Главная — Статьи
Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога
Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной амортизацией. Как следствие — ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога. Поэтому уделим этому вопросу особое внимание. О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем.
Определяем амортизационную группу легкового авто
Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.
Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных автомобилей с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi A8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.
Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).
Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса (Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515). К этому Письму ГТК отсылают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@). А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.
К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.
В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus — представительского класса, а значит, высшего.
Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998). И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию — ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную группу (Постановление 17 ААС от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК)). Правда, есть и противоположные судебные решения (Постановление 11 ААС от 24.02.2011 по делу N А72-6500/2010).
Вместе с тем если ваша машина длиннее 4,9 м, но на высший класс никак не тянет (это может быть недорогой универсал), то можете смело игнорировать рекомендации Минэкономики.
Дело в том, что само Методическое руководство не было нигде ни зарегистрировано, ни опубликовано. А следовательно, не может устанавливать какие-то правила игры.
Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов
Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.
Вид транспортного средства |
Срок полезного |
Амортизационная |
|
Длиной не более 7,5 м |
Свыше 3 лет до 5 |
||
Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м |
Свыше 5 лет до 7 |
||
Особо большие — длиной свыше |
Свыше 7 лет до 10 |
||
Автомобиль |
Грузовик грузоподъемностью |
Свыше 3 лет до 5 |
|
и общего |
Грузовики общего назначения |
Свыше 7 лет до 10 |
|
Тягачи седельные |
|||
Иные автомобили: грузовые, |
Свыше 5 лет до 7 |
При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2 — 4 паспорта транспортного средства (ПТС) (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1).
Если в строке 4, к примеру, указан тип "С", в строке 3 написано "Грузовой", а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это "3", то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть. К примеру, просто написано "Mercedes-Benz Actros". Тогда надо смотреть на строки 3 и 4.
Примечание
Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на "Соболь-Баргузин" встречаются такие варианты: "грузо-пассажирская", "специализированное пассажирское ТС 6 мест", "универсал" и т.д.
Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.
Иногда из строк 2 или 3 следует, что автомобиль не легковой (грузовой, автобус, специальный и т.п.), а в строке 4 ПТС стоит категория "В". Некоторые бухгалтеры считают, что такая категория означает, что автомобиль легковой. Ведь для его управления требуются обычные права! Некоторым организациям удавалось в суде отстоять такую позицию. К примеру, однажды суд счел автомобили легковыми лишь потому, что в их ПТС была указана категория "В" (Постановление ФАС МО от 14.01.2011 N КА-А40/17115-10). Но это редкость. Категория "В" у транспортного средства вовсе не означает, что перед нами легковой автомобиль. На что прямо указывают другие суды (Постановления ФАС СКО от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122; ФАС УО от 24.11.2011 N Ф09-7735/11). Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из Определений ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-11908/09), прямо указывает, что ГАЗ-2705 ("Газель-Бизнес") относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то, что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория "В") (Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251).
И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя, к примеру от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки — 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса — 5 руб/л. с., для грузовика — 4 руб/л. с. (Пункт 1 ст. 361 НК РФ).
Примечание
Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз) (Пункт 2 ст. 361 НК РФ).
В категорию "В", помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши "Газель", "Соболь-Баргузин" или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не "1" и не "2", то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра — "2", то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра "7" в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.
Внимание! Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога.
Кстати, специалисты налоговых органов не прочь поиграть с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации. Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных "Газелей" и "Соболей", они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым.
Однако, когда инспекторы проверяли производителя тех же машин, они стали доказывать обратное. И не случайно — только при продаже легковых автомобилей нужно платить акциз. Инспекция доначислила ООО "Автозавод "ГАЗ" акцизы и НДС, сочтя легковыми проданные автомобили марок ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217. Однако суды не поддержали налоговую службу (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2010 по делу N А56-7511/2010). Они рекомендовали смотреть на тип автомобиля (на вторую цифру модели). А раз она "2", то перед нами не легковой автомобиль, а автобус.
Если в ПТС вы по каким-то причинам не можете найти четкой информации о том, какой же тип у вашего ТС, это можно рассматривать как неустранимую неясность, которая должна трактоваться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ). Но бывает гораздо проще все же прояснить обстановку, направив запрос производителю (его представителю) или в ГИБДД.
Этот запрос можно составить в произвольной форме. К примеру, можете воспользоваться приведенным ниже шаблоном.
Как только вы введете в эксплуатацию свой автомобиль, вы можете списать амортизационную премию на косвенные расходы в налоговом учете. Радует то, что ограничение для такой премии по всем автомобилям одинаковое: она не может быть более 30% (Пункт 9 ст. 258 НК РФ). Хотя бы в этом вопросе у вас не будет сомнений.
Июль 2012 г.
Ответ
Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.
Большая часть легковых автомобилей относится к 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).
В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.
Обоснование
С 01.01.2017
К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).
К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)
К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).
До 01.01.2017
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Исключение составляют:
Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина "Автомобили легковые высшего класса" и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.
По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей.
Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):
Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.
Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.
Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.
Средний класс (D) — длина 4,4 — 4,7 м, ширина 1,7 — 1,8 м.
Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 — 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.
Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.
Дополнительно
К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?
Материалы по теме «Амортизационная группа»
К какой амортизационной группе относится основное средство?
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы - определение срока полезного использования объекта.
Если на балансе компании есть автомобиль представительского класса, то у бухгалтера возникает вопрос: как выбрать амортизационную группу?
Елена Селедцова, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний «Ю-Софт», знает ответ на этот вопрос.
Термин «автомобиль представительского класса» отсутствует в Классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Нет его и в Распоряжении ФТС России от 15 августа 2014 г. N 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров». Так как же выбрать амортизационную группу?
Определяем класс
Московские налоговики в Письме от 21 декабря 2011 г. N 16-15/123396@ для определения класса автомобиля советуют обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Согласно этому документу ТС можно разделить на пять классов в зависимости от объема двигателя (см. таблицу 1). Но из классификации видно, что понять, какая машина относится к представительному классу, все равно будет сложно. Сам термин «автомобиль представительского класса» скорее обобщающий.
Таблица 1. Общероссийский классификатор основных фондов
В указанном выше Письме служба согласилась, что порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае инспекторы предлагают пользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26 февраля 1997 г. N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.
Таким образом, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других транспортных средств. По мнению ФНС, в каждом конкретном случае данный вопрос следует решать с учетом характеристик конкретной машины.
Но для бухучета и не важно, что авто относится именно к этому типу машин. Главное — правильно определить амортизационную группу дорогостоящего ТС и установить срок полезного использования. Поможет в этом Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, которую можно использовать для бухгалтерского учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Для наглядности представим информацию в виде таблицы 2. Отмечу, объем двигателя указан лишь в пятой группе (3,5 л), так что этот показатель решающего значения для определения срока полезного использования не играет.
Таблица 2. Амортизационные группы
Определяем группу
Из анализа кодов ОКОФ, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод, что легковые авто высшего класса, то есть самые роскошные ТС, должны включаться в пятую амортизационную группу. Срок полезного использования автомобилей этой группы составляет от 7 до 10 лет (85 — 120 мес.). Если с этим мы разобрались, то что делать, если автомобиль подержанный?
В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.
Как определить амортизационную группу автомобиля?
Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X - основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в .
Амортизационные группы автотранспортных средств
Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:
- III - свыше 3 до 5 лет включительно;
- IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
- V — свыше 7 до 10 лет включительно.
Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:
Амортизационная группа | Наименование автотранспортного средства |
---|---|
III | Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л); Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно; Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т |
IV | Автомобили легковые малого класса для инвалидов; Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автобусы дальнего следования; Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно; Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы); Автокатафалки; Автобетоновозы; Автолесовозы; Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог |
V | Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса; Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т; Автомобили-тягачи седельные; Автогидроподъемники; Мусоровозы |
Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.
А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?
В автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.
Подскажите пожалуйста, сомневаюсь к какой амортизационной группе отнести.Легковой автомобиль иностранный 2мил. рублей объем двигателя 2400, мощность 200(147), для руководителя Организации
Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов и предполагаемых условий эксплуатации автомобиля. Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.
Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Согласно Классификации основных средств легковой автомобиль включен в третью амортизационную группу. Срок полезного использования объектов этой группы – свыше трех и до пяти лет включительно. Налоговым кодексом РФ регулируется общий порядок определения срока полезного использования объектов основных средств. В частности, установлен диапазон срока, в пределах которого он может быть установлен для актива, относящегося к той или иной амортизационной группе. Конкретный срок полезного использования в пределах утвержденного диапазона предприятие устанавливает самостоятельно (при вводе объекта в эксплуатацию).
Обоснование данной позиции приведено в материалах БСС Главбух для коммерческих организаций:
Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.*
Начало и прекращение начисления амортизации
Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).
Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).*
Приостановление начисления амортизации
Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:
За период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;
За период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.
Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.
Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.
Способы начисления
В бухучете амортизацию можно начислять:
Линейным способом;
Способом уменьшаемого остатка;
Способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
Способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).
Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.
Срок полезного использования
Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:
Срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;
Предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.
Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.
Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.*
Сергей Разгулин,
Действительный государственный
Советник РФ 3-го класса
2.Справочник: Амортизационные группы, в состав которых могут быть включены различные категории автомобилей
Код ОКОФНаименование (характеристика) автомобиляИсключаемые коды ОКОФ
Третья амортизационная группа – автомобили со сроком полезного использования
Свыше 3 до 5 лет включительно
15 3410010Автомобили легковые
15 3410130–15 3410141*
3. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»
Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)
Машины и оборудование
Средства транспортные
Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4 , 17 ПБУ 6/01). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.
Когда начинаем амортизировать автомобиль
В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):
Дебет счета 01 «Основные средства» - Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303).
Определяем срок полезного использования
Срок полезного использования (СПИ) автомобиля - это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.
В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1 , п. 1 ст. 258 НК РФ).
К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей .
Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.
В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.
Выбираем способ амортизации
Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.
В бухгалтерском учете допускаются такие (
Каждое предприятие использует в своей работе различные основные средства, являющиеся его собственностью и использующиеся в производстве товаров, оказании услуг, выполнении работ. Для принятия их к учету определяется первоначальная стоимость. Учет во время использования ведется по остаточной стоимости.
Все имущественные объекты с течением времени изнашиваются, амортизируются: часть их стоимости переносится на себестоимость. Амортизация производится на всем периоде их полезного использования.
В зависимости от СПИ все основные средства классифицируются по определенным амортизационным группам. Для этого используются Классификатор ОС и ОКОФ. В 2019 году группировка основных средств претерпела значимые изменения, которые необходимо знать для правильного ведения учета.
Главные нюансы
По общему правилу предприятия амортизируют активы в течение сроков их полезного использования (СПИ). Они определяются по Классификатору ОС (таблица).
Группировка ОС по Классификатору:
Амортизационная группа | СПИ, годы |
Первая | 1-2 |
Вторая | 2-3 |
Третья | 3-5 |
Четвертая | 5-7 |
Пятая | 7-10 |
Шестая | 10-15 |
Седьмая | 15-20 |
Восьмая | 20-25 |
Девятая | 25-30 |
Десятая | более 30 |
Подтверждение даты ввода в работу ОС осуществляется путем составления об этом отдельного акта. Он необходим для начисления имущественного налога, вычетов НДС, начала амортизации, а также для подтверждения начальной стоимости имущества, срока его службы, амортизационной группы, установленных для него.
Последние изменения
Ранее кодировка основных фондов шифровалась 9-значными значениями, имевшими формат ХХ ХХХХХХХ. С 2019 года новая кодировка представляет собой вид ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Такие изменения значительно преобразовали структуру ОКОФ.
Некоторые наименования, содержавшиеся в старом классификаторе, удалены, а в ОКОФ-2017 заменены обобщающими позициями. К примеру, теперь нет отдельных строк по уникальным видам различного ПО, а появился общий объект «Информационные ресурсы в электронном виде прочие».
Одновременно классификатор ОФ содержит новые объекты, аналогов которым в ранее действовавшей версии не было. К ним относится и оборудование, которого не существовало в прошлом веке.
В числе изменений оказалось новое расположение некоторых ОС по отношению принадлежности к амортизационной группе. Это свидетельствует о введении для них других эксплуатационных сроков, а, следовательно, изменении периода списания их первоначальной стоимости в налоговом учете.
Новшества применяются только к ОС, вводимым в действие с 1 января 2019 года. Повторно определять амортизационную группу основных средств, имеющихся у предприятия, не требуется. Амортизация по ним будет осуществляться в прежнем порядке.
Для нового имущества предусмотрены специальные инструменты для удобного перехода на новый ОКОФ – переходные ключи между редакциями (прямой и обратный). ОКОФ-1994 и 2019 имеются в приказе Росстандарта № 458 от 2019 года. Они представлены в виде сравнительной таблицы с сопоставлением конкретных имущественных объектов. С его помощью просто подбирается новая кодировка.
Важные замечания
Какового назначение
Независимо от формы собственности фирмы, ее размеров и видов деятельности вопрос эффективности использования основных фондов является одним из первостепенных. От нее зависит конкурентоспособность производимой компанией продукции, позиция в промышленном производстве, финансовое состояние организации. Поэтому особо важно использование ОКОФ.
Основные задачи, которые позволяет решить классификатор ОС:
- возможность повышения экономической эффективности использования имущества;
- доступ к подробным, удобно сгруппированным сведениям о работе компании;
- появление возможности принятия максимально выгодных управленческих решений;
- упрощение ведения налогового и ;
- снижение вероятности ошибок в учете.
Проверке правильности ведения бухгалтерского учета, особенно ведущегося одновременно с налоговым учетом, контрольные органы посвящают максимум внимания. Поэтому важно знать все нюансы и новшества в отражении основных средств в отчетных документах. Это избавит от риска ошибочного заполнения и получения штрафов.
Ошибочное отражение ОС становится причиной многих проблем для предприятий. Важный термин, используемый в их учете «основные фонда», которые включают два вида имущества: материального и нематериального. Основные средства являются материальными активами компании. Этот вывод сделан на основе понятий, закрепленных законодательными нормами.
Классификационные признаки
Цель бухгалтерского учета заключается не только в отражении наличия, состояния и движения ОС фирмы, но и в правильном распределении амортизационных отчислений по затратным статьям. Для ее достижения используются разные способы классификации основных средств.
Наиболее укрупненные классификации:
- по функциональному назначению;
- по степени задействованности в работе;
- по имущественно правовой принадлежности;
- по способам воздействия на предметы труда.
Более подробная классификация ОС предполагает разнесение их по отраслевым группам. Часто этот признак недооценивается, хотя вместе с функциональностью, помогает относить амортизационные отчисления по затратным статьям. Он обязателен в учете, анализе и составлении отчетности (главным образом статистической) и особо важен в многопрофильных структурах.
Основным признаком классификации ОС в учете и налоговой отчетности является срок эксплуатации (службы). Законодательством разрешено фирмам самостоятельно относить свое имущество к той или иной амортизационной группе, исходя из интенсивности его использования, особенностей хозяйственно-производственных процессов и иных факторов, позволяющих определить период полезной службы.
Наиболее широко распространена практика использования общего стандарта, основанного на разделении ОС по единым группам амортизации. Самая подробная классификация, логически связанная с группировкой по возрастному признаку, — по натурально-вещественной принадлежности называется классификацией по ОКОФ.
Постановка на учёт
Ставить на учет основные средства следует пошагово в определенной последовательности.
Сначала необходимо определить, относится ли объект к ОС. Срок службы актива в налоговом учете должен быть более 12 месяцев и иметь стоимость от 100 тысяч рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). При соответствии данным критериям относить стоимость имущества на затраты единовременно нельзя. Нужно выбрать для него подходящую группу и срок полезного использования. После этого можно осуществлять его списание через амортизацию.
На следующем этапе производится выбор амортизационной группы. Начинать его необходимо с классификации. Если в ней не нашелся вид имущества, стоит обратиться к ОКОФ. В первую очередь определятся код вида основного средства, состоящий из 9 цифр. Группа находится по первым 6 обозначениям, которые должны совпасть с кодировкой Классификатора.
Основные средства, имеющиеся в Классификаторе:
ОС | Группа | Срок службы, годы | Куда относится |
Принтер | II | 2-3 | Электронно-вычислительная техника |
Персональный компьютер, ноутбук | II | 2-3 | |
МФУ печатающее | III | 3-5 | Средства светокопирования |
Музыкальный центр, плазменный TV | IV | 5-7 | Теле- и радиоприемная аппаратура |
Офисная мебель | IV | 5-7 | Мебель для полиграфии, торговли, бытового обслуживания |
Легковой автомобиль | III | 3-5 | Легковые автомобили |
Грузовой автомобиль | III | 3-5 | Грузовые автомобили грузоподъемностью до 0,5 т |
Следующим шагом будет установление срока полезного использования ОС. Допускается выбор любого числа лет в установленных пределах. Для имущества стоимостью более 100 тысяч рублей желательно установить одинаковый срок в налоговом и бухгалтерском учете во избежание расхождений.
Иногда необходимого средства не имеется ни в Классификаторе, но в ОКОФ. В таком случае его определить можно по рекомендациям изготовителя или техническим документам. Другие варианты – направление запроса производителю или обращение к разъяснениям Минэкономразвития.
На заключительном этапе нужно провести срок службы ОС по документации – внести сведения в инвентарную карточку. При установлении разных сроков для налогового и бухгалтерского учета это необходимо отразить.
Классификация ОС согласно ОКОФ:
Алгоритм установления
Для правильного отнесения имущественного объекта к ОС необходимо проверить, имеются ли у него признаки:
- способность принесения собственнику экономической выгоды в будущей деятельности;
- фирма не планирует его дальнейшую перепродажу;
- возможно длительное использование (более 12 месяцев).
При соответствии имущества всем обозначенным признакам оно принимается в учет в качестве основного средства.
Все ОС классифицируются на группы с отличительными особенностями в зависимости от срока полезной эксплуатации, под которым понимается время, в течение которого объект может служить достижению целей компании в хозяйственно-производственной деятельности.
В бухгалтерском и налоговом учете используется Классификация ОС. Стоимость уже учтенного имущества, использование которого продолжается, в текущем году не пересматривается.
Как определить срок полезного использования
Первоначально устанавливается амортизационная группа и срок полезного использования по Классификации, утвержденной Правительством РФ. Пункт 2 статьи 258 НК РФ делит все основные средства на 10 групп. Срок эксплуатации плательщик определяет самостоятельно в установленных для каждой группы пределах (письмо МФ РФ № 03-05-05-01/39563 от 2019 года).
Расшифровка групп имеется в ОКОФ. Он используется при отсутствии имущества в Классификаторе ОС. Поиск осуществляются одним из двух способов: по кодировке подкласса и по коду класса имущества.
При отсутствии объекта и в Классификаторе ОС, и в ОКОФ, срок определяется по техническим документам или рекомендациям изготовителя (п. 6 ст. 258 НК РФ, письмо МФ РФ № 03-03-06/1/36323 от 2019 года).
Особенности включения в амортизационные группы
Основные средства распределяются по 10 амортизационным группам в зависимости от срока их службы: от 1 года. Первая группа включает недолговечные объекты сроком эксплуатации 1-2 года. Далее идет имущество, эксплуатируемое 2-3 года (вторая группа), 3-5 лет (третья группа), 5-7 лет (четвертая группа), 7-10 лет (пятая группа). Остальные группы отличаются пятилетним сроком полезного использования.
Классификацию ОС, подлежащих включению в амортизационные группы, утверждает Правительство РФ. Для учета амортизируемые основные средства принимаются по первоначальной стоимости.
Приметы имущества по ОКОФ
ОКОФ основан на признаке натурально-имущественной принадлежности имущества и объединяет ОС по следующим группам:
- Здания – промышленные и административные строения, корпуса, склады, где ведется хозяйственная деятельность.
- Сооружения – инженерно-строительные конструкции для выполнения технологических и технических функций: туннели, мосты, очистные сооружения, скважины, шахты и т.д.
- Передаточные устройства – предназначены для передачи различных энергетических ресурсов, транспортировки газа, жидкостей: продуктопроводы, тепло- и электросети.
- Машины и оборудование – оборудование и станочно-приборный парк (силовые и рабочие машины, регулирующие и измерительные риборы, вычислительная техника). Это самая крупная группа.
- Транспортные средства.
- Инструмент.
- Инвентарь и принадлежности.
- Прочие ОФ – входят категории имущества, не включаемые в другие группы. здесь .