Джип Виллис. История создания, характеристики, интересные факты

Без преувеличения можно утверждать, что самым легендарным автомобилем Второй мировой войны был американский легковой вездеход «Виллис». Эта машина использовалась на всех без исключения театрах военных действий и заслужила безграничное уважение и любовь у солдат всех армий антигитлеровской коалиции.

Все началось 19 июня 1940 года, когда американское военное ведомство сформулировало требования к легкому командирско-разведывательному автомобилю. Его проектированием занялись конструкторы сразу трех компаний: «Америкен Бантам», «Форд Мотор Ко.» и маленькой фирмы «Виллис Оверленд» из г. Толедо (штат Огайо).

ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ

По условиям контракта, общую компоновку нового автомобиля с основными его характеристиками нужно было предоставить уже через 5 дней, а опытные образцы изготовить через 49 дней.

Уложилась в отведенные сроки только фирма «Бантам». Первый образец компании «Виллис Оверленд» поступил на испытания только 11 ноября 1940 года. Эта машина получила название «Виллис-Квад» (quad — четверка). В его облике чувствовалось влияние прототипа фирмы «Бантам», который по праву можно считать первым джипом, проложившим дорогу этому направлению в автомобилестроении. Несмотря на то что обе машины оказались тяжелее, чем планировалось, они понравились военным. В ноябре 1940 года подоспел и «Пигмей» — прототип фирмы «Форд».

Предварительные испытания всех трех моделей, проходившие в ноябре — декабре 1940 года, показали явные преимущества «Виллиса» по динамике, проходимости, надежности и прочности. Этому способствовало использование хорошо отработанного и более мощного, чем у конкурентов, двигателя модели «441», правильный выбор агрегатов и элементов трансмиссии, ходовой части, размерных параметров шасси и кузова.

В начале 1941 года фирма «Виллис» существенно переработала свой вариант вездехода. Армейский многоцелевой полноприводный автомобиль «Виллис» МА представлял собой уже базовую серийную модель, выпущенную в 1941 году небольшой партией в 1500 экземпляров. Машина имела колесную формулу 4×4, открытый цельнометаллический кузов с брезентовыми тентом и боковинами вместо дверей, четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 2199 м3, однодисковое сухое сцепление, трехступенчатую коробку передач, двухступенчатый демультипликатор, гипоидную главную передачу, подвеску на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами и гидравлические тормоза. Помимо многоцелевого варианта предполагался его выпуск в санитарном исполнении и в качестве зенитной установки Т54 со спаренным 12,7-мм пулеметом.

Тем временем обстановка в мире заставила военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. Фирма «Виллис», выпустив к тому времени модернизированный вариант «Виллис» MB, имевший несколько увеличенные габариты и массу, еще больше упрочила свое лидерство. Внешне от модели МА он отличался фарами, перенесенными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. С середины 1942 года все джипы MB обрели свою классическую внешность, получив штампованную решетку радиатора. Однако производственных мощностей фирмы было недостаточно для удовлетворения нужд армии, поэтому к выпуску машины подключилась фирма «Форд Мотор». Вариант «Форд» GPW отличался от «Виллис» MB формой и расположением ряда второстепенных деталей кузова. Всего до июля 1945 года фирма «Форд» изготовила 277 896 автомобилей GPW, а «Виллис» — 361 349 автомобилей. До конца Второй мировой войны обе фирмы выпустили 659 031 машину.

«ВИЛЛИС» В СТРОЮ

Автомобили «Виллис» начали поступать в войска союзников начиная с 1942 года и быстро завоевали невероятную популярность. Эти машины с одинаковым успехом могли служить артиллерийскими тягачами, передвижными командными пунктами, возить радиостанцию и офицеров связи, быть санитарным транспортом и вполне мощной боевой машиной, вооруженной несколькими пулеметами. Он проходил там, где до него не проходил ни один автомобиль, причем вытащить машину практически из любой грязи, используя специальные поручни на кузове, можно было усилиями экипажа. У немцев не было ничего подобного, что вызывало зависть у солдат весьма неплохо моторизованного вермахта. Итальянское командование, например, обещало за захват «Виллиса» 2 тыс. лир, в то время как за танк — вдвое меньше.

В Красную армию «Виллисы» поступали с лета 1942 года. Они сразу нашли широкое применение в первую очередь в качестве командирских машин и тягачей 45-мм противотанковых пушек В СССР «Виллисы» чаще всего прибывали в полуразобранном состоянии в ящиках. Сборкой их в основном занимался один из заводов в Коломне. Всего до конца войны Советскому Союзу поставили 50 501 машину. К преимуществам автомобиля «Виллис» относились большая скорость движения и хорошая приемистость, малые габариты, обеспечивавшие легкую маскировку, и хорошая маневренность, благодаря малому радиусу поворота и удовлетворительной проходимости. Применение автомобиля «Виллис» в боевых условиях показало, что как командирская и разведывательная машина он вполне отвечал своему назначению, но для работы в качестве артиллерийского тягача вследствие недостаточной мощности не подходил.

КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ «Виллис» МВ

Рама — штампованная, закрытая, с пятью поперечинами, шириной 743 мм. Сзади — стандартный буксирный прибор армейского типа. На переднем бампере могла устанавливаться специальная лебедка с приводом от раздаточной коробки.

Кузов — цельнометаллический, открытый, бездверный, четырехместный, с легким съемным брезентовым верхом. Переднее стекло — с подъемной рамкой. Для снижения высоты машины оно могло откидываться на капот. Капот — «аллигаторного» типа.

Сцепление — однодисковоесухое типа «Атвуд-Трилендер» фирмы «Борг энд Бэк».

Коробка передач — трехступенчатая фирмы «Уорнер» с синхронизаторами на 2-й и 3-й передачах. Раздаточная коробка фирмы «Спайсер», объединенная с двухступенчатым демультипликатором, крепилась непосредственно к коробке передач без промежуточного вала. Привод переднего моста мог отключаться.

Карданных валов два. Оба открытые, с шарнирами на игольчатых подшипниках, с телескопическими соединениями.

Задний мост — фирмы «Спайсер», с гипоидной главной передачей и неразъемной балкой, с разгруженными полуосями колес, ступицы и шестерни которых были установлены на конических подшипниках.

Передний мост — ведущий и управляемый, также фирмы «Спайсер», в основе своей был аналогичен заднему. В поворотных кулаках (шкворни их тоже имели конические подшипники) были установлены шарниры равных угловых скоростей. Оба моста отличались исключительной прочностью, работоспособностью и долговечностью.

Подвеска на четырех полуэллиптических рессорах. Амортизаторы — телескопические, двойного действия.

Рулевое управление — механизм фирмы «Росс» типа «цилиндрический червяк — кривошип с двумя пальцами». Поперечная рулевая тяга — разрезная с промежуточным двуплечим рычагом.

Тормоза — барабанные, на все колеса, фирмы «Бендикс», с гидравлическим приводом. Ручной тормоз — центральный, ленточный, с механическим приводом. Его тормозной барабан был установлен на вторичном валу раздаточной коробки.

Шины с крупными грунтозацепами, фирмы «Гудьир», рисунок протектора — «реверсивный вездеход», принятый в армии США.

4340

Willys MB (Виллис) - американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW).

ИСТОРИЯ

В мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к лёгкому командирскому разведывательному автомобилю. Эти требования были настолько жёсткими по срокам, что в конкурсе приняли участие только фирмы Willys-Overland Motors и American Bantam, которая в начале сентября 1940 года показала первый прототип своего внедорожника.


Получившаяся машина оказалась тяжелее заданных величин. Фирма Willys, объявив указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, попросила для осуществления своего проекта более тяжёлого автомобиля 75 дней. Willys, имея полную информацию об автомобиле конкурента, скопировал черты внешнего облика прототипа Bantam.


Через несколько лет это было зафиксировано юридически, но к тому времени American Bantam прекратила свое существование. С опозданием в конкурс включилась фирма Ford с автомобилем «Пигмей», который и победил в первоначальном этапе конкурса. В начале 1941 года комиссия под председательством президента Рузвельта сформировала окончательные требования и приняла решение выдать каждой из трёх фирм заказ на пробную партию из 1500 автомобилей. Выпуск Willys MA начался в июне 1941 года. Вступление США во Вторую мировую войнузаставило военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей.

Вопреки надеждам компании Ford 1 июля 1941 года за основу был принят модернизированный Willys MB. Willys-Overland Motors выпустила последний автомобиль Willys MA 18 ноября 1941 года, построив с нарушением сроков оговорённые 1500 шт., и приступила к серийному производству модели Willys MB на заводе в Толидо, штат Огайо. Завод Ford приступил к выпуску Willys MB (под индексом Ford GPW) только в начале 1942 года. С учётом фордовских копий всего был выпущен 659 031 автомобиль Willys MB.

Поступив в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность. В Красную армию«Виллисы» массово поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР через Англию была поставлена практически вся партия Willys MA - 1553 экз.) и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек.

Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин. С 20 мая по 10 июля 1943 года три автомобиля Willys MB проходили испытания под Кубинкой и показали себя очень хорошо.


«ГРАЖДАНСКИЙ ДЖИП»

В 1944 году на базе «Willys MB» был разработан гражданский внедорожникCJ1A (СJ - Civilian Jeep), а в 1945 году его улучшенная модификация CJ2A . МодельCJ3A послужила базой для создания в 1950 году армейского внедорожника М38. Военные серии «Willys MD» послужили основой гражданским внедорожникамCJ5 /CJ6 , производившимся с середины 1950-х до начала 1980-х годов, а также более поздним моделям конца 70-80-х годов CJ7 , CJ8 Scrambler иCJ10 , производство которых завершилось в 1986 году. По лицензии Willys моделиCJ3B и CJ5 /CJ6 еще с начала 1950-х годов начали производить в Японии (Toyota, Nissan и Mitsubishi), а также в Индии (Mahindra & Mahindra), Южной Корее (SsangYong и Kia) и ряде других стран.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ АРМЕЙСКИЕ МОДИФИКАЦИИ


M38A1


M606 в Колумбии

  • «Willys MC», обозначение М38 (1950-1953 гг.) - армейская модификация гражданской модели CJ3A. Получил лебедку, усиленную ходовую часть, шины размером 7.00-16, цельное лобовое стекло, 24-вольтовое электрооборудование. До 1953 года изготовили 61423 таких машин, в выпуске также участвовал канадский завод компании «Ford».
  • «Willys MD», обозначение М38А1 (1952-1957 гг.) - более солидный вариант «Виллиса-MС» Отличался верхнеклапанным двигателем «Харрикэйн» (Hurricane), развивал мощность 67 л.с. Внешне отличался более высоким расположением капота, удлиненной колесной базой - 2057 мм, широкими шинами размером 7.50-16 и увеличенными размерами. «Виллис» выпускал этот джип до последних дней своего существования. Выпущено 101488 экземпляра. Параллельно в 1955-1982 гг. выпускалась гражданская модель CJ5 и её модернизированный вариант CJ7 выпускался в 1976-1986 гг.
  • М38А1С - усиленное шасси, использовалось для установки безоткатных орудий, зенитных пушек и противотанковых ракет.
  • «Willys MDA» (1954 г) - длиннобазный 6-местный джип (база 2565 мм). Гражданская длиннобазная модель CJ6 производилась в 1955-1978 гг.
  • М606 (1953 г.) - армейская модификация гражданской модели СJ3В с верхнеклапанным 62-сильным мотором, предназначен для экспорта и сборки по лицензии.

История создания Willys

    В 1908 году Джон Уиллис приобрёл Overland Automotive Division of Standard Wheel Company. В 1912 Уиллис переименовал компанию в Willys-Overland Motor Company , а в период с 1912 по 1918 год производство Уиллиса было вторым по объёмам в Соединенных Штатах после Ford Motor Company.
    В 1913 году Уиллис приобрёл лицензию на выпуск двигателя с клапанными втулками по проекту инженера Чарльз Найта, который использовался для автомобилей Willys-Knight. В середине 1920-х Джон Уиллис приобрёл компанию F.B. Stearns Company, расположенную в городе Кливленд, штат Огайо. Здесь Уиллис решил наладить выпуск Stearns-Knight - автомобилей класса «люкс».
    В 1914 году он приобрёл Electric Auto-Lite Company, а в 1917 году создал Willys Corporation в качестве своего холдинга. В 1916 он заполучил Russell Motor Car Company из города Торонто, штат Онтарио, Канада, через год - New Process Gear, а в 1919 году - компанию Duesenberg Motors Company, расположенную в городе Элизабет, штат Нью-Джерси.
    Завод в Элизабет был заменён новым, более крупным и современным. Новый завод должен был стать местом производства автомобиля Willys Six. Но рецессия 1920 года поставила Willys Corporation в затруднительное положение. Нанятый банкирами Уолтер П. Крайслер должен был разобраться в сложившейся ситуации. Позже модель Willys Six была названа инженерной ошибкой.
    Чтобы получить достаточно денег для погашения долгов, все активы Willys Corporation были выставлены на аукцион. Завод в Элизабет и прототип Chrysler Six были проданы Уильяму К. Дюранту. На заводе стали производиться дешёвые автомобили Дюранта под названием Star, Chrysler Six был улучшен и модифицирован, а в 1923 году переименован во Flint.
    Уолтер Крайслер перешёл в компанию Maxwell-Chalmers, там он разработал собственный шестицилиндровый Chrysler Six, который базировался на элементах Уиллиса. В 1925 году компания Maxwell стала частью Chrysler Corporation.
    В 1926 году производство в Оверленде стало выпускать продукцию под брэндом Whippet. Но после фондового краха 1929 года и последовавшего вскоре экономического кризиса продажи Уиллиса начали падать. Stearns-Knight перестали производить в 1929 году, Whippet - в 1931 году, а со временем модель Whippet была заменена на модели Willys Six и Eight. В 1933 году было прекращено производство Willys-Knight.
    В середине 30-х годов ХХ столетия Джон Уиллис начал выпуск двух новых моделей: четырёхцилиндрового автомобиля Willys 77 и шестицилиндровой модели Willys 99. Но так как фирма была на грани банкротства, предприниматель смог позволить себе выпуск только модели Willys 77. Была продана канадская дочерняя компания, чтобы улучшить финансовое положение.
    В 1936 году Willys-Overland Motor Company получила новое название - Willys-Overland Motors. Компания располагалась на тот момент в Толедо, штат Огайо. Вскоре после реорганизации Willys-Overland Motors стала производить армейские автомобили по поручению Военного ведомства США вместе с рядом других компаний. Автомобиль был разработан компанией American Bantam.
    В 1938 году Джозеф Фрейзер присоединил Willys-Overland к Chrysler, так как являлся его руководителем. Он считал, что четырёхцилиндровый двигатель, которым будет оснащён будущий военный джип, требует доработки. С этой задачей блестяще справился бывший инженер компании Studebaker - Дельмар Рус. Производство джипа Willys MB было начато в 1941 году совместно с копаниями Ford и American Bantam. В первый год было выпущено 8 598 экземпляров авто, а до конца Второй мировой войны - 359 851 единиц.
    После войны производство легковых гражданских автомобилей не было возрождено, так как компания Willys была сосредоточены на выпуске джипов для нужд армии. Первым автомобилем Willys послевоенного периода стал CJ-2A. Он представлял собой Willys MB, лишённый армейских нововведений. CJ-2A использовался в основном фермерами, скотоводами, охотниками и представителями других профессий, чей род занятий был непосредственно связан с труднопроходимыми дорогами и пересечённой местностью.
    В дальнейшем компания Willys стала выпускать джип M38 для вооруженных сил и продолжила линию гражданских CJ. В 1952 году предприятие вернулось на рынок гражданских автомобилей с новой моделью Willys Aero. Модельный ряд Willys Aero составлял автомобили Lark, Wing, Falcon, Ace и Eagle. Название зависело от года выпуска и ряда мелких отличавшихся деталей. В 1958 году был налажен и выпуск гражданского джипа CJ3B, который до 1968 года был продан в количестве более 150 тысяч экземпляров.
    В 1953 году компания Willys была приобретена предприятием Kaiser Motors, и практически сразу переименована в Willys Motor Company. В том же году производство Kaiser Motors переместилось в Толедо. Несмотря на устойчивое положение производства, продажи автомобилей падали. В 1954 году дебютировала модель CJ5. Последний пассажирский автомобиль Уиллиса был построен в 1955 году, а в 1963 компания Kaiser Motors сменила название на Kaiser-Jeep Corporation, в то время как фирма Willys перестала существовать, став составляющей частью Kaiser-Jeep.

Основание компании Willys

    Компания была основана в 1908 году американским предпринимателем Джоном Уиллисом , когда он приобрёл Overland Automotive Division у Standard Wheel Company и затем переименовал его в Willys-Overland Motor Company. К 1913 году компания смогла продать свыше 35 тыс. автомобилей.
    В 1913 году Уиллис приобрёл у Чарльза Найта лицензию на производство разработанного им двигателя, поэтому некоторые модели выпускаются под маркой Willys-Knight.
    В 1920 году компания заключила договор о сотрудничестве с британской фирмой Crossley из Манчестера. В Великобритании выпускалась модель «Four» с двигателем «Morris Oxford». В середине 1920-х годов Уиллис присоединил к своей компании F.B. Stearns Company из Кливленда, штат Огайо для производства машин класса «люкс» под названием Stearns-Knight. В 1926 году Willys-Overland начинает выпуск недорогих автомобилей под маркой «Whippet» вместо «Overland». 1920-е годы являются временем расцвета фирмы — в неделю производилось по 2150 автомобилей.
    Начавшаяся в 1929 году «Великая депрессия» ударила по компании — были упразднены марки Stearns-Knight и Whippet (в 1931 году) и значительно сокращён модельный ряд.
    Положение спасла новая модель Willys 77 с 4-цилиндровым двигателем. Предполагалось также запустить в производство Willys 99 с 6-цилиндровым двигателем, но эти планы не были реализованы из-за угрозы банкротства. Долгое время она оставалась единственным автомобилем в линейке Willys-Overland. Модернизированная 77 послужила основой для Willys Americar, выпускавшегося до 1942 года.

Создатель компании Willys

    Джон Норт Уиллис (25.10.1873 - 26.8.1935), американский предприниматель-автопроизводитель. Он при жизни внес немалый вклад в развитие американской автомобильной промышленности, а назначение в 1930 году первым послом США в Польшу свидетельствует об огромном уважении, с которым к нему относились государственные деятели. Но еще большую (уже посмертную) славу его имя приобрело в годы войны, когда для фронта был создан внедорожный легкий автомобиль, который в СССР так и звали - «виллис». Он стал первым в новом классе автомобилей, которые сегодня называют джипами.
    Родился в 1873 г. В 1905 г. приобрел компанию, основанную в 1903 г., которая выпускала велосипеды, а затем - легковые автомобили в местечке Терр-От (штат Индиана), и дал ей свое имя "Виллис". В 1907 приобрел и саму компанию «Оверленд», переименовав ее в «Виллис Оверленд». Фирма выпускала грузовые автомобили.
    Для производства автомобилей компания приобрела цеха разорившейся фирмы Pope-Toledo и переехала в Толедо (штат Огайо). Виллис модернизировал свою фирму, взяв за образец автомобиль Генри Форда. В 1914 г. модель "Оверланд" с четырехлитровым мотором вошла в группу американских автомобилей, имеющих самый высокий спрос. В том же году компания продала 80 тысяч своих машин.
    После Первой мировой войны, переименованная в «Виллис Корпорейшн», компания наладила производство легковых машин, грузовиков и шасси для автобусов.
    В 1920 г. Виллис создает в Англии филиал фирмы, которая собирает автомобили, оснащая их американскими двигателями в 2,4 литра или местными "Моррис" рабочим объемом 1,8 литра. С выпуском в 1923 г. нового автомобиля Red Bird, модель 92, сбыт вновь поднимается до рекордной отметки - 196 тысяч штук.
    В 1929 Виллис передал бразды правления компанией вице-президенту Линвуду А. Миллеру, а сам в 1930 отправился в Польшу в качестве посла. В 1932 снова вернулся к руководству фирмой.
    В 1935 скончался от сердечного приступа.

Willys MB

Американская компания Willys-Overland стала знаменитой как изготовитель известного во времена Второй мировой полноприводного разведывательного автомобиля "Виллис-МВ", вошедшего в историю под названием "Jeep"

    Американская компания Willys-Overland стала знаменитой как изготовитель самого известного во времена Второй мировой войны легкого полноприводного разведывательного автомобиля "Виллис-МВ" , вошедшего в историю под названием "Jeep" . Свои первые армейские пикапы компания "Виллис-Оверленд" начала изготовлять в разгар Первой мировой войны. В то время они входили в небольшое стандартизованное семейство легких грузовиков армии США и выпускались сразу тремя фирмами. Все машины оснащали 38-сильным двигателем и 3-ступенчатой коробкой передач.
    После этого в военной истории компании "Виллис-Оверленд" наступил долгий перерыв, длившийся до июня 1940 г., когда от управления Квартирмейстерского корпуса сухопутных сил США поступило предложение разработать легкий 3-местный полноприводный разведывательный автомобиль с полезной нагрузкой 250 кг.
    Выпуск "Виллиса-МА" начался в июне 1941 г. Помимо многоцелевого варианта он предлагался в санитарном исполнении и как зенитная установка Т54 со спаренным 12,7-мм пулеметом. Тем временем бушевавшая в Европе Вторая мировая война и перспектива вступления в нее Соединенных Штатов заставили военное ведомство США вмешаться в эти работы и дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. 1 июля 1941 г., вопреки надеждам компании "Форд", построившей улучшенный вариант GP, за основу был принят модернизированный "ВиллисМВ". Серийное производство машины на заводе "Виллис" в Толидо, штат Огайо, началось 18 ноября этого года.
    "Виллис-МВ" был универсальной, прочной и надежной машиной, которую можно было легко приспособить для разнообразных военных нужд, перевозки и установки различного военного оборудования и вооружения. Внешне от модели МА он отличался фарами, перенесенными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. В техническом отношении 4-местный "Виллис-МВ" был практически идентичен своим предшественникам, хотя и получил модернизированный двигатель "442", развивавший прежние 54 л.с. Он имел колесную базу 2032 мм, колею — 1230 мм, габаритную длину — 3378 мм, ширину — 1574 мм и высоту по тенту — 1778 мм. Его сухая масса составляла 1108 кг, полная — 1657 кг. Максимальная скорость — 105 км/ч, средний расход топлива — 11-12 л на 100 км. Этот автомобиль произвел настоящий переворот в военном деле и автомобильной технике, недаром популярный "ВиллисМВ" получил звание "Автомобильный герой ХХ века".
    Легендарный "Виллис-МВ" выпускался в универсальном исполнении с открытым кузовом и брезентовым тентом. Во время войны на его базе создали огромное количество различных вариантов: штабные и санитарные, с различным вооружением, бронированные, авиадесантным, 10-местные длиннобазные, гусеничные, полугусеничные или на железнодорожном ходу. Наиболее известными боевыми машинами на таком шасси стали самоходные установки Т47 с 12,7-мм пулеметом и Т21 с 75-мм безоткатным орудием, 8-зарядная система залпового огня Т36, зенитные комплексы SAS и легкие бронеавтомобили серии Т25. В СССР на них испытывалась самая легкая "катюша" — реактивная установка БМ-8-8 с 8 ракетами калибра 80 мм. В США в разгар войны появились опытные образцы сверхлегких джипов "Виллис-MBL" или "Пилот" с 5-ступенчатой коробкой передач и деревянными кузовами, весившие около 700 кг, а также Willys Air Cooled или Jeeplet особой конструкции с мотоциклетным 2-цилиндровым 24-сильным мотором воздушного охлаждения центрального расположения, независимой подвеской и алюминиевыми панелями кузова. Масса миниджипа составляла всего 450 кг. В 1944 г. он стал базой легкой открытой транспортной тележки WAC-3, предшественника не менее известного "Механического мула". Одновременно велась работа по созданию тяжелых машин MLW грузоподъемностью 750 кг и 1-тонного "Super Jeep" с 60-сильным мотором. На его базе была изготовлена партия санитарных машин, полугусеничных артиллерийских тягачей Т29/Т29Е1, 37-мм зенитных установок Т14 и бронеавтомобилей Т24 с открытым верхом и 12,7-мм пулеметом, весивших около 2,5 т.
    "Виллис-МВ " стал самым массовым автомобилем периода Второй мировой войны, первой в мире серийной полноприводной машиной и самым популярным легким военным автомобилем всех времен. В общей сложности до августа 1945 г. компании "Виллис" и "Форд" по государственным заказам изготовили 626727 джипов, из которых 348849 экземпляров пришлось на "Виллис". С появлением "Виллиса-МВ" практически вся партия выпущенных к тому времени машин серии МА была поставлена в СССР по лендлизу. В ходе войны к ним присоединились еще 52 тыс. джипов "Виллис-МВ" и "Форд GPW", часть из которых собирали в Коломне и Омске, а на "Виллисе" выпускали также амуницию и комплектующие для самолетов.
    Окончание войны для компании "Виллис", прочно привязанной к производству армейских джипов, стало предвестником трудных времен. С прекращением потока крупных военных заказов она так и не смогла разработать ничего нового и долгое время модернизировала свой вариант МВ, превращая его в очередные военные и гражданские модели, судьбы которых тесно переплелись между собой. Еще в 1944 г. "Виллис" разработал гражданский вседорожник CJ или CJ1А, выпускавшийся с 1946 г. в улучшенном исполнении CJ2A, которое уже через два года поступило в армию США. Потребности вооруженных сил в таких машинах и привычка к джипам военных времен оказались столь сильными, что зимой 1950 г. на гражданском шасси CJ3A началось изготовление нового джипа "Виллис-МС", более известного под военным индексом М38. Он получил усиленную ходовую часть, шины размером 7.00-16, цельное лобовое стекло, ограждение указателей поворота, 24-вольтовое электрооборудование, переднюю лебедку и весил 1250 кг.

Развитие моделей Willys

    В октябре 1909 года на заводе в Толедо начинают выпускать автомобили, первой стала новая модель — Оверланд 38 с мотором 3.3л и мощностью 30 сил. Кроме 38 появляются более крупные автомобили 40, 41 и 42, все они имеют одинаковую базу и моторы 4.2л с 40 силами.
    Через год модельный ряд очень обширен, модели растут как на дрожжах, к автомобилям 40-42 серии добавляются
    45 и 46 с 2.8л 20 сильным агрегатом (различие только в кузовах)
    47 — с базой на 15см больше, но с таким же мотором 2.8л
    49 — база как у 47й, но мотор 3.3л и мощностью 25 сил.
    50 и 51 — еще более крупные машины (база 279см, на 20 см больше, чем у 47) и с моторами 3.7л и 30 л/с.
    52, 53 и 54 с 4.2л моторами мощностью 40 сил, и с базой в 299.7см
    55 и 56 модель строились на шасси 50/51 моделей, но мотор был 4.2л
    Обширная модельная программа позволила продать в 1911 году 18,745, для сравнения в 1909м году продали чуть более 3700 авто, а в 1908 всего 500! В этом же году Уиллис продаёт фирму Марион её основателям.
    Модельный ряд обновляется, самой маленькой машиной становится модель 58 (используется шасси 45й модели), а мотор на неё ставится 3.3л.
    59 — получает новые шасси с базой в 269см, и мотором 3.7л
    60 тоже с новой базой — 289см и с новым мотором 3.9л и мощностью 35 сил.
    61 на шасси (52/53/54) так же получает новый мотор 4.4л (45л/с)
    В 1915м году не смотря на разгар войны в Европе Оверланд и Уиллис-Найт расширяют свои модельные ряды. Оверленды получают автомобили серии 80, 81 и 82. Первая с мотором 3.9л (35л/с), вторая 3.7л (30л/с) и последняя получила 6ти цилиндровый мотор 5.0л (50л/с). А Уиллис-Найта приходит смена названия, машина получает индекс К19.
    В 1917м году появляются автомобили марки Willys , первой машиной стала модель Six 88, он получил 5л мотор Оверленда, который дефорсировали до 45 сил, следом в том же году идёт модель Six 89, с уменьшенной на 13см базой.
    Сам Оверленд представил в 1917м году модернизированные модели 16го года, это были 4х и 6ти цилиндровые автомобили:
    75В — 4цил 2.5л и 30 сил
    90 — 4цил. 2.9л и 32 л/с
    Four-85 — 4цил. 3.9 и 35 л/с
    Six-85 — 6цил. 3.7л и 40 л/с
    Уиллис Найт так же был представлен прошлогодней новинкой, которая имела 4 цилиндра объёмом 3.9л и 40л/с — 88-4 и новинкой 1917года — 8-ми цилиндровым 88-8, который имел объём в 4.7л и мощность 65 сил.
    От дорогих 8ми цилиндровых автомобилей Уиллис-Найт приходится отказаться, вместо 88-8 появляется 3.0х литровая 40 сильная модель Уиллис-Найт 20, марка Уиллис исчезает из каталогов еще в 1919 году, а у Оверленда 2.3л 27 сильная модель 4.
    Модельный ряд модернизируется, в 1923м году запускается в серию Оверланд 91 или в Европе Overland 13.9. А Уиллис-Найт модернизирует модель 20, которая получает индекс 64. А в производственную программу вливается фирма Stephens, со своими 6ти цилиндровыми моделями 10 и 20, это была единственная марка в корпорации, которая использовала 2 базы в своей производственной программе, т.к. и Оверленд и Уиллис-Найт производились только с одной длиной базы. Мотор на этих машинах был объёмом 3.7л и мощностью 25 сил.
    Модельный ряд фирмы Стирнс-Найт составляли на 1925й год:
    B4 — 4.1л и 23 сил
    C 6-95 тоже 4.1л, но с 6тью цилиндрами и 25 силами
    S 6-95 — 4.8л и 30 л/с.
    В Британии в это время запускается в серию коммерческий транспорт марки Willys Overland Crossley, на базе Модели 4 стали выпускать 1т грузовички. Тогда же появляется 6ти цилиндровая модель у Оверленд, которую запускают в серию по обе стороны океана — 93. В июне 1926 года объявляется о выходе новой модели Overland Whippet 4/6. Это были очень дешевые автомобили, которые стоили от 495 УСД, и были самыми дешевыми авто на рынке на тот момет, но это не значит, что худшими. Автомобиль Уиппет оснащался мотором с водяной помпой и вентилятором, тормоза колёс были на всех колёсах, а дизайн автомобиля был в сделан в европейском стиле. Через год имя Оверленд прекратили использовать, марка автомобиля стала называться Whippet, а модели получают индекс 93 и 96. В 1927м году же Stearns-Knight получает 8ми цилиндровый мотор, объёмом 6.3л и мощностью от 112 до 120 сил, машины получили индекс в зависимости мощности и длины рам G8-85, J8-90 и H8-90.

1/4 тонные автомобили повышеной проходимости с колесной формулой 4х4 выпускались заводами Willys-Overland Motors Inc. и Ford Motor Company с 1941 по 1945 года (модель производства Americam Bantam Car Company не рассматривается в этой статье из за ее чрезвычайной редкости).

Джипы сходившие с конвейера Willys-Overland Motors Inc обозначались как модель Willys MA, Willys MB.

Джипы сходившие с конвейера Ford Motor Company обозначались как модель Ford GP, Ford GPW.

Willys-Overland Motors Inc изготовил около 370000 джипов, а Ford Motor Company примерно 280000 джипов.

В данной статье рассматриваются отличия джипов Willys MB (Виллис МБ) и Ford GPW (Форд ГПВ), как наиболее массовых моделей производившихся в то время. Соответственно они и составляют основной автопарк джипов сегодня.

С первого взгляда джипы Willys MB и Ford GPW выглядят как совершенно одинаковые автомобили. Видимо поэтому в СССР их называли общим именем - Виллис. На самом же деле эти джипы значительно отличаются друг от друга в деталях и технологии изготовления. Для реставрации это имеет очень важное значение.

В настоящее время на пространстве бывшего СССР осталось некоторое количество Виллисов и Фордов полученных по Американскому Ленд-Лизу, в период Второй Мировой Войны. Вероятно, и к сожалению, не один из них не сохранился до наших дней в первозданном виде. Большинство джипов, за прошедшие 60 лет, перенесло громадное количество ремонтов, переделок, замен узлов и агрегатов. При таких ремонтах на Виллисы попадали запчасти от Фордов, а на Форды от Виллисов, часто применялись самодельные детали или Советские аналоги. Поэтому в современном виде джипы могут предствлять из себя симбиоз рамы, двигателя и кузова от Виллиса и Форда, не говоря уже о путанице в более мелких деталях или просто в их отсутствии.

При идентификации джипа Виллис-Форд и поиске отличительных черт приходится сталкиваться с еще одной сложностью. Частому отсутствию точной информации о датах внесения тех или иных конструктивных изменений. С 1941 по 1945 г.г. джипы постоянно модернизировались, а в их индекс изменения не вносились. Willys-Overland Motors Inc. делал Виллис МБ а Ford Motor Company - Форд ГПВ. Складывается впечатление что мы имеем дело всего с двумя типами джипов и их можно легко сравнить. На самом деле все гораздо сложнее, типов джипов 6! Современными исследователями данной темы линейка классификации составлена так:

Виллис МБ ранний, ноябрь 1941 - март 1942
Виллис МБ стандартный, март 1942 - декабрь 1943
Виллис МБ композинтый, декабрь 1943 - сентябрь 1945

Форд ГПВ стандартный, апрель 1942 - декабрь 1943
Форд ГПВ переходный, декабрь 1943 - январь 1944
Форд ГПВ композитный, январь 1944 - июнь 1945

За основу классификации взяты типы кузовов поскольку рамы у всех Виллисов МБ почти одинаковые так же как и у всех Фордов ГПВ.

Отличить раму Виллис МБ от Фрод ГПВ достаточно просто. И эта простота идентификации может ошибочно привести к заключению о модели всего джипа. Однако необходимо разобраться и в том, какой из 6 типов кузовов стоит на этой раме! Например на раме Форда ГПВ может оказаться не только любой из трех типов кузовов Форда, но и любой кузов из линейки Виллиса, как результат ремонтов за прошедшие десятилетия.

Начнем с рамы. С самых наглядных и удобных для обнаружения отличий.


Рис 1. Картинка взята из книги All American Wonder I
1. Виллис МБ рама
а. Передняя поперечная балка трубчатой формы.
2. Форд ГПВ рама
а. Передняя поперечная балка прямоугольной формы в виде перевернутой буквы U
б. Кронштейны амортизаторов на раме прямоугольно-коробчатой формы

б. Кронштейны амортизаторов в форме наплыва на раме

в. Подставка под аккумулятор типа Виллис МБ

в. Подставка под аккумулятор типа Форд

г. Фаркоп имеет на нижней своей части литой вензель F

На рисунке 1 стрелками показано расположение серийного номра на раме. Номер рамы у Виллиса МБ выштампован на шильде которая приклепана с внутренней стороны левой балки рамы, сразу за передним бампером. Варианты шильд смотрите в таблице чуть ниже по тексту. Формат номера: MB123456. Размещение шильды очень неудачное в плане сохранности. Если у Вас Виллис, то в 99% случаев это место бито-перебито, варенно-переваренно, а от шильды и след простыл. Однако на некоторых джипах прошедших капитальный ремонт на рембазах Союза и утративших родную шильду с номером, этот номер можно найти перебитым на правом переднем кронштейне крепления амортизатора (Фото 3в).

Номер рамы у Форда ГПВ штамповался прямо на верхней стороне левой балки рамы, сразу перед подушкой двигателя или иногда позади косынки бампера (Рис 1.) Формат номера: GPW123456.

3. Номера рамы на Виллисе МБ 4. Номера рамы на Форде ГПВ
а. Шильда с номером рамы до серйного номера МБ338ххх, весна 1944


(добавлено 27.04.2014)


(добавлено 29.10.2013)

б. Шильда с номером рамы после серийного номера МБ338ххх


(добавлено 5.06.2013)

Фото ожидается
в. Набитый на ремзаводе номер рамы

Рассматривая различия джипов Виллис МБ и Форд ГПВ не лишним будет упомянуть и о двигателе. Обе модели джипов комплектовались одини и тем же двигателем Go-Devil тип L-134. Различить какой двигатель был установлен на Виллисе МБ, а какой на Форде ГПВ можно по его номеру. Номер двигателя выбит на овальной пластине расположенной на блоке под канистрой масляного фильтра. Для Виллисов формат номера MB123456 (фото 5а). Для Фордов - GPW123456 (фото 5б). Если на двигателе выбит номер в другом формате или его совсем нет, то это скорее всего новый двигатель установленный после ремонта джипа. Такие двигатели поствалялись с завода без номерными, а номера получали уже на ремонтных предприятиях.

Перед разговором об отличительных особенностях кузовов, немного истории. Кузова для джипов производились на America Central Manufacturing company (ACM). В 1941-1943 годах производились кузова типа ACM I которые шли на Виллис МБ ранний и Виллис МБ стандартный. Примерно в это же время Форд сам производил кузова на Форд ГПВ стандартный. С 1944 года производство кузовов было унифицировано и целиком перешло к ACM. Унифицированный кузов получил индекс ACM II. Кузов ACM II еще называют композитным так как он сочетает в себе особенности кузовов ACM I и Форда.


Рис 2. Стрелками показано нахождение серийного номера кузова. Основное отличие кузовов - форма переднего опорного кронштейна.

6. Отличительные особенности кузовов Виллиса МБ.

6.2. Виллис МБ стандартный март 1942 - декабрь 1943

Фото 2
a. Кузов ACM I (Рис 2)

в. Плоская крышка отделения для инструментов.
г. Прямоугольный кронштейн заднего сиденья.
Примечание. На фото 2 виден трехугольный кронштейн на колесной арке до задней панели кузова. Такие усилительные кронштейны появились на кузовах ACM I с октября 1942г.

Фото 3
д. Есть бардачёк, дно имеет два усилительных ребра

Фото 4
е. Опора ног для задних пассажиров типа Виллис.

7. Отличительные особенности кузовов Форда ГПВ.

7.1. Форд ГПВ стандартный, апрель 1942 - декабрь 1943

Фото 5
а. Кузов производства Ford , передний опорный кронштейн типа ACM II (рис 2), номера кузова нет.
б. Прямоугольная выштамповка в колёсной арке под замок отделения для инструментов.
в. Две вертикальные усилительные выштамповки в боковине колесной арки, по обеим сторонам от кронштейна заднего сиденья
г. Трёхугольный кронштейн заднего сиденья.

Фото 6
е. Штампованое лого Ford на задней панели кузова (до августа 1942г.)

Фото 7
ж. Вертикально установленные кронштейны задних фонарей.

Фото 12
з. Рельефная выштамповка в крышке отделения для инструментов.

Фото 8
и. Есть бардачёк, дно имеет два усилительных ребра (до сентября 1942 г. дно без таких рёбер).

Фото 9 (обновлено 21.04.2013)
к. Опора ног для задних пассажиров типа Форд.
7.2. Форд ГПВ переходный, декабрь 1943 - январь 1944

Фото 10 (обновлено 21.04.2013)
а. Кузов типа ACM I (рис 2)
б. Круглая выштамповка в колёсной арке под замок отделения для инструментов.
в. Прямоугольный кронштейн заднего сиденья
г. Трехугольный усилитель задней панели кузова, на боковине колесной арки.
д. Нет двух вертикальных усилительных выштамповок в боковине колесной арки, по обеим сторонам от кронштейна заднего сиденья
Так же присутствуют особенности по пунктам з,и,к из описания кузова Форд ГПВ стандартный

Фото 11
ж. Горизонтально установленные кронштейны задних фонарей.

В качестве заключения приведу еще несколько различий между деталями производства Форда и Виллиса. Такая дополнительная информация бывает весьма полезна для опознания модели джипа.


Кронштейны передних фар

«Виллис» — автомобиль, который был создан в Соединенных штатах в начале Первой мировой войны. Если говорить точнее, то в 1941 году. Над производством работали две компании: Willys-Overland Motors и Ford.

История создания

В 1940 году армия США нуждалась в легком военном автомобиле, который мог бы осуществлять следующие функции:

  • транспортировку командного состава;
  • разведку в зонах, приграничных с местами дислокации противника, а также на территории противника.

Автомобиль, естественно, должен был быть маневренным, с высокой проходимостью.

Американские автомобильные компании с большой охотой взялись за разработку транспортного средства, отвечающего вышеуказанным требованиям. Проблема была лишь одна: сжатость сроков разработки автомобиля. В военные годы всё нужно делать максимально быстро. Машина должна была «еще вчера» поставляться на фронт.

Именно в связи с сжатостью сроков, в конкурсе на разработку прототипа приняли участие всего лишь две фирмы: Willys-Overland и American Bantam.

Нужно отметить, что компания Willys полностью скопировала свой автомобиль с прототипа конкурентов – Bantam. Но ни одна из упомянутых компаний не смогла одержать верх в конкурсе, так как вдело вступил Ford. Именно его «Пигмей» стал победителем первого этапа конкурса.

Президент Рузвельт, руководивший комиссией по разработке и выпуску автомобилей для фронта, принял «соломоново решение». В 1941 году он распорядился дать шанс всем трем компаниям выпустить пробную партию машин, в количестве 1500 штук.

Повышение активности США в военных действиях диктовало необходимость массового выпуска машин для армии. В итоге компания Willys выпустила пробную партию автомобилей Willys MA и приступила к серийному выпуску автомобилей Willys MB. Такие же авто начал выпускать и Ford под индексом Ford GPW. Причем, удивительно, но Ford впервые отошел от своего принципа производить все детали своих машин по собственным чертежам. Лишь несколько деталей отличали Willys MA от Ford GPW. Компания Bantam ограничилась выпуском около 3000 машин и начала специализироваться на производстве прицепов к легким военным автомобилям. Что принесло ей неплохой доход. Но, увы, через несколько лет данная компания прекратило свое существование.

Всего две компании произвели около 700000 автомобилей «Виллис».

«Виллисы» использовались не только армией Соединенных штатов. По ленд-лизу машины доставлялись и в войска союзников. В частности, Красная армия получила около 52000 автомобилей «Виллис». При этом, советским войскам досталась почти вся пробная партия — Willys MA. Последнее дает основание полагать, что американские союзники не очень хорошо относились к советским войскам. Настоящий друг не будет поставлять «экспериментальные» машины. Но это тема отдельной статьи.

В войсках Красной армии «Виллисы» очень ценили, отзывались о них положительно. Эта машина использовалась, в основном, как транспортное средство для командного состава. Также «Виллисы» использовали, как тягачи для противотанковых пушек.

Тактико-технические характеристики

Смотря на характеристики «Виллиса» «из нашего времени», можно сказать, что машина была достаточно «скромной».

Мощность двигателя составляла всего 60 лошадиных сил. Трансмиссия – трехступенчатая, плюс – задняя передача. Максимальная скорость – 104 километра в час. Расход топлива от 11 до 18 километров при баке в 54 литра. Но на то время она неплохо справлялась с поставленными задачами.

Клиренс автомобиля составлял 22 мм, а минимальный радиус разворота – 5,9 м. Автомобиль имел возможность везти 250 килограмм веса. А объем двигателя авто составлял – 2,2 литра.

Учитывая, к прочему, габариты машины: 3335*1585, можно сказать, что машина, действительно была действительно достаточно маневренной и обладала неплохой проходимостью.

Автолюбители, которым удалось осуществить тест-трайв сохранившихся экземпляров «Вилииса» говорят о том, что автомобиль в управлении больше походит на грузовик ГАЗ-51.

Джип для мирных граждан

В 1944 году на базе Willys MB начали производить гражданский внедорожник CJ1A. Собственно, буквы «CJ» расшифровываются, как «Гражданский джип». Улучшенные модификации этой «мирной» машины изготавливались до 1986 года. Производитель остановился на версии CJ10. Крупнейшие азиатские автопроизводители не упустили возможности купить лицензию у Willys и выпустить в свет свои машины. В частности, лицензии были куплены такими компаниями, как «Тойота», «Нисан», «Митсубиси», «КИА».

«Гражданский джип» Виллис CJ1A

  1. Автомобили «Виллис» красились в цвет № 40973 – однотонный оливковый. При этом краска использовалась матовая. И это объяснимо: на войне лишние блики ни к чему. А теперь обратим внимание на отечественные военные автомобили. Увы, но покрашены они глянцевой краской. Причем, красятся в глянец до сих пор.
  2. В одном из рекламных роликов 40-х годов «Виллис» взбирался на террикон шахты. И это очень впечатляет. Нужно отметить, что машина, при подъеме в 45 градусов, легко справиться с дорогой, вне зависимости от продолжительности этого подъема.
  3. Фары «Виллиса» крепятся на специальных кронштейнах под капотом при помощи «барашковой» гайки. Таким образом, фары очень легко развернуть на 180 градусов, чтобы обеспечить подсветку двигателя и прочих деталей. Очень удобно при ремонте автомобиля.
  4. Еще о фарах: они взаимозаменяемы с фарами многих транспортных средств того времени. В частности, с фарами мотоциклов «Харлей-Дэвидсон». Говорить о взаимозаменяемости можно не только по отношению к фарам, но и к другому электрооборудованию. Это объяснимо всё теми же условиями войны. Руководство не всех стран, принимавших участие в войне, додумалось до принципа взаимозаменяемости.
  5. «Виллису» практически не требует аккумулятор. Холодный двигатель в нормальном рабочем состоянии заводится с 2-3 оборотов «кривого стартера». Горячий двигатель заводится с пол-оборота. При этом, нужно помнить об отдаче «кривого стартера». Если на «Виллесе» установлен аккумулятор, что сейчас редкость, то он, скорее всего, шестивольтовый. Аккумулятор емкостью в 12 вольт устанавливали на «Виллисы», если они комплектовались дополнительным электрооборудованием.
  6. Ветровое стекло «Виллиса» можно опускать на капот. Придумано это было для того, чтобы повышать маскировку машины, снижая её силуэт.