Устройство и эксплуатация технологического оборудования. Большая энциклопедия нефти и газа

Cтраница 1


Топливо-раздаточные колонки предназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.  

На АЗС Российской Федерации широко применяются топливо-раздаточные колонки различных типов, отличающиеся друг от друга как конструктивным исполнением основных узлов, так и принципом действия.  

Заправка автомобилей топливом осуществляется с помощью топливо-раздаточных колонок, состоящих из насоса, служащего для подачи топлива из резервуара, счетчика для замера отпускаемого количества топлива и раздаточного шланга с пистолетом. Производительность топливораздаточных колонок - от 25 до 250 л / мин. Предел допустимой относительной погрешности показаний для колонок установлен 0 5 % действительного количества топлива, прошедшего через колонку при разовом отпуске.  

Для заправки машин топливом на складах устанавливают топливо-раздаточные колонки.  

Вследствие того, что раздаточные краны существующих топливо-раздаточных колонок не имеют автоматических отсечных клапанов потери при заправке автомашин зависят от внимательности водителей и правильного определения ими необходимого количества горючего. При эксплуатации раздаточных кранов с ручными отсечными клапанами модели 395 - М2 - 60 и 362 - 1 - 50 происходит подтекание горючего вследствие негерметичности клапанов, износа деталей и повреждения их.  

Такой выбор условных проходов для кранов обусловлен оптимальными гидравлическими характеристиками кранов и топливо-раздаточных колонок. Гидравлическая характеристика (зависимость расхода жидкости через кран от рабочего давления перед краном) является основным параметром, характеризующим его потребительские свойства. Чем меньше гидравлическое сопротивление крана, тем меньше давление передкраном, необходимое для обеспечения номинального расхода, тем выше КПД топливораздаточного оборудования. Среди раздаточных кранов самыми простыми являются краны с ручным управлением и маслораздаточные краны. Краны состоят из корпуса, соединительного устройства с рукавом сливного патрубка, рабочего клапана с рычагом управления и, при необходимости, отсечного клапана.  

При наливе бочек и расфасовке масел в мелкую тару и бидоны применяются компрессионные автостолы, исключающие перелив тары, топливо-раздаточные колонки и расфасовочные машины. Для налива автоцистерн применяется автоматизированная установка типа АСН.  

При раздаче топлива потери возникают в результате разлива, расплескивания и неправильного замера отпускаемого топлива. Средством уменьшения этих потерь является заправка автомобилей из топливо-раздаточных колонок с применением автоматического прекращения подачи топлива при переполнении топливного бака или заполнении его до требуемого уровня.  


В зависимости от назначения мерника на поверхности горловины может быть нанесена шкала с отметками или горловина может быть выполнена без отметок, а верхний срез ее будет ограничивать уровень, соответствующий номинальной вместимости мерника. В первом случае мерник используют как наливной для поверки счетчиков жидкости топливо-раздаточных колонок, а во втором - как сливной, для определения вместимости и градуировки резервуаров, а также для поверки технических мерников. При соответствующем подборе сечений горловины и верхнего участка трубы 5 мерник может быть выполнен как образцовый 1-го разряда. Вместимость мерника при изготовлении можно регулировать, изменяя сечение и высоту трубы 5 и горловины.    

Изучение загрузки АЗС показало, что в управлениях Госком-нефтепродукта РСФСР, расположенных на юге, севере, в центральных областях и на востоке, сеть станций загружена также неравномерно. Это видно из диаграммы (рис. 58), на которой приведены средние значения суточного коэффициента использования топливо-раздаточной колонки. Так, наибольшее значение этого показателя приходится на Московское управление, наименьшее - на Якутское.  

В настоящее время традиционный способ замены изношенных деталей новыми все более утрачивает свое значение, так как требует больших затрат металла и денежных средств. На смену ему приходят методы восстановления изношенных деталей при их ремонте. Применимость этих методов ко многим деталям топливо-раздаточных колонок бесспорна. Исходя из этого, рассмотрим наиболее прогрессивные методы восстановления.  

Как правило, количество топлива в ТРК измеряется в единицах объема. Отдельными производителями топливораздаточных колонок делаются попытки измерения количества выдаваемого топлива в единицах массы. Но это пока не находит массового применения в топливо-раздаточных колонках в связи со значительным усложнением их конструкции. Метод измерения количества топлива в единицах объема наиболее простой, но он требует введения поправок на объемное изменение количества топлива в зависимости от изменения температуры. Это производится либо конструктивными элементами в колонке, либо путем пересчета с помощью специальных таблиц. В колонках обычно применяются измерители объема уплотненного типа. Это, в основном, поршневые измерители объема, в которых измерительными элементами являются цилиндры, из которых топливо выталкивается поршнями. Распределение потока по поршням осуществляется с помощью специальных золотников. Перемещающиеся поршни вращают коленчатый вал, с выходным концом которого связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.  

Для выдачи топлива и масел потребителям применяются топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки различных конструкций. Основной задачей колонок является выдача потребителям задаваемых доз топлива или масла с требуемой точностью (погрешность отпуска дозы не должна превышать ±0,5 %).

На АЗС и АЗК используются, в основном, топливораздаточные колонки, управляемые дистанционно с помощью специальных пультов дистанционного управления либо с помощью специальных автоматизированных систем, в том числе и систем безналичного отпуска нефтепродуктов.

Несмотря на многообразие конструктивных исполнений, все типы и модели топливораздаточных колонок имеют общие узлы и детали. Работу колонок можно рассмотреть (рис. 12.7) на примере топливораздаточной колонки модели 1ТК-40 (подача 40 л/мин) с электромеханическим задающим устройством, выпускаемой Серпуховским заводом «Нефтеаппаратприбор» .

Рассмотрим схему (рис. 12.7) топливораздаточной колонки и ее принцип действия. Задается требуемое количество топлива, при этом включается электродвигатель15 колонки. Под действием разрежения, созданного роторно-шиберным насосом3, топливо из резервуара поступает по трубопроводу через фильтр1 и нижний обратный клапан2 ,фильтр4 в роторно-шиберный насос. Насос подает жидкость в отделитель газа 5, верхний обратный клапан6, поршневой счетчик жидкости11 , поворотный прозрачный индикатор12 , раздаточный рукав, кран13 и в бак автомашины.

Рис. 12.7. Принципиальная схема топливораздаточной
колонки модели 1ТК-40

При поступлении жидкости в газоотделитель скорость протекания ее резко снижается, одновременно происходит изменение направления потока, в результате чего из жидкости выделяются воздух и пары топлива. Воздух скапливается в верхней полости корпуса газоотделителя и через жиклер, вместе с некоторой частью жидкости, и сливную трубку попадает в поплавковую камеру, где воздух и пары через воздушную трубку выходят в атмосферу, а часть жидкости попадает через сливную трубку обратно в фильтр. Жидкость, поступая в счетчик, перемещает попеременно поршни счетчика жидкости, связанные с коленчатым валом и передающие ему вращение. Коленчатый вал, в свою очередь, передает вращение на счетное устройство 7, имеющее два циферблата (передний и задний), на каждом из которых установлено по одной стрелке, которые совершают один оборот при отпуске 100л горючего.

На передний циферблат выходит окно шестибарабанного суммар­ного счетчика8, который показывает нарастающий итог количества отпущенной жидкости в литрах.

По окончании выдачи дозы жидкости, что видно по стрелочному указателю, дозатор через импульс задатчика10 автоматически отключает электродвигатель колонки, а нажатием на кнопку сброса9 стрелку возвращают в нулевое положение.

Типовая колонка состоит из гидравлической части и счетного устройст- ва (рис. 12.8). Принцип работы колонки поясняется гидравлической схемой
(рис. 12.9).

На дистанционном устройстве (пульт, компьютер или кассовый аппарат) задается доза топлива. При снятии раздаточного крана автоматически включается электродвигатель. Под действием разрежения, создаваемого насосом, топливо из резервуара через приемный клапан поступает в насос. Насос подает топливо в газоотделитель. Через клапан и измеритель объема отмеренное количество топлива поступает через раздаточный кран в бак потребителя.



Рис. 12.8. Общий вид раздаточной колонки и её схема

Рис. 12.9. Гидравлическая схема прямоточной бензоколонки:

1 – обратный клапан; 2 – фильтр; 3 – насос пластинчатый; 4 – электродвигатель;
5 – газоотделитель; 6 – поплавковая камера; 7 – клапан электромагнитный; 8 – счетчик;
9 – счетное устройство; 10 – индикатор; 11 – кран раздаточный

На рис. 12.10 показано устройство поршневого измерителя объёма топлива . Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала. Кулиса (франц. – паз) имеет вырез, в котором движется кривошип коленчатого вала.

Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе). Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.

Для тарировки счетчика (рис. 12.11) нужно поочередно снять крышки, специальным ключом ослабить гайки и поворотом винта по часовой стрелке установить минимальный ход поршня, при этом на­блюдают за вращением коленчатого вала счетчика жидкости по движению стрелок счетного устройства; в таком положении количество жидкости будет уменьшено.

Поворотом регулировочного винта против часовой стрелки обеспечивается увеличение объема выталкиваемого топлива. Такая регулировка возможна потому, что кривошип коленчатого вала входит в прорези кулис с зазором, равным 2мм. Тарировку нужно производить поочередно всеми четырьмя регулировочными винтами; поворот одного винта против часовой стрелки на 1 / 4 оборота прибавляет, а по часовой стрелке убавляет объем на 25мл. После тарировки нужно закрыть крышки упора и проверить показания счетчика жидкости по мернику II разряда вместимостью 10л.



Рис. 12.10. Поршневой счетчик жидкости: 1 – крышка нижняя; 2 – корпус измерителя;
3 – крышка боковая; 4 – кольцо прижимное; 5 – кулиса; 6 – винт регулировочный;
7 – поршень; 8 – манжета; 9 – коленчатый вал; 10 и 20 – втулки; 11 – шпонка; 12 – сильфон; 13 – корпус золотника; 14 – валик; 15 – манжета уплотнительная; 16 – гайка; 17 – пружина; 18 – кольцо уплотнительное; 19 – золотник; 21 – крышка упора кулисы; 22 – болт М8

Рис. 12.11. Тарировка поршневого счетчика жидкости: 1 – регулировочный винт;
2 – отвертка; 3 – специальный ключ; 4 – гайка М10; 5 – кулиса; 6 – боковая крышка

Рассмотрим краткую характеристику отдельных узлов гидравлической схемы раздаточной колонки. Клапан всасывающий (рис. 12.12) устанавливается в начале линии выдачи внутри резервуара и служит для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса топливораздаточной колонки (ТРК).

Рис. 12.12. Всасывающий (обратный) клапан:

1 – корпус; 2 – клапаны тарельчатого типа; 3 – фильтр; 4 – седло

Всасывающий клапан монтируется на расстоянии 120 – 200 мм от дна резервуара, что обеспечивает поступление в раздаточную колонку чистого нефтепродукта. Клапан открывается под действием разрежения, создаваемого насосом во всасывающем трубопроводе. При прекращении работы насоса давление топлива в трубопроводе и резервуаре выравнивается и клапаны 2, под действием собственного веса, садятся на седла 4.

Фильтр предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта. Различают фильтры грубой очистки (размер твердых частиц более 80...100 мкм) и тонкой очистки (размер твердых частиц до 20 мкм). В фильтрах применяются либо сетки, либо разнообразные фильтрующие материалы.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуаров АЗС в баки автомашин. Наибольшее применение получили насосы роторно-шиберного (пластинчатого) типа (рис. 12.13).

Ротор расположен эксцентрично относительно статора, образуя камеру всасывания и нагнетания . В роторе имеются пазы, в которых находятся пластины (лопатки). Под действием центробежных сил пластинки выдвигаются из пазов ротора. При расширении объема происходит процесс всасывания, а при уменьшении – нагнетание. Перепускной клапан поддерживает постоянное давление в полости нагнетания (например, 0,2 МПа).

Рис. 12.13. Бензонасос пластинчатого типа: 1 – корпус; 2 – маслёнка;
3 и 12 – шпонки сегментные; 4 и 6 – полумуфты; 5 – звездочка; 7 – винт стопорный; 8 – вал; 9 – прокладка; 10 – крышка; 11 – подшипник шариковый; 13 – манжет уплотнительный;
14 – ротор; 15 – шпилька; 16 – гайка; 17 – крышка; 18 – пробка; 19 – шток;
20 – пружина клапана; 21 – шайба специальная; 22 – тарелка клапана; 23 – седло;

24 – стойка; 25 – лопатки; 26 – шайбы регулировочной пружины

Газоотделители топливораздаточных колонок предназначены для отделения от топлива воздуха, который может раствориться в нем при сливе топлива в резервуары.

В поплавковой камере происходит конденсация паров топлива, осаждение частиц топлива, унесенного вместе с паровоздушной смесью, и выброс выделенного воздуха и паров в атмосферу.

Клапан электромагнитный – устройство для снижения расхода в конце выдачи дозы с целью завершения работы колонки на малом расходе, что значительно повышает точность отпуска дозы. Различают клапаны электромагнитные одинарного или двойного действия.

Клапаны одинарного действия только снижают расход топлива в конце выдачи дозы. Клапаны двойного действия дополнительно после окончания выдачи дозы полностью перекрывают трубопровод.

Измеритель объема предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.

Отсчетные устройства могут быть различных конструкций: механические стрелочные, механические роликовые, электронно-механические, электронные.

В гидравлической системе колонок обычно перед выходом раздаточного рукава устанавливается индикатор со стеклянным колпачком или окном, через которое можно наблюдать за потоком топлива, выходящего из колонки, и контролировать его загазованность.

Раздаточные рукава колонок выполняются обычно резинотканевыми.
В последнее время стали применять рукава из полимерных материалов. Работа раздаточных рукавов осуществляется в сложных условиях, часто происходят их перегибы, скручивания, возможны наезды на них колесами заправляемых автомобилей. Поэтому на качество рукавов, устанавливаемых на колонки, необходимо обращать особое внимание.

Для удобства потребителей выполняются конструкции колонок, имеющих два раздаточных рукава, работающих от одной измерительной системы. В этом случае при выдаче топлива через один рукав второй блокируется специальным клапаном.

Находят широкое применение конструкции колонок, имеющих в одном корпусе две насосно-измерительные системы, работающих самостоятельно, каждая на свой раздаточный рукав. Такими колонками может осуществляться отпуск топлива двух сортов. Отсчетное устройство такой колонки либо двойное, либо одинарное с блокировкой.

С целью обеспечения выдачи топлива нескольких сортов одной колонкой применяются многорукавные колонки (4 – 6 рукавов) с самостоятельными гидравлическими системами, работающими на свои рукава. Такие колонки представляют сплошные агрегаты, позволяющие сокращать площади, необходимые для установки колонок .

На выходных концах раздаточных рукавов устанавливаются раздаточные краны или «пистолеты». Они могут быть автоматическими и механическими. Краны имеют выходные патрубки, которыми они вставляются в топливные баки заправляемых автомашин. Открытие кранов осуществляется вручную, нажатием на специальные рычаги. В зависимости от силы давления на рычаг регулируется степень открытия крана. В автоматических кранах при наполнении топливного бака до верхнего уровня, когда топливо достигает патрубка крана, происходит его автоматическое закрытие. В неавтоматических кранах закрытие осуществляется вручную. В этом случае существует риск перелива бака и разлива топлива на землю, что нежелательно с экологической и противопожарной точки зрения.

Первым представителем отечественных топливораздаточных колонок была колбовая колонка модели 318 с ручным приводом.

В настоящее время отечественные колонки выпускают в городах Воронеж, Ливны, Серпухово. Конструктивно они отличаются расходом (50 и 100 л/мин) и способностью заправлять одним или различными видами топлива.

Для примера приведем характеристику широко распространенных ТРК «Нара» серии 2000 с расходом 50 л/мин. Минимальная доза выдачи – 2 л. Это одинарные топливораздаточные колонки с механическим или электромеханическим счетчиком разового учета топлива. Элементы облицовки ТРК серии 2000 (передние, задние, боковые панели) выполнены из тонкой листовой стали, покрытой синтетической грунтовкой и эмалью. Все панели съемные.

Узлы ТРК монтируются на каркасе из стального уголка. Измеритель объема топлива состоит из четырех поршней, выполненных из алюминиевого сплава, имеет золотниковый распределитель. Для уплотнения поршней используются кожаные манжеты. Отсчетное устройство: роликового типа – для ТРК
«Нара-27М1», стрелочного типа – для ТРК «Нара-27М1С», электромеханического типа – для ТРК «Нара-27М1Э».

ТРК «Нара-27М1ЭН» отличаются современным внешним видом и комплектуются электромеханическим табло. Мощность двигателя – 0,55 кВт. Гидравлическая часть – бензонасос, газоотделитель, поплавковая камера, фильтр грубой очистки. Раздаточный рукав длиной 5 м, заправочный кран могут быть ручного или автоматического действия.

ТРК серии 4000 характеризуются блочно-модульной компоновкой, при которой устройство отображения информации и измерительная часть выполнены отдельными блоками, соединенными между собой коммуникациями.

ТРК серии 6000 – колонки повышенной производительности. Примером такой ТРК является «Нара 61-16». Отличительная особенность ТРК этой серии – наличие насосного агрегата производительностью 100 л/мин, в остальном – узлы и внешний вид унифицированы с ТРК серии 4000. ТРК серии 6000 рекомендуется использовать для заправки грузового транспорта.

Количество заправочных колонок

F – количество заправок в сутки;

N – мощность АЗС, выраженная количеством возможных заправок в сутки (250, 500, 750, 1000).

Количество колонок для АЗС-500 определяется выражением

. (12.5)

На АЗС могут располагаться колонки для заправки бензином «Нормаль 80» , «Регуляр 91», «Премиум 95», «Супер 98», а также дизельным топливом.

При определении необходимого количества АЗС для обеспечения всего автомобильного парка города, округа, области, края или республики используются следующие данные:

– наличие, размещение и использование автомобилей по городам и населенным пунктам в рассматриваемый период и в перспективе;

– учет количества автомобилей, прибывающих в населенный пункт и проходящих транзитом, нуждающихся в заправке;

– существующая сеть автомобильных дорог, их структура по типам покрытий, протяженность и интенсивность движения автомобилей по ним;

– наличие и размещение нефтебаз и их развитие в перспективе;

– наличие, размещение и пропускная способность АЗС;

– среднее количество топлива для разовой заправки автомобиля, а также суточный расход топлива по сортам.

На автозаправочной станции, неважно к какому типу она относится, невозможна стабильная, продуктивная и качественная работа без оснащения таким оборудованием, как топливораздаточные колонки. Именно посредством данного оборудования происходит выдача топлива, его контроль, измерение и учетная работа. Будь то стационарная, контейнерная или мобильная автозаправочная станция, без данного оборудования работа заправочной станции будет неосуществима.

Таким образом, становится ясно, что топливораздаточные колонки являются самой важной деталью автозаправки, как и само топливо. Именно по этой причине отдавая выбор той или иной разновидности или модели, важно учитывать ряд определенных параметров и факторов, которыми и будет обусловлено предпочтение той или иной модели.

Разновидности топливораздаточных колонок

Для начала следует отметить, что топливораздаточные колонки могут быть двух видов, а именно это может быть одинарная колонка, либо топливораздаточная колонка двойная.

Как правило, для использования на или для установки на отдается предпочтение одинарной модели. Это происходит по той причине, что одинарная топливораздаточная колонка имеет функцию обслуживания одного транспортного средства в определенный промежуток времени. Таким образом, при компоновке мобильных АЗС, либо АЗС контейнерного типа нужно устанавливать отдельные одинарные, под каждый вид топлива, которое будет предусмотрено в данной заправке.

Однако при устройстве стационарной автозаправочной станции целесообразнее оснащать ее двойными топливораздаточными колонками. Дело в том, что колонки данного вида способны к обслуживанию сразу двух автомобилей в один момент времени, что положительно влияет на сокращение времени заправки автомобилей и к предотвращению большого скопления автомобилей на автозаправочной станции. К тому же посредством такого быстрого обслуживания происходит увеличение пропускной способности, что положительно отражается на прибыли автозаправочной станции.

Привод топливораздаточных колонок может быть выполнен как с ручным приводом, так и электроприводом. Различие видов привода колонок состоит в том, что модели с электрическим приводом работают в автоматическом режиме и подача топливного сырья прекращается в данного вида колонках посредством автоматического управления, которое осуществляет оператор.

Устройство и характеристики топливораздаточных колонок

Топливораздаточные колонки которые осуществляют подачу и прекращение подачи топлива посредством ручного механизма уже канули в лету, то есть в настоящее время они не применяются. Управляющий элемент в колонках для розлива топлива может так же подразделяться на ручной и автоматический, однако сейчас довольно сложно встретить где то ручное управление.

Как правило, на сегодняшний день практически все автозаправочные станции оснащены электронным оборудованием, которое приводит в действие сам претор. Сами же топливораздаточные колонки оснащаются специальным дисплеем, на котором видны сумма и литраж, который должен быть выдан. Сами топливораздаточные колонки по конструкции являются практически идентичными, однако их можно разделить по таким видам, как колонки стационарного назначения, которые прочно вмонтированы и не подлежат переносу.

В отличие от первого вида, существующие переносные колонки, могут быть перенесены в любое другое удобное для использования местоположение. На сегодняшний день нередко применение таких колонок, которые способны самостоятельно смешивать топливные компоненты. Обычный объем топливораздаточных колонок может варьироваться в разных пределах, как правило, объем колонок может быть от 25 до 160 литров.

РАЗДЕЛ 1 Общее устройство, порядок и правила технической эксплуатации и обеспечения промышленной безопасности ведомственных заправочных пунктов и АЗС (АЗК)

Тема 1.3 Устройство и эксплуатация технологического оборудования

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ОДНОСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

Вместимость м3 Наружный диметр мм. Длина
(высота) мм.
Толщина стенки мм. Масса кг.
Горизонтальные
4 1378 2873 4 733
5 1846 2036 3 446
8 1593 4263 4 1024
10 2220 3100 4 980
20 2483 4770 4 1776
25 2768 4840 4 2350
50 2870 8480 4 3369
60 2770 11100 5 4750
Вертикальные
5 1788 2018 4 473
10 2233 3100 4 840
15 2818 2518 4 1140
25 3186 3218 4 1750

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ОДНОСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

  • Горизонтальные резервуары изготавливают по ГОСТ 17032
  • Маркировка: буква Р - резервуар; цифра -вместимость в метрах куб.
  • Горизонтальный цилиндрический резервуар состоит из обечайки (цилиндрическая часть) и двух днищ.
  • Обечайка сваривается из нескольких царг (колец) встык или внахлестку.
  • Днища изготавливаются плоскими, коническими, в некоторых случаях - сферическими и привариваются к обечайке, как правило, с помощью уторных уголков.
  • Резервуары вместимостью до 8 м3 включительно должны изготавливаться с плоскими днищами. Для усиления конструкции внутри резервуаров по длине на расстояниях, примерно равных диаметру, привариваются кольца жесткости.
  • Резервуары и защитные кожухи к ним изготавливают из материала, обладающего достаточной устойчивостью к физическому и химическому воздействию рабочей жидкости и окружающей среды. В основном это малоуглеродистая сталь СтЗсп по ГОСТ 380.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ОДНОСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

Общее устройство горизонтальных резервуаров
Комплект оборудования резервуара :
1 - сливная линия; 2 - замерная труба; 3 - линия выдачи; 4 - дыхательная линия

рис. стр.61

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ДВУСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

Вместимость м3 Длина Диметр мм. Масса кг.
10 5320 1615 2015
20 4530 2525 3755
25 5530 2500 4135
50 10690 2525 8250
60 12670 2525 9810
80 12770 2925 13720
100 15850 2925 15850
  • Резервуары изготавливаются поТУ-4034588-097-96
  • Двухстенные резервуары предназначены для хранения нефтепродуктов, плотность которых не превышает 1000 кг/м3
  • Климатические условия для эксплуатации:
  • температура наружного воздуха - не ниже 40 °С (233 °К);
  • сейсмостойкость не более 7 баллов.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ДВУСТЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ
Общее устройство двухстенного резервуара
Устройство двухстенного резервуара:
1 - датчик верхнего уровня горючего; 2 - предохранительный клапан системы герметичности резервуара; 3 - кран шаровой линии выдачи; 4 - муфта соединительная линии выдачи; 5 - крышка зачистной трубы; 6 -замерная труба; 7 - люк технологического лаза; 8 - манометр системы герметичности резервуара; 9- кран трехходовой системы герметичности резервуара; 10- технологический отсек; 11 - сливная труба; 12 - обратный клапан линии выдачи; 13 - заборная труба; 14 - зачистная труба; 25 - линия деаэрации; 16 - дыхательный клапан; 17- огнепреградитель; 18- крышка замерной трубы; 19 - обратный клапан слива

рис. стр.63

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ОБОРУДОВАНИЕ РЕЗЕРВУАРОВ

Основное оборудование резервуара:
1 - ТРК; 2- фланец; 3- трубопровод подачи топлива; 4 - задвижка для нефтепродуктов (30С41 нж); 5- огневой предохранитель (ОП- 50ЧА);б - клапан приемный (КП- 40);7- замерный трубопровод; 8 - люк замерный (ЛЗ- 80); 9 - клапан дыхательный совмещенный (СМДК- 50ЧА); ю-уровнемер «Струна-М» сдатчиком; и - трубопровод налива; 12 - огневой предохранитель (ОП-юоЧА); 23- электромагнитный клапан отсечки (KPT); 14- фильтр грубой очистки (ФС- 80); 15 - муфта сливная (MC-1M); 16- сливной колодец; 17- технологическая шахта; 18 - вентиляционная решетка; 19 - железобетонный колодец; 20-ложемент; 21- зонд для определения утечек из резервуара; 22- одностенный резервуар

рис. стр.64

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИ И РЕМОНТ

Общие положения

  • Эксплуатация и ремонт резервуаров, предназначенных для приема и хранения нефтепродуктов, осуществляется в соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации металлических резервуаров, инструкциями по их ремонту и Правилами технической эксплуатации АЗС.
  • На каждый резервуар в соответствии с ГОСТ 2.601 ведется технический паспорт установленного образца.
  • На каждую секцию многосекционного резервуара распространяются требования, как на отдельный резервуар.
  • Резервуар оснащается оборудованием в полном соответствии с проектом и должен находиться в исправном состоянии. Эксплуатация неисправного резервуара или с неисправным оборудованием запрещена.
  • Резервуар должен иметь обозначение с указанием порядкового номера, марки хранимого нефтепродукта, максимального уровня наполнения и базовой высоты (высотного трафарета). Базовая высота резервуара измеряется ежегодно в летний период, а также после выполнения ремонтных работ. Результат измерения оформляется актом. Утвержденный руководителем организации - владельца АЗС - он прикладывается к градуировочной таблице резервуара.
  • Резервуары, применяемые на АЗС, проходят градуировку в соответствии с ГОСТ 8.346. В соответствии с ГОСТ 2.601 каждый резервуар должен иметь градуировочную таблицу для определения объема горючего в зависимости от высоты наполнения.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИ И РЕМОНТ

Общие положения

  • Техническое обслуживание и ремонт резервуаров осуществляются по графику, утвержденному руководителем (техническим руководителем) организации.
  • Оборудование резервуаров подвергается профилактическим осмотрам:
  1. дыхательные клапаны периодически осматриваются в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года и не реже одного раза в десять дней при отрицательной температуре окружающего воздуха; в зимний период необходимо также регулярно очищать их от инея и льда, не допуская уменьшения зазора между тарелкой и стенкой корпуса клапана;
  2. ежесменно (ежедневно), производится осмотр ответственными работниками АЗС сливного оборудования, технологических колодцев резервуаров с целью выявления разгерметизации соединений, восстановления окраски, очистки от мусора.
  • Результаты ремонтов и устраненные неисправности отмечаются в журнале учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров.
  • Для защиты резервуаров от коррозии рекомендуется предусматривать пассивные или активные методы защиты и их комбинации:
  1. нанесение лакокрасочных и металлизационных покрытий;
  2. применение электрохимической катодной защиты;
  3. использование ингибиторов коррозии.
  • Все подвижные и неподвижные соединения резервуара герметично уплотняются. Сообщение с атмосферой внутреннего пространства резервуара осуществляется через дыхательный клапан. Проверка герметичности газового пространства резервуаров совмещается с проверками срабатывания дыхательной арматуры.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИ И РЕМОНТ

Установка резервуаров в грунт

  • Работы по устройству основания должны производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01.

рис. стр.67

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИ И РЕМОНТ

  1. Приемку нового резервуара осуществляет специальная комиссия из представителей строительной организации, заказчика, пожарной охраны и других заинтересованных органов.

Комиссии должны быть предъявлены следующие документы:

  • рабочие и деталировочные чертежи стальных конструкций;
  • заводские сертификаты на поставленные стальные конструкции;
  • документы о согласовании отступлений, допущенных от чертежей при изготовлении и монтаже;
  • акты приемки скрытых работ ответственными представителями заказчика, строительной и монтажной организациями (по устройству насыпной подушки, изолирующего слоя под резервуар, заделки закладных деталей и т. д.);
  • сертификаты, удостоверяющие качество материалов, сталей, стальных канатов, метизов, электродов, электродной проволоки и других сварочных материалов, примененных при монтаже и вошедших в состав сооружения;
  • журналы промежуточной приемки работ: монтажные, сварочные, подготовки поверхности под окраску и др., которые ведутся линейным инженерно-техническим персоналом или OTK;
  • акты испытаний: на герметичность сварных соединений днища, стенок резервуара в соответствии с требованиями СНиП 3-18; на прочность наливом воды до высоты, предусмотренной проектом;
  • акты контроля качества сварных соединений, предусмотренного СНиП 3-18;

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИ И РЕМОНТ

Ввод резервуаров в эксплуатацию

  • описи удостоверений дипломов о квалификации сварщиков, с указанием присвоенных им номеров или знаков;
  • заключение по просвечиванию монтажных швов проникающим излучением со схемами расположения мест просвечивания;
  • акты приемки смонтированного оборудования;
  • схема и акт испытания заземления резервуара;
  • акты на окраску, выполненную на монтаже;
  • акт на приемку протекторной защиты (при ее наличии);
  • акт на скрытые работы по изоляции корпуса;
  • акт на скрытые работы по креплению резервуара стальными хомутами к бетонному основанию;
  • акт на послойное тромбование грунта над корпусом резервуара; документы, подтверждающие марку бетона основания резервуара.
  • На каждый резервуар, вводимый в эксплуатацию, должны быть:
  • технический паспорт в соответствии со СНиП 3-18; -градуировочная таблица;
  • журнал учета ремонта оборудования (журнал текущего обслуживания);
  • распоряжения и акты на замену оборудования;
  • технологические карты на замену оборудования;
  • акты по техническому обслуживанию и ремонту.
  • Последние три документа прилагаются к техническому паспорту.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИ И РЕМОНТ

Техническое обслуживание
Для поддержания резервуаров в исправном состоянии и предотвращения аварий проводятся следующие плановые работы:

  1. ежедневное техническое обслуживание (ТО);
  2. профилактическое обслуживание;
  3. ремонт резервуаров и их оборудования;
  4. зачистка резервуаров от воды, грязи и ржавчины.

Особое внимание при ежедневном техническом обслуживании уделяется состоянию сварных швов и запорной арматуры. При появлении трещин и отпотин в сварных швах или в основном металле резервуар немедленно опорожняется и ремонтируется.
Замеченные недостатки при проведении профилактического обслуживания устраняются на месте
Оборудование резервуаров должно подвергаться осмотрам по графику ТО и ППР, разработанному в соответствии со сроками эксплуатационных осмотров. Результаты осмотров регистрируются в журнале ремонтов оборудования.

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Оборудование Срок осмотра
Люк замерный Каждый раз при пользовании, но не реже одного раза в месяц
Дыхательный клапан В соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года, и не реже одного раза в неделю при температуре наружного воздух ниже нуля.
Огневой предохранитель Не реже одного раза в месяц при положительной температуре наружного воздуха, и не реже двух раз в месяц при температуре ниже нуля
Прибор для замера уровня В соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже одного раза в месяц
Заземляющее устройство
Заземляющее устройство Внешний осмотр не реже одного раза в месяц
Сливной фильтр Не реже одного раза в месяц
Всасывающий клапан Не реже одного раза в месяц
Прокладка крышки горловины Два раза в год
Изоляция резервуара Одни раз в три года

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Резервуары, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому обследованию и дефектоскопии для определения их технического состояния. Очередность, сроки проведения обследований, а также объем работ по проверке технического состояния резервуара регламентируются Руководством по обследованию резервуаров.

Сроки проведения обследования резервуаров

Вид хранимого нефтепродукта Срок эксплуатации резервуара Полное обследование с выводом из эксплуатации Частичное обследование без вывода из эксплуатации
Бензин Более 25 лет Через 3 года Через 1 год
Бензин Менее 25 лет Через 5 лет Через 2,5 года
Дизтопливо Более 25 лет Через 4 года Через 2 года
Дизтопливо Менее 25 лет Через 7 лет Через 3 года

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Виды ремонта
Осмотровый ремонт
Работы производятся без освобождения резервуара от нефтепродуктов:
Ремонт покрытия, верхних поясов корпуса с применением эпоксидных соединений; ремонт оборудования расположенного с наружной стороны резервуара
Текущий ремонт
Работы, связанные с зачисткой, дегазацией резервуара с соблюдением правил техники безопасности и пожарной безопасности: установка отдельных металлических накладок с применением сварочных работ, ремонт трещин и швов, ремонт или замена оборудования
Капитальный ремонт
Работы, предусмотренные текущим ремонтом и работы по частичной или полной заменен дефектных частей корпуса, днища, покрытия и оборудования

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

  • Осмотровый и текущий ремонты каждого резервуара следует проводить по календарному графику, который должен быть составлен на АЗС с учетом особенностей эксплуатации резервуаров.
  • Осмотровый ремонт резервуара должен предусматриваться в графике не реже 1 раза в шесть месяцев, текущий ремонт - не реже 1 раза в два года.
  • Капитальный ремонт резервуара должен проводиться по мере надобности. Срок проведения капитального ремонта назначается на основании результатов эксплуатационных осмотров и осмотров при текущих ремонтах резервуара и его оборудования, а также при осмотре во время очередных зачисток резервуара от грязи, окалины и остатков нефтепродуктов

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

  • Ремонтные работы должны организовываться и проводиться в строгом соответствии с действующим руководящим документом на проведение ремонта
  • Руководство АЗС, на территории которого необходимо провести ремонт оборудования f оформляет следующие документы:
  • заявку на ремонт с приложением перечня ремонтных работ;
  • технологическую карту на проведение ремонта, выполняемую в соответствии с типовыми технологическими картами с учетом специфики местных условий. Технологическая карта должна быть утверждена директором (главным инженером) АЗС;
  • наряд-допуск на проведение газоопасных работ при подготовке оборудования к ремонту;
  • акт на проведение ремонта.
  • К выполнению подготовительных и ремонтных работ допускается бригада, члены которой прошли соответствующий инструктаж. Проведение инструктажа должно быть отмечено в акте на проведение ремонта

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

РЕЗЕРВУАРЫ АЗС
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

  • Готовность оборудования к ремонту, включая принятие необходимых мер безопасности, подтверждается закрытием наряда-допуска на проведение работ, подписанного как ответственным за подготовку к ремонту, так и ответственным за проведение собственно ремонта - руководителем АЗС.
  • Директор АЗС издает приказ с указанием руководителя работ и ответственных лиц, выделенных для проведения ремонта. Приказ должен быть согласован с инженером по охране труда. Назначенный приказом руководитель работ несет ответственность за дисциплину и организацию контроля качества ремонтных работ.
  • Во избежание поражения электрическим током электронагреватели для подогрева должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.00.0-75.
  • Ремонтные работы на высоте и в заглублениях необходимо проводить в соответствии с требованиями СНиП Ш-42-80.
  • После окончания ремонта в акт на проведение ремонта вносятся данные о качестве ремонта и возможности дальнейшей эксплуатации оборудования. Акт подписывается исполнителями работ и утверждается директором (главным инженером) АЗС. В штатном журнале учета ремонтных работ делается соответствующая запись.

ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЕ
КОЛОНКИ

НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

ТРК
НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ
ТРК предназначены для:
заправки автотранспортных средств отфильтрованным топливом. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25.
Основные функции:

  • отпуск топлива в бак потребителя по заданной оператором дозе в литрах;
  • отпуск топлива в бак потребителя на заданную сумму денег;
  • отображение информации о розничной цене одного литра топлива и возможность ее корректировки с контроллера;
  • отображение информации о заданной и отпущенной дозе топлива в физических и денежных единицах при разовом отпуске;
  • отображение информации о суммарном количестве отпущенного топлива по вызову оператора;
  • сохранение в отсчетном устройстве информации о суммарном количестве отпущенного топлива;
  • аварийное прекращение выдачи дозы непосредственно с колонки или контроллера;
  • продолжение отпуска заданной дозы при устранении аварии с разрешения оператора;
  • программная защита от несанкционированного доступа кода поста и значения юстировочного коэффициента;
  • возможность монтажа колонки на расстоянии до 30 м от резервуара.

ТРК
Классификация
ТРК классифицируют по следующим признакам:

  • по мобильности: переносные, стационарные;
  • виду привода: с ручным, электрическим, комбинированным;
  • способу управления: ручного, от местного задающего устройства; от дистанционного задающего устройства; от автоматического задающего устройства;
  • способу размещения: одинарные - для обслуживания одного потребителя; двойные - для одновременного обслуживания двух потребителей;
  • составу выдаваемого топлива: для выдачи однокомпонентного топлива, для образования и выдачи топливной смеси;
  • номинальному расходу топлива, л/мин.: 25; 40; 50; 100; 160;
  • основной погрешности, % ± 0,25... 0,4;
  • способу размещения сборочных единиц: в одном корпусе, в нескольких корпусах;
  • по типу отсчетного устройства: с механическим и электрическим устройством.

ТРК
Маркировка

Маркировка ТРК по ГОСТ 9018 (пример)

рис. стр.81

ТРК
Общие описание

ТРК ВЫПУСКАЮТСЯ:

  • однотопливные, двухтопливные с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним видом топлива с раздельным учетом выдаваемого топлива через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-о,25-1/1т);
  • двухтопливные, четырехшланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя видами топлив с учетом выдаваемых доз через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-о,25-1/2т);
  • трехтопливные, шестишланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя из трех видов топлива с учетом выдаваемых доз через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-о,25-1/Зт);
  • четырехтопливные, восьмишланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя из четырех видов топлива с учетом доз топлива через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-о,25-1/ут).

ТРК
Отечественные производители

  1. НАРА-42-16; 42-5
  2. С двумя раздаточными пистолетами.
  3. Двухстороннее шестнадцатиразрядное жидкокристаллическое электронное счетное устройство с указанием литров, цены на 1 литр и стоимости выданного топлива (42-16)
  4. Двухсторонне пятиразрядное счетное устройство, отображающее количество литров (42-5)
  5. Минимальная доза выдачи - 2 л
  6. Класс точности -0,25.
  7. Номинальная тонкость фильтрования - 20 мкм Масса - 250 кг.
  8. Габариты - 930X430X1620 мм
  • НАРА-28-16
  • Двухстороннее шестнадцатиразрядное жидкокристаллическое электронное счетное устройство с указанием литров, цены на 1 литр и стоимости выданного топлива.
  • Номинальный расход - 50 л/мин.
  • Класс точности - 0,25.
  • Масса -195 кг Габариты - 930X430X1620 мм

ТРК
Отечественные производители

НАРА 5310

  1. Двухстороннее шестнадцатиразрядное жидкокристаллическое счетное устройство с указанием литров, цены за 1 литр и стоимости выданного топлива.
  2. Номинальный расход через один кран - 40 л/мин.
  3. Минимальная доза выдачи - 2л.
  4. Класс точности - 0,25.
  5. Номинальная тонкость фильтрования - 20 мкм.
  6. Мощность привода насоса моноблока -1,1 кВт.
  7. Эксплуатация при интервале температур о.с. - +50 -40 С
  8. Условный проход всасывающего трубопровода - 40 мм.
  9. Возможно исполнение модельной линии НАРА-5000 в раздельных корпусах (с выносной гидравликой)

НАРА-61-16

  1. С одним раздаточным пистолетом.
  2. Двухстороннее шестнадцатиразрядное жидкокристаллическое

электронное счетное устройство с указанием литров, цены за 1
литр и стоимости выданного топлива.

  • Номинальный расход-100 л/мин.
  • Минимальная доза выдачи - 2 л.
  • Класс точности - 0,25.
  • Номинальная тонкость фильтро-вания-20 мкм.
  • Мощность двигателя - 1,1 кВт. Масса- 190 кг. Габариты - 930X430X1620 мм.

ТРК
Отечественные производители

Россиянка
Колонки работают в комплекте со встроенными или погружными насосами, установленными внутри ТРК или в резервуарах. Использование наружного насоса позволяет размещать резервуар до 70 м от колонок, что упрощает и удешевляет сеть, особенно при использовании многопродуктовых ТРК.
В качестве с системы управления применяется контрольно-кассовая машина ККМ - "Дон-002Ф" (управление 1-6ТРК) с возможностью работы в автономном и сетевом режимах и оперативным учетом всех параметров АЗС по нефтепродуктам.

  • Номинальный расход через один кран - 50 л/мин.
  • Минимальная доза выдачи - 2л.
  • Цена деления указателя разового учета. – 0,01 л.
  • Колличество раздаточных рукавов – 2 – 8 шт.
  • Класс точности - 0,25.
  • Номинальная тонкость фильтрования - 60 мкм.
  • Фильтрация по заказу потребителя – 20 мкм
  • Масса (в зависимости от спецификации), - 270-450 кг.

ТРК
Зарубежные производители

Schlumberger
ТРК серии «ЕВРОТРОН СПЕКТРА »

  • современный дизайн с учетом пожеланий заказчика
  • возможность заправки одновременно двух автомобилей
  • возможность заправки от 1 до 5 видами горючего
  • количество шлангов от 1 до 10 шт. (производительность от 40 до 130 л/мин)
  • класс точности - 0,25%
  • убирающиеся внутрь шланги надежный электромеханический дисплей «Ферранти Паккард»
  • клапаны предоплаты
  • гибкие адаптеры для подключения к трубопроводам
  • возможность заправки большегрузных автомобилей за один заезд с использованием сателлита
  • работа в жестких климатических условиях, диапазон рабочих температур -40°С - +55°С

ТРК
Зарубежные производители

  1. Раздаточные колонки ADAST серии 899LPG предназначены для заправки автомобильного транспорта сжиженным газом (пропан-бутан). Основные компоненты:
  2. проточный измеритель объема;
  3. датчик импульсов;
  4. электронный счетчик с жидкокристаллическим или
  5. электромеханическим дисплеем;
  6. дифференциальный клапан;
  7. разрывная муфта;
  8. раздаточный пистолет со шлангом;
  9. манометры.

Основные характеристики ADAST 8991.622/LPG

  • Максимальный проток 50 л/м
  • Минимальный проток 5 л/мин
  • Минимальная дозировка 5 л/мин
  • Циклический объем 0,5 дм3
  • Измеряемая жидкость Жидкие газы
  • Температура жидкости от -20 до +50 град
  • Максимальное рабочее давление 1,6 МРа
  • Номинальное давление 2,5 МРа
  • Точность выдачи ±1%
  • Шаг калибровки измерителя 0,096%
  • Общий диапазон калибровки измерителя 8%

ТРК
Зарубежные производители

okheim
Серия «Premiere» и «Centurion»
Серия " PREMIER" и " CENTURION"
Показания: цена, литры, сумма. Топливораздаточные колонки с подвесным расположением шлангов. Варианты моделей:

  • от 1 до 4 видов продукта,
  • от 1 до 8 шлагов,
  • скорость выдачи продукта - 57 л/мин,
  • Рабочие параметры задаются с пульта оператора или посредством электронного ключа. Трехпоршневой измеритель, откалиброванный на приращение 3 мл на 20 литров
  • Датчик сдвоенных импульсов - 250 импульсов на 1 литр
  • Встроенное переговорное устройство.
  • Напряжение питания - 220 В
  • Мощность двигателя насоса - 0,55 кВт.
  • Полная самодиагностика работы с выводом данных на
  • дисплей.
  • Аккумуляторные батареи поддержки питания и сохранения показаний с системой подзарядки. Температура окружающей среды: от - 40°С до + 55°С.

ТРК
Зарубежные производители
Т okheim
Серия 9800

  • Мощные и точные электронные колонки с боковым расположением пистолетов
  • Показания: только литры Варианты моделей:
  • от 1 до 2 видов продукта,
  • от 1 до 2 шлангов,
  • сателлитные ТРК для заправки автомашины дизельным топливом с двух сторон в два бака,
  • напорные и всасывающие системы,
  • система автоматического обогрева головной части,
  • скорость выдачи продукта скоростных моделей - 200 л/мин
  • Датчик сдвоенных импульсов - 250 импульсов на 1 литр.
  • Напряжение питания 220 В (стандарт) или 380 В 3-х фазное.
  • Мощность двигателя насоса 0,55 кВт Аккумуляторные батареи поддержки питания и сохранения показаний с системой подзарядки
  • Трехпоршневой измеритель, откалиброван на приращение 3 мл
    на 20 литров

ТРК
Зарубежные производители

ТРК серии BMP 500 « JUNIOR»
Преимущества топливораздаточных колонок данного типа: невысокая цена, простота обслуживания и установки вследствие небольшого веса и низких требований к пространству. Рекомендуется для установки на малых и средних АЗС. Оптимально подходят для реконструируемых АЗС.

ТРК
Зарубежные производители

ТРК серии BMP 1000 « STANDART»
Типовой ряд топливораздаточных колонок, пользующийся большой популярностью благодаря гибкой модульной конструкции.
Рекомендуется для установки на средних и больших АЭС.

ТРК
Общее устройство

рис. стр.92

Принципиальная гидравлическая схема двухпостовой ТРК: 1- клапан приемный, 2 - счетчик с датчиком расхода 3 - измеритель объема, 4 - клапан электромагнитный, 5 - рукав напорный, 6 -индикатор, 7 - кран раздаточный, 8 -моноблок, 9 - фильтр грубой очистки, 10 -насос, 11 -фильтр тонкой очистки, 12 -газоотделитель, 13 -камера поплавковая.

ТРК

  • ТРК отечественного и импортного производства должны иметь сертификат об утверждении типа средств измерений и номер Государственного реестра средств измерений. Сведения о сертификате и номере Госреестра указываются производителем в формуляре (паспорте) колонки.
  • Топливораздаточные колонки являются средствами измерения объема топлива и подлежат государственной поверке: первичной - при выпуске из производства или после ремонта и периодической - в процессе эксплуатации в установленном порядке.
  • При положительных результатах государственной поверки пломбы с оттиском государственного поверителя навешивают в местах в соответствии со схемой пломбирования, приведенной в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
  • При ремонте или регулировке ТРК или МРК со снятием пломб государственного поверителя, в журнале учета ремонта оборудования делается запись даты, времени и показании суммарного счетчика в момент снятия пломб и по завершении ремонта и регулировки погрешности ТРК и составляется акт учета нефтепродуктов при выполнении ремонтных работ на ТРК (МРК).

ТРК
Эксплуатация, общие положения

  • В целях предотвращения разливов и проливов на АЗС должны использоваться ТРК, оснащенные раздаточным краном с автоматическим прекращением выдачи топлива при полном заполнении бака транспортного средства.
  • На ТРК наносятся порядковый номер колонок (либо сторон колонок), марка выдаваемого нефтепродукта. В необходимых случаях на ТРК должна быть нанесена или иным способом присутствовать информация об особых условиях работы устройства или заправки автотранспорта. На ТРК, предназначенных для отпуска этилированного бензина, должна быть нанесена надпись: "Бензин этилированный. Ядовито".
  • Техническое обслуживание, ремонт, поверку ТРК, МРК необходимо фиксировать в журнале учета ремонта оборудования. В формулярах (паспортах) ТРК делаются отметки о количестве отпущенного топлива с начала эксплуатации, ремонте и замене узлов агрегатов.
  • В случае технической неисправности, отсутствия нефтепродукта или в иных случаях невозможности работы ТРК (МРК) на ней вывешивается табличка с надписью "РЕМОНТ", "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ" или иным содержанием, информирующим о ее нерабочем состоянии. Запрещается закручивать раздаточный шланг вокруг корпуса неисправной ТРК (МРК). На неработающих ТРК и МРК допускается осуществление механической блокировки, исключающей извлечение раздаточного крана из "гнезда" на корпусе.

ТРК
Эксплуатация, общие положения
Не допускается эксплуатация ТРК и МРК:

  • С погрешностью, превышающей установленную в описании типа данного средства измерений;
  • При отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;
  • При наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений;
  • С техническими неисправностями или отступлениями от правил технической эксплуатации, определенных заводом-изготовителем, и правил технической эксплуатации АЗС;
  • С нарушениями конструкции колонки, описанной в эксплуатационной документации.

ТРК

ТРК
Техническое обслуживание, общие положения

Виды и периодичность технического обслуживания

  • Техническое обслуживание колонок на АЗС можно подразделить на ежедневное, профилактическое и сезонное.
  • Ежедневное техническое обслуживание проводится по потребности, но не менее одного раза в сутки.
  • Профилактическое техническое обслуживание проводится после прокачки 200 ооо л топлива, но не реже одного раза в месяц;
  • Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год с целью подготовки колонки к эксплуатации в зимних и летних условиях.
  • Плановое техническое обслуживание осуществляется по "Системе технического обслуживания и ремонта оборудования автозаправочных колонок", разработанной ЗАО НПП АЗТ

ТРК предназначены для:
заправки автотранспортных средств отфильтрованным топливом. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25.
Основные функции:

  • отпуск топлива в бак потребителя по заданной оператором дозе в литрах;
  • отпуск топлива в бак потребителя на заданную сумму денег;
  • отображение информации о розничной цене одного литра топлива и возможность ее корректировки с контроллера;
  • отображение информации о заданной и отпущенной дозе топлива в физических и денежных единицах при разовом отпуске;
  • отображение информации о суммарном количестве отпущенного топлива по вызову оператора;
  • сохранение в отсчетном устройстве информации о суммарном количестве отпущенного топлива;
  • аварийное прекращение выдачи дозы непосредственно с колонки или контроллера;
  • продолжение отпуска заданной дозы при устранении аварии с разрешения оператора;
  • программная защита от несанкционированного доступа кода поста и значения юстировочного коэффициента;
  • возможность монтажа колонки на расстоянии до 30 м от резервуара.

ТРК классифицируют по следующим признакам:

  • по мобильности: переносные, стационарные;
  • виду привода: с ручным, электрическим, комбинированным;
  • способу управления: ручного, от местного задающего устройства; от дистанционного задающего устройства; от автоматического задающего устройства;
  • способу размещения: одинарные - для обслуживания одного потребителя; двойные - для одновременного обслуживания двух потребителей;
  • составу выдаваемого топлива: для выдачи однокомпонентного топлива, для образования и выдачи топливной смеси;
  • номинальному расходу топлива, л/мин.: 25; 40; 50; 100; 160;
  • основной погрешности, % ± 0,25... 0,4;
  • способу размещения сборочных единиц: в одном корпусе, в нескольких корпусах;
  • по типу отсчетного устройства: с механическим и электрическим устройством.

6.Устройство резервуаров для хранения топлива. Резервуар для хранения топлива необходим для содержания дизельного топлива, предназначенного для автономных котельных, в нефтеперерабатывающей отрасли и других сферах.Резервуары для топлива изготавливаются их химически устойчивых смол. Емкости способны выдерживать высокую температуру. Емкости для хранения топлива могут быть изготовлены в подземном и наземном варианте. Надземные емкости устанавливаются в опорную раму с площадкой для обслуживания. Чтобы увеличить объем емкости устанавливаются отдельно.Работа топливного резервуара осуществляется в последовательности:

1. Заполнение резервуара происходит через заливную трубу.

2. Забор топлива выполняется через колодец обслуживания.

3. На случай переполнения емкости установлен специальный датчик.

Топливные резервуары необходимы для хранения нефти, ГСМ, дизельного топлива.

Преимуществами использования емкостей для хранения топлива являются:

  • Устойчивость резервуара к химическим реагентам, поскольку выполнен из стеклопластика.
  • Устойчивость к смолам.
  • Возможность установки надземных емкостей со специальной площадкой для обслуживания.
  • Наличие герметичного корпуса.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Возможность изготовления резервуаров под цвет логотипа компании.

В комплектацию устройства входит:

  • Емкость, выполненная из стеклопластика, устойчивая к воздействию стойких смол.
  • Патрубки для наполнения и забора емкостей.
  • Колодец с крышкой.
  • Вентиляция.
  • Датчик контроля над уровнем заполнения.

Резервуар для хранения топлива монтируется, исходя из установленных правил и строительных норм. При этом должны учитываться рекомендации по установке, указанные в паспорте оборудования. Бак для топлива закрепляется с помощью стяжных ремней к основанию, далее выполняется подвод заборного и заливного трубопровода. После этого осуществляется засыпка песком и последующая утрамбовка или проливка.