Роторный двигатель "Мазда RX8": технические характеристики, плюсы и минусы. Уникальные характеристики роторного двигателя Роторные двигатели, имеющие более одного ротора, характеризуются исключительной плавностью работы и низким…

Время идет и, казалось бы, нормы, которые были вполне приемлемы еще пару лет назад, сегодня уже оказались в запретном секторе. Ничего не поделаешь – человечество стремится оградить себя от последствий собственноручно созданного прогресса. Не обошла данная участь и знаменитый спортивный купе Мазда, в 2011 году его выпуск прекратился по причине ужесточения экологических норм и снижения продаж.

Спорткар Mazda RX-8 и его двигатель продолжают радовать своих поклонников в некоторых странах, где законы о чистоте окружающего пространства не так жестки. Пока японцы думают о замене, мы рассмотрим уже ставший классикой роторный мотор этой машины.

Немного истории

Маздовский двигатель Renesis имеет довольно богатую историю. Сам принцип и все конструктивные наработки были результатом работы Феликса Ванкеля и Вальтера Фройде. Окончательная реализация проекта была произведена в далеком 1964 году, после чего патент купили представители компании Motor Corporation.

На момент выпуска первого поколения японского спорткара на шасси SE3P в 2001 году никто в мире не применял роторно-поршневые моторы. Эта традиция сохранилась и во втором поколении, выпускавшемся с 2008 по 2011 года.

Попытки освежить старую идею компанией предпринимались еще на модели RX-01, затем на RX-EVOLV, но полноценный итог оформился только к выходу новой Мазда RX-8. Проведен ряд усовершенствований:

Конструктивные особенности роторного двигателя 13B-MSP Renesis

Понятий блок цилиндров и поршневая группа в этом моторе нет, но функционально провести аналогии все же можно. В результате получится связка: ротор – поршень и статор – цельнолитой блок цилиндров. Каким же образом японцам удалось «выжать» мощность 210 л.с. и при этом оставить объем 1,3 л?

Ротор, имея треугольную форму, делит камеру на три зоны, где за один период вращения 360° коленвал успевает обернуться три раза. Цикл воспламенения и сгорания смеси происходит во время фазы вращения ротора в 90 градусов. В итоге получается, что однороторная силовая установка продуктивно работает в период оборота 270°, выдавая конструктивную мощность в период трех четвертей оборота вала. Если учесть тот факт, что поршневой двигатель отдает мощность только во время одной четверти каждого оборота, то на лицо эффективность роторного мотора.

Японцы использовали две секции, что и послужило причиной феноменальной производительности агрегата. По сравнению с предыдущей версией под индексом 13В, инженеры произвели реконструкцию в области всасывающих и выхлопных портов – это увеличило степень сжатия и добавило двигателю новой Mazda RX-8 мощности. Благодаря этим качествам он неоднократно получал награды за свою конструкцию.

Преимущества роторного мотора

Отсутствие большинства деталей, присущих поршневым ДВС, малый вес и высокие показатели КПД – это еще не все положительные стороны мотора. Не стоит забывать и такие качества, как:

Недостатки двигателя роторного типа на Mazda RX-8 последнего поколения

Наравне с плюсами конструкции существует и ряд негативных моментов, которые отпугивают поклонников японской марки от этих автомобилей. Вот основные из них:

  • низкий ресурс;
  • высокий расход топлива на холостых оборотах;
  • склонность к перегреву;
  • интенсивный износ уплотнителя ротора – апекса;
  • сложность обслуживания;
  • высокая требовательность к качеству бензина.

Секреты эксплуатации

Хоть производитель и гарантирует около 500 000 км пробега двигателя, но мы знаем, как это сложно. По отзывам владельцев, средний ресурс составляет одну сотню тысяч, и то – при соблюдении правил эксплуатации. Техосмотр следует проходить не реже, чем через 5 000 км. Особо важно: использовать только масло Mazda Dexelia ULTRA 5W-30 и свечи с иридиевым электродом, при этом принимать во внимание, что на этом двигателе применяются свечи разного типа – запальные и дожигательные.

Все эти проблемы, конечно же, не испугают настоящих фанатов этого спорткара, которые в первую очередь ценят его драйв и управляемость. Тем более, что маздовцы работают над новым мотором и обещают в скором будущем абсолютно новую модель.

Мощностью 200лс и объёмом 1.3 литра.
Вся суть машины крутится вокруг этого двигателя. Он лёгкий и маленький, что дало возможность запихнуть его поглубже к осям вращения, что в свою очередь сильно снизило паразитную инерцию при поворотах.


Роторный двигатель , установленный на этой машине называется renesis. Это последний серийный роторный двигатель не смотря на увещевания Мазды о новом роторном двигателе X16 для новой RX-7.
Вес мотора удалось сэкономить за счёт того, что в нём тупо меньше железа, ибо он меньше.
А меньше он потому, что в отличие от обычного поршневого двигателя он всегда использует 100% своего объёма, а обычный поршневой двигатель не использует пространство под поршнями.
Т.о. объём роторного двигателя эквивалентен двум объёмам аналогичного поршневого двигателя. Т.е. в моём случае мой роторный двигатель примерно эквивалентен 2.6л обычному мотору.

До RX-8 роторный мотор ещё устанавливали в многие автомобили, но самый крутой из них - это Mazda RX-7. Там с 1.3 литра с помощью твин турбо сняли 280 кобыл в стоке и легко снимают многие сотни кобыл при увеличенном бусте.

Но когда Мазда проектировала RX-8, она была сильно стеснена экологическими нормами, поэтому им пришлось сильно задушить двигатель и снизить расход топлива. Поэтому о турбе пришлось забыть (современные машины экономят на турбе за счёт того, что на низах, когда она не дует, малообъёмный мотор жрёт мало, но роторный мотор на низах жрёт много, поэтому на нём так не сэкономишь).
А раз мотор стал атмосферным, то и мощь у него получилась всего 140-160лс. Поэтому были добавлены всякие системы резонансного наддува, изменяемая форма впускного коллектора и, что самое главное, сдвинуть отсечку по оборотам до 9500. Вот получилось 200лс (231 в топе, у меня не топовая комплектация была).

Вот тут мне придётся показать анимацию, объясняющую работу этого типа ДВС:

Вот этот крутящийся треугольник называется ротором. А то, что вокруг него и не крутится - статор. В моём двигателе было две секции с такими штуками.
На углах роторов есть уплотнения, подпружиненные пружинками. Их называют апексами. Когда двигатель крутится, их тянет наружу под действием центробежной силы и это увеличивает компрессию (не дают газам прорывать из одного объёма в другой).
Так вот с увеличением оборотов, на них стали действовать слишком большие силы, в результате чего они быстро стирались, а так же быстро стирали статоры.
Поэтому пришлось их сильно облегчить и уменьшить. В результате чего они стали такими маленькими, что им стало легко вылететь из паза в роторе и размолотить всё в секции к чертям. Это называется "застрел" роторного двигателя.
И чем старше двигатель, тем больше стёрты эти апексы, тем больше эта вероятность.
И эти застрелы на RX-8 случаются очень часто. Редкий двигатель доезжает до 100 тыщ км.

И вот вокруг этого факта вся история RX-8 и крутится, как и история моего владения одно из них.

Как это было
Итак, стоял 2011-й год, я ездил на своей первой восьмёрке и очень хотел уже пересесть на какое-нибудь японское спорт-купе на автомате =).

Сразу про автомат замечу следующее:
Во-первых, надоело надр.....ть ручку на зубиле. Хотелось уже комфорта.
Во-вторых, у друга Селика T23 автоматная по моим ощущениям ехала очень даже ок.
В-третьих, ненавижу костыли. А ручка вкупе со сцеплением - это адов костыль. Человеку приходится выполнять часть механической работы машины, предназначенной для автоматизации его, человека, работы. Единственный плюс у ручки в том, что раз уж ты встраиваешься в работу машины, ты сильнее ощущаешь единство с этим механизмом, ближе чувствуешь, что происходит с машиной. Но мне хочется, чтобы машина работала на меня.

Celica ST20
К осени 2011-го мой бюджет позволял взять Селику в предыдущем - T20 - кузове.
Старая, но дешёвая. Непременно с легендарной подвеской Super Strut Suspension (именно такая подвеска ставилась на том самом GT-Four"е - полноприводной и MT"шной версии этой селики). Так же из требований - двигло 3S-GE с Beams"ом (система изменения фаз газораспределения) о 170-180 кобылах. Ну и 4WS было бы вообще шиком, но это уже опционально, т.к. с таким набором требований я бы вообще никогда не нашёл бы машины.
Ценник: 200-250 тыр. (GT-Four, к слову, стоил в районе 700 тыр).

Пока искал и смотрел варианты, незаметно приблизилась весна, а бюджет подрос. Теперь я смотрел на Eclipse 3G и RX-8 дорестайл.

Eclipse 3G
Искал трёхлитровый, потому как после пробной поездки на 2.4л сложилось впечатление, что она ну ваще не едет. Оно и неудивительно, т.к. при таком объёме двигло выдаёт всего 147 кобыл, хоть и 200 Нм момента.
Меня не останавливал даже тот факт, что это поколение Эклипсов - это на самом деле Галанты в красивом кузове. Наоборот - надёжный, значит. Не пугали так же отзывы о ни разу не спортивной управляемости. Особенно по сравнению с предыдущим поколением. Но предыдущее поколение мне не хотелось потому, что там куча проблем с надёжностью и они уже сильно все гниют. Сильнее Селики =).

В итоге попался один интересный трёхлитровый вариант, но он почему-то совсем не ехал на свои три литра и горел check engine в т.ч. по датчику распредвала, который меня в итоге и удержал от покупки. Продавец рассказывал, как он попал на капиталку двигла стоимостью больше 300 тыщ. Новый владелец этого Эклипса в итоге раскопал причину поблемы =).

Ещё в принципе под мои критерии подходила Celica T23, но за несколько лет езды в такой с другом, я уже смотреть на неё не мог иногда. Хотя, когда он её купил, для меня это было просто ппц, какое чудо! =)

Тем временем плавно наступал 2012-й год, бюджет рос и я уже мог купить свою мечту, только дорестайл.
Вообще план на тот момент был такой: купить нормальное японское купе, накопить на рестайловую мечту (700-900тыр) и пересесть на неё. Но вариантов не было нормальных на рынке и тогда я подумал: почему бы в качестве нормального японского купе сразу и не взять RX-8, хоть и дорестайл?

RX-8
Вообще об этой машине я мечтал давно. В первый раз я обратил на неё внимание много лет назад, когда мы с другом стояли в очереди в Макдональдс, который на Ваське напротив метро Василеостровская, ночью: какой-то чёрный силуэт охренетительной формы развернулся на месте и с сочным звуком умчался в даль. С тех пор я стал замечать эту машину везде, и она не давала мне покоя своими формами!

Стоит заметить, что вообще она отличается от других не только формой кузова. Изначально изюминкой машины является роторный двигатель . Конкретно мой при очень небольших габаритах и сравнительно небольшом весе выдаёт 200лс и 211Нм. Т.е. ехать уже более менее можно.
Но поскольку он очень маленький, его удалось засунуть максимально близко к середине автомобиля и максимально низко. В итоге имеем отличную развесовку. Понятное дело, по осям распределение веса 50:50. Но это у многих машин так, и это ещё не всё, что можно получить от развесовки. Поскольку центр масс двигателя низок, т.к. сам двигатель невысокий, центр масс автомобиля тоже получается низко. А значит, в поворотах масса меньше гуляет туда-сюда. Это из очевидного.
Так же, поскольку инженеры постарались перенести все массы ближе к центру, то при повороте возникает меньше инерции. Для примера можно, например, взять карандаш и две стирательные резинки одинаковой массы. Нацепить резинки на концы карандаша и попробовать повращать его вокруг перпендикулярной ему оси туда-сюда. А потом переместить эти резинки в центр карандаша и повторить вращение. Во втором случае карандаш будет гораздо легче разворачиваться в другую сторону вращения, чем в первом. Хотя "развесовка" в обоих случаях одинаковая - 50:50 =).

Однако, у роторного двигателя, как, наверное, все знают, есть один большой недостаток. Поскольку этот тип двигателей выпускался не так много, как все вариации обычных поршневых, на его разработку всеми инженерами мира было потрачено гораздо меньше сил, а значит, что он не такой развитой в технологическом плане. В итоге он имеет такие болезни, как повышенный расход топлива (моя ест 1.6-2.2 литра в час на холостых и 18л/100 в городе), низкую экологичность (в камеру сгорания приходится впрыскивать масло, т.к. некоторые трущиеся детали по-другому просто никак не смазать, в результате чего на выхлопе имеем не только продукты горения бензина, но и продукты горения масла), повышенную склонность к закоксовыванию (в основном тоже из-за масла), и, самое печальное, низкий ресурс. Двигатели RX-8 в России проезжают в среднем до 100 тык (в Пендосии больше), если за ними хорошо следить (что в это входит, я расскажу ниже), и если повезёт и двигло не "застрелится". К слову, двигатели RX-7 проезжали больше, т.к. крутились до меньших оборотов, что позволяло иметь более крепкие уплотнения, которые менее склонны к разрушению, которое является причиной "застрелов".
Так же двигатель очень склонен к перегреву.

Но я решил, что мечта есть мечта, и надо брать =).

Предложений мазды на рынке было сильно больше, и по началу казалось, что эту-то машину можно выбрать быстро.
Но не тут-то было, ибо имело смысл покупать только машину со свежим двигателем, при чём не с ребилдом, а с новым, а таковых на рынке практически не было.

Первый вариант продавал какой-то велогонщик. По его словам машина в идеале, мотор новый, ставили год назад, с тех пор пробег составил каких-то пару тыщ, т.к. машина выходного дня и всё такое. И в ней как на зло разрядился аккумулятор, так что завести её нет никакой возможности. При встрече мы попробовали её завести аккумулятором с машины друга, но чего-то она не завелась. Отвезти машину на замер компрессии хозяин по началу согласился, но потом, по его словам, он получил какую-то травму, а когда вылечится, сразу улетает в Гагры на соревнования куда-то там, так что везти машину на диагностику совершенно нет времени. И предложил мне взять машину за 320к. К счастью, я не повёлся.
Через некоторое время эту машину я обнаружил на стоянке у перекупов, которые так же сначала были согласные на выезд на диагностику, но потом от чего-то начали съезжать с темы. Видно, искали лоха, который купил бы неездящую машину прямо сразу.

Второй вариант продавал пацанчик, которого я про себя прозвал "Мишаня спортивные штаны", за 400к.
Но в машине оказалось слишком дофига колхоза (жуткого вида скамейка вместо стокового спойлера, музыка, которая адски срёт и хрипит), а новый двигатель оказался перебранным на всём новом, хоть и с кое-какими тюнинговыми запчастюльками (to RainbowDemon: апексы Rotary Aviation). За то по ощущениям, машина тянула прям как надо.
На всякий случай я оставил в залог всю наличность, которая у меня оказалась с собой, в размере 2400р00к, но через пару дней Мишаня перезвонил мне и сообщил, что поднимает ценник до 500к, т.к. деньги уже не нужны так срочно.
А надо заметить, что деньги ему нужны были на какой-то бизнес, который заключался в покупке чего-то там, что потом приносило бы пассивный доход и давало бы Мишане возможность сидеть на диване ничего не делая =).
Залог обещал вернуть, даже назначал встречу два раза, но чего-то не срасталось =)))).
Через пару недель после того, как я уже купил себе машину, где-то на юге города внезапно вижу эту RX-8. И оттуда машет мне этот Мишаня широко улыбаясь. Делаю знак, что мол давай остановимся-потрещим, останавливаемся, и тут он меня узнаёт. Лицо сразу бледнеет, глаза тускнеют)). В итоге выгреб он всё содержимое своего кошелька - как раз хватило со мной рассчитаться +)).

Третий вариант объявился на клубном форуме: Двигло новое, но проехало 24 тык. Есть все доки по замене двигателя. Владелец по совместительству занимается ремонтом и тюнингом машин в собственном сервисе. Это у него вторая RX-8, первая умерла сгорев после ДТП, в котором этот чел перевернулся въехав в углубление в поребрике для канализационного люка после того, как его подрезала какая-то Аудюха. В общем жуткая история, сейчас не о том.
По его словам, продавал он машину для того, чтобы взять такую же на ручке.
Первый замер компрессии говорил о проблеме в двигле =). Продавец уговорил меня на повторный замер компрессии в другом сервисе, на благосклонность которого принять нас я и не рассчитывал, признаться (сервис этот славился на тот момент высокомерным отношением к стоковладельцам). Там использовался другой, официальный маздовский компрессометр (для роторных двигателей нужен спецовый), а не китайское устройство за 200 баксов, как в первом сервисе. Так вот второй замер показал, что компрессия двигателя в пределах допусков.

В итоге я взял эту машину +)

Первые ощущения

Когда я нажал на педаль где-то на две трети, она стала весьма приятно ускоряться. Но потом двигатель раскрутился примерно до шести тысяч, и меня прям вжало! =) Ощущение ускорения было даже сильнее, чем в Селике друга, хотя по паспортным лошадям и ньютон-метрам должно было быть примерно одинаково. Понятное дело, что по сравнению с моей предыдущей восьмёркой это как небо и земля =).

Так же сразу заметил, что подвеска как-то так делает, что колёса цепляются за дорогу гораздо лучше, чем на восьмёрке =))). Это было моё практически первое знакомство с многорычажкой.

Было очень удивительно, что при старте на скользком покрытии (например, подмёрзшем асфальте или льду) машина становилась боком =). Не смотря на esp. Сразу вспоминался рассказ продавца о том, что esp в принципе нормальная, только ради острых ощущений она реагирует с опазданием, а один раз как-то так у него, предыдущего владельца, произошло, что совершенно внезапно машину поставило боком, и он увидел в боковое окно очень удивлённое лицо тётки, которая смотрела на него сквозь своё лобовое стекло =). По началу было ссыкотно, но потом привык.

Удивила мягкость подвески. Только потом я понял, что благодаря роторному двигателю Мазде удалось объединить комфорт и управляемость. В итоге мы (я и Мазда) получили городской спорткар начального уровня, который легко может быть единственной машиной. Благо, сзади ехать более-менее комфортно. Точно комфортней, чем в Селике, например, и тем более, чем в Эклипсе (там тесновато сзади).

Эксплуатация

Роторный двигатель обязывает уделять машине несколько больше внимания:
Надо менять масло не реже раза в пять тык, а лучше каждые три тысячи;
Свечи раз в пять тык, если дешёвые стоковые NGK (~800р за свечу, всего 4 штуки), или раз в десять тык хорошие Denso (~1500р за свечу) - эти лучше едут;
Катушки приезжают раз в 15-30 тык в среднем;

В целом не напряжно, разве что на стоимость владения заметно влияет. Но о финансах ниже.
Так же надо регулярно проверять маслофорсунки (это как раз те, что впрыскивают масло в камеру сгорания), т.к. они часто выходят из строя, а за ними и двигатель.
В остальном всё как у всех в общем-то.

Примерно через год после покупки машины при очередной замене свечей я внезапно увидел в свечное отверстие пустой паз вместо уплотнения, для которого он предназначен. По идее это означало, что это уплотнение вылетело и по счастливой случайности не застрелило мне двигатель. Но работал он ровно более-менее.
Через пару дней посчитал апексы (так называется вот это вот уплотнение в моём двигателе), заюзав гибкую камеру - все на месте =).
Поехал я на замер компрессии в тот же крутой сервис, специализирующийся на тюнинге, в котором мне её успешно намеряли при покупке. В итоге мне там какой-то студент практически нахолодную намерял компрессию мёртвого двигла =))). Я такую никогда раньше не видел. И действительно, я заметил, что она вдруг совсем перестала ехать после 160. В итоге я с удивлением обнаружил, что этот чел перепутал свечи местами, когда ставил их обратно. Я поставил их правильно и о чудо, машина поехала! =).

В общем теперь нет никакой веры ни в какие средства диагностики здоровья роторных моторов =).
Поэтому я собрал свой собственный компрессометр на arduino, но воспользоваться им не успел.

К концу второго года владения перекрасил машину в огненный жёлтый ксералик-трёхслойку. Цвет - Tangerine Scream, как у Ford Focus ST. Получилось очень круто.

Но вскоре машина стала долго заводиться на горячую. Это явно означало, что компрессия из мотора сбежала и скоро ему конец - такие двигатели часто стреляются.
Переборку делать я не хотел, т.к. по деньгам выгодней покупать новый двигатель, ибо он обычно проезжает сильно больше, а переборка стоит совсем не намного дешевле.
Т.о. единственное, что я мог сделать с двигателем - это раскоксовка. Но как я выяснил примерно за год до этого, двигатель закоксован ну очень сильно. В таких случаях раскоксовка опасна, ибо кокс может отвалиться большим куском и повредить мотор.

В итоге кусок кокса отвалился сам, что привело к застрелу мотора (см. начало топика про двигатель).

Надо заметить, что за пару недель до этого я заметил, что 75% времени за рулём я не использую машину на всю катушку, а езжу с семьёй по семейным делам (по магазинам, например). А поскольку километр пробега у этой машины сильно дороже, чем у обычной, гораздо эффективней содержать две машины, где вторая будет обычным семейным седаном. И я взял у друга его старую Toyota Corona для этого.
А мне как раз надо было накопить на новый двигатель.

Так вот, моя Мазда застрелилась. И я проездил почти целый год на машине друга. Оказалось, что я не так уж и хорошо умею копить деньги.
А из-за рухнувшего рубля цена двигателя в рублях взлетела с 175 тыщ рублей до 300. Мне же удалось урвать двигатель за 225 + где-то полтос на замену и попутные всякие штуки.

А ещё через пару месяцев машину я продал.

Тюнинг

Что сделал
Из необходимого:
Применяю свечи Denso
Перепрошил ЭБУ:
Снизил температуру включения пропеллеров на радиаторе - в такую жару, как сейчас стоит, на холостых, да с кондиционером, двигатель разок разогрелся у меня до 108 градусов. Не хочу думать о том, до скольки бы он разогрелся без этого изменения.
Отучил от второй лямбды, т.к. катализатора всё равно нет - теперь ЭБУ правильно использует показания первой лямбды и готовит правильную смесь, расход снизился литра на 3-4.
Отключил ошибку по воздушной помпе, которая помогает разогреть холодный катализатор вдувая в выпуск воздух - я её вообще вынул нафиг теперь, только место занимала.
Увеличена маслоподача путём правки карт маслоподачи - в ущерб экологии, но на пользу двиглу (масла стала есть раза в два больше).
Правка топливных карт - увеличено кол-во топлива для режимов работы под нагрузкой, чтобы снизить вероятность детонации.

Из необязательного:
Замена задних пружин на стоковые, но пожёстче - старые просели к тому же. Новые пружины оказались мягче старых просевших, так что это ещё не конец истории.
Девайс для прослушивания mp3 на штатной магнитоле. Прикидывается cd-changer"ом, ест usb-флешки и andriod-девайсы.
Полная перекраска авто - машина досталась с кучей мелких коцок, плюс на парковке около работы паркуются в основном ТП на насосанных жипах, соответственно, за год у меня 4 новых царапины, одна из которых была такой здоровенной, что перекрашивал дверь уже, и покоцанная фара. Моё мастерство вождения тоже не подводит: выбежал на дорогу поребрик разок, каюсь +(. Очень боюсь за кузов, т.к. машине 10 лет в этом году, а металл начинает ржаветь в местах, где содрана краска.
Получилось вот так:

Не доделал:
CarPC на основе andriod-плашнета.
Стабилизаторы поперечной устойчивости Racing Beat - всё хорошо в моей подвеске, только пусть заваливается поменьше, хоть и немного в ущерб комфорту.
Webasto - пусть двигло греется не само, а внешним девайсом, чтоб вообще без износа на холодную. Хотел ещё этой зимой сделать, но как дошли руки, зима уже кончалась, и было как-то глупо покупать предпусковой обогреватель =).
Возможно, 2T-адаптер. Это штука, благодаря которой масло, которое впрыскивается в камеры сгорания, берётся не из картера, а из отдельного бачка. Т.о. впрыскиваться будет всегда свежее масло. Ну и можно заюзать двухтактное масло, которое специально предназначено для горения в камере сгорания. Соответственно, оно оставляет меньше отложений.
Второй маслокулер.
Финансовый стриптиз
Всего за 33640км и три года я потратил:
Обязательное:
Бензин: 274477р
Расходники: 137419р
Обязательные ремонты: 313734р из них я сам сломал на 22к въехав боком в паребрик (внезапно развернуло)
Необязательные ремонты: 68893р
Апгрейды: 168205р
Хранение: 162000р

Т.о. стоимость владения от 21 рубля 57 копеек, если делать только срочные ремонты и хранить машину под окном, до 33 рублей 43 копеек, если более-менее нормально всё делать.
Почти все цены по старому курсу.

Итог
Машина - огонь. Но есть нюансы.

Предназначена для очень весёлой рулёжки и построена целиком именно для этого.
Но одновременно с этим её можно использовать каждый день, ибо она четырёхместная, у неё мягкая подвеска (именно за счёт роторной силовой установки и, как следствие, эффективного распределения масс, удалось найти очень хороший компромисс между управляемостью и комфортом).
То же относится к выражению "не для наших дорог". Вот как раз эта машина - для наших. В отличие от всяких повозок с очень зажатой подвеской.

Но всё меняет стоимость владения. Скорее всего у более крутых спорткаров она сопоставима.

А ещё у неё удобный доступ на задние сидения из-за суперских задних полудверок:

Ветераны гаражных посиделок всегда вспоминают роторно-поршневые двигатели (РПД) с придыханием и делают лица, как на картине Перова «Охотники на привале». Отставив кружку на пыльный капот, кто-нибудь непременно расскажет, как у друга брата соседа знакомый в девяносто пятом пытался уйти на свежем «биммере» (тридцать четвертая, мотор M50 «плита»!) от роторной «пятерки» «Жигулей». Безуспешно, разумеется. Присутствующие при этом должны делать осведомленно-понимающие лица. Случись тебе оказаться в этом уютном гараже с постерами «Совтрансавто», ты бы, вероятно, не спросил, что это за «эр-пэ-дэ» такое, чтобы не ловить на себе взгляды, полные презрения и разочарования в человеке, который и дистиллированную воду в аккумулятор никогда не доливал.

Впрочем, эти косые взгляды стоит понимать так: мало кто из тех, кто мечтательно закатывает глаза при упоминании «роторов», готов объяснить тебе, чем они отличаются от обычных поршневых моторов. Ну а мы попробуем.

Начнем сразу с анимации, так нагляднее. Только не с роторного двигателя, а как раз с обычного поршневого. В его цилиндрах горит смесь воздуха и горючего, обеспечивая возвратно-поступательное (вверх-вниз) движение поршней, которое преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

В роторном двигателе кинематика иная. В полости корпуса на эксцентрическом валу вращается ротор - тело, очерченное тремя дугами, что-то вроде треугольника с выпуклыми сторонами (точнее, это треугольник Рёло - почитай на досуге). Сам корпус двигателя называют по-разному: статором, картером или просто секцией. Внутри него и происходит весь рабочий цикл, те же такты (впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск отработавших газов), что и в поршневом двигателе.

Такты по часовой стрелке: впуск, сжатие, воспламенение и рабочий ход, выпуск

Но на этом сходство с обычным двигателем заканчивается. Цилиндров в роторно-поршневом моторе нет: все такты происходят в камере постоянно меняющегося объема, образованного неподвижными стенками секции и движущимся ротором - каждая вершина «треугольника» постоянно соприкасается с внутренней поверхностью корпуса, обеспечивая герметичность.

Это постоянное трение уже само по себе проблема. Легко сказать - герметичный контакт трущихся деталей! Но надежное, а тем более долговечное уплотнение ротора и статичной секции даже с сегодняшними технологиями создать весьма сложно. Это, пожалуй, главный врожденный недостаток РПД. Неполная герметичность контакта влечет за собой высокий расход масла и бензина, а также грозит высокой токсичностью выбросов из-за большой доли несгоревших углеводородов. Очевидна и другая проблема: малый ресурс двигателя. Но все же оригинальную конструкцию решили довести до ума…

Роторно-поршневой двигатель иногда называют «ванкелем» - по имени одного из его создателей. Доктор Феликс Ванкель совместно с Вальтером Фройде разработал прототип РПД в 1958 году для мотоцикла немецкой марки NSU. Эта фирма давно утратила самостоятельность и фактически растворилась в структуре сегодняшнего концерна Volkswagen. Роторные технологии надолго пережили свою колыбель и в конце пятидесятых казались невероятно перспективными: патент на двигатель Ванкеля купили и Mercedes-Benz, и Citroen, и даже ВАЗ. Правопреемник NSU, марка Audi, тоже построила несколько прототипов.

Вазовские «пятерки» и «семерки» с РПД поставлялись только спецслужбам. Внешних отличий от стандартных машин не было, а вот мощность достигала 140 л.с. Позже роторные моторы устанавливали и на «восьмерки», часть из которых поступила в свободную продажу. Партия была малой и породила множество легенд

Справедливый вопрос: чем так манила инженеров концепция с врожденными слабыми местами? Огромными преимуществами, помноженными на веру, что все сложности решаемы. Перспективы действительно манили. Если в обычном поршневом двигателе вращательное движение коленчатого вала обеспечивается возвратно-поступательным движением поршней, то роторная концепция предлагает только вращательное движение и поршня-ротора, и эксцентрического вала, что резко уменьшает число движущихся деталей. В результате сокращается число трущихся пар, источников шума и вибрации. Двигатель механически сбалансирован.

Кроме того, в РПД отсутствует привычный механизм газораспределения. Впускные и выпускные отверстия («окна») открываются и закрываются самим вращающимся ротором. То есть отпадает необходимость и в клапанах, а вместе с ними - в приводном ремне, распредвалах, коромыслах, пружинах клапанов... Просто взгляни еще раз на анимацию поршневого ДВС и мысленно убери все, что выше снующих вверх-вниз поршней. То-то же!

А ведь на этой схеме довольно простой клапанный механизм...

В обычном поршневом двигателе деталей больше на несколько сотен. Роторная концепция также предлагает высокую удельную мощность и чрезвычайную компактность: РПД в 1,5-2 раза меньше поршневого безнаддувного мотора аналогичной мощности.


И все же сложности с массовым производством «роторов» оказались чересчур значительны. Единственной компанией, которая более 50 лет упорно совершенствовала оригинальную и капризную концепцию, стала Mazda. В 1961 году японцы купили у NSU патент и сам двигатель.

Первый серийный РПД из Японии был двухсекционным 1,0-литровым и развивал мощность 110 л.с. И это, заметь, в 1967 году! Двухроторная схема оказалась оптимальной для серийных легковых машин: она не намного сложнее односекционной, но обеспечивает наиболее равномерный крутящий момент, а заодно позволяет уменьшить объем камеры сгорания и, как следствие, долю несгоревшего топлива.

Mazda Cosmo Sport, 1967 г.


Двигатель дебютировал на изящном купе Mazda Cosmo Sport. За ним последовали другие интересные модели вроде Luce Rotary Coupe или Cosmo 1981 года, но самой славной стала модель RX-7. Первое поколение появилось в 1978 году. Его 1,1-литровый агрегат развивал 115 л.с.

Mazda Luce Rotary Coupe


Mazda Cosmo HT, 1981 г.


Mazda Savanna RX-7, 1978 г.

Вообще-то в 1970-х годах Mazda выпускала пикапы и даже легкие автобусы с РПД, но роторные моторы быстро стали ассоциироваться именно со спортивными моделями. В 1991 году прототип Mazda 787B с трехроторным двигателем вошел в историю как единственный японский автомобиль, одержавший победу в 24-часовой гонке серии American LeMans. Гонки на выносливость известны тем, что даже самые надежные конструкции нередко сходят с дистанции задолго до финиша. Тем почетнее победа РПД, конструктивно уступающего поршневым моторам в ресурсе.

Прототип 787B жив и здоров. Фото сделано в 2015 году на Фестивале скорости в Гудвуде


На видео знаменитый гонщик Джонни Херберт спустя 20 лет выводит 787B на гоночный трек в Ле-Мане. Прототип звучит мощно и неистово, но, ты уж поверь, намного тише поршневых машин. Характерно, что до максимальных 9600 об/мин этот чудо-мотор раскручивается всего за секунду, и еще секунда нужна, чтобы сбросить обороты обратно до холостых.

Вот он, трехроторный монстр R26B, ревущий из недр прототипа 787В

Путь РПД на гражданских машинах не прерывался. Второе поколение купе RX-7 (1985) оснастили турбонаддувом, отчасти для улучшения экологических показателей, а третье поколение (1991) щеголяло уже двумя турбокомпрессорами и мощностью 255 л.с. Редкой красоты купе выпускали до конца 2002 года, и мало кто догадывался, что инженеры уже несколько лет работают над совершенно новым РПД.

Mazda Savanna RX-7 GT, 1985 г.


Третье поколение Mazda RX-7 выпускали с 1991 по 2003 год, и под конец производства мощность двухроторного мотора с турбонаддувом достигала 280 л.с. при 1,3 л рабочего объема


Mazda RX-8, мгновенно ставшая культовой, появилась в 2003 году. На ней ты гонял в Need for Speed, видел ее в «Форсажах», клипе Мадонны с Бритни и даже в «Шерлоке», а российские режиссеры снимали стильное купе с распашными дверями чаще, чем голливудские. Впрочем, хватило бы и одного эпизода из «Дневного дозора», когда ведьма Алиса (Жанна Фриске) едет на RX-8 по стене гостиницы «Космос».

Ничего особенного. Просто RX-8 дрифтует по вертикальной стене гостиницы «Космос»...

Не самый известный факт: купе пошло в серию едва ли не случайно. Чтобы окупить затраты на новую заднеприводную платформу для родстера MX-5 третьего поколения (он дебютировал только в 2005 году), решили разработать еще одну модель на той же базе. Но какую? Среди поисковых эскизов инженеры приметили необычное купе, асимметричные двери которого открывались в разные стороны. Вот оно! Вот какой кузов подойдет для новейшего РПД!

Легкие полые роторы будущего экспериментального мотора показали еще в 1995 году на концепт-каре Mazda RX-01, а с 1999 года двигатель Renesis 13B уже готовили к серийному производству. Турбонаддув остался в прошлом, суммарный геометрический объем двух секций составил 1,3 л. Официально для автомобилей, оснащенных РПД, указывается «приведенный», удвоенный объем, в данном случае - 2,6 л. Даже с этой поправкой характеристики атмосферного мотора впечатляют: 231 л.с. при 8500 об/мин!

Концепт-кар Mazda RX-01 1995 года. Так могло выглядеть четвертое поколение RX-7, но путевку в жизнь получила необычная RX-8. Пожалуй, так даже лучше

Renesis 13B был настолько далек от двигателя RX-7, как сам RX-7 от Cosmo Sport. Новый мотор вписали в тогдашние экологические нормы Euro 4 и сильно увеличили его ресурс. Переработать пришлось буквально все. Боковое расположение керамических впускных окон оптимизировало сгорание смеси, на каждую секцию приходилось по две разновеликие свечи зажигания. В качестве уплотнителя выбрали особо стойкий пирографит. Каждый новый двигатель выходил с завода с полимерными слоем, микропоры в котором удерживали масло. В ходе приработки деталей, примерно за 1000 км пробега, этот слой стирался. Эксцентрический вал получил систему динамической балансировки - она снижала низкочастотные колебания на разгоне, учитывая даже объем масла, поступающий в роторы.

Заодно Renesis 13B получил все нововведения, характерные для поршневых моторов: электронный дроссель вместо тросового и систему впуска с пластиковым коллектором изменяемой геометрии. Вес мотора RX-8 сопоставим с рядной «четверкой» с алюминиевым блоком, а его компактный размер позволил сместить двигатель на 6 см назад и на 4 см вниз относительно RX-7.

Инженеры продолжали экспериментировать: научили Renesis 13B работать на водородном топливе и построили на его основе гибридную силовую установку, да и вообще не собирались прерывать роторную династию. Сообщалось о разработке нового мотора Renesis 16X, который должен был при тех же габаритах и массе получить объем 1,6 л и непосредственный впрыск.

Mazda Cosmo Sport и RX-8, фото 2009 года

Однако история нередко выбирает непредсказуемые дорожки. Производство RX-8 закончилось в 2011 году, и пока знаменитая серия не получила продолжения. Но мы надеемся, что прощаться с роторными двигателями, которые за 50 с лишним лет стали ассоциировать исключительно с автомобилями Mazda, пока рано.

Сегодня я расскажу тебе про роторные двигатели компании Mazda их особенности и эксплуатацию.
На смотре уже есть статьи про роторы но моя будет авторская и более подробная.
В этом посте не будет фотосетов, сисек, опущеных авто аля JDM, рекомендую смотреть людям, которые любят узнавать что то новое и вникать в суть.

Mazda единственная компания из крупных автопроизводителей, которая выпускает серийные машины с роторными двигателями. Большая часть будет посвящена двигателю 13B-MSP от Mazda RX8. Так же он получил брендовое название Renesis (от англ. rotary engine genesis). Этот двигатель носит почетное звание "Двигатель года 2003", Achtung! Матчасть!


Рекомендуется к прочтению тем, то говорит что на смотре нет нормальных постов)

Перед началом прочтения.

Все что ты прочитаете ниже это полностью моя статья. Это не копипаст, как обычно ты думаешь читая подобные статьи.
Так как предыдущий пост про был провальным, то эту статью я надеюсь сделать более интерактивной. Сухой текст сложно переварить, поэтому буду вставлять иллюстрации, ссылки с описаниями и видео.

История изобретения роторно-поршневого двигателя

Далее роторно-поршневой двигатель будет упоминаться как РПД.

Его изобретателя, Феликса Ванкеля постигла нелегкая судьба: отец погиб на войне и у Феликса не было средств на обучение не то чтобы в университете но даже на обучение рабочей специальности. Но юный изобретатель начал сам изучать технические дисциплины. Идея конструкции РПД пришла к Ванкелю еще в 22 года но ей было суждено реализоваться лишь в 1936 году, когда этой идеей заинтересовалась BMW. Феликс получил свою лабораторию, а так же финансирование. После войны исследования продолжались уже при поддержке фирмы NSU и в 1954 году изобретателю удалось найти правильную конфигурацию камеры сгорания. Так же зачастую забывают упомянуть еще одного человека, который внес вклад в изобретение - это Вальтер Фройде, он так же принимал участие в разработке и, говорят, идея именно этой конструкции принадлежит ему. В 1958 году компания NSU выпустила первый в мире автомобиль с РПД.
Руководство компании Mazda оценило эту разработку и в 1963 году было основано подразделение Mazda отвечающее за роторные двигатели. Первый автомобиль Mazda с РПД назывался Cosmo Sport и на него устанавливался двигатель Type 10A мощностью 110 л.с.
На сегодняшний день именно компания Mazda обладает наибольшим опытом по построению автомобилей с РПД.
Последней разработкой является двигатель Renesis, про который и пойдет речь ниже.

Принцип действия РПД

Здесь мне кажется намного понятнее и нагляднее будет не рассказывать заумными словами а просто показать несколько схем и видео, дающие представление об основах работы. Тут статор это аналог блока цилиндров, ротор это аналог поршневой, ну и немного измененный коленвал.



Здесь наглядно показано что такое апекс и как он изолирует камеры:




Все навесное оборудование идентично обычным двигателям внутреннего сгорания.

^график мощности стандартного двигателя.

Плюсы и минусы роторного двигателя


Приемущества

Их много. Во-первых это меньшее количество деталей по сравнению с поршневыми ДВС. Так же РПД по габаритам существенно меньше и занимает не так много места. При этом его отдача существенно больше - с 1.3 литра без применения каких либо видов наддува с него снимают до 250л.с. При этом РПД способен выдерживать бОльшие обороты в сравнении с поршневыми двигателями. Так же, несмотря на маленький обьем, звук у РПД действительно неплохой. Я бы сравнил его с настроенным V6. Конечно все это очень хорошо но ничего не проходит просто так. Переходим ко второй части.

Недостатки

Главный недостаток такого типа двигателей это низкий ресурс. Конструкция подразумевает определенный порог, после которого использование невозможно. Так, многие детали двигателя, впрочем как и весь двигатель целиком считаются расходниками. Ресурс безусловно зависит от стиля вождения, но все равно, даже при очень бережной эксплуатации больше 100000 не проезать никак. Тем более Rx8 не покупают для спокойной езды и жизнь Renesis длится в среднем 50000 - потом капремонт\переборка или просто покупка нового двигателя. Даже исрпавный РПД склонен к перегревам. Так же такой двигатель требует более частой замены масла даже чем турбовые движки! И, если забыть вовремя поменять масло то капремонтом можно уже и не обойтись. Главным врагом любого роторного двигателя является износ апексов - уплотнителей между камерами сгорания. Этой очень маленькой пластине приходится принимать на себя огромные перепады температур и давления при маленьком пятне контакта с поверхностью камеры сгорания. Частично проблема износа апексов была устранена путем применения высоколегированной стали.

Плюс ко всему малое количество сервисов, которые могут обслуживать роторные двигатели и бОльшая прожорливость на холостых оборотах. Немаленький получился списочек, но энтузиастов это не останавливает)

Технические решения Mazda

Как я уже писал выше самый большой опыт в производстве роторных двигателей принадлежит компании Mazda. Чем их двигатель Renesis или 13B-MSP отличается и какие его конструктивные особенности. Забавно что производитель заявляет что их ротор в агрессивном стиле вождения пройдет 300000км а в спокойном 450000км. Но мы то знаем))))
Так же в отличие от двигателя Rx7 в renesis применяются две маслянные форсунки, причем их конструкция менее удачная и апексы смазываются не полностью хотя, после рестайлинга эту проблему решили.

Особенности эксплуатации роторного двигателя

Есть небольшой список отличий в эксплуатации машин с роторными двигателями от машин с обычными поршневыми ДВС.
Ротор боится перегревов, боится маслянного голодания, боится плохого бензина. Поэтому покупая Rx8 подумай, сможешь ли ты его прокормить. Эта машина расходует много бензина (трасса - 16-17 литров
город - 18-21 литр, пробки / активная езда - свыше 20 литров). Помимо большого расхода прийдется заливать лучший бензин что есть на заправке иначе будут проблемы. Так же многие рыксоводы льют в бак специальное масло 2T, которое создает в двигателе пленку, увеличивая его ресурс. Для удаления нагара нужно регулярно, но непродолжительно ездить на высоких оборотах. Так же, нужно следить за маслянными форсунками
Если вовремя перебрать двигатель то не прийдется покупать новый, а это экономия около сотни! ТО нужно проходить намного чаще - раз в 5000км и стоит оно ~7500р. Зато сбережет нервы) Помимо бензина машина любит поджирать масло - до 800мл на тысячу пробега!!! благо стоит оно в пределах тысячи за литр))

Так же приведу некоторые симптомы скорой смерти двигателя:
1. Компрессия ниже 6.5атм.
2. Прыгают холостые обороты, это говорит о перепадах давления
3. Плохо заводится на горячую

При покупке машины нужно ехать и прошивать мозги до последней версии у официалов, это хорошо сказывается на эксплуатации.

Для Rx8 подходят следующие размерности шин:
255/35 R18 235/40 R18 225/45 R18 235/50 R18 245/40 R18 245/45 R18

Ах, и еще, если захочешь ставить прямоток то у японцев не горит чек при удалении катализатора.

Вообщем это машина, требующая повышенного внимания.

Тюнинг двигателя 13B-MSP.

Забавно что в Rx8 чаще ставят другие двигатели чем тюнингуют этот. И опять же по всему миру единицы тех, кто сумел засунуть чужеродный двигатель так, чтобы он нормально работал и еще нет тех, кто сумел восстановить баланс и развесовку! Ведь ротор в несколько раз легче. Поэтому если кто то и решает поднимать мощность то только за счет турбины. Некоторые ставят ротор от rx7 т.к. он обладает рядом приемуществ. Но все равно подавляющее большинство ездит на стоке и не жалуется)

Так же про Rx8


Первая характеристика которая приходит мне в голову - она сбалансирована. Это низкое купе, с низким центром тяжести и широкой колеей. Развесовка идеальная 50\50! Управляемость действительно классная! Благодаря компактному двигателю передок не перегружен и весь момент от двигателя передается на заднюю ось (самое оно для кольца).

Массивный центральный туннель обеспечивает необходимую жесткость на кручение, так же он берет на себя нагрузки от центральной стойки. Чтобы понять насколько он большой достаточно сказать его задние пассажиры используют его как подлокотник.

Еще одной особенностью являются задние двери Rx8, которые открываются "против шерсти" и несут в себе массивную среднюю стойку кузова. Для снижения веса они, как и капот, выполнены из алюминия.

Все это не дает машине превратиться в холодец, который содрагается всем телом от кочек.

С управляемостью все понятно - она на всоте, но что придает машине динамику? Только двигатель. Было выпущено много модификаций Renesis начиная от 190 и заканчивая 260л.с. Более чем достаточно для динамичной езды по городу. Ну а как можно увеличивать мощность я рассказал выше) Чем же отличается характер этого двигателя, в чем его особенности при езде. Первое что можно заметить - он очень быстро раскручивается до отсечки! буквально за секунду! Еще одна интересная особенность - это подхват, при достижении определенных оборотов, примерно как на двигателях с изменением фаз газораспределения, только здесь 2 таких порога - первый в районе 4500об\мин и второй после 7500об\мин, после которого стрелка просто телепортируется к отсечке)) Отдельная тема для разговора это звук двигателя: если на отсечке обычный двигатель звенит высокими нотами то ротор работает спокойно, не "визжит", прямо интеллигент. Поэтому не особо устаешь ушами, при динамичной езде. Зато устаешь руками: только успеваешь рулить и переключать передачи, характер то у машины буйный)

Коробку конечно каждый выбирает сам - это 4х ступенчатый автомат, 5ти и 6ти ступенчатые механики. Лично мой выбор - 6ти ступенчатая механическая коробка - с ней больше всего драйва.







Звук выхлопа (сток):

Заключение

Вот и подошла к концу моя статья. Вы читаете ее в 23 редакции, я потратил на ее создание около месяца! Надеюсь вы оцените мои труды и, если вам понравилось то что я написал ставьте плюс . Я конечно не гонюсь за рейтингом но понимаете, я трачу немало времени и сил на написание, и очень хочется чтобы побольше людей смогло прочитать эту статью.

Кого интересуют статьи подобного уровня - моя статья про

  • Использование последних достижений в области безопасности Mazda RX-8 была разработана таким образом, чтобы обеспечить максимальный уровень активной…
  • Уникальный интерьер Интерьер Mazda RX-8 - спортивный и современный. Открыв двери, сразу становится ясно, что новая Mazda RX-8 - это особенный автомобиль.…
  • Уровень оснащенности - исключительный, как и сама Mazda RX-8 Выдающийся автомобиль обладает исключительным уровнем оснащенности. Автомобили Mazda всегда…
  • Вариант исполнения с двигателем Standard Power имеет такой уровень оснащенности, что практически не оставляет простора для воображения. В стандартную…
  • Версия двигателя High Power новой Mazda RX-8 развивает мощность 170 кВт/231 л.с. В стандартную комплектацию этого варианта исполнения автомобиля входят…
  • Список заказного оборудования включает вентиляционный люк в крыше с электрическим приводом, навигационную систему с DVD-плеером и кожаные сиденья с обогревом и…
  • Кузов Mazda RX-8 может быть окрашен в семь цветов, Среди них - Brilliant Black (черный) и Lightning Yellow (желтый), а также кузовные эмали "металлик" -…
  • Роторный двигатель Mazda RX-8 Совершенствуя наследие Феликса Ванкеля История роторных двигателей начинается с изобретателя Феликса Ванкеля (Felix Wankel)…
  • Уникальные характеристики роторного двигателя Роторные двигатели, имеющие более одного ротора, характеризуются исключительной плавностью работы и низким…

    Уникальные характеристики роторного двигателя

    Роторные двигатели, имеющие более одного ротора, характеризуются исключительной плавностью работы и низким уровнем вибраций. У установленного на Mazda RX-8 двигателя RENESIS, как и у других двухроторных двигателей, эксцентрики вала имеют оппозитное расположение, что обеспечивает идеальную уравновешенность масс. По плавности работы двухроторный двигатель сравним с шестицилиндровым поршневым двигателем. Во время работы он шелестит подобно шелку и не испытывает серьезных вибраций. Роторный двигатель характеризуется простотой конструкции и состоит из меньшего количества компонентов, что, в конечном итоге, делает его более легким и компактным. Исключительная компактность двигателя Mazda RX-8 позволила инженерам сдвинуть его к центральной части автомобиля. Это обеспечило распределение подрессоренных масс по осям 50/50, благодаря чему Mazda RX-8 обладает исключительной управляемостью.

    RENESIS: без преобразования поступательного движения во вращательное

    В названии RENESIS отражен тип двигателя (RE - "rotary engine" (роторный двигатель), "genesis" (происхождение)) и революционный подход Mazda к построению роторных двигателей. RENESIS - это сочетание выдающихся технических характеристик, приемлемого расхода топлива и низкого уровня вредных выбросов.

    История создания RENESIS начинается с двигателя MSP-RE (Multi-Side-Port Rotary Engine - роторный двигатель с боковым расположением отверстий), который впервые появился на концептуальном спортивном автомобиле RX-01, представленном на токийском автосалоне в 1995 году. Четырьмя годами позднее на токийском автосалоне 1999 года была представлена усовершенствованная версия этого двигателя, который был установлен на концепт-кар RX - EVOLV. RENESIS, являющийся окончательной версией этих концептуальных двигателей, результатом семилетней работы и беспрецедентных исследований, теперь устанавливается на новую Mazda RX-8.

    Создатели RENESIS преследовали три вполне определенных цели. Новый силовой агрегат должен обладать такой же мощностью, что и турбированный двухроторный двигатель 13B, который устанавливался на Mazda RX-7. Но в то же время он должен потреблять меньше топлива и иметь минимальный уровень вредных выбросов. Инженеры Mazda сумели решить поставленные задачи. Плодом их усилий стал двухроторный двигатель RENESIS с жидкостным охлаждением и двумя камерами сгорания, каждая из которых имеет рабочий объем 654 см 3 . RENESIS имеет два варианта исполнения. Вариант исполнения Standard Power развивает максимальную мощность 141 кВт/192 л.с. при частоте вращения 7000 мин -1 и максимальный крутящий момент 220 Н×м при частоте вращения 5000 мин -1 . Характеристика мощности этого двигателя быстро поднимается вверх, затем становится пологой с небольшим пиком в области максимального значения. Это означает, что вариант исполнения Standard Power обладает значительным запасом мощности в широком диапазоне частот вращения. Значение 80 процентов от максимального крутящего момента достигается уже при частоте вращения 2500 мин -1 . Далее с увеличением частоты крутящий момент плавно, без скачков возрастает до максимального значения, достигаемого при частоте вращения 5000 мин -1 . Таким образом, этот двигатель превращает в удовольствие повседневное использование автомобиля и определяет его преимущества при движении по городу. 80-процентный рубеж крутящего момента достигается в области, составляющей 70 процентов от всего диапазона рабочих частот. Это означает, что водителю новой Mazda RX-8 не нужно постоянно раскручивать RENESIS до максимальных оборотов для обеспечения высокой мощности.

    Вариант исполнения High Power развивает максимальную мощность 170 кВт/231 л.с. при частоте вращения 8200 мин -1 и максимальный крутящий момент 211 Н×м при частоте вращения 5500 мин -1 . Эти цифры означают, что вариант исполнения High Power двигателя RENESIS был модернизирован с целью увеличения мощности и крутящего момента на высоких частотах вращения. По этим же причинам диапазон рабочих частот вращения варианта исполнения High Power был расширен до 9000 мин -1 , что существенно больше по сравнению с максимальной частотой вращения варианта исполнения Standard Power, которая составляет 7500 мин -1 .

    С места новая Mazda RX-8, оснащенная версией High Power, разгоняется до скорости 100 км/ч всего за 6,4 секунды, а ее максимальная скорость движения составляет 235 км/ч. Mazda RX-8 с двигателем Standard Power расходует 10,8 л бензина на 100 км, а с двигателем High Power - 11,4 л. Будучи оснащенной топливным баком емкостью 61 л, новая - Mazda RX-8 обладает внушительным для спортивного автомобиля запасом хода по топливу. Предыдущие версии роторного двигателя имели высокий уровень вредных выбросов. Инженеры Mazda нашли решение, которое позволило существенно снизить токсичные выбросы, в результате чего двигатель RENEISIS удовлетворяет требованиям экологического стандарта Euro IV.

    RENESIS - революция, произведенная Mazda в области роторных двигателей

    По сравнению с ныне существующими роторными двигателями конструкция устанавливаемого на Mazda RX-8 нового двигателя RENESIS существенно отличается. Ниже перечислены конструктивные особенности, которые позволили инженерам Mazda впервые в истории роторных двигателей обеспечить приемлемый расход топлива и соответствие требованиям экологического стандарта Euro IV.

    Боковое расположение выпускных отверстий

    В новом роторном двигателе RENESIS Mazda применила боковое расположение выпускных отверстий, которое позволяет избежать одновременного открытия впускных и выпускных отверстий и тем самым увеличить коэффициент полезного действия двигателя и снизить расход топлива. Площадь поперечного сечения впускных отверстий увеличилась приблизительно на 30 процентов. Они стали открываться несколько раньше по сравнению с предыдущими моделями двигателя. Выпускные отверстия увеличились почти вдвое, в результате чего уменьшилось сопротивление потоку газов. Выпускные отверстия открываться несколько позже и остаются открытыми в течение более длительного времени. В результате увеличилась длительность такта выпуска, и повысился термический коэффициент полезного действия.

    Боковое расположение выпускных клапанов имеет следующие преимущества. Вследствие отсутствия перекрытия фаз впускных и выпускных отверстий меньше выпускных газов возвращается в рабочую камеру, и улучшается стабильность процесса горения, в результате чего снижается расход топлива, и не возникают рывки при снижении скорости. Кроме того, боковое расположение выпускных клапанов помогает предотвратить выброс несгоревших углеволородов. Несгоревшие углеводороды не попадают в выпускные отверстия вместе с выпускными газами и остаются в камере сгорания, где дожигаются во время следующего такта рабочего хода, что приводит к существенному снижению вредных выбросов.

    Для реализации идеи бокового расположения выпускных отверстий необходимо было улучшить все уплотнения. С целью предотвращения перекрытия фаз впускных и выпускных отверстий заново были разработаны уплотнения выпускных отверстий. Они расположены по обоим бокам роторов и имеют форму поршневых колец.

    Система S-DAIS (Sequential-Dynamic Air Intake System - система использования инерции всасываемого воздуха) и дроссельная заслонка с электронным управлением

    В работе двигателя RENESIS используется система S-DAIS с двумя впускными отверстиями на каждый ротор у варианта исполнения Standard Power и тремя впускными отверстиями на каждый ротор у варианта исполнения High Power. Электродвигатель и привод нагнетательного устройства управляют вращающимися нагнетательными клапанами, которые расположены во впускном тракте каждого ротора. Для создания эффекта нагнетания и увеличения коэффициента заполнения объема используется инерция всасываемого воздуха. В конструкцию двигателя RENESIS входит также управляемая электроникой дроссельная заслонка, которая позволяет с высокой точностью контролировать поток всасываемого воздуха. И, наконец, с целью снижения веса двигателя, оптимизации характеристик потока всасываемого воздуха и, самое главное, снижения до минимума сопротивления воздушному потоку был разработан пластиковый впускной коллектор.

    Лучшее распыление топлива улучшает воспламенение

    В двигателе RENESIS используются новые инжекторы, которые обеспечивают лучшее распыление топлива в камере сгорания. В то же время более мощные свечи зажигания обеспечивают лучшее воспламенение топливовоздушной смеси. Сочетание мелкодисперсионного распыления топлива и более мощных свечей зажигания обеспечивает практически полное сгорание топлива и, как следствие, улучшение топливной экономичности и снижение вредных выбросов. Двухстенный выпускной коллектор препятствует охлаждению отработавших газов. Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя после холодного запуска и сокращение фазы разогрева 3-компонентного каталитического нейтрализатора, что также позволяет снизить вредные выбросы.

    Маленький момент инерции обеспечивает превосходную реакцию двигателя

    Более легкие роторы устанавливаемого на Mazda RX-8 двигателя RENESIS имеют меньший момент инерции. Это обеспечивает более высокую мощность и лучшую реакцию двигателя.

    Плоский поддон картера позволяет понизить центр тяжести

    Двигатель новой Mazda RX-8 имеет новую систему смазки с плоским поддоном картера глубиной всего 40 мм, что почти вполовину меньше по сравнению с большинством предыдущих роторных двигателей. Одним из основных преимуществ роторного двигателя является более высокое расположение эксцентрикового вала по сравнению с коленчатым валом поршневого двигателя. Вал расположен выше поддона. Это снижает потери на вязкое трение, что свойственно коленчатому валу поршневого двигателя, который погружен в моторное масло, находящееся в поддоне картера. Кроме того, система смазки c "мокрым" картером характеризуется меньшими насосными потерями по сравнению с системой смазки с "сухим" кратером. В дополнение к этому поддон картера двигателя RENESIS имеет специальную перегородку, которая предотвращает скопление масла с одной стороны поддона при большом поперечном ускорении автомобиля.

    Компактность двигателя обеспечивает идеальное распределение масс

    Устанавливаемый на Mazda RX-8 новый двигатель RENESIS отличается исключительной компактностью. Его размеры с учетом всего навесного оборудования сравнимы с размерами четырехцилиндрового рядного поршневого двигателя. RENESIS имеет высоту всего 338 мм, у него приблизительно такие же размеры, как и у агрегатируемой с ним коробки передач. Компактность двигателя RENESIS, позволила инженерам сдвинуть его к центральной части автомобиля. Благодаря этому было обеспечено распределение подрессоренных масс по осям 50/50, что положительно сказалось на динамике Mazda RX-8. Небольшой вес двигателя и его положение, смещенное к центру автомобиля, обеспечивают Mazda RX-8 великолепную управляемость в ситуациях, близких к экстремальным.

    Безупречное звучание роторного двигателя

    Звучание устанавливаемого на Mazda RX-8 нового двигателя RENESIS не похоже на звучание ни одного другого спортивного автомобиля. Боковое расположение выпускных отверстий обеспечивает этому двигателю утонченный тембр голоса. В отличие от роторных двигателей с окружным расположением выпускных отверстий, RENESIS с боковым расположением выпускных отверстий обладает более чистым и отчетливым звучанием в области высоких частот вращения и мощным голосом в области низких частот. Помимо того, что RENESIS обладает ровным голосом высокооборотистого двигателя, по его тембру безошибочно можно определить, какой именно двигатель установлен под капотом спортивного автомобиля.

    Свернуть
  • Коробка передач - непревзойденное удовольствие от вождения и оптимальная цена Новая Mazda RX-8 имеет два варианта коробки передач. Вариант исполнения…
  • Шасси - Бескомпромиссные ходовые качества Жесткость кузова на кручения - прочное основание Mazda RX-8 Секрет исключительно высокой жесткости кузова Mazda
  • Реечное рулевое управление с электрическим усилителем Mazda RX-8 оснащена реечным рулевым управлением с электрическим усилителем, которое обеспечивает…
  • Бескомпромиссные ходовые качества позволяют насладиться управлением автомобиля Единственным традиционным элементом, который присутствует в новой Mazda RX-8,…
  • Системы обеспечения активной безопасности Одной из основных целей разработчиков новой Mazda RX-8 было обеспечение максимально возможного уровня активной…
  • Системы обеспечения пассивной безопасности При неблагоприятном стечении обстоятельств, когда водитель теряет управление над автомобилем и попадает в аварию…
    • подскажите что делать не пойму маслом или ремнем жостко воняет а так вроде все в ожуре включаю заднию р а едет вперед или на месте стоит и обороты херачат…
    • включаю заднию р а едет вперед или на месте…
    • Как включить телевизор (двд плеер) на мазде рх 8…
    • Подскажите пожалуйста люди добрые уже несколько дней не могу запустить ротор приехал домой всё нормально.С утра даже не схватывала маслал целый день и…
    • Виктор Люди помогайте срочно для дипломной работы нужна одна секция роторного ДВС! Желательно бесплатно!!! Или подскажите где можно взять!!!…
    • гишиев помогите мазда рх 8 ротор дымит плохо заводится и бензин сильно жрет…
      • Виктор Как мне кажется просто поизносился ротор или стенки секций! Нужно скорей всего менять сам движок!!!…
      • Яков двс какой…
    • СРОЧНО!!! ПРОДАЁТСЯ Mazda RX-8 2004г. Цена 389000 руб. Торг! Возможна рассрочка!!! Пробег 41000 км, 1.3 МТ, бензин, задний привод, седан, левый руль, цвет…
    • влад Добрый вечер. Подскажите белый осадок в картере у роторного двигателя (mazda rx8). Причины?
    • женек Mazda RX8 с двигателем от Приоры + компрессор на 1.5 бар.…
    • Виталий Проблема: Запустил ДВС в теплом боксе, не прогревал. Включил заднюю передачу, машина заглохла. Попытался завести, не получается, стартер крутит. В чем…
    • вадим у меня мазда рх8 2006. подскажите пожалуйста: через сколько менять масло и какое
      • руслан менять масло строго 5000 км, а заливать строго минералку 5w30 специальное для мазды rx-8…
    • константин подскажите кто нибудь можно ли в рыксу воткнуть рядный двс например от мазда3 mps ну можно и v6
    • иван на днях хочу купить рыксу!!! подскажите на что, кроме пробега, надо уделить внимание при покупке, чтоб не встать на следующий день???
    • здрасте у мну такая проблемка у мазды рх 8 комплект свечай зажигания состоит из 2 видов так вот я их начал менять а расположение незапомнил в инструкции…
      • Олег
        • Кошка Если еще есть желание купить мазду рыксу 2004 год с новым двигателем и всеми агрегатами в идеале. салон кожа и полная комплектация. пишите [email protected]
          • костик здрасти,а как ее увидеть,фото?)…
      • Олег здравствуйте.я живу в казахстане загорелся купить мазду рх 8, у нас всего одна в городе, запчастей на неё нет. сам по професси автомеханник,с каким пробегом…
      • анатолий у меня такой вопрос можно ли на мазду рх8 поставить другой двигатель не роторный?? если можно то какой??…
        • zexx Они потому и используют только роторный, потому что он меньше по размеру и весу, чем обычный 4-хцилиндровый... Так что вряд-ли (чисто теоретически).…
        • АНДРЕЙ Конечно можно,что туда только не ставят....Мой знакомый 1жзэт воткнул.…
    • ЛЕХА СЕГОДНЯ ПЕРЕГОНЯЛ RX-8.ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ.МОЩЬ СКОРОСТЬ
    • Vladimir Здравствуйте.У кого есть опыт в прокачке системы смазки двигателя на MAZDA RX-8 ? Пытаюсь прокачать магистраль,но масло не доходит до форсунок.
    • Степан Здравствуйте, мне ужасно нравится Mazda RX-8 и я уже решил что, обязательно ее приобрету, хотя и меня многие отговаривают из-за роторного двигателя, но меня он…
      • Ездок Дешевле купить здесь с нуля. Вы разве не слышали про рост пошлин с 12 января 2009 года? Новьё стоит 1 379 000 - 1 535 000 рублей, плюс гарантия.…
      • димсон Покупайте сразу запасной двигатель (новый). С вероятностью 95% он Вам понадобится в ближайшие полгода, если не сразу.…
      • димсон А по суммам легко сориентироваться на www.ebay.com…
        • Степан Я живу в городе Сочи и машину собираюсь растаможить ее в Абхазии там это будит стоит копейки. Ну а по двигателю я очень разочарован. Ну а новый двигатель, в…
          • димсон Двигатель - что-то в районе десятки евро... Уточните у официального дилера. И еще - на ней с асфальта лучше не слезать. Да и асфальт желательно очень хороший.…
            • димсон Короче - лучше купите МХ-5. Тоже очень задорная, плюс кабриолет.. А проблем намного меньше.…
              • zexx Машина для эгоиста… Пассажирам несладко приходится. И расслабленно ездить невозможно. Чистый драйв:-) Есть свидетельские показания, что двигатель может…
            • KOCTЯ Помогите мне пожалуйста у меня делема я не знаю что мне делать покупоть rx8 или нет кто та говарит что она хорошая качественная кто нет а из спортивных…
              • zexx Мазда RX-8 вполне хорошая и качественная, только, если гонять, у нее ресурс роторного двигателя типа 50 - 70 тыс.км. А не гонять на ней невозможно. Потом -…
            • graf Egor Ну что могу написать..тачка просто БОМБА и не столь вожно автомат или механика..один большой минус..причём довольно весомый ОЧЕНЬ большой расход топлива… а в…
              • zexx У меня девушки что-то плохо реагировали на эту машину... пугались. И правда - шумит, трясет, колбасит. Хорошо, что им хоть спидометра не видно. Хотя некоторых…
              • Саша Расскажу о себе и своем опыте от общения с RX8, собственником которой имею несчастье являться (231 л. с. версия). По поводу ощущений за рулем - машина…
                • Ездец А ротор никогда долго не ходил((. Помнится, были ФСБ-шные жигули с ротором - пуляли дай бог, но через 15-20 тысяч км выбрасывались на свалку. Другой вопрос -…
                • Выбирающий)) ...всё!) мнгое перечитал, превидел,.. но этот чермет точно брать не буду! Если внатуре хочешь спортивную машину копи за лям! А покупать сырое мясо и ждать пока…
              • Елена Недавно довелось прокатиться на Mazda RX-8. Я, как любитель джипов с автоматической коробкой, сначала очень боялась, вспоминая как дергалась на светофоре с…
                • Андрей Лена, это уже целых три недостатка:-)…
                  • Елена Андрей, у меня уже новая ML-500. Поэтому я гоняю, курю, слушаю музыку, смотрю DVD, смотрю поверх остальных и делаю еще кучу дел, не вылезая из машины (в том…
                    • Андрей Такие девушки, как Вы - гордость наша. Желаю Вам, Елена, удовольствия за рулем и безаварийной езды. Главное, хоть одним глазком косить на дорогу, когда губы…