Какие автомобили можно покупать для муниципальных нужд. Чиновникам ограничат траты на аренду автомобилей

государственный контракт автотранспортный договор

Понятие поставки автотранспортных средств для государственных нужд

На сегодняшний день понятие «поставка автотранспортных средств для государственных нужд» законодательно не закреплено. Кроме того, анализ доктринальных положений позволяет сделать вывод, что в юридической науке также не было сформулировано определение рассматриваемого понятия. Не смотря на это, законодатель в п.5 ст.454 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». определяет поставку товаров для государственных нужд как вид договора купли-продажи и рассматривает в параграфе 4 Главы 30 Гражданского кодекса РФ Там же. указанный институт гражданского права как комплексное правоотношение, возникающее из сложного юридического состава. Однако, данный законодательный приём или «квалифицированное молчание законодателя» не вносят ясности в понятие поставки автотранспортных средств для государственных нужд. В этой связи, мы считаем, что первоочередным шагом нашего исследования должно быть установление данного понятия через раскрытие его отличительных особенностей и признаков.

Раскроем источники нормативного регулирования поставки товаров для государственных нужд, так как это, на наш взгляд, позволит лучше изучить сущность рассматриваемых правоотношений.

Специфика регулирования отношений по поставке товаров для государственных нужд в Российской Федерации, как одного из традиционных институтов гражданского права, кроется в социально-экономических процессах развития российского государства в различные исторические его периоды. Изучая историю законодательства о поставке товаров для государственных нужд, можно сказать, что отсутствие законодательной правопреемственности и действий властей по принципу: «Мы старый мир разрушим до основания, а затем - мы свой, мы новый мир построим» Дробинский А.А. Интернационал // Литературная энциклопедия. М., 1930. С. 20., не позволило к сегодняшнему дню сформировать систематизированную законодательную базу, позволяющую четко регламентировать общественные отношения и способствующую более эффективному правоприменению.

Отказ от командно-административной системы управления, переход к рыночным методам регулирования экономических отношений в начале 90-ых годов 20 века привел к необходимости разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн.2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 114.. Таким образом, либерализация правовых отношений послужила основанием к всецелому пересмотру положений по поставке товаров для государственных нужд, доставшихся после длительного советского периода.

К сегодняшнему дню в Российской Федерации сложившаяся система правового регулирования отношений по поставке товаров для государственных нужд имеет комплексный характер - данные правоотношения урегулированы как нормами частного права (гражданского), так и нормами публичного права (административного, бюджетного и другие).

На сегодняшний день нормы гражданско-правового характера, регулирующие поставку товаров для государственных нужд, закреплены в различных правовых актах (федеральные законы, а также подзаконные правовые акты Например, Указ Президента РФ от 08.04.1997 №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»; Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 292 (ред. от 15.06.2009) «Об утверждении Положения о ведении реестре недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»; Распоряжение Правительства от 27.02.2008 № 236-р (ред. от 25.03.2010) «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».), основополагающим из которых является Гражданский Кодекс Российской Федерации (параграф 4 глава 30 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».). Отметим, что для данных правоотношений характерны следующие особенности: во-первых, к ним субсидиарно применяются нормы о договоре поставки товаров (параграф 3 главы 30 ГК РФ), а в случае отсутствия специальных правил применяются общие положения о купле-продаже (параграф 1 главы 30 ГК РФ); во-вторых, помимо Гражданского Кодекса РФ регулирование осуществляется иными законами (данные законы применяются в части, не противоречащей нормам параграфа 4 главы 30 ГК РФ (пункт 2 статьи 525 ГК РФ) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 115..

К числу специальных законов, регламентирующих особенности поставок товаров для государственных нужд, относятся: во-первых, Федеральный закон от 13 декабря 1993 г №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Исходя из целей Закона, он распространяет свое действие на все отношения по поставке товаров для федеральных нужд, за исключением: 1. государственного оборонного заказа данные отношения урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275 - ФЗ «О государственном оборонном заказе»; 2. поставки ценностей в государственный материальный резерв - данные отношения урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»; поставки и контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд - данные отношения урегулированы Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. № 53 - ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; во-вторых, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Отметим также, что в данный закон с момента принятия неоднократно вносились изменения, отдельные из которых впоследствии сами претерпевали изменения. К сегодняшнему дню принят Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в действие с 1 января 2014 года и заменит Федеральный закон № 94-ФЗ; в-третьих, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяющий организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе при размещении государственного заказа.

На основании вышеизложенных источников нормативного регулирования, рассмотрим пошагово реализацию рассматриваемых правоотношений.

На первой стадии - формирование государственного заказа - происходит выявление потребностей государственных образований в товарах, формирование и утверждение федеральных целевых программ в целях формирования государственных заказов. На данной стадии возникают административные отношения. Кроме этого, образуются финансовые отношения по обеспечению государственных заказчиков финансовыми ресурсами.

На второй стадии - размещение государственных заказов и определение поставщика (гражданские отношения). Кроме того, контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы РФ за проведением торгов (административные отношения).

На третьей стадии - заключение и исполнение государственных контрактов и договоров (гражданские отношения), а также, возможно, установление льгот по налогам для поставщика (налоговые отношения).

На четвертой стадии - в случае неисполнения обязательств возникают правоотношения по уплате неустойки и возмещению убытков (гражданские правоотношения), а также правоотношения между Федеральной Антимонопольной Службой РФ и государственным заказчиком (административные отношения).

Таким образом, отношения по поставке товаров для государственных нужд урегулированы нормами различной отраслевой принадлежности - в правовом регулировании задействованы гражданско-правовые, административно-правовые и комплексные правовые акты. Очевидно, что указанные нормы должны действовать не изолированно друг от друга, а представлять собой единую сбалансированную систему, в которой нормативно-правовые акты образуют единый комплекс общих (например, Гражданский Кодекс РФ) и специальных положений (например, Федеральный Закон № 94-ФЗ). Однако, не смотря на относительно небольшое количество действующих нормативных правовых актов, анализ законодательной базы в рассматриваемой правовой сфере свидетельствует о ее достаточной сложности и затруднительности правоприменения, так как правовое регулирование федеральных законов и подзаконных актов не согласовано между собой и не соответствует требованиям унификации правового режима при регулировании однородных правоотношений. Тем не менее, особенностью указанных правоотношений стоит признать комплексное законодательное регулирование в условиях слабой систематизации и унификации базовых понятий и определений.

В нашем исследовании нас интересуют особенности нормативного регулирования поставки автотранспортных средств для государственных нужд, в этой связи установим, что мы понимаем под понятием «автотранспортное средство».

К сегодняшнему дню законодательное определение рассматриваемого понятия не закреплено. Однако, на «официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов» - в заявках на размещение заказов используется исключительно понятие «автотранспортное средство». На наш взгляд, это связано с тем, что заказчик в своей деятельности применяет «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 №17 (ред. от 12.12.2012) М.: ИПК Издательства стандартов. 1996., в котором существует деление автотранспортных средств по следующим группам товаров: автомобили легковые (3410010), автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (3410020) и другие, подпадающие под общую группу «автомобили» (3410000). Очевидно, что для правоприменителей отсутствие указанного понятия не создает существенных проблем, в связи с чем понятия «автотранспортное средство» и «автомобиль» можно признать правовыми синонимами, то есть совпадающими по содержанию, так как законодательство не устанавливает различий между указанными категориями. Далее, обратимся к положениям ст.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 (в ред. от 30.01.2013) «О правилах дорожного движения» Российские вести. 1993. 23 ноября (№227)., нормы которого закрепляют понятие «транспортного средства» и понимают под ним «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». В ч.2 ст. 25 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 (в ред. от 30.01.2013) «О правилах дорожного движения» Там же. законодатель разделяет транспортные средства на четыре категории: мотоциклы и мотороллеры; автомобили; составы транспортных средств; трамваи и троллейбусы. Таким образом, очевидно, что понятие «автотранспортное средство» является составной частью общего понятия «транспортное средство», в связи с чем «автотранспортное средство» - категория транспортного средства, входящая в общую группу «автомобили» (3410000) «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг».

На сегодняшний день отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, регламентирующие поставку автотранспортных средств. В силу того, что автотранспортное средство является вещью, определяемой родовыми признаками (то есть подпадает под общую категорию «товары»), к поставке автотранспортных средств будут применяться правовые положения параграфа 4 Главы 30 Гражданского кодекса РФ, а также положения специальных законов. Стоит отметить, что до 31 декабря 2012 г. действовал Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2012 № 120 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" Российская газета. 2012. 25 апреля (№91)., в соответствии с которым вводились ограничительные меры для автотранспортных средств, происходящих из иностранного государства, и преференции для автотранспортных средств российского производства. На данный момент подготовлен проект приказа Министерства промышленности и торговли РФ «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов на поставку автотранспортных средств для государственных нужд» Минпромторг предлагает ограничить государственные и муниципальные закупки автотранспортных средств. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23782.html#.UYn8UqKLgl8 (дата обращения: 30.04.2013)., предусматривающий требование, согласно которому, допуск к конкурсам или аукционам возможен только для российской и белорусской техники.

Таким образом, не смотря на столь объёмное нормативное регулирование поставки товаров для государственных нужд, вся регламентация правоотношений при поставке автотранспортных средств сводится к защите российских производителей автомобильной техники в условиях членства России во Всемирной торговой организации. Другими словами, на сегодняшний день отсутствуют законодательные акты, вводящие дополнительные требования или ограничения (например, по максимальной цене государственного контракта) при регулировании вышеуказанных отношений. Следовательно, государственному заказчику при составлении государственного заказа необходимо только найти «золотую середину» между требованиями Федерального закона № 94-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ, то есть так составить описание автотранспортного средства в предусмотренной законом документации (положения ч.4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Российская газета. 2005. 28 июля (№163).), чтобы в результате не ограничить конкуренцию между участниками торгов и запроса котировок (положения ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред.от 30.12.2012) «О защите конкуренции» Российская газета. 2006. 27 июля (№162).).

Поставка товаров для государственных нужд определяется как вид договора купли-продажи. Следовательно, указанному гражданско-правовому обязательству присуща такая же характеристика, что и договору купли-продажи. Поэтому, рассматриваемый вид договора купли-продажи как хозяйственный договор является: во-первых, консенсуальным, то есть заключенным с момента достижения соглашения по всем существенным условиям; во-вторых, двусторонним, то есть характеризуется взаимным удовлетворением интересов сторон и взаимной согласованностью; в-третьих, возмездным, то есть обязанности исполнителя по передачи товара заказчику корреспондируется встречная обязанность заказчика по оплате данного товара.

Таким образом, уже только на основании вышеизложенной характеристики можно определить поставку автотранспортных средств для государственных нужд как вид договора купли-продажи, который направлен на возмездную передачу имущества в обмен на эквивалентное денежное представление.

Кроме того, указанным отношениям по поставке товаров для государственных нужд свойственны определенные черты договора обычной поставки. Во-первых, предметом правоотношений являются вещи, которые определены родовыми признаками (в нашем исследовании - это автотранспортное средство, которое по своей характеристике является вещью, определяемой родовыми признаками). Вместе с тем, в юридической литературе существует позиция, в соответствии с которой предметом поставки товаров могут быть индивидуально- определенные вещи Бобкова О.В. Договоры поставки: практическое пособие. М., 2007. С. 7.. Однако, на наш взгляд, из анализа положений ст. 518, 520 Гражданского Кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». вытекает, что индивидуально-определенные вещи не являются предметом поставки товаров для государственных нужд в силу того, что рассматриваемая категория объектов гражданских прав не может подлежать замене. Во-вторых, передача товара может осуществляться как в определенные сроки, так и в различные периоды. Другими словами, для рассматриваемых правоотношений свойственен длящийся характер по исполнению договора, в котором момент заключения сделки отдален во времени от момента исполнения.

Стоит указать, что на основании наличия схожих черт вышеуказанных договоров М.И. Брагинским и В.В. Витрянским среди существующих видов договоров купли-продажи была выделена «своя иерархия: так, поставка товаров для государственных нужд и контрактация - подвиды поставки…» Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 127.. Другими словами, по их мнению, поставка товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки.

На наш взгляд, с данным утверждением трудно согласиться по следующим причинам. Так, в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» Вестник ВАС РФ. 1998. (№8) особо указывается, что «квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 Кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа». На основании изложенного, определим квалифицирующие признаки поставки автотранспортных средств для государственных нужд.

  • 1. Основанием возникновения обязательств по поставке товаров для государственных нужд является определенный законом юридический факт. В соответствии с п.1 ст.527 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». государственный заказ на поставку автотранспортных средств для государственных нужд, размещенный в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ, является юридическим фактом, на основании которого у субъектов правоотношения по поставке автотранспортных средств для государственных нужд возникают взаимные права и обязанности. Стоит отметить, что указанный юридический факт должен быть оформлен специальным документом - протоколом о проведении торгов, который согласно ч.5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ Там же. имеет силу договора.
  • 2. Поставке автотранспортных средств для государственных нужд свойственна специальная цель использования товаров. В указанных правоотношениях в соответствии с п.1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ Там же. автотранспортные средства приобретаются для удовлетворения потребностей Российской Федерации и ее субъектов (т.е. для удовлетворения государственных нужд). На наш взгляд, стоит более подробно разобрать указанное понятие на предмет разграничения государственных нужд.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Российская газета. 2005. 28 июля (№163). под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных (региональных) целевых программ).

На сегодняшний день только положения статьи 1 Федерального закона от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» Российская газета. 1994. 21 декабря (№247). устанавливают основание деления нужд и разделяют их на федеральные государственные нужды и региональные государственные нужды. Однако, по нашему мнению, этого не достаточно, так как постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Вестник ВАС РФ. 2006. №8. указывает на наличие двух разновидностей «нужд» органов государственной власти: «государственные нужды» и «собственные нужды». В первом случае, органы государственной власти вступают в гражданско-правовые отношения для удовлетворения нужд Российской Федерации как государства (имеется в виду исполнение федеральных (региональных) целевых программ) за счет средств федерального бюджета, а во втором случае, для удовлетворения своих собственных «личных потребностей» (например, поставка автотранспортных средств) за счет определенной сметы денежных средств, выделенной на нужды органа государственной власти (то есть в данном случае будет использоваться критерий целевой направленности закупок товаров). На наш взгляд, данное разграничение в совокупности с принципом экономии бюджетных средств позволит усилить контроль за «закупочной» деятельностью органов государственной власти и снизить возможность злоупотребления правом. Тем не менее, понятие «собственных нужд» так и не было закреплено ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Бюджетном кодексе РФ, ни в иных специальных законах.

  • 3. Это правовой статус сторон. Одной из сторон является государственный заказчик, в качестве которого могут выступать органы государственной власти (более подробно о субъектном составе рассматриваемых правоотношений будет рассмотрено в третьем параграфе данной главы).
  • 4. Особенностью является структура договорных связей при поставке автотранспортных средств для государственных нужд. Согласно п.1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ поставка автотранспортных средств осуществляется на основе государственного контракта на поставку автотранспортных средств, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки автотранспортных средств для государственных нужд (более подробно о государственном контракте и договоре поставки автотранспортных средств для государственных нужд будет рассмотрено во втором параграфе данной главы).
  • 5. Особый порядок заключения договорных отношений поставки автотранспортных средств для государственных нужд. Размещение государственного заказа осуществляется путем специальной процедуры - торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а в случаях предусмотренных законом - без их проведения путем запроса котировок и размещения заказа у единственного поставщика.
  • 6. Источником финансового обеспечения государственных интересов в поставке автотранспортных средств для государственных нужд являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Российская газета. 2005. 28 июля (№163).). На основании этого при поставке автотранспортных средств для государственных нужд также предусмотрены меры стимулирования поставщиков (в данном случае имеются в виду субъекты малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Там же.).

Наличие вышеуказанных квалифицирующих признаков позволяет выделить поставку автотранспортных средств для государственных нужд как самостоятельный договорной институт гражданского права со специальным правовым механизмом, занимающий особое место среди иных видов договоров купли-продажи. В этой связи, применение к отношениям по поставке автотранспортных средств для государственных нужд положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки товаров не может являться основанием для признания поставки в государственных интересах одним из подвидов поставки товаров. Следовательно, это лишь прием законодательной техники, дозволяющий субсидиарное регулирование рассматриваемых правоотношений правилами, которые регламентируют другие правоотношения. Как указывает В.В. Витрянский, «регулируя названные договоры в качестве отдельных видов договора купли-продажи, закон мог ограничиться лишь указанием на их квалифицирующие признаки и установлением применительно к этим договорам некоторых подлежащих приоритетному применению специальных правил, учитывающих специфику регулируемых правоотношений. Какой-либо единый критерий для разграничения отдельных видов договоров купли-продажи отсутствует» Гражданское право: в 4 т. Том 3: Обязательственное право / отв.ред. Е.А.Суханов. - 4-е изд. М., 2007. С. 236..

Таким образом, поставка автотранспортных средств для государственных нужд - это вид договора купли-продажи, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком в целях удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании государственного контракта на поставку автотранспортных средств для государственных нужд, а также заключаемый в соответствии с ним договор поставки автотранспортных средств для государственных нужд, направленный на возмездную передачу автотранспортного средства в обусловленный срок на эквивалентное денежное представление за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, поставка товаров для государственных нужд является сложным, комплексным правовым явлением, представляющим собой синтез норм, содержащихся в правовых актах различной отраслевой принадлежности. На наш взгляд, установление квалифицирующих признаков позволяет наиболее полно понять сущность указанного явления и разобраться в его специфических особенностях в целях более полного исследования одного из традиционных институтов гражданского права.

Фото: Reuters.com

Дмитрий Медведев подписал документ, подготовленный Минфином, запрещающий госслужащим покупать автомобили стоимостью свыше 2,5 млн рублей и смартфоны стоимостью свыше 15 тысяч рублей. Постановление «Об определении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым государственными органами и государственными внебюджетными фондами» было принято 2 сентября 2015 года .

Теперь, согласно документу, руководители министерств и их заместители не смогут позволить себе автомобиль дороже 2,5 млн и мощностью более 200 лошадиных сил, а также смартфон дороже 15 тысяч рублей, в то время как главы федеральных агентств и их заместители будут вынуждены тратить на покупку машины не более 2 млн рублей, руководители и заместители структурных подразделений федеральных госорганов - довольствоваться лимитом в 1,5 млн рублей.

Ограничение коснётся и смартфонов: не более 10 тысяч рублей для помощников и не более 5 тысяч для специалистов центрального аппарата. Для руководителей территориальных органов на покупку смартфонов предусмотрено не более 7-10 тысяч рублей.

Документ, который вступит в силу с 1 января 2016 года, также определяет, какую мебель можно закупать чиновникам. Руководители и заместители руководителей министерств, федеральных агентств и структурных подразделений федерального госоргана смогут сидеть на стульях из ценных (твёрдолиственных и тропических) пород древесины, обитых натуральной кожей. Госслужащих более низкого ранга ждёт мебель из берёзы, лиственницы, сосны или ели, обитая искусственной кожей или тканью (за исключением руководителей территориальных органов, которым всё же разрешат сидеть на натуральной коже).

К грузовикам и автобусам, а также компьютерной технике федеральные госорганы имеют право определять требования самостоятельно. Необходимо добавить, что российские чиновники могут закупать машины исключительно производства Таможенного Союза, и при этом с каждым годом растут требования технического регламента к локальному выполнению производственных операций.

Целью постановления названо «недопущение закупок товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств».

Идея не является новой для России. Так, в 2011 году депутат «Справедливой России» Геннадий Гудков предложил законопроект, запрещающий чиновникам покупать за бюджетные средства автомобили дороже 2 млн рублей. Тогда законопроект вызвал целый ряд замечаний, а ЛДПР и КПРФ предложили снизить лимит до 1 млн.

«Единая Россия» не осталась в стороне: в 2013 году единороссы - представители «Общероссийского Народного Фронта» внесли в парламент законопроект (который, правда, прошёл только первое чтение), предлагающий ограничение до 3 и 1,2 млн для руководителей министерств и ведомств и чиновников более низкого ранга соответственно.

Руководители в ранге министра и замминистра не смогут передвигаться на машинах дороже 2,5 млн руб. и мощностью более 200 л.с. Руководители подразделений ведомств смогут рассчитывать лишь на автомобиль не дороже 1,5 млн руб. Помимо машин аналогичные ограничения введены и для других закупок. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, вводящее серьезные ограничения на бюджетные закупки для чиновников ряда товаров, в том числе автомобилей. Соответствующий документ был подготовлен Минфином, чтобы для госслужащих не приобретались товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами. Согласно тексту приложения к правилам закупки чиновниками товаров, руководители российских федеральных органов власти начиная с 2016 года не смогут приобрести для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн руб. Руководство федеральных агентств будет вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн руб. Руководитель и замы структурных подразделений федерального государственного органа смогут позволить приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб. Таким образом, закон впервые устанавливает верхнюю планку стоимости машин, приобретаемых чиновниками за счет бюджетных средств. Для всех остальных сотрудников центрального аппарата правительства, а также сотрудников территориальных органов служебные автомобили и вовсе не предусмотрены. «Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств», - отмечается на сайте правительства. Стоит отметить, что кроме легковых автомобилей требования по закупкам ужесточены, например, для мебели и смартфонов, оргтехники и других товаров. Так, например, цена приобретаемого для министра или замминистра за счет бюджета смартфона не должна превышать 15 тыс. руб. Для помощников - не больше 10 тыс. руб., а для специалистов - 5 тыс. руб. Напомним, что законодательно ограничить чиновников в бюджетных тратах на автомобили впервые предложил оппозиционер Алексей Навальный. Он предлагал ввести предельный лимит в 1,5 млн руб. На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) его предложение собрало необходимые 100 тыс. подписей, но рабочая группа при правительстве тем не менее отказалась вносить предложение Навального на рассмотрение кабинета министров. Вскоре после инициативы Навального ограничить чиновников в закупках шикарных автомобилей решили и депутаты Госдумы. Так, в ноябре 2013 года в нижней палате парламентарии единогласно одобрили в первом чтении закон, ограничивающий максимальную стоимость автомобилей для чиновников суммой в 3 млн руб. Речь шла не только о покупке таких машин, но и о набиравшей тогда популярность аренде транспортных средств. Однако законопроект так и не был принят. «Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств, - отмечается на сайте правительства. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов отмечает, что эта система ограничений разрабатывалась долго и тяжело. «В результате эти предельные суммы вызывают споры, кто-то считает, что слишком много, кто-то - наоборот, - рассказал «Газете.Ru» один из авторов думского законопроекта Климов. - Да, курсы валют сделали иномарки в России более дорогими, но даже с учетом этого верхнего предела вполне хватит на то, чтобы чиновник мог купить комфортную безопасную машину. Такой предел позволяет отсечь закупку совсем уж роскошных люксовых машин». В июле 2014 года, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, правительство РФ ввело запрет на госзакупку машин и автомобильной техники, которые не производятся в России. Приобретаемый автомобиль с тех пор должен иметь определенный уровень локализации: от 30 до 40%. Кроме того, правительство пообещало увеличивать требуемый уровень локализации - до 60–70% к 2018 году. Между тем нехватки автомобилей, подходящих под ограничения при закупках, чиновники пока не испытывают. Например, в Калининграде на предприятии «Автотор» собираются представительские седаны BMW, а в Калуге на мощностях Volkswagen производятся престижные модели Audi A6 и A8. Активно закупаемые для госслужащих Ford Mondeo и Focus также собираются в России. Однако с наступлением кризиса эти представительские автомобили заметно подорожали. Все автокомпании, работающие в России, уже несколько раз поднимали цены. Повышение цен, по мнению экспертов, будет продолжаться и дальше. Таким образом, не исключено, что вскоре люксовые модели немецких марок могут перешагнуть вводимый сейчас порог в 2,5 млн руб. Для примера: любимая чиновниками BMW 5-Series пока еще укладывается в установленный лимит, поскольку стоит 2 млн 390 тыс. руб. А вот рассчитывать на седан 7-Series чиновники со следующего года уже не смогут, поскольку мощность самого скромного двигателя на этой модели составляет 265 л.с., а стоимость превышает 5 млн руб.

Имеют ли право бюджетное, казенное учреждение и органы местного самоуправления приобретать бывший в употреблении автомобиль у юридических, физических лиц или у индивидуальных предпринимателей? Если имеют право, то каков механизм приобретения? Каков порядок приобретения указанного автомобиля в случае, когда его цена будет находиться в пределах 100 тыс. руб., и в случае, когда его стоимость будет превышать указанный предел?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Субъекты, указанные в вопросе, не лишены права приобрести автомобиль, бывший в употреблении. Осуществление закупки должно производиться в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения осуществляют любые закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 15 указанного Закона).
В свою очередь, N 44-ФЗ предусматривает возможность закупать товар, не являющийся новым (то есть бывший в употреблении). Эта возможность буквально следует из ст. 33 указанного закона, устанавливающей правила описания заказчиком объекта закупки в документации о закупке. В соответствии с Закона N 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Каких-либо особых требований для случаев приобретения автомобильного транспорта не содержит ни N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик вправе приобрести транспортное средство, бывшее в употреблении (с пробегом), при условии, что соответствующие указания о товаре содержатся в документации о закупке, а также в проекте контракта (смотрите также Министерства экономического развития РФ от 31.07.2015 N Д28и-2235, Министерства экономического развития РФ от 30.12.2015 N Д28и-3862).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также - контрагент).
Согласно Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 этого федерального закона.
Таким образом, приоритетным способом определения контрагента для целей осуществления закупок в соответствии с N 44-ФЗ является открытый конкурс. Вместе с тем Закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований N 44-ФЗ.
Соответствующий Перечень (утвержден Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р) включает позицию "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы" (код 29 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008), принятому и введенному в действие Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Поэтому мы полагаем, что закупка автомобиля должна производиться заказчиками, указанными в вопросе, путем проведения электронного аукциона либо путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента в случаях, когда это возможно в соответствии с положениями N 44-ФЗ. Применение открытого конкурса в этой ситуации неправомерно (смотрите также Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28И-1440, ФАС России от 02.12.2015 N К-1659/15, от 14.05.2015 N ).
Относительно возможности использования в приведенной ситуации иных способов определения контрагента, помимо проведения электронного аукциона, отметим следующее:
1) В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 главы 3 этого Закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей.
2) Закупка товара путем проведения запроса предложений может осуществляться лишь в случаях, перечисленных в Закона N 44-ФЗ. Исходя из этой нормы, закупить автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с Закона N 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с Закона N 44-ФЗ.
3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в Закона N 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает ста тысяч, а для определенных категорий заказчиков - четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 названной части).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет для приобретения для государственных и муниципальных нужд легковых автомобилей, происходящих из иностранных государств. При этом согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны быть указаны условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Об ограничениях по закупке иностранных автомобилей

Документ не означает полный отказ от сотрудничества с иностранными компаниями и от иностранных автомобильных брендов. Под техникой иностранного производства подразумеваются машины, собранные за пределами России.


Правительство ограничит закупку иностранной медтехники, если ее аналоги существуют в РФ Новости@ «Другой документ касается медицинской техники. Мы должны будем потратить еще довольно значительное время, чтобы окончательно согласовать, какую технику мы можем ограничить с точки зрения приобретения у иностранных производителей», — сказал Дворкович.

Качество и цены будут прямо влиять на объемы госзакупок По словам Медведева, качество и цены отечественных аналогов зарубежной техники будут прямо влиять на объемы госзакупок. Таким образом он прокомментировал подписанное постановление об ограничении закупок иностранной техники для государственных и муниципальных нужд.

Покупка автомобиля

Новое постановление должно дать новый толчок развитию местного производства, призванного заменить импорт, и поспособствовать более тесным отношениям с иностранными партнерами. Причем это касается не только легковых авто, но и всей автомобильной техники.
Чиновникам запретили покупать иномарки за бюджетные деньги КарелИнформ 17:57 Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, вводящее запрет на государственные и муниципальные закупки на электронной площадке Сбербанка иностранных марок автомобилей, произведенных за пределами России. Он считает, что деньги должны идти на поддержку отечественного автопрома.
Запрет касается не только автомобилей для чиновников, но также общественного транспорта, спецтехники для экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальных предприятий.

Инфо

В Вологодском УФАС уже был один случай, когда Управление отказало заказчику в согласовании аукциона с одним участником именно из-за того, что в конкурсной документации участника не было акта экспертизы, выдаваемого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Кроме того, в аукционной документации были обнаружены и другие нарушения законодательства.


Так, в извещении заказчик указал, что местом поставки товара является автосалон поставщика на территории г. Вологды. Закон о контрактной системе запрещает в описании объекта закупки включать требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта.

Таким образом, приобретение автомобиля Hyundai H1 корейской сборки за счёт бюджетных средств для нужд бюджетного учреждения в рамках электронного аукциона в рамках 44-ФЗ противоречит требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе. В то же время, если у бюджетного учреждения есть утверждённое Положение о закупке товаров, работ, услуг, принятое бюджетным учреждением в порядке части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, то приобретение данное автомобиля возможно бюджетным учреждением за счёт, например, внебюджетных средств, так как Закон № 223-ФЗ о закупках не содержит в настоящее время подобных ограничений.

Бюджетное учреждение приобретение импортного автомобиля

Я этот документ подписал», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами. «На приобретение товаров и услуг из федерального бюджета выделяются колоссальные средства. Исходя из общих соображений, лучше, когда они достаются отечественным компаниям, а не иностранным производителям. В том случае, конечно, когда отечественные компании способны конкурировать с иностранными производителями по качеству и ценовому критерию», — приводит слова Д. Медведева «Интерфакс». Российским чиновникам запретили покупать автомобили иностранного производства TUT.BY 11:42 Это не значит, что российское государство полностью откажется от сотрудничества с иностранными компаниями — скорее, документ поспособствует развитию производственной кооперации российских и иностранных предприятий, в том числе в виде локализации производства.

Внимание

Во-вторых, все перечисленные машины должны быть произведены в рамках промышленной сборки или на территории особой экономической зоны. В-третьих, они должны быть произведены с использованием не менее пяти производственных операций из приложенного списка: монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси (передней подвески), монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж рулевого механизма, монтаж электрооборудования, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова, проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

С 1 января 2015 года это требование вырастет до 6 операций, с 1 января 2016 года – до 8 операций. В обязательном порядке машины должны проходить контрольные испытания.

С 1 января 2017 года к госзакупкам допустят автомобили, произведенные с использованием всех 11 перечисленных операций.
Стоит пояснить, что речь идет не о запрете иностранных брендов, а о технике, которая производится на территории других стран. Медведев запретил госзакупки импортных автомобилей Ведомости 01:58 Документ устанавливает запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства, причем речь не только об автомобилях чиновников, но и об общественном транспорте, спецтехнике экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальщиков.


Он не означает отказа от сотрудничества с иностранными компаниями, отметил премьер: «наоборот, он предусматривает развитие производственной кооперации российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов».
Ответить с цитированием Вверх ▲ 07.09.2016, 08:19 #4 т.е. в конкурсной документации я не могу написать, что авто 2013 года и мол на нем ездили 3 года.. и типа ступичные подшипники должны быть изношены не более чем на 85% Ответить с цитированием Вверх ▲ 07.09.2016, 10:00 #5 Начинать надо с того, по какому закону у вас идут закупки.Бюджетное учреждение вообще-то в теории может иметь несколько КФО (КВФ), некоторые из которых не обязательно расходуются по 44-ФЗ.К примеру доходы от оказания платных услуг, если у вас такие есть и остаток на 150 тыс.руб., думаю самый вариант переделать план ПФХД и купить за счет платных. По платным можно закупать по 223-ФЗ, который намного «проще». По 44-ФЗ опять же есть суммы, которые позволяют заключать прямые договора, опять же мы не знаем, использовали вы эти суммы или нет.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н, расходы по оплате договора, предметом которого является приобретение автомобиля, должны быть отражены в смете доходов и расходов по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Поэтому единственным аргументом, который вы можете привести для отказа вышестоящей организации, является отсутствие необходимой суммы расходов по данной статье.


Если утвержденной сметой доходов и расходов вашего учреждения предусмотрены расходы на приобретение автомобиля, то в пределах установленной суммы он может быть приобретен, независимо от того, какого он производства: отечественного или импортного.
Для легковых автомобилей, которые можно будет приобретать по системе госзакупок, устанавливаются отдельные требования. Во-первых, в постановлении есть 9 видов легковых транспортных средств, на которые будет распространяться запрет: новые легковушки с моторами с искровым зажиганием объемом не более 1 л, от 1 до 1,5 л и более 1,5 л, новые жилые автофургоны с поршневым ДВС с мотором более 1,5 л, новые автомобили с поршневым ДВС объемом более 1,5 л, предназначенные для медицинских целей, новые транспортные средства с дизельным или полудизельным двигателем объемом не более 1,5 л, от 1,5 до 2,5 л и более 2,5 л, а также новые транспортные средства с прочими двигателями для перевозки людей. Также перечень видов транспортных средств содержит новые машины для перевозки не менее 10 человек, оснащенные различными силовыми агрегатами, новые грузовые автотранспортные средства, тягачи и самосвалы.
Исходя из этой нормы, закупить автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ.3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает ста тысяч, а для определенных категорий заказчиков — четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 названной части).