Как называется открытый кузов машины. Типы кузовов по компоновке

Все типы кузовов делятся на 3 группы: трёхобъёмные, двухобъёмные, однообъёмные. Каждый из них создан для разных целей, имеет свои плюсы и минусы. Далее рассмотрим каждый из них более подробно.

Трёхобъёмный кузов

Кузов в трёхобъёмном исполнении имеет три раздельных объёма: выступающий капот, салон и багажник. Такой тип наименее универсален, возможность их трансформации сильно ограничена.

Седан и купе

Пример седана: 4 двери, достаточно длинный капот, крышка багажника не соединена со стеклом.

Седан присутствует практически у всех производителей автомобилей. Это самый ярко выраженный представитель трёхобъёмников. С латыни «седан» переводится как «корыто». И в самом деле, машина такого типа напоминает перевёрнутое корыто.

Более всего это название подходит к отечественной классике. Но при всех недостатках авто в кузове «седан» считают престижным.

«Купе» от «седана» отличает только то, что автомобиль в кузове типа «купе» имеет всего две двери. На французском языке «купе» означает «отрезать». Эти авто строят на базе седана для спортивных версий, они имеют двигатель большой мощности и, обычно, меньшую высоту.

Купе не имеет чётко выраженной трёхобъёмной конструкции кузова и больше напоминает хэтчбек с тремя дверями, но с максимально горизонтальной задней частью.

Родстер, кабриолет, купе-кабриолет

Кабриолет по своей форме ни чем не отличается от купе, но имеет «мягкую» крышу-тенд. Крышу можно убрать за заднее сидение, а если нужно – поднять. «Мягкая» крыша не давала возможности эксплуатировать машину в холодное время года и тогда появляется купе-кабриолет.

В отличие от кабриолета крыша у этого авто жёсткая металлическая. При поднятой крыше – это классический кабриолет, но стоит активировать нужную функцию нажатием всего лишь одной кнопки, и крыша уходит в багажник. Теперь авто превратился в кабриолет. Родстер – это кабриолет, имеющий только два места.

Пикап

Пикап имеет открытую площадку для груза, отделённую от салона посредством жёсткой перегородки. Это грузовик маленьких размеров. Pick-up в переводе с английского означает «подхватить», «подобрать», то есть быстро что-нибудь закинуть в своеобразный прицеп. В основном пикапы делают на платформе внедорожников и все они, как правило, имеют повышенную проходимость. Автомобили «пикап» пользуются в США большой популярностью.

Двухобъёмный кузов

У этой машины нет чётко выраженного выступающего из салона багажника. Крышка багажника считается дверью и конструктивно выполнена вместе с задним стеклом. Их преимущество в большом объёме багажника и компактности.

Хэтчбек, универсал

Пример эффектного универсала.

Отличаются хэтчбек и универсал длиной багажника. В переводе с английского «хэтчбек» переводят как «дверца сзади». Автомобили с такой конструкцией имеют трансформируемые задние сидения, что даёт возможность намного увеличивать объём багажного отделения.

В технических данных всегда приводят минимальный и максимальный объёмы багажника. В последние годы появился тип кузова «лифтбек». Внешне он не отличается от классического седана, но имеет заднюю дверь, которая объединена с задним стеклом. Авто с кузовом «хэтчбек» популярны в европейской части. Хэтчбеки манёвренны и компактны, а универсалы имеют большой объём багажника.

Внедорожник

Большая часть внедорожников это, в общем-то, универсалы, но их выделяют из-за повышенной проходимости и больших размеров. Внедорожник имеет большой клиренс (не меньше 200 мм), полный привод и рамный кузов и поэтому всегда выше универсала.

Кроссовер

Внешность кроссоверов схожа с внешностью внедорожника, но клиренс его меньше и нет рамного кузова, поэтому и высота автомобиля с таким кузовом меньше. В народе укоренилось ещё одно наименование кроссовера – «паркетник», наверное, потому что такому внедорожнику лучше ездить по паркету, а не по бездорожью. Кроссоверы часто конструируют на базе хэтчбеков, их отличают только большие колёса и несколько больший дорожный просвет. Популярность кроссоверов во всём мире высока и продолжает расти.

Однообъёмный кузов

Здесь нет выступающих капота и багажника. Двигатель и багажник располагаются почти в салоне. Такого типа кузова имеют большие возможности трансформации салонов.

Легковых авто в мире существует множество они отличаются друг от друга максимальной скоростью, весом, внутренней начинкой и множеством других параметров. Но первое, на что обращает внимание каждый автомобилист во время покупки — это кузов.

Типов кузовов легковых машин существует настолько много, что вспомнить все просто не получится. Мало того, большинство из них уже давно канули в прошлое. По факту в автомобилестроении сейчас используют всего 7—12 типов.

Семь типов самых популярных кузовов легковых машин

Кузов выполняет роль несущей части машины. Поэтому его выбор напрямую влияет не только на аэродинамические характеристики, но и на такие эксплуатационные качества, как надёжность и условия использования авто. К тому же каждый тип кузова машины, рассчитан на свой сегмент покупателей.

Купе

Хэтчбек — это урезанная версия седана. Отсутствие отдельного заднего багажника напрямую повлияло на манёвренность легковой машины. Данный тип кузова обеспечивает хорошую управляемость даже на самых сложных частях дороги.

Кузов хэтчбека состоит всего из двух секций. Но это никоим образом не влияет на удобство багажного отделения. Это даже не багажник, а ниша, в которую удобно складывать разнообразную утварь и вещи. Хорошим примером типа данной легковой машины является Chevrolet Cruze.

Хэтчбек может иметь только три или пять дверей. Ниша для багажника также по умолчанию закрывается дверью. Интересным фактом является то, что вначале, хэтчбек шёл как дополнение к седану. Но вскоре высокая популярность данного типа кузова легковой машины заставила производителей пересмотреть свой маркетинговый подход.

Универсал

Универсал — этот тот тип кузова легковой машины, который выбирают для всей семьи, и сейчас вы поймёте почему. Автомобили являются двухобъёмными, но в отличие от хэтчбеков имеют куда больше внутреннего пространства. При необходимости задние сиденья можно убрать, расширив пространство ниши.

Совет! В расширенную нишу легко можно положить велосипеды или какой-нибудь объёмный груз.

Увеличения внутреннего пространства конструкторам удалось добиться за счёт удлинения машины. Обычно данный тип кузова легкового авто имеет пять дверей, но существуют модели и с двумя дверями, правда, их очень мало, и они в своём большинстве считаются раритетными. Среди популярных моделей:

Лимузин

Лимузин — этот тип кузова легкового автомобиля представляет так называемый класс Luxuary. Проще говоря, это дорогие машины со всеми удобствами, включая мини-бар и просторный салон с диванчиками по бокам.

Ближе всего конструкция лимузина к седану. За одним исключением, лимузин намного длиннее. Кузов включает в себя три сектора:

  • багажное отделение,
  • салон,
  • подкапотное пространство.

В по-настоящему элитных лимузинах, водительское место отделено от пассажирского салона. Сделано это для того, чтобы не мешать пассажирам веселиться или вести важные переговоры. К самым популярным лимузинам причисляют:

  • Imperial Crown,
  • «Чайку»,
  • Lincoln Town Car.

Пикап

Пикап — это тип кузова легковой машины. Но его фактура и конструкция позволяет перевозить большие грузы и ездить по бездорожью. Основной чертой любого пикапа является то, что у него есть один отдел для пассажиров, в котором может быть как два, так и четыре сиденья и открытый кузов, последний при необходимости накрывается брезентом.

Пикап мощная машина, которая может преодолевать непростые сельские дороги и помогать фермерам в их работе. По крайней мере, так было задумано изначально. В России же данный тип кузова нашёл совсем другое применение.

Пикапы идеально подходят для загородных поездок. Их не страшит российское бездорожье. К тому же эту машину всегда можно загрузить картошкой, яблоками и рассадой. При этом пассажиры будут чувствовать себя очень комфортно, так как груз будет отделён от них перегородкой.

Данный тип кузова легковой машины оснащается как одним комплектом дверей, так и двумя. К наиболее популярным в России моделям причисляют:

  • Dacia Logan Pickup,
  • Mitsubishi L200.

Российские автомобилисты отдают предпочтение недорогим и экономным пикапам.

Кроссовер

Кроссовер — данный тип кузова легковой машины обрёл популярность в последние годы. Всё дело в том, что это идеальный вариант для города, и в то же время машина, которая без особых сложностей проедет по бездорожью.

Важно! Безусловно, по проходимости кроссовер уступает внедорожнику, но его возможностей вполне хватит жителю мегаполиса.

Конструкция данной машины представляет собой симбиоз универсала и внедорожника. Большой дорожный просвет и просторный салон, являются главными плюсами машины. Машина позволяет водителю чувствовать себя на высоте даже в самом плотном потоке.

Компоновка у кроссовера двухсекционная. В конструкции используется от трёх до пяти дверей. Отдельного багажника нет, вместо него довольно вместительная ниша. При необходимости задние сидения, как и у универсала, убираются, расширяя багажный отсек.

В России наибольшую популярность приобрели такие модели кроссоверов:

В народе современные кроссоверы получили название «паркетники».

Внедорожник

Внедорожник — это родоначальник всех кроссоверов. Он обладает гораздо большим дорожным просветом. Мало того, в большинстве случаев машина имеет полный привод и множество режимов для езды по пересечённой местности.

Тип кузова машины ближе всего к универсалу. При желании вы легко можете убрать сиденья и расширить салон. К популярным в России моделям причисляют:

Стоимость таких машин весьма высока, но их эксплуатационные характеристики вполне оправдывают высокую цену.

Итоги

Автомобильный ряд насчитывает множество легковых машин, с разными типами кузовов. Наиболее востребованные были перечислены выше. Очень близкими к ним по уровню востребованности являются:

  • минивэны,
  • фургоны,
  • фастбэки,
  • фаэтоны,
  • хардтопы.

Они не были описаны потому, что отличия в конструкциях с представленными выше кузовами минимальны. Автопром постоянно совершенствует конструкции легковых машин, поэтому гибридные корпуса на рынке это не редкость.

Современные автомобили выпускаются с разнообразными вариантами кузова. Их обозначение не всегда одинаково, в некоторых случаях налицо применение нескольких трактовок. В нашей статье мы разберем основные типы кузова легковых автомобилей.

Автокузовы: их предназначение и виды

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

За прошедшие 20 лет автоконструкторам передовых стран удалось внедрить в производство немало оригинальных кузовных разновидностей. Все чаще встречаются такие, которые группируют в себе отборные качества нескольких автокузовов. Если раньше их было намного меньше, то сегодня количество отдельных типов кузова не только увеличилось, но они стали решающим звеном в определении цены и размера выпускаемой машины.

15 образцов современного кузова легкового авто – такое количество называют эксперты. И не каждый из любителей может похвастаться тем, что знает названия современных кузовов, их предназначение, преимущества и недостатки.

Что же определяет кузов, почему он так важен и зачем нужно столько разных типов? Всем автомобилистам известно, что кузов является основным элементом машины, определяющим ее форму и дающий возможность перевозить людей, грузы и так далее. От кузова зависит, сколько пассажиров поместится в салон, что можно будет положить в багажник и т.п.

Если рассматривать группирование кузовных моделей в автомобилестроении конкретно, то отличия касаются следующего:

  • Предназначения;
  • Конструктивных особенностей;
  • Параметра нагруженности;
  • Комплектации, компоновки и так далее.

Примечание. Следует знать, что у «легковушек» кузова бывают пассажирской бескаркасной или полукаркасной конструкции.

Что касается компоновки кузова, то различают на сегодняшний день следующие виды:

  • 1-объемные, которые подразумевают расположение пассажиров, багажа и мотора в едином пространственном объеме;
  • 2-объемные, подразумевающие нахождение багажа и людей в салоне, а ДВС под капотом. Характеризуется данные виды кузова удобными размерами и наличием большого, вместительного багажного отсека;
  • 3-объемные. В данном случае в салоне предусматривается нахождение людей, под капотом — мотора, а для груза предназначен багажник. Считаются в меньшей степени разноцелевыми среди остальных видов кузова, так как их трансформация ограничена выступающим передком и задней частью.

Что касается степени нагруженности:

  • Различают несущий кузов, предназначенный воспринимать все нагрузки;
  • Различают полунесущий кузов, воспринимающий лишь те нагрузки, которые приходятся на раму;
  • Различают разгруженный кузов, воспринимающий только груз и массу пассажиров.

Типы кузовов: закрытые и открытые

Категория машин с закрытым кузовом

В эту группу входят классический седан, хэтчбек и его подтипы, лимузин, купе, минивэн и другие машины, подразумевающие закрытую конструкцию.

Седан

Наиболее распространенный тип кузова седан. Он бывает 2-х или 4-х дверным, хотя в некоторых случаях и 5-дверным. Среди отличительных особенностей этого кузова отметим:

  • Обязательное наличие двух полноразмерных рядов кресел;
  • Багажник седанов структурно отделен от салона, автомобиль не имеет подъемной двери сзади;
  • Седан – типичный 3-объемный кузов.

Седаны названы, по праву, классическими авто и сегодня пребывают в производственной линейке большинства автоконцернов. Популярность на них велика среди потребителей, конкурировать с ними машинам с иным типом кузова сложно.

Седаны могут быть собраны на удлиненной базе. В этом случае их маркируют буквой L и обозначают, как люксовый класс.

Примечание. К дополнительным разновидностям седана можно отнести тудор. Это конструкция, оснащенная 2-я дверьми, но от купе отличается наличием 2-х полноразмерных рядов сидений. К таким машинам относится и наш легендарный «Запорожец».

Хэтчбек

2-объемный грузопассажирский кузов хэтчбек, оснащенный 2-я, 5-ю или реже 3-я дверьми. Этот закрытый тип кузова отличается следующими параметрами:

  • Имеет дверцу сзади и разнится от универсала более коротким задним свесом;
  • Задняя дверь хэтчбеков всегда имеет небольшой наклон;
  • Считаются самыми популярными типами кузова в Европе. Там они выпускаются практически в любом классе;
  • Среди основных преимуществ хэтчбеков можно выделить их компактность по сравнению с седанами и маневренность в сравнении с универсалами.

Хэтчбеки легко трансформируются, если снять их заднюю полку, закрывающую багажное отделение. Сложив дополнительно задние кресла, получим вместительное дополнительное место.

Примечание. Своеобразным подтипом хэтчбека принято называть микровэны. При этом название вовсе не говорит о том, что эти автомобили меньше. Напротив, это увеличенный образец хэтчбека с просторным салоном. В последнее время становится все более популярным в России.

Универсал

Универсал имеет такие же дверные варианты, как и хэтчбек. Особенности следующего порядка его выделяют:

  • Это грузопассажирский 2-объемный кузов, собранный на основе седана, только с наличием задней двери, как у хэтчбека. Задний свес у универсалов бывает схож с седановским или сделан еще длиннее;
  • Багажник универсала всегда большой и объединен с салоном.

Примечание. Чтобы легко превратить легковой универсал в грузопассажирский, достаточно сложить задние сидения.

Впервые универсал был выпущен легендарной компанией Форд. Из современных автомобилей российского автопрома к таким относится Лада Ларгус.

Лифтбек

Лифтбек – тип кузова, представляющий собой нечто среднее между хэтчбеком, универсалом и седаном. Выделяется:

  • От хэтчбека – большей длиной задней части;
  • От остальных 2-объемных конструкций — особой покатостью крыши (Шкода Октавия).

Примечание. Бытует мнение, что секретом высоких продаж лифтбеков является их некоторая схожесть с седаном.

Купе

Еще один тип кузова, относящийся к этой категории, называется купе. Отличается следующими особенностями:

  • Наличием всего одного ряда сидений (если купе и оснащен вторым рядом сидений, то место всегда с плохой вместимостью – 0,93 куб. метра свободной зоны);
  • 3-объемные автомобили этого типа часто выглядят, как спортивные, хотя встречаются и люксовые модели представительского купе (Порше 911, Кадиллак Эльдорадо).

Сходство со Sport купе придает и косой силуэт крыши сзади. Машины с типом кузова купе очень изящны и престижны, но назвать их комфортабельными сложно из-за тесноты.

Лимузин

Лимузин тоже относится к закрытым типам 3-объемного кузова. Вот его особенности:

  • Это автомобиль высшего, представительского класса, собранный на основе седана, но с более удлиненной колесной базой;
  • В лимузинах всегда есть перегородка за передним сидением, а вот у длиннобазных седанов ее нет.

Лимузины выпускаются 4-дверными, в салоне предусмотрено несколько рядов сидений.

Минивэн

Минивэн бывает 1-объемный, реже 2-объемный. Вот его особенности:

  • Кузов этого автомобиля представляет собой нечто среднее между универсалом и маленьким автобусом (нередко его называют универсалом повышенной вместимости);
  • Дверь на второй ряд сидений, как правило, сдвижная;
  • Минивэны называют еще бескапотными кузовами или небольшим фургоном (перевод с англ.);
  • Минивэны могут быть оборудованы также и третьим рядом сидений (Хонда Одиссей, Тойота Сиенна).

Преимуществом минивэнов называют их габаритные размеры и вместительность. Идеальный семейный автомобиль, впервые выпущенный в 80-е годы.

Примечание. Существует также кузов под названием компактвэн. Это некий середняк, похожий и на минивэн и на микровэн (копия хэтчбека). Такие автомобили подразумевают оснащение третьим рядом сидений. Экстерьер компактвэна в разы аккуратнее смотрится, чем у минивэна. Новая разновидность кузова, которую стали выпускать лишь в начале 90-х годов.

Внедорожник

Один из популярных автомобилей начала нового века. Особенности кузова в следующем:

  • 2-объемный кузов оснащается 5-ю или 6-ю габаритными дверцами;
  • Наличие рядов кресел – 2 или 3.

В принципе, внедорожник является тем же универсалом, но его отличают особенности технического характера: полный привод, огромные габариты и большой дорожный просвет. Идеальная машина для прохождения по бездорожью.

Кроссовер

Разновидность внедорожника, но с отличиями:

  • Меньшая высота клиренса;
  • Большая компактность.

В последнее время кроссоверы очень популярны. Их все больше покупают для городских джунглей, ведь компактный автомобиль позволяет легко маневрировать под светофорами и передвигаться даже по некачественному асфальту.

Пикап

3-объемный тип кузова с открытой грузовой площадкой. Относится, скорее, к грузопассажирским вариантам авто, а не к легковым. Отличается следующими особенностями:

  • Багажник (грузовая площадка) отделяется от салона жесткой перегородкой;
  • Автомобили с таким кузовом суперпроходимы.

Любимые рабочие лошадки фермеров из Америки и Австралии. Теперешние машины с подобной разновидностью кузова большей частью собираются на базе внедорожника.

Категория машин с открытым кузовом

В эту группу входят такие машины, как кабриолет, родстер, брогам и другие.

Кабриолет

Открытый автомобильный 3-объемный кузов. Похож на купе, но отличается от него наличием мягкой тентовой крышей, складываемой за задними сидениями.

Другие особенности:

  • Крыша складывается так, что остаются неподвижными двери и боковые стекла;
  • Яркий пример таких машин – Пежо 206 СС.

Примечание. Принято различать также купе-кабриолеты. У этих авто вместо тентовой крыши металлическая, и она складывается в багажник.

Родстер

Открытый 3-объемный кузов, как и у кабриолета. Следующие особенности его выделяют:

  • Наличие одного ряда сидений и мягкой открывающейся крыши;
  • Яркий образец таких машин – Мини Купер Родстер.

Фаэтон

Это 4-дверный кузов со складной мягкой крышей. Другие его особенности:

Примечание. Фаэтоны нередко путают с 4-дверными кабриолетами высшего класса.

Брогам

Тип 3-объемного кузова, отличающийся следующим:

  • Наличием закрытой зоны верха. Она предназначена для задних пассажиров;
  • Наличием свободного пространства над головой водителя.

Купе де виль, как нередко называют брогам, в наше время не столь популярен. Но при желании его изготавливают на заказ.

Тарга

Тип 3-объемного кузова, редко встречающегося на дорогах. Отличительные особенности:

  • Считается одним из вариантов 2-местного родстера типа Sport, но с жесткой фиксацией лобового стекла и наличием цилиндрического фрейма сзади кресел;
  • Открытая, складываемая в багажник, средняя часть крыши. Задняя часть верха кузова полностью закрыта стеклом;
  • Яркий образец – Порше 911 Тарга.

Примечание. Тарга – это пассажирский кузов, снабженный очень мощной средней стойкой.

Кроме описанных открытых типов кузова известны еще спайдер, ландо и шутингбрейк.

Итак, узнав немало о типах и разновидностях автомобильных кузовов, читатель может сделать правильный выбор. Хотелось бы напомнить, что кроме приведенной выше информации было бы полезно изучить статьи, где подробно описываются преимущества и недостатки различных конструктивных особенностей определенного автомобиля, а также инструкцию по уходу за кузовом своими руками.

Как бы ни было много моделей и конструктивных особенностей автомобилей, их можно разделить на несколько групп, типов или классов. О том, по каким именно признакам происходит упомянутое разделение, мы и расскажем далее в статье.

Классификация автомобилей

Транспортные средства, в зависимости от их назначения, можно разделить по на определенные типы:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • прицепы;
  • полуприцепы.

Основные типы автомобилей - легковые и грузовые. И к первым из них относятся транспортные средства, имеющие не больше 9 посадочных мест, в том числе водительское. Они предназначены для перевозки людей и их багажа.

Автомобили же, в которых перевозят грузы или устанавливают специальное оборудование, называются грузовыми.

Более подробно каждая из групп автомобилей делится и по назначению, по габаритным размерам, по конструктивным особенностям (компоновке), типу кузова, а также по типу и объему двигателя.

Классификация грузовых автомобилей по назначению

По назначению грузовые автомобили делятся на три основные группы:

  1. Транспорт общего назначения. Эти автомобили предназначены для перемещения грузов по дорогам общего пользования, на которых существуют ограничения на осевую нагрузку.
  2. Специальные автомобили. Они имеют установленное на грузовое шасси специальное оборудование: автокраны, бетономешалки, пожарные цистерны, автовышки.
  3. Специализированные. Данные грузовые автомобили предназначены для транспортировки определенных видов грузов. Примерами их являются контейнеровозы, самосвалы, цистерны.

Самосвальные грузовые автомобили – самый распространенный тип грузовой специализированной техники. Насыпные и навалочные грузы разгружаются путем опрокидывания платформы с бортами. Эти машины делятся на группы по габаритам и осевой нагрузке.

Дорожные самосвалы – это универсальные, сельскохозяйственные и строительные грузовики. Их грузоподъемность может быть от 1,5 до 45 тонн.

Внедорожные - это карьерные самосвалы. Их задача – вывозить породу и строительные материалы из карьеров, в которых открытым способом разрабатываются полезные ископаемые. Это самые большие грузовые автомобили. Они могут перевозить до 400 т породы, но не могут передвигаться по дорогам из-за ограничений по массе и габаритам. К месту работ доставляются в разобранном виде.

Классификация грузовых автомобилей по грузоподъемности и компоновке

Грузовые автомобили можно классифицировать по нескольким признакам. Основной признак, по которому эти транспортные средства делятся на группы, – грузоподъемность. С ней напрямую связано количество осей, потому что нагрузка одной оси на дорогу регламентируется законодательно и не должна превышать определенной величины. Следовательно, чем больше масса перевозимого груза, тем больше осей должно быть у грузовика.

Грузоподъемность автомобиля определяется так:

  • особо малая, если он может перевозить меньше тонны груза;
  • малая – 1-2 т;
  • средняя – 2-5 т;
  • большая – 5 т;
  • особо большая.

К последней группе и относятся карьерные самосвалы, грузоподъемность которых значительно выше пределов, установленных весовыми ограничениями на дорогах.

Сейчас, в связи с разработкой международных требований безопасности специальными комиссиями при ООН, существует общепринятая классификация грузовых автомобилей. По европейским стандартам, классы автомобилей, в соответствии с полной массой, выглядят так:

  • N1 – до 3,5 тонн;
  • N2 - от 3,5 до 12 т;
  • N3 – от 12 т.

В США грузовые автомобили более подробно делятся уже на восемь классов по полной массе.

Классификация грузовых автомобилей по типу кузова

Существует очень подробная классификация грузовых автомобилей и по типу кузова. Кузов автомобиля может быть открытым, как у самосвала, или закрытым, как контейнер.

Первый, как по времени использования, так и по распространенности – бортовой. Так говорят, когда пространство грузовой платформы ограничено с четырех сторон бортами, которые могут откидываться при необходимости.

Если же на специальных съемных ребрах над кузовом натягивается тканевый тент для защиты груза от непогоды и любопытных глаз, то это тентованный кузов.

Вместо него может быть установлен цельнометаллический фургон с запирающимися дверями. На его базе изготавливаются изотермические кузова с теплоизоляционной защитой, позволяющие защитить грузы от резких перепадов температуры.

Изотермический кузов с климатической установкой внутри – это уже рефрижератор, предназначенный для перевозки на большие расстояния скоропортящихся грузов. В свою очередь, рефрижераторы делятся на 6 классов, в зависимости от диапазона температур.

Отдельный тип кузова – это цистерны. Они могут быть стальными или алюминиевыми, различаться по форме, размерам и количеству секций внутри, иметь насосы и другое дополнительное оборудование.

Специально оборудуется грузовая платформа у автовозов, перевозящих несколько легковых автомобилей, а также у контейнеровозов и лесовозов.

Тягачи как отдельный вид грузового транспорта

Седельные тягачи – тоже грузовые автомобили, предназначенные для транспортировки полуприцепов и прицепов. Вместо кузова на них установлено специальное седло для быстрой смены прицепного состава. В Австралии, с ее просторами, встречаются сцепки из пяти прицепов, общей массой больше 100 т.

Типы автомобилей различаются по компоновке. Так, американские седельные тягачи выполняются по классической компоновке – капотной. Европейцы же располагают двигатель под кабиной, увеличивая полезную длину автопоезда.

Для буксировки особо тяжелых грузов используются балластные тягачи. У них укороченный кузов заполнен балластом, чтобы увеличить сцепной вес.

Развозные грузовые автомобили

К классу N1, упоминавшемуся ранее, относятся так называемые развозные грузовики. Их грузоподъемность меньше 2 т. Компоновка – вагонная или полукапотная. Типы автомобилей различаются по форме кузова.

Развозные грузовики оборудуются цельнометаллическим фургоном с распашными задними и сдвижными передними дверями. Кстати, пикапы, которые находятся на границе грузовых и легковых автомобилей, являются подвидом развозных грузовиков.

Это либо модификации легковых автомобилей с грузовой платформой вместо багажника и задних сидений, которые встречаются на дорогах Европы, или специальные модели рамного типа с кабиной, которая может вмещать 2-3 или 5-6 человек.

Российские развозные грузовики – это семейства "Газель" и "Соболь" Горьковского автозавода. Производят пикапы и фургоны «ИжАвто», УАЗ и «ВАЗинтерСервис».

Классификация легковых автомобилей по типу двигателя и привода

Типы грузовых автомобилей по двигателю и топливу для него обычно не разделяют - существует множество других критериев. А вот легковые автомобили можно разделить на группы, по типу двигателя:

  • бензиновые;
  • дизельные.

Дизельные более технологичны, экологичны и экономичны в эксплуатации, но стоят дороже бензиновых. Они надежны, но требовательны к качеству топлива, особенно при морозах. Машины с бензиновыми двигателями быстрее разгоняются и до больших скоростей.

Основные классы автомобилей по отечественной классификации определяются в зависимости от объема двигателя в кубических сантиметрах или литрах как особо малый, малый, средний и большой. Последний делится на автомобили бизнес-класса и класса люкс. Отечественный автопром выпускал в большом классе с объемом двигателя более 3,5 л только правительственные "Чайки" и "ЗиЛы".

Мини-автомобили, объем двигателя который чуть больше одного литра («Ока» ВАЗ-1111), относятся к особо малому классу.

Малый класс – машины с двигателем от 1,1 до 1,8 л - это все остальные отечественные легковые автомобили, за исключением «Волги», которая относилась и относится к среднему классу (1,8-3,5 л).

Типы автомобилей могут определяться и по виду привода:

  • заднеприводные, с ведущими задними колесами;
  • переднеприводные, с ведущей передней парой колес;
  • полноприводные.

Первым российским переднеприводным легковым автомобилем был ВАЗ-2108, а полноприводным, без возможности отключения этой функции, – «Нива».

Классификация легковых автомобилей по типу кузова

Тип кузова – самый распространенный критерий, по которому различаются легковые автомобили. Он классифицируется по сочетанию трех объемов (пассажирский салон, багажное отделение и двигатель) и по конструктивным особенностям.

В зависимости от наличия крыши, легковые автомобили делятся на закрытые (седан, купе, хардтоп, фастбек, хэтчбек, универсал, лимузин), открытые, с открывающейся или съемной крышей (кабриолет, фаэтон, брогам), а также на автомобили с частично складывающимся или снимающимся верхом (ландо, тарга и пикап).

Наиболее распространенные:

  • седан с трехобъемным кузовом, двумя или тремя рядами сидений, боковых дверей может быть две, четыре или шесть;
  • купе с двумя или тремя объемами, двумя дверями и двумя же рядами сидений, (задний может быть тесным);
  • хэтчбек с двухобъемным кузовом и большой задней дверью. За счет задних сидений, багажный отсек тут может быть значительно увеличен;
  • универсал, с кузовом, не разделенным стационарной перегородкой на пассажирский и багажный отсеки, и дверью сзади. Разновидностью является минивен с более высокой подвеской;
  • лимузин, кузов которого имеет перегородку за передними сидениями;
  • кабриолет, в котором складывается крыша и опускаются боковые стекла (в фаэтоне стекла снимаются).

Типы легковых автомобилей

Ведущие зарубежные автомобильные издания делят легковые автомобили по функциональности на четыре типа.

  1. Автомобили общего назначения, которые предназначены для поездок по дорогам с твердым покрытием. Базовые модели этого типа – это трехобъемный (седан) и двухобъемный (хэтчбек) кузов. На их основе создаются купе, универсалы, кабриолеты и даже пикапы и фургоны. Как правило, эти машины рассчитаны на 4-5 мест, их габаритная высота от 1,3 до 1,47 м.
  2. Универсалы повышенной проходимости (англоязычная аббревиатура APV). Это автомобили вместимостью до 7 человек и большим багажным отделением. Высота этих автомобилей - до 1,85 м. Силовой агрегат, рулевое управление и подвеска позаимствованы с автомобилей общего назначения. Яркие представители этого типа - Chrysler Voyager, Renault Espace, Chevrolet Lumina APV.
  3. Автомобили повышенной проходимости или, иными словами, джипы и внедорожники с высоким, до 0,2 м клиренсом, полным приводом, короткими свесами и базой. Габаритная высота из-за высокой посадки пассажиров до 2 м.
  4. Спортивные автомобили, с мощным двигателем, зачастую двухместные с максимально низкой посадкой и высотой по крыше не более 1,33 м.

Классификация легковых автомобилей по габаритным размерам

В Европе по типу кузова существует всего 4 группы автомобилей и шесть - по размерам.

Мини-автомобили относятся к классу А (особо малому). Эти крошки, с маленьким багажником, юркие и экономичные, удобны для поездок и парковки в больших городах (Smart, к примеру).

Малый класс B – это кузов автомобиля типа хэтчбек с двумя или четырьмя дверями небольшими габаритами. Например, Hyundai Getz или Ford Fusion.

Малый средний С, в честь основателя этого промежуточного класса VW Golf, называют еще «гольф-классом». К нему же можно отнести и Renault Megane и Opel Astra.

К среднему классу D относят автомобили с оптимальным соотношением габаритов, комфорта и цены - Ford Mondeo, Opel Vectra или более дорогой Jaguar X-type.

К высшему среднему Е относятся автомобили бизнес-класса с высоким уровнем комфорта и достаточно внушительными размерами, например, Nissan Maxima, Audi A6, Peugeot 607.

К высшему F причисляют автомобили класса «люкс» - представительские как Rolls-Royce Phantom или спортивные как Jaguar XJ.

Тип кузова – критерий, по которому легковые автомобили, не попавшие в классы, разделены на купе/кабриолеты (небольшие, спортивные, стильные Ferrari или Opel Speedster), внедорожники (многоцелевые переднеприводные пассажирские или грузопассажирские автомобили Volvo XC70, Nissan Patrol, Ford Expedition), минивэны/УПВ (с количеством мест до девяти, как Nissan Quest или Renault Kangoo) и кроссоверы.

Типы автомобилей и их классификация по различным признакам – тема богатая, имеющая множество трактовок и толкований. Назначение, тип двигателя, конструктивные особенности, комфортность, цена и многие другие критерии объединяют транспортные средства в несовпадающие в разных странах группы.

Даже деление на легковые и грузовые автомобили (казалось бы, чего уж проще) и то условно. Ведь чем больше становится автомобилей, и чем больше производители стараются удовлетворить запросы потребителей, тем сложнее становится классификация.



Кузова легковых автомобилей предназначены для перевозки водителя, пассажиров и классифицируются по числу объемов и по конструкции. По числу объемов различают однообъемный, двухобъемный и трехобъемные кузова.

Однообъемный кузов имеет один видимый объем, в котором объединены пассажирский салон и отделения для двигателя и багажа. Такой кузов внешне напоминает кузов микроавтобуса.

Двухобъемный кузов состоит из пассажирского салона, объединенного с багажником, а отделение двигателя занимает отдельный объем, т. е. двигатель жесткой перегородкой отделен от пассажирского салона. В таком кузове нет отдельного багажника, и в багажное отделение возможен доступ из пассажирского салона.

Трехобъемный кузов состоит из трех явно обособленных жесткими перегородками отделений – пассажирского, багажного и двигателя. Прямой доступ к каждому из отделений возможен только снаружи автомобиля.

По конструкции различают множество типов легковых кузовов. Основные из них – фаэтон, лимузин, кабриолет, седан, родстер, купе, пикап, универсал и хэтчбек. Кроме того, встречаются такие названия конструкций кузовов легковых автомобилей, как внедорожник, минивэн, минифургон и некоторые другие. При этом одна и та же конструкция кузова в различных странах может иметь разное название, например, седан в Англии называют «салун», в Италии – «берлина» и т. п.

Типы кузовов легковых автомобилей

Седан – наиболее распространенный в настоящее время тип кузова легкового автомобиля. Седан является трехобъемным кузовом (раздельные багажное, моторное отделения и пассажирский салон). Такой кузов может быть двух- или четырехдверным с двумя (в отдельных случаях – с тремя) рядами сидений. Задней двери в седане нет. Седан имеет наибольший «каламбур» названий. В США и Японии седаны называют «хетчбек», в Италии – «берлина», в Англии – «салун», а в Австрии и Германии их даже иногда называют «лимузинами». Двухдверные седаны в США и Англии иногда называют «котч» или «тюдор», а четырехдверные – «фордор».


Универсал – применяется на легковых автомобилях малого и среднего классов. Это двухобъемный закрытый трех- или пятидверный грузопассажирский кузов, у которого при складывании заднего ряда сидений увеличивается багажное отделение. Имеется задняя дверь. В США универсалы называют «стейшн вэгон», в Англии – «эстейт», во Франции – «бреак», а в Италии – «фамильяле».


Хэтчбек (или хэтчбэк) – очень распространенный кузов, применяемый на легковых автомобилях особо малого, малого и среднего классов. Он тоже имеет несколько названий, например, - «комби», «лифтбек», «свингбек». Название «хэтчбек» (англ. hatchback) происходит от «hatch» - люк и «back» - сзади. Хэтчбек является двухобъемным закрытым трех- или пятидверным кузовом с двумя рядами сидений. Как и следует из названия кузова, имеется задняя дверь. Конструктивно хэтчбек занимает промежуточное положение между универсалом и седаном. Багажник в таком кузове отделен от пассажирского салона легкосъемной полкой. При складывании заднего ряда сидений объем багажного отделения увеличивается, благодаря чему в хэтчбеке можно перевозить существенно больше груза, чем в седане, но меньше, чем в универсале такого же класса.


Иногда в серии кузовов типа хэтчбек отдельно выделяют кузов лифтбек . Лифтбек отличается от хетчбека большей длиной заднего свеса: у лифтбека он по длине примерно такой же, как у седана одинакового класса. Задняя часть крыши при этом может быть как покатой, так и (реже) ступенчатой, напоминающей седан. По сути, лифтбек является переходным типом кузова между седаном и хэтчбеком.

Купе – применяется на легковых автомобилях особо малого класса. Это закрытый трехобъемный двухдверный кузов с одним (реже – двумя) рядами сидений. Иногда название «купе» распространяется на двухдверные седаны. Задней двери в купе, как и в седане нет. Купе с плавно нисходящей назад крышей называют «фастбеком». В Италии кузов купе называют «берлинетта».


Фаэтон применяется на легковых автомобилях среднего и высшего класса. Раньше фаэтоны часто называли «торпедо». Это полностью открывающийся двух- или трехобъемный кузов, имеющий две или четыре двери, два (реже три) ряда сидений, складной матерчатый верх и съемные матерчатые боковины с окнами.


Кабриолет применяется на легковых автомобилях среднего и высшего классов. Это частично открывающийся трехообъемный двух- или четырехдверный кузов с двумя (реже тремя) рядами сидений, складным матерчатым верхом и жесткими боковинами, которые иногда выполняются в виде выдвигаемых из дверей оконных рамок.


Лимузин применяется на легковых автомобилях высшего класса. Это закрытый трехобъемный кузов с двумя или тремя рядами сидений, имеющий застекленную перегородку позади переднего сиденья. Сиденья среднего ряда иногда выполняют откидными. Благодаря застекленной перегородке лимузин можно было бы отнести к четырехобъемному типу кузовов, но следует учитывать некоторую возможность доступа между отделенями водителя и пассажиров.



Отдельный тип кузова легкового автомобиля – стрейч , напоминает удлиненной базой кузов лимузина. От лимузина стрейч отличается тем, что удлинение салона достигается посредством физической врезки в кузов дополнительной секции, расположенной между передними и задними дверьми. Фактически стрейч – удлиненный седан.

Еще два редких типа кузовов легковых автомобилей, являвшиеся предшественниками лимузина – брогам и рондо.
Брогам - кузов, имеющий закрытую заднюю часть для пассажиров (с жесткой крышей) и открытую переднюю часть для водителя (напоминающую место извозчика в конке). Рондо напоминает брогам, но здесь все наоборот: передняя часть, где сидит водитель, имеет жесткую крышу, а пассажирский салон оборудован складной крышей.
Кузова типа брогам и рондо в настоящее время массово не выпускаются и являются раритетными.


Родстер – полностью открывающийся трех- или двухобъемный кузов с одним (реже двумя) рядами сидений. У некоторых родстеров вместо багажника устанавливают два дополнительных сиденья. Конструктивно родстер напоминает фаэтон, но, в отличие от него, имеет укороченную базу. Второе название родстера - «спайдер» чаще употребляется в европейских странах. Автомобили с кузовами родстерами очень популярны в странах с жарким климатом.
Разновидностью спортивного двухместного родстера является кузов тарга. Тарга – трех- или двух объемный кузов легкового автомобиля с одним рядом сидений, с жёстко закреплённым ветровым стеклом, дугой безопасности позади сидений, съёмной крышей и задним стеклом.


Пикап относится к грузопассажирским кузовам автомобилей. Это двухобъемный кузов на базе легковой модели с закрытой кабиной, одним (реже – двумя) рядами сидений, и грузовой платформой, зачастую оборудованной откидными сиденьями в виде скамеек.
Отдельным типом кузова является фургон . Это название закрепилось за закрытыми кузовами грузовых автомобилей, но существуют фургоны на базе легковых автомобилей. Кузов таких фургонов предназначен для перевозки грузов, а водитель и пассажир располагаются в отдельной кабине. Верхняя часть кузова-фургона легкового автомобиля может быть съемной, тогда фургон превращается в пикап.


Минивэн – кузов легкового автомобиля повышенной пассажировместимости. Автомобили этого класса имеют высокий большой кузов, багажник и просторный салон, рассчитанный на 5-7 пассажиров. Считается транспортным средством, идеальным для многодетных семей и семейных путешествий. Автомобили вместимостью 8…9 пассажиров относят к микроавтобусам, которые занимают промежуточное место между легковыми автомобилями и автобусами.


Иногда среди конструкций кузовов легковых автомобилей выделяют внедорожник и кроссовер.
Внедорожник - тип закрытого двух или трехобъемного кузова трех- или пятидверного автомобиля, обладающего повышенной проходимостью и увеличенным дорожным просветом. Кузов внедорожник обычно имеет высокие потолки и высокую посадку.
Кроссовер - тип закрытого кузова автомобиля, сочетающий в себе конструктивные черты внедорожника и универсала или хетчбека. По проходимости автомобили-кроссоверы значительно уступают внедорожникам и, как правило, компактнее.