Преодолена зависимость от украины по вертолетным двигателям.

Это расширит возможности эксплуатации новейших российских средних вертолетов Ми-38-2 и Ми-38Т.

Испытания проходили в термобарокамере Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), в которой моделировались предельные температуры. Типовая конструкция двигателя ТВ7-117В подтвердила соответствие требованиям сертификационного базиса СБ-6В.231.0001/1, благодаря чему расширились условия эксплуатации изделия в диапазоне температур на входе в двигатель от минус 60°С до плюс 50°С и выдано одобрение главного изменения №СТ355-АД/ОГИ-02.

В авиационных правилах есть отдельные пункты об обязательном проведении испытаний при определенных климатических условиях и необходимости подтверждения надежности работы авиационного двигателя. По мере усложнения авиационной техники и интенсификации ее использования появляются новые риски, связанные с погодными условиями. Например, относительно новый вид обледенения вызывается ледяными кристаллами в облаках или крупными переохлажденными каплями. Конструкция двигателя ТВ7-117В АО "ОДК-Климов" позволяет избежать подобных рисков. Испытания на соответствие в условиях обледенения запланированы на сентябрь - ноябрь 2018 г."

Ранее, 12 июля 2018 г. ТВ7-117В по результатам зачета сертификационных доказательных документов получил сертификат Федерального агентства воздушного транспорта РФ №FATA-01027E. Документ удостоверяет, что типовая конструкция изделия соответствует требованиям распространяемого на него сертификационного базиса.

Турбовальный двигатель ТВ7-117В со свободной турбиной предназначен для установки на многоцелевые вертолеты типа Ми-38. Конструкция и электронная система автоматического управления и контроля с полной ответственностью типа FADEC обеспечивает высокую мощность при низком расходе топлива и повышенную надежностьполетов. Двигатель не имеет аналогов в своем классе по топливной экономичности и взлетной мощности.

Основные технические характеристики ТВ7-117В: мощность на взлетном режиме - 2800 л.с. (при чрезвычайном режиме - 3140 л.с.); удельный расход топлива - 205 г/л.с. час; сухая масса - 435 кг; назначенный ресурс основных деталей по СУР2 (Стратегия управления ресурсом 2) - 2 110 полетных циклов.

Другие преимущества ТВ7-117В:

  • возможность запуска и работы двигателя на больших (6 500 м) высотах;
  • высокие показатели надежности и безотказности;
  • эксплуатация по техническому состоянию;
  • сокращение времени обслуживания в эксплуатации в два раза;
  • минимизация расходов на техническое обслуживание;
  • модульная конструкция - адаптация двигателя под объект заказчика.
Многоцелевой вертолет Ми-38, разработанный и производимый холдингом АО "Вертолеты России", может применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, выполнять полеты над водной поверхностью. Благодаря использованным техническим решениям вертолет Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам.

АО "ОДК-Климов" - предприятие российской двигателестроительной отрасли, занимающееся разработкой и производством газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы. Предприятием разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ВК-2500ПС, ТВ7-117В и самолетные двигатели РД-33, и ТВ7-117С/СМ/СТ. Система менеджмента качества ОДК-Климов сертифицирована по международному стандарту AS 9100 rev.D. Входит в АО "Объединенная двигателестроительная корпорация". Расположено в г. Санкт-Петербург.

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию Ростех) - интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Госкорпорация Ростех - российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 4 - в гражданских отраслях промышленности, а также более 80 организаций прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, "Вертолеты России", ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 100 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2017 году достигла 1 трлн. 589 млрд. рублей, консолидированная чистая прибыль - 121 млрд. рублей, а EBITDA - 305 млрд. рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2017 году составила 46 800 рублей. Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

Лётную лабораторию на базе самолета Ил-76 ОАК подготовила к испытаниям меньше, чем за год. В работе участвовали сотрудники ЛИИ им. М.М.Громова, ПАО «Ил» и АО «РСК «МиГ». Осуществление полетов доверено летчикам Школы летчиков-испытателей ЛИИ им. Громова.

Первый вылет летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с опытным двигателем ТВ7-117СТ состоялся 12 сентября в ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский, Московская обл.). В ходе первого испытательного полета была осуществлена проверка работы силовой установки в натурных условиях, на различных режимах и диапазонах высот. По итогам полета, длившегося чуть более 1 часа, никаких замечаний в работе двигателя, а также неисправностей, специалистами отмечено не было. Полет выполнял экипаж летчика-испытателя Михаила Кондратенко.

Впервые летающая лаборатория Ил-76 с установленным на нее двигателем ТВ7-117СТ (форсированная модификация двигателя ТВ7-117СМ) была продемонстрирована широкой общественности в июле месяце на авиасалоне МАКС-2017, здесь же, в Жуковском.

ТВ7-117СТ является базовым двигателем для силовой установки перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. При этом гражданская модификация двигателя - ТВ7-117СТ-01 - станет штатным двигателем регионального пассажирского самолета Ил-114-300, возобновление серийного производства которого планируется в ближайшие годы.

Двигатель ТВ7-117СТ-01 будет сертифицирован в соответствии с гражданскими нормами. Более мощный в сравнении с ТВ7-117СМ (также ранее разработан «ОДК-Климов»), двигатель ТВ7-117СТ-01, в частности, позволит увеличить грузоподъемность Ил-114-300, сократить дистанцию разбега самолета. Применение унифицированного двигателя на самолетах Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор.

В семейство ТВ7-117 также входят двигатели ТВ7-117С и вертолетный двигатель ТВ7-117В, устанавливаемый на новый вертолет Ми-38. Двигатель ТВ7-117В дал возможность вертолету Ми-38 повысить безопасность полета, в том числе при экстремальных ситуациях, путем введения чрезвычайных режимов мощностью до 3750 л.с., а также расширить диапазон применения, в том числе за счет снижения расхода топлива. ОДК заключила с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 50 двигателей ТВ7-117В для установки на вертолеты Ми-38. Работа по организации серийного производства ТВ7-117В развернута в полном объеме на новой производственной площадке АО «Климов» в Санкт-Петербурге.

Также на двигателях ТВ7-117В установлена новая цифровая электронная система управления и контроля типа FADEC с цифровым блоком нового поколения БАРК-6В разработки и производства АО «Климов». Электронная система управления БАРК-65СТМ для ТВ7-117СТ также построена на базе БАРК-6В. Адаптация к этому типу двигателя осуществляется доработкой программного обеспечения. Теперь САУ управляет не только двигателем, но и воздушным винтом, то есть всей силовой установкой самолёта.

В двигатель ТВ7-117СТ заложены современные конструктивные решения, повышающие его летно-технические характеристики. Мощность на максимальном взлетном режиме составляет 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме - 3600 л.с. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час.

В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ112 (разработки ПАО «НПП Аэросила»), обладающим большей производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу. Одной из особенностей ТВ7-117СТ является то, что созданная «ОДК - Климов» система автоматического управления не только управляет двигателем, но и воздушным винтом, то есть всей силовой установкой самолёта. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта и в целом повысить эффективность силовой установки.

Двигатели ТВ7-117СТ собираются полностью из российских деталей, узлов и комплектующих. Их производство осуществляется в широкой кооперации предприятий ОДК, которая кроме АО «ОДК - Климов» включает АО «ММП им. В. В. Чернышева», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «ОДК - СТАР». Стендовые испытания двигателя ТВ7-117СТ на модернизированном испытательном стенде «ОДК - Климов» стартовали в сентябре 2016 года. Возможности стенда позволяют испытывать силовую установку сразу с винтом, мотогондолой и другими элементами самолета (части крыла и фюзеляжа). В ходе модернизации, комплекс, изначально построенный как экспериментальный для испытаний силовых агрегатов вертолетов, был укомплектован современным контрольно-измерительным оборудованием. В настоящее время продолжаются различные виды наземных испытаний ТВ7-117СТ (в том числе, ресурсные).

Сразу после приземления командир экипажа Ил-76ЛЛ Михаил Кондратенко доложил о ходе первого полета официальным лицам, присутствовавшим на летном поле ЛИИ имени Громова, среди которых были: генеральный конструктор ОАК Серегй Коротков, вице-президент по транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», генеральный директор Авиационного комплекса имени Ильюшина Алексей Рогозин, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин, исполнительный директор АО "ОДК-Климов" Александр Ватагин, генеральнй конструктор «ОДК-Климов» Алексей Григорьев, генеральный директор ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» Михаил Гордин.

«Технически ТВ7-117СТ - лучший российский двигатель для региональных и среднемагистральных самолетов гражданского и военного назначения, - сказал исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин. - Мы гордимся, что, создавая лучшие решения, формируем направление дальнейшего развития индустрии, расширяем возможности российских технологий, повышаем их конкурентоспособность на мировом рынке».

«Испытания двигателя ТВ7-117СТ -- это важный этап в создании нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и пассажирского самолета Ил-114-300, необходимого для расширения региональных перевозок в нашей стране. Новый двигатель существенно повысит конкурентоспособность этих самолетов», - заявил Сергей Коротков.

«Испытаниям двигателя на летающей лаборатории предшествовала серьезная подготовка. Разработчик двигателя «ОДК-Климов» выполнил комплекс работ, нацеленных на исключение опасных отказов. ЦИАМ провел экспертизу результатов данных работ и выдал заключение о возможности безопасного проведения испытаний двигателя ТВ7-117СТ на воздушном судне экспериментальной авиации. Институтом были разработаны рекомендации и требования по безопасному проведению испытаний. И вот сегодня успешно прошли первые испытания этого двигателя на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в «ЛИИ им. М.М. Громова», - заявил генеральный директор ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» (входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Михаил Гордин.

«Нами предусмотрено 20 полетов на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ во всех диапазонах скоростей и высот, необходимых для самолетов Ил-112В и Ил-114. Мы планируем завершить их в течение двух месяцев, после этого двигатель будет готов к полетам в составе самолета Ил-112В. Сертификация данной силовой установки запланирована на 2020 год», - отметил Юрий Шмотин.

Натурный образец новейшего турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для авиалайнера Ил-114-300 впервые представлен на выставочной экспозиции на проходящем на ВДНХ в Москве III Международном форуме двигателестроения (МФД-2018).

Демонстрируемый двигатель использовался в ходе наземных испытаний. Для этого в 2016 году на предприятии-разработчике ТВ7-117СТ – АО «ОДК-Климов» был создан испытательный стенд, возможности которого позволяют проверять силовую установку сразу с винтом, мотогондолой и другими элементами самолета.

ТВ7-117СТ является базовым двигателем для силовой установки перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, а гражданская модификация двигателя – ТВ7-117СТ-01 – станет штатным двигателем регионального пассажирского самолета Ил-114-300, возобновление серийного производства которого планируется в России. Двигатель ТВ7-117СТ-01 также будет сертифицирован в соответствии с гражданскими нормами. Более мощный в сравнении с ранней модификацией ТВ7-117СМ, двигатель ТВ7-117СТ-01 позволит увеличить грузоподъемность Ил-114-300, сократить время разбега самолета. Применение унифицированного двигателя на Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор.

Стендовые испытания двигателя ТВ7-117СТ на модернизированном стенде «ОДК-Климов» стартовали в сентябре 2016 года. Год спустя, в сентябре 2017-го, ОДК начала летные испытания силовой установки в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Первый этап завершился в декабре 2017 года. Результатом стало подтверждение готовности двигателя ТВ7-117СТ и винта АВ-112 к будущему первому вылету самолета Ил-112В.

В двигатель ТВ7-117СТ заложены современные конструктивные решения, повышающие его летно-технические характеристики. Мощность на максимальном взлетном режиме составляет 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ112 разработки ПАО «НПП Аэросила», обладающим большей производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу. Система автоматического управления, созданная «ОДК-Климов», управляет не только двигателем, но и воздушным винтом, то есть всей силовой установкой самолета. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, в целом повысить эффективность силовой установки. Двигатели ТВ7-117СТ собираются полностью из российских деталей, узлов и комплектующих. Их производство осуществляется в широкой кооперации предприятий ОДК.

«ОДК-Климов» занимается разработкой и производством газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Предприятие включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы и создает вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ТВ7-117В и самолетные двигатели типа РД-33 и ТВ7-117С/СМ/СТ.

С 2014 года ОДК на базе «ОДК-Климов» успешно реализует программу импортозамещения вертолетных двигателей ТВ3-117/ВК-2500, предназначенных для большинства вертолетов «Ми» и «Ка». В 2015 году двигатель ВК-2500 был поставлен на производство в России.

Главное преимущество нового российского двигателя – производство его в России. Это неоценимое значение для вертолётной авиации. В целях обороноспособности приведена в действие программа «Импортозамещение». Подконтрольные НАТО Украина и Канада не будут поставлять свою продукцию для ВПК России.


Назначение

На базе самолётного ТВ7-117С разработаны и испытаны вертолётные двигатели ТВ7-117В(ВМ) для Ми-38 и его модификаций, ТВ7-117ВК для модернизации Ми-28, Ка-50 и Ка-52. С лета 2016-го в России ожидается серийный выпуск турбовальных двигателей 4-го поколения для тяжёлых вертолётов РФ.


Характеристики и Принцип работы ТВД

Силовой агрегат ТВ7-117В(ВМ) весом 360 кг способен развивать мощность в чрезвычайном режиме: на 30 сек – 3750 л.с., на 2,5 мин – 3500 л.с., на 30 мин. – 3000 л.с. На взлётном режиме сила двигателя 2800 л.с. с расходом топлива 199 г/л.с. час, а на крейсерском 2000 л.с., сжигается 220 г/л.с. час. Его габариты 1,614х640х820 мм.

Модификация ТВ7-117ВК тяжелее, весит 380 кг, его размеры 2077х685х820 мм. Режим работы двигателя: чрезвычайный на 30 мин. – 2800 л.с.; взлётный – 2500 л.с. с расходом топлива 201 г/л.с. час; крейсерский – 1800 л.с., затрачивает 230 г/л.с. час.

СССР в самолётостроении разрабатывали турбореактивные двигатели с малым удельным весом (ТРД) с целью обеспечить максимальную дальность полёта для самолёта с большой грузоподъёмностью. Расход топлива оказался неэкономным, если сравнивать с винтомоторными (поршневыми) бензиновыми двигателями. В результате совмещения лучших характеристик этих движителей появился газотурбинный авиационный двигатель ТВ (турбовинтовой).

По конструкции ТВД это ТРД, но только с воздушным винтом и редуктором. Поток воздуха сжимается во входном устройстве, затем в компрессоре, откуда и поступает в камеру сгорания одновременно с топливом. Большое количество энергии направляется в газовую турбину, в результате расширения работает компрессор, редуктор, винт и приводы агрегатов. Максимальная мощность двигателя достигается оборотами турбины до 20 000 об/мин. Многоступенчатость турбины снижает обороты и вес редуктора. Редуктор понижает обороты до требуемых отметок 750 – 1500 об/мин и доводит КПД винта к максимальному значению. Мощные двигатели с одним редуктором способны вращать 2 винта в разные стороны. Воздушный винт создаёт тягу на 90%, 10% – реакция газовой струи, т.е давление газа за турбиной на уровне атмосферного давления.

class="eliadunit">

Его модификации по области применения могут стать очень широкими: для всех типов атмосферных летательных аппаратов (самолёты, вертолёты, беспилотники), для судов (высокоскоростные катера), как энергоустановки для разного вида топлива.


Общие сведения

Самое важное, что это двигатели нового поколения. Выпускается ТВ7-117С с 1997 г. для ИЛ-114. С 2009 года велись работы по модификации для Ми-38, Ми-28, Ка-50 и Ка-52. Толчком послужило требование к безопасности и комфортабельности полётов. Серьёзно рассматривался вариант с канадским двигателем PW12T/S, уступающим сегодняшнему исполнению нашего ТВД 7-го на 500 л.с. Двигатель долгое время доводился до соответствующих требований. Удалось создать эффективную АСУ (автоматизированную систему управления) БАРК-65 типа (FADEC), а главное сохранился прежний режим работы на случай выхода из строя электронной аппаратуры. Выявляется поломка и роботом рекомендуется метод устранения неисправности.

Двигатель ТВ7-117 сверхмощный и самый экономичный в своём классе, что позволит дольше находиться в полёте и перемещать 16 т груза или 35 – 65 человек. Ещё преимущество мотора в замене модулей. Все модификации его совпадают на 90%, делая совершенным по применению и ремонтопригодности.
История создания ТВ7-117

С 1980-х гг., под руководством генерального конструктора А.А.Саркисова, в ОКБ работали над ТВД 4-го поколения. К 1993 г разработан ТВ7-117С для региональных самолетов ИЛ-114. В 1997 г. двигатель сертифицировали, и сегодня он установлен на самолетах АН-140, Ил-114 и Ил-114Т.

Как вариант, применение самолётного движителя ТВ7-117С известен давно. В период с 2000-го по 2006-й произошла его модернизация на ТВ7-117СМ для ИЛ-112В , работа была проведена над управлением и контролем работы двигателя с помощью электроники. Известен и китайский вариант L-3000. На протяжении долгих десятков лет Санкт-Петербургский КБ ОАО «Климов» (разработчик) сотрудничал с Запорожским ОАО «Мотор Сич» (исполнитель и доработчик). Запорожский завод создан при Российской Империи в 1907 г., выпускал самолётные двигатели с 1916-го. Жаль, но на сегодняшний день эта связь разорвана.

class="eliadunit">

АО «Климов» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации 15 сентября представил новый двигатель ТВ7-117СТ собственной разработки. Этот инновационный продукт в области мирового газотурбинного двигателестроения расширяет семейство двигателей ТВ7-117. Он станет «сердцем» перспективного военно-транспортного самолета Ил-112В, а его вертолетная модификация будет установлена на новейшие российские ударные и транспортные машины. О том, что из себя представляет новый двигатель, какую перспективу он дает российской авиации, а также о том, как организовано производство на одном из ведущих предприятий авиастроительной отрасли, читайте в материале редакции ТРК «Звезда».Прежде всего стоит отметить то, ради чего создавался новый двигатель. Им будет оснащаться легкий транспортный самолет нового поколения Ил-112В, предназначенный для замены парка самолетов типа Ан-26. Этот винтовой моноплан необходим для транспортировки и воздушного десантирования легких образцов военной техники, военных и гражданских грузов, а также личного состава. Он может эксплуатироваться на небольших малооборудованных аэродромах, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия взлетно-посадочных полос. К выпуску планируется в двух модификациях: для гражданской авиации (Ил-112Т) и военно-транспортной авиации (Ил-112В).Разработка нового двигателя - это не только вопрос импортозамещения и ликвидации зависимости от украинских поставщиков. В данном случае речь идет о национальной безопасности и национальных интересах Российской Федерации. Именно поэтому в разработку данного двигателя, модернизации завода «Климов» и других предприятий в составе кооперации вкладываются большие деньги.«Долгосрочный контракт на поставку двигателя ТВ7-117СТ заключен в этом году. Он должен быть исполнен до 2019 года. Всего в рамках контракта должно быть сделано 16 двигателей. Первый двигатель уже изготовлен, еще два находятся на окончательной стадии сборки», - сообщил гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов.
Особенности нового двигателя

Новый двигатель ТВ7-117СТ расширяет семейство двигателей ТВ7-117. Он построен на базе ТВ7-117СМ, который был предназначен для самолета Ил-114. Внешне они очень похожи, и обычный человек вряд ли отличит один от другого. Однако у двигателя ТВ7-117СТ все новшества внутри. Секретные особенности конструктора и специалисты не раскрывают, однако называют главное отличие от базовой версии: новую цифровую систему управления двигателем и воздушным винтом - теперь компьютер управляет всей силовой установкой.Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта в целом повысить эффективность силовой установки. Разработанная АО «Климов» электронная система управления построена на базе БАРК-65СТМ, который создан на универсальной платформе БАРК-6В.Кроме того, значительно улучшены топливные характеристики. При сухой массе 500 кг двигатель имеет расход топлива меньше 200 граммов на лошадиную силу в час. Ну, и конечно, двигатель ТВ7-117СТ на 1000 л.с. мощнее своего собрата. Его мощность составляет 3000 л.с. на максимальном взлетном и 3600л.с. на чрезвычайном режиме. Таким параметрам зарубежные конкуренты могут только позавидовать.Первые два двигателя ТВ7-117СТ, по словам руководства ОДК, должны быть поставлены по договору в феврале 2017 года.«Разработка должна закончиться стендовыми испытаниями и летными испытаниями в составе самолета», - подтвердил исполнительный директор АО «Климов» Александр Ватагин.

Возникает резонный вопрос, какие перспективы откроет этот двигатель для отечественного и зарубежного рынка после успешных испытаний. На этот вопрос дал ответ гендиректор ОДК Александр Артюхов.Он напомнил, что двигатель ТВ7-117 включает в себя три модификации: это вертолетный двигатель ТВ7-117В для вертолета Ми-38, ТВ7-117СМ и ТВ7-117СТ для самолета Ил-112В.«По нашим суммарными прогнозам годовой выпуск будет составлять порядка 100 двигателей по всем этим трем позициям в периоде до 2025», - сказал Артюхов, добавив, что цикл сборки двигателя составляет порядка 8-9 месяцев.
Венец инженерной мысли

Основной продукт завода «Климов» - это вертолетный двигатель ВК-2500. Им сегодня комплектуются все основные вертолеты РФ: Ка-52, Ми-24, Ми-28, Ми-35 и такие модификации Ми-17, как Ми-171 и Ми-17В5.
«Все производятся в кооперации предприятий ОДК. АО "Климов" производит только часть – турбину, элементы внешней обвески и занимается конечной сборкой двигателя. В кооперации участвует город Уфа, которая поставляет горячую часть и московский кластер в лице завода "Салют" и АО "ММП им. В.В. Чернышева", которые делают холодную часть компрессора», - рассказал технический директор АО «Климов» Александр Захаров. Всего завод «Климов» за год собрал около 100 российских двигателей ВК-2500, сообщили на предприятии.
«ВК-2500 является крайней версией развития двигателя ТВ3-117, который ведет свою историю с начала 70-х годов. С тех пор по мощности он прибавил практически вдвое», - рассказал Александр Захаров.Сначала мощность двигателя была 1500 л.с, теперь же его взлетный режим 2700 л.с, а чрезвычайный режим 2800 л.с. Теперь ему на смену придет современная вертолетная модификация двигателя семейства ТВ7-117. Его взлетная мощность составит 2800 л.с., а в чрезвычайном режиме - 3750 л.с. Другими словами он на 1000 л.с. мощнее ВК-2500.«Контракт на поставку двигателей ТВ7-117В для вертолетов Ми-38 рассчитан на срок до 2019 года, однако первые двигатели должны быть поставлены уже в этом году», - прокомментировал Артюхов.
По самолетной тематике у завода два направления. Первое – это двигатели РД-33 для самолета МиГ-29 и его модификаций МиГ-29К и МиГ29КУБ. Второе направление как раз новое – это двигатель ТВ7-117СТ. Сейчас производство на заводе освоили полностью из отечественных комплектующих.Модернизация и перспективы Генеральный директор ОДК отметил, что возможности корпорации по производству двигателей будут расширяться. Это, по его словам, станет возможно благодаря масштабному проекту по трансформации индустриальной модели и изменения состава кооперации практически по всем новым продуктам, в том числе и по двигателю ТВ7-117СТ.Сегодня в кооперации по созданию этого двигателя участвуют АО «Климов», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «ММП им. В.В. Чернышева» и другие предприятия.«Кроме того, образуется центр технологической компетенции в составе ОДК, который с военной номенклатурой участвует во всех проектах, в том числе и в этом, а их еще порядка пяти», - добавил Артюхов.Но даже разработка нового двигателя ТВ7-117СТ была бы невозможна без вовремя полученных средств на модернизацию оборудования и оптимизации производства.Сегодня АО «Климов» - это уникальная площадка, которая уже практически не имеет ничего общего со старой площадкой, которая была организована в 1956 году на окраине Ленинграда как испытательная станция. Сегодня от нее остался старый испытательный корпус и испытательный стенд, который сейчас восстановили.
В 80-е годы стенды закрыли, потому что город уже стал строиться совсем близко и шум мешал жителям, в 90-х годах предприятие выживало, а в начале 2000-х появились первые заказы. В 2010 году началась новая страница в истории предприятия.В период с 2010 по 2015 гг. в соответствии с поручением Минпромторга России и Минобороны РФ АО «Климов» была организована производственная кооперация с крупными двигателестроительными предприятиями, входящими в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Перед ними ставилась задача - постановка на производство двигателя ВК-2500 разработки «Климов» на территории РФ в целях обеспечения импортонезависимости отечественного вертолетостроения.В рамках этого проекта было освоено около 6 млрд рублей кредитных средств банка ВЭБ. На них было построено 9 корпусов. Теперь все производство завода Климов, которое ранее занимало разные территории города, было сосредоточено на этой площадке. Модернизации подверглись практически все корпуса.
Как устроено производство

Самое современное оборудование на заводе «Климов» стоит в гальваническом корпусе, где идет обработка деталей специальными покрытиями. Там 11 линий объединены в несколько потоков, а робот сам знает, какой процесс ему задан, и каждую деталь распределяет по разным ваннам. В этом корпусе проводят и специальные виды ремонта: снятие нагара с двигателей. Старые ржавые двигатели превращаются в блестящие, выходя из гальванических ванн. Сегодня с учетом потребности комплекс имеет возможность для многократного повышения мощности.
Расширять на заводе планируют механо-обрабатывающее производство. Там пройдет плановое обновление оборудования и развитие мощностей. Испытательная база, которая сейчас находится в очень неприглядном виде, должна быть доведена до общего стиля зданий с ремонтом шахт в течение следующего года.В целом, если прогуляться по заводу, можно отметить, что производство собрано очень компактно. Вокруг корпуса сборки двигателей расположены все сателлиты. И если раньше нужно было ехать через весь город, чтобы решить вопрос или перевезти деталь, то теперь корпус гальваники в 50 метрах, корпус термообработки в 50 метрах, а административно-конструкторский корпус в 10 метрах. Все вопросы можно решить в течение пяти минут, признаются сотрудники.Не зря двигатель называют венцом инженерной мысли. Этот сложнейший агрегат даже в корпусе сборки проходит несколько стадий. На одном стенде он проходит стадию сборки турбокомпрессора, на другом монтируются датчики и шлейфы. Вдоль стенки цеха стоят макеты двигателей.Так положено, поскольку представители военной приемки обязаны принимать двигатель по макету. Это правило, установленное лет 60 назад, в век цифровых технологий еще не отменили, однако для простоты приемки добавили 3Dмакет двигателя.В цеху располагаются макеты РД-33, двигателей для МиГ-29К и МиГ-29КУБ, также здесь расположены ТВ7-117 самолетного семейства. Здесь можно увидеть и вертолетную версию двигателя ТВ7-117. Это двигатель вертолета Ми-38, который прошел сертификат типа в прошлом году.
По словам технического директора АО «Климов» Александра Захарова, мощность цеха сборки до 50 двигателей в месяц, что составляет примерно два двигателя за одни сутки. Однако в случае необходимости он может работать и в круглосуточном режиме.Актуален, необходим, востребован Российские двигатели признаны одними из лучших в мире. Сегодня за рубеж в Индию, Алжир, Китай они поставляются по контрактам военно-технического сотрудничества вместе с вертолетами. Двигатели, которые поставляются отдельно как запчасть, – это редкий случай, признаются специалисты. Однако и такой спрос тоже есть, и любая страна может заказать их.В первую очередь такие поставки нужны российским ремонтным заводам, таким как 218 РЗ в Гатчине, Уральскому заводу гражданской авиации. Нужны такие двигатели и многичисленным заводам, расположенным по всему миру – и в Китае, и в Венесуэле.Все эти заводы гарантируют российской двигателестроительной отрасли поступательное развитие и уверенность в будущем. Сегодня перед ОДК стоит задача, которую поставил президент РФ Владимир Путин, - выпуск 500 двигателей в год.