Что означает обгон транспортного средства. Правила обгона: в каких случаях разрешен обгон справа

К сожалению, даже опытные водители не всегда четко различают понятия «опережение» и «обгон», а новички – и подавно. На практике зачастую это приводит к нежелательной встрече с дорожными инспекторами и даже аварийным ситуациям. Учитывая то, что не зря автомобиль повсеместно признан источником повышенной опасности, каждый автолюбитель должен всегда при совершении маневра осознавать, что он делает – обгоняет или опережает.

Определение

Обгон представляет собой опережение транспортного средства (либо нескольких) с выездом на встречную полосу и последующим обязательным возвращением на исходную полосу (либо сторону проезжей части).

Опережение – это движение с превышением скорости относительно попутного транспорта. Этот маневр выполняется в пределах своей полосы.

Сравнение

С точки зрения Правил опережение и обгон – принципиально разные термины. Стоит начать с того, что обгон в силу своих особенностей является самым опасным из маневров.

Обгон всегда связан не только с опережением попутного транспорта, но и с маневрированием в левую сторону с выездом на соседнюю полосу или «встречку», а также с обязательным возвращением на исходную полосу.

Обгон схематично

Важное отличие заключается в том, что опережение возможно как слева, так и справа. Кроме того, обгон как маневр строго ограничен ПДД и во многих случаях запрещен. К опережению это не относится – его можно совершать практически в любой ситуации, кроме случаев плотного движения, когда все полосы заняты транспортом. Единственная оговорка – возвращение на свою полосу после совершения опережения является обгоном. Естественно, опережение нельзя совершать с выездом на «встречку».

Выводы сайт

  1. Обгон – это маневр, связанный с опережением транспортного средства (или нескольких) с выездом на встречную полосу (сторону проезжей части) и последующим обязательным возвращением на ту, с которой был начат маневр.
  2. Опережение представляет собой маневр, выполненный в пределах своей стороны проезжей части со скоростью, превышающей скорость попутного транспорта.
  3. Обгон – самый опасный из всех существующих маневров.
  4. Опережение не предусматривает выезда на встречную полосу и обязательного возвращения на ранее занимаемую.
  5. Опережение возможно и слева, и справа, обгон – только слева.
  6. К совершению обгона следует относиться особенно тщательно – ПДД предусматривают много случаев, когда он запрещен.

Каждый водитель в своей автомобильной жизни не сможет двигаться:

  • исключительно по прямой дороге;
  • на одной скорости;
  • без маневрирования.

Чаще всего как раз и приходится совершать различные действия – повороты, развороты, движение задним ходом и прочие маневры.

Все перечисленные элементы являются нормальными и естественными условиями деятельности водителя. Поэтому Правилами предусмотрен целый ряд специальных режимов движения или использования транспортного средства, а также ситуаций, при которых водитель должен выполнять определенные требования ПДД.

Среди наиболее важных режимов и ситуаций особо выделяются:

  • опережение;
  • обгон;
  • остановка;
  • стоянка;
  • вынужденная остановка;
  • препятствие;
  • организованная транспортная колонна;
  • организованная перевозка группы детей.

Поговорим о них подробнее.

Перестроение

Самый, пожалуй, распространенный вид маневра, совершаемого водителем, — это перестроение. Правила определяют его так.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Перестроение » — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

В своей практике движения водители (особенно живущие в больших городах) не могут двигаться только по одной полосе (или в одном ряду). Они вынуждены перестраиваться из одной полосы (ряда) в другую.

Цели перестроения могут быть различными.

  • для занятия крайних положений перед поворотом, разворотом;
  • для опережения или обгона;
  • для объезда (например, препятствия);
  • для совершения остановки или стоянки и пр.

На первый взгляд, перестроение может показаться незамысловатым и элементарным маневром. Но в действительности это не так. Важно помнить, что, перестраиваясь, водитель чаще всего обязан уступать дорогу транспортным средствам, которые уже двигаются по той полосе, на которую он собирается перестраиваться. И это правило очень часто нарушается, что и приводит к аварии.

Поэтому желание водителя занять другую полосу для движения должно предваряться четким убеждением в том, что указанная полоса свободна, и своими действиями он не создаст помех тем ТС, которые двигаются по ней без изменения направления своего движения.

Важно помнить, что нарушение правил перестроения в плотном транспортном потоке – одна из причин конфликтов на дороге и, конечно же, ДТП.

Что такое обгон, опережение и объезд

Если водителя не устраивает скорость перемещения двигающегося впереди него транспортного средства, то он, как правило, решается на его опережение. Правила регламентируют и эту ситуацию.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Опережение » — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Опережение чаще всего связано с перестроением из полосы или ряда.

ПДД знают два вида опережения:

1) собственно опережение — без выезда на полосу (сторону дороги) для встречного движения;

2) обгон – опережение, связанное с выездом на полосу (или сторону дороги) для встречного движения.

Данный вопрос является принципиальным, ибо нарушение правил обгона сурово наказывается российским законодательством – штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Правильная квалификация обгона (или его отсутствия) поможет, таким образом, избежать серьезных неприятностей с законом. Что же такое «обгон», согласно ПДД? Для водителя это знание является приоритетным.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обгон » — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Данное определение весьма емко, и оно требует дополнительного комментирования.

Обгон – это маневр, который выполняется исключительно с использованием встречной полосы – выездом на нее. Это важнейший критерий обгона.

Сделаем несколько уточняющих понятие «обгон» замечаний.

1. Водителю не следует путать «чистое» опережение и обгон.

Обгон всегда связан с выездом на «встречку» — встречную полосу или сторону дороги, которая используется для встречного движения. Именно поэтому понятие «обгон» должно у водителя ассоциироваться с понятием «встречка».

Главное правило, которое позволит водителю защитить свои права перед недобросовестным сотрудником ДПС, звучит так: «Если не было выезда на встречку, то это не обгон!». И наказание за обгон будет противозаконным действием работника ГИБДД.

2. Водителю не следует путать обгон и объезд.

Проблема здесь состоит в том, что Правила не персонализируют и не дают нам понятия «объезд». Поэтому водитель должен использовать при квалификации понятия «объезд» здравый смысл и логику.

Обгон – это маневр, связанный с опережением движущихся транспортных средств. А объезд осуществляется только в отношении неподвижного объекта (и не обязательно транспортного средства).

Это также принципиальный вопрос, потому что наказания за нарушение правил обгона и правил объезда (с выездом на встречную полосу) существенно разнятся.

Подобный режим для информированности иных участников движения обеспечивается установкой на транспортном средстве, осуществляющем перевозку, специального опознавательного знака – «Перевозка детей». Он выставляется спереди и сзади транспортного средства.

К водителям, приближающимся к такому транспортному средству, осуществляющему посадку или высадку детей, предъявляются особые требования: необходимо снизить скорость, а если потребуется – остановиться, чтобы пропустить находящихся на дороге детей.

Подведем итог

Особые режимы движения, особые способы использования транспортного средства и особые ситуации – нормальное явление и в практике дорожного движения, и в деятельности водителя. Как правило, все они требуют от автолюбителя знания специальных норм, предусмотренных ПДД.

Так, правила обгона и опережения регулируются 11-м разделом Правил, остановка и стоянка – 12-м и т.д. Это является свидетельством важности и сложности таких режимов, и водитель должен быть к этому готов.

Проложить и можно с помощью онлайн сервисов.

Если вы еще не определились какой автомобиль покупать, то советуем эмблем автомобилей многих производителей.

Сколько нужно учиться на права с учетом последних программ подготовки водителей.

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Самая объемная часть изменений в ПДД, вступающих в силу 20 ноября, связана с обгоном. Раздел ПДД буквально переписан с нуля. Давайте разберем вступающие в силу изменения.

1. Определение обгона.

Согласно новому определению "Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). То есть теперь любой маневр, осуществленный без выезда на полосу встречного движения, обгоном считаться не будет. Фактически произойдет декриминализация такого деяния, как обгон (в том определении, которое действует сейчас) без выезда на встречку в нарушение знака 3.20 "Обгон запрещен". Если кого-то штрафовали за это, и срок обжалования не истек, можете смело обжаловать, т.к. с 20-го ноября ваше деяние не будет считаться правонарушением, а согласно ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

2. Тихоходные транспортные средства.

Описание знака 3.20 "Обгон запрещен" теперь выглядит так: "Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски." При этом, естественно, выезд на полосу встречного движения по-прежнему запрещен, если встречные потоки разделяет сплошная или двойная сплошная линия разметки. Если с повозками, мопедами и мотоциклами все понятно, то вопрос о том, что является тихоходным транспортным средством, сложнее.

В пункте 1.2 ПДД, разъясняющем термины и понятия, определения тихоходного транспортного средства, к сожалению, нет. Однако в п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации упомянуто о знаке "Тихоходное транспортное средство" в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Можно ли исходя из этого считать, что тихоходными транспортными средствами являются те транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч? Полагаю, что можно, с некоторыми оговорками. Если перед вами едет каток с соответствующим знаком, то никаких проблем при обгоне не возникнет. Однако что делать, если на катке знак не установлен? По логике обгон в таком случае все равно разрешен, ведь каток как был тихоходным, так и остался, однако нужно быть готовым доказывать в суде, что вы обогнали именно тихоходное транспортное средство, т.к. инспектор ДПС может не согласиться с вашей трактовкой. Так что, обгоняя, нужно быть уверенным в том, что данный конкретный каток является именно тихоходным транспортным средством, т.к. в суде можно быть неприятно удивленным тем, что у данной модели производитель предусмотрел максимальную скорость, скажем, 31 км/ч, в результате чего можно лишиться прав за выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В общем, помните: если перед вами транспортное средство без соответствующего знака, то обгон его в зоне, где это запрещено, может обернуться неприятными последствиями. Обратите внимание, что тихоходное ТС - это не то, которое просто медленно едет, а то, которое конструктивно не может ехать быстро , многие водители об этом забывают.

Водителям грузовых транспортных средств также следует обратить внимание на то, что в определение знака 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен" изменения не вносились, в связи с чем грузовым транспортным средствам при наличии знака 3.22 запрещается обгон всех транспортных средств.

3. Выезд на трамвайные пути встречного направления.

Изменение ответственности за выезд на трамвайные пути встречного направления отражено не в ПДД, а в КоАП. Вступающие 21 ноября в силу изменения усиливают ответственность за данное деяние (кроме случаев объезда препятствия). Если ранее за такой выезд предусматривалась ответственность частью 3 ст. 12.15, что влекло наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, то теперь ответственность будет предусмотрена частью 4 ст. 12.15 КоАП, то есть за выезд на встречные трамвайные пути будет предусмотрен уже не штраф, а лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (либо штраф в размере 5000 рублей, в случае фото- или видеофиксации нарушения).

В случае выезда на встречные трамвайные пути при объезде препятствия ответственность наступает по-прежнему по ч. 3 ст. 12.15 в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей.

Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения?

Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.

Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.

Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.

Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.

Подготовка к обгону

Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.

Выполнение обгона

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.

Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.

Обгон запрещен

Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.

Итак, обгон запрещен когда:

  1. Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  2. Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  3. ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  4. При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".

Места, где обгон запрещен

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.

Места, в которых запрещен обгон:

  1. Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  2. Пешеходные переходы.
  3. и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  4. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
  5. Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.

Перекресток

На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.

При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.

Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Мост, эстакада, путепровод и тоннель

На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.

Участки с ограниченной видимостью

Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.

Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.

и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Этикет на дороге

Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.

Заключение

Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!

Итак, прежде всего стоит выяснить, что означают эти понятия. Опережение представляет собой движение транспортного средства со скоростью, которая превышает попутный транспорт. Такой маневр осуществляется в пределах своей полосы.

Обгон - это опережение одного/нескольких транспортных средств с выездом на встречную полосу и непременным последующим возвращением на исходную полосу или же сторону проезжей части. Нужно сказать, что обгон - это вовсе не всегда нарушение ПДД. Если позволяет дорожная разметка и не имеется запрещающих знаков, такой маневр выполнятся по правилам.

В чем заключается разница между обгоном и опережением

В чем же состоит отличие обгона от опережения? С точки зрения ПДД, это принципиально различные термины. Прежде всего, следует сказать, что в силу своих особенностей обгон является наиболее опасным из маневров. Он во всех случаях связан не только с опережением попутных транспортных средств, но и с маневрированием в левую сторону с выездом на «встречку» или соседнюю полосу, с обязательным последующим возвращением на исходную полосу. К совершению обгона необходимо относиться особенно внимательно – Правила дорожного движения предусматривают большое количество случаев, когда он запрещается.

Опережение - маневр, который выполнен в пределах своей стороны проезжей части, причем со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства. При совершении опережения не предусмотрено выезда на встречную полосу и непременного возвращения на занимаемую ранее.

Главное отличие опережение от обгона заключается в том, что первое возможно как справа, так и слева. Помимо этого, обгон как маневр строжайшим образом ограничен ПДД и в большинстве ситуаций запрещен. К опережению такой запрет практически не относится – его можно совершать в любой ситуации, за исключением случаев плотного движения, при котором все полосы заняты транспортными средствами.

Что будет за неправильный обгон

Следует сразу отметить, что наказания непосредственно за неправильный обгон Административный кодекс не предусматривает. Между тем, не следует забывать, что выполнение обгона может сопровождаться выездом на полосу встречного движения. В этом случае для наказания автолюбителя может применяться статья 12.15 ч. 4. Например, за выезд при обгоне на встречную полосу или трамвайные пути может быть наложен как административный штраф, так и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.