Mercedes из Пешек: зачем Daimler открывает новый завод в России. Завод Mercedes-Benz в России — началось строительство

После долгих лет раздумий концерн Daimler объявил этой зимой, что завод в России все-таки будет построен. Теперь, спустя всего четыре месяца после официального оглашения намерений, прошла церемония закладки будущего предприятия.

Завод будут строить по так называемому специальному инвестиционному контракту (СПИК) в рамках постановления Правительства РФ №708 от 16.07.2015. Суть СПИКа в том, что он заключается между российским правительством и инвестором, при этом последний гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а российская сторона обещает ему меры стимулирования деятельности и стабильные условия ведения бизнеса. Это означает, что в программу промсборки, по которой работает большинство «иномарочных» автозаводов в России, предприятие концерна Daimler входить не будет.

Макет будущего завода Daimler

Под новый завод правительство Московской области выделило территорию бывшего военного городка в Солнечногорском районе Московской области, что примерно в 40 километрах на северо-запад от столицы (поближе к основному рынку сбыта, не иначе). Теперь этот район называется индустриальный парк Есипово. Площадка находится посреди леса в паре километров от Ленинградского шоссе. Сейчас здесь только голый асфальт, но освоение территории площадью 85 гектаров уже началось: проложена дорога, подтягивается строительная техника. Здесь будут построены цеха сварки и окраски кузовов, сборочный цех и склады. Общая площадь строений - 95 тысяч квадратных метров. Кроме того, правительство уже зарезервировало дополнительную территорию по соседству - на случай расширения завода.

На месте будущих строений пока такие столбики

Daimler вложит в строительство российского предприятия в 20 раз больше минимальной нормы - 15 миллиардов рублей (свыше 250 миллионов долларов по нынешнему курсу). Численность персонала составит 1000 человек, не считая предполагаемых смежников и будущих поставщиков, которых, однако, пока нет. Кстати, соучредителями вновь созданной компании Mерседес-Бенц Мэнуфэкчуринг Рус, которой и будет принадлежать будущий российский завод, стали совместное предприятие Даймлер КАМАЗ Рус и сам КАМАЗ (грузовики Mercedes-Benz выпускают в Набережных Челнах с 2010 года).

Мощность завода в Есипово не разглашается, но, по ранее озвученным неофициальным данным, она составит около 20-30 тысяч автомобилей в год. При этом в концерне Daimler подчеркивают, что производство будет очень гибким. Комплектующие начнут поступать из Европы и Америки: все логистические цепочки приходят в Германию, а оттуда контейнеры будут отправлять на центральный склад в Санкт-Петербурге. Хотя вечно загруженное Ленинградское шоссе выглядит не самым лучшим каналом для снабжения завода.

Старт производства намечен на 2019 год. В Есипово начнут выпускать седаны Mercedes E-класса, среднеразмерные кроссоверы GLC, а также полноразмерные внедорожники GLE и GLS (уже следующих поколений). В прошлом году эти четыре модели у нас нашли как раз около 20 тысяч покупателей. Любимчик российских чиновников Mercedes S-класса в России производить не планируют. Собственно, машины российской сборки не будут предназначены исключительно для госзакупок: большинство из них попадет в свободную продажу.

Напомним, что Daimler последним из «большой немецкой тройки» решился на выпуск легковых моделей в России. Автомобили Audi собирают в Калуге отверточным методом SKD, а BMW производят на калининградском Автоторе по мелкоузловой технологии MKD. Причем локализованные автомобили этих марок продаются с большими скидками и потому пользуются популярностью. Главный вопрос о том, как изменятся цены на Мерседесы после начала российской сборки, пока остается без ответа.

Сейчас все легковые автомобили Mercedes-Benz, которые продаются в России, импортируются. На местных предприятиях размещаются лишь заказы на выпуск малотоннажных Mercedes-Benz Sprinter.

Daimler два года искал площадку под завод. В их числе назывались Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Татарстан, Свердловская область, Москва (на мощностях бывшего автозавода ЗИЛ) и Московская область. В апреле 2015 года глава Минпромторга России Денис Мантуров говорил, что промсборка автомобилей Mercedes в России может быть организована по квоте General Motors, которая покинула российский рынок в марте того же года. Однако окончательного решения принято не было.

Аналитики не берутся оценить размер инвестиций в завод Mercedes. Сумма будет зависеть от уровня локализации производства, отмечает Беспалов. «Если там будет налажена «отверточная» сборка автомобилей, то это $10-15 млн. С окраской, сваркой и штамповкой речь может идти о сотнях миллионов долларов», — считает Беспалов. Например, в 2014 году BMW планировала строительство собственного завода мощностью до 80 тыс. автомобилей в Калининградской области за €1,5 млрд, говорил тогда президент калининградского завода «Автотор» (собирает по контракту автомобили Kia, Hyundai и BMW) Валерий Драганов. Но позже в кризис BMW отложила принятие решения по строительству завода на неопределенный срок.

Кризис не помеха

Основная часть автопроизводителей построила свои производственные мощности в России c 2005 по 2013 год (последним был открыт завод по сборке Mazda во Владивостоке группы Sollers Вадима Швецова). С 2013 года автопроизводители только модернизировали оборудование и строили вспомогательные мощности. Например, в конце 2015 года Ford Sollers и Volkswagen открыли заводы по производству двигателей, инвестиции в которые составили $275 млн и €250 млн.

Daimler планирует строительство завода на фоне обвала российского авторынка. С 2013 года, когда началась стагнация, местный рынок сократился почти вдвое. Только по итогам прошлого года продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) снизились почти на 36%, до 1,6 млн штук, в январе—мае 2016-го — еще на 14%, до 548 тыс. машин. Продажи Mercedes за то же время снизились на 15 и 17% соответственно — до 41,6 тыс. и 15,8 тыс. машин.

В целом по 2016 году, по оценке PwC, падение авторынка может составить 15%, по оценке Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала» — 5-10%.

Продажи Mercedes падают не такими темпами, как остальной рынок, а собственный завод снизит издержки Daimler и повысит рентабельность, поясняет Беспалов. К тому же локальное производство позволит марке участвовать в госзакупках (сейчас чиновникам и госслужащим запрещено покупать машины, произведенные за пределами России), добавляет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Другие автопроизводители, работающие на российском рынке, об инвестиционных планах пока не заявляют.

Представитель АвтоВАЗа (крупнейший российский автопроизводитель) говорит, что заводу и так хватает мощностей (более 1 млн автомобилей; загрузка — около 40%). Тольяттинский автозавод с 2014 года оптимизирует персонал, на сегодняшний день предприятие покинули порядка 27 тыс. человек. Кроме того, с февраля текущего года АвтоВАЗ работает в режиме четырехдневной рабочей недели, а с 6 июня объявляет дополнительные простои на отдельных конвейерах.

Не планирует открытие производства и Volvo Cars (не имеет собственных мощностей в России), заявили в пресс-службе компании. Представитель KIA отмечает, что компания уже собирает в России практически все модели (кроме Picanto): «В текущей рыночной ситуации у нас нет планов расширять производство или строить новые производственные площадки в России». Другие автопроизводители на запросы РБК не ответили.

Один из крупнейших автопроизводителей, работающих на территории России, — концерн Volkswagen — достиг необходимого уровня локализации, предусмотренного соглашением о промсборке, говорил глава российского представительства автоконцерна Маркус Озегович. О планах увеличить уровень локализации компания пока не заявляла.

«Хендэ мотор мануфактуринг рус» (собирает автомобили Hyundai и Kia), объявляла, что в 2016 году в модернизацию завода в Санкт-Петербурге будет вложено около $100 млн, здесь готовятся к выпуску две новые модели — кроссовер Hyundai Creta и новый Solaris.

Немецкий автомобильный концерн Daimler AG инвестирует в новое производство в Солнечногорском районе более 250 млн евро и создаст свыше одной тысячи рабочих мест.

Об этом говорится в пресс-релизе концерна. Завод по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz разместится в индустриальном парке «Есипово» в сельском поселении Пешковское. Первые автомобили начнут сходить с конвейера в 2019 году. В будущем на предприятии будут выпускать внедорожники и седаны E-класса.

Новый завод в Солнечногорском районе будет охватывать все технологические ступени — от сборочно-кузовного производства и окраски до окончательной сборки. Новые рабочие места также появятся в регионе у производителей компонентов и поставщиков услуг. В прошлом году примерно в 20 километрах от планируемого автомобильного предприятия Daimler уже открыл новый логистический центр, говорится в пресс-релизе.

Заводом будет управлять вновь созданная компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», в которой наряду с Daimler AG участвует совместное предприятие «Даймлер КамАЗ Рус».

Специальный инвестиционный контракт по созданию и освоению промышленного производства Mercedes-Benz в индустриальном парке «Есипово» был подписан накануне Минпромторгом РФ, сообщает «Интерфакс». Согласно договору, производственные мощности завода составят более 20 тысяч автомобилей в год.



О том, что Daimler AG рассматривает Солнечногорский район в качестве площадки для строительства нового завода, в середине 2016 года. Двумя годами ранее сообщалось о том, что немецкий концерн возможность строительства сборочного производства легковых автомобилей марки Mercedes-Benz в Зеленограде - в промзоне ЦИЭ напротив 20-го микрорайона или на площадке особой экономической зоны «Алабушево». В качестве альтернативного варианта также рассматривался Санкт-Петербург - в частности, поселок Шушары.

Индустриальный парк «Есипово» разместится на участках общей площадью почти 340 га вблизи одноименной деревни и дистрибьютерского центра IKEA на Ленинградском шоссе, в десяти километрах от Зеленограда. Проектами планировки, утвержденными губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым в декабре 2015 года (в.pdf) и в мае 2016 года (в.pdf), предусмотрено размещение производственно-складских комплексов, зданий общественно-делового назначения, объектов торговли и общественного питания, АЗС, станции техобслуживания и мойки автомобилей, вертолетной площадки, инженерных сооружений и подъездных железнодорожных путей необщего пользования. Параллельно со строительством индустриального парка будет расширен железнодорожный прокол и решена проблема газификации поселка Поварово, заявили ранее в пресс-службе министерства инвестиций и инноваций Московской области.

Производство седана Mercedes-Benz Е-класса на новом предприятии запланировано уже на 2019 год. Чуть позже наладят выпуск внедорожников GLE, GLC и GLS. Инвестиции в новое предприятие, которое будет именоваться «Московия», составят свыше 250 млн евро (около 16 млрд рублей). Создана компания, которая будет отвечать за производство («Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (МБМР), ее возглавил немец Аксель Бензе.

Присутствовавший на церемонии закладки первого камня министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что приход столь крупного инвестора и реализация им планов по производству новых автомобилей в России говорит о стабилизации российского рынка и росте потребительской уверенности.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев заверил, что уже подготовлены и кузницы кадров для «Московии»: это колледж «Подмосковье» в Клину и Раменский дорожно-строительный техникум. Приглашать сотрудников на завод начнут с конца 2017 года, преимущество при найме на работу получат жители Московской области.

Завод по производству легковых автомобилей расположится в индустриальном парке «Есипово» на земельном участке площадью около 85 га. Здесь будет создано производство полного цикла, включая локализацию таких операций, как сварка, окраска и сборка автомобилей. На территории завода расположатся склады, стоянки для грузовых прицепов, а также станет осуществляться логистика. По предприятию будут курсировать автоматические самоходные тележки, развозящие компоненты на участки сборочной линии по всему цеху.

Завод «Московия» станет частью единой глобальной сети, охватывающей все производственные площадки марки Mercedes-Benz, что позволяет обеспечивать удаленный доступ и при необходимости перепрограммирование оборудования и роботов.

  • Компания несколько лет пыталась локализовать производство легковых автомобилей в России. Ускорило процесс подписание Дмитрием Медведевым в 2014 году постановления .
  • В феврале этого года губернатор Московской области , что долгожданный контракт с Мерседесом все-таки был подписан.
  • На подходе еще один , строительство которого анонсировал губернатор Подмосковья. Бренд не назван, однако известно, что интерес проявил некий японский производитель.

Фото: Mercedes-Benz и Максим Кадаков