Редчайшие из редких. Несостоявшийся советский народный автомобиль

КИМ-10
Технические характеристики:
кузов Двухдверный седан или двухдверный фаэтон с мягкими съемными боковинами тента
количество дверей 2
количество мест 4
длина 3960 мм
ширина 1480 мм
высота 1650 мм
колесная база 2385 мм
колея передняя 1145 мм
колея задняя 1145 мм
дорожный просвет 210 мм
объем багажника 100 л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный
объем двигателя 1170 см 3
Мощность 30/4000 л.с. при об/мин
Крутящий момент 64/2000 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр 2
КП трехступенчатая механическая
Подвеска передняя
Подвеска задняя на одной поперечной листовой полуэллиптической перевернутой рессоре
Амортизаторы гидравлические, поршневые, двустороннего действия
Тормоза передние колодочные, механические
Тормоза задние колодочные, механические
Расход топлива 8 л/100 км
максимальная скорость 90 км/час
годы производства 1940-1941
тип привода задний
снаряженная масса 840 кг
разгон 0-100 км/ч сек

КИМ-10-50

В августе 1938 года Глававтопром предложил наладить выпуск малолитражного легкового автомобиля на Московском автосборочном заводе имени КИМ . В январе 1939 года по решению СНК СССР этот автосборочный завод перешел в статус автомобильного для выпуска новой модели. На заводе был создан конструкторский отдел под руководством специалиста из НАТИ А. Н. Островцева. К проектированию кузова были привлечены конструкторы-кузовщики ГАЗа. Для ускорения процесса проектирования новой модели был выбран прототип - автомобиль Ford Prefect , выпускаемый в Великобритании, к тому же фордовские конструкции были хорошо знакомы нашим инженерам по выпускаемым в СССР моделям Ford-A и Ford-AA . Форму кузова заимствовать не стали, ее разработал художник-конструктор ГАЗа В. Я. Бродский. Новый автомобиль было решено выпускать в двух вариантах: КИМ-10-50 с закрытым двухдверным кузовом и КИМ-10-51 с открытым кузовом фаэтон. Оборудование для производства машины было заказано в США.
К изготовлению автомобиля предполагалось подключить многие предприятия Советского Союза. ЗИС должен был делать рамы, рессоры и поставлять поковки, а ГАЗ основные штамповки и литые детали. Десятки смежников должны были обеспечивать сборку новой машины стеклами, шинами, обивочными материалами и другими деталями, которые завод им. КИМ сам не мог изготовить.
В целом создание автомобиля КИМ-10-50 было шагом вперед в отечественном автомобилестроении. Машина выглядела современнее других советских автомобилей, по форме кузова она не уступала зарубежным образцам. Кузов автомобиля считался прогрессивной конструкцией для своего времени. Капот автомобиля аллигаторного типа открывался вверх. Ручкой для его открывания служило носовое украшение – так называемый орнамент. Боковины капота являлись обтекателями фар. Широкие двери, снабженные поворотными форточками, были подвешены на передних петлях. Все боковые стекла были сделаны опускающимися. Удобна была высокая посадка пассажиров на заднем сиденье. Головы впереди сидящих водителя и пассажира не мешали сидевшим сзади смотреть через ветровое стекло. Кузов машины имел крышку багажника, под полом которого размещалось запасное колесо. У многих автомобилей в то время доступ к багажному отделению осуществлялся из салона, а у некоторых машин такого класса его вообще не было. Были и консервативные конструктивные решения. Нижнеклапанный двигатель не имел устройства для регулировки клапанов, шатунные подшипники по старинке заливались баббитом . Термосифонная система охлаждения двигателя уже в то время считалась устаревшей. Архаикой выглядели зависимая подвеска и механические тормоза, а также указатели поворотов семафорного типа.
С 22 октября по 4 ноября 1940 года три образца прошли испытания, в результате которых были выявлены многочисленные мелкие поломки, основной причиной которых было некачественное изготовление деталей. За два последних месяца удалось собрать всего лишь 16 автомобилей. В январе 1941 года с конвейера сошло 70 машин, в феврале – 50, в марте – 102, в апреле – 100 автомобилей. Эти автомобили собрали из полученных 500 комплектов штамповок и изготовленных на заводе шасси. Как потом оказалось, это была первая и последняя партия автомобилей КИМ-10-50. Из них фаэтонов изготовили всего несколько штук.
Следующей моделью завода стал

В январе 1939 года специально под мощности завода КИМ было организовано производство малолитражных легковых автомобилей. Примерно через год, в апреле 1940 года был выпущен первый советский малолитражный автомобиль КИМ-10-50, для производства которого было задействовано 42 предприятия, в том числе заводы и . За основу был взят британский , по его модели в США разработали чертежи кузова и изготовили штампы. В дальнейшем изготовление кузовов предполагалось осуществлять на мощностях Горьковского автомобильного завода «ГАЗ», а рессоры и рамы должен был делать «ЗИС». Новому производству прочили выход на ежегодный выпуск до 50 тысяч экземпляров в самые сжатые сроки.

Параллельно с производством седана разрабатывались модификации с кузовом кабриолет КИМ-10-51 и 4-дверный седан КИМ-10-52. Автомобили марки КИМ-10 должны были стать первыми по-настоящему «народными» советскими автомобилями, однако воплощению в жизнь плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная война. С началом войны выпуск автомобилей КИМ был свёрнут, а завод переориентирован на военную продукцию.

До наших дней сохранилось всего не более 6 экземпляров автомобиля КИМ-10, один из которых в прекрасном состоянии находится в музее .

Дизайн и конструкция

КИМ-10 получил полунесущий кузов, который был прикреплен к очень легкой раме и имел немало новшеств. У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях тех времен. Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом. КИМ-10 стал первым отечественным автомобилем, на который был установлен капот аллигаторного типа вместо распространённых тогда капотов с подъёмными боковинами. Для доступа к задним сиденьям у автомобилей марки КИМ-10-50 боковые двери были сделаны очень широкими, а спинки передних сидений откидывались вперед.

Салон малолитражки был оснащен часами, что встречалось тогда только на автомобилях высшего класса. Запасное колесо разместили горизонтально в специальную нишу в задней части кузова, под багажником. На КИМ-10-50, вслед за ЗИС-101 , нашли применение синхронизаторы на высших передачах. Среди других новинок следует упомянуть тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя, центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разрежения во впускной трубе двигателя.

Двигатель и шасси отличались простотой, дешевизной и долговечностью. Нижнеклапанный двигатель, взаимозависимая подвеска колес на двух поперечных рессорах, механический привод барабанных тормозов, отдельная рама в то время использовались в конструкциях многих малолитражек. Диски колёс снабжены отверстиями (с отбортовкой) и довольно крупными колпаками, на которых выштамповано и окрашено в красный цвет углубление со светлыми буквами «КИМ».

Первые опытные образцы КИМ-10-50 имели фары обтекаемой формы, установленные на кронштейнах на передних крыльях. Дверные петли выступали из поверхности кузова. Бамперы очень простой формы крепились четырьмя заклёпками к пластинам-рессорам. В середине переднего бампера располагалось отверстие для заводной рукоятки. Вместо подфарников использовались дополнительные лампочки в фарах.

Автомобили марки КИМ окрашивали в 4 цвета: ярко-красный, черный, серо-зелёный или темно-зелёный. Обивка сидений была из ткани бежевого цвета.

Модификации

КИМ-10-50

2-дверный седан - базовая и самая распространенная модель, выпускалась с 1940 по 1941 год.

КИМ-10-51

Модификация автомобиля КИМ-10-50 с открытым кузовом типа фаэтон, выпущенная в 1941 году. Данное авто было предназначено для эксплуатации преимущественно в южных регионах союза и как военный штабной автомобиль. Для защиты от непогоды оснащался матерчатым складывающимся тентом и боковинами с целлулоидными окнами, как на автомобиле ГАЗ-А . Планировалось выпустить 50 тысяч экземпляров данного авто, однако через 2 месяца после начала производства началась война, и производство свернули.

25 апреля 1940 — На московском автозаводе им. КИМа собран первый опытный советский малолитражный автомобиль «КИМ-10».

Этот автомобиль должен был стать советским Фольксвагеном. В планах советских вождей к концу третьей пятилетки (1938-1942 годы) этот автомобиль должны были иметь 10 процентов семей, а к концу четвертой, предполагавшейся на 1943-47 года, на его улучшенной версии должны были ездить уже 80 процентов советских семей. Однако война прервала эти планы. Тем не менее, незадолго до войны, в мае 1941 года, автомобиль поступил в свободную продажу, и вся пробная партия в 500 экземпляров была полностью распродана. Сегодня из этой партии в живых остались лишь четыре экземпляра.


К концу 1930-х годов в СССР было объявлено о том, что социализм наконец-то построен. Жить стало лучше, жить стало веселее. Жить действительно стало веселее - каждую ночь исчезал то один, то другой сосед, и каждое утро человек радовался, что в эту ночь исчез очередной сосед, а не он сам. Но жить стало еще и лучше. А вот насколько лучше, можно даже и подсчитать. Если в 1929 году - в год начала коллективизации и индустриализации - средняя зарплата составляла 75 рублей, то в 1940 году она уже составляла 339 руб. Правда, при этом умалчивалось, что рубль если в 1929 году стоил 0,51456 доллара, то в 1940 за него давали уже 0,1887 бакса, который, к тому же в 1934 году был еще и девальвирован в 1,7 раза. Таким образом, рубль 1940 года был дешевле рубля 1929 в 4,65 раза, и если мы разделим эти 339 рублей на 4,65 раз, то получим цифру в 72 рубля 90 копеек - именно столько в 1940 году составляла средняя советская зарплата в рублях 1929 года.

Тем не менее, внутренние цены на продовольствие были довольно низки, а потратить деньги в Стране Советов на что-то, кроме еды или одежды, не представлялось возможным. Поэтому в карманах населения скапливались остатки прежней получки, которые за месяцы и годы превращались в приличные суммы. Ни нести эти деньги в сберкассу, ни покупать на них дополнительные облигации (в дополнение к добровольно-принудительным) советский народ никак не желал. Вытянуть из него эти деньги на нужды родины и предстояло госплану.

Именно для этого в начале 1940 года кто-то из госплановских умников и предложил запустить в производство массовый советский автомобиль. Идея была заимствована из практики германского национал-социализма. Там, в Германии, успешно осуществлялась идея снабдить каждую семью простеньким народным автомобильчиком, стоимость которого не превышала тысячу марок.

Те 990 марок, которые стоил Фольксваген, равнялись тогда 2100 советских рублям, в то время как «эмка» стоила в СССР девять тысяч. Поэтому неудивительно, что сначала в Советском Союзе хотели просто скопировать немецкий автомобиль или приобрести на него лицензию. Однако «пылесос» с двигателем-воздушником, да к тому же расположенным сзади Сталину не понравился, и тогда ему представили два английских автомобиля. Первый из них - Austin 7 - был довольно дешев в производстве. Однако его конструкция и дизайн были к тому времени уже довольно отсталыми. Другой же - Ford Perfect, производившийся британским филиалом фордовской корпорации, был по тем временам последним словом в развитии автомобильной техники, и хотя он не вписывался в двухтысячерублевый ценовой предел, выбор Сталин остановил именно на нем. Единственное, что он пожелал переделать, так это снабдить кузов, который на Префекте был двухдверным, дверями для задних пассажиров.

Наладить производство было поручено заводу КИМ, расположенному в тогда еще подмосковных Текстильщиках. Назван этот завод был в честь Коммунистического Интернационала Молодежи - молодежной секции тогдашнего Коминтерна. Свою деятельность завод начал в ноябре 1930 года, приступив к сборке легковых и грузовых автомобилей Ford. С 1933 года, на полную мощность заработал Горьковский автозавод, завод КИМ становится филиалом ГАЗа и переходит на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА из горьковских машинокомплектов. Именно на этот завод и пал выбор Госплана.

Горьковский дизайнер Бродский переработал дизайн Префекта, и в США фирме BUDD были заказаны кузовные штампы для этого автомобиля.

Пробная партия из 500 автомобилей, названных КИМ-10-50 была выпущена к 25 апреля 1941 года. Штампы для четырехдверных кузовов пока еще запаздывали, и в первомайском параде участвовали автомобили в двухдверном варианте.

Длина автомобиля при 2385-миллиметровой колесной базе составляла 3960 миллиметров; ширина - 1480 мм; а высота -1 метр 65 сантиметров. Колея передних и задних колес была одинакова и равнялась 1145 миллиметрам. Таким образом, советский вариант автомобиля был на 16 сантиметров длиннее британского оригинала, на 3,6 сантиметра шире на и на четыре сантиметра выше. Длина же колесной базы была больше чем у прототипа на 185 миллиметров. До 210 миллиметров был увеличен и дорожный просвет, составлявший на британской модели лишь 139,7 миллиметра.

На автомобиль был установлен нижнеклапанный четырехцилиндровый двигатель. При 63,5-миллиметровом диаметре цилиндра и 92,456-миллиметровом ходе поршня рабочий его объем был равен 1171 кубическим сантиметрам. Его степень сжатия в оригинале составляла 6,16:1, и при 4000 оборотах в минуту мотор выдавал 32 лошадиных силы. Однако в Советском Союзе такую степень сжатия выдерживал лишь авиационный бензин Б-70, и степень сжатия в моторе понизили до 5,75 единиц. Мощность тут же упала до 30 лошадиных сил. Но по тем временам это считалось вполне достаточным - послевоенный «Москвич» имел на восемь сил меньше. Тем не менее, максимальная скорость, составлявшая у британской модели 95 километров в час, упала лишь до 90 км/ч, чего было тогда вполне достаточно - по большинству советских дорог автомобили тогда ездили на 40-километровой скорости, а после 50-километрового рубежа машины начинало трясти так, что рулить было уже невозможно.

Кроме того, мотор с меньшей степенью сжатия было легче завести ручкой, ведь емкости 6-вольтового аккумулятора хватало лишь на три-четыре запуска двигателя.

На КИМ-10 впервые в отечественном автомобилестроении нашел применение капот аллигаторного типа вместо распространенных тогда капотов с подъемными боковинами.

Салон малолитражки был оснащен часами и механизмом, регулирующим установку передних сидений - и то, и другое встречалось только на автомобилях высшего класса. Кузов КИМ-10 имел немало новшеств. У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях. Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом, - конструкция, позднее принятая на послевоенных автомобилях. Среди других новинок надо назвать тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя, центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разряжения во впускной трубе двигателя.

Существовала также модификация автомобиля с кровом типа «фаэтон». Называлась она Была выпущена в 1941 году промышленной партией. Ее кузов имел матерчатые складывающийся тент и боковины с целлулоидными окнами. Автомобиль предназначался главным образом для эксплуатации в южных районах Страны Советов. Однако с началом войны все выпущенные фаэтоны передали в Красную Армию, и потому ни одного экземпляра не сохранилось.

Как и базовая модель, КИМ-10-51 имел две двери. Для доступа к задним сиденьям спинки передних откидывались вперед. Кстати говоря, вперед открывались и сами двери, что по тем временам было не совсем обычно и даже несколько экзотично, как если бы сейчас запустили в массовое производство автомобиль с дверями, поворачивающимися параллельно кузову на одном навесе.

До конца 1941 года предполагалось выпустить 50 тысяч экземпляров. Однако через два месяца после развертывания серийного производства началась война, и производство было свернуто. Автомобилизация советского общества затянулась на многие десятилетия.


Когда с автомобилем КИМ-10-50 ознакомили И.В.Сталина, то, как рассказывали свидетели, Иосиф Виссарионович остался недоволен ее двухдверной конструкцией. Именно после этих событий на базовом КИМ-10-50, что называется, поставили крест, а на ГАЗе срочно перепроектировали кузов в четырехдверный, получивший обозначение КИМ-10-52. Началу серийного выпуска КИМ-10-52 помешала война. Всего было сделано 2 экземпляра. В настоящее время сохранившийся до наших дней экземпляр КИМ-10-52 экспонируется в Политехническом музее г.Москва.

Листайте странички и смотрите наш тизер!

Название: Органическая химия
Ким А.М.
Год издания: 2002
Размер: 17.23 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский

Учебное пособие "Органическая химия" под ред., Кима А.М., излагает теоретические основы природы химической связи, строения и реакционной способности интермедиатов и молекул, влияния электронных эффектов на протекание химических реакций; основные материалы физической химии (термодинамика, кинетика химических реакций, дисперсные и буферные системы, электролиты и их растворы, понятие константы). Каждая глава книги содержит тестовые задачи, практические примеры применения химических основ в клинической практике. Изложены основы аналитической и неорганической химии. Издание содержит методические рекомендации с практическими примерами. Для студентов-медиков, химиков.

Название: Таблицы-схемы по неорганической химии
Турова Н.Я.
Год издания: 2009
Размер: 5.29 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Таблицы-схемы по неорганической химии" под ред., Туровой Н.Я., рассматривает материалы неорганической химии в виде систематизированных таблиц. Изложены характеристики химичес... Скачать книгу бесплатно

Название: Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов
Попков В.А., Бабков А.В.
Год издания: 2001
Размер: 4.96 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: "Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов" под ред., Попкова В.А., и соавт., рассматривает практические и теоретические задания и вопросы, которые необходимы студенту-ф... Скачать книгу бесплатно

Название: Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии
Тюкавкина Н.А.
Год издания: 1999
Размер: 6.45 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: "Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии" под ред., Тюкавкиной Н.А., рассматривает практические и теоретические задания и вопросы, которые необходимы студенту-фармацевту, студенту... Скачать книгу бесплатно

Название: Введение в химию природных соединений
Племенков В.В.
Год издания: 2001
Размер: 3.08 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Введение в химию природных соединений" под ред., Племенкова В.В., рассматривает вопросы характеризующие основные классы природных соединений. Описаны характерные химические р... Скачать книгу бесплатно

Название: Основы органической химии лекарственных веществ
Солдатенков А.Т., Колядина Н.М., Шендрик И.В.
Год издания: 2001
Размер: 1.27 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Основы органической химии лекарственных веществ" под ред., Солдатенкова А.Т., и соавт., рассматривает базовые материалы органической химии в фармации. Изложено влияние органической хи... Скачать книгу бесплатно

Название: Общий практикум по органической химии
Черных В.П.
Год издания: 2002
Размер: 18.52 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: "Общий практикум по органической химии" под ред., Черных В.П., рассматривает практические и теоретические задания и вопросы, которые необходимы студенту-фармацевту для усвоения предмета. Также предста... Скачать книгу бесплатно

Название: Лекции по органической химии
Черных В.П.
Год издания: 2003
Размер: 30 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Лекции по органической химии" под ред., Черных В.П., рассматриваются основные вопросы изучаемого материала по органической химии. Изложены вопросы основных классов органических вещест... Скачать книгу бесплатно

Название: Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях
Гаршин А.П.
Год издания: 2011
Размер: 92.91 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях" под ред., Гаршина А.П., рассматривает общие вопросы указанных в названии разделов химии. Изложены осно...