Что лучше тосол или антифриз для тойоты. Антифриз или Тосол что лучше

Охлаждающая жидкость – это химическое вещество, применяющееся в системе охлаждения двигателей, и характеризующееся улучшенными показателями замерзания и кипения, что позволяет эксплуатировать автомобиль при любой наружной температуре воздуха. Традиционно все охлаждающие жидкости называют тосолом, что не совсем правильно, так как, несмотря на идентичность основных составляющих, антифриз и тосол различаются по составу, и это заметно отражается на их эксплуатационных качествах.

Какая разница между тосолом и антифризом

В основе всех охлаждающих жидкостей для авто лежит смесь этиленгликоля и дистиллированной воды , что обуславливает их основные свойства – низкий порог замерзания и температуру кипения около 100 о С. Главное различие заключается в комплекте присадок:

1. Тосол – вид охлаждающей жидкости, изготовленный отечественными производителями согласно традиционной технологии. В его составе присутствуют этиленгликоль и вода с присадками неорганических кислот. Жидкость предназначается для систем охлаждения отечественных автомобилей и утрачивает свойства после нагревания до 105 о С.

2. Антифриз – жидкость, изготовленная иностранными производителями по карбоксилатной технологии. Помимо воды и этиленгликоля, в ее состав входят присадки на основе солей органических кислот. В сравнении с тосолом он имеет повышенные антикоррозийные, антикавитационные и антипенные свойства. Успешно применяется в системах охлаждения как зарубежных, так и отечественных автомобилей.

Отличить антифриз от тосола по визуальным признакам невозможно. Некоторые автомобилисты имеют ошибочное мнение, что тосол бывает только светло-синего оттенка, хотя он может быть окрашен в темно-синий, зеленый, и даже розовый цвет. Для этого обращают внимание на производителя жидкости: если она выпущена в России, то карбоксилатного состава точно иметь не может.

Разница определяется после досконального изучения состава. В тосоле содержатся нитраты, фосфаты, силикаты, бораты и амины, а в антифризе – присадки из солей органических кислот. Также жидкости различаются по температуре кипения: отечественная кипит после 105 о С, а карбоксилатная – после 115 о С. Срок использования тосола – до 40 тыс. км пробега, тогда как антифриз можно использовать без замены до 240 тыс. км.

Преимущества применения антифриза

Большинство автомобилистов при выборе охлаждающей жидкости предпочитают антифриз, исходя из следующих причин:

  1. Повышенная эффективность охлаждения , обусловленная более совершенным составом присадок. Антифриз создает защитный слой только на тех участках, которые подверглись коррозии.
  2. Возможность длительной эксплуатации с сохранением всех основных свойств.
  3. Хорошая защита алюминиевых частей системы охлаждения при высокой температуре.
  4. Работа водяного насоса происходит в щадящем режиме , что достигается применением карбоксилатов, предохраняющих его от гидроударов при кавитации.
  5. Химическая инертность , благодаря которой в системе охлаждения не образуются новые соединения, не повреждаются металлические, резиновые и пластиковые поверхности.

Можно ли смешивать тосол и антифриз, что будет, если смешать?

Обе жидкости – тосол и антифриз изготавливаются по разным технологиям, и смешивать их нельзя . Если машина эксплуатировалась с тосолом, и ее владелец принял решение перейти на антифриз, перед новой заливкой система охлаждения полностью очищается от следов старой охлаждающей жидкости.

При смешивании тосола и антифриза между присадками происходит химическая реакция, в результате которой некоторые соединения сворачиваются с выпадением в осадок, которые способны забить каналы и протоки охлаждающей системы. Это приведет к перегреву двигателя и последующему дорогостоящему ремонту из-за перерасхода масла по причине залегания поршневых колец.

Антифризы имеют разный состав и подразделяются на минеральные (класс G11), органические (G12), и лобридные (G12++, G13). Разница между ними заключается в присадках:

  1. Тосол относят к минеральным антифризам, имеющим период эксплуатации 50 тыс. км или 2 года использования.
  2. Органические можно эксплуатировать до 5 лет или 250 тыс. км пробега.
  3. Лобридные можно совмещать с любыми другими жидкостями для охлаждения, и без опасения доливать в новые двигатели.

Можно ли в антифриз и тосол добавлять воду

Смешивание антифриза и тосола с дистиллированной водой допустимо, так как в охлаждающей жидкости ее около 70%. Но изменение концентрации меняет их свойства в сторону ухудшения порога замерзания, что при сильных морозах может вызвать поломки в виде разорванного двигателя, радиаторов, и поврежденных патрубков.

Даже не замерзший, а кристаллизующийся антифриз способен вызвать течь радиатора. Добавление воды может быть оправдано только в случае ее испарения, что изменяет состав жидкости в сторону увеличения плотности. Делать это следует, предварительно слив антифриз с двигателя в емкость, чтобы после смешивания залить обратно в систему.

Что означает цвет охлаждающей жидкости

Тосол или антифриз нужно применять, исходя из особенностей системы охлаждения конкретного автомобиля, так как разные производители авто используют для ее изготовления различные материалы:

  1. Красный антифриз изготовлен для применения в радиаторах, состоящих из латуни или меди.
  2. Зеленый антифриз подходит радиаторам, состоящим из алюминия и сплавов на его основе.
  3. Тосол лучше использовать на отечественных автомобилях с устаревшими чугунными двигателями.

Если в процессе эксплуатации охлаждающая жидкость приобрела коричневый или ржавый оттенок – это свидетельствует и том, что ее свойства утрачены, и ржавчина не контролируется присадками-ингибиторами, при этом ухудшается качество охлаждения двигателя. Для максимально долгого срока службы тосола или антифриза нужно следовать рекомендациям завода изготовителя, и заливать именно ту жидкость, которая указана в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Автомобили давно перестают быть предметами роскоши. Они есть у многих людей. Правильный уход за машиной продлевает срок ее службы, а охлаждающая система обеспечивает сохранность двигателя. Владельцы авто редко задумываются, что лучше тосол или антифриз. Именно за их счет проходит работа охлаждающей системы. Каждое средство имеет свои плюсы и минусы.

Характеристика антифриза

Прежде чем решать, что лучше использовать - антифриз или тосол - нужно разобраться в общих характеристиках средств. Антифриз - это охлаждающая жидкость. Она не замерзает при низких температурах. В ее состав входят:

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

  • этиленгликоль;
  • вода;
  • ингибиторы.

Такое сочетание наделяет средство антикоррозийными свойствами. Выпускается оно в двух видах: готовая смесь и концентрат. Последний нужно самостоятельно разводить. Также жидкость различают по цветам. Лучшим вариантом считается красный антифриз. Он состоит из органической основы, которая эффективно выполняет свои задачи. Небольшое добавление карбоновой кислоты предупреждает образование пленок. Жидкость удаляет небольшие участки коррозий.

Зеленая смесь представляет собой сочетание органики и химических реагентов. Она менее эффективна, снижает теплоотвод и способствует появлению налета, хотя стоимость ее гораздо дешевле.

Основные свойства тосола

Для того чтобы сделать правильный выбор - тосол или антифриз - нужно изучить свойства каждого средства. Тосол является разновидностью охлаждающих жидкостей. Его заливают в специальную систему. Его задача - не дать перегреться мотору и помочь ему завестись при низких температурах. В состав тосола входят:

  • этиленгликоль;
  • присадки;
  • неорганические кислоты.

Это средство защищает детали от появления коррозий. Тосол не подвержен возгоранию, закипанию, не образует пену , а при эксплуатации и хранении не меняет своих химических свойств. У него высокие показатели теплопроводности и теплоемкости. Особенность жидкости - в ее малой вязкости.

Выпускается он в двух видах: разведенном и концентрированном. Во втором случае требуется предварительное разбавление. Бывает двух цветов: синего и красного.

Выбор средства

Нельзя однозначно решить, что лучше заливать, тосол или антифриз. Первое различие - это цена. Тосол стоит дешевле. Такая разница в стоимости не делает то или иное средство хуже. Еще одно различие - страна изготовления. Антифриз изготавливают только зарубежные фирмы , тосол готовится в России. Отсюда бытует убеждение, что первое средство подходит для иномарок, а второе - для продуктов отечественного автопрома.

Различается и состав жидкостей. Тосол совсем не изменил свою рецептуру. В него входят химические присадки - бораты, силикаты и т. п. Состав не меняется уже порядка 40 лет. В этом заключается главный недостаток средства, так как за такой срок появились более совершенные присадки. Они эффективнее предупреждают появление коррозий и сберегают охлаждающую систему двигателя.

Нельзя однозначно определить, чем антифриз лучше тосола. Каждая жидкость предусмотрена для определенных двигателей. Если выбрать зеленый антифриз, он обладает схожим с тосолом составом присадок. Они защищают радиатор и детали от коррозии, но в то же время пленка снижает отвод тепла. Это приводит к тому, что летом двигатель греется сильнее, и через два года эксплуатации жидкость полностью меняют. Каждый автолюбитель сам решает, какой вид «охлаждайки» ему выбирать.

С красным антифризом у тосола имеется больше различий. У импортного средства органические присадки, которые не образуют пленку внутри системы, что увеличивает скорость охлаждения. Присадки начинают активно работать в тот момент, когда образуется ржавчина. Карбоновая кислота эффективно уничтожает ее. Поэтому в выборе, что лучше залить - тосол или антифриз красный - побеждает второй кандидат. У такого средства высокая степень охлаждения и выше срок эксплуатации (около 3−4 лет).

Жидкостями последнего поколения считают - G12 (антифриз фиолетового цвета). В их составе произошли кардинальные изменения: вредный этиленгликоль был заменен на пропиленгликоль. Новое вещество более безопасно в использовании. Изменились и присадки: они стали гибридными. Такое сочетание позволило соединить защиту деталей от появления ржавчины и эффективную борьбу с очагами коррозий.

Существует миф о том, что тосол можно использовать только в отечественных автомобилях. Но антифризы последнего поколения тоже сгодятся. Зеленые жидкости хорошо подойдут для радиаторов из алюминиевых сплавов , а красные - для медных и латунных.

При выборе средства нельзя экономить. Плохая «охлаждайка» или поддельная смесь навредят двигателю и спровоцируют поломку. Ремонт машины обойдется дороже.

Добрый день. В сегодняшней статье я хочу, поднят поднять актуальный вопрос – антифриз или тосол, что лучше использовать в Российских условиях? Под нашими условиями я понимаю комплекс факторов – количество фальсификата, цена, доступность, перепад температур и т.д. и т.п.

Прежде всего, договоримся о терминах.

Антифриз (anti – против, freeze – замерзать) – антифризами называют широкую группу жидкостей, не замерзающих при низкой температуре. В случае с системой охлаждения автомобильных двигателей обычно применяется смесь воды, этиленгликоля (или пропиленгликоля) и антикоррозийных присадок.

Тосол торговая марка антифриза, разработанная в НИИОХТ во времена СССР. Разработчики — Оскар Наумович Дымент и Алексей Васильевич Борисов.

Никакие мысли не возникли?

После прочтения этого отрезка, я хочу, чтобы вы поняли, что недопустимо сравнивать тосол и антифриз, так как тосол это одна из марок антифриза!

Чтобы еще лучше понять и запомнить предлагаю полностью аналогичную фразу – «Вам Chevrolet Niva или автомобиль?»

Так что в следующий раз, когда в магазине вас спросят тосол вам или антифриз, а если антифриз, то какой вы можете поумничать…

Проблемы классификации антифризов.

С сертификацией антифризов в РФ огромная проблема, так как последний документ, как-то регулирующий состав и характеристики охлаждающих жидкостей — ГОСТ 28084–89, был принят во времена СССР и нормирует только жидкости содержащие этиленгликоль. По этой причине в наш обзор не попали антифризы на этикетках, которых указан этот гост, а этиленгликоля в их составе нет (явный же фальсификат).

Второй момент – разделение антифризов по цвету.

Бытует мнение, что красный антифриз самый качественный, но это не так. Общемировая классификация – красный антифриз предназначен для автомобилей с чугунными блоками и медными радиаторами, а зеленый для алюминиевых блоков и алюминиевых радиаторов, но это не догма. Цвет антифризу придают красители, а характеристики антифриза (его коррозийная активность) зависит от антикоррозийных присадок, а разделяются все антифризы по классам! По сути цвет нужен только для того чтобы не путать между собой антифризы разных типов.

Какой антифриз качественный?

Антифриз состоит из этиленгликоля, пропиленгликоля, дистиллированной воды, красителя и антикоррозийных присадок. От присадок зависит скорость и тип электрохимической коррозии, от пропорционального соотношения воды и этиленгликоля зависят температура замерзания, закипания и кавитационная стойкость.

Для экономии многие недобросовестные производителя заменяют компоненты. Дело в том, что этиленгликоль довольно дорог, а пропиленгликоль еще дороже, но все это можно заменить на метиловый спирт и глицерин. В итоге тоже получиться антифриз! И он даже будет работать, но в итоге алюминиевые части двигателя будут безнадежно повреждены. Например, вот так:

Таким образом – любой антифриз, на компонентах которого производитель не экономил и все сделал по рецептуре, будет качественным.

Многие производители устанавливают свои допуски на антифриз, например допуск Mercedes — 325.0. Такой антифриз бывает красный, зеленый, желтый и даже синий, но смешивать разные цвета между собой не стоит без проверки допустимости. Вот картинка что и как можно смешивать:

Занятно — допуски от производителя это ерунда! Допуски на антифризе это маркетинг, покупая антифриз, следует ориентироваться на классификации (G11), F (G12+), G (G12++), J (G 13) и доливать цвет в цвет качественные жидкости.

Чтобы было понятно, почему я считаю допуски по антифризу маркетингом — в случае с Mercedes масло «Лукоил» имеет допуск для большинства типов двигателей!

Можно ли между собой смешивать разные виды антифриза?

Однозначно ответить нельзя. В большинстве случаев допускается доливать антифриз цвет в цвет, но если вы попадете на фальсификат (что весьма вероятно в мелких магазинчиках) при смешивании вы получите расслаивание антифриза и выпадение хлопьев.

Поэтому покупайте антифриз только в проверенных местах и возите с собой 1-3 литра на долив.

В случае если вы не уверены в качестве антифриза лучше долейте воды! Она гарантировано доведет уровень, а расслаивания антифриза не случится.

Выпадение хлопьев опасно тем, что они забьют радиаторы, и система охлаждения потребует дорогой ремонт.

Так же допустимо смешивать между собой разные антифризы, но делать это следует только в крайнем случае!

  • G11 можно смешивать с аналогами G11
  • G11 нельзя смешивать с G12
  • G11 можно смешивать G12+
  • G11 можно смешивать G12++
  • G11 можно смешивать G13
  • G12 можно смешивать с аналогами G12
  • G12 нельзя смешивать с G11
  • G12 можно смешивать с G12+
  • G12 нельзя смешивать с G12++
  • G12 нельзя смешивать с G13
  • G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собой

Не допускается смешивание антифриза с тосолом (охл. жидкостью традиционного класса, тип TL). Ни при каких условиях!

Почему антифриз периодически надо менять?

В составе любого антифриза есть вещества называемые ингибиторы коррозии. Они формируют на поверхности цветного металла оксидную пленку и перпятствуют его коррозийному разрушению. Тосол и классические антифризы имею срок службы 3 года (G11). G12, G13 имеют срок службы 5 лет. Если пропустить срок замены антифриза, ничего страшного, кроме ускоренной коррозии деталей двигателя и радиатора, не произойдет.

Обзор антифризов.

Тосол.

Самый распространенный на территории бывшего СССР антифриз. В продаже встречается двух марок А-40(зеленый) и А-65(красный). В названии тосола цифра обозначает температуру начала замерзания.

При покупке цвет тосола будет отличаться и станет зеленым или красным после 400-600 часов работы, но класс жидкости от этого не измениться =).

Тосол относиться к традиционным антифризам.

Преимущества – низкая цена, распространенность, низкий риск подделки при покупке у проверенных производителей.

Недостатки – после 105 градусов плохо защищает алюминий от электрохимической коррозии.

Срок службы жидкости 3 года.

Антифриз G11.

Наш тосол относиться именно к этому классу жидкостей. В составе антифриза G11 используется этиленгликоль, с небольшим пакетом антикоррозийных и антикавитационных присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Антикоррозийная пленка создается на всех внутренних поверхностях системы охлаждения.

Срок службы жидкости 3 года.

Антифриз G12.

В составе антифриза G12 используются этиленгликоль и карбоксилатные соединения. Антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза значительно лучше, чем у G11. Этот антифриз подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета присадок, антифризы этого класса дороже. За этим классом зафиксировали красный цвет.

Срок службы жидкости 5 лет.

Антифриз G13.

В его составе используется полипропиленгликоль. Это куда более экологичный продукт (не ядовитый, значительно быстрее разлагается). По характеристикам это полный аналог G12, но для повернутых на голову на экологии Европейцев.

Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Это самый подделываемый класс охлаждающих жидкостей!

Срок службы жидкости 5 лет.

Внимание! Цвет не всегда соответствует типу антифриза, особенно у Российских производителей. Кроме цвета, обязательно, смотрите маркировку (G11, G12, G13).

Выводы:

  • Тосол это классический антифриз
  • Антифризы различаются по классам и смешивать их нежелательно
  • Если производитель не экономил на компонентах антифриз безопасен для двигателя
  • Срок службы антифриза 3-5 лет.
  • В Условиях РФ лучше использовать то, что реже подделывают и что лучше распространено.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос – «антифриз или тосол, что лучше использовать?», но если у вас есть вопросы или дополнения, пожалуйста, пишите их в комментарии….

Что выбрать, тосол или антифриз? На самом деле это очень простой выбор, но для начала немного теории. Это разные жидкости, хотя и предназначение у них одно и то же. В статье мы попытаемся рассказать некоторое факты, которые помогут в выборе охлаждающей жидкости. Расскажем про плюсы и минусы тосола и антифриза.

Откуда было взято начало охлаждающих жидкостей?

В начале прошлого столетия на смену паровым двигателям, пришли двигатели внутреннего сгорания, и в скором времени ДВС полностью вытеснили паровые двигатели. Однако процесс вытеснения парового двигателя произошёл не сразу. Ранние ДВС не обладали большой мощностью и имели много проблем, в том числе и проблемы с охлаждением двигателя.

Инженерами было выяснено, что с увеличением температуры в камере сгорания, повышается мощность и крутящий момент ДВС, но без нужного охлаждения они быстро ломались. Поэтому, практически сразу было решено применять воду для охлаждения. Но тут же появилась и другая проблема - вода замерзала при отрицательных температурах, и система охлаждения в паре с ДВС ломались.

Перед инженерами встала задача заменить воду жидкостью равной с ней по теплоёмкости и при этом не замерзающую при минусовых температурах. Для этой цели подходил глицерин, с некоторыми добавками он не замерзал даже при температуре минус 25 градусов по Цельсию. Глицериновые смеси положили начало незамерзающим охлаждающим жидкостям, создав целый класс жидкостей для авто - антифризы.

Что же такое Антифриз?

С самого начала, название такого класса жидкостей звучало как No freeze - не замерзает. Но позже название поменялось на Anti freeze - против замерзания. Они состояли из глицерина с добавками, разбавленного водой. Температура замерзания у некоторых видов этой жидкости достигала -45 градусов по Цельсию.

Но при эксплуатации появилась проблема высокой вязкости такого антифриза. Для того чтобы обеспечить его стабильную прохождение по каналам системы охлаждения в циркуляцию систему охлаждения ДВС начали ставить помпы и насосы. Ещё одной проблемой было разъедание деталей двигателя из-за высокой коррозионной активности такой жидкости. Это и стало толчком к созданию антифризов со сниженными коррозионными свойствами и не замерзающими при отрицательных температурах.

Что такое Тосол и чем он отличается от антифриза.

К пятидесятым годам прошлого столетия строился Тольяттинский автозавод и антифриз, который существовал в то время не подходил для систем охлаждения Жигулей. Когда это выяснилось, перед НИИ ОХиТ «Технологии органического синтеза» (в сокращении ТОС) поставили задачу - создать новый вид охлаждающей жидкости, который подходил бы для Жигулей, где использовались дешёвые материалы.

Эта задача была быстро решена и была создана жидкость на основе двухатомного спирта. Другими словами, в основе тосола этанол, а антифриза этиленгликоль. Наименование класса охлаждающей жидкости было образовано из ТОС (название отдела где он был создан) и ОЛ (указывает на этанол в основе) Одно из главных достоинств тосола - малая коррозионная активность и в зависимости от присадок он мог менять свои свойства.

Что лучше, антифриз или тосол?

В наше время, когда практически все материалы из которого сделан ДВС уже имеют высокую коррозионную стойкость, этот вопрос не так актуален. Однако, отличия все таки остались и из-за обозначений тосола в ГОСТе и происходит путаница тосол или антифриз. В ГОСТе был даже стандартизован цвет антифризов и тосолов.

Когда у жидкости есть цвет, то проще контролировать нужный уровень в расширительном бачке. А так же цветом маркируют разные сорта жидкости, имеющие разные температуры кристаллизации.

Однако сейчас почти никто не соблюдает стандартов на цвет жидкости, кроме известных производителей. Потому и нужно сохранить марку охлаждающей жидкости, которую заливали. И никогда, повторяем, никогда не смешивайте тосол с антифризом или жидкости разных цветов.

И чтобы проверить качество охлаждающей жидкости, нужно взять пробу (небольшое количество испытуемой жидкости) и положить её в морозилку, где должна быть температура минус 20-25 градусов.

На что можно ориентироваться, покупая тосол/антифриз?

Самые качественные охлаждающие жидкости вы найдёте под марками Mobil, KYK, российский Coolstream. Самые дорогие марки антифриза на данный момент будут по цене 280-410 рублей за литр, а дорогие марки тосола стоят 70-120 рублей.

Антифриз известной марки Motul стоит 1400-1800 рублей за 5 литров, а качественный тосол Luxe будет стоить 290-420 рублей за 5 литров.

Самое главное в охлаждающей жидкости это отнюдь не цена, а качество, поэтому можно подумать и об экономии. Однако не стоит экономить настолько, чтобы покупать жидкость на обочине, иначе траты на ремонт превысят экономию. Советуем вам прислушиваться к рекомендациям производителя авто, и выбирайте наиболее подходящую жидкость для вашего автомобиля, исходя из официальных рекомендаций. При всех совпадениях, антифриз остаётся более долговечен, а тосол менее агрессивен.

Двигатели охлаждаются специальными растворами, которые получили название «антифриз». Производители пока не договорились о едином стандарте для подобных смесей, у каждой страны свои технические условия. Советский Союз разработал свой вариант антифриза – тосол.

Состав охлаждающей жидкости (ОЖ) всех марок одинаков – вода, антифриз, присадки для защиты металлических частей от повреждений и смазывания поверхностей движущихся узлов. На свойства ОЖ влияет состав охладителя (антифриза), который изготавливается из этиленгликоля (чаще всего) или пропиленгликоля. В российском тосоле используется этиленгликоль и присадки, изготавливаемые из неорганических кислот. ОЖ получают, смешивая тосол с водой в различных соотношениях – 1:1, 2:3, 1:2. Смесь используется водителями, проживающими на территории СНГ. В Европе тосол непопулярен, там предпочитают антифриз из полипропиленгликоля и этиленгликоля с присадками из органических солей.

Этиленгликоль относится к агрессивным растворам, неблагоприятно влияющим на систему охлаждения, поэтому в тосол добавляют силикин, нейтрализующей вредные свойства смеси. Добавка защищает поверхности, образуя защитную пленку более 0,5 мм. Толстое покрытие уменьшает теплоотвод на 50%, поэтому повышается потребление топлива, движущиеся детали быстро изнашиваются.

При использовании европейского антифриза в необходимых местах образуется тонкая защитная пленку толщиной 0,0006 мм. На остальных поверхностях защитное покрытие не появляется. Недостатком российского антифриза считается неспособность присадок на основе неорганических соединений предотвратить повреждение алюминия при высоких (110 градусов) температурах. Зато с этой проблемой отлично справляются карбоксилатные антифризы.

При длительной эксплуатации тосола выпадает осадок, а силикаты могут образовывать гели. Эти образования засоряют радиатор и влияют на термостат. Карбоксилатный антифриз стабилен, посторонних образований в горячем состоянии не образуется.

Силикаты через 40 000 км пробега лишаются защитных свойств, требуется замена тосола. Антифриз на карбоксильной основе расходует присадки только на проблемные участки, благодаря такой экономии его меняют через 200-250 тыс. км. Европейский антифриз нейтрален к пластиковым, резиновым и другим материалам.

Различают две марки тосола – TCL 40 и ТCL 65. Числа указывают температуру замерзания. Первый окрашен в голубой цвет, второй – в красный. Изменение цвета при эксплуатации означает потерю основных свойств жидкости.

Антифриз европейских производителей имеет классификацию: G11 производят из этиленгликоля и небольшого количества присадок, стоит недорого, считается аналогом отечественного тосола. G12 изготавливают из этиленгликоля и карбоксильных присадок. Заливается в системы высокооборотных двигателей, нагревающихся до высокой температуры. Для производства антифриза класса G13 применяют полипропиленгликоль. Жидкость быстро разлагается, неядовитая, сохраняет экологию.

Заливать в систему тосол или европейский антифриз – дело вкуса каждого водителя. На выбор ОЖ влияют два фактора: качество (антифриз качественнее) и стоимость (тосол стоит дешевле).