учитывая различные торговые барьеры, которые Россия наложила на Японию, как высокие тарифы на импорт, они просто не хотят иметь импортированных японских автомобилей», - рассказал изданию The Wall Street Journal Japan Ютака Шиота (Yutaka Shiota), управляющий директор ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии.

Проверять или не проверять

Япония установила допустимую норму радиации на отметке 0,3 МкЗв/ч (микрозиверт в час). Но для экспортируемых в Россию автомобилей этот показатель составляет 0,2 МкЗв/ч, потому что Токио хочет избежать дополнительных расходов в случае возврата. Одна из самых больших «партий» из Toyota Corolla Fielder, Toyota Probox и Honda HR-V была ввезена теплоходом «Трэвинд Глори» из Японии 23 июля 2013 года. По информации ФТС , уровень ионизирующего излучения на объектах составляет 0,15, 0,19 и 0,17 МкЗв/ч соответственно и превышает уровень естественного фона примерно вдвое (0,08 МкЗв/ч).

У человека естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0,10-0,16 МкЗв/ч. Норма - значение не превышающее 0,20 МкЗв/ч. Безопасным уровнем считается порог в 0,30 МкЗв/ч. То есть все ввезённые автомобили в принципе соответствуют допустимой норме и могут эксплуатироваться.

Для тех же, кто хочет быть уверенным в собственной безопасности, появились компании, которые за сравнительно небольшие деньги проверяют автомобиль на наличие радиационного фона. Услуга стоит около 1500 рублей и распространена в крупных городах Дальнего Востока, Сибири и Урала.

Для самостоятельной проверки нужно или искать дозиметр у знакомых, или арендовать (около 1000 рублей в сутки), или приобрести самостоятельно. На рынке существует масса предложений подобных приборов, которые отличаются точностью измерений, количеством воспринимаемых излучений, и прочими характеристиками. Стоимость самого простого бытового дозиметра начинается от 4000 рублей, а профессиональные стоят около 20000 и выше.

А если «фонит»?

Если автомобиль ещё не куплен и дозиметр показывает на нём пусть и небольшой, но радиоактивный фон, то от него лучше отказаться. Сложнее поступить, если автомобиль был заранее выбран и оплачен. Теоретически от него можно отказаться, потеряв некоторую сумму денег, которая обычно прописывается в договоре на поставку. Но при низких показателях радиации можно оставить машину себе. Ведь существуют целые города, в которых природой заложен повышенный радиационных фон - поселения в высокогорных районах, или в зонах с полезными ископаемыми с примесями урана или тория.

Срок существования опасного радиационного фона определён двумя годами. По истечении этого срока воздействие должно снижаться. Но на некоторых объектах след радиации держится дольше. Автомобиль состоит из разных деталей, которые могут нести различный фон. Кузов наименее подвержен воздействию и легче отмывается (существуют специальные растворы, снижающие уровень радиации). Большее излучение «впитывают» различные детали из пластика и резины. И если у автомобиля есть хоть небольшое отклонение от нормы, на нём нужно поменять салонный и воздушный фильтры.

С момента аварии на Фукусиме прошло 5 лет, но вопросы о том, безопасна ли покупка автомобилей из Японии, нужно ли проверять их дозиметром радиации, продолжают оставаться актуальным для российских автолюбителей. Не удивительно. Россия для Японии – крупнейший рынок сбыта подержанных автомобилей.

Причины радиационного загрязнения автомобилей

Откуда вообще берутся радиоактивные машины? После аварии на АЭС в атмосферу попали радиоактивные элементы, которые с осадками и ветром распространились по широкой территории, «заражая» радиацией все вокруг. Опасность в том, что радиоактивная пыль, которой могут быть покрыты машины, содержит изотоп цезий-137.

Попадая через дыхательные пути в легкие, цезий становится источником внутреннего облучения. Радиоактивные изотопы оказывают сильное энергетическое воздействие на живые клетки, вызывая мутацию ДНК.

Автомобили и запчасти, как самый ходовой товар из Японии, стали основными «импортерами» радиации. Со временем масштаб проблемы заметно снизился, однако она не ушла совсем.

Ежегодно в страну ввозятся порядка 150 000 бывших в употреблении машин. Повышенный радиационный фон имеют примерно 0,2% автомобилей. 300 – 500 транспортных средств в год с повышенным фоном. Много это или мало? С точки зрения статистики – нет, но что если одна из трехсот машин досталась вам?

Перед отправкой на экспорт автомобили проходят проверку на радиационную безопасность. Российская таможня так же обследует при помощи дозиметров все прибывающие грузы.

Безопасным считается значение 0,2 мЗв/час. Если значение превышено в 2-3 раза, серьезных проблем в краткосрочной перспективе это не повлечет, но в разы увеличит риск развития опухолевых заболеваний, вызовет общее ухудшение самочувствия, обострение хронических заболеваний.

Чем и как проверить японский автомобиль на радиацию

Так стоит ли опасаться японских машин? Как таковых поводов для паники нет. Но чтобы развеять опасения перед покупкой автомобиля или запчастей можно проверить покупку персональным дозиметром радиации. Наименее вероятными «переносчиком» будет кузов, а вот на детали из пластика и резины стоит обратить более пристальное внимание.

Современные модели российских бытовых дозиметров не требуют специальных знаний. Простая и быстрая проверка раз и навсегда разрешит ваши сомнения, либо предостережет от опасной покупки.