Пдд что такое обгон и опережение. Обгон и опережение в новых пдд

Каждый водитель в своей автомобильной жизни не сможет двигаться:

  • исключительно по прямой дороге;
  • на одной скорости;
  • без маневрирования.

Чаще всего как раз и приходится совершать различные действия – повороты, развороты, движение задним ходом и прочие маневры.

Все перечисленные элементы являются нормальными и естественными условиями деятельности водителя. Поэтому Правилами предусмотрен целый ряд специальных режимов движения или использования транспортного средства, а также ситуаций, при которых водитель должен выполнять определенные требования ПДД.

Среди наиболее важных режимов и ситуаций особо выделяются:

  • опережение;
  • обгон;
  • остановка;
  • стоянка;
  • вынужденная остановка;
  • препятствие;
  • организованная транспортная колонна;
  • организованная перевозка группы детей.

Поговорим о них подробнее.

Перестроение

Самый, пожалуй, распространенный вид маневра, совершаемого водителем, — это перестроение. Правила определяют его так.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Перестроение » — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

В своей практике движения водители (особенно живущие в больших городах) не могут двигаться только по одной полосе (или в одном ряду). Они вынуждены перестраиваться из одной полосы (ряда) в другую.

Цели перестроения могут быть различными.

  • для занятия крайних положений перед поворотом, разворотом;
  • для опережения или обгона;
  • для объезда (например, препятствия);
  • для совершения остановки или стоянки и пр.

На первый взгляд, перестроение может показаться незамысловатым и элементарным маневром. Но в действительности это не так. Важно помнить, что, перестраиваясь, водитель чаще всего обязан уступать дорогу транспортным средствам, которые уже двигаются по той полосе, на которую он собирается перестраиваться. И это правило очень часто нарушается, что и приводит к аварии.

Поэтому желание водителя занять другую полосу для движения должно предваряться четким убеждением в том, что указанная полоса свободна, и своими действиями он не создаст помех тем ТС, которые двигаются по ней без изменения направления своего движения.

Важно помнить, что нарушение правил перестроения в плотном транспортном потоке – одна из причин конфликтов на дороге и, конечно же, ДТП.

Что такое обгон, опережение и объезд

Если водителя не устраивает скорость перемещения двигающегося впереди него транспортного средства, то он, как правило, решается на его опережение. Правила регламентируют и эту ситуацию.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Опережение » — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Опережение чаще всего связано с перестроением из полосы или ряда.

ПДД знают два вида опережения:

1) собственно опережение — без выезда на полосу (сторону дороги) для встречного движения;

2) обгон – опережение, связанное с выездом на полосу (или сторону дороги) для встречного движения.

Данный вопрос является принципиальным, ибо нарушение правил обгона сурово наказывается российским законодательством – штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Правильная квалификация обгона (или его отсутствия) поможет, таким образом, избежать серьезных неприятностей с законом. Что же такое «обгон», согласно ПДД? Для водителя это знание является приоритетным.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обгон » — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Данное определение весьма емко, и оно требует дополнительного комментирования.

Обгон – это маневр, который выполняется исключительно с использованием встречной полосы – выездом на нее. Это важнейший критерий обгона.

Сделаем несколько уточняющих понятие «обгон» замечаний.

1. Водителю не следует путать «чистое» опережение и обгон.

Обгон всегда связан с выездом на «встречку» — встречную полосу или сторону дороги, которая используется для встречного движения. Именно поэтому понятие «обгон» должно у водителя ассоциироваться с понятием «встречка».

Главное правило, которое позволит водителю защитить свои права перед недобросовестным сотрудником ДПС, звучит так: «Если не было выезда на встречку, то это не обгон!». И наказание за обгон будет противозаконным действием работника ГИБДД.

2. Водителю не следует путать обгон и объезд.

Проблема здесь состоит в том, что Правила не персонализируют и не дают нам понятия «объезд». Поэтому водитель должен использовать при квалификации понятия «объезд» здравый смысл и логику.

Обгон – это маневр, связанный с опережением движущихся транспортных средств. А объезд осуществляется только в отношении неподвижного объекта (и не обязательно транспортного средства).

Это также принципиальный вопрос, потому что наказания за нарушение правил обгона и правил объезда (с выездом на встречную полосу) существенно разнятся.

Подобный режим для информированности иных участников движения обеспечивается установкой на транспортном средстве, осуществляющем перевозку, специального опознавательного знака – «Перевозка детей». Он выставляется спереди и сзади транспортного средства.

К водителям, приближающимся к такому транспортному средству, осуществляющему посадку или высадку детей, предъявляются особые требования: необходимо снизить скорость, а если потребуется – остановиться, чтобы пропустить находящихся на дороге детей.

Подведем итог

Особые режимы движения, особые способы использования транспортного средства и особые ситуации – нормальное явление и в практике дорожного движения, и в деятельности водителя. Как правило, все они требуют от автолюбителя знания специальных норм, предусмотренных ПДД.

Так, правила обгона и опережения регулируются 11-м разделом Правил, остановка и стоянка – 12-м и т.д. Это является свидетельством важности и сложности таких режимов, и водитель должен быть к этому готов.

Проложить и можно с помощью онлайн сервисов.

Если вы еще не определились какой автомобиль покупать, то советуем эмблем автомобилей многих производителей.

Сколько нужно учиться на права с учетом последних программ подготовки водителей.

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

К сожалению, даже опытные водители не всегда четко различают понятия «опережение» и «обгон», а новички – и подавно. На практике зачастую это приводит к нежелательной встрече с дорожными инспекторами и даже аварийным ситуациям. Учитывая то, что не зря автомобиль повсеместно признан источником повышенной опасности, каждый автолюбитель должен всегда при совершении маневра осознавать, что он делает – обгоняет или опережает.

Определение

Обгон представляет собой опережение транспортного средства (либо нескольких) с выездом на встречную полосу и последующим обязательным возвращением на исходную полосу (либо сторону проезжей части).

Опережение – это движение с превышением скорости относительно попутного транспорта. Этот маневр выполняется в пределах своей полосы.

Сравнение

С точки зрения Правил опережение и обгон – принципиально разные термины. Стоит начать с того, что обгон в силу своих особенностей является самым опасным из маневров.

Обгон всегда связан не только с опережением попутного транспорта, но и с маневрированием в левую сторону с выездом на соседнюю полосу или «встречку», а также с обязательным возвращением на исходную полосу.

Обгон схематично

Важное отличие заключается в том, что опережение возможно как слева, так и справа. Кроме того, обгон как маневр строго ограничен ПДД и во многих случаях запрещен. К опережению это не относится – его можно совершать практически в любой ситуации, кроме случаев плотного движения, когда все полосы заняты транспортом. Единственная оговорка – возвращение на свою полосу после совершения опережения является обгоном. Естественно, опережение нельзя совершать с выездом на «встречку».

Выводы сайт

  1. Обгон – это маневр, связанный с опережением транспортного средства (или нескольких) с выездом на встречную полосу (сторону проезжей части) и последующим обязательным возвращением на ту, с которой был начат маневр.
  2. Опережение представляет собой маневр, выполненный в пределах своей стороны проезжей части со скоростью, превышающей скорость попутного транспорта.
  3. Обгон – самый опасный из всех существующих маневров.
  4. Опережение не предусматривает выезда на встречную полосу и обязательного возвращения на ранее занимаемую.
  5. Опережение возможно и слева, и справа, обгон – только слева.
  6. К совершению обгона следует относиться особенно тщательно – ПДД предусматривают много случаев, когда он запрещен.

В некоторых случаях опытные водители не в состоянии четко понять, обгон и опережение в чем разница, что значат данные понятия .

С подобными сложностями часто сталкиваются опытные водители и тем более начинающие. Нередко отсутствие подобных знаний ведет к неожиданной встрече с инспекторами и к аварийным столкновениям.

Транспортное средство, как показывает практика, является источником повышенной опасности, потому водитель в процессе осуществления им соответствующего маневра должен четко понимать, что он делает – обгон или опережение.

Понятия обгона и опережения

Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.

Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили . Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.

Обгон – определенная форма опережения одного, двух и более автомобилей с одновременным выездом на противоположную полосу и с обязательным возвращением на свою исходную полосу или часть проезжей части.

Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.

Разница между обгоном и опережением

Отвечая на популярный вопрос, в чем заключается разница и отличие между опережением и обгоном, можно отметить, что с точки зрения стандартного ПДД, это принципиально разные термины и действия. Вот чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД.

Сразу стоит отметить, что обгон является более опасным маневром.

В этих случаях он напрямую связан не только с обычным опережением рядом перемещающихся автомобилей, но с такими сопутствующими процессами, как:

  • маневрирование влево;
  • выезд на стандартную встречку или на рядом идущую полосу;
  • последующее возвращение на исходную трассу.

К осуществлению стандартного обгона требуется относиться с особой внимательностью, так как в ПДД существует достаточно большое количество ограничений и запретов на совершение данного процесса.

Опережение – это движение, которое выполняется в границах принадлежащей водителю по правилам проезжей части.

При этом скорость движения превышает скоростные показатели рядом едущих транспортных средств.

В данном случае не предусмотрен выезд на рядом идущую встречную полосу, соответственно нет возвращения автомобиля на ранее занимаемую им дорожную полосу и сторону.

Порядок действий при совершении обгона или опережения – это не единственное отличие данных операций. Одним из основных отличий обгона от опережения является то, что второе можно осуществлять, как с левой стороны, так и справа.

Кроме того, обгон, как маневр, самым строгим образом ограничен ПДД, более того, запрещен в большинстве ситуаций. Для опережения подобных ограничений не существует. Водители имеют право совершать его в какой угодно ситуации.

Исключением может являться только очень плотное движение, когда все полосы на трассе заняты средствами передвижения.

Видео: ПДД 2019. Тема: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

В качестве заключения можно отметить, какие существуют наказания за не неправильный обгон.

Точно прописанных санкций за неправильно осуществленный обгон современный административный кодекс не предусматривает. При этом не нужно забывать о том, что выполнение автомобильного обгона может сопровождаться стандартным выездом на полосу идущего навстречу движения.

В 2019 году для наказания водителя задействуется статья 12.15 ч. 4. В зависимости от сложности нарушения водителю может быть назначен штраф, достигающий 5000 рублей . Также это может быть лишение человека водительского удостоверения примерно на 4-6 месяцев.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что ПДД не нужно рассматривать частями. Изучение установленных правил подобным образом возможно, но, чтобы полностью понять свод условий, потребуется комплексно соблюдать все требования.

Для начала давайте вспомним, что такое ОБГОН.

Правила. Раздел 1. «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения , и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

То есть обгон – это всегда выезд на встречку, а выезд на встречку разрешён Правилами

только в следующих трёх случаях.

Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линией разметки.

Либо это двухполосная дорога с комбинированной осевой линией разметки.

Либо это трёхполосная дорога с двумя продольными прерывистыми линиями разметки.

На таких дорогах, как вы уже знаете, средняя полоса может использоваться для обгона водителями обоих направлений.

Обгон, несомненно, самый опасный из всех манёвров. Поэтому Правила содержат ряд жёстких ограничений, которым должен следовать водитель, совершающий или только намеревающийся совершить обгон.

Общие принципы безопасности при выполнении обгона.

Правила. Раздел 11. Пункт 11.1. Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

По сути, это требование Правил означает, что перед тем, как принять решение о возможности (или невозможности) обгона, водитель обязан проделать ёмкую аналитическую работу:

1. Необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля.

2. Необходимо оценить скорость встречного автомобиля и расстояние до него.

3. Необходимо оценить состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, скользкое).

4. Необходимо вспомнить о реальных динамических возможностях собственного автомобиля (насколько чутко он реагирует на педаль акселератора).

Приступить к обгону разрешается только в том случае, если в процессе обгона не возникнет

ни малейшей угрозы, ни для встречного, ни для обгоняемого!

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди , производит обгон или объезд препятствия.

Более того, заботясь о безопасности, Правила запретили приступать к обгону уже с момента, как только едущий впереди включил левые указатели поворотов. И об этом тоже сказано в пункте 11.2:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.

Что он собирается делать, пока неясно. То ли намерен приступить к обгону, то ли объезжает препятствие, то ли готовится к повороту налево.

Но в любом случае с момента, как только он включил левые указатели поворота, вам приступать к обгону опасно, и потому Правилами запрещено.

Но и на этом пункт 11.2 не заканчивается:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если движущееся за ним транспортное средство начало обгон.

Обратите внимание! – В пункте 11.2 Правил до сих пор речь шла о транспортном средстве, движущемся впереди вас .

И по Правилам тому, кто впереди вас, достаточно всего лишь включить левые «поворотники», чтобы запретить вам обгон.

А вот тому, кто сзади вас , в соответствие с пунктом 11.2 одного этого недостаточно. Чтобы запретить вам обгон, водителю, движущемуся сзади вас, необходимо не только включить левые поворотники, но ещё и начать обгон!

И это логично! И вот почему. Водитель включает указатели левого поворота в следующих случаях:

а). Перед тем, как приступить к обгону;

б). Перед тем, как приступить к объезду препятствия;

в). Перед тем, как приступить к повороту налево;

г). Перед тем, как приступить к развороту.

Если он впереди, то какая вам разница, что он собирается сделать – во всех случаях приступать к обгону нельзя.

Но если он сзади, тогда разница есть. Сейчас ваша задача – подождать и посмотреть, что он собирается делать.

Если он отстаёт и поворачивает налево или разворачивается, можете обгонять тех, кто едет впереди.

Но если он наращивает скорость и смещается влево, значит, он собирается обогнать вас. В этом случае Правила обязывают вас повременить, подождать, пока он закончит свой обгон, и только после этого разрешено и вам приступить к обгону.

Комментарий к рисунку. Привыкайте потихоньку! – в зеркале заднего вида всё наоборот. То, что на самом деле левое, в зеркале – правое. И картинка в зеркале будет именно такая, как у нас на рисунке.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас достанется вот такая задача:


Можно ли водителю легкового автомобиля начать обгон?

1. Можно.

2. Можно, если водитель грузового автомобиля А двигается со скоростью менее 30 км/ч.

3. Нельзя.

Комментарий к задаче

Иногда я сталкиваюсь с тем, что некоторые из вас не понимают, о водителе какого автомобиля идёт речь. А речь идёт о водителе легкового автомобиля , зажатого на рисунке между двумя грузовиками. Авторы этой задачи считают, что водитель едущего сзади грузовика не только включил указатели левого поворота, но уже и приступил к обгону (хотя из рисунка и из текста вопроса это не следует). Но правильный ответ – третий. Так что и вы считайте, что водитель грузовика уже приступил к обгону, иначе сделаете ошибку.

Ещё один наиважнейший момент.

Безопасность обгона зависит не только от действий обгоняющего, но и от действий обгоняемого. Водитель, увидев, что его обгоняют, может «обидеться» (такое, к сожалению, бывает) и тоже нажмёт на педаль акселератора, не давая обгоняющему завершить обгон. А вот это по-настоящему опасно, а потому недопустимо! Правила сформулировали требования к водителю обгоняемого автомобиля следующим образом:

Правила. Раздел 11. Пункт 11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями.

Обратите внимание! – Правила не обязывают водителя обгоняемого автомобиля уступать дорогу обгоняющему (например, когда обгоняющий возвращается на свою полосу). Наоборот, это обгоняющий должен позаботиться, чтобы не «подрезать» обгоняемого.

Другое дело, что обгоняемый не должен повышать скорость, когда его обгоняют. Или, скажем, включать левые «поворотники», или смещаться влево, пугая обгоняющего. Это, кстати, и в его интересах – если произойдёт ДТП, то всем мало не покажется (и обгоняющему, и обгоняемому).

И об этом на экзамене вас тоже спросят (правда, без рисунка):

Ну, а теперь самое главное – где обгон запрещён!

Обгон, как и всякий манёвр, может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо самими Правилами.

Посередине проезжей части нанесена сплошная осевая линия разметки и, следовательно, любой выезд на полосу встречного движения запрещён.

Естественно, запрещён и обгон.

Осевая линия может быть прерывистой, или её вообще может не быть, но установлен знак 3.20 «Обгон запрещён».

То есть требования знака и разметки противоречат друг другу. А в таких случаях, как вы уже знаете, водители обязаны выполнять требования знака.

Только следует помнить, что в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён» разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы, а также любые тихоходные транспортные средства.

Что такое двухколёсный мотоцикл или гужевая повозка, понятно каждому. А что такое тихоходное транспортное средство? А тихоходное транспортное средство по Правилам – это транспортное средство, обозначенное соответствующим опознавательным знаком.

На этом транспортном средстве нет никакого опознавательного знака и, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «ползло», обгон запрещён!

А вот теперь другое дело – на заднем борту опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство».

И, следовательно, с какой бы скоростью оно ни «летело», его можно обгонять и в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён».

Помимо этого Правила содержат перечень мест, где обгон запрещён независимо от того, какая тут осевая линия.

1. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на пешеходных переходах.

Если вы ещё не забыли, на пешеходных переходах категорически запрещёны разворот и движение задним ходом.

Точно так же на пешеходном переходе запрещён и обгон. Причём тоже запрещён категорически, независимо от того, есть ли там пешеходы или нет.

И это правильно из элементарных соображений безопасности – раз уж перед вами есть транспортное средство, оно обязательно, хотя бы частично, закрывает видимость пешеходного перехода.

Вполне логично, что Правила категорически запретили обгон на пешеходном переходе.

Ну, а уж если есть хотя бы один пешеход, тогда о каком обгоне можно говорить.

Сейчас оба водителя обязаны уступать дорогу пешеходу.

2. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

И опять напоминаю вам – во всех перечисленных местах запрещены разворот и движение задним ходом. Ну, и обгон на мостах и в тоннелях Правила тоже запретили, причём запретили категорически, без всяких оговорок.

3. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обращаю ваше внимание – обгон запрещён не вообще на подъёмах, а именно в конце подъёма! То есть там, где обгон действительно опасен, поскольку видимость встречной полосы в конце подъёма очень даже ограничена.

По той же причине Правила запрещают обгон и на других участках дорог с ограниченной видимостью. При этом водители должны самостоятельно оценивать, что это за участок дороги, и какая тут видимость – ограниченная или нет.

Приступая к обгону в конце подъёма, водитель красного автомобиля грубо нарушает Правила, рискуя жизнью (и не только своей).

Это не конец подъёма, и дорога видна хорошо на безопасном расстоянии. Но это так, если двигаться по своей (правой) полосе.

А если на этом участке приступить к обгону, то видимость сразу же станет ограниченной. А точнее, видимость станет никакой.

Даже на открытой местности, если дорога поворачивает направо, обгоняемый автомобиль – это непрозрачный экран для водителя, совершающего обгон! А в таких условиях приступать к обгону смертельно опасно и потому Правилами запрещено.

В сборнике ГИБДД на эту тему имеется две задачки.

С одной из них вы справляетесь легко – в конце подъёма обгон запрещён и, значит, правильный ответ – третий.

А вот здесь вы нет-нет, да ошибаетесь. Да это конец подъёма, но обратите внимание на разметку! В вашем направлении две полосы движения, и перестраиваясь на левую полосу, вы не совершаете обгон. И, кстати, в тексте вопроса так и сказано: «… для ОПЕРЕЖЕНИЯ грузового автомобиля».

А опережение Правилами не запрещено. Нигде не запрещено, в том числе и в конце подъёма.


Разрешается ли Вам в конце подъёма перестроиться на среднюю полосу для опережения грузового автомобиля?

1. Разрешается.

2. Разрешается только при видимости дороги более 100 м.

3. Запрещается.

4. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

Правила совершенно оправданно хотят дисциплинировать транспортный поток, подъезжающий к железнодорожному переезду. Уже за 100 метров до переезда водители обязаны прекратить всяческие обгоны и далее должны двигаться строго по своей половине проезжей части.

И такой порядок необходимо соблюдать до тех пор, пока переезд не будет пройден! После переезда начинается обычный участок дороги, не содержащий каких-либо специальных ограничений на обгон.

К сожалению, Правила не предложили никакого знака, информирующего водителей о том, что до переезда осталось 100 метров. По идее в этом случае водителей должна выручить дорожная разметка – за 100 метров до переезда осевая линия обязана быть сплошной.

Но разметка – дело ненадёжное. Её попросту может не быть. И как тогда прикажете определять эти 100 метров?

В таком случае водители обязаны определять эти 100 м, что называется «на глаз».

Но если установлены знаки «Приближение к железнодорожному переезду» (а они всегда должны быть), тогда у водителей есть вполне чёткий ориентир. Второй по ходу знак (с двумя красными наклонными полосами) всегда стоит на расстоянии минимум 100 метров до переезда.

Так что, если вы закончите всяческие обгоны до этого знака, точно не ошибётесь, выполняя требования Правил.

И об этом на экзамене в ГИБДД вас обязательно спросят:

5. Правила. Раздел 11. Пункт 11.4. Обгон запрещён на регулируемых перекрёстках, а также на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

Обгон на перекрёстке – это отдельная тема, и она требует отдельного разговора.

Во-первых, необходимо помнить, что перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

В свою очередь нерегулируемые перекрёстки могут быть перекрёстками равнозначных дорог и перекрёстками неравнозначных дорог.

При этом любой перекрёсток – это концентратор опасности, и Правила вполне закономерно запретили заниматься обгоном на перекрёстках. Исключение сделано только для случая, когда водитель пересекает перекрёсток по главной дороге.

На перекрёстках продольные линии дорожной разметки разрываются, и, казалось бы, на самом перекрёстке ничто не мешает выехать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

Но если водитель двигается по многополосной дороге, то на ней выезд на «встречку» с целью обгона запрещён вообще – и до перекрёстка, и на перекрёстке, и после перекрёстка.

И в этом случае совершенно неважно, какой это перекресток (регулируемый, нерегулируемый, главная дорога, неглавная) – на многополосных дорогах выезд на полосу встречного движения с целью обгона или объезда запрещен на всём её протяжении!

Если дорога двухполосная, то выезд на встречку с целью обгона или объезда не запрещён и до перекрестка, и после перекрёстка.

А как быть на самом перекрёстке? Вот тут вопрос.

Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

Если это регулируемый перекрёсток, тогда неважно, сколько на вашей дороге полос движения.

На любых регулируемых перекрёстках обгон запрещён Правилами!

И это логично – перекрёсток делают регулируемым только в том случае, если здесь наблюдается интенсивное движение, а значит, на таком перекрёстке не до обгонов.

Если это нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, тогда нужно уступать дорогу тем, кто приближается справа. А если водитель пойдёт на обгон, он же ничего справа не видит!

Вполне логично, что Правила запретили обгон на перекрёстках равнозначных дорог.

И уж тем более, если ваша дорога второстепенная!

Сейчас нужно уступать дорогу и тем, кто справа, и тем, кто слева.

Тогда о каких тут обгонах на перекрёстке можно говорить!



И только если ваша дорога главная , и осевая линия прерывистая , и встречная полоса свободна , можете обгонять и на перекрёстке, Правила не возражают.

Заканчивая разговор про перекрёстки, мне хочется уберечь вас от возможных неприятностей.

Дело в том, что, как правило, осевая ПРЕРЫВИСТАЯ линия перед перекрёстком становится СПЛОШНОЙ. И если уж вы решились на обгон на таком перекрёстке, тогда должны выполнить его по траектории, показанной на рисунке.

Если зацепите сплошную (всё равно, в начале или в конце обгона), это квалифицируется как выезд на встречную полосу в нарушение Правил!

Ну, и соответственно, 5000 рублей или лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Но это в жизни, а на экзамене с вами про это говорить не будут.

На экзамене про обгон на перекрёстках вам предложат такие задачки:


Разрешён ли Вам обгон?

1. Разрешён.

2. Разрешён, если обгон будет завершён до перекрёстка.

3. Запрещён.

Появление нового термина «опережение» в правилах дорожного движения в конце 2010 года помогло многим автолюбителям сохранить своё право на управление автомобилем. Однако перед тем, как совершить маневр, водитель должен чётко осознавать какой именно маневр он собирается выполнить: опережение или обгон.

Термин "обгон" означает опережение одного или сразу нескольких транспортных средств, обязательно связанное с выездом на встречную полосу, и с последующим возвращением на полосу, по которой автомобиль двигался до начала выполнения маневра.

Обгон не всегда означает нарушение, так как если позволяет дорожная разметка, и нет запрещающих знаков, то обгон будет выполнен в пределах правил.

Термин "опережение" подразумевает под собой движение автомобиля со скоростью, большей скорости другого транспортного средства, движущегося по этой же полосе.

Если внимательно прочитать значение каждого термина, то разница между ними очевидна: в случае опережения не осуществляется выезд на встречную полосу, который имеет место при обгоне. Но, к сожалению, каждый водитель может оказаться в ситуации, когда свою правоту ему придется доказывать, и, возможно, даже в суде.

Для большей наглядности можно рассмотреть довольно обыденную, но одновременно спорную ситуацию.

По двухполосной дороге с обочиной, с нанесенной сплошной линией разметки (1.1) движутся трактор и легковой автомобиль, трактор едет очень медленно. Водитель трактора, заметив приближающийся к нему сзади легковой автомобиль, решает пропустить его, максимально прижавшись к обочине, или даже немного съехав на нее. Так же он включает правый указатель поворота, подтверждая намерение. Водитель легкового автомобиля, убедившись, что маневр будет безопасен и выполнен в пределах правил, совершает опережение трактора.

Через 300-400 метров, инспектор ДПС останавливает легковой автомобиль и вменяет его водителю нарушение, выражающееся в выезде для обгона на встречную полосу.

Объективно оценить ситуацию с такого расстояния действительно затруднительно. Но доказывать свою правоту в подобной ситуации придется Вам, а споры с инспектором, как известно, ни к чему хорошему не приводят. Вы должны быть готовы к составлению протокола, и первое, что нужно сделать – записать номер транспортного средства, которое вы опередили, чтобы указать это в протоколе. Если транспортное средство, которое Вы опередили, не было остановлено инспектором ДПС и водитель его не был привлечен в качестве свидетеля, то вам придется самостоятельно пытаться догнать его и просить написать объяснительную, взять контактные данные для привлечения в качестве свидетеля в суде.

Ситуация, подобная описанной выше, может произойти не только на трассе, но и в городе, где зачастую по одной полосе свободно могут двигаться не один, а сразу два автомобиля. Автомобиль, движущийся слева, совершая опережение, на встречную полосу не выезжает. По сути, происходит точно такое же опережение, когда, в выше описанной ситуации, когда трактор смещается к обочине. Оформление правонарушения, которое Вы не совершали, происходит по такой же схеме.

К сожалению, не смотря на изменения в ПДД, большинство случаев, подобных выше описанным, трактуется как обгон, а не опережение, и наказывается по статье КоАП 12.15 ч.4, подразумевающее лишение прав на управление автомобилем сроком 4-6 месяцев, либо штраф в размере 5 тыс. рублей.

Что бы сохранить водительское удостоверение , нервы и время, будьте внимательны на дороге, адекватно оценивайте дорожную ситуацию, лучше откажитесь от выполнения маневра, если у Вас есть какие-либо сомнения. Неопровержимым доказательством Вашей правоты может стать видеозапись вашего маневра, сделанная при помощи любого видеорегистрирующего средства.


0 Женя 12.02.2013 12:43

Цитата:

Не всегда инспектор ДПС составляет просто протокол, он может сразу выдать постановление и указать размер штрафа, зачастую они так и делают, вот здесь как раз нужно и требовать бланк объяснительной, или написать объяснения в протоколе, а уж потом пойти в суд и доказывать свою правоту. Хотя, мое мнение, лучше просто ничего не подписывать, и тогда инспектор сам побежит догонять трактор. | | |

0 Townotik 16.09.2017 20:53

Цитирую Mila:

Интересная статейка и познавательная. Хотя теперь догоняя впереди идущее авто я буду просить уступить дорогу, моргнув дальним светом фар на ОПЕРЕЖЕНИЕ. Но в любом случае, обогнав или опередив, автомобиль всегда скажу спасибо аварийкой.

Ага и за моргание вы будете "по закону наказаны" за опасное вождение, графа "торопыга", а в будущем предлагают наказывать как и за выпивку ваше "моргание".

| | |

0 Townotik 16.09.2017 21:06

Цитирую Илья:

Если идет ремонт дороги и движение 4-х полосное, то есть 2 туда, 2 встречные...стоят временные знаки обгон запрещен, а я допустим обогнал, но по правой полосе, за это ж не должны лишать прав? ведь я совершил опережение, а не обгон, который подразумевает выезд на полосу встречного движения? и такая же ситуация, когда положен новый асфальт, но разметка еще не нанесена....

Без разметки вас будут разводить на глазомер, в правилах есть "если нет разметки вы должны визуально поделить дорогу на две части" и то что такое ОБГОН (почитайте внимательно и вдумчиво). Но это развод. Самого так не раз пытались развести. Мой вам совет, пишите на телефон все разговоры (пусть и объектив камеры будет отвернут), требуйте составление протокола, и в суде предоставляйте запись. Хоть в законе и сказано что "флешку с записью в конверт с протоколом на месте" как правило суд будет учитывать и те кадры где "случайно" сняты: номер авто инспекторов и разговор (желательно и значок заснять). Если не примет мировой судья ваши доказательства, то идем в районный суд, а то и выше. Попутно пишем в прокуратуру (можно об этом предупредить инспектора ТОЛЬКО ПОСЛЕ составления протокола). 98% дела в пользу водителя. И можно если хотите написать в ГИБДД о компетентности инспектора с приложением решения суда. Но если вы заведомо неправы не стоит следовать данным инструкциям, можно заработать много неприятностей.

| | |

0 Townotik 16.09.2017 21:10

Цитирую mariucka:

ЗаВалюшка, как раз таки эта «презумпция невиновности» у нас в России есть, но она не всегда работает. Постоянно приходится доказывать, что ты не виновен. Поэтому у нас получили такое широкое применение видеорегистраторы...}