Каким должен быть водитель маршрутки? Качества, необходимые каждому водителю.

Профессия таксиста - это одна из самых популярных в мире. Одновременно именно этот род занятий многие считают даже призванием. Для того, чтобы стать профессионалом в этой сфере, необходимо наличие определенных качеств.

Кто идет работать в такси?

Работать в эту сферу идут совершенно разные люди. Единственное, что их объединяет - наличие водительских прав, опыта вождения и личного автомобиля. В основном, люди работают в такси временно. Лишь единицы остаются в профессии и достигают максимального уровня мастерства.

В литературе и кинематографе профессию таксиста описывают как самую захватывающую, но одновременно опасную. Со слов опытных таксистов, профессия достаточно романтичная, интересная, лишенная скуки и монотонности. Не удивительно, ведь именно водитель автомобиля с «шашечками» перевозит огромное количество пассажиров ежедневно. При этом каждый новый клиент - это отдельная история, мир со своими проблемами или успехами.

Качества присущие водителю такси

Водитель такси должен быть наделен определенными качествами, для того, чтобы иметь успех в работе. Безопасная манера вождения автомобиля - самая важная составляющая. Пассажиры стремятся получить качественную услугу, наполне н ную положительными эмоциями, комфортом и безопасностью.

Ранее существовало мнение, что водитель должен обладать отличным чувством ориентировки в городе, а также знать карту. С внедрением в жизнь современных технологий, этот нюанс не актуален. С наличием навигационной системы, доехать до любой точки назначения можно практически вслепую.

Также, водитель такси должен быть:

  1. Коммуникабелен. Клиент требует внимания. Молчаливый водитель вряд ли сможет вызвать чувство доверия и комфорта во время поездки.
  2. Вежлив. Стоит помнить, что такси - это предоставляемая услуга. Соответственно здесь актуально утверждение о том, что клиент всегда прав. Как бы не вел себя пассажир, водитель обязан соблюдать нормы этики.
  3. Опрятен. Внешний вид водителя, а также его автомобиля может сказать о многом. Транспортное средство - инструмент заработка. Соответственно машина должна быть исправна и чиста.

Плюсы профессии

Плюсом профессии является стабильный и хороший доход. Регулярный выход на работу гарантирует отличный заработок. Общительные люди смогут быстро реализоваться в профессии. Те, кто ощущают в себе дар психологов, вполне комфортно себя ощущают за рулем такси. Ведь, встречаются пассажиры, которые специально заказывают автомобиль, чтобы выговорится во время поездки водителю о собственных проблемах.

Кроме того, работая в такси, можно быть всегда в курсе самых актуальных событий не только города, но и страны в целом. Добиться успеха в профессии достаточно легко, если жить ею, уважать пассажиров и быть профессионалом за рулем.

Пользуясь услугами службы такси или же поднимая руку на дороге, мы встречаем совершенно разных водителей. И, как правило, не задумываемся о том, кто сидит за рулем нового opel astra. В эти минуты для нас имеет значение один момент – как в максимально короткий срок доехать до места назначения. Нередко случается, что с водителями такси мы делимся своими жизненными проблемами, и, приехав в нужное место, сразу же о нем забываем. Но, все-таки какими качествами должен обладать этот специалиста?

Безусловно, на этот вопрос нет однозначного ответа, однако есть довольно большое количество водителей, для которых такси – это работа всей жизни. Такие таксисты имеют стаж вождения более 20 лет. Они прекрасно помнят желтые «Волги» с шашечками советских времен, сейчас же многие из них выбирают качественные и надежные машины Шевроле. Но наш разговор скорее не о средствах передвижения по городу, а о человеческих качествах водителей такси. Так вот, истинные таксисты должны быть немножечко психологами. Они хорошо чувствуют настроение людей и прекрасно знают, в каких ситуациях лучше промолчать, а когда можно и даже стоит заговорить с клиентом. Кроме того специалисты с большим стажем, как правило, подходят серьезно и ответственно. Они знают каждый уголок своего города и при необходимости могут посоветовать, в каком ресторане или ночном клубе провести вечер.

Довольно часто профессию таксистов выбирают и случайные люди. Иногда удивляешься, неужели человек с тремя высшими образованиями не мог найти для себя более подходящую работу? Но, как ни странно, многим по душе такой вид заработка. Так что не стоит удивляться, если за рулем автомобиля с шашечками вы встретите академика.

Есть еще одна, категория таксистов. Ввиду определенных обстоятельств они были вынуждены зарабатывать деньги путем извоза. Следует отметить, что вакансия «таксист» практически всегда доступна, поэтому и наблюдается большой поток «случайных» людей. Именно на непрофессионального таксиста вы с большей вероятностью попадете, если будете ловить машину на дороге. И в более чем 50% случаев, транспортное средство будет не в идеальном состоянии, да и знание города у такого водителя будет не на высоте.

Иногда случается так, что у человека каждая минута на счету, а неопытный водитель может только усугубить ситуацию. Таксисты со стажем – опытные и надежные специалисты, которые дорожат своей репутацией. Они доставят вас в любую точку города максимально быстро, потому что знают самые короткие пути.

Ну и по возможности, лучше всего заранее заказывать машину, если же это невозможно, то присмотритесь внимательно к водителю. Все дело в том, что большинство извозчиков сегодня заинтересованы в постоянных клиентах, поэтому будут только рады, если вы возьмете их координаты. Вполне реально впоследствии заказать такси в Домодедово на более выгодных условиях. Мало того, как правило, в таких случаях для клиентов предусмотрены солидные скидки, что также немаловажно.

Что формирует водителя? Опыт и мастерство водитель приобретает со временем, но другие качества он должен иметь с самого начала. Это - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации. Не всякий от рождения наделен терпением, выдержкой или способен сосредоточиться. Но каждый водитель должен заставить себя выработать эти качества как можно скорее. Это не всем одинаково удается. Но все - и новички, и асы должны воспитать в себе водительский характер. Итак, о чертах характера настоящего водителя.

Концентрация внимания (собранность) - это одно из главных по значению качеств при управлении автомобилем. Вы должны быть постоянно собраны при современном напряженном движении с его быстротой и опасностью. Стоит на миг отвлечься - и риск ошибки многократно возрастает, а ошибка ведет к дорожно-транспортному происшествию. Если вы устали, нездоровы или думаете о чем-то другом, то ваша реакция замедляется. Тогда лучше не садиться за руль, а если все же надо ехать, то особо учтите, что ваше время реакции увеличено.

Предвидение (готовность). Концентрация внимания помогает быть наготове, т.е. быть готовым изменить курс движения или скорость. Это можно связать с автоматизмом движения у любого человека. Опыт и автоматизм действий позволяют нам не попадать в критическую ситуацию.

Выдержка. Очень легко не сдержать себя, например, попав в затор или видя, как другой водитель поступает неверно. Но тогда легко попадете в дорожно-транспортное происшествие. Никогда не поддавайтесь азарту и духу гонок. Видя неразумное поведение других участников движения, никогда сами не теряйте благоразумия. Не пытайтесь «дать урок» этим людям. Лучшим уроком будет ваш хороший пример.

Уверенность - это, конечно, важная черта характера водителя. Новичок, понятно, в себе сначала не уверен, что постепенно проходит. Но хороший водитель не должен быть и самоуверенным. Это ведет к беспечности, к риску и, как следствие, к дорожно-транспортному происшествию.

Инерция скорости. Если вдуматься в причины дорожно-транспортных происшествий, то самое общее в них - это трудность быстрой остановки автомобиля, перехода от состояния движения к неподвижности. Возникает антагонизм инерции движения с состоянием покоя (бездействия). Уже доказано, что есть гипноз автострады, где именно быстрое свободное движение рождает желание ехать все быстрее и быстрее. В таких случаях резкая остановка превращается в сверхзадачу и непосильна ни для автомобиля, ни для человека. Об этом говорит опыт многих групповых столкновений на автомагистралях. А между тем в городах при подъезде к перекресткам в момент загорания желтого сигнала светофора возникает именно такая сверхзадача.

Развивая идею о том, что наиболее опасен резкий перепад скоростей на соседних участках, можно будет прийти к общей идее оптимального плавного движения всего потока (особенно в городах и пригородах), в котором процессы торможения будут или минимальны или вообще исключены. Суть этой идеи в том, что основная задача водителя - это постоянное равномерное движение, а не разгоны и торможения. Инерция вождения - самое сильное чувство у водителей. И просто неправомерно требовать от живого человека быстрой остановки, когда он весь увлечен этим порывом вперед. Именно плавное, равномерное движение - главное условие для общей оптимизации движения, повышения его безопасности.

Оптимизация движения по скорости и направлению намечаемой траектории позволяет водителям лучше усваивать все сигналы, знаки и другую информацию, повышать свой опыт, обучаться сложной, высшей «стратегии» городского движения. Плавность вождения - это понятие уже принято в ряде стран. Вводятся даже нормативы плавности вождения (по ускорениям разгона и торможения, поворотам рулевого колеса и т.д.), т.е. важно не просто уметь водить автомобиль, но уметь водить его экономично и безопасно. Для нас это также имеет большое значение. Наблюдения показывают, что даже водители автобусов и троллейбусов часто тормозят слишком резко, беспокоя этим пассажиров. А для водителей автомобилей-такси резкий скрип тормозов обычен, что, кстати, зимой ведет к заносам и авариям. Очевидно, новое понятие плавности весьма полезно и должно скорее войти в учебник для водителей и в правила движения. Вообще именно плавное вождение должно отличать хороших водителей от неумелых.

Квалификация водителей. Квалификация - понятие многогранное и очень объемное. Самым правильным оценочным параметром мастерства управления автомобилем был бы показатель того, сколько каждый водитель совершит дорожно-транспортных происшествий за определенный пробег. Но пока установить такой показатель практически невозможно, так как нет простой методики и аппаратуры для определения потенциальной аварийности водителя. Поэтому может возникнуть вопрос, а следует ли вообще давать оценку квалификации водителей? Ведь каждый имеет свою индивидуальность. Однако можно выделить некоторые группы водителей, главным образом по методам и манере управления автомобилем, и вместе с вами попробовать разобраться, к какой группе вы относитесь. Рекомендуемая классификация приводится совсем не для того, чтобы навешать всем водителям ярлыки. Главное - найти в ней себя, затем проанализировать свои методы управления, постараться исправить свои ошибки.

Группы водителей. По отношению к участникам движения водителей можно разделить на две группы (прикиньте, к какой группе относитесь вы). Первая группа, преследуя свою стратегическую цель поездки, принимает тактику движения, исходя из общих закономерностей транспортных ситуаций, приспосабливаясь к ним и не нарушая целостности транспортного потока. Вторая группа использует автомобиль, дорожные условия и дорожно-транспортные ситуации для своих личных целей (как мне удобно, так и еду). Можно с уверенностью утверждать, что водители первой группы стоят выше по пониманию смысла Правил дорожного движения, чем второй, которые, кстати, почти всегда управляют автомобилем на пределе физических, а иногда и психических возможностей.

Кроме того, водителей можно классифицировать по методам управления автомобилем и методам (удобству) перевозки пассажиров.

Как видите, характеристик у водителя довольно много. Но в конечном итоге он может и должен оценивать себя по результатам движения. Для того чтобы каждому из вас было легче отыскать себя в многоликом водителе, мы придумали несколько названий, которые ассоциативно связаны с приемами и методами управления. Только убедительно просим вас ни в коем случае не вешайте ярлыков на водителей. Такие названия предназначены лишь для того, чтобы вам было легче отыскать в своих действиях то или иное плохое качество и исправить его.

Если вы считаете, что, научившись перемещать автомобиль с одного места на другое, постигли все премудрости науки управления автомобилем, то должны вас огорчить: это не так. Настоящее мастерство проверяется в экстремальных ситуациях, с которыми вам, возможно, еще не приходилось сталкиваться. Но ведь это может случиться. Тогда вы узнаете, что это такое, но будет уже поздно.

Постоянно совершенствуйте свое водительское мастерство

Поэтому давайте разберемся, что такое мастерство управления автомобилем. В самом общем виде его можно представить как сумму трех слагаемых (табл. 1).

Первая составляющая включает навыки, овладев которыми вы сможете быстро и правильно передвигаться на автомобиле в условиях, когда другие участники движения вам не мешают. Проще говоря, когда их нет. Владение этими навыками надо довести до автоматизма. Только после этого можно переходить ко второй составляющей, в которую входят навыки, необходимые для безопасного движения. Здесь от вас потребуется не только хорошая координация движения рук и ног, но главное - умение заранее выявлять возникающие на дороге опасности защищаться от них. Освоив эти навыки, вы подниметесь на вторую ступень мастерства. Третья ступень самая сложная. Поднявшись на нее, вы сможете защитить себя от любых неожиданностей, связанных с автомобилем, дорогой, погодой и т. д.

Теперь вы немного представляете, какими навыками должен обладать отличный водитель. Более подробный разговор о каждом из них будет в последующих уроках. А сейчас немного психофизиологии, или о том, кто может стать отличным водителем.

Учитывайте свои психологические особенности

Психофизиологические особенности каждого из нас заложены от рождения, и изменить их трудно, а некоторые и невозможно. Но знать их необходимо хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи в освоении водительского мастерства.

Вы прошли медкомиссию и имеете медицинскую справку, разрешающую управлять транспортным средством определенной категории. Это значит, что у вас нет каких-либо значительных отклонений, не позволяющих водить автомобиль. Но это совсем не говорит об отсутствии некоторых недостатков, которые могут повлиять на вашу безопасность. Они есть у каждого, и их надо хорошо знать.

Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Зная свои недостатки, вы сможете компенсировать их за счет определенного стиля вождения и большей осторожности в некоторых ситуациях.

Какие психофизиологические недостатки, влияющие на безопасность управления автомобилем, наиболее распространены?

90% всей информации водитель получает с помощью зрения. Поэтому знать особенности своего зрения очень важно. По данным Американской оптической ассоциации, по меньшей мере 35% водителей имеют опасные дефекты зрения и не знают об этом. А знаете ли их вы?

Какова острота вашего зрения? Если у вас не 100-процентное зрение, необходимо управлять автомобилем только в очках, позволяющих четко видеть обстановку. Не ленитесь хотя бы раз в год проверять остроту зрения и, если надо, менять очки.

Хорошо ли вы видите ночью? Есть люди, которые днем видят отлично, а ночью при плохом освещении значительно хуже. Проверить свою способность видеть в темное время суток можно с помощью следующего теста Проводить его надо днем в хорошо освещенной комнате.

Если на расстоянии 5 м вы сумеете точно описать только первый ряд фигур, изображенных на рис. 1, то лучше ограничить ночные поездки либо обратиться к окулисту за более подробной консультацией. Если вы хорошо видите нижний ряд, значит, все в порядке.

Ваши адаптационные способности

Для восстановления способности видеть обстановку при ослеплении фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7-8 с. Сколько времени для этого требуется вам, можно узнать с помощью уже знакомого теста. Но проведите его несколько иначе. Перед тем как смотреть на рис. 1, пристально посмотрите на источник очень яркого света, который должен находиться непосредственно перед вашими глазами. После этого переместите взгляд на рис. 1 и включите секундомер. Если не более чем через 10 с вы будете видеть фигуры так же, как до ослепления, то все нормально. Если это время больше, то вам лучше избегать ночного вождения, особенно на плохо освещенных участках, где возможно ослепление встречным транспортом. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно меньше смотреть на ярко освещенные объекты. Более подробные рекомендации вы найдете в уроке 7.

Боковое зрение.

Способность наблюдать обстановку впереди и при этом следить за тем, что происходит сбоку, для вас очень важна. Особенно при движении в условиях города, где опасность часто появляется сбоку. Эта способность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову прямо и смотря строго вперед. Проверить ее самостоятельно можно следующим образом (рис. 2). Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой объект, находящийся в метрах десяти прямо перед вами. Разведите руки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боковым зрением, замрите и определите угол между их положением, которое они занимают, и исходным. Если он более 20°, у вас плохое боковое зрение.

Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение . Они могут видеть только в пределах угла не более 40°. Это чрезвычайно опасно при вождении, так как обстановка по бокам автомобиля остается вне поля зрения. Компенсировать недостатки бокового зрения можно за счет повышения внимательности и осторожности при проезде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку. Это выезды со двора, пересечение дорог, места, где пешеходы переходят дорогу. Если у вас плохое боковое зрение, наблюдайте за местами, где возможно появление опасности сбоку, с помощью поворота головы, а не краем глаза.

При движении в городе вам приходится одновременно следить сразу за несколькими объектами: светофорами, участниками движения, знаками и т. п. Насколько хорошо это у вас получается, зависит от способности к быстрому распределению и переключению внимания . Проверить ее можно с помощью таблицы Шульте-Платонова (табл. 2, 3). Постарайтесь как можно быстрее отыскать в табл. 2 все числа от 1 до 49. Включите секундомер. Начали. Если вы затратили на это менее 60 с - отлично; если более 80 с - плохо.

Таблица 2

Попробуйте выполнить еще одно более сложное задание. В табл. 3 отыщите все цифры, набранные жирным и обыкновенным шрифтом. Искать их надо следующим образом: сначала жирную единицу, потом обыкновенную, далее жирную двойку, потом двойку обыкновенную и так далее до 24. Если время менее 80 с - отлично, более 100 с - плохо.

Таблица 3

Если качество внимания у вас на высоте, то можно не бояться напряженного городского движения. Однако это не освобождает вас от необходимости изучения приемов правильного наблюдения за обстановкой (урок 4). Получив плохую оценку, не расстраивайтесь: это можно компенсировать, доведя до совершенства навыки ориентации в дорожном движении и проявляя повышенную осторожность (не ездить с большой скоростью) в сложных и необычных условиях движения.

Слух нужен водителю для того, чтобы услышать опасность, которую трудно увидеть, например, предупреждающий об опасности звуковой сигнал, звук двигателя и шин обгоняющего автомобиля, сирену «скорой помощи», скрип тормозов. Человек с нормальным слухом может слышать слова, сказанные обычным голосом, на расстоянии 6 м. Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать его за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радио или магнитофон, держите свое окно всегда приоткрытым.

Время реакции - важное, но далеко не самое главное, как многие считают, качество водителя. Нередко люди с отличной реакцией попадают в происшествия чаще других. Почему? Из-за того, что сначала делают, а потом думают. Поэтому если у вас не очень хорошее время реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы можете с успехом компенсировать его за счет умения прогнозировать опасность заранее и четко обработанных навыков управления автомобилем в критических ситуациях (урок 9).

Тест на определение времени реакции.

Возьмите полоску картона длиной 12 см, шириной 3 см и попросите кого-нибудь подержать ее так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожиданно для вас отпустить ее, а вы поймать между пальцами. Если не успели, значит, не стоит вам обольщаться в отношении своей реакции.

Даже самые отличные способности и совершенные навыки не спасут вас от несчастья, если вы не будете избегать опасных состояний.

Алкоголь - ваш враг № 1

Не будем в очередной раз агитировать вас за трезвость. Думаем, что вам небезынтересно ознакомиться с научными данными по некоторым наиболее часто возникающим вопросам пития.

Завесят ли степень и скорость опьянения от вида спиртного напитка? Степень опьянения зависит, во-первых, от количества выпитого, а во-вторых, от содержания в нем алкоголя. Когда речь идет о количестве выпитого, нельзя не принимать во внимание и его качество. Так, например, углекислота способствует всасыванию алкоголя. Поэтому скорость и степень опьянения при употреблении напитка, содержащего углекислоты или смешанного с газированной водой, быстрее и больше, чем при употреблении обычного. Быстрее всего алкоголь всасывается из напитков, содержащих до 10% алкоголя, т. е. в первую очередь из вина, и сравнительно медленнее из напитков с меньшей или большей концентрацией алкоголя. Очень распространенным является мнение, что содержание алкоголя в пиве незначительно и поэтому можно пить его даже за рулем. Для опровержения этого достаточно указать на то, что в 1 л пива содержится столько же алкоголя, сколько в 400 г вина или 100 г водки.

Предохраняет ли от опьянения смешивание крепкого спиртного напитка с водой или соком? Нет. Независимо от того, что смешивается со спиртным напитком, количество алкоголя в нем остается прежним.

Можно ли взбежать опьянения, если, перед тем как пить, хорошо поесть? Алкоголь растворяется в крови без участия органов пищеварения. И хотя сытый желудок несколько замедляет скорость растворения алкоголя в крови, опьянение наступит все равно, только несколько позже.

От чего зависит степень опьянения? С одной стороны. от количества выпитых спиртных напитков и их крепости, а с другой- от массы тела пьющего и времени, прошедшего с момента выпивки. В теле более массивного человека содержится и большее количество воды. Поэтому при одинаковой дозе спиртного процент содержания алкоголя будет больше у того, кто весит меньше.

Можно ли ускорить процесс выведения алкоголя из организма? На отрезвление человека реально влияет только время. Организм освобождается от алкоголя путем его окисления и последующего выведения. Печень выводит около 90% алкоголя. Небольшое количество алкоголя выводится через легкие, потовые железы, почки. На окисление алкоголя необходимо время. Поэтому ни один из таких способов, как холодный душ, прогулка на свежем воздухе, чашка черного кофе, не ускоряет процесс выведения алкоголя из организма.

Когда можно садиться за руль? Если вы выпили, придется повременить с вождением. Сколько ждать, вам скажет табл. 4, в которой содержатся усредненные данные о времени выведения алкоголя из организма. Учтите, что плохое настроение (или состояние) может увеличить указанные значения почти в 2 раза. Поэтому на всякий случай накиньте себе еще несколько часов про запас.

Таблица 4

И еще один жизненно важный вопрос. По каким признакам можно опознать нетрезвого водителя, движущегося в транспортном потоке рядом с вами? Предлагаем вам изучить табл. 5.

Таблица 5

Степень опъянения

Признаки

Сильно превышает скорость. Часто меняет полосу движения без необходимости. Часто обгоняет. Движется зигзагообразно. Поздно включает сигналы поворота.
Проезжает на желтый и красный сигналы светофора. Останавливается на зеленый сигнал. Начало движения резкое, глушит двигатель при трогании. Движетя неоправденно медленно, часто вблизи бордюра.
Заезжает на бордюр или тротуар. Поворачивает не с той полосы движения. Выезжает или движется по встречной полосе. При остановке у светофора выезжает на перекресток. Не подает предупредительных сигналов.

Старайтесь держаться от такого водителя подальше и не повторяйте его ошибок.

Остерегайтесь утомления

Если вы хорошо отдохнули перед поездкой, то первые признаки усталости могут появиться примерно через 4 ч непрерывного движения. Через 8 ч качество вождения резко ухудшается: появляются лишние движения, скорость становится неравномерной, предметы начинают казаться расположенными дальше, чем на самом деле. Возможно, у вас критический час наступает несколько раньше или позже. Но все равно не стоит пытаться доехать, например, от Москвы до Ленинграда без отдыха. Определить степень усталости вы можете с помощью табл. 6, разработанной эстонскими специалистами.

Таблица 6

Легкое утомление снимается небольшим отдыхом, умыванием, купанием, разминкой, крепким чаем. Для средней и тяжелой степени усталости все это бесполезно, помогает только сон. Если вы все-таки вынуждены ехать, несмотря на усталость, двигайтесь с меньшей, чем обычно, скоростью и с большей дистанцией. Когда долго едете по шоссе и обстановка вокруг однообразная, меняйте скорость каждые 15-20 мин, не смотрите в одну точку, чаще перемещайте свой взгляд, откройте окно. Это даст возможность не привыкать к скорости и сохранять активность.

А теперь еще несколько (хотя и прописных) истин, выполнение которых позволит вам избежать происшествий, связанных с утомлением:

перед поездкой спите не менее 7 ч; не принимайте успокоительных лекарств; не пытайтесь проехать 500-600 км сразу; если можете, обходитесь без ночных поездок; если курите в автомобиле, то почаще проветривайте салон; не переедайте перед дорогой.

Эмоции: плохие и хорошие

Для водителя наиболее опасны любые сильные эмоции (положительные и отрицательные), которые он не может контролировать. Управлять автомобилем можно, только научившись управлять своими эмоциями. Отрицательные эмоции могут вызвать уныние, положительные - перевозбуждение. И то и другое способствует возникновению происшествий. Изучение событий, предшествующих 40 ДТП со смертельным исходом, проведенное американскими специалистами, показало, что 31 из 40 погибших водителей испытал незадолго до гибели эмоциональный стресс: семейную ссору, конфликт на работе, известие о гибели близкого человека и т. п.

Совсем исключить стрессовые ситуации невозможно, но не поддаваться их пагубному влиянию - в вашей власти. Для этого надо освоить приемы саморегуляции и аутотренинга. Предлагаем несколько простых, но достаточно действенных приемов, позволяющих поднять ваш тонус при кратковременных остановках.

Кто больше зевнет? Поднимите обе руки вверх, потянитесь и с удовольствием зевните. Опустите руки. Потом еще раз поднимите их и зевните. И так не менее восьми полноценных зевков.

Давайте погримасничаем. Представьте себе, что хотите передразнить обезьянку. Чем больше различных рожиц вы можете изобразить, тем лучше. Это отличный расслабляющий и тонизирующий массаж.

Точечный массаж. Помассируйте скулы круговыми движениями большим и указательным пальцами. Если при нажатии ощущается боль, то это признак истощения нервной системы, и вам требуется хороший отдых.

Повысить внимательность. Это можно сделать, наблюдая за яркими, желательно желтыми или красными, объектами, слушая быструю и ритмичную музыку, пососав кислую конфету.

Если вы перевозбуждены и чувствуете неосознанную тревогу, смотрите на окружающую обстановку, небо, облака, дышите спокойно, глубоко, равномерно, включите мажорную мелодичную музыку, расслабьте мысленной командой мышцы лица, шеи, плечевого пояса.

Никогда не садитесь за руль, прежде чем не обретете душевного равновесия.

Не злоупотребляйте лекарствами.

Большинство лекарств, которые вы употребляете от головной боли, простуды, аллергии или для успокоения, могут привести вас в сонное состояние.

Тонизирующие таблетки, улучшив на некоторое время ваше состояние, впоследствии могут привести к нервозности, головокружению, неспособности концентрировать внимание, ухудшению зрения.

Лекарства нельзя принимать вместе с алкоголем. Результат может быть самый печальный.

Курить за рулем можно, но лучше не делать этого. О том, что курить вредно, знают все. Поэтому мы ограничимся несколькими рекомендациями тем, кто, зная о вреде курения, все же продолжает курить:

1. Отправляясь в путь, положите сигареты в такое место, откуда их легко взять.
2. Проверьте исправность прикуривателя. Если он не работает, возьмите с собой зажигалку, а не спички.
3. Откажитесь от чехлов из синтетической ткани.
4. Не прикуривайте при движении по сложному участку и от зажигалки (спички) ночью.
5. Крепко держите сигарету, не давайте ей упасть.
6. Окурок гасите только в пепельнице, не выбрасывайте его в окно.

Учитесь на чужих ошибках

Чтобы стать отличным водителем, надо учиться. Относится это не только к тем, кто пока вообще не умеет управлять автомобилем или только недавно начал этим заниматься, но и к тем, чей водительский стаж выражается двузначной цифрой.

По данным статистики, более половины всех совершаемых происшествий приходится на водителей со стажем менее 3 лет. Второй пик аварийности наблюдается у тех, кто имеет стаж 4-5 лет. Происшествия с особо тяжелыми последствиями совершают главным образом водители со стажем более 10 лет.

Да, как видите, учиться надо всем. «Но когда?» - спросите вы. «Когда вам удобнее, но лучше постоянно». - «Где?» - «Везде, где только можно». - «Как?» Об этом и пойдет речь в последующих уроках. По данным исследований, водитель, обучающийся только на собственных ошибках, приобретает необходимый опыт, проехав не менее 100 тыс. км. При обучении на чужих ошибках высокий уровень мастерства формируется значительно раньше. Своих ошибок, конечно, не избежать и в этом случае, но по количеству и тяжести последствий они будут несоизмеримо ниже.

Многочисленные исследования показывают, что обычно причинами происшествий являются не все совершаемые водителями ошибки, а только некоторые, их можно назвать типичными. Какие из них наиболее характерны для вас, зависит от того, сколько вы уже самостоятельно проехали, а также от некоторых других ваших характеристик.

Каков ваш стаж? Если, двигаясь задним ходом и поворачивая руль, например влево, вы не очень уверены, что и автомобиль поедет в ту же сторону, можно точно сказать, что ездить вы начали совсем недавно. Для вас начинается самое приятное, но и нелегкое время. Бурная радость первых успехов сменяется неутешной печалью неудач. Все интересно и непривычно ново. Автомобиль дает вам шанс пережить второе детство, но теперь уже водительское. К сожалению, дорога не прощает шалостей, а автомобиль - не такая уж безобидная игрушка. Поэтому придется попотеть, чтобы овладеть мастерством вождения.

Если на вашем спидометре уже больше 5 тыс., но менее 25 тыс. км, то причины ошибок, которые вы совершаете, связаны прежде всего с недостаточным уровнем знаний и навыков. Пока вы освоили только начальные навыки техники управления автомобилем. Вы уже достаточно спокойно можете передвигаться на автомобиле без чьей-либо помощи, но пока еще плохо чувствуете опасности, возникающие на дороге, не очень хорошо знаете, откуда и когда их ждать. Попадание в критическую ситуацию может стать для вас роковым, так как навыки, необходимые для выхода из таких ситуаций, находятся в зачаточном состоянии.

Наш совет:

  1. Обратите внимание на то, правильно ли вы выполняете различные действия по управлению автомобилем. Следите, чтобы ваши неправильные действия не перешли в опасную привычку, которую потом устранить значительно сложнее, чем сейчас.
  2. Старайтесь ездить на автомобиле постоянно; это позволит быстрее и лучше закрепить правильные навыки.
  3. И еще в начальный период соблюдайте правило трех НЕ: не совершайте продолжительных поездок; не злоупотребляйте движением в сложных условиях (ночью, в плотном транспортном потоке, в сильный дождь, гололед); не пользуйтесь автомобилем в состоянии спешки или в плохом настроении.

Основная причина неприятностей, которые могут случиться с вами в диапазоне между 25 и 60 тыс. км пробега, - это та большая разница между тем, как вы оцениваете свое мастерство, и тем, каково оно в действительности. О прежней неуверенности нет и речи, с автомобилем вы уже на «ты». Кажется, что знаешь и умеешь все. Но так ли это? Многочисленные эксперименты, проведенные с использованием специальных тестов, показывают, что в действительности мастерство большинства водителей этой категории (в особенности имеющих стаж от 2 до б лет) почти в несколько раз хуже, чем им это представляется. В то же время экспериментально подтверждено, что, чем выше самооценка мастерства, тем выше скорость движения, тем больше опасных маневров. Вот здесь и кроется опасность. Создавая себе и другим неоправданные сложности, водитель, переоценивающий себя, беспомощен, он не сможет справиться с ними: мастерство еще не то. К сожалению, избежать этих опасных иллюзий мало кому удается. Поэтому общий совет такой: будьте всегда бдительны и осторожны; не гоните; не отвлекайтесь от дороги; пореже обгоняйте; начиная сложный маневр, увеличьте внимание. А главное, совершенствуйте свое мастерство, приближая реальность к желаемому. В этом вам помогут наши уроки.

Если вы молоды

Вам нет еще и 22 лет. Прекрасный возраст. Кажется, что все по плечу и нет ничего невозможного. Отличное зрение, время реакции минимальное. Но почему же данные статистики аварийности не столь оптимистичны?

Молодые водители в возрасте до 20 лет попадают в происшествия в 10 раз чаще, чем водители среднего возраста. Не хотим вас расстраивать, но это не случайность.

Какие качества, по мнению социологов, наиболее характерны для молодых? Беззаботность, пренебрежение любыми нормами и правилами, импульсивность, тяга к скорости и риску, желание быть во всем первым.

Эти же качества наиболее часто фигурируют в исследованиях по безопасности движения как причины происшествий с молодыми водителями.

Поэтому хорошо бы:

  • побольше ответственности и не только за себя, но и за других;
  • поскорее понять, что без соблюдения Правил дорожного движения невозможны согласованные действия всех участников, а значит, и их безопасность;
  • сначала думать, а потом действовать, а не наоборот;
  • получать удовольствие не от быстрой, а от грамотной езды;
  • учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Если вам за 50

За плечами большой жизненный опыт, и в том числе водительский. Да, опыт - великое дело. Но к сожалению, даже он не в состоянии компенсировать некоторые психофизиологические изменения. Надеемся, что ваше здоровье в порядке. Вы бодры и чувствуете себя, как 30летний. Однако, как показывают исследования, после 50 лет мало кому удается избежать повышения колебаний кровяного давления, увеличения времени реакции, уменьшения остроты зрения (особенно ночного) и некоторых других изменений. Это вовсе не значит, что за руль садиться нельзя. Многие ездят успешно до глубокой старости. Но при этом они учитывают свой возраст и приспосабливают к нему свой стиль вождения.

  • не давайте вовлекать себя в ситуации, требующие быстрых действий;
  • внимательно следите за сменой сигналов светофора; как можно меньше перестраивайтесь из одного ряда или транспортного потока в другой;
  • избегайте участков со сложной и непривычной организацией движения;
  • избегайте движения в интенсивном транспортном потоке, движущемся с большой скоростью.
При подготовке данной статьи использовались материалы сайта www.kabriolet.ru

Читатели газеты «Работай!» высказались по поводу того, какими качествами должен обладать идеальный водитель общественного транспорта

Юлия Брежнева:

Водитель маршрутки должен быть трезвым, доброжелательным, знающим свое дело. А самое главное - внимательным на поворотах.

Мария Григорян:

Был как-то у меня случай. Ехала я в маршутке. Со мной рядом сидел дедушка, ему внезапно стало плохо, случился приступ эпилепсии. Мы как раз в это время останавливались возле госпиталя. Водитель не растерялся, остановился и сбегал за врачом. Начал помогать дедушке, при этом успокаивал остальных пассажиров, чтобы не переживали и не волновались. Вот такой решительный водитель: спас человека! Этот случай мне очень запомнился. А вообще мне часто встречаются водители грубые и наглые, ну это от самого человека зависит, я думаю.

Павел Гамза :

Водитель должен быть аккуратен в вождении, т.к. он перевозит людей и в ответе за их жизни. Важно, чтобы он был доброжелательным к своим пассажирам. На мой взгляд, это главные аспекты в профессии водителя.

Анна Зуева:

Водитель должен быть внимательным, отзывчивым и в то же время строгим. Возраста не моложе 25-28 лет, со стажем вождения - лет

так 5! Чтобы был здоров, имел хорошее зрение и слух. Не судим.

Дарья Севитова :

Я считаю, что водитель маршрутки должен быть сдержанным человеком, не переносить свое плохое настроение и раздражительность на пассажиров. Еще мне очень не нравится, когда ты только что зашел в маршрутку, а водитель уже трогается с места, не дает пассажирам сесть, комфортно устроиться. Был как-то у меня случай. Мужчина зашел в автобус, не успел сесть, а маршрутка тронулась, и этот пассажир угодил своим портфелем прямиком молодому парню по голове. Мало кому понравится - улететь на пол да еще и травмировать другого. Конечно, все стали сразу возмущаться, водитель же и глазом не моргнул, делал вид, что не слышит. Вот такое неуважение к пассажирам больше всего возмущает.

Регина Шохирева:

Во-первых, водитель должен быть вежливым и, как показывает практика, учиться перевозить людей, а не дрова. Ему нужно понимать, куда он идет работать, что это очень ответственная работа, ведь в руках водителя жизнь пассажира. Очень многие водители во время движения разговаривают по телефону, отвлекаются от дороги, подвергая опасности пассажиров. И, конечно же, водитель маршрутки не должен забывать про свою речь. Многие водители не стесняются громко выражаться бранным словом, забывая, что в салоне есть дети.

Стрессоустойчивость - также одно из главных качеств водителя общественного транспорта. Ведь не все пассажиры - подарки. (Смеется.) Важно не забывать про правила этикета, ведь от того, как ты относишься к людям, так и они к тебе относятся. Очень часто наблюдаю картину, как в салон поднимается наше старшее поколение - дедушки и бабушки. Они еще на первые ступеньки не успели забраться, а автобус уже трогается с места с такой скоростью, что кажется, что мы на каких-то гонках находимся. У меня даже был случай, когда бабушка с больными ногами упала в салоне, потому что водитель торопился по графику.

У меня огромное пожелание водителям общественного транспорта: давайте будем относиться друг к другу с уважением и пониманием, несмотря на то, какое у нас сегодня настроение и какие проблемы нас атакуют.

Портрет профессионального водителя общественного транспорта

  • Внимательный за рулем.
  • Стаж не менее 5 лет.
  • Доброжелательный.
  • Вежливый.
  • Ответственный и решительный.

Мнение профессионала

Егор Лодыгин, 30 лет проработал водителем рейсового автобуса :

- Я любил свою работу, любил своих пассажиров. А они отвечали мне взаимностью. Меня всегда тянуло к людям, а работа водителя - всегда работа с людьми. Я возил пассажиров из ближайших сел в районный центр, а потом обратно. Мы жили в Архаре, вот таким образом я весь Архаринский район и объездил, работал в филиале благовещенской автоколонны 1275 на рейсовом автобусе. Утром проедешь по близлежащим селам, соберешь пассажиров, которые желают в Архару ехать, - кто на базар, кто в администрацию, в больницу. Вечером, около 17.00 развозишь всех обратно.

Я относился к своим пассажирам с добротой, и за все время работы на меня не было ни одной жалобы, никто не мог сказать, что я нагрубил или нагло себя вел. Ситуации, конечно, возникали разные. Бывает, домой кое-кто из моих пассажиров возвращался уже «навеселе», начинал скандалить, приставать к другим. Тогда я останавливал автобус, давал чересчур активным выяснить отношения на улице - нечего в моем автобусе драки учинять, не надо подвергать опасности других пассажиров.

Вообще, я считаю, что нужно по-человечески относиться к людям, тогда добро к тебе потянется. В то время меня узнавали буквально в каждом селе, на каждой улице меня знали, потому что я со всей душой делал свое дело. Бывает, смотришь - женщина едет с тяжелыми сумками, остановишь автобус возле ее дома, ведь не сложно же. А она засияет вся, и тебе самому на душе хорошо. Некоторые водители из себя важных строят, а я всегда был спокоен и готов помочь, ведь если ты с добром к людям, то и они к тебе с добром.

А вообще про профессию водителя могу сказать, что она денежная. По крайней мере, раньше мы должны были работать по плану. Сдал план - получил премию, никогда никто не жаловался.