О закупках легковых автомобилей иностранного происхождения для государственных (муниципальных) нужд и нормировании в сфере закупок. Гд одобрила закон об ограничении стоимости авто для чиновников

Правительство РФ опубликовало постановление, которое ограничивает приобретение автомобилей для федеральных чиновников суммой в 2,5 млн руб. Об этом на заседании дискуссионной площадки «Общество и власть: прямой диалог» второго «Форума действий» ОНФ при обсуждении темы развития инструментов общественного контроля сообщил заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ, депутат Госдумы Виктор Климов, добавив, что таким образом реализована одна из инициатив Народного фронта по ограничению стоимости автомобилей для государственных служащих. Активисты ОНФ намерены добиться реализации аналогичных ограничений также на региональном и муниципальном уровнях. А руководитель Контрольного управления президента Константин Чуйченко выступил за создание системы проведения таких закупок централизованным образом.

Виктор Климов рассказал, что 24 октября 2014 г. на сайте правительства без всякого анонсирования было размещено подписанное председателем правительства РФ постановление «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в т.ч. подведомственных им казенных учреждений». В соответствии с этим документом, который вступает в силу с 1 января 2015 г., устанавливается, что стоимость автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа должна быть не более 2,5 млн руб., для руководителя федерального агентства, заместителя руководителя федерального агентства или федеральной службы – не более 2 млн руб., для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа – не более 1,5 млн руб. Мощность всех этих транспортных средств ограничивается 200 лошадиными силами.

В июле 2013 г. группа депутатов Государственной думы, в числе которых были активисты ОНФ Виктор Климов и Ольга Тимофеева, внесли в нижнюю палату парламента законопроект, устанавливающий планку в 3 млн руб. для закупок легковых транспортных средств для чиновников и госкомпаний. В данный момент законопроект прошел первое чтение в Госдуме. После взаимодействия экспертов Народного фронта с правительством была достигнута договоренность решить этот вопрос на уровне правительственного подзаконного акта о нормировании госзакупок, в этом случае депутаты обещали отозвать свой законопроект.

Виктор Климов отметил, что в данном правительственном постановлении, которое первоначально чиновники обещали принять почти год назад, не содержится никаких ограничений для региональных и муниципальных чиновников. В Министерстве финансов РФ уверяют, что в данный момент там ведется разработка отдельного постановления, которое также ограничит стоимость закупки автомобилей для региональных и муниципальных чиновников. Активисты ОНФ намерены обратиться к правительству РФ с просьбой ускорить принятие данного нормативного документа.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта предположил, что правительство РФ затягивало с принятием постановления о нормировании госзакупок по причине того, что сами федеральные чиновники никак не желали пересаживаться на недорогие автомобили. «И обнаруженные нами закупки это наглядно демонстрируют. В частности, Министерство экономического развития в конце 2013 г. закупило автомобиль BMW 750 Li xDrive почти за 5 млн руб. В это же время Министерство юстиции РФ закупило три автомобиля за 11,5 млн руб. (3,8 млн руб. за одну единицу), – отметил Гетта. – До сих пор эксперты нашего проекта находят тендеры по приобретению дорогостоящих машин региональными и муниципальными чиновниками. И хотя в целом и наблюдается положительная тенденция – сокращение покупок автомобилей и переориентация заказчиков на более дешевые марки, мы всё же настаиваем на нормировании закупок для чиновников всех уровней».

Участники площадки «Общество и власть: прямой диалог» также поделились другими позитивными примерами общественного контроля. Одним из самых действенных инструментов для активистов Народного фронта стал общественный контроль за госзакупками. Экспертам антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» удалось добиться изменения ряда негативных тенденций в проведении закупочной деятельности, рассказал Антон Гетта. «После проведенных в конце 2013 г. экспертами мониторингов тендеров по подготовке новогодних корпоративов, закупке дорогих подарков, роскошных автомобилей ряд расточительных закупок был отменен, заказчики переориентировались на более дешевые модели транспортных средств, выставили на продажу ранее приобретенные за государственный счет дорогостоящие объекты, снизили расходы на информационное освещение органов государственной власти и закупку чартерных авиаперевозок». Недавно антикоррупционный проект ОНФ «За честные закупки» расширил зону общественного контроля, распространив ее на сферу продажи государственного и муниципального имущества.

Член регионального штаба ОНФ в Ульяновской области, руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Рустам Садыков сообщил, что в Ульяновской области с конца сентября 2014 г. по инициативе активистов ОНФ действует постановление правительства об обязательном общественном обсуждении различных закупок товаров, работ и услуг в социальной сфере. «Таким образом, мы ввели в нашей области этот контроль раньше, чем он будет введен на федеральном уровне 1 января 2016 г., – отметил Садыков. – Без согласования с общественностью не могут осуществляться тендеры на строительство и реконструкцию объектов капительного строительства, если начальная максимальная цена контракта выше 100 млн руб., региональных и межмуниципальных автодорог, если начальная максимальная цена выше 500 млн руб., а также услуг общепита для социальных учреждений, организации отдыха детей и их оздоровления, если начальная максимальная цена контракта выше 50 млн руб.». Виктор Климов рекомендовал другим регионам брать пример с Ульяновской области и также внедрить практику общественных слушаний расходов в социально значимых сферах.

Антон Гетта резюмировал итоги дискуссионной площадки, призвав всех желающих к борьбе с коррупцией и расточительством чиновников. «Наше главное направление – максимально привлечь регионы к борьбе против расточительства чиновников, – подчеркнул он. – Региональные активисты ОНФ, участники торгов, журналисты, блогеры и другие общественники уже подхватили повестку проекта «За честные закупки» и стали системно по всей стране отслеживать размещаемые региональными и муниципальными чиновниками тендеры, предотвращать неэффективное расходование бюджетных средств на местах. Они анализируют действующую систему госзакупок, предлагают законодательные поправки, оценивают целесообразность закупок на предмет расточительности и сомнительности, выявляют нарушения в закупочных процедурах, направляют соответствующие запросы в контролирующие органы».

Сразу с несколькими инициативами выступил на дискуссионной площадке помощник президента РФ, руководитель контрольного управления президента Константин Чуйченко. Он предложил проводить закупки централизованно. В этом случае можно будет приобрести товары дешевле и легче проконтролировать сам закупочный процесс. «Сейчас каждый муниципалитет, каждое бюджетное учреждение проводит закупки самостоятельно, – уточнил помощник главы государства. – Непонятно, почему нельзя закупать автомобили сразу с помощью одной структуры, а потом раздавать разным ведомствам. Так можно будет получить скидку за счет большой партии, это будет дешевле для заказчиков и поможет сэкономить бюджетные деньги. Нужно, чтобы закупками занималось меньше структур, чем сейчас. Тогда этот процесс легче будет проконтролировать». При этом Чуйченко уточнил, что такой контроль «нужно осуществлять осторожно, но при этом наступательно и напористо».

По мнению Чуйченко, также должны быть четкие правила для закупок чиновников, «какую кому машину покупать, какой метраж кабинета обустраивать». По мнению помощника президента, осуществляя закупки централизованно и под строгим контролем, можно было бы сэкономить до 10% средств, которые тратятся из бюджета. Общая сумма закупок сейчас – между 11 и 12 трлн рублей.

Наш законопроект предлагает внесение изменений в ряд существующих Федеральных законов и установление запрета для чиновников, сотрудников госкорпораций и компаний под государственным контролем покупать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 миллиона рублей, что позволит значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств и средств юридических лиц с государственным (муниципальным) участием.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации, касающихся установления предельной начальной (максимальной) цены автомобиля при размещении заказов на поставку товаров для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, а также при осуществлении закупок товаров отдельными видами юридических лиц.

Статья 1
Дополнить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105; 2007, № 17, ст. 1929, № 31, ст. 4015; 2009, № 19, ст. 2283; 2010, № 19, ст. 2291) статьей 19.2 «Ограничения закупки отдельных видов товаров, работ и услуг» следующего содержания:
«1. Не допускается размещение заказов, предметом которых является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации отдельному заказчику может быть предоставлено право размещения заказа, предметом которого является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей. При этом в таком распоряжении должны быть указаны наименование заказчика, которому предоставляется такое право, количество автомобилей с указанием начальной (максимальной) цены за автомобиль с ее обоснованием в соответствии со статьей 19.1 настоящего федерального закона, источник финансирования, а также обоснование выдачи такого разрешения.

3. Правительство Российский Федерации вправе определить достаточные требования к отдельным видам товаров, работ и услуг и (или) установить перечень отдельных видов и (или) категорий товаров, работ, услуг, на которые не допускается размещение заказов без соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации
Для целей настоящей статьи под достаточными требованиями понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствами и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ и услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Статья 2
Внести в статью 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; № 50, ст. 7343) следующие изменения:

1) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
«4.1. Не допускается осуществление закупок, предметом которых является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 настоящей части.
Для целей настоящей статьи под легковыми автомобилями понимаются транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей и багажа и конструктивно имеющие помимо места водителя до восьми мест для пассажиров.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации отдельному заказчику может быть предоставлено право осуществления закупки, предметом которого является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей. При этом в таком распоряжении должны быть указаны наименование заказчика, которому предоставляется такое право, количество автомобилей с указанием начальной (максимальной) цены за автомобиль с ее обоснованием, источник финансирования, а также обоснование выдачи такого разрешения.»

2) дополнить пунктом 4.2. следующего содержания:
«4.2. Правительство Российский Федерации вправе определить достаточные требования к отдельным видам товаров, работ и услуг и (или) установить перечень отдельных видов и (или) категорий товаров, работ, услуг, на которые не допускается размещение заказов без соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи под достаточными требованиями понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствами и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющие удовлетворить потребности юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего федерального закона, но не приводящие к закупкам товаров, работ и услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Президент Российской Федерации

Постановление правительства, ограничивающее госзакупки автомобилей в России, вступило в силу. Теперь чиновникам придется покупать отечественную технику, в том числе, иномарки, произведенные на территории России, а также в Казахстане и Белоруссии, то есть в странах Таможенного Союза.

Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Согласно постановлению, запрет вводится "в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

К документу приложен список товаров, которые запрещено покупать на бюджетные средства. В него входят многочисленные виды строительной техники и автомобилей для ЖКХ (бульдозеры, краны, грейдеры, погрузчики, экскаваторы и пр.), машины общественного транспорта (троллейбусы, автобусы, трамвайные вагоны и пр.), специальные автомобили (пожарные, бронированные, автопоезда), а также различные прицепы.

Для легковых автомобилей, которые можно будет приобретать по системе госзакупок, устанавливаются отдельные требования. Во-первых, в постановлении есть 9 видов легковых транспортных средств, на которые будет распространяться запрет: новые легковушки с моторами с искровым зажиганием объемом не более 1 л, от 1 до 1,5 л и более 1,5 л, новые жилые автофургоны с поршневым ДВС с мотором более 1,5 л, новые автомобили с поршневым ДВС объемом более 1,5 л, предназначенные для медицинских целей, новые транспортные средства с дизельным или полудизельным двигателем объемом не более 1,5 л, от 1,5 до 2,5 л и более 2,5 л, а также новые транспортные средства с прочими двигателями для перевозки людей.

Также перечень видов транспортных средств содержит новые машины для перевозки не менее 10 человек, оснащенные различными силовыми агрегатами, новые грузовые автотранспортные средства, тягачи и самосвалы.

Во-вторых, все перечисленные машины должны быть произведены в рамках промышленной сборки или на территории особой экономической зоны. В-третьих, они должны быть произведены с использованием не менее пяти производственных операций из приложенного списка: монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси (передней подвески), монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж рулевого механизма, монтаж электрооборудования, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова, проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

С 1 января 2015 года это требование вырастет до 6 операций, с 1 января 2016 года - до 8 операций. В обязательном порядке машины должны проходить контрольные испытания. С 1 января 2017 года к госзакупкам допустят автомобили, произведенные с использованием всех 11 перечисленных операций.

Действие постановление не распространяется на закупки товаров дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также представительствами РФ при международных организациях. А трамвайных вагонов коснется только с 1 января 2015 года.

Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что допускать к госзакупкам будут также исходя из уровня локализации при производстве машин. "Этот уровень будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году", - цитирует чиновника "Российская газета ". В первую очередь, это касается машин иностранных марок, выпущенных в нашей стране.

В целом, чиновники иномарок не лишатся, так как многие концерны уже наладили автосборку в РФ. Однако от некоторых, особо дорогих автомобилей придется все же отказаться. Например, от всех "Мерседесов", так как в нашей стране они не выпускаются вовсе.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет для приобретения для государственных и муниципальных нужд легковых автомобилей, происходящих из иностранных государств. При этом согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны быть указаны условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Об ограничениях по закупке иностранных автомобилей

Документ не означает полный отказ от сотрудничества с иностранными компаниями и от иностранных автомобильных брендов. Под техникой иностранного производства подразумеваются машины, собранные за пределами России.


Правительство ограничит закупку иностранной медтехники, если ее аналоги существуют в РФ Новости@ «Другой документ касается медицинской техники. Мы должны будем потратить еще довольно значительное время, чтобы окончательно согласовать, какую технику мы можем ограничить с точки зрения приобретения у иностранных производителей», — сказал Дворкович.

Качество и цены будут прямо влиять на объемы госзакупок По словам Медведева, качество и цены отечественных аналогов зарубежной техники будут прямо влиять на объемы госзакупок. Таким образом он прокомментировал подписанное постановление об ограничении закупок иностранной техники для государственных и муниципальных нужд.

Покупка автомобиля

Новое постановление должно дать новый толчок развитию местного производства, призванного заменить импорт, и поспособствовать более тесным отношениям с иностранными партнерами. Причем это касается не только легковых авто, но и всей автомобильной техники.
Чиновникам запретили покупать иномарки за бюджетные деньги КарелИнформ 17:57 Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, вводящее запрет на государственные и муниципальные закупки на электронной площадке Сбербанка иностранных марок автомобилей, произведенных за пределами России. Он считает, что деньги должны идти на поддержку отечественного автопрома.
Запрет касается не только автомобилей для чиновников, но также общественного транспорта, спецтехники для экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальных предприятий.

Инфо

В Вологодском УФАС уже был один случай, когда Управление отказало заказчику в согласовании аукциона с одним участником именно из-за того, что в конкурсной документации участника не было акта экспертизы, выдаваемого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Кроме того, в аукционной документации были обнаружены и другие нарушения законодательства.


Так, в извещении заказчик указал, что местом поставки товара является автосалон поставщика на территории г. Вологды. Закон о контрактной системе запрещает в описании объекта закупки включать требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта.

Таким образом, приобретение автомобиля Hyundai H1 корейской сборки за счёт бюджетных средств для нужд бюджетного учреждения в рамках электронного аукциона в рамках 44-ФЗ противоречит требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе. В то же время, если у бюджетного учреждения есть утверждённое Положение о закупке товаров, работ, услуг, принятое бюджетным учреждением в порядке части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, то приобретение данное автомобиля возможно бюджетным учреждением за счёт, например, внебюджетных средств, так как Закон № 223-ФЗ о закупках не содержит в настоящее время подобных ограничений.

Бюджетное учреждение приобретение импортного автомобиля

Я этот документ подписал», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами. «На приобретение товаров и услуг из федерального бюджета выделяются колоссальные средства. Исходя из общих соображений, лучше, когда они достаются отечественным компаниям, а не иностранным производителям. В том случае, конечно, когда отечественные компании способны конкурировать с иностранными производителями по качеству и ценовому критерию», — приводит слова Д. Медведева «Интерфакс». Российским чиновникам запретили покупать автомобили иностранного производства TUT.BY 11:42 Это не значит, что российское государство полностью откажется от сотрудничества с иностранными компаниями — скорее, документ поспособствует развитию производственной кооперации российских и иностранных предприятий, в том числе в виде локализации производства.

Внимание

Во-вторых, все перечисленные машины должны быть произведены в рамках промышленной сборки или на территории особой экономической зоны. В-третьих, они должны быть произведены с использованием не менее пяти производственных операций из приложенного списка: монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси (передней подвески), монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж рулевого механизма, монтаж электрооборудования, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова, проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

С 1 января 2015 года это требование вырастет до 6 операций, с 1 января 2016 года – до 8 операций. В обязательном порядке машины должны проходить контрольные испытания.

С 1 января 2017 года к госзакупкам допустят автомобили, произведенные с использованием всех 11 перечисленных операций.
Стоит пояснить, что речь идет не о запрете иностранных брендов, а о технике, которая производится на территории других стран. Медведев запретил госзакупки импортных автомобилей Ведомости 01:58 Документ устанавливает запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства, причем речь не только об автомобилях чиновников, но и об общественном транспорте, спецтехнике экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальщиков.


Он не означает отказа от сотрудничества с иностранными компаниями, отметил премьер: «наоборот, он предусматривает развитие производственной кооперации российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов».
Ответить с цитированием Вверх ▲ 07.09.2016, 08:19 #4 т.е. в конкурсной документации я не могу написать, что авто 2013 года и мол на нем ездили 3 года.. и типа ступичные подшипники должны быть изношены не более чем на 85% Ответить с цитированием Вверх ▲ 07.09.2016, 10:00 #5 Начинать надо с того, по какому закону у вас идут закупки.Бюджетное учреждение вообще-то в теории может иметь несколько КФО (КВФ), некоторые из которых не обязательно расходуются по 44-ФЗ.К примеру доходы от оказания платных услуг, если у вас такие есть и остаток на 150 тыс.руб., думаю самый вариант переделать план ПФХД и купить за счет платных. По платным можно закупать по 223-ФЗ, который намного «проще». По 44-ФЗ опять же есть суммы, которые позволяют заключать прямые договора, опять же мы не знаем, использовали вы эти суммы или нет.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н, расходы по оплате договора, предметом которого является приобретение автомобиля, должны быть отражены в смете доходов и расходов по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Поэтому единственным аргументом, который вы можете привести для отказа вышестоящей организации, является отсутствие необходимой суммы расходов по данной статье.


Если утвержденной сметой доходов и расходов вашего учреждения предусмотрены расходы на приобретение автомобиля, то в пределах установленной суммы он может быть приобретен, независимо от того, какого он производства: отечественного или импортного.
Для легковых автомобилей, которые можно будет приобретать по системе госзакупок, устанавливаются отдельные требования. Во-первых, в постановлении есть 9 видов легковых транспортных средств, на которые будет распространяться запрет: новые легковушки с моторами с искровым зажиганием объемом не более 1 л, от 1 до 1,5 л и более 1,5 л, новые жилые автофургоны с поршневым ДВС с мотором более 1,5 л, новые автомобили с поршневым ДВС объемом более 1,5 л, предназначенные для медицинских целей, новые транспортные средства с дизельным или полудизельным двигателем объемом не более 1,5 л, от 1,5 до 2,5 л и более 2,5 л, а также новые транспортные средства с прочими двигателями для перевозки людей. Также перечень видов транспортных средств содержит новые машины для перевозки не менее 10 человек, оснащенные различными силовыми агрегатами, новые грузовые автотранспортные средства, тягачи и самосвалы.
Исходя из этой нормы, закупить автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ.3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает ста тысяч, а для определенных категорий заказчиков — четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 названной части).

Фото: Reuters.com

Дмитрий Медведев подписал документ, подготовленный Минфином, запрещающий госслужащим покупать автомобили стоимостью свыше 2,5 млн рублей и смартфоны стоимостью свыше 15 тысяч рублей. Постановление «Об определении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым государственными органами и государственными внебюджетными фондами» было принято 2 сентября 2015 года .

Теперь, согласно документу, руководители министерств и их заместители не смогут позволить себе автомобиль дороже 2,5 млн и мощностью более 200 лошадиных сил, а также смартфон дороже 15 тысяч рублей, в то время как главы федеральных агентств и их заместители будут вынуждены тратить на покупку машины не более 2 млн рублей, руководители и заместители структурных подразделений федеральных госорганов - довольствоваться лимитом в 1,5 млн рублей.

Ограничение коснётся и смартфонов: не более 10 тысяч рублей для помощников и не более 5 тысяч для специалистов центрального аппарата. Для руководителей территориальных органов на покупку смартфонов предусмотрено не более 7-10 тысяч рублей.

Документ, который вступит в силу с 1 января 2016 года, также определяет, какую мебель можно закупать чиновникам. Руководители и заместители руководителей министерств, федеральных агентств и структурных подразделений федерального госоргана смогут сидеть на стульях из ценных (твёрдолиственных и тропических) пород древесины, обитых натуральной кожей. Госслужащих более низкого ранга ждёт мебель из берёзы, лиственницы, сосны или ели, обитая искусственной кожей или тканью (за исключением руководителей территориальных органов, которым всё же разрешат сидеть на натуральной коже).

К грузовикам и автобусам, а также компьютерной технике федеральные госорганы имеют право определять требования самостоятельно. Необходимо добавить, что российские чиновники могут закупать машины исключительно производства Таможенного Союза, и при этом с каждым годом растут требования технического регламента к локальному выполнению производственных операций.

Целью постановления названо «недопущение закупок товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств».

Идея не является новой для России. Так, в 2011 году депутат «Справедливой России» Геннадий Гудков предложил законопроект, запрещающий чиновникам покупать за бюджетные средства автомобили дороже 2 млн рублей. Тогда законопроект вызвал целый ряд замечаний, а ЛДПР и КПРФ предложили снизить лимит до 1 млн.

«Единая Россия» не осталась в стороне: в 2013 году единороссы - представители «Общероссийского Народного Фронта» внесли в парламент законопроект (который, правда, прошёл только первое чтение), предлагающий ограничение до 3 и 1,2 млн для руководителей министерств и ведомств и чиновников более низкого ранга соответственно.