Действует ли платон. Законодательный контроль системы

В России с 15 ноября водители грузовых автомобилей, масса которых превышает 12 тонн, должны будут платить за каждый пройденный километр федеральных дорог. Контролировать это будет специальная система «Платон». За день до принятия новых правил министр транспорта Максим Соколов представил ее в Ростове-на-Дону. Журналист «Радио Ростова» Мария Погребняк, которая была на презентации, рассказала Дождю, как устроена система «Платон» и что нужно знать водителям о работе с ней.

Фото: Андрей Стенин / РИА Новости

С 15 ноября и до 29 февраля 2016 года водители автомобилей массой более 12 тонн будут платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр федеральных дорог. Тариф изменят с 1 марта 2016 года: за один километр будут платить уже 3,06 рубля. Эти правила действуют до конца 2018 года.

Презентацию системы «Платон» в Ростове-на-Дону не анонсировали. За несколько дней до этого в сорока регионах страны дальнобойщики акции против новых правил оплаты проезда.

Штраф за неоплаченный проезд до мая 2016 года будет действовать только в Московской области. После этого его введут в других регионах.

Для работы с «Платоном» водители должны будут отправить пакет документов на адрес электронной почты, который можно узнать на сайте системы. После этого подтвердят регистрацию автомобиля. Водитель сможет выбрать, как он будет пользоваться системой. Можно заказать специальное бортовое устройство, которое будет фиксировать километры. Другой вариант — сделать в системе маршрутную карту, которая рассчитает путь. После этого рассчитанные километры нужно оплатить. Для использования «Платона» должен быть заведен специальный расчетный счет.

В грузовых автомобилях бортовое устройство подключают к прикуривателю. На его индикаторе отображаются баланс, состояние связи и количество спутников. Система рассчитывает пройденные километры с помощью спутниковой связи. Деньги списывают в режиме онлайн, поэтому перед выездом водителю нужно пополнить баланс карты.

По словам Максима Соколова, все крупные фирмы-ритейлеры уже подключились к системе. Ранее в Гильдии логистических операторов говорили, что многие компании-перевозчики после запуска «Платона» будут вынуждены приостановить работу, поскольку еще не понимают, как работать в новых условиях.

В системе «Платон» зарегистрировались больше 400 тысяч машин.

Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков , что Владимиру Путину известно о протестах дальнобойщиков, однако вопросы о них нужно задавать Минтрансу. В Ростове-на-Дону Максим Соколов прокомментировал забастовку дальнобойщиков, рассказала Мария Погребняк. Министр сказал, что протесты проводили только неорганизованные частные перевозчики, и похожего больше не повторится. Журналистка отметила, что Соколов и губернатор Ростовской области Василий Голубев представили систему быстро, на вопросы оставили только короткое время и сразу после ушли.

«Сами водители с этим не согласны. В офисе "Платона" мне рассказали, что 15 ноября некоторые не собираются выходить на маршрут. Почти все, с кем я общалась в очереди на регистрацию, относились к системе критично. Для многих участников такая сумма неподъемна. Кроме того, некоторые из них получают деньги от заказчиков уже после своей работы, иногда и вовсе их выплачивают не сразу. Получается, что по новой системе водители должны заплатить деньги еще до момента их получения»,— рассказала Дождю Мария Погребняк.

Собирать деньги будет компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Ее совладелец — сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг. Государство будет оплачивать услуги этой организации — ежегодно перечислять 10,6 миллиарда рублей. Компания заключила концессионное соглашение с Федеральным дорожным агентством на 13 лет.

Создание системы «Платон» обошлось в 29 миллиардов рублей, 27 миллиардов из которых — кредит «Газпромбанка», остальные деньги — собственные средства акционеров, говорил в интервью «Коммерсанту» генеральный директор компании Александр Советников.

«Платон» - запущенная 15 ноября 2015 года система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Дорожный сбор составляет 1,53 рублей за каждый 1 км пути. ООО «РТ-Инвест Транспортные системы » является единственным исполнителем проекта.

Оператор системы ведет реестр, который представляет собой структурированную базу данных пользователей системы взимания платы, для организации порядка внесения платы в счет возмещения вреда. Регистрация транспортного средства и его владельца в реестре системы взимания платы выполняется оператором бесплатно.

Создание и развитие системы

2018

Повышение тарифа с 1 июля

В марте 2018 года Министр транспорта РФ Максим Соколов подтвердил прежние намерения государства повысить ставки тарифа в системе «Платон» с 1 июля 2018 года до 2,15 руб./км, а с 1 июля 2019 года - до 2,24 руб./км.

Кроме того, министр заявил, что для пользователей системы «Платон» планируют ввести систему скидок. Уже к середине 2018 года Минтранс рассчитывает доработать методику предоставления скидок в системе взимания платы с грузовиков «Платон» и представить ее в правительство.

Между тем, количество грузовых перевозчиков и, в то же время, большегрузных транспортных средств, зарегистрированных в системе «Платон», все растет. По отчетным данным оператора системы, компании «РТ-Инвест Транспортные Системы », общее число грузовых перевозчиков на середину марта 2018 года составило 361 тысяч, а большегрузных транспортных средств - 964 тысячи.

Что касается финансовых показателей, то за прошедший отчетный месяц, с 15 февраля по 14 марта, перевозчики перечислили через систему 1,546 млрд руб., благодаря чему общая сумма денежных средств, собранных в дорожный фонд за все время работы системы, достигла отметки 43,343 млрд руб.

2017

Россия предложила Индии внедрить систему «Платон»

По данным газеты, цель нововведения - препятствовать созданию нелегальных свалок. Сам проект поправок разработан по поручению зампреда правительства России Александра Хлопонина .

«Система будет обеспечивать сбор информации о перемещении твердых коммунальных отходов на основе приема мониторинговых данных от бортовых устройств, установленных на транспортных средствах... Разработка поправок обусловлена отсутствием контроля за перевозкой и размещением (хранением) твердых коммунальных отходов, что оказывает негативное влияние на экологическую обстановку на территории РФ», - говорится в пояснительной записке к документу.

По информации издания, в компании «РТ-Инвест Транспортные Системы », эксплуатирующей систему «Платон», считают, что инициатива не создаст существенных проблем для перевозчиков мусора.

«Платон» автоматически тарифицирует пропуски в маршруте движения

Соответствующее постановление подготовил Минтранс, оно подписано президентом Дмитрием Медведевым . Им внесены изменения в правила расчета платы в «Платоне» и утверждены в июне 2013 года.

Определяя маршрут, подлежащий тарификации, «Платон» полагается на данные бортового устройства большегруза. Те отрезки маршрута, на которых устройство выключено водителем, или по какой-то другой причине не поставляет данных о пройденном пути, раньше не засчитывались в оплату. Именно они будут автоматически восстанавливаться и тарифицироваться.

Бортовое устройство – не единственный способ определить протяженность маршрута, подлежащего оплате. Как вариант, владелец большегруза может оформить маршрутную карту. Однако в 85% случаев используется именно бортовое устройство. Авторы поправок поясняют, что некоторые водители намеренно отключают устройства на определенных участках пути, и включают только по мере приближения к пункту контроля.

Восстановление маршрута возможно в тех случаях, когда «потерянный» участок маршрута не длиннее 30 км, время его прохождения менее 1 часа, а скорость транспортного средства на участке не превышает 150 км/ч. Кроме того, у «Платона» должны быть данные о координатах этого отрезка, полученные из других источников – например, от каких-то объектов системы или бортовых устройств других автомобилей.

Поскольку «Платон» взимает оплату только за ущерб, нанесенный федеральным трассам, восстановление маршрута будет проводиться до точки пересечения такой трассы с региональной или межмуниципальной.

Пополнение с мобильного телефона

Для грузоперевозчиков с мая 2017 года открыта услуга для пополнения расчетной записи в системе «Платон» и оплаты оформленных маршрутных карт удаленно с лицевого счета мобильного телефона. Сервис доступен для абонентов МТС , Билайн , Мегафон и Теле2 . Поставщиком данного технологического решения стала группа «МОБИ.Деньги ».

Внести средства со счета мобильного телефона грузоперевозчики могут, воспользовавшись ссылкой на сайте системы «Платон» в разделе «Реквизиты для оплаты» или на сайте партнера проекта – группы «Моби.Деньги», в разделе «Оплата услуг». При проведении операции для пополнения расчетной записи необходимо указать номер свидетельства о регистрации транспортного средства и госномер автомобиля, и для оплаты маршрутной карты ее номер. Также необходимо указать номер телефона, с баланса которого будут списаны денежные средства.

Минимальная сумма пополнения – 10 рублей, максимальная – 15 тыс. рублей.

«Платон» спонсирует строительство автомоста в Красноярском крае

Часть денег на постройку автомобильного моста через реку Енисей будут выделены от сбора средств системой «Платон». Об этом на днях заявил в марте министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин. Предполагается, что уже к 2021 году мост будет сдан в эксплуатацию .

Для выполнения проекта потребуется около 8 млрд рублей, из которых частные инвестиции составят не менее 15%. Проект будет частью Ангаро-Енисейского кластера на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). По словам Сергея Еремина, сейчас власти активно ищут инвесторов. Предположительно ведутся переговоры с золотодобытчиками, однако сложность состоит в том, что в итоге сам мост будет находиться в государственной собственности. Также инвесторы проводят подсчеты в изменении себестоимости продукции.

На данном этапе проект переправы уже разработан - это постройка дорожных развязок и коммуникаций, реконструкция дорожного полотна на участках «Енисейск - Высокогорский» и «Епишино - Северо-Енисейск». Сам мост будет возведен в 300 километрах от Красноярска, около поселка Высокогорский.

Для столь масштабного проекта власти края в прошлом году уже выделили на строительства автодороги 500 млн рублей.

ГЧП является госпрограммой совместного финансирования в транспортной, коммунальной, социальной сферах и IT-технологий в регионах. Концессионное соглашение «Платон» финансировалось по принципу ГЧП и на данный момент действует уже на протяжение полутора лет. Средства от реализации программы идут на ремонт и благоустройство дорог федерального значения.

2016

Система «Платон» собрала в бюджет более 14 млрд рублей

«Цифры, собранные на настоящий момент, составляют 14,5 млрд руб. Это показатель того, что автомобилисты пользуются этой системой», - уточнил Советников.

По его словам, за период работы системы было выписано 9,8 млн дорожных карт.

Российские грузоперевозчики смогут пользоваться постоплатой в системе «Платон»

В феврале 2016 года стало известно, что российские грузоперевозчики смогут пользоваться постоплатой в системе «Платон». Отсрочка по внесению платы для грузоперевозчиков вводится по просьбам бизнес-сообщества, в первую очередь, представителей малого и среднего бизнеса. Постоплата – это возможность для пользователей системы «Платон» вносить плату за фактически пройденное расстояние по федеральным дорогам после расчетов с грузоотправителями, а не авансовым платежом, как сейчас. Одновременно с введением отсрочки по внесению платы будут отменены разовые маршрутные карты, оформляемые по упрощенной схеме. Такой способ внесения платы с указанием минимальных регистрационных данных является временным инструментом, который был открыт для удобства иностранных перевозчиков и российских владельцев транспортных средств, отложивших обязательную регистрацию на последний момент. Сегодня разовые маршрутные карты не востребованы пользователями, которые после полноценной регистрации получают удобный доступ ко всем сервисам системы «Платон».

Отсрочка по внесению платы будет предоставляться на один месяц. Для получения разрешения на использование постоплаты грузоперевозчику необходимо подать заявление оператору системы, что можно будет сделать с 15 апреля 2016 года. Это позволит пользователям, которые соблюдают все необходимые условия, внести плату за пройденный километраж в течение месяца, следующего за расчетным.

Срок действия маршрутных карт будет снижен

С 15 апреля 2016 года будет снижен срок действия маршрутных карт с 30 до 7 дней. Изменение вводится для удобства пользователей, которым проще работать с краткосрочными маршрутными картами.

«Статистика первых месяцев работы Системы показывает, что среднее время использования маршрутных карт не превышает 7 суток. Чаще их используют в течение одного – трех дней. Помимо этого, снижение срока действия карт продиктовано обращениями пользователей, которые часто сталкиваются с необходимостью изменения маршрута. На большие расстояния гораздо удобнее для перевозчика оформлять несколько маршрутных карт на короткие отрезки пути с меньшим периодом действия, что позволит легко и удобно отменять и переоформлять карты только на часть пути, а не на весь маршрут», - пояснил коммерческий директор «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков.

Мировой опыт показывает, что пользователи постепенно переходят на бортовые устройства для внесения платы. Например, в Словакии маршрутные карты использовались только в течение первых трех лет, и это был безотзывный способ платежа, их нельзя было отменить так просто, как в Системе «Платон», нажатием одной кнопки в личном кабинете на сайте или мобильном приложении.

По запросам зарегистрированных пользователей оператор Системы «Платон» выдал 220 тыс. бортовых устройств. Сейчас в порядке очередности поступления заявок идет выдача следующей партии устройств, сформированной по запросам регистрирующихся грузоперевозчиков.

«К моменту постоплаты будет произведено необходимое количество бортовых устройств. Все пользователи, которые зарегистрировались и оставили заявки на бортовые устройства, их получат в порядке очереди. Пользователям нет необходимости приходить в офис. Для получения бортового устройства нужно оставить заявку в личном кабинете на сайте. Мы оповестим каждого пользователя о необходимости прийти в офис и получить бортовое устройство», - уточнил Антон Замков.

Оператор Системы ведёт ежедневный мониторинг активности выданных бортовых устройств и зафиксировал, что часть грузоперевозчиков ни разу не подключала полученные ещё в ноябре прошлого года устройства. Пользователи, которые в течение двух месяцев не активировали бортовые устройства, получили уведомления о необходимости подключения или возврата устройств. Согласно договору безвозмездного пользования бортовым устройством, пользователь Системы «Платон» обязан установить и включить полученное устройство до начала движения по федеральным дорогам. С теми грузоперевозчиками, которые после уведомления не установят или не вернут полученные устройства, оператор Системы будет вынужден расторгнуть договор безвозмездного пользования бортовым устройством, дистанционно отключив устройства.

В Системе взимания платы зарегистрировались 123 тысячи владельцев 655 тысяч транспортных средств массой свыше 12 тонн. В Дорожный фонд собрано более 3,5 млрд рублей. На сегодняшний день пользователи Системы оформили более 4 млн маршрутных карт.

Путин освобождает пользователей «Платона» от транспортного налога

В декабре 2015 года в связи в введением в эксплуатацию системы взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам «Платон» Владимир Путин поручил Правительству освободить 12-тонники от транспортного налога, который на порядок меньше расчетных «платоновских» отчислений .

Об этом сообщил в мае 2016 года коммерческий директор компании-оператора «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков на пресс-конференции в Ханты-Мансийске.

По его словам, в настоящее время к «Платону» подключены 248 тыс. грузоперевозчиков и логистических компаний, которые зарегистрировали 719 тыс. транспортных средств. При этом пользователи оформили 7,5 млн маршрутных карт, а на грузовики установлено более 435 тыс. бортовых устройств.

2015

18 мая 2015 года постановлением Правительства РФ № 474 были внесены поправки в постановление № 504 от 14 июня 2013 года «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн». Значимое изменение - размер платы, взимаемой с владельцев фур за разбитые дороги: если до настоящего момента она составляла 3,5 рубля за километр, то теперь, с учетом инфляции, выросла до 3,73 рубля.

В начале июня 2015 года «РТ-Инвест Транспортные Системы» презентовала систему взимания платы с 12-тонников и первый в России центр информационной поддержки пользователей. Разработчики системы назвали свое детище "Платон" - сокращение от фразы "плата за тонну".

В августе 2015 года РТ-Инвест Транспортные Системы открыл предварительную регистрацию в системе крупных грузоперевозчиков.

15 сентября 2015 года начал работу круглосуточный колл-центр системы на русском и английском языках по телефонам горячей линии: 8-800-550-02-02 (для России) и +7-495-540-02-02 (для звонков из-за рубежа).

Открыта предварительная регистрация в системе «Платон» для всех грузоперевозчиков

Посредством сервиса российские и зарубежные перевозчики могут предварительно зарегистрироваться в системе - до начала ее работы, на 6 октября 2015 года, 36 дней. Личный кабинет, сайт системы доступны на русском и английском языках.

Официальный запуск "Платона"

15 ноября система "Платон" запущена в эксплуатацию на всех федеральных трассах России . В проекте успешно прошли регистрацию уже более 400 тысяч транспортных средств отечественных грузоперевозчиков и иностранных логистических компаний, работающих на территории страны.

По данным оператора "Платона" ("РТ-Инвест Транспортные Системы"), регистрацию в системе к моменту ее запуска в эксплуатацию прошли все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей.

В преддверии запуска проекта "Платон" в Росавтодоре были проведены переговоры с представителями рынка грузоперевозок, которые выдвинули ряд требований во избежание возникновения отдельных кризисных ситуаций в системе внутренних междугородних перевозок, связанных с тем, что не все компании успели вовремя пройти регистрацию в системе взимания платы и протестировать ее.

В результате были приняты компромиссные решения, учитывающие интересы, как бизнеса, так и государства. В первую очередь, для перевозчиков были снижены экономические риски, упрощена процедура оформления маршрутных карт. Также сокращен перечень документов, необходимых для получения бортового устройства заявителем.

К работе с системой "Платон" подготовились и международные перевозчики. В среднем, таким компаниям понадобился месяц, чтобы адаптироваться к новым правилам .

ИТ-систему «Платон» атаковали из-за рубежа за $2 млн

На второй день после запуска «Платона» система подверглась массовой хакерской атаке, в результате которой завис сайт проект и терминал в офисе оператора. Проблему устранили в тот же день.

25 ноября 2015 года сбой в работе «Платона» объяснили атакой, осуществляемой из-за пределов России . Также стала известна примерная сумма, которая была потрачена на организацию этих кибернападений.

Навальный опубликовал секретное соглашение по «Платону»

В декабре 2015 года глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный опубликовал концессионное соглашение между правительством РФ и компанией «РТ-Инвест» о создании системы «Платон». Власти отказались предоставить этот документ ФБК, сославшись на коммерческую тайну, но кто-то анонимно прислал его фонду на специальный ящик.

В соглашении более 400 страниц. Как пишет Навальный, беглый анализ показал, что, по условию соглашения, «РТ-Инвест» ничего не платит государству, тогда как государство платит компании более 10 миллиардов рублей. Компания «РТ-Инвест » наполовину принадлежит Игорю Ротенбергу - сыну Аркадия Ротенберга , близкого к Владимиру Путину бизнесмена .

2014

Запуск системы взимания платы с грузовиков откладывается на год

В июне 2014 года стало известно, что введение платы за вред, причиняемый федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 тонн, откладывается на год - до 15 ноября 2015 года. Поправки в законодательство подписал президент России Владимир Путин.

Перенос срока связан с тем, что до 1 ноября 2014 года не удастся завершить необходимые мероприятия, чтобы начать взимать плату с грузовиков. Это связано с установленным порядком заключения концессионного соглашения в отношении системы взимания платы, а также с процедурой создания и введения этой системы в эксплуатацию.

Правительство отменило конкурс на создание системы взимания платы с грузовиков

В августе 2014 года Правительство отменило конкурс на создание и обслуживание системы взимания платы с грузовиков. На контракт претендовали три консорциума: «Инфраструктурные спутниковые системы» (включает «ВТБ Капитал », «Ростелеком », РФПИ , французскую Vinci и «Ланит »), «Навигационные информационные системы» (НИС ГЛОНАСС , МТС Банк , австрийская Kapsch) и «Оптима Плюс», представляющая консорциум Газпромбанка , словацкой Sky Tall и «Оптима Толл», за которой, по данным источников РБК, стоят интересы бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов.

За отмену конкурса выступала госкорпорация «Ростех » во главе с Сергеем Чемезовым . В середине июня «Ведомости » писали, что «Ростех» направил Владимиру Путину письмо с предложением отменить конкурс и отдать заказ напрямую корпорации.

«Ростех» предлагал отказаться от конкурса, поскольку его условия предполагали участие в проекте зарубежной компании, говорил представитель «дочки» корпорации «РТ-Инвест». По его словам, в этом случае технологическое ядро и центр обработки данных оказались бы за пределами России и информация о передвижении, составе всех транспортных средств, а также грузах различного назначения была бы доступна. Использование отечественного оборудования позволило бы ограничить доступ к этой информации и обеспечить более высокий уровень ее безопасности, пояснял представитель «РТ-Инвеста» .

Соглашение о создании системы взимания платы с грузовиков подписано с "дочкой" "Ростеха"

В сентябре 2014 года Росавтодор подписал концессионное соглашение с компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» (учредителями является ГК «Ростехнологии» и ООО «РТ-Инвест») о создании системы взимания платы (СВП) с грузовиков массой более 12 тонн. За установку и обслуживание системы компания будет получать 10,6 млрд рублей в год в течение 13 лет.

2013

Росавтодор объявил конкурс на создание системы взимания платы с грузовых автомобилей

11 сентября 2013 года Федеральное дорожное агентство объявило открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (Система взимания платы - СВП).

По условиям конкурса, концессионер должен профинансировать создание и запуск системы взимания платы. Капитальные затраты, по расчетам Росавтодора, должны составить 21,3 млрд рублей. Затраты инвестора за весь срок действия соглашения (13 лет) - 64,3 млрд рублей. Государство намерено компенсировать вклад инвестора, выплачивая ему ежегодно по 11,6 млрд рублей до конца срока действия соглашения.

2012

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 278 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 336 и 337 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил, что плата с большегрузов будет взиматься, начиная с 1 ноября 2014 года.

2011

В 2011 году принят федеральный закон № 68-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения - введена статья 31.1.

В соответствии с данной статьей движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Финансирование проекта

На реализацию проекта «Платон» «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) в 2015 году получила кредит от Газпромбанка в размере 27 млрд рублей. За эти деньги компания обещала построить 481 «рамку» на федеральных дорогах, управлять парком из 100 автомобилей для мобильного контроля, организовать 103 региональных и 35 пограничных центров информационной поддержки, предоставить перевозчикам не менее 2 млн бортовых устройств и создать ряд организационных, мониторинговых центров. Общая стоимость контракта на создание системы «Платон» - 25,6 млрд рублей. При этом, по словам гендиректора РТИТС Александра Советникова общий объем средств, затраченный на создание «Платона» составил более 29 млрд рублей, около 2 млрд рублей из которых вложили акционеры. Государство, по его словам, в создание «Платона» деньги не вкладывало.

Собранные деньги РТИТС будет передавать в дорожный фонд. Утвержденный весной 2015 года тариф составлял 3,73 руб./км и тогда Росавтодор оценивал годовые сборы в 50–60 млрд рублей. Но за несколько недель до запуска «Платона» правительство решило, что тариф будет расти постепенно – 1,53 рубля до марта 2016 г., 3,06 рубля до 2018 г. и потом 3,73 рублей. В 2016 г. государство рассчитывает собрать 39,9 млрд рублей .

Предполагается, что эти средства возместят вред, который причиняют федеральным трассам 12-тонники, из них же государство в рассрочку расплатится с концессионером: РТИТС будут возвращать по 10,6 млрд рублей в год. При этом, почти вся эта сумма пойдет на обслуживание системы и кредита, прибыль составит порядка 5%, утверждал представитель РТИТС.

Жалобы на «Платон»

За два месяца до запуска системы «Платон» 20 крупных транспортных компаний направили в правительство, Госдуму, Минтранс и Росавтодор письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Госдумы Сергея Нарышкина, в котором попросили не взимать штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года. Они пояснили, что на раннем этапе система неизбежно будет сбоить и штрафы будут необоснованными. Авторы письма предупредили, что если просьба не будет выполнена, некоторые компании будут вынуждены приостановить работу, что приведет к транспортному коллапсу и перебоям в снабжении. Оператор «Платона», компания РТИТС, в ответ заявила, что опасения бизнесменов необоснованны - система работает нормально и никаких сбоев не ожидается.

В конце октября 2015 года крупнейшие перевозчики социально значимых товаров, участвовавшие в заседании координационного совета в Госдуме, потребовали ввести мораторий на запуск «Платона». По словам координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, участники заседания заявили, что система неработоспособна и нанесет ущерб, не сопоставимый с прибылью, которую государство рассчитывает получить. На тот момент на форуме ассоциации уже велось обсуждение возможной забастовки 15 ноября.

Технические проблемы

По состоянию на 15 ноября 2015 года было выпущено около 300 тыс. счетчиков для установки на транспортных средствах, тогда как на российских дорогах насчитывается около 2 млн автомобилей весом более 12 т, включая зарубежные.

«Провайдеры говорят о сбоях, 16 ноября сайт системы не работал полдня, – сказали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). – Система дает постоянные сбои. Оформить маршрутные карты даже на несколько машин – задача, требующая терпения. У 50% перевозчиков по Москве и Московской области оплата списывается по тарифу 3,73 рубля вместо названных 1,53 рубля. Деньги списываются несколько раз. Нет возможности добавления в маршрутную карту более трех адресов. Не работает сервис личного кабинета. Нет понимания, сколько и за что взимаются сборы».

Руслан Шанкин, гендиректор автотранспортной компании «Навигатор-М» отмечал, что система не учитывает некоторые тонкости дороги .

«Например, один перевозчик столкнулся с тем, что система проложила маршрут по дороге, где высота моста 3,5 метра, а высота автопоездов 4 метра. Если кто-то такой маршрут оформит, ему, возможно, придется объезжать там, где маршрут не прописан. Камера его там сфотографирует, и он будет оштрафован на 450 тысяч рублей. У нас в компании за два дня работы было 20 случаев, когда система «Платон» списывала деньги по 5–7 раз за автомобиль. За день было 20 случаев, когда автомобиль по нашему спутнику проходил 600–700 км, а система списывала, будто он прошел 3–5 тыс. км. И если нам не удастся доказать «Платону», что они неправомерно списали деньги, нам придется идти в суд. А это дополнительные издержки».

Иностранные «Платоны»

В Германии система сбора Toll Collect была введена в 2005 году. Сначала платить за пройденные километры обязали грузовики массой более 12 т, сейчас платить необходимо за автомобили массой более 7,5 т. На сайте Toll Collect можно ознакомиться с картой дорог, проезд по которым подлежит оплате. Контроль над грузовиками осуществляется с помощью специальных приборов OBU.

В Австрии собирать деньги с грузовиков начали в 2004 году. В 2011 году системы сбора средств в Австрии и Германии объединили в транснациональную систему TOLL2GO.

В 2010 году сбор с грузовиков массой более 3,5 т был введен в Словакии. Их передвижения также контролируются бортовым прибором OBU. Система, получившая название Sky Toll, действует только на некоторых участках дорог. Впоследствии оператор Sky Toll начал работу также на дорогах Венгрии. По данным газеты «Коммерсантъ» , гендиректор оператора российской системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников в прошлом возглавлял компанию «Оптима Плюс», связанную со словацким оператором Sky Toll. «Оптима Плюс» участвовала в конкурсе на создание «Платона», который в 2014 году был отменен правительством.

  • Обеспечение требуемой функциональности системы и достижение показателей назначения
  • Эффективная аппаратная поддержка программно-технических решений ПО СВП (веб-приложения высокой нагрузки)
  • Использование при наличии функционального аналога технологических и технических решений российского производства или решений с открытым кодом (opensource)
  • Минимизация рисков при использовании нероссийского оборудования или ПО
  • Масштабируемость системы
  • Стоимость технического решения
  • Снижение OPEX при одинаковом CAPEX

Принцип работы системы

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

Для проезда по федеральным дорогам владельцу автомобиля массой свыше 12 тонн необходимо зарегистрировать в Реестре системы взимания платы себя и свои транспортные средства.

Информация о движении грузовика собирается с помощью специального оборудования спутниковой навигации и обрабатывается в автоматическом режиме. Бортовое устройство, которое владелец автомобиля может получить в Центре информационной поддержки пользователей после заключения договора безвозмездного пользования с оператором системы, с помощью ГЛОНАСС /GPS определяет географические координаты движущегося автомобиля. Движение без бортового устройства допускается при наличии заранее оформленной маршрутной карты.

Полученные координаты передаются в Центр обработки данных через сети сотового оператора. В Центре обработки данных на основании данной информации в автоматическом режиме рассчитывается размер платежа за пройденное расстояние по федеральным трассам. В случае, если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге, либо проезжает по платным участкам федеральных автомобильных дорог, система не включает данные участки пути в расчет платы.

При прохождении транспортного средства под рамкой системы стационарного контроля осуществляется проверка наличия денежных средств на расчетном счете (при наличии бортового устройства) или наличие маршрутной карты (при отсутствии бортового устройства). Плата за проезд автомобиля взимается в автоматическом режиме с лицевого счета владельца транспортного средства. В местах отсутствия рамок стационарного контроля предусмотрено наличие специально оборудованных автомобилей – мобильного контроля .

Региональный сегмент «Платона»

Действие системы взимания платы за пользование федеральными трассами грузовыми автомобилями свыше 12 тонн может быть распространено на региональные дороги. Обсуждение «расширенной» версии налога для водителей большегрузов проходило параллельно с разработкой федеральной системы. Главы субъектов обеспокоены возможным увеличением нагрузки на трассы, которые находятся в их подчинении, поскольку это повлечет за собой дополнительные расходы на ремонт изувеченного грузовиками дорожного покрытия .

О системе взимания платы с грузовиков задумалась Московская область

В конце декабря 2015 года стало известно, что руководство Московской области работает над проектом системы взимания платы с большегрузного транспорта на региональных трассах, но возможные тарифы или сроки еще не называются .

«Над этим проектом мы работаем, но конкретных сроков ввода в эксплуатацию подобного рода системы и вообще вопрос введения платы за проезд большегрузов по региональным дорогам в настоящий момент не обсуждается»,- заявил заместитель председателя правительства Московской области, министр инвестиций и инноваций региона Денис Буцаев.

Председатель Комитета ГД по транспорту: Заявления о введении системы «Платон» для региональных дорог не имеют оснований

30 ноября 2015 года Председатель Комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев заявил, что «появившиеся в СМИ заявления о том, что система взимания платы «Платон» может быть введена на региональных дорогах, не имеют отношения к действительности».

«Такое предложение не рассматривалось, и рассматриваться не будет. Система «Платон» будет работать исключительно на федеральных трассах», - подчеркнул глава профильного Комитета ГД Евгений Москвичев .

В Прикамье разрабатывают аналог "Платона" для региональных и муниципальных дорог

В Пермском крае следом за федеральными трассами платными для большегрузов могут стать региональные и муниципальные дороги.

Создание регионального аналога «Платона» обсуждалось совещании в краевом минтрансе в конце ноября 2015 года. В материалах, розданных участникам совещания, сказано, что в Госдуме находится законопроект, который позволяет вводить для большегрузов плату в счет возмещения вреда региональным и межмуниципальным трассам.

"В связи с этим министерством транспорта Пермского края прорабатывается вопрос о создании региональной системы взимания платы", - говорилось в документе .

Калужский губернатор предложил распространить «Платон» на региональные дороги

Действие системы "Платон" следует распространить и на региональные дороги, нагрузка на которые увеличится из-за того, что транспортные компании перенаправят на них часть большегрузов, считает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

"Наши (региональные) дороги изначально были спроектированы на меньшие нагрузки и могут быть очень быстро разрушены, если мы не будем этот процесс контролировать. В весенний период, когда грунты еще слабые, а грузовики перевозят по 40-60 т инертных материалов по нашим дорогам, это разве нормально?" - заявил Артамонов в конце ноября 2015 года.

По его словам, транспортный комплекс Калужской области работает в обычном режиме, уже более 50% перевозчиков зарегистрированы в системе "Платон", это около 3000 грузовиков.

"Ни в торговых сетях, ни у предприятий калужского промышленного кластера не возникает сложностей с поставками. Я не вижу здесь никаких особых проблем, мы должны привыкать жить в рамках цивилизованных правил. Это норма [взимание платы с грузовиков в счет ущерба, причиняемого дорогам], которая существует во многих странах и в том числе в странах Европы", - подчеркнул Артамонов .

В последнее время проблема функционирования системы "Платон" стала невероятно актуальна. Надо сказать, что эта проблема затрагивает не только профессиональных дальнобойщиков, но и всех жителей России в целом. Как работает "Платон"? Какие у данной системы существуют достоинства и недостатки? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Правовое регулирование

Система "Платон" работает как невероятно сложный и запутанный механизм. Это по-настоящему непростой проект, который должен регламентироваться юридически. Существует ряд нормативных документов, являющихся законодательной базой для рассматриваемого явления. Первый и самый важный документ, который стоило бы здесь упомянуть, это ФЗ-68 от 2011 года. Он вносит некоторые поправки в КоАП РФ. Здесь заключены нормы, являющиеся рычагами для сбора финансов в систему. Стоит также выделить российский Бюджетный кодекс, закрепляющий юридически следующие моменты:

  • последовательность ряда действий для зачисления финансов в систему;
  • ряд требований, которые регулируют внесение финансов за эксплуатацию большегрузов на дорогах (ФЗ-68 устанавливает запрет на езду многотомных машин без внесения платы в систему);
  • ФЗ-257 "О дорогах для транспорта" закрепляет целостность системы.

Федеральное дорожное агентство и компания "РоТех-Инвест" заключили договор по регулированию рассматриваемой системы "Платон".

Общая информация

Для чего в Российской Федерации была введена рассматриваемая система контроля над дальнобойщиками? Ее создатели говорят сразу о нескольких целях, которых они хотели бы достигнуть за счет регулирования "Платона". В первую очередь это борьба с разбитыми дорогами. По заверениям разработчиков системы, дорожные полотна в стране находятся не в лучшем состоянии из-за частого проезда большегрузов. Правда, некоторые эксперты придерживаются иной точки зрения, заявляя о некачественном и дешевом ремонте дорог.

В качестве доказательства специалисты указывают на зарубежные государства, где дорожные полотна подолгу остаются в оптимальном состоянии даже при частом проезде многотонных машин. В противовес ссылаются на иностранный опыт и сами создатели системы. Они говорят о наличии подобных методов сбора во многих государствах мира, например, в Германии или США.

Наконец, есть у "Платона" и еще одна цель. Это борьба с так называемыми "серыми" перевозчиками - лицами, не выполняющими нормативы по техническим регламентам, а, стало быть, не выплачивающие денежные средства в соответствующие системные объекты.

Как работает "Платон": принцип работы, объект

На каких базовых принципах функционирует система? Принятые по этой теме законы гласят о соблюдении основ законности и справедливости, соответствия Конституции и международным стандартам. Сюда же можно отнести труд на благо прав и свобод человека. Однако чуть более подробно стоит рассказать о том, как работает система "Платон". Здесь все не так уж и сложно: водители, желающие осуществлять передвижение по дорожному полотну федерального значения, обязаны платить определенную сумму денег. Для чего это надо? Как утверждают создатели системы, для реализации полученной суммы на восстановление дорог, состояние которых ухудшается из-за проезда большегрузов. Часть собранных средств поступают в федеральный бюджет, после чего направляются в соответствующие инстанции, которые занимаются восстановлением дорожного полотна.

Первая группа системных элементов

О том, как работает "Платон", мы рассказали выше. Теперь вы должны узнать, что он состоит из ряда важнейших и взаимосвязанных между собой элементов, качественное функционирование которых позволяет работать и всей системе. Вот какие составляющие здесь стоит выделить:

  • Центр обработки информации, поступающей со спутников, а также приборов, установленных в транспорте. Он является инстанцией, в которой аккумулируются все данные о зарегистрированных машинах, уплативших или не уплативших налог.
  • Офисы "Платона" передвижного типа. Такие офисы предназначены для обслуживания клиентов системы. В штатах работают квалифицированные IT-специалисты, способные грамотно и быстро ввести в программу данные о том или ином лице.

Об остальной части элементов будет рассказано далее.

Вторая группа системных элементов

"Платон" также функционирует благодаря следующим видам элементов:


Как работает система взимания платы "Платон?" Все представленные выше компоненты системы позволяют ответить на этот просто вопрос.

Машины, которые затрагивает "Платон"

Как уже было сказано, рассматриваемая система касается только работы большегрузов. Согласно нормативным актам, отвечающим на вопрос о том, как работает "Платон", транспортные средства менее 12 тонн не попадают под действие системы. Под регулирование попадают большегрузы, вес которых превышает обозначенную цифру с учетом водителя и пассажиров.
Какие машины здесь следует выделить? Согласно статье 31.1 ФЗ-257, это:

  • армейский и военный транспорт;
  • машины спецслужб: пожарников, полиции, скорой помощи, газовых служб и т.д.;
  • специальные машины для перевозки людей, за исключением транспорта грузопассажирского типа.

Стоит отметить, что изначально закон касался только дальнобойщиков.

О расходовании средств в системе

Сбором средств, поступающих в систему, занимается Дорожное агентство федерального уровня. По подсчетам специалистов, система должна приносить порядка 40 млрд рублей ежегодно. 90% трасс федерального уровня будут отремонтированы уже к 2019 году. А все благодаря "Платону".

Стоит отметить, что пока система затрагивает только федеральные дорожные полотна. Вопрос о том, как работает "Платон" на платных дорогах, пока не актуален в виду отсутствия оснований. Дальнобойщики могут предпочесть платные дороги федеральным. И тогда им придется выплачивать меньшую сумму по сборам. Однако выгодно это будет далеко не всем.

Что следует делать водителям?

Лица, эксплуатирующие многотонные машины, должны, согласно закону, зарегистрироваться в рассматриваемой системе. После этого они получают индивидуальный расчетный банковский счет. Благодаря этому счету дальнобойщики способны оплачивать поездки.
Оплата может быть произведена двумя способами:

  • при помощи маршрутной карты;
  • после установки специального прибора в машине, который позволил бы проследить за перемещениями, в результате чего была бы получена точная сумма за пройденный путь.

Обработка полученных данных и их постоянный мониторинг позволяют определить точные денежные суммы, которые пойдут, как уверяют создатели системы, на ремонт дорожного полотна.

О размере сборов и штрафов

Стоит перейти, наконец, к самому важному и не самому приятному для самих дальнобойщиков. Речь идет о сумме сбора. Система "Платон" в России работает как механизм с одним простым принципом - взимать с водителей большегрузов чуть больше полутора рублей за каждый пройденный километр. Как заявляют специалисты, сумма будет индексироваться ежегодно, а значит, будет и возрастать. Много ли это для водителей многотонных машин?
По их же собственным заявлениям, весьма прилично. Еще до принятия соответствующего закона по стране прокатился ряд протестов, устроенных дальнобойщиками. Недовольства не прекращаются и по сей день. Водители заявляют, что доход большинства из них упал более чем в два раза.

Какая ответственность будет возложена на водителей большегрузов, которые предпочли игнорировать выплаты? Закон говорит о штрафе в 5 тыс. рублей на первый раз и о сумме в 10 тыс. рублей за все последующие факты неуплаты. Касается это как физических лиц, так и юридических.

О маршрутной карте

Выше уже была упомянута так называемая транспортная (или маршрутная) карта, которая позволяет считывать количество пройденных километров. Согласно закону, это специальный документ, содержащий в себе подробный и точный маршрут передвижения большегрузов. Водители, не успевшие или не пожелавшие установить себе в машину бортовой компьютер, должны ориентироваться по бумажной версии маршрута.

В карте отражается номер регистрации автомобиля, закреплены даты начала движения, привязки к трассе федерального типа, дата и место получения документа, а также некоторые другие данные.

Работает ли система "Платон" на водителей, не имеющих при себе ни карты, ни бортового компьютера? Ответ здесь отрицательный. Более того, водители, не пожелавшие принимать новые правила, будут подвержены ответственности.

Влияние системы на российское общество

Выше был предоставлен подробный материал о том, как работает система Платон. Отзывы и мнения об этой системе - не менее интересная и актуальная тема. Именно об этом и будет рассказано далее.

Как уже было сказано, "Платон" оказывает значительное влияние не только на дальнобойщиков, неслабо усложняя им жизнь и профессиональную деятельность, но и на все российское общество. В чем заключается это влияние? Государственные власти и представители рассматриваемой системы говорят о ремонте дорог и борьбе с нелегальными перевозками, однако все эти цели находятся в отнюдь не близкой перспективе.

Многие граждане видят обратную, более заметную и реальную сторону проекта. Это значительное повышение цен на продукты в магазинах, ухудшение жизни немалого слоя рабочего класса, а именно дальнобойщиков, финансовые махинации государства с разработчиками проекта и т.д.

Чуть подробнее стоит рассказать про повышение цен на продукты. Многие эксперты провели расчеты и выяснили, что увеличенные затраты на транспортировку товаров могут незначительно повысить цену продукции на прилавках. Как только закон был принят, специалисты говорили о повышении на 1%. Однако стоит учитывать тот факт, что сумма сборов будет постоянно увеличиваться. Так, уже после 2017 года произойдет индексация, в результате чего дальнобойщики будут обязаны выплачивать гораздо больше, чем полтора рубля за километр.

С ноября 2015 года владельцы большегрузов массой от 12 тонн и выше будут платить при проезде по всем автотрассам федерального значения.

Это установлено рядом законодательных актов и, в частности, Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Но сам Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности….», на который ссылается это постановление и который устанавливает необходимость взимания оплаты, был принят еще в 2011 году.

Стоит сказать, что такая плата является новой для нас, но не для многих других стран, где уже давно действуют подобные сборы с грузоперевозчиков.

Сколько платить за грузоперевозки?

Так сколько же придется платить за грузоперевозки по федеральным трассам? Решением правительства РФ установлено поэтапное повышение платы для автомобилей свыше 12 тонн:

С 15.11.2015 по 29.02.16: 1,5293 руб. за километр пути

С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км

Отметим, изначально предполагалось, что плата составит сразу по 3 с половиной рубля за километр, причем уже с 1 ноября 2014г. Потом ситуацию решили несколько сгладить. В то же время нужно учитывать, что называемые сегодня суммы тоже неокончательны - в дальнейшем плата за проезд по федеральным трассам будет индексироваться.

К слову, это самые низкие тарифы в Европе. Для сравнения, в Австрии дальнобойщики платят 0,49 $ за км, в то время как в России 0,025 $ по сегодняшнему курсу.

С помощью подобных сборов правительства компенсируют затраты на ремонт федеральных автотрасс. Логика рассуждений такова: раз тяжелые машины больше всех портят дорожное покрытие при перевозках, то и плату за проезд надо брать именно с них.

В Росавтодоре рассчитали - ущерб покрытию дороги от проезда одного двенадцатитонного грузовика сопоставим с проездами 40-50 тысяч легковушек. Методика расчетов нам неизвестна, но цифры впечатляют.

Понятно, что есть еще так называемый транспортный налог. Он для более мощных и тяжелых машин значительно выше, чем для маломощных лекговушек, но, конечно, не в 40-50 тысяч раз. Итак, похоже, что основания для введения оплаты за грузоперевозки большими машинами есть.

Но как это будет происходить на практике? Как вычислять и учитывать пройденное по федеральной трассе расстояние, за которое нужно будет заплатить?
На помощь приходят уже ставший привычным GPS/ГЛОНАСС - мониторинг авторанспорта и специально созданная система «Платон».

Что такое система Платон?

15 ноября 2015 года запущена в работу система оплаты дорог «Платон», которая обеспечивает сбор и отслеживание денежных поступлений. Название ее произошло не от имени древнегреческого мыслителя, а как сокращение фразы «плата за тонны». Хотя создатели, наверняка, знали про Платона, Аристотеля и других философов и вероятно даже слышали мудрое изречение «Платон мне друг, но истина дороже». Ходят слухи, что именно слово «дороже» стало ключевой ассоциацией при определении названия новой системы.

Итак, система Платон предусматривает обработку и хранение данных о передвижении высокотоннажных автомобилей по федеральным трассам (а это 50 744 км) в реальном времени.

Для этого бортовые системы автомобиля должны быть оснащены GPS/ГЛОНАСС и GSM модулем, а также акселерометром, модулем защиты информации, датчиками нарушения целостности.

Как работает система Платон?

Система Платон будет бесплатно выдаваться водителям, зарегистрировавшимся на сайте platon.ru. Выдаваться будет бесплатно, но ежемесячное обслуживание составит 500 рублей.

Бортовые устройства «Платона» с помощью спутников будут определять координаты транспортного средства и посредством сотовой связи передавать их в центр обработки данных.

Там информация, собранная за сутки, будет превращаться в сумму оплаты за движение по дорогам в соответствии с тарифом.

Система автоматически отключается, когда большегруз уходит с федеральной трассы или въезжает на платную дорогу, где плата взимается по-другому.

Предполагается, что тариф не будет зависеть от наличия груза.

Кроме высоких космических технологий будет и обычный контроль на дорогах. Он будет организован с помощью мобильных пунктов (около 180 единиц автомобилей) и стационарных (около 480 штук). С их помощью будет определяться принадлежность автомобиля к категории плательщиков, государственный регистрационный знак и наличие оплаты.

Ниже приведена видео инструкция о том, как пользоваться системой Платон:

и видео про Бортовое устройство системы Платон:

Можно обойтись без системы Платон?

Если не хочется заморачиваться с техническими устройствами, то можно ездить и без Платона. Для этого следует приобрести маршрутную карту, опять же зарегистрировавшись на сайте platon.ru, и указать гос. номер ТС и маршрут.

Как оплачивать грузоперевозки с помощью системы Платон?

Каждому, кто зарегистрировался в системе, выдается расчетный счет. На него, перед тем как отправиться в путь, водитель зачисляет деньги. В течение поездки они списываются и перечисляются на счет государства. То есть закинул деньги насчет, а по ходу дела они списываются аналогично тому, как списываются деньги у нас с мобильных телефонов. Только вместо минут разговоров по телефону будут подсчитываться километры проезда по автотрассе.

В случае приобретения транспортной карты оплата производится сразу, возможен электронный платеж (банковская карта, терминал, интернет).

Штрафы за неоплату грузоперевозок

За неустановленную систему Платон и отсутствие маршрутной карты предусмотрена система штрафов. И штрафы эти весьма «кусаются»:

Для водителя: 5 тыс. рублей

Для ИП: 40 тыс. рублей

Для юридических лиц: 450 тыс. рублей

При повторном нарушении:

Для ИП: 50 тыс. рублей

Для юридических лиц: 1 млн руб.

Смотрите ещё одну полезную публикацию на портале сайт:

Ответы на вопросы про .

Что будет после введения оплаты за грузоперевозки и полного внедрения системы Платон?

Конечно, такой мерой, как оплата грузоперевозок довольны далеко не все. Сами перевозчики прогнозируют удорожание, говоря, что в итоге все затраты будет покрывать конечный потребитель. По мнению недовольных система Платон может спровоцировать рост цен на продукцию, в том числе, на продукты питания.

Специалисты Росавтодора провели свои расчеты, согласно которым заметного удорожания от «Платона» быть не должно. Например, по этим расчетам себестоимость литра молока при тарифе 3.06 руб/км вырастет примерно на полторы копейки.

Впрочем, пока неизвестно, будут ли перевозчики считать так же, как специалисты Росавтодороа или воспользуются своими методиками, дающими совсем другие результаты…

P.S. Для тех, кто любит обращаться к первоисточникам - здесь можно текст Постановления и правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

P.P.S. По информации пресс-службы Росавтодора к концу первого дня работы в системе «Платон» зарегистриорваны более 65 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 500 тыс. автомобилей. В федеральный дорожный фонд поступило порядка 35 миллионов рублей.

С 15.11.15 владельцы фур с разрешенной массой более 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным дорогам. Дальнобойщики бойкотируют нововведение с требованиями наложить мораторий на сбор или полностью от него отказаться. Правительство отреагировало в меру конструктивно, новый платеж введен, но в лайт-формате. Что представляет собой «Платон» для власти и для грузоперевозчиков?

 

Что такое «Платон»

«Платоном» сегодня называют весь проект, подразумевающий оплату проезда большегрузами: и нововведенный платеж, и средства его сбора. Название появилось от сокращения «плата за тонну», ничего общего с греческим философом, другом и учителем Аристотеля не имеет.

Фактически «Платон» - это система взимания платы (СВП) - комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, а также оплаты за пройденные километры.

«Пользователь платит»: история введения сбора

Введение СВП за проезд большегрузов по федеральным магистралям власти задумали еще в 2011 году. Суть платежа - возместить ущерб, который тяжелые транспортные средства (ТС), причиняют дорожному полотну. На фоне ежегодного прироста объема автогрузоперевозок правительство не увидело другого способа решить хроническое недофинансирование дорожного строительства.

Новый побор фигурирует в законодательных актах как «плата в счет возмещения вреда, наносимого дорожному покрытию» и в Налоговый кодекс не попал (правительство формально выполняет свои обещания).

Таблица 1. «Платон» в документах

Нормативный акт

Действие

закон №68-ФЗ от 06.04.11

Изменены Бюджетный кодекс, КоАП, закон «Об автомобильных дорогах...»:

  • введено понятие Дорожных фондов, заложены принципы их формирования;
  • для 12-тонников установлена обязанность с 15.11.15 оплачивать движение по федеральным трассам;
  • введены штрафные санкции с 15.11.15 для нарушителей.

постановление правительства №504 от 14.06.13

Установлен порядок и размер платы - 3,5 руб. за км.

распоряжение правительства №1662-р от 29.08.14

ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) назначен разработчиком системы «Платон» и оператором взимания платы. Заключено соглашение о концессии на 13 лет с ежегодным вознаграждением оператора в 10,6 млрд руб.

постановление правительства №474 от 18.05.15

Увеличен размер оплаты до 3,73 руб. за км.

постановление правительства №1191 от 03.11.15

Снижен размер платы на один километр пути, введены понижающие коэффициенты.

закон №378-ФЗ от 14.12.15

Снижены штрафы за проезд без внесения оплаты.

законопроект № 966991-6 от 30.12.15

Планируется освобождение от транспортного налога владельцев ТС более 12 тонн.

Задачи нового сбора

Во-первых, восстановление дорожной справедливости, реализация принципа «пользователь платит». Минтранс вменяет тяжеловесному транспорту (12 т и выше) 56% от общего урона, ежегодно наносимого дорогам. По вреду, причиняемому дорожному полотну, правительственные эксперты приравнивают проезд одного большегруза к 20 тысячам легковых автомобилей. Плательщиком назначили коммерческий грузовой транспорт, российский и иностранный, наносящий максимальный ущерб автомагистралям и извлекающий из проезда прибыль.

Во-вторых, при пустых бюджетных закромах новый сбор убивает важного зайца - «черных» перевозчиков, работающих без регистрации. Чтобы наверняка вывести из тени вольных дальнобоев, подготовлены и соответствующие меры - система штрафов и несколько вариантов контроля за передвижением грузовых ТС по дорогам. По оценке Roland Berger Strategy Consultants российский рынок автоперевозок представлен 46 тыс. компаний, 90% из них - малый бизнес и теневой сектор.

В-третьих, прямой экономический эффект. Деньги идут в дорожный фонд и расходуются на улучшение федеральных дорог. Прогноз по ежегодным поступлениям - 40 млрд руб.

Кому принадлежит «Платон»

Оператор «Платона» - частная компания РТИТС, задача которой разработать инфраструктуру проекта и обслуживать в течение 13 лет. Сама система - собственность РФ. «Платон» потребовал 29 млрд руб. вложений, из них: 27 - кредит Газпромбанка, 2 - собственные средства РТИТС.

Услуги оператора платные, обойдутся государству в 10,6 млрд руб. в год. Часть вознаграждения (46%) подлежит ежегодной индексации на уровень инфляции. Куда РТИТС потратит полученные миллиарды? Вознаграждение будет распределяться так: 59% - текущие расходы, 35% - возврат кредита, 8% - на разовую замену оборудования за 12 лет, 6% - прибыль.

О персоналиях. РТИТС - совместное предприятие Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга, (50%) и инвестиционного фонда «РТ-инвест» (50%). Последняя структура на 25% принадлежит госкорпорации «Ростех». В народе новый оброк называют «сбором Ротенберга».

Элементы системы. Техническая база

Все владельцы 12-тонных грузовиков обязаны зарегистрироваться в системе «Платон»: в офисе оператора, на сайте или через терминал самообслуживания. В базу вносят информацию о владельце и ТС, в т. ч. прикладывают скан/фотографию свидетельства о регистрации авто. После успешной проверки данных пользователь получает Личный кабинет в системе и номер Лицевого счета (л/с). Перед поездкой перевозчик должен пополнить л/с и оформить маршрутную карту (если грузовик не оснащен бортовым устройством).

Инфраструктура проекта включает:

  • Центры мониторинга и управления . Занимаются сбором/обработкой данных о регистрации в системе, передвижениях ТС, оплате и т. д.
  • Интернет-сайт http://platon.ru/ и мобильное приложение . Предназначены для регистрации в системе и работы с Личным кабинетом, например, для оформления маршрутных карт.
  • Бортовые устройства БУ 1201 (2 млн шт.). Устанавливаются на фурах бесплатно и при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) определяют и передают в Центры мониторинга «Платона» маршрут движения ТС. Расчет оплаты за сутки и списание денег происходит автоматически по данным бортового устройства (необходим положительный баланс л/с).
  • Системы мобильного и стационарного контроля: пункты видеофиксации (481 стационарная рамка) и автомобили с видеокамерами (100 комплексов). Отслеживают проезд грузовиков по федеральным дорогам.
  • Офисы и Терминалы самообслуживания системы «Платон», где можно зарегистрироваться и пополнить л/с.
  • Круглосуточный call-центр .

Схема оплаты - авансовая, л/с можно пополнить любым способом:

Плата за пройденные километры рассчитывается: автоматически через бортовое устройство или посредством оформления маршрутной карты (в Личном кабинете на сайте, через мобильное приложение, в офисах «Платона»). Маршрутную карту можно получить на одну поездку или на месяц. Маршрут формирует сам грузоперевозчик: устанавливает старт и финиш рейса, указывает промежуточные пункты.

Тарифицируется только движение по федеральным автодорогам общего назначения (не учитываются участки платных и региональных трасс).

Размер сбора

Первично утвержденный тариф за проезд одного километра составлял 3,73 руб. Однако протесты дальнобойщиков вынудили правительство пересмотреть размер платежа - он будет повышаться поэтапно, сначала действуют понижающие коэффициенты.

Система штрафов

Таблица 3. Санкции за неоплаченный проезд

Штрафы до 14.12.15

Штрафы, действующие с 01.01.16

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

За первичное нарушение:

За первичное нарушение:

водитель

должностные лица

собственники российских ТС

За повторное нарушение:

За повторное нарушение:

должностные лица

водитель ТС, принадлежащего иностранному перевозчику

собственники российских ТС

Мировые аналоги

СВП с владельцев грузовиков за нанесение урона дорогам практикуется в Европе, в т. ч. некоторых странах СНГ: Словакии, Чехии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Австрии, Белоруссии. Концепция сбора единая: от кого больше урона, тот платит больше. Различается платежная база - либо время пользования дорожной инфраструктурой, либо километр пробега.

Таблица 4. Общая характеристика СВП в странах ЕС

Характеристики системы

Германия

Швейцария

Тарификация

по пройденным километрам

дорожный сбор

Сеть дорог

5,6 тыс. км автомагистралей

автомагистрали и некоторые дороги

автомагистрали

740 км автомагистралей и скоростных дорог

Дифференциация тарифа

класс ТС по осям

класс ТС по выбросам

тип дороги, время суток

оси, время суток

Источник: сайт Федерального дорожного агентства

Российский «Платон» практически скопирован с германской системы Toll Collect. Немцы также рассчитывают сбор с грузовиков, исходя из дальности поездки по данным бортового устройства (OBUs) с использованием GPS-навигации. Дальнобойщики без OBUs оформляют и оплачивают маршрут в терминалах Toll Collect. Средствами контроля служат стационарные рамки и мобильные станции. Toll Collect начала развиваться в сентябре 2002 года, но введена была лишь 01.01.05 (старт откладывали несколько раз, отлаживая систему).

О европейских тарифах. Проезд одного километра 12-тонником стоит: в Австрии - до 0,49 $, в Германии - 0,09-0,14 €, в Белоруссии - 0,16 $. В пересчете на рубли тарифы за 1 км составляют: в Белоруссии - более 10 рублей, в Австрии и Германии - более 40 рублей.

Критика нового сбора

Цена вопроса: кто больше?

Дальнобойщики считают плату слишком высокой. Как рассчитан тариф? Минтранс в 2012 году оценил ущерб, причиняемый одному километру дорог большегрузом, в 6,8 руб., за вычетом акциза на топливо - 3,5 руб. Такой тариф утвердили первоначально в 2013 году.

Расчеты урона дорогам от грузовиков базировались на предположении, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. По оценкам Минэкономразвития этот показатель занижен: средний пробег большегруза в год равен 60 тыс. км. Замечания экспертов ведомства правительство закономерно не услышало: Минэкономразвития обосновал тариф 0,97 руб., а бюджет пуст...

Слишком много налогов

Владельцы 12-тонных грузовиков сегодня оплачивают ремонт/строительство дорог тремя сборами:

  • транспортный налог (зачисляется в региональные бюджеты);
  • акцизы на топливо (уменьшают плату с большегрузов);
  • сбор за возмещение ущерба федеральным дорогам.

Транспортный налог и новый сбор по целевому назначению дублируют друг друга. Это противоречит принципам налоговой системы. После акций протеста автоперевозчикам обещана отмена транспортного налога (законопроект на рассмотрении), в итоге фискальная нагрузка на дальнобойщиков может несколько снизиться.

Справедливость восторжествует. Регионам же придется дожидаться компенсаций выпадающих доходов из Федерального дорожного фонда, но им не привыкать.

Масштабы влияния на экономику

Россия - страна большая, расстояния огромные. Из всех видов транспорта железнодорожный лидирует по грузообороту (тонны, помноженные на пройденные километры). Однако без учета структуры ж/д перевозок и веса грузов, перевезенных разными видами транспорта, картина неполная. Факт в том, что железная дорога, в основном, обслуживает сырьевой сектор (более 70% от всех перевозок в тоннах), «гражданские» грузы «вывозит» на себе автотранспорт.

В итоге новый оброк усложнит жизнь 2 млн. игроков российского рынка автогрузоперевозок: одних заставит уйти, других - повысить стоимость услуг. Все это, несомненно, скажется на конечной цене товаров. Эксперты оценивают вклад нового сбора в инфляцию 2016 года в размере 1-2% (см. инфляционные ожидания Центробанка). В итоге на ремонт дорог сбросится все население страны. И не факт, что качество дорог станет достойней.

Законно ли выбран оператор «Платона»?

Тендер был объявлен в августе 2013 г. Одно из требований к участникам - опыт создания и обслуживания аналогичных систем. Этому условию соответствовали лишь компании с иностранным капиталом. Поэтому правительство из соображений национальной безопасности конкурс отменило, доверив проект РТИТС.

По общему правилу закон «О концессионных соглашениях» предписывает выбирать партнера на конкурсной основе. Но российское нормотворчество изначально заточено под принцип «закон, что дышло». Не исключение и закон №115-ФЗ, который предусматривает и внеконкурсные варианты, когда концессионера определяет правительство.

«Сырость» системы

К 15.11.15 система взимания платы за проезд была не готова. Вместо налаженной процедуры грузоперевозчиков ожидали:

  • непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС;
  • нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя;
  • нестабильная работа сайта и невозможность оформить маршрутную карту;
  • неудовлетворительная работа call-центра и другие сбои.

В таких условиях возросшая фискальная нагрузка вкупе с ее несправедливостью и драконовскими штрафами закономерно вызвали ожесточенное сопротивление дальнобойщиков нововведению. Власти пошли на компромисс, и за два минувших месяца лед тронулся: система заработала удовлетворительно, тариф снижен (хоть и временно), штрафные санкции стали подъемными. Однако до идеальной работы СВП еще далеко.

«Платон» мне друг?

По итогам декабря «Платон» рапортует: собрано 1,962 млрд руб., зарегистрировано более 19 тыс. владельцев 12-тонников, оформлено 2 403 маршрутных карт. Разрабатывается постоплатная схема, предположительно заработает с 15.04.16.

В европейской практике сбор с грузовиков вводился постепенно, практиковался отладочный тестовый период с нулевой оплатой. Российский «Платон», мягко говоря, несовершенен, но из-за проектных ошибок введение моратория обошлось бы государству дорого. Во-первых, тогда пришлось бы заморозить финансирование дорожников. Во-вторых, война войной, а ежегодный платеж РТИТС - по расписанию.

Российское население власти не доверяет, зная ее талант «эффективно» расходовать бюджетные средства. После всех уступок, на которые пошло правительство, колеса нового сбора в 2016 году, вероятно, худо-бедно раскрутятся. Лишь никуда не денутся опасения, что собранные средства растворятся в той черной дыре, в которой без всяких последствий для состояния дорог исчезают акцизы и транспортный налог.