Японские байкеры-босодзоку ‒ вымирающие бунтари.

May 30th, 2015

Японские байкеры сегодня - это прошлый век. Никто уже не помнит орущих от ярости хулиганов, в глазах которых февраль, а на ресницах иний. Никто не одевается как камикадзе и не носит прически как у Элвиса Пресли. Никто не вечен.

Однако, когда-то все было совсем не так. Раньше босодзоку - японские хулиганы на колесах - наводили страх на районы, терроризировали жителей и нередко вступали в ряды якудза.

Босодзоку - расцвет.

Первые босодзоку начали появляться в Японии 50-х годов прошлого века, вместе с процветанием японского автопрома. В те годы, молодое хулиганье называли kaminari zoku или «шумное племя». Как и полагается членам всех банд, kaminari zoku становились преступниками в основном из-за бедности. Именно нищета разжигала огонь ненависти к правительству, системе и своему месту в обществе. А в бандах, ребята чувствовали себя частью нечто большего.


Членам босодзоку, как правило, не было двадцати (возраст совершеннолетия в Японии). От обычных хулиганов, босодзоку отличались антиправительственными настроениями и неуважением к властям. Самые преданные (и вероятно отмороженные) не уходили из банд, после совершеннолетия. Как правило, чтобы потихоньку готовится к взрослой жизни и заявить о себе в преступном мире, заняв низшие места в криминальной лестнице якудзы. К тому же, после совершеннолетия, преступнику октрывались новые возможности.

Своего пика популярности босодзуку достигли в 80-х и 90-х годах, когда начали тюнинговать свои байки, шуметь на улицах, много и со вкусом нарушать закон, лихачить на дорогах, сбивать зеркала машин в пробках, превышать скорость и ездить без шлема. В общем, байкеры были той еще занозой в одном месте у Японии. Помимо перечисленного, босодзоку собирались сотнями и полностью перекрывали дорожное движение в пригородах, размахивая флагами Японской Империи и оглушая бедных жителей рыком своих мотоциклов.

Босодзуку часто устраивают драки, терроризируя людей бакенами, металлическими трубами, битами и порою даже бутылками со смесью. Также японские хулиганы на колесах любит портить машины и бить всех, кто встанет у них на пути. Очевидно, они были силой, с которой нельзя не считаться. Особенное удовольствие босодзуку доставляют издевательства над иностранцами. Вне всякого сомнения, мотохулиганы сделали все, чтобы их заметили власти.


"Joker"s", один из ивезстных босоздоку-клубов


С 1982 года, когда бандитов было 42510, число босодзуку неуклонно падает. Так в 2011 году их насчитывается примерно 9000. Понятное дело, сокращение штатов у дорожных якудза проходило под контролем правоохранительных органов японской полиции. В 2004 правительство приняло ряд законных мер, увеличивших полномочия полиции в отношении моторизированных ОПГ. С увеличением арестов и активным преследованием полицией, байкеры, понятное дело, остепенились. В результате чего грозные хулиганы измельчали как количественно, так и качественно. Замкнувшись в себе, босодзуку больше не синоним уличных беспорядков. А иные вообще отказались от мощного тюниногованного байка, символа духа свободы и дерзости босодзуку, в пользу изящного маленького скутера.

Босодзуку - мотоциклы


Босодзоку известны не только причудливым имиджем, но и своими экстравагантными мотоциклами. Мотоцикл японских байкеров - это безумный венегрет, в основе которого японский дорожный мотоцикл , приправленный элементами американского чоппера и британского caf é- racer ’а . Тюнинг также включает в себя негабаритные обтекатели (оболочки над рамой), высокие задние сиденья, поднятый руль и уникальную покраску.




Стили байков варьируются в зависимости от регионов и конечно многое зависит от клуба. Некоторые банды налегают на большое количество огней или даже нескольких обтекателей. В целом, какой бы не был уникальный байк у члена босодзоку, все понимают кому принадлежит мотоцикл. Впрочем, прежде чем увидеть босодзоку, люди как правило слышат их.





Босоздоку - традиции.

Печальная известность босодзуку активно использукется деятелями культуры в аниме, фильмах и телевизионных шоу.






Главный герой одного известного аниме GTO - Great Teather Onizuka.

Надо признать, что образ среднестатистического байкера действительно колоритный: комбинезон, куртка, с нашитым на ней кандзи , надетая на голый забинтованный торс. Завершали образ мешковатые штаны, заправляемые в высокие сапоги.






Нередко, японские байкеры носили токко-фуку - плащ, одеваемый пилотами камикадзе во время войны. Саму униформу украшали надписи, слоганы, цвета и мандзи (свастика по-нашему). Аксессуары японских мотоциклистов тоже весьма разнообразны: солнцезащитные очки, хатимаки и прически помпадур (в случае босодзоку, прическу Элвиса действительно можно считать аксессуаром).

Женщины-босодзуку тоже стараются держать марку: высоченные каблуки, чрезмерный макияж и крашенные волосы. Вместо мешковатых штанов, мотоциклистки носят юбки ли чулки.

Босодзоку - увядание.

Как же сегодня поживают босодзоку? Ох, не спрашивайте.

Золотой век босодзоку кончился в 1982 году, после принятия первых законов, усложнивших жизнь мотохулиганов. Однако не только власти превратили движение мелких уголовников в обычную агрессивную субкультуру. Новые угрозы заставили ездить босодзоку в маленьких группах, использовать скутеры или даже велосипеды. Да и вообще, босодзоку стали ручными для полиции и менее интересными для журналистов.

Новые законы, принятые в 2004 году, позволяют полиции арестовать большие группы байкеров. А мировые кризисы, не позволяют молодежи покупать мотоциклы и модифицировать их по своему усмотрению. То же касается и одежды. Поэтому нынче босодзоку катаются на скутерах и носят повседневную одежду. А некоторые даже носят шлемы.


Есть предположения, что агрессию байкеров уняли современенные компьютерные игры. По всей видимости современной молодежи незачем тратить деньги на моддинг мотоциклов и дорогой прикид. Ведь время, которое босодзоку проводят в тюрьме, после свежей драки, можно потратить на GTA V или Yakuza 4. Игры дают те же эмоции и сохраняют здоровье.

В наши дни, босодзоку все сложнее отличить от обычных подростков. Улицы Японии сегодня отдыхают. Из старой школы, пожалуй, остались только члены мотоклуба "Черная тень".


"Black Shadow", старая школа.
Да и то, даже ветераны-босодзоку проводят в парках, танцуя и тусуясь все свое свободное время. Что, прямо скажем, не очень страшно.
Все меняется, все течет и босодзоку не исключение.
В основу материала лег перевод

После просмотра фото с очередного соревнования по кастомайзингу, мое внимание, как дизайнера привлекли представители Японии. Японские инженеры представляли как победители свой (читого вида креветка, а не тачка, сказалась близость к океану), мне стало интересно, а что же из себя представляют японские байкеры. Япония — необычная страна, со своим укладом и мировоззрением. Как весь свет с любопытством смотрит на японские «выкрутасы», так мне кажется, с таким же любопытством японцы взирают на нас. Многие субкультуры старого света прижились и на этих островах. И что занимательно, претерпели особенные изменения, уж очень специфичен народ страны восходящего солнца, пропускает все через себя, трансформируя идеи через свое видение. Ну и, конечно же, я уверена, японские байкеры, это должны быть особенные байкеры. Не зря этот образ так преподносится в японских манга.

Кстати, чтобы вы знали, суши, это не деликатес, это жратва японских бедняков. Хлопнул сырой рыбы на жменю риса, и сыт.

Существует легенда, что японские байкеры, это бывшие летчики камикадзе, которым якобы не успели, выполнить свой долг во время военных действий. Вспоминается американских миф о том, что американские байкеры – это бывшие американские летчики.))) Исторические хроники сообщают, да, был там летчик, среди байкеров, но только один, и потом делся неизвестно куда…))

Итак представляю вашему вниманию, японские байкеры (боосоодзоку, босодзоку, bosozoku, bōsōzoku, 暴走 ). Их театральную внешность всё ещё можно увидеть на фотографиях, но кроме них немногое напоминает о босодзоку – японских байкерах.

Отрезанный мизинец Хадзуки бросается в глаза, когда он затягивается сигаретой с ментолом. По его загорелому лицу и выбеленным волосам можно предположить, что он серфер, но потёртые джинсы и кожаная куртка скорее напоминают рокера. А ещё несколько лет назад, когда он был подростком с завитыми волосами, его, оседлавшего переделанный мотоцикл, невозможно было принять ни за кого другого кроме как за босодзоку - кем он на самом деле и был. И гордился этим.

— Они въехали в школьный двор, — Хадзуки вспоминает свою первую встречу с босодзоку, которых по-английски иногда называют “speed tribes” (”кланы скорости”). Это шайки молодых мотоциклистов, известные за свои разукрашенные плащи и оглушающую езду по полночным улицам.

— Мне они показались такими крутыми, — добавил он, улыбнувшись.
Стиль и манера поведения босодзоку запечатлены на фотографиях Масаюки Ёсинаги.
— Честно говоря, они не олицетворяют собой такие японские ценности как ваби-саби (”скромная простота”), — говорит Ёсинага, который всю свою карьеру фотографировал группы на окраинах общества. — И всё же они мыслят как самураи – завтрашнего дня не будет.

Ёсинага говорит, что своими фотографиями он пытается напомнить обществу о юношеской невинности босодзоку, а не о насилии и правонарушениях, с которыми они обычно ассоциируются.

На видео былых дней, когда он был босодзоку, Хадзуки предстаёт бунтующим подростком с юным лицом. Сегодня же его тело покрыто татуировками в стиле якудза, которые частично видны сквозь распахнутый воротник. Мы снимали документальный фильм о босодзоку в маленьком парке в Фунабаси. Видеокамера привлекла интерес полицейских, но Хадзуки умело отогнал их.

— С босодзоку покончено, — вздыхает он. — Но я пытаюсь сберечь их традиции.
В конце 80-х годов, во времена заката движения босодзоку, он был членом группировки “Specter” из Тибы, теперь же он легендарный “O.B.”. “O.B” значит “Old Boy” (”Старина”), так называют бывших босодзоку, которые по-прежнему поддерживают связь с активными членами групп. Хадзуки теперь занимается любительским кикбоксингом, но он также является сэмпаем для молодых членов “Specter”. Татуировки переливаются на его теле во время боёв на ринге и привлекают дополнительное внимание к его персоне.

Сейчас двое кохаев Хадзуки отбывают сроки в подростковых исправительных заведениях за нарушения правил движения, разработанных специально для того, чтобы избавить Японию от босодзоку. Количество членов групп сейчас самое низкое за всё время их существования, что является результатом успешной борьбы с ними властей. Полиция преследует не только байкеров без прав на переделанных мотоциклах, но и средства массовой информации, которые покрывают их деятельность. Эта последовательная кампания включает в себя направленные против босодзоку PR и законодательство, которое многие в Японии считают уже не нужным.

Я конечно сильно извиняюсь, но сижу ржунемагу))). Мне было очень интересно, как выглядят японские байкеры. Как ассимилировала западная субкультура в японскую среду. Почему — то представлялись такие себе вычурные доспехи самураев, видимо у меня богатая фантазия. Так вот, притарчите, японские байкеры ходят… в халатах. (Примечание админа)

В середине 1950-х в Японии появился новый тип байкеров. Из-за шумных мотоциклов и езды без правил их обычно называли “каминари дзоку” (”kaminari zoku”, 雷族), “кланы грома”.

Достоверно неизвестно о зарождении этих байкерских группировок, но кое-кто предполагает, что их организовали экс-камикадзэ из тех, кому не дали возможности погибнуть за императора, и они стремились снова ощутить чувство принадлежности к группе. Другие считают, что примером для японских байкеров были американские банды, такие как в фильме “Дикарь” с Марлоном Брандо.

Икуя Сато, автор книги “Байкер-камикадзэ: пародия и аномалия в богатой Японии” (”Kamikaze Biker: Parody and Anomy in Affluent Japan”) и этнолог университета Хитоцубаси считает, что свою роль сыграли оба фактора. Сато написал докторскую диссертацию о босодзоку после встреч с ними в местах заключения для несовершеннолетних. Во время исследований среди банд Киото, он понял важность “игры” — театрального аспекта в жизни босодзоку, того, что он называет “Герой субботнего вечера”.

Термин “босодзоку” (暴走族) появился в средствах массовой информации в июне 1972 г. Во время репортажа о драке банд с участием байкеров перед вокзалом в Токояме местная телестанция из Нагои соединила слова «бо:со:» (暴走, “гонки) с «дзоку» (族, “семья”, “племя”, “клан”). «Бо:» из «бо:со:» имеет также значение «насилие», как и в слове “бо:рёкудан” (暴力団, “гангстер”), как часто называют якудза. Таким образом, смысл слова «босодзоку» можно передать только с помощью кандзи.

Создав название, журналисты распространили новую субкультуру, и разожгли воображение молодёжи, которая искала новых переживаний за пределами жёсткой школьной системы. Шайки мотоциклистов приняли новое название, так же как поклонники стилей панк и грандж, которые воспользовались ярлыками, созданными для них СМИ. Отношения журналистов с босодзоку были нужны и тем и другим. Жаждущих внимания подростков одновременно их прославляли и оговаривали.

Более 30-ти лет в новостях освещали их шумные пробеги на мотоциклах и случайные проявления насилия. Именно СМИ подняли на вершину и сбили с ног босодзоку, когда те стали лёгкой мишенью - “группой дьяволов” для общества, которое всё больше было обеспокоено ростом преступлений и беззакония, считает Сато.
— босодзоку очень сильно бросались в глаза, также их невозможно было не услышать, — говорит он в интервью, — в то время как домашнее насилие и многие другие преступления остаются невидимыми.

Спровоцированные СМИ “пробеги” босодзоку — впечатляющие парады сотен ревущих мотоциклов – приобрели им славу негативных персонажей. По мнению Сато, улица была их “сценой”, маршрут — “сценарием”, а “костюмами” были “токкофуку” (”tokkofuku”) или военная форма, которая состояла из обуви военных лётчиков, длинных плащей и соответствующих брюк. Форма появилась в середине 1970-х гг. под влиянием униформы камикадзэ и старой униформы американского флота. Она давала им ощущение того, что они не просто сборище панков на мотоциклах. Они стали ярким символом юношеского бунта.
Кандзи, которыми исписаны “токкофуку”, иногда сохраняют своё оригинальное значение, в основном связанное со словами “честь” и “битва”, но часто имеют совсем иное звучание и смысл. Иногда используются даже английские названия, как в случае с группировкой Хадзуки – “Specter” (”привидение”, “призрак”). “Black Emperor” (”Чёрный Император”), когда-то самый влиятельный и пользующийся дурной славой клан босодзоку, использовал чёрную нацистскую свастику, но шрифт для названия взял с обложки альбома Карлоса Сантаны “Black Magic Woman”.

Использование таких символов, как свастика, хиномару (восходящее солнце) или императорская хризантема, учитывая их общепринятое значение, предполагают крайне правые политические взгляды. Но на самом деле, кроме общих символов и склонности много шуметь, есть очень мало доказательств связей между босодзоку и группировками уёку в чёрных микроавтобусах.
Символы используются для того, чтобы привлечь внимание и шокировать в значительно большей степени, чем для чего-нибудь иного. Умение запугивать делает босодзоку подходящим пополнением для якудза. Девятнадцатилетний Рё, лидер “команды” босодзоку из Нагои, гордо заявил мне, что скоро он станет гангстером. В своих дешёвых солнечных очках он скорее напоминал актёра перед выходом на сцену, чем мафиози. Он даже спрятал свой токкофуку в сумку, перед тем как войти в караоке-бар где мы разговаривали.
Позже он сознался, что члены его команды платят каждый до ¥20000 только за право выпить с кланом якудза, к которому они хотят присоединиться. Полиция утверждает, что количество босодзоку, которые платят “кайхи” (”kaihi”, “деньги за защиту”) выросло больше чем в два раза с 1999 г., что делает их существенным источником дохода якудза. Это может быть одной из причин, почему сейчас полиция борется с босодзоку наиболее активно за всю их историю.
Но не все босодзоку намерены стать якудза. Макото, О.В. из Иокогамы, который пять лет назад объединил группу из 500 байкеров в “Иокогама Рэнго” (”Иокогамский альянс”), очень напоминает Хадзуки. У него тоже отрезан мизинец и полно татуировок. Татуировки в стиле якудза покрывают его руки, но на самом деле он владелец цветочного магазина.
— Правда я в цветах совсем не разбираюсь,- говорит он.

Макото заявляет, что он всегда был противником якудза. Кроме, пожалуй, одного дня, когда он сам был якудза. Именно в тот самый день он отрезал себе полпальца.

Макото вспоминает, что его кохай был захвачен местным кланом якудза с целью заставить молодого человека присоединиться к ним. Макото сумел добиться освобождения парня при условии, что он сам займет его место среди гангстеров. Макото принял их условия, но ушёл из банды в первый же день. Отрезав палец, что символизирует собой сэппуку (ритуальное самоубийство в знак признания вины), он позволил клану сохранить лицо, не утратив при этом своей собственной чести. По поводу же татуировок Макото объясняет:
— Так как только якудза позволяют себе такие татуировки, а я не являюсь одним из них, то тем самым я как бы говорю им “Да пошли вы … !”.
Когда после драки между бандами, в которой погиб человек, команда Макото распалась, он создал альянс с целью установить мир среди байкеров. По иронии судьбы он сейчас сидит в тюрьме за нападение на своего сотрудника, который якобы занимался наркотиками против его воли. Когда делом занялась полиция, многие люди смеялись над тем, как она борется с байкерскими группировками, так как это больше было похоже на фарс, чем на настоящий арест.
Сусуму Мито из управления дорожного движения Национального полицейского агентства (НПА) и бывший член подразделения по борьбе с босодзоку защищает выбранную полицией тактику.

— Очень сложно заставить остановиться мотоциклиста, не причинив при этом ему вреда, — говорит он, — так что мы снимаем на видео и фотографируем их во время пробегов и следим за более серьёзными преступлениями.

Преследование босодзоку за некоторые специфические аспекты их деятельности является стратегией, которая не даёт байкерам совершать более серьёзные преступления или присоединиться к якудза.

Но, несмотря на цинизм, резкое сокращение количества босодзоку подтверждает тот факт, что стратегия полиции сработала. Лучшие дни этих дерзких когда-то подростков, которые правили улицами, давно прошли. Вместо них появилось новое поколение байкеров, согласных играть по правилам.

“Кюсякай” (”kyushakai”) это клубы старых байкеров. Их мотоциклы выглядят так же, как и у босодзоку, но владельцы утверждают, что они производят все технические изменения в пределах законов и следуют правилам дорожного движения.
— Полиция всё сильнее подталкивает босодзоку присоединяться к группам кюсякай, — говорит Ёсинага. — Потом они попытаются расправиться и с ними.
Хадзуки, который организовывал и сам участвовал в пробегах босодзоку, теперь является координатором фотосъёмок и интервью с членами кюсякай в окрестностях Токио. Хотя когда-то многие из них были врагами, теперь они часто ездят все вместе. Они по-прежнему носят клубные куртки и ботинки, но токкофуку больше нет. Есть и другие отличия.
На заднем сиденье разукрашенного мотоцикла на встречу кюсякай в Канагаве приехала Уэнди, блондинка из Канады. За рулём её муж Маса, бывший босодзоку, а Уэнди – учительница английского.

Большинство из них были босодзоку, и я раньше никогда не видела, чтобы они останавливались на красный свет. Теперь они ведут себя иначе, — говорит Уэнди, пока мы снимаем. Позже, во время “настоящего” пробега, байкеры заменили детали, подняли обороты и заполнили улицы – к чёрту красный свет.
Звук двигателей кюсякай подобен грому, и когда они проносятся мимо, это по-прежнему вызывает и улыбки, и насмешки, но теперь их редко показывают по телевидению. Их костюмов больше нет, а значит нет и театральности. Всё что осталось от золотого века босодзоку это стареющие байкеры и их стильные мотоциклы.

— Я не думаю, что всё в босодзоку привлекательно, или все их выходки приемлемы, — говорит Ёсинага о своих фотографиях и их объектах, — но я считаю, что им удалось создать уникальный мир.
Масаюки Ёсинага фотографирует субкультуры в Японии более десяти лет. Его творчество посвящено группам на обочине общества – гангстерам, шайкам мотоциклистов, готам, правым радикалам и даже иммигрантам. Его работы можно видеть около южного выхода со станции Синдзюку, а также и в нескольких книгах. Наиболее примечательные его фотографии босодзоку, часть из которых представлены здесь, опубликованы в его книге “Дзоку”. Интервью с Ёсинагой, видео с босодзоку и информация о документальном проекте “Figure8Production’s” можно найти на сайте — figure8productions.com

Ничего не поделаешь, японские байкеры оказались похожи на японских сладких мальчиков – персонажей аниме. Что впрочем, совсем не мешает им быть суровыми.

Технология проста - ритмичное открывание дросселя чередуемое с выжимом сцепления и мотоцикл – неплохой музыкальный инструмент. Для такого звука нужно установить на свой байк плоскодроссельный карбюратор.

КТО ТАКИЕ?

"Босодзоку" это японская субкультура. Она основана в 1972 в Японии, и изначально называлась "каминаридзоку" что на японском языке дословно означает «кланы грома» 雷族. Изначально это была группировка, в которых видели бывших преступников, и современное название появилось во время репортажа о драке байкеров, благодаря случайному слиянию японских слов "бо:со" - гонки, и "дзоку" - семья, клан. Сейчас культура босодзоку изменилась, теперь это обычные дорожные хулиганы, которые ведут свою деятельность в рамках законов Японии. По мнению исследователя Икуи Сато приверженцы босодзоку воспринимают жизнь как театральную сцену. С его слов: «Улица была их „сценой“, маршрут - „сценарием“, а „костюмами“ были „токкофуку“ »

Одним из главных атрибутов экипировки босодзоку были токофуку - японская военная форма Второй мировой войны. На спине обязательно должны быть надписи на кандзи (китайские иероглифы, используемые в Японии наравне с другими азбуками иероглифов - катаканой, хироганой и т.д.) с принадлежностью к той или иной банде. Самыми распространенными бандами были Specter (Призрак) и Black Emperor (Черный император). Последние были самыми агрессивными бандитами, и носили на своем токофуку нацистскую свастику. Также распространенными символами на токофуку была хиномару вида времен Японской Империи (флаг Японии - солнце с красными лучами,) и хризантема - признак крайне правых политических взглядов. В остальном босодзоку не проявляли политических принадлежностей.

Босодзоку были настолько неуправляемыми и скандальными, что в конце концов правительству Японии, чтобы их обуздать, пришлось создать специальные исправительные учреждения. Нынешние босодзоку - взрослые байкеры, вся деятельность которых находится в рамках закона. Считается, что закат субкультуры обеспечила полиция, создавшая жёсткую систему наказаний за типичные для босодзоку нарушения. например, японская автоинспекция усложнила для несовершеннолетних получение водительских прав и покупку мотоциклов. Из-за борьбы с босодзоку, и во многом разгульного образа жизни их самих, многие подростки оказались в колониях для несовершеннолетних и через них ещё больше приблизились к криминальному миру. Страсть к театральным эффектам, хулиганским поступкам, осуждение со стороны СМИ и общества создали босодзоку устойчивую негативно-скандальную репутацию.

Тюнинг

Примечательны босодзоку, помимо агрессивной езды и криминального прошлого, своим уникальным тюнингом мотоциклов и экипировки. Стиль и субкультура босодзоку подразделяется на пять разных направлений, не похожих друг на друга. Каждый стиль носит свое название, внешние отличия просто огромны, так что о каждом стиле чуть подробнее.

Сякотан (Shakotan)

Самый ранний и наиболее классический стиль босодзоку - его особенность заключается в экстремально заниженной подвеске. Дословно термин Shakotan переводится как "экстремальный клиренс", появился он благодаря выходу манги "Shakotan Boggie" в которой главные герои ездили на тюнингованном автомобиле. Впоследствии начали занижать и мотоциклы, устанавливая на них тот же тюнинг, что и на автомобили. Обязательным атрибутом для сякотан будет Tsurikawa - кольцо, которое показывает НАСКОЛЬКО занижен байк. При езде оно обязательно должно скрести по асфальту, издавая характерный звук, а если еще и искры будут - это вообще идеально. Также тюнингу придаются колеса - несоразмерно большие диски, удлинение капота и крыльев.
С 1 марта 1986 года и по 6 августа 1996 года в Японии издавался популярный манга-комикс под названием "Shakotan Boogie", о двух братьях, которые ездили на экстремально низких машинах. Машиной одного из главных героев была Toyota Soarer Z10, очень популярный автомобиль среди босодзоку.

Янки-стайл (Yanky-style)

Исходя из названия, этот подвид босодзоку ориентировался на внешний стиль "алоха", а проще - на стиль гавайских рубашек и шорт. Мода зародилась с начала с 70-80х годов прошлого столетия в Осаке. Здесь можно увидеть самые "вырви-глаз" раскраски мотоциклов и экипировки. Главной цветовой гаммой будет трио рыжий-белый-желтый. Для автомобилей также обязательны накладки колесных арок. Для экипировки важным элементом будут белые брюки 70-80х годов прошлого века. В поп-культуре есть классное аниме "Крутой учитель Онидзука" в котором главный герой в прошлом был главой клана босодзоку, и продолжает разъезжать на своем байке и в обычной жизни.

VIP-стайл

ВИП-стайл (да, да, именно ВИП, а не ви-ай-пи) это более современное представление босодзоку. По-японски также называется Bippu - нечто среднее между стилем сякотан и обычными бандитскими машинами и мотоциклами. Отличие составляет то, что для ВИП стиля используют более дорогие и современные средства передвижения, тогда как для сякотан характерно использование автомобилей и мотоциклов 70-90х годов. Как гласит легенда, стиль был создан специально для того чтобы отвести от себя подозрения полиции, потому ретро автомобили и мотоциклы поменяли на более современные. Стиль больше характерен для автомобилей. Стоит отметить, что ВИП стиль имеет еще одно ответвление, которое называется Executive Car. И если для ВИПа характерно использование дисков радиуса больше 10 дюймов и отрицательный развал, то Executive имеет менее агрессивный тюнинг: стильный обвес, дорогие колеса на 1-2 радиуса больше, чем должные, слегка заниженная подвеска.
Такахиро Такетоми (Takahiro Taketomi) - один из основателей движения VIP в Японии, владельца фирмы Junction Produce, которая выпускает детали и аксессуары для тюнинга в стиле VIP

Косья-стайл (Kyusha style)

Kyusha style переводится дословно как "классическая японская машина". После ужесточения японского законодательства этот стиль предпочитают большинство приверженцев босодзоку, чтобы отвлечь внимание от себя, не показывать приверженность к преступным группировкам. В этом стиле нет экстремально ярких красок, низкой посадки и экстремального развала. Стиль появился в середине 80-х, и основными атрибутами для него будут:
  • обязательно японская марка транспорта
  • транспорт должен быть "олдовым"
  • весь тюнинг в рамках закона

Гратян (Grachan или Garuchan)

В Японии 70-80х годов была серия гоночных автомобилей Grand Championship, и название стиля "гратян" это сокращение как раз от таких автомобилей. Это самые яркие и экспрессивные машины. Тюнинг на них просто сумасшедший - порой за тюнингом трудно рассмотреть первоначальную модель. Тонны пластика, широкий кузов, низкая посадка, яркие цвета всего спектра - все это "гратян". Главной целью тюнинга в этом стиле - это сделать свой транспорт максимально похожим на гоночные машины с Grand Championship. Главным местом встречи приверженцев босодзоку была трасса Fuji Speedway, где обсуждались главные новости из мира автопрома, ну и, как говориться "себя показать и на других посмотреть", почерпнуть дополнительные идеи для обновления своего тюнинга. Как правило, четких границ между стилями нет, оттого всех их называют "машины в стиле босодзоку", но это не всегда верно - некоторые просто стилизуют свой транспорт под босодзоку, а некоторые до сих пор состоят в бандах.

Звуки босодзоку

На сегодняшний день примечательной частью босодзоку является некое подобие музыки. Японцы горазды на всевозможные выдумки, и именно они придумали подобие "версуса". Два мотоцикла сражаются в музыкальной схватке. Каким образом? В этом помогает экстремальный тюнинг мотоциклов и идеология босодзоку. Так как это в прошлом хулиганские и преступные группировки, соответственно необходимо было чтобы их слышали все - что на дороге едут босодзоку. Соответственно на мотоциклы устанавливали большие выхлопные трубы, отсутствовали глушители, и мотоциклы на дороге просто неудержимо ревели. Но в связи с ужесточением японских законов, на дороге это стало запрещено. Но как же тогда выразить себя, показать всем что ты хулиган? Очень просто. Можно просто создать свой ритм на своем мотоцикле. Технология проста - ритмичное открывание дросселя чередуемое с выжимом сцепления и мотоцикл – неплохой музыкальный инструмент. Для такого звука нужно установить на свой байк плоскодроссельный карбюратор. Наглядно это можно увидеть и услышать выше на видео.

Босодзоку в России

Как такового истинного стиля босодзоку в России, скорее всего, вы не увидите. Это связано с огромными различиями культуры России и Японии (как например, субкультура "гангуро" в России также не прижилась). В России частенько балуются только с занижением автомобилей, хотя и эта тенденция постепенно сходит на нет. Но никто не помешает стать в этом направлении первым!

Островная Япония, несколько тысяч лет изолированно развивавшая свою цивилизацию, и сегодня воспринимается остальным миром почти как другая планета. Слишком много необычного в общественном устройстве этой страны. Интересующиеся жизнью японцев после ознакомления с их основными традициями копают глубже и обнаруживают еще один удивительный пласт – местные субкультуры. Одна из наиболее известных из них называется босодзоку. Речь идет о лихих байкерах, которые, как и везде в мире, тесно связаны с криминалом.

Как появились босодзоку

Япония к середине 1950-х годов начала оправляться от поражения во и последствий падения двух американских атомных бомб. Одним из главных драйверов быстрого роста экономики стала автомобильная промышленность. В эти годы среди японской молодежи начали выделяться группы любителей машин и мотоциклов. Развлекались они, как это и полагается, кастомизацией транспортных средств и нелегальными ночными гонками по городским улицам.

Из этой среды и появились первые босодзоку, которых тогда называли иначе – каминаридзоку (с японского – «кланы грома»). При зарождении субкультуры использовалась красивая и близкая сердцу любого японца легенда о . Участники байкерских банд поддерживали слухи о том, что первыми членами их сообщества были бывшие летчики-смертники Императорского флота Японии, которые из-за окончания войны не успели расстаться со своими жизнями во славу верховного правителя страны. Теперь они занимались поиском острых ощущений в мирной жизни.

Слово «босодзоку» появилось случайно в 1972 году. Именно тогда группировки мотохулиганов стали по-настоящему заметными в стране. Они все чаще совершали налеты, и в одной из газет при описании очередного происшествия редактор использовал новый термин, составленный из двух слов: «гонки» («босо») и «клан, семья» («дзоку»).

1 of 4





Расцвет и закат

Движение босодзоку зародилось на востоке Японии. Изначально в него входили только мотоциклисты, но затем начали присоединяться и автомобилисты. В конце 1970-х годов в сообщество входило больше 20 000 человек, разбитых по всей стране на несколько десятков кланов. Босодзоку не боялись преступить закон, но в большинстве случаев их правонарушения заключались в проведении нелегальных гонок. Однако отдельные кланы были связаны с якудза и выполняли для нее разнообразные поручения.

Босодзоку наращивали численность, вооружались, совершали все больше преступлений и устраивали масштабные стычки между собой, которые часто заканчивались крупными беспорядками. В конце 1980-х годов власти Японии открыто признали субкультуру опасной для обычных граждан и начали активно бороться с ней. Подавление босодзоку было по-японски методичным и продуманным. Оно включало в себя следующие меры:

  • создание для членов банд специальных исправительных учреждений;
  • изменения дорожных правил, бьющие в самое сердце субкультуры – по ее транспорту;
  • ужесточение процедур приобретения транспортных средств и получения прав лицами, не достигшими совершеннолетия.

Босодзоку отсекли от молодого пополнения, часть из них посадили, остальные просто состарились. Сегодня бывшие члены банд превратились в байкеров предпенсионного возраста, которые либо бросили увлечение своей молодости, либо объединились в «ветеранские» байкерские клубы, действующие только в рамках закона.

В Японии и сейчас можно встретить молодых людей, одежда и транспорт которых соответствуют стилю босодзоку. Однако не стоит обманывается – это лишь косплееры.

Философия и стилистика

В Японии господствует идея скромной простоты во всем, и босодзоку, как и любой молодежный протест, старается ее опровергнуть. Последователи этой субкультуры стремились быть яркими и эффектными, а из любого проводимого мероприятия (обычно это были гонки) делали красочное представление.

Считавшие себя наследниками самураев, босодзоку любили одеваться в военную форму. Больше всего ценилась, конечно же, униформа летчиков с длинными плащами и тяжелыми ботинками. Сюда же примешивались элементы, позаимствованные из постапокалиптических фильмов и у американских байкеров.

Наибольшее внимание большинство босодзоку уделяло доработке своего транспорта. В субкультуре есть несколько основных направлений тюнинга, причем сильно отличающихся друг от друга. Одни члены банд максимально занижали подвеску на своих автомобилях, другие ставили на них нарочито большие выхлопные трубы и спойлеры, третьи обвешивали деталями, характерными для гоночных болидов. Главной задачей было добиться максимальной непохожести на всех остальных.

Следы в России

В нашей стране об этой почти исчезнувшей японской субкультуре известно немногим. Однако и на российских дорогах иногда с удивлением можно увидеть какую-нибудь старую японскую «праворульку» с выставленным на передний бампер масляным радиатором и болтающимися шлангами, а также с задранными вверх удлиненными выхлопными трубами. Под недоуменные взгляды владелец такой машины едет до встречи с ближайшим патрулем ГИБДД, который не без удовольствия выписывает штраф по «любимому» в среде поклонников автотюнинга пункту 12.5.1 КоАП РФ – за внесение изменений в конструкцию автомобиля без их регистрации.

Японская мотоциклетная культура развивалась и «набирала скорость» в течение многих лет. Японские байкерши Босозоку — ее неотъемлемая часть.

Фотографии стильных нарядов райдерш, а также их бросающихся в глаза байков становятся все более популярными в социальных сетях, напр., tumblr. К сожалению, блоги этих райдерш обычно ведутся на японском языке, и невероятно сложно найти реальных героинь фотографий (как эту розовую Принцессу на фото ниже ).

Глядя на эти фотографии, нельзя не восторгаться затейливой аэрографией, огромными сидениями в стиле «король и королева», длинными девчоночьими ручками управления и экстравагантными стилями конструкции мотоциклов!

Девчонки Босозоку: женские мото-группировки из Японии

Босозоку может означать, в одной из трактовок, «воинственное кочевое племя». Это название, которое японские мото-банды заслужили в 1980е годы от полиции, от чьего преследования они постоянно ускользали.

В японском обществе, широко известном своими жесткими социальными нормами и рамками, девчонки Босозоку, однозначно, являются изгоями вне закона. Они ездят на быстрых, визуально ярких, громких мотоциклах, носят униформу камикадзе, имеют татуировки и никому не дают спуску. Эта униформа передается из одного поколения райдеров в другое, и одно только ее ношение может спровоцировать арест.

В видеоролике, представленном ниже, некоторые девушки рассказывают, что попали в данное сообщество, так как встречались с парнями Босозоку. Им нравилось ездить и они не хотели больше сидеть за мужской спиной, поэтому они приобрели свои собственные мотоциклы. Каждый сантиметр этих мотоцикликлов интересен, так же как и их стиль, по причине очень сильной кастомизации.

Америка всегда во главу угла ставила индивидуальность, в то время как Япония, исторически, представляет полную ее противоположность. Но в последнее время все больше японских девушек находят отличный от других путь самореализации. Они отбрасывают в сторону сказочные клише домохозяйки ради острых ощущений открытой дороги.

Японские байкерши Босозоку – безбашенные девчонки, которые играют по своим собственным правилам и носят боевую униформу камикадзе с вышитыми названиями банд. Полицейские пытались ликвидировать эти группировки в извечных играх в кошки-мышки большого города, но им удалось всего лишь придумать для них живучее прозвище.

В 1990е, мото-группировки сменили свое название на Киушакаи во избежание дальнейших проблем с полицией. Новое законодательство Японии максимально усложнило функционирование подобных неформальных групп.

Если вы хотите узнать больше о культуре Босозоку и о том, какие они — японские байкерши, посмотрите это документальное видео, повествующее об их стиле жизни и истории возникновения –