«Черный ящик» для автомобиля. Российские машины хотят оснастить бортовыми самописцами

Согласно директиве ЕС, с марта 2018 года все автомобили, продаваемые на территории стран европейского содружества должны быть оборудованы «черными ящиками». Некоторые производители уже устанавливают такие ящики на свои автомобили, причем цена вопроса не велика - всего-навсего 100 евро. У нас, как известно, некое подобие таких устройств появляется с внедрением системы ЭРА-ГЛОНАСС. Стоит ли нам перенять опыт европейцев и передать установку черных ящиков самим производителям или нам лучше остаться с единой системой ЭРА-ГЛОНАСС для всех?

Мнения экспертов

Вне всякого сомнения, лучше, когда любое устройство, которое есть в автомобиле, вставляется на конвейере. Потому что любое вмешательство в штатную электропроводку чревато проблемами. И с этим, кстати, мы сталкиваемся сплошь и рядом. А значит, конечно же, установку таких устройств надо отдать производителю и ЭРА-ГЛОНАСС тут ни при чем. Если только ЭРА-ГЛОНАСС не договорится с кем-то из производителей, с АвтоВАЗом, например, или еще с кем-то, кто создает машины на территории России.

Но, честно признаюсь, ни разу в жизни не видел ни одного автомобиля, снабженного вот этим самым пресловутым «черным ящиком». Да, существуют специальные устройства на грузовиках, но на легковых автомобилях я таких не видел. Может быть на «пульмане» президентском есть, однако даже на самых дорогих «мерседесах» и «майбахах» я ничего подобного не встречал. Впрочем, может я просто чего-то не знаю...

«Черный ящик» много что позволяет, и это - начало абонементной платы за пользование автомобилем. Думаю, что за такую цену «черные ящики» будут распространяться очень быстро по всей Европе.

Тут есть несколько вариантов по установке подобных систем. Можно оставить единую ЭРУ-ГЛОНАСС, чтобы она стояла на автомобилях, можно сделать так, чтобы этим производители занимались, но это на самом деле не очень важно. Дело в том, что автомобилисты, как обычно, отстают и не поспевают за прогрессом, который давно шагнул вперед. У всех есть смартфоны - они все фиксировать могут: и скорость, и положение, и даже на какой передаче едешь, и звук, и видео могут записывать. Поэтому возникает вопрос, а есть ли нужда в этих «черных ящиках» вообще? Лично я в этом сильно сомневаюсь.

Кто хочет, тот будет все записывать через свой смартфон - где, как и во сколько. Причем записывать все это смартфон будет еще точнее, чем автомобильные приборы.

Все давно внедрено в телефоне, а эта инициатива - просто еще одно желание получить с автомобилистов какие-то деньги и продать им, по большому счету, не нужное оборудование.

Если они хотят, чтобы записывался трек, просто предоставили бы людям такую возможность, что в свою очередь могло бы снизить стоимость того же страхового полиса.

ЭРА-ГЛОНАСС, конечно, подходит нам больше и она безопасна, но «черные ящики» - вещь хорошая. И лучше, если их устанавливать прямо на конвейере, на заводе, с маркировкой, с пломбами и всеми формальностями, а не самодельщиками в рамках каких-нибудь хач-проектов.

Если бы такое правило, вслед за странами ЕС, ввели у нас, я такое решение только бы поддержал. Например, на том же АвтоВАЗе можно устанавливать прямо на конвейере «черные ящики», иностранного производства. Если их будут делать у нас, то они получатся слишком большими - в автомобиль не поместятся.

Ну, во-первых, эта система реально полезная. Вот недавно был случай, когда некая дама сбила человека и попыталась скрыться, но на «форде», которым она управляла, была установлена система, автоматически сообщившая в полицию, что случилось происшествие. И вот благодаря этой системе, нарушительницу нашли быстро.

В любом случае вещь полезная, но нужно как-то наверное сотрудничать с «глонассовцами», чтобы внедрять в наши системы и не зависеть от забугорных технологий.

Во всех автомобилях в России появятся «черные ящики». Правительство одобрило такой проект. Самописцы будут фиксировать данные о движении и состоянии автомобилей, затем с помощью системы ГЛОНАСС информация будет передаваться в Госавтоинспекцию. Нужны ли «черные ящики» в машинах? Далеко не во всех, уверен председатель общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«История обсуждается давно — не первый месяц и не первый год. Есть разные точки зрения. Правительство дало проработать, если мне как эксперту это попадет на проработку, мое предварительное мнение отрицательное. Но надо очень аккуратно проработать все обстоятельства, от технических, потому что действующий парк — это 50 млн автомобилей и дополнительное оборудование — как это и что это будет. Вполне допускаю полезность на профессиональных перевозочных средствах типа междугородних автобусов — более чем, а на обычной обывательской бричке, которая возит меня дорогого — не вижу большого смысла», — считает Блинкин.

Ранее замминистра транспорта Алексей Цыденов предложил с 2020 года устанавливать «черные ящики» во все новые автомобили в обязательном порядке. По данным МВД, с начала года в России произошло 13 тыс. ДТП с погибшими. С точки зрения повышения безопасности на дорогах появление «черных ящиков» оправдано, заявил ТАСС глава общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

«Можно принять аналогию с авиатранспортом — на дельтаплан, например, "черный ящик" не поставишь. Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован "черными ящиками", это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил «Коммерсантъ FM» Крохмаль.

В интернете можно найти инструкцию по сборке аналога «черного ящика» на свой автомобиль. Автолюбителю специальное устройство обойдется примерно в 8 тыс. руб. В мире пока просто нет готового самописца для легковых машин, а значит, его придется изобретать, что очень дорого. Государство платить за реализацию не будет, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

«Мы в данном случае рискуем выдумать некий велосипед и заплатить за это значительно больше, чем если бы мы использовали готовое решение. Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают и мы рискуем разменять худший 2009 год», — подчеркнул Федяков.

В рабочую группу, которая должна заняться внедрением «черных ящиков» в автомобили, войдут Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязи, Минфин и МЧС, а также сотрудники ЦБ, системы ГЛОНАСС и группы «АвтоНет».

Александра Жаркова

С 2017 года войдет в силу обязательное обустройство автомобилей устройствами фиксации ДТП, которые, по сути, являются аналогами «черных ящиков», устанавливающихся в самолетах.

Они предназначены для считывания и запоминания различных параметров автомобиля, которые в случае ДТП дадут возможность с высокой точностью установить причину, по которой оно произошло. По мнению чиновников, применение такого оборудования позволит в разы снизить количество аварий на российских дорогах и повысить уровень дисциплинированности водителей.

Долгий ящик для «черных ящиков»

Впервые идея обязательного введения «черных ящиков» в комплектацию авто появилась в 2012 году. Тогда Минтранс обратился к правительству с просьбой проработать возможность интеграции «черных ящиков» в бортовую систему машин.

Планировалось, что уже с 2015-2016 года все автомобили будут оснащены данными устройствами. Однако нынешние экономические реалии вынудили представителей власти отложить реализацию этой инициативы до 2017 года. Более того, некоторые чиновники не исключают, что если ситуация в экономике не изменится, то вопрос «черных ящиков» может быть отложен вновь.

Вместе с тем, данный проект нельзя назвать полностью «замороженным» — сегодня проводится активная работа по внедрению системы и оборудования «черных ящиков».

При этом представители Минтранса признают, что реализацию инициативы «тормозят» экономические факторы, а также отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования «черных ящиков» и право доступа к зафиксированной ими информации.

Так, эксперты подчеркивают, что прежде чем обязывать водителей устанавливать на свои авто портативные самописцы, необходимо разработать соответствующую нормативную базу. На законодательном уровне должно быть четко прописано, какие параметры может фиксировать «черный ящик», в каких случаях можно использовать информацию и кто может иметь к ней доступ.

Что в «черном ящике»

Предположительно, портативные самописцы будут устанавливаться на все новые автомобили, а владельцы уже выпущенных машин смогут переоснастить свое авто на добровольной основе. «Черный ящик» предназначен для фиксации определенного перечня параметров, среди которых: скорость движения, показатели работы мотора и коробки передач, маршрут следования авто, ускорение по 3 осям координат, углы поворота руля и т.д.

Всю основную информацию самописец сможет получать не только от бортового компьютера, но и от всех остальных датчиков авто. «Черный ящик» будет работать от электросети машины, плюс иметь собственный резервный источник питания.

Программное обеспечение устройства будет закодировано для предотвращения взлома. Право снятия показаний с самописца будут иметь специально подготовленные сотрудники правоохранительных органов.

Некоторые чиновники предлагают еще одну версию использования данных устройств. Согласно их инициативе, страховым компания будет предложена возможность самостоятельного выбора поставщика портативных самописцев и разработки системы скидок для водителей, которые согласятся на установку «черного ящика».

Таким образом, страховые компании смогут увеличить свою клиентскую базу, плюс доверие к портативным самописцам среди населения вырастет, что поможет ускорить внедрение данных устройств.

Мнение экспертов

Многие эксперты сходятся во мнении, что перенос обязательного обустройства авто «черными ящиками» на является вполне закономерным. Так, в сегодняшних условиях масштабные нововведения вряд ли возможны и все они отлаживаются до лучших времен. Кроме того, властям необходимо поработать над законодательной базой и тщательно продумать все ее детали.

Наибольшие сомнения экспертов в возможности быстрого внедрения «черных ящиков» вызывает высокая стоимость данных устройств. Добавление в комплектацию авто отечественного автопрома портативного самописца повысит цену автомобиля почти до уровня иномарок. Это может привести к заметному «проседанию» спроса на российские машины среди населения.

А учитывая, что уже сегодня на автомобильном рынке заметно ощущается сокращение продаж по причине экономического кризиса, то удорожание автомобилей может стать сильным «ударом» по отечественному автопрому.

Что касается водителей, то их мнения по поводу инициативы Минтранса несколько рознятся. С одной стороны, владельцы машин считают положительной возможность фиксировать показатели авто, которые в случае аварии помогут выявить виновника ДТП и получить страховые выплаты.

С другой стороны, водителей несколько тревожит то, что устройство, предположительно, сможет записывать разговоры в машине. Ну а главным минусом «черных ящиков» одноголосно была признана их цена.

В правительстве РФ принципиально согласились с идеей оснащения всех автомобилей «черными ящиками» - специальными устройствами, записывающими и передающими данные о движении и состоянии транспортного средства. 28 октября вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился создать межведомственную рабочую группу, которая подготовит сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС). В рамках организации ИТС обсуждается оснащение всех эксплуатируемых в РФ автомобилей бортовыми устройствами, контролирующими состояние всех систем автомобиля.

Курирующий транспортный комплекс вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение создать межведомственную рабочую группу министерствам (Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязь, Минфин, МЧС), Банку России, некоммерческому партнерству ГЛОНАСС и группе «АвтоНет» Национальной технологической инициативы. Речь идет о формировании единой среды сбора, обработки и передачи практически любой информации о местоположении и состоянии автомобиля. Конкретные пакеты информации будут определяться потребностями: возможна передача данных о нагрузке на ось грузового автомобиля (это решает вопрос взвешивания перевозимых грузов), стиле езды конкретного водителя (для составления договора страхования), необходимости ремонта или замены определенных узлов (для автосервиса).

Новая инфраструктура ИТС позволит также осуществлять все процессы управления трафиком, предусмотренные возможностями «Интеллектуальных транспортных систем», которые сейчас строятся в Москве, Петербурге и Казани. Речь идет об «умных» системах наблюдения, распознающих транспортные средства, системе «Умный общественный транспорт», позволяющей оптимизировать маршруты и интервалы, системе «Умная парковка» и т.д.

О бюджете проекта пока речь не идет - обсуждаются лишь идея и прорабатывается порядок ее реализации. Как видно из письма замглавы Минтранса Алексея Цыденова, действующими госпрограммами (например «Развитие транспортной системы» на период до 2020 года) инвестиции в ИТС не предусмотрены, а субъекты создают их за свой счет и исходя из собственных потребностей.

Глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков предложил провести тестовые испытания предлагаемого технического решения и по результатам определиться с целесообразностью развертывания системы и производства оборудования на территории РФ.

Президент Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко заявил «Известиям», что для реализации намеченных планов необходимо сформировать проектный консорциум российских предприятий и организаций.

Мы считаем целесообразным разработку двух «дорожных карт»: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую - по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами.

Оснащение автомобилей «черными ящиками» в последнее время стало часто обсуждаемой темой. Потому что многие машины, например грузовики и пассажирские автобусы, сейчас и так предписано оснастить тахографами и терминалами «Глонасс». Большегрузные авто комплектуются еще и «Платонами» - устройствами взимания оплаты за использование федеральных дорог. С 2020 года обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза, станет и терминал ЭРА-ГЛОНАСС (это система помощи при дорожно-транспортных происшествиях, что понятно из названия - ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях»). Иными словами, идея «черного ящика» для авто уже так или иначе реализуется. Но происходит это довольно фрагментарно и порой несогласованно - в результате владелец большегрузного грузовика, например, должен устанавливать три разных устройства. Поэтому сейчас дискуссии о недалеком будущем транспортной телематики свелись главным образом к тому, как лучше собирать и хранить весь объем информации, получаемой от машин, и как ее в дальнейшем использовать. Идеи высказываются самые разные: от дистанционного контроля за соблюдением правил дорожного движения до обеспечения возможности дистанционного отключения двигателя угнанного автомобиля.

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш отметил, что создание государством среды для развития ИТС может обеспечить российским компаниям значимое временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем их зарубежные конкуренты.

Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще 7–8 лет назад мы сильно отставали от других стран, - говорит Игорь Хереш. - Та же ЭРА-ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог - eCall - пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых всё более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов.

Сам себе режиссер

По крайней мере, в случае аварии извечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» могут потерять актуальность. Начнем с ответа на второй вопрос - перед поездкой надо установить в своей машине миниатюрный черный ящик и нажать на Record. А кто виноват в ДТП, разобраться органам дознания будет не в пример легче, располагая видеосвидетельством произошедшего.

Мысль записать дорожный инцидент «на пленку» не нова. Кто-то, едва оправившись от шока, обводит место происшествия мобильником в дрожащей руке - какой-никакой видеоролик. Но после драки кулаками не машут, надо бы запечатлеть развитие событий за несколько секунд до столкновения или иного форс-мажора. Перефразируем слова инспектора из анекдота про асфальтовый каток и «мерс»: «Ну покажи, как подрезал, как обгонял!» Но кто может похвастать даром провидца и включенной в нужный момент видеокамерой, которая к тому же всегда под рукой?

Хвала небесам, этот черный ящик бесстрастно фиксирует все происходящее в поле его зрения. Фишка в том, что камера работает в цикличном режиме. При полном заполнении памяти автоматически стирается прежняя информация, на освободившееся место ведется свежая запись. Заминка перед очередным циклом совсем небольшая, 1,5–2 с. Поэтому, строго говоря, размер карточки SD или MMC (в диапазоне от 128 Мб до 2 Гб) не критичен. Главное не забыть, попав в передрягу, остановить запись.

В установке камеры нет ничего сложного. Первым делом на передней панели поближе к ветровому стеклу крепится подставка. Лучше не снимать сразу защитную пленку с клейкой «подошвы», а сделать пристрелочную запись. Просмотреть, что получилось на экране телевизора или компьютерного монитора, и уточнить угол обзора.

Подставку, скорее всего, хозяин машины тревожить больше не будет. А значит, дальнейший монтаж сведется к нехитрой операции: затянув до упора боковой фиксатор, настраиваем нужное положение видеорегистратора в вертикальной плоскости. Для точной юстировки создатели прибора предусмотрели лазерную указку, включаемую нажатием на центральную кнопку. Направляем луч повыше капота: красная точка по-снайперски точно замирает на корме впередистоящей машины. В самый раз!

Питается камера от прикуривателя или трех батареек ААА. Их хватает надолго: только после трех часов работы заморгал красный светодиод, сигнализирующий о снижении напряжения.

Нет подставам!

Признаться, поначалу трудно было перебороть скепсис по отношению к крохе стоимостью около $100. Смажется картинка на колдобинах и в резких виражах - глодал червь сомнения. Да что вообще можно рассмотреть на видео с разрешением наладонного компьютера, 320х240 точек? Оказалось, очень даже многое. Мы намотали десятки километров по улицам Москвы на яркокрасной Mazda6, а потом прокрутили маршрут на экране монитора. Наш самописец оказался на редкость расторопным. Изображение четкое, не дрожит. Угол охвата в 60 градусов (две полосы движения с гаком) вбирает большинство потенциальных угроз - от лихачей до шальных пешеходов, перебегающих дорогу. Номера впереди идущих машин отчетливо читаются с расстояния 6–7 метров. Прекрасно видны сигналы светофора на дальней стороне перекрестка, вплоть до поворотных стрелок. Учтите только, кино будет немое, микрофона у камеры нет. На выходе получаем файлы в формате avi, которые можно прокрутить на компьютере. Карточка памяти объемом 2 Гб вмещает около шести часов записи.

Не подкачала матрица прибора и в ночное время на загородном шоссе. Изображение не засвечивалось от встречных фар. Цифры на задних номерных знаках можно было различить на дистанции 3–4 метра.

Назовем несколько типичных ситуаций, в которых пригодится видеосоглядатай.

Вариант первый - подстава. По крайней мере, та ее разновидность, при которой злоумышленник засветится спереди. Допустим, вы едете в крайнем левом ряду, справа вас обгоняет автомобиль-«перехватчик», резко перестраивается влево и жмет по тормозам… Скорее всего, наличие видеокомпромата подействует на негодяя отрезвляюще. Кстати, в нашу «хронику» попал черный Accord, совершивший похожий маневр, - видимо, спешил человек очень…

Другая ситуация, когда видеозапись не помешает, - пешеход бросается через дорогу прямо перед авто, вдали от зебр и перекрестков. Подобное реалити-шоу устроила шустрая старушка, вынырнувшая с сумкой-тележкой изза припаркованных у обочины машин. В тот момент я мысленно поблагодарил Mazda6 за острый руль и цепкие тормоза…

Третий эпизод - проезд светофора на мигающий зеленый или на желтый. Без аргументов черного ящика попробуйте доказать инспектору, что вы не нарушали правила.

Должен сказать, мерцающий зеленый огонек камеры (идет запись) магическим образом прибавляет уверенности сидящему за рулем. Водитель знает, что в критической ситуации ему теперь есть чем подкрепить свои слова. Интересно, а как оценивают появление новинки должностные лица ГИБДД, юристы, представители страховых компаний?

Комментарий автоюриста Сергея Радько

- Каково в целом отношение к появлению в автомобиле видеорегистратора?

Только положительное. Камера позволит объективно фиксировать дорожнуюобстановкуивсю окружающую ситуацию, можнопредъявить эту запись в случае вменения нарушения или совершения ДТП. Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГИБДД, и расхожая фраза «у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора», получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

- Будут ли сотрудники ГИБДД принимать в расчет показания этого прибора, устанавливая виновного в ДТП?

Ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы, а потому трудно сказать, насколько велико будет доверие к записи, сделанной видеорегистратором, однако наличие такой записи однозначно не позволит сотрудникам ГИБДД произвольно трактовать обстоятельства происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях, ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и проч.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГИБДД, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения. При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГИБДД (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами, а потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

- Ваш прогноз - при массовом внедрении видеорегистраторов снизится ли число ДТП и противоправных действий (подставы и т.д.)?

При массовом внедрении можно прогнозировать снижение числа ДТП, однако, поскольку причины этих происшествий в основном заключаются в нарушениях правил дорожного движения, значительного снижения количества нарушений ожидать не стоит - видеорегистратор, скорее, поможет гражданину защитить самого себя в случае неправомерных действий со стороны других лиц. Оказывать же психологическое влияние на других водителей камера будет лишь косвенно, хотя бы потому, что при действующем законодательстве, возлагающем ответственность за нарушение правил дорожного движения именно на водителя транспортного средства, прежде всего необходимо доказать, кто конкретно был за рулем автомобиля в момент нарушения. Если же лицо водителя не зафиксировано, доказать его присутствие за рулем весьма проблематично. Поэтому наибольшее практическое применение данный прибор найдет скорее именно в спорных ситуациях, когда гражданину необходимо доказать свою правоту. Однако все-таки можно предположить, что чем более широкое распространение получит камера, тем более внимательными будут участники дорожного движения друг к другу.

Алексей Саенко, заместитель руководителя юридического департамента ООО «Росгосстрах-Столица»

Помогут ли данные видеорегистратора установить виновного в ДТП? Вопрос интересный. Тут нужно принципиально разделить два момента: первый - административное разбирательство, то есть признание лица нарушившим ПДД, и второй - судебное разбирательство, связанное с исками о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП. Сразу оговорюсь, это влияет исключительно на то, какими кодексами и статьями регулируется использование подобных данных. В первом случае вопрос использования тех или иных доказательств регламентируется КоАПом (ст. 26.2):

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Под показания специальных технических средств эта камера не подходит, так как не является измерительным прибором, утвержденным в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющим соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Но КоАП подобную съемку приравнивает к документам (п. 2 ст. 26.7), поэтому эти данные могут быть рассмотрены наравне с прочими доказательствами.

Во втором случае вопрос регламентирован Гражданским процессуальным кодексом (ст. 55):

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Причем аудио- и видеозаписи могут быть на электронном носителе (ст. 77 ГПК).

Таким образом, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и при решении вопроса о возмещении вреда данные видеорегистратора могут быть использованы и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

Предполагаю, что проблема возникнет лишь в том случае, если другая сторона будет оспаривать достоверность записи (видеофайл может быть смонтирован и с помощью компьютера). Однако экспертиза способна показать, вносились ли изменения в запись - такие технологии уже используются.

Николай Казанцев, председатель регионального Комитета по защите прав автомобилистов:

Считаю, что видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится.