Кузовной ремонт автомобиля. Станции технического обслуживания автомобилей - стоа

Каждый покупатель автомобиля, нового или старого - неважно, тщательно изучает его внешний вид, характеристики, слушает звук двигателя, проверяет каждую деталь, интересуется об авариях, царапинах и прочих мелочах. А так ли ответственно все подходят к выбору автосервиса?

Назначение обслуживания автомобилей

Рано или поздно автомобилю нужен ремонт. Если авто ещё на гарантии, тогда вариант один - обратиться в дилерский автосервис и отремонтировать машину у них. А если гарантии уже нет? Тогда на помощь придут которых на сегодняшний день очень много.

Самый быстрый и экономный вариант - это частники. Они делают предоставляют такую услугу на территории своих гаражей. В основном это мелкий и срочный ремонт без гарантии. Таких мастеров найти несложно: несмотря на отсутствие вывески и яркой рекламы, клиенты к ним приходят в основном по отзывам.

Следующий вариант немного дороже - частный автосервис. У них есть все необходимые документы, они могут дать гарантию, да и с оборудованием все налажено. Но как выбрать один автосервис из сотен таких же?

Признаки хорошей станции технического обслуживания автомобилей

Основные критерии, по которым СТО может получить положительные отзывы со стороны автовладельцев:

  • Хорошо, если автосервис специализируется на одной или нескольких марках машин. Это говорит о том, что они знают их положительные и отрицательные стороны.
  • Возможность наблюдать за ремонтом машины поднимает репутацию.
  • Вместе с актом сдачи-приёма работ должен быть и гарантийный талон на приобретённые запасные части.
  • Правильная ценовая политика, наличие скидок постоянным клиентам или при выполнении большого количества работ.
  • Презентабельный вид работников.
  • Уважительное отношение к клиенту.
  • Большой спектр услуг.
  • Скорость выполнения работ по ремонту.
  • Удобное расположение.

Список оказываемых услуг

В зависимости от направленности предоставляются самые разнообразные виды услуг на СТО: ремонт двигателя, АКПП, шиномонтаж и т. д. Реже оказываются кузовные услуги. В основном «костоправы» работают отдельно по своему профилю, создав собственный автосервис.

На СТО грузовых автомобилей работают особые специалисты, обладающие необходимыми навыками и оснащением. Большой вес агрегатов и узлов накладывает определённые ограничения при ремонте. К примеру, оборудование для СТО грузового транспорта должно быть рассчитано на поднятие большого веса. В него должны входить кран-балки и особые подъёмники.

Достаточно востребованной услугой, заказываемой при ремонте автомобиля, является шиномонтаж. Для СТО работы по снятию шины с диска и обратной ее установке входят в полный цикл по ремонту, когда можно починить абсолютно все узлы и агрегаты, а в конце подкачать колеса или заменить их.

Пример выбора надёжной СТО

У автомобиля Nissan Almera 2000 года сломалась автоматическая коробка передач. Недалеко от центра города, в первом сервисе, провели диагностику и сказали, что будет достаточно поменять кольца и втулки, и все снова заработает в штатном режиме. Соответственно, стоимость небольшая, и ремонт будет выполнен в кратчайшие сроки. По окончании предоставляется счет-фактура. При необходимости можно наблюдать за работой, но не в цехе, а за монитором.

Во втором сервисе, за городом, при первом внешнем осмотре машины решили, что коробка через непродолжительное время вообще перестанет функционировать и единственное решение — это ремонт АКПП на СТО. Стоимость довольно высока, необходимо оставить машину на несколько дней.

По решениям мастеров видно, в какой сервис можно приходить и не раз, а про какой лучше забыть. Помимо частных ремонтов возможен вариант с дилерским автосервисом.

У каждого представителя марки авто есть свой дилерский центр, в котором проводится плановое техническое обслуживание (ТО) и выполняются гарантийные ремонтные работы.

Плюсы и минусы дилерских центров

Из плюсов можно выделить:

  • Они "заточены" именно под одну марку машины.
  • Всегда можно получить официальную бумагу о проделанных работах.
  • Внешний вид центра.
  • Приветливое отношение работников техцентра.

Любой спросит: «А где же качество выполненных работ?». Вот тут-то и нужно добавить о минусах:

  • Во многих центрах не разрешено наблюдать за тем как идет работа над ремонтом авто. Значит нельзя быть уверенным в том, что машину отремонтировали на отлично.
  • Во многих случаях клиенты жалуются, что во время планового ТО не было сделано ни единой работы над машиной.
  • Высокая стоимость услуг.
  • Обман клиентов - из-за незнания своих прав (их часто пугают, что при установке сигнального оборудования гарантия будет недействительна, но это не так).
  • При обращении в частный сервис могут снять авто с гарантии.
  • Можно поставить только оригинальные запчасти, что выйдет в копеечку.

Заключение

В заключение нужно отметить следующее: к выбору автосервиса надо подходить ответственно и не экономить на своем железном коне. Хороший центр технического обслуживания является залогом комфортной, безопасной и долгой эксплуатации машины. Лучше всего послушать советы заядлых водителей, которые знают, где делают авто качественно.

В идеале рекомендуется найти подходящую СТО и обращаться к одному мастеру, который будет ответственно выполнять работу. Ведь клиент, использующий только один сервис, - это залог успеха сотрудника и СТО. Не надо экономить, но торопиться отдавать большие деньги за ремонт тоже не следует. Как говорится в поговорке: "Скупой платит дважды".

Автосервис - это вид услуг, направленных на помощь автолюбителю. В наше время стремительно улучшилось обслуживание транспорта импортного производства. Возрастает количество сервисных центров в связи с увеличением количества автомобилей. Лучшим стало качество работ, выполняемых автосервисами. Владельцы центров принимают на работу только профессионально обученных специалистов.

Автосервис занимается разными видами услуг, начиная от ремонта автомобиля и заканчивая его утилизацией.

Система торговли занимается приобретением авто, аксессуаров и запчастей. Она состоит из секторов, а именно:

  1. Продажа авто включает сюда продажу и новых, и подержанных машин. Автосервис несет ответственность за проданный новый автомобиль.
  2. Прокат авто тоже входит в услуги автосервиса.
  3. Срок работы и надежность авто, а также безопасность людей зависят от качества комплектующих и запчастей.

Одним из видов услуг автосервиса является техобслуживание автомобиля , а это:
обеспечение горюче-смазочными и эксплуатационными материалами, сохранность авто и его техническое состояние, эвакуация или утилизация.

Автозаправки помимо своих прямых обязанностей занимаются некоторыми видами услуг, это в частности: подкачивание шин, доливка охлаждающих жидкостей, уборка салона, продажа запчастей. Есть такие АЗС, где можно произвести частичное техническое обслуживание и ремонт автомобиля.

СТО - это один из видов автосервиса. На некоторых станциях можно даже купить подержанное, но имеющее товарный вид авто. Приобретая здесь машину, вы становитесь клиентом этой СТО.

Для станций скоростного обслуживания характерны быстрота обслуживания, так как все здесь поставлено на поток и обслуживается с помощью дистанционного управления.

На станциях самообслуживания вам арендуют место, и необходимые инструменты и вы своими силами делаете ремонт. Это выгодно обеим сторонам. Такие станции бывают ТО и ТО и ТР с оборудованием для диагностики.

В связи с ростом автодорожных происшествий и увеличением количества авто на трассах страны, увеличивается и число нового вида автосервиса - рстанции ремонта аварийного транспорта. Здесь можно произвести ремонт кузова и покраску автомобиля.

А вот принудительную проверку некоторых агрегатов, производят на станциях безопасности движения.

Узкопрофильные работы производят на специализированных станциях.

При этом выполняются отдельные работы. Например, только мойка авто , ремонт шин или некоторые операции ТО. Преимущество в том, что, не распыляясь на многое, можно закупить более эффективное оборудование и все механизировать.

Очень популярными стали в наше время передвижные СТО. В арсенале имеется автофургон, оснащенный профессиональным оборудованием и водитель-слесарь, который не только делает ремонт, но и продаст вам необходимую запчасть. Он может выехать, как скорая помощь на место происшествия и оказать помощь автомобилю. И может произвести все услуги по ремонту или замене шин на дому.

И все мы знаем и уважаем дорожные СТО, которые находятся на расстоянии 50-100км друг от друга. Здесь есть все для вашего авто и для вас. Здесь можно покушать (есть бары, кафе) и отдохнуть(имеются гостиницы).

Типы предприятий автосервиса. Виды СТО по мощности

Тип пред приятия автосервиса определяется его назначением, видами оказываемых услуг, производственной площадью и мощностью, организационной структурой, особенностями производственного процесса. Анализ указанных характеристик предприятий автосервиса у нас в стране и развитых странах позволяет выделить следующие типы предприятий:

Пункт обслуживания автомобилей (ПОА);

Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА);

Автоцентр (АЦ);

Станция инструментального контроля;

Станция восстановительного ремонта.

Пункт обслуживания автомобилей (ПОА)-это предприятие, которое организовано в соответствии с требованиями законодательства, без создания юридического лица или входящее в состав юридического лица. В пункте обслуживания автомобилей работает от 1 до 8 чел. Пункт выполняет ограниченный перечень специализированных работ и услуг. Работающий в пунктах обслуживания персонал может не иметь специальной подготовки, подтвержденной свидетельством об образовании государственного образца. За соблюдение технологии, метрологическое соответствие оборудования, применение сертифицированных материалов и запасных частей, методов измерения, пожарную, санитарную, экологическою безопасность, охрану труда и технику безопасности, качество работы и соответствие автомобиля после выполнения обслуживания и ремонта требованиям ГОСТов отвечает владелец, руководитель или работник пункта, имеющий документально подтвержденное право на такую ответственность.

Примерами могут быть отдельно расположенные пункты, выполняющие ручную или портальную мойку, шиномонтаж, замену масла, подкачку шин, чистку салона, замену деталей, например тормозных колодок, подвески, трансмиссии, бампера, защиту двигателя, установку подкрыльников, замену деталей глушителя, восстановительные работы по деталям кузова, не влияющим на его геометрию, и др. Специализация П ОА часто отражается в самом названии пункта, например «Пункт замены масла», «Пункт шиномонтажа», «Пункт мелкой покраски», «Пунктрихтовки и покраски дисков».

Пункт обслуживания автомобилей имеет ограниченную одним-двумя рабочими местами производственную площадь, площадь для бытовых помещений

работников, технические помещения, специальное оборудование, площадку для стоянки автомобилей.

Пункт обслуживания на автозаправочной станции - малое предприятие автосервиса на 1 -2 поста, выполняющее мелкие работы по замене масла, охлаждающих жидкостей, тормозных колодок, деталей ходовой и трансмиссии. Отдельно на АЗС может быть организована мойка, уборка и чистка салонов, может быть оборудование для самообслуживания, например пылесос.

Пункт обслуживания автомобилей на АЗС имеет те же характеристики, что и П ОА вообще, но расположен на территории заправочной станции в совмещенном с АЗС или отдельном здании и предназначен для обслуживания и ремонта автомобилей, прибывших на заправку.

Авторемонтная мастерская (АРМ), или мастерская по ремонту автомобилей, -предприятие автосервиса, которое выполняет техническое обслуживание и ремонт автомобилей для частных лиц или корпоративных клиентов, но не имеет инфраструктуры для обслуживания клиентов и по этой причине не может оказывать услуги для них. Обоснование такого названия связано с понятием продукции автосервиса-услугой . Известно, что услуга включает в себя два элемента: обслуживание клиентуры и обслуживание и ремонт автомобилей. Именно в связи с отсутствием элементов услуги, направленных на удовлетворение потребностей клиентуры, а не автомобилей, данный вид предприятий не может называться станцией технического обслуживания, а только ремонтной мастерской.

АРМ характеризуется наличием:

Производственных мощностей для технического обслуживания и ремонта автомобилей;

Технических производственных площадей;

Площадей для хранения запасных частей;

Бытовых помещений для работников;

Помещения или рабочего места мастера;

Площадки для стоянки автомобилей.

Станция технического обслуживания (СТО)-это предприятие, продукцией которого являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей или автобусов. Выделяют СТО с полным циклом продаж I автомобилей, запасных частей и аксессуаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей), с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг автосервиса) и СТО, оказывающие только услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

СТО характеризуется наличием:

Стоянки для автомобилей клиентов, гостей и стоянки для автомобилей сотрудников;

Склада для новых и подержанных автомобилей; стоянки для демонстрации новых и подержанных автомобилей;

Автосалона, площадей и мощностей для продажи автомобилей;

Помещений для продажи запасных частей и аксессуаров;

Помещений и производственных мощностей для обслуживания и ремонта автомобилей.

Мощность (размер) СТО определяется количеством рабочих постов (рабочих мест), а также количеством производственных рабочих. При увеличении количества производственных рабочих за счет изменения режима работы станция не переходит в другую категорию по мощности, так как при этом меняется лишь уровень использования мощности (это позволяет сравнивать и правильно оценивать эффективность использования инвестиций). В мировой практике под рабочим постом понимают рабочее место, площадь которого зависит от рода выполняемых работ, оказываемых услуг. Рабочий пост, предназначенный для выполнения работ на автомобиле (с использованием подъемника или без него), в зависимости от типа легкового автомобиля и вида выполняемых работ имеет площадь от 27 до 40 м2.

В настоящее время существуют станции мощностью от 1 до 60 постов. В России были построены станции на 650 рабочих мест (250 постов по 120м2 каждый), в Украине - на 300 рабочих мест (100 постов по 120 м2 каждый). Спецавтоцентры ВАЗ имели мощность 150 рабочих мест (назывались 50-постовые САЦ). В советские времена были распространены СТО на 25 постов (125 рабочих мет), 15-постовые СТО (40 рабочих мест). По мощности СТО делятся на малые, средние, большие, крупные.

К малым СТО по нормам отечественной и мировой практики относятся станции, имеющие 2 рабочих поста, с численностью производственных рабочих от 1 до 4 чел. включительно. До 70% семейных (дворовых) СТО и у нас, и в развитых странах имеют такую численность рабочих. Характерной особенностью малых СТО является ограниченный перечень выполняемых работ, что обусловлено инвестиционными возможностями владельцев бизнеса. В начале деятельности, в течение определенного времени, а иногда и вообще они не могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение или базы данных. С другой стороны, даже достаточные доходы не всегда стимулируют этот бизнес к расширению или изменению статуса. Чаще всего он сопряжен с укладом семейной жизни. Например, в Германии, США этот бизнес передается из поколения в поколение и связан с определенными традициями.

В Украине малый автосервис уже развит в достаточной мере. Стимулом к его развитию послужило тяжелое экономическое положение в период перестройки и тотальная безработица. Автосервис, тем паче малый, для многих оказался доступным и по квалификации, и по уровню необходимых инвестиций: любые четыре стены, нехитрый набор инструментов и навыки в выполнении определенного

В настоящее время малый автосервис во дворах, кооперативных гаражах чаще его представляет собой ремонтную мастерскую, не имеющую подразделения для работы с клиентурой . Мировой опыт дает основания надеяться на дальнейшее его развитие. В частности, у нас пока слабо развит автосервис на заправочных станциях. Это обусловлено рядом причин, прежде всего спросом. Один -два подъемника на заправке превращаются в малую универсальную СТО, выполняющую все виды работ, вплоть до углубленного ремонта двигателя, и потому требующую расширения и развития.

Малый автосервис развивается непосредственно механиками, осуществляющими обслуживание и ремонт автомобилей. Эти люди, имея чаще всего высокую квалификацию в области обслуживания и ремонта автомобилей, как правило, не знакомы с другими вопросами организации производства и не уделяют им должного внимания. Очевидно, стандартизация регламентирующих требований к малому автосервису способствовала бы повышению его качества.

В большинстве случаев малые СТО не являются самостоятельными объектами, а размещаются в строениях, имеющих более широкое функциональное назначение. Проектирование малых СТО сводится не столько к созданию полнокомплектного строительного проекта, сколько к созданию технологического проекта в рамках другого, более объемного, например строительства автозаправочной станции, придорожного гостинично-ресторанного комплекса, стоянки TIR, туристической базы, торгово-развлекательного или торгово-офисного центра, жилого дома, автостоянки или автогаража. Отдельным строительным объектом чаще всего могут быть мастерские по выполнению шиномонтажных работ, замене масла, регулировке бензиновых топливных систем и систем зажигания.

Помещения или здания малых СТО должны отвечать требованиям регламентирующей документации, касающейся технического обслуживания и ремонта автомобилей, технического оснащения, производственных, технологических и организационных процессов СТО. Экологические, санитарные и пожарные требования к этим предприятиям зависят от места их расположения (в отдельном здании или общем), а также от видов выполняемых работ.

К средним CТO относятся предприятия автосервиса с количеством постов от 3 до 9 и численностью рабочих, в зависимости от режима работы, от 5 до 20 чел. Удельный вес таких станций у нас составляет 15% , в Германии - 27%,

в целом за рубежом - 45-50% . Большинство средних СТО-универсальные: выполняют ограниченный перечень работ по ремонту ходовой, двигателя, электрооборудования для разных марок автомобилей. Многие СТО авторизированных дилеров имеют среднюю мощность (в Германии - 31 %).

К большим СТО относятся предприятия с численностью рабочих постов от 10 до 19 и численностью производственных рабочих от 10 до 40 чел. Среди дилеров СТО такой мощности составляют 57%, среди свободных станций - 5%.

Крупные СТО имеют от 20 до 35 постов, на них работает от 21 до 70 (и более) производственных рабочих. Среди крупных СТО можно выделить небольшое количество сверхкрупных-с количеством постов более 35, как правило, 36-50. Их удельный вес незначительный, чаще они встречаются среди дилеров и значительно реже среди независимых СТО. Примером крупных и сверхкрупных СТО являются автоцентры ВАЗ, построенные в 70-е годы XX столетия по проектам FIAT при создании дилерской сети Волжского автомобильного завода. В Украине было построено 10 таких (50-постовых) спецавтоцентров. Площадь спецавтоцентра-более 10 тыс. м2, численность производственных рабочих - около 250 чел. Примером крупных СТО среди независимых являются 25-постовые станции, построенные по типовым проектам, производственная площадь которых равна 5000 м2, а численность производственных рабочих-125 чел.

Автоцентры (АЦ) , или автотехцентры (АТЦ), или спецавтоцентры (САН), -
автосервисные предприятия различной мощности, которые являются региональными или зональными центрами и имеют в своем составе подчиненные или независимые, но технологически или организационно связанные с центром периферийные станции технического обслуживания или другие подразделения. Автоцентр может иметь центральный склад автомобилей и запасных частей, централизованные функциональные службы, сервер и администратора компьютерной сети, учебный центр, аналитический центр, корпоративную службу маркетинга. Автоцентр выполняет полный комплекс работ и услуг.

Станции инструментального контроля -специализированные комплексные диагностические центры, оборудованные полным комплектом диагностического и проверочного оборудования, сертифицированные в соответствии с требованиями Госстандарта для целей технического контроля автомобилей и проверки их на предмет соответствия требованиям стандартов и технических условий.

Заметим, что станции инструментального контроля получили развитие и как самостоятельные предприятия (рис. 2.1), и как подразделения станций технического обслуживания. В первом случае они выполняют функцию контроля технического состояния автомобилей для официального его засвидетельствования, например при техническом осмотре автомобилей, в случае их регистрации или перерегистрации, при сертификации. На СТО диагностические комплексы используются в качестве поста прямой приемки или поста комплексной диагностики до или после технического обслуживания и ремонта (рис. 2.2). В большинстве случаев линии инструментального контроля оборудуются четырехкомпонентным газоанализатором, стендом увода колес, тормозным стендом, стендом для проверки состояния передней подвески, прибором контроля света фар.

Рис. 2.2. Линия инструментального контроля с ножничным подъемником
1а - компьютерный пульт управления, 1в - пульт управления подъемником, 2 - рампа, 3 - подвижная платформа стенда контроля схождения колес, 4 - стенд контроля показаний спидометра, 5 - испытательная платформа стенда контроля амортизаторов, 6 - роликовый тормозной стенд, 7 - электрогидравлический подъемник ножничного типа, 8 - площадка для определения углов поворота управляемых колес, 9 - подвижные гидравлические площадки контроля состояния передней подвески и рулевого управления, 10 - прибор контроля света фар.

Станции восстановительного ремонта , или станции по восстановлению и окраске кузовов,-автосервисные предприятия, основным видом деятельности которые является восстановление кузовов и их деталей, окрашивание кузовных поверхностей или кузовов в целом, а также выполнение других работ по восстановлению и уходу за кузовом автомобиля (антикоррозионная обработка кузова, тюнинг салона и др.).

В Украине такие станции как самостоятельные производства еще не получили достаточного развития, но существуют объективные предпосылки для того, чтобы этот тип предприятий развивался. Многие страховые компании, чтобы снять сложности в отношениях с СТО, занимающимися восстановлением автомобилей по страховым случаям на основании договора, а также для того, чтобы не терять прибыль от деятельности по ремонту автомобилей (а это 20-30% от суммы ремонта), создают сеть станций по восстановительному ремонту.

Станции восстановительного ремонта имеют специализированное оборудование и технологии восстановления и окраски кузова. При этом часть работ станция может выполнять по субподряду. Станции по восстановлению и окраске кузовов могут иметь различную мощность, которая определяется количеством постов, а также наличием основного технологического оборудования. На практике встречается такое сочетание основных видов оборудования станций восстановительного ремонта:

Без окрасочной камеры и стенда восстановления геометрии кузова;

С окрасочной камерой без стенда восстановления кузова;

С одной окрасочной камерой и одним стендом восстановления кузова;

С двумя окрасочными камерами и двумя стендами восстановления геометрии кузова;

С тремя окрасочными камерами и тремя стендами восстановления геометрии кузова.

Количество рабочих на станции восстановительного ремонта зависит от ее мощности и полноты восстановительного цикла: доставка, разборка, рихтовка, сварка, подготовка, окраска, сборка, антикоррозионная обработка, полировка.

Для отнесения предприятия автосервиса к определенному типу необходимо оценить его по системе показателей, приведенных в таблице 2.2.

Показатели для отнесения предприятия автосервиса к определенному тину

Показатели

Авто­

центр

Дилер

СТО

универ­

сальная

СТО

специали­

зирован­

ная

Пункт

обслужи­

вания

авто

Пункт обслуж. авто на АЗС

Станция

инстр.

контроля

1.

Дистрибьюторский договор

+

2.

Дилерский договор

+

3.

Фирменный стиль (идентификация)

+

+

4.

Центральный склад автомобилей

+

5.

Склад новых автомобилей

+

6.

Центральный склад запасных частей

+

7.

Склад запасных частей

+

+ -

+ -

8.

Учебный центр

+

+

9.

Функциональные корпоративные службы

+

10.

Стоянка для автомобилей:

Выставка новых и подержанных

+

+

+

Клиентов

+

+

+

+

Сотрудников

+

+

+

+

Гостей автосалона и магазина 34

+

+

+

Принятых в ремонт и готовых после ремонта

+

+

+

+

Аварийных

+

+

+

11.

Место отдыха для клиентов и сотрудников

+

+

+

+

12.

Место для тест-драйва

+

+

13.

Место для хранения производственных и бытовых отходов

+

+

+

+

+

+

+

Место для хранения вредных отходов

+

НА ТЕМУ: Проект станции технического обслуживания и ремонта ходовой части автомобилей

А Н Н О Т А Ц И Я

В данном дипломном проекте произведен проект станции технического обслуживания автомобилей по ремонту ходовой части.

- Маркетинговая часть , в которой представлены маркетинговые исследования для необходимости постройки этого проекта, а также его конкурентоспособности и эффективности работы среди конкурентов.

- Технологическая часть , в которой представлены технологические процессы ремонта ходовой части автомобилей на основе применения соответствующего оборудования;

-Конструкторско-планировочная часть , в которой представлена планировка СТО, технология и последовательность застройки, размещение оборудования.

- Раздел охраны труда и техники безопасности ,

- Экономическая часть , в которой оцениваются затраты на организацию и эксплуатацию спроектированных участков, оценивается стоимость услуг, рентабельность и сроки окупаемости затрат.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация __6___

Введение __8___

1. Маркетинговая часть __13___

1.1. Сущность маркетинговых исследований __13___

1.2. Маркетинговые исследования на рынке автотранспортных услуг __17___

2. Технологическая часть __22___

2.1.Организация технологических процессов ТО и ТР автомобилей __22___

2.2.Организация работ ТО и ТР автомобилей на участке ремонта ходовой части __23___

2.3.Организация диагностирования автомобилей __31___

2.4 Организация работ на участке мойки автомобиля __36___

3. Конструкторско-планировочная часть __39___

3.1.Генеральная планировка СТО __39___

3.2. Производственный корпус СТО, мойка, кафе и склад __40___

3.3.Конструкция зданий __47___

4. Охрана труда, техническая и пожарная безопасность __50___

4.1 Общие положения __50___

4.2 Опасные и вредные производственные факторы СТО __65___

5. Экономическая часть __69___

5.1 Расчёт затрат на строительство, текущие расходы __69___

5.1.1 Затраты на строительство и оборудование бокса __69___

5.1.2 Расчёт годовых текущих затрат __71___

5.2 Расчет доходов __72___

5.3 Оценка рентабельности и сроков окупаемости __73___

Заключение __74___

Список использованной литературы __75___

ВВЕДЕНИЕ

Поддержание автомобильного парка в работоспособном состоянии в значительной степени зависит от уровня развития и функционирования производственно – технической базы (ПТБ) предприятий автомобильного транспорта и, соответственно, совокупности зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) и хранения подвижного состава.

Наряду с развитием общественного автотранспорта растет и число автомобилей личного пользования, что значительно опережает рост производственно – технической базы, которая не может полностью обеспечить потребность в техническом обслуживании и ремонте транспорта.

Помимо тех неоспоримых удобств, которые легковой автомобиль создает в жизни человека, очевидно общественное значение массового пользования личными автомобилями:

увеличивается скорость сообщения при поездках;

сокращается число штатных водителей;

облегчается доставка городского населения в места массового отдыха, на работу и т. д.

Однако процесс автомобилизации не ограничивается только увеличением парка автомобилей. Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы, для решения которых требуется научный подход и значительные материальные затраты. Основными из них являются: увеличение пропускной способности улиц, строительство дорог и их благоустройство, организация стоянок и гаражей, обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды, строительство станций технического обслуживания автомобилей, складов, автозаправочных станций и других предприятий.

Город развивается, растет как численность людей, так и численность автомобилей, происходит увеличение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), изнашивание деталей приводят к необходимости обращения на предприятия автосервиса, что и сопровождается ростом необходимости создания различных станций технического обслуживания, а также расширенного перечня оказываемых услуг.

Сейчас в Калининграде много различных пунктов, реализуемых как автосервис, но при этом во многом они не соответствует тем параметрам, требуемым при разработке и проектировании СТО.

Соответствующие услуги оказывают люди, не имеющие специального образования, используются некачественные запасные части.

Необходимо создать станцию технического обслуживания, чтобы в ней было все, что будет соответствовать высокому качеству работы при выполнении услуг.

Предприятие ОАО «А-Центр-2», проектирование производственно – технической базы которого является целью дипломного проекта, планируется в Московском районе г.Калининграда, где состояние дорог оставляет желать лучшего, не только в центре города, но и за городом, что и рождает множество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Станция Технического Обслуживания легковых автомобилей производит ремонт и диагностику ходовой части.

Создание развитой СТО требует привлечения больших капиталовложений на основе технико-экономического обоснования.

Строительство новых СТО должно отвечать современным требованиям научно – технического прогресса. Развитие ПТБ должно обеспечивать реализацию достижений науки и техники в проектах, чтобы вновь построенные и реконструированные предприятия были технически передовыми и обеспечивали качество ТО и ТР автомобилей в соответствии с научно-обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и энергетических ресурсов.

Они должны обеспечивать:

Высокую эффективность капиталовложений;

Рациональное использование земли;

При строительстве новых автотранспортных предприятий одним из главных условий технического прогресса является: сокращение трудоемкости работ, оснащение рабочих мест и постов высокоэффективным и производительным оборудованием и приспособлениями.

Опираясь на вышесказанное и пожелания руководства предприятия, на базе которого проходилась преддипломная практика, наиболее целесообразной и интересной является тема:

«Разработка проекта станции технического обслуживания по ремонту ходовой части».

Общая площадь проектируемой сервисной станции составляет 3000 м2. На территории планируется парковка для легковых автомобилей, мойка, кафе, склад. Вся территория сервиса будет огорожена металлическим профилем, высотой 2метра въездными механизированными воротами.
По структуре станция технического обслуживания включает в себя линии ТО и ремонту ходовой части автомобиля, а также диагностика ТС и мойку. Организация технического центра позволит обслуживать авто-технику в 8 часовом режиме, расширять технологию услуг и соответственно повышать качество и ассортимент выполняемых работ на данном сегменте рынка.

Сервисный центр будет производить ремонт автомобилей, обладая возможностью обслуживания и ремонта до 4 единиц техники одновременно.

Участки должны быть оснащены необходимым оборудованием для выполнения этих работ.

Ввод данного участка в действие пойдет по схеме, исходящей из маркетингового исследования и факторов экономичности. Исходя из направленности деятельности предприятия, можно судить о его обеспеченности специалистами и некоторой строительной техникой, что в большой мере сэкономит средства на строительство и материалы.

После постройки помещения участка и оснащения его необходимой энергетической частью планируется обустроить его необходимым оборудованием и инструментом для ремонта и диагностики ходовой части автомобиля.


На данной площади (3000м2) будут размещены:

Сервисный центр ремонта,

Склад запчастей,

Парковка для автомобилей,

Автомобильная мойка,

Все перечисленные участки представлены на рисунке 1 в виде схемы.

Рынок автомобилей растет с каждым годом. Все чаще люди пересаживаются на личные машины, и отказываются от пользования общественным транспортом. Все эти автомобили требует не только срочного ремонта, но и диагностики, плановых вмешательств и т. д. Соответственно растет потребность в обслуживании этих автомобилей. Рынок услуг автосервиса сегодня далек от насыщения и дефицит предложений продолжает расти. Это значит, что открытие станции технического обслуживания автомобилей – всегда будет востребованным делом.

Характеристика рынка

По оценкам специалистов, последнее десятилетие рынок автомобилей вырос более чем в два раза, и каждый год повышается еще на 8%. И при этом он еще не достиг среднестатистических показателей Европы. То есть с каждым годом парк автомобилей в нашей стране будет неуклонно расти. Одновременно с ростом количества автомобилей растет в стране и количество станций технического обслуживания. В основном это небольшие частные компании, не привязанные к мировым брендам.

Поэтому говорить о какой-то структуре среди станций технического обслуживания автомобилей говорить не приходится. Все они могут заниматься как иномарками, так и отечественными автомобилями.

Виды станций технического обслуживания автомобилей

Различают четыре основных вида СТО. Далеко не все они представлены на нашем рынке, но знание этой структуры, дает понимание, в какой нише лучше открыть ваш проект. А также в какую сторону можно развивать бизнес при успешном его старте. Итак, существует такой бизнес автосервис:

  • Авторизованный. Станция полностью подчинена официальным дилерам или иностранным производителям машин. Поэтому станция имеет специализацию на конкретной марке автомобилей. Чтобы открыть такой сервис, понадобится специальная лицензия. Но получить ее непросто – вендоры очень избирательно подходят к определению контрагентов. При этом максимум прибыли с такой станции можно получить в размере 10 тыс. долл. за месяц. И то только в крупных городах, где много жителей, которые пользуются иномарками.
  • Сетевой. Абсолютно пустая ниша на отечественном рынке. В национальном масштабе еще ни одна станция такого типа не охватила всю страну. Максимальный охват – пять регионов страны. Самой распространенной на сегодня является станция технического обслуживания автомобилей Bosch. Также на рынке в этом сегменте присутствуют так называемые псевдосети, которые купили право пользования именем марки, но не являются официальными представителями ее услуг. Контроля за качеством обслуживания от главного офиса здесь нет. Такая станция технического обслуживания автомобилей может принести до 7 тыс. долл. за месяц.
  • Одиночные, не имеющие никакой аккредитации. При этом в них предлагают высокий уровень услуг, который помогает им составить серьезную конкуренцию описанным выше станциям. Они предоставляют аналогичный набор услуг, но с оплатой процентов на 30% меньше, чем у авторизированных точек. Такая станция технического обслуживания каждый месяц будет приносить не менее 2 тыс. долл., но выше 12 тыс. обычно доход не растет.
  • Индивидуальные услуги. Многие не относят этот бизнес автосервис к собственно бизнесу, называя такую деятельность самозанятостью. Услуги предоставляются в собственных гаражах либо мастер выезжает по вызову. Но именно этот тип технического обслуживания автомобилей пользуется наибольшим спросом. Предпринимателю такой проект может приносить 800-1200 долл. в месяц.

Реклама бизнеса

Какую бы нишу вы ни выбрали, без рекламы ваш бизнес автосервис просто не выживет. Рекламировать сетевые и крупные автосервисы есть смысл на наружной рекламе у торговых центров, развлекательных заведений, спортивных клубов. В обязательном порядке надо создать свой сайт, давать объявления на специальных досках в Интернете. Последний вариант подходит и тем, кто предоставляет частные услуги.

В качестве расширения бизнеса и дополнительной рекламы может выступить интернет-магазин запасных частей для автомобилей.

Если вам удастся организовать хороший бизнес, то уже через пару лет вам не придется тратиться на рекламу. Стабильный доход обеспечит наработанная база клиентов, через которую по рекомендациям будут приходить новые.

Подготовительный этап бизнеса

Чтобы бизнес автосервис имел успех, надо тщательно продумать и проработать такие четыре основных аспекта работы предприятия:

  • квалифицированные мастера;
  • место дислокации;
  • целевая аудитория;
  • список услуг.

Прежде чем открыть станцию, надо проанализировать работу конкурентов в окрестностях. Также вам понадобится зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя на форме налогообложения ЕНВД, получить разрешение на работу от ГИБДД, а также получить разрешения на помещение от СЭС и пожарной службы. При этом сам сервис должен располагаться в месте с удобными подъездными путями и не ближе 50 метров от жилых зданий.

Место под сервис

Сегодня найти подходящий участок не так просто. Обратите внимание, что предлагать несколько услуг нет смысла. Чтобы выдержать конкуренцию надо составить максимальный набор услуг, а для этого необходима соответствующая площадь. Рассчитывайте на покупку участка в жилом районе площадью не менее 300 кв. м. Оптимальная площадь – 700 кв. м.

Место можно взять в аренду. Для этого надо подготовить такие документы:

  1. Проектная документация. Разработка обойдется в 10-15 тыс. долл.
  2. Согласование проекта с тремя различными комиссиями.
  3. Выкупить право, в соответствии с которым можно арендовать землю. Цена может соответствовать сумме аренды земли на весь период. В центре города стоимость выкупа на три года может составить 480 тыс. руб., а на окраине – 60 тыс. руб. После постройки и оформления в собственность можно договориться о продлении срока аренды с трех до 49 лет. Эта процедура потребует еще 7,84 или 0,98 млн руб. соответственно.

Бизнес-план автосервиса должен включать постройку здания, как правило, модульного типа. Такая постройка недорогая и возводится в короткие сроки. Строится обычно три модуля. В первом размещается мойка на два поста, во втором находится административное здание, санузел, подсобные помещения. В третьем располагаются посты по предоставлению других услуг.

Оказываемые услуги

Как уже говорилось, мастерская должна оказывать широкий спектр услуг. Если ограничиться двумя-тремя, можно не выдержать конкуренции.

Основной набор услуг должен состоять из:

  • ремонта двигателя и подвески;
  • шиномонтажа;
  • диагностики и регулировки развал-схождения;
  • замены масла;
  • мойки и чистки салона.

Самыми прибыльными услугами обслуживания автомобилей являются:

  • ремонт двигателя;
  • ремонт коробки передач;
  • замена рулевого редуктора;
  • замена сцепления и других деталей.

Самым невыгодным с экономической точки зрения является ремонт тормозной системы, но без него перечень предоставляемых услуг будет неполным. Стоит включить в список обслуживания автомобилей тюниг, тонировку стекол, установку ксенона и другое.

Закупка оборудования и персонал

В первую очередь бизнес-план СТО должен предусмотреть закупку специального оборудования. Чтобы открыть пункт обслуживания автомобилей понадобится закупка такого оборудования:

  • инструменты – 100 тыс. руб.;
  • диагностика – 60-100 тыс. руб.;
  • подъемник – 40-120 тыс. руб.

Обратите внимание, что в зависимости от того, какие услуги будет предлагать ваш проект, может понадобиться наличие узкоспециализированного оборудования.

Бизнес-план автосервиса предполагает наличие обслуживающего персонала. Его штат зависит от того, какие услуги предлагает ваш проект. Для обслуживания оборудования понадобится около четырех мастеров, которые будут работать посменно. Они должны быть не просто профессионалами своего дела, но и уметь общаться с людьми. Ведь по результатам этого общения зависит и то, будут ли довольны ваши клиенты, будут ли они возвращаться в ваш автосервис и рекомендовать его другим.

Также необходим управляющий, работу которого может выполнять сам владелец бизнеса. Однако важно, чтобы этот человек имел высшее техническое образование, предпочтительно связанное с автомобильным транспортом.

Финансовый план проекта

К капитальным относятся:

  • документация по согласованию – 20 тыс. руб.;
  • реклама – 30 тыс. руб.;
  • закупка и монтаж оборудования – 2 млн руб.

Всего проект потребует не менее 2 050 000 руб.

Каждый месяц бизнес-план СТО должен учитывать такие расходы:

  • зарплата мастерам – 200 тыс. руб.;
  • расходные материалы и другие издержки – 80 тыс. руб.;
  • аренда – 150 тыс. руб.

Всего – 430 тыс. руб.

Что касается доходной части, выручка составит около 500 тыс. руб. в месяц, а чистая прибыль – 70 тыс. руб. Если тщательно продумать бизнес-план автосервиса и грамотно организовать дело, капитальные затраты окупятся сравнительно быстро.

В расчете окупаемости надо учитывать, что декабрь-февраль для автосервиса – мертвый сезон. Чуть более оживленными, но тоже непопулярными являются май и август. За оставшееся время оборот автосервиса составит примерно 300 тыс. долл., из которых чистая прибыль – в среднем 80 тыс. долл. То есть при вложениях около 0,5 млн долл. инвестиции окупятся не ранее, чем за пять лет.

Важные нюансы бизнеса

  1. Приобретение запчастей и поставщики. Искать поставщиков можно на специализированных выставках или через Интернет. На сайтах производителей обычно размещены каталоги запчастей, поэтому можно легко подобрать все необходимое. Формируя заявки, надо учитывать сезонный спрос и оставлять их заранее. Рекомендуется самые популярные запчасти покупать впрок, но этот вариант больше подходит крупным автосервисам. Остальные могут покупать через интернет-магазины с доставкой, но такой вариант обычно стоит чуть дороже.
  2. Если вы планируете открыть СТО с нуля, в начале бизнеса лучше сконцентрироваться на самых востребованных услугах: автомойке, покраске, шиномонтаже, ремонте кузова.
  3. Со временем оптимизировать расходы можно через сокращение расходов на рекламу, расширением спектра услуг, снижение затрат на обслуживание оборудования, передача определенных работ на аутсорс.
  4. Снизить расходы помогает привлечение работников из стран СНГ. Они более дисциплинированы, трудоспособны и готовы получать меньшую зарплату, чем установлено на рынке. Обычно механику платят 30-50% стоимости услуги, фиксированная ставка – 200 долл. Всего механик зарабатывает от 600 до 1000 долл. в месяц.
  5. Чтобы упростить и автоматизировать работу и учет продукции, рекомендуется купить специальное ПО на компьютеры. Такие программы стоят 120-200 долл., плюс программа для связи с бухгалтерской отчетностью (700-1200 долл.). В дополнение можно приобрести каталоги запчастей (40-70 долл.).

Готовый автосервис

Как вариант, можно купить готовый автосервис. Это снизит затраты на открытие, организацию и закупку оборудования. Именно поэтому желающих купить такой бизнес много. Как правило, предложения продажи не задерживаются на рынке дольше месяца-полтора.

Такой бизнес обойдется примерно в 60 тыс. долл., которые вернутся уже через 6-10 месяцев. Прежде чем совершить покупку, надо обратить внимание на такие нюансы:

  • срок аренды помещения и возможность его продления;
  • возможность сберечь персонал, о чем обычно подписывается договор с бывшим владельцем;
  • налаженные связи с поставщиками;
  • месторасположения автосервиса;
  • качество и уровень амортизации оборудования;
  • возможность предоставления консультаций бывшим владельцем в течение примерно 2-3 месяцев.

Надо понимать, что вложения в бизнес будут разными, зависимо от того, в какой нише решил работать предприниматель. Соответственно и срок окупаемости будет разный. Но в любом случае такой бизнес не приносит мгновенной прибыли. Как правило, проекты начинают с небольших частных услуг, постепенно расширяя свое предприятие. Поэтому фактическая норма прибыли дела, которую демонстрирую автосервисы на практике – 70%.