Американский военный "Хаммер": описание, технические характеристики, отзывы. Где изготавливается шуруповерт хаммер и его страна производитель

HUMMER — американская компания, являющаяся частью концерна General Motors, специализируется на выпуске могучих супервездеходов повышенной вместимости. Выпускается Hummer на заводе UAW компании AM General в городе Мишаваке, штат Индиана.

История Hummer началась из-за потребности американских военных в специальном автомобиле. В результате, американская компания AM General летом 1979 года начала работы по созданию автомобиля повышенной вместимости. Программа получила обозначение HMMWV M998 (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle Model 998), что переводится как «Высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство модель 998» и произносится американцами как «Хамм-ви». От этого сокращения и родилось название Hummer (Хаммер). Вездеход отличался легкостью управления, феноменальной проходимостью и мог нести различные виды вооружения. Он стал основным автомобилем армии США. Недавно компании AM General и концерн General Motors подписали соглашение, согласно которому GM получил право сбыта и распространение гражданского варианта внедорожника Hummer, а AM General сохранила право на продажу военных модификаций вездехода. Начинается новый этап в жизни легендарного внедорожника.

Через 11 месяцев General Motors Corporation представил первый образец военного автомобиля под маркой — M998, который пошел в серию в 1981 году и сегодня знаком всем под названием Н1. Результаты испытаний поразили военных — новый вездеход превосходил абсолютно все требования и стандарты армии США. Поэтому уже в марте 1983 года AM General получила заказ на поставку для армии первой партии внедорожников HMMWV M998. Широкую известность Hummer приобрел после успешного завершения операции «Буря в пустыне». Кадры войны в Персидском заливе обошли все телевизоры мира. В них неизменно присутствовали грозные армейские вездеходы Hummer, которые шутя преодолевали крутые склоны барханов и шли по песку, как по асфальту, оставляя далеко позади суперсовременные танки M1A Abrams. После такой рекламы компания AM General стала получать заказы на Hummer от частных лиц. Их было так много, что компания в инициативном порядке разработала и выпустила в продажу гражданский вариант этого внедорожника. С 1992 года начались его продажи всем желающим. Но довольно высокая цена, даже по американским меркам, сделала его элитарным автомобилем: в зависимости от комплектации его стоимость составляет для рынка США от 70 000 до 85 000 долларов, а годовой объем продаж составляет 2 000 штук, что сопоставимо с продажами Ferrari.

Одним из самых первых владельцев Hummer стал не кто иной, как Арнольд Шварценеггер, за ним в ряды членов клуба Hummer вступили такие знаменитости, как Сильвестр Сталлоне, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и даже известный теннисист Андре Агасси. Огромной популярностью пользуется Hummer и в странах Ближнего Востока, Арабских Эмиратах и, как ни странно, у нас в стране. В Россию Hummer поставляется московским дилером GM только на условиях полной предоплаты.

Выпускаемая с 1992 года гражданская модификация знаменитого внедорожника ежегодно подвергается небольшим изменениям, что помогает компании сохранить спрос на устойчивом уровне. Последний модельный ряд компании AM General включает четыре варианта кузова: двухместный пикап с большим грузовым отсеком (Open Top), четырехместный пикап с мягким верхом (4-doors Open Top), четырехместный пикап с жестким верхом (4-doors Hard Top) и универсал с полностью закрытым алюминиевым кузовом (Wagon). Максимальная скорость достигает 105 км/час, а разгон 0-100 км/час занимает 19,5 секунды. В качестве силовой установки используется V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель объемом 6,5 литра мощностью 170 л.с. Он имеет фантастический ресурс в 1 миллион км (!), что вместе с нержавеющим кузовом делает Hummer практически вечным, по заказу возможна установка тубодизеля мощностью 195 л.с. Компания дает гарантию на 36 месяцев или 36 тысяч миль.

Недавно Hummer получил антипробуксовочную систему TorqTrack (TT4), разработанную специально для полного привода. При помощи электронных датчиков TT4 следит за тем, чтобы ни одно колесо не проскальзывало. Как только одно из колес начинает пробуксовывать, TT4 притормаживает его при помощи рабочей тормозной системы, что позволяет передавать больший крутящий момент на колеса с лучшим сцеплением. Как заявил один из директоров компании AM General Билл Томсон: «если раньше успешное вождение по бездорожью наполовину зависело от автомобиля, наполовину от водителя, то на Hummer с системой ТТ4 водитель сможет положиться на автомобиль на все 90%».

На автомобильной выставке в Детройте в 2000 году был показан прообраз нового Hummer под названием Hummer H2. Он разрабатывался совместными усилиями конструкторов GM и AM General, а его ходовая часть унифицированная с Chevrolet Tahoe. «Перед вами не переделка первой модели», — заявил один из авторов проекта Н2 Клэй Дин, инженер корпорации GM. — «Это принципиально новый Hummer, занимающий другую нишу, нежели первая модель». Hummer H2 намного роскошнее и комфортнее Н1. Оформление интерьера модели Н2 унифицировано с салонами других шикарных внедорожником концерна GM. На серийные образцы 2003 года будет устанавливаться система ночного видения Night Vision.

General Motors собирается резко увеличить объемы продаж автомобилей знаменитой марки Hummer. Основной удар будет делать на модель H2, однако и первого Hummer никто не собирается в ближайшее время снимать с производства. Спрос на Hummer H1 небольшой, но довольно стабильный. Кроме того, возможно появление модели Н3, которая будет представлять из себя «паркетный» внедорожник.

Совершенно новая модель, получившая имя Hummer H3 станет самым компактным и самым доступным автомобилем марки Hummer и появится в продаже в будущем году как автомобиль 2005 модельного года.

Внедорожник Hummer H3 построен на той же платформе, что и пикапы Chevrolet S10 и GMC Sonoma. Однако кузов у новинки и отделка салона — собственные, разработанные специально для этой модели. Здесь стоит отметить, что дизайн Hummer H3 выполнен в том же стиле, что и более крупный H2 и получил аналогичную массивную решетку радиатора с мощным бампером, расширенные колесные арки с пластиковыми накладками и мощный капот, под которым спокойно умещается восьмицилиндровый двигатель. Кстати, в целом внешность H3 отдаленно напоминает Jeep Grand Cherokee, с которым ему, собственно, и придется конкурировать.

По официальной информации, для Hummer H3 подготовлено сразу три мотора. Это базовые 220- и 260-сильные двигатели, а также могучий V8, мощностью в 300 лошадиных сил, который будет устанавливаться на самые дорогие версии новинки. Отметим также, что самый доступный Hummer будет стоить порядка 30 000 долларов. Версия с шестицилиндровым мотором будет примерно на пять тысяч долларов дороже. О цене топ-версии с мотором V8 пока не сообщается. Для сравнения, самый доступный Hummer H2 стоит в США 49 000 долларов, а Hummer H1 — более 100 000 долларов.

AM General предоставила одиннадцать «Humvee» на 5 месяцев полное использование армии и флота, задачка тестирующих этот джип была ода: уничтожить технику. Макеты прошли миллионы км по пескам, по болотам, по снегам и даже горам, их подвергли большим скачкам температур, длительными аква процедурам и хим воздействию. Конец тестированию был поставлен 20 второго марта 1983 года, был заключен контракт американской армии с AM General на создание и поставку пятидесяти 5 тыщ «Humvee» в следующие 5 лет. Сумма по договору составила
Различие меж Русскими и Янки в том, что америкосы обучаются на собственных ошибках, а мы нет. Взять даже военные деяния во Вьетнаме: когда она окончилась, страна взялась за проведение определенной реформы по части армии. Изменяться стало все — комплектование армии личным составом, также отказались от воинской повинности, появились требования, как к летным, так и к боевым качествам авиации. От 2-ой мировой войны взял своё начало Легковой джип AM General M151 более обмысленная модель Willys. К середине 70-х «Виллис» не устраивал военных: проходимостью, вместимостью, грузоподъемностью, также защита экипажа очень мачалась, а если гласить поточнее, то ее просто не было.

В 1979 году был открыт конкурс Пентагона, на проект беглого джипа для армии, роль приняли организации США и другие страны. История сотворения автомобиля Хаммер началась в 1979 году. В июле компания AM General Corporation южноамериканский поставщик техники для армии, приступила к созданию собственного проекта джипа. В то время AM General заходила в American Motors, производившей штатскую технику под брендом AMC и Jeep. Проекту дали имя HMMWV. Заглавие было достаточно длинноватым и сложным по этому инженеры выдумали заглавие по проще — «Humvee» («Хамви»).

В июле 1980года, 1-ый прототип направили испытывать в Неваду, где находится самые скрытые базы США, и где проходят тест эталоны боевой техники. В тоже время совместно с джипом происходили тестирование истребитель F-117A, бомбовоз В-2, делали их по программке Stealth. 1-ый шаг тестирования состоял из отбора наилучших машин, спустя 12 месяцев особенная техно комиссия США объявила таковой вердикт: договоры на создание партий джипов получают AM General, Teledyne, General Dynamics. Заключительная дуэль пройдёт в апреле 1982г.

AM General предоставила одиннадцать «Humvee» на 5 месяцев полное использование армии и флота, задачка тестирующих этот джип была ода: уничтожить технику. Макеты прошли миллионы км по пескам, по болотам, по снегам и даже горам, их подвергли большим скачкам температур, длительными аква процедурам и хим воздействию. Конец тестированию был поставлен 20 второго марта 1983 года, был заключен контракт американской армии с AM General на создание и поставку пятидесяти 5 тыщ «Humvee» в следующие 5 лет. Сумма по договору составила $1.2 млрд, что являлось бесспорным рекордом за всю историю сотрудничества военных с поставщиками транспорта. Дополнение к договору было то, что южноамериканская армия в хоть какой из 5 обсужденных годов может заказать еще такое же количество техники. Через маленькое количество времени AM General приняла попорядку на создание еще 15 тыщ джипов, что прирастило сумму контракта до $1.6 млрд. Давайте подсчитаем оптовую стоимость 1-го джипа — она находилась в границах $21000 - 23тыс.

Апрель 1983 года AM General стала переоборудовать собственного личный завод в Мишаваке, под выпуск машины, а через пару месяцев компания АМС продала ее военно-промышленному заводу LTV Corporation. Серийное создание AM General М998 («Humvee»), начался в январе 1985 года, а в сентябре 1-я партия автомобилей поступила в 9-ю моторизованную пехотную дивизию американской армии.

Разберёмся, почему же военные дали предпочтение конкретно этой машине. Она вполне отвечала последней технической норме RAM-D, в какой были изложены требования по надежности, проходимости, срокам эксплуатации и правилам эксплуатации, которые предъявляли ко всему рабочему транспорту США. Выносливость узлов и агрегатов «Humvee» в пару раз была выше, чем обозначенные в RAM-D. Хамви «высокомобилен». Совершенная в своём роде полно-приводная коробка, стопроцентно независящая подвеска, нет фронтального свеса и есть, небольшой задний, что делают автомобиль редчайшим вездеходом, наибольший клиренс при меньшей высоте кузова, может взять неприступные преграды. 15 автомобилей помещаются в летательный аппарат (самолёт) C-5A Galaxy, при этом ему можно не совершать посадку: Хамви можно сбрасывать с малых высот на парашютах. Тем же методом несколько Хамви на месту боевых действий способны доставить вертолеты CH-47 Chinook и CH-53.

Малая масса и не плохая грузоподъемность достигаются благодаря необъятному применению алюминия при производстве кузова, что также отлично сказывается на долговечность машины. По систематизации США, М998 относится к грузовикам 3-го класса, из-за этого двери и крышу постоянно делаются из стали. Увлекателен технологический процесс, как создают кузов: сначала дюралевые листы слепляют внахлест, а потом скрепляются 2800 штук заклепками. За эту достаточно ординарную технологию AM General в декабре 1984г. получила Гран-при от Североамериканской Дюралевой Ассоциации. (Видно у людей отлично голова соображает)

В семье истории сотворения автомобиля Хаммер, сокращенно - Хамви, имеется пятнадцать разновидностей транспорта с общими шасси, движком и коробкой. И в особенности принципиально то, что всё это обилие состоит на взаимозаменяемых и просто дезагрегируемых деталях, количество которых насчитывается 44. И так, Хамви можно дать заглавие конструктора для дядей с отклонением к военной теме — к примеру, двудверная грузовая машина с помощью маленького набора инструментов, конструируется в передвижной командный пункт, также много во что другое. А это не только лишь удобное использование, да и значимая экономия средств. Сами военные дали заглавие М998 — «неограниченный», имея в виду то, что на автомобиль устанавливается огромное количество различных орудий, таких как 7.62-миллиметровый пулемет, противотанковая ракетная система TOW (сокр. от Tube launched, Optically tracked, and Wire). Хамви выпускается в бронированном варианте, неподменном для патрулировании в местах с острой ситуацией. У Хамви имеется еще сильно много других преимуществ, но мы их рассматривать не будем. Отлично ясно то, что джип стал основой модернизации всего парка автомобилей армии США, не только лишь «Виллиса» поменял Хамви, да и огромное количество других автомобилей — AM General посчитала вероятным и необходимым оборвать выпуск грузовиков M274, M561 и M880, потому что Хамви потрясающе справлялся с их многофункциональными возможностями.

Мы не желаем третировать интересами тех наших читателей, кто интересуется военной техникой, и решили поведать более тщательно устройство автомобиля. Кузов М998 ставится на железную лонжеронную раму; для того, чтоб обеспечить лучшее рассредотачивание массы по осям, движок достаточно очень сдвинут вспять. Из-за этого места в салоне стало меньше, потому что пространное место занимает кожух коробки. Успешно распределён вес по осям, что обеспечивает HMMWV неплохую устойчивость. Джип побеждает встречный уклон в 60% и не чуть ли не смущается бокового наклона в 40%. Угол заезда равен 72°, угол съезда — 37.5°; машина заезжает на невысокую сплошную стену которая имеет высоту до 60 см.

На самых первых Хамви ставился 6.2-литровый атмосферный дизельный движок V8 выпускаемый Detroit Diesel и владеющий мощностью в 150 лошадиных сил, развивавший вращающий момент в 339 Нм. Совместно с движком действовала трехступенчатая коробка автомат Дженерал моторс - усиленная версия обыкновенной коробки для легких грузовиков; внедрение «автомата» позволяет управлять автомобилем даже очень раненому человеку. Хамви развивал наивысшую скорость в 113 км/ч.

Добавим последующее, что на данный момент, не считая радиатора системы остывания агрегата, под капотом Хамви находятся различные масляные радиаторы, и мотора, и коробки, и гидроусилителя руля.

Автомобиля имеет независимую подвеску, на двойных («А»- образных) параллельных рычагах. Дорожный просвет имеет растояние 40,6 см.

Демультипликатор, все редукторы, стартер, также лебедка реализованы герметичными, вследствие чего, автомобиль может расслабленно ездить по водоемам глубиной до 76 см. Такие детали, как Генератор, блок предохранителей, гидроусилитель, приборная панель, также электронный блок управления движком — влагонепроницаемы, по этому глубина преодолеваемого брода увеличивается прямо до 152 см. Не, непременно, в какое время бы она появилась в рынке, также появилась бы вообщем, но тут началась операция «Буря в пустыне», также в считанные деньки машина перевоплотился в супергероя. Также занятие никак не только в прекрасной раскрутке, также в нимбе крутизны, мгновенно окружившем автомобиль.

Июль 1991 года, AM General официально обнародовала об намерении выпускать «цивильное» выполнение автомобиля. Молвят, будто бы кто-то в таком случае из журналистов подметил, что конкретно арготическое «Хамви» схожее на сокращение от «хаммер-виикл», в таком случае существует «автомобиль-молоток». Июль 1992 года, из ворот завода в Мишаваке выехал HUMMER, в августе начался серийный выпуск этих машин, полномасштабная презентация свершилась только только в октябре. «Автомат» имеет электрическое управление, в системе питания стоит электронный, только никак не механический бензонасос, в выпускной системе — нейтрализатор.

1993 год, AM General выиграла попорядку на избранный проект переделывания старенькых HMMWV в модификации M44A2. На восстановление отслуживших личный срок машин южноамериканская рать пошла в первый раз, но командование осталось очень достаточно результатом, также скоро к AM General на переделку было поставлено две тыщи четыреста списанных автомобилей.

С 1994 года делается модернизированный AM General M998A2.5-литровый восьмицилиндровый дизель Detroit Diesel мощностью 170 л., вращающий момент которого добивается 394 Нм при 1700 об/мин. Сегодня наибольшая быстрота возросла прямо до 133 км/ч, но чтоб разогнаться до 97 км/ч уходит 19сек.

Но покупателей Hamera, дизельный мотор далековато не нравился — в США дизельные авто не воспользовались популярность, также джипов, также в неких штатах, а именно, Аляске, дизтопливо существует в отдалении далековато не на хоть какой заправочной станции. На автомобиль устанавливался мотор производства Дженерал моторс V8 объемом 5л.. Этот движок развивал наивысшую мощность в 190 л., также имел вращающий момент в 407 Нм, также обеспечивал в точности такие же свойства, в особенности динамические, будто бы тот же дизель. При движении согласно трассе на каждые 100 км пути дизельная модель съедала 17л.. Все это стало предпосылкой, что конкретно через 18 месяцев создание бензиновых моделей закончили. Турбонадув позволил поднять мощность прямо до 190 л., только вращающий момент — прямо до 528 Нм. На ускорение прямо до 97 км/ч автомобиль затрачивает всего 18 секунд. HMMWV служат никак не едва в армии, также флоте США, спасательных, также пожарных службах, геологической разведке, различных правительственных учреждениях. В наше время Hamer продоют 75 дилеров, 18 из которых размещены за пределами США. Как указывает проведенный давеча опрос хозяев машин, большая часть из их (42%) используют автотранспорт на бездорожье только «время от времени», 29% — «нередко», 17% — «эпизодически». Самыми крепкими деталями машины считают движок, коробка, демультипликатор, также другие части коробки. Из спортивных знаменитостей такие авто существует у Денниса Родмана - баскетболист, Алексея Гусарова - хоккеиста, Майка Тайсона — боксера, Эла Анзера-младшего — гонщика, Марка Филлиппуссиса — теннисиста, также Андреа Агасси — первой ракетки мира.

Из последних новостей о машине. Уже летом AM General продала все права на штатскую версию HMMWV компании Дженерал моторс, в обмен получив лицензию, также оборудование с целью производства 6. Пока HUMMER выпускается на одном конвейере с Хамви. Вопрос о серийном производстве Н2 остается открытым, этак будто бы отход от агрессивного стиля военного джипа возможно отпугнуть значительную толика базисных покупателей, которым нужен автотранспорт «как у морских пехотинцев, либо что-то в этом роде». Движок, коробка, также демультипликатор агрессивно соединены, как компаньон с другом. Все агрегаты имеют централизованную вентиляцию, что конкретно разрешает при прохождении аква препятствий сохранять снутри их атмосферное давление. Рычаги, также большая часть другие части фронтальной, также задней подвесок взаимозаменяемы. HMMWV схоже укомплектован централизованной системой поддержания давления в шинах, уже снутри покрышек существует особые резиновые вставки, которые позволяют машине ещё очень существенное время ехать, со скоростью доходящей до 50 км/ч ехать на простреленных колесах автоматной очередью. Также, на автомобиль нетрудно поставить некое оборудования, выводящий воздухозаборник, также выхлопную трубу на степень крыши.

Август 1989 года, потом выполнения первого контракта, AM General получила 2-й пятилетний попорядку, договор, на поставку армии уже 33 331 автомобиля, наступил ноябрь 1990-года и инженеры приступили к работам над совсем новейшей версией машины для людей. Автотранспорт, вечно мелькавший в газетах, также в телевизионных репортажах из Персидского залива, получил такую раскрутку, о которой можно только грезить, которая в других среде обошлась бы в сотки миллионов баксов. Упускать такую возможность было бы непростительным. Как появилось заглавие HUMMER, сегодня еще стало примерно легендой. Но менеджеры AM General ловко заполнили выражение HUMMER некоторым смыслом, подогнав практически под вот таковой лозунг — «высочайшая универсальность, самая наибольшая мобильность, нет заморочек с эксплуатацией».

Какое же отличие меж штатским автотранспортом от армейского? Самое существенное различие заключается в оформлении салона: HUMMER, очевидно, существенно комфортабельнее, у него существует внутренняя отделка дверей, также пусть даже такая функция, как кондюк. Электрическое оборудование никак не герметично, низко передаточное количество демультипликатора, но знатоки отмечают уже также ненужный высочайший звуковой сигнал. В то время же компания получила излишний заказ опять на 10 000 HMMWV по срокам поставки прямо до 2001 года. Основная новизна касается технических частей машины: в качестве мотора (агрегата) употребляется 6. Заменена также коробка автомат — сегодня это четырехступный «автомат» Дженерал моторс M 4L80E, он был позаимствован у Шевроле/GMC (томные пикапы). По просьбам клиентов, в январе 1995 года на Детройтском автомобильном салоне компания показала бензиновый HUMMER 7 л который имел электрическую систему впрыском горючего, широко применяемый в кораблестроении. В остальном он очевидно проигрывал: из-за того, что не было плотности стартера, также и других деталей, в водоемы глубиной выше 61 см заезжать стало неосуществимым, лишь на бездорожье бензиновая автомашина съедала вдвое больше горючего, чем дизельная модель.

Заместо этих моделей вышла в 1996 году на сцену совсем новенькая модель HMMWV/HUMMER совместно движком работающим на дизельном горючем, снаряженным не нехороший системой наддува. Но также таких данных показалось недостаточно — год спустя вышел в свет улучшенный турбодизель, выдающий 195 л. на 3400 об/мин также момент в 584 Нм на 1800 об/мин.

AM General выпустила на реальный момент выше 150 автомобилей M998, а тактакже M998A2 в военном, также штатском выполнении. Данные машины находятся в армиях 30 государств, португальская компания Uro, также швейцарская MOWAG даже если наладили создание джипа (копию) с целью вооруженных сил собственных государств. Покупателям предложат машины совместно с одним из четырёх кузовов: 2-ух дверный хардтоп (пикап вкупе с жесткой крышей), 4 дверный хардтоп (автомобиль совместно с не очень большой грузовой платформой), 4 дверный «софтоп» (вариация хардтопа совместно с брезентовой крышей), также 5 дверный универсал. В большинстве случаев из строя выходят печка (система отопления), также кондюк практически у 50%, дальше следуют: части подвески также покрышки (30%) также заказные электронные функции (23%); 24% людей которые преобрели хамер сетуют на утечки жидкостей: масла, охлаждающей воды и т.п.

Посреди хозяев Хаммеров встречается много узнаваемых имен. Такие как: Тед Тернер, Кулио, Арнольд Шварценеггер, Лэнс Хенриксен, Лоренцо Ламас также некогда узнаваемый ЭмСи Хаммер. Весной 1999 года появился более продвинутый HUMMER совместно с Abs также электрической противобуксовочной системой ТТ4 (TorqTrac4).5-литрового турбодизеля. В январе 2000-го прошла выставка, которая свершилась в Детройте, была представлена презентация автомобиля HUMMER H2 совместно с современным дизайном кузова, также комфортным салоном.

В отличие от нас, американцы умеют учиться на собственных ошибках. Взять хотя бы печально известную войну во Вьетнаме: после ее бесславного окончания государство принялось за коренную реформу армии. Менялось все - от способа комплектования вооруженных сил личным составом (от воинской повинности отказались вообще) до требований, предъявляемых к летным и боевым качествам авиации. Дошло дело и до легкого внедорожника AM General M151, происходившего от легендарного Willys MB времен Второй мировой. Как ни хорош был "Виллис", но к середине семидесятых он не устраивал военных ни проходимостью, ни вместимостью, ни грузоподъемностью, ни степенью защищенности экипажа, а точнее, ее полным отсутствием.

В 1979 году Пентагон объявил конкурс на проект легкого оперативно-тактического автомобиля для нужд армии, участвовать в котором изъявили желание компании не только из США, но и из других стран. В июле к созданию своего варианта внедорожника приступила American Motors General Corporation (AM General Corp.), традиционный поставщик разнообразной техники для американской армии.


На фото: HMMWV XM998 Prototype I

В тот период AM General входила в состав автомобильной корпорации American Motors, выпускавшей гражданские машины марок AMC и Jeep. Перспективную разработку назвали HMMWV, что расшифровывается как High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle — «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Понятно, что о такое название можно язык сломать, и не один раз, поэтому инженеры быстро придумали ему имя попроще — «Humvee» («Хамви»). Ровно через год, в июле 1980-го, первый прототип отправился на ходовые испытания в пустыню Невада, где располагаются наиболее секретные базы армии США, и где тестируются новейшие образцы военной техники.

Например, одновременно с внедорожником там «становились на крыло» истребитель F-117A и бомбардировщик В-2, создававшиеся в рамках программы Stealth. Целью первой стадии тестирования всех представленных машин был отбор лучших экземпляров, и спустя еще двенадцать месяцев специальная техническая комиссия правительства США огласила такой приговор: контракты на изготовление опытных партий своих машин получают AM General, General Dynamics и Teledyne. Финальный поединок начался в апреле 1982 года. Честь AM General отстаивали одиннадцать HMMWV. Автомобили на пять месяцев поступили в полное распоряжение армии и флота, где перед испытателями стояла одна задача: убить машины. В общей сложности прототипы накатали без малого миллион километров по пескам, болотам, снегам и горам, подвергались резким перепадам температур, длительным водным процедурам и химическому воздействию. Точка в испытаниях была поставлена 22 марта 1983 года, когда командование американской армии заключило с AM General контракт на поставку 55 000 HMMWV в течение последующих пяти лет. Сумма сделки составляла $1.2 миллиарда, что стало абсолютным рекордом за всю многолетнюю историю сотрудничества военного ведомства с поставщиками колесных транспортных средств. В дополнении к контракту оговаривалось, что армия в любой год из пяти оговоренных лет может заказать еще столько же машин. Вскоре AM General получила подряд на изготовление еще 15 000 внедорожников, что автоматически увеличило сумму контракта до $1.6 миллиарда. Взяв в руки калькулятор, можно легко подсчитать оптовую цену одного HMMWV — она находилась в пределах $21 — 23 000.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

На фото: HMMWV XM998 Prototype II

В апреле 1983-го AM General начала переоборудование своего завода в Мишаваке, штат Индиана (того самого, который когда-то штамповал «Виллисы»), под производство машины, а через несколько месяцев корпорация АМС перепродала ее военно-промышленному концерну LTV Corporation. Серийный выпуск HMMWV, или AM General М998, стартовал в январе 1985-го, и в сентябре первая партия автомобилей поступила в Девятую моторизованную пехотную дивизию армии США.

Попытаемся разобраться, почему же военные предпочли именно Хамви. Во-первых, машина полностью соответствовала новейшему техническому стандарту RAM-D, в котором оговаривались требования по надежности, долговечности, проходимости и правилам эксплуатации, предъявляемые ко всему армейскому транспорту. Более того, выносливость большинства узлов и агрегатов HMMWV в полтора-два раза превышала указанные в RAM-D нормы. Хамви действительно «высокомобилен». Совершенная полно-приводная трансмиссия, независимая подвеска, максимальный клиренс при минимальной высоте кузова, отсутствие переднего свеса и небольшой задний превращают его в уникальный вездеход, способный взять штурмом неприступные, казалось бы, преграды. Пятнадцать машин помещаются в транспортный самолет C-5A Galaxy, причем ему нет необходимости совершать посадку: автомобили могут быть сброшены с низких высот на парашютах. Таким же способом пару Хамви к месту боевых действий в силах доставить вертолеты CH-47 Chinook и CH-53.

Во-вторых, малая снаряженная масса и солидная грузоподъемность не в последнюю очередь достигаются благодаря широкому применению алюминия при изготовлении кузова, что положительно влияет и на долговечность машины. По американской классификации, М998 отнесен к грузовикам третьего класса, поэтому двери и крыша в обязательном порядке штампуются из стали. Интересна технология производства кузова: алюминиевые листы склеиваются внахлест, а затем соединяются заклепками (их насчитывается 2 800 штук). За эту технологию AM General в декабре 1984 году была удостоена Гран-при Североамериканской Алюминиевой Ассоциации.


На фото: HMMWV XM998 Prototype III

В-третьих, в семейство HMMWV входят пятнадцать модификаций с общими шасси, двигателем и трансмиссией — от штабного автомобиля до санитарной машины и мобильной ракетной установки. И что особенно важно, все это многообразие основывается на взаимозаменяемых и легко монтируемых модулях, которых насчитывается 44. Таким образом, HMMWV можно назвать большим конструктором для дядей в военной форме — например, двухдверный грузовик при помощи нехитрого набора инструментов элементарно превращается в передвижной командный пункт, и наоборот. А это не только в высшей степени практично, но и сберегает деньги налогоплательщиков. В-четвертых, сами военные назвали потенциал М998 не иначе, как «неограниченным», имея в виду, что на автомобиль может устанавливаться широчайший спектр вооружений, начиная с 7.62-миллиметрового пулемета и заканчивая противотанковой ракетной системой TOW. В-пятых, HMMWV выпускается и в бронированном варианте, незаменимом при патрулировании в регионах с напряженной обстановкой. Конечно, у Хамви есть еще масса прочих преимуществ, но мы на них останавливаться не будем. Достаточно сказать, что он стал центром модернизации всего автомобильного парка американской армии, заменив не только «Виллис», но и целый ряд других автомобилей — одна только AM General сочла возможным прекратить выпуск грузовиков M274, M561 и M880, так как HMMWV отлично справлялся с их функциями.


Мы не хотели бы игнорировать интересы тех наших читателей, кто увлекается военной техникой, и поэтому решили поподробнее рассказать об устройстве автомобиля. Кузов М998 крепится на стальной лонжеронной раме; для обеспечения наилучшего распределения массы по осям (51% массы машины приходится на переднюю ось, 49% — на заднюю) двигатель значительно смещен назад. За такое решение приходится расплачиваться приличной частью салона, которую съедает кожух коробки передач. Зато удачная развесовка по осям и низкое расположение центра масс обеспечивают HMMWV отличную устойчивость. Автомобиль преодолевает подъем в 60% и не боится бокового уклона в 40%. Угол въезда (без лебедки) равен 72°, угол съезда — 37.5°; машина способна взобраться на парапет высотой до 60 см.

На Хамви первых выпусков устанавливался 6.2-литровый атмосферный дизель V8 производства Detroit Diesel мощностью 150 л. с., развивавший крутящий момент в 339 Нм. В паре с двигателем работала трехступенчатая автоматическая коробка передач General Motors — усиленный вариант обычной коробки для легких грузовиков; применение «автомата» позволяет вести автомобиль даже серьезно раненому человеку. Машина развивала скорость 113 км/ч.


HMMWV оснащен постоянным полным приводом, свободный межосевой дифференциал имеет принудительную блокировку. Передаточное число демультипликатора — 2.72:1. Осевые гипоидные редукторы с установленными в них дифференциалами повышенного трения типа Torsen марки Zexel-Gleason жестко прикреплены к раме, через них момент передается на колесные редукторы планетарного типа. Вентилируемые тормозные диски размещены непосредственно рядом с осевыми редукторами. Таким образом, достигаются три цели: снижается нагрузка на межколесные дифференциалы, возрастает эффективность торможения, и, самое главное, эта сложная на первый взгляд трансмиссия способна увеличить момент двигателя в 78 раз! В результате, на колесах можно реализовать колоссальный крутящий момент в 26 400 Нм, поэтому неудивительно, что базовый 2.7-тонный Хамви при грузоподъемности чуть более одной тонны в состоянии буксировать прицеп массой до 3.8 тонны.

Двигатель, коробка передач и демультипликатор жестко соединены друг с другом. Добавим также, что, помимо радиатора системы охлаждения силового агрегата, под капотом машины находятся масляные радиаторы двигателя и трансмиссии и радиатор гидроусилителя рулевого управления. Все агрегаты имеют централизованную вентиляцию, что позволяет при форсировании водных преград поддерживать внутри них атмосферное давление.

Подвеска автомобиля — полностью независимая, на двойных («А»-образных) поперечных рычагах. Рычаги и многие другие детали передней и задней подвесок взаимозаменяемы. Дорожный просвет равен 40,6 см. HMMWV также укомплектован централизованной системой поддержания давления в шинах, а внутри покрышек есть специальные резиновые вставки, позволяющие машине продолжительное время со скоростью до 50 км/ч ехать на простреленных автоматной очередью колесах.


На фото: HMMWV M1037 Shelter Carrier

Демультипликатор, все редукторы, стартер и лебедка выполнены герметичными, вследствие чего HMMWV спокойно разъезжает по водоемам глубиной до 76 см. Кроме того, на машину легко монтируется комплект оборудования, выводящий воздухозаборник и выхлопную трубу на уровень крыши. Так как генератор, блок предохранителей, насос гидроусилителя, приборная панель и электронный блок управления двигателем абсолютно влагонепроницаемы, то глубина преодолеваемого брода возрастает до 152 см.

В августе 1989 года, после выполнения первого контракта, AM General получила второй пятилетний подряд на поставку армии еще 33 331 автомобиля, а в ноябре 1990-го инженеры фирмы приступили к работам над гражданской версией машины. Не известно, когда бы она появилась в продаже и появилась бы вообще, но тут началась операция «Буря в пустыне», и в считанные дни Хамви превратился в супергероя. Автомобиль, постоянно мелькавший на страницах газет и в телевизионных репортажах из Персидского залива, получил такую раскрутку, которая в иных условиях обошлась бы в сотни миллионов долларов. И дело не только в великолепной раскрутке, но и в ореоле безмерной крутизны, моментально окружившем HMMWV. Упускать такой шанс было бы непростительным.

В июле 1991 года AM General официально объявила о намерении выпускать «цивильное» исполнение автомобиля. Как возникло название HUMMER, теперь уже стало почти легендой. Говорят, будто кто-то из журналистов подметил, что жаргонное «Хамви» похоже на сокращение от «хаммер-виикл», то есть «автомобиль-молоток». А менеджеры AM General ловко наполнили слово HUMMER глубоким смыслом, подогнав под него девиз «High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding» — «высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация». В июле 1992 года из ворот предприятия в Мишаваке выехал первый HUMMER, в августе началось серийное производство этих машин, а полномасштабная презентация состоялась только в октябре.


На фото: HMMWV M997 MaxiAmbulance

Так чем же отличается гражданский автомобиль от армейского? Самое важное различие заключается в оформлении салона: HUMMER, разумеется, гораздо комфортабельнее, у него есть внутренняя отделка дверей и даже такая опция, как кондиционер. «Автомат» оснащен электронным управлением, в системе питания стоит электрический, а не механический бензонасос, а в выпускной системе — нейтрализатор. Электрооборудование не герметично, изменено передаточное число демультипликатора, а знатоки отмечают еще и неприятный высокий звуковой сигнал.

В 1993 году AM General выиграла конкурс на лучший проект модернизации старых HMMWV в модификации M44A2 (2.5-тонный грузовик). На восстановление отслуживших свой срок машин американская армия пошла впервые, но командование осталось весьма довольным результатом, и вскоре к AM General на переделку поступили 2400 списанных грузовиков. Тогда же компания получила дополнительный заказ еще на 10 000 HMMWV со сроком поставки до 2001 года.

С 1994 года выпускается модернизированный AM General M998A2. Главные новшества касаются технической части машины: в качестве силового агрегата теперь используется 6.5-литровый восьмицилиндровый дизель Detroit Diesel мощностью 170 л. с., крутящий момент которого достигает 394 Нм при 1700 об/мин. Заменена и коробка передач — теперь это четырехступенчатый «автомат» General Motors M 4L80E, заимствованный у тяжелых пикапов Chevrolet/GMC. Теперь максимальная скорость возросла до 133 км/ч, а на разгон до 97 км/ч у машины уходит 19.5 секунды.


Однако покупателей Хаммера дизельный мотор не совсем устраивал — в Северной Америке популярность работающих на солярке легковых автомобилей и внедорожников очень низка, да и в некоторых штатах, например, Аляске, дизтопливо есть далеко не на каждой заправке. Подчиняясь запросам клиентов, в январе 1995 года на Детройтском автосалоне компания представила бензиновый HUMMER. На автомобиль устанавливался мотор V8 производства General Motors объемом 5.7 л с электронным впрыском топлива, широко используемый в судостроении. Этот двигатель развивал мощность 190 л. с. и момент в 407 Нм и обеспечивал в точности такие же динамические характеристики, как и дизель. В остальном он явно проигрывал: из-за негерметичности стартера и распределителя зажигания заезжать в водоемы глубиной свыше 61 см было невозможным, а на бездорожье бензиновая машина съедала в два раза больше топлива, чем дизельная модификация. При движении по трассе на каждые 100 км дизельная версия расходовала 17.5 л топлива, в бензиновая — все 22. Все это стало причиной того, что через полтора года производство бензиновых модификаций прекратили.

Вместо них в 1996 году на сцену вышел HMMWV/HUMMER с дизельным двигателем, оснащенным системой наддува. Турбонаддув позволил увеличить мощность до 190 л. с., а крутящий момент — до 528 Нм. Но и таких данных показалось мало — год спустя на конвейер встал усовершенствованный турбодизель, выдающий 195 л. с. на 3400 об/мин и момент в 584 Нм на 1800 об/мин. На ускорение до 97 км/ч машина затрачивает всего 18 секунд.


На фото: Hummer H1 4-door Pickup

На данный момент AM General выпустила более 150 автомобилей M998 и M998A2 в военном и гражданском исполнениях. HMMWV служат не только в армии и флоте США, но и в специальных, спасательных и пожарных службах, геологической разведке, разнообразных правительственных учреждениях. Эти машины работают в армиях тридцати союзнических стран, а португальская фирма Uro и швейцарская MOWAG даже наладили серийное производство копий американского внедорожника для нужд вооруженных сил своих стран. Сегодня Хаммерами торгуют 75 официальных дилеров, 18 из которых расположены за пределами Соединенных Штатов. Покупателям предлагаются машины с одним из четырех кузовов: двухдверный хардтоп (пикап с жесткой крышей), четырехдверный хардтоп (седан с небольшой грузовой платформой), четырехдверный «софтоп» (вариант хардтопа с брезентовой крышей) и пятидверный универсал. Как показывает проведенный недавно опрос владельцев машин, большинство из них (42%) используют автомобиль на бездорожье лишь «изредка», 29% — «часто», 17% — «эпизодически». Чаще всего из строя выходят система отопления и кондиционер (у 44% автомобилей), далее следуют: элементы подвески и покрышки (30%) и заказные электрические опции (23%); 24% покупателей жалуются на утечки масла и охлаждающей жидкости. Самыми надежными узлами машины признаны двигатель, коробка передач, демультипликатор и остальные элементы трансмиссии.


Среди владельцев Хаммеров встречается немало известных имен. Из спортивных знаменитостей такие автомобили есть у баскетболиста Денниса Родмана, хоккеиста Алексея Гусарова, боксера Майка Тайсона, гонщика Эла Анзера-младшего, теннисиста Марка Филлиппуссиса и первой ракетки мира Андреа Агасси. Среди героев шоу-бизнеса перед соблазном приобрести вездеход не устояли Тед Тернер, Кулио, Арнольд Шварценеггер, Лэнс Хенриксен, Лоренцо Ламас и некогда популярный ЭмСи Хаммер (тому уж купить автомобиль-тезку — святое дело).

Из последних новостей о машине. Весной 1999 года появился улучшенный HUMMER с АБС и электронной противобуксовочной системой ТТ4 (TorqTrac4). А летом AM General продала все права на гражданскую версию HMMWV корпорации General Motors, взамен получив лицензию и оборудование для производства 6.5-литрового турбодизеля. Пока HUMMER продолжает выпускаться на одном конвейере c HMMWV. В январе 2000-го на выставке в Детройте состоялась презентация концепт-трака HUMMER H2 с современным дизайном кузова и комфортабельным салоном. Вопрос о серийном производстве Н2 остается открытым, так как отход от брутального имиджа военного внедорожника может отпугнуть значительную часть потенциальных покупателей, которым нужен автомобиль «точь-в-точь как у морских пехотинцев».


На фото: Hummer H3 Race Truck Prototype

Краткая справка о компании:

Название марки: Hummer
Страна: США (г. Мишаваке, штат Индиана)
Специализация: производство супермощных внедорожников высокой грузоподъемности

Hummer – компания, входящая в состав объединения General Motors. Производится Hummer на предприятии UAW, принадлежащем компании AM General Motors. А история Hammer не так уж и обычна...

«Рождение» Hummer’а вызвано потребностью американских военных в особо мощном, мобильном и вместительном средстве передвижения. Первые работы по созданию нового супермощного автомобиля начались в 1979 году. Проект получил название HMMWV M998, от него появилось имя для самого автомобиля - Hummer (Хаммер). Созданный внедорожник обладал мощной проходимостью, перевозя на борту целый арсенал военной техники, и стал основным средством передвижения американской армии. Впоследствии AM General заключил договор с объединением GMotors, согласно которому первые получали право на реализацию военных моделей вездехода, а GMotors – гражданских.

Почти год спустя концерн GMotors выпустил первый образец супервездехода под новой маркой М998, который был отдан в серийное производство уже в 1981 году, сейчас он известен как Н1. После успешного проведения испытательных тестов в марте 1983 года компания AM General заключила договор и выполнила первый заказ на предоставление армии ряда вездеходов модели HMMWV M998. Согласно договору General Motors был обязан каждые следующие пять лет продавать Вооружённым силам в 2 раза больше, чем в предыдущий период.

Это был самый значительный многолетний договор, заключенный Вооружёнными силами, на производство колёсных военных автомобилей. После операции «Буря в пустыне» на GMotors посыпались предложения от частных лиц. В результате чего компании пришлось выпустить гражданскую модель вездехода, которую с 1992 года могли приобрести все желающие. Высокая стоимость поставила Хаммер на уровень самых дорогих автомобилей мира, и на сегодня его цена колеблется от 70 до 85 тыс. долларов.

Особой популярностью Хаммер пользуется среди богачей стран Ближнего Востока, а также голливудских звёзд.

Модельный ряд:

Сайты для поклонников марки:

Www.rushummer.ru