На чем ездил да винчи. Ворота для шлюза

Среди известных изобретений, описанных Леонардо да Винчи в дошедшем до наших дней сборнике Codex Atlanticus: велосипед, самодвижущаяся повозка – по сути, далёкий предок современного автомобиля, водолазный скафандр, парашют, орнитоптер, подшипник качения и другие.

При жизни мастера ни одно из его многочисленных изобретений так и не было реализовано, однако их ценность, как техническая, так и сугубо историческая, от этого никак не стала ниже. Не исключено, что инженеры последующих веков, которым приписывается создание тех или иных изобретений, могли быть знакомы с идеями Леонардо да Винчи и воспользоваться ими как основой для своих разработок.

Велосипед

Фраза «изобрёл велосипед», ставшая символом открытия чего-то давно известного, никак не может быть применена к идее Леонардо да Винчи в ироническом смысле. Ибо он действительно является первым изобретателем этого транспортного средства.

Велосипед, сконструированный великим инженером эпохи Возрождения, по концепции почти ничем не отличается от современных моделей. Более того, в отличие от первых образцов, созданных столетия спустя, он был гораздо ближе к тем, которые используются сейчас – колёса равного диаметра, цепной привод, ряд иных элементов, предвосхитивших комплектность современного велосипеда.

Единственное, что не в лучшую сторону отличало велосипед Леонардо от современных машин, это жёстко закреплённое переднее колесо, не дающее возможности поворачивать.

Парашют

Несмотря на отсутствие в его эпоху каких-либо летательных аппаратов, идея плавного и безопасного спуска с большой высоты нашла воплощение в эскизах первого парашюта.

Леонардо не только разработал концепцию, но и точно рассчитал грузоподъёмность аппарата; площадь его купола составляла около 60 квадратных метров, что почти в полной мере соответствует параметрам современных парашютов. Подвесная система тоже во многом была схожа с современной. Главное отличие от выпускаемых ныне систем – это форма купола; он был не круглым и не как «крыло», а имел пирамидальную форму.

Самодвижущаяся повозка

Цельнодеревянная конструкция праавтомобиля во многом походила на обычную гужевую повозку, однако для её движения вовсе не требовалось впрягать лошадей. Источником энергии – «мотором» – служил пружинный двигатель, спиральный упругий элемент которого требовалось предварительно сжимать (закручивать) вручную при помощи специальной рукоятки. Интересной особенностью машины было то, что она не предполагалась к использованию с водителем; управление производилось автоматически, при помощи «запрограммированного» на определённые действия механизма. Таким образом, самодвижущаяся тележка Леонардо была, по сути, не просто первым автомобилем, но и первым самоходным «роботом». Единственным недостатком системы управления являлось то, что повозка могла поворачивать лишь вправо во избежание дальнейшего усложнения её конструкции.

Водолазный костюм

Подводный скафандр, разработанный Леонардо, практически ничем не отличался от современного. Более того, были предусмотрены два варианта системы обеспечения водолаза воздухом. В одном случае он подавался по шлангу извне, в другом – подводники должны были брать с собой его запасы, заключённые в обычные винные бутыли. Это, пожалуй, единственный проект изобретателя, который едва не был реализован, однако обстоятельства сложились так, что необходимость использования скафандра для конкретной цели отпала, а финансировать потерявший практическое значение проект никто не захотел.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В коллекции памятников великих на территории парка ЭТНОМИР есть и портрет великого . Перед нами гармоничная личность творца, прекрасного, проницательного и волевого мужчины. Леонардо превыше всего ценил свободу и не понимал, как может человек свою свободу совмещать с содержанием птиц в клетках. Торговцы на рынке всегда радовались приходу Леонардо, он скупал у них всех птиц, тут же отпуская их на волю. Именно этот момент и изобразил в бронзовом портрете великого представителя эпохи Возрождения скульптор Алексей Леонов.

Гений эпохи Возрождения был человеком энциклопедических знаний, вся его жизнь проходила в наблюдении и исследовании окружающего мира. Ничто так не увлекало его, как природа. Создатель бесспорных шедевров, вдохновенный художник, он внезапно охладевал к искусству, оставляя свои картины незаконченными. Его ученик и биограф Вазари писал, что душа Леонардо «побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний». Современники причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, но сам себя он считал учёным.

Леонардо да Винчи по праву занимает одно из первых мест среди изобретателей всех веков и народов. Он сумел предсказать и предопределить ход многих изобретений и мыслил так, что это расходилось с общепринятыми тогда нормами и подходами. В этой статье вы узнаете, что изобрёл Леонардо да Винчи. Мы постараемся дать весь список изобретений Леонардо и максимально раскрыть принципы и суть работы его механизмов.

Читайте также:

  • Изобретения Леонардо да Винчи — часть 1

Леонардо да Винчи получил известность ещё при жизни, но мировая слава и известность пришли к нему спустя столетия, когда в XIX веке были найдены его заметки и записи. В его бумагах содержались наброски и эскизы удивительных изобретений и механизмов. Многие свои работы он делил на специальные «кодексы», а общий объём его работ составляет порядка 13 тысяч страниц. Основным препятствием для реализации его идей был низкий технологический и научный уровень эпохи Средневековья. В XX веке многие из его изобретений были повторены если не в реальную величину, то в виде макетов и уменьшенных копий, хотя нередко находились смельчаки и энтузиасты, готовы повторять всё в точности так, как описывал великий изобретатель Леонардо да Винчи.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Леонардо да Винчи был практически одержим мечтами о летательных аппаратах и возможности полёта, ведь ни одна машина не способна вызвать того трепетного восхищения и удивления, как машина, способная парить в воздухе, как птица.

В его записях можно было встретить такую мысль «наблюдай, как плывёт рыба, и ты познаешь секрет полёта». Леонардо сумел совершить интеллектуальный прорыв. Он понял, что вода ведёт себя как воздух, так он получил прикладные знания о том, как создать подъёмную силу и проявил необыкновенное понимание предмета, которое поражает специалистов по сей день.

Один из интересных концептов, встречающихся в работе гения, является прототип вертолёта или винтового вертикального летательного аппарата.

Вокруг наброска присутствует и описание воздушного винта да Винчи (геликон). Покрытие винта должно было быть железное толщиной с нить. Высота должна быть примерно 5 метров, а радиус винта порядка 2 метров. Аппарат должен был приводиться в движение при помощи мускульной силы четырёх человек.

В приведённом ниже видео четверо инженеров-энтузиастов, историк и специалист по лёгким аэропланам постарались развить идею вертолёта Леонардо и постараться заставить его полететь, правда при этом им было разрешено использовать ряд современных технологий и материалов. В итоге выяснилось, что такая конструкция имеет ряд серьёзных недостатков, главным из которых было отсутствие необходимой для полёта тяги, поэтому энтузиасты пошли на значительные модификации, а вот получилось у них или нет, узнайте из видео.

Самолёт Леонардо да Винчи

Изобретатель недолго просидел с идеей вертолёта и решил пойти дальше, пробуя создать прототип самолёта. Здесь источником для знаний выступили птицы.

Ниже на картинке приведены чертежи крыльев, а также наброски дельтаплана, который после постройки в наше время оказался вполне себе работоспособным.

Хотя в полной мере нельзя назвать его изобретение самолётом, лучше всего ему подходит название махолёт или орнитоптер, то есть воздушный аппарат, поднимаемый в воздух за счёт реакции воздуха с его плоскостями (крыльями), которым путём мускульного усилия передаётся маховое движение, как у птиц

Леонардо тщательно начал делать расчёты и начал он с уток. Он измерил длину утиного крыла, после чего оказалась, что длина крыла равняется квадратному корню из её веса. Исходя из таких предпосылок, Леонардо решил, что для поднятия в воздух его махолёта с человеком на борту (что достигало порядка 136 килограмм), потребуется создать птицеподобные крылья длиною 12 метров.

Интересный факт о дельтаплане. В игре Assasin’s Creed 2 главный герой использует летающую машину (дельтаплан) да Винчи, чтобы долететь с одного края города Венеции до другого.

А если вы являетесь поклонником фильмов Брюса Уиллиса, то можете вспомнить, что в фильме «Гудзонский ястреб» упоминают дельтаплан и парашют да Винчи. А на дельтаплане да Винчи главный герой даже полетал.

Парашют Леонардо да Винчи

Конечно, Леонардо не изобретал свой парашют для того, чтобы спасаться в случае падения летательного аппарата, это был тоже летательный аппарат, который бы позволял плавно спускать с большой высоты. Ниже приведён эскиз парашюта, его расчёты и конструкция.

Парашют изобретателя имеет форму пирамиды, обтянутой плотной тканью. Основание пирамиды было длиною около 7 метров 20 см.

Интересно, что именно в России изобретатель Котельников доведёт до ума парашют да Винчи, сделав первый в истории ранцевый парашют, который можно будет крепить на спине у пилота и использовать при катапультировании.

В 2000-м году парашютист из Англии Андриан Николас решил испытать изобретение Леонардо в том виде, в котором он его придумал, заменив в нём только материал, понимая, что лён не выдержит такой нагрузки. Первая попытка оказалась провальной, поэтому ему пришлось использовать запасной парашют. Правда в 2008 году уже швейцарец Оливье Тепп сумел достигнуть успеха. Он отказался от жёсткой конструкции парашюта и спрыгнул с высоты в 650 метров. Естествоиспытатель утверждает, что сам спуск оказался безопасным, но управлять таким парашютом невозможно.

ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЗ ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

В сфере архитектуры и строительства Леонардо также добился впечатляющих познаний. Он исследовал прочность и сопротивляемость материалов, обнаружил ряд фундаментальных принципов, сумел понять, как оптимальнее всего передвигать различные объекты.

Леонардо исследовал силу, которая необходима для поднятия тел различной массы. Чтобы поднять тяжёлый объект по наклонной плоскости, обдумывалась идея использования системы винтов, лебёдок и кабестанов.

Кран для поднятия длинных предметов

Основание бруса или столба опирается на специальную платформу с парой колёс, которая подтягивается горизонтальным канатом снизу. Сила, которую необходимо прикладывать для подтягивания горизонтального каната всегда остаётся постоянной, а перемещение столба происходит по прямой линии.

Леонардо изобрёл систему из колёс и молотков для поднятия грузов. Работа системы похожа на работу ударов молота при чеканки, только происходит это всё на специальном зубчатом колесе. Три молотка со специальным клином, входящим между штифтов, бьют по колесу, вращая его и барабан, где прикреплён груз.

Передвижной подъемный кран и винтовой подъемник

Высокий подъёмный кран изображён на эскизе справа. Как можно догадаться, он предназначался для строительства высоких построек и сооружений (башни, купола, колокольни и так далее). Размещался кран на специальной тележке, которая двигалась вдоль направляющего каната, который протягивался над краном.

Винтовой подъёмник изображён на эскизе слева и предназначался для установки колонн и поднятия других тяжёлых предметов. Конструкция представляет из себя огромный винт, который приводится в движение силой четырёх человек. Понятно, что в данном случае высота и общая конструкция такого подъёмника ограничивает возможности его применения.

Эскиз подъемного крана на тележке и винтового подъемника

Кран на кольцевой платформе

Данный кран очень похож на современные краны по своей функциональности и использовался строителями в конце XIV века. Данный подъёмник позволяет перемещать тяжёлые объекты вокруг себя. Для его работы необходимо было задействовать двух рабочих. Первый находился на нижней платформе и при помощи барабана поднимал тяжёлые объекты, а на верхней платформе находился второй рабочий и с помощью штурвала вращал подъёмник вокруг своей оси. Также у крана были колёса, которые позволяли его передвигать. Такие краны использовались во времена Леонардо для установки столбов и колонн, строительства высоких стен, куполов церквей, крыш домов и прочего. Так как машины были деревянные, то после использования их обычно сжигали.

Экскаваторы Леонардо да Винчи

Сегодня вряд ли кого-то можно удивить экскаватором, но мало кто задумывается над тем, как они были придуманы. Есть точка зрения, что прототипы экскаваторов использовались ещё в Древнем Египте при постройке каналов и углубления русел рек, но по-настоящему концептуальную модель экскаватора придумал, конечно, великий Леонардо да Винчи.

Экскаваторы эпохи Возрождения, конечно, не отличались особой автоматикой и нуждались в ручном труде рабочих, но они его сильно облегчали, ведь теперь рабочим было проще перемещать изъятый грунт. Эскизы экскаваторов дают нам примерно представления о том, насколько огромные по тем временам это были машины. Экскаватор использовал принцип передвижения монорельса, то есть двигался вдоль одного рельса, перекрывая при этом всю ширину канала, а стрелы его кранов могли при этом поворачиваться на 180°.

Крепостная башня и двойная винтовая лестница

На рисунке вы можете видеть эскиз части крепости. Слева от крепостной башни сделан набросок винтовой лестницы, которая является важной составляющей башни. Конструкция лестницы похожа на всем известный винт Архимеда. Если вы присмотритесь к лестнице, то заметите, что она двойная и её части не пересекаются, то есть вы можете с товарищем подниматься или спускаться по разным спиралям лестницы и не знать друг о друге. Таким образом можно по одной стороне спускаться, а по другой подниматься. не мешая друг другу. Это крайне полезное свойство во время военной суеты. Каждая часть, соответственно, имеет свой вход и выход. На эскизе не добавлены ступеньки, но у реальной лестницы они есть.

Лестницу, изобретённую Леонардо, построили после его смерти в 1519 году во Франции внутри замка Шамбор, который служил королевской резиденцией. В Шамборе 77 лестниц, есть винтовые, но только двойная винтовая лестница, сделанная по эскизам да Винчи, стала интересной достопримечательностью.

Здание-лабиринт с множеством лестниц, входов и выходов

Леонардо также задумывался над более изощрёнными архитектурными концептами из лестниц. В данном случае это самый настоящий лабиринт! В этом сооружении 4 входа и 4 лестницы, которые закручиваются по спирали одна над другой, обвиваясь вокруг центральной колонны в виде квадратного столба.. Леонардо прекрасно умел находить гармонические структуры, сочетая геометрические особенности пространства, линии, формы и материалы, создавая в итоге целостные самодостаточные постройки.

Раздвижной (поворотный) мост

Эскиз поворотного моста Леонардо да Винчи

Ещё один мост, который, к сожалению, так и остался лишь проектом — это мост, способный пропускать корабли, плывущие по реке. Его главным отличием от современных мостов, работающих по принципу разведения, является способность поворачиваться, как дверь. Такой эффект достигается за счёт системы кабестанов, шарниров, лебёдок и противовесов, где один конец моста закреплён на специальном вращающемся механизме, а второй конец немного приподнимается для поворота.

Самоподдерживающийся («мобильный») мост

Этот мост является ответом на вопрос: «как можно из подручных средств быстро соорудить полноценную переправу?». Причём ответ крайне красив и оригинален.

Эскиз самоподдерживающегося мост Леонардо да Винчи

Данный мост образует арку, то есть является арочным, а сама сборка не нуждается ни в гвоздях, ни в верёвках. Распределение нагрузки в конструкции моста происходит за счёт взаимного распирания и давления элементов друг на друга. Собрать такой мост можно в любом месте, где растут деревья, а они растут почти везде.

Назначение моста было военным и было необходимо для мобильной и скрытной переброски войск. Леонардо предполагал, что такой мост может построить небольшая группа солдат, используя растущие рядом деревья. Сам Леонардо назвал свой мост «Надёжность».

Подвесной мост

Данный тип моста являлся ещё одним примером мобильного сборно-разборного моста, который солдаты могли собирать, используя канаты и лебёдки. Такой мост быстро собирался и разбирался после себя во время наступлений и отступлений войск.

Как и во многих других проектах Леонардно да Винчи, здесь использован принципы напряжения, статики и сопротивления материалов. Устройство этого моста похоже на устройство висячих мостов, где точно также основные несущие элементы сделаны из лебёдок и канатов и не нуждаются в дополнительных опорах.

Данный мост, созданный 500 лет назад, мог служить хорошим военным приспособлением и во времена Второй Мировой войны. Позже инженеры последующих веков пришли к мнению, что такая конструкция моста оптимальна, а принципы, использованные в подвесном мосту, применяются и во многих современных мостах.

Мост для турецкого султана

В 1502-1503 гг султан Баязид II начал искать проекты для постройки моста через бухту Золотой рог. Леонардо предложил султану интересный проект моста, который предполагал построить мост длиной 240 метра и шириной 24 метра, что выглядело в то время как нечто грандиозное. Интересно также отметить и то, что другой проект предложил Микеланджело. Правда ни одному из проектов так и не удалось оказаться реализованными на практике.

Прошло 500 лет и концепцией моста заинтересовались в Норвегии. В 2001 году недалеко от Осло в небольшом городе Ас была построена уменьшенная копия моста да Винчи. Архитекторы и строители постарались не отступать от чертежей мастера, но кое-где применили современные материалы и технологии.

Город будущего Леонардо да Винчи

В 1484-1485 гг в Милане разразилась чума, от которой умерло порядка 50 тысяч людей. Леонардо да Винчи предположил, что причиной чумы являлись антисанитария, грязь и перенаселённость, поэтому он предложил герцогу Людовико Сфорца построить новый город, лишённый всех этих проблем. Проект Леонардо сейчас бы нам напомнил различные попытки писателей-фантастов изобразить утопический город, в котором нет проблем, где решением всего являются технологии.

Наброски улиц идеального города будущего Леонардо да Винчи

По плану великого гения город состоял 10 районов, где должны были проживать по 30000 людей, при этом каждый район и дом в нём обеспечивались индивидуальным водопроводом, а ширина улиц должна была быть минимум равной среднестатистической высоте лошади (много позже Государственный совет Лондона сообщил, что данные пропорции являются идеальными и в соответствии с ними надо привести все улицы в Лондоне). При этом город был многоярусным. Ярусы связывались посредством лестниц и переходов. Самый верхний ярус занимали влиятельные и богатые представители общества, а нижний ярус город оставался для торговцев и оказания различного рода услуг.

Город мог стать самым великим достижением архитектурной мысли своего времени и мог бы реализовать многие технические достижения великого изобретателя. не стоит правда думать, что город представлял из себя сплошные механизмы, в первую очередь Леонардо делал акцент на удобстве, практичности и гигиене. Площади и улицы задумывались крайне просторными, что не соответствовало тогдашним средневековым представлениям.

Важным моментом была система водных каналов, связывающих весь город. Посредством сложной системы гидравлики вода приходила в каждую городскую постройку. Да Винчи считал, что это поможет изжить антисанитарный образ жизни и свести появление чумы и прочих заболеваний к минимуму.

Людовико Сфорца посчитал данный проект авантюрным и отказал в его реализации. Под самый конец своей жизни Леонардо пытался презентовать этот проект королю Франции Франциску I, но проект, к сожалению, никого не заинтересовал и остался нереализованным.

ВОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Леонардо создал множество эскизов, посвящённых водным устройствам, устройствам манипулирования водой, различным водопроводам и фонтанам, а также ирригационным машинам. Леонардо настолько любил воду, что занимался всем, что как-либо соприкасалось с водой.

Усовершенствованный архимедов винт

Древние греки в лице Архимеда давно изобрели устройство, позволяющее поднимать воду за счёт механики, а не ручного труда. Такой механизм изобрёл примерно в 287-222 годах до н.э. Леонардо да Винчи усовершенствовал механизм Архимеда. Он внимательно рассмотрел различные соотношения между углом наклона оси и необходимым количеством спиралей, чтобы выбрать оптимальные параметры. Благодаря доработкам, механизм винта стал доставлять больший объём воды при меньших потерях.

На эскизе винт изображён слева. Он представляет из себя трубку плотно обёрнутую трубку. Вода поднимается по трубке и попадает из специальную ванной наверх. Вращая рукоятку, вода будет литься непрерывным потоком.

Винт Архимеда до сих пор применяется для орошения сельхозугодий, а принципы винта лежат в основе множества промышленных насосных станций и насосов.

Водяное колесо

Леонардо старался отыскать наиболее оптимальный способ использования силы и энергии воды при помощи различных систем из колёс. Он изучал гидродинамику и изобрёл в конечном итоге водяное колесо, которое изображено ниже на эскизе. В колесе были сделаны специальные чаши, которые черпали воду из нижней ёмкости и переливали её в верхнюю.

Это колесо использовалось для очистки каналов и углубления дна. Располагаясь на плоту и имея четыре лопасти, водяное колесо приводилось в движение ручной силой и собирало ил. Ил укладывался на плот, который был закреплён между двумя лодками. Колесо перемещалось также вдоль вертикальной оси, что позволяло регулировать глубину зачерпывания колеса.

Водяное колесо с вёдрами

Леонардо предложил интересный способ доставки воды в условиях города. Для этого использовалась система из вёдер и цепей, на которых крепились вёдра. Интересно то, что для работы механизма не требовался человек, так как вся работа выполнялась рекой через водяное колесо.

Ворота для шлюза

Изобретателем была улучшена система шлюзовых ворот. Теперь можно было управлять количеством воды таким образом, чтобы выравнивать давление с обеих сторон шлюзовых ворот, что упрощало работу с ними. Для этого в больших воротах Леонардо сделал маленькие ворота с засовом.

Также Леонардо изобрёл канал с системой шлюзов, позволяющей кораблям продолжать судоходство даже по склонам. Система ворот позволяла контролировать уровень воды таким образом, чтобы корабли могли проходить по воде без затруднений.

Дыхательный аппарат под водой

Леонардо настолько любил воду, что придумал инструкции для погружения под воду, разработал и описал водолазный костюм.

Водолазы по логике Леонардо должны были участвовать в постановке судна на якорь. Водолазы в таком костюме могли дышать при помощи воздуха, который находил в подводном колоколе. Также костюмы имели стеклянные маски, позволявшие видеть под водой. Также костюм имел усовершенствованную дыхательную трубку, которой пользовались ещё в более древние времена ныряльщики. Шланг изготовлен из тростника, а места соединения скреплены непромокаемой материей. В самом шланге имеется пружинная вставка, позволяющая шлангу повысить свою прочность (ведь на дне большое давление воды), а также делает его более гибким.

В 2002 году профессиональный водолаз Жак Козенс устроил эксперимент и изготовил костюм водолаза по чертежам Леонардо, сделав его из свиной кожи и с бамбуковыми трубками, а также воздушным куполом. Опыт показал, что конструкция неидеальна и эксперимент имел лишь частичный успех.

Изобретение ласт

Перепончатая перчатка, которую изобрёл Леонардо, сейчас бы называлась ластами. Она позволяла оставаться на плаву и увеличивала дистанцию, на которую человеку мог заплыть в море.

Пять длинных палок из дерева продолжали строение скелета человека вдоль фаланг пальцев и соединялись между собой перепонками, как у водоплавающих. В основе современных ласт положен точно такой же принцип.

Изобретение водных лыж

Изобретатель старался решить задачу преодоления длинного мелководья солдатами и пришёл к выводу, что можно использовать шкуру, предварительно наполненную воздухом (мешки из кожи), прикрепив эту шкуру к ногам людей.

Если объём мешка будет достаточным, то он сумеет выдержать вес человека. Также Леонардо предполагал использовать брус из дерева, который обладал повышенной плавучестью. В руки солдаты должны брать два специальных шества. чтобы контролировать равновесие и двигаться вперёд.

Идея Леонардо оказалась неудачной, но похожий принцип лёг в основу водных лыж.

Спасательный круг

Если перевести надпись, которая расположена внизу рисунка, то можно прочесть «Как спасти жизнь в случае шторма или кораблекрушения». Это незамысловатое изобретение является ничем иным, как спасательным кругом, позволяющим человеку оставаться выше уровня воды и не тонуть. Предполагалось, что круг будет выполнен из лёгкой коры дубы, который можно было встретить везде в Средиземноморье.

Колесная лодка

В Средние века моря и реки оставались удобными и оптимальными транспортными путями. Милан или Флоренция жизненно зависели от морского судоходства и наличия быстрых и безопасных водных средств передвижения.

Леонардо создал эскиз лодки с гребным колесом с лопастями. Четыре лопасти похожи по форме на плавники водоплавающих. Человек крутил двумя ногами педали, тем самым вращая колесо. Принцип возвратно-поступательных движений заставлял колесо крутиться против часовой стрелки, поэтому лодка начинала движение вперёд.

Модель лодки Леонардо

На видео ниже можете посмотреть более детально устройство лодки с колёсами:

История знает немало гениальных изобретателей, которые благодаря своим нестандартным взглядам на простые вещи смогли изменить человеческую жизнь раз и навсегда. Одним из таких людей является Леонардо да Винчи. Он изобрёл более 100 полезных и необходимых для человеческой жизни устройств. Мы же рассмотрим 7 самых интересных изобретений Да Винчи.

Бронированный танк

Это изобретение является одним из самых необычных, особенно для Леонардо, ведь войну он просто терпеть не мог. Ему не хотелось создавать танк бронированного типа, но пришлось, поскольку это была просьба очень влиятельного на тот момент человека по имени Людовико Сфорц (герцог Миланский).


По внешнему виду танк очень сильно напоминал черепаху с системой зубчатых колёс. Со всех сторон эта конструкция была защищена 36 орудиями. В самом танке спокойно могли располагаться около 8 воинов, которые были защищены прочной деревянной внешней бронёй. Каждая пушка могла с лёгкостью нанести значительный урон противнику с одного выстрела.


Недавно специалисты заметили, что на чертеже Леонардо да Винчи, имеется большой недостаток. Дело в том, что колёса, предназначенные для движения бронированного танка вперёд, крутились в разные стороны с колёсами, предназначенными для движения назад, поэтому танк просто стоял бы на месте. Многие считают, что великий изобретатель сделал такую оплошность умышленно, т.к. не хотел, чтобы танк использовался в военных целях .

Роботизированное устройство

Данное изобретение считают самым необычным и удивительным среди всех изобретений, созданных Леонардо. Чтобы воплотить свою очередную гениальную идею в реальность, ему пришлось несладко. Изобретатель начал изучать анатомию и даже разрезал человеческие трупы с целью узнать, как устроена опорно-двигательная система. Через некоторый промежуток времени он обнаружил, что нашими костями управляют мышцы. После этого Да Винчи предположил, что подобный механизм можно будет использовать технике.


В отличие от многих других изобретений, которые так и остались в виде задумки, Леонардо всё же собрал робота. Но использовался он исключительно для развлечения толпы на вечеринках герцога Миланского.

На сегодняшний день мало кто знает, что того времени, но если опираться на чертежи, то можно предположить, что он мог спокойно сидеть, двигать руками и даже ходить, как настоящий человек . Основа данного изобретения заключалась на простой системе шкивов и шестерён.

Парашют

В 15 веке люди всерьёз задумывались о создании такого приспособления, которое помогло бы им летать. Они придумывали различные методы, чтобы воплотить эту заветную мечту в жизнь. Все пробы не увенчались успехом, кроме попытки великого Леонардо Да Винчи, который изобразил рисунок настоящего парашюта.


Он предполагал, что парашют обязательно должен быть в форме пирамиды и полностью сшит из обычной ткани. К рисунку прилагалось описание, что его изобретение позволит спрыгнуть с любой высоты и после этого остаться целым и невредимым.

Недавно инженеры смастерили парашют по чертежам Да Винчи, и он действительно оказался действующим .

Проект чистого города

Когда Леонардо проживал в Милане, практически вся Европа была охвачена страшной болезнью – чумой. Это заставило его задуматься о построении санитарно-чистого города.


Он спроектировал город, разделённый на несколько уровней , в каждом из которых сведена к минимуму антисанитария. В городе должна была работать сеть каналов для быстрого удаления всех отходов.

К сожалению, его идея не увенчалась грандиозным успехом, по причине того, что он не смог найти человека, который бы был инвестором постройки такого города.

Пулемёт

Оружие, которое создал да Винчи совсем не похоже на современное. Этот пулемёт не был способен молниеносно выпускать пули из одного и того же ствола, но зато с лёгкостью мог очень быстро выдавать залпы.

Механизм пулемёта довольно прост. Нужно было взять 11 мушкетов и параллельно закрепить их на доске. Потом 3 таких доски складывались, чтобы получился равносторонний треугольник. Посередине помещался вал, чтобы конструкция можно было с лёгкостью вращать. Таким образом, первые 11 мушкетов стреляли, а другие перезаряжались .

Водолазный костюм

В самом конце 15 века Леонардо да Винчи придумал водолазный костюм для отправки воинов на дно гавани, чтобы они могли отражать атаки вражеских кораблей, повреждая им днища. На сегодняшний день эта идея кажется очень простой в воплощении, но во времена Леонардо это казалось нереальным.

Механизм этого изобретения был устроен следующим образом. Воздух поступал в водонепроницаемый костюм из специального колокола. Сам костюм был кожаным. Также водолазам приходилось надевать тяжёлые маски с отверстиями, чтобы видеть, куда надо плыть. Благодаря стараниям Да Винчи водолазы были способны находиться на глубине достаточно долго.

Самоходная тележка

Самоходная тележка, по мнению многих экспертов, считается первым автомобилем в истории человечества .

Чертежи, которые были сделаны Леонардо, не до конца описывают весь внутренний механизм этого приспособления, и поэтому современным инженерам пришлось долго думать, как всё работает. Они пришли к выводу, что тележку приводит в движение пружинный механизм. Эти самые пружины были спрятаны в корпусе и с лёгкостью могли заводиться, подобно часовому механизму, а дальше тележка начинает ехать вперёд по мере того, как пружина разматывается.

Гений Леонардо да Винчи: машины и механизмы

Мы уже убедились в том, что конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Несмотря на столь многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных ориентации. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удов


летворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. Например, мы часто сталкиваемся с разным отношением к собственности у нескольких групп населения (одни группы считают, что собственность должна быть коллективной, другие предпочитают частную собственность, третьи стремятся к кооперативной). При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Весьма показателен также конфликт по поводу различного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к таким конфликтам относятся любые забастовки).

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентации крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а также из-за противоположных ориентации но отношению к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентации.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места,


которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Например, одна область (административная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, административный центр), наоборот, пытается не допустить самостоятельности. На этой основе, может развиться конфликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Например, подразделение организации стремится стать влиятельнее и занять более высокое место в структуре организации с целью получения большей доли ресурсов. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Действительно, у людей часто существуют противоположные ценности и желание занять более высокое место в статусной иерархии. Однако конфликты, несмотря на наличие причин и даже на недовольство людей сложившимся положением, происходят далеко не всегда. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.



Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социальнопсихологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Например, в трамвае два эмоционально настроенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер.

Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфликта возрастает. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими


перерывами между ними. Однако острый конфликт безусловно более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Итак, вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования социальной группы или организации. Исследование конфликтных ситуаций показывает, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Так, многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.

Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода, Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой


точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы, или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем образуется новая качественная определенность.

Итак, существуют две крайние, полярные точки зрения на последствия конфликта. Мы, однако, будем избегать крайних суждений и предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты, определяющие его последствия. Прежде всего следует отметить, что конфликт способен разрушать социальные общности. Многие социальные конфликты являются высокодестабилизирующими событиями в социальных системах. Забастовки могут оставить бездеятельными тысячи людей и нанести серьезный урон предприятиям и организациям; супружеские конфликты мешают объединению супругов и взаимопониманию между ними; национальные конфликты нарушают взаимосвязи между народами. И, наконец, атомный конфликт грозит уничтожить все человечество.

Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образуются новые структуры, цена за это может быть слишком большой. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство. Конфликт внутри группы ставит препятствия для ее членов в деле согласования групповых целей или создания кооперации, необходимой для их достижения. Государство часто не способно противостоять захватчикам из-за того, что его раздирают внутренние противоречия, Организации с сильно выраженными внутренними противоречиями крайне неустойчивы и потому не могут приспособиться к условиям внешней среды.

Говоря об интегративных, позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе проявляется несправедливость, ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе. Так, общество вступает в конфликтные ситуации с преступными группами или индивидами с отклоняющимся поведением, и это всеми признается справедливым.


Гений Леонардо да Винчи: машины и механизмы

1452 15-го апреля в деревушке Винчи близ Флоренции родился Леонардо, внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи (р. 1426) и крестьянки Катерины, также родившейся вне брака.

Отец Леонардо был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи еще в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, и входили в число состоятельных горожан, носящих титул «сеньор», который уже по наследству перешел к отцу Леонардо.

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Однако в дом отца Леонардо был взят не сразу, а в возрасте приблизительно четырех с половиной лет. Вероятно потому, что первая жена Пьеро оказалась бесплодной. Впоследствии отец Леонардо был женат еще трижды и стал отцом двенадцати детей.

Мальчику было около пятнадцати лет, когда он начал обучение в мастерской видного флорентийского живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, в которой трудились художники, скульптуры и кузнецы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника. Как правило, мальчики поступали на обучение к мастеру в возрасте четырнадцати лет или около того и служили ему лет шесть, после чего им позволялось вступить в гильдию живописцев гильдию Святого Луки и обзавестись собственной мастерской. Леонардо жил в доме Верроккьо и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

В том же году Леонардо внес свой вклад в работу своего учителя «Крещение Христа» (Галерея Уфицци, Флоренция). Леонардо написал ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако наиболее вероятно, что Веррокьо был рад передать искусство живописи Леонардо, чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам.

Вскоре после этого Леонардо пишет свою первое самостоятельное полотно (может быть при участии Веррокьо) «Благовещение». Оно, конечно, уступает более зрелым работам Леонардо по многим аспектам, что не удивительно: гению всего 20 лет. Кроме того, как и многие другие картины «Благовещение» носит следы позднейшего вмешательства другой кисти.

Первый датированный рисунок Леонардо "Пейзажный рисунок долины Арно" (1473 год) как и «Благовещение» находится сейчас в галерее Уффици во Флоренции.

Затем Леонардо вступает в период жизни, наполненный темой Мадонны с младенцем: «Мадонна с гвоздикой» (Мюнхенский музей), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» (обе Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме законченных картин осталось большое количество эскизов: мадонна с кошкой, мадонна с тарелкой фруктов и др.

В 1481 году Леонардо получает заказ на «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Полотно было начато мастером, но заброшено в стадии наброска, поскольку случилось событие, которое заставило Леонардо желать перемен.

Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство Медичи. Они покровительствовали искусству, но к Леонардо это не относилось. Скорее всего, уже тогда ему мешала репутация, которую он приобрел в ранней молодости и которая с годами только укреплялась: блестящий и многосторонний, но медлительный и неблагонадежный, склонный бросать работу недоделанной.

Папа Сикст IV, предварительно посоветовавшись с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных были все видные художники, кроме Леонардо. Он не мог отделаться от чувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нет будущего.

В 1482 году Леонардо поехал в Милан играть на лютне при дворе Лодовико Сфорца. Инструмент, который он взял с собой и рисунки которого сохранились, был сделан из конского черепа и оправлен серебром. Столь странная причуда была как раз в духе Леонардо: безобразное его привлекало; однако форма инструмента была выбрана не просто так полость черепа давала хороший резонанс и усиливала звук

Настоящей же причиной, по которой Леонардо покинул Флоренцию, было желание найти в Лодовико Сфорца лучшего покровителя, чем Медичи. Чтобы расположить к себе Сфорца, мастер написал ему письмо, в котором ничего не говорилось о музыке, а об искусстве упоминалось лишь вскользь: Леонардо предлагал себя в качестве военного эксперта и изобретателя оружия. В этом он ошибся: Лодовико предпочитал войнам интригу и яд.

Первый заказ, который Леонардо получил в Милане в 1483 году поступил не от герцога, а от францисканского братства Непорочного зачатия. Леонардо с товарищами выполнял роспись алтаря для недавно построенной капеллы Непорочного зачатия Девы Марии. Первый вариант центрального полотна, которое выполнил Леонардо - «Мадонна в скалах» - был закончен в I486 году Ожесточенный спор и последующее судебное разбирательство из-за оплаты труда художников длилось более 25 лет. Когда все юридические споры были улажены Леонардо пришлось написать копию картины, поскольку оригинал к тому времени перешел к частному владельцу. В августе 1508 года второй вариант «Мадонны в скалах» (Национальная галерея, Лондон) был передан Братству.

На службе у герцога Леонардо оформляет декорации, как придворный художник пишет портреты (например, «Портрет Чечилии Галерани», Краков, Музей Чарторыжских) работает над колоссальной конной статуей Франческо Сфорца. Несколько лет он занимается разработкой эскизов для статуи и ему понадобилось 11 лет, чтобы изготовить глиняную модель коня высотой более 7 метров.

Сам памятник так и не был отлит, несмотря на то, что все технические сложности были решены. Леонардо даже изобрел по этому случаю специальные плавильные печи. Предназначенная для отливки грандиозного памятника бронза была пущена в 1494 году на изготовление пушек. Модель погибла несколько лет спустя.

В Милане Леонардо начал писать свой «Трактат о живописи», над которым работал до самой своей смерти. Он постоянно прерывал работу над ним ради других занятий, и особенно ради изобретательства: сконструировхт машину для производства напильников, затем прокатный стан, затем станок для выделки сукна, который вдвое увеличивал производительность труда. Однако Сфорца не оценил его изобретения.

Значительную часть времени в миланский период жизни да Винчи занимала архитектура. Он создавал проекты и эскизы храмов и даже был экспертом и консультантом при строительстве Миланского собора. Сохранились свидетельства о небольших платежах мастеру за эти работы, но ни один из его замыслов не нашел практического применения.

«Идеальный город» одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.

Он также разработал канализационную систему для Милана и посоветовал, как перестроить город, чтобы ему не грозила чума. В 1494 году проводил мелиорационные работы в герцогских владениях близ Виджевано.

В 1495 году Леонардо приступает к работе над всемирно известной «Тайной вечерей» и всего через три года заканчивает эту титаническую работу. К 1498 году относится и окончание работ по росписи Сала делле Ассе (Ослиной залы) в Кастелло Сфорцеско. На стенах и сводах Ослиной залы зеленые кроны ив причудливым образом переплетены и опутаны тонкими декоративными веревками. Вероятно Леонардо намеревался выработать собственный символ: одно из значений слова «винчи» - ива.

Правление герцога Сфорца закончилось в 1499 году. Французские войска вторглись в Северную Италию и захватили Милан. Леонардо уезжает из Милана и отправляется в Мантую и Венецию, где выполняет портрет Изабеллы д"Эсте.

В 1500 году Леонардо возвращается во Флоренцию и продолжает развивать тему мадонны: пишет «Св.Анну с Марией и младенцем» (Лувр, Париж), «Мадонну с веретеном» (частное собрание).

Несмотря на дурную славу, идущую о Чезаре Борджиа, в 1502 году поступает к нему на службу в качестве архитектора и главного инженера, сопровождает его в походе в Романыо. На службе у Борджиа Леонардо спроектировал систему рвов и каналов для осушения 5олот в окрестностях

Пьомбино, создал карты окрестностей Ареццо в помощь войскам Борджиа, собирающимся па-пасть на земляков Леонардо, тосканцев.

Весной 1503 года Леонардо оставляет свою службу у Борджиа, возвращается во Флоренцию, начинает портрет Моны Лизы, но откладывает его, поскольку получает осенью 1503 года заказ на фреску с изображением Битвы при Ангиари для зала Большого совета в палаццо делла Синьория. Заказ на вторую фреску «Битва при Кашине» получил Микеланджело. Ни одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, Леонардо снова в Милан, а Микеланджело в Рим. Из-за экспериментов Леонардо с красками, состояние полотна неуклонно ухудшалось и было полностью утрачено примерно через 60 лет.

Вазари пишет о том, что Леонардо раздражала мелочность заказчиков. По письменной просьбе французского наместника в Милане Шарля д"Амбуаза Леонардо получает в мае 1506 года трехмесячное освобождение от своих обязанностей во Флоренции. Однако тремя месяцеми его пребывание в Милане не ограничилось.

В течение последующих семи лет он писал мало, но много проводил времени за изучением механики, анатомии и математики.

В 1511 году д"Амбуаз скончался. Леонардо вновь остался без покровителя. И в сентябре 1513 года он принял протекцию Джулиано Медичи, с которым уехал в Рим.

Конфликт с высокомерными немецкими мастерами из окружения папы привел к тому, что Леонардо не получил крупных заказов как Рафаэль и Микельанджело. Тем не менее он энергично принялся за проект Льва X по осушению Понтийских болот к югу от Рима и делал для этого подробные зарисовки местности.

В Риме Леонардо провел три года, занимался математикой, зеркалами, делал заметки к трактату об устройстве человеческого голоса, искал новые рецепты масел и лаков для живописи. Луврский «Св. Иоанн Креститель» - последняя картина Леонардо - написана в Риме.

После смерти Джулиано Медичи Леонардо принимает приглашение короля Франциска Первого и в 1517 году отправляется во Францию в качестве художника для королевского двора.

Леонардо живет в небольшом замке недалеко от королевской резиденции, где наконец получает прекрасные условия для своего творчества: работы над записками и проведения научных экспериментов. Здесь он проводит последние два года своей жизни занимаясь гидрографией, мелиорацией и почти ежедневно беседуя с Франциском I на интересующие их обоих темы..

23 апреля 1519 года Леонардо составляет завещание, назначив своим душеприказчиком своего друга художника Франческо Мельци.

Умирает Леонадрдо 2 мая 1519 года в Клу в возрасте 67 лет Могила его в церкви Сен Флоран-тен в Амбуазе была утрачена во время гугенотских войн. Сохранилась лишь запись в церковном регистре: «В галерее этой церкви был похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший главный живописец миланского герцога».

Оптика была популярна во времена Леонардо и имела даже философский оттенок. Здесь представлено несколько машин для изготовления зеркал и линз. Вторая сверху предназначена для создания вогнутых зеркал, третья - для их шлифовки, четвертая - для производства плоских зеркал. Первая и последняя машины дают возможность шлифовать зеркала и линзы, делать их поверхность гладкой, одновременно преобразуя вращательное движение в переменное.

Известен также проект (выполненный Леонардо между 1513 и 1516 г. во время его пребывания в Риме) большого параболического зеркала, имеющего множество граней. Он был задуман для нагревания котлов в прачечной путем концентрации солнечной энергии.

АРТИЛЛЕРИЯ

Килевидные снаряды

Экспериментируя с потоками воды, Леонардо пришел к выводу о влиянии воздуха на траекторию полета пушечных ядер. Эту проблему он решил с помощью килевидных снарядов, актуальных и в наши дни. Они имели аэродинамический контур и направляющие крылья.

Пулемет Скорострельные орудия

Эта конструкция была названа ученым "мушкет в форме органной трубы". На телеге устанавливались три стойки со стволами (по 11 стволов на каждой) мощностью в 33 заряда. Установка вращалась. Когда одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала, то мощность огня повышалась и создавалась непрерывность обстрела. Орудие снабжалось винтовым механизмом, регулирующим подъемник.

Большое внимание Леонардо уделял проектированию автоматического огнестрельного оружия. Для повышения мощности и скорости огня он расположил веером множество стволов.

ТКАЦКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Пластинчатый шпиндель

.....................................................................

Реальная инновация Леонардо в ткацкой сфере - это пластинчатый шпиндель, который дает возможность машине тянуть, скручивать и наматывать одну нить на три разные катушки. Шпиндель и пластина (ребро) движутся одновременно, но каждый из них делает разное число оборотов. Ребро скручивает нить и дает ей возможность наматываться на катушку быстрее, чем это делает шпиндель, Шпиндель движется переменно, вращаясь. Он "приходит и уходит", за счет чего, нить наматывается в спирали по всей длине катушки.

Машина для изготовления канатов

Текстильная промышленность всегда была широко развита в Тоскане и Ломбардии. Леонардо изучал машины для намотки, изготовления канатов и обработки тканей. Чтобы сделать веревку (канат) надо было переплести несколько прядей (каждая прядь состоит из отдельных нитей). Для этого Леонардо разработал машину, приводимую в движение рукояткой. При помощи блоков (воротов) она поворачивала устройство, к которому были прикреплены переплетаемые пряди (на этом рисунке - только три пряди). В машине, изображенной на этом рисунке, прядей гораздо больше. Они собраны в полукруг барабана, на котором поворачиваются блоки (вороты).

МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Дноуглубительный снаряд (драга)

Для очистки каналов Леонардо изобрел драгу, помещаемую между двумя лодками и снабженную четырьмя лопастями. Лопасти приводились в движение рукоятью. По замыслу, собранный со дна ил складывался на плот, укрепленный между двумя лодками. При повороте колеса трос, привязанный к берегу, наматывался на барабан, что автоматически передвигало установку.

Ось вращения барабана можно было перемещать вертикально и тем самым регулировать глубин}" выборки грунта.

Пидравлическкая пила

Поток воды приводил в движение колесо, которое, в свою очередь, двигало вертикальную пилу и тележку со стволом дерева. Таким образом, весь процесс распиливания становился автоматизированным.

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

Коробка передач

Этот механизм предназначен для выработки различных скоростей, необходимых для работы часов, станков и транспортных средств. Он имеет отношение к современной коробке

передач.

Три зубчатых колеса жестко соединены друг с другом и выстроены вдоль радиуса наибольшего из них, названного "планетарио ". Центральное колесо приводится в движение извне при помощи рукоятки и передает момент движения соседнему колесу. Только среднее колесо независимо от "планетарио ", другие два жестко с ним связаны. В момент предачи движения от центрального колеса к внешнему, "планетарио " поворачивается, но со скоростью, меньшей по сравнению с первоначальной. Вращение внешнего колеса на его собственной оси относительно окружности "планетарио " называется "эпициклоидальной кривой".

Автомобиль

На этом знаменитом рисунке прототип современного автомобиля. Самодвижущаяся телега движется с помощью сложного арбалетного механизма, который передает энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имеют дифференцированные приводы и могут двигаться независимо. Четвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.

АНЕМОМЕТР


Это и есть те самые "легкие и прочные мосты", обещанные Леонардо в его письме к Моро. Они без особого труда могли быть построены из доступных материалов (небольших стволов деревьев). удобны в транспортировке (при помощи канатов) и предназначались, в основном, для военных целей. Облегчая форсирование рек, такие мосты способствовали быстрому и скрытному передвижению поиск, что создавало фактор неожиданности и вело к успешному исходу сражения. Леонардо разнил законы статики и сопротивления материалов и использовал их и конструкции данных мостов.

Мост изготовлен из бревен, связанных вместе канатами, собранными таким образом, чтобы полнились две арки. Перекладины их соединяющие определяют ширину моста. Доски, которые образуют мостовую, закреплены на этих перекладинах.

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ПОВОЗКА

Эта повозка использовалась для перевозки артиллерийских орудий; посредством захвата клещами и канатами ствол орудия закреплялся, а затем приподнимался с помощью винтового механизма. Повозку передвигали животной силой.

ВЕЛОСИПЕД


Рисунок этого велосипеда, найденный среди бумаг Леонардо, был слишком неожиданным чтобы не вызвать недоверие и сомнение ученых. Он явился на свет в течение реставрационных работ Атлантического Кодекса после разъединения двух половинок листов, наклеенных Помпео Леони в конце XVI века на один лист, отнесенный к названному Кодексу. Рисунок, находясь на обратной стороне листа, который Леони разделил пополам, оставался невидимым более трехсот шестидесяти лет, и никто, естественно, не мог за это время что-то дорисовать или дописать в него.

Согласно одной из версий, рисунок мог быть сделан Салаи , учеником и моделью Леонардо. Его имя на самом деле всего лишь слово, написанное на листе. Ученик копировал рисунок мастера. Цепной привод с зубчатыми колесами несомненно восходит к рисунку да Винчи из Мадридского Кодекса, который никто не знал до 1966 г.

ВИНТ САМОЛЕТА


Модель представляет собой основу, в которую вставлен винт, сделанный из льняного холста.

Леонардо полагал, что если очень быстро раскрутить винт (в своих записках он не объяснял с помощью какого источника энергии или силы), то конструкция взвинтится, приподнимаясь в воздух.

Это один из наиболее известных рисунков Леонарда да Винчи, в котором некоторые ученые видят прародителя современного вертолета.

ВИНТОВОЙ ПОДЪЕМНИК

Колонна, одним концом поставленная на телегу и другим концом помещенная под каркасом подъемника, поднимается при помощи вертикального винта, прикрепленного к самой колонне. Люди на верхней платформе крутят винт и, подняв колонну, ставят ее в заданную точку с помощью приспособления, которое передвигает весь механизм.

ВЫДВИГАЮЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА

Леонардо создал портативную лестницу для штурма, одной из составных частей которой являлся "зубчатый винтовой" механизм. Он удлинял, укорачивал, поднимал и опускал лестницу.

Леонардо, после наблюдения за сценами сражений, проектирует лестницу как военную машину, идеально подходящую для штурма стен осажденных дворцов и крепостей, так как для противника было бы очень трудно отразить атаку.

В наши дни данный механизм находит применение при спасении людей на пожарах.

ГИДРОСКОП

Прибор представляет собой весы с двумя чашами. На одну чашу весов помещался воск, а на другую губка в количестве, необходимом для уравновешивания. Губка, по мере впитывания влаги из воздуха, становилась тяжелее и под весом ее тяжести чаша опускалась, а вертикальный отвес указывал значение влажности на отметках горизонтально расположенной перекладины.

КРЫТАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ АТАКИ ВРАЖЕСКИХ УКРЕПЛЕНИЙ

Защищенная штурмовая установка на передвижной колесной платформе. Приблизившись к стене на соответствующее расстояние, при помощи веревок можно было опустить мостик (закрытый остроконечной крышей) на крепостную стену, что позволяло атакующим добраться до противника не подвергаясь опасности.

ЛЕБЕДКА С ТРЕМЯ СКОРОСТЯМИ


г \ч- /,..;,


Лебедка, изобретенная Брунеллески, представляет собой прочную структуру, приводимую в движение при помощи пары быков. Посредством двух горизонтальных колес вертикальный столб приводит в движение горизонтальный цилиндр, который, в свою очередь, тащит другой горизонтальный цилиндр. К этим горизонтальным цилиндрам, которые имеют разные диаметры, монтированы веревки, служащие для поднятия грузов. В зависимости от веса поднимаемого груза можно выбрать три разные скорости подъема. Машина была также снабжена устройством безопасности, которое препятствовало вращению цилиндров в обратную сторону. Винтовое устройство позволяет поднимать или опускать столб, приводящий в движение всю конструкцию. Данная операция, в свою очередь, позволяет изменить направление вращения горизонтальных цилиндров и, таким образом, переключаться от подъема к опусканию груза, без необходимости отпрягать животных и впрягать их снова в противоположном направлении.

МАСЛЯНЫЙ ПРЕСС

Традиционным сельскохозяйственным механизмом Тосканы являлся масляный пресс. Он был снабжен элементарными технологическими приспособлениями, облегчающими ручной труд (противовесы и колесные механизмы).

Верхний горизонтальный рычаг, изгибающийся справа и с противовесом слева, своим поступательным движением вращая зубчатое колесо, которое является материнским винтом по отношению к вертикальной спирали, создает давление на мешок, содержащий оливки.

МАШИНА ДЛЯ УСТАНОВКИ КОЛОНН

Основание столба опирается на пару колес, которые приводятся в движение как горизонтальным, так и наклонно расположенным канатом. Горизонтальный канат требует меньшего усилия, что обусловливается суммарным трением нижних и верхних колес. Это усилие остается постоянным т.к. насколько оно увеличивается внизу, настолько же уменьшается наверху. При использовании наклонно расположенной веревки по мере передвижения нагрузка увеличивается и в конце полностью переноситься на саму веревку.

МОДЕЛЬ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ПО ВИТРУВИЮ

После освоения основ арифметики и грамматики юный Леонардо попадает в мастерскую Верроккио где изучает искусство рисования и скульптуры. Часто в мастерских приходилось реализовывать проекты разных архитекторов, поэтому были необходимы более глубокие знания геометрии обязательные также в изучении человеческих пропорций и перспективы.

Леонардо всегда интересовал мир геометрии, о чем свидетельствуют его многочисленные рисунки.

Известный рисунок Леонардо да Винчи человек, вписанный в круг и квадрат, представляет собой ни что иное как иллюстрацию теорий Витрувия (жил в I веке до н.э.), являющихся основой для изучения архитектуры.

Архитектор Витрувий в своем произведении об архитектуре полагал, что меры человека природой распределены таким образом, что «если ты настолько раздвинешь ноги, что понизишься головой на 1/14 своей высоты, и настолько раздвинешь и поднимешь руки, что вытянутыми пальцами ты коснешься линии самой верхней части головы, то знай, что центром крайних точек раздвинутых членов тела будет пупок и пространство, находящееся между ногами, составит равносторонний треугольник».

МОСТ С СОВМЕЩЕННЫМИ ПРОЛЕТАМИ

Два находящихся друг над другом пролета моста соединены между собой перекрестьем балок в форме Андреевского креста.

Скрещенные балки концами совмещены друг с другом и представляют собой сетку вертикальных ромбов, каждый из которых усилен дополнительной балкой по вертикали.

В верхний угол фигуры, представляющей Андреевский крест, вогнаны (вставлены) горизонтальные балки, на которых держится верхний пролет моста.

Давление, оказываемое весом самих балок, позволяет диагоналям быть в постоянном натяжении/напряжении, что призвано придать им дополнительную прочность. Это создает превентивное натяжение, которое должно противостоять силе тяжести всего моста. Этот принцип, по словам Леонардо, и делает всю конструкцию по истине <нерушимой>.

ОДОМЕТР НА ТЕЛЕЖКЕ


Устройство для точного подсчета расстояния. Формой напоминает тачку, имеет два зубчатых колеса: вертикальное проходит одну зарубку всякий раз, как поворачивается ступица колеса на земле. Каждый раз, как вертикальное зубчатое колесо заканчивает оборот, внутренний выступ двигает другое, горизонтальное колесо. В нем есть отверстия, через которые выпадает в специальный контейнер камень, когда устройство проходит еще одну зарубку. Сбор и подсчет этих камней дает возможность подсчитать количество оборотов колеса на земле и тем самым измерить расстояние.

ПАРАШЮТ

Модель сделана на основе деревянной рамы в форме квадрата, в углах которого фиксируются такие же деревянные направляющие, сходящиеся в одной точке в центре относительно базовой рамы. По направляющим закрепляется материал, так чтобы он закрывался, образовывая форму вытяжного колпака. К четырем углам базовой рамы крепились веревки, в нижней точке которых привязывался человек.

«Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 дайн руки (длина руки равна 60 см) и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты".

В действительности же представляется затруднительным, чтобы парашют Леонардо позволил безопасный спуск, поскольку воздух, который собирается в куполе, не найдя выхода, разорвал бы на куски всю конструкцию.

ПОВОРОТНЫЙ МОСТ

По замыслу Леонардо, этот мост представляет собой единый пролет параболической формы, прикрепленный к одному берегу реки при помощи вертикального шарнира, на котором он вращается. Перекидывание моста на другой берег осуществляется за счет канатов и лебедок, а также колес и металлических валиков, обеспечивающих его скольжение. Кроме того, для него предусмотрен кессон, являющийся противовесом при балансировке и маневрировании подвешенного в воздухе моста в процессе его опускания на противоположный берег. В основном мост предназначался для военных целей, однако имел большую важность также и для использования в мирных целях, в особенности при пересечении судоходных каналов и небольших ответвлений моря в портах.

ПОВОРОТНЫЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

В работе этого подъемного крана предусмотрены три основных движения: поднятие, перемещение и вращение груза.

Рабочий, отвечающий за поднятие, находился на нижней платформе, где веревка накручивалась и скручивалась с барабана до необходимой длины. На верхней платформе находился рабочий, отвечающий за операции перемещения груза и его вращения, которые осуществлялись при помощи штурвала и длинного винта с правосторонним вращением с одной стороны и с левосторонним с другой.

Вращение производилось с земли при помощи веревок, закрепленных за два кольца в крайних точках горизонтальной выносной стрелы крана.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН (БРУНЕЛЛЕСКИ)



Размер этого подъемного крана был, по крайней мере, 20 метров в высоту. Вероятно, он использовался при заключительной фазе строительства закрытие отверстия в верхней точке купола церкви Санта Мария дель Фиоре , или для позиционирования тяжелых каменных блоков при строительстве лантерны (восьмигранный фонарь, замыкающий купол Брунеллески). Вертикальный столб подъемного крана, управляемый длинным штурвалом, мог вращаться на 360 градусов. Груз и противовес передвигались одновременно (сходясь или расходясь) так, чтобы сохранять кран в постоянном равновесии с его собственным вертикальным столбом. Колесо в основании этого столба служило для уменьшения трения, создаваемого вращением базовой платформы. Груз поднимался или опускался с помощью вертикального винта, снабженного тремя растяжками, что обеспечивало ровное удержание груза в одной плоскости во время его переноса. Чтобы подъемный кран работал, были необходимы 4 группы рабочих: первая - поворачивала подъемный кран, две другие приводили в движение винты для радиального передвижения груза и противовеса, и четвертая группа приводила в движение вертикальный винт.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН НА ТЕЛЕГЕ

Вращающийся подъемный кран-башня, который не предусматривает перемещение грузов вдоль башенной стрелы. На подлинном рисунке фигурирует надпись «для прикрепления к пеньковым канатам» и, если бы их не было четыре штуки, что, таким образом, делает кран неподвижным, казалось бы, что он может перемещаться с помощью телеги, на которой монтирован.

До сих пор остается загадкой функция этого подъемного крана. Принимая во внимание очень маленькие размеры башенной стрелы, возможно предположить, что кран предназначался для строительства башен, куполов и колоколен.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН С КОЛЬЦЕВОЙ ПЛАТФОРМОЙ №1

Фонарь купола (самая верхняя часть купола в виде восьмигранника) был сооружен после смерти Брунеллески (1446) с использованием замысленной им машины. Основная часть представляла собой подъемный кран, две слегка отличающиеся версии которого использовались на практике.

В первой своей версии машина располагалась в центре отверстия в куполе с окружностью внутреннего основания по периметру восьмигранника, в форме которого возводились стены фонаря. Подъемный кран представлял собой выносную стрелу, поворачивающуюся на 360 градусов, с системой винтов, которая помимо поворота позволяла поперечное перемещение грузов. Платформа подставки поднималась с помощью винтов. Подъемный кран поднимал и с большой точностью располагал тяжелые мраморные блоки, которые составляют нижнюю часть фонаря.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН С КОЛЬЦЕВОЙ ПЛАТФОРМОЙ №2

Модель данного подъемного крана представляет собой вторую версию машины, которая использовалась при строительстве фонаря купола (самая верхняя часть купола в виде восьмигранника).

Этот подъемный кран, кроме поворачивающейся выносной стрелы, также имел лебедку и снасти, которые позволяли поднимать и позиционировать грузы внутри диаметра базовой платформы. Передвижение крана было возможно благодаря колесам, расположенным в нижней и центральной частях кольца базовой платформы.

ПРОЖЕКТОР

Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча. Так Леонардо создавал "интенсивный и широкий свет".

РЕЗАТЕЛЬНАЯ МАШИНА


Работа этой машины была полностью автоматизирована: падающий отвес разматывал трос и при помощи приводов и рычагов приводил в движение тяжелый резак, который поднимался и опускался, а также ту часть материала, которую предстояло резать. Полная автоматизация не только облегчала труд человека, но также и давала стандартную продукцию, что является прообразом современного производства.

СЕПАРАТОР МУКИ

Леонардо прикладывал свои усилия также для совершенствования процессов перемалывания зерна. На многих его рисунках изображены мельницы, которые используют более эффективно силу водного течения или ветра.

На представленном рисунке Леонардо спроектировал любопытную машину для перемалывания зерна, которое по желобу скатывалось в матерчатый рукав. Далее этот рукав начинал вибрировать при помощи шеста, соединенного с приводами мельничного колеса так, чтобы мука высыпалась из мешка, отделяясь от шелухи.

ТАНК




Идея крытого вагона-платформы, атакующего вражеские ряды во главе наступающих войск, возникла в средние века и была с энтузиазмом подхвачена в XIV столетии. Леонардо да Винчи разработал тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней. Проблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение, используя передаточный механизм, соединенный с колесами. Он даже подумывал о замене людей лошадьми, но мысль о том, что животные могут запаниковать, находясь в таком тесном и шумном пространстве, разубедила его.

ТЕЛЕГА-КОСИЛКА

Леонардо упоминал и платформы, оснащенные косами, которые существовали еще в Древнем Риме и были им усовершенствованы: "Эти "косилки" были разнообразны и часто причиняли огромные повреждения как союзникам, так и врагам... против этих повозок должны быть выставлены стрелки из луков и арбалетов, метатели пращей и всех видов дротиков, пик, камней, огня. Все это, а также барабанный бой и крики испугает лошадей, и те, скинув узду, понесут..."

ТЕЛЕЖКА С ДУБИНКАМИ

Рисунки тележек с вооружениями часто встречаются в манускриптах Леонардо. Здесь представлена тележка с дубинками. С помощью системы передач механическое движение колес при их вращении передается на вертикальную ось, соединенную с четырьмя выносными стрелами-дубинками. При вращении дубинки поражают кавалерию противника.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТТАЛКИВАНИЯ ПРИСТАВНЫХ ЛЕСТНИЦ ПРОТИВНИКА

Леонардо разработал много простых, но в то же время эффективных систем обороны. Например, если противник пытался поставить вдоль стен приставные лестницы, чтобы взобраться по ним при штурме, то их можно было оттолкнуть при помощи длинного стержня, спрятанного в стене и выдвигающегося наружу при помощи рычага. Рисунок, на котором изображено устройство для отталкивания приставных лестниц противника, говорит сам за себя.

ЭКСКАВАТОР №1


Экскаваторы Леонардо были предназначены скорее для подъема и транспортировки вырытого материала, чем для рытья, как такого. Это облегчало труд рабочих. Существует версия, по которой экскаваторы разрабатывались для реализации проекта отведения р. Арно . Предполагалось вырыть ров шириной 18 м и длиной 6 м. Рисунки дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. Подъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоваться с несколькими противовесами на двух или более уровнях экскавации. Стрелы крана поворачивались на 180° и перекрывали всю ширину канала. Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.

ЭКСКАВАТОР №2

В течение периода войны между Флоренцией и Пизой Леонардо поступил запрос от правительства Флоренции относительно возможности отклонения течения реки Арно с целью затопления города Пизы и, таким образом, вынуждения ее к капитуляции. Леонардо посвящает время изучению пизанской территории с особым вниманием к ее гидрографическим аспектам,

К участию в проекте могут быть отнесены и два рисунка экскаватора, найденные в Атлантическом Кодексе (Codice Atlantico ). Два листа указывают на различное функционирование двух гигантских механизмов: таким способом Леонардо мог особо подчеркнуть превосходство им предложенного механизма (экскаватор №1) по сравнению с традиционным (экскаватор №2, представленный на рисунке).

Согласно же версии других ученых, проект нового экскаватора может быть отнесен к исследованиям Мастера, проводимым в первые годы начала XVI века с целью углубления и расширения реки Арно для преобразования ее в судоходную.